Свадьба Элизабет Тейлор и Ричарда Бертона: интересные факты. Великие истории любви: Элизабет Тейлор и Ричард Бартон

Великолепная голливудская актриса Элизабет Тейлор известна не только своим выдающимся актерским талантом, «горячим» темпераментом, яркой внешностью и коллекцией роскошных драгоценностей, но и многочисленными любовными романами, за которыми с интересом наблюдал весь мир.

Страстная и красивая женщина за всю свою жизнь успела побывать в браке целых 8 раз! Причем, два раза она выходила замуж за одного и того же мужчину. Его имя — Ричард Бартон, и это самая красивая и самая яркая голливудская lovestory ХХ века…

Первая встреча

Как и многие актерские пары, Элизабет и Ричард впервые встретились на съемочной площадке. Это был 1962 год, съемки проходили в Риме: Тейлор была выбрана на роль Клеопатры в одноименной картине Джозефа Манкевича, а Бартон получил роль Марка Антония. Элизабет на тот момент уже была известной актрисой, а Ричард в Голливуде еще не был популярен, зато мужчина успел стать настоящей звездой лондонской театральной сцены.

Бартон тогда был уже женат. Актер даже взял с собой на съемки супругу и двоих детей. Элизабет тоже была несвободна: дома ее ждал муж — Эдди Фишер.

Первую встречу с любовью всей своей жизни Лиз совсем не запомнила, а вот актер был очень впечатлен.

«Она была так красива, что я чуть не расхохотался в голос. Элизабет была потрясающей. Великолепной. Она засасывала, как черная дыра. И ей было плевать на меня».

Ричард Бартон

Страсть разгорелась внезапно, во время съемок одной из первых любовных сцен. Члены съемочной группы сразу заметили, что между актерами, исполняющими главные роли, проскакивают искры: поцелуи длились дольше, чем должны были по сценарию, Ричард и Элизабет постоянно куда-то пропадали в перерывах между съемками, а потом и вовсе начали пропускать съемочные дни из-за своих свиданий.

Страсть

Влюбленные обладали бешеным темпераментом: они часто ссорились, жарко мирились, а затем, не сказав никому ни слова, снова исчезали на несколько дней. Чтобы остаться наедине им приходилось убегать от всего мира: от работы, друзей и законных супругов. Однажды Ричард и Элизабет сбежали со съемочной площадки и уехали на виллу в Порто-Сан-Стефано. О том, где находятся актеры, и что их роман развивается полным ходом, общественность могла бы и не узнать, если бы не пронырливые папарацци, запечатлевшие отдых знаменитостей на арендованной яхте.

15 марта 1964 года Бартон и Тейлор под фамилией Смит заселились в отель «Ритц» в Монреале и в тот же день стали законными супругами.

В качестве свадебного наряда для невесты художником по костюмам Ирен Шараф было создано нежно-желтое шифоновое платье. Голову Элизабет украсила цветами: лилиями и гиацинтами.

Бренд

Элизабет и Ричард были по-настоящему счастливы. Оба уверяли, что это навсегда. Это были отношения напоказ, но они были искренними.

«Я с детства верила в судьбу для каждого человека, и если она действительно существует, то моя судьба - Ричард Бартон!»

Элизабет Тейлор

Их пара стала своего рода брендом. О том, что нового у Тейлоров-Бартонов хотел знать весь мир. И это было только на руку актерам. Когда кому-то из них предлагали роль, они ставили условие: съемки будут, если в этом фильме также примет участие супруг/супруга. Благодаря тому, что их романтический тандем стал еще и творческим, в 1967 году семья Тейлор-Бартон заработала 200 миллионов долларов. Они инвестировали в дорогую недвижимость, произведения искусства и драгоценности, которые так обожала актриса. Выросший в семье шахтера Бартон теперь мог позволить себе купить серебристый «ролс-ройс», а зеленый подарить супруге.

Мужчина боготворил жену. Однажды он обошел Аристотеля Онассиса на торгах, и купил для своей Лиз бриллиант Cartier, стоимостью миллион сто тысяч долларов.

“Этот бриллиант должна носить самая прекрасная женщина в мире. Как я мог допустить, чтобы таковой считалась Джеки Кеннеди или Софи Лорен?”

Из дневника Ричарда Бартона

Развод

Прочные отношения актеров и их всепоглощающая любовь пережили множество испытаний, но в конечном итоге со временем все равно превратились в руины. Главными причинами их разрыва называли успешную карьеру Элизабет (которая уже успела получить целых 2 «Оскара», в то время, как ее супруг безуспешно соревновался за эту награду с более удачливыми соперниками), измены актера, который периодически оставлял стареющую супругу ради юных начинающих актрис, а также взрывные характеры обоих. Ссоры иногда достигали таких масштабов, что подробности слышали не только соседи, но и на утро читал в прессе весь мир. Ричард уходил в загулы, начал выпивать, а Элизабет закатывала ему истерики и выгоняла из дома. В конечном итоге, оба позволяли себе прилюдно унижать друг друга грязными оскорблениями. Когда терпение Тейлор лопнуло, она предложила развод.

Еще одна попытка

В то, что самая красивая голливудская пара рассталась не хотел верить никто. А то, как быстро заканчивались новые романы актеров, еще больше подогревало слухи: Элизабет и Ричард все еще любят друг друга.

«Все, что меня сейчас волнует, - счастлива ли ты. А с кем ты - не так важно. Никогда не забывай о своих достоинствах, не забывай, что твой острый язычок скрывает замечательную и пуританскую леди. Не забывай, что ты, вероятно, величайшая актриса в мире. Я люблю тебя и всегда буду любить. Вернись».

Из письма Ричарда Бартона Элизабет Тейлор

Ни один из них не построил новых крепких отношений. Однажды они встретились вновь. Обсуждали работу, разговорились, крепко обнялись, а спустя несколько недель улетели в Африку, чтобы заключить брак повторно. Церемония осуществлялась в присутствии вождя африканского племени.

Вторая попытка оказалась неудачной: пара довольно быстро осознала, что повторный брак был безрассудным порывом. Жить вместе они не могли и практически не общались все это время. Спустя 16 месяцев последовал второй развод. Несмотря на присутствие в их жизни все новых и новых романов и даже браков, Лиз и Ричард продолжали периодически созваниваться и иногда встречались.

Перед своей смертью Ричард Бартон написал Элизабет письмо, в котором назвал ее единственной любовью своей жизни, а Элизабет в своем последнем интервью обронила: «С первого взгляда в Риме мы всегда были безумно влюблены друг в друга».

Элизабет Тейлор и Ричард Бертон

Роман Ричарда и Элизабет, стартовавший в 1962 году на съемочной площадке «Клеопатры», сразу стал событием века. В сравнении с которым страсти современного голливудского клана номер один - Бранжелины - выглядят вялым сюжетом пьесы провинциального драмкружка. Именно «Лиз и Дик» открыли эру папарацци. От них ждали капризов, причуд, глупостей. И побольше - чтобы потом посмаковать подробности и снова приникнуть ненасытным оком к замочной скважине.

Злые языки поговаривали, что в стремительности этого романа виноват был не только хороший секс. И уж тем более не родство душ. Для английского театрального актера связь с главной голливудской красавицей стала билетом в большой мир.

Если и так, то расчет вскоре сменился настоящей любовью. Письма, которые Бертон написал Тейлор за время брака, тому подтверждение: «Мои глаза слепнут, не видя тебя. Ты не осознаешь, как фантастически красива...».

В начале пятидесятых Бертон, двенадцатый ребенок в семье уэльских шахтеров, оспаривал пальму сценического первенства в Лондоне, а затем вместе со своей тогдашней женой Сибил отправился покорять Голливуд, где впоследствии быстро приобрел репутацию неутомимого любовника, пьяницы и разгильдяя. Как-то раз Бертон очутился на пышной вечеринке. Он выпивал, болтал и глазел по сторонам, ошеломленный тоннами сверкающей женской плоти. «Вдруг одна девушка на другом конце бассейна отложила книжку, опустила солнечные очки и глянула прямо на меня. Она была столь красива, что я чуть не расхохотался в голос. Она была потрясающей. Великолепной. Засасывала, как черная дыра. И плевать ей было на меня». На самом деле не совсем плевать. Суровое безразличие, с которым Элизабет тогда глядела на мужчин, служило ей броней от пустого внимания. К тому же она уже год как была замужем за своим вторым мужем, английским актером Майклом Уилдингом. Не считая нескольких случайных оказий, следующие девять лет Бертон и Тейлор не виделись.


Элизабет Тейлор и Ричард Бертон (кадр из фильма «Клеопатра»)

Настоящая их встреча случилась в Риме на съемках «Клеопатры». Элизабет приготовилась обдать партнера холодом: его романам (предпочтительно с брюнетками) не было числа, и Лиз собиралась сразу дать понять, что она не «одна из этих». Бертон поначалу тоже ее будто игнорировал, а потом собрался с духом и выпалил: «Кто-нибудь говорил вам, что вы красотка?». Тейлор ушам своим не поверила: «Великий любовник? Остроумец? Интеллектуал? И тут на тебе. Выдал». То был блестящий гамбит: все старались понравиться Тейлор, Бертон просто ее рассмешил.

В первой же сцене с поцелуем актеры почувствовали себя словно в наркотическом дурмане. Режиссер давно скомандовал: ­«Снято», а сцена все продолжалась.

Однако Элизабет была не готова пройти через еще один публичный развод (ее тогдашний муж «номер четыре» Эдди Фишер оставил ради Тейлор жену), поэтому какое-то время она и Ричард пробовали держаться дальше друг от друга. На съемочной площадке актеры не говорили друг другу ничего, чего не было в сценарии. Но долго это не продлилось. Вскоре они тайно сбежали на крошечную виллу в Порто-Сан-Стефано, и это были счастливейшие моменты в жизни. «Я жарила мясо на гриле. Душ едва капал, а простыни всегда были влажными. Но мы все это просто обожали».


Элизабет Тейлор с дочерью Элизабет Фрэнсис Тодд от Майкла Тодда и Ричард Бертон в Гштааде (1973)

Затем съемочная команда отправилась на Искью, чтобы снять сцену морского сражения между Марком Антонием и Октавианом. Там, на берегу Тирренского моря, была сделана фотография, облетевшая весь мир: она в купальнике, черные волосы развеваются на ветру, он лежа целует ее, у их ног валяются две пачки «Мальборо».

В марте 1964 года Элизабет получила развод, Ричард развелся еще в декабре. После улаживания всех формальностей пара прилетела в Монреаль и поселилась в «Ритце» под фамилией Смит. Тем же вечером в узком кругу они зарегистрировали брак. На Элизабет было желтое шифоновое платье по дизайну Ирен Шараф, автора костюмов к «Клеопатре», в волосах - гиацинты и лилии. Ярко сияла изумрудная брошь ценой в сто пятьдесят тысяч тогдашних долларов, подаренная Бертоном. Ее дополняла пара столь же броских серег - тоже подарок, но уже к свадьбе. Для Ричарда это был второй брак. Для Элизабет – пятый.

Они уехали в Торонто, где на следующий день Бертону надлежало перевоплотиться в Гамлета. Когда спектакль закончился, актер за руку вывел Элизабет на авансцену. Вибрирующим голосом он еще раз произнес реплику принца Датского, обращенную к Офелии: «Я говорю: больше никаких браков!». Зрители рыдали.


Ричард Бертон и Элизабет Тейлор на съемках фильма «Укрощение строптивой», 1973

В 1967 году Ричард и Элизабет вместе или порознь заработали двести миллионов долларов. Они были не просто мужем и женой, они были брендом. За миллион долларов купили двухмоторный джет, рассчитанный на десять пассажиров и нареченный «Элизабет», принялись коллекционировать Моне, Пикассо, Ван Гога и даже потянули Рембрандта. У каждого было по «роллс-ройсу»: серебристый у него и зеленый у нее. Они инвестировали в недвижимость: на Тенерифе (для выращивания бананов), в Ирландии (тоже в дело: разведение лошадей). Купили виллу Каза Кимберли в мексиканской Пуэрто-Вальярте, которую по такому случаю даже нанесли на карту. Плюс три дома – его в Cелиньи и английском Хэмпстеде и ее шале в Гштааде.


Две свадьбы Ричарда Бертона и Элизабет Тейлор

Однако жили супруги в основном в отелях, занимая целиком этаж, чтобы разместить детей и свиту: троих от предыдущих браков Элизабет, сообща усыновленную девочку и дочку Бертона (его вторая дочь находилась в госпитале для душевнобольных, и актер исправно платил по немалым счетам за медицинское обслуживание). Кто-то подсчитал, что Бертон одновременно содержал сорока двух человек, включая своих братьев и сестер. И денег не жалел: в Риме Лиз хотелось чили из ресторана в Беверли-Хиллз - заказ доставляли самолетом. В Париже - свиных сосисок из Лондона. Он обожал выискивать для жены редчайшие драгоценности, устанавливая на аукционах рекорды цен, которые сам же позже и побивал. Бертон купил тридцатитрех­каратный бриллиант Круппа за триста пять тысяч долларов (сейчас он стоит два миллиона). Затем умыл самого Аристотеля Онассиса, перебив у него бриллиант Cartier за миллион сто тысяч. «Этот бриллиант должна была носить прекраснейшая в мире женщина, - записал Бертон в дневнике. - Я не мог допустить, чтобы таковой считалась Джеки Кеннеди или София Лорен».

А затем их фильмы перестали приносить прибыль. «Доктор Фауст», «Комедианты» и особенно «Бум» и «Его развод - ее развод» были так тесно связаны с частной жизнью актеров, что критика упрекала их в пародийном вуайеризме. Бертон обнаружил, что гораздо больше денег ему приносят экшены. И чтобы не отправлять родных обратно в угольные шахты, более не брезговал ни сериалами, ни откровенным кинотрэшем. В письмах Элизабет он сетовал: «Я никогда не оставлял мысли, что актерство для мужчины – смешно и постыдно. Я, конечно, никуда не денусь от Понти и Лорен по одной причине: тупо нужны деньги. Но сердце, в отличие от тебя, сюда никогда не вкладывал». Алкоголь и Элизабет были немногим, что придавало Ричарду сил. Несколько раз он честно пытался бросить пить и всякий раз срывался.

В апреле 1970 года Бертоны прилетели в Лос-Анджелес на «Оскара» в надежде, что Ричард наконец обретет желанный трофей. Это бы­ла его шестая номинация - за роль короля Генриха Восьмого в фильме «Тысяча дней Анны».

Ричард Бертон и Элизабет Тейлор (июнь 1977 года)

Блистательная пара сделала все, чтобы добиться премии. Они посетили официальный ланч «Золотого глобуса», Элизабет посверкала там своим новым большим бриллиантом, согласилась объявить на церемонии «Лучший фильм», оделась у самого модного в то время дизайнера по костюмам Эдит Хед. И ради чего? Выиграл Джон Уэйн!

После «оскаровской» неудачи Элизабет и Ричард продолжали сниматься, но уже порознь. Бертон снова стал выпивать. Со съемок писал: «Милая моя щебечущая дурочка, меня так трясло, что я решил вовсе не ходить на студию. Я уже выпил, но обещаю - больше ни капли до твоего прихода. Постарайся прийти домой пораньше - вместе посмотрим бой Кассиуса Клея. Люблю тебя, моя маленькая заноза».

К тому моменту было очевидно, что их развод не за горами. Но несмотря на ссоры и пьянство Ричарда, его сексуальная энергия была видна невооруженным глазом. Ножка Элизабет, промелькнувшая под одеялом «в этой голубенькой пижамке, которая мне так нравится», означала, что дверь сейчас с грохотом захлопнется и пара начнет куролесить. Они, как тогда, в шестидесятые, чувствовали себя тайными любовниками, предающимися зап­ретной страсти назло всему миру. И это их страшно возбуждало.

Ричард Бертон и Элизабет Тейлор (сентябрь 1970 года)

За несколько месяцев до объявления о разводе Бертон написал Элизабет, спавшей в соседней комнате: «Мое дорогое спящее дитя. Я привык обращаться с женщинами скверно, используя их скорее для упражнений в собственной мужественности. Но я чувствовал, как глупо бы­ло с моей стороны даже пытаться обращаться с тобой так, как я привык. В один из дней я просто проснулся влюбленным. Было чертовски трудно отдать всего себя другому человеку».

Вот еще одно горестное письмо с пометкой «очень личное». «Все, что меня сейчас волнует - счастлива ли ты, а уж с кем - не так важно. Никогда не забывай свои странные достоинства, не забывай, что твой острый язычок скрывает замечательную и пуританскую леди. Не забывай, что ты, вероятно, величайшая актриса в мире. Хотел бы я одолжить у тебя на минуточку огня и страсти, но уж получи меня, каков есть: холодным, как лед. Я люблю тебя и всегда буду любить. Вернись».

Все так же пребывая в запое, Ричард позвонил Элизабет и потребовал, чтобы она встретилась с ним на Лонг-Айленде. Едва в аэропорту Хитроу Элизабет села в лимузин, поняла, что муж пьян. По пути Ричард обернулся к ней и проворчал: «Какого черта ты вообще сюда приехала?». К моменту, когда машина добралась до дома, в салоне кипела яростная ссора. Элизабет приказала водителю отвезти ее обратно в Нью-Йорк. Она поселилась в отеле «Ридженси» на Парк-авеню, где несколько лет назад оба супруга наслаждались своим счастьем и триумфом «Гамлета». Теперь же Элизабет написала здесь официальное заявление для прессы. «Пожив вдали друг от друга, мы, быть может, снова станем самими собой - и это залог того, что мы снова могли бы быть вместе. Молитесь за нас».

Ричард стал пить сильнее прежнего, а его случайным подружкам не было числа. Однако несмотря на внешнюю браваду, он тяжко переживал расставание с Элизабет. Из Венеции он писал ей: «Прометей был наказан богами за то, что раздобыл для людей огонь, украв его у богов, и обречен на вечные муки. А я обречен на муки за то, что упустил дарованный богами огонь. Тебя».

Элизабет вернулась в Лос-Анджелес и попыталась начать с чис­того листа. Она стала встречаться с Генри Вайнбергом, очаровательным голландским бизнесменом с репутацией повесы. А в ноябре 1973 года актриса попала в больницу - ей предстояла операция по удалению кисты в яичниках. Ричард полетел в Калифорнию, примчался в больницу, выкинул Генри из комнаты и... воссоединился с Элизабет! «Я ее муж, и мне нужна здесь кровать», - заявил он потрясенному персоналу.

Они снова были вместе и поженились во второй раз (церемония состоялась в Африке). Но Ричард так и не обуздал своих демонов, и после того, как алкоголь едва не убил его (актер шесть недель провел в больнице с трясущимися руками и пепельно-серым лицом), Элизабет решилась на второй развод с Бертоном.

Развод состоялся в маленьком, обшитом деревянными панелями зале суда швейцарского города Саанен. Ричард на ­заседании не присутствовал. Но судья по обязанности задал неизбывный вопрос: «Правда ли, что дальнейшая совместная жизнь с мужем не представляется вам возможной?». «Да. Жить с Ричардом невозможно», - тихо ответила Элизабет, одетая в коричневый костюм. Ее слезы были скрыты солнечными очками. Это было больнее всего: признать в казенных формулировках, что сделать ничего нельзя.

Через четыре месяца Ричард объявил о своей помолвке с югославской принцессой. Элизабет возобно­вила интрижку с Вайнбергом. Но никому из них не удалось превратить любовную связь в прочные отношения. Помолвка Ричарда была расторгнута после того, как папарацци поймали его гуляющим с чернокожей актрисой и моделью Джин Белл, а Элизабет окончательно порвала с Вайнбергом.

Когда бывшие супруги прибыли на встречу с адвокатами, чтобы обсудить свои деловые проекты, плачущая Элизабет упала в объятия Ричарда. Несколькими днями позже пресс-атташе объявил, что его клиенты снова планируют поже­ниться. Повторную церемонию решили провести в Ботсване. Во время этого скромнейшего действа Элизабет, дурачась, напи­сала: ­«Дорогой супружник, как тебе все это? Ты и правда снова мой муж. И у меня для вашей милости новости: никаких больше браков - и разводов тоже. Ваша жена». Но, конечно, были потом и браки, и разводы. Через девять месяцев они снова расстались, и Ричард женился на двадцати­семилетней модели Сюзан Хант. Элизабет вышла за Джона Уорнера, будущего сенатора от штата Вирджиния. Но в начале восьмидесятых оба вновь оказались свободными, и публика бросилась гадать, не сойдутся ли Лиз и Дик.

А много лет спустя после того, как брак Бертона с Тейлор рухнул и из жизни актера навсегда ушли бриллианты, яхты и джеты, он с новой женой Салли осел в швейцарском городке Селиньи. Работа над фильмом по роману «1984» Оруэлла была завершена. Терзаемый головной болью, Ричард все чаще уединялся в своей мансарде. Там, в окружении сотен книг, подаренных когда-то Элизабет, он однажды написал письмо своей былой возлюбленной. Ответа не дождался. Ночное крово­излияние в мозг свело Бертона в могилу.


Элизабет Тейлор и Ричард Бертон на съемках «Клеопатры» (1962)

Http://www.tatler.ru/nashi_lyudi/

Он был 12 из 13 детей в семье уэльского шахтера, но это не помешало Ричарду Бёртону покинуть окрестности своего городка и получить стипендию в Оксфорде. Обладающий захватывающим голосом, он стал одним из ведущих актёров Великобритании. Многие называли Ричарда Бёртона новым Лоуренсом Оливье, но наибольшую известность ему принесла Элизабет Тейлор, с которой он вступал в брак дважды. В честь 95 лет со дня рождения актёра, предлагаем вам вспомнить самые интересные страницы биографии неподражаемого Ричарда Бёртона.

Ричард Уолтер Дженкинз, известный всему миру как актёр , родился 10 ноября 1925 года в небольшом городке Понтридайфен в Уэльсе. Он стал двенадцатым ребенком в семье с тринадцатью детьми. Их мать умерла, когда Ричарду не было и двух лет. А отец, Ричард Уолтер, был шахтёром и частенько любил уходить в недельные загулы, растрачивая и без того скудный семейный бюджет на выпивку и азартные игры. Приближенные к Бёртону люди утверждают, что однажды Ричард сказал: «Мой отец был очень похож на меня. То есть, он был щербатый, хитрый и умел делать самую великолепную улыбку, когда попадал в беду. Но, помимо этого, он был человеком необычайно красноречивым, ужасно страстный и чертовски жестокий».

Детство Ричарда Бёртона прошло в нищете, и мальчику очень повезло, что на его пути встретился небезразличный к судьбе Ричарда школьный учитель Филипп Бёртон. Многие преподаватели всячески поощряли актерские способности мальчика, но только один всерьез занялся его будущим. Спустя несколько лет именно его фамилию Ричард возьмет в качестве сценического псевдонима.

Разглядев молодой талант в одной из школьных постановок, Филипп Бёртон начал всячески развивать у мальчика любовь к сцене и литературе, в особенности к произведениям Шекспира. По собственной инициативе он провел для Ричарда немало внешкольных уроков, много работал над его произношением и, в итоге, даже смог избавить будущую звезду от валлийского акцента. Также именно Филипп Бёртон помог Ричарду после окончания школы поступить в Оксфордский университет.

Начиная со Второй мировой войны, с 1944 по 1947,служил штурманом в ВВС. Для этого он прошел специальный шестимесячный курс в Оксфордском университете, назначенный для кадетов Королевских военно-воздушных сил.

Окончив военную службу, Бёртон устаивается работать в один из лондонских театров, с которым и заключил свой первый контракт. Но сценический дебют Ричарда Бёртона состоялся гораздо раньше, в 1943 году. Тогда он сыграл одну из главных ролей в пьесе известного в Уэльсе драматурга и режиссера Эмлина Уильямса «Отдых друидов». С его именем связан и первый кино-дебют актёра: фильм «Последние дни Долвина», вышедший в 1949 году, в котором Бёртон сыграл одну из главных ролей, был поставлен по одной из постановок Уильямса.


Ричард Бёртон в фильме «Последние дни Долвина»

Благодаря мягкости и одновременно силе голоса Ричарда Бёртона его театральная карьера стремительно шла ввысь. Помимо успеха многочисленных сценических ролей, благодаря великолепному голосу его часто приглашали на радио читать пьесы, стихи и некоторые учебные программы. Спустя годы эта сторона его деятельности удостоится премии Грэмми в номинации «Лучшая запись для детей» за чтение «Маленького принца».

Настоящую славу Ричарду Бёртону принес его дебют на сцене Мемориального Шекспировского театра в Стратфорде-на-Эйвоне. Он исполнил роль принца Халя в постановке «Генриха IV». После этого Бёртону стали часто предлагать роли на Бродвее. Первым его американским спектаклем стал «Леди не для сожжения» по пьесе Кристофера Фрая, поставленный Джоном Гилгудом. Этот успех и привлек к Бёртону внимание голливудских продюсеров.

Кеннет Тайт, английский драматург и театральный критик, уже тогда охарактеризовал его актёрский почерк: «Бёртон — это спокойный, до краев наполненный водоем, при этом удивительно глубокий. В двадцать пять лет он в совершенстве владеет паузой, и молчание его необыкновенно красноречиво».


Ричард Бёртон в роли Халя

Первым его фильмом в США стала вышедшая в 1952 году картина режиссера Генри Костера «Моя кузина Рейчел». Главная роль в этой ленте принесла Ричарду Бёртону его первую номинацию на «Оскар», а также победу в номинации «Новая звезда года» по версии Голливудской ассоциации иностранной прессы «Золотой глобус». Тогда же пресса впервые начала сравнивать Бёртона с Лоуренсом Оливье.

Америка сразу полюбила британский шарм актёра, поэтому последовавшие за этим фильмы «Дожди Ранчипура», «Король игроков» и «Александр Великий» увенчались огромным успехом. После заокеанского успеха Бартона начали приглашать и в британский кинематограф. Он сыграл в картинах «Горькая победа», «Жена моряка» и «Оглянись во гневе».

Последний фильм стал одной из лучших ролей в кинокарьере Ричарда Бёртона . Роль Джимма Портера, молодого интеллигента «из низов», очень подошла актеру. Он словно играл себя, рассказывая историю парня, которому пришлось столкнуться со всеми трудностями социальной несправедливости, чужого окружения и безразличия близких.


Ричард Бёртон в фильме «Моя кузина Рейчел»


Ричард Бёртон в фильме «Оглянись во гневе»

Но настоящий талант проявлял только на сцене. Несмотря на то, что актёр много снимался, он никогда не забрасывал театральной карьеры, и играл на сценах, как США, так и Великобритании. В 1960 году за великолепное воплощение роли короля Артура в бродвейской постановке «Камелот» удостоился одной из самых престижных театральных наград — «Тони». Именно это утвердило его положение в качестве всемирной звезды.

Ричард Бёртон в образе короля Артура

На сцене никто не мог сравниться с Бёртоном. Его голос заставлял зрителя не отрывать глаз от сцены ни на секунду. Причем актёр был одинаково хорош как в классических, так и в современных постановках. Когда Джон Гилгуд в 1964 году решил поставить на Бродвее «Гамлета» в современной интерпретации, то ни на минуту не сомневался, кого взять на главную роль. Этот спектакль стал настоящим событием сезона на Бродвее, а для Ричарда Бёртона роль Гамлета была одной из самых знаковых, которые ему когда-либо доводилось играть.

Хотя, к своей актёрской карьере Бёртон относился не очень уж и серьезно. В одном из интервью журналу «Life»он заявил: «Актерское искусство повсеместно рассматривается как ремесло, и я утверждаю, что оно ничем другим и не является, разве что в руках тех немногих, кто всего раз или два в своей жизни поднимает его до уровня чего-то необычного, мистического и глубоко задевающего душу».

Ричард Бёртон в постановке «Гамлета»

Самая яркая страница в биографии Ричарда Бёртона началась в 1961 году на съемках исторической драмы «Клеопатра». Ему выпало играть роль Марка Антония, а блистательная Элизабет Тэйлор сыграла роль царицы Египта. К этому моменту уже 12 лет был женат на актрисе Сибил Уильямс, с которой они растили двух дочерей. Тейлор также состояла в браке со своим четвертым мужем Эдди Фишером. Изначально актёры между собой почти не общались, так как Бёртон был невысокого мнения о своей партнерше, считая её всего лишь очередной красивой куклой. Но один день изменил всё.

22 января 1962 года, когда Бёртон и Тэйлор снимали свою первую сцену близости в «Клеопатре», Ричард явился на съемки с ужасным похмельем. Делать было нечего, работа стоять на месте не могла, так что Лиз, не задумываясь, принесла ему чашку кофе. И, по мнению очевидцев, в этот момент что-то между ними произошло. Долго актёры не могли прийти в себя, а когда всё же опомнились и сыграли сцену, Джозеф Манкевич, режиссер фильма, улыбаясь, задал Тейлор и Бёртону вопрос: «Я вам не мешаю?».


Ричард Бёртон и Элизабет Тейлор в фильме «Клеопатра»

Нечего хорошего для съемок этот роман не сулил. В одном из диалогов с продюсером Манкевич заметил: «Я сижу на вулкане… Лиз и Бёртон уже не просто играют Антония и Клеопатру». Роман Тейлор и Бёртона привел к многочисленным скандалам. Актёр еще как-то пытался спасти свой брак, что, впрочем, ему не удалось, несмотря даже на крайнюю покладистость Сибил. Более того, на съемку явился его старший брат, который вступил с Ричардом в драку из-за его аморального поведения. Элизабет Тейлор также трудно переживала их бурный роман. После того как Бёртон отправился к супруге, актрису пришлось срочно госпитализировать после передозировки снотворным.


Ричард Бёртон и Лиз Тейлор в день своей сввадьбы

Их роман продолжился и после съемок. Оба актёра расторгли свои предыдущие браки и в 1964 году поженились в Монреале. и Элизабет Тейлор стали одной из самых знаменитых пар за всю историю Голливуда. Каждое их совместное действие тут же вызывало бурную реакцию прессы. Практически вся их личная жизнь проходила под вспышками фотокамер. Совместных детей у них не было, но после свадьбы пара удочерила 3-летнюю девочку из Германии, они назвали дочь Марией.

Кстати, в 1964 году также выпустил почти автобиографическую книгу «Рождественская история» о жизни в уэльской деревушке во времена Депрессии.

Союз Бёртона и Тейлор был очень плодотворен в творческом плане. Вместе супруги сыграли в таких картинах как «Очень важные персоны», «Кулик», «Укрощение строптивой», «Комедианты» и «Бум!». Но лучшей их совместной работой по праву считается психологическая драма «Кто боится Вирджинии Вульф?», снятая Майком Николсом по одноименной пьесе Эдварда Олби. Но фильм, в котором их герои буквально выворачивают наизнанку казавшийся идеальным брак, повлиял негативно и на реальные отношения Бёртона и Тейлор.


Кадр из фильма «Кто боится Вирджинии Вульф?»

«Я не должен был соглашаться на эту роль, - говорил Бартон. - Именно после нее мне приклеили ярлык типа, который пресмыкается перед своей женушкой».

Впрочем, и на этом их совместная карьера не окончилась. Они вместе сыграли в фильмах: «Доктор Фаустас», «Эммерсмит вышел на волю» и телефильме «Он разводится - Она разводится».


И в июле 1973 года Лиз вдруг заявила: «Ричард и я на некоторое время расстаемся. Может быть, мы слишком любим друг друга... Молитесь за нас!». В 1974 году, после 10 лет брака, и Элизабет Тейлор развелись. Не прошло и года, когда актёры решили вновь связать себя узами брака, но этот их союз был очень коротким и закончился в 1976 году. Спустя годы их отношениям было посвящено множество статей и телепрограмм.

Но этот союз принес Бёртону не только творческие успехи. Жизнь с экстравагантной Лиз Тейлор сильно усугубила пристрастие актёра к алкоголю, и в его разговорах всё чаще проглядывался стыд его профессии. «В этом есть что-то ненатуральное, — утверждал Бёртон, — мазать лицо гримом, надевать средневековые костюмы и декламировать чужие слова. Потому и пьешь, чтобы прошел стыд».


Ричард Бёртон и Элизабет Тейлор

Впоследствии женился еще дважды. С моделью Сьюзан Хант они прожили до 1982 года. А 1983-м Бёртон женился на гримёрше Салли Хэй, которая и стала его последней спутницей жизни.

Начиная с 70-х карьера Ричарда Бёртона начала понемногу угасать. Хороших предложений становилось всё меньше, поэтому, в погоне за гонорарами, Бёртон брался за любую предложенную ему роль. Впрочем, за это снискал не самую лучшую славу у критиков, которые часто называли его неразборчивым в выборе ролей и иной раз не уделяли должного внимания по-настоящему стоящим актёрским работам. Среди наиболее известных работ этого периода: «Синяя борода», «Вояж», «Изгоняющий дьявола 2: Еретик», «Отпущение грехов», «Прикосновение медузы», «Колдовская любовь» и «Вагнер».


Ричард Бёртон в фильме «1984»

Самой яркой в ряду последних работ стала психологическая драма «Эквус», снятая Сиднеем Люметом, и экранизация романа Джорджа Оруэлла «1984», в которой Бёртон сыграл О’Брайена. Этот фильм стал последним в фильмографии Ричарда Бёртона . Актёр скончался 5 августа 1984 года в своем доме в Женеве. Он умер во сне от кровоизлияния в мозг.

7 раз киноакадемия доминировала его на «Оскар», но так и остался без этой награды. На одном из вручений Джон Уэйн, только что получивший статуэтку, сделал вид, что бросает её Бёртону со словами: «Это ты заслужил статуэтку». был неподражаем на сцене, но добиться такого же успеха на экране ему не позволила лишь собственная самоуверенность. Актёр сыграл немало великолепных ролей, но слава Элизабет Тейлор, с которой он дважды вступал в брак, затмила как самого Бёртона, так и всю его жизнь.

15 марта - дата 50-летней годовщины первой свадьбы Элизабет Тейлор и Ричарда Бертона, и повод вспомнить роман одной из самых ярких пар XX века.

Ричард и Элизабет познакомились на съемках фильма "Клеопатра", где между ними сразу завязался бурный роман. Развитию их отношений не помешал тот факт, что оба актера на тот момент были в браке. Свою страсть они проявляли и на площадке - Тейлор играла царицу Египта, а Бертон - ее любовника Марка Антония.

Кадр из фильма "Клеопатра" Не зная о предстоящей встрече на площадке, Элизабет сначала отказывалась от роли, но студия "XX век Фокс" настаивала: о красоте и буйном нраве актрисы ходило не меньше легенд, чем о самой Клеопатре. Тейлор отшутилась, что согласится сниматься лишь за миллион долларов, и в итоге именно эту сумму предложили ей в качестве гонорара. По тем временам это были необычайно огромные деньги - для сравнения Ричард получил "всего" 250 тысяч.

Первую свадьбу актеры сыграли в узком кругу в 1964 году в Монреале, в Канаде. Пара устроила церемонию через 9 дней после того, как Элизабет официально развелась с Эдди Фишером. Невеста была в желтом платье, украшенном изумрудной брошью стоимостью в 150 000 долларов - подарком любящего жениха.

В биографической книге "Как стать звездой в кино: Элизабет Тейлор в Голливуде" Уильям Манн рассказывает о торжественном событии:
В волосы невесты были вплетены римские гиацинты. Она буквально сияла в платье из желтого шифона от Ирэны Шараф, которая шила ей костюмы для "Клеопатры". В одном из интервью Ричард вспоминал их первый брак, рассказывая о том, как безумно он был влюблен в 30-летнюю Элизабет:
Она была невероятно красива! Иногда рядом с ней я так нервничал, что почти смеялся вслух. Она была, как пожар, голод, чума... Она - чистое вдохновение. У нее была невероятно красивая фигура. Бесспорно, она была безупречна!
Вероятно, эта пара была первой, за которой неистово охотились папарацци. Любовные письма Ричарда, написанные в тот период, позже разошлись на цитаты.

В том же году актеры удочерили девочку из Германии, и назвали ее Марией. Пара стала голливудским брендом: им платили высокие гонорары, а они тратили их на роскошную жизнь. Элизабет и Ричард покупали картины Моне, Пикассо, Ван Гога и Рембрандта, вкладывали деньги в недвижимость - на Тенерифе, в Ирландии, Мексике, Англии, Франции. Таблоиды писали, что актеры соревнуются, кто преподнесет второй половинке более роскошный подарок - очередной роллс-ройс или бриллиантовое украшение. Так, Ричард преподнес жене бриллиантовое кольцо за миллион сто тысяч долларов, которое купил на аукционе, обойдя миллиардера Аристотеля Онассиса.

Этот бриллиант должна была носить прекраснейшая в мире женщина. Я не мог допустить, чтобы таковой считалась Джеки Кеннеди или Софи Лорен. Кольцо за миллион долларов, купленное Ричардом Бертоном для Элизабет Тэйлор

Но удача в какой-то момент отвернулась от Элизабет и Ричарда. Их фильмы перестали приносить бешеный коммерческий успех, Бертон снимался везде, где ему предлагали, чтобы поддерживать привычный уровень жизни. В этот момент и начались его проблемы с алкоголем. В итоге, спустя 10 лет брака, актеры развелись в 1974 году.

Элизабет Тейлор и Ричард Бертон с дочкой в 1973 году

Но, как оказалось, ненадолго. Во второй раз Ричарда и Элизабет сочетались браком 10 октября 1975 года в национальном парке Ботсваны в Африке. Церемонию провел представитель из племени Тсвана. Во время разлуки оба актера пытались завести новые романы, но безуспешно - оба продолжали любить друг друга.

Правда, второй брак продержался даже меньше первого: в 1976 году Тейлор и Бертон снова развелись. Если верить журналистам, главной причиной развода Элизабет и Ричарда стали его пристрастие к алкоголю и буйный нрав.

В одном из интервью Элизабет рассказала:
Я люблю Ричарда Бертона каждой клеточкой своего тела, но мы не можем быть вместе. В 1984 году Ричард Бертон умер в домике в Швейцарии от кровоизлияния в мозг. Это стало огромным потрясением для Элизабет, несмотря на то, что на тот момент у нее был новый возлюбленный. Тейлор дожила до 79 лет - актриса скончалась в клинике Лос-Анджелеса от сердечной недостаточности в 2011 году.

86 лет назад, 27 февраля 1932 года, родилась легендарная красавица и талантливая актриса Элизабет Тейлор. Помимо прекрасных ролей и изумительной красоты она также прославилась бурными романами. Одними из самых обсуждаемых стали ее отношения с британским актером Ричардом Бартоном.

Около 7 лет назад Элизабет Тейлор обнародовала последние любовные письма легендарного актера Ричарда Бартона, ушедшего из жизни в 1984 году. Пара дважды заключала брак друг с другом, но их отношения всегда оставались страстными.

Чтобы написать книгу «Яростная любовь. Элизабет Тейлор и Ричард Бартон», Сэм Кешнер и Нэнси Шенбергер ознакомились с 40 ранее не публиковавшимися любовными письмами, в которых рассказывается о продолжительных и шумных голливудских романах прошлых лет.

Роман Элизабет Тейлор и Ричарда Бартона часто называют романом века. Его характерными чертами являются расточительство, пьянство, распутство, невероятные драгоценности и страстная любовь, которая околдовала мир на 16 лет, пока они были вместе. Когда пара снова воссоединилась, Элизабет была на вершине популярности, а Ричарда называли преемником сэра Лоуренса Оливье на лондонской сцене.

Все началось со сцены поцелуя во время съемок «Клеопатры». Пара продолжала целоваться даже после того, как режиссер сказал: «Снято!» С тех пор они стали неразлучны.

На момент их встречи Тейлор уже заработала миллион долларов за роль Клеопатры и четырежды была замужем. От второго мужа, Майкла Вилдинга, у нее было два сына: Майкл (на фото с Элизабет) и Кристофер (справа на переднем плане), от третьего мужа Майкла Тодда у нее была дочь Элизабет, известная как Лиза (нет в кадре).

Когда начались их отношения, оба актера были несвободны. Бартон состоял в браке с Сибил Уильямс, уроженкой Уэльса, а Элизабет была в четвертый раз замужем. Ее супругом был Эдди Фишер, которого, по ее словам, она украла у американских поклонниц.

На глазах у всех парочка совершала прогулку на яхте, и папарацци фиксировали каждый момент. Влюбленные привлекли внимание общественности после скандального снимка, на котором они нежатся на корабле у итальянского острова Искья.

В своей книге Кешнер и Шенбергер изучили язык любви, который Элизабет и Ричард использовали в письмах друг к другу. В одном из первых писем Бартон написал своей возлюбленной: «Меня возбуждает твой запах… округлый живот и нежная внутренняя поверхность бедер, зад как у младенца, губы, несколько агрессивный огонек в глазах, когда ты сильно возбуждена, когда ты вместе со своим уэльским любовником».

Тейлор и Бартон ускользали и занимались любовью, где только это было возможно. Она сказала о его гипнотическом очаровании: «Только представьте, что Ричард Бартон шепчет вам что-то на ухо, пока вы занимаетесь любовью. Сразу улетучиваются все проблемы и неприятности».

Через шесть дней после развода актрисы с Эдди Фишером Тейлор и Бартон поженились в Ритц-Карлтоне в Монреале. Желтое шифоновое платье невесты было дополнено изумрудно-алмазной брошью, которую Бартон подарил ей на ее 32-й день рождения.

Безнадежно влюбленный Бартон написал: «В моей бедной и причиняющей только страдания юности я мечтал только о такой женщине. И теперь, когда время от времени мечта возвращается ко мне, я протягиваю руку и понимаю, что она здесь, рядом со мной. Если вы не встретили или не знали ее, вы очень много потеряли в своей жизни».

Возрастал накал страстей, и были веские доказательства, к которым можно причислить пристрастие к алкоголю и измены. В одном из писем Бартон написал: «Я знаю, что иногда я ужасный лгун, но, пожалуйста, поверь, что я никогда не предавал тебя ни в словах, ни в поступках. Я слишком сильно тебя люблю».


Тейлор в Нью-Йорке празднует свой 32-й день рождения вместе с Бартоном, который в то время играет главную роль в бродвейском спектакле «Гамлет» режиссера Джона Глифельда. На торте написано: «Нашему Талисману, лидеру нашей команды, любви и с днем рождения. Коллеги».

За время их брака Тейлор и Бартон снялись вместе в нескольких известных фильмах. За игру в фильме «Кто боится Вирджинии Вулф?» Элизабет получила свой второй « », а Ричард был номинирован на эту кинопремию в шестой раз. Роли, которые они играли на экране, часто отражали их реальные отношения.

После развода в июне 1974 года пара помирилась и 16 месяцев спустя снова тайно поженилась в национальном парке Чобе в Ботсване. Их второй брак был намного короче первого, и актеры расстались меньше чем через год после регистрации. Но они оставались хорошими друзьями вплоть до смерти Бартона в 1984 году.

Спустя много лет Тейлор расскажет, какое место Бартон занимал в ее сердце: «С первого взгляда в Риме мы всегда были безумно и сильно влюблены друг в друга».