«Доктор Живаго» главные герои. Презентация на тему "образ юрия живаго" Образ в произведении

В соответствии с идейно-тематическим со-держанием строится система образов романа, в центре которой ока-зывается главный герой — Юрий Андреевич Живаго. Часто его на-зывают alter ego автора, сравнивают с лирическим героем стихотворений. С другой стороны, в нем видят продолжение того типа героя русской литературы XIX века, которого принято назы-вать «лишним человеком». Обе эти позиции имеют свои обоснова-ния. Сам Пастернак, по воспоминаниям его близкой знакомой Оль-ги Ивинской, говорил, что в образе Юрия Андреевича он соединил черты личности Блока, Есенина, Маяковского и самого себя. Пока-зателен и тот факт, что он доверяет герою не только выражение своих взглядов, мыслей, раздумий по самым важным проблемам, но даже «отдает» ему подлинные шедевры своей лирики. Но все же Живаго — это романный герой, в котором автор воплотил черты определенной личности той эпохи. Это типичный интеллигент, че-ловек умный, образованный, наделенный чуткой душой и творче-ским даром. Оказавшись в водовороте исторических событий, он как будто «стоит над схваткой», не может полностью примкнуть ни к какому стану — ни к белым, ни к красным. Живаго хочет крик-нуть и белому, гимназисту, еще почти мальчику, и красным, боль-шевикам, «что спасение не в верности формам, а освобождении от них». Поразительна по силе сцена боя партизанского отряда, в ко-тором вопреки своей воле оказался Юрий Андреевич. Он находит зашитые в одежде тексты 90 Псалма и у убитого партизана, и у воевавшего против партизан гимназиста. Они стреляли друг в дру-га, но взывали к помощи и защите у единого Спасителя.

Позже Живаго обнаруживает, что сохранять свою обособленность, отделенность от «стадности» становится все труднее. «Что же мешает мне служить, лечить и писать?» — думает он и приходит к порази-тельному выводу: «…не лишения и скитания, не неустойчивость и частые перемены, а господствующий в наши дни дух трескучей фра-зы». Порой кажется, что он действительно «лишний», безвольный человек, не сумевший найти свое место в новой жизни, в отличие от друзей юности Дудорова и Гордона. Все, что он делает, подчеркнуто буднично, прозаично, а его колебания, сомнения, нерешительность порой раздражают. Но это лишь внешний срез, за которым просмат-ривается то, что и делает Живаго героем романа: в условиях всеоб-щей обезличенности он остается личностью, среди крайней жестоко-сти, которую несет за собой революция и гражданская война, он сохраняет доброту и человечность. Он способен и сочувствовать на-родным бедам, и осознавать неизбежность происходящего. В общей историко-философской концепции Пастернака именно такой чело-век способен постигать суть событий, а будучи творческой личностью, может выразить ее в своих стихах, помогая разобраться в окружаю-щем мире другим. Сам он при этом становится жертвой времени — недаром он умирает в 1929 году, который называют годом «великого перелома». Однажды А. Блок сказал, что Пушкина «убило отсутствие воздуха», и Пастернак буквально реализует эту метафору. В той ат-мосфере полной несвободы, торжества посредственности, разрыва культурных и духовных связей личность, подобная Юрию Живаго, не может жить. Но и многие годы спустя его друзья помнят о нем. Склонившись над потрепанной тетрадью стихов Живаго, они вдруг ощущают «счастливое умиление и спокойствие», «свободу души», ко-торая так и не наступила даже после Великой Отечественной войны, хотя все ее ожидали, но которую пронес через свою жизнь давно умерший Юрий Живаго и сумел передать в своих стихах. Эти фи-нальные строки — утверждение незаурядности героя романа, плодо-творности его существования и неистребимости и бессмертия вели-кой культуры, вечных истин и нравственных ценностей, которые составляли основу его личности.

Антиподом Живаго в романе является Антипов-Стрельников. Он воплощение типа «железных борцов» революции. С одной стороны, ему присуща огромная сила воли, активность, готовность к самопо-жертвованию во имя великой идеи, аскетизм, чистота помыслов. С

другой стороны, для него характерна неоправданная жестокость, прямолинейность, способность диктовать всем то, что воспринима-ется им как «революционная необходимость», и силой «загонять» в новую жизнь даже тех, кто вовсе не стремится в нее вписаться. Судьба его оказывается трагична. Павел Антипов, превратившись из робкого, романтического молодого человека, влюбленного в Лару и исповедующего гуманистические идеи свободы, равенства и брат-ства, в жестокого борца, карателя Стрельникова, оказывается жертвой ложной, мертвящей революционной идеи, противореча-щей, по мнению автора, естественному ходу истории и самой жиз-ни. Хорошо понимающая внутреннюю мотивацию поступков своего мужа Лара отмечает: «С каким-то юношеским, ложно направлен-ным самолюбием он разобиделся на что-то такое в жизни, на что не обижаются. Он стал дуться на ход событий, на историю. … Он ведь по сей день сводит с ней счеты. … Он идет к верной гибели из-за этой глупой амбиции».

В результате Антипов во имя борьбы за революцию отказывает-ся от жены и дочери, от всего, что в его представлении мешает «де-лу жизни». Он даже берет другое имя — Стрельников — и стано-вится воплощением жестокой силы революции. Но оказывается, что на самом деле он безволен и бессилен в своем стремлении управ-лять ходом истории. «Переделка жизни! — восклицает Юрий Жи-ваго. — Так могут рассуждать люди, … ни разу не узнавшие жизни, не почувствовавшие ее духа, ее души. …А материалом, веществом, жизнь никогда не бывает. Она … сама вечно переделывает и пре-творяет, она сама куда выше наших с вами тупоумных теорий». В итоге Антипов-Стрельников приходит к полной безысходности и кончает жизнь самоубийством. Так автор показывает, что фана-тичное служение революции может привести только к смерти и по сути своей противостоит жизни.

Воплощением жизни, любви, России выступает в романе Лара — возлюбленная Живаго. Она между двумя героями-антиподами — Живаго и Антиповым-Стрельниковым. О прототипе Лары Пастер-нак писал в письме Р. Швейцер в 1958 году, отмечая, что Ольга Всеволодовна Ивинская «и есть Лара моего произведения», «олице-творение жизнерадостности и самопожертвования». В интервью английскому журналисту 1959 года писатель утверждал: «В моей молодости не было одной, единственной Лары… Но Лара моей ста-рости вписана в мое сердце ее (Ивинской) кровью и ее тюрьмой». Как и в судьбе автора, так и в судьбе героя существуют две люби-мые, необходимые ему, определяющие его жизнь женщины. Его жена Тоня — это олицетворение незыблемых основ: дома, семьи. Лара — это воплощение стихии любви, жизни, творчества. Этот об-раз продолжает традицию лучших героинь русской классической литературы (Татьяна Ларина, Наташа Ростова, Ольга Ильинская, «тургеневские девушки» и т.д.). Но судьба ее также оказывается не-разрывно связана с судьбой России. Д.С. Лихачев утверждает, что в романе Лара — символ России и самой жизни. В то же время — это вполне конкретный образ, со своей судьбой, которая составляет од-ну из основных сюжетных линий. Показательно, что она — сестра милосердия, которая помогает раненым во время первой мировой войны. В ней органично сочетается стихийное, природное начало и тонкое чувство культуры, ей посвящены лучшие стихи Живаго. Любовь ее к Юрию Андреевичу выстрадана и обретена через тяж-кие испытания грехом, унизительной связью с Комаровским, влия-тельным адвокатом, воплощающим полную беспринципность, ци-низм, грязь и пошлость буржуазного общества. Лара идет без любви на брак с Антиповым, чтобы освободиться от Комаровского. С Юрием ее изначально связывает любовь, которая и есть воплоще-ние радости жизни, ее олицетворение. Их соединяет чувство свобо-ды, являющееся залогом бессмертия. Хотя их любовь с точки зре-ния общепринятых норм запретна (Живаго женат на Тоне, а Лара замужем за Антиповым, хотя отношения с Живаго развиваются в тот момент, когда Лара считает мужа погибшим), она для героев оказывается освящена всем мирозданием. Вот, например, как Лара у гроба Живаго говорит об их любви: «Они любили друг друга не из неизбежности, не «опаленные страстью», как это ложно изобража-ют. Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: зем-ля под ними, небо над их головами, облака и деревья». В финале случайно попавшая на похороны Юрия Живаго Лара оплакивает его, но эта сцена потрясает не только глубиной чувства, выражае-мого в народно-поэтических традициях, но и тем, что героиня об-ращается к умершему как к живому («Вот и снова мы вместе, Юрочка. … Какой ужас, подумай! … Подумай!»). Оказывается, что любовь это и есть жизнь, она сильнее смерти, важнее «перестройки земного шара», которая в сравнении с «загадкой жизни, загадкой смерти», человеческим гением всего лишь «мелкие мировые дряз-ги». Так еще раз в финале подчеркивается главный идейно-образный стержень романа: противопоставление живого и мертвого и утверждение победы жизни над смертью.

Художественные особенности и жанрово-композиционное своеобразие романа с момента его первой публикации и до сего времени являются предметом жарких дискуссий и споров. После публикации романа в 1988 г. в «Новом мире» на страницах «Лите-ратурной газеты» развернулась оживленная полемика, одним из ключевых вопросов которой стало определение жанровой природы этого произведения. Утверждалось, что в данном случае «опреде-лить жанр — значит найти ключ к роману, его законы». Было вы-сказано несколько точек зрения, которые продолжают обсуждать-ся и в настоящее время: «это не роман, а род автобиографии», «роман — лирическое стихотворение» (Д.С. Лихачев); «роман-житие» (Г. Гачев); «не только поэтический и политический, но и философский роман» (А. Гулыга); «символический роман (в широ-ком, пастернаковском смысле)», «роман-миф» (С. Пискунова, В. Пискунов); «модернистское, остросубъективное произведение», лишь внешне сохраняющее «структуру традиционного реалистиче-ского романа» (Вяч. Воздвиженский); «поэтический романа», «мета-форическая автобиография» (А. Вознесенский); «роман-симфония», «роман-проповедь», «роман-притча» (Р. Гуль).

Композиционная структура произведения также служит пред-метом оживленных дискуссий. Многие критики считают роман слишком «сделанным», схематичным, конструктивные узлы явно выпирающими. Другие, не отрицая этого, видят в подобном по-строении особый художественный прием, позволяющий автору до-нести главную идею романа о сопряженности всего сущего в мире не только через слова, образы, описания и диалоги, но и с помощью самой композиции произведения. Такой прием часто используется в поэзии, особенно модернистской поэзии XX века, и чем-то сродни музыкальным формам. Это касается и сквозных образно-тематических мотивов (указанный выше образ метели, вьюги, мотив па-мяти и др.), сюжетно-образных параллелей природного и человече-ского мира, истории и вечности и т.д. Так в сцене на поле сражения первой мировой войны сталкиваются пять действующих лиц: «Скончавшийся изуродованный был рядовой запаса Гимазетдин, кричавший в лесу офицер — его сын, подпоручик Галиуллин, сест-ра была Лара, Гордон и Живаго — свидетели, все они были вместе, все были рядом, и одни не узнали друг друга, другие не знали ни-когда, и одно осталось навсегда неустановленным, другое стало ждать обнаружения до следующего случая, до новой встречи». «Ждут обнаружения» и непреднамеренные, но оказавшиеся судьбо-носными встречи главных героев в Москве. Именно в той комнате, в которой горящая свеча так поразила Юрия, сам того не зная, он поселяется в последние дни своей жизни, и туда случайно заходит Материал с сайта

Лара, обнаруживая гроб с телом своего возлюбленного, которого дав-но уже потеряла на жизненных перепутьях. В эпилоге романа — по-следний композиционный узел: летом 1943 года на фронтах Вели-кой Отечественной войны встречаются Гордон и Дудоров, вспоминающие Юрия Живаго, и случайно обнаруживают бельев-щицу Таню Безочередеву, воспитанную в детдоме, которая оказы-вается дочкой покойного Юрия Андреевича и которую случайно ра-зыскал чуть раньше его брат генерал-майор Живаго.

Критик Н. Иванова утверждает, что композиция романа, постро-енного по музыкально-симфоническому принципу, основана на стрежневом лейтмотиве железной дороги, который разветвляется на множество отдельных мотивов, линий, подтем. Так вблизи же-лезной дороги завязывается первый «узел»: эпизод самоубийства отца Юрия, вокруг которого группируются сразу несколько персо-нажей, в большей или меньшей степени участвующие в последую-щем действии (Комаровский, Миша Гордон, будущий революцио-нер Тиверзин; издали видят остановившийся поезд, не зная еще о страшном событии, его вызвавшем, сам Юра Живаго, его дядя Ни-колай Николаевич Веденяпин, приехавшие в гости в Дуплянку, где в то время находился и Ника Дудоров). В бронированном вагоне происходит важнейшая для дальнейшего сюжета встреча Юрия Андреевича и Стрельникова. Около железной дороги находится будка, в которой живет бывшая прислуга Лары Марфа. Именно у нее оказалась дочь Живаго и Лары Таня, которая рассказывает много лет спустя Дудорову и Гордону страшную историю убийства сына Марфы Петеньки. Показательно, что и смерть Юрия Живаго происходит у рельсов — на трамвайной остановке. Так через мета-образ железной дороги, воплощающей неумолимость времени и мертвящую силу, реализуется основная идейно-композиционная Ось романа: противопоставление живого и мертвого.

Подобное построение произведения производит впечатление не-которой театральности, но понятой не прямолинейно, а как вопло-щение Вселенской драмы бытия. Отсюда и такие художественные особенности романа, как пестрота языковых форм, включающих всю богатейшую палитру: от библейской и философской лексики, литературно-поэтической традиции до разговорных просторечных форм, языка улицы, деревенского говора. «Одна из художественных сил … романа — сила деталей, — указывает Р.Б. Гуль. — На них, на этой образности, на этом русском слове стоит весь роман». Как отмечают другие критики, театральность романа соотносима и с широким использованием в нем развернутых сравнений, метафор, олицетворений. По словам самого Пастернака, метафора — «это ес-тественное следствие недолговечности человека и надолго заду-манной огромности его задач, его духа». Вот почему излюбленный поэтический прием писателя так органично входит в его роман и позволяет на стилистическом уровне реализовать его главную идею: свести воедино разрозненные полюсы бытия и преодолеть силы разрушения, победить смерть и обрести бессмертие.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • таня в докторе живаго
  • сходство и различие между живаго и стрельниковым
  • образ стрельникова в романе доктор живаго
  • миша гордон ника дудоров в доктор живаго сочинение
  • л.пастернак доктор живаго скачать бесплатно

Слайд 2

Мир романа

Роман – духовная автобиография Б.Пастернака. Действие его охватывает от лета 1903г. до начала 50-х. – целый пласт истории поднял Пастернак в своей книге и создал роман исторический.

Слайд 3

В этом романе прослежены пути семей:

Громеко Антипова. Живаго Гишар Комаровского

Слайд 4

вечные темы

Слайд 5

Мир романа

Волевой напор

Слайд 6

Жизненны искания Юрия Живаго

Юрий Андреевич Живаго принадлежал к богатой семье. В детстве отец оставил их с матерью. Сам разорился. Роман начи- нается с похорон матери. Юра воспитывался в семье Громеко. Окончил медицинский факультет Московского университета и стал врачом. Ценит Ненавистны чувство меры кто вносит в жизнь соблазны

Слайд 7

Юрий Живаго и Тоня Громеко

Юра, его товарищ и одноклассник гимназист Миша Гордон и дочь хозяев Тоня Громеко – это тройственный союз.

Слайд 8

Юрий с женой познакомился в доме своего опекуна Александра Александровича Громеко. Юрий и Антонина были великолепной парой. Доверительные отношения сложились у них ещё на ранних этапах своей дружбы… «Цепи» дружбы разорвала мать Антонины во время тяжелой болезни, и перед отъездом Юры и Тони на ёлку к Светницким.

Слайд 9

Лара Гишар – дочь бельгийского инженера и обрусевшей француженки. Рано осталась без отца. Стала гимназисткой и как мать любовницей Комаровского. Выходит замуж за Пашу Антипова.

Слайд 10

Встречи Лары и Живаго Приход лары к Паше Юра проезжает мимо.Зарождение «Зимней ночи» Покушение Лары на Комаровского в госпитале Лара приходит к нему Сестрой милосердией Встреча в библиотеке в Юрятине 1929г. В Москве на похоронах Юрия Попытка самоу- бийства матери Лары

Слайд 11

Попытка самоубийства матери Лары

Юра случайно оказывается свидетелем попытки самоубийства матери Лары. Тут же он впервые видит Лару. Тогда же замечает, какой абсолютной властью обладает Комаровский над нею.

Слайд 12

Приход Лары к Паше.

Лара приходит к своему жениху Антипову, он зажигает свечу. А в это время Живаго проезжает мимо этого дома. Здесь автор рассказывает, как зарождается одно из самых пронзительных и знаменитых стихотворений Юрия Живаго0Пастернака «Зимняя ночь».

Слайд 13

Покушение Лары на Комаровского

Юрий становится свидетелем неудавшегося покушения Лары на Комаровского. « Юра обомлел, увидав ее. – Та самая! И опять при каких обстоятельствах! И снова этот седоватый.»

Слайд 14

В госпитале.

Во время войны Юрий Андреевич врачом попадает на Юго-Восточный фронт, оказывается ранен и в госпитале в его палату приходит сестрой милосердия Лара.

Слайд 15

Незадолго до отъезда из госпиталя Юрия и Лары между ними состоялось неизбежное объяснение.

Слайд 16

Встреча в библиотеке в Юрятине.

Вскоре он встречается с Ларой в библиотеке Юрятина. И сразу вспоминает её.

Слайд 17

Юрий Андреевич в плену у партизан, и все его существо направленно к одному к Ларе.

Слайд 18

Он бежит от партизан к своей Ларе, в Юрятин, и в полузабытьи тяжелой болезни обретает счастье.

Слайд 19

Юрий и Лариса остались наедине. Посреди всеобщего голода и разрухи они ощущают себя последними людьми на земле.

Слайд 20

В тяжелые для них дни Лара все же просит Юру записать те стихи, которые он прежде читал ей на память.

Слайд 21

Появляется в который уж раз Комаровский, и забирает с собой Лару в Дальневосточную республику.

Слайд 22

В Варыкино вдруг явился Стрельников.





Образ Христа кисти В. Иванова Идея рождества жизни скрыта в самой фамилии главного героя – Живаго. Фамилия Живаго этимологически связана со словом «живой». Живаго – форма винительного и родительного падежа слова «живой» в древнерусском языке, она вызывает ассоциации с именем «Христа, сына Бога живаго».














Работа в группах: Вопрос к группе 1: Каково первоначальное отношение к революции Юрия Андреевича? Вопрос к группе 2: Но со временем меняется отношение Живаго к революции. Как? Почему? Вопрос к группе 3: Какова роль описания природы в романе? Вопрос к группе 4: Как сам писатель устами лирического героя Юрия Живаго говорит о назначении искусства?









Рождество 1911 года «Зимняя ночь» - первый поэтический опыт Юрия Живаго «Юра обратил внимание на чёрную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало.» («Доктор Живаго» ч. 3.)


Символика стихотворения «Зимняя ночь» Образ метели в стихотворении конкретен и символичен одновременно. С одной стороны, это фон, на котором развертывается лирическое действие, с другой – это символ безличной стихии, враждебной человеку. Свеча в стихотворении – это конкретно-изобразительный образ: свеча, пламя, озаренный потолок, ночник, на свечку дуло. В контексте стихотворения образ свечи может читаться как символ любви, тепла, жизни.
«А ты всё горишь и теплишься, свечечка моя ярая!» «Свет полного месяца стягивал снежную поляну осязательной вязкостью яичного белка или клеевых белил. Роскошь морозной ночи была непередаваема. Мир был на душе у доктора. Он вернулся в светлую, тепло истопленную комнату и принялся за писание». («Доктор Живаго» ч. 7)


«Свеча горела на столе. Свеча горела…» «Зимняя ночь» - это стихотворение о любви двух людей, героев романа «Доктор Живаго» - Лары и Юры. Их любовь горит, как свеча, вопреки, или на фоне, социальных метелей, революции. Это стихотворение о любви любых других влюбленных, «скрестивших» свои судьбы вопреки «метелям» жизни.



«Доктор Живаго»; преуспевающий медик, служивший во время войны; муж Антонины Громеко и сводный брат генерал-майора Ефграфа Живаго . Юрий рано осиротел, потеряв сначала мать, которая умерла в результате продолжительной болезни, а затем отца, который, будучи в алкогольном опьянении, спрыгнул из движущегося на полном ходу поезда. Его жизнь была нелегкой. Как говорил сам автор, фамилию герою он придумал от выражения, взятого из молитвы: «Бога Живаго». Под фразой подразумевалась ассоциация с Иисусом Христом, «исцеляющим все живое». Таким хотел видеть Пастернак своего персонажа.

Считается, что прототипом героя был сам автор, точнее его духовная биография. Сам же он говорил, что доктор Живаго должен ассоциироваться не только с ним, а скорее с Блоком, с Маяковским, возможно, даже с Есениным, то есть с теми авторами, которые рано ушли из жизни, оставив после себя ценный томик со стихами. Роман охватывает всю первую половину двадцатого века, а доктор уходит из жизни в переломный год 1929-й. Получается, что в каком-то смысле это автобиографичный роман, а в каком-то нет. Юрий Андреевич застал Октябрьскую революцию и Первую мировую войну. На фронте он был практикующим врачом, а дома – заботливым мужем и отцом.

Однако события сложились так, что вся жизнь шла вопреки установленному в обществе порядку. Сначала он остался без родителей, затем воспитывался в семье дальних родственников. На дочери своих благодетелей, Тане Громеко, он впоследствии женился, хотя больше его привлекала загадочная Лара Гишар , чьей трагедии он не мог тогда знать. Со временем, жизнь свела этих двоих, но вместе они пробыли недолго. Разлучником стал тот самый злополучный адвокат Комаровский , после разговора с которым в свое время выпрыгнул из поезда отец Юрия.

Помимо врачевания, Живаго увлекался литературой и написанием поэзии. После его смерти друзья и родные обнаружили тетради, в которых он записывал свои стихотворения. Одно из них начиналось со слов: «Свеча горела на столе, Свеча горела…» Оно родилось в его голове в тот вечер, когда он с Тоней направлялся на елку к друзьям и стал свидетелем того, как Лара стреляла в любовника своей матери. Этот случай навсегда остался в его памяти. В тот же вечер она объяснилась с Пашей Антиповым , который стал ее законным мужем. События сложились, таким образом, что Лара с Пашей расстались, а Юра после ранения попал в тот госпиталь, где она работала сестрой милосердия. Там и произошло объяснение, во время которого Юра признался, что любит ее.

Жена доктора и двое детей были высланы из страны и эмигрировали во Францию. Тоня знала о его отношениях с Ларой, но продолжала его любить. Переломным моментом для него стало расставание с Ларисой, которую обманным способом увез Комаровский. После этого Живаго совсем запустил себя, не хотел заниматься врачебной практикой и ничем не интересовался. Единственное, что его увлекало, так поэзия. К революции он поначалу относился хорошо, но после того, как пробыл в плену, где ему пришлось стрелять в живых людей, он сменил свой энтузиазм на сострадание к невинным людям. Он намеренно отказался от участия в истории.

По сути, этот персонаж прожил жизнь, которой и хотел жить. Внешне он выглядел безвольно, но на самом деле обладал сильным умом и хорошей интуицией. Умер Живаго от сердечного приступа, приключившегося с ним в переполненном трамвае. На его похоронах была и Лариса Антипова (Гишар). Как оказалось, у нее была дочь от Юрия, которую она вынужденно отдала на воспитание чужой женщине. О племяннице и работах брата после его смерти позаботился сводный брат Евграф Живаго.

Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», главным героем которого является Юрий Андреевич Живаго, отражает судьбу русского интеллигента в вихрях русских революций и войн первой половины 20 века. Человек, его нравственные страдания, творческие стремления и поиски, его самая гуманная в мире профессия и столкновение с антигуманным миром жестоких и «тупоумных теорий», человек и шум времени, который сопровождает всю его жизнь - главная тема романа.

Роман заслужил Нобелевскую премию по литературе, однако на родине писателя не был напечатан, а от премии отказался под давлением. Что же позволило считать роман антисоветским? Вероятно, то, с какой правдивостью изображается жизнь обычного человека, не принимающего революции, не желающего принести себя ей в жертву, но одновременно слишком мягкого и неопределившегося для того, чтоб хоть сколько-нибудь походить на оппозиционную силу.

Характеристика персонажа

Юрий Живаго входит в повествование романа маленьким мальчиком. Он рано потерял родителей, воспитывался в хорошей семье, ставшей ему родной. Живаго творческий, подающий надежды, тонко чувствующий красоту, искусство и сам чувственный, тонкий. Юрий становится доктором, ощущает потребность не только в помощи людям, но и потребность как бы «творить красоту», в противовес смерти.

Живаго предвидит социальные катаклизмы, но одновременно верит в революцию, как в верный и надежный скальпель хирурга и сравнивает революцию с великолепной хирургической операцией, даже испытывает душевный подъем, осознавая, в какое время живет. Однако уже скоро он понимает, что насильственность революции пошла в разрез с его приветственными к ней настроениями - красные принудительно мобилизуют доктора, его допрашиваю как шпиона, он попадает в плен к партизанам и вот уже от идей большевизма он в отчаянии, ведь у него отнята и семья, и любимая женщина, и вот уже его уничтожение - только вопрос времени, и он его ждет. В отрыве от семьи не работается и не пишется, и ни о чем не мечтается. В 1929 году Живаго умирает от сердечного приступа, едва выйдя из трамвайного вагона. Остается его лирика, утраченная тяга к прекрасному (а был ли вообще этот дореволюционный мир или только привиделся?), несбывшиеся надежды.

Образ в произведении

(Омар Шариф в роли Доктора Живаго, к/ф Дэвида Лина "Doctor Zhivago", США 1965 )

Юрий Живаго - собирательный образ русского интеллигента, на юность которого выпадает революция. Воспитанный на классической литературе и искусстве, ценящий прекрасное, он, как и все русские интеллигенты, - дилетант широкого профиля. Он талантливо пишет стихи и прозу, блестяще философствует, получает блестящее образование, развивается в своей профессии, становится великолепным диагностом, однако все это идет прахом, ведь революция и гражданская война молниеносно сделала вчерашних уважаемых в обществе граждан, цвет нации, презираемыми буржуями, отщепенцами.

Неприятие насилия, коим пронизан новый строй, не позволяет Юрию ловко встроиться в новую социальную реальность, более того, становится опасным его происхождение, его взгляды, наконец, его стихи - ко всему этому можно придраться, за всё можно наказать.

Психологически образ Живаго раскрывается, конечно, в той тетради, в которой в качестве послесловия собраны стихи, якобы написанные Юрием. Лирика показывает то, насколько он оторван от реальности и насколько равнодушен к «вершению истории». Перед читателем предстает тонкий лирик, живописующий снег, пламя свечи, бытовые мелочи, дачный уют, домашний свет и теплоту. Именно эти вещи Живаго воспевает сильнее, чем классовые, - своё место, свою семью, свою уют. И именно из-за этого роман правдив и настолько был неугоден критикам.

Инертный и неподвижный человек, где-то ведомый, где-то слишком уступчивый, не отстаивающий себя. Порой читателя может охватить чувство неприязни к нерешительности героя: давал себе «слово не любить Ларису» - и не держал, спешил к жене и детям - и не догонял, пытался все бросить - и не удавалось. Подобное безволие четко укладывается в христианские принципы - подставить вторую щеку, когда ударили по первой, да и в имени героя прослеживается символизм: Юрий (будто «юродивый») Андреевич («сын человеческий) Живаго (воплощение «духа Живаго»). Герой будто соприкасается с вечностью, не давая оценок, не судя, не противоборствуя.

(Борис Пастернак )

Считается, что образ Юрий Живаго максимально близко соприкасается с образом самого Бориса Пастернака, а также отражает внутренние миры его современников - Александра Блока, Владимира Маяковского, Сергея Есенина. Творческая интеллигенция смотрела на революционные настроения с индивидуальным, обостренным пониманием, а значит глазами творческого человека можно увидеть правду и пережить её, читая роман.

Образом Живаго ставятся вопросы гуманности, роли человека в круговороте истории, где отдельная личность выглядит песчинкой, но самоценна.