Подробная биография группы Машина Времени. Биография, дискография, информация. Рок-энциклопедия. Легендарный клавишник “Машины времени” Петр Подгородецкий Солисты машины

Петр Подгородецкий - советский и российский музыкант, шоумен. Клавишник рок-группы «Машина времени» в 1979-1982 и 1990-1999 годах. Также работал в группе «Воскресение», вёл программы на телевидении и радио. В настоящее время - лидер группы X.O. Заслуженный артист Российской Федерации (1999).

Его бабушка Вера Федоровна была пианисткой, мама Виктория Ивановна Подгородецкая - профессиональной певицей - всю жизнь проработала в «Москонцерте». С юности занимался музыкой, сначала в капелле мальчиков при Гнесинском институте (руководитель - Вадим Судаков), потом в Детской музыкальной школе №22 им.Шапорина.

После девятого класса поступил на дирижёрско-хоровое отделение в Музыкальное училище при Московской консерватории («Мерзляковка») в 1975 году стал лауреатом Международного конкурса хоров в итальянском городе Ареццо, с музыкальным коллективом побывал в Италии, закончил училище в 1976 году.

Потом два года служил в Советской Армии, где случайно чуть не потерял зрение (по его словам, ему в глаз попали буханкой хлеба), играл в Оркестре песни и пляски ВВ МВД СССР, по его словам, тогда же он написал музыку, которая впоследствии стала песней «Поворот», но мелодия была медленная и лиричная, похожая на итальянские хиты тех лет.

С 1978 года по 1979 год был концертмейстером экспериментального Театра Юденича. Тогда же он подрабатывал игрой на пианино в ресторанах и зарабатывал 500 рублей в месяц.

С 1979 года по 1982 год - клавишник и вокалист рок-группы «Машина времени», где единственный имел музыкальное образование и служил в армии. Ему сделали предложение сотрудничать: Александр Ситковецкий - пригласил на работу в «Високосное лето», и Андрей Макаревич пригласил в «Машину времени». Согласился он на «Високосное лето». Его взяли вторым клавишником в пару к Крису Кельми. Но репетировали вместе недолго, ему сделали операцию по поводу зрения, примерно полтора месяца он был в больнице до конца марта - начала апреля.

При встрече Александр Кутиков рассказал, что «Машина» распалась (по мнению Подгородецкого, из-за жадности Андрея Макаревича) и пригласил его и Валерия Ефремова присоединиться к новой «Машине». По словам Подгородецкого, его и Ефремова Кутиков уговаривал целый месяц. Ему посоветовал туда идти Олег Николаев:

«Примитив не примитив, но в этом коллективе ты прославишься». Ну, так оно, собственно, и получилось. В общем, «Машина времени» рухнула, чтобы вместе со мной, Петей Подгородецким, возродиться из пепла! (Пётр Подгородецкий)

В 1980 год году стала очень популярной песня «Поворот». В то время «Машина времени» по популярности стояла наравне с Высоцким и была «круче» Пугачевой, Леонтьева, Кобзона, Лещенко и др. Весной 1980 года в «МК», опубликовали афишу «Машины» (на которой Вадим Григорьевич Макаревич и Андрей Макаревич нарисовали участников группы) как иллюстрацию к статье «Поворот», которую написал или Артем Троицкий или Евгений Фёдоров.

Они приобрели всесоюзную популярность, снялись в фильме «Душа». После выхода этого фильма из-за финансовых разногласий Пётр Подгородецкий покинул группу в мае 1982 года. Последние гастроли были по Северному Кавказу: Нальчик - Грозный - Владикавказ - Махачкала.

В 1982-1990 годах играл в группе «СВ», синтез-группе Игоря Гранова, в ансамблях Владимира Мигули, Иосифа Кобзона, а также в кантри-группе «Кукуруза» и инструментальном проекте «Здоровье». С 1987 года по 1990 год занимался собственным проектом - шоу-клубом «Свободный полет». В 1988 году записал сольный магнитоальбом.

В 1990 году вернулся в «Машину времени». После распада СССР у группы резко выросли гонорары, и Подгородецкий стал играть в казино и стал наркоманом, он и до этого, когда играл в СВ, курил марихуану, а после стал нюхать кокаин. После ухода из группы он сам избавился от наркозависимости. В декабре 1999 года уволен из группы, сразу после юбилейного концерта (тридцатилетие группы), как он сам пишет, «по политическим причинам», и в интервью после этого называл бывших коллег по группе «самодеятельными и непрофессиональными музыкантами». К нынешнему клавишнику группы Андрею Державину относится крайне неодобрительно, называет его «попсовым музыкантом» и утверждает, что Державин «тщетно пытается заполнить его место» в коллективе.

Коллектив «Машина времени» по праву считается родоначальником классического русского рока и внес неоценимый вклад в отечественную музыкальную культуру. «Машинисты» не только первыми стали сочинять и исполнять рок-музыку на русском языке (официальной датой рождения группы считается 1969), но и наполнили ее глубоким смыслом, тем самым заставляя аудиторию задуматься о важных общечеловеческих проблемах. За полвека творчество «Машины времени» не утратило своей актуальности и является своеобразным эталоном музыкального стиля и профессионализма как для миллионов поклонников, так и для многочисленных коллег по цеху.

История создания группы

Музыкой московский школьник Андрей Макаревич увлекся еще в подростковом возрасте и уже в пятнадцать лет организовал свой первый коллектив «The Kids», в состав которого, помимо него, входили Миша Яшин, Лариса Кашперко и Нина Баранова. Поначалу ребята пели на английском языке, выступая с хитами популярных западных исполнителей на вечерах самодеятельности и школьных дискотеках.


В 1968 году Андрей впервые услышал «Битлз », творчество которых полностью перевернуло его сознание. Пример ливерпульской четверки, а также совместное выступление на школьном концерте с ВИА «Атланты», вдохновили юного Макаревича на создание рок-группы «Time Machines». В ней, по аналогии с «Битлз», уже не было места девушкам: Андрей пел и играл на гитаре, бас-гитаристами стали Паша Рубин и Игорь Мазаев, Юра Борзов сел за ударные, Саша Иванов исполнял партии на ритм-гитаре, клавиши доверили Сереже Кавагоэ. У последнего родители работали в посольстве, долгое время жили и работали в Японии и обзавелись высококлассной музыкальной аппаратурой, которая качественно улучшила звучание новоиспеченной группы.


Поначалу среди участников коллектива часто возникали разногласия по поводу музыкального материала: Макаревич настаивал на оригинальном репертуаре, остальные ребята стремились подражать «Битлам». Из-за этого в группе даже произошел раскол, и Мазаев, Борзов и Кавагоэ сделали попытку создать собственный коллектив, которая не увенчалась успехом. «Time Machines» снова воссоединилась, и вскоре на домашний магнитофон был записан первый альбом, состоящий из одиннадцати англоязычных песен. К сожалению, этот материал не сохранился, о чем Макаревич нисколько не сожалеет, называя его «чудовищным».


К этому времени ребята окончили школу и задумались о продолжении образования. Не всем удалось совместить учебу в вузе с музыкой, и группу покинули Рубин и Иванов. Макаревич и Борзов поступили в столичный архитектурный институт, где познакомились с Алексеем Романовым и Александром Кутиковым. Ребята стали вместе выступать в институтской рок-группе, давали концерты в ДК «Энергетик».


Вскоре Кутиков заменил ушедшего в армию Мазаева, а место барабанщика занял Максим Капитановский. Через год он тоже отправился служить в Вооруженные силы, и Кавагоэ сам сел за ударные.

Основные этапы творчества

Эта троица до середины 70-х оставалась основным составом группы, которая к тому времени уже сменила название на «Машина времени» и, благодаря участию в записи пластинки трио «Зодиак», даже засветилась на студии «Мелодия».


Но «Росконцерт» и Союз композиторов игнорировал появление странного коллектива, выбивающегося из общей концепции советской эстрады, и чинил молодым музыкантам всевозможные препоны. В самой группе тоже было не все гладко, и в 1974 году из-за разногласий с Кавагоэ ее покинул Кутиков. Ему на смену пришел Евгений Маргулис, универсальный музыкант с «блюзовым» голосом.

В этом же году «машинистов» пригласили сняться в фильме Георгия Данелии «Афоня», и, хотя в окончательном варианте эпизод с их участием вырезали, в картине осталась песня «Ты или я», а в титрах – название группы.


В 1975 году «Машину времени» позвали на телевидение для записи программы «Музыкальный киоск». Программа в эфир так и не вышла, но семь новых композиций, записанных в профессиональной студии, быстро разошлись по всей стране. Когда в 1976 группу пригласили выступить на музыкальном фестивале в Таллинне, их песни уже были хорошо известны публике, которая тепло встретила «Машину времени». Коллектив стал обладателем главного приза и познакомился со многими талантливыми музыкантами, в числе которых был Борис Гребенщиков . Он помог организовать гастроли «машинистов» в Питере, которые прошли с огромным успехом.

Машина времени – Марионетки (выступление 1977 года)

Но, тем не менее, чиновники «от культуры» продолжали настойчиво не замечать их возросшую популярность, поэтому гастрольная деятельность группы проходила в «подпольном режиме». Макаревича нервировала эта ситуация, и он всячески пытался придать коллективу официальный статус. Андрей даже придумал литературно-музыкальную программу «Маленький принц», с которой несколько лет безуспешно пытался попасть в «Росконцерт».

Остальных участников группы вполне устраивало их «нелегальное» положение, которое никак не влияло на доходы от гастрольной деятельности, поэтому среди музыкантов снова начались разногласия. В 1979 году Кавагоэ и Маргулис переходят в «Воскресенье», в группу возвращается Кутиков, а спустя некоторое время к коллективу присоединяется Петр Подгорецкий.


В этом же году «Машина времени» получила возможность выступать от «Росконцерта», войдя в труппу Московского театра комедии. Музыканты тут же занялись созданием новой концертной программы, и спустя несколько месяцев громко заявили о себе на престижном музыкальном фестивале в Тбилиси. С этого момента начинается стремительный взлет группы на вершину музыкального Олимпа.

Машина Времени – Знаю только я (1985)

Их хиты крутили на радиостанциях, кассеты заполнили киоски звукозаписи, а после участия в фильме «Душа» участников группы начали останавливать на улицах. Но, несмотря на это, в 1982 году творчество «Машины времени» подверглось резкой критике со стороны чиновников («...рок-группа декларирует с эстрады равнодушие и безысходность и множит записи этих сомнительных деклараций», – писали припартийные критики), и лишь волна людского гнева и тысячи писем поклонников заставили функционеров отступить.

«В Никитском ботаническом саду». Первый клип «Машины времени»

Такая двойственная ситуация сохранялась до середины 80-х годов. Группа активно гастролировала по стране и свободно исполняла песни собственного сочинения. При этом ей были запрещены официальные выступления в Москве, большая часть телепрограмм с участием музыкантов попадала «на полку», а до 1986 года не было издано ни одного профессионального студийного альбома.


С началом Перестройки ситуация в корне изменилась. Коллектив стал участником Фестиваля молодежи и студентов и впервые выехал на гастроли за рубеж. Ажиотаж на их концертах был сравним с разгаром «битломании», когда поклонники готовы были разорвать от избытка чувств своих кумиров. В конце 1986 вышел первый официальный альбом группы «В добрый час» (компиляция лучших песен), а через год – первый студийный альбом «Реки и Мосты». Музыканты стали частыми гостями на телевидении, без их присутствия не обходилась ни одна популярная в то время музыкальная и развлекательная программа.


Свое двадцатилетие «Машина времени» отметила масштабным сборным концертом в Лужниках, на котором выступили близкие друзья-музыканты и бывшие участники коллектива. Следующий, четвертьвековой юбилей «машинисты» отпраздновали в самом сердце столицы, на Красной площади. На концерте присутствовали лучшие российские рок-группы, а послушать музыкантов собралось около 350 тысяч человек.


После 1991 года Макаревич стал активно участвовать в общественной жизни страны, открыто проявляя свою гражданскую позицию. Группа выступила в поддержку Бориса Ельцина на баррикадах Белого дома, а в 1996 поддержала Бориса Николаевича на очередных президентских выборах.

Машина времени – Мой друг лучше всех играет блюз

На юбилейном концерте в «Олимпийском», посвященном тридцатилетию коллектива, присутствовало немало политиков. Среди них были Анатолий Чубайс , Борис Немцов и Владимир Путин , тогда еще в должности премьер-министра. Сразу после этого масштабного шоу из-за чрезмерного пристрастия к кокаину был уволен Петр Подгородецкий. Позже он написал скандальную книгу «Машина с евреями», в которой не лучшим образом отзывался о бывших коллегах по группе.

Последним концертом, в котором принимал участие Подгорецкий, стало выступление 1999 года, приуроченное к 30-летию группы. В 2000 году вышел концертный DVD, записанный на этом выступлении. Музыканты исполнили 36 своих хитов.

Машина времени – Место, где свет (2001)

В нулевые годы группа стабильно радовала поклонников новым творчеством. В 2001 году в продажу поступил экспериментальный альбом «Место, где свет», в котором дебютировал клавишник и аранжировщик Андрей Державин , пришедший на замену Подгорецкого. Он же написал текст для песни «Крылья и небо», правда, позже признал, что получилось слабовато. В целом альбом получился необычным для творчества группы: слушателей ждало абсолютно новое качество звучания и большое количество солистов.


Юбилейный, десятый студийный альбом «Машины времени» под названием «Машинально» (его придумала 26-летняя Элина Соколова, победившая в объявленном группой конкурсе названий) увидел свет в 2004 году.


Следующий альбом «Time Machine» музыканты записали в лондонской студии Abbey Road. Сотрудники студии хотели отослать получившийся материал устроителям премии «Грэмми» (в номинации «Иностранная музыка»), но это требовало колоссальных вливаний со стороны самой группы, а заработать несколько сотен тысяч долларов на продаже дисков в России было невозможно.


В следующий альбом «Машины не парковать» (2009), помимо новых песен группы, неожиданно вошли и каверы других исполнителей на старые хиты «Машины времени». Сергей Чиграков из «Чижа» перепел «Перекресток», Алексей Кортнев спел «Что ты имела», Борис Гребенщиков – «Я – змея» и «Апокриф», Петр Мамонов – «Досуги-буги» и т.д.

Дискография

  • Реки и Мосты (1987)
  • В круге света (1988)
  • Медленная хорошая музыка (1991)
  • Это было так давно…1978 (1992)
  • Внештатный командиръ Зѣмли. Блюзы Эль-Мокамбо (1993)
  • Картонные крылья любви (1996)
  • Отрываясь (1997)
  • Часы и Знаки (1999)
  • Место, где свет (2001)
  • Машинально (2004)
  • Time Machine (2007)
  • Машины не парковать (2009)
  • ВЫ (2016)

Группа «Машина времени» сейчас

В последнее время «Машина времени» резко сократила количество выступлений и не часто балует концертами своих фанатов. Возможно, это связано с уходом из группы Маргулиса и с политическими высказываниями лидера группы, которые разочаровали многих поклонников коллектива. Так, в 2014 году антимилитарист Макаревич осудил присоединение Крыма к России, неоднократно участвовал в антиправительственных митингах демократов-«белоленточников», выступал перед украинскими военнослужащими в Славянске. Несовпадением в политических взглядах объясняют и внезапный уход из группы Андрея Державина, которому власти Украины запретили въезд в страну перед гастрольным туром осенью 2017 года.

Машина времени – Крысы (2012)

Что касается творчества, последний на данный альбом группы – «Вы» – вышел в свет в 2016 году. В записи альбома принимал участие новый участник группы, гитарист Игорь Хомич.


Андрей Державин покинул "Машину Времени", чтобы возродить "Сталкер": интервью с музыкантом

Музыкант Андрей Державин живет сегодня в режиме перезагрузки. В интервью НELLO! он рассказал, что решил вернуть к жизни легендарную группу 90-х "Сталкер", лидером которой был. Для этого он покинул "Машину Времени" - ее клавишником он являлся с 2000 года.

Старенький примитивный синтезатор, ва-реные безразмерные куртки, прически с выбритыми висками, белые кроссовки - эстетика 80-х сегодня актуальна едва ли не больше, чем в самих 80-х. Талантливые провинциалы, они ворвались на эстраду и довольно быстро стали лидерами хит-парадов. Успех обеспечивали лиричные тексты и запоминающиеся мелодии песен "Сталкера".

Музыку писал создатель группы (он же клавишник, аранжировщик и вокалист) Андрей Державин. Ребята работали в жанре поп--музыки. Они не были профессиональными музыкантами, но у "Сталкера" было свое, ни на кого не похожее звучание благодаря компьютерам, синтезаторам, сэмплерам и другой технике. Хиты группы "Не плачь, Алиса", "Наташа", "Веселые качели", "Первые цветы" до сих пор узнаются с первых нот. И не важно, воспринимаются они всерьез, с долей иронии или ностальгии, - равнодушным не остается никто.

В 2000-м Андрей принял предложение войти в состав группы "Машина Времени" в ка-честве клавишника. Теперь и этот этап жизни позади. Поклонников былого "Сталкера" ждет встреча с обновленной группой и ее фронтменом, который, по его словам, остался прежним, если не считать прически...

"18 лет в "Машине времени" -- замечательные годы, яркие и полные событий. Но время идти дальше" - говорит Державин (на фото - архивный снимок)

Андрей, давно хотели возродить проект?

Вывести "Сталкер" из тени хотел давно: друзья, поклонники и близкие говорили мне об это постоянно. А решение я принял в минувшем году и сразу же начал этим заниматься. Сегодня мы уже дали несколько пробных концертов, убедились в том, что это интересно не только нам. А сейчас заканчиваем репетировать программу большого тура, который должен состояться в городах России, СНГ, Прибалтики и других стран в течение ближайших двух лет. Слава богу, пока все получается.

Состав "Сталкера" со-хранен?

Из прежнего состава со мной сегодня Сережа Костров, мой друг и соратник, автор большинства текстов песен.

А песни? Звучать будут новые или старые?

В программе концерта и самые первые сталкеровские песни - "Звезды", "Ночной город", "Я верю", и более поздние - "Брат", "Алиса", "Журавли", "Та, которая уходит в дождь", а также многие другие. Мы сознательно не стали делать ремейков, а решили оставить оригинальное сталкеровское звучание, но сделали это с применением лучших сегодняшних технологий. Мне в этом очень помогли замечательные музыканты и продюсеры Александр Лев и Александр Хьюман. Вообще, одно из моих любимых мест - студия, которая существует с момента рождения группы "Сталкер". И я решил провести в ней эксперимент - "подружить" наш первый флоппи-дисковый компьютер из 80-х с сегодняшним супермощным! Поверьте, это были непередаваемые ощущения, когда что-то там по-хрустело-пошумело, а потом вдруг заиграло! Мы фактически услышали свое оригинальное звучание из того времени и легко перенесли его в сегодняшний день. Оказалось, это звучит драйвово.

Первый состав группы "Сталкер" - Виталий Лихтенштейн, Сергей Костров, Андрей Державин, Александр Чувашев

Можно сказать, вы вступаете в четвертую серию своей жизни? Первая - сталкеровская провинциальная юность; потом - всесоюзная известность, хит "Не плачь, Алиса", толпы поклонниц; третья серия - музыкант "Машины Времени". И вот теперь - возрождение группы "Сталкер"...

Серии, может, и разные, но жизнь одна. Я родился в маленьком городе Ухта на Крайнем Севере, ходил в школу, увлекался спортом и музыкой. Мечтал. Но я и вообразить не мог, что музыка станет моей профессией, что я побываю почти во всех уголках земного шара, а самое главное - что встречу такое количество замечательных людей. Знаете, мне очень повезло!

Вы начали выступать будучи студентами Ухтинского индустриального института. Как вспоминаете те годы?

Мы работали без выходных, умудрялись давать по несколько концертов в день. Возили с собой гору аппаратуры, сделанной собственными руками. Мотались по глубинке в плохо отапливаемых автобусах. Условия, мягко говоря, не сахар. Но так жило большинство артистов в те годы. Однако, несмотря на трудности, мы были счастливы, потому что каждый вечер в зал приходили люди, встречи с которыми мы ждали больше всего.

Студенты Ухтинского индустриального института. Непрофессиональные музыканты на ощупь искали свой стиль. Конечно, им нужно было на кого-то ориентироваться. Такими ориенти-рами для них стали Secret Service, a-ha, Alphaville, Nik Kershaw, Savage, ABBA

Вы тогда были женаты?

У меня ощущение, будто я родился сразу женатым. (Смеется. ) С Леной мы познакомились, когда она оканчивала десятый класс. Она нравилась многим ребятам, а я терялся в догадках, как добиться ее внимания. И вот что было потом. Сестра моей мамы работала завучем в школе, где училась Лена, и я уговорил ее разрешить мне с моим самодеятельным ансамблем выступить у них на выпускном вечере. Мы разучили самые пронзительные песни о любви, весь вечер я старался петь как со-ловей, мне казалось, что успех обеспечен. А потом в институте, когда мы познакомились по-настоя-щему, выяснилось, как я заблуждался насчет эффектности того шоу.

Каким вас Елена полюбила - красавцем в клешах и цветастом батнике?

У меня тогда были усы, как мне казалось, очень красивые, и, пожалуй, это все по части красоты. (Смеется. ) Знаете, если серьезно, мне невероятно повезло в личной жизни. Потому что, во-первых, моя жена - красавица, во-вторых, - умница, а в-третьих, она столько лет терпит меня. А самое главное - она необыкновенная мама наших двоих детей. Хочу через ваш журнал, который, знаю, она будет читать, еще раз признаться Лене в любви!

Когда вы приехали покорять Москву, как встретил вас столичный шоу-бизнес?

Конечно, никто не расстилал ковровых дорожек. Однако локтями мы не работали. Просто ежедневно делали то, что должны были делать, а не сидели сложа руки в ожидании чудес. И хотя нам казалось практически невозможным попасть на Всесоюзное телевидение и радио или выступить на сценах "Олимпийского" и ГЦКЗ "Россия", вскоре это случилось. Случилось благодаря поддержке многих людей, без которых мы вряд ли добились бы успеха.

И пришла известность. Страдали от поклонниц?

Страдал, страдаю и... готов дальше страдать! (Смеется. ) Любой, кто ответит на этот вопрос, что, мол, да, я настрадался, слукавит. Прекрасно, что девушки симпатизируют артистам, спортсменам, приходят на концерты, дарят цветы, болеют на соревнованиях - это огромный источник вдохновения. Кстати, сегодня на наши концерты приходят не только юные девушки. Аудитория расширилась - сейчас это уже и девушки с мужьями, и с подросшими детьми. (Смеется. )

С "Машиной Времени" простились?

Разве можно проститься с тем, что любишь с юности? Просто в этом году начали пересекаться наши гастрольные графики, и мы решили, что лучше будет найти мне замену. Подводить друзей - не в моих правилах.

В 1996 году Андрей Державин начал сольную карьеру. В 2000-м получил предложение от "Машины Времени" войти в состав группы

Вам в этом году - 55 лет. Вы молодо выглядите и вообще производите впечатление цельного человека. Как вам это удается?

Даже не знаю, что ответить, а надо бы поумничать? Наверное, все дело в ежедневном приеме алкоголя, но - в небольших дозах и в хорошей компании! (Смеется. )

Текст: Марина Бойкова

Ставшая, по сути дела, первой звездой отечественной рок-музыки и во многом предопределившая ее переход к русскоязычному творчеству, «МАШИНА ВРЕМЕНИ» была организована в одной из московских школ, хотя ее создатель и с тех пор бессменный лидер Андрей Макаревич начал свой путь в музыку годом раньше. В 1968 г. он впервые услышал « » и, подверженный всеобщей моде, собрал из одноклассников и одноклассниц вокально-гитарный квартет «THE KIDS», с переменным успехом игравший англоязычные номера на вечерах школьной самодеятельности. Знакомство с певшими уже тогда по-русски «АТЛАНТАМИ» А. Сикорского и К. Никольского побудило ею сделать «настоящую» группу и начать сочинять песни самостоятельно.
В первый, просуществовавший крайне недолго, состав «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» вошли: Андрей Макаревич - гитара, вокал; Александр Иванов - гитара; Павел Рубин - бас; Игорь Мазаев - фортепьяно; Юрий Борзов - барабаны. Необходимость добиться минимально-профессионального звучания уже вскоре вызвала изменения: один за другим ушли Иванов, Рубин и Мазаев. Их заменили Александр Кутиков - бас, вокал и Сергей Кавагоэ - клавишные. Мало-помалу группа начала выступать, добиваясь популярности в окрестных школах.
В 1970 г. последнего из «ветеранов» - Ю. Борзова - сменил довольно известный в Москве барабанщик Максим Капитановский. У «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» появился свой аппарат и довольно обширный репертуар. Два года спустя, однако, Капитановский уходит, чтобы впоследствии раствориться в ресторанно-филармонической карусели, и группа, не найдя ему достойной замены, распадается. Следующие 12 месяцев или чуть больше судьба участников «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» оказалась связанной с довольно известной в Москве поп-группой «ЛУЧШИЕ ГОДЫ» Р. Зобнина. Незадолго до этого «ЛУЧШИЕ ГОДЫ» радикально поменяли свой состав и одним из новобранцев стал соученик Макаревича по Архитектурному институту Сергей Грачев, который и привел вслед за собой Макаревича, Кутикова и Кавагоэ.
В 1973 г «ЛУЧШИЕ ГОДЫ» почти в полном составе ушли на профессиональную сцену и «МАШИНА ВРЕМЕНИ» была возвращена к жизни. С осени 1973 г. до начала 1975 г. группа пережила смутное время, выступая на танцплощадках и сейшенах, играла «за стол и кров» на южных курортах, беспрерывно меняя состав. За эти полтора года через группу прошло не менее 15 музыкантов, среди которых были барабанщики Юрий Фокин и Михаил Соколов, гитаристы Алексей «Уайт» Белов, Александр Микоян и Игорь Дегтярюк, скрипач Сергей Осташев, клавишник Игорь Саульский и многие другие. Не выдержавший этой круговерти Кутиков в конце концов ушел в « », Саульский позже играл с «АРСЕНАЛОМ» Алексея Козлова.
К весне 1975 г. состав «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» стабилизировался: Макаревич, Кавагоэ (в результате всех этих перемещений оказавшийся за барабанами) и басист, вокалист Евгений Mapгулис; приобрел узнаваемые черты и стиль группы, который определили многочисленные интересы и пристрастия ее участников: от бардовской песни до блюза и от кантри до рок-н-ролла. Плюс характерные тексты Макаревича: чуть ироничные, иногда немного патетичные, имеющие форму притчи или басни, они затронули широкий круг проблем, характерных для тогдашней молодежи.
В марте 1976 г. «МАШИНА ВРЕМЕНИ» с триумфом выступила на Таллиннских «Днях популярной музыки», после чего по приглашению «МИФОВ» и «АКВАРИУМА» дала несколько концертов в Ленинграде, которые стали началом массовой и длившейся 5 лет «машиномании". На полгода к группе присоединился ленинградский блюзмен Юрий Ильченко (экс-«МИФЫ»). «МАШИНА ВРЕМЕНИ» каждые 2-3 месяца совершает челночные рейсы в Ленинград, давая по нескольку концертов, производивших смятение в рядах местных рок-фанов, и снова исчезает.
Росту популярности группы способствовало и ее участие в фильме Г. Данелия «Афоня», в котором прозвучал тогдашний ее хит «Ты или я» («Солнечный остров»). Продолжались эксперименты с составом. После ухода Ильченко в «МАШИНЕ ВРЕМЕНИ» появились скрипач Николай Ларин, трубач Сергей Кузьминок, кларнетист Евгений Легусов, клавишники Игорь Саульский (вторично) и Александр Воронов (экс-« »). В 1978 г. ленинградский звукорежиссер Андрей Тропилло выпустил первый магнитоальбом «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ «День рождения». На следующий год группа подготовила монументальную программу «Маленький принц» с развернутыми инструментальными соло, чтением стихов и начатками режиссуры (она тоже была записана на пленку).
Летом 1979 г. внутренние противоречия, уже давно копившиеся в группе, нашли свое разрешение.«МАШИНА ВРЕМЕНИ» снова распалась: Кавагоэ и Маргулис, собрав старых друзей, образовали «ВОСКРЕСЕНИЕ», Воронов реорганизовал « », а Макаревич осенью того же года вывел на сцену новый состав «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ»: Александр Кутиков - бас, вокал; Валерий Ефремов - ударные; Петр Подгородецкий - клавишные, вокал. Они подготовили новый репертуар, поступили на работу в Московский областной театр комедии, а в марте 1980 г. стали главной сенсацией и лауреатом Всесоюзного рок-фестиваля «Весенние ритмы. Тбилиси-80». Группа, наконец, вышла из подполья, получила признание миллионов слушателей. Однако оттепель длилась недолго. Весной 1982 г. против рок-музыки была развернута кампания, инспирированная статьей «Рагу из Синей птицы» в «Комсомольской правде». Так и не вышел первый альбом на «Мелодии», программа «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» по многу раз правилась и пересматривалась бесчисленными худсоветами. Группу покинул Подгородецкий, которого заменили скрипач Сергей Рыженко и клавишник Александр Зайцев. Рыженко, к сожалению, год спустя уходит.
Вынужденное снижение активности «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» побудило Макаревича искать себя в других жанрах.Он выступал соло (с акустическим репертуаром), снимался в кино (вместе с группой): в двух не слишком интересных художественных лентах А. Стефановича - «Душа» (1982) и «Начни сначала» (1986), написал музыку к кинофильмам «Скорость» и «Прорыв».
Лишь в 1986 г. с изменением всей культурной политики страны «МАШИНА ВРЕМЕНИ» получила возможность нормальной работы. Были подготовлены новые, довольно сильные программы «Реки и мосты» и «В круге света», послужившие основой для одноименных пластинок.Вышла также ретроспективная пластинка «10 лет спустя», на которой Макаревич попытался восстановить звучание и репертуар «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» середины 70-х годов. Группа посетила несколько зарубежных рок-фестивапей, работала над альбомом в США, где, кстати, еще в 1981 г. была выпущена их «пиратская" пластинка.
Судьбе «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ в той или иной форме посвящены документальные фильмы «Рок-культ», «Рок и фортуна», «Шесть писем о бите». Долгое время «МАШИНА ВРЕМЕНИ» не придавала значения определению названий своих альбомов и не датировала их годами.В дискографии мы приводим наиболее важные и интересные образцы звукозаписи группы, которая, кстати, имела и великое множество «пиратско-концертных» альбомов.
Летом 1990 г. перед гастролями в Куйбышеве из «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» уходит Александр Зайцев. В группу возвращаются Евгений Маргулис, который теперь играет на гитаре, и Петр Подгородецкий. В репертуаре «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» опять много песен «классического» репертуара прошлых лет.
Через год группа учавствует в Международном фестивале «Музыканты мира - детям Чернобыля» в Минске, «Акция солидарности с программой "Взгляд"». Группа много гастролирует, саписывает диски, Александр Кутиков издает старые записи группы, Андрей Макаревич пишет книгу, в Италии проходит выставка графических работ. Записываются и издаются сольные проекты участников группы.
1999 год - юбилейный! Идет подготовка к турне. Рок-группа была награждена "За заслуги в развитии музыкального искусства" президентом Борисом Ельциным орденом Почета. Вручение наград состоялось 24 июня с прямой трансляцией по ТВ. В ноябре в ГУМ-е прошла пресс-конференция и автограф сессия «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ», посвященная выходу альбома «Часы и Знаки». 19 декабря в СКК «Олимпийский» в Москве состоялся грандиозный финальный концерт юбилейного тура 30-летия «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ». После концерта, на следующий день происходят перемены в составе группы: был уволен клавишник, Петр Подгородецкий, а на его место взят Андрей Державин. Через пол-года выходит двойной CD и видеокассета с записью юбилнйного концерта.
Наступает новый век и тысячелетие. В 2001 году выходит альбом «Место где свет». Группа активно гастролирует, активно празднует очередную дату. 30 мая 2004 на Красной площади «МАШИНА ВРЕМЕНИ» празднует свое 35-летие. Концерт состоялся в рамках акции «Будущее без СПИДа». Группа присоединилась к движению борьбы со СПИДом наряду с Элтоном Джоном, музыкантами группы « », Мстиславом Растроповичем и Галиной Вишневской. Данный проект был продолжен в Петербурге и других крупнейших городах страны. В 2005-м выходит новая пластинка «Машинально». В 2006 году музыканты отправляются записывать новый диск в легендарную студию «ABBEY ROAD» в Лондоне. Презентация пластинки «Time Machine» прошла в марте 2007 года в «Олимпийском».

Евгений Маргулис уходит из группы 25 июня 2012 года, через месяц после 43-летия «МАШИНА ВРЕМЕНИ», – говорится в сообщении, размещенном на официальном сайте группы. Причины ухода гитариста не называются. Вместе с тем некоторые СМИ предположили, что Маргулис покидает группу ради записи сольного альбома.
Маргулис не в первый раз прощается с «МАШИНОЙ ВРЕМЕНИ». В 1979 он ушел в другую популярную группу – « », однако через 11 лет все же вернулся в коллектив Андрея Макаревича. Кроме того, гитарист выступал в таких группах, как « », «АЭРОБУС» и «
В качестве сессионного музыканта в студии и специального гостя на концертах, в группу привлекают гитариста Игоря ХОМИЧ.

20 декабря 2017 года клавишник Андрей Державин уходит из группы спустя 17 лет сотрудничества.
В ноябре 2017 года команда отправилась в тур уже без Державина, и его место за клавишами занял бывший музыкант группы «НЮАНС» Александр Лёвочкин. Многие связывали это с политическими причинами: из-за мнения Державина насчёт Крыма его не пускали в Украину.
Андрей Макаревич опроверг слухи: «Это абсолютно временное совпадение. Это могло произойти и произошло бы в любой другой момент так или иначе.
Мы всё время работаем, сейчас был украинский тур, а до этого был тур по Германии, который закончился концертом в Лондоне. Так получилось, что время расставаться выпало на паузу между этими гастролями.»
Андрей Державин появился в группе в 2000 году, покинув собственную группу «СТАЛКЕР». В составе «МАШИНЫ» он играл на клавишах, также был вокалистом и соавтором многих песен. Неожиданную смену амплуа и дальнейшие планы музыканта раскрыл его уже бывший коллега Андрей Макаревич:
«Нам-то тогда эта странность понравилась. Мне казалось, что это выглядит крайне неожиданно, от него ведь никто не ждал такой музыки, которую играем мы, а он – пожалуйста вам. Но всё вот прошло. Он возрождает «СТАЛКЕР». Я его не осуждаю, его детище.»
Новый календарный год «МАШИНА ВРЕМЕНИ» начнёт концертом в Таллине, а в феврале 2018 выступает на Церемонии вручения премии Чартова Дюжина.

Использовались материалы:
А.Алексеев, А.Бурлака, А.Сидоров "Кто есть кто в советском роке", издательство МП "Останкино", 1991.

После того, как стало известно, что клавишник «Машины времени» Андрей Державин не примет участие в гастролях по Украине, появилось множество домыслов и версий о том, что же в действительности произошло в коллективе. СМИ и соцсети первым делом нашли "крымский след" в этой истории. Якобы, ещё в 2015 году менеджер группы Антон Чернин сообщал о расколе: что, мол, Державин и директор группы Владимир Сапунов выступили за присоединение полуострова к России, а бас-гитарист Александр Кутиков и Макаревич поддержали Украину.

Сами музыканты называют версию ухода Державина из-за Крыма фейком. Что бы там ни было, возможное его увольнение ординарным событием уже точно не назовёшь. К слову, предыдущий клавишник «Машины времени» Петр Подгородецкий, проработавший в группе почти 10 лет, также покинул её со скандалом. Уход его предшественников — Сергея Кавагое и Александра Зайцева — также сопровождался неприятными инцидентами. Обозреватель НСН решила разобраться в так называемом «проклятии клавишников» в «Машине времени».

ОТКУДА ХАЙП

История с отстранением Андрея Державина начала активно обсуждаться после поста в соцсети украинского журналиста Айдера Муждабаева , который и выдвинул версию ухода музыканта из-за его поддержки присоединения Крыма к России. «Если информация верная, то спасибо Андрею Вадимовичу (и, возможно, Александру Кутикову) за чёткое понимание ситуации. Ну и, конечно, хорошо, что украинцы своей принципиальностью помогли легендарным рокерам, друзьям Украины, избавиться от «русскомирного» дурака в их группе», — написал он в своем Facebook .

Бессменный лидер группы Андрей Макаревич в интервью «Комсомольской правде» назвал это ерундой. При этом он намекнул, что в группе есть некие «личные внутренние вещи», которые пока преждевременно обсуждать.

Личной инициативой неучастие Державина в украинском туре и бас-гитарист, вокалист и композитор «Машины Времени» Александр Кутиков . «Державин не едет на гастроли по Украине по собственной инициативе. Почему он не едет, это вопрос уже к нему, а не к нам. А слухи — это всё перепечатки каких-то журналистов, как и были перепечатки до официального заявления нашего директора Володи Сапунова о том, что его тоже отставили из коллектива. Это всё неправда», — заявил НСН музыкант.

При этом сам Владимир Сапунов в беседе с НСН , что покинул пост директора «Машины времени» ещё 2 ноября по собственной инициативе. Про возможный уход Державина он сказал, что клавишник не будет сопровождать коллектив только в туре по Украине. О его дальнейших перспективах в группе Сапунов говорить не стал.

Андрей Державин на просьбу НСН прокомментировать слухи о расколе внутри «Машины времени» из-за «крымского вопроса», отказом и повесил трубку.

Позднее в понедельник, 13 ноября, на странице Андрея Макаревича в Facebook появился многозначительный пост, где лидер коллектива отметил, что хорошая группа получается «только из разномышленников», и позиция Державина по Крыму его не интересует. «Группа — это особенное объединение, отношения музыкантов в ней очень близкие, почти (господа гусары, молчать!) интимные. Представьте себе, что жила много лет семья — и вдруг разбегается. Да они сами себе не всегда могут объяснить, что пошло не так. А тут их вызывают на суд общественности и кричат — признавайтесь, это вы из-за Крыма? Ну, правда, смешно», — написал музыкант в своем посте.

ЗАКЛЯТЫЕ КЛАВИШНИКИ

За почти полувековое существование «Машины времени» в коллективе сменилось четыре клавишника. Уход каждого из них был связан со скандальными историями — злоупотреблением спиртным, проблемами с дисциплиной и т.д.

Сергей Кавагое был сооснователем группы, в течение десяти лет играл на клавишных и на бас-гитаре. О причине его ухода из группы после одного из выступлений в 1979 году рассказывает музыкальный журналист Михаил Марголис в своей книге «Затяжной поворот: история группы «Машина времени». «У Кавагое с Маргулисом был ритуал: в середине концерта, когда Макаревич один исполнял пару песен под акустическую гитару, заскочить за кулисы и по-гусарски, винтом схватить по стакану спиртного. На концерте для авангардистов они схватили по паре». Вместе с Кавагоэ из коллектива ушёл и Евгений Маргулис .

Проблемы не только с алкоголем, но и с наркотиками, по воспоминаниям близких к коллективу людей, также были у еще одного клавишника — Александра Зайцева . В той же книге Михаила Марголиса приводится интервью бывшего участника «Машины времени» Максима Капитановского : «Заяц поступил тогда, как настоящий дурак. Запил, закололся, исчез, а потом вернулся, чуть ли не за полчаса до первого концерта во Дворце спорта, розовый, чисто выбритый, да ещё и нахамил Макаревичу, считая, что ничего плохого не сделал. И это после того как группа, разыскивая его, целую неделю обзванивала больницы, морги и т. п. Конечно, его сразу уволили».

Самым скандальным стало расставание с Петром Подгородецким — его уволили из коллектива в 1999 году после юбилейного концерта по случаю 30-летия рок-группы. Сам он говорил, что причиной стали разногласия политического характера. После своего ухода он крайне нелицеприятно отзывался о бывших коллегах.


В беседе с НСН на тему возможного увольнения Андрея Державина, Подгородецкий также не скупился на высказывания в адрес музыкантов коллектива. «Я считаю, что не коллективу с клавишниками не везло никогда, а наоборот, что клавишникам не везло с коллективом. Это проклятие «Машины времени», — заявил он.

Подгородецкий убежден, что клавишники всегда были лучшей частью рок-группы, что это «самые профессиональные музыканты». «Плюс Женя Маргулис — единственный из состава, кого я могу отметить. Остальное все — махровая самодеятельность», — поделился своим мнением с НСН Петр Подгородецкий.

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Коллеги по цеху и российские журналисты версию о «проклятии клавишников» не поддержали. В беседе с НСН автор серии книг о музыке Александр Кушнир назвал тему с возможным уходом Державина «наглухо раздутой». Времена, когда группы представляли собой команду единомышленников, по его мнению, уже давно прошли, и совершенно нормально, что в рок-группе меняются участники. «Последние 40 лет формула модели рок-группы — это лидер, максимум два лидера, плюс аккомпанирующий состав. За исключением, может быть, «Би-2», где два лидера, рок-группы — «Мумий Тролль», «Наутилус Помпилиус», DDT — это лидер плюс некий оркестр, который может колебаться от двух до десяти человек. «Машина времени» — это Андрей Макаревич плюс аккомпанирующий состав, как бы кому-то это не было обидно», — заявил НСН Кушнир.

«Фейковой» называл эту новость и певец Юрий Лоза . Его удивило, что музыканты, которые проработали вместе столько лет, могли выгнать из коллектива участника из-за позиции по Крыму. «Кого выгнали? Андрюху? Что-то, крутовато, мне кажется. Потому что они вместе столько лет проработали, и выгнать на такой почве... Мне кажется, что эта новость — фейк. Не думаю, что из-за такой ерунды они будут расставаться», — заявил Юрий Лоза в комментарии «Федеральному агентству новостей».

Действительно ли Андрей Державин уйдет из группы и «проклятие клавишников» активируется в очередной раз, сейчас сказать сложно. Во всяком случае, на протяжении ближайших нескольких недель — пока не закончится гастрольный тур по Украине. Ну или пока не заговорит Державин...

Анна Гришко