Культура архаической греции. Всемирная история

В этот период (VIII в. -- 480 г. до н. у греков появляется алфавитное письмо, зарождаются естественные науки, в частности астрономия и геометрия, появляются первые философские системы. Под влиянием восточной архитектуры и скульптуры формируется греческое искусство. Культура архаичного периода продолжалась вплоть до V века до н. э. -- времени наивысшего расцвета античной культуры. В это время: формируется единое сознание греков и появляется понятие «эллины», из разрозненных местных религий возникает целостная античная мифология. Эллинские мифы вошли в культуру всех европейских народов. В отличие от Египта, в Греции религиозные обряды были крайне просты и могли выполняться любым человеком. Фактически они сводились к жертвоприношениям. Отсутствие жреческой касты привело к тому, что функции идеологов взяли на себя народные сказители. Они же сформировали и представление греков о богах. Греческие боги лишены таинственности. Они пируют, ссорятся, вступают в браки между собой и с людьми. Их жизнь напоминает жизнь в коммунальной квартире, но только в более приличествующей форме. В Греции был широко распространен культ Афродиты, богини любви и красоты. Любовью были увлечены все -- и люди, и боги. Брак греки воспринимали с точки зрения практической пользы. Муж видел в жене в первую очередь мать своих детей и хранительницу очага, поэтому любовь здесь не имела приоритетного значения. В период архаики зарождается культурный институт спортивных и музыкально-поэтических игр, которые греки посвящали своим богам. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры -- спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776 года до н. э.; Пифийские игры -- спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские -- в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в два года. В эпоху архаики наиболее развитой областью Греции была Иония (западное побережье Малой Азии), где возникла первая философская система античности -- натурфилософия. Ее еще называют ионийской. Для нее характерны материализм и поиск объективных закономерностей: Фалес (624--546 до н. э.) считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен (ок. 585--525 до н. э,) -- воздух, Анаксимандр (ок. 611--546до н. э.) -- анейрон (беспредельное). Пифагор (ок. 540--500 до н.э.) и его последователи, считая основой всего сущего числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки. Одним из крупнейших греческих философов был Гераклит Эфесский (ок. 554-483 до н. э,), считавший первоосновой материи огонь. По его мнению, как в природе, так и в обществе происходят вечное движение и борьба. Большой вклад в развитие философии внесла элейская школа, наиболее ярким представителем которой был Парменид Элейский (ок. 540--480 до н. э.), сформулировавший принцип тождества мышления и бытии. Почти все древнегреческие философы являлись математиками. Ими были Пифагор, Платон, Аристотель и те, кто развивал философию как учение о количественных характеристиках мира. В литературе эпохи архаики ведущая роль принадлежала эпическим жанрам. Таковы гомеровские «Илиада» и «Одиссея», созданные в VIII в. до н. э. К этому же времени относится и творчество Гесиода, написавшего поэмы «Теогония» (т. е. родословная богов) и «Труды и дни». Постепенно лидерство переходит от эпоса к лирической поэзии. Внимание к человеку, его внутреннему миру, к событиям современной жизни характерно для творчества Архилоха (2-я пол. VII в. до н. э.), Сафо (Сапфо, ок. 610-- ок.-580 до н. э.), Алкея (рубеж VII -- VI вв, до н. э.), Феогнида Мегарского (2-я пол. VI в. до н. э.), Анакреонта (1я пол. VI в, до н. э.). В качестве особого жанра оформляется басня; которую традиционно связывают с именем полулегендарного Эзопа (VI в. до н.э.). Многие сюжеты его басен (например, «Волк и ягненок», «Лисица и виноград», «Ворона и лисица») получили развитие в последующие эпохи. В искусстве появляются два основных типа одиночной скульптуры -- обнаженного юноши (курос) и задрапированной женщины (кора) с характерной, так называемой архаической улыбкой. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, обладает некоторыми чертами, близкими искусству Древнего Востока: некоторая условность изображения, статичность, торжественность. К VI веку оформляется архитектурный ордер в его дорическом и ионическом вариантах. Суровому, несколько тяжеловесному дорическому стилю соответствует строгая, геометрически правильная капитель колонны. В ионическом, более пышном, стиле колонна наряду с чисто функциональной несет и декоративную нагрузку, для нее характерны капитель с завитками-волютами, более сложный цоколь. В период архаики утверждается синтез архитектуры и скульптуры -- храмы снаружи украшаются рельефами, внутри ставятся статуи богов. Греческая керамика эпохи архаики поражает богатством и разнообразием форм, красотой живописного оформления. Около 700 года до н. э. гончары из Коринфа придумали чернофигурную технику росписи сосудов, в которой неглазурованная красная глина раскрашивалась в черный цвет и расписывалась мифологическими или батальными сценами. Около 530 года до н. э. афинские гончары предложили прямо противоположный процесс и создали более сложную по изготовлению краснофигурную керамику, росписи которой отличались более тщательной прорисовкой и разработкой деталей.

Древней Греции, который охватывает VIII-VI вв. до н. э., послужил началом важнейшего этапа в истории этого государства. За все три столетия - за короткий, в общем-то, срок - Греция продвинулась далеко вперед в своем развитии и обогнала многие страны и государства Древнего Востока, которые развивались довольно быстро. Древняя Греция архаического периода была местом пробуждения духовных сил после четырех веков застоя в развитии. Это время было расцветом творческой активности.

Возрождение былого величия

Во время архаического периода в Древней Греции возрождаются такие виды искусства, как архитектура, живопись, монументальная скульптура. Талантливейшие скульпторы возводят из мрамора и известняка первые греческие храмы, которые сохранились и в наши дни. В архаический период скульптура в Древней Греции переживает небывалый подъем. Именно в это время появляются вечные произведения искусства. Создаются монументальные изваяния из мрамора и бронзы. Именно в архаический период в Древней Греции были написаны знаменитые произведения Гомера и Гесиода, которые поражают своей глубиной. Также стоит отметить поразительные стихи Архилоха, Алкея и Саффо, написанные именно в это время. Литература архаического периода Древней Греции и в наше время издается и переведена почти во всех странах. Знаменитые и по сей день философы Фалес, Анаксимен и Анаксимандр писали свои философские труды, дающие ответы на вопросы о происхождении вселенной и мира.

Искусство

Архаический период в истории Древней Греции, в особенности небывалый подъем греческой культуры в VIII-VI вв. до н. э., был обусловлен проходившей в это время Великой колонизацией. Она вывела Грецию из состояния изоляции, в котором она пребывала после того, как микенская культура прекратила свое существование. Еще одной особенностью архаического периода в истории Древней Греции является взаимообмен культур Эллады и Древнего Востока. Финикийцы привнесли в древнегреческую культуру письмо и алфавит, который в Греции сделали еще удобнее с помощью внедрения гласных букв. Именно с этого момента начала развиваться культура письма и речи, стали появляться алфавиты, в том числе и русский. Сирийцы рассказали и показали грекам много нового, например, способ переработки песка в стекло, а также показали, как изготавливать краску из ракушек. Основы астрономии и геометрии греки переняли от египтян. В архаический период Древней Греции скульптура египтян оказала сильное влияние на только начинающее появляться греческое искусство. Огромное влияние на Грецию оказали также и лидийцы - именно благодаря им греки научились чеканить монеты.

Несмотря на то что многие элементы греческой культуры были позаимствованы из других культур, Греция все так же оставалась самобытной страной.

Колонизация

Колонизация сделала многочисленный на то время греческий народ более подвижным и готовым к переменам. Теперь каждый человек мог самореализоваться вне зависимости от родовой принадлежности, соответственно, общество становилось более развитым и прогрессивным, появилось много новых явлений. Если кратко, искусство в архаический период Древней Греции - не единственное, что получило невероятную степень развития. Теперь мореплавание и морская торговля выходят на первый план и двигают страну вперед. Изначально большинство колоний, которые находились на периферии, стали во многом зависимы от своих метрополий. Но со временем эта ситуация изменилась.

Экспорт

Жители многих колоний испытывали острую нехватку даже в самых необходимых вещах. Например, вино и оливковое масло, которое так любили греки, в колонии вообще не попадало. Огромные корабли доставляли тонны вина и масла во множество стран. Метрополии экспортировали в колонии не только продукты питания - они поставляли глиняную посуду и другую домашнюю утварь, различные ткани, оружие, украшения и так далее. Разумеется, эти предметы очень нравятся местным жителям, и те обменивают их на зерно, домашнюю скотину, рабов и цветные металлы. Незатейливые поделки из Греции, конечно, не сразу составили конкуренцию финикийским сувенирам, на которые охотились купцы по всему миру. Несмотря на это, на них был огромный спрос там, куда не доходили финикийские корабли - Причерноморье, Фракия, Адриатика.

Прогресс

Тем не менее, несмотря на то что поделки и предметы искусства архаического периода Древней Греции значительно уступают по качеству товарам восточного происхождения, грекам удалось наладить массовое производство и продавать свои товары даже на "земле обетованной" для всех торговцев - Сицилии.

Колонии постепенно становятся важнейшими центрами промышленности и торговли между многими развитыми странами древности. А в самой Греции центрами развития экономики и торговли становятся так называемые полисы, с помощью которых управление колонизационным движением становится более удобным. Самые большие и развитые из них - Коринф и Мегара в Северном Пелопоннесе, Эгина, Самос и Родос в Эгейском архипелаге, Милет и Эфес на западном побережье Малой Азии.

Изменения в обществе и ремесло

Постепенно в колониях стали появляться рынки, послужившие мощным толчком к развитию и улучшению ремесла, сельского хозяйства, искусства и архитектуры в Древней Греции архаического периода, кратко охарактеризованных выше. Умельцы из Греции заметно прогрессируют и оснащают свои мастерские по последнему слову тогдашней техники. Анализируя характеристику архаического периода Древней Греции, можно сказать о том, что это был наиболее плодотворный во всех смыслах период для страны. Чего только стоят такие новшества, как изобретение новых способов спаивания железа или усовершенствование литья из бронзы! Греческая керамика VII-VI вв. до н. э. потрясает воображение роскошью и обилием форм, разнообразием художественного оформления. Особенно выделяются красивейшие сосуды, сделанные руками талантливых коринфских мастеров, на которых красуется роспись в восточном стиле. Его можно отличить по красочности и невероятной причудливости витиеватых узоров, которые напоминают рисунки на восточных коврах. Также стоит отметить вазы в чернофигурном стиле, которые производились в основном в афинских и пелопоннесских полисах. Глиняные изделия греческих гончаров и бронзолитейщиков говорят не только о том, что в Греции того времени практиковалось разделение труда, но и о том, что обязанности разделялись даже внутри отдельно взятой отрасли. Культура архаического периода Древней Греции испытывала невероятный подъем.

Отделение ремесла от сельского хозяйства

Большая часть керамических изделий, экспортируемая Грецией за рубеж, была изготовлена в специальных мастерских опытными мастерами и художниками-вазописцами. Многочисленные ремесленники теперь не одиночки без прав и свобод. Уже прошло то время, когда у них не было даже постоянного места жительства. Теперь они являются весьма значимым и влиятельным сословием населения. Качество изготавливаемой ими продукции становилось все выше, как и цены на работы мастеров. Появились целые кварталы, где жили ремесленники определенной профессии. В одном из крупных городов под названием Коринф с VII в. до н. э. существовал так называемый квартал гончарных мастеров — Керамик. В столице Греции Афинах подобный район, расположившийся во внушительной части города, появился в VI в. до н. э. Эти исторические факты свидетельствуют о том, что во время архаического периода в Греции наступил принципиально новый период развития государства: ремесло стало отдельным видом деятельности и полностью обособилось от сельского хозяйства как отдельная, абсолютно абстрагированная часть производства и деятельности. Не обошли принципиальные изменения и сельское хозяйство, которому теперь было необходимо учитывать не только потребности общины, но и спрос на рынке. Теперь рынок диктует правила всем отраслям производства. Появились первые зачатки предпринимательства и среди фермеров - те из них, которые имели лодки, привозили свой товар на рынки близлежащих городов. По дороге они не передвигались потому, что разбойников и грабителей стало гораздо больше с развитием торговли. Поскольку зерновые культуры в Греции принялись плохо, возделывали в основном виноград и оливки, ведь вкуснейшее греческое вино и качественное оливковое масло пользовались невероятным спросом на Востоке. В конце концов греки поняли, что гораздо дешевле привозить зерно из-за границы, чем выращивать на родине.

Государственное устройство и политическая система архаического периода Древней Греции

Большинство исключая многочисленные колонии, появились из централизованных населенных пунктов эпохи Гомера — полисов. Однако архаистический и гомеровский полисы - абсолютно разные понятия. Отличались они весьма существенно: полис эпохи Гомера одновременно являлся городом и деревней, поскольку никаких других поселений, которые могли бы с ним соперничать, не было. Архаический полис, наоборот, являлся своеобразной столицей маленького государства, в составе которого, кроме него самого, были небольшие деревни (греческие комы), располагавшиеся на окраинах территории полиса и зависевшие от него как в политическом, так и в экономическом смысле.

Архитектура

Обратите внимание на то, что архаические полисы стали значительно крупнее полисов, строившихся в эпоху Гомера. На то было две причины: естественный прирост населения и объединение нескольких деревушек в один большой город. Это явление имеет название синойкизм, объединение происходило для того, чтобы дать отпор соседним враждебно настроенным деревням и поселкам. Несмотря на небывалый прогресс, по-настоящему больших городов в Греции еще не было. Самыми крупными полисами были населенные пункты с численностью в несколько тысяч человек. В среднем же население не превышало и тысячи человек. Наглядным примером типичного греческого архаического полиса является древняя Смирна, не так давно найденная археологами. Значительная ее часть была расположена на полуострове, который закрывал вход в глубокую бухту, где стояли многочисленные корабли. Центральная часть Смирны была окружена защищающим ограждением из кирпича на каменном цоколе. В стене устроены многочисленные ворота и смотровые площадки. Все жилые постройки находились параллельно друг другу. Разумеется, в городе были построены несколько храмов. Жилые постройки были очень просторными и удобными, в домах состоятельных граждан имелись даже терракотовые ванны.

Агора

Сердцем архаического города являлась так называемая агора, на которой собирались граждане и велась оживленная торговля. В основном жители города проводили все свободное время здесь. Можно было продать свой товар и приобрести необходимые продукты, узнать важные городские новости, принять участие в делах государственной важности и просто пообщаться с горожанами. Изначально агора являлась обычной открытой площадью, на которой отсутствовали какие-либо постройки. Позже там появились деревянные ступени, на которых во время мероприятий рассаживались люди. Когда архаический период подходил к концу, над ступеньками стали вешать тканевые навесы, предназначенные для защиты людей от жары и солнца. По выходным на них любил располагаться праздный люд и торговцы различным мелким товаром. На агоре или недалеко от нее строились государственные учреждения: булевтерий — городской совет (буле), пританей — место, где заседали члены правящей коллегии пританов, дикастерий - здание суда. Именно на агоре городские жители могли ознакомиться с новыми законами и указами, которые выставлялись на всеобщее обозрение.

Спортивные состязания

Атлетические состязания издревле составляли значительную часть жизни греков. В древнегреческих городах испокон веков строили площадки для силовых упражнений. Их называли палестрами и гимнасиями. Каждый уважающий себя юноша проводил за тренировками большую часть своего времени. Среди спортивных дисциплин можно назвать бег, вольную борьбу, кулачные бои, прыжки, метание копья и диска. Каждый большой праздник в полисе сопровождался спортивным состязанием под названием агон, в котором могли принять участие все свободнорожденные граждане полиса, а также гости из других стран, получившие приглашение на праздник.

Некоторые агоны заслужили особую популярность у народа, постепенно становились межполисными общегреческими празднествами. Именно оттуда пошла традиция устраивать Олимпийские игры, для участия в которых приезжали даже из самых отдаленных колоний. Готовились к участию в Олимпийских играх так же серьезно, как и к военным действиям. Каждый полис считал делом чести победу на мероприятии. Победителя Олимпийских игр радостные сограждане одаривали по-настоящему царскими привилегиями. В некоторых случаях приходилось разбирать огромную городскую стену, чтобы триумфальная колонна победителя торжественно вошла в город: горожане считали, что персона такого ранга в обычные ворота пройти не может.

Вот из таких моментов и складывалась жизнь рядового жителя древнегреческого полиса архаической эпохи: торговля и покупки на агоре, решение вопросов государственной важности на народном собрании, участие в религиозных церемониях различного порядка, упражнениях и тренировках в гимнасиях и палестрах и, конечно же, участие в Олимпийских играх.

С историей Греции архаического периода (VIII–VI вв. до Р. Х.) связано несколько крупных проблем: первая – колонизация Средиземного и Черного морей, вторая – «старшая» тирания («старшей» тирания архаического периода называется в отличие от «младшей», возникшей в эпоху поздней классики (IV в. до Р. Х.)), третья – формирование греческого полиса , четвертая – возникновение первых законодательств.

Поэзия. Поэзия является важной частью культуры эпохи архаики, поскольку в ней нашли отражение практически все вышеперечисленные события. В поэзии греки переосмысляли окружающую их действительность.

С Гомером ушла эпоха героев, но память о ней осталась, и у многих поэтов возникает желание подражать ушедшему прошлому – так появляются циклические поэмы . Их авторы практически ничего нового в поэзию не внесли, поэтому «циклическими поэтами» греки в позднюю эпоху называли бездарных писателей. С другой стороны, благодаря им полностью был описан миф о Троянской войне.

В такой посредственной поэтической среде выделяется примечательная личность – Гесиод (конец VIII – начало VII вв. до Р. Х.). Он написал произведения, основополагающие для определенных жанров греческой литературы. Его «Теогония» – поэма о происхождении богов – кладет начало произведениям космогоническим , описывающим происхождение, родственные связи, жизнь и судьбу богов. Вторая поэма «Труды и дни» носила дидактический характер, став первой в ряду книг назидательного содержания. В ней Гесиод повествовал о буднях простых греческих земледельцев, о чем имел реальное представление, поскольку сам жил в Беотии и всю жизнь проработал на земле.

Эпоха архаики – время становления лирической поэзии . Греческие поэты стихи не читали, а пели, поэтому музыка накладывала особый отпечаток на их творчество. Известным поэтом был Анакреонт , живший на острове Теос, близ Малой Азии (середина VI в. до Р. Х.). В подражание ему в римское время возникла анакреонтическая поэзия , воспевающая радость жизни, связанную с утонченными удовольствиями.

Поэты Алкей и Сапфо жили на острове Лесбос (конец VII–VI в. до Р. Х.). Алкей создавал бравурные военные марши (эмбатерии ) и застольные песни (сколии ). Сапфо во многом опиралась на народный фольклор, у неё много любовной лирики. По легендарному преданию, Алкей был влюблен в Сапфо, но не добился взаимности. Сама же поэтесса покончила с собой из-за несчастной любви к другому мужчине.

В Спарте, жил поэт Тиртей . Спартанцы не уделяли достаточного внимания изящным искусствам, поэтому Тиртей не характерный пример для спартанской культуры – он был чуть ли не един­ствен­ным среди соплеменников, кто писал талантливые стихи на любимую лакедемонянами военную тематику.

В архаическую эпоху появляется хоровая лирика . Она основывалась на трех элементах: поэзии, музыке и танце. Хоровая лирика становится прообразом греческого театра, поскольку в этом жанре вырабатывается та структура, по которой будут строиться произведения трагиков.

Философия. Ранняя греческая философия возникла в восточном регионе, в ионийских городах и испытала большое влияние Востока – это так называемая «философия природы», натурфилософия , в которой происходит пробуждение древнегреческой мысли, испытующей сущность возникновения мира. Три крупных философа этого времени жили в Милете. Фалес считал, что мир и все живое происходят из воды. По учению Анаксимена , вселенная состоит из воздуха: когда он сгущается, возникает вода, а когда разряжается – огонь. Третий мыслитель, Анаксимандр, выделил некое беспредельное первовещество (апейрон ), из которого все произошло.

Изобразительное искусство. Грань между гомеровской и архаической эпохами в искусстве характеризуется геометрическим стилем , ярким примером которого является Дипилонская амфора , найденная в Афинах. Подобные вазы являлись надгробными памятниками и их размеры достигали человеческого роста. Поверхность вазы членится на ряд изолированных друг от друга лент, в центре композиции изображена погребальная процессия, в которой человеческие фигурки предельно схематизированы. Геометрический стиль не мог привести к расцвету вазописи, возникшей в VI–V вв. до Р. Х., и должен был завершиться тупиком декоративизма. Между геометрическим стилем и вазописью последующего времени – резкий скачок, невозможный без внешнего влияния, скорее всего, со стороны Востока, давшего импульс развитию греческого искусства. Восток, несмотря на его сильное влияние в области философии и культуры Греции, не стал основой греческого искусства, которое формировалось своим путем как самобытное и самостоятельное.

Вазопись нового стиля берет начало в VI в. до Р. Х., это чернофигурная роспись, наносившаяся на сосуд черной краской. Первоначально сюжеты росписей связаны с мифологией. Затем возникает краснофигурная вазопись, когда изображения на сосуде оформляются за счет раскрашивания фона, а фигуры сохраняют изначальный цвет стенок сосуда. Эта роспись, более сложная по технике, дает возможность изобразить мелкие детали. В позднее время чернофигурная и краснофигурная керамика сосуществовали.

В скульптуре появляются «архаические аполлоны» , или куросы – обнаженные молодые люди, изображенные с выставленной вперед ногой, руки по швам, кулаки иногда сжаты. У фигур – фронтальная постановка, четко прослеживается анатомическое строение тела. Куросы являют собой общий тип человека без индивидуальных черт. Наибольшую известность получила статуя Геры с о. Самос (VII–VI вв. до Р. Х.). На лицах всех скульптур изображалась знаменитая загадочная «архаическая улыбка», подчеркивающая не конкретные черты статуй, но воплощенный в них идеализированный образ человека, который становится мерилом основных ценностей для эпохи классики.

Период высокой классики ( V в. до Р.Х.)

Театр. Театральные представления восходят к культовым действам в честь Диониса, на которых выступали зачинатели дифирамбов (песен в честь бога). С 534 г. до Р. Х. показ трагедий (шутливые представления «песнь козлов») был официально включен в празднества Дионисий. Когда сюжеты постановок выходят за рамки дионисийских празднеств и драматурги обращаются к героическим сказаниям, трагедии утрачивают веселый характер и становятся частью общественной жизни.

Расцвет греческого театра приходится на период высокой классики и связан с именами трех великих драматургов: Эсхила , Софокла и Еврипида .

В V в. до Р. Х. после трагедий появляется новый драматический жанр – ко­­ме­дия (от греческого «совершать шествие»), также восходящий к дионисийским празднествам, на которых исполнялись шутливые и порой непристойные песни. Крупнейшим комедиографом эпохи высокой классики был Аристофан.

Скульптура. Искусство высокой классики достаточно полно характеризуют слова Солона: «Ничего лишнего». Это и были основные принципы, положенные в основу греческого искусства.

Статуи не были принадлежностью музеев и устанавливались в храмах, на площадях под открытым небом, в многолюдных местах, и прохожие воспринимали их как часть повседневной жизни. Скульптуры обычно раскрашивались яркими красками, соответственно и воспринимались. В эпоху классики портретное искусство не выработалось: в скульптурах внимание уделялось прежде всего пластике тела, а не выражению лица.

Одним из первых крупных скульпторов классической эпохи был Поликлет, написавший особое сочинение – «Канон», в котором попытался выявить основные элементы, из которых состоит человеческое тело, подчинить их определенному числовому соотношению. Поликлет максимально формализовал искусство, ища общезначимые законы пропорций, а статую Дорифора (копьеносца) создал в качестве иллюстрации своего сочинения, обладающей живой пластикой за счет приема, называемого хиазмом , благодаря которому до конца непонятно, движется Дорифор или нет.

Другим известным скульптором V в. был Мирон , художник, в противоположность Поликлету пытавшийся передать напряженное движение (статуя «Дискобола» ).

Архитектура. В классическую эпоху разрабатывается принцип ордеров. Ордер в архитектуре – определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. В период классики появляется три основных ордера: дорический, ионический и коринфский , которые легли в основу европейской архитектуры XVI–XIX веков. Разница между ними лучше всего иллюстрируется на примере колонн этих ордеров.

Дорическая колонна простая и строгая, покрыта продольными желобками – каннелюрами, ее капитель (венчающая часть) сделана в виде каменной подушки без украшений. Это суровый стиль, в архитектуре его отождествляют с мужским характером и в дорических храмах колонны могли заменяться статуями атлантов . К дорическим относится храм Посейдона в Пестуме (ок. 460 г. до Р. Х.).

В ионическом ордере, возникшем, вероятно, под восточным влиянием, колонны прямые, практически без энтазиса (небольшого утолщения посередине, обязательного для дорических колонн); пропорции сооружений облегчены, им свойственны и легкость, и изящная утонченность. Капители сделаны в форме двух тугих завитков, волют . Ионический ордер в противоположность дорическому соотносили с женским началом –колонны иногда заменялись статуями девушек, кариатид . В таком духе был оформлен один из портиков Эрехтейона , храма, воздвигнутого на месте легендарного спора Афины и Посейдона на афинском акрополе.

В коринфском ордере колонны венчались стилизованными листьями аканфа.

Вершиной зодчества классического периода стал архитектурный комплекс афинского Акрополя , являвшегося одновременно святилищем, укреплением, общественным центром, местом хранения государственной казны, картинной галереи и библиотеки. В архитектуре Акрополя соединены два ордера: ионический и дорический.

Период поздней классики ( IV в. до Р.Х.)

История Греции в IV в. до Р.Х. – это история кризиса античного полиса, завершившаяся потерей политической самостоятельности. Из Пелопоннесской войны многие полисы Греции вышли обескровленными, с разоренным сельским хозяйством и ремеслом, нарушенными торговыми связями.

Политический кризис углублялся ликвидацией союзов греческих государств и попытками Спарты уничтожить демократический строй. Непрерывные войны между полисами разорили страну и увеличили число рабов. Представители наиболее реакционных слоев греческих рабовладельцев готовы были пожертвовать демократией и политической свободой во имя защиты своих интересов. После битвы при Херонее в 338 г. до Р.Х. Греция покорилась македонскому царю Филиппу II.

Кризис полиса, междоусобные войны, упадок демократии и, наконец, потеря политической самостоятельности не могли не отразиться на развитии греческой культуры, обнаруживающей в этот период первые признаки упадка. Но в греческом обществе еще живы были могучие силы, способные породить и философию Платона и Аристотеля, скульптурное творчество Лисиппа, и военный гений Александра Македонского.

Наряду с продолжением и развитием традиционных классических форм искусству IV в. до Р.Х., в частности зодчеству, приходилось решать и совершенно новые задачи. Искусство впервые начало служить эстетическим потребностям и интересам частного человека, а не полиса в целом; появились и произведения, утверждавшие монархические принципы. На протяжении всего IV в. до Р.Х. постоянно усиливался процесс отхода ряда представителей греческого искусства от идеалов народности и героики V в. до Р.Х..

Большое влияние на развитие культуры оказал завершавшийся в IV в. до Р.Х. кризис наивно-фантастической системы мифологических представлений, далекие предвестия которого уже можно увидеть в V в. до Р.Х. Но в V в. до Р.Х. народная художественная фантазия все еще черпала материал для своих возвышенных этических и эстетических представлений в искони знакомых и близких народу мифологических сказаниях и верованиях (Эсхил, Софокл, Фидий и др.). В IV в. же веке художника все более интересовали такие стороны бытия человека, которые не укладывались в мифологические образы и представления прошлого. Художники стремились выразить в своих произведениях и внутренние противоречивые переживания, и порывы страсти, и утонченность и проникновенность душевной жизни человека.

В этот период ораторское искусство, философия, исторические сочинения заняли ведущее место в литературе, явно вытеснив другие жанры – драму и лирику. Хотя театры по-прежнему процветали, даже строились новые, и зрители охотно посещали их, вкусы существенно изменились. Нравственные основы бытия, острые политические и социальные конфликты, проблемы добра и зла в частной и государственной сферах все меньше привлекали внимание. Интересы людей значительно сузились, сосредоточились на частной жизни.

В целом культура данного периода, на которую существенно повлияли изменения произошедшие в обществе, расценивается исследователями как время принципиальных сдвигов, интенсивных поисков, зарождения тенденций, получивших свое завершение в эпоху эллинизма.

рхаический период не отделен от гомеровского резкой хронологической границей: его начало определяется приблизительно 8 веком, конец - началом 5 века, иногда - концом 1-й четверти 5 века. Историческим фоном периода была Великая греческая колонизация, раздвинувшая пределы известного грекам мира. В архаическую эпоху возникает и расцветает лирика (Сапфо 29 , Алкей, Алкман, Ивик, Анакреонт и многие др.), продолжает развиваться эпическая поэзия, зарождается особый жанр историографии (логограф Гекатей Милетский), появляются первые драматурги (Феспид и др.), формируется сама система драматургического театрального действа.

Характерной чертой греческой архаической культуры и всей греческой цивилизации в целом становится агонистика 30 . Соревновательность пронизывает все сферы деятельности греков: от спортивных, мусических, театральных, поэтических состязаний до соревновательности в области искусства, что оказывает несомненное влияние на все ускоряющееся развитие и изменение всех отраслей знания и опыта у греков 31 . В архаический период рождается философия - первым назвал себя философом Пифагор 32 . Крупнейшими философами, а скорее еще в древнем смысле мудрецами, были представители милетской (ионийской) школы, Фалес, Гераклит и др. В это же время возникает и понятие философской школы, передающей и развивающей традицию от своего основателя: само развитие философских школ становится постепенно одним из связующих греческую мысль стержней вплоть до конца собственно античной цивилизации.

Для греческого искусства это эпоха открытий: новации в архитектуре, скульптуре и живописи определили облик всей греческой культуры в целом. Никогда более Греция не знала такого количества художественных школ, путей, богатства, разнообразия и оригинальности поисков. В 7-6 вв. складывается тип греческого храма с целлой, окруженной со всех сторон колоннадой, с доминирующим над фасадным портиком фронтоном со скульптурной группой, формируются два основных ордера греческой архитектуры: строгий дорический и изящный ионический. Древнейшие из греческих храмов, известные нам в значительной степени по остаткам, - храмы Геры в Аргосе и Олимпии и храм Аполлона в Ферме (Этолия).

В греческой керамике, стилистически очень разнообразной, в 8 в. широко распространяется так называемая ориентализирующая (восточная) манера, на которой сказалось сильное ближневосточное влияние. В 7 в. афинская чернофигурная вазопись приобретает господствующее положение, и когда афинские керамисты (Андокид) переходят в сер. 6 в. до н. э. к краснофигурной технике, этот шаг является решающим для всех греческих территорий.

В

Греческая классика

ысшей точкой развития греческой культуры и искусства эпохи античности был классический (от лат. classicus - образцовый) период, начало которого относят обычно ко времени после греко-персидских войн (480–470-е до н. э.), конец - ко времени начала завоевательных походов Александра Македонского в конце 4 в. до н. э. Политическим фоном расцвета культуры и искусства в эпоху классики, своего рода его аналогом был расцвет демократических полисов, городов-государств Греции (например, Афины времени правления Перикла 33). В 5 в. Греция пережила тяжелейшие войны в своей истории и попала под власть более сильной и политически единой Македонии.

Ф

Скульптура

изическое совершенство и духовная красота как отражение высшего благородства и достоинства человека - главный смысл поисков классического искусства. Великими мастерами скульптуры греческой классики былиПоликлет - создатель знаменитого «Копьеносца» («Дорифора»), в котором рассчитал «правильные» пропорции человеческой фигуры и впервые попытался представить человека в спокойном движении-шаге; Мирон , разрабатывавший тему сложного ракурсного движения (статуя «Метателя диска» - «Дискобола»); Фидий - вероятно, проектировщик всего архитектурно-скульптурного комплекса Акрополя в Афинах, высшего творения греческого мира, Пракситель - создатель самой знаменитой статуи древности «Афродиты Книдской», впервые представивший человеческую фигуру в состоянии отдыха и покоя («Гермес с Дионисом», «Отдыхающий сатир» и др.); Скопас и Лисипп , впервые изобразившие боль и страдание на человеческом лице и следовавшие уже не канону Поликлета, а по представлениям чистой художественности и пластичности. Именно искусство Праксителя, Лисиппа и Скопаса оказало самое сильное влияние на скульптуру эллинизма.

А

Архитектура

рхитектура классического периода создала образцовые типыдорического и ионического храмов (периптер, диптер, простиль, амфипростиль и др.). В 4 в. до н. э. в арсенал архитектуры был введен пышный и изящный коринфский орден , постепенно вытеснивший два основных - дорический и ионический. Храмостроительство эпохи представляют храм Зевса в Олимпии, Парфенон на Афинском Акрополе, храм Аполлона в Бассах. Лучшими архитекторами этого времени были Иктин (Парфенон, храм в Бассах) и Калликрат (Парфенон, храм Ники Аптерос на Акрополе). Облик архитектурных построек периода классики отличают ясность и простота, строгость и чистота линий. Великим экспериментом эпохи стал Акрополийский комплекс в Афинах, в котором сочетаются здания разных ордеров, элементы различных ордеров в одной постройке (ионический фриз с Панафинейским шествием в Парфеноне, дорическом периптере). В 5 и 4 вв. до н. э. создаются знаменитые театральные сооружения Греции - театр Диониса в Афинах и театр в Эпидавре.

Л

Литература

итература классического периода - самый представительный корпус античного мира. Отцом трагедии считалсяЭсхил , младшими современниками которого были Софокл , царь поэтов, и Еврипид , отцом комедии и самым крупным ее представителем - Аристофан , отцом истории - Геродот . Выдающимся историком 5 в. до н. э. был также Фукидид - автор истории Пелопоннесской войны.

В области философии 5–4 вв. до н. э. - время подлинного и великого ее расцвета, расширения деятельности философских школ (Сократ 34 , Платон 35 - основатель Академии, Аристотель 36 - основатель Ликея 37 и школы перипатетиков и др.).

В архаический период (VIII - VI вв. до н.э.) изменения в хозяйственной жизни привели к созданию новой экономической системы. Греция обогнала в своем развитии все соседние страны. Сельское хозяйство интенсифицировалось: крестьяне перешли к выращиванию более доходных культур - винограда и маслин. Основными ячейками сельскохозяйственного производства были мелкие крестьянские хозяйства и более крупные поместья родовой знати, обрабатываемые обедневшими сородичами. Земли сдавались в аренду, в качестве платы аристократы взимали 1/2 урожая.

Ремесло сосредоточилось в городах, четко оформились его отрасли: металлургия, металлообработка, кораблестроение. Гончарное производство носило массовый серийный характер. Ведущей отраслью стала торговля, о ее масштабах говорят находки греческой керамики вплоть до Центральной и Западной Европы. Появились деньги (предание приписывает их изобретение лидийцам). Сделки купли-продажи распространились на все виды материальных ценностей. Зародилось ростовщичество, а вместе с ним и долговое рабство. Рабы поступали также из колоний. Тем не менее экономическая роль рабов была небольшой, основную массу ремесленников составляли свободные люди.

В VIII - VI вв. осуществилась Великая греческая колонизация. Ее причинами являлись, во-первых, недостаток земли вследствие увеличения населения и концентрации земель в руках знати; во-вторых, необходимость новых источников сырья, поиск рынков сбыта для продукции сельского хозяйства и ремесла, потребность в отсутствовавшем в самой Греции металле, стремление греков поставить под контроль торговые пути; в-третьих, политическая борьба, вынуждавшая потерпевших поражение искать удачи в колониях.

Выделяют три основных направления колонизации. Первое - западное, самое мощное. Сицилия и Италия были так густо заселены колонистами, что стали называться Великой Грецией. Второе - северо-восточное - на побережье Черного моря. Третье - южное и юго-восточное, самое слабое, поскольку здесь греки встретили мощное сопротивление финикийских торговцев.

Колонизация несколько приглушила социальные конфликты, способствовала развитию ремесла, торговли. Она широко распространила очаги эллинской культуры, открыла простор способностям человека, высвобождая личность из-под контроля рода.

В VIII - VI вв. шло формирование античных полисов - городов-государств с прилегающей к ним территорией. В основе полиса лежала античная форма собственности, представлявшая собой единство государственного и частного принципов собственности- Полис как коллектив граждан обладал правом верховной собственности на землю. Одновременно только граждане полиса могли быть собственниками земли. Основным экономическим принципом полиса была идея автаркии (самообеспеченности), выступавшая в качестве экономической основы свободы. Выработалась и полисная система ценностей: идея превосходства земледельческого труда над всеми другими, осуждение стремления к прибыли и т.д.

Можно выделить два основных типа полисов: 1) аграрный, с абсолютным преобладанием сельского хозяйства, слабым развитием торговли и ремесел, товарно-денежных отношений, большим удельным весом труда зависимых работников, как правило, с олигархическим устройством (Спарта, города Фессалии, Беотии); 2) торгово-ремесленный, с большим удельным весом ремесел и торговли, товарно-денежных отношений, внедрением рабского труда в производство, демократическим устройством (Афины, Коринф, Милет, Сиракузы и др.). Ранее всего полисный строй появился в южной части Греции на полуострове Пелопоннес (более всего изучена Спарта), позднее - в Аттике (Афины).

Афины в экономическом отношении были более развиты, здесь быстрее разлагались родовые отношения. Законы Драконта (621 г. до н.э.) оформили право частной собственности. Самой важной из реформ Солона (594 г. до н.э.) была следующая: все долги, сделанные под заклад земли, были прощены, крестьяне восстановили статус собственников, было запрещено обращение афинян в рабство за долги, ограничен ссудный процент. Был разрешен вывоз оливкового масла с целью наживы, а зерна - запрещен. Ремесленная деятельность поощрялась. Был введен земельный максимум для ограничения концентрации земельной собственности.

Огромное значение имели реформы, подорвавшие политическое господство знати: все афинские граждане были разделены на четыре разряда по величине земельного дохода. Теперь размер частной собственности определял значимость человека. А законодательство Клисфена (509г. до н.э.) завершило ликвидацию родового строя - все граждане, независимо от имущественного положения, наделялись равными правами.

Таким образом, в VIII - VI вв. до н.э. произошло разложение родового строя и установились новые формы социально-экономической организации, хотя этот процесс в разных частях Эллады протекал по-разному. Часто ученые объединяют Гомеровский и Архаический периоды в развитии экономики Древней Греции в единый. Если проанализировать этот промежуток времени, то можно сказать нижеследующее. Он охватывает два этапа истории Древней Греции: так называемые темные века (XI-IX вв. до н. э.) и архаический период (VIII-VI вв. до н. э.). Темные века часто называют гомеровским периодом, так как наряду с археологическими данными основным источником для изучения этого времени являются поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру. Обычно XI-IX вв. до н. э. считают промежуточным этапом, на котором, с одной стороны, по сравнению с ахейской Грецией уровень развития снижается, но, с другой стороны, с началом производства железных орудий труда создаются предпосылки для дальнейшего расцвета греческих государств. Архаический период характеризуется двумя основными процессами, оказавшими определяющее влияние на развитие греческой цивилизации: - Великая колонизация - освоение греками побережий Средиземного, Черного, Азовского морей; - оформление полиса как особого типа общины. Можно выделить два основных типа полисов:

Аграрный - абсолютное преобладание сельского хозяйства, слабое развитие ремесел, торговли, большим удельным весом зависимых рабочих, как правило, с олигархическим устройством; - торгово-ремесленный - с большим удельным весом торговли и ремесел, товарно-денежным отношением, внедрением рабства в средства производства, демократическим устройством.

В XI-IX вв. до н.э. в греческой экономике господствовал натуральный тип хозяйства, ремесло не было отделено от земледелия. Произошло некоторое усовершенствование орудий труда, в частности, появился плуг с металлическим сошником. Животноводство также играло важную роль в сельском хозяйстве, скот считался одним из основных видов богатства. В ремесле XI-IX вв. до н. э. существовала некоторая дифференциация, особенно были развиты ткачество, металлургия, керамика, однако производство было ориентировано только на удовлетворение насущных потребностей людей. В связи с этим торговля развивалась очень медленно и имела в основном меновой характер. В VIII-VI вв. до н. э. экономическая ситуация в Древней Греции значительно изменилась. В этот период ремесло отделилось от сельского хозяйства, остающегося ведущей отраслью экономики. Слабое развитие сельскохозяйственного производства на предыдущем этапе, неспособность обеспечить питанием растущее население полисов стали одной из главных причин греческой колонизации. Важнейшей функцией колоний, расположенных в бассейне Черного моря, стало снабжение метрополий хлебом. Основное внимание уделяют культурам, возделывание которых более соответствует природным условиям Греции: винограду, оливам, всевозможным огородным и садовым культурам; в результате сельское хозяйство начинает все больше ориентироваться на рынок.

Ремесленное производство тоже приобретает товарный характер, причем, не последнюю роль в этом сыграла греческая колонизация, способствовавшая расширению сырьевой базы и развитию торговли. Многие греческие полисы становятся крупными ремесленными центрами. Греческая торговля в эпоху Великой колонизации развивается очень активно. Налаживаются постоянные связи между метрополиями, вывозящими в основном ремесленную продукцию, и колониями, поставляющими различные виды сырья и сельскохозяйственную продукцию. В наиболее развитых греческих полисах морская торговля становится одной из важнейших отраслей экономики. Основной отличительной особенностью греческого полиса являлось участие всех членов гражданской общины в управлении государством, и эта черта во многом определяла внутреннюю политику полисов. В частности, во многих греческих городах-государствах существовали законы, ограничивавшие приобретение и продажу земли и направленные на охрану земельной собственности отдельных граждан. Однако в большинстве районов Греции развитие товарного производства и нехватка земли приводили к росту крупного землевладения, усилению социальной дифференциации и обострению конфликта между аристократией и народом (демоса). Во многих полисах архаической эпохи социально-политические конфликты нередко оканчивались установлением режима личной власти. В большинстве случаев тираны стремились заручиться поддержкой демоса, заботились об улучшении его положения, содействовали развитию ремесел и торговли, благоустройству городов. Экономическое развитие в ХI-VI вв. до н. э. Этот промежуток времени охватывает два этапа истории Древней Греции: так называемые темные века (XI--IX вв. до н. э.) и архаический период (VIII--VI вв. до н. э.). Темные века часто называют гомеровским периодом, так как наряду с археологическими данными основным источником для изучения этого времени являются поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру. Обычно XI--IX вв. до н. э. считают промежуточным этапом, на котором, с одной стороны, по сравнению с ахейской Грецией уровень развития снижается, но, с другой стороны, с началом производства железных орудий труда создаются предпосылки для дальнейшего расцвета греческих государств. Архаический период характеризуется двумя основными процессами, оказавшими определяющее влияние на развитие греческой цивилизации: 1) Великая колонизация -- освоение греками побережий Средиземного, Черного, Азовского морей, 2) Оформление полиса как особого типа общины.

Отраслевая структура экономики В XI--IX вв. до н.э. в греческой экономике господствовал натуральный тип хозяйства, ремесло не было отделено от земледелия. Как и раньше, основными земледельческими культурами были зерновые (ячмень, пшеница), виноград, оливки. По-прежнему создавались оросительные системы, применялось унавоживание почвы. Произошло некоторое усовершенствование орудий труда, в частности, появился плуг с металлическим (особенно железным) сошником. Животноводство также играло важную роль в сельском хозяйстве, скот считался одним из основных видов богатства. В ремесле XI--IX вв. до н. э. существовала некоторая дифференциация, особенно были развиты ткачество, металлургия, керамика, однако производство, как и в сельском хозяйстве, было ориентировано только на удовлетворение насущных потребностей людей. В связи с этим торговля развивалась очень медленно и имела в основном меновой характер. В VIII--VI вв. до н. э. экономическая ситуация в Древней Греции значительно изменилась. В этот период ремесло отделилось от сельского хозяйства, остающегося ведущей отраслью экономики. Слабое развитие сельскохозяйственного производства на предыдущем этапе, неспособность обеспечить питанием растущее население полисов стали одной из главных причин греческой колонизации. Важнейшей функцией колоний, расположенных в бассейне Черного моря, стало снабжение метрополий хлебом. Во многих греческих полисах отказываются от выращивания зерновых, и основное внимание уделяют культурам, возделывание которых более соответствует природным условиям Греции: винограду, оливам, всевозможным огородным и садовым культурам; в результате сельское хозяйство начинает все больше ориентироваться на рынок. Этому также способствует более широкое распространение железных орудий труда. Ремесленное производство тоже приобретает товарный характер, причем, как и в сельском хозяйстве, не последнюю роль в этом сыграла греческая колонизация, способствовавшая расширению сырьевой базы и развитию торговли. Многие греческие полисы становятся крупными ремесленными центрами, в них появляются целые кварталы ремесленников. Греческая торговля в эпоху Великой колонизации развивается очень активно. Налаживаются постоянные связи между метрополиями, вывозящими в основном ремесленную продукцию, и колониями, поставляющими различные виды сырья (особенно металл, лес) и сельскохозяйственную продукцию (особенно зерно). Кроме того, колонии становятся посредниками между Грецией и отдаленной варварской периферией. В наиболее развитых греческих полисах морская торговля становится одной из важнейших отраслей экономики.

Земельная собственность. Организация производства В период темных веков земля являлась собственностью территориальной общины, основной производственной единицей был ойкос (от гр. дом) -- хозяйство патриархальной семьи. За каждой семьей, входящей в общину, был закреплен участок земли, передаваемый по наследству; однако возможно, что время от времени проводились переделы земли. Рабство в XI--IX вв. до н. э. по-прежнему имело патриархальный характер, основным производителем продукции был свободный земледелец. Архаический период внес большие изменения в отношения собственности. Ведущей формой собственности на землю становится полисная (или античная) -- правом владения землей на территории полиса обладали только граждане; лично свободные люди, не являвшиеся гражданами (метеки), этим правом не обладали. Граждане могли продавать, закладывать землю, сдавать ее в аренду. В VIII--VI вв. до н. э. происходит и важное изменение в организации производства -- начинает формироваться рабство классического типа. Этот процесс был связан с развитием товарного производства и значительным увеличением количества рабов -- чужеземцев, поступающих из колоний. Дешевый рабский труд позволял получить больший доход и более активно использовался в основных отраслях производства.

Денежные отношения

На рубеже II--I тыс. до н. э. в связи с преобладанием натурального хозяйства и слабым развитием торговли денег как таковых не было, их роль выполнял в основном крупный рогатый скот. В эпоху Великой колонизации в качестве денег все чаще используются металлические слитки, бруски и, наконец, примерно на рубеже VII--VI вв. до н. э. начинается чеканка монеты. К VI в. до н. э. в Греции, существовали две основные монетные системы -- эгинская и эвбейская. Основой каждой системы являлся талант -- весовая единица которая на Эвбее составляла 26,2 кг, а на Эгине -- 37 кг. Из одного таланта чеканилось 6 тыс. драхм -- серебряных монет. Эгинский стандарт был распространен на большей части территории Греции и островов Эгейского моря, эвбейский -- на острове Эвбея, во многих западных греческих колониях, а также в двух крупнейших полисах -- Коринфе и Афинах. В архаический период народу с денежным обращением развивалось ростовщичество, а несостоятельных должников, как правило, обращали в рабов и даже могли продать за границу.

Роль государства в экономической жизни Основной отличительной особенностью греческого полиса являлось участие всех членов гражданской общины в управлении государством, и эта черта во многом определяла внутреннюю политику полисов. В частности, во многих греческих городах-государствах существовали законы, ограничивавшие приобретение и продажу земли, направленные на охрану земельной собственности отдельных граждан. Однако, несмотря на это, в большинстве районов Греции развитие товарного производства и нехватка земли приводили к росту крупного землевладения, усилению социальной дифференциации и обострению конфликта между аристократией и народом (демоса). Во многих полисах архаической эпохи социально-политические конфликты нередко оканчивались установлением тирании -- режима личной власти. В большинстве случаев тираны стремились заручиться поддержкой демоса, заботились об улучшении его положения, содействовали развитию ремесел и торговли, благоустройству городов. Однако тираны постоянно нуждались в деньгах и различными способами выкачивали их из населения; в конце концов, в большинстве полисов тирания была свергнута.

Выводы: Хозяйство гомеровского периода было довольно отсталым. Господствовало натуральное хозяйство, скот считался мерилом богатства, денег общество не знало. Однако в тот период произошли важные изменения. Во-первых, в X-IX вв. до н. э. в греческую экономику широко внедрилось железо. Во-вторых, на первый план выдвинулось автономное хозяйство малой патриархальной семьи. Рабство же не получает широкого распространения. Политическим и экономическим центром стало поселение полис. Основное население города составляли скотоводы и земледельцы. Таким образом, к концу этого периода, Греция представляла собой мир мелких полисов-общин, объединения крестьян-земледельцев, с отсутствием внешних связей, верхушка общества не была сильно выделена. В архаический период Греция обогнала все соседние страны в своём развитии. Основными ячейками сельскохозяйственного производства были мелкие крестьянские хозяйства и более крупные поместья родовой знати. Ремесло сосредоточилось в городах. Основные отрасли: металлургия, металлообработка, кораблестроение. Ведущей отраслью стала торговля. Появились деньги. Зародилось ростовщичество, а вместе с ним и долговое рабство. В VIII-VI вв. до н. э. осуществлялась Великая греческая колонизация. Причины колонизации следующие: недостаток земли, вследствие увеличения населения и концентрации её в руках знати, необходимость новых источников сырья, поиск рынков сбыта для своей продукции, потребность в металле (в самой Греции его оставалось очень мало), стремление греков поставить под контроль все морские торговые пути, политическая борьба. В VIII-VI вв. до н. э. шло формирование античных полисов. В основе полисов лежала античная форма собственности. Полис обладал правом верховной собственности на землю. Основным экономическим принципом полиса была идея самообеспеченности.