Методы социальной психологии: от исследовательских до обучающих. Наблюдение – как метод социальной психологии

Социальная психология в качестве самостоятельной науки начала свое формирование с конца XIX века. Большинство ее вопросов формировалось в рамках философии взаимоотношений людей в обществе. Однако изучение поставленных проблем было достаточно трудоемким и вскоре произошла интеграция, которая и определила психологию и социологию в качестве отдельных самостоятельных наук. Так, социальная психология стала решать наиболее актуальные задачи, такие как: выработки практических рекомендаций и становление целостной системы, разработка методологии исследований и теорий. Специфика науки заключается в изучении закономерностей деятельности людей и их поведения, а также психологических характеристик социальных групп.

Предмет социальной психологии определяется вопросом о изучении в качестве самостоятельной отрасли знания. Предметом исследования в данной области выделяется сама личность, изучаемая в социуме, группе и обществе, поскольку исследует общую специфику социальных взаимодействий. Таким образом, предмет социальной психологии - это сам человек в обществе. Наиболее важным является положение в коллективе и группе. В ходе изучения также рассматриваются характеристики и особенности социальных групп, проблемы внутригрупповых и межгрупповых отношений, и многое другое. Каждая социальная группа отличительна, поскольку имеет индивидуальные, свойственные только ей, характеристики.

Основные методы социальной психологии .

Методы социальной психологии заключаются в способах познания главных социально-психологических явлений и закономерностей. Они нацелены на совокупность показателей, раскрывающих сущность явлений или процессов. Рассмотрим более подробно эти методы социальной психологии :
методы феноменологизации и концептуализации - данная группа методов нацелена на проведение предварительной работы по систематизации интересуемых социально-психологических проблем и феноменов, вычленение которых осуществляется в соответствии с потребностями социума. Концептуализация же осуществляется при соотнесении теорий и моделей;
методы исследования и диагностики - к методам исследования относятся такие методы социальной психологии , как:
наблюдение - строгофиксируемое целенаправленное восприятие социально-психологического явления. Оно позволяет ответить на следующие вопросы: Что необходимо наблюдать? Как зафиксировать полученный результат?;
опрос (письменный и устный) - метод изучения общения, мнений, лидерства, а также социальных отношений в коллективах и группах. Главную роль здесь играет мотивация, т. е. желание ответить искренне;
эксперимент - вмешательство исследователя в социальную деятельность группы с целью обеспечения определенных условий, способствующих обнаружению социально-психологического факта. Данный тип метода подразделяется на лабораторный (искусственно созданный) и естеспвенный;
моделирование - исследовательский метод, направленный на формирование моделей необходимого для изучения социально-психологического явления;
к методам диагностики относятся такие методы социальной психологии , как:
тестирование - стандартизированное испытание, которое предназначено непосредственно для измерения большинства социально-психологических переменных;
методы обработки и интерпретации - применяются в основном статистические методы для нахождения отклонений от среднего,уровня значимости, корреляции, средних значений, значения связи между переменными, достоверности, а также составления факторного анализа. Они позволяют изучить имеющиеся закономерности и предоставить всю информацию в наглядной форме, т. е. перейти от закономерностей и чисел к психологическим суждениям и понятиям
методы коррекции и терапии - способствуют развитию и улучшению групповых и личностных характеристик, навыков и умений;
методы мотивирования и управления - применяются для обесечения оптимального функционирования групп и отдельных личностей и побуждения их к деятельности для достижения единой цели;
методы обучения и развития - направлены на реализацию социально-психологического потенциала в ходе повышения эффективности усвоения умений, знаний и навыков; способствуют повышению компетентности;
методы конструирования и творчества.

.

Наука социальная психология занимается изучением личности и ее социального взаимодействия в конкретном обществе или группе. Проблемы социальной психологии скрываются в проявлении личностных черт, значительно различающихся в разных группах и социумах. В одних условиях могут раскрываться личностные черты, а совершенно в иных - могут и вовсе не проявиться. Основным главным ориентиром остаются взаимоотношения с социальной группой самой личности.

Введение.

I. Наблюдение – метод сбора научной информации.

II. Разновидности метода наблюдения.

III. Классификация видов наблюдения.

Заключение.

Список литературы

Введение.

Наблюдение является старым методом социальной психологии и иногда противопоставляется эксперименту как несовершенный метод. Вместе с тем далеко не все возможности метода наблюдения сегодня исчерпаны в социальной психологии: в случае получения данных об открытом поведении, о действиях индивидов метод наблюдения играет весьма важную роль. Главная проблема, которая встает при применении метода наблюдения, заключается в том, как обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, что бы прочтение протокола наблюдения было понятно и другому исследователю, могло быть интерпретировано в терминах гипотезы. На обыкновенном языке этот вопрос может быть сформулирован так: что наблюдать? Как фиксировать наблюдаемое?

Для того что бы ответить на ряд этих вопросов, необходимо более подробно ознакомиться, что же собой представляет социологическое наблюдение.

В реферате на тему “ Наблюдение как метод социально – психологического исследования ” рассказывается о том, что представляет собой один из методов сбора научной информации – наблюдение.

Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Во введении обосновывается выбор темы реферата.

Основная часть включает в себя 3 вопроса. В первом - подробно раскрывается понятие наблюдение, его достоинства и недостатки. Во втором вопросе – рассказывается об основных областях применения социологического наблюдения. В третьем вопросе показана классификация видов наблюдения.

В заключении делается вывод о важности метода наблюдения.

1. Наблюдение – метод сбора научной информации.

Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная область знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.

Все сказанное относится и к социальной психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированны методы самых разных наук. Это – методы математики, общей психологии, ряда других наук.

Наряду с математизацией и технизацией исследований в социальной психологии не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, такие, как наблюдение, опрос.

В моем реферате на тему “” рассмотрен и раскрыт один из традиционных методов сбора научной информации – наблюдение.

Если данные об обследуемом процессе, о деятельности индивидов, группы, коллектива в целом должны быть максимально “очищены” от рациональных, эмоциональных и прочих свойств респондентов, то прибегают к такому методу сбора информации, как наблюдение.

Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями пользуется каждый человек в повседневной практике. Регистрируя факты окружающей социальной действительности и свое поведение, человек пытается выяснить причины тех или иных поступков и действий. Житейские наблюдения отличаются от наблюдений научных прежде всего тем, что они случайны, неорганизованны и бесплановы.

Так как социологическое наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них, имеет много общего с тем, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится. Но есть и большие различия. Социологическое наблюдение как метод сбора научной информации – это всегда направленное, систематическое, непосредственное прослеживание и фиксирование значимых социальных явлений, процессов, событий. Оно служит определенным познавательным целям и может быть подвергнуто контролю и проверке.

Метод наблюдения использовался еще на этапе становления марксистской социологии. Ф. Энгельс в течении 21 месяца непосредственно по личным наблюдениям и в личном общении изучал английский пролетариат, его стремления, страдания, радости.

Интересный опыт использования метода наблюдения и анализа его результатов накоплен в русской литературе 40-х годов XIX века. В социальной беллетристике этого периода тесно сплете­ны гражданские чувства и умонастроения близкой к народу интеллигенции, поиски художествен­ного отражения жизни различных социальных групп, черты научного, социологического видения общественного развития. Писатели, близкие к В.Г. Белинскому и Н.А. Некрасову, не только дали точные зарисовки быта, поступков, элементов сознания представителей многих социальных, профес­сиональных сообществ, но и создали типологические образы, обобщенные социолого-художественные типы людей своего времени. Общий гуманистический пафос их произведений, а также использованный ими метод сбора и осмысления фактов общественного бытия в значительной мере предопределили как характер более поздней прогрессивной русской литературы, так и спе­цифику становления отечественной социологии.

Наблюдение - это самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов в психоло­гии. Научное наблюдение непосредственно соприкасается с обыкновенным житейским наблюдением. Необходимо поэ­тому прежде всего установить общие основные условия, ко­торым вообще должно удовлетворять наблюдение, чтобы быть научным методом.

Первое основание требование - наличие четкой целевой устновки: ясно осознанная цель должна руководить наблюдате­лем. В соответствии с целью должен быть определен план на­блюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и система­тичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. Они должны исключить элемент слу­чайности, свойственный житейскому наблюдению. Таким об­разом, объективность наблюдения зависит прежде всего от его плановости и систематичности. И, если наблюдение исходит из четко осознанной цели, то оно должно приобрести избиратель­ный характер. Наблюдать все вообще в силу безграничного мно­гообразия существующего совершенно невозможно. Всякое на­блюдение поэтому носит избирательный, или выборочный, ча­стичный характер.

Наблюдение становится методом научного познания лишь постольку, поскольку оно не ограничивается простой регистра­цией фактов, а переходит к формулировке гипотез с тем, чтобы проверить их на новых наблюдениях. Действительно научно-плодотворным объективное наблюдение является в том случае, когда оно связано с установлением и проверкой гипотез. От­деление субъективного истолкования от объективного и выклю­чение субъективного, производится в самом процессе наблюде­ния, соединенного с постановкой и проверкой гипотез.

Квалификация событий: единицы и категории наблюдения.

В отличие от житейского научное наблюдение опосредовано исследовательскими целями, определяющими предмет наблюдения и область фактов, которые включаются в изучаемую реальность. Оно опосредовано также теоретическими представлениями об изу­чаемой реальности и выдвигаемыми познавательными гипотезами. Для наблюдения как способа сбора данных характерна существенная особенность: теоретические представления исследователя включены не только в объяснения наблюдаемого, но и в сам процесс наблю­дения, в само описание наблюдаемого. В обыденной жизни мы от­ражаем окружающий нас мир в системе закрепленных в языке зна­чений. При социально-психологическом наблюдении субъект наблюдения ис­пользует специально выделенные категории и единицы, выступаю­щие как средства качественного описания наблюдаемой им реаль­ности.

Наблюдение целостного потока активности субъекта и его опи­сание возможны только путем искусственного вычленения в нем определенных "единиц" активности, которым присваиваются опре­деленные названия. Выделение этих "единиц" позволяет: а) ог­раничить процесс наблюдения определенными рамками: в каких свойствах, проявлениях и отношениях воспринимается наблюдате­лем изучаемая реальность; б) выбрать определенный язык описа­ния наблюдаемого, а также способ фиксации данных наблюдения, т.е. способ отчета наблюдателя о воспринимаемом явлении; в) сис­тематизировать и контролировать включение в процесс получения эмпирических данных теоретического "взгляда" на изучаемое яв­ление.

Качественное описание составляет первую стадию отражения результатов наблюдения, протекающего как процесс квалификации наблюдаемых событий. Эмпирическим фактом наблюдавшееся явле­ние становится только после описания его наблюдателем. Все мно­гообразные подходы к описанию явлений можно свести к двум ос­новным типам. Первый - описание объекта в словаре "естественно­го" языка. В обыденной жизни мы употребляем для описания того, что воспринимаем, обычные ("житейские") понятия. Так, мы гово­рим: "человек улыбнулся", а не "человек растянул и приподнял уголки губ, слегка прищурив глаза". И научное наблюдение может также базироваться на использовании таких единиц, если в соответ­ствии с целями исследования четко определен их репертуар как совокупность возможных понятий, в которых фиксируются свойства наблюдаемого явления.

Второй подход к описанию - это разработка систем условных названий, обозначений, искусственно созданных знаков, кодов. Вы­деление единиц наблюдения может строиться на основе теоретиче­ских представлений о наблюдаемом явлении. В этом случае средства­ми наблюдения являются категории - такие единицы описания, которые получают свое понятийное значение только в определенной системе теоретических взглядов исследователя. Так, сказать об од­ном и том же явлении можно по-разному в зависимости от знания контекста: "человек бежит" или "человек убегает". В последнем случае в описание внешней двигательной активности включена ин­терпретация, но она связана только с включением контекста ситуа­ции (убегать можно от кого-то и т.п.). Другой пример: "ребенок замер на месте с испуганным лицом" или "ребенок демонстриру­ет оборонительную реакцию в виде замирания". Во втором выраже­нии включены понятия (пассивно-оборонительной реакции), кото­рые уже в описании дают интерпретацию состояния ребенка с точки зрения определенной типологии его реакций. Если в первом слу­чае результат наблюдения описан в единицах, то во втором случае - в системе категорий.

Условные обозначения, например графические, могут от­носиться и к репертуару единиц, и к системе категорий. То есть не вид обозначения, а содержание используемых понятий в их отношении к теории позволяет разграничивать единицы и кате­гории.

Категоризованное наблюдение сводится не только к вычлене­нию путем восприятия тех или иных единиц, но и обязательно включает этап осмысленного подведения под категорию этих единиц, т.е. обобщения в самом процессе наблюдения. Иногда категорией охватывается тот же поведенческий акт, что и единицей, т.е. они могут быть сопоставлены по степени расчлененности изучаемого яв­ления и отличаться только степенью его интерпретации. Чаще же категории подчиняют себе ряд единиц.

Количественные оценки данных наблюдения.

Существуют два основных способа получения количественных данных в ходе наблюдения: 1) психологическое шкалирование, ис­пользуемое в основном в виде балльных оценок; 2) измерение вре­мени, или хронометраж. Хронометраж лежит в основе применения так называемой методики временных промежутков.

Вторым видом его является методика временных выборок, когда из целостного на­блюдаемого процесса для фиксации данных выбираются отдельные определенные промежутки времени, считающиеся представительны­ми - репрезентативными - для более длительного периода на­блюдения. В реальных исследованиях качественное и количествен­ное описания событий наблюдателем обычно используются в ком­бинациях.

Количественные оценки могут фиксироваться непосредственно в ходе наблюдения, а могут выставляться после завершения наблю­дений, включаясь в так называемый ретроспективный отчет. Осно­вой ретроспективных оценок являются общие впечатления наблюда­теля, которые при длительном наблюдении могут, например, вклю­чать частоту тех или иных наблюдавшихся эпизодов. Количествен­ные характеристики могут быть прямо включены в оценочные суж­дения наблюдателей. Например: "он часто не ходит в школу", "он всегда теряет свои вещи" и т.д.

Наряду с таким оценочным описанием событий наблюдение на основе непосредственных впечатлений может включать балльные оценки этих впечатлений. А. Анастази приводится пример шкал, предназначенных для выявления мнений студентов о преподавателях, читающих курс психологии (4. Т. 2. С. 232}. В них разным формам событий в системе межличностных отношений - отноше­ний со студентами - приписывается определенный балл, например:

"этот профессор никогда не бывает на своем рабочем месте" - 2, "профессор останется и будет беседовать со студентами, пока не начнется следующая лекция или семинар" - 6 и т.д.

Подобного типа ретроспективные оценки отражают длительные неконтролируемые наблюдения в повседневной жизни, и, как показывают отдельные исследования, они могут выступать в качестве единственного или одного из главных критериев адекватности некоторых психологиче­ских тестов или оценок индивида.

Методики психологического шкалирования в процессе наблю­дения используются пока редко.

Пример использования методики временных промежутков да­ют исследования поведения человека в течение рабочего дня. Для этой цели наблюдение осуществляется не весь день, а по нескольку минут с длительными промежутками между выбранными периодами наблюдений.

Достоинства и недостатки метода наблюдения.

Важнейшее достоинство метода наблюдения заключается в том, что оно осуществляется од­новременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Открывается возможность непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени. Тщательно подго­товленная процедура наблюдений обеспечивает фиксацию всех значимых элементов ситуации. Тем самым создаются предпосылки для ее объективного изучения.

Наблюдение позволяет широко, многомерно охватить события, описать взаимодействие всех его участников. Оно не зависит от желания наблюдаемого высказаться, комментировать ситуацию.

Объективное наблюде­ние, сохраняя свое значение, по большей части должно допол­няться другими методами исследования. К процедуре наблюде­ния предъявляются следующие требования:

а) определение задачи и цели (для чего? с какой целью?);

б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исс­ледуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходи­мой информации (как наблюдать?);

г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести за­писи?);

д) обработка и интерпретация полученной информации (ка­ков результат?).

Недостатки метода наблюдения делятся на две группы: объективные – это те, недостатки, которые не зависят от наблюда­теля и субъективные – это те, которые непосредственно зависят от наблюдателя, так как они связаны с личностными, профессиональными особенностями наблюдате­ля.

К объективным недостаткам прежде всего относят:

Ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации. Поэтому, каким бы всесторонним и глубоким ни был проведенный анализ, получаемые выводы могут быть обобщены и распространены на более ши­рокие ситуации только с величайшей осторожностью и при соблюдении многих требований.

Сложность, а часто и просто невозможность повторения наблюдений. Социальные процессы необратимы, их нельзя заново "проиграть", чтобы исследователь смог за­фиксировать необходимые ему черты, элементы уже состоявшегося события.

Высокая трудоемкость метода. Осуществление наблюдения зачастую предполагает участие в сборе первичной информации большого числа людей достаточно высокой квалификации.

Многообразны и трудности субъективного плана. На качество первичной информации может оказывать влияние:

Различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых,

Несхожесть их интересов, ценностных ориентации, стереотипов поведения и т. д. К примеру, обращение друг к другу на "ты" в бригаде рабочих часто становится нормой для всех ее членов. Но социолог-наблюдатель, для ближайшего окружения которого характерна иная форма общения, может оце­нить это как пример неуважительного, фамильярного отношения молодых рабочих к старшим. Исключить подобные ошибки иногда позволяет близость социального положения наблюдателя и наблюдаемых. Она способствует более полному и быстрому охвату наблюдаемой ситуации, пра­вильной ее оценке.

На качестве информации сказываются и установки наблюдаемых и наблюдателя. Если наблю­даемые знают, что являются объектом изучения, они могут искусственно менять характер своих действий, подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю. В свою очередь, наличие у наблюдателя определенного ожидания в отношении поведения наблюдаемых может сформировать конкретную точку зрения на происходящее. Это ожидание может быть ре­зультатом предшествующих контактов наблюдателя и наблюдаемых. Сложившиеся ранее благоп­риятные впечатления наблюдателя переносятся на наблюдаемую им картину и могут вызвать не­оправданную положительную оценку анализируемых событий. И наоборот, негативные ожидания (скепсис, предубежденность) способны привести к преувеличенно отрицательному видению дея­тельности наблюдаемой общности людей, повышенной жесткости в оценке происходящего.

Результаты наблюдения непосредственно зависят от настроения наблюдателя, его со­средоточенности, умения целостно воспринимать наблюдаемую ситуацию, не только замечать относительно ясные внешние приметы деятельности, но и фиксировать малозаметные черты по­ведения наблюдаемых. В фиксации результатов наблюдения собственные мысли и переживания наблюдателя могут не позволить описать наблю­даемые события достаточно адекватно. Это описание может произойти по ана­логии с собственными мыслями и чувствами.

Итак, наблюдение – древнейший метод познания. Оно позволяет широко, многомерно охватить события, описать взаимодействие всех его участников. Основное преимущество – это изучение социальных процессов в естественных условиях. Основными недотатками являются – ограниченность, частный характер каждой наблюдаемой ситуации, невозможность повторения наблюдений, установки, интересы, личностные особенности наблюдателя. Все эти недостатки могут весьма сильно повлиять на результаты наблюдения.

II. Области применения социологического наблюдения.

Используется метод наблюдения при исследовании поведения индивидов и групп в труде и общественно-политической жизни, в сфере досуга, при изучении самых разнообразных форм общения между людьми. При анализе производственной деятельности объектом наблюдения может стать то, как члены трудового коллектива реагируют на изменения условий, характера, содержания труда, на нововведения, касающиеся технологии, oплаты, норм выработки и т. д. Наблюдаться должны значимые для участников трудового процесса ситуации, в которых наиболее остро, а иногда и в конфликтной форме проявляется отношение к работе, друг к другу.

Так же не менее актуально применение рассматриваемого метода в изучении практики проведения различных собраний, митингов, демонстраций. Наблюдая за поведением организаторов митингов, ораторов, участников, видя их поступки, ощущая всю атмосферу подобных акций, социальному психологу легче улавить суть происходящего, увидеть, каким образом осуществляется выработка коллективного решения, как складываются взаимоотношения в коллективе.

К наблюдению как методу сбора социологической информации обращаются в различных обстоятельствах:

Во-первых, для того что бы получить предварительный материал для уточнения направлений планируемого исследования. Осуществляемое в подобных целях наблюдение расширяет видение изучаемого явления, способствует выделению значимых ситуаций, определению "действующих лиц". Более того, непредубежденное, профессионально выполненное наблюдение тем и плодотворно, что открывает перед исследователем неизвестные ему ранее пласты, "срезы" социальной действительности, дает ему возможность отойти от традиционного понимания стоящей перед ним социальной проблемы.

Во-вторых, метод наблюдения использует, когда надо получить иллюстративные данные. Они, как правило, существенно "оживляют", делают зримым несколько суховатый анализ статистики или результатов массового опроса.

В-третьих, наблюдение выступает в качестве основного приема получения первичной информации. Если перед исследователем стоит эта цель, то ему необходимо соотнести позитивные и негативные аспекты метода.

Таким образом, используется наблюдение тогда, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего.

Если исследователем ставится задача не только дать научное описание конкретных событий определенных форм поведения людей в значимых для них ситуациях, но и выйти на более широкие обобщения и предположения, результаты наблюдения должны быть подкреплены данными полученными при использовании других методов сбора социологической информации. Результаты, полученные при использовании различных методов, дополняют и взаиморевизуют друг друга, и очень трудно однозначно объявить какие-либо из них "эталонными".

III. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ НАБЛЮДЕНИЯ.

Выбор возможных критериев классификации видов наблюде­ния отражает, по существу, весь спектр проблем и позиций, связан­ных с определением наблюдения как самостоятельного научного ме­тода.Это проблемы связи его с теорией и этапом исследования, проблемы учета "позиции" исследователя, т.е. типа отношения к изучаемому объекту, организации ситуации наблюдения, ее хронологических аспектов, формы отчета о наблю­даемом событии.

1. Наблюдение и цели исследования.

В зависимости от содержания целей исследования подразделя­ют наблюдение свободное (иногда его называют нерегулируемым и даже нецеленаправленным), если минимальны ограничения относи­тельно того, что и когда наблюдать, и наблюдение целенаправленное, если в схеме или плане четко определены цели, организация наблю­дения и способы отчета наблюдателя. Целенаправленное наблюдение по особенностям его организации может быть сплошным и выбороч­ным, в зависимости от того, все ли проявления интересующего исс­ледователя процесса, все ли объекты или только некоторые подлежат наблюдению.

2.Наблюдение и виды отчета наблюдателя.

Неструктурализованное наблюдение является слабо формализованным. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуа­ции, примерный состав наблюдаемой группы. Непосредственно в процессе наблюдения уточня­ются границы объекта наблюдения и его важнейшие элементы, конкретизируется программа ис­следования. Неструктурализованное наблюдение встречается преимущественно в разведыватель­ных, поисковых социологических исследованиях.

Если исследователь располагает достаточной информацией об объекте исследования и заранее способен определить значимые элементы изучаемой ситуации, а также составить подробный план и инструкции для фиксации результатов наблюдений, открывается возможность проведения структурализованного наблюдения. Этому типу наблюдения отвечает высокая степень стандартизации, для фиксация результатов используются специальные документы, бланки, достигается известная близость данных, получаемых различными наблюдателями.

Обращение к структурализованному наблюдению плодотворно при исследовании вопросов проведения собраний. В нем могут решаться задачи, связанные с определением состава выступа­ющих и содержания выступлений, с изучением реакций аудитории на сообщаемую информацию и анализом процесса принятия решения, с выявлением организационных характеристик собрания.

3. Наблюдение в отношении к проверке гипотез.

Наблюдение как метод сбора данных применимо на пред­варительных этапах исследования, когда нет разработанных гипо­тез о причинно-следственных связях. Если наблюдение не связа­но с проверкой конкретных гипотез, оно, оставаясь "целевым", не является эвристическим, хотя именно на основе такого наблю­дения и могут формироваться гипотезы. Сложившаяся традиция относит к эвристическому наблюдению те его виды, которые на­правлены на проверку гипотез. Эвристическим, следовательно, не являются наблюдение на предварительных этапах изучения объек­та и наблюдение в случаях сознательно принятой цели мини­мальной селективности и максимального охвата разных сторон и аспектов наблюдаемого объекта (процесса, явления).

4. Наблюдение с точки зрения учета позиции наблюдателя.

С этой точки зрения можно выделить невключенное (внешнее) наблюде­ние как наблюдение "со стороны", когда наблюдатель полностью отделен от изучаемого "объекта". Наблюдение со стороны может быть открытым или скрытым.

Включенным (участвующим) наблюдением называется такой его вид, при котором социолог непосредственно включен в изучаемый социальный процесс, контактирует, действует совместно с наблюдаемыми. Характер включенности различен: в одних случаях исследователь полностью со блюдает инкогнито, и наблюдаемые никак не выделяют его среди других членов группы, коллек тива; в других - наблюдатель участвует в деятельности наблюдаемой группы, но при этом не скрывает своих исследовательских целей. В зависимости от специфики наблюдаемой ситуации и исследовательских задач строится конкретная система отношений наблюдателя и наблюдаемых.

В качестве примера первой разновидности включенного наблюдения можно привести исследование, проведенное В.Б. Ольшанским, в течение нескольких месяцев работавшим на одном и заводов в бригаде слесарей-сборщиков. Он изучал жизненные устремления молодых рабочих, норм коллективного поведения, систему неофициальных санкций к нарушителям, неписаные "можно и "нельзя". При совместном анализе наблюдений и данных анкетирования, проведенного социологами в период осуществления включенного наблюдения, была получена ценная информация процессах, происходящих в производственном коллективе, о механизме становления группового сознания.

Включенное наблюдение име­ет свои преимущества и недостатки: с одной стороны, оно по­зволяет глубже проникнуть в исследуемую реальность, с дру­гой - непосредственная включенность в события может влиять на объективность отчета наблюдателя. Некоторые виды наблю­дения могут представлять собой промежуточный вариант между включенным наблюдением и наблюдением "со стороны". Напри­мер, наблюдения педагога за классом во время занятий, наблю­дения психотерапевта или психолога-консультанта; здесь наблю­датель включен в ситуацию иначе, чем наблюдаемые индивиды, их позиции "не равноправны" с точки зрения управления ситуа­цией.

5. Виды наблюдения в зависимости от его организации.

В зависимости от ситуации наблюдения можно выделить наблюдение: полевое, лабораторное и спровоцированное в естест­венных условиях.

Полевое наблюдение проводится в условиях, ес­тественных для жизни налюдаемого "субъекта", и его требовани­ем является отсутствие инициации со стороны наблюдателя изу­чаемых явлений. Полевое наблюдение позволяет исследовать естест­венные формы жизнедеятельности и общения людей (или иных "объектов" наблюдения) при минимальных искажениях, но его не­достаток состоит в большой трудоемкости, а также в том, что интересующая исследователя ситуация мало поддается контро­лю; наблюдение здесь часто является выжидательным, несистема­тическим. Возникают ситуации, когда отдельные члены наблюдаемой группы выпадают из поля зрения наблюдателя, либо внешние обстоятельства затрудняют фиксацию происходящего.

В тех ситуациях, когда требуется высокая тщательность, подробность в описании наблюдаемых процессов, используют технические средства фиксации (магнитофон, фото-, кино-, телеоборудо­вание). Когда же ставится задача разработки и экспериментальной проверки новой методики, применяют лабораторную форму наблюдения. Так, в специально оборудованном классе могут про­водиться занятия по формированию навыков менеджмента. Каждый из участников "школы" (по сути дела - ситуативной игры) поочередно выполняет роль, например, руководителя, исполните­ля, заказчика (клиента). В ходе 15-20 минутных игровых ситуаций отрабатываются приемы веде­ния занятий, умение концентрировать внимание участников ситуативной игры на анализе обсуж­даемых вопросов. Для фиксации происходящего все участники ситуативной игры или некоторые из них ведут запись. Затем опытный методист разбирает учебный пример и, основываясь на дан­ных наблюдения, разрабатывает оптимальные приемы проведения занятий по менеджменту.

6. Хронологическая организация наблюдения.

Систематические наблюдения проводят регулярно в течение определенного периода. Это мо­жет быть длительное, непрерывно продолжающееся наблюдение или наблюдение, проводимое в циклическом режиме (один день в неделю, фиксированные в году недели и т. д.). Обычно систе­матическое наблюдение осуществляется по достаточно структурированной методике, с высокой степенью конкретизации всей деятельности наблюдателя.

Есть еще и несистематические наблюдения. Среди них выделяются такие, когда наблюдателю приходится иметь дело с заранее незапланированным явлением, неожиданной ситуацией. Осо­бенно часто этот тип наблюдения встречается в разведывательных исследованиях.

Рассмотренная классификация наблюдений, как и любая типология, условна и отражает лишь наиболее значимые особенности наблюдения. Поэтому всякий раз, учитывая цель и характер пла­нируемого исследования, решая вопрос о применении метода наблюдения, соотносят позитивные и негативные свойства его различных видов.

Перечисленные выше классификации не противостоят одна другой, а отражают независимые критерии, дополняющие друг друга.

Заключение.

В современной социальной психологии наблюдение как метод сбора данных широко исполь­зуется в различных схемах исследований. Наблюдение включено в организацию беседы с испытуемым, данные наблюдения учиты­ваются при интерпретации результатов психодиагностических или экспериментальных процедур.

Как видно, метод наблюдения не так примитивен, как кажется на первый взгляд, и, несомненно, может с успехом быть применен в ряде социально-психологических исследований.

Список литературы.

  1. Андрееева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1999.
  2. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: М.: изд-во Моск. Ун-та, 1997
  3. Рогов Е.И. Общая психология. М.:. ВЛАДОС, 1998.
  4. Шереги Ф.Е. Основы прикладной социологии. М.: ИНТЕРПРАКС, 1996.

Исторически сложилось так, что метод наблюдения в психологии - один из самых популярных, а также один из самых простых методов. Под наблюдением в психологии понимают систематизированное и целенаправленное изучение чьего-либо поведения с целью дальнейшего анализа и объяснения. При этом вмешательство со стороны наблюдателя строжайше запрещается, так как оно может стать причиной изменений в поведении человека или группы лиц.

Несмотря на то, что наблюдением в какой-то степени пользуется каждый человек, научное наблюдение во многом отличается от житейского и является гораздо более сложным для выполнения. Так, научное наблюдение должно проводиться на основе четкого плана и служить получению максимально объективной картины. Подразумеваются также строгий порядок проведения и фиксация результатов в специальном дневнике (что вообще характерно для психологии или медицины).

Наблюдение в психологии претендует не только на описание наблюдаемых явлений, но также и на их психологическое толкование. В этом и заключается главная особенность психологического наблюдения: ставится цель раскрыть психологическое содержание исходя из имеющихся фактов о поведении объекта. Это значит, что для научного наблюдения требуется специальная подготовка, которая даёт наблюдателю специальные знания и качества, которые помогут в интерпретации психологических фактов.

В психологии научное наблюдение может принимать две формы: самонаблюдение (интроспекция) и внешнее (объективное) наблюдение.

Учитывая, что в современной психологии принято исходить из единства внутреннего и внешнего, речь пойдёт скорее не о двух дополняющих друг друга методах, а об их единстве и переходе друг в друга.

Наблюдение помогает изучать различные явления в определённых условиях, не вмешиваясь в их течение.

Предметом наблюдения в психологии могут выступать действия человека, его речь и сопровождающие её мимика и жесты.

Интерес для наблюдателя может представлять такое проявление поведения, которое имеет связь с конкретной исследовательской задачей, следовательно, наблюдателю следует дожидаться, когда наблюдаемый проявит себя определённым образом. Так как восприятие внешнего поведения носит только субъективный характер, никогда не следует спешить с выводами. Для получения правильных выводов необходимо несколько раз проверить результаты исследования и сравнить их с полученными раннее результатами других наблюдений.

Кроме этого, не всегда достаточно наблюдения и фиксации проявлений психических свойств. Наблюдателю следует убедиться в типичности и повторяемости того или иного свойства. При наблюдение большое значение приобретает анализ ошибочных действий индивида. Проанализировав характер ошибок и причины их возникновения, можно наметить действенные пути их устранения Каменская, Е. Н. Социальная психология: Конспект лекций: Учебное пособие / Е. Н. Каменская [Текст].-- Ростов н/Д: Феникс, 2006.- С. 56.. Объективность наблюдения (которая является главным критерием его научности) проверяется либо повторным наблюдением, либо проведением эксперимента и использованием других методов наблюдения. Чтобы повысить объективность наблюдения, довольно часто применяют современные технические средства, такие, как фото- и видеосъемка, аудиозапись.

Главный плюс такого метода заключается в следующем: так как наблюдение проводится в естественной обстановке, поведение наблюдаемых лиц не меняется кардинально. Это значит, что можно наблюдать как за одним человеком, так и за группой лиц. Такой метод подходит для применения его в самых разных условиях: в рабочем коллективе или, к примеру, в школьном классе.К сожалению, метод наблюдения обладает не только неоспоримыми достоинствами, но и недостатками. К примеру, из-за того, что наблюдение не вносит изменений в деятельность изучаемого коллектива, не всегда в нём могут возникнуть ситуации, которые представляют интерес для наблюдателя. Второй значимый недостаток метода наблюдения заключается в его трудоемкости и сложности исполнения.

Виды наблюдений (см. Приложение А) Социальная психология: Хрестоматия:[Текст] Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2003.- С. 78.:

1) скрытое (в том случае, когда испытуемый не в курсе о том, что за ним ведется наблюдение);

2) внутреннее (интроспекция - самонаблюдение, наблюдение за своими мыслями и чувствами);

3) стандартизированное (происходит в рамках установленной программы);

4) свободное (не предусматривающее ограничений в рамках программы);

5) включенное (исследователь принимает активное участие в процессе);

6) не включенное (исследователь становится наблюдателем со стороны).

Для начала рассмотрим стандартизированное и свободное наблюдения.

Стандартизированное наблюдение заключает в себе восприятие ситуации, которое должно протекать последовательно и подводя наблюдателя к конечной цели. Стандартизированное наблюдение возможно при соблюдении ряда условий:

Должен быть четкий план наблюдения;

Выдвижение гипотезы, предлагаемой к объяснениям возникших явлений.

И ее дальнейшее подтверждение, опровержение.

Результаты обязательно фиксируются.

Свободное наблюдение, как было сказано ранее, не ограниченно рамками эксперимента. Тем не менее не обходится без замысла, методов контроля, а иногда даже системы методов. Свободное наблюдение принято считать начальным этапом исследования, чтобы расширить объем знаний о выявляемой проблеме.

Включенное наблюдение. С участием самого исследуемого. То есть сам психолог включается в процесс в его внутренней составляющей, и ведет наблюдение, создает пометки и выводы. Такой метод актуален в использовании в отношении особых социальных групп. Таких, к которым органичен доступ со стороны. (секты, преступные группировки и т.д.).

Включенное наблюдение делиться на две вариации:

1)полное включенное наблюдение.

2) простое включенное наблюдение.

В первом случае наблюдение несет более скрытный характер, так как мотивация действий психолога известна наблюдаемым. При попадании в нужную среду психолог принимает активную позицию участия в процессе вместе со всеми.

В тот момент, когда при простом включенном наблюдении исследователь принимает нейтральную сторону, и занимается только наблюдением.

Иногда возникает такая проблема: что будучи задействованным в процессе психолог сталкивается с нарушением своего личного восприятия реальности. Тогда на замену приходит следующий вид наблюдения.

Не включенное (внешнее) наблюдение. При таком наблюдении должно учитываться то обстоятельство, что внешняя оболочка процесса, это лишь исходник, а главная суть находиться внутри. То, насколько в данном случае участник взаимодействует с процессом, зависит от изначально поставленных задач и общего характера эксперимента.

Теперь пришло время поговорить о скрытом наблюдении, которое характерно тем, что участник, не в курсе того, что за ним наблюдают со стороны. Особенность этого метода состоит в том, что достаточно радикально может поменяться психологическое состояние человека, за которым ведется наблюдение, если он каким- либо образом получит эту информацию. И, исходя из многолетней практики, как правило, поведение испытуемого в такой ситуации меняется вполне существенно.

Посредством такого метода можно неплохо изучить характерные черты личности, его психические особенности и темперамент. Ведь известно, что из видимых факторов поведения человека в определенной ситуации, вполне можно составить пусть не полноценный, но довольно приближенный портрет о его сущности, эмоционального состояния, склонностей и других моментов.

Но мы знаем, что в зависимости от поставленных задач, область заинтересованности психолога направлена на выявление определенного проявления.

Популярное зеркало Гезелла, прозрачное с одной стороны (со стороны наблюдателя), но отражающее лучи с другой стороны (со стороны того, за кем ведется наблюдение) , камера, магнитофон - это самые применяемые средства для скрытого наблюдения за объектом.Этот метод часто применяем в отношении детей, их особенностей взаимодействия в процессе игр и непосредственного контакта. Внутреннее наблюдение - это чисто психологический метод, который характеризуется как личное наблюдение объекта за самим собой, за своими эмоциями, внутренними проявлениями, мыслями. Это нужно для того, чтобы прежде того, как позволить себе более-менее реалистично анализировать состояние других индивидуумов, психолог имел возможность на собственном примере провести исследование личности. С наблюдением непрерывно связан и метод самонаблюдения. Как было сказано выше, самонаблюдение - это специфическое явление психологии. Такой метод рассматривают как самостоятельную отдельную часть практического выявления ситуации, так и в качестве дополнения в основным действиям. Такие элементарные вещи, как способность различать цвета, реабилитироваться в окружающей среде, выражать эмоции - все это результат непроизвольного самонаблюдения. Согласитесь, что если человек не способен изучить самого себя, он не сможет изучить других, и уж тем более внести новые знания в область социальной психологии. Ведь все имеющиеся знания на сегодняшний день берут корень из результатов любопытства человека к своей личности во внутреннем духовном отношении. В процессе такого метода наблюдаются такие психические проявления, как работоспособность, бодрствование, раздражительность, профессиональная продуктивность и многое другое. Для успешной работы психологу необходимо научиться как можно объективнее оценивать свое состояние. Так как сталкиваясь на практике с другими индивидуумами зачастую попытки понять их сущность основаны на сравнении со своими личными реакциями на те или иные вещи. То есть происходит некое сопоставление себя и окружающих. Но! Как бы ни был полезен был метод самонаблюдения в нем имеется ряд существенных недостатков. К ним можно отнести такие факторы, как:

Достаточно сложно вести наблюдение за самим собой в моральном плане. Так как психическое влияние на самого себя, может исказить предполагаемые реакции личности;

Невозможно полностью объективно воспринимать ситуацию, так как субъективизм неотделим от человека.

Не всегда можно уловить все нюансы переживаний человека Руденский, Е. В Социальная психология/ [текст]. -- М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, «Сибирское соглашение», 1999. - С. 135..

Психология использует методы: научного исследования, обработки данных и обучения. А также присущие исключительно психологическим наукам — терапевтические и обучающие методы.

Методы исследования в социальной психологии

Именно благодаря им каждая наука обогащается новыми данными, на основе которых можно строить теории, обогащать теоретическую базу науки новыми фактами.

Для исследований молодая наука использует заимствованные из социологии и психологии методы:

Наблюдение — самый первый метод исследования, применяемый в психологии для описания поведения и внутренних самоощущений. До сих пор применяется в практике, но обязательно в сочетании с другими методами.

Опрос — самый распространённый метод проведения позволяет получить массу сведений от большого количества людей. Однако эти данные сложно анализировать (выводить процент опрошенных с разным мнением). И его главным недостатком является невозможность оценить результаты с точки зрения достоверности. Поэтому опрос также применяется в сочетании с другими методами, более надежными.

Эксперимент главным образом отличается возможностью изменять обстоятельства (факторы), чтобы проверить изменения в поведении людей. С момента зарождения эксперименты ставились как на людях, так и на крысах (иногда их поведение очень похоже на человеческое, например, в стае). Но с появлением этических стандартов экспериментаторы оказались со связанными руками: невозможно не сказать человеку о том, какое качество измеряется в эксперименте, не навредив при этом достоверности, чистоте эксперимента. Но находчивые учёные не могут отказаться от экспериментов, поскольку это самый действенный метод, предоставляющий порой самые уникальные данные о человеческом поведении.

Человека приносит много интересных данных, особенно в тех случаях, когда невозможно применение других методов (человека нет в живых, или он не идёт на контакт). Анализ заключается в поиске повторяющихся закономерностей, например, в художественных произведениях, в документации, составленной одним человеком. Некоторые из них свидетельствуют о чётко выраженных чертах личности объекта исследования.

Тестирование. Серьезные психологические тесты с предусмотренной в них шкалой правдивости (проверочными вопросами для оценки достоверности результатов теста) позволяют углубиться в познание личности одного человека или в познание одного качества людей с одинаковыми характеристиками (например, возраст, пол, Тесты являются инструментом диагностики, они приносят науке ценные данные. К сожалению, на сегодняшний день, очень мало тестов отвечают требованиям, предъявляемым к ним как к научному методу диагностики. А разработать новый не каждый возьмётся. Поэтому в социальной психологии к ним прибегают довольно редко.

Методы социальной психологии (каждый из них в отдельности или в совокупности с другими) применяются для изучения актуальной проблемы или интересного феномена. Но чтобы совершить открытие или привнести в науку новые сведения и факты, недостаточно просто выбрать метод. К социально-психологическому исследованию предъявляются те же требования, что и к другим наукам: необходима чёткая формулировка объекта исследования, гипотезы, анализ имеющихся фактов, подтверждение или опровержение гипотезы математическими расчётами, проверка полученных выводов. Для этих действий наука прибегает к следующей группе методов.

Методы социальной психологии для обработки данных

В результате исследований психологи получают числа: время реакции после введения в эксперимент определённого фактора, уровень проявления психологического качества и прочее. Для обработки этих данных используют математические методы: определение средних значений по группе, а для подтверждения или опровержения гипотезы - факторный анализ. Также используют метод экспертных оценок. И всё это для перевода чисел в новые значения для психологии.

Терапевтические методы социальной психологии

Ещё одна группа методов, направленных на развитие личностных умений, свойств или на лечение клиентов. К ним относят арттерапия (лечение рисунком), цветотерапия, телесные приёмы и психодрама.

Методы психологов-тренеров

Редко выделяют в отдельную группу методы, используемые психологами-тренерами (разбор конфликтной ситуации, мозговой штурм и другие). Их услуги востребованы в компаниях, где важно взаимодействие людей, работа в команде. Психологи способны за счёт мотивирования побуждать сотрудников компании к эффективной работе с коллегами. В этой цели практиков заложен весь смысл существования науки социальной психологии. Именно во взаимодействии в группах, в коллективах, мы проводим большую часть своей жизни, как на работе, так и дома, в семье. Мы редко бываем одни. Так заявляет приоритетное направление науки - интеракционизм в социальной психологии. И она (наука) призвана изучить процессы взаимодействия с другими людьми, объяснить их и наделить людей знаниями по оптимизации этих процессов. Поэтому среди методов науки также называют и развития группы (игры и тренинги), также выполняемые под руководством психологов-тренеров.

Методы социальной психологии позволяют научно обосновать новые знания, без них было бы невозможно существование столь интересной теоретической области.

Частная методология социальной психологии нацелена на всестороннее исследование изучаемых явлений и процессов обычно использует следующие основные методы : наблюдение, эксперимент, метод анализа документов, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности, опросы, тестирование, социометрию.

Наблюдение - наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают социально-психологические явления и процессы в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным.

Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключенном – этого не требуется.

Эксперимент - метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов.

Эксперимент может быть лабораторным , когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемых определяются инструкцией; естественным , когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим - когда изучаются лишь необходимые социально-психологические явления; формирующим - в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых и их групп.

Метод анализа документов обычно представляет собой процесс осмысления информации о конкретных социально-психологических явлениях и процессах, которая содержится в различного рода источниках (документах, научных исследованиях, архивных материалах, научной, художественной и публицистической литературе). Наиболее продуктивным он становится тогда, когда опирается на методику контент-анализа .

Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных социально-психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей или различных источников.

Анализ результатов деятельности - метод опосредованного изучения социально-психологических явлений по практическим результатам и предметам совместной деятельности людей, в которых воплощаются их творческие силы и способности.

Опрос - метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя.

Он бывает письменным (анкетирование ), когда вопросы задаются на бумаге; устным , когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью , во время которого устанавливается личный контакт с испытуемыми.

Анкетирование делится на прессовое , когда воп­росник публикуется в каком-либо периодическом издании, а читателям этого издания предлагается ответить на пред­лагаемые вопросы и прислать ответы в редакцию данного издания, почтовое , при котором анкеты рассылаются по почте согласно адресам подписчиков или ад­ресной книге ДЭЗ, и раздаточное , предполагающее личную раздачу и сбор исследователем вопросов. Первый вид анкетирования наиболее дешевый, но и менее эффективный (3-5%). Второй предполагает уже 10-25% возврата анкет. А третий является наибо­лее предпочтительным, поскольку возврат анкет в этом случае приближается к 100%.

Тестирование - метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.

Социометрия - метод социальной психологии используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между членами группы и позволяющий выявлять: социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах; конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотношений; формальных и неформальных «лидеров» и «отвергнутых» членов группы; наличие и связи между микрогруппами.

Социометрия предполагает проведение опроса всех членов группы с последующей математической и статистической обработкой его результатов и построением социограммы (схемы взаимоотношений в группе).

Кроме основных социальная психология использует также дополнительные методы , к которым обычно относятся приемы и способы обработки и анализа результатов ее исследования (факторный и корреляционный анализ, различные методы моделирования, техники компьютерной обработки данных и др.).

Наконец, в социальной психологии применяются и аппаратурные методы (методики) исследований, предполагающее эффективное использование технических устройств - аппаратов, с помощью которых: а) создается определенная значимая ситуация, позволяющая выявить ту или иную характеристику исследуемого явления; б) снимаются показания о проявлении изучаемых характери­стик и в) фиксируются и частично подсчитываются резуль­таты исследования.

В современной социально-психологической диагности­ке разработано множество различных модификаций гомеостатических аппаратурных методик. Например, «Арка», «Эстакада», «Лабиринт», «Групповой ритмограф, групповой волюнтограф», «Сенсорный интег­ратор» и др. Все они предполагают решение групповой за­дачи лишь при условии взаимодействия, согласования дей­ствий членами группы, приспособления их друг к другу. Существуют также аппаратурные методики для замера реакции аудитории средств массовой информации на те или иные программы («Анализаторы программ») или для под­счета ответов в ходе автоматизированного анкетного опро­са («Полуавтоматическая анкета»). Использование дан­ных методик совместно с компьютерной техникой значи­тельно повышает их эффективность .

Изучение социально-психологических явлений всегда осуществляется на основе специально разработанных программ исследования конкретных феноменов. Обычно она вклю­чает в себя следующие разделы, в которых:

1. формулируется главное направление исследования, опреде­ляются его объект и предмет, указываются це­ли и задачи (особое внимание при этом уделяется эмпирическому определение основных понятий, используемых в исследовании и выдвижению гипотез, разработке плана-графика исследования);

2. осуществляется выбор необходимых методов и методик изучения выбранного для анализа исследования; здесь же может иметь место и первичная апробация этих методик на небольшой пробной выборке (что же касается самостоятельно разрабо­танных методик, то они, как правило, нуждаются в специальной предва­рительной апробации);

3. осуществляется сбор фактических данных, от которого зависят качество и надежность полученных выводов;

4. производится качественная и количественная обработка данных, осуществляется их интерпретация, имеет место формулирование выводов, практических рекомендаций, строится прогноз развития социально-психологических явлений на будущее.

В любом случае на заключительном этапе психолог, руководствуясь своей программой, доказывает или опровергает вы­двинутые перед исследованием гипотезы, переходит к научным обобщениям, абстрагируясь от частностей, деталей, единичных фак­тов и наблюдений.

Особенности организаци­онной стороны социально-психологического исследования (его программы), предшествующей уста­новлению социально-психологического диагноза, зависят в значительной степени от уровня изучаемых явлений (макро-, среднего, микро- и личностного), от сфе­ры, в которой наблюдается данное явление (социально-бы­товая, политическая, производственно-экономическая и т.д.), а также от условий, в которых функционирует явление и находится объект изучения (нормальные, осложненные или экстремальные).

Часто может иметь место и дополнительный этап, в ходе которого осуществляется уточнение проблемы, корректировка или смена методов или методик при неудовлетворительных результатах.

В целом наличие программы изучения сложных социально-психологических явлений позволяет достаточно обоснованно судить о компетентности его осуществления, дает возможность по­вторить его согласно изложенному в про­грамме алгоритму и проверить полученные результаты.

Методики изучения конкретных социально-психологических явлений . Многообразие и сложность социально-психологических феноменов обусловливает и наличие большого количества методик их изучения. Вместе с тем их можно классифицировать в зависимости от конкретных классов социально-психологических феноменов, которые с их помощью исследуются.

Во-первых, различают методики изучения социальных отношений и взаимоотношений. К ним можно отнести:

Социометрию (методика нацелена на выявление статусно-ролевых отношений в малой группе);

Методику парных сравнений шкалы социальной дистанции Э. Богардуса;

Опросник межличностных отношений В. Шутца - А.А.Рукавишникова (методика построена на основетеории межлич­ностных отношений, в которой делается попытка объяснить межличностное поведение индивида на основе трех потребностей: включе­ния, контроля и аффекта);

Методику диагностики межличностных отношений Т. Лири (методика основана на изучении специфики доминирова­ния - подчинения, дружелюбия - враждебности и других восьми более частных отношений);

Цветовой тест отношений (он предназначается для изучения эмоциональных - сознательных и бессознательных - компонентов взаимоотношений людей);

Фотодиагностику взаимоотношений;

Личностный ориентационный опросник В. Смекала - М. Кучера (он используется для выявления личностной, коллективисткой и деловой направленности людей);

Методику изучения нормативных предпочтений в группе О.И. Комиссаровой, ориентированную на выявление коммуникативных и деловых отношений;

Методику восприятия индивидом группы В.Е. Залюбовской, позволяющую определить: а) восприятие группы как помехи; б) восприятие группы как средство достижения тех или иных целей; в) восприятие группы как самостоятельной ценности;

Методику изучения взаимоотношений в группе (она построена на использовании 4-х факторной шкалированной анкеты, предполагающей оценку четырех видов взаимоотношений: социальной дистанции, дружбы, альтруизма и ответственности);

Методику изучения психологического климата в группе (она основана на применении биполярной шкалы взаимоотношений Ф. Фидлера - Ю. Ханина);

Методику количественной оценки групповой эмпатии (она построена на выявлении уровня переживаний членов группы в форме сопереживания, сочуствия, сострадания, сорадости, совосхищения);

Методику изучения сплоченности группы (методика нацелена на выявление и оценку: а) опосредованности групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности; б) ценностно-ориентационного единства группы);

Аппаратурные методики диагностики межличностных отношений.

Во-вторых, различают методики изучения различных видов общения :

Методику измерения общей общительности людей И.В. Липсица (она предполагает изучение общительности с помощью специальных тестов «общительный ли Вы человек»;

Методику измерения потребности в общении Ю. Орлова - В. Шкурина, дающую возможность шкалировать потребность людей в общении;

Тесты М.Снайдера (данные методики позволяющие оценить в какой степени чело­век контролирует себя в общении с другими людьми);

Методику «Q-сортировка» Х. Зелена - Д. Штока (она позволяет определить мес­то основных тенденций общения человека в реальной груп­пе: общительность, необщительность, зависимость, неза­висимость, принятие «борьбы» и «избегание борьбы»);

Методику изучения невербальных средств общения людей, строящуюся на использовании специальных тестов на измерение характерных средств невербального общения;

Методики «кадр за кадром», структур­но-лингвистические, описания-рисунки (они позволяют превращать целостное, объемное, подвижное, разворачивающееся во времени невербального общение в плоское, фрагментарное, застывшее явление, поддающееся доскональному изучению);

Методику изучения уровня эффективности педагогического общения;

Аппаратурные методики изучения компетентности в деловом общении и делового обаяния людей.

Социально-психологическая диагностика, по сути дела, явля­ется фундаментом социальной психологии.

Без нее немыслимо построение социально-психологической теории и методологии, невозможно осуществить как эффективное консультиро­вание заказчика (клиента), так эффективно воздействовать на изучаемый объект с помощью психотехнологий.

В-третьих, различают методики диагностики социальных конфликтов , включающие:

Методику изучения конфликтного взаимодействия К. Томаса;

Методику выявления внутриличностного конфликта Г. Келлера, позволяющую определить наличие конфликта в трех сферах: семейной, партнерской и производственной деятельности;

Методики определения внутриличностной конфликтности, основанные на изучении ценностных ориентаций по шкале Рокича и шкале депрессии;

Опросник определения индивидуального уровня агрессивности личности А. Баса - А. Дарки, позволяющий выявить различные формы агрессивных и враждебных реакций: физической, косвенной, вербальной агрессии, раздражительности, негативизма, обиды, зависти, подозрительности;

Методики изучения поведения личности в конфликте (основана на методике исследования фрустрационных реакций С. Розенцвейга);

Опросник оценки способов реагирования на конфликтные ситуации К. Томаса;

Опросник Б. Кросби - Д. Шерера, позволяющий определить индекс психологического климата в организации;

Методику «включенного конфликта» Ю. Баскиной, позволяющая выявить родительское отношение к ребенку у родителей из гармоничных и конфликтных семей;

Модульную методику межличностных конфликтов, включающая базовые и дополнительные шкалы для измерения межличностных конфликтов;

Ситуационные методы исследования конфликтов;

Качественные методы изучения межгрупповых конфликтов;

Аппара­турные методики моделирования конфликтов (М. Новикова и др.) .

В-четвертых, выделяют методики изучения национально-психологических особенностей людей , в которые обычно включают:

Этнопсихологический опросник Л. Дробижевой и Г. Старовойтовой, позволяющий выявить интересы, психологические предпочтения, обряды и обычаи представителей различных народов;

Методику выявления актуального этнопсихологического статуса личности А. Асмолова и Е. Шлягиной, дающая возможность зафиксировать степень выраженности и знака этнической идентичности личности, направленности и содержания ее авто и гетеростереотипов;

Региональную картотеку человеческих отношений (HRAF), представляющая собой систему обощения и хранения этнопсихологических данных;.

Методику множественной идентификации В. Петренко, предназначенная для изучения этноспецифических приоритетов представителей конкретных национальных общностей;

Методики изучения этнических стереотипов;

Методику шкалирования этноцентризма Д. Левинсона, ориентированная на выявление своеобразия отношения к своей этнической общности;

Шкалу социальной дистанции Э. Богардуса, выявляющая приоритет социальных отношений у представителей этнических общностей;

Методику «подбора черт» и «свободного описания» А. Катца и У. Брэйли, с помощью которой выявляются типичные характеристики национальной психологии;

Методику исследования направленности интересов, ценностных ориентаций и социальных установок В. Водзимской, ориентированная на изучение энтоспецифических предпочтений;

Этноадаптированный опросник самоотношения личности В. Столина (он позволяет охарактеризовать самоотношение представителя конкретной этнической общности как чувство в адрес собственного «я»;

Этноадаптированную методику измерения локуса контроля Е. Бажина - Е. Голынкина, дающий возможность оценить чувство ответности, готовности к активности и переживания «я» представителя конкретной этнической общности;

Опросник для измерения мотивации одобрения С. Марлоу, ориентированный на выявление особенностей национального поведения людей;

Алаптированный опросник для оценки мотивации к достижению цели К. Томаса, позволяющий изучить своеобразие разнообразных социально- и индивидуально-психологических качеств представителей различных этнических общностей;

Методику выявления импульсивности-целеустремленности В. Лысенкова, с помощью которой может быть осуществлена оценка существенных для каждой нации диспозиций личности;

Методики выявления национально-психологических особенностей людей с использованием семантического дифференциала;

Опросный лист для руководителей многонационального коллектива В. Крысько, дающий возможность оценить знаний, умения и навыки управления межнациональными отношениями .

В-пятых, различают методики изучения семейных отношений , которые включают:

Методику PARI Е. Шефера и Р. Делли (предназначена для изучения отноше­ний родителей, прежде всего матерей, к разным сторонам семейной жизни и выполнению своей семейной роли);

Методику «Типовое семейное состояние» (выявляет три типа семейных отношений: неустойчивый, конструктивный и деструк­тивный);

Опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (ориентирован на изучение особенностей данного типа семьи;

Методику «Нормативное сопротивление» (позволяет диагностировать состояния противодействия членов семьи друг другу);

Тест «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана (предназначен для диагностики внутрисемейных отношений с точки зрения ребенка);

Тест-опросник удовлетворенности браком В. Столина, Т. Романовой, Г. Бутенко (предназначен для экспресс-диагностики степени удовлет­воренности - неудовлетворенности браком, а также степе­ни согласования-рассогласования браком у той или иной социальной группы);

Методику изучения супружеских отношений в смешанных браках В. Левкович (предназначена для выявления специфики отношений между разноэтническими супругами .

В-шестых, существуют методики социально-психологической диагностики личности , к которым обычно относят:

Методику выявления «осознанности жизненных целей» личности (позволяет оценить глубина и осознанность жизненных целей человека);

Методику определения деловых и коммуникативных пред­почтений личности (исследует качества человека по 3 шкалам: коммуникатив­ных и деловых предпочтения и шкале неискренности;

Методику диагностирования эмоциональной направленности личности Б. Додонова (позволяет изучить 10 видов ее потребностей);

Методики исследования мотивации достижения и аффилиациии А. Мехрабиана и М. Магомед-Эминова (применяются для диагностики мотивов стремления к успеху и мотивов избегания неудачи);

Методики «Карта интересов» и «Дифференциально-диагностический опросник» Е. Климова (используются для исследования интересов и профессиональной ори­ентации личности);

Методику изучения личностного дифференциала (позволяет выявить определенные характеристики личности, относящиеся к ее самосознанию и межличностным отношениям);

Методику косвенного измерения системы самооценок (предназначена для вскрытия не вполне вербализированных или неосознаваемых особенностей самооценки);

Методики «Кос» (используются для выявления коммуникативных и организаторских способностей личности через различные ситуации поведения);

Методики диагностики психологической наблюдательности личности («Поведенческий порт­рет», «Список личностных черт» А. Эткинда, «Рисунок эмоций» В. Лабунской);

Шкалу одиночества Д. Рассела, Л. Пепло и М. Фергюссона (выявляет одиночество как следствие тревожности, социальной изоляции, депрессии, скуки);

Тест М. Люшера (позволяет понять направленность личности у или иную деятельность, ее функциональные состояния и настроения, а также наиболее устойчивые черта личности);

Опросник САН (предназначен для оперативной оценки самочуствия, активности и настроений людей) .

В-седьмых , различают методики изучения массовидных и других социально-психологических явлений , в состав которых обычно включают:

Методики изучения соци­альной удовлетворенности людей (основываются на учете престижа их профессий людей, уровня образования и дохода);

Методики диагностики качества и образа жизни в обществе (основаны на анализе показателей культуры образа жизни, социального благополучия);

Методики оценки репутации (основана на существующем в каждом обществе своеобразном разделении множества профессий, статусов, позиций и оценки их с точки зрения значимо­сти, престижа);

- «самооценочный» метод классовой идентификации (ориентирован на выявление реального или мнимого имущественного и социально-психологического самочувствия представителей различных конфессиональных групп);

Семи- и девятиклассные шкалы оценки социальной стратификации (основаны на применении кластерного анализа для анализа уровня дохода, тесноты связей этого показателя с перечнем профессий и уровнем образования, статусом и т.п.);

Методики изучения общественного мнения и общественных настроений (строятся на выявлении отношения различных слоев общества к собы­тиям, фактам, представляющим социальный интерес, наиболее значимым для людей, для удовлетворения их потребностей в самосохранении, потреблении, общении, самовыражении и т.д.);

Методики изучения политического лидерства (представляют собой соединение различных технологий анализа отношения общества к конкретным политическим лидерам и использования специальных тестов для выявления наиболее предпочтительных для общества их психологических характеристик);

Методики «Профиль организационных характеристик» Р. Лайкерта и «Шкала организационных парадигм» Л. Константина (предназначены для выявления лидерст­ва, группового взаимодействия и сотрудничества, мотивации, коммуникации, процесса принятия решений в ходе управления);

Методики изучения социально-психологического климата (позволяют выявить эмоциональный, поведенче­ский и когнитивный компонент отношений в обществе) .