Гранатовый браслет (повесть). Гранатовый браслет: главные герои, проблематика, анализ

Одним из самых известных творений Александра Куприна является «Гранатовый браслет». Жанр этого произведения определить не так просто. Его называют и повестью, и рассказом. В чем заключается разница между этими жанрами? И к какому из них все-таки относится «Гранатовый браслет»?

Сюжет

Произведение «Гранатовый браслет», жанр которого будет определен в этой статье, посвящено необыкновенной, неземной любви. Главные герои - семейная пара Вера и Василий Шеины. Действие происходит в небольшом провинциальном городе на берегу моря. Василий Шеин занимает почетную должность руководителя дворянства, что ко многому обязывает. Он присутствует на званых обедах самого высокого уровня, имеет соответствующий облик, и его семейная жизнь является образцовой. С женой Василия связывают дружные, теплые отношения. Вера давно не испытывает страстную любовь по отношению к мужу, но понимает его с полуслова, что можно сказать и о Василии.

Завязка происходит в пятой главе, когда в доме Шеиных празднуют именины хозяйки. Незаметно от гостей Вера получает подарок и приложенное к нему довольно пространное письмо. В послании - объяснение в любви. Подарок представляет собой массивный дутый браслет из низкопробного золота, украшенный гранатом.

Позже читатель узнает предысторию. Автор письма еще до замужества Веры забрасывал ее Но однажды втайне от мужа она в письменной форме запретила ему отправлять подобные послания. Отныне он ограничивался лишь поздравлениями на Новый год, Пасху и именины. Переписку он не прекратил, однако же о любви больше в своих посланиях не заговаривал.

Родные Веры, а в особенности брат Николай, были крайне возмущены подарком. И потому решили предпринять действенные методы по нейтрализации неугомонного поклонника. Однажды Василий и Николай отправились прямо домой к человеку, который более восьми лет безответно любил Веру, и в настойчивой форме потребовали прекратить письма. Также дарителю был возвращен гранатовый браслет.

Жанр

В литературе встречаются различные виды произведений: от небольшого лирического стихотворения до масштабного романа в нескольких томах. Выше было изложено вкратце содержание произведения «Гранатовый браслет». Жанр его необходимо определить. Но прежде стоит несколько слов сказать об этом литературном понятии.

Жанр - совокупность произведений, обладающих какими-либо характерными общими признаками. Это может быть и комедия, и очерк, и поэма, и роман, и повесть, и рассказ. Рассматривать будем два последних варианта. Жанр «Гранатового браслета» Куприна, разумеется, не может быть ни комедией, ни поэмой, ни романом.

Отличие между рассказом и романом существенное. Эти жанры спутать невозможно. Главная особенность рассказа - малый объем. Провести границу между ним и повестью значительно сложнее. Но отличие все-таки есть. В повести описываются события, которые являются составляющими одного цельного сюжета. Этот жанр зародился во времена Древней Руси. Первыми его примерами были произведения о подвигах русских воинов. Значительно позже этот жанр стал развивать Карамзин. А после него - Пушкин, Гоголь, Тургенев. Для повести характерно равномерное неторопливое развитие событий.

Этот жанр представляет собой небольшое реалистическое произведение. Оно напоминает западноевропейскую новеллу, но многие литературоведы выделяют рассказ в отдельный, особенный вид произведения. Для рассказа характерна неожиданная развязка. Этот жанр от повести отличается отсутствием предыстории, ограниченным числом персонажей, сосредоточенностью вокруг основного события.

Так все-таки - рассказ или повесть?

В начале статьи был изложен сюжет произведения «Гранатовый браслет». Какой жанр приходит в голову после прочтения этого произведения или даже его краткого пересказа? Несомненно, повесть. В «Гранатовом браслете» изображены персонажи, которые не имеют прямого отношения к основным событиям. Некоторые упоминаются вскользь, другие - весьма подробно. В произведении дана развернутая характеристика Анны - младшей сестры Веры. К тому же довольно подробно представлена биография генерала Аносова - друга семьи Шеиных. Он не просто только изображен автором ярко и красочно. Его присутствие в сюжете имеет символическое значение. Аносов обсуждает с Верой тему «настоящей любви, на которую мужчины теперь не способны». Он также произносит существенную фразу о чувстве, которое встретилось Вере на жизненном пути и о котором мечтает каждая женщина в мире. Но герой этот на ход событий никак не влияет. Его значение в сюжете лишь символическое.

Следует также напомнить, что в присутствует предыстория. Вера рассказывает тому же Аносову о событиях последних лет, а именно о поклоннике, который преподнес ей компрометирующий подарок. Все это позволяет с уверенностью заявить, что жанр произведения Куприна «Гранатовый браслет» - повесть. Хотя стоит добавить, что это понятие присуще исключительно русской литературе. В других языках оно не имеет точного аналога. В английском и немецком, например, произведение Куприна названо новеллой. А потому, тот, кто определит «Гранатовый браслет» рассказом, не совершит грубой ошибки.

Как истинный патриот, горячо и преданно любящий Россию, А.И. Куприн в своих произведениях затрагивает острые социальные вопросы. Наряду с проблемами «маленького» униженного человека, темой тяжкого труда мастерового люда широкий резонанс в обществе вызвало описание положения падших женщин.

Но есть одна тема, к которой автор обращается бережно и благоговейно. Для него «любовь – величайшее счастье и величайшая трагедия». Повесть «Гранатовый браслет», краткое содержание которой последует ниже, – одно из самых трогательных и лирических произведений русского писателя о любви.

«Гранатовый браслет» был написан Александром Ивановичем Куприным в 1910 году.

Обратите внимание! Сюжет повести о любви не надуман, он основан на реальных событиях.

В основу «Гранатового браслета» легла безответная любовь простого чиновника к девушке из высшего общества, с чьей семьей был в дружеских отношениях писатель.

Куприну была преподнесена анекдотическая история с письмами влюбленного юноши. А после дерзкой выходки молодого человека с дарением предмету любви гранатового браслета произошло объяснение тайного воздыхателя с братом и женихом девушки. После этого юноша исчез из поля зрения семьи навсегда.

Этот сюжет истории с браслетом, но с переосмысленной концовкой лег в основу «Гранатового браслета». Емко и ярко заключено краткое содержание повести в словах К. Паустовского: «Один их самых благоуханных и томительных рассказов о любви….– это купринский «Гранатовый браслет»

Герои произведения

Фабула повести о любви – описание взаимоотношений двух главных героев «Гранатового браслета»: княгини Веры Николаевны Шеиной и мелкого служащего — телеграфиста господина Желткова. Завязка — получение княгиней в подарок от Желткова гранатового браслета в день ее рождения. Не менее важную роль в раскрытии замысла автора играют второстепенные (внесюжетные) персонажи, воссоздающие окружение, на фоне которого разворачиваются события, а также знакомящие с различными проявлениями любви.

Главные герои «Гранатового браслета»:

  • Княгиня Вера Шеина – утонченная и образованная (выпускница Смольного института) молодая женщина, пребывающая в браке с князем Василием Шеиным несколько лет. Пара бездетна, хотя супруга мечтает о потомстве. Княгиня Вера Николаевна – образец домовитой, верной, любящей жены. Внешность она унаследовала от матери-англичанки, любит музицировать, увлекается карточными играми.
  • Г.С. Желтков – небогатый молодой мужчина, служащий телеграфистом. Возраст не более 35 лет. Снимает скромное жилье у старушки-польки, привязавшейся к нему, как к сыну. Искренне и безответно любит княгиню Веру Шеину на протяжении 8 лет. Начал писать ей пылкие письма, когда девушка не была еще замужем. О чем были послания? О любви – то нежно-просящей, то пугающе-угрожающей.
  • Князь Василий Шеин – муж Веры Николаевны. Спокойный уравновешенный мужчина, чуткий, он ценит свою жену. Князь обаятелен, знает множество забавных историй, веселит гостей дружескими шаржами.
  • Николай Мирза-Булат Тугановский – брат княгини Веры Шеиной. Серьезный, эмоционально холодный молодой человек. Служит помощником прокурора. Не женат.

Второстепенные, но важные персонажи:

  • Анна Николаевна (по мужу Фриессе) – сестра княгини Веры, уродившаяся внешностью в отца-татарина. Женщина кокетлива, весела, но совершенно равнодушна к богатому, глуповатому мужу. Она обожает старшую сестру Веру.
  • Яков Михайлович Аносов – генерал, давний друг семьи Тугановских. Участвовал в военных кампаниях, получил боевые ранения, почти потерял слух. Он обожает Веру и Анну, как своих дочерей. Те также относятся к нему с нежностью и любовью, ласково называя Аносова «наш дедушка».

Повесть «Гранатовый браслет» содержит более двадцати персонажей, несмотря на ограниченный объем повествования жанра рассказа. Но каждое действующее лицо помогает донести автору идею произведения.

Любовь побеждает смерть – вот о чем повесть Куприна «Гранатовый браслет».

Полезное видео: краткое содержание — Гранатовый браслет

Сюжетная линия кратко по главам

Для ознакомления с мотивами и персонажами рассказа о любви вниманию читателя предлагается краткое содержание «Гранатового браслета». Нелишним будет отметить, что для ощущения всей прелести произведения, написанного на красивом русском литературном языке, читать «Гранатовый браслет» лучше в подлиннике.

Глава 1

Неожиданно для этого времени года (середина августа) жизнь на черноморском побережье омрачилась промозглой холодной погодой. Княгиня Вера Шеина не могла перебраться по примеру соседей в городскую квартиру из-за шедшего там ремонта. Но, к счастью, в сентябре установились ясные погожие дни, и княгиня начала готовиться к своим именинам.

Княгиня Вера Шеина

Глава 2

17 сентября княгиня ожидала приезда гостей, радуясь, что проводить день рождения пришлось на даче – это значительно сократило расходы на праздничный стол. Приходилось экономить на всем, ведь родовое имение пришло в полный упадок, а положение мужа в обществе вынуждало жить не по средствам.

Вера с утра получила в подарок от мужа жемчужные грушевидные серьги и пребывала в приподнятом настроении. На помощь княгине приехала ее младшая сестра Анна. Трудно было с первого взгляда распознать в них сестер – насколько внешне женщины были несхожи.

Княгиня Вера, унаследовавшая гордую холодноватую англосаксонскую красоту матери, была изысканно «строго проста,..чуть свысока любезна и царственно хладнокровна со всеми».

Приземистая Анна, в жилах которой преобладала монгольская кровь отцовских предков, со скуластым, но миленьким личиком была легкомысленно смешлива, кокетлива, задорна, весела, чем нравилась многим мужчинам. Замужем Анна была за богатым, но недалеким человеком, которого презирала и высмеивала, хотя, несмотря на любовь к флирту, была ему верна. Она родила в браке двоих детей, ставших предметом обожания и любви для сестры Веры, бездетной в ту пору.

Столь разительные отличия во внешности и в характере сестер не сказались на искренней привязанности женщин друг к другу.

Глава 3

Прервав хлопоты по подготовке к званому обеду, сестры решили передохнуть у берега моря. Анна безотрывно любовалась и восхищалась безбрежной синевой водных просторов. Вере же прискучили изо дня в день повторяющиеся виды, княгиня тосковала по соснам, мхам, прохладе лесов – всему, что так дорого сердцу северян.

В подарок Анна преподнесла Вере изящную антикварную прелестную вещицу – записную книжку в синем бархатном переплете с листочками из слоновой кости и филигранным узором на обложке.

Глава 4

К вечеру чета Шеиных начала принимать съезжавшихся гостей. Среди приглашенных были вдовая сестра князя, брат хозяйки Николай Николаевич, институтская подруга Веры Шеиной музыкантша Женни Рейтер, супруг Анны с приятелем и еще несколько принимаемых в обществе человек.

Самым долгожданным гостем был боевой генерал Аносов Яков Михайлович. Практически вся глава даже в кратком содержании «Гранатового браслета» посвящена описанию колоритной фигуры убеленного сединами воина.

«Большое» грубовато высеченное лицо старца оживляло «добродушно-величавое», даже слегка надменно-спокойное выражение глаз, свойственное людям, близко видевшим смерть на полях сражений. Неизменным атрибутом в руках генерала был слуховой рожок, так как в результате ранения в голову Аносов почти оглох.

Генерал был однополчанином и другом покойного отца сестер Тугановских. Поселившись в городке К., он искренне привязался к семейству товарища. Девочек Аносов знал с детства (Анна даже была его крестницей), а так как своя семья распалась у него еще в молодости, то всю нерастраченную нежность и любовь перенес мужчина на эти создания. Сестры платили ему той же монетой и начинали скучать, если долго не видели «своего дедушку» без его повествований о военных походах и сражениях.

Аносов Яков Михайлович

Глава 5

Праздничный обед был в самом разгаре. Хозяин вечера князь Василий Шеин, слывший прекрасным рассказчиком с тонким чувством юмора, развлекал гостей очередными байками, в которых реальность перемежалась с художественным вымыслом. Героем рассказа в этот вечер стал брат княгини Николай Мирза-Булат-Тугановский, предпринявший неудачную попытку жениться. Гости вместе с главным персонажем покатывались со смеху.

Княгиня Вера, отказавшись принять участие в покере, с неудовольствием отметила количество присутствовавших – их было 13 (женщина была суеверна). Горничная вызвала княгиню в кабинет, где передала хозяйке перевязанный лентой пакет и записку. Из женского любопытства Вера вскрыла пакет. В нем находилось украшение в виде гранатового браслета.

Снаружи золотой дутый массив браслета был покрыт плохо отшлифованными гранатами. В центре браслета чудесно выделялся зеленый гроссуляр, окруженный пятью красными горошинами, которые при повороте и преломлении света вспыхивали «прелестными огнями». Сердце княгини в тревоге сжалось: эти живые огоньки на браслете напоминали ей капли крови.

Развернув письмо, княгиня с досадой отметила, что подаренный браслет и записку она получила от давнего тайного поклонника, некогда забрасывавшего барышню письмами с изъявлением своей любви. В послании господин в самых вежливых и почтительных выражениях поздравлял женщину с Днем Ангела, желал ей счастья, приносил извинения за давние «дикие и глупые» письмена о любви, просил принять от него в дар браслет — точную копию их семейной реликвии, – поэтому камни чистые. Она будет первой хозяйкой браслета.

Такое подробное описание гранатового браслета в романе неслучайно. По преданиям гранат благоволит влюбленным, защищает семейный очаг, принося спокойствие, любовь и лад в дом. Это же объясняет Г.С.Ж в своей записке: «Зеленый гранат способен наделить благом предвиденья женщин, гнать прочь дурные мысли, мужчин же хранит от посягательств на жизнь».

Княгиня Вера, прочтя письмо, находится в сомнении: показывать ли мужу подаренный незнакомцем браслет.

Глава 6

Вечер продолжался. Часть гостей переместилась играть в винт, часть внимала пению приглашенного завсегдатая балов под аккомпанемент Женни, часть сгрудилась вокруг князя Шеина, развлекавшего окружение шутливыми рассказами.

Сегодня, несмотря на протест Веры, повествование шло о бедном телеграфисте, давно безответно влюбленном в княгиню. Рассказ дополнялся юмористическими рисунками, в которых юноша представал в разных образах. Рассказ комично заканчивался картиной смерти бедного служащего от неразделенной любви и разбитого сердца.

Глава 7

После чаепития гости стали разъезжаться. Оставшиеся разместились на террасе. Сестры, как в детстве, слушали рассказы старика Аносова. Он им поведал историю своей мимолетной любви с болгарочкой во время боевого похода. Все было целомудренно – молодые не преступили заветную черту, но воспоминания, как сладкое послевкусие, оставили след в сердце. «Была ли это любовь или иное чувство» – никто не даст ответа.

Отправившись провожать «дедушку», княгиня попросила мужа прочесть полученное письмо от молодого человека.

Глава 8

Провожая старого генерала, княгиня Вера продолжила расспрашивать его о превратностях любви. Аносов поведал грустную и в то же время трагикомичную историю своей женитьбы. Чистая и невинная девушка после полугода брака превратилась в склочную неопрятную визгливую бабу – отчаянную кокетку и жеманницу.

Сбежав с красавчиком-актером, она пыталась впоследствии вернуться к мужу, но Аносов ее не принял, хотя и не отказал в содержании до самой кончины бывшей жены.

На своем веку генерал повидал крайние случаи проявления болезненной любви. Первый был продиктован глупостью и закончился трагедией, второй – мягкотелостью и неуместной жалостью.

Скорее всего, отметил Аносов, ему не удалось встретить истинную любовь. В представлении генерала «любовь трагедийна – это величайшая тайна в мире».

Расспросив княгиню о загадочном поклоннике, благородный старец произнес, что вероятно жизненный путь Веры золотой нитью пересекла «та всепоглощающая, ничего не требующая самоотверженная любовь», встретить которую жаждет каждая женщина.

Глава 9

Дома княгиня Вера включилась в обсуждение поступка неизвестного поклонника. Брат резко настаивал на немедленном пресечении «глупостей» тайного воздыхателя. А браслет считал неуместной дерзостью, способной сказаться на репутации семьи. Решено было назавтра отправиться к господину Ж., вернуть подаренный браслет и потребовать оставить замужнюю женщину в покое.

Глава 10

Днем позже Николай Николаевич и Василий Львович посетили анонимного влюбленного. Под инициалами Г.С.Ж скрывался господин Желтков. На вид ему было не более 35 лет. Лицо, обрамленное длинными пушистыми волосами, казалось детским и бесхитростным. Худые пальцы нервно теребили борта кургузого пиджачка, сам он был высок и нескладен. Обстановка комнаты – простая и небогатая, свидетельствовала о невысоких доходах постояльца.

Николай без длинных предисловий объявил цель прихода – своим подарком в виде браслета молодой человек оскорбил даму, оказав неуважение не только княгине, но и всему семейству. Желтков, по большей части обращаясь к Шеину, согласился со всеми предъявляемыми претензиями, но просил иметь в виду, что ничего дурного он в мыслях не держал.

Мужчина объяснил, что любит Веру Николаевну, что любовь эта сильнее его, и забыть женщину он не в силах. Лишь один выход видит он – принять смерть в любой форме. Затем Желтков попросил разрешения ненадолго отлучиться, чтобы переговорить по телефону с княгиней.

Во время объяснения бедного поклонника Василий Шеин безотрывно следил за лицом молодого человека, в глазах которого не было и тени лукавства. «Он совершенно не способен на ложь и обман…. Разве можно винить его в любви, ведь любовь неуправляема…». Князь проникся сочувствием к юноше, в отличие от Николая, державшего себя с Желтковым высокомерно и надменно.

По возвращению молодой человек обещал исчезнуть из жизни Шеиных навсегда, тем более сама княгиня Вера Николаевна просила «скорее прекратить эту историю» с браслетом.

Дома все подробности визита были переданы княгине. «Этот человек убьет себя,» — поняла Вера.

Глава 11

Наутро княгиня, томимая нехорошими предчувствиями, прочла в газетах о загадочной гибели г-на Желткова. Причиной самоубийства якобы стала растрата казенных денег. Веру пронзила мысль, что в ее жизни случилась та настоящая любовь, о которой ранее поведал генерал Аносов.

Позже почтальон вручил княгине Вере Николаевне прощальное письмо от поклонника. В сообщении Желтков благодарил княгиню Веру «за огромное счастье – любовь» к ней и каялся за то, что «неудобным клином» ворвался в ее судьбу. Рефреном в письме повторялась фраза «Да святится имя Твое». Письмо заканчивалось скромной просьбой: в память о бедном влюбленном слушать сонату №2 Бетховена.

Княгиня Вера с разрешения мужа решила проститься с человеком, так преданно любившим ее.

Глава 12

Без труда отыскав квартиру г-на Желткова, княгиня выслушала слова сожаления от квартирной хозяйки. Пожилая женщина очень привязалась к «пану Ежию» и считала его почти своим сыном. Она рассказала о последних часах мужчины, о его просьбе повесить гранатовый браслет на икону Божьей матери.

Затем хозяйка оставила княгиню наедине с покойным. Вера поразилась спокойному, умиротворенному, почти счастливому выражению лица мужчины, будто перед смертью ему открылась «какая-то сладостная тайна, разом разрешившая его жизнь». Вера не могла сдержать слез – горьких, и в то же время очищающих.

Княгиня возле покойного

Глава 13

Застав по возвращению поздним вечером домой одну лишь Женни Рейтер, княгиня Вера тут же попросила ее сыграть что-нибудь, нисколько не сомневаясь, что подруга по наитию выберет ту самую мелодию. И действительно: как бальзам на душу полились звуки второй бетховенской сонаты.

Вера плакала, сожалея одновременно об упущенной большой любви и успокаиваясь от бессмертной мелодии. А в голове женщины звучала фраза «Да святится имя Твое». С последними аккордами пришло к ней успокоение.

На вопрос подруги о причинах слез, княгиня Вера ответила непонятной для Женни фразой: «Все хорошо. Теперь он меня простил».

Полезное видео: «Гранатовый браслет» – за 8 минут!

Заключение

Знакомство с повествованием «Гранатового браслета» даже в кратком изложении подтолкнет читателя погрузиться в сладостный мир пусть безответной, но безгрешной и самоотверженной любви. И тогда для получения истинного наслаждения от пера великого мастера захочется прочесть рассказ о любви полностью – без купюр и сокращений.

Сам Куприн в письме к Батюшкову признавался: «Кажется, ничего целомудреннее «Гранатового браслета» я не писал». Критики после выхода в 1911 году произведения в свет встретили рассказ восторженными рецензиями. « Гранатовый браслет» — это подарок новому поколению, это призыв к настоящей большой любви» – писал литературовед В.Л. Рогачевский. «Я рад,» – вторит ему М. Горький, – «Начинается хорошая литература».

Одно из самых известных произведений Александра Куприна - «Гранатовый браслет». К какому жанру относится история о безответной любви скромного чиновника Желткова? Чаще это произведение называют рассказом. Но в нём присутствуют и черты, характерные для повести. Определить жанр «Гранатового браслета», оказывается, непросто.

Для того чтобы сделать это, следует вспомнить содержание произведения Куприна, а также рассмотреть особенности и рассказа, и повести.

Что такое рассказ?

Под этим литературным термином понимают сочинение малой прозы. Синоним к этому слову — «новелла». Рассказами обычно называли свои произведения русские писатели. Новелла — понятие, присущее больше зарубежной литературе. Существенной разницы между ними нет. И в первом, и во втором случае речь идет о произведении небольшого объёма, в котором встречается всего несколько героев. Важная особенность — наличие только одной сюжетной линии.

Структура такого произведения довольно проста: завязка, кульминация, развязка. В русской литературе XIX века повестью часто называли то, что сегодня принято именовать рассказом. Яркий пример — всем известные произведения Пушкина. Писатель создал несколько рассказов, сюжет которых ему якобы поведал некий Белкин, и назвал их повестями. В каждом из этих произведений персонажей немного и всего по одной сюжетной линии. Так почему же Пушкин не назвал свой сборник «Рассказы Белкина»? Дело в том, что литературная терминология XIX века несколько отличается от современной.

А вот жанровая принадлежность произведений Чехова сомнений не вызывает. События в рассказах этого писателя вращаются вокруг каких-либо, на первый взгляд, мелких происшествий, позволяющих героям взглянуть на свою жизнь иначе. Лишних персонажей в произведениях Чехова нет. Рассказы его четки, лаконичны. То же самое можно сказать и о прозе более поздних авторов — Леонида Андреева, Ивана Бунина.

Что такое повесть?

Произведение этого жанра занимает промежуточную позицию между рассказом и романом. В зарубежной литературе понятие "повесть" отсутствует. Английские и французские авторы создавали либо новеллы, либо романы.

В Древней Руси повестью называли любое прозаическое произведение. Со временем термин приобрел более узкое значение. До середины XIX века под ним понимали сочинение небольшого размера, но большего, нежели рассказ. Героев в повести обычно значительно меньше, чем в эпопее «Война и мир», но больше, чем в чеховском «Бумажнике». Все же современные литературоведы порой затрудняются определить жанр того или иного произведения, написанного более 200 лет назад.

В повести события вращаются вокруг главного героя. Действия происходят в небольшой период времени. То есть если в произведении рассказано о том, как герой появился на свет, окончил школу, университет, сделал успешную карьеру, а затем, ближе к семидесятилетию, благополучно скончался в своей постели, то это роман, но никак не повесть.

Если показан всего один день из жизни персонажа, а в сюжете присутствуют два-три действующих лица, это рассказ. Пожалуй, самым четким определением повести будет следующее: «произведение, которое нельзя назвать ни романом, ни рассказом». Каков жанр «Гранатового браслета»? Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомним содержание.

«Гранатовый браслет»

Произведение к жанру рассказа с уверенностью можно отнести, если в нём идёт речь о двух-трех персонажах. Здесь героев больше.

Вера Шеина замужем за добрым и благовоспитанным человеком. Ей нет никакого дела до телеграфиста, который регулярно пишет ей любовные письма. Более того, она и лица его никогда не видела. Равнодушие Веры сменяется чувством тревоги, а затем жалостью и сожалением после того, как она получает в подарок от телеграфиста гранатовый браслет.

Жанр этого произведения можно было бы определить с легкостью, если бы Куприн исключил из повествования таких персонажей, как генерал Аносов, брат и сестра Веры. Но эти герои не просто присутствуют в сюжете. Они, а в особенности генерал, играют определенную роль.

Вспомним несколько историй, включённых Куприным в «Гранатовый браслет». Жанр произведения можно определить в процессе его художественного анализа. А для этого следует снова обратиться к содержанию.

Безумная любовь

Офицер влюбился в жену полкового командира. Эта женщина не отличалась привлекательностью, к тому же была морфинисткой. Но любовь зла… Роман длился недолго. Опытной женщине молодой возлюбленный вскоре надоел.

Гарнизонная жизнь скучна и однообразна. Жене военного, видимо, захотелось скрасить будни острыми ощущениями, и она потребовала от прежнего возлюбленного доказательств любви. А именно броситься под поезд. Он не погиб, но остался на всю жизнь инвалидом.

Любовный треугольник

Еще об одном случае из гарнизонной жизни повествует другая история, включенная в «Гранатовый браслет». Жанр ее можно было бы с легкостью определить, если б она представляла собой отдельное произведение. Это был бы классический рассказ.

Жена отважного офицера, весьма уважаемого солдатами, влюбилась в поручика. Завязался страстный роман. Изменница отнюдь не скрывала своих чувств. Более того, муж был хорошо осведомлён о ее отношениях с любовником. Когда же полк отправили на войну, она пригрозила ему разводом в случае, если что-то случится с поручиком. Мужчина ходил на саперные работы вместо любовника своей супруги. Проверял сторожевые посты за него по ночам. Делал всё, чтобы сохранить здоровье и жизнь своему сопернику.

Генерал

Эти истории приведены неслучайно. Их поведал Вере генерал Аносов - один из наиболее ярких персонажей «Гранатового браслета». Жанр этого произведения не вызывал бы сомнения, если бы в нём не было этого колоритного героя. В таком случае это был бы рассказ. Но генерал отвлекает читателя от основной сюжетной линии. Помимо вышеприведённых историй, Вере он также рассказывает о некоторых фактах из своей биографии. Кроме того, Куприн уделил внимание и другим второстепенным героям (например, сестре Веры Шеиной). Структура произведения от этого стала более сложной, сюжет глубоким и интересным.

Истории, рассказанные Аносовым, производят впечатление на главную героиню. А его рассуждения о любви заставляют взглянуть княгиню иначе на чувства безликого телеграфиста.

К какому жанру относится «Гранатовый браслет»?

Выше было сказано о том, что в литературе раньше не было четкого разделения между такими понятиями, как рассказ и повесть. Но так было лишь в начале XIX века. Произведение, о котором речь идёт в этой статье, Куприн написал в 1910 году. К тому времени уже сформировались понятия, которыми пользуются современные литературоведы.

Писатель определил свое произведение как повесть. Называть «Гранатовый браслет» рассказом неправильно. Впрочем, ошибка эта простительная. Как сказал не без доли иронии один известный литературный критик, отличить рассказ от повести в совершенстве не умеет никто, но на эту тему любят спорить студенты-филологи.

«Это камень любви, гнева и крови. На руке человека, томящегося в лихорадке или опьяненного желанием, он становится теплее и горит красным пламенем... Если растолочь его а порошок и принимать с водой, он дает румянец лицу, успокаивает желудок и веселит душу. Носящий его приобретает власть над людьми. Он врачует сердце, мозг и » - так в рассказе «Суламифъ» царь Соломон, даря своей возлюбленной драгоценности, говорит о «внутренней природе камней, об их волшебных свойствах и таинственных значениях».

Итак, главная героиня рассказа княгиня Вера Николаевна Шеина получила на изменив и другую драгоценность - серьги из грушевидных жемчужин от мужа. Жемчуг же издавна являлся символом, с одной стороны, духовной частоты, с другой - недоброго предзнаменования. Предчувствуем именно недобрых предзнаменований пронизан рассказ.

Вспомним, с чего все начинается. С пейзажа, с описания «отвратительных погод», принесших холод, ураганный ветер, на смену, которым приходят прелестные солнечные дни. Вновь вернувшееся лето кратковременно, как коротка спокойна радость Веры. Ее ожидание «чего-то счастливо-чудесного» от дня своих именин, то и дело омрачается вроде бы незначительными происшествиями. Вот Анна, ее любимая сестра, «быстро подойдя к самому краю обрыва, отвесной стеной падавшего в море, заглянула вниз и вдруг вскрикнула в ужасе и отшатнулась назад с побледневшим лицом». Вот вспомнили о морском петухе, которого утром принес рыбак: «Прямо какое-то чудовище. Даже страшно». Вот Вера «машинально пересчитала гостей. Оказалось - тридцать». Вот в разгар карточной игры горничная приносит письмо и браслет с пятью гранатами. «Точно кровь», - думает Вера с неожиданной тревогой. Так исподволь готовит автор своих читателей к главной теме рассказа.

События рассказа разворачиваются неспешно: идут приготовления к именинному обеду, постепенно съезжаются гости. Исподволь входит на страницы рассказа его основная тема - тема любви. «Редчайший дар высокой и безответной любви стал «громадным счастьем», единственным содержанием, поэзией жизни Желткова. Феноменальность его переживаний поднимает образ молодого человека над всеми другими героями рассказа. Не только грубый, недалекий Тугановский, легкомысленная кокетка Анна, но и умный, совестливый Шеин, почитающий любовь «величайшей тайной» Аносов, сама прекрасная и чистая Вера Николаевна пребывают в явно сниженной бытовой среде» (Л. Смирнова). Однако смысл рассказа совсем не в противопоставлении героев - княгини Шеиной и чиновника Желткова. В рассказе все глубже и тоньше.

Значительность произведению придает тема любви. С ее появлением все повествование приобретает иную эмоциональную окраску. Вот первое упоминание слова «любовь» на страницах рассказа: «Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы, всеми силами старалась помочь князю удержаться от полного разорения». С первых строк возникает ощущение увядания: сходное с осенней природой однообразное, словно дремотное существование семьи Шеиных, где укрепились прочные отношения, а чувства словно уснули. Однако любовь была вовсе не чужда Вере, просто стремление к ней притупилось. Она «была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна». Это спокойствие и убивает Желтков.

Портрет Желткова как будто предвосхищен словами генерала: «...очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине». Насколько обманчивы оказываются это впечатление! Даже князь Шеин способен оценить благородство души и силу любви этого худощавого телеграфиста: «... но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать». Именно поэтому он разрешит Желткову написать последнее письмо Вере, письмо, которое окажется сродни стихам о любви, в нем впервые будут сказаны слова, ставшие рефреном заключительной главы: « ». Несколькими годами раньше в одном из стихотворений цикла о Прекрасной Даме их использовал поэт . Дар предвидения, который подарил ей гранатовый браслет. По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти.

Александра Ивановича Куприна как человека и писателя сформировало грозовое время первой русской революции. Это оно сообщило купринским картинам - как ни мрачна была их правда - мечту о будущем, страстное ожидание бури, которая очистит и преобразит мир. Заветная мысль Куприна-гуманиста о трагическом противоречии бытия: изначально прекрасный человек среди благой и щедрой природы и - жестокий, противоестественный собственнический строй, несущий ему мучения и гибель.

Одним из замечательных созданий А. И. Куприна является повесть о любви «Гранатовый браслет». Сам называл ее «милой» и признавался, что «...ничего более целомудренного не писал». Сюжет повести прост: молодой телеграфист цавно и безнадежно влюблен в княгиню Веру Николаевну Шеину. Юноша не выдерживает мук любви и добровольно уходит 13 жизни, а Вера Николаевна понимает, мимо какой великой любви она прошла. Из простого, даже примитивного сюжета Куприн смог сотворить прекрасный , не увядающий уже многие десятилетия.

Княгиня Вера любима и любит мужа, «прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы, она всеми силами помогает князю...» Они занимают видное положение в обществе: он предводитель дворянства. Княгиня окружена блестящим обществом, но откуда эта щемящая тоска, не покидающая ее. Слушая рассказы дедушки о любви, Вера Николаевна понимает, что она знала человека, который был способен на истинную любовь - «бескорыстную, самоотверженную, не ждущую награды. Про которую сказано - «сильна как смерть» ...такая любовь, для которой совершить любой , отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а даже радость... Любовь должна быть трагедией...»

Не такую ли любовь испытывает «маленький телеграфист» Желтков? Куприн блестяще показывает, что не зависят высокие моральные качества от сословной принадлежности человека. Это дано Богом - душа, способная любить, может жить в бедной лачуге и во дворце. Для нее не существует ни границ, ни расстояний, ни запретов. Желтков признается, что не в силах разлюбить княгиню Веру. Только смерть сможет оборвать это прекрасное и трагическое чувство. Как созвучны мысли бедняка Желткова и аристократа Аносова. «Семь лет безнадежной и вежливой любви» телеграфиста дают ему право на уважение. Муж Веры, Василий Львович, понял Желткова, может быть, позавидовал таланту этого человека.

После кончины Желткова княгиня Вера казнится, что не предотвратила его самоубийства, хотя чувствовала, предвидела такой конец. Она задает себе вопрос: «Что это было: любовь или сумасшествие?» Василий Львович признается жене, что Желтков не был сумасшедшим. Это был великий влюбленный, который не мыслил свою жизнь без любви к княгине Вере, и когда ушла последняя надежда, он умер. Неизъяснимая тоска охватывает княгиню Веру, когда она видит мертвого Желткова и понимает, «что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее...»

Куприн не дает никаких оценок и нравоучений. Писатель лишь передает прекрасную и грустную историю о любви. Души героев проснулись в ответ на великую любовь, и это главное.

Вступление
“Гранатовый браслет” – одна из самых известных повестей русского прозаика Александра Ивановича Куприна. Она вышла в свет в 1910 году, но для отечественного читателя по-прежнему остается символом бескорыстной искренней любви, такой, о которой грезят девушки, и той, что мы так часто упускаем. Ранее мы публиковали этого чудесного произведения. В этой же публикации мы расскажем вам о главных героях, сделаем анализ произведения и поговорим о его проблематике.

События повести начинают разворачиваться в день рождения княгини Веры Николаевны Шеиной. Празднуют на даче в кругу самых близких людей. В разгар веселья виновница торжества получает подарок – гранатовый браслет. Отправитель решил остаться неузнанным и подписал короткую записку лишь инициалами ГСЖ. Однако все сразу догадываются, что это давний поклонник Веры, некий мелкий чиновник, который вот уже много лет заваливает ее любовными письмами. Муж и брат княгини быстро вычисляют личность докучливого ухажера и на следующий день отправляются к нему домой.

В убогой квартирке их встречает робкий чиновник по фамилии Желтков, он безропотно соглашается забрать подарок и обещает больше никогда не появляться на глаза почтенного семейства при условии, что сделает последний прощальный звонок Вере и удостоверится, что она не хочет с ним знаться. Вера Николаевна, конечно же, просит Желткова оставить ее. На следующее утро в газетах напишут, что некий чиновник свел счеты с жизнью. В прощальной записке он написал, что растратил казенное имущество.

Главные герои: характеристика ключевых образов

Куприн – мастер портрета, причем, через внешность он прорисовывает характер персонажей. Каждому герою автор уделяет много внимания, отведя добрую половину повести для портретных характеристик и воспоминаний, что также раскрывают действующие лица. Главными героями повести являются:

  • – княгиня, центральный женский образ;
  • – муж ее, князь, губернский предводитель дворянства;
  • – мелкий чиновник контрольной палаты, страстно влюблен в Веру Николаевну;
  • Анна Николаевна Фриессе – младшая сестра Веры;
  • Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский – брат Веры и Анны;
  • Яков Михайлович Аносов – генерал, военный товарищ отца Веры, близкий друг семьи.

Вера – идеальная представительница высшего света и во внешности, и в манерах, и в характере.

“Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя и довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно увидеть на старинных миниатюрах”

Княгиня Вера была замужем за Василием Николаевичем Шеиным. Их любовь уже давно перестала быть страстной и перешла в ту спокойную стадию взаимного уважения и нежной дружбы. Союз их был счастливым. Детей у пары не было, хотя Вера Николаевна страстно хотела малыша, а потому все свое нерастраченное чувство отдавала детям своей младшей сестры.

Вера была царственно спокойна, со всеми холодно любезна, но вместе с тем весьма смешлива, открыта и искрення с близкими людьми. Ей были не присущи такие женские уловки, как жеманство и кокетство. Несмотря на свой высокий статус, Вера была весьма благоразумна, и зная, как неудачно идут дела у ее мужа, старалась порой обделить себя, чтобы не поставить его в неудобное положение.



Муж Веры Николаевны – талантливый, приятный, галантный, благородный человек. У него потрясающее чувство юмора, он блестящий рассказчик. Шеин ведет домашний журнал, в который заносятся невыдуманные истории с картинками о жизни семейства и его приближенных.

Василий Львович любит жену, возможно, не так страстно, как в первые годы брака, но кто знает, как долго на самом деле живет страсть? Супруг глубоко уважает ее мнение, чувства, личность. Он сострадателен и милосерден к другим, даже тем, кто многим ниже его по статусу (об этом свидетельствует его встреча с Желтковым). Шеин благороден и наделен мужеством признавать ошибки и собственную неправоту.



С Чиновником Желтковым мы впервые встречаемся ближе к концу повести. До этого момента он присутствует в произведении незримо в гротескном образе недотепы, чудака, влюбленного дурачка. Когда долгожданная встреча наконец-то происходит мы видим перед собой человека кроткого и застенчивого, таких принято не замечать и называть “маленькими”:

“Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами”

Его речи, однако, лишены сумбурной блажи сумасшедшего. Он вполне отдает отчет своим словам и поступкам. Несмотря на кажущуюся трусость, этот человек очень отважен, он смело говорит князю, законному супругу Веры Николаевны, что влюблен в нее и ничего не может с этим поделать. Желтков не лебезит перед чином и положением в обществе своих гостей. Он покоряется, но не судьбе, а только лишь своей возлюбленной. А еще он умеет любить – беззаветно и искренне.

“Случилось так, что меня в жизни не интересует ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это”

Анализ произведения

Идею своего рассказа Куприн почерпнул из реальной жизни. В действительности история носила скорее анекдотический характер. Некий бедолага-телеграфист по фамилии Желтиков был влюблен в жену одного из российских генералов. Однажды этот чудак так расхрабрился, что послал своей возлюбленной простенькую золотую цепочку с кулоном в виде пасхального яйца. Умора да и только! Все смеялись над глупеньким телеграфистом, но пытливый писательский ум решил заглянуть дальше анекдота, ведь за видимым курьезом всегда может таиться настоящая драма.

Также и в “Гранатовом браслете” Шеины с гостями сперва потешаются над Желтковым. У Василия Львовича на этот счет есть даже забавная история в домашнем журнале под названием “Княгиня Вера и влюбленный телеграфист”. Людям свойственно не задумываться над чужими чувствами. Шеины не были плохими, черствыми, бездушными (это доказывает метаморфоза в них после знакомства с Желтковым), просто они не верили, что любовь, в которой признавался чиновник, может существовать..

В произведении множество символических элементов. К примеру, гранатовый браслет. Гранат – камень любви, гнева и крови. Если его возьмет в руку человек в лихорадке (параллель с выражением “любовная лихорадка”), то камень примет более насыщенный оттенок. По словам самого Желткова, этот особый вид граната (зеленый гранат) наделяет женщин даром предвидения, а мужчин защищает от насильственной смерти. Желтков, расставшись с браслетом-оберегом, погибает, а Вера нежданно для себя предсказывает его кончину.

Еще один символичный камень – жемчуг – также фигурирует в произведении. Жемчужные сережки Вера получает в подарок от мужа утром в день именин. Жемчуг, несмотря на свою красоту и благородство, является предзнаменованием дурной вести.
Что-то плохое также пыталась предсказать погода. Накануне рокового дня разразилась ужасная буря, но в день рождения все успокоилось, выглянуло солнце и стояла тихая погода, словно затишье перед оглушительным раскатом грома и еще более сильным штормом.

Проблематика повести

Ключевая проблема произведения в вопросе “Что есть настоящая любовь?” Для того чтобы “эксперимент” был чистым, автор приводит разные виды “любовей”. Это и нежная любовь-дружба Шеиных, и расчетливая, удобная, любовь Анны Фриессе к своему неприлично богатому старику-мужу, что слепо обожает свою половинку, и давно забытая древняя любовь генерала Амосова, и всепоглощающая любовь-поклонение Желткова к Вере.

Главная героиня сама долго не может понять – любовь это или сумасшествие, но заглянув в его лицо, пусть и сокрытое маской смерти, она убеждается – это была любовь. Те же выводы делает Василий Львович, встретившись с воздыхателем жены. И если сперва он был настроен несколько воинственно, то потом не смог злиться на несчастного, ведь, кажется, ему была открыта тайна, которую ни он, ни Вера, ни их друзья не смогли постичь.

Люди по своей природе эгоистичны и даже в любви в первую очередь думают о своих чувствах, маскируя собственный эгоцентризм от второй половинки и даже себя. Истинная любовь, что между мужчиной и женщиной встречается раз в сотню лет, на первое место ставит возлюбленного. Так и Желтков покойно отпускает Веру, потому что только так она будет счастлива. Проблема лишь в том, что без нее ему не нужна жизнь. В его мире самоубийство вполне закономерный шаг.

4.1 (82.22%) 9 votes