Роза сальватор - все картины художника. Гороскопы художников. Роза Сальватор Сальватор роза философия

Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа Бенуа Александр Николаевич

Роза, Сальватор

Роза, Сальватор

Но как раз в Эрмитаже можно судить о зависимости другого столпа “натурализма” - Сальватора Розы (1615 - 1673), ученика Рибейры, от принципов Караваджо. Знаменитая картина Сальватора, его шедевр Блудный сынесть именно “картина-тип” натурализма. С такой простотой никто еще не подходил к живописи. Роза не позаботился чем-либо разукрасить свою схему и сделать свое изображение более интересным. Он ограничился тем, что в огромном полотне добросовестно, ясно и толково представил пастуха и в натуральный же рост изобразил корову, пару коз, овец и свинью.

Надо, впрочем, сказать, что Роза был темпераментом еще более бурным и мятежным, чем его “духовный дед” Караваджо и его “духовный отец” Рибейра. Вот почему Роза и не был последовательным натуралистом. Если черты натурализма проявляются еще в эрмитажном портрете подгулявшего, увенчанного лаврами поэта , в этюдах бандита и молодого воина , а также в картине “Солдаты, играющие в кости”, то в четырех остальных наших картинах он уже совсем иной: фантаст и романтик, никогда, впрочем, не покидающий оттенка какой-то дерзкой правды, почерпнутой из наблюдений жизни.

Сальватор Роза . Мужской портрет. Холст, масло. 78х64,5. Инв. 1483. Из собр. Уолпола, Хоутон холл, 1779

Как закопченные шпалеры выглядят две его мифологические картины “Демокрит, любующийся ловкостью Протагора” и “Навзикая, подающая одежды Улиссу” - сильно потемневшие от неудачного состава, которым пользовался в живописи вечно спешивший художник.

Сальватор Роза. Демокрит и Протагор. 1663/64. Холст, масло, переведена с дерева. 185х128. Инв. 31. Из собр. Уолпола, Хоутон холл, 1779

Сальватор Роза. Одиссей и Навзикая. 1663/64. Холст, масло, переведена с дерева. 194,5х144. Инв. 35. Из собр. Уолпола, Хоутон холл, 1779

Однако стоит вглядеться в эту темноту, и тогда отдашь должное самобытности и смелости этих композиций, а также благородному подбору их красок. Отраднее, пожалуй, два небольших пейзажа Розы в Эрмитаже - мрачные, темные, но очень характерные для его настроения.

Среднее между академиками и натуралистами место занимают художники, сумевшие связать лучшие черты как одного, так и другого направления. Среди них много прекрасных мастеров.

Из книги Флейта Гамлета: Очерк онтологической поэтики автора Карасев Леонид Владимирович

Роза Болезнь или смертельная инфекция – одно из символических измерений шекспировской любовной истории. Другое – в сравнении жизней Ромео и Джульетты с погибшими цветами, точнее, розами. Я уже упоминал о словах Монтекки, сравнившего влюбленного Ромео с почкой, в которой

Из книги Воланд и Маргарита автора Поздняева Татьяна

7. Кровь и вино. Роза Кровь и вино в «Мастере и Маргарите» так же трудно отделимы друг от друга, как свет и тьма. В части I мы говорили о зловещей символике виноградной лозы в контексте романа. То же самое можно сказать и о дьявольском вине.Чрезвычайно важно, что пролитая в

Из книги Многослов-3, или Прочистите ваши уши: первая философская книга для подростков автора Максимов Андрей Маркович

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Легенды и мифы о растениях [Легенды Древнего Востока, языческие мифы, античные предания, библейские истории] автора Мартьянова Людмила Михайловна

Роза Царицу цветов – розу – люди воспевали с древнейших времён. Об этом великолепном цветке сложено много легенд и мифов. В античной культуре роза была символом богини любви и красоты Афродиты. Согласно древнегреческой легенде Афродита появилась на свет, выйдя из моря у

Из книги Дочери Дагестана автора Гаджиев Булач Имадутдинович

Роза Дербента Особое место среди декабристов, оказавшихся в Дагестане, занимал Александр Бестужев-Марлинский. Он мог избежать ареста, но сказал себе: «Сумел восстать, сумей и ответ держать!».Весело насвистывая, явился он во дворец и доложил: «Александр Бестужев явился!».

Из книги Прыжок через быка автора Франк Илья

Роза Люксембург из Цудахара 5 сентября 1924 года в Цудахаре к секретарю партячейки Идрисову из Махачкалы приехали два ответственных работника обкома комсомола Эфендиев и Цимоненко. Роза Люксембург-ЦудахарскаяСлучилось так, что в тот день у Идрисова родилась дочь. Ее

Из книги Политическая история брюк автора Бар Кристин

Морская роза Итак, Изида (она же Муза) появляется, возникает из воды. Во всяком случае на фоне воды, в связи с водой. Вот, кстати, еще из «Евгения Онегина»: Как часто ласковая муза Мне услаждала путь немой Волшебством тайного рассказа! Как часто по скалам Кавказа Она Ленорой,

Сальватор Роза
итал. Salvator Rosa

Автопортрет,
Дата рождения 20 июня (1615-06-20 )
Место рождения
Дата смерти 15 марта (1673-03-15 ) (57 лет)
Место смерти
Страна
Жанр историческая живопись
пейзаж
Медиафайлы на Викискладе

Биография

Сальватор Роза был воспитан в монастыре и готовился принять духовный сан, но вскоре почувствовал влечение к искусству и стал учиться живописи . Наставниками его были Фр. Франканцоне, Х. Рибера и А. Фальконе. Кроме этих художников развитию его таланта в значительной степени способствовало писание им этюдов с натуры без чьей-либо помощи. В возрасте 18 лет отправился в путешествие по Апулии и Калабрии , попал в руки тамошних разбойников и прожил некоторое время среди них, изучая их типы и нравы, после чего работал в Неаполе .

Творчество

Принадлежа по направлению дарования к натуралистам неаполитанской школы живописи, имея некоторое сродство со своими учителями, Риберой и Фальконе, Роза тем не менее выказал, при большом разнообразии в выборе сюжетов, много оригинальности в их трактовке. В картинах на исторические темы он умел соединять реалистичность изображения с благородством оживленной композиции и с сильным выражением идеи. Лучшей из таких картин считается «Заговор Катилины» (в галерее дворца Питти , во Флоренции). В числе прочих произведений Розы в этом роде достойны внимания особенно: «Ангел и Товия» и «Явление Саулу тени Самуила» (в Луврском музее, в Париже), «Иона в Ниневии» и «Кадм и Минерва» (в Копенгагенской галерее), «Распятие» (в Брауншвейгском музее), «Прометей» (в Гаагской галерее), «Блудный сын », «Одиссей и Навсикая » и «Демокрит и Протагор » (в Государственном Эрмитаже) и некоторые другие.

Портреты работы Розы очень характерны и экспрессивны, что заставляет предполагать об их сходстве с позировавшими перед ним лицами. В тех ландшафтах, которые выходили из-под его кисти во время пребывания его во Флоренции, как, например, в большом приморском виде, находящемся в галерее Колонна , в Риме, знатоки живописи усматривают влияние Клода Лоррена . В других картинах подобного рода заметна некоторая деланность и вялость. Зато Роза является превосходным, совершенно самобытным мастером, проникнутым поэзией , когда изображает суровые горы, дикие ущелья, глухие лесные чащи, особенно тогда, когда пишет на полотнах небольшой величины. Есть немало его картин, в которых пейзаж играет второстепенную роль, а главное содержание составляют человеческие фигуры - по большей части фигуры солдат и разбойников. Такие картины можно видеть в Эрмитаже («Солдаты, играющие в кости»), в венской, мюнхенской, гаагской и др. галереях. Наконец, Роза прекрасно писал очень сложные картины сражений, замечательный образец которых имеется в Луврском музее, в Париже. Относительно колорита его картин следует сказать, что он вообще не отличается большим блеском, но чрезвычайно приятен по своей теплоте и по выдержанности светотени.

В последние годы своей жизни Роза усердно занимался гравированием. Всего им исполнено 86 офортов собственной композиции, из которых многие могут быть причислены к лучшим созданиям художника и в хороших оттисках очень ценятся любителями эстампов, таковы, например, «Св. Вильгельм пустынник», «Платон

К. Лоррен. «Утро» (копия), ГМИИ, Москва

Интересна и серия «Гавани», включающая несколько композиций. Две из них – «Утро в гавани» (1640‑е) и «Вечер в гавани» (1640‑е) – выставлены в Эрмитаже в Санкт‑Петербурге. Картина «Утро в гавани» вышла настолько удачной, что художник два раза повторил ее. Одна копия хранится в Старой пинакотеке в Мюнхене, другая, с несколько измененным передним планом, – в ГМИИ в Москве. Человеческие фигуры были выполнены, по предположениям исследователей, фламандским художником Я. Милем.

Среди прочих работ можно упомянуть полотна «Храм в Дельфах» (Галерея Дориа‑Памфили, Рим), «Очарованный замок» (1664, Национальная галерея, Лондон), «Прибытие Улисса ко двору Ликомеда» (ок. 1670, Эрмитаж, Санкт‑Петербург), «Христос на пути в Эммаус» (Эрмитаж, Санкт‑Петербург) и др.

Клод Лоррен умер в Риме в возрасте восьмидесяти двух лет. Его выдающиеся пейзажи стали образцом для подражания для многих европейских художников XVII–XIX веков.

(1615–1673)

Своими многочисленными талантами Сальватор Роза вызывал восхищение у современников и потомков. Он был не только выдающимся живописцем, но и прекрасным музыкантом, поэтом, актером. Знаменитый немецкий писатель Э. Т. А. Гофман в XIX веке посвятил итальянскому художнику свой рассказ «Синьор Формика». Творчество Розы оказало влияние не только на мировую живопись (особенно на ее романтическое направление), но и на литературу (его пейзажами восторгались В. Скотт, У. Водсворт, П. Шелли).

Итальянский художник Сальватор Роза появился на свет в маленьком городке Аренелла недалеко от Неаполя. Его отец, провинциальный архитектор, владел небольшой усадьбой.

Маленький Сальватор, совершавший прогулки в окрестностях города, мог любоваться восхитительным пейзажем. Вдали он видел прекрасные здания Неаполя, остров Капри, грозный Везувий, скалу Сан‑Эльмо с крепостью Борго ди Аренелла, которую спустя много лет запечатлел в ряде своих работ. Все то, что с детства окружало художника, позднее нашло отражение в его пейзажах.

Маленький Сальватор не просто любовался красотой мира, он старался перенести увиденное на бумагу (карандаш был верным спутником мальчика во время его прогулок).

Первым учителем Розы стал муж его сестры, художник Франческо Фраканцано, прошедший выучку у знаменитого Хусепе де Риберы. Именно Фраканцано первым заметил дарование Сальватора и предрек ему великое будущее.

В поисках впечатлений Роза отправился в путешествие по Абруццким горам. Его привлекали старинные развалины, дикие скалы, безлюдные долины, таинственные гроты и пещеры. Нередко в зарисовках, выполненных в этих глухих местах, появляются человеческие фигуры. Это разбойники, бродяги, отверженные, селившиеся в старых заброшенных городах, очень давно оставленных жителями из‑за угрозы извержения вулканов. Рисунки, созданные во время путешествий, легли в основу эмоциональных и романтически взволнованных пейзажей, которые Роза написал, вернувшись домой.



Первое время молодому художнику приходилось нелегко. Порой у него не было денег на покупку холстов, и он писал маслом на обыкновенной бумаге.

Однажды работы Розы заметил известный итальянский художник‑монументалист Джованни Ланфранко.

Он ободрил начинающего живописца и приобрел несколько его работ. Похвала воодушевила Сальватора и придала ему сил.

В середине 1630‑х годов, оставив Неаполь, Роза отправился в Рим, являвшийся в то время центром культурной жизни Италии. Здесь художник впервые познакомился с творчеством великих мастеров – Рафаэля, Микеланджело, Тициана. Его восхищение вызвали картины Клода Лоррена, изображавшие морские гавани. Под влиянием искусства Лоррена и появились полотна Розы, показывающие порты с лодками и фигурами итальянских рыбаков.

С. Роза. «Морской пейзаж», Музей Сан‑Марино, Неаполь

Первое пребывание художника в Риме продолжалось недолго. Вскоре он заболел и вернулся домой, в Неаполь. Но уже через несколько лет, в 1639 году, Роза вновь оказался в Великом городе. Но теперь это уже был не безвестный молодой художник, а знаменитый живописец, музыкант и актер. Биографы Розы рассказывают такую историю. На ежегодном римском карнавале Сальватор нарядился простым неаполитанским крестьянином, выбрав имя Формика (муравей). Он развлекал публику прекрасным пением, аккомпанируя себе на гитаре.

Когда художник снял маску, зрители изумленно ахнули. Никто не ожидал, что под маской простого крестьянина скрывается известный живописец из Неаполя. Этот эпизод прибавил Розе поклонников.

Вскоре мастер открыл на вилле недалеко от Порта дель Пополо театр, в котором ставил спектакли. Во время одного из таких представлений он позволил себе покритиковать действовавший на территории Ватикана театр знаменитого архитектора и скульптора Лоренцо Бернини, чем нажил влиятельных врагов, нанявших убийц, чтобы уничтожить дерзкого художника. Розе пришлось оставить Рим. Он отправился во Флоренцию, куда его пригласил кардинал Джованни Карло Медичи. Во Флоренции художник прожил девять лет. В его доме собирались известные итальянские писатели, ученые, философы, музыканты. К флорентийскому периоду относится литературный опыт художника, написавшего несколько больших стихотворных сатир, которые вскоре были проиллюстрированы живописными полотнами («Поэзия», Национальная галерея, Рим; «Ложь», Галерея Питти, Флоренция; «Музыка», Национальная галерея, Рим).

Роза Сальваторе (Rosa Salvatorе) (1615–1673)
Итальянский живописец, график, поэт и музыкант. Родился в небольшом городке Арнелла близ Неаполя в семье землемера. С детства был отдан на воспитание в коллегию иезуитской конгрегации Сомаска. Изучение латыни, Священного Писания, итальянской литературы, античной истории в коллежде иезуитов помогло Сальваторе Роза в будущем, когда он стал живописцем. Живописи учился у шурина, художника Ф.Фраканциано, а также у своего дяди, художника А. Д. Греко, возможно посещал мастерскую Х. Риберы, был знаком с известным неаполитанским баталистом А. Фальконе, одним из ранних мастеров этого жанра.

Выбор Диогена, 1650–е
Частное собрание


Ясон, усмиряющий дракона, 1640–е
Музей изящных искусств, Монреаль


Автопортрет
Национальная галерея, Лондон

Словно предостерегая, художник смотрит на нас через плечо с печальным и презрительным выражением лица. В самом деле, надпись на табличке, которую он держит в руках, гласит: «Молчи, если то, что ты хочешь сказать, не лучше молчания». Суровый смысл этого мрачного автопортрета еще больше усиливается благодаря темному плащу художника и черной шляпе, придающей ему почти зловещий облик. Он грозно вырисовывается перед нами на фоне странного, лишенного горизонта неба. Роза испытал сильное влияние жесткого реализма Хусепе Риберы, который с 1616 года работал в Неаполе. Прославленная «неистовая манера» самого Розы проявилась даже в его поэтичных пейзажах. Именно это качество стало особенно важным для романтических пейзажистов конца 18 – начала 19 века. Роза был не только живописцем, но и графиком, поэтом, музыкантом и актером.

Творчество этого талантливого живописца связано с традициями неаполитанской школы. Имя Сальваторе Роза окружено легендами, так как он отличался бунтарским нравом, смелостью, большим живописным темпераментом. Он был не только живописцем и гравером, но и поэтом, музыкантом, актером и во всем проявилась страстность его натуры. Живописный талант художника реализовался в пейзаже, портрете, батальных сценах, полотнах исторического жанра.

Работал в Неаполе (до 1635), Риме и во Флоренции (1640–1648) в качестве придворного художника Джованни Карло Медичи, будущего кардинала. Выразитель предромантических тенденций в живописи итальянского барокко, Роза в картинах на библейские и мифологические темы (“Блудный сын”, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Сновидение Энея”, Метрополитен-музей), графике (офорт “Игра тритонов”), сценах кавалерийских схваток (“Боевая схватка”, рисунок пером, Музей изобразительных искусств, Лейпциг), “бурных” пейзажах с видами диких, порой фантастических местностей (“Лесной пейзаж с тремя философами”, Картинная галерея, Дрезден; “Пейзаж с мостом”, Галерея Питти, Флоренция) воспевает бегство человека на лоно природы, противостоит общепринятым нормам академического искусства 17 века. Экспрессивно-сумрачная атмосфера произведений Розы создается с помощью резких светотеневых контрастов, свободной манеры письма, мрачного, буровато-свинцового колорита.

Ко времени пребывания во Флоренции относится “Автопортрет” (Лондон, Национальная галерея). Роза изображен в плаще, накинутом на плечо. Романтизация образа подчеркнута несколько театрализованным одеянием, но художнику удалось передать страстность натуры, ее ранимость, иронию, сквозящую во взгляде. Латинская надпись на портрете: «Молчи, если то, что ты хочешь сказать, не лучше молчания» – выражает состояние художника, по-видимому, испытавшего глубокое разочарование от соприкосновения с несправедливостью. Тему “Автопортрета” продолжает полотно “Аллегория лжи” (Флоренция, Питти). Возможно, моделью изображения человека, снявшего трагическую маску и указывающего на нее, послужил сам Роза.

Это пример аллегории, имеющей глубокий моральный подтекст, в котором выражены мысли о творчестве художника, его положении в обществе. Возможно, Роза изобразил себя и в полотне “Портрет бандита” (Санкт-Петербург, Эрмитаж), являющемся произведением, которое упоминается в источниках 17 века. Образ этого человека полон живости и остроумия, а одежда напоминает костюм Паскарьелло, героя маски комедии дель арте.

В 1649 Сальваторе Роза переезжает в Рим, стремясь освободиться от придворной службы. Он отказывается от предложений работать при дворах Австрии, Швеции и Франции. Остроумными сатирами художник раздражает тех, от кого зависят богатые заказы. Его полотно “Фортуна” (Лондон, Галерея Мальборо) с изображением животных, в образах которых влиятельные лица узнали себя, чуть не навлекло гнев на художника самого папы.

Круг недоброжелателей Сальваторе Роза увеличился, о чем вполне свидетельствует сатирическая картина художника “Зависть”. После ссоры с маститым Лоренцо Бернини и другими известными живописцами художника, несмотря на приобретенную известность, отказались принять в Римскую Академию святого Луки. В связи с этим Сальваторе Роза основал “Академию ушибленных” (Academia degli percossi). Ее членами и частыми гостями Розы стали известные художники, поэты, музыканты, ученые. Среди них были математик Торричелли, композитор Чести, филологи Карло Дати и Валерио Киментелли.

Античная история и мифология по-прежнему позволяет художнику Сальваторе Роза выдвигать в своих работах волнующие его этические проблемы. В полотне “Демокрит и Протагор” (Санкт-Петербург, Эрмитаж) Роза повествует о мудрости простого человека, поразившего великого философа, сделавшего его своим учеником. В картине “Одиссей и Навзикая” (там же) – о благородстве поступка античной царевны, оказавшей помощь потерпевшему кораблекрушение Одиссею. Идеальный образ борца за республиканские добродетели воплощает художник в полотне “Заговор Катилины” (Флоренция, частное собрание), а в картине “Саул у Аэндорской волшебницы” (Париж, Лувр) библейский сюжет призван не без гротеска, напротив, развенчать возвышенные представления о плохом правителе.

В 1660–е годы Роза копировал в гравюре свои живописные произведения, иногда создавая самостоятельные исторические и аллегорические композиции (аллегория “Гений Сальватора Розы”). Еще в 1656 художник увлекся техникой офорта и исполнил серию “Каприччи”. Как и в его живописных полотнах, ее герои – бродяги, солдаты, бандиты, пастухи. Они изображены то в реальных ситуациях, то в театрализованных позах и выглядят то жизненно конкретными персонажами, то актерами из костюмированных сцен. В них особенно наглядно просматриваются присущие Розе фантазия и умение образно синтезировать все поразившее его воображение в действительности.

Умер Сальваторе Роза 15 марта 1673 года в Риме от водянки. Перед смертью художник обвенчался со своей любовницей Лукрецией, вместе с которой он прожил многие годы и вырастил двоих сыновей. Крупный мастер итальянского барокко Сальватор Роза оказал значительное влияние на развитие итальянской живописи. Под воздействием его искусства формировался талант Маньяско, Риччи и ряда других мастеров. Искусство Сальваторе Роза вдохновляло и живописцев романтической эпохи.

РОЗА, САЛЬВАТОР (Rosa, Salvator) (1615–1673), итальянский художник, актер, литератор

Автопортрет(Аллегория Молчание)
Национальная галерея, Лондон
Словно предостерегая, художник смотрит на нас через плечо с печальным и презрительным выражением лица. В самом деле, надпись на табличке, которую он держит в руках, гласит: «Молчи, если то, что ты хочешь сказать, не лучше молчания». Суровый смысл этого мрачного автопортрета еще больше усиливается благодаря темному плащу художника и черной шляпе, придающей ему почти зловещий облик. Он грозно вырисовывается перед нами на фоне странного, лишенного горизонта неба. Роза испытал сильное влияние жесткого реализма Хусепе Риберы, который с 1616 года работал в Неаполе. Сальватор Роза (20.6.1615–15.3.1673) родился в окрестностях Неаполя, в селении Аренелла. Отец Розы Вито Антонио был строителем или землемером, мать – Джулия Греко – дочерью художника Вито Греко и сестрой живописца Доменико Антонио Греко. Роза был отдан в иезуитскую коллегию конгрегации Сомаска в Неаполе, где получил хорошее гуманитарное образование, изучая классическую литературу, логику, риторику, историю. Он с юности увлекался музыкой, играя на арфе, флейте, гитаре, сочинял серенады. Сальватор был фактически самоучкой, сформировавшимся в кругу мастеров неаполитанской школы. Сначала он копировал работы Франческо Фраканцано, произведения которого пользовались успехом у заказчиков и даже отсылались к испанскому двору. Затем занимался в мастерской Аньелло Фальконе, прекрасного рисовальщика, баталиста.
Сальватор Роза сформировался в неаполитанской среде не только как художник, но и как «вольнодумец». Юг Италии был родиной таких выдающихся личностей в истории страны, как Джордано Бруно, Томмазо Кампанелла, Чезаре Ванини. Эти смельчаки защищали свой народ, терпящий гнет иноземцев, восставали против террора инквизиции во время усилившейся со второй половины XVI века Контрреформации, мечтали о социальном равенстве народа. Учителя Розы – Аньелло Фальконе и Франческо Фраканцано были из среды последователей этих «вольнодумцев», оба они оказались в рядах защитников Томмазо Аньелло, возглавившего восстание народных низов против нобилей (торгово-финансовой верхушки города) и баронов (крупных землевладельцев). Героями полотен Розы будут бедняки – рыбаки, грузчики, бродяги-лаццарони, которых он видел скрывающимися от преследований войск вице-короля, а порой вступающими с ними в схватку и нагоняющими страх на нобилей своими неожиданными вылазками и ограблениями.


Лесной пейзаж
Однажды выставленные картины Розы заметил Джованни Ланфранко, известный мастер монументальной барочной живописи, работавший в Неаполе. Он даже купил несколько его произведений. В 1635 году Сальватор Роза покинул родной город и переехал в Рим, где и началась его богатая событиями жизнь. С 1640 по 1649 год он жил во Флоренции, а затем все последующее время (1649–1673) – в Риме.
В Риме Роза обрел богатого покровителя в лице некоего Джироламо Меркури, неаполитанца, мажордома кардинала Бранкаччи из Витербо. Кардинал, заметив талант художника, взял его из дома Меркури. Для резиденции архиепископа Витербо Роза исполнил алтарь в церкви Святого Систо.



На некоторое время покинув Рим, Сальватор Роза тем не менее продолжал выставлять свои работы на римской выставке членов конгрегации «Виртуозы Пантеона» (создана в 1543), устраивавшейся ежегодно 29 августа, в честь Дня святого Иоанна Крестителя (Сан Джованни Деколато) во дворике церкви Сан Бартоломео деи Падри Бергамаски. В 1639 году полотно Розы «Титий» снискало большой успех на этой выставке. Значительно позже, в 1650-е годы, Сальватор Роза еще раз поразит римскую публику в День Сан Джованни Деколато. Скандальной сенсацией станет его полотно Фортуна (1658–1659), за которое художника будут пытаться привлечь к суду инквизиции.

«Аллегория удачи»ок. 1658-59
Музей Гетти. Лос-Анджелес Спасет его от тюрьмы лишь вмешательство кардинала Киджи. Роза изобразил богиню Судьбы раздающей из рога изобилия монеты, драгоценные камни, книги, которые достаются свиньям, быку, ослу, овцам, барану (у ее ног лежит палитра, следовательно, это аллегория плохого живописца), а отнюдь не достойным людям. Фортуна своим ликом напоминала публичную женщину, к которой испытывало влечение одно знатное духовное лицо. Это был смелый намек на несправедливость в раздаче почестей людям недостойным, но зарабатывающим успех лестью, коварством, низкопоклонством.

Пейзажи и стихотворения Розы несут в себе отзвук неаполитанской поэтической традиции, они кажутся чуть грубоватыми по сравнению с мелодичным и сладостным слогом неаполитанского поэта, современника Розы Дж.Б. Марино, снискавшего славу при европейских дворах, или пейзажами Николы Пуссена с их облагороженной и идеально спокойной природой. Образность поэзии Розы далека от описаний «садов блаженства» в лирике Марино. Также и пейзажная живопись художника, в которой его богатое воображение тонко соединяется с натурными наблюдениями, рождает совсем иное эмоциональное чувство, чем ландшафты Римской Кампаньи Пуссена. Это особое эмоциональное чувство в XIX столетии назовут «романтическим» восприятием природы.




Фигурки странников или воинов среди горных ущелий, путников на дороге, рыбаков, грузчиков, игроков в карты на побережье моря вызывают на полотнах Сальватора Розы ассоциации не с литературными образами, как на картинах Клода Лоррена, любившего помещать как на сцене, среди кулис в виде дерев или архитектурных построек, фигуры персонажей из произведений Вергилия, Овидия, из Ветхого Завета. В пейзажах Розы всегда доминирует природа – неординарная и загадочная.

An Angel appears to Hagar and Ishmael in the Desert.
Успех пейзажей у заказчиков, по-видимому, отчасти тяготил Сальватора Розу. В сатире «Живопись» он с сарказмом писал: «С тяжким изумлением… размышляю я о том, что почти каждый художник теряет талант, когда начинает приобретать успех, ибо видит, как ему оказывают честь и вещи, им написанные, легко находят себе место… Поэтому он больше не утруждает себя чрезмерной работой и, совсем разленившись, с удовольствием превращается в осла». Однако художник стал создателем подлинных шедевров пейзажной живописи XVII столетия. Один из наиболее поэтичных ранних его пейзажей – полотно «Старый мост» (ок. 1640).


«Пейзаж с разрушенным мостом» ок. 1640.
Холст, масло 106Х127 см.
Палаццо Питти, Флоренция.
В Риме Сальватор Роза обратился к написанию сцен битв.


Битва христиан с турками. 1650-е В своих больших панорамных композициях он размещал сцену неистовой схватки воинов на первом плане, а фон составляли горы, руины храмов, башен, дворцов. В сатире «Война» (1647) художник высказал свое отношение к восстанию: «Взгляни на высокую отвагу, с которой рыбак, презренный, босой, червь, в один день получил столько прав! Взгляни на столь высокую душу в низком, который, чтобы спасти свою родину… самые высокие головы поверг в ничто… Не обновились ли древние ценности, если сегодня презренный рыбак дает образец царям…» Сохранились рисунки Сальватора Розы с изображением фигур всадников, фрагментов батальных сцен. Корпус его рисунков в целом не очень велик, хотя он считается плодовитым рисовальщиком среди мастеров барокко.

Фрагмент гравюры из собрания Роза
Выделяются такие его рисунки как «Всадник на упавшем коне», «Святой Георгий, убивающий дракона», гравюра «Ясон и дракон» (выполненная для полотна того же названия на сюжет из «Метаморфоз» Овидия). А порой образы его рисунков полны лиризма («Аполлон и Дафна»), острой наблюдательности («Игрок на лютне под деревом», «Две фигуры в пейзаже», «Рыбак»).

Аллегория лжи
Во Флоренции были созданы две выдающиеся работы Сальватора Розы – уже упоминавшийся «Автопортрет» (около 1648) и Аллегория Лжи (1640-е). Они позволяют судить о его мироощущении в период 1640–1649 годов, непростых отношениях с миром, полным театральной бутафории, а не искренности. Роза часто писал свое отражение в зеркале. На полотне «Аллегория Лжи» художник выглядит старше, чем на лондонском «Автопортрете».

«Автопортрет»Холст, масло, 99 x 79 см.
Метрополитен-музей. Нью-Йорк. Во Флоренции был написан «Мужской портрет» (1640-е). По-видимому, это тоже автопортрет, на котором Роза запечатлел себя в костюме Паскарьелло, одного из своих любимых персонажей комедии дель арте. Сходство с художником исследователи его творчества усматривают и в образе античного математика, конструктора и философа Аркиты, который изображен держащим сконструированную им механическую голубку («Аркита, философ из Тарента»).
Среди портретов Сальватора Розы следует отметить «Мужской портрет» (1640-е), на котором изображен человек низкого сословия, бродяга или крестьянин.

«Мужской портрет» 1640-е
Холст, масло, 78 x 65 см.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Своими лохмотьями и повязкой на голове он напоминает разбойников, фигуры которых любил вводить в свои пейзажи художник («Разбойники в пещере»). Убедительно передан женский характер и в «Портрете Лукреции», возлюбленной художника. С флорентийкой Лукрецией Роза был близок до конца своих дней, называя ее в письмах очень уважительно «синьора Лукреция».

Lukreciya .
Во время пребывания во Флоренции, а затем и в Риме Роза создавал работы в жанре так называемых «дьяблерий» или «стрегонерий» (от итал. – stregonerie),то есть сцен колдовства, дьявольщины.

"Демоны и отшельник."


Witches at their Incantations("Шабаш ведьм") Обращение к подобным сюжетам с изображением колдуний, орудий колдовства (старых книг, астрономических приборов, предметов-символов) было распространено в европейской живописи XVII века («Человеческая бренность», 1657; «Автопортрет с черепом, 1656–1675). В первом полотне сидящая женщина с ребенком на коленях – аллегория материнства. Дитя пишет на свитке, но его ручкой водит рука смерти, которую олицетворяет крылатый, жуткий скелет.

«Хрупкость человека» Холст, масло, 199 x 134 см.
Музей Фицуильяма, Кембридж. Герма, увенчанная венком из ветвей кипариса (дерево кладбищ и печали), обелиск (символ памяти), хрустальная сфера, на которой сидит женщина (символ рока жизни), сова (птица ночи), стоящий в люльке другой младенец, зажигающий конец пряжи на кончике прялки (символ бренности жизни, предопределенной уже младенцу в колыбели), два ножа (эмблема насильственной разлуки), надпись на свитке („зачатие – грех, рождение – мука, жизнь – утомительный труд, смерть – фатальная неизбежность“) из известной поэмы, строки которой в канцоне прислал художнику Дж.Б. Риччарди; подпись Розы на лезвии ножа (аллегория разлуки с рано умершим сыном) – весь этот сложный набор символов раскрывает глубокий трагизм его переживаний.

«Демокрит в медитации» ок. 1650
Холст, масло, 344 x 214 см.
Государственный музей искусств. Копенгаген

«Морской пейзаж с башнями»после 1645
Холст, масло, 102 x 127 см.
Палатинская галерея (Палаццо Питти), Флоренция.
Во Флоренции Сальватор Роза продолжает создавать сцены битв, пишет пейзажи (Пейзаж с Меркурием и дровосеком, ок. 1650; „Пейзаж с Аполлоном и сивиллой Кумской“ (1650-е), „Пейзаж с проповедью Иоанна Крестителя“, 1660-е).

John the baptist preaching in the wilderness.
В конце 1640-х и в 1650-е годы в творчестве Сальватора Розы усиливаются классицистические тенденции. Он пытается освоить приемы живописи „высокого стиля“, обращаясь к сюжетам из античной истории и мифологии, к библейской тематике. Однако отказ от жанровой трактовки стаффажа с трудом достигается художником, поэтому дидактика, с которой преподносится моральный смысл сюжетов, выглядит порой грубоватой. Это относится к таким картинам, как „Призвание Цинцинната“, „Роща философов“ (Пейзаж с тремя философами),


The philosophers wood „Агарь и Измаил в пустыне“, написанным до переезда в Рим. Обращение к историческому жанру, к стилистике „высокого стиля“ противоречило дарованию художника, поэтому не всегда на этом пути ему удавалось достигать желаемых успеха и признания.
В 1660 году Сальватор Роза переехал в Рим.
Все чаще Сальватор Роза обращается к сюжетам из древней истории и мифологии, несущим в себе этико-моральный смысл («Блудный сын» и «Астрея покидает землю», 1660-е). Идеи стоицизма особенно наглядно выражены в последней. Героями произведений Розы становятся Диоген, греческий философ-киник; святой Павел-эремитянин, отшельник, христианский святой, первый из пустынников Египта избравший уединенную жизнь ради размышлений; Демокрит, величайший античный логик, предшественник Аристотеля.

Одиссей и Навзикая

Демокрит и Протагор Роза пытается философски осмысливать историю в полотнах «Смерть Атилия Регула» и «Заговор Катилины», гравюрах «Велизарий» и «Лаомидонт». Он обращается к образам легендарной истории («Саул у Аэндорской волшебницы»), создает свою серию офортов «Каприччи» (1656) и, наконец, пишет свое знаменитое полотно «Прометей», полное глубоких раздумий о расплате за добродетель и о несправедливости мира.

Прометей С римской тематикой тесно связано полотно «Сновидение Энея».

«Сон Энея» Нью Йорк. Метрополитен. Философский морализаторский смысл вкладывает Роза в полотно исторического жанра «Александр Македонский и Диоген». Нищий философ-стоик, осмелившийся сказать величайшему из полководцев: «Отойди и не заслоняй мне солнце!», выглядит чудаковатым старцем, вступившим в беседу с могущественным воином.

«Блудный сын» 1651-55
Холст, масло, 254 x 201 см.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.
Полотно Блудный сын – один из шедевров художника. В этой работе Сальватор Роза предстает как один из самых явных и своеобразных наследников караваджизма, которые в этот период уже постепенно утрачивали свои позиции.
В поздние годы жизни Сальватор Роза создал много рисунков. Среди них карикатурные изображения людей, бывавших в его доме, романтизированные собственные изображения, наплывы фантазии – воспроизведение фигур из серии «Каприччи», часто переносимые в живописные работы. После 1664 года Роза больше не обращался к занятиям гравюрой из-за резко ухудшившегося зрения.
В 1668 году на очередной выставке в день Сан Джованни Деколато Сальватор Роза выставил полотно Дух Самуила, призванный к Саулу у Аэндорской волшебницы. Драматический сюжет в полотне «высокого» жанра обрел сатирическую, почти фарсовую трактовку в интерпретации художника.

«Явление тени пророка Самуила царю Саулу» 1668
Холст, масло, 275 x 191 см.
Лувр. Париж. Умер Сальваторе Роза 15 марта 1673 года в Риме от водянки. Перед смертью художник обвенчался со своей любовницей Лукрецией, вместе с которой он прожил многие годы и вырастил двоих сыновей.

«Лукреция, как поэзия» 1640-1641
Холст, масло 1,040 x 910 см.
Художественный музей Уодсворт Атенеум. ХартфордКрупный мастер итальянского барокко Сальватор Роза оказал значительное влияние на развитие итальянской живописи. Под воздействием его искусства формировался талант Маньяско, Риччи и ряда других мастеров. Искусство Сальваторе Роза вдохновляло и живописцев романтической эпохи.


«Пифагор и рыбак»1662
Холст, масло, 132 x 188 см.
Национальный музей. Берлин


«Скалистый пейзаж с охотником и воином» ок. 1670
Холст, масло, 142 x 192 см.
Лувр. Париж



Landscape with Mercury and the Dishonest Woodman



86.

«Героическая битва»1652-64
Холст, масло, 214 x 351 см.
Лувр. Париж


Ангел выводит св.Петра

Diogenes throwing away his drinking cup.1651

«Ясон околдовывает дракона» 2 вариант


«Вечерний пейзаж»1640-43
Холст, масло, 99 x 151 см.
Частная коллекция


«Речной пейзаж с Аполлоном и Сивиллой» ок. 1655
Холст, масло, 174 x 259 см.
Королевская коллекция. Виндзор





«Ясон околдовывает дракона»ок. 1665-1670
Музей изящных искусств. Монреаль

«Воин»Холст, масло
Галерея Университета, Сиена


«Портрет философа» Холст, масло, 119 x 93 см.
Частная коллекция


«Пифагор выходит из подземного мира» 1662
Художественный музей Кимбела, Техас Форт-Уэрт

«Diogenes Casting away his Cup» 1650-е
Холст, масло, 219 x 148 см.
Частная коллекция


Гераклит и Демокрит

Self-portrait of Salvator Rosa

«Ясон околдовывает дракона»

Демокрит



Будучи мастером XVII столетия, Сальватор Роза в своем творчестве сумел глубоко раскрыть одну из главных особенностей эстетики барокко – синтез трагического и комического. В сатирах и на полотнах он рассказал о картине подлинного «театра жизни» своей эпохи, заставил читателей и зрителей ощутить глубину своего драматического дара и присущую ему тонкую иронию в оценке несовершенств жизни.
По книге Е.Д. Федотовой «Сальватор Роза» (серия «Мастера живописи. Зарубежные художники») http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=568