Александр Порфирьевия Бородин. Музыкальный справочник: Композиторы. Эстетические основы творчества А.П. Бородина, жанры и тематика произведений Александр бородин музыкальные произведения

Уникальный человек - Александр Бородин, композитор и ученый в одном лице. Он с равным успехом реализовался в двух противоположных сферах деятельности, что бывает чрезвычайно редко. Жизнь его является примером трудолюбия и страстной любви ко всякому творчеству.

Семья и детство

1833 года в Санкт-Петербурге на свет появился ребенок, он был плодом внебрачной связи князя Луки Степановича Гедианова и простолюдинки Авдотьи Константиновны Антоновой. Отцу на момент рождения сына было 62 года, а матери - 25, пожениться они не могли в силу сословных различий, и признать малыша у князя не было возможности. Поэтому его записали как сына крепостных Гедианова. Так появился будущий композитор Бородин Александр Порфирьевич. До 8 лет он числился как собственность своего отца, но, к счастью, перед смертью он успел дать ему вольную. Также он купил для матери своего сына, выданной замуж за врача Клейнеке, и для ребенка большой каменный дом в 4 этажа и обеспечил их безбедное существование. В 1840 году Гедианова не стало, но это не отразилось на благополучии его сына.

Неясное происхождение не позволяло Александру учиться в гимназии, поэтому он получал домашнее образование. Его мать уделяла этому много внимания, и к нему приходили превосходные учителя, он изучал два иностранных языка и в итоге получил отличное образование, которое позволило ему в 1850 году с успехом сдать экзамены на аттестат зрелости. Однако перед этим его матери и отчиму пришлось «легализовать» ребенка, они обратились к связям Клейнеке и смогли записать мальчика в гильдию купечества, только это позволило Бородину официально окончить гимназию и позже поступить вольнослушателем в Медико-хирургическую академию г. Санкт-Петербурга.

Увлечение музыкой

В 8 лет юный Саша начал проявлять сильный интерес к музыке, он на слух воспроизводил на домашнем пианино произведения, которые слышал возле дома, на военном плацу, где репетировал военный оркестр. Он с большим вниманием присматривался ко всем музыкальным инструментам, расспрашивал людей, играющих на них. Мама обратила на это внимание и хотя сама не имела никаких музыкальных пристрастий и способностей, пригласила к нему музыканта из военного оркестра, и он обучал Сашу игре на флейте.

Позже мальчика обучали игре на фортепьяно, а виолончель он смог освоить самостоятельно. В 9 лет появляются его первые сочинения. Саша Бородин, композитор по своей природе, сочиняет для барышни польку «Элен». Вместе со школьным товарищем он посещает все концерты в Санкт-Петербурге, разучивает произведения классиков, немного сочиняет, например пишет концерт для флейты, скрипки и виолончели по мотивам оперы Мейербера «Роберт-Дьявол». Юный Александр Бородин - композитор от Бога, однако увлекался не только музыкой. У него было немало интересов, он любил лепить, рисовать, но самой большой его страстью уже с детства была химия.

Тяга к науке

Уже в 12-летнем возрасте будущий композитор Бородин встретился со своим вторым делом жизни - с наукой. Началось все с фейерверков, как и многие дети, Саша восторгался этими вспыхивающими огнями, но ему захотелось сделать их своими руками. Он хотел проникнуть в состав вещей, сам делал краски для рисования, смешивал различные препараты. Дом юного естествоиспытателя был заполонен колбами и ретортами. Мама мальчика переживала за безопасность дома, но не могла запретить ему проводить опыты. Волшебные превращения растворов, яркие химические реакции завораживали Сашу Бородина, и препятствовать его увлечению было невозможно. К окончанию школы страсть к науке перевесила любовь к музыке, и Бородин начал готовиться к поступлению в вуз.

Он с успехом выдержал экзамены, и будущий композитор Бородин стал студентом Медико-хирургической академии, которая стала вторым домом для него. Всю свою последующую жизнь он был так или иначе связан с ней. Встреча с профессором Зининым стала судьбоносной для Александра, в каком-то смысле он нашел в нем отца. Он вдохновил студента на занятия наукой и помог ему постичь все тайны химии. В 1856 году Бородин блестяще окончил академию и был распределен в военно-сухопутный госпиталь. Работая врачом, он пишет диссертацию и в 1858 году получает степень доктора медицины. Но все это время не оставляет занятий химией и музыкой.

Заграничный опыт

В 1859 А. П. Бородин, композитор, врач и ученый, был направлен за границу для повышения квалификации в области химии. Три года Александр Порфирьевич провел в немецком Гейдельберге, в университете которого в это время собрался блестящий русский научный кружок: Менделеев, Юнге, Боткин, Сеченов - весь цвет современного русского естествознания. В этом обществе велись не только бурные научные дискуссии, но и обсуждались проблемы искусства, общества, политики. Результаты исследований в Германии принесли Бородину всемирную славу выдающегося химика. Но за научными опытами он не забывает о музыке, посещает концерты, знакомится с новыми именами - Вебером, Листом, Вагнером, Берлиозом, Мендельсоном, становится страстным поклонником Шумана и Шопена. Также Бородин продолжает писать музыку, из-под его пера выходит целый ряд камерных произведений, в том числе известные соната для виолончели и квинтет для фортепиано. Также Александр Порфирьевич много путешествует по Европе, почти год он проводит в Париже, где постигает тайны химии и погружается в мир современной музыки.

Химия как дело жизни

Вся композитора по призванию, тесно связана с наукой. Вернувшись из-за границы, он успешно сдает отчет о проведенных исследованиях и получает адъюнкт-профессора в своей альма-матер. Материальное положение Бородина было не блестящим, оклад преподавателя едва покрывал его насущные потребности. Он продолжал преподавать в академии до конца жизни, а также подрабатывать переводами. Также он активно занимается научными исследованиями. В 1864 году он получает звание ординарного профессора, через 10 лет становится руководителем научной лаборатории по химии. В 1868 году Бородин вместе со своим учителем Зининым становится учредителем Русского химического общества. В 1877 году он становится академиком родного вуза, в 1883 году его избирают почетным членом Русского общества врачей.

Путь в музыке

Еще в годы студенчества Александр Бородин, русский композитор, создает целый ряд выдающихся произведений, также он музицирует в качестве виолончелиста. Он продолжает заниматься музыкой и во время заграничной стажировки. А вернувшись в Россию, вливается в круг интеллигенции, увлекающейся музыкой. В доме соратника Боткина он знакомится с Балакиревым, который вместе со Стасовым оказал влияние на формирование его эстетического мировоззрения. Он вводит Бородина в группу, возглавляемую Мусоргским, которая с приходом композитора приобрела завершенную форму и позднее стала именоваться «Могучей кучкой». Композитор Бородин стал последовательным продолжателем традиций русской национальной школы, М. Глинки.

Оперное творчество

За свою творческую жизнь, которая всегда шла параллельно другим видам занятий, Александр Порфирьевич написал 4 крупных оперных произведения.

Оперы композитора Бородина - это плод его многолетней работы. «Богатырей» он написал в 1868 году. Позже в коллективном содружестве с другими авторами появляется «Млада». В течение 18 лет он работал над самым грандиозным своим творением - оперой «Князь Игорь» по «Слову о полку Игореве», которую так и не смог завершить, и после его смерти из набросков произведение было собрано его друзьями. Опера «Царская невеста» также не была завершена, и по сути это всего лишь наброски.

Камерная музыка

Музыка композитора Бородина преимущественно представлена камерными произведениями, он пишет сонаты, концерты и квартеты. Он считается наряду с Чайковским основоположником русского квартета. Его музыку отличает сочетание лиричности и эпичности, он тяготеет к размаху, активно использует традиционные мотивы русской музыки, но также тонко вписывается в западноевропейскую музыку, его считают прародителем европейского импрессионизма.

Выдающиеся сочинения

Композитор Бородин знаменит несколькими своими творения. Его Первая симфония Es-dur, написанная в 1866 году потрясла современников своей мощью, оригинальностью и яркостью, она принесла композитору европейскую славу. Все три законченных симфонии Бородина являются жемчужинами русской музыки. Оперы композитора Бородина «Князь Игорь» и «Царская невеста» имеют мировую известность. В них он воплощает все лучшее, что есть в русской песне, создает широкие картины эпичной истории России.

Творчество композитора Бородина немногочисленно, но каждое произведение - настоящий шедевр. Его музыка часто исполняется современными оркестрами. А «Князь Игорь» есть в репертуаре всех российских оперных театров.

Общественная деятельность

Имя композитора Бородина тесно связано с педагогической деятельностью. Студенты очень любили страстно влюбленного в химию профессора. Он всегда был готов оказать помощь неимущим ученикам, отличался доброжелательностью и деликатностью. Он защищает студентов от политических преследований, например оказывает поддержку участникам покушения на императора Александра Второго.

Кроме педагогики Бородин занимается организацией бесплатной музыкальной школы, он помогает молодым талантам найти свой путь в музыке. Немало сил Бородин тратит на обеспечение возможностей для женщин получать высшее образование, организует женские врачебные курсы, на которых преподает бесплатно. Также он успевает руководить студенческим хором, редактирует научно-популярный журнал «Знание».

Частная жизнь

Композитор Бородин, краткая биография которого представлена в статье, прожил чрезвычайно насыщенную научную и творческую жизнь. А в семейной жизни был не до конца счастлив. Со своей женой он познакомился во время заграничной командировки. Они поженились только в 1863 году, жена страдала астмой и плохо переносила климат Санкт-Петербурга, ей часто приходилось уезжать в теплые края, что сильно подрывало семейный бюджет. Детей у пары не было, но они взяли несколько воспитанниц, которых Бородин считал дочерьми.

Трудная и интенсивная жизнь подрывала здоровье Бородина. Он разрывался между творчеством, наукой и службой, и сердце его не выдержало такой нагрузки. 27 февраля 1887 года он скоропостижно скончался. После его ухода друзья во главе с Римским-Корсаковым завершают «Князя Игоря» и тщательно собирают все творческое наследие великого русского композитора.

Произведения для фортепиано

* Helene-Polka (1843)
* Реквием
* Маленькая сюита (1885; оркестрована А. Глазуновым)
1. В монастыре
2. Интермеццо
3. Мазурка
4. Мазурка
5. Грёзы
6. Серенада
7. Ноктюрн
* Скерцо ля бемоль мажор (1885; оркестровано А. Глазуновым)

Произведения для оркестра

* Симфония № 1 ми бемоль мажор
1. Adagio. Allegro
2. Scherzo. Prestissimo
3. Andante
4. Allegro molto vivo
* Симфония № 2 си минор «Богатырская» (1869-1876; отредактирована Н. А. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым)
1. Allegro
2. Скерцо. Prestissimo
3. Andante
4. Финал. Allegro
* Симфония № 3 ля минор (написаны только две части; оркестрована А. Глазуновым)
1. Moderato assai. Poco piu mosso
2. Scherzo. Vivo
* В Средней Азии (В степях Центральной Азии), симфонический эскиз

Концерты

* Концерт для флейты и фортепиано с оркестром (1847), утрачен

Камерная музыка

* Соната для виолончели и фортепиано си минор (1860)
* Фортепианный квинтет до минор (1862)
* Фортепианное трио ре мажор (1860-61)
* Струнное трио (1847), утрачено
* Струнное трио (1852-1856)
* Струнное трио (1855; неокончено)
o Andantino
* Струнное трио (1850-1860)
* Струнный квартет № 1 ля мажор
1. Moderato. Allegro
2. Andante con moto
3. Scherzo. Prestissimo
4. Andante. Allegro risoluto
* Струнный квартет № 2 ре мажор
1. Allegro moderato
2. Scherzo. Allegro
3. Notturno. Andante
4. Finale. Andante. Vivace
* Скерцо для струнного квартета (1882)
* Serenata alla spagnola для струнного квартета (1886)
* Квартет для флейты, гобоя, альта и виолончели (1852-1856)
* Струнный квинтет фа мажор (1853-1854)
* Секстет ре минор (1860-1861; сохранились только две части)

Оперы

* Богатыри (1878)
* Царская невеста (1867-1868, наброски, утрачены)
* Млада (1872, IV действие; Остальные действия написаны Ц. Кюи, Н. А. Римским-Корсаковым, М. Мусоргским и Л. Минкусом)
* Князь Игорь (отредактирована и окончена Н. А. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым)
Наиболее известный номер - Половецкие пляски.

Романсы и песни

* Арабская мелодия. Слова А. Бородина
* Для берегов отчизны дальной. Слова А. Пушкина
* Из слез моих. Слова Г. Гейне
* Красавица-рыбачка. Слова Г. Гейне (для голоса, виолончели и фортепиано)
* Море. Баллада. Слова А. Бородина
* Морская царевна. Слова А. Бородина
* Отравой полны мои песни. Слова Г. Гейне
* Песня темного леса (Старая песня). Слова А. Бородина
* Разлюбила красна девица… (для голоса, виолончели и фортепиано)
* Слушайте, подруженьки, песенку мою (для голоса, виолончели и фортепиано)
* Спесь. Слова А. К. Толстого
* Спящая княжна. Сказка. Слова А. Бородина
* У людей-то в дому. Песня. Слова Н. Некрасова
* Фальшивая нота. Романс. Слова А. Бородина
* Что ты рано, зоренька… Песня
* Чудный сад. Романс. Слова C. G.

Потапова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: с.Инзер, Белорецкий район, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: "Вокальное творчество русского композитора А.Бородина"
Дата публикации: 06.03.2017
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

НАПРАВЛЕНИЕ:

Теория и методика дополнительного образования детей

«Вокальное творчество русского композитора А.Бородина»

Выполнила: Потапова О.Н.

преподаватель

теоретических дисциплин

МАУ ДО «ДШИ»

с.Инзер 2017 г.

1. Введение.

2. Вокальное творчество русского композитора А.Бородина (беседа).

3. Задание для учащихся -стилистическое направление в музыке.

4. Связь музыки и поэзии в вокальном творчестве А.Бородина.

5. Заключение.

6. Список литературы.

7. Приложение.

1. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования:

Учебный предмет «Музыкальная литература» является одной из

обязательных

дисциплин

искусств.

направлен

духовно-нравственное

развитие

овладение

духовными и культурными ценностями народов мира.

На учебных занятиях учащиеся опираясь на собственные впечатления

соотносить

прослушанное

произведение

знакомым

стилистическим направлением в музыке. Учащиеся должны научиться логично

и последовательно излагать свои мысли в устном и письменном виде.

К этому периоду (третий год обучения музыкальной литературе) у

учащихся

формируются

музыкально-исторические

представления,

художественном образе и содержании музыкального произведения. Учащиеся

могут определить жанр, стиль, эпоху, в которой создавалось произведение,

провести сравнительный анализ прослушанных произведений.

На данном уроке учащиеся знакомятся с вокальным творчеством русского

композитора 19 века Александра Порфирьевича Бородина. Предыдущий урок

был посвящён образу жизни и творчества композитора, его достижений в науке.

А.П. Бородин работал в эпоху романтизма, его привлекали богатырские образы.

«Талант Бородина ровно могуч и поразителен как в симфонии, так и в

опере и романсе. Главные качества его- великая сила и ширина, колоссальный

стремительность

порывистость,

соединённая

изумительной

страстностью, нежностью и красотой» В.В. Стасов.

Объект исследования: музыкальное обучение и воспитание учащихся ДШИ.

Предмет исследования: вокальное творчество русского композитора

А.Бородина.

Цель:

познакомить учащихся с вокальным творчеством А.Бородина;

развивать навыки аналитического и творческого воображения детей;

совершенствовать

музыкальное

восприятие,

анализировать,

сравнивать, выделять главное.

Задачи

Образовательные: опираясь на музыкальный опыт учащихся формировать их

вокальной

частности

композитора

А.Бородина);

организовать процесс анализа музыкального произведения.

Развивающие: развивать

импровизации

различных

композиторов; развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные: на

эмоционального

восприятия

вокального

творчества

композитора

А.Бородина

воспитывать

уважение

музыкальной

культуре

воспитывать

уважение

доброжелательное

отношение

мнению других; обогащать духовный мир учащихся.

Оборудование: портрет

А.Бородина,

М.Мусоргского,

репродукции

русских художников, ноутбук.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности:

практические, словесные;

активизация

музыкального

учащихся

индивидуальной

групповой деятельности.

Форма урока: урок-диалог.

План урока

1. Знакомство с вокальным творчеством А.Бородина.

2. Задание-тест «Стилистическое направление в музыке».

3. Связь музыки и поэзии в вокальном творчестве А.Бородина.

4. Итог урока.

2. ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРА А.БОРОДИНА

Жанр романса был любим русскими композиторами 19 столетия, отдал ему

Александр

Порфирьевич

творческое

наследие выглядит более чем скромным- всего шестнадцать произведений. В

то время как у трёх его товарищей по «Могучей кучке» количество романсов

исчисляется десятками и даже сотнями. Но это тот самый случай, когда по

количеству нельзя судить о качестве. Пусть их и немного, зато каждый -шедевр.

Романсы А.Бородина можно разделить на три группы:

Образы народного эпоса, сказки.

Лирические и психологические зарисовки.

Бытовые, юмористические.

Особенный интерес вызывают сказочные романсы, например «Спящая

княжна». В нём сочетаются образы спящей девушки, злых фантастических

существ и образ богатыря-освободителя. Образ княжны сравнивался с образом

скованной

враждебными

когда «час

пробужденья». В романсе заметны черты романтизма- нового стиля в искусстве

того времени. Композитор использует форму рондо, которая хорошо выражает

образы произведения. Рефрен- спящая княжна, эпизоды- фантастические силы

и богатырь-освободитель (просмотр видео).

«Песня тёмного леса» содержит более конкретный богатырский образ.

Композитор сам сочинил слова в духе старинных народных песен-вольницы

(недаром своему романсу композитор дал подзаголовок- Старая песня). В этом

романсе Бородин показал народные образы прошлого и подчеркнул в них то,

что было близко современности- стихийную силу и неудержимость, стремление

к свободе (просмотр видео).

Среди лирических романсов особое место занимает элегия «Для берегов

дальной». Произведение написано в 1881 году под впечатлением

смерти Модеста Мусоргского. Музыка романса сливается с текстом

выражает

настроение

сдержанной

мужественной

скорби, боль переживаний. (Ученик делает краткое сообщение: «Лирика-это

духовный мир человека, выражение разнообразных душевных переживаний,

чувств и настроения») Именно в этом романсе раскрывается глубина и сила

чувств в сочетании с сдержанностью и благородством (просмотр видео).

Ярким примером сатирических романсов является «Спесь»

А.Толстого.

Бородину были несвойственны насмешка и ирония. Его музыку

отличает

добродушный

приблизился

социальной

сатире-жанру,

популярному

творчестве

А.Даргомыжского

М.Мусоргского.

титулярный

советник-это

человеческий

конкретный

представитель

которого

соседству,

персонаж-спесь -обобщённо-аллегорический (просмотр видео).

Задание для учащихся

В некоторых романсах А.Бородина заметны черты нового стиля в искусстве

времени- романтизм.

русского

романтизма

началась

образцы национального творчества, в том числе и народного.

Становление русского романтизма тесно связано с важнейшим

историческим

событием-победой

Отечественной

национального самосознания, вера в великое назначение России и её народа

стимулируют интерес к фольклору. Русским романтикам казалось, что, постигая

дух народа, они приобщались к идеальным началам жизни. Народный характер

проявляется

как не просто положительный, но героический, национально-

самобытный,

коренится

исторических

традициях

исторических, разбойничьих песнях, былинах, богатырских сказках.

Характерными чертами романтизма являются- бесконечное движение к

ускользает,

фантастические

сказочная

мечтательность, глубокая духовная тематика.

Описание задания:

на доске нарисовано дерево, на стволе написано -романтизм, учащиеся

прикрепить

написаны

композиторов- романтиков. (листья-П.Чайковский, Ф.Лист, Г.Свиридов, И.Бах,

Н.Римский-Корсаков,

В.Верстовский,

В.Моцарт,

А.Бородин,

Д.Шостакович, Ф.Шуберт, Ц.Кюи, Р.Шуман, М.Мусоргский-учащиеся должны

выбрать русских композиторов-романтиков).

4. Связь музыки и поэзии в вокальном творчестве А.Бородина

Бородин в своём творчестве обращался к стихам разных поэтов- и не только

руских. Им положены на музыку стихи Александра Пушкина, Генриха Гейне,

Алексея Толстого. Подобно Мусоргскому, он иногда сочинял тексты для своих

вокальных миниатюр, что помогало добиваться большей слитности музыки и

текста. Сам композитор говорил, что его «тянет к пению, кантилене, а не

речетативу». Отсюда напевность и мелодичность его романсов. А.Бородин

старался как можно тоньше выражать душевные переживания, глубину чувств,

поэтические образы.

В работе с текстами других поэтов композитор учитывал замысел автора,

использовал близкие к поэтическим жанрам романсов: балладу, элегию, сказку,

добивался

выразительно сти

аккомпанемента в сочетании с мелодией и текстом.

ИТОГ УРОКА :

Учащиеся познакомились с вокальным творчеством А.Бородина;

Определили стилистическое направление в творчестве композитора

романтизм и его характерные черты;

Закрепили знание жанров романсов.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учебный предмет «музыкальная литература» является важным предметом в

обучении учащихся детской школы искусств. На занятиях учащиеся опираются

собственные

впечатления,

музыкально-историческое

представление

услышанного и формируют собственное мнение о музыкальном произведении.

Опираясь на полученный собственный опыт учащиеся совершенствуют

музыкальное восприятие, умение анализировать, выделять главное. Формируют

знания о вокальной музыке А.Бородина, развивают навыки импровизации в

стилях различных композиторов. Учащиеся познакомились с краткой историей

развития русского романтизма, его характерные черты.

На примере романсов А.Бородина учащиеся проследили тесную связь

музыки и текста, сочинённого самим композитором, а также текстами других

В ходе проведения урока был сделан вывод:

вокальное творчество А.Бородина является шедевром мировой культуры.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 М.Шорникова «Русская музыкальная классика», Ростов на Дону, издательство

«Феникс», 2007г.

2 А.П. Бородин романсы \\ musisseasons\borodin-romansy\

3 Научно-методический журнал «Музыка в школе» 1-2004г. Москва.

4 А.Бородин «Романсы», Москва, «Музыка» 1987г.

5 Музыкальный клуб В-20, Москва, «Музыка», 1986г.

6 А.В. Фёдоров «Введение в литературоведение», Москва, Оникс, 2007

Биография

Медицина и химия

Музыкальное творчество

Общественный деятель

Адреса в Санкт-Петербурге

Семейная жизнь

Основные произведения

Произведения для фортепиано

Произведения для оркестра

Концерты

Камерная музыка

Романсы и песни

Александр Порфирьевич Бородин (31 октября (12 ноября) 1833 - 15 (27) февраля 1887) - русский учёный-химик и композитор.

Биография

Юность

Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября (12 ноября) 1833 года от внебрачной связи 62-летнего князя Луки Степановича Гедеванишвили (1772-1840) и 25-летней Евдокии Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя - Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны.

До 7 лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и Евдокии Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. В первой половине XIX века внебрачные связи не афишировались, поэтому имена родителей скрывались и незаконнорождённого мальчика представляли как племянника Евдокии Константиновны.

Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование.

Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение - польку «Helen». Обучался игре на музыкальных инструментах - вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет - на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение - концерт для флейты с фортепиано.

В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.

Однако, занятиям наукой и получению высшего образования препятствовало всё то же «незаконное» происхождение молодого человека, которое, при отсутствии легальной возможности изменения общественного статуса, вынудило мать Бородина и её мужа воспользоваться ведомством чиновников Тверской казённой палаты, чтобы записать сына в Новоторжское третьей гильдии купечество.

В 1850 году семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил вольнослушателем в Медико-хирургическую академию, которую окончил в декабре 1856 года. Изучая медицину, Бородин продолжал заниматься химией под руководством Н. Н. Зинина.

Медицина и химия

В марте 1857 года молодой медик был назначен ординатором Второго военно-сухопутного госпиталя, где познакомился с находившимся на лечении офицером Модестом Мусоргским.

В 1868 году Бородин получил степень доктора медицины, проведя химические исследования и защитив диссертацию по теме «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях».

В 1858 году Военно-медицинский учёный Совет направил Бородина в Солигалич для изучения состава минеральных вод основанной в 1841 году купцом В. А. Кокоревым водолечебницы. Отчёт о работе, опубликованный в газете «Московские ведомости» в 1859 году, стал настоящим научным трудом по бальнеологии, который принёс автору широкую известность.

В 1859-1862 годах Бородин совершенствовал свои познания в области медицины и химии за границей - в Германии (Гейдельбергский университет), Италии и Франции, по возвращении получив должность адъюнкт-профессора Медико-хирургической академии.

С 1863 года - профессор кафедры химии Лесной академии.

С 1864 года - ординарный профессор, с 1874 года - руководитель химической лаборатории, а с 1877 года - академик Медико-хирургической академии.

А. П. Бородин - ученик и ближайший сотрудник выдающегося химика Николая Зинина, вместе с которым в 1868 году стал членом-учредителем Русского химического общества.

Автор более 40 работ по химии. Именно А. П. Бородин открыл способ получения бромзамещённых жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот, известный как реакция Бородина - Хунсдикера, первым в мире (в 1862 году) получил фторорганическое соединение - фтористый бензоил, провёл исследование ацетальдегида, описал альдоль и химическую реакцию альдольной конденсации.

Музыкальное творчество

Ещё во время учёбы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал неудовольствие своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. По этой причине во время своей стажировки за границей Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег.

По возвращении в Россию в 1862 он познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его кружок - «Могучую кучку». Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова и других участников этого творческого объединения определилась музыкально-эстетическая направленность взглядов Бородина, как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя Михаила Глинки. А. П. Бородин был активным членом Беляевского кружка.

В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.

Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объёму, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики.

Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композиторы Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов. Поставленная в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре, опера, отличавшаяся монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита в традициях эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила», имела большой успех и до настоящего времени остаётся одним из шедевров отечественного оперного искусства.

А. П. Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России.

Первая симфония Бородина, написанная в 1867 году и увидевшая свет одновременно с первыми симфоническими произведениями Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма признаётся написанная в 1876 году Вторая («Богатырская») симфония композитора.

К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах.

Бородин - не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий художник камерной вокальной лирики, ярким образцом которой является элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А. С. Пушкина. Композитор первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними - освободительные идеи 1860-х годов (например, в произведениях «Спящая княжна», «Песня тёмного леса»), также являясь автором сатирических и юмористических песен («Спесь» и др.).

Самобытное творчество А. П. Бородина отличалось глубоким проникновением в строй как русской народной песни, так и музыки народов Востока (в опере «Князь Игорь», симфонической картине «В Средней Азии» и других симфонических произведениях) и оказало заметное воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции его музыки продолжили советские композиторы (Сергей Прокофьев, Юрий Шапорин, Георгий Свиридов, Арам Хачатурян и др.).

Общественный деятель

Заслугой Бородина перед обществом является активное участие в создании и развитии возможностей для получения женщинами высшего образования в России: он являлся одним из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов, на которых преподавал с 1872 по 1887 год.

Значительное время Бородин уделял работе со студентами и, пользуясь своим авторитетом, защищал их от политических преследований властей в период после убийства императора Александра II.

Огромное значение для международного признания российской культуры имели музыкальные произведения Бородина, благодаря чему и он сам получил мировую известность именно как композитор, а не деятель науки, которой посвятил большую часть своей жизни.

Адреса в Санкт-Петербурге

Семейная жизнь

Летом 1861 года в Гейдельберге Бородин познакомился с приехавшей на лечение талантливой пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой, в исполнении которой впервые услышал произведения Шопена и Шумана. Осенью здоровье Протопоповой ухудшилось, и она продолжила лечение в Италии. Бородин нашёл возможность последовать за ней в Пизу, не прерывая своих химических исследований, и именно там были впервые получены фторорганические соединения и проведены другие работы, которые принесли учёному мировую славу. Тогда же Бородин и Протопопова решили вступить в брак, однако по возвращении в Россию из-за отсутствия денег на свадьбу пришлось отложить и венчание состоялось в 1863 году. Материальные проблемы преследовали семью всю оставшуюся жизнь, вынуждая Бородина много трудиться - преподавать в Лесной академии и заниматься переводами иностранной литературы.

В связи с тяжёлым хроническим заболеванием (астмой), супруга Александра Порфирьевича не переносила климата Санкт-Петербурга и подолгу жила у родственников в Москве. Детей в семье не было.

А. П. Бородин, проживавший в Санкт-Петербурге, скоропостижно скончался от разрыва сердца 15 (27) февраля 1887 в возрасте 53 лет.

Память

В память о выдающемся учёном и композиторе были названы:

  • Государственный квартет имени А. П. Бородина
  • Улицы Бородина во многих населённых пунктах России и других государств
  • Санаторий имени А. П. Бородина в Солигаличе Костромской области
  • Актовый зал имени А. П. Бородина в РХТУ им. Д. И. Менделеева
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина в Санкт-Петербурге.
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 89 в Москве.
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 17 в Смоленске

Основные произведения

Произведения для фортепиано

  • Hélène-Polka (1843)
  • Реквием
  • Маленькая сюита (1885; оркестрована А. Глазуновым)
  1. В монастыре
  2. Интермеццо
  3. Мазурка
  4. Мазурка
  5. Грёзы
  6. Серенада
  7. Ноктюрн
  • Скерцо ля бемоль мажор (1885; оркестровано А. Глазуновым)
  • Произведения для оркестра

    • Симфония № 1 ми бемоль мажор
    1. Adagio. Allegro
    2. Scherzo. Prestissimo
    3. Andante
    4. Allegro molto vivo
  • Симфония № 2 си минор «Богатырская» (1869-1876; отредактирована Н. А. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым)
    1. Allegro
    2. Скерцо. Prestissimo
    3. Andante
    4. Финал. Allegro
  • Симфония № 3 ля минор (написаны только две части; оркестрована А. Глазуновым)
    1. Moderato assai. Poco piu mosso
    2. Scherzo. Vivo
  • В Средней Азии (В степях Центральной Азии ), симфонический эскиз
  • Концерты

    • Концерт для флейты и фортепиано с оркестром (1847), утрачен

    Камерная музыка

    • Соната для виолончели и фортепиано си минор (1860)
    • Фортепианный квинтет до минор (1862)
    • Фортепианное трио ре мажор (1860-61)
    • Струнное трио (1847), утрачено
    • Струнное трио (1852-1856)
    • Струнное трио (1855; неокончено)
      • Andantino
    • Струнное трио (1850-1860)
    • Струнный квартет № 1 ля мажор
      • Moderato. Allegro
      • Andante con moto
      • Scherzo. Prestissimo
      • Andante. Allegro risoluto
    • Струнный квартет № 2 ре мажор
      • Allegro moderato
      • Scherzo. Allegro
      • Notturno. Andante
      • Finale. Andante. Vivace
    • Скерцо для струнного квартета (1882)
    • Serenata alla spagnola для струнного квартета (1886)
    • Квартет для флейты, гобоя, альта и виолончели (1852-1856)
    • Струнный квинтет фа мажор (1853-1854)
    • Секстет ре минор (1860-1861; сохранились только две части)

    Оперы

    • Богатыри (1878)
    • Царская невеста (1867-1868, наброски, утрачены)
    • Млада (1872, IV действие; Остальные действия написаны Ц. Кюи, Н. А. Римским-Корсаковым, М. Мусоргским и Л. Минкусом)
    • Князь Игорь (отредактирована и окончена Н. А. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым)

    Наиболее известный номер - Половецкие пляски .

    Романсы и песни

    • Арабская мелодия. Слова А. Бородина
    • Для берегов отчизны дальной. Слова А. Пушкина
    • Из слез моих. Слова Г. Гейне
    • Красавица-рыбачка. Слова Г. Гейне (для голоса, виолончели и фортепиано)
    • Море. Баллада. Слова А. Бородина
    • Морская царевна. Слова А. Бородина
    • Отравой полны мои песни. Слова Г. Гейне
    • Песня темного леса (Старая песня). Слова А. Бородина
    • Разлюбила красна девица… (для голоса, виолончели и фортепиано)
    • Слушайте, подруженьки, песенку мою (для голоса, виолончели и фортепиано)
    • Спесь. Слова А. К. Толстого
    • Спящая княжна. Сказка. Слова А. Бородина
    • У людей-то в дому. Песня. Слова Н. Некрасова
    • Фальшивая нота. Романс. Слова А. Бородина
    • Что ты рано, зоренька… Песня
    • Чудный сад. Романс. Слова C. G.