Наш образец: сочинение по направлению «Честь и бесчестие. Как написать сочинение Честь и Бесчестие в повести Сотников

Готовое сочинение по второму направлению.

Задумывались ли мы в детстве, юности по-настоящему над смыслом слов «честно», «честный»? Скорее, нет, чем да. Чаще мы произносили фразу «это нечестно», если кто-то из наших сверстников поступал плохо по отношению к нам. На этом наши отношения со смыслом данного слова заканчивались. Но жизнь все чаще и чаще напоминает нам о том, что есть люди, которые «имеют честь», и есть те, кто готов родину продать, спасая собственную шкуру. Где та грань, которая превращает человека в раба своей плоти и уничтожает в нем человека? Почему не звонит тот колокольчик, о котором писал знаток всех черных закоулков человеческой души Антон Павлович Чехов? Эти и другие вопросы задаю я себе, среди которых один все-таки главный: действительно ли честь дороже жизни? Чтобы ответить на этот вопрос, я обращаюсь к литературным произведениям, потому что, по мнению академика Д.С. Лихачева, литература – это главный учебник жизни, она (литература) помогает нам понять характеры людей, раскрывает эпохи, и на ее страницах мы найдем великое множество примеров взлетов и падений человеческой жизни. Там же я могу найти ответ на мой главный вопрос.

Падение и, что еще страшнее, предательство, у меня ассоциируется с Рыбаком, героем повести В. Быкова «Сотников». Почему сильный человек, производящий изначально только положительное впечатление, стал предателем? А Сотников… Странное у меня было впечатление от этого героя: он меня почему-то раздражал, и причина этого чувства - отнюдь не его болезнь, а то, что он постоянно создавал проблемы во время выполнения ответственного задания. Рыбаком же я откровенно восхищалась: какой находчивый, решительный и смелый человек! Не думаю, что он старался произвести впечатление. Да и кто такой для него Сотников, чтобы ради него из кожи лезть?! Нет. Просто он был человеком и совершал человеческие поступки, пока его жизни не угрожала опасность. Но как только он вкусил страх, его словно подменили: инстинкт самосохранения убил в нем человека, и он продал душу, а вместе с ней и честь. Предательство родины, убийство Сотникова, животное существование для него оказались дороже чести.

Анализируя поступок Рыбака, я не могу не задать себе вопрос: всегда ли так бывает, что человек поступает не по чести, если его жизни угрожает опасность? Может ли он совершить бесчестный поступок во благо другого? И опять я обращаюсь за ответом к литературному произведению, на сей раз к рассказу Е. Замятина «Пещера» о блокадном Ленинграде, где в гротескной форме автор рассказывает о выживании людей в ледяной пещере, загоняемых постепенно в самый маленький ее уголок, где центром вселенной является ржавый и рыжий бог, чугунная печка, которая поглощала сначала дрова, потом мебель, потом …книги. В одном таком углу разрывается от горя сердце одного человека: умирает Маша, уже долгое время не встававшая с постели любимая жена Мартина Мартиныча. Это случится завтра, а сегодня ей очень хочется, чтобы завтра, в день ее рождения, было жарко, и тогда она, возможно, сможет встать с постели. Тепло, кусочек хлеба стали символом жизни для пещерных людей. Но нет ни того, ни другого. Зато есть у соседей этажом ниже, у Обертышевых. Всё есть у них, потерявших совесть и превратившихся в самок, в обертышат.

…Что не сделаешь ради любимой жены?! Интеллигентный Мартин Мартиныч идет на поклон к нелюдям: там жор и жар, но там не живет душа. И Мартин Мартиныч, получив (любезно, с сочувствием) отказ, решается на отчаянный шаг: он крадет дрова для Маши. Завтра будет всё! Бог будет плясать, Маша встанет, будут читаться письма – то, что сжечь было невозможно. И будет … выпит яд, потому что жить с этим грехом Мартин Мартиныч не сможет. Почему так бывает? Сильный и мужественный Рыбак, убивший Сотникова и предавший родину, остался жить и служить полицаям, а интеллигентный Мартин Мартиныч, который, живя в чужой квартире, не смел прикоснуться к чужой мебели, чтобы выжить, но смог перешагнуть через себя, чтобы спасти дорого ему человека, умирает.

Всё исходит от человека и замыкается на человеке, и главное в нем – душа, чистая, честная и открытая состраданию, помощи. Я не могу не обратиться еще к одному примеру, потому что этот герой рассказа «Хлеб для собаки» В. Тендрякова – еще ребенок. Десятилетний мальчик Тенков тайком от родителей подкармливал «куркулей» - врагов. Рисковал ли ребенок своей жизнью? Да, потому что он кормил врагов народа. Но совесть не позволяла ему есть спокойно и вдоволь то, что ставила на стол его мама. Вот и страдает душа мальчика. Чуть позже герой своим детским сердцем поймет, что человек человеку может помочь, но кто в страшное голодное время, когда люди умирают на дороге, отдаст хлеб для собаки. «Никто», - подсказывает логика. «Я», - понимает детская душа. Из таких, как этот герой, выходят Сотниковы, Васковы, Искры и другие герои, для которых честь дороже жизни.

Я привела лишь несколько примеров из мира литературы, доказывающих, что всегда, во все времена, в чести была и будет совесть. Именно это качество не позволит человеку совершить поступок, цена которого – потеря чести. Таких героев, в сердцах которых живет честность, благородство, в произведениях и в реальной жизни, к счастью, много.

Главная > Сочинение

Сочинение

«Тема чести и человеческого достоинства в произведении В. Быкова «Сотников»

Выполнила ученица 11 «г» класса Шиловская Анна.

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Смирнова С.А.

Идя вместе, они уже оказались по разные стороны черты… В.Быков «Сотников» Старая уличная арка. На ней в гибких пеньковых петлях висят четыре человека. Крайний – молодой парень лет двадцати шести, воплощение чести и мужества, даже перед казнью он сохранил своё достоинство, не склонил головы перед врагом. Но зачем? Зачем, если теперь его молодое тело раскачивает ветер? Да, он больше не будет чувствовать голода, не утоляемого пареной рожью, холода, забирающегося под одежду, боли от ран, сопутствующих партизанской жизни. Но ведь он не узнает и радость победы, и счастье иметь семью… Я отчетливо представляю себе эту картину: серая арка, серый утоптанный снег и четыре серых тела…. А вот еще одна картина: в туго подпоясанных полицейских шинелях шагает отряд предателей. Среди них без шинели лишь один – новенький, только что выменявший жизнь на партизанскую честь и обещание служить в полиции. Ему повезло: он выкрутился. Или нет? Что разделяет их двоих, мертвого Сотникова и живого Рыбака? Черта. Черта, разделяющая честь и бесчестие, патриотизм и предательство, самопожертвование и стремление любой ценой сохранить свою жизнь. Они вместе прикрывали отход остатков разбитого отряда, «сблизились между собой» и вместе попали на самое обычное задание – сходить за продуктами. Рыбак переживал за Сотникова, тащил его раненого на себе. Вместе они прошли не один километр по холодному лесу с горстью пареной ржи в кармане…. Как и когда Рыбак решил поступиться своей честью? Решение не могло родиться за несколько секунд во дворе полиции, оно назревало постепенно, может быть, Рыбак все время ходил вдоль роковой черты, ни разу в его жизни не случалось ничего такого, что заставило бы сделать шаг к предательству. От желания сохранить целой и невредимой «свою шкуру» до предательства человека, по мнению Василия Быкова, – один шаг. Это желание, в свою очередь, зависит от степени влюбленности в собственное пребывание на этом свете, степени самовлюбленности и эгоизма. Таким образом, способность или неспособность к предательству определяется чертами характера. Посмотрим на Сотникова и Рыбака по-внимательнее: кому, как не последнему, сильному, здоровому и удачливому, быть героем? Но на войне очень многое решает не физическая сила, а сила духа. Взять, например, вопрос Сотникова: «И далеко протопал?». Самого Сотникова интересует, сколько земли отбил его товарищ у немцев, Рыбак же говорит о своей военной карьере. Он не понимает, почему Сотников не отказался от задания, и приписывает это к самолюбию и упрямству. Но разве это самолюбие? Сходить за продуктами – это необходимость; подчиниться приказу – обязанность, а отговариваться простудой, которую не считают за болезнь - возможность потерять уважение товарищей и самому перестать уважать себя, такая отговорка для Сотникова – уклонение от долга. Рыбаку все равно, будет ли он принимать пищу на хуторе у дядьки Романа или в Лисинах у «немецкого прислужника», старосты Петра, тогда как Сотников не может принять помощь даже от его жены, не может поступиться своими принципами. Позже, когда в лесу они натыкаются на полицаев, проявляется эгоистичность натуры Рыбака: он отрекается от Сотникова. Убеждая себя в том, что Сотникову уже не поможешь, он фактически хоронит товарища, который продолжает его прикрывать. Интересен такой факт: Рыбак «решительным усилием» взваливает на плечи овцу. Зачем? Для отряда? Но ведь тогда он думал не об отряде, а только о себе. Скорей всего Рыбак настолько сжился с отрядом, привык к нему, что на пути к предательству встал барьер неписаных правил, по которым жили партизаны. Таким образом, в момент реальной угрозы его жизни, Рыбака сдерживают не жалость и любовь к другу, а осуждение окружающих. Но и оно будет играть роль только до тех пор, пока Рыбак реально представляет свое возвращение. Когда мысли об отряде уходят на задний план, все мысли героя сосредотачиваются на том, как спасти свою жизнь. Цена не играет роли. Натура Рыбака эгоистична, он не умеет контролировать свои чувства (возвращается за раненым Сотниковым «стараясь не рассуждать», так как боится, что инстинкт самосохранения снова затмит рассудок). На войне как будто для него важна не конечная цель, а само действие, он во многом полагается на удачу или случай. Из отсутствия принципиальности и твердых убеждений происходит привычка Рыбака оправдывать себя, умение выкручиваться. Ему не приходится задумываться над самим понятием чести и достоинства, потому что именно они наполняют убеждения твердостью, заставляют человека следовать им. Он «был неплохим партизаном, … но как человек и гражданин, безусловно, недобрал чего-то». Сотников, напротив, больше думает о других. Так, в лесу он прикрывает своего товарища, ни разу не укорив последнего за то, что тот бросил его. Именно во время этой стычки нам раскрываются характеры героев. Кроме принципиальности, Сотникова от Рыбака отличает отношение к опасности и поведение в сложной ситуации. Сотников может подчинить страх рассудку, его ум работает более расчетливо. Из сложных ситуаций он привык не выкручиваться, а выбираться. Когда стали близки смерть и плен, Сотников не паникует, хотя и он хочет жить. Единственный выход для него – борьба, и он живет перестрелкой, даже то, что он заставил полицаев считаться с собой, вызывает пусть короткое, но все же «удовлетворение». Разный характер героев обуславливает и их различное поведение в плену и на допросе: если Сотников старается выгородить Дёмчину и старосту, то Рыбак думает лишь о себе, считая, что ни первому, ни последним уже не поможешь. Даже под пытками Сотников молчит, считая, что рассказать хоть что-то - значит, уронить своё достоинство, предать товарищей. Рыбак, напротив, бережет себя, свободно дает показания, считая, что они все равно никому не повредят. Может, потому Рыбак и пошел в полицию, что его решение не могло сыграть роли ни в чьей судьбе. Да, конечно, он нарушил кодекс партизанской и воинской чести, да и вообще чести гражданина и патриота, не смог достойно встретить смерть. Но так ли это важно? Что значит честь по сравнению с тем, что он отодвинул «грозную, неотвратимо подступающую к нему» смерть. Ведь, как пишет сам Василий Быков, «…жизнь - … единственная реальная ценность для … человека…,… смерть ничего не решает и ничего не оправдывает». С этой точки зрения Рыбак мог бы себя оправдать: из тени жизни он смог спасти одну – свою. Но ведь важно не просто прожить, а «…разумно и с толком использовать и без того не такой уж продолжительный свой срок на земле». Единственное, о чем жалеет Сотников – о напрасности своей смерти. Но «на смену казненным придут другие», вдохновленные подвигом «Сотникова, его мужеством и гордым, честным взглядом, которым он обвел людей на площади. В этом смысл его смерти, в этом смысл его желания достойной встречи ее». Рыбак остался жить, поставив себе цель остановить машину фашизма. Но как мог предатель остановить машину, которая работала на предательстве? Да машина и не дала ему опомниться, сразу превратив Рыбака в винтик. И вот он бездумно шагнул с другими, это было настолько «обыкновенно и привычно», что Рыбак даже не почувствовал разницы, с партизанами он зашагал или с предателями. Если вглядеться, цель – остановить фашизм, воткнуть рогатину в колеса его машине была не больше, чем средство заглушить угрызения совести, чтобы в очередной раз вывернуться из сложной ситуации. Но на этот раз вывернуться не удается. Рыбак остался один. По сути дела, он никого не хотел предавать. Ему отвратительны полицаи, но он вдруг осознает, что тем людям, с которыми он грелся у костра, все равно, что побудило его сделать такой шаг. Для них он теперь тоже полицай. Он впервые понял, что именно такое положение было альтернативой смерти. Сотников, которого не ослепило желание жить, не мог согласиться с этим, потому он и выбрал смерть. Может быть, осознав все это, Рыбак понял, что честь, достоинство, убеждения и принципы – не пустые звуки. Именно они отличали его товарища от Будилы и Стася. Именно их отсутствие отличало Рыбака от Сотникова и сближало с полицаями. Кого винить в произошедшем? Только себя, ведь выбор между честью и бесчестием каждый делает сам.

Фрагмент спектакля «Капитанская дочка», 1976 г.

Честь в наше время довольно редко можно встретить. Многие люди позабыли, что это такое, а для некоторых может, и нет разницы в этих словах, но на самом деле это совершенно разные слова с различным значением.

Бесчестие – это другими словами трусость, безвольный и бесчестный человек. Такой человек будет искать выгоду для себя, не расплатится собственной жизнью за чужую жизнь. Бесчестный человек совсем не повод для гордости, напротив, это позорный гнусный человек, который к тому же, со слабым характером.
Честь – это чувство собственного достоинства. То, чем может гордиться человек. Своей отвагой, мужеством, честностью и смелостью. Имея честь, человек может отдать даже свою жизнь за другого человека. Конечно, все эти качества раскрываются, как правило, в нравственном выборе. Хотя, жизнь – это и есть череда выборов, и каждый раз, что-то выбирая или делая, мы совершаем выбор. И как раз он и выбирает, имеет ли человек честь или бесчестие.

Вспомним даже, военные времена. Сколько человек стояло перед выбором – умереть с честью, достоинством или жить с тем, что ты предал Родину. Обратимся к повести В. Быкова «Сотников». Что же мы тут видим?! А видим мы тут двух товарищей партизан, которые попали в плен к врагу. Как это ни странно, но перед ними тоже стоял выбор, свойственный тем временам.
Сотников смог выдержать все пытки, он вынес всю боль, но так ничего не рассказал врагам. После этого естественно его собираются казнить, но даже там, перед смертью, которая не минует его, он сохраняет чувство собственного достоинство, свою честь, что самое в этом рассказе главное! Его товарищ, Рыбак, не сопротивляясь, не видя свои пытки, все рассказывает. Именно так и поступает бесчестный человек, который перейдет на вражескую сторону ради сохранения своей жизни. Рыбак даже присутствовал на казне своего товарища. Ну, разве такой поступок считается мужественным?! Правильно, абсолютно нет. Очень печален тот факт, что во времена войны было много таких людей, предавших свою Отчизну, свое Отечество!

Но есть пример и с другого, наверняка знакомого произведения, который написан А.С. Пушкиным – .
Роман начинается с эпиграфа – «Береги честь смолоду», эта фраза лишь часть русскому пословицы.
Наверное, «Капитанская дочка» — один из лучших примеров чести и бесчестия.
Главный герой произведения – Петруша Гринев. Парень совсем молодой, почти юноша. Он готов будет умереть, но оставить следа на своей чести не позволит. Именно этот человек является ярким примером чести. Его же завистник Швабрин поступает по другому принципу. Он перешел на сторону Пугачева, опасаясь за свою жизнь. Тем самым он становится бесчестным человеком. Умирать, конечно, он не хотел и именно поэтому перешел. Гринев же поступает в ситуациях разумно и мужественно.
Естественно, ясно, что у этих двух героев ясна судьба сначала. Они противоположные личности и поэтому Гринев, пусть, он и не богат, но умирает среди своих детей и внуков, а Швабрин, его судьба понятна и без лишних слов.

Так как же лучше быть? Человеком с честью, но мертвым или бесчестным, но живым. Для кого-то это сложный вопрос, а для кого-то простой, но я хочу пояснить, что именно наши поступки это определяют. Только нам, людям, подвластен выбор, что делать со своей жизнью, так поступить или этак. Каждый выбирает себе дорогу сам.

_____________________________________________________

Как проявит себя человек на войне - тяжелейшем испытании, которое уготавливает ему судьба? Останется верным чести, нравственным принципам или перейдёт черту, за которой – предательство, подлость, позор, бесчестие?

Андрей Соколов в рассказе М.Шолохова «Судьба человека» -обобщённый образ советских людей, переживших войну, выстоявших в ней, несмотря и ни на что и вопреки всему. Не случайно автор даёт такое название рассказу - о человеке во время войны пишет он в нём, о тех людях, которые остались верны долгу, на запятнали свою честь.(«На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала.»)
Каждый день на войне - это уже подвиг, борьба за жизнь, изгнание врагов с родной земли. Разве не подвиг, когда Андрей шёл в атаку, когда выстоял в немецком плену, поразив даже своих врагов («Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.»)
Разве не нравственный подвиг совершил он, когда уже после войны остался человеком, сочувствующим другим, усыновившим мальчика Ванюшку? Нравственные идеалы и ценности, которым он был верен до конца, помогли Андрею остаться человеком чести, не уронить своего человеческого достоинства.(«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.»)
К сожалению, на войне проявлялась и подлость души некоторых людей, которые ради спасения жизни становились предателями. Выжить любой ценой - это было для них главное. О какой чети и совести можно говорить, если рядом она, смерть? Так думали они в те минуты, переходя черту порядочности, человечности. Вспомним солдата, который готов был выдать своего офицера немцам, лишь бы остаться живым (эпизод в церкви, когда Андрей был в плену и убил этого предателя: «Первый раз в жизни убил, и то своего… Да какой же он свой? Он же худее чужого, предатель.»)
На войне проверялся характер человека. Честь или бесчестие, предательство или героизм - что выбирал человек, это зависело он тех нравственных принципов и идеалов которые лежали в основе его жизненной позиции. Но выиграли мы войну потому, что бесчестных было намного меньше. Народ объединяла воля к победе, патриотизма, любовь к родине. Судьба человека и судьба страны, народа слились воедино.

В наш жестокий век кажется, что понятия чести и бесчестия умерли. Нет никакой особой необходимости хранить честь девушкам – стриптиз и порочность дорого оплачиваются, а деньги гораздо привлекательней какой-то эфемерной чести. Вспоминается Кнуров из «Бесприданницы» А.Н.Островского:

Есть границы, за которые осуждение не переходит: я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления.

Порой кажется, что мужчины давно не мечтают служить на благо Отечества, беречь свою честь и достоинство, защищать Родину. Наверное, литература остаётся единственным свидетельством существования этих понятий.

Самое заветное произведение А.С.Пушкина начинается с эпиграфа: «Береги честь смолоду», - который является частью русской пословицы. Весь роман «Капитанская дочка» даёт нам самое лучшее представление о чести и бесчестьи. Главный герой Петруша Гринёв – человек молодой, практически юноша (в момент отъезда его на службу ему исполнилось «осьмнадцать» лет по свидетельству его матушки), но он преисполнен такой решительности, что готов умереть на виселице, но не запятнать своей чести. И это не только потому, что отец завещал ему так служить. Жизнь без чести для дворянина всё равно, что смерть. Но совсем по-другому поступает его оппонент и завистник Швабрин. Его решение перейти на сторону Пугачёва определяется страхом за свою жизнь. Он, в отличие от Гринёва, умирать не хочет. Закономерен итог жизни каждого из героев. Гринёв проживает достойную, хотя и небогатую жизнь помещика и умирает в кругу своих детей и внуков. А судьба Алексея Швабрина понятна, хотя Пушкин ничего и не говорит об этом, но скорее всего смерть или каторга оборвут эту недостойную жизнь предателя, человека, не сохранившего свою честь.

Война является катализатором самых главных человеческих качеств, она проявляет либо отвагу и мужество, либо подлость и трусость. Доказательство этому мы можем найти в повести В.Быкова «Сотников». Два героя – нравственные полюса повествования. Рыбак – энергичный, сильный, физически крепкий, но вот мужественный ли? Попав в плен, он под страхом смерти предаёт свой партизанский отряд, выдаёт его дислокацию, вооружение, численный состав – словом всё, для того чтобы ликвидировать этот очаг сопротивления фашистам. А вот хилый, болезненный, тщедушный Сотников оказывается мужественным, терпит пытку, и решительно восходит на эшафот, ни секунды не сомневаясь в правильности своего поступка. Он знает, что смерть не так страшна, как угрызения совести от предательства. В конце повести спасшийся от смерти Рыбак пытается повеситься в сортире, но не может, так как не находит подходящего орудия (ремень у него забрали при аресте). Его смерть – вопрос времени, он не окончательно падший грешник, а жить с таким грузом невыносимо.

Годы проходят, в исторической памяти человечества ещё хранятся образцы поступков по чести и совести. Станут ли они примером для моих современников? Думаю, да. Герои, погибшие в Сирии, спасающие людей на пожарах, в катастрофах – доказывают, что есть честь, достоинство, есть и носители этих благородных качеств.

Всего: 441 слово

В понятиях чести и достоинства выражается духовная связь человека с обществом. «Честь — жизнь моя, — писал Шекспир, — они срослись в одно, и честь утратить — для меня равно утрате жизни».

Собственная позиция: Что на сегодняшний день означает понятие «честь»? Каждый это понятие будет трактовать по-своему. Для одних – это совокупность высших моральных принципов, уважение, почет, признание других побед. Для других – это «земля, скот, овцы, хлеб, коммерция, барыш – эта жизнь!» Для меня честь и достоинство не пустой звук. Еще рано говорить, что я живу по чести. Но надеюсь что эти понятия будут всегда служить жизненным ориентиром для меня.

В наше время кажется уже, что понятия "честь и достоинства" устарели, утратив свои первоначальные, истинные значения. А ведь раньше, во времена доблестных рыцарей и прекрасных дам, предпочитали расстаться с жизнью, нежели потерять честь. А своё достоинство, достоинство своих близких и просто дорогих сердцу людей принято было защищать на поединках. Вспомним хотя бы, как защищая честь своей семьи, погиб на дуэли А.С. Пушкин. " Мне нужно, чтобы моё имя и честь были неприкосновенны во всех уголках России", - говорил он. Любимые герои русской литературы были людьми чести. Вспомним, какое наставление получает от отца герой повести "Капитанская дочка": "Береги честь смолоду". Отец не хотел, чтобы его сын стал светским кутилой и поэтому отправил его служить в дальний гарнизон. Встреча с людьми, преданными долгу, Родине, любви, для которых честь мундира была превыше всего, сыграла в жизни Гринёва решающую положительную роль. Он с честью прошёл все испытания, выпавшие на его долю, и ни разу не уронил достоинства, не поступился своей совестью, хотя возможностей было предостаточно, в его душе мир.

«Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает ее блеска и отнимает у нее всю ее цену», - как-то сказал Бошен Эдмон Пьер. Да, это действительно так и есть. И каждому рано или поздно придется решать, как жить – по чести или без нее.

Всего: 302 слова

Каждому новорождённому даётся имя. Вместе с именем человек получает историю своего рода, память поколений и представление о чести. Иногда имя обязывает быть достойным своего происхождения. Иногда своими поступками приходится смывать, исправлять негативную память рода. Как не потерять достоинство? Как защитить себя перед лицом возникшей опасности? Очень трудно быть готовым к такому испытанию. В русской литературе можно найти много подобных примеров.

В рассказе Виктора Петровича Астафьева «Людочка» идёт повествование о судьбе юной девушки, вчерашней школьницы, приехавшей в город на поиски лучшей жизни. Выросшая в семье потомственного алкоголика, как примороженная трава, она всю свою жизнь пытается хранить честь, какое-никакое женское достоинство, пытается честно работать, строить отношения с окружающими её людьми, никого не оскорбляя, всем угождая, но держа на расстоянии. И люди её уважают. Уважает за безотказность и трудолюбие её квартирная хозяйка Гавриловна, уважает за строгость и нравственность убогий Артёмка, уважает по-своему, но почему-то молчит об этом, отчим. Все видят в ней человека. Однако на её пути встречается омерзительный тип, уголовник и подонок – Стрекач. Ему не важен человек, его похоть превыше всего. Предательство «друга-ухажёра» Артёмки оборачивается для Людочки страшным финалом. И остаётся девушка со своим горем одна-одинёшенька. Для Гавриловны в этом особой проблемы нет:

Ну сорвали плонбу, подумашь, экая беда. Нонче это не изъян, нонче замуж какую попало берут, тьфу нонче на эти дела…

Мать вообще отстраняется и делает вид, что ничего не случилось: взрослая, мол, сама пусть выкручивается. Артёмка и «друзья» зовут провести время вместе. А Людочка не хочет жить так, с замаранной, растоптанной честью. Не видя выхода из такого положения, она решает не жить вообще. В своей последней записке она просит прощения:

Гавриловна! Мама! Отчим! Как тебя и зовут-то, не спросила. Люди добрые, простите!

В романе-эпопее «Тихий Дон» Шолохова каждая героиня имеет своё представление о чести. Дарья Мелехова живет только плотью, о её душе мало говорит автор, да и герои в романе вообще не воспринимают Дарью без этого низменного начала. Её похождения и при жизни мужа, и после его смерти показывают, что честь для неё вообще не существует, она готова совратить собственного свёкра, лишь бы удовлетворить желание. Её жалко, ведь человек так бездарно и пошло проживший свою жизнь, не оставивший о себе никакой доброй памяти – ничтожен. Дарья так и осталась воплощением низменного, похотливого, бесчестного женского нутра.

Честь важна для каждого человека в нашем мире. Но особенно честь женская, девичья остаётся визитной карточкой и всегда привлекает особое внимание. И пусть говорят, что в наше время нравственность – пустой звук, что «замуж какую попало возьмут» (по словам Гавриловны), важно – кто ты таков для себя, а не для окружающих. Поэтому мнения незрелых и недалёких людей в расчет не берутся. Для каждого честь была и будет на первом месте.

Всего: 463 слова

В своей статье Д. Гранин говорит о существовании в современном мире нескольких точек зрения о том, что такое честь, и устаревшее это понятие или нет. Но, несмотря на это, автор считает, что чувство чести устареть не может, так как дается человеку с рождения.

В подтверждение своей позиции Гранин приводит случай, связанный с Максимом Горьким. Когда царское правительство аннулировало избрание писателя в почетные академики, Чехов и Короленко отказались от званий академиков. Таким поступком литераторы высказали неприятие решения правительства. Чехов защищал честь Горького, в этот момент он не думал о себе. Именно звание «человека с большой буквы» позволило писателю защитить доброе имя товарища.

А значит, и не устареет понятие чести. Мы можем защищать нашу честь и, конечно, любимых и родных.

Так А.С. Пушкин шел на дуэль с Дантесом, чтобы защитить честь супруги Натальи.

В произведении Куприна «Поединок» главный герой так же, как и Пушкин, защищает честь возлюбленной в дуэли с ее мужем. Этого героя ожидала смерть, но она не бессмысленна.

Я считаю, тема данной статья весьма актуальна, так как в современном мире многие люди потеряли грань между честью и бесчестием.

Но, пока жив человек, жива и честь.

Всего: 206 слов

Что такое честь и почему она так ценилась во все времена? О ней говорит народная мудрость – «Береги честь смолоду», ее воспевают поэты и размышляют философы. За нее умирали на дуэлях, а, потеряв ее, считали жизнь конченой. В любом случае, в понятии честь заложено стремление к нравственному идеалу. Этот идеал может создать человек сам для себя, а может и принять от общества.

В первом случае, на мой взгляд, это некая внутренняя честь, куда входят такие индивидуальные качества человека как смелость, благородство, справедливость, честность. Это убеждения и принципы, которые составляют основу самоуважения человека. Это то, что он сам воспитывает и ценит в себе. Честь человека очерчивает рамки того, что человек может позволить самому себе, и какое отношение может допустить со стороны других. Человек становится судьей себе самому. Это то, что составляет человеческое достоинство, поэтому человеку самому важно не предать никакой из своих принципов.

Другое понимание чести я бы соотнес с более современным понятием репутации – это то, каким человек показывает себя другим людям в общении и делах. В данном случае важно «не уронить достоинства» именно в глазах других людей, ведь мало кто захочет общаться с грубияном, вести дела с ненадежным человеком или помочь в нужде бессердечному скряге. Однако человек может при этом обладать плохими чертами характера и просто пытаться скрывать их от других.

В любом случае, потеря чести ведет к негативным последствиям – либо человек разочаровывается сам в себе, либо становится изгоем в обществе. Честь, которую я определил как репутацию, всегда считалась визиткой человека – и мужчины, и женщины. И иногда это вредило людям. Например, когда их считали недостойными, хоть были виноваты не они, а сплетни и интриги. Или жесткие социальные рамки. Мне всегда было удивительно принятое в викторианскую эпоху осуждение молодой женщины, которая снимала траур по мужу и хотела начать новую жизнь.

Главное, что я понял, это что слово «честь» родственно слову «честность». Нужно быть честным с собой и людьми, быть, а не казаться достойным человеком, и тогда тебе не грозит ни осуждение, ни самоедство.

Честь, долг, совесть - эти понятия сейчас уже редко встретишь у людей.

Что это такое?

Честь - это ассоциация у меня с армией, с офицерами, которые защищают нашу Родину, а еще люди, которые с честью держат "удары судьбы".

Долг - это опять таки наши доблестные защитники отечества, у которых долг защищать нас и нашу Родину, а еще долг может быть у любого человека, например, помочь пожилым людям или более младшим, если те попали в беду.

Совесть - это то что живет внутри каждого человека.

Есть люди без совести, это когда можно пройти мимо горя, и не помочь, и внутри ничего не будет мучать, а можно и помочь, и потом спать спокойно.

Часто между собой эти понятия связаны. Как правило эти качества нам даются при воспитании.

Пример из литературы: Война и Мир, Л Толстого. К сожалению, сейчас эти понятия устарели, мир изменился. Редко встретишь такого человека, у которого все эти качества присутствуют.

470 слов

Прочитав повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», понимаешь, что одной из тем этого произведения является тема чести и бесчестия. В повести противопоставлены два героя: Гринев и Швабрин – и их представления о чести. Эти герои молоды, оба они дворяне. ДА и попадают в это захолустье (Белогорская крепость) не по собственной воле. Гринев – по настоянию отца, который решил, что его сыну необходимо «потянуть лямку, да понюхать пороху…» А Швабрин попал в Белогорскую крепость, возможно, из-за громкой истории, связанной с дуэлью. Мы знаем, что для дворянина дуэль – это способ отстоять честь. И Швабрин, в начале повести, кажется, человеком чести. Хотя с точки зрения простого человека, Василисы Егоровны, дуэль – это «смертоубийство». Такая оценка позволяет читателю, который симпатизирует этой героине, усомнится в благородстве Швабрина.

Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Для героев испытаниями стал захват Белогорской крепости Пугачевым. Швабрин спасает свою жизнь. Мы видим его «подстриженным в кружок, в казацком кафтане, среди мятежников». А во время казни он что-то шепчет Пугачеву на ухо. Гринев же готов разделить судьбу капитана Миронова. Он отказывается целовать руку самозванцу, потому что готов «предпочесть лютую казнь такому унижению…».

По-разному они относятся и к Маше. Гринев восхищается, уважает Машу, даже пишет стихи в ее честь. Швабрин, наоборот, смешивает имя любимой девушки с грязью, говоря «ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Швабрин клевещет не только на эту девушку, но и на ее родных. Например, когда говорит «будто бы Иван Игнатьич был в непозволительной связи с Василисой Егоровной..» Становится понятным, что Швабрин, на самом деле не любит Машу. Когда Гринев примчался освободить Марью Ивановну, он увидел ее «бледную, худую, с растрепанными волосами, в крестьянском платье» Вид девушки красноречиво говорит о том, что ей пришлось пережить по вине Швабрина, который мучил ее, держал в заточении и все время угрожал выдать ее мятежникам.

Если сравнить главных героев, безусловно большее уважение вызовет Гринев, потому что несмотря на молодость он сумел вести себя достойно, остался верен себе, не опозорил честное имя отца, защитил любимую.

Наверное, все это и позволяет назвать его человеком чести. Чувство собственного достоинства помогает нашему герою на суде в конце повести спокойно глядеть в глаза Швабрину, который, потеряв все, продолжает суетится, пытается оклеветать своего врага. Давно, еще в крепости, он преступил границы, определенные честью, написал письмо – донос, отцу Гринева, пытаясь разрушить только зародившуюся любовь. Поступив бесчестно один раз, он не может остановится, становится предателем. И потому Пушкин прав, говоря «береги честь смолоду» и делая их эпиграфом ко всему произведении.

В наше время стало стыдно проявлять милосердие, сострадание, сочувствие. Сейчас «прикольно», под одобряющие улюлюканья толпы, ударить слабого, пнуть собаку, оскорбить пожилого человека, нахамить прохожему и так далее. Любая гадость, сотворенная одним подонком, воспринимается чуть ли не подвигом неокрепшими умами подростков.

Мы перестали чувствовать, отгородившись от реалий жизни собственным равнодушием. Делаем вид, что не видим и не слышим. Сегодня проходим мимо хулигана, глотаем оскорбления, а завтра сами незаметно превращаемся в бессовестных и бесчестных людей.

Давайте вспомним прошлые века. Дуэли на шпагах и пистолетах за оскорбление честного имени. Совесть и долг, руководившие помыслами защитников Отечества. Массовый героизм народа в Великой Отечественной Войне за попрание врагом чести любимой Родины. Никто не перекладывал непосильную ношу ответственности и долга на плечи другого, чтобы было комфортнее самому.

Если сегодня ты предал друга, изменил любимому человеку, «подсидел» сослуживца, оскорбил подчиненного или обманул чье-то доверие, то не удивляйся, если завтра то же самое произойдет с тобой. Оказавшись брошенным и никому не нужным, у тебя будет прекрасный шанс пересмотреть свое отношение к жизни, к людям, к своим поступкам.

Сделка с совестью, прикрывающая до определенного момента темные делишки, в дальнейшем может закончиться очень плачевно. Всегда найдется кто-то более хитрый, наглый, бесчестный и бессовестный, который под личиной ложной лести столкнет тебя в бездну краха, чтобы занять то место, которое ты так же отнял у другого.

Честный человек всегда чувствует себя свободным и уверенным в себе. Поступая по совести, он не отягощает свою душу пороками. Ему не присущи алчность, зависть и неуемные амбиции. Он просто живет и наслаждается каждым днем, подаренным ему свыше.