Лидия Игнатенко
В гостях у Богини танца Терпсихоры
«В гостях у Богини танца Терпсихоры »
Зал празднично украшен. Дети входят в зал под музыку и исполняют танцевальную композицию
«Радуга желаний» .
1-й ребенок : Внимание, внимание!
скорее все сюда.
увидеть представление
спешите, господа.
2-й ребенок : Перед тем как появиться
Пред вами в этом зале,
Мы минут наверно тридцать
Перед зеркалом стояли.
3-й ребенок : Проверяли банты, складки,
чтобы было все в порядке.
будем весело кружиться,
танцевать и веселиться .
4-й ребенок : сегодня праздник радостный,
и нет другого дня,
когда увидеть сможете танцующим себя !
Ведущий : Ребята, вы, наверное, все очень любите и хотите танцевать ? По этому случаю, мы пригласили к нам в детский сад повелительницу танца - прекрасную Терпсихору !
Под торжественную музыку входит в зал Терпсихора .
Терпсихора : Мое имя - Терпсихора ,
Я на праздник к вам пришла,
ведь и музыка, и танцы -
Это символы добра!
Я Богиня - муза танца .
больше нет другой такой,
но не стану зазнаваться,
скучно станет вам со мной.
скуку нынче прочь гоните,
не пускайте на порог,
ведь сегодня праздник танца ,
Праздник тела, рук и ног.
Много в мире разных танцев :
быстрых, легких, озорных,
даже птицы, даже звери не обходятся без них!
А самым популярным и любимым танцем во все времена считается «Вальс» .
Что за принц пожаловал,
замерли минутки,
джентльмены в черном,
дамы в пышных юбках
звук аккорда плавно воздух рассекает,
Первые движения - зритель замирает.
Венский вальс чудесный вносит в зал к нам чары,
Переносит в сказку молодых и старых.
Вальса волшебная музыка льется,
Плавно закружатся пары сейчас,
Мы веселимся, и каждый смеётся
пусть же звучит только вальс, только вальс.
Вальс Свиридова «Метель» , дети исполняют танцевальную композицию .
Звучит веселая музыка, в зал входит Спотыкайло.
Спотыкайло : Я - веселый Спотыкайло
в жизни мне не повезло :
спотыкаюсь, спотыкаюсь,
спотыкаюсь день и ночь.
к вам, ребята, я на праздник
так спешил и так летел,
раз 15 спотыкнулся,
25 перевернулся,
нос разбил, разбил коленку,
стукнул лоб о вашу стенку.
В жизни так уж повелось -
спотыкаюсь день и ночь.
Прибыл к вам на праздник танца
и скажу вам без вранья,
Танцевать бы научили
вы несчастного меня.
Ведущий : Что ты, милый Спотыкайло,
здесь в саду у нас ребята
очень любят танцевать
«Рок-н-ролл» , «Ламбаду» , «Польку» ,
«Вальс» , «Калинку» ,
«Ча-ча-ча» .
Спотыкайло : Если хочешь, мы можем и тебя научим танцевать . У нас в гостях сегодня повелительница танца - прекрасная Терпсихора .
Спотыкайло : Спасибо за ваше предложение. Согласился я б, конечно, научиться танцевать . Не один я Спотыкайло, есть еще один несчастный любитель танцев , мой друг Запинайло. Он еще к вам не приходил?
Дети : Нет.
Спотыкайло : А вот и он!
Под музыку, без конца запинаясь, входит Запинайло.
Запинайло : Грустно очень Запинайле
жить на этом белом свете,
что ни шаг - то запинаюсь,
спотыкаюсь, зацепляюсь.
Было б здорово, ребята.
Вы, ребята, дошколята
уделили мне внимание,
научили танцевать .
Спотыкайло : А вот и мой друг пожаловал! Здравствуй, приятель!
Здороваются, долго трясут друг другу руки.
Вот с тобой мы поздоровались, а с ребятами не поздоровались.
Запинайло : Это правда. Это нехорошо. Это ты виноват, Спотыкайло.
Спотыкайло : теперь уже все равно, кто виноват. Поздоровайся лучше с ребятами - и все дела.
Запинайло : А я и не знаю как?
Спотыкайло : ну, хорошо, я тебя научу, смотри и слушай. Это очень просто. Здравствуйте, ребята, здравствуйте! Кланяется.
Запинайло : Это очень просто. Здравствуйте ребята! Спотыкайло : «очень просто» говорить не надо скажи только : ну, иди.
Запинайло : Очень просто - говорить не надо скажи только : «Здравствуйте, ребята, здравствуйте» .
Спотыкайло : Ты, Запинайло, ничего не понимаешь, не надо ребятам говорить : «очень просто» , скажи только : «Здравствуйте, ребята, здравствуйте!» . Экий ты, бестолковый, даже поздороваться не можешь научиться, а еще собираешься танцевать научиться . Даже маленькие дети умеют здороваться, а ведь ты уже не маленький. Запинайло : (громко плачет) Ты только меня учишь и ругаешь. Спотыкайло : Ну, хорошо, не сердись, давай вместе поздороваемся. Повторяй за мной и вместе кланяйся. Вместе : Здравствуйте, ребята, здравствуйте! Ведущий : ну, вот и хорошо, что наконец-то вы научились здороваться и поздоровались с нашими гостями и ребятами . Весело живется в детском саду ребятам, а начинают они свой день веселой песней.
Исполняется песня «Детский сад» муз. Асеевой.
Ведущий : Вместо утренней зарядки
Мы танцуем рок-н-ролл
Прыгаем, руками машем,
Застонал под нами пол.
Рок - ролл - отличный танец
Заводной, простой, живой.
Если ты танцуешь с нами ,
Будем мы дружить с тобой.
Исполняется «Рок – н рол» .
Танцевальная композиция по выбору
музыкального руководителя.
Спотыкайло : Как весело, как весело как здорово у вас.
Мы с другом Запинайло все повторим сейчас. Терпсихора : Нет, милые друзья, чтобы так научиться танцевать , нужны терпение и старание . Посмотрите-ка еще и поучитесь у ребят.
А танцы у нас разные :
И народные, и прекрасные.
Ой, на горе, на горе девицы гуляли.
Красны ленты, в русы косы девки, заплетали.
Вышли русские лебедки танцевать «калинку» ,
Это русская душа вспомнила старинку.
Ребенок : Русский танец - заводной,
Пропоем напев родной.
Мы с улыбкой танец спляшем,
Как в нем двигаться покажем.
Дети исполняют пляску «Калинка» «Ритмическая мозаика» ).
Терпсихора : Это танец русского народа, а у американского народа есть тоже свой танец. Он называется «Кантри» или «Ковбойский танец» . Кантри в переводе с английского языка означает деревня. Ковбоями в Америке называют конных пастухов. Он не менее зажигательный и веселый, чем русский танец «Калинка» .
Ребенок : Крестьянский танец «Кантри» в Америке возник, Его танцуют взрослые и каждый ученик.
Живет он в сердце каждого так много, много лет,
Поднимет настроение, избавит вас от бед.
Дети исполняют «Ковбойский танец Кантри» .
Спотыкайло : Вот это танец! Мы с моим другом все поняли, давай-ка спляшем!
Повторяют движения танца , у них ничего не получается.
Терпсихора : Достаточно, достаточно, молодцы! уже получается лучше. Я думаю, к концу нашего представления вы станете настоящими мастерами танца . Пока же я вам советую еще подучиться.
Есть еще один интересный танец у наших ребят. Ребятки, отгадайте-ка загадку. Что это за танец?
Известна ты в Эстонии,
Известна - латышам,
А также во всем мире
Веселым малышам.
Дети : Полька!
1-й ребенок : Полька танец чудо, как дождик озорной.
Мы хлопаем в ладоши и топаем ногой.
2-й ребенок : Польку, польку, полечку,
Мы станцуем с Олечкой ,
Ну-ка вместе раз, два, три,
Польку спляшем, посмотри!
Дети исполняют белорусскую польку «Янка» .
Терпсихора : Дорогие гости , Спотыкайло и Запинайло, а вы бы могли на барабане станцевать ?
Запинайло : Кто, мы? На барабане? Да где уж нам. Мы только недавно научились ходить. Нет, нет, не получится у нас.
Терпсихора : А вот наши ребята умеют, и у них в программе есть такой танец. Внимание, внимание «танец на барабане» .
Дети исполняют «Танец на барабане» муз. Р. Паулса.
Терпсихора : Просто чудо, просто диво
Этот мини остров,
И живется малышам
там довольно просто!
Называют все его
Просто Чунга-чанга
Даже танец есть такой
В стиле Чанго-Манго.
Исполняется танец «Чунга-чанга» муз. В. Шаинского.
Музыкальная композиция А. И. Бурениной
Запинайло : А вот этот танец мы танцевать умеем !
Начинают танцевать .
Терпсихора : Молодцы, молодцы, у вас здорово получается танцевать этот танец . Я верю, что из вас получатся отличные танцоры .
Есть еще очень веселый народ, у которого танцы и веселье - главная суть жизни. Их танцы веселы и зажигательны. Это цыгане.
Под музыку входят девочки в цыганских костюмах.
1-й ребенок : Ах, цыганочки-смуглянки,
кольца золотые,
наши юбки солнце-клеш
с цветами полевыми.
2-й ребенок : Поле - наша родина,
Табор - дом родной,
Мы живем большою,
дружною семьей.
3-й ребенок : Мы гадалки с детства,
В танцах - мастерицы ,
И сейчас вы можете
В этом убедиться.
4-й ребенок : Девочки-цыганочки,
Становитесь в круг.
Пусть от танца вашего
Захватывает дух.
Девочки исполняют пляску «Цыганочка» (музыкальная композиция А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» ).
Ведущий : Вот и подошел к концу наш замечательный праздник. Нашей прекрасной гостье пора с нами прощаться, но этот праздник мы не забудем никогда, в нашем сердце он останется навсегда.
Терпсихора : Вот настал час расставания,
Нам пора прощаться,
Но, признаться, очень жалко
С вами расставаться.
В мир прекрасных танцев -
Музыки, движенья,
Приходите чаще и без сожаленья.
С вами мы, ребята, встретимся не раз,
До свиданья, до свиданья,
В добрый, добрый час!
- (греч.). Одна из 9 ти муз, покровительница танцев и пения, изображаемая с лирою в руках. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТЕРПСИХОРА греч., от terpo, восхищаю, утешаю, и chores, хор, танец. Муза… … Словарь иностранных слов русского языка
В греческой мифологии Терпсихора – одна из девяти муз, покровительница танцев; в образной речи – балерина, балет. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003. Терпсихора … Словарь крылатых слов и выражений
- (Terpsichore, Τερψιχόρη). Муза танцев с лирой в руках. См. Музы. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) ТЕРПСИХОРА (Τερψιχόρα), в греческой мифологии муза танца (Hes. Theog.… … Энциклопедия мифологии
Терпсихора - Терпсихора. Римская мраморная копия с греческого оригинала 3 2 вв. до н.э. Эрмитаж. ТЕРПСИХОРА, в греческой мифологии одна из 9 муз, покровительница танцев. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Терпсихора - Терпсихора. Римская мраморная копия с греческого оригинала 3 2 вв. до н.э. Эрмитаж. Терпсихора. Римская мраморная копия с греческого оригинала 3 2 вв. до н.э. Эрмитаж. Терпсихора в мифах древних греков одна из девяти муз, покровительница танцев;… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»
Муза танца и пения Словарь русских синонимов. терпсихора сущ., кол во синонимов: 5 астероид (579) муза … Словарь синонимов
В греческой мифологии одна из 9 муз, покровительница танцев … Большой Энциклопедический словарь
В мифах древних греков одна из девяти муз, покровительница танцев; избражалась с лирой и плектром в руках … Исторический словарь
- (иноск.) танцовщица (намекъ на Терпсихору музу танцевъ). Ср. Узрю ли русской Терпсихоры Душой исполненный полетъ? А. С. Пушкинъ. Евг. Онѣгинъ. 1, 19. См. Муза … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
- (Teryukora) одна из девяти муз. Позднее стала музойтанцев и хорового пения. Изображалась в виде молодой девушки сулыбающимся лицом, украшенной венком и держащей в одной руке лиру, а вдругой плектр … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Книги
- История. В 2 частях. Часть 1
- История. В 2-х частях. Часть 2 , Геродот. В истории не одной только эллинской, но вообще европейской образованности Геродот занимает выдающееся место. Его труд "История"- это первое полностью сохранившееся историческое и вообще…
Сегодня я видела Музу, покровительницу искусства Танца. Древние греки называли ее Терпсихорой, и само это имя несет отпечаток ритма и гармонии...
Но имя это уже никто не произносит, а искусством уже никто не занимается. Все стороны нашей жизни отмечены следами разложения, и трон Музы Танца также оказался захвачен культом упадничества и вырождения, когда маска танца была надета на неуклюжие телодвижения, имитирующие животные инстинкты.
Терпсихора и танец не были выдуманы древними греками ради развлечения и времяпрепровождения. Муза и танец — это результат вдумчивого созерцания Природы, где все движется в ритме согласно неписаным законам.
Чтобы понять дух танца, достаточно погрузиться в шелест густой листвы. Не отрываясь от ветвей, листья танцуют и поют, рождая симфонию зеленых оттенков, чарующую глаз и слух. Достаточно минуту посидеть на берегу моря, обратив к нему лицо, и отдаться на волю неутомимого ритма, с которым волны набегают на берег. Достаточно проследить полет птицы или падающего листа осенней порой. Достаточно взглянуть, как танцуют на небе облака, принимающие поочередно тысячи фантастических форм. В конце концов, достаточно просто уметь читать ту открытую книгу, страницы которой жизнь ежедневно листает перед нами, но в которой мы ценим — да и то не всегда — лишь обложку.
Если глаза не видят, то и тело не может танцевать. Кусок материи, который мы называем телом, лишь мечется и корчится, словно в болезненных конвульсиях, а не движется в гармоничном ритме. Остается существо, которое непритворно жаждет плотского удовлетворения, а не духовного наслаждения красотой.
Если глаза не видят, то нет и звуков, чтобы слагать из них музыку. Если бы зазвучали прекрасные мелодии, они разбудили бы в нашем теле желание двигаться им в такт, согласованно и соразмерно. Но нас окружает кричащая, агрессивная музыка, построенная на диссонансах, или приторно слащавая и лукаво нежная, а тексты песен явно продиктованы вырождающейся модой или политической системой, что также популярно сегодня.
За всей этой мишурой не видно истины. А она заключается в том, что танец умер, и его смерть — это победа материализма, обещающего фальшивую свободу, которая никогда не будет достигнута по той простой причине, что ее не существует в тех мирах, где ее пытаются обрести. Эту ложную свободу сулит лозунг «делай что хочешь, а будет по-моему». Или «будь раскованней» — следуя навязанной моде. Ты обязан признавать прекрасным то, что вызывает отвращение, и, закрыв глаза, безумно кружиться и скакать, попирая само воспоминание о священной Музе ритма и гармонии. Среди всей фальши и бессмысленности слов молодые люди не только безнадежно далеки от умения танцевать; в своих прыжках и телесной неопрятности они так опустились и деградировали, что напрочь забыли изящество и грацию движения.
И я воззвала к Терпсихоре. Этот призыв родился в глубине моей души и с силой вырвался наружу.
И она явилась ко мне. Каждое движение Музы дышало грацией, которую не могли скрыть одежды. Она шла сквозь время, и ее шествие было танцем, движения которого были самой музыкой. Нет, Терпсихора не умерла, ведь прекрасное никогда не умирает. Я подумала, что ее присутствия никто не заметит, но все Подлинное непреложно... Видение было мимолетно, но в этот миг время и пространство утратили свою пугающую безусловность, а мода стыдливо потупилась перед лицом того, что вечно было, есть и будет.
Только мгновение Муза Танца была среди нас. Никто уже не знает ее имени и не вспомнит искусство, которому она покровительствует, Но в чьем-то убогом теле пробудилась неясная тоска. Оно давно лишилось крыльев и не умеет больше ни летать, ни ступать. И только взор свой может оно поднять к мимолетному видению, а душа умоляет его вновь сделаться таким же, как прежде.
Ведь душа умеет танцевать. Она живет в каждом из нас, и все зависит от того, насколько мы сами сковываем ее. Если душа охвачена трепетом, греки называли это именем грации и гармонии, Терпсихорой. А если она рыдает, как нам называть ее?
Терпсихора (греч. Τερψιχόρᾱ , лат. Terpsichorē) — муза танца. Персонаж древнегреческих мифов, популярный образ и символ в искусстве. Согласно Диодору, получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами. Ее имя среди Муз называет и Цец.
Дочь Зевса и Мнемосины. Считается покровительницей танцев и хорового пения. Изображалась в виде молодой женщины, с улыбкой на лице иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире.
The Muses - Terpsichore
Характерные атрибуты:
венок на голове;
в одной руке она держала лиру, а в другой плектр.
Считается матерью сирен(отец — бог реки Ахелой) и певца Лина (по другой версии его мать — другая муза Урания). По Гигину — мать Евмолпа.
Упомянута Пиндаром. Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога — плющ (о чем гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре)
Studiolo di belfiore, tersicore di angelo maccagnino e collaboratori di cosmè tura, museo poldi pezzoli.
Сегодня я видела Музу, покровительницу искусства Танца. Древние греки называли ее Терпсихорой, и само это имя несет отпечаток ритма и гармонии...
Но имя это уже никто не произносит, а искусством уже никто не занимается. Все стороны нашей жизни отмечены следами разложения, и трон Музы Танца также оказался захвачен культом упадничества и вырождения, когда маска танца была надета на неуклюжие телодвижения, имитирующие животные инстинкты.
Raffaello Sanzio.Stanza della Segnatura im Vatikan für Papst Julius II., Wandfresko, Szene: Der Parnaß, Detail: Terpsichore.1510-1511.
Терпсихора и танец не были выдуманы древними греками ради развлечения и времяпрепровождения. Муза и танец — это результат вдумчивого созерцания Природы, где все движется в ритме согласно неписаным законам.
Чтобы понять дух танца, достаточно погрузиться в шелест густой листвы. Не отрываясь от ветвей, листья танцуют и поют, рождая симфонию зеленых оттенков, чарующую глаз и слух. Достаточно минуту посидеть на берегу моря, обратив к нему лицо, и отдаться на волю неутомимого ритма, с которым волны набегают на берег. Достаточно проследить полет птицы или падающего листа осенней порой. Достаточно взглянуть, как танцуют на небе облака, принимающие поочередно тысячи фантастических форм. В конце концов, достаточно просто уметь читать ту открытую книгу, страницы которой жизнь ежедневно листает перед нами, но в которой мы ценим — да и то не всегда — лишь обложку.
Musa -terpsichore
Если глаза не видят, то и тело не может танцевать. Кусок материи, который мы называем телом, лишь мечется и корчится, словно в болезненных конвульсиях, а не движется в гармоничном ритме. Остается существо, которое непритворно жаждет плотского удовлетворения, а не духовного наслаждения красотой.
Если глаза не видят, то нет и звуков, чтобы слагать из них музыку. Если бы зазвучали прекрасные мелодии, они разбудили бы в нашем теле желание двигаться им в такт, согласованно и соразмерно. Но нас окружает кричащая, агрессивная музыка, построенная на диссонансах, или приторно слащавая и лукаво нежная, а тексты песен явно продиктованы вырождающейся модой или политической системой, что также популярно сегодня.
Jean-Marc Nattier Art Reproductions
Terpsichore, Muse of Music and Dance, c.1739
Fine Arts Museums of San Francisco, California, USA
За всей этой мишурой не видно истины. А она заключается в том, что танец умер, и его смерть — это победа материализма, обещающего фальшивую свободу, которая никогда не будет достигнута по той простой причине, что ее не существует в тех мирах, где ее пытаются обрести. Эту ложную свободу сулит лозунг «делай что хочешь, а будет по-моему». Или «будь раскованней» — следуя навязанной моде. Ты обязан признавать прекрасным то, что вызывает отвращение, и, закрыв глаза, безумно кружиться и скакать, попирая само воспоминание о священной Музе ритма и гармонии. Среди всей фальши и бессмысленности слов молодые люди не только безнадежно далеки от умения танцевать; в своих прыжках и телесной неопрятности они так опустились и деградировали, что напрочь забыли изящество и грацию движения.
И я воззвала к Терпсихоре. Этот призыв родился в глубине моей души и с силой вырвался наружу.
Wolfgang Sauber. Villa Mulini - Kommode Goldbeschlag
И она явилась ко мне. Каждое движение Музы дышало грацией, которую не могли скрыть одежды. Она шла сквозь время, и ее шествие было танцем, движения которого были самой музыкой. Нет, Терпсихора не умерла, ведь прекрасное никогда не умирает. Я подумала, что ее присутствия никто не заметит, но все Подлинное непреложно... Видение было мимолетно, но в этот миг время и пространство утратили свою пугающую безусловность, а мода стыдливо потупилась перед лицом того, что вечно было, есть и будет.
Terpsichore, created 1816 by Antonio Canova (1757-1822), in the Cleveland Museum of Art, Cleveland, Ohio, USA.
Только мгновение Муза Танца была среди нас. Никто уже не знает ее имени и не вспомнит искусство, которому она покровительствует, Но в чьем-то убогом теле пробудилась неясная тоска. Оно давно лишилось крыльев и не умеет больше ни летать, ни ступать. И только взор свой может оно поднять к мимолетному видению, а душа умоляет его вновь сделаться таким же, как прежде.
Ведь душа умеет танцевать. Она живет в каждом из нас, и все зависит от того, насколько мы сами сковываем ее. Если душа охвачена трепетом, греки называли это именем грации и гармонии, Терпсихорой. А если она рыдает, как нам называть ее?
Делия Стейнберг Гусман
Muse-Terpsichore at the Hermitage.
Многие картинки кликабельны.
- Терпсихо́ра - это (др.-греч. Τερψιχόρη) - муза танца. Персонаж древнегреческих мифов, популярный образ и символ в искусстве.
- Муза покровительница танца
- Одна из 9 муз, богиня танца (греческая мифология)
- Покровительница танца и хорового пения
- Один из атрибутов этой музы - плющ, что связывает ее с культом Диониса
- Муза танцев
- Покровительница музыки и танцев
- Муза, покровительница танцев
- Имя этой музы в переводе означает "танцующая"
- Мегера (др.-греч. Μέγαιρα, «завистливая») - в древнегреческой мифологии самая страшная из трёх эриний, богинь мщения, дочь Эреба и Нюкты (либо рождена Ночью и Тартаром, либо родилась от капель крови, хлынувших при оскоплении Урана).
- Богиня мщения у греков
- Богиня мщения
- Греческая Эриния
- Одна из трех эриний в древнегреческой мифологии
- Богиня кровной мести
- Одна из богинь мщения, изображавшаяся как старуха со змеями вместо волос (греческая мифология)
- В греческой мифологии одна из трсх эриний, сестра Алекто и Тисифоны (мифическое)
- Очень злая женщина (по имени богини мщения в греческой мифологии)
- Ж. злая женщина, от имени одной из трех фурий
- Ди́ке, Дикэ, Дика (др.-греч. Δίκη, «право, справедливость, правда») - в древнегреческой мифологии ора, богиня правды, понимаемой как единый закон мироустройства.
- В греческой мифологии одна из Ор, богиня справедливости, дочь Зевса и Фемиды
- Божество справедливости, по духу близкое к богиням Адрасте и Фемиде, дочь Зевса и Фемиды
- Эли́забет (Би́тси) Андре́а Та́ллок (англ. Elizabeth Andrea Tulloch, род. 19 января 1981, Сан-Диего, Калифорния) - американская актриса.
- (Цветущая) одна из Ор (весенняя), богиня цветения растений
- В греческой мифологии одна из Ор (весенняя), богиня цветения растений
- Хари́ты (др.-греч. Χάριτες от χάρις, «изящество, прелесть») - в древнегреческой мифологии три богини веселья и радости жизни, олицетворение изящества и привлекательности.
- В греческой мифологии благодетельн. богиня - одна из Трех Граций, Трех Богинь, которые олицетворяли Красоту, Любовь, Удовольствие
- Каждая из дочерей Зевса и океаниды Эвриномы в древнегреческой мифологии
- В греческой мифологии благодетельная богиня
- Женское имя: (греческое) по имени божества красоты и радости