Метод коппелиуса и комплекс коппелии. Билеты в большой театр россии Очередная попытка Зеленского понравиться народу

Этот проект принадлежит худруку Балета Большого театра Сергею Филину. У него сохранились хорошие воспоминания от работы с французским хореографом еще в бытность танцовщиком - в паре с Ниной Ананиашвили Филин танцевал премьеру «Дочери фараона» в 2000 году. За прошедшие с того момента 13 лет Пьер Лакотт не раз возвращался в Большой для возобновления своего балета - благословлял новых исполнителей (в частности, Светлану Захарову, с которой был записан DVD «Дочери фараона»).

Вне стен Большого также шли в советское время и сейчас идут разные постановки Лакотта.

В 1979 году хореограф перенес на сцену Новосибирского театра «Сильфиду» - балет, через который за ним закрепилась слава знатока и реставратора старинной французской хореографии. В том же году он перенес «Бабочку» Марии Тальони и «Па де сис» из «Маркитантки» в Кировский театр, а в 1980 поставил «Натали, или Швейцарскую молочницу» в Московском театре классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва для Екатерины Максимовой.

В 2006 прошла премьера балета «Ундина» в Мариинском театре, а в 2011 в МАМТе - «Сильфида». Знакомство российских зрителей со стилем хореографа происходило и во время гастролей (привозили и «Сильфиду», и «Пахиту»).

Прежде чем описывать балет «Марко Спада» П. Лакотта в Большом театре, стоит обозначить несколько примет авторского стиля этого французского хореографа.

Лакотт начинал в пятидесятые годы прошлого века как авангардист,

даже можно сказать как революционер, восставший против рутины Парижской оперы. Он хотел ставить сам, а приходилось танцевать в унылых балетах Сержа Лифаря , и Лакотт уволился из театра, вырвался на свободу.

Мы почти ничего не знаем о том, какими именно были его первые постановки. Однако недавно вниманию публики был представлен любопытный документальный фильм (спасибо арт-объединению CoolConnections, которое среди прочих кинопроектов также занимается трансляциями спектаклей Метрополитен-оперы, балетов Большого театра и др.) «Жизнь в балете: Пьер Лакотт и Гилен Тесмар» французского режиссера Марлен Ионеско.

В фильме присутствуют несколько сохранившихся фрагментов первых спектаклей Лакотта.

Как мы и предполагали, ставил юный Лакотт в той же манере, что и Лифарь, только гораздо скучнее, но дизайн и аранжировки действительно были ультрамодными. Понятно, что начинающий балетмейстер нащупывал свои пути, отталкиваясь от того, что он каждый день видел, и его коньком в будущем станет не создание нового хореографического языка, а что-то совсем другое.

Важно, что Лакотт показал свои балеты по телевидению - и «Ночь-волшебницу» на музыку короля джаза Сиднея Беше в 1954 и «Сильфиду» в 1971. Может он и не пользовался дублями ради того, чтобы прыжки артистов казались протяженнее, выше и красивее, а полеты сильфид над сценой более фантастическими, чем они обычно выглядят в театре, но сама идея некоторой «кинохимии» ему нравилась, и она пошла на пользу популяризации того направления, которое возглавил Лакотт. Потому что

после успеха «Сильфиды» он проснулся подлинным стражем балетной романтики XIX века.

Лакотт эту романтику, конечно же, придумал заново, опираясь на документы эпохи - книги, ноты, гравюры, письма и критические статьи, рассказы своих знаменитых балетных педагогов - Карлотты Замбелли, Любови Егоровой, Гюстава Рико, мадам Рузан, Матильды Кшесинской, а также «неоромантические» находки хореографов XX столетия - Фокина в «Шопениане», Баланчина в «Серенаде», Аштона в «Тщетной предосторожности» и даже Макмиллана в «Манон».

К каким-то утраченным балетам прошлого он находил авторские заметки на полях клавиров и скрипичных репетиторов, но

ни в одном случае речь не идет о полном воссоздании или реконструкции спектакля в первозданном виде.

Такими реконструкциями занимается Сергей Вихарев и Юрий Бурлака, но не Лакотт. Лакотт, если можно так сказать, сочиняет в XX-XXI веке балеты века XIX. И его главным достоинством, выгодно выделяющим среди других хореографов, которые тоже пытаются ставить в стиле XIX века, является умение талантливо ставить сами танцы, не копируя никого, кроме самого себя -

Лакотт, в какой-то степени, - Россини от танца.

Недостатки у его метода есть. Во-первых, хромает композиция - архитектура балетного спектакля. Если бы Лакотт ставил свой собственный спектакль, он бы строил в голове здание будущего балета, как делали все талантливые хореографы до него, но он ставит балеты прошлого, не являясь изначально их архитектором.

И второе, что теряется, если ты реконструируешь платоническим способом, это характеры персонажей. Хореограф XIX века предлагал артистам модель поведения на сцене в той или иной картине, а дальше они импровизировали.

А постановки Лакотта сходны с механическими куклами ученого Коппелиуса

Они снабжены прекрасной формой, оболочкой, механизмом, то есть танцами, но в них нет души (душа благополучно улетела вместе с последним вздохом тех исторических спектаклей, которые реанимирует хореограф).

Тем не менее, выпуская один старинный балет за другим - «Сильфиду», «Жизель», «Натали», «Коппелию», «Бабочку», - Лакотт составил уникальный банк данных, в который входят все возможные составные части романтического и постромантического балетного спектакля XIX века, в том числе типические костюмы (тип лифа, шопеновки, тюники, колета, головных уборов, цветовые сочетания) и декорации.

Когда он, набив руку, ставил «Марко Спаду» в Риме и Париже, «Озеро волшебниц» в Берлине, «Дочь фараона» в Большом и «Пахиту» в Париже, пазловая структура его фантазийных постановок стала еще больше чувствоваться, также как и стиль стал еще более авторским, выразительным, лакоттовским.

Но комплексом Коппелии страдают все до одной его работы. В них нет живых характеров.

Исторический «Марко Спада» - это один из трех заметных спектаклей французского хореографа Жозефа Мазилье. Остальные два мы тоже знаем - это «Пахита» и «Корсар», но они прошли через руки М. Петипа и стали частью другой балетной традиции.

Мазилье спешил уйти от сильфидного стиля хореографии Тальони. Он отказался от туманной северной мифологии и «пошел» на юг - Италия, Испания, Турция. Мысленные путешествия хореографов в эти средиземноморские регионы обогатили балет колоритными южными танцами, фантазийными ориентальными декорациями, любопытными костюмами и аксессуарами.

«Марко Спада» - не самый яркий пример ориентализации балетмейстерского стиля, действие балета происходит в Лациуме, где-то в окрестностях Рима. Но это Рим Пуссена и Лоррена, которые выдумали живописную Италию XVII века - страну романтических развалин, милых пастушек и разбойничьих банд, орудующих в лесах и городах.

Вписать в этот мифический южный пейзаж сюжет о благородном разбойнике Марко Спаде и его мужественной дочери Анжеле, которая не бросила отца, когда узнала, чем тот на самом деле занимается, а также две любовные интриги - Анжела - князь Федеричи и маркиза Сампьетри - капитан Пепинелли - было несложно.

Буржуазная парижская публика мечтала вырваться из конторской рутины и использовать театр как ковер-самолет в прекрасную и неведомую Италию.

Даниэль Обер сначала - в 1852 году - написал оперу «Марко Спада, или Дочь бандита», а потом - в 1857 - сделал аранжировку для одноименного балета, снабдив партитуру популярными в то время мелодиями из своих опер. Балет шел три сезона подряд, что в целом означало успех, но не помешало скоропостижно сгинуть в лету - такова была судьба 80 процентов оперно-балетной продукции того времени.

Лакотт принялся оживлять «Марко Спаду» в 1980 году с чистого листа

Свидетелями эпохи в его экзерсисах смогли выступить лишь несколько эскизов.

Естественно, первая постановка «Спады» в XX веке прошла в Римской Опере - где же еще мог пригодиться забытый сюжет о римском разбойнике.

Главным козырем Лакотта всегда была Гилен Тесмар - жена и муза,

без которой он не представлял своих постановок. Уникальная балерина - умная, думающая, переживающая, тонко чувствующая стиль. Все эти качества венчала гениальная балеринская форма Тесмар. Важно, что Гилен Тесмар была относительно высокой, с удлиненными формами, и мысль Лакотта работала в этом направлении - красота сочиненных им па раскрывалась в широком формате.

Они как-то обедали с Лакоттом в Нью-Йорке, делились творческими планами, и когда хореограф рассказал о грядущей премьере балета про разбойника, Нуреев воскликнул - «Да это же я». Ударили по рукам, Нуреев дал письменное обещание присутствовать на всех репетициях и сдержал свое слово.

Не получилось занять Карлу Фраччи, часто танцующую с Рудольфом, в роли соперницы Анжелы (Анжелой была Тесмар), поскольку муж Карлы хотел сам поставить для нее вариации. Это не устроило Лакотта, уже придумавшего все от начала до конца (в том числе декорации и костюмы). Когда Карла узнала, что участвует Нуреев, она отказалась от «вставных» вариаций, однако контракт с другой балериной уже был заключен.

Успех сопутствовал постановке и в Риме, и в Париже, куда Лакотт в 1984 перенес спектакль для тех же Нуреева и Тесмар.

Пострадала только запись, поскольку RAI транслировали один из последних спектаклей с участием Нуреева, и у танцовщика уже прогрессировала болезнь, он не демонстрировал лучшую форму. Тем не менее, это одна из знаковых записей с ним (была оцифрована и вышла на DVD).

Для Большого Лакотт сделал новую редакцию, хотя отличия заметны только глазу балетомана со стажем - пара новых вариаций и другая музыка в парадном па де де второго акта. Раньше Анжела и Марко танцевали на балу у губернатора на музыку Обера, которая известна благодаря концертному «Большому классическому па» Гзовского, сейчас Лакотт нашел для их танца другую музыку Обера.

Сила спектаклей Лакотта видна, когда заняты хорошие фактурные танцовщики, актерский фактор вторичен.

Большой театр нашел в своих недрах четырёх исполнителей заглавной роли, три из которых дошли до финала. Главным Марко стал Дэвид Холберг - американец шведского происхождения, окончивший школу при Парижской Опере и премьер АБТ по совместительству с Большим.

Он по определению подходит под формат танцовщика для балетов Лакотта, так как лучше наших владеет так называемой французской ножной техникой и французскими вращениями. В отличие от русских артистов, любящих паузы для актерства, Дэвид очень естественно чувствует себя в атмосфере беспрерывного танца. Также прекрасен он и в роли князя Пепинелли (в другом составе) - легкомысленного молодого человека, влюбленного то в Анжелу, то в маркизу, то снова в Анжелу. В составе первого дня премьеры с ним танцевали Евгения Образцова и Ольга Смирнова.

Участие Образцовой спектакль не украсило, так как партия Анжелы рассчитана на высокую балерину.

В какой-то момент две танцовщицы соревнуются (такие танцы соперниц были в истории балета середины XIX века любимым трюком хореографов) и выиграть должна Анжела, но не выигрывает. Выигрывает Смирнова-Сампьетри - из-за статности, красоты, более четкой прорисовки линий танца и неожиданного в вечно серьезной балерине чувства комического.

Образцова танцует образцово, но это не работает из-за фактурных недостатков. Она была симпатичная Ундина в Мариинке, но до бандитки не дотянула.

В их составе еще танцевал Игорь Цвирко в роли Пепинелли, и он же получил в третий день заглавную партию, но гармоничнее выглядел все же в роли капитана, а не Спады. Семен Чудин достойно дополнил квартет первого состава в роли Федеричи.

Он больше Холберга походил на Нуреева, но еще больше на Брэда Питта, если бы тот вздумал играть исторического бандита. Спасибо гримерам за изумительно созданные образы - получились совершенно разные типажи (Холберг, Овчаренко, Цвирко). Об этих тружениках тыла редко пишут, хотя нужно: гримеры в Большом - одни из лучших в мире.

Отличный получился спектакль, в котором сошлись Овчаренко-Спада и Холберг-Федеричи. Такая композиция получилась случайно - из-за болезни четвертого Спады - Владислава Лантратова.

В этом же составе блеснула Екатерина Крысанова в роли Анжелы.

Балеты Мазилье - одна из ее стихий. Вспомним искрометную Гюльнару в «Корсаре», когда балерина несется по диагонали, и мы почти слышим, будто она подзадоривает дирижера - «быстрей, быстрей». Ей очень идут всякие эксперименты с головными уборами: бандана бандитки из третьего акта на манер Крысановой - это последний писк моды. Третий акт Анжелы в стане разбойников - сплошной танцевальный триумф балерины. Загадка, конечно, почему не она танцевала в первом составе?

Андрей Меркурьев стал гармоничным Пепинелли (офицер, влюбленный в маркизу Сампьетри, за которого она в итоге выйдет замуж под давлением Марко Спады, очищающего дорогу для удачного брака своей приемной дочери Анжелы). Играя честно и прямолинейно, Андрей невольно выдал источник вдохновения Лакотта для этого образа. Поскольку Лакотт создает универсальный спектакль XIX века, он заимствует образы из разных балетов.

Пепинелли - это дальний родственник Алена из «Тщетной предосторожности».

Он и его смешной отряд маршируют прямиком из комического балета Доберваля-Аштона.

Работа дирижеров А. Богорада и А. Соловьева - на пять с плюсом.

Лакотт между тем надеется скоро снова появиться в Большом - у него есть идея поставить «Трех мушкетеров» и «Коппелию». Если он приедет, то сможет присмотреть и за «Марко Спадой», который, будучи балетом хрупким, без своего верного Коппелиуса долго не проживет.


Даниэль Франсуа Эспри Обер

Член Института Франции (1829). В детстве играл на скрипке, сочинял романсы (были изданы). Вопреки желанию родителей, готовивших его к коммерческой карьере, посвятил себя музыке. Его первый, опыт театральной музыки — комическая опера «Юлия» (1811), одобренная Керубини (под его руководством Обер впоследствии занимался композицией).

Первые поставленные комические оперы Обера — «Военные на привале» (1813) и «Завещание» (1819) — не получили признания. Известность принесла ему комическая опера «Пастушка — владелица замка» (1820). С 20-х началось многолетнее плодотворное сотрудничество Обера с драматургом Скрибом — автором либретто большинства его опер (первые из них «Лейчестер» и «Снег»).

В начале творческого пути Обер испытал влияние Россини и Буальдьё, но комическая опера «Каменщик» (1825) уже свидетельствует о его творческой самостоятельности и самобытности. В 1828 с триумфальным успехом была поставлена опера «Немая из Портичи» («Фенелла», либретто Скриба и Делавиня), утвердившая его славу. В 1842-71 Обер был директором Парижской консерватории, с 1857 — также придворным композитором.

Обер наряду с Мейербером является одним из создателей жанра большой оперы. К этому жанру относится опера «Немая из Портичи». Её сюжет — восстание неаполитанских рыбаков в 1647 года против испанских поработителей — соответствовал общественным настроениям кануна Июльской революции 1830 года во Франции. Своей направленностью опера отвечала запросам передового зрителя, вызывала порой революционные выступления (патриотическая манифестация на спектакле в 1830 в Брюсселе послужила началом восстания, приведшего к освобождению Бельгии от голландского господства). В России исполнение оперы на русском языке было допущено царской цензурой лишь под названием «Палермские бандиты» (1857).

Это — первая большая опера на реально-исторический сюжет, действующие лица которой не античные герои, а простые люди. Обер трактует героическую тему через ритмо-интонации народных песен, танцев, а также боевых песен и маршей Великой французской революции. В опере использованы приёмы контрастной драматургии, введены многочисленные хоры, массовые жанровые и героические сцены (на рынке, восстание), мелодраматические ситуации (сцена сумасшествия). Партия героини поручена балерине, что позволило композитору насытить партитуру образно-выразительными оркестровыми эпизодами, сопровождающими сценическую игру Фенеллы, ввести в оперу элементы действенного балета. Опера «Немая из Портичи» оказала воздействие на дальнейшее развитие народно-героической и романтической оперы.



Обер — крупнейший представитель французской комической оперы. Его опера «Фра-Дьяволо» (1830) знаменовала новый этап в истории этого жанра. Среди многочисленных комических опер выделяются: «Бронзовый конь» (1835), «Чёрное домино» (1837), «Бриллианты короны» (1841). Обер опирался на традиции мастеров французской комической оперы 18 века: Филидора, Монсиньи, Гретри, а также своего старшего современника Буальдьё, многое он почерпнул в искусстве Россини.

В содружестве со Скрибом Обер создал новый тип комического оперного жанра, для которого характерны острозанимательные авантюрно-приключенческие, иногда сказочные сюжеты, непринуждённо и стремительно развивающееся действие, изобилующее эффектными, игривыми, порой гротескными ситуациями.

Музыка Обера остроумна, чутко отражает комедийные повороты действия, полна грациозной лёгкости, изящества, веселья и блеска. В ней претворены интонации французской бытовой музыки (песенной и танцевальной). Его партитуры отмечены мелодической свежестью и разнообразием, острой пикантной ритмикой, часто тонкой и яркой оркестровкой. Обер применял разнообразные ариозные и песенные формы, мастерски вводил ансамбли и хоры, которые трактовал в игровом, действенном плане, создавая оживлённые, красочные жанровые сцены . Творческая плодовитость сочеталась у Обера с даром разнообразия и новизны.

Знаток старинной хореографии Пьер Лакотт подготовил новую версию своего балета "Марко Спада" — вольную стилизацию забытого спектакля XIX века с собственными декорациями и костюмами.

Впервые Лакотт поставил "Марко Спаду" в 1982 в Римской опере, к 200-летию композитора Обера. Главную роль - бандита Марко Спады в том спектакле исполнял Рудольф Нуреев, уже переваливший пик формы и славы; его сценической дочерью была жена и муза Лакотта — балерина Гилен Тесмар, влюбленного в нее князя Федеричи танцевал красавец Микаэль Денар.


Балетная легенда гласит, что инициатором рождения исторического балета был Наполеон III. В середине XIX века в Парижской опере соперничали две ученицы великого педагога Карло Блазиса — Амалия Феррарис и Каролина Розати. Императору пришло в голову свести соперниц лицом к лицу в одном балете. Подходящий сюжет предоставила опера Обера "Марко Спада" — о неуловимом итальянском разбойнике, грабящем духовенство и аристократов. Эжен Скриб, автор оперного либретто, немедленно переделал его в балет, балетную партитуру составили хиты из разных опер Обера, за хореографию взялся главный балетмейстер Парижской оперы Жозеф Мазилье. Опытнейшему хоре ографу пришлось проявить незаурядный дипломатический дар: балерин он свел только в одной мизансцене, каждой придумал наиболее выигрышные для нее па и с аптекарской точностью разделил вариации. Все время репетиций соперницы ревниво следили за постановкой, закатывая истерики по любому поводу: нежная Феррарис рыдала, решительная Розати едва не сбежала в Лондон накануне премьеры.

Впрочем, закончилось все благополучно: обе получили восторженные отзывы. Кажется, победила все же Амалия — дифирамбы ее воздушному танцу были поэтичнее и обильнее, чем похвалы партерной технике Карлотты и ее драматическому дару. В историю балета эта премьера вошла как "дуэль крыльев и стоп, духа и плоти, бестелесности эльфа и пламени вакханки" (эстетическую формулу состязания антагонисток вывел критик Сен-Виктор). С 1857-го по 1859-й "Марко Спада" прошел 27 раз, что свидетельствует о его неоспоримом успехе. А потом Карлотта Розати укатила в далекий Санкт-Петербург, где стала любовницей директора Императорских театров и протежировала Мариусу Петипа — именно для нее он поставил "Дочь фараона", свой первый полнометражный балет. В Парижской опере замены Розати не нашлось, и "Марко Спада" сошел со сцены, не оставив для потомков ничего, кроме памяти о новаторских двухуровневых декорациях, жарких балеринских баталиях, да обильного на события либретто.

Коммерсантъ



В репертуаре Большого театра появился балет «Марко Спада» — попытка реконструкции старинного балета о разбойнике, которому в XVIII веке приходится трудно: он любит и доходное ремесло, и приемную дочь, безвинно страдающую от профессии отца. Романтическая мелодрама с роскошными костюмами и эффектными танцами — от классики до бандитских плясок — был поставлен по мотивам спектакля 1857 года Пьером Лакоттом специально для Рудольфа Нуреева. Московская версия будет отличаться от той постановки в Римской опере:

Лакотт постарался учесть масштаб сцены и размер труппы, ввел новых персонажей, расширил кордебалетные сцены и придумал много новой хореографии.

Большой получает эксклюзивные права на «Марко Спада» на пять лет.



8 ноября 2013

Daniel Auber

Марко Спада

Балет в трех действиях

Хореограф-постановщик — Пьер Лакотт

Сценография и костюмы — Пьер Лакотт

Дирижер-постановщик - Алексей Богорад



Марко Спада, бандит

Дэвид Холберг


Анжела, его дочь

Евгения Образцова


Маркиза Сампьетри, дочь губернатора

Ольга Смирнова


Князь Федеричи, жених маркизы, влюбленный в Анжелу

Семен Чудин


Пепинелли, капитан драгунов, влюбленный в маркизу

Игорь Цвирко


Краткое содержание

Действие I
Картина 1

Собравшиеся по случаю свадьбы деревенские жители жалуются Губернатору Рима на бесчинства некоего Марко Спады. Селяне никогда его не видели, но передают друг другу слухи о кражах, которые он совершает в округе. В деревню входит драгунский полк. Командир полка граф Пепинелли не может устоять перед чарами маркизы Сампьетри, дочери Губернатора. Увы, она помолвлена с князем Федеричи... Воспользовавшись всеобщим замешательством, неузнанный в толпе Марко Спада, облегчает карманы зевак. Жители в панике! Начавшийся дождь разгоняет толпу. На площади остался один только брат Борромео, у которого бандит ловко вытащил все собранные пожертвования.

Картина 2

Маркиза, Губернатор и граф Пепинелли, заблудившиеся на горной прогулке, не догадываются, что нашли пристанище в доме Марко Спады. Анжеле, дочери бандита тоже ничего не известно о разбойных делах отца. Подельники Спады, решив, что в доме никого нет, стремительно заполняют комнату, но затем так же внезапно исчезают. Пепинелли, присутствовавший при этой сцене, предупреждает Спаду, что на его дом напали воры. Драгуны занимают оборонительные позиции. Вновь отворились створки подпола, сдвинулись со своих мест картины на стене — но лишь для того, чтобы перед удивленными гостями таинственным образом появился празднично убранный стол и обольстительные красавицы!

Действие II

Марко Спада и Анжела приглашены на бал у к Губернатору. В тот самый момент, когда Федеричи хочет попросить у Спады руки его дочери, появляется брат Борромео, жалуясь всем на преступника, жертвой которого он стал недавно. Борромео говорит, что сумеет опознать вора. Спада, опасаясь разоблачения, предпочитает скрыться, но Борромео успел разглядеть его. Анжела обо всем догадывается, она потрясена и отказывает князю Федеричи. Князь в досаде сообщает собравшимся о своей скорой женитьбе на Маркизе, что, в свою очередь, не может не расстроить Пепинелли.

Действие III
Картина 1

Пепинелли в последний раз решает признаться Маркизе в любви, но она выходит к нему в подвенечном платье, она уже сделала свой выбор. Внезапно со всех сторон появляются бандиты и похищают и девушку, и графа.

Картина 2

В окружении подельников Марко Спада с удивлением встречает Анжелу, одетую так же, как и бандиты. «На жизнь или на смерть! Я принимаю мою судьбу и хочу жить с вами...» Борромео, против своей воли, вынужден обвенчать Маркизу и Пепинелли. Вдали слышится шум приближающегося полка, бандиты предпочитают спрятаться в пещере, схватив по дороге Федеричи и Губернатора, оказавшихся на их пути, но Анжела спасает обоих. Неподалеку раздаются выстрелы. Марко Спада смертельно ранен. Он возвращается, с трудом держась на ногах. Перед смертью он обращается к ошеломленным солдатам и сообщает, что Анжела — не его дочь. Эта ложь спасает Анжелу от ареста и позволяет князю Федеричи взять ее в жены.



10.03.2013. Санкт-Петербург, Мариинский театр.
Гала-концерт звёзд мирового балета.
Музыка - Даниэль Обер . Хореография - Виктор Гзовский

Благодаря прямой телетрансляции через систему спутниковой связи, в тысяче крупнейших кинотеатров мира на специализированных экранах HD и на канале Youtube будет показан трехактный балет «Марко Cпада» в постановке Пьера Лакотта, выдающегося французского хореографа. Главные партии исполнят ведущие солисты Большого театра: Дэвид Холберг (Марко Спада), Евгения Образцова (Анжела), Ольга Смирнова (Маркиза Сампьетри). За дирижерским пультом – Алексей Богород.

Балет «Марко спада, или Дочь разбойника» родился на сцене Парижской оперы: премьера состоялась 1 апреля 1857 года. Интересный спектакль в трех актах и шести картинах поставил великий французский хореограф Жозеф Мазилье на сюжет одноименной комической оперы Даниэля Франсуа Эспри Обера, созданной в 1852 году; либретто написал молодой драматург Эжен Скриб. Забавный балет понравился публике и продержался в репертуаре Парижской оперы относительно долго. Тому способствовал и тот факт, что главные партии исполняли балетные звезды того времени – Каролина Розати (Анжела), Амалия Феррарис (Маркиза Сампьетри) и Люсьен Петипа (Князь Федеричи), старший брат великого хореографа Мариуса Петипа.

15 марта 1981 года на сцене Римской оперы состоялось возрождение балета «Марко Спада». Хореографию, декорации и костюмы сочинил, по мотивам старинного спектакля, Пьер Лакотт, известный специалист по восстановлению забытых спектаклей балетной классики. В частности, 11 лет тому назад он поставил в Большом театре России балет «Дочь фараона». Своим возрождением балет «Марко Спада» обязан Рудольфу Нурееву, который хотел станцевать героя этого спектакля. Эта партия прельщала его забавной двуликостью Марко Спада: то ли разбойник, блистательно разыгрывающий аристократа, то ли аристократ, изящно и ловко разыгрывающий разбойника. В исполнении спектакля участвовали знаменитые французские балерины – Гелен Тесмар (Анжела) и Франческа Зюмбо (Маркиза Сампьетри).

8 ноября 2013 года балет «Марко Спада» в постановке Пьера Лакотта появился на исторической сцене Большого театра России. Теперь, 30 марта, благодаря прямой телетрансляции, которую будет осуществлять французская компания Bell Air Media во главе с Франсуа Дюпля, балетный спектакль Большого театра России увидят во всем мире.

Crédit photo: Дамир Юсупов

Е.Образцова (Анжела) и С.Чудин (Федеричи) Д.Холберг (Марко Спада)

Краткое содержание балета

Действие I – картина 1

Деревенские жители, собравшиеся по случаю свадьбы, жалуются Губернатору Рима на разбой Марко Спады, которого никто никогда не видел, но слухи о его кражах идут по все округе. В деревню приходит драгунский полк. Его командир граф Пепинелли влюбляется в Маркизу Сампьетри, дочь Губернатора, но она помолвлена с князем Федеричи. Неузнанный в толпе Марко Спада опустошает кошельки зевак. Жители в панике. Начинается дождь, все разбегаются, остается только брат Борромео, у которого бандит украл все собранные пожертвования.

Действие I – картина 2

Маркиза, Губернатор и граф Пепинелли, заблудившиеся на горной прогулке, не догадываются, что оказались в доме Марко Спады. Его дочери тоже не известно о воровских делах отца. Пепинелли, который присутствовал, как в доме появились и исчезли подельники Спады, предупреждает Марко, что на его дом напали воры. Но перед удивленными гостями появляется празднично убранный стол и обольстительные красавицы.

Действие II

Марко Спада и Анжела собираются на бал к Губернатору. В этот момент князь Федеричи просит у Спады руки его дочери, но является Борромео и жалуется на бандита, который недавно его ограбил. Спада, опасаясь разоблачения, предпочитает скрыться, но Борромео успевает его разглядеть. Анжела обо всем догадывается и отказывает князю Федеричи. В досаде он сообщает всем о своей скорой женитьбе на Маркизе, но это вызывает недовольство Пепинелли.

Действие III – картина 1

Пипинелли последний раз объясняется Маркизе в любви, и она выходит к нему в подвенечном платье. Внезапно появляются бандиты и похищаю девушку и графа.

Действие III – картина 2

В окружении своих подельников Марко Спада встречает Анжелу, одетую так же, как и бандиты. Она решила жить и умереть вместе с ними. Борромео, против своей воли, вынужден обвенчать Маркизу и Пепинелли. Появляется полк солдат, бандиты прячутся в пещере, схватив по дороге Губернатора и Федеричи, но Анжела их спасает. Марко Спада смертельно ранен. Умирая, он сообщает ошеломленным солдатам, что Анжела – не его дочь. Эта ложь спасает её от ареста и казни, и позволяет Князю Федеричи взять её в жены.

Crédit photo: Дамир Юсупов

О.Смирнова (Сампьетри) и И.Цвирко (Пепинелли) Е.Образцова (Анжела)

"Марко Спада" - б алет в 3-х действиях на музыку Даниэля Франсуа Эспри Обера

В 1857 году Обер переработал оперу "Марко Спада или дочь бандита", написанную в 1852 году, в балет. Автором либретто выступил Эжен Скриб, который до этого написал либретто к одноименной опере.

АКТ 1

Картина 1. Деревня под Римом

Губернатор Рима и его дочь - маркиза Сампитри - присутствуют на свадьбе молодых крестьян. Вся деревня пользуется случаем, чтобы пожаловаться губернатору на кражи, которые совершил Марко Спада. Никто никогда не видел Марко Спада. Никто не может толком описать его. Он с легкостью может затеряться в толпе. А, может, группа бандитов прикрывается под его именем? Приезжает отряд для борьбы с разбойниками под командованием графа Пепинелли. Граф заявляет о своих чувствах к Маркизе. Но она не разделяет их, да и ее отец (губернатор) хочет выдать ее замуж за князя Федеричи.

Появляется Марко Спада со своими сообщниками и начинает с насмешкой читать обвинительные приговоры самому себе, расклеенные по стенам домов. Князь Федеричи успокаивает всех: "Я вооружен". - "Я тоже", - парирует Марко Спада в ответ и продолжает насмехаться. Тем временем брат Борромео собирает пожертвования, якобы на благо прихода. Для Марко Спада это является соблазном, и демонстрируя ловкость рук, он начинает грабить народ, следуя примеру монаха. Крестьяне понимают, что их ограбили. Все пребывают в полной растерянности. Внезапно разражается сильная буря. Губернатор с дочерью ищут место, чтобы укрыться, прежде чем начнется дождь. Брат Борромео остается один. Марко Спада возвращается и обворовывает его, оставляя на память листок, где пишет свое имя: МАРКО СПАДА.

Картина 2. Замок Марко Спада

Губернатор, его дочь и граф Пепинелли заблудились в горах и вышли к замку Марко Спада. Их обнаруживает дочь Спады Анжела (не знающая, чем на самом деле занимается ее отец) и предлагает им комнаты, в которых они могли бы переночевать. Устроив гостей, Анжела открывает окно и слышит звуки гитары, которые раздаются с улицы. Она ловит взгляд Федеричи, который часто пробирается по ночам под ее окна и поет серенады. Анжела не хочет его впускать, но тот настаивает. "Если мой отец узнает, он убьет тебя!" - кричит ему Анжела, на что князь отвечает: "Мне плевать! Пускай твой отец приходит, я хочу встретиться с ним, поговорить, чтобы жениться на тебе!" Вдали слышен стук копыт. "Уходи!"- говорит Анжела и влюбленный неохотно подчиняется. Марко Спада входит в замок через потайную дверь, чтобы дочь его не заметила. На нем элегантный костюм - та одежда, в которой Анжела привыкла видеть своего отца. Огромным сюрпризом становится для него новость о том, кто остановился на ночь в его доме. Его правая рука - дворецкий Геронио, предлагает Спада убить нежданных гостей, на что Марко отвечает отказом - ведь в доме находится его любимая дочь Анжела, и он не хочет, чтобы она об этом узнала. "Позже"- говорит он.

Губернатор благодарит Спада за гостеприимство и знакомит его со своей дочерью и Пепинелли. Он приглашает его с дочерью на прием в своем доме в Риме. Марко Спада отнекивается, но Анжела настаивает, и он дает согласие, принимая во внимание, что теперь Анжелу придеться учить танцевать. Маркиза берется научить ее. Анжела быстро учится. Марко с куражом включается в танец, затем предлагает гостям осмотреть замок.

Пепинелли остается один. Геронио, думая что комната пуста, подает сигнал своим сообщникам. Пепинелли в ужасе прячется за гобеленом, мечтая не попасться на глаза разбойникам. Так же быстро как и появляются, разбойники исчезают через потайные ходы. Появляются солдаты. Пепинелли выбирается из укромного угла, подбегает к окну и призывает их войти. Входит Марко Спада с гостями. Пепинелли пытается рассказать о том, что видел. Утверждает, что дом кишит разбойниками. Но так как он не может пояснить, куда они подевались, губернатор и солдаты не верят ему. Действие заканчивается тем, что над Пепинелли все потешаются, удивляясь его буйной фантазии.

АКТ 2

Картина 1. Дом губернатора

Все готово для великолепного бала. Прибыли Марко Спада с дочерью. Князь Федеричи приветствует их. Отец спрашивает Анжелу кто этот господин. "Он тот, кто хочет на мне жениться", - отвечает Анжела. "В каком страшном сне тебе приснилось, что ты можешь жениться на моей дочери?" - парирует Марко. Отец танцует с дочерью, а Федеричи тем временем готовит речь, чтобы попросить руки Анжелы у ее отца официально. Внезапно входит брат Борромео и начинает рассказывать, как его ограбили, указывая на Марко Спада и утверждая, что точно признал своего грабителя. Марко бледнеет и тянет свою дочь к выходу, но толпа отрезает им пути к отступлению. Наконец зал пустеет. Федеричи смотрит на Анжелу, а Спада все склоняет дочь к бегству. Борромео демонстрирует тот лист бумаги, который вручил ему Марко, когда ограбил - с собственным именем. Спада сзывает своих сообщников, которые схватили и утащили монаха. Анжела понимает, кто ее отец, и отказывается от брака с Федеричи. Тот в отчаянии объявляет гостям о своей помолвке с Маркизой. Пепинелли в шоке от этой новости. Спада уводит рыдающую дочь...

Картина 2. Спальня Маркизы

Пепинелли пытается убедить Маркизу в своей любви. Но она и слушать не хочет, и говорит, что готовится к свадьбе с Федеричи. Внезапно в комнату врываются разбойники. Маркиза с Пепинелли не успевают спрятаться, и разбойники уводят их с собой.

АКТ 3

В лесу на рассвете. В разбойничьей обители сидит Марко Спада и размышляет о своей дочери, пока все в округе пляшут, чтобы его развлечь. Внезапно появляется Анжела в странном наряде и заявляет, что тоже хочет стать разбойницей. Отец отговаривает ее. Толпа подзадоривает Анжелу криками поддержки. Наконец отец, пораженный ее храбростью, обнимает дочь. Появляется Герронио, он тащит Маркизу и Пепинелли. Их заставляют пожениться. Приближается толпа крестьян и разбойники прячутся в укрытие. Входит Федеричи. Он ищет исчезнувшую Анжелу. Разбойники нападают на него в надежде поживиться, но Анжела набрасывается на них с криками, что не позволит это сделать. А если они будут стрелять, то она умрет вместе с Федеричи. Разбойники опускают ружья. Федеричи спрашивает ее, почему она так странно одета и что здесь делает, на что Анжела рекомендует ему поменьше болтать и поскорее бежать отсюда. Федеричи соглашается бежать только с нею вместе.

Раздается шум, разбойники преследуют солдат. В Марко Спада стреляют. Он ранен. Дочь бросается к нему, но он уверяет, что все в порядке. Маркиза сообщает своему отцу, что вышла замуж за Пепинелли. Марко Спада поворачивается к Федеричи и заявляет всем присутствующим: " Я - МАРКО СПАДА, но Анжела не моя дочь. Она из знатной римской фамилии. Пусть выходит замуж за человека, которого любит". Затем он падает на руки Анжеле и умирает. Она с благоговением смотрит на человека, которого считала своим отцом, и благодарит его за последнюю волю, которой он соединил ее с любимым.

Действие I

Картина 1
Собравшиеся по случаю свадьбы деревенские жители жалуются Губернатору Рима на бесчинства некоего Марко Спады. Селяне никогда его не видели, но передают друг другу слухи о кражах, которые он совершает в округе. В деревню входит драгунский полк. Командир полка граф Пепинелли не может устоять перед чарами маркизы Сампьетри, дочери Губернатора. Увы, она помолвлена с князем Федеричи... Воспользовавшись всеобщим замешательством, неузнанный в толпе Марко Спада, облегчает карманы зевак. Жители в панике! Начавшийся дождь разгоняет толпу. На площади остался один только брат Борромео, у которого бандит ловко вытащил все собранные пожертвования.

Картина 2
Маркиза, Губернатор и граф Пепинелли, заблудившиеся на горной прогулке, не догадываются, что нашли пристанище в доме Марко Спады. Анжеле, дочери бандита тоже ничего не известно о разбойных делах отца. Подельники Спады, решив, что в доме никого нет, стремительно заполняют комнату, но затем так же внезапно исчезают. Пепинелли, присутствовавший при этой сцене, предупреждает Спаду, что на его дом напали воры. Драгуны занимают оборонительные позиции. Вновь отворились створки подпола, сдвинулись со своих мест картины на стене — но лишь для того, чтобы перед удивленными гостями таинственным образом появился празднично убранный стол и обольстительные красавицы!

Действие II

Марко Спада и Анжела приглашены на бал у к Губернатору. В тот самый момент, когда Федеричи хочет попросить у Спады руки его дочери, появляется брат Борромео, жалуясь всем на преступника, жертвой которого он стал недавно. Борромео говорит, что сумеет опознать вора. Спада, опасаясь разоблачения, предпочитает скрыться, но Борромео успел разглядеть его. Анжела обо всем догадывается, она потрясена и отказывает князю Федеричи. Князь в досаде сообщает собравшимся о своей скорой женитьбе на Маркизе, что, в свою очередь, не может не расстроить Пепинелли.

Действие III

Картина 1
Пепинелли в последний раз решает признаться Маркизе в любви, но она выходит к нему в подвенечном платье, она уже сделала свой выбор. Внезапно со всех сторон появляются бандиты и похищают и девушку, и графа.

Картина 2
В окружении своих подельников Марко Спада с удивлением встречает Анжелу, одетую так же, как и бандиты. «На жизнь или на смерть! Я принимаю мою судьбу и хочу жить с вами...» Борромео, против своей воли, вынужден обвенчать Маркизу и Пепинелли. Вдали слышится шум приближающегося полка, бандиты предпочитают спрятаться в пещере, схватив по дороге Федеричи и Губернатора, оказавшихся на их пути, но Анжела спасает обоих. Неподалеку раздаются выстрелы. Марко Спада смертельно ранен. Он возвращается, с трудом держась на ногах. Перед смертью он обращается к ошеломленным солдатам и сообщает, что Анжела - не его дочь. Эта ложь спасает Анжелу от ареста и позволяет князю Федеричи взять ее в жены.

Распечатать