Сочинения. Cочинение «Образ Онегина, как зеркало светского общества

Светское общество в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Правдивость - одно из основных качеств романа “Евгений Онегин”. В нем А.С. Пушкин отобразил действительность XIX века: привычки людей, их поступки, само светское общество. Именно поэтому “Евгений Онегин” является бесценным произведением в историческом и литературном плане.

Великий критик Белинский назвал этот роман “энциклопедией русской жизни”. И это действительно так. Именно в этом произведении А.С. Пушкин одним из первых поэтов решился отобразить читателям общество в том виде, в каком оно находилось в эпоху XIX века. Светское общество в “Евгении Онегине” показано не с самой лучшей стороны. В этом обществе достаточно было нарядно одеваться, сделать прическу. И все тогда начинали считать тебя светским человеком. Так произошло и с главным героем романа Онегиным. Ему наскучила светская жизнь, а общество, которое его окружало, угнетало героя. Эта жизнь убила в главном герое всякие чувства, и нельзя было ему уже куда-либо сбежать от того настроения, которое было у него на душе. Онегин противопоставляется большинству людей этой эпохи, и светское общество его не принимает. Евгений вынужден уехать. Он приезжает в деревню. С этого момента мы переносимся в совсем иную среду, где все было гораздо спокойнее, нежели в городе. Главного героя не приняли и тут, так как он резко отличался от большинства населения деревни. Но и здесь Онегин сумел найти людей, которые его поняли. Здесь он нашел преданного друга Ленского, настоящую любовь Татьяны Лариной. Татьяна выросла замкнутой девушкой, но с огромным воображением, ее душа непрестанно была полна множеством разнообразных чувств:

Одна с опасной книгой бродит,

Она в ней ищет и находит

Свой тайный жар, свои мечты...

Отдав свое сердце Онегину, Татьяна уже никому больше не могла доверить свою тайну, даже своим самым близким родственникам. И не только потому, что она была скрытной девушкой, но и потому, что окружающее ее общество никогда бы не смогло ее понять. Эта ситуация встречается довольно-таки часто и в настоящее время. Окружающее общество не дает возможность человеку развиваться индивидуально: оно либо подстраивает его на свой лад, либо отвергает. Человек становится замкнутым, боится кому-либо довериться.

Это произведение имеет большую историческую значимость. Изучая “Евгения Онегина”, читатель узнает, каким был быт людей, их занятия, привычки, праздники, подробно Пушкин описывает праздничную атмосферу именин Татьяны Лариной, гостей, которые казались ей совсем скучными людьми, танцы:

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой.

Наверное, самым ярким примером бесчувственности людей, их неуважения к другим стала смерть Ленского. Ленский был необычным, душевным человеком, но которого, к сожалению, и при жизни не очень-то замечали, а после смерти и подавно забыли про него:

Но ныне... памятник унылый

Забыт. К нему привычный след

Заглох. Венка на ветви нет;

Один под ним, седой и хилый,

Пастух по-прежнему поет...

Видимо, слишком рано родился Ленский, ведь общество никогда бы не смогло подняться до его уровня.

Москва!.. Татьяна из провинциальной девушки превратилась в знатную даму, выйдя замуж за генерала. И с виду она ничем не отличалась от других женщин. Она смогла этого добиться без особых на то усилий. Жизнь ее круто изменилась... Но счастлива ли была она?..

Роман “Евгений Онегин” имеет огромное значение для русских людей. И как сказал Белинский: “Оценить такое произведение - оценить самого поэта во всем объеме его творческой деятельности”. И хоть прошло уже два столетия, темы, затронутые в “Евгении Онегине”, остаются актуальными и на сегодняшний день.

Двойственность изображения светского общества. Сознание человека, систему жизненных ценностей, как из­вестно, во многом формируют нравственные законы, принятые в обществе. Пушкин пишет в романе как о столичном, так и о мос­ковском и провинциальном дворянстве.

Особое внимание автор романа уделяет петербургскому дво­рянству, типичным представителем которого и является Евге­ний Онегин. Поэт во всех подробностях описывает день своего героя, а день Онегина - типичный день столичного дворянина. Таким образом, Пушкин воссоздает картину жизни всего петербургского светского общества. Модное дневное гуляние по определенному маршруту («Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар…»), обед в ресторане, посещение театра. Причем для Онегина театр является не художественным зрелищем и да­же не своеобразным клубом, а скорее местом любовных интриг, закулисных увлечений. Пушкин дает своему герою следующую характеристику:

Театра злой законодатель,

Непостоянный обожатель Очаровательных актрис,

Почетный гражданин кулис…

Очень подробно описывает Пушкин кабинет Онегина, его на­ряд. Автор как бы желает еще раз подчеркнуть оторванность мо­лодых людей того времени от национальной почвы, ведь они с раннего детства находились в атмосфере чужого языка, людей (гувернантки и гувернеры - иностранцы) и вещей. («Но панта­лоны, фрак, жилет, - всех этих слов на русском нет…»). День молодого франта завершает бал, любимое времяпровождение столичных дворян.

Пушкин говорит о петербургском высшем обществе с изряд­ной долей иронии и без особых симпатий, ибо жизнь столичная «однообразна и пестра», а «света шум очень быстро наскучивает».

Поместное, провинциальное дворянство представлено в романе весьма широко. Это дядя Онегина, семейство Лариных, гости на именинах Татьяны, Зарецкий.

Дядя Онегина был «деревенским старожилом», занимался тем, что бранился с ключницей, смотрел в окно, давил мух и чи­тал «календарь осьмого года».

Яркие представители провинциального дворянства собирают­ся у Татьяны на именинах: Гвоздин, «хозяин превосходный, вла­делец нищих мужиков»; Петушков, «уездный франтик»; Флянов, «тяжелый сплетник, старый плут». Если в рассказ о столич­ном дворянстве Пушкин вводит реальных исторических лиц, например Каверина, то в данном случае автор использует фами­лии известных литературных персонажей: Скотинины - герои «Недоросля» Фонвизина, Буянов - герой «Опасного соседа» В. Л. Пушкина. Автор употребляет также говорящие фамилии. Например, Трике означает «битый палкой» - намек на то, что он не может быть принят в высшем обществе, но зато в провин­ции он гость желанный.

Недалеко от Ленского проживает Зарецкий, «некогда буян», «глава повес», теперь же «отец семейства холостой», «помещик мирный». Но его никак нельзя назвать порядочным человеком, ведь он любит «друзей поссорить молодых и на барьер поставить их». Так происходит и в случае с Ленским и Онегиным. В общем-то, Зарецкий является виновником гибели Ленского; хотя он, как секундант, мог предотвратить дуэль, но сделал все воз­можное, чтобы она состоялась.

И Владимира Ленского можно отнести к поместным дворя­нам. Он «романтик и больше ничего», по определению Белинско­го. Как романтик, он совершенно не знает жизни, людей видит всех либо в розовом, либо в черном свете («Он сердцем милый был невежда…»). Он отчужден от национальной культуры, мо­жет быть, больше Онегина (соседи называют Ленского полурус­ским). Рассуждая о будущем Владимира Ленского, Пушкин ви­дит два возможных пути. Следуя первому из них, он мог бы стать Кутузовым, Нельсоном или Наполеоном или даже закончить жизнь так, как Рылеев, ведь Ленский - человек страстный, спо­собный на безрассудный, но героический поступок (в этом он близок Пушкину). Но беда его в том, что среда, в которую он по­падает, враждебна ему, в ней его считают чудаком. Ленский ско­рее пошел бы по второму пути:

А может быть и то: поэта

Обыкновенный ждал удел.

Он стал бы заурядным помещиком, каким был дядя Онегина или Дмитрий Ларин.

Ларин, о котором Белинский говорит, что он «что-то вроде полипа, принадлежащего в одно и то же время двум царствам природы - растительному и животному», был «добрым малым», но вообще-то человеком ординарным (свидетельство тому - очаковская медаль, которая не была индивидуальной наградой в отличие от ордена). Его жена увлекалась в молодости книгами, но увлечение это было скорее возрастным. Вышла за­муж поневоле, была увезена в деревню, где «рвалась и плакала сначала», но потом занялась хозяйством, «привыкла и довольна стала».

Мир поместного дворянства далек от совершенства, ибо в нем духовные интересы, потребности не являются определяющими, так же как интересы интеллектуальные («Их разговор благора­зумный о сенокосе, о вине; о псарне, о своей родне»). Однако Пушкин пишет о нем с большей симпатией, чем о петербург­ском. В провинциальном дворянстве сохраняются естествен­ность и непосредственность как свойства человеческой натуры («Соседей добрая семья, нецеремонные друзья»). Поместные дво­ряне в смысле мироощущения, быта были достаточно близки к народу. Это проявляется в отношении к природе и религии, в соблюдении традиций («Они хранили в жизни мирной привыч­ки милой старины…»).

Московскому дворянству Пушкин уделяет меньше внимания, чем петербургскому. Проходит несколько лет со времени, когда Пушкин писал первую главу своего романа, а А. С. Грибоедов за­кончил комедию «Горе от ума», но Пушкин вносит в эпиграф седьмой главы грибоедовские строки, подчеркивая тем самым, что с тех пор в Москве мало что изменилось. Древняя столица всегда отличалась патриархальностью. Так, например, Татьяну встречает у тетки седой калмык, а мода на калмыков была в кон­це XVIII века. Московское дворянство - образ собирательный в отличие от петербургского, где Евгений Онегин является глав­ным героем. Пушкин, говоря о Москве, как бы населяет ее героя­ми грибоедовской комедии, которых не изменило время («Но в них не видно перемены, все в них на старый образец…»). Появ­ляется в московском обществе и реальное историческое лицо: «К ней (Татьяне) как-то Вяземский подсел…» Но и в Москве все та же суета, «шум, хохот, беготня, поклоны», которые оставля­ют равнодушными и Татьяну, и автора.

Влияние высшего света сам автор расценивает неоднозначно. Первая глава дает резко сатирическое изображение света. Траги­ческая шестая глава заканчивается лирическим отступлением - размышлениями автора о возрастном рубеже, который он готовит­ся перешагнуть: «Ужель мне скоро тридцать лет?» И он призыва­ет «младое вдохновенье» спасти «душу поэта» от гибели, не дать

…окаменеть

В мертвящем упоенье света,

В сем омуте, где с вами я Купаюсь, милые друзья!

Итак омут, мертвящий душу. Но вот восьмая глава:

и ныне музу я впервые На светский раут привожу.

Ей нравится порядок стройный Олигархических бесед,

И холод Гордости спокойной,

И эта смесь чинов и лет.

Очень верно объясняет это противоречие Ю. Лотман: «Образ света получал двойное освещение: с одной стороны, мир бездуш­ный и механистический, он оставался объектом осуждения, с дру­гой - как сфера, в которой развивается русская культура, жизнь одухотворяется игрой интеллектуальных и духовных сил, По­эзией, гордостью, как мир Карамзина и декабристов, Жуковско­го и самого автора «Евгения Онегина» - он сохраняет безуслов­ную ценность. Общество неоднородно. От самого человека зависит, примет ли он нравственные законы малодушного большинства или луч­ших представителей света».

При всей широте тематики роман «Евгений Онегин»- это прежде всего роман об умственной жизни и исканиях русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века, перед декабристским восстанием 1825 года. Основная
тема его - передовая личность в её отношении к дворянскому обществу и народу. Эту тему Пушкин и раскрывает в образах представителей прогрессивной дворянской интеллигенции - Онегина, Ленского и Татьяны.
Назвав свой роман по имени одного из героев, Пушкин тем самым подчеркнул центральное положение среди них (и во всём романе) Евгения Онегина.
Онегин - «светский петербургский молодой человек», столичный аристократ.
Рисуя образ своего героя, Пушкин подробно говорит о его воспитании и образовании, о жизни в петербургском «свете». «Забав и роскоши дитя», Онегин получил типичное для аристократической молодёжи того времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернёра. Он был воспитан в духе аристократической культуры, оторванной от национальной и народной почвы.
Растлевающее влияние «света» еще более удаляло Онегина от народа. Онегин ведёт типичную для «золотой молодёжи» того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. На это ушло у него восемь лет.
Но Онегин по своей натуре выделяется из общей массы аристократической молодёжи. Пушкин отмечает его «мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий, охлаждённый ум», чувство чести, благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой, сложившейся в России после Отечественной войны 1812 года, в годы усиления реакции, в годы господства аракчеевщины. Хандра и скука овладели Онегиным. Покинув светское общество, он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью. Из попытки писать ничего не вышло: у него не оказалось призвания («зевая, за перо взялся») и привычки к труду, сказалось его барское воспитание («труд упорный ему был тошен»). Попытка борьбы с «душевной пустотой» посредством чтения тоже оказалась безуспешной. Книги, которые" он читал, или не удовлетворяли, или оказывались созвучными его мыслям и чувствам и только укрепляли их.
Пытается Онегин заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди:
Ярем он барщины старинной
Оброком лёгким заменил...
Но вся его деятельность помещика-хозяина этой реформой и ограничилась. Прежние настроения, хотя и несколько смягчённые жизнью на лоне природы, продолжают владеть им.
Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над дворянской толпой, особенно среди поместного барства, и обрекали, при отсутствии общественной деятельности, на полное одиночество.
Порвав со светским обществом, в котором он не нашёл ни высоких нравов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них, и будучи оторван от жизни народа, Онегин теряет, связь с людьми.
Спасти от «душевной пустоты» не смогли Онегина и сильнейшие чувства, объединяющие человека с человеком: любовь и дружба. Он отверг любовь Татьяны, так как выше всего ценил «вольность и покой», не сумел разгадать всю глубину её натуры и её чувства к нему. Он убил своего друга Ленского, так как не смог возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал. Сословные предрассудки взяли верх в тех колебаниях, которые он испытывал после получения вызова на дуэль. Он испугался «шёпота, хохотни глупцов», сплетен Зарецких.
В подавленном состоянии духа Онегин уехал из деревни. Он «начал странствия», но и это не рассеяло его.
Возвратившись в Петербург, он встретил Татьяну замужней женщиной, женой своего родственника и друга. В нём вспыхнула к ней любовь, по Татьяна разгадала себялюбие, лежавшее в основе его чувства к ней: он опять не понял глубины её запросов. Сценой свидания Онегина с Татьяной роман заканчивается. О дальнейшей судьбе Онегина ничего не говорится. Однако Пушкин думал продолжать роман. Осенью 1830 года он писал десятую главу, в которой собирался рассказать о возникновении первых тайных обществ декабристов. Но по цензурным условиям он не смог бы её напечатать; более того, и хранить её у себя было опасно. И Пушкин той же осенью сжёг написанное. В бумагах поэта сохранились лишь немногочисленные, разрозненные кусочки начальных строф главы.
Как думал Пушкин развернуть действие в X главе? Привёл ли бы он Онегина в общество декабристов? Есть свидетельство одного из знакомых Пушкина о том, что, по словам поэта, «Онегин должен был или погибнуть на Кавказе, или попасть в число декабристов». Но, насколько точно это свидетельство, неизвестно. В лице Онегина Пушкин первым из писателей изобразил тот тип просвещённого дворянина, который сложился в России в 20-е годы XIX века и был широко известен в годы, последовавшие за разгромом декабристов. Онегин - типичный представитель этой просвещённой части дворянской интеллигенции, которая критически относилась к укладу жизни дворянского общества и к правительственной политике. Это дворянская интеллигенция избегала служить царизму, не желая встать в ряды молчалиных, но она стояла и в стороне от общественно-политической деятельности. А такой путь, хотя и являлся своеобразным протестом против общественно-политического строя, неизбежно обрекал на бездейственность, на отход от народа, на замыкание
в узкий круг эгоистических интересов. Это закономерно приводило таких людей к «душевной пустоте», .лишало их жизнь высокой цели, положительной программы. Белинский прекрасно сказал об Онегине и тем самым о людях такого типа: «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он... очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».
Отсутствие положительной программы обрекает Онегина на бездействие. Герцен справедливо сказал о нём:
«...Юноша не встречает никакого живого интереса в этом мире раболепия и мелочного честолюбия. И однако в этом-то обществе он осуждён жить, так как народ ещё более от него отдалён... но ничего общего между ним и народом...»
Образ Онегина обладает огромной обобщающей силой. «Факт тот, что все мы - более или менее Онегины, раз только мы не предпочитаем быть чиновниками или помещиками»,- говорил Герцен. Типичность Онегина была настолько сильна, что с этого времени, по словам Герцена, «каждый роман, каждая поэма имела своего Онегина, т. е. человека, осуждённого на праздность, бесполезного, сбитого с пути, человека, чужого в своей семье, чужого в своей стране, не желающего делать зло и бессильного делать добро, не делающего в конце концов ничего, хотя и берущегося за всё, исключая, впрочем, двух вещей: во-первых, он никогда не становится на сторону правительства, и. во-вторых, он никогда не умеет стать на сторону народа».
На образе Онегина Пушкин показал тот путь, которым шла часть дворянской интеллигенции его времени,- искания в отрыве от общества и от народа. Пушкин осудил этот путь героя-индивидуалиста, делающий его общественно бесполезным, «лишним» человеком.


Характер Онегина не выдуман Пушкиным. Он в этом образе обобщил черты, типичные для многих тогдашних молодых людей. Это люди, обеспеченные трудом крепостных крестьян, получившие самое беспорядочное воспитание. Но в отличие от громадного большинства представителей господствующего класса помещиков, спокойно и безмятежно относившихся и к своей бездельной жизни и к положению угнетенного народа, эти молодые люди, более умные, более чуткие, более совестливые и благородные, испытывали неудовлетворенность от окружающей их среды, от всего общественного строя и в то же время недовольство собой. Не приученные ни воспитанием, ни своим социальным положением к труду, к работе, к активным действиям, они и не думали бороться против несправедливого общественного строя, против развращенных этим строем представителей дворянского класса. Они презрительно замыкались в себе, чувствовали себя разочарованными в жизни, озлобленными на все и на всех.

Они резко выделялись среди светской толпы, казались в обществе какими-то странными людьми, но сами продолжали вести ту же бессодержательную, пустую светскую (в городе) или помещичью (в деревне) жизнь, хорошо понимая всю бессодержателн-ность ее и не испытывая от нее ничего, кроме скуки и душевных страданий. Пушкин прекрасно характеризует чувства скуки и безнадежности, свойственные этим людям, в следующих стихах XI строфы восьмой главы:

* Несносно видеть пред собою
* Одних обедов длинный ряд,
* Глядеть на жизнь, как на обряд,
* И вслед за чинною толпою
* Идти, не разделяя с ней
* Ни общих мнений, ни страстей.

Пушкин изображает в лице Онегина, конечно, эгоиста, но это не самодовольный, влюбленный в себя эгоист, а, как правильно назвал Онегина великий критик Белинский,- «страдающий эгоист». Онегин, видимо, понимает, что одним из главных источников его тоски, «хандры» является отсутствие труда, какой бы то ни было деятельности общественного характера. Но он настолько умен, что не может пойти по проторенным путям, доступным в то время молодому дворянину, желающему найти себе «полезное» занятие. Он не станет служить ни офицером, ни чиновником, потому что понимает (или чувствует), что это значило бы активно поддерживать тот строй, несправедливости которого и являются конечной причиной его тоски и разочарования.

Делать целью своей жизни те или иные мелкие улучшения в труде или быте своих крестьян он не смог бы, чувствуя, что это были бы отдельные заплатки, незначительные, частные меры, не решающие основной и главной проблемы уничтожения рабства крестьян, крепостного права…

Единственным делом, которому мог бы достойно посвятить все свои силы, всю свою жизнь молодой просвещенный дворянин, подобный Онегину, была бы прямая борьба с основным злом тогдашней русской жизни - с крепостным правом и царским самодержавием. Но мы уже видели, что как раз к этому-то он и не был способен в силу своего воспитания и условий жизни, убивших в нем всякую общественную активность. «Тоскующая лень» - вот характерная черта Онегина, «труд упорный ему был тошен…».

Были в этой среде передовых, просвещенных дворян и такие, которые сумели преодолеть свой классовый эгоизм, у которых безотрадные впечатления от тяжкого положения крестьян, от жестоких мучений солдат, от грубости и реакционности самодержавия взяли верх над вредными последствиями их воспитания и социального положения. Они и вступили решительно на путь революционной борьбы с царским правительством, борьбы за свержение самодержавия и уничтожение крепостного права. Таковы были декабристы, которые как раз в те годы, когда происходит действие пушкинского романа (1819-1825), тайно готовили революционное восстание; таков был и сам Пушкин, который своими революционными стихами воспитывал у читателей ненависть к угнетателям, страстную любовь к свободе и к родине, жажду революционного подвига.

Такие люди, как Онегин, не принадлежали к этой категории дворянских революционеров. Но уже и то, что они чувствовали себя неуютно в тогдашней общественной обстановке, тосковали, хандрили, говорит о том, что они все же стояли значительно выше общего уровня дворянской молодежи. И если бы обстоятельства жизни Онегина помогли ему излечиться от эгоизма, от гордого невнимания к окружающим, то вполне естественным и закономерным было бы сближение его с людьми, разделяющими его основные взгляды, его резко отрицательное отношение к существующему строю,- с революционерами-декабристами.

    Главный герой романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - дворянин, аристократ. Он непосредственно связан с современностью, с реальными обстоятельствами русской действительности и с людьми 1820-х годов. Онегин – знаком с Автором и с некоторыми из его друзей....

    Один из главных героев романа в стихах А.С.Пушкина – Онегин. Не случайно и произведение называется его именем. Образ Онегина – сложный и противоречивый, заключающий положительные признаки прогрессивности и резко отрицательные черты явно выраженного индивидуализма....

    Письма Татьяны и Онегина резко выделяются из общего текста пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин». Даже сам автор исподволь выделяет их: внимательный читатель сразу заметит, что здесь уже нет строго организованной «онегинской строфы», а заметна...

    Роман «Евгений Онегин» - любимое детище Пушкина. Роман писался в течение восьми лет. Начал писать свой роман П. в период расцвета общественного движения, в период расцвета свободолюбивых идей, а закончил писать его в годы страшной реакции после...

(373 слова) «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» — так говорил великий критик Белинский о взаимоотношениях социума и его членов. Сложно не согласиться с публицистом, ведь формирование даже самой независимой личности возможно только в коллективе, где она постигает все закономерности общественной системы, а уж потом только отрицает их. Окружающий мир дал бы человеку навыки выживания в естественной среде, но мораль, науку, искусство, культуру, веру нам дает именно род людской во всем многообразии внутренних взаимодействий отдельных людей. А кто мы без этих основополагающих явлений? Всего лишь неприспособленные к природе животные.

Свою точку зрения я могу пояснить с помощью примеров из литературы. В романе Пушкина «Евгений Онегин» главный герой мнит себя индивидуальностью, далекой от пустого света и его мелочных идеалов. Однако когда он сбегает из деревни, совершив убийство, его несостоявшаяся возлюбленная Татьяна набредает на библиотеку Евгения и читает книги, которые сформировали его личность. После этого она открывает для себя внутренний мир Онегина, оказавшийся копией Байроновского «Чайльд Гарольда». Это произведение породило модное веяние среди избалованной молодежи – изображать томную скуку и тяготеть к гордому одиночеству. Данной тенденции и поддался Евгений. Его фальшивый образ подпитывался в обществе, ведь там есть все условия для подобной игры на публику. Все поступки героя – это дань условностям. Даже убийство Ленского сделано на потребу дня, так как в глазах света дуэль выглядит лучше, чем своевременное признание ошибки.

Таким же результатом общественного влияния является и сам Ленский. Он пишет бездарные стихи, подражая поэтам-романтикам, любит возвышенные фразы и красивые жесты. Его пылкое воображение отчаянно ищет образ Прекрасной Дамы, которой можно поклоняться, но в деревне находит лишь кокетку Ольгу, и делает из нее идеал. Владимир стал таким неспроста: он учился за границей и перенял новейшие повадки иностранцев, своего студенческого сообщества. Не природа делает Ленского «невольником чести», а те социальные предрассудки, которые он разделяет. Сейчас никому бы и в голову не пришло стреляться из-за женщины: общество изменилось, а природа осталась той же. Теперь становится ясно, что из них формирует личность.

Таким образом, мы выяснили, что именно общество формирует личность человека, рожденного природой. Хоть людям и льстит осознание их не подвластности общественным стереотипам, они все равно (в той или иной степени) являются миниатюрой своей социальной группы. Во всех них отражаются культурные, научные, политические и другие реалии их времени, они не уникальны и не могут формироваться обособлено от общества.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!