Основные черты романтического героя. Романтизм в России — характерные черты стиля и периода

Какая из эпох в истории искусства наиболее близка современному человеку? Средневековье, Возрождение – для узкого круга избранных, барокко – тоже далековато, классицизм совершенен – но как-то слишком совершенен, в жизни такого четкого разделения на «три штиля» не бывает… о Новейшем времени и современности лучше помолчим – этим искусством только детей пугать (может, оно и правдиво до предела – но «суровой правдой жизни» мы по горло сыты в реальности). И если выбирать эпоху, искусство с которой, с одной стороны, близко и понятно, находит живой отклик в нашей душе, с другой – дает нам убежище от житейских невзгод, хотя и говорит о страданиях – это, пожалуй, XIX век, вошедший в историю как эпоха романтизма. Искусство этого времени породило особый тип героя, названного романтическим.

Термин «романтический герой» может сразу вызвать представление о влюбленном, перекликаясь с такими устойчивыми сочетаниями, как «романтические отношения», «романтическая история» – но это представление не вполне соответствует действительности. Романтический герой может быть влюблен, но не обязательно (есть персонажи, соответствующие этому определению, которые не были влюблены – например, у лермонтовского Мцыри возникает лишь мимолетное чувство к грациозной девушке, проходящей мимо, которое не становится определяющим в судьбе героя) – и это не главное в нем… а что же главное?

Чтобы понять это, вспомним, что вообще представлял из себя романтизм. Его породило разочарование в результатах Великой французской революции: новому миру, возникшему на развалинах старого, было далеко до предреченного просветителями «царство разума» – вместо этого в мире установилась «власть денежного мешка», мир, где все продается. Творческой личности, сохранившей в себе способность к живому человеческому чувству, не место в таком мире, поэтому романтический герой – это всегда личность, не принятая обществом, вступившая в конфликт с ним. Таков, например, Иоганнес Крейслер – герой нескольких произведений Э.Т.А.Гофмана (не случайно в самом начале изложения «биографии» героя автор упоминает, что Крейслер был отставлен от должности капельмейстера, отказавшись написать оперу на стихи придворного поэта). «Иоганнес носился то туда, то сюда, будто по вечно бурному морю, увлекаемый своими видениями и грезами, и, по-видимому, тщетно искал той пристани, где мог бы наконец обрести спокойствие и ясность».

Впрочем, «обрести спокойствие и ясность» романтическому герою не суждено – он везде чужой, он – лишний человек… помните, о ком это сказано? Правильно, Евгений Онегин тоже принадлежит к типу романтического героя, точнее, к одному из его вариантов – «разочарованному». Такого героя еще называют «байроническим», поскольку один из первых его образцов – байроновский Чайльд-Гарольд. Другие примеры разочарованного героя – «Мельмот Скиталец» Ч.Мэтьюрина, отчасти – Эдмон Дантес («Граф Монте-Кристо»), а также «Вампир» Дж.Полидори (уважаемые поклонники «Сумерек», «Дракулы» и прочих подобных творений, знайте, что вся эта любезная вам тематика восходит именно к романтической повести Дж.Полидори!). Такой персонаж всегда неудовлетворен своим окружением, поскольку возвышается над ним, отличаясь большей образованностью и умом. За свое одиночество он мстит миру филистеров (недалеких обывателей) презрением к общественным установлениям и условностям – иногда доводя это презрение до демонстративности (так, лорд Ротвен в упомянутой повести Дж.Полидори никогда не подает милостыню людям, доведенным до нищеты несчастьями, но никогда не отказывает в просьбе о материальной помощи тем, кому деньги нужны для удовлетворения порочных желаний).

Другой тип романтического героя – бунтарь. Он тоже противопоставляет себя миру, но вступает с ним в открытый конфликт, он – выражаясь словами М.Лермонтова – «просит бури». Замечательный пример такого героя – лермонтовский Демон.

Трагедия романтического героя не столько в отвержении обществом (в сущности, он даже стремится к этому), сколько в том, что его усилия всегда оказываются направленными «в никуда». Существующий мир не удовлетворяет его – но другого мира нет, а одним лишь ниспровержением светских условностей ничего принципиально нового создать нельзя. Поэтому романтический герой обречен либо погибнуть в столкновении с жестоким миром (гофмановский Натаниэль), либо остаться «пустоцветом», никого не сделавшим счастливым или даже разрушающим жизнь окружающих (Онегин, Печорин).

Вот почему со временем неизбежным стало разочарование в романтическом герое – в сущности, мы наблюдаем его в «Евгении Онегине» А.С.Пушкина, где поэт открыто иронизирует по поводу романтизма. Собственно, считать романтическим героем здесь можно не только Онегина, но и Ленского, который тоже ищет идеала и погибает в столкновении с жестокостью мира, весьма далекого от романтических идеалов… но Ленский уже напоминает пародию на романтического героя: его «идеал» – недалекая и легкомысленная уездная барышня, внешне напоминающая стереотипный образ из романов, и читатель, в сущности, склонен согласиться с автором, пророчащим герою совершенно «филистерское» будущее, останься он в живых… Не менее беспощаден М.Лермонтов к своему Зораиму – герою поэмы «Ангел смерти»:

«Искал он в людях совершенства,

А сам – сам был не лучше их».

Пожалуй, окончательно деградировавший тип романтического героя мы находим в опере английского композитора Б.Бриттена (1913-1976) «Питер Граймс»: главный герой здесь тоже противопоставлен миру обывателей, в котором живет, тоже находится в вечном конфликте с жителями родного городка и в конце концов погибает – но он ничем не отличается от своих недалеких соседей, его предел мечтаний – заработать побольше денег, чтобы открыть лавку… таков суровый приговор, вынесенный романтическому герою XX веком! Как ни бунтуй против общества – все равно останешься его частью, все равно будешь носить его «слепок» в себе, а от себя не убежишь. Наверное, это справедливо, но…

Однажды я провела на одном сайте опрос для женщин и девушек: «За кого из оперных персонажей вы бы вышли замуж?» В лидеры с огромным отрывом вышел Ленский – этот, пожалуй, самый близкий нам романтический герой, настолько близкий, что мы готовы не замечать иронии автора по отношению к нему. Видимо, и по сей день образ романтического героя – вечно одинокого и отверженного, непонятого «миром сытых рож» и вечно стремящегося к недостижимому идеалу – сохраняет свою притягательность.

Определения термина "романтический герой"

Романтический герой - один из художественных образов литературы романтизма .

● Существование «двух миров »: мира идеала, мечты и мира действительности. Это приводит художников-романтиков в настроение отчаяния и безнадежности, «мировой скорби ».

● Обращение к народным сюжетам, фольклору , заинтересованность в историческом прошлом, поиски исторического сознания.

Чтобы узнать подробнее о теории романтизма, воспользуйтесь презентацией на эту тему.

Типология романтического героя

Облако слов, иллюстрирующие ключевые характерные черты романтического героя

Обычно типы романтических героев могут быть представлены как национальные , либо же как общечеловеческие .

Например:

Герой-чудак – нелеп и смешон в глазах обывателей и прохожих

Герой-одиночка – отвергнут обществом, осознает свою чуждость миру

«Байронический герой» - лишний человек, «сын века», страдает от противоречивости своей собственной натуры

Герой-демоническая личность – бросает вызов миру, иногда даже Богу, личность обреченная на разлад с обществом

Герой – человек из народа – отвержен обществом

Облако создано на основе статьи "Романтический герой в западноевропейской литературе" из Online библиотеки издательства "Лицей" . Визуально представлены основные аспекты романтического характера. Таким образом, романтический герой предстает как человек, стремящийся к поискам мира романтического идеала. Это исключительная личность, бросающая вызов окружающему миру, жаждущая нравственной революции. Такая личность противоречит повседневности и мечтает о духовном совершенстве.

Анализ характера героев у разных немецких авторов

Романтический герой и общество являются противоборствующими силами, так как представляют два разных концепта: духовность и посредственность . У Новалиса, как у новатора, романтический герой – это вечный странник в поисках своего великого идеала и стремлениях к самосовершенствованию, у Гёльдерлина – одинокий затворник и дитя природы , обожествляющее любовь , а у Гофмана с его переплетением с реализмом и романтической иронией – несколько обмирщенный комичный чудак , способный тем не менее, на детский восторг и простодушной верой в чудеса. Так или иначе, всех персонажей связывает желание предаться чувствам, отстранив при этом холодный разум. Именно любовь пробуждает в героях все самое лучшее, она раскрывает им глаза на прекрасные, по-настоящему важные вещи, любовь преображает романтического героя, побуждает к творчеству, в ней он находит само воплощение мечты. «Любовь – вот главное » - писал Шиллинг.

Основные черты романтического характера, объединяющие героев литературных произведений на разных этапах отображены в ментальной карте .

Английский поэт Перси Биши Шелли так сказал о романтизме, фатазийно сравнивая его с облаками: «Постоянства не знаю, вечно облик меняю, зато не умру никогда..»

«Поэты Серебряного века» - Маяковский поступил в училище живописи, ваяния и зодчества. В. Я. Брюсов (1873 – 1924). Д. Д. Бурлюк. Николай Степанович Гумилев родился 15 апреля 1886г. Акмеисты. О. Э. Мандельштам. С 1900-1907гг. Мандельштам учился в Тенишевском коммерческом училище. О. Э. Мандельштам (1891 – 1938). Акмеизм. В. В. Маяковский.

«О поэтах-фронтовиках» - С первых дней войны Кульчицкий был в армии. Известность Симонов приобрёл ещё до войны, как поэт и драматург. Сергей Сергеевич Орлов (1921- 1977). В 1944 году Джалиль был казнён моабитскими палачами. Стихотворение Суркова «бьётся в тесной печурке огонь» было написано в 1941 году. Написанное во время войны стихотворение Симонова «жди меня» стало широко известным.

«О поэзии» - Наступило Бабье лето - Дни прощального тепла. Солнечный блеск твой чудесный с нашей играет рекой. И зари вишнёвый клей застывает в виде сгустка. А кругом цветы лазоревы, распускали волны пряные… Путешествие по поэтической тропинке. Плохо кончились затеи - Лопнул старенький канат... Лик берёзы – под фатой подвенечной и прозрачной.

«Романтизм в литературе» - Урок - лекция. Лермонтов Михаил Юрьевич 1814-1841. Романтизм в русской литературе конец 18 –ого начало19-ого веков. Тема "униженных и оскорбленных". Философская сказка. Романтическая личность-страстная личность. Исторический роман; «Мцыри». Страсть. Вальтер Скотт 1771-1832. Причины возникновения романтизма.

«О романтизме» - Ларра. А.С. Пушкин. Вечный Жид. Жертвовать собой, спасая других. «Легенда о Вечном Жиде». Композиционные особенности рассказов. «Легенда о Моисее». М. Горький. Кому из героев близка Старуха Изергиль: Данко или Ларре? Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Основа стиля романтизма - изображение внутреннего мира человека.

«Поэты о природе» - Александр Есенин (отец) и Татьяна Титова (мать). БЛОК Александр Александрович (1880, Петербург - 1921, Петроград) - поэт. А.А. Блок. Русские писатели xx века о родной природе. Творческая работа. Пейзажная лирика. Художественно-выразительные средства. С.А. Есенин. Бабушка мальчика знала множество песен, сказок и частушек.

Всего в теме 13 презентаций

Слово "романтизм" иногда употребляется как синоним понятия "романтика". Например, говоря о юношеском романтизме, имеют в виду склонность к идеалистическому, оптимистическому взгляду на жизнь, активность жизненной позиции. Здесь речь пойдет о втором, культурологическом и литературоведческом значении термина "романтизм".

Романтизм — последний "большой стиль" в истории искусства, то есть последнее направление, проявившее себя во всех областях духовной деятельности и художественного творчества: в изобразительных искусствах, музыке, литературе. Его возникновению предшествовали два века безусловного господства рационализма в искусстве. Литературное воплощение рационализма — классицизм, он накопил значительную эстетическую усталость, и внешним событием, ускорившим смену литературных эпох, стала Французская революция. Романтизм есть реакция на рационализм Просвещения, но он не отрицает классицизм безоглядно, из одного духа противоречия. Взаимоотношения романтиков с просветителями — это взаимоотношения разных поколений в семье, когда дети опровергают ценности отцов, сами не сознавая, до какой степени они являются продуктом отцовского воспитания.

Романтизм — высшая точка в развитии гуманистического искусства, начатого в эпоху Возрождения, когда человек был провозглашен мерилом всех вещей. Молодежь, на чьих глазах разворачивалась драма Французской революции, пережила все ее взлеты и падения, колеблясь между восторгом, энтузиазмом по поводу падения монархии и ужасом перед казнью короля Людовика XVI и якобинским террором. Революция показала утопичность просветительского идеала разума как естественной основы человеческого существования, обнажила непредсказуемость истории. Современники отшатнулись от ее насильственных методов, от пышной демагогии вождей революции, от Франции, превратившейся при Наполеоне в поработительницу народов. Разочарование в итогах Французской революции поставило под вопрос породившую ее идеологию Просвещения, и в искусстве послереволюционной эпохи — в романтизме — произошла полная смена мировоззренческих и эстетических ориентиров.

На смену материализму и рационализму Просвещения в качестве философской основы творчества приходит субъективный идеализм; общественно-политическая проблематика, которой принадлежало центральное место в просветительской литературе, сменяется интересом к отдельной личности, взятой вне системы общественных отношений, ведь эта традиционная система рухнула, и на ее обломках только начали обозначаться очертания нового, капиталистического строя.

Мир для романтиков — тайна, загадка, познать которую может только откровение искусства. В романтическую литературу возвращается изгнанная Просвещением фантастика, и фантастическое у романтиков воплощает идею о принципиальной непознаваемости мира. Мир романтики познают как дети — всеми органами чувств, через игру, смотрят на него сквозь призму сердца, сквозь призму субъективных эмоций личности, причем это воспринимающее сознание равновелико всему остальному внешнему миру. Романтики возвеличивают личность, ставят ее на пьедестал.

Романтический герой — всегда натура исключительная, не похожая на окружающих людей, он гордится своей исключительностью, хотя она становится причиной его несчастий, его непонятости. Романтический герой бросает вызов окружающему миру, он в конфликте не с отдельными людьми, не с социально-историческими обстоятельствами, а с миром в целом, со всей вселенной. Раз отдельно взятая личность равновелика целому миру, она должна быть столь же масштабной и сложной, как целый мир. Романтики поэтому сосредоточиваются на изображении душевной, психологической жизни героев, а внутренний мир романтического героя весь состоит из противоречий. Романтическое сознание в бунте против повседневности устремляется к крайностям: одни герои романтических произведений устремлены к духовным высям, уподобляются в своем поиске совершенства самому творцу, другие в отчаянии предаются злу, не зная меры в глубине морального падения. Одни романтики ищут идеал в прошлом, особенно в средневековье, когда еще было живо непосредственное религиозное чувство, другие - в утопиях будущего. Так или иначе, исходная точка романтического сознания - неприятие тусклой буржуазной современности, утверждение места искусства не просто как развлечения, отдыха после трудового дня, посвященного зарабатыванию денег, а как насущной духовной потребности человека и общества. Протест романтиков против корысти "железного века" выражен в стихотворении Е. А. Баратынского "Последний поэт" (1835 г.):

Век шествует путем своим железным, В сердцах корысть, и общая мечта Час от часу насущным и полезным Отчетливей, бесстыдней занята. Исчезнули при свете просвещенья Поэзии ребяческие сны, И не о ней хлопочут поколенья, Промышленным заботам преданы.

Вот почему излюбленным героем романтической литературы становится художник в широком смысле слова — писатель, поэт, живописец и особенно музыкант, потому что музыку, непосредственно воздействующую на душу, романтики считали высшим из искусств. Романтизм породил новые представления о задачах и формах существования литературы, которых мы в основном придерживаемся по сей день. По содержанию искусство становится отныне бунтом против отчуждения и превращения человека, великого по своему призванию, в частного индивида. Искусство у романтиков стало прообразом творческого труда-наслаждения, а художник и образ романтического героя — прообразом того цельного, гармонического человека, которому нет предела ни на земле, ни в космосе. Романтическое "бегство от действительности", уход в мир мечты, мир идеала есть возвращение человеку сознания той истинной полноты бытия, того призвания, которые были отняты у него буржуазным обществом.

Важнейшими завоеваниями романтизма стали открытие категорий историзма и народности, а также разработка теории романтической иронии немецким теоретиком Фридрихом Шлегелем (1775-1854 гг.). Он был участником самого раннего кружка немецких романтиков — Йенской школы, и его главный труд — "Фрагменты" (1797-1798 гг.). Здесь Шлегель высказывает мысль о том, что наступила эпоха совершенно нового искусства, которое будет направлено не на повторение идеала античности, не на достижение совершенства, а смысл его существования будет заключаться в непрерывном поиске, в развитии: "Романтическая поэзия никогда не может быть завершена, она всегда в становлении". Критерием совершенства у Шлегеля впервые становится не степень приближения к античным моделям, а степень интенсивности творения, не красота, а эстетическая энергия. Шлегель выдвинул идею универсального искусства как единственного совершенного инструмента познания и преобразования мира, художника он считал наместником Бога, творцом на земле. Но уже ранние романтики понимали, что столь высокое представление об искусстве и о художнике утопично, что художник в сущности всего лишь человек, и поэтому любое его суждение относительно, а не абсолютно. Категория романтической иронии и является осознанием противоречия между романтическим идеалом и действительностью.

Согласно Фридриху Шлегелю, романтическая ирония есть высшая из вольностей, крайняя степень свободы, пленительная череда противоречий, искусно организованный беспорядок. Художник должен занять ироническую позицию не только по отношению к миру, но по отношению к самому себе, к своему процессу творчества и к своему произведению. То есть в категории романтической иронии художник добровольно и открыто признает свое бессилие в осуществлении идеала. Отличие романтической иронии от традиционной в том, что в иронии художник высмеивает то, что лежит вне его, а в романтической иронии — самого себя. В этой категории романтический разрыв с реальностью мстит за себя, романтическая ирония возникает из невозможности разгадать мировую загадку, из признания границ воплощения идеала, из акцента на игровую природу художественного творчества. Романтическая ирония оказалась самым важным открытием романтической эстетики.

Развитие романтизма в разных национальных литературах шло разными путями. Оно зависело от культурной ситуации в конкретных странах, и не всегда те писатели, которым отдавали предпочтение читатели на родине, оказывались значимыми в общеевропейском масштабе. Так, в истории английской литературы романтизм воплощают прежде всего поэты "Озерной школы" Вильям Вордсворт и Сэмюэль Тейлор Кольридж, однако для европейского романтизма самой важной фигурой среди английских романтиков был Байрон.

Слово РОМАНТИЗМ.

РОМАН - любовные отношения между мужчиной и женщиной.

РОМАНТИК - тот, кто возвышенно, эмоционально относится к чему-либо.

РОМАНС - небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента,

написанное на стихи лирического содержания.


В ходе беседы учитель задает вопрос: "Чем похожи значения этих трех слов?" Термин РОМАНТИЗМ, значение которого вы узнаете сегодня на уроке, тоже напрямую связан с понятием чувства.

Разные эпохи - разные критерии оценки человека.

Обществу всегда было важен критерий, по которому можно было бы оценить человека. Каждая эпоха выдвигала разные критерии оценки. Так, например, античная эпоха рассматривала человека с точки зрения его внешности, физической красоты: достаточно вспомнить, что скульптуры того времени изображают обнаженных, физически развитых людей. На смену красоте внешней пришла красота духовная

Общество XVIII века было убеждено, что сила человека - в его разуме. Мир был создан Богом, а задача человека - разумно усовершенствовать этот мир. Так человечество вступило в эпоху Просвещения. Однако фанатическое восхищение силой разума, конечно, не могло существовать долго: убеждения убеждениями, а в лучшую сторону практически ничего не меняется. Даже наоборот: подобные идеи привели к революционным потрясениям и кровопролитию (так, например, под лозунгом «Во имя разума!» прошла революция во Франции), и уже к концу XVIII вв. прокатилась волна разочарования в силе разума. Стала очевидна необходимость альтернативы ему. Эта альтернатива была найдена. Что в человеке противопоставлено разуму? Чувства.

Как мы уже сказали, именно с понятием чувства и связан термин РОМАНТИЗМ. РОМАНТИЗМ - это направление в культуре, утверждающее самоценность духовно-творческой личности, культ природы, чувств и естественного в человеке.

Теперь художник, обращаясь к ценителю прекрасного, взывал, в первую очередь, к его чувствам, а не к разуму, руководствуясь не трезвым умственным размышлениями, а велением сердца.


Двоемирие (антитеза)

Для начала давайте вспомним понятие АНТИТЕЗЫ. Найдите антитезу в следующих отрывках:

1. Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог.

2. Они сошлись. Вода и камень, Стихи и проза, лёд и пламень Не столь различны меж собой...

3. Вздымаются светлые мысли В растерзанном сердце моём, И падают светлые мысли, Сожжённые тёмным огнём.

4. Сегодня - трезво торжествую, завтра - плачу и пою.

5. Ты прозаик - я поэт

ты богат - я очень беден.

Антитеза (от греч. antithesis – противоположение) - сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления.

Предполагаемые ответы :

1. царь – раб червь – бог

2. вода – камень стихи – проза лёд –пламень

3. светлые – тёмным

4. сегодня - завтра торжествую – плачу и пою

5. прозаик – поэт богат – беден


Какая антитеза обусловила переход от предыдущей эпохи к эпохе романтизма? РАЗУМ - ЧУВСТВА.Для понимания РОМАНТИЗМА ключевым становится понятие ЧУВСТВА, которое противопоставлено РАЗУМУ. Возникает антитеза, которая отражается и в отношении художника к окружающему миру. Разумная действительность не находит отклика в душе романтика: реальный мир несправедлив, жесток, страшен. В поисках лучшего художник мечтает выйти за пределы реальности: именно там, вне существующей жизни, ему представляется возможность обретения совершенства, мечты, идеала.

Так возникает свойственное романтизму ДВОЕМИРИЕ: «здесь» и «там». Презираемое «здесь» - это современная романтику реальность, где торжествует зло и несправедливость. «Там» - некая поэтическая действительность, которую романтик противопоставляет реальной действительности.

Возникает вопрос: где найти это «там», этот идеальный мир? Романтики находят его и в собственной душе, и в потустороннем мире, и в жизни нецивилизованных народов, и в истории. Читателю же это «там» дается через призму взгляда художника. А пропущенное через душу романтика может ли быть будничным, прозаическим? Ни в коем случае! Оно, подчеркивая разрыв с прозой жизни, обязательно будет очень необычным, иногда даже неожиданным для читателя.

Основные черты романтического героя

Неприятие, отрицание действительности определило специфику романтического героя. Это принципиально новый герой, подобного ему не знала прежняя


литература. Он находится во враждебных отношениях с окружающим обществом, противопоставлен ему. Это человек необыкновенный, беспокойный, чаще всего одинокий и с трагической судьбой. Романтический герой - воплощение романтического бунта против действительности. Романтический герой во плоти - английский поэт Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788-1824).

Самостоятельно ответить на вопросы:

1. Как романтик относится к реальной действительности?

Предполагаемый ответ: романтик не принимает реальную действительность, бежит он неё.

2. Куда устремлен романтик?

Предполагаемый ответ: романтик устремлен к мечте, к идеалу, к совершенству.

3. Как изображаются события, пейзаж, люди?

Предполагаемый ответ: событий, пейзаж, люди изображаются необычно, неожиданно.

4. Где романтик может найти идеал?

Предполагаемый ответ: романтик находит свой идеал в собственной душе, в потустороннем мире, в жизни нецивилизованных народов.

5. Что становится культом для романтика? Предполагаемый ответ: романтик стремится к свободе.

6. В чем смысл жизни романтика?

Предполагаемый ответ: смысл жизни романтика в бунте против действительности, в подвиге, в обретении свободы.

7. Как судьба проверяет романтика?

Предполагаемый ответ: судьба предлагает романтику исключительные, трагические обстоятельства.