Герои «недотепы» в драматургии А. П. Чехова. (По пьесе «Вишневый сад»). Кого в пьесе «Вишневый сад» Чехов называет «недотепой»? (ЕГЭ по литературе)

Пьесу «Вишневый сад» пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия, все герои пьесы несчастны и в той или иной мере – оказываются неудачниками. Жизнь Гаева и Раневской по-настоящему трагична: старинное родовое имение с роскошным вишневым садом разорено и реализуется за долги с аукциона. Петя Трофимов – «вечный студент»; Лопахин недоволен жизнью и страдает по причине неразрешимого конфликта с миром:

О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь.

Аня настолько юна и легкомысленна, что не способна осознать, что без прошлого, с которым она так беспечно расстается, нет будущего; а Епиходов с его несчастьями – олицетворение всеобщей нескладности жизни, от которой страдают все герои пьесы. Всех их можно назвать недотёпами.

Именно это слово – лейтмотив пьесы. Оно часто употребляется автором в своем прямом значении. Так говорят о неловком и неумелом человеке. Действительно, настоящий недотёпа конторщик Епиходов, по прозвищу «22 несчастья». Он постоянно оказывается в нелепых ситуациях: то роняет букет, то натыкается на стул, то нечаянно ломает бильярдный кий. Смешна и нелепа гувернантка Шарлотта с фокусами, которые она неумело демонстрирует. Вызывает недоумение её вид, когда она разгуливает в костюме охотника, с ружьем и фуражкой на голове, или вдруг вытаскивает из кармана огурец и начинает его есть. Петю Трофимова Раневская также называет «недотёпой». С ним, как и с Епиходовым, всё время происходит что-нибудь странное. Он неловок и неуклюж: падает с лестницы. Петя постоянно занят поисками калош, а они оказываются старыми, грязными. Смешон и недотёпа Симеонов-Пищик, утверждающий, что от медикаментов нет «ни вреда, ни пользы» и выпивающий за один раз все пилюли Раневской. На балу именно он (по нелепому совпадению!) толстый, задыхающийся, в поддевке и шароварах оказывается распорядителем танцев. В конце пьесы Фирс называет себя недотёпой. Он стар, неловок, еле-еле двигается.

Нелепость героев подчеркивает их речь. Они изъясняются странно, необычно. Гаев пересыпает свою речь бильярдными терминами. Фирс постоянно бормочет себе под нос что-то непонятное, чего никто не может разобрать. Речь Епиходова представляет собой смесь книжного и разговорного стилей. Герой не знает грамматических правил и произносит нелепицы: «Наш климат не может способствовать в самый раз…», «вы … совершенно привели меня в состояние духа…». Немка Шарлотта говорит на ломаном русском языке, используя немецкие слова и выражения. Высокопарные монологи Гаева и пламенные речи Пети Трофимова насыщены шаблонами и по сути тоже неуместны и нелепы. В пьесе не случайно постоянно звучит нескладная, комическая речь и так много показано нелепых положений героев, странных ситуаций. Действующие лица недотёпы не только внешне, но и внутренне. Слово «недотёпа» в подтексте пьесы имеет как прямое, так и переносное значение. Это определение несостоятельности, некоторой нравственной ущербности человека. Герои несчастны и одиноки, потому что разъединены, не слушают и не слышат друг друга. Они во многом сами виноваты, что их жизнь скучна и пуста; сложные проблемы им решить не под силу.

Персонажи поверхностны в своих чувствах, порой бестактны, «неуклюжи» в нравственном отношении. Все центральные фигуры пьесы уязвимы. Гаев – ничего не умеющий, сентиментальный «большой ребенок». Его неприспособленность к жизни усиливается характерной деталью: герой постоянно сосет леденцы. Он не думает о последствиях своих слов и поступков. Именно Ане он вдруг сообщает свои замечания о Раневской: «… все же, надо сознаться, она порочна …» Аня, с ужасом слушая, защищает мать, а через мгновенье в свою очередь сурово её осуждает: «… едва доехали. И мама не понимает! Сядем, а она требует самое дорогое».

Раневскую Антон Павлович показывает со всех сторон, не скрывая и нравственных изъянов. Так, героиня очень спокойно воспринимает известие о смерти своей няни. Её сухость поражает. Ведь до этого сообщения она эмоционально обращалась даже к комнате, признавалась в любви «шкапу», даже целовала его. В память о няне Раневская добрых слов не сказала. Удивляет, что она даже не расстроилась и не ощутила горького укола в сердце.

Лопахин не способен увлекаться, любить. Герой не может понять душевное состояние других людей. Он заставляет страдать Варю, не хочет с ней искренне объясниться. Он с нежностью признается Раневской:

...вы сделали для меня когда-то так много, что я … люблю Вас, как родную.

И тем не менее именно он становится владельцем её дома, вишневого сада и торопится поскорее уничтожить красоту, не щадя чувств Любови Андреевны.

Недотёпы устраивают бал в то время, когда идут торги имения. Это нелепо, странно. Характерна авторская ремарка: «Варя плачет, танцуя». Неуместные в день продажи развлечения усиливают впечатление разобщенности героев, их взаимной нравственной глухоты. Они не только не способны спасти себя, окружающий мир, но даже сделать хоть какое-то конкретное добро: позаботиться о старом больном Фирсе. О том, что верного слугу надо отправить в больницу все только говорили, но никто этого не сделал.

Таким образом, герои пьесы – недотёпы, несчастные существа, потому что не умеют любить и жертвовать собой. Автор не случайно развертывает действие на фоне вишневого сада. Оказывается, что конфликт в пьесе возникает не между различными поколениями или социальными группами, а между всеми действующими лицами и вишневым садом. Никто из героев не достоин прекрасного будущего, никто не способен распоряжаться созданными природой и людьми богатствами.


В пьесе "Вишневый сад" автор четко показывает свое отношение к каждому герою, и из всех, только двух из них нельзя назвать "недотепой"- это Лопахин и Яша. Они точно знают, чего хотят и идут к своим целям. Для меня "недотепа"- это детское выражение, поэтому, я считаю, что каждый герой произведения- это ребенок. Ребяческое отношение и поведение можно заметить в их словах, которые всегда цепляются за прошлые воспоминания о доме и саде, которые отражают детское восприятие к этому месту, наверное, именно поэтому они теряют все, что имеют, из-за своей глупости и детской наивности о том, что все наладится и кто-то им все-таки поможет.

Самый главный "недотепа"- это Раневская, которая не умеет жить и пользоваться благами своей жизни. Она тратит свои деньги на людей, которые сами не могут и не хотят их зарабатывать, зная, что смогут обратиться к глупой Раневской и не получат отказа. Она, несмотря на свой возраст, наивная и жалкая женщина, которая из-за своей глупости теряет все, что имеет.

В конце пьесы, когда у Раневской появляются деньги, присланные бабушкой, она не старается помочь своим детям или как-то исправить ситуацию, сложившуюся с садом, она снова уезжает от всех к своему любовнику, который уже понял ее наивность и щедрость и научился этим пользоваться.

Второй, после Раневской, "недотепа"- это ее родной брат. Такой же глупый и не умеющий распоряжаться ценностями человек средних лет, который потерял все свое имущество из-за леденцов. Гаев- неразумный человек, не вписывающийся в общество, потому что не умеет даже элементарного- поддерживать диалог или слушать собеседника, у него на уме только игра в бильярд, которая ярко выражается при диалогах, а порой и монологах.

Третий "недотепа" в произведении- это Петя Трофимов, или, как его прозвали другие "вечный студент". Петя, которому на тот момент было уже двадцать четыре года, не закончил учебу в университете по той причине, что его оттуда отчисляют, а он и не стараются как-то исправить ситуацию. Он много говорит о том, что "все будет хорошо", подает надежды наивной Ане, которая верит ему и восхищается его умом, и пытается всем доказать свою правоту, хотя на деле он не делает ничего, что могло бы подтвердить его слова. Даже уезжая с Аней, он говорит о том, что у них все будет хорошо и они сделают свой сад, хотя они едут в неизвестность и их ждет тяжелый труд, к которому не готов даже сам Петя.

Произведение "Вишневый сад"- это самое яркое отражение России и ее народа, и очень обидно осознавать, что Россия- это страна "недотеп" и по сей день.

Обновлено: 2018-07-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Герои-недотепы в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». (Лопахин и Раневская)

Пьеса Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» по праву считается одной из самых известных в русской литературе. Она – пример новаторства, возможность передать старые идеи в новом стиле.
Автор смеется над героями произведения, выявляя истинную глубину их чувств и переживаний и показывая их беспомощность перед этим миром. Героями-недотепами можно назвать каждого персонажа в произведении. Для меня особенно ярко выделились Лопахин Ермолай Алексеевич и Раневская Любовь Андреевна.
Лопахин Ермолай Алексеевич – купец, человек «с самого низа». Его отец и его дед были крепостными у предков Раневской. Сама Раневская много сделала для него. Он благодарен ей за это, говорит, что любит, как родную и даже «больше, чем родную».
Лопахин сумел разбогатеть, но, в то же время остаться, по его собственному выражению, «мужик мужиком». Он искренне желает помочь Раневской спасти ее родовое имение, которое продают за долги. И вскоре находит решение – разбить сад на участки и отдавать в аренду под дачи. Но никто не поддержал его идею.
И вдруг, неожиданно, Лопахин резко меняется. Это происходит в тот момент, когда он приобретает вишневый сад – момент наивысшего его торжества: сын мужика, «мало¬грамотный Ермолай», становится владельцем дворянского имения, где его «отец и дед были рабами». Здесь в Лопахине про¬ступает грубое, хищническое начало, купеческая удаль. Он уже не задумывается ни о бывших хозяевах имения, ни о своем чувстве к Раневской. Пьянящая радость так и рвется из Лопахина, он хохочет и топает ногами.
Лопахин – герой-недотепа потому, что трудолюбие, практический ум, смекалка соседствуют в нем с черствостью, грубостью, хищничеством – пожалуй, самыми сильными чувствами в его душе.
Раневская Любовь Андреевна – помещица, владелица имения. Пять лет назад она уехала за границу, после смерти мужа и гибели ма¬ленького сына. Жила в Париже, принимала гостей, тратила много денег.
Раневская проста в общении, а также очень сентиментальна. О России она говорит: «Видит Бог, я люблю родину, люблю нежно...» Вернувшись в имение, она плачет при виде своей детской.
Но любит ли она родину по-настоящему? Я считаю, что нет. Раневская очень легкомысленна и не способна к настоящим чувствам. Она абсолютна беспомощна в житейских делах и не способна на решительные действия. Она все пускает на самотек или полагается в решении бытовых вопросов на других.
Героиня понимает, что живет неправильно: грешит, сорит деньгами. Но она привыкла жить роскошно, ни в чем себе не отказывая, и теперь и не хочет измениться.
Раневская не может и не хочет понимать всей серьезности происходящего. Она не верит, что может лишиться сада. Героине кажется, что все образуется само собой. Но происходит крушение мира Раневской. Сад достается Лопахину. Героиня, потеряв свое имение и свою родину, уезжает обратно в Париж.
Оба персонажа: и Лопахин, и Раневская – несмотря на такую разницу между ними, обладали чувствами, прекрасными чувствами, но, к сожалению, неглубокими, а потому бессильными перед прихотями своих хозяев.

Человек в своем громадном большинстве глубоко несчастлив.
А. П. Чехов

Художественный мир Чехова бесконечно сложен, многогранен, лишен какой-либо однолинейности. Писателю открыто было все несовершенство жизни, понятен был глубокий трагизм человеческого существования. Поэтому закономерно, что в пьесу “Вишневый сад” входит тема “недотепства”. Чехов изображает несчастных, страдающих людей. Круг “недотеп” достаточно широк, хотя слово “недотепа” употребляется в пьесе по отношению только к четырем персонажам: Яше, Дуняше, Пете Трофимову, Фирсу...
Лакей Яша мечтает лишь о блестящей парижской жизни и, разумеется, не осознает своего духовного убожества. Но в этой искаженности и огрубелости русского человека заключается одно из проявлений того самого “недотепства”, которое так тонко почувствовал старик Фирс.
Судьба гувернантки Шарлотты Ивановны - это еще одна вариация на тему “недотепства”. Безвыходным одиночеством и тоской проникнуто ее признание: “.. .Когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить... А откуда я и кто я - не знаю...”
Конторщик Епиходов имеет весьма красноречивое прозвище - “двадцать два несчастья”. И действительно, любовь Епиходова отвергнута, претензии на образованность не имеют под собой.основания. Чехов точно передает смутную неудовлетворенность конторщика жизнью: “Я развитой человек, но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться”.
К “недотепам” относится и престарелый лакей Фирс. Перед нами верный раб, считающий отмену крепостного права несчастьем. В этом человеке так и не пробудилось достоинство, духовного раскрепощения не произошло. Мы видим, как трогательно 87-летний Фирс заботится о Гаеве. Тем страшнее и безысходнее финал пьесы...
Обратимся теперь к образам бывших хозяев вишневого сада. Раневская и Гаев - “недотепы” в полном смысле этого слова. Они давно утратили ощущение реальности и надеются на маловероятную помощь богатой ярославской тетушки, отвергая вполне осуществимый план спасения имения. Трагедия этих людей не в том, что они разорились, а в измельчании их чувств, в утрате последнего напоминания о детстве - вишневого сада.
Страдания Раневской и Гаева совершенно искренни, хотя и принимают несколько фарсовую форму.- Жизнь Раневской не лишена драматизма: умирает муж, трагически гибнет семилетний сын Гриша, бросает любовник... Любовь Андреевна, по ее же собственному признанию, не может бороться со своими чувствами даже тогда, когда понимает, что обманута любимым. В излишней сконцентрированности героини на собственных переживаниях есть немалая доля эгоизма, отстраненности от чужих страданий и лишений. О смерти старой няни Раневская говорит за чашкой кофе. В свою очередь, воспоминания об умершей Анастасии не мешают Гаеву достать заветную коробочку леденцов...
Глубоко несчастны в пьесе “Вишневый сад” и Аня, Варя, Петя Трофимов. Конечно, страдания молодых не так бросаются в глаза. 27-летний Петя - идеалист и мечтатель, но и он подвластен неумолимому ходу времени. “Какой вы стали некрасивый, Петя, как постарели!” - замечает Варя. Трофимов считает себя “выше любви”, но именно любви ему не хватает. “Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа”, - точно угадывает Раневская причину Петиной неустроенности в жизни.
К “недотепам” в пьесе “Вишневый сад” должен быть отнесен и Ермолай Лопахин. Петя Трофимов прав, когда говорит о его “нежной душе”. В двойственности Лопахина заключается трагическая противоречивость его образа. В своих отношениях с Варей герой предельно скован, робок. Он, в сущности, столь же одинок и несчастен, как и окружающие.
Пьеса “Вишневый сад” кончается грустным словом “недотепа”, которое произносит забытый всеми Фирс. За этим словом стоит многое... Чехов далек от пустого обличительства. Мечта о достойной человека жизни соседствует в произведении с состраданием к несчастным, страдающим людям, которые ищут “высшую правду” и все никак не могут найти...


«Вишневый сад» была написана в 1903 году и считается одной из наиболее известных в русской литературе. Она сумела передать старые идеи в новом стиле и стала примером новаторства. Сам автор уверен, что человек в душе глубоко несчастен и беспомощен перед миром. По этой причине в пьесе сильно развита тема «недотепства» персонажей. «Недотепами» автор называет несчастных людей, не умеющих в этой жизни ничего, беспомощных и инфантильных. Круг «недотеп» достаточно широк и включает как бывших дворян-помещиков, так и купцов со слугами.

Слово «недотепа» употребляется только к четырем персонажам в пьесе. Среди них лакей Яша , горничная Дуняша , Фирс и Петя Трофимов . На самом деле, автор показывает, что «недотеп» гораздо больше. К ним относятся и сама помещица Раневская со своим братом Гаевым , и купец Лопахин , и конторщик Епиходов, и гувернантка Шарлотта Ивановна, и даже Аня с Варей . «Недотепство» некоторых героев проявляется на конкретных примерах.

В молодом самодовольном лакее Яше Фирс безошибочно угадывает «недотепство». Этот персонаж все мечтает о блестящей жизни в Париже, прикидывается зарубежным франтом, плохо высказывается как о родине, так и о родной матери. На самом деле, в нем просматривается духовное убожество, искаженность и огрубелость русского человека. Гувернантка Шарлотта Ивановна о себе рассказывает, что родители-циркачи рано умерли, и она осталась на воспитание какой-то немецкой даме, а какой сама не помнит. Паспорта у нее нет, определенного возраста тоже.

Конторщик Епиходов неслучайно получил прозвище «двадцать два несчастья». Его любовь отвергнута, а претензии на образованность необоснованны. В этом герое просматривается смутная неудовлетворенность жизнью. Он даже носит на всякий случай пистолет и подумывает застрелиться. Старик Фирс также является примером «недотепства». Этот человек предстает «вечным рабом», так и не сумевшим духовно раскрепоститься, даже после отмены крепостного права. Он трогательно заботиться о господах, себя не жалея. Трагический финал этого персонажа очевиден и безысходен.

Сами господа Раневская и Гаев тоже пополнили список «недотеп». Эти люди давно утратили ощущение реальности. Раневская к примеру несмотря на отсутствие денег продолжает принимать гостей, устраивать балы, ходить в дорогие рестораны и заказывать изысканные блюда. Гаев, не имея денег и работы, все надеется выгодно выдать замуж племянницу или хотя бы получить наследство от богатых родственников. Когда дело доходит до спасения родового имения, эти персонажи вновь проявляют свою слабость и неумение решать какие-либо проблемы.

Молодое поколение в лице Вари, Ани и Пети Трофимова тоже подвержено «недотепству». Эти персонажи не менее несчастны. Петя – идеалист и мечтатель. Он любит много говорить о том, как постичь «истину», но усилий никаких не прилагает. Противоречивость и двойственность героя Лопахина тоже является скрытой формой «недотепства». Несмотря на то, что он «хищник», по натуре он робок, скован и раним. Этот герой не менее одинок в душе и несчастен, чем другие персонажи пьесы.

В финале пьесы Фирс, более полувека проработавший на господ, остается один запертый в имении. Всеми забытый старик произносит грустное слово «недотепа». И за этим словом кроется многое… Создав персонажей-недотеп автор хотел показать насколько они беспомощны и бесполезны в современном мире. Мечта о достойном существовании соседствует с состраданием к этим несчастным. Все они ищут истину, которую так и не находят.