Восточно европейская крупные города. Восточно-европейская равнина: географическое положение, характеристика

одна из самых крупных равнин на нашей планете (вторая по величине после Амазонской равнины в Западной Америке). Она располагается в восточной части . Так как большая её часть находится в пределах границ Российской Федерации, иногда называют Русской. В северо-западной части она ограничивается горами Скандинавии, в юго-западной части – и другими горами центральной Европы, в юго-восточной – , а на Востоке – . С севера Русская равнина омывается водами и , а с юга – , и .

Протяжённость равнины с севера на юг составляет более 2,5 тысяч километров, а с запада на восток – 1 тысяча километров. Практически на всём протяжении Восточно-Европейской равнины преобладает полого-равнинный . В пределах территории Восточно-Европейской равнины сосредоточена большая часть и большинство крупных городов страны. Именно здесь много веков назад образовалось русское государство, ставшее в последствии крупнейшей по своей территории страной в мире. Здесь также сосредоточена значительная часть природных ресурсов России.

Восточно-Европейская равнина практически полностью совпадает с Восточно-Европейской платформой. Это обстоятельство объясняет её равнинный рельеф, а также отсутствие значительных стихийных явлений, связанных с движением ( , ). Небольшие холмистые участки в пределах Восточно-Европейской равнины возникли в результате разломов и других сложных тектонических процессов. Высота некоторых возвышенностей и плоскогорий достигает 600-1000 метров. В древние времена щит Восточно-Европейской платформы находился в центре оледенения, о чём свидетельствуют некоторые формы рельефа.

Восточно-Европейская равнина. Вид со спутника

На территории Русской равнины платформенные отложения залегают практически горизонтально, составляя низменности и возвышенности, формирующие рельеф поверхности. Там, где складчатый фундамент выступает на поверхность, образуются возвышенности и кряжи (например, и Тиманский кряж). В среднем высота Русской равнины составляет около 170 метров над уровнем моря. Наиболее низкие участки на побережье Каспия (его уровень примерно на 30 метров ниже уровня ).

Свой отпечаток на формирование рельефа Восточно-Европейской равнины наложило оледенение. Наиболее ярко это воздействие проявилось в северной части равнины. В результате прохождения ледника по этой территории возникло множество ( , Псковское, Белое и другие). Это последствия одного из наиболее поздних ледников. В южной, юго-восточной и восточной частях, которые подвергались оледенениям в более ранний период, последствия их сглажены процессами. В результате этого образовался ряд возвышенностей (Смоленско-Московская, Борисоглебская, Данилевская и другие) и озёрно-ледниковых низменностей (Прикаспийская, Печорская).

Ещё южнее расположилась зона возвышенностей и низменностей, вытянутых в меридиональном направлении. Среди возвышенностей можно отметить Приазовскую, Среднерусскую, Приволжскую. Здесь они также чередуются с равнинами: Мещёрской, Окско-Донской, Ульяновской и другими.

Ещё южнее располагаются приморские низменности, которые в древние времена частично погрузились под уровень моря. Равнинный рельеф здесь был частично подкорректирован водной эрозией и другими процессами, в результате чего образовались Причерноморская и Прикаспийская низменности.

В результате прохождения ледника по территории Восточно-Европейской равнины образовывались долины, расширялись тектонические впадины и даже полировались некоторые скалы. Ещё один пример воздействия ледника – извилистые глубокие полуострова. При отступлении ледника не только образовались озёра, но и возникли вогнутые песчаные низины. Произошло это в результате отложения большого количества песчаного материала. Таким образом, на протяжении многих тысячелетий образовался многоликий рельеф Восточно-Европейской равнины.

Русская равнина

На Восточно-Европейской равнине существуют практически все виды природных зон, имеющихся на территории России. У побережья в

Географическое положение Восточно-Европейской равнины

Физико-географическое название Русской равнины – Восточно-Европейская. Равнина занимает около $4$ млн. км кв. и является второй в мире по своим размерам после Амазонской низменности. В пределах России равнина протянулась от побережья Балтийского моря на западе до Уральских гор на востоке. На севере её граница начинается от берегов Баренцева и Белого морей до берегов Азовского и Каспийского морей на юге. С северо-запада Русскую равнину ограничивают Скандинавские горы, на западе и юго-западе – горы Центральной Европы и Карпаты, на юге – горы Кавказа и на востоке – Уральские горы. В пределах Крыма граница Русской равнины проходит по северному подножию Крымских гор.

В ранг физико-географической страны равнину определили следующие признаки:

  1. Расположение слегка приподнятой равнины на плите древней Восточно-Европейской платформы;
  2. Умеренный и недостаточно влажный климат, который в значительной степени формируется под влиянием Атлантики и Северного Ледовитого океана;
  3. Равнинность рельефа оказала влияние на четко выраженную природную зональность.

В пределах равнины выделяется две неравные части:

  1. Цокольно-денудационная равнина на Балтийском кристаллическом щите;
  2. Собственно Восточно-Европейская равнина с пластовым эрозионно-денудационным и аккумулятивным рельефом на Русской и Скифской плитах.

Рельеф кристаллического щита является результатом продолжительной континентальной денудации. Тектонические движения новейшего времени оказали уже непосредственное воздействие на рельеф. В четвертичный период территория, занятая Балтийским кристаллическим щитом, являлась центром оледенения, поэтому здесь распространены свежие формы ледникового рельефа .

Мощный чехол платформенных отложений в пределах собственно Восточно-Европейской равнины, залегает почти горизонтально. В результате образовались аккумулятивные и пластово-денудационные низменности и возвышенности. Выступающий на поверхность в некоторых местах складчатый фундамент, сформировал цокольно-денудационные возвышенности и кряжи – Тиманский кряж, Донецкий кряж и др.

Восточно-Европейская равнина имеет среднюю высоту около $170$ м над уровнем моря. На побережье Каспийского моря высоты будут самые маленькие, потому что сам уровень Каспия находится ниже уровня Мирового океана на $27,6$ м. На $300$-$350$ м над уровнем моря поднимаются возвышенности, например, Подольская возвышенность, высота которой $471$ м.

Заселение Восточно-Европейской равнины

Восточные славяне, по ряду мнений, Восточную Европу заселили первыми, но это мнение, считают другие, ошибочно. На этой территории впервые в $ 30$ тысячелетии до н.э. появились кроманьонцы. В какой-то степени они были похожи на современных представителей европеоидной расы, а со временем их внешность стала более близкой к характерным чертам человека. Данные события происходили в условиях суровой зимы. К $X$ тысячелетию климат в Восточной Европе был уже не таким суровым, и первые индоевропейцы постепенно начали появляться на территории Юго-Восточной Европы. Никто не может точно сказать, где они находились до этого момента, но известно, что на востоке Европы они прочно обосновались в $VI$-м тысячелетии до н. э. и заняли значительную её часть.

Замечание 1

Заселение славянами Восточной Европы произошло значительно позже появления на ней древних людей.

Пиком расселения славян в Европе считается $ V$-$VI$ вв. новой эры и под давлением миграции в этот же период происходит разделение их на восточных, южных и западных.

Южные славяне расселились на Балканах и близлежащих территориях. Родовая община прекращает свое существование, и появляются первые подобия государств.

Одновременно происходит расселение западных славян , имевшее северо-западное направление от Вислы до Эльбы. Часть их, согласно археологическим данным, попала и в Прибалтику. На территории современной Чехии в $VII$ в. появилось первое государство.

В Восточной Европе расселение славян происходило без больших проблем. В древности у них был первобытно-общинный строй, а позже уже родовой. В связи с немногочисленностью населения земли хватало всем. В пределах Восточной Европы славяне ассимилировались с финно-угорскими племенами и начали создавать племенные союзы. Это были первые государственные образования. В связи с потеплением климата развивается земледелие, скотоводство, охота и рыболовство. Навстречу славянам шла сама природа. Восточные славяне постепенно стали самой многочисленной группой славянских народов – это русские, украинцы, белорусы. Восточно-Европейская равнина начала заселяться славянами в период раннего средневековья, а к $VIII$ в. они на ней уже главенствовали. По равнине восточные славяне расселялись в соседстве с другими народами, что носило как положительные, так и отрицательные черты. Колонизация Восточно-Европейской равнины славянами происходила на протяжении половины тысячелетия и шла очень неравномерно. На начальном этапе шло освоение земель вдоль пути, который носит название «из варяг в греки ». В более поздний период шло продвижение славян на восток, запад и юго-запад.

Колонизация славянами Восточно-Европейской равнины имела свои особенности:

  1. Процесс длился медленно в связи с суровостью климата;
  2. Разная плотность населения на колонизируемых территориях. Причина та же – природно-климатические условия, плодородие почвы. Естественно, на севере равнины людей было мало, а на юге равнины, где условия благоприятны, переселенцев было значительно больше;
  3. Поскольку земли было много, то при расселении противостояния с другими народами отсутствовали;
  4. Соседские племена славяне обложили данью;
  5. Мелкие народы «сливались» со славянами, перенимая их культуру, язык, обычаи, нравы, быт.

Замечание 2

В жизни славянского народа, расселявшегося по территории Восточно-Европейской равнины, начинался новый этап, связанный с бурным развитием хозяйства, изменением жизненного строя и уклада, появлением предпосылок к образованию государственности.

Современное исследование Восточно-Европейской равнины

После заселения и расселения Восточно-Европейской равнины восточными славянами, с началом развития хозяйства, вставал вопрос её исследования. В исследовании равнины принимали участие выдающиеся ученые страны, среди которых можно назвать имя минералога В. М. Севергина.

Изучая Прибалтику весной $1803$ г. В.М. Севергин обратил внимание на то, что к юго-западу от Чудского озера характер местности становится сильно холмистый. Чтобы проверить свои мысли, он прошел по $24$ меридиану от устья реки Гауи до реки Неман и добрался до реки Буг, вновь отметив множество холмов и песчаных возвышенных полей. Подобные «поля» были обнаружены в верховьях рек Птичь и Свислочь. В результате этих работ на западе Восточно-Европейской равнины впервые было отмечено чередование низменных пространств и возвышенных «полей» с правильным указанием их направлений – с юго-запада на северо-восток.

Детальное изучение Полесья было вызвано сокращением луговых пространств из-за распашки земель на правом берегу Днепра. С этой целью в $1873$ г. была создана Западная экспедиция по осушению болот. Во главе этой экспедиции стоял военный топограф И. И. Жилинский. Исследователями за $25$ летний период было охвачено около $100$ тыс. км кв. территории Полесья, выполнено $600$ измерений высот, составлена карта края. На собранных материалах И.И. Жилинского работу продолжил А.А. Тилло. Созданная им гипсометрическая карта показала, что Полесье представляет собой обширную равнину с приподнятыми краями. Результатами экспедиции явились нанесенные на карту $300$ озер и $500$ рек Полесья общей длиной $9$ тыс. км. Большой вклад в изучение Полесья внесли географ Г.И. Танфильев, сделавший вывод о том, что осушение полесских болот не приведет к обмелению Днепра и П.А. Тутковский. Он выявил и нанес на карту $5$ возвышенностей в заболоченных местах Полесья, включая Овручский кряж, с которого берут начало правые притоки нижней Припяти.

Изучением Донецкого кряжа занимался молодой инженер Луганского литейного завода Е.П. Ковалевский, который выяснил, что этот кряж в геологическом отношении представляет собой огромный бассейн. Ковалевский стал первооткрывателем Донбасса и его первым исследователем, составившим геологическую карту этого бассейна. Именно он рекомендовал заняться здесь поисками и разведкой рудных месторождений.

В $1840$ г. для изучения природных богатств страны в Россию был приглашен мастер полевой геологии Р. Мурчисон. Вместе с русскими учеными был обследован участок южного берега Белого моря . В ходе проводимых работ исследовались реки, возвышенности в центральной части Восточно-Европейской равнины, составлялись гипсометрические и геологические карты местности, на которых хорошо были видны особенности строения Русской платформы.

На юге Восточно-Европейской равнины проводил свои работы основоположник научного почвоведения В.В. Докучаев. В $1883$ г. при изучении чернозема он приходит к выводу, что на территории Восточной Европы существует особая черноземностепная зона. На составленной в $1900$ г. карте В.В. Докучаев выделяет $5$ основных природных зон на территории равнины.

В последующие годы на территории Восточно-Европейской равнины и дальше проводились многочисленные научные работы по её исследованию, делались новые научные открытия, составлялись новые карты.

Русская равнина одна из самых крупных равнин планеты. Она распологается в восточной части Европы, поэтому ее второе название Восточно-Европейская равнина. Так как ее большая часть находится на территории РФ ее еще называют Русской равниной. Ее протяженность с севера на юг составляет более 2,5 тысяч километров.

Рельеф Русской равнины

На этой равнине преобладает полого-равнинный рельеф. Здесь находится много природных ресурсов России. Холмистые участки на Русской равнине возникли в результате разломов. Высота некоторых возвышенностей достигает 1000 метров.

Высота Русской равнины составляет примерно 170 метров над уровнем моря, но есть некоторые участки которые находятся на 30 метрах ниже уровня моря. В результате прохождения ледника на этой территории возникло много озер, долины, расширялись некоторые тектонические впадины.

Реки

Реки протекающие по Восточно-Европейской равнине принадлежат к бассейнам двух океанов: Северного Ледовитого и Атлантического, а другие впадают в Каспийское море и не связаны с мировым океаном. Самая длинная река - Волга протекает по этой равнине.

Природные зоны

На Русской равнине существуют все виды природных зон, что и на территории России. На этой территории нет землятрясений и извержений вулканов.Подземные толчки вполне возможны, но они не приносят вреда.

Самые опасные явления природы на Восточно-Европейской равнине - смерчи и наводнения. Основная экологическая проблема - загрязнение почвы и атмосферы промышленными отходами т.к. в этой местности много промышленных предприятий.

Флора и фауна Русской равнины

На Русской равнине наблюдается три основных группы животных: арктические, лесные и степные. Более распространены лесные животные. Восточные виды - лемминги(тундра); бурундук (тайга); сурки и суслики(степи); антилопа-сайгак (Прикаспийские пустыни и полупустыни). Западные виды - куница лесная, норка, лесной кот, кабан, соня садовая, соня лесная, соня орешниковая, хорь черный (смешанные и широколиственные леса).

Животный мир Восточно-Европейской равнины больше, чем какой либо другой части России. Из-за охоты и изменения среды обитания животных пострадало много пушных зверей, из-за своего ценного меха, и копытные из-за мяса. Речной бобр и белка были предметами торговли у восточных славян.

Почти до 19 века в смешанных и широколиственных лесах обитала дикая лесная лошадь - тарпан. В заповеднике Беловежской пущи охраняются зубры.В Воронежском заповеднике стали успешно разводить бобров. В степном заповеднике Аскания-Нова живут разнообразные животные Африки, Азии и Австралии.

В Воронежских областях появился лось и восстанавился ранее унечтоженный кабан. Астраханский заповедник создан в дельте Волги для охраны водоплавающих животных. Несмотря на отрицательное влияние человека, животный мир Русской равнины попрежнему велик.

Цели урока.

1. Выяснить особенности природы равнины как фактора формирования наиболее заселенного и развитого региона.

2. Развивать навыки исследовательской деятельности.

3. Развивать нравственно-эстетическое отношение к природе.

Задачи урока.

1. Формирование представлений и знаний об особенностях природного района - Русской равнине, ее роли в формировании Русского государства.

2. Изучение природы и ресурсов Русской равнины.

3. Углубление и расширение знаний о компонентах ПТК равнины.

Оборудование: карты России - физическая, климатическая, растительности природных зон, контурные карты, видеофильм, книги, мобильный класс, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Формы работы: групповая с элементами ролевой игры.

Тип урока:

по дидактическим целям - изучение нового материала;

по методам обучения – ролевая игра.

План урока

1. Организация урока.

2. Актуализация знаний учащихся. Постановка учебных задач. Изучение новой темы.

3. Работа учащихся в группах. Ответы учащихся. Релаксация.

4. Итог урока. Оценивание ответов учащихся. Достижение цели.

5. Решения теста при использовании ноутбуков. Практическая часть, выполнение заданий в контурных картах.

6. Домашнее задание.

1. Этап - организационный.

Приветствие. Готовность к уроку. Отметить в журнале отсутствующих.

2. Этап - актуализация знаний учащихся.

Учитель. Мы начинаем изучать физико-географические районы России.

Вопрос №1. Назовите и покажите все эти районы на физической карте России.

Тема урока. Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение и особенности природы.

Учитель. Ребята, нам предстоит выяснить, что в природе Русской равнины чарует человека, придает ему духовные и физические силы, влияет на хозяйственную деятельность.

Чтобы решить задачи, необходимо исследовать следующие вопросы.

1. Географическое положение и рельеф Русской равнины.

2. Климат и внутренние воды.

3. Природные зоны Русской равнины.

4. Природные ресурсы и их использование.

5. Экологические проблемы Русской (Восточно-Европейской) равнины.

Изучение Русской равнины мы начинаем с определения географического положения района, так как оно определяет особенности ПТК.

Дайте определение понятия “географическое положение”.

Географическим положением называют – положение какого-либо объекта или пункта на земной поверхности по отношению к другим объектам или территориям.

Актуализация знаний

Вопрос №2. Что лежит в основе деления России на регионы или физико-географические области?

Ответ. В основу деления положены рельеф и геологическое строение- азональные компоненты.

Вопрос №3. Первый ПТК (физико-географический район), с которым мы познакомимся - это Русская равнина, или как она еще называется Восточно-Европейская равнина.

Как вы думаете, почему эта равнина имеет такие названия?

Ответ. Русская – потому что здесь центр России, на равнине располагалась Древняя Русь. Здесь живет большинство русских в России.

Вопрос №4. Почему Восточно-Европейская?

Ответ. Равнина расположена на востоке Европы.

3. Этап. Работа в группах.

Сегодня работа в группах, вы получаете задания и инструкции по выполнению заданий, на которую отведено 5 минут.

Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек, назначаются консультанты, раздаются карточки с заданиями исследовательского характера (в ходе работы ребята составляют на отдельных листах схему своего ответа), получают оценочные листы.

Оценочный лист

№ п/п Фамилия, имя Оценка за
ответы
Оценка за
тест
Итоговая
отметка

Исследования учащихся.

Группа №1

Проблемный вопрос: Как географическое положение определяет особенности природы Русской равнины?

1. Моря, омывающие территорию Русской равнины.

2. К бассейну какого океана они относятся.

3. Какой из океанов имеет наибольшее влияние на особенности природы равнины?

4. Протяженность равнины с севера на юг по 40 градусу в.д. (1 градус=111 км.).

Вывод. Равнина занимает западную часть России. Площадь составляет около 3 млн. км кв. Влияние на особенности природы оказывают Северный Ледовитый и Атлантический океаны.

Русская равнина занимает почти все западную, европейскую, часть России. Она простирается от побережий Баренцевого и Белого морей – на севере до Азовского и Каспийского морей - на юге; от западных границ страны до Уральских гор. Протяженность территорий с севера на юг превышает 2500 км, площадь равнины в пределах России около 3 млн. км кв.

С географическим положение равнины связано влияние на особенности ее природы морей Атлантического и наименее суровых морей Северного Ледовитого океанов. На Русской равнине наблюдается самый полный набор природных зон (от тундр до пустынь умеренного пояса). На большей части ее территории природные условия достаточно благоприятны для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Группа №2

Проблемный вопрос: Как сформировался современный рельеф равнины?

1. Сопоставляя физическую и тектоническую карты, сделайте вывод:

Как влияет тектоническое строение на рельеф равнины? Что такое древняя платформа?

2. Какие территории имеют наибольшую и самую низкую абсолютные высоты?

3. Рельеф равнины разнообразный. Почему? Какие внешние процессы формировали рельеф равнины?

Вывод. Русская равнина расположена на древней платформе - Русской. Наибольшая высота - горы Хибины 1191 м, наименьшая - Прикаспийская низменность - 28 м. Рельеф разнообразный, сильное влияние оказал ледник на севере, на юге текучие воды.

Русская равнина расположена на древней докембрийской платформе. Этим обусловлена главная особенность её рельефа – равнинность. Складчатый фундамент Русской равнины залегает на различной глубине и выходит на поверхность в России лишь на Кольском полуострове и в Карелии (Балтийский щит) На остальной территории фундамент перекрыт осадочным чехлом разной мощности.

Чехол сглаживает неровности фундамента, но все же они, как на рентгене, “просвечивают” сквозь толщу осадочных пород и предопределяют размещение самых крупных возвышенностей и низменностей. Наибольшую высоту имеют горы Хибины на Кольском полуострове,они находятся на щите, наименьшую- Прикаспийская низменность - 28 м, т.е. На 28 м ниже уровня Мирового океана.

Среднерусская возвышенность и Тиманский кряж приурочены к поднятиям фундамента. Прикаспийская и Печорская низменности соответствуют понижениям.

Рельеф равнины достаточно разнообразный. На большей части территории он пересеченный и живописный. В северной части на общем фоне низменной равнины разбросаны небольшие возвышенности и гряды. Здесь через Валдайскую возвышенность и Северные Увалы проходит водораздел между реками, несущими свои воды на север и северо-запад (Западная и Северная Двина, Печора) и текущими на юг (Днепр, Дон и Волга с их достаточно многочисленными притоками).

Северная часть Русской равнины формировалась древними ледниками. Кольский полуостров и Карелия находится там, где интенсивно шла разрушительная деятельность ледника. Здесь часто на поверхность выходят прочные коренные породы со следами ледниковой обработки. Южнее, где шло накопление принесенного ледником материала, образовались конечно – моренные гряды и холмисто – моренный рельеф. Моренные холмы чередуются с понижениями, занятыми озерами или заболоченными.

Вдоль южной границы оледенения талые ледниковые воды отложили массу песчаного материала. Здесь возникли плоские или слегка вогнутые песчаные равнины. В настоящее время их пересекают слабо врезанные речные долины.

Южнее чередуются крупные возвышенности и низменности. Среднерусская, Приволжская возвышенности и Общий Сырт разделены низменностями, по которым протекают Дон и Волга. Здесь распространен эрозионный рельеф. Особенно густо и глубоко расчленены оврагами и балками возвышенности.

Крайний юг Русской равнины, заливавшийся морями в неогеновое и четвертичное время, отличается слабым расчленением и слегка волнистой, почти плоской поверхностью. Русская равнина расположена в умеренном климатическом поясе. Лишь крайний север ее находится в субарктическом поясе.

Релаксация. Ребята рассматривают слайды с пейзажами природы, и с музыкальным сопровождением.

Группа №3

Проблемный вопрос: Почему на Русской равнине сформировался умеренно-континентальный климат?

1. Назовите климатообразующие факторы, определяющие климат равнины.

2. Как влияет Атлантический океан на климат равнины?

3. Какую погоду приносят циклоны?

4. По климатической карте: определите средние температуры января и июля, годовое количество осадков в Петрозаводске, Москве, Воронеже, Волгограде.

Вывод. Климат умеренно-континентальный, континентальность нарастает к юго-востоку. Наибольшее влияние оказывает Атлантика.

Климат Русской равнины умеренно- континентальный. Континентальность нарастает к востоку и особенно к юго – востоку. Характер рельефа обеспечивает свободное проникновение атлантических воздушных масс до восточных окраин равнины, а арктических – далеко на юг. В переходные периоды продвижение арктического воздуха вызывает резкое понижение температуры и заморозки, а летом – засухи.

Русская равнина получает наибольшее количество осадков по сравнению с другими крупными равнинами нашей страны. Она находится под влиянием западного переноса воздушных масс и движущихся со стороны Атлантики циклонов. Особенно сильно это влияние прослеживается в северной и средней частях Русской равнины. С прохождением циклонов связано выпадение осадков. Увлажнение здесь избыточное и достаточное, поэтому много рек, озер и болот. В полосе максимального количества находятся истоки крупнейших рек Русской равнины: Волги, Северной Двины. Северо-запад равнины - один из озерных районов страны. Наряду с крупными озерами - Ладожским, Онежским, Чудским, Ильмень – здесь имеется множество мелких, расположенных в понижениях между моренными холмами.

В южной части равнины, где циклоны проходят редко, осадков выпадает меньше, чем может испариться. Увлажнение недостаточное. Летом нередко бывают засухи и суховеи. Нарастание сухости климата идет к юго-востоку.

Группа №4

Проблемный вопрос: Как вы объясните слова А.И.Воейкова: “Реки – продукт климата”?

1. Найдите и назовите крупные реки равнины, к бассейнам каких океанов они относятся?

2. Почему реки текут в разные стороны?

3. Климат оказывает влияние на реки. В чем оно выражается?

4. На территории Русской равнины много крупных озер. Большинство их находится на северо-западе равнины. Почему?

Вывод. Реки имеют весеннее половодье, питание - смешанное.

Большинство озер находится на северо-западе равнины. Котловины ледниково-тектонические и подпрудные, т.е. влияние древнего ледника.

Все реки Русской равнины имеют преимущественно снеговое питание и весеннее половодье. Но реки северной части равнины по величине стока и его распределению по сезонам года существенно отличаются от рек южной части. Северные реки многоводны. В их питании значительную роль играют дождевые и грунтовые воды, потому сток более равномерно распределен в течение года, чем у южных рек.

В южной части равнины, где увлажнение недостаточное, реки маловодны. Доля дождевых и грунтовых вод в их питании резко сокращается, поэтому подавляющая часть стока приходится на короткий период весеннего половодья.

Самой длинной и многоводной рекой Русской равнины и всей Европы является Волга.

Волга – одно из главных богатств и украшений Русской равнины. Начинаясь из небольшого болотца на Валдайской возвышенности, река несет свои воды в Каспийское море. Она вобрала в себя воды сотен рек и речушек, текущих с Уральских гор и рождающихся на равнине. Основными источниками питания Волги служат снеговые (60%) и грунтовые (30%) воды. Зимой река замерзает.

Пересекая на своем пути несколько природных зон, она отражает в водной глади и большие города, и величественные леса, и высокие склоны правобережий, и прибрежные пески прикаспийских пустынь.

Ныне Волга превратилась в грандиозную лестницу с зеркальными ступенями водохранилищ, регулирующих ее сток. Вода, падающая с плотин, обеспечивает электроэнергией города и села Русской равнины. Каналами река соединена с пятью морями. Волга – это река – труженица, артерия жизни, мать русских рек, воспетая нашим народом.

Из озер Русской равнины самым большим является Ладожское озеро. Его площадь составляет 18100 км. Озеро протянулось с севера на юг на 219 км при максимальной ширине 124 км. Средняя глубина - 51 м. Наибольшие глубины (203 м) озеро достигает в своей северной части. Северный берег Ладожского озера – скалистый, изрезанный узкими длинными заливами. Остальные берега низкие и пологие. На озере множество островов (около 650), большая часть которых находится близ северного берега.

Озеро замерзает полностью лишь к середине февраля. Толщина льда достигает 0,7–1 м. Вскрывается озеро в апреле, но ещё долго льдины плавают по его водной глади. Лишь во второй половине мая озеро полностью освобождается ото льда.

На Ладожском озере часы туманы затрудняющие судоходство. Нередко случаются сильные продолжительные штормы, когда волны достигаю высоты 3 метра. По условиям судоходства Ладогу приравнивают к морям. Озеро связано через Неву с Финским заливом Балтийского моря; через реку Свирь, Онежское озеро и Беломорско – Балтийский канал – с Белым и Баренцевым морями; через Волго-Балтийский канал – с Волгой и Каспием. В последние годы наблюдается сильное загрязнение воды Ладожского озера промышленными в его бассейне. Остро стоит проблема сохранения чистоты озера, так как воду из Ладоги получает г.Санкт- Петербург. В 1988 г. принято специальное постановление по охране Ладожского озера.

4. Этап. Итог урока. Оценивание ответов учащихся.

Вывод по изученной теме

Восточно-Европейская (Русская) равнина обладает исключительно разнообразными природными условиями и ресурсами. Это обусловлено геологической историей развития и географическим положением. С этих мест началась русская земля, с давних пор равнина заселялась и осваивалась людьми. Не случайно, что именно на русской равнине расположена столица страны - Москва, наиболее развитый экономический район - Центральная Россия с самой высокой плотностью населения.

Природа Русской равнины чарует своей красотой. Она придает человеку духовные и физические силы, успокаивает, восстанавливает здоровье. Неповторимое очарование русской природы воспето А.С. Пушкиным,

М.Ю. Лермонтовым, отражено в живописи И.И. Левитана, И.И.Шишкина, В.Д. Поленова. Люди передавали из поколения в поколение навыки декоративно-прикладного искусства, используя природные ресурсы и сам дух русской культуры.

5. Этап. Практическая часть урока. Для закрепления и усвоения учебного материала ребята выполняют тест на ноутбуках (упражнения с глазами), по команде учителя нажать клавишу “результат”.

Подведение итогов, оформление оценочных листов.

Практическая часть в рабочих тетрадях стр. 49 (задание №2).

Выставление оценок в дневниках.

6. Этап. Домашнее задание: параграф 27, рабочая тетрадь стр. 49 (задание №1).

Самоанализ урока географии

Урок проводился в классе с хорошими учебными возможностями, класс развивающего обучения.

Учащиеся владеют навыками аналитической мыслительной деятельности.

Тип урока - комбинированный, с элементами ролевой игры. Исходя из темы и типа урока, особенностей ученического коллектива были определены следующие цели урока:

Выявить особенности природы равнины как фактора формирования наиболее заселенного и развитого района;

Совершенствовать умения работать с картами атласа, текстом учебника, компьютером, составлять логические опорные схемы;

Обеспечить развитие способностей к оценочным действиям, высказывать суждения;

Развивать навыки исследовательской деятельности;

Воспитывать умение работать в коллективе, развивать взаимопомощь;

Развивать нравственно-эстетическое отношение к природе.

Для реализации названных целей использовались различные методы обучения:

1. По источникам передачи и восприятия информации:

- словесные - формулирование целевых установок, разъяснение способов деятельности;

- наглядные - карты, интерактивная доска, мультимедийный проектор, мобильный класс;

- практические - работа с картами атласа, учебником, рабочей тетрадью, с помощью ноутбуков.

2. По характеру познавательной деятельности:

- репродуктивный - учащийся работали с терминами;

- исследовательский - выявляли особенности, устанавливали причину и следствие;

- сравнивали , объясняли, анализировали проблемные вопросы.

На уроке использованы следующие формы организации учебной деятельности:

1. Индивидуальные-каждый ученик работал с текстом учебника, картами атласа, выполнял задания контроля.

2. Парные - обсуждения,взаимоконтроль.

3. Групповые - творческая работа.

При разработке урока я придерживалась принципов:

1. Принцип мотивации - создание увлеченности, интереса к знаниям.

2. Принцип осознанного процесса обучения.

3. Принцип коллективизма.

Использованы приемы умственной мыслительной деятельности:

1. Прием сравнения - благоприятные и неблагоприятные условия.

2. Прием анализа и синтеза - определение особенностей размещения природных ресурсов.

3. Прием обобщения при формулировании выводов и подведение итогов.

Этапы урока

1 этап – организационный.

Задачей этапа является обеспечить благоприятную психологическую обстановку для учебной деятельности.

2 этап – актуализация опорных знаний.

На этом этапе учитель обеспечивает воспроизведение тех знаний и умений, на базе которых будет выстраиваться новое содержание. Реализация целевых установок, формирование умений определять цель, планировать свою учебную деятельность.

3 этап – изучение нового материала, работа в группах.

Задачи этапа - обеспечить восприятие, осмысление усваиваемых учащимися понятий, создание условий для освоения учащимися знаний в форме деятельности.

1. Создание проблемных ситуаций.

2. Использование исследовательского метода обучения по установлению причинно-следственных связей.

3. Совершенствование умений по анализу текста, составлению схем.

4. Работа с текстом учебника с целью выработать научное мышление.

5. Творческое задание направлено на закрепление умений анализировать карты атласа, а также на развитие умственной мыслительной деятельности. развитие логики.

4 этап – итог урока, закрепление новых знаний и способов деятельности.

Задачей этапа является - обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала. Совершенствование оценочных действий.

5 этап – практическая часть, логическое завершение урока.

6 этап – информация о домашнем задании.

Форма урока позволила сочетать в себе традиционные и нетрадиционные формы работы: комбинированный урок с элементами ролевой игры. Психологический режим поддерживался доброжелательным отношением учителя к учащимся. Посильностью заданий для каждого ученика, атмосферой делового сотрудничества. Высокая плотность, темп урока, сочетание разных видов работы позволили реализовать весь объем предлагаемого материала, решить поставленные задачи.

1. Определите отличительные особенности географического положения европейской части России. Дайте его оценку. Покажите на карте основные географические объекты Восточно-Европейской равнины - природные и хозяйственные; крупнейшие города.

Европейская часть России занимает Восточно-Европейскую равнину. На севере Восточно-Европейская равнина омывается холодными водами Баренцева и Белого морей, на юге - теплыми водами Черного и Азовского морей, на юго-востоке - водами крупнейшего в мире Каспийского озеpa. Западные рубежи Восточно-Европейской равнины окаймляются берегом Балтийского моря и выходят за пределы границ нашей страны. Уральские горы ограничивают равнину с востока, а Кавказские - частично с юга.

Географические объекты - Большеземельская тундра, Валдайская возвышенность, Донецкий кряж, Малоземельская тундра, Окско-Донская равнина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, Северные Увалы, Смоленско-Московская возвышенность, Среднерусская возвышенность, Ставропольская возвышенность, Тиманский кряж.

Реки Ахтуба, Белая, Волга, Волхов, Вычегда, Вятка, Днепр, Дон, Зап. Двина, Кама, Клязьма, Кубань, Кума, Мезень, Москва, Нева, Ока, Печора, Свирь, Сев. Двина, Сухона, Терек, ЮгОзераБаскунчак, Белое, Выгозеро, Ильмень, Каспийское море, Ладожское, Маныч-Гудило, Онежское, Псковское, Селигер, Чудское, Эльтон.

Крупные города: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Уфа, Пермь, Волгоград, Ростов-на-Дону.

Старинные русские города: Великий Новгород (859), Смоленск (862), Ярославль (1010), Владимир (1108), Брянск (1146), Тула (1146), Кострома (1152), Тверь (XII в.), Калу­га (1371), Сергиев Посад (XIV в.), Архангельск (1584 г), Воронеж (1586).

2. Как вы думаете, какие признаки объединяют Восточно-Европейскую равнину при огромном разнообразии ее ландшафтов?

Восточно-Европейскую равнину объединяет единая тектоническая основа (Русская платформа), равнинный характер поверхности, распространение на большей части территории умеренного климата переходного от морского к континентальному.

3. В чем заключается своеобразие Русской равнины как территории, наиболее обжитой людьми? Как изменился ее облик в результате взаимодействия природы и людей?

Главная характерная особенность Восточно-Европейской равнины - хорошо выраженная зональность в распределении ее ландшафтов. На побережье Баренцева моря, занятого холодными, сильно переувлажненными равнинами, узкой полосой расположилась тундровая зона, южнее сменяющаяся лесотундрой. Суровые природные условия не позволяют заниматься в этих ландшафтах земледелием. Это зона развитого оленеводства и охотничье-промыслового хозяйства. В районах добычи полезных ископаемых, где возникли поселки и даже небольшие города, преобладающими ландшафтами стали промышленные. Северная полоса равнины наименее преобразована деятельностью человека.

В средней полосе Восточно-Европейской равнины еще тысячу лет назад преобладали типичные для нее лесные ландшафты - темнохвойная тайга, смешанные, а затем и широколиственные дубовые и липовые леса. На обширных пространствах равнины к настоящему времени леса вырублены и лесные ландшафты превратились в лесополья - сочетание лесов и полей. В поймах многих северных рек расположены лучшие пастбищные и сенокосные угодья России. Лесные массивы часто представлены вторичными лесами, в которых на смену хвойным и широколиственным породам пришли мелколиственные - береза и осина.

Юг равнины - это безграничные дали уходящих за горизонт лесостепей и степей с плодороднейшими черноземными почвами и наиболее благоприятными для сельского хозяйства климатическими условиями. Здесь раскинулась основная земледельческая зона страны с максимально преобразованными ландшафтами и основным фондом пахотных угодий России.

4. Как вы думаете, сыграло ли особую роль в хозяйственном освоении и развитии Русской равнины то, что это - исторический центр Русского государства?

Роль центра Русского государства определенно повлияла на развитие и освоение Русской равнины. Для нее характерна плотная заселенность, наибольшее разнообразие видов хозяйственной деятельности, высокая степень преобразованности ландшафтов.

5. В произведениях каких русских художников, композиторов, поэтов особенно ярко поняты и переданы особенности природы Средней России? Приведите примеры.

В литературе - К. Паустовский «Мещерская сторона», стихотворение Рыленкова «Все в тающей дымке», Э. Григ «Утро», Тургенев И.С. "Записки охотника", Аксаков С.Т. "Детские годы Багрова-внука", Пришвин М.М.- множество рассказов, Шолохов М.М. - рассказы, "Тихий дон", Пушкин А.С. многие произведения, Тютчев Ф.И. "Вечер", "Полдень", "Весенние воды".

В музыке - к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт», К.Бобеску, «Лес» из сюиты «Лесная сказка», «С чего начинается Родина» (музыка В.Баснера, слова Матусовского).

Художники - И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Пе­ров, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин.