Мысль семейная. Урок-исследование по литературе. Тема: "Мысль семейная" в романе М.Шолохова "Тихий Дон" Основы единства семьи Мелеховых

Конкурс методических разработок уроков по литературе на тему: «Литература – это когда читатель столь же талантлив, как и писатель»

«Мысль семейная» в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

МБОУ лицей «МОК №2» г. Воронежа

Цель:

Выяснить, на чем основано счастье семьи;

Сформировать умение анализировать эпизоды;

Продолжить развитие творческих способностей учащихся анализировать эстетическое своеобразие языка и стиля художественного произведения;

Методические приемы: слово учителя, аналитическая беседа, выразительное чтение отрывка, анализ эпизода, ролевое чтение, тестовая работа (подготовка к ЕГЭ);

Оборудование:

Шолохова;

Панно с цветущей яблоней;

Компьютер, проектор;

Карточка для индивидуальной работы: проанализировать сцены «На сенокосе»;

Иллюстрации к роману художника;

На доске написаны тема урока и эпиграф «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» ;

Ход урока:

1. Слово учителя:

2008 год в России был Годом семьи. Семья – ячейка любого государства, основа человеческой жизни. Московский митрополит Филарет сравнивает государство с деревом, а семью с его корнями. «Чтобы дерево зеленело, цвело и приносило плоды, нужно, чтобы корень его был крепок»,- учит святитель.

А что же нужно человеку, чтобы его семья была крепкой и счастливой?

(Ответы учащихся: дети, любовь, здоровье, счастье, взаимопонимание , уважение, мудрость, работа и т. д. – записываются на отдельные листы и прикрепляются к корням цветущей яблони (панно доске).

Учитель: Когда –то сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», с ним согласен и. Тема сегодняшнего урока звучит так: «Мысль семейная» в романе «Тихий Дон». Мы с вами должны выяснить, как Шолохов показывает семью и на чем основано ее счастье? Давайте, ребята, войдем в дом на берегу тихого Дона и посмотрим.

2. Проверка домашнего задания. (Найти сцены счастливой семейной жизни и проанализировать).

Выразительное чтение отрывков.

(Шолохова «Тихий Дон». Москва. Эксмо 2003г.)

«…первый оторвался ото сна Пантелей Прокофьевич…» (т.1, гл.2,с. -10)

«Григорий стал оделять семью гостинцами» (т.1,ч.5,гл.13,с.-596)

3. Ролевое чтение сцены «Рыбалка». (2гл., с.-11)

Учитель: Итак, давайте с вами сделаем вывод: какую же роль играет семья в романе М. Шолохова «Тихий Дон»?

(Ответы учащихся): Шолохова связана с донской землей, он очень хорошо знал специфику казачьей семьи, поэтому не зря центральное место в романе занимает семья Мелеховых. История этого рода дает представление о крестьянском укладе жизни, о нравах, о традициях казачества. Нравственное единство семьи является идеалом для автора.

4. Анализ эпизода сцены «На сенокосе».

Учитель: по роману «Тихий Дон» сначала С. Герасимов, а потом С. Бондарчук сняли замечательный фильм. Посмотрим эту сцену (видеоролик из фильма). Ученику… в начале урока было дано задание: проанализировать данный эпизод, послушаем его.

(Ответ ученика)

Исстари повелось, что на покос выходят всем хутором. Косцы и гребельщицы одеваются как на годовой праздник. Это мы видим и в семье Мелеховых. Труд их объединяет. Посмотрите, с какой любовью готовится к работе Пантелей Прокофьевич. Прежде чем начать работу, по русскому обычаю, крестится на беленький стручок далекой колокольни. Он, как полагается в семье идет первым. За ним, не отставая, «стелет косой травье» Григорий. Наши герои счастливы, потому что крестьянская работа доставляет им радость и удовольствие. После тяжелого труда все вместе вечеря ют: «Пантелей Прокофьевич истово хлебал кашу, хрустел на зубах недоваренным пшеном. Аксинья, не поднимая глаз, нехотя улыбалась Дарье».

5. Аналитическая беседа.

Учитель: Шолохов показал хронику нескольких поколений, семей

из разных социальных слоев: Мелеховы, Коршуновы, Моховы, Астаховы, Лесницкие. Семья Мелеховых представлена через описание нескольких пар.

Можно ли хоть одну из семей назвать счастливой?

(Ответы учащихся): У Дарьи и Петра, Аксиньи и Степана нет духовной близости, между ними нет любви, у них нет детей. Ближе всего к авторскому пониманию полноценной семьи стоят отношения Григория и Натальи: у них 2 детей, род Мелеховых не прерывается.

Учитель: Шолохов не всегда идеализирует казачью семью. Приведите, ребята, примеры насилия и жестокости в семье.

6. Художественный пересказ эпизодов.

(Ответы учащихся): «надругательство отца над юной Аксиньей, зверское его убийство», «жестокое обращение Степана с Аксиньей», « приставания к Наталье родного брата».

Учитель: Одной из вечных ценностей является любовь. Не случайно еще А. Куприн говорил, что «любовь - это дар божий, который дается один раз в жизни и который нужно перед Богом заслужить». Григорию повезло: рядом с ним две любящие женщины: Аксинья и Наталья.

7. Дискуссия. Кого же любит Григорий?

(Ответы учащихся): Григорий любит обеих женщин. Наталья поражает его своей «внутренней» чистотой, красотой, мудростью, живет по совести, соблюдая заповеди. Даже перед смертью, она просит сына поцеловать за нее отца. Такая любовь не могла не тронуть Григория, и он не мог просто так уйти из дома, где живут его родители и его дети. Любовь Аксиньи – это, скорее всего, страсть, которая сильнее Мелехова. Он мечется между двумя женщинами, но совсем так и не уходит из семьи. В конце романа мы видим, как Аксинья воспитывает детей Григория и молится за него. Однако это счастье оказалось недолгим: гражданская война разрушила семью, отняла у Григория почти все: Аксинью, дом. Мужем родной сестры становится Мишка Кошевой, убийца брата.

8. Тестовая работа. Подготовка к ЕГЭ (см. тест)

9. Исследовательская работа.

Учитель: к сегодняшнему уроку свое исследование проводила группа учеников, которая должна была ответить на вопрос: Кто из предшественников М. Шолохова изображал в своих произведениях

семейные отношения?

(Ответ учеников):

Тема семьи была актуальна во все времена. И в русской классической литературе она звучит как одна из самых важных. Мы видим, что еще в древности семейные отношения стали предметом изображения в «Повести о Петре и Февронии Муромских». Герои счастливы, потому что живут по Божьим заповедям, творят добро, хранят любовь и верность.

В повести «Старосветские помещики» с искренним чувством показал нам семью, вызывающую восхищение. Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна преданны друг другу, милы и приятны своей душевной чистотой и взаимной любовью.

Такие же прочные отношения мы видим у в «Капитанской дочке». Семья Мироновых и семья Гриневых – два прекрасных дерева, которых видно по плодам. Их дети, Петр и Мария, видели постоянно пример родителей, воспитывались по заповедям Божиим, знали, что почитающие родителей «долголетны и благополучны будут на земле», поэтому и были счастливы, соединив свои судьбы. Супружескую верность и глубокое уважение родителей друг к другу они видели с самого детства. Как благословили их родители, так они и жили: берегли честь смолоду, во всем уповали на Бога и были счастливы.

В романе «Война и мир» рассказывает о разных семьях: это и хранящая аристократические традиции семья князей Болконских, и представители московского дворянства Ростовы, и лишенная взаимного уважения, душевности и связей семья Куракиных.

(Ответ 2 ученика): Тема семьи волновала не только писателей, но и художников. Давайте совершим виртуальную экскурсию в Третьяковскую галерею, где в небольшом уютном зале выставлены полотна великих мастеров живописи.

(Показ презентации)

10. Домашнее задание: Письменный ответ на вопрос: «Что сближает литературные произведения предшественников Шолохова с «Тихим Доном»?

11. Оценки.

12. Рефлексия.

Учитель: Итак, ребята, продолжите мою мысль: «на сегодняшнем уроке для меня было важным»… (Ответы учащихся).

Учитель: Сегодня уроке мы увидели семью в представлении Шолохова, не случайно в романе кольцевая композиция: он начинается с описания дома Мелеховых и заканчивается описанием дома. Семья, любовь, уважение, взаимопонимание, дружба, работа – вот то, что нам нужно для полного счастья. В народе говорят, что человек прожил не зря, если посадил дерево, построил дом, создал семью. В конце урока мы вновь обращаем свое внимание на наше панно с цветущим деревом, хочется, чтобы и ваши, ребята, деревья были с такими же крепкими корнями, спелыми и сочными плодами.

М. Шолохов поднимает в своем романе «Тихий Дон» глубокие и универсальные проблемы, не поддающиеся однозначной и окончательной трактовке. Однако, если спросить у читателя, кто является главным героем романа, ответ будет один – Григорий Мелехов. Именно его судьба является основным стержнем повествования. Для лучшего понимания образа героя очень важен анализ среды, в которой формируется его характер,– анализ мира донского казачества.

Невозможно понять духовный мир, житейский уклад казаков, не обратившись к их семейным взаимоотношениям. Уже в первой книге мы найдем множество эпизодов, раскрывающих те принципы, на которых строится казачья семья. Читая эпизод драки Пантелея Прокофьевича с сыном, мы понимаем, что понятия семейной чести («Не страми отца!»), единства с земляками («Не пакости соседу!») для казаков несокрушимы. В семье господствует «культ стариков»: отношения здесь основываются на строгом подчинении старшим, внушаемом иногда с помощью грубой силы. И даже если вначале Григорий оказывает сопротивление отцу, то позже беспрекословно покорится ему, женится на Наталье Коршуновой. Кроме того, истоки неистовой, несдержанной натуры Григория тоже следует искать в семье. Это в нем от отца.

Род, семья - святые понятия для казаков. Неслучайно роман начинается с предыстории мелеховского рода, и уже в первой главе автор дает подробный семейный портрет. В нем автор подчеркивает черты фамильного сходства: пшеничного цвета волосы - по материнской линии, звероватое выражение миндалевидных глаз, коршунячий нос - по отцовской.

Что касается семьи, то, несмотря на суровые, порой жесткие отношения, это целый организм. Любой чувствует свою неразрывную связь с ней, так же, как и с хутором, с родимым куренем. Даже когда любовь к Аксинье гонит Григория из родных мест, возможности покинуть хутор он не видит: «Дура ты, Аксинья, дура! Гутаришь, а послухать нечего. Ну, куда я пойду от хозяйства? Опять же на службу мне на энтот год. Не годится дело... От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем, а там?

Однако Шолохов не идеализирует жизнь донского казачества. В первой книге романа без труда можно увидеть огромное количество примеров не просто строгости, но истинной жестокости, моральной развращенности казаков. Это и эпизод, когда взбешенная толпа хуторян безжалостно разделывается с женой Прокофия Мелехова, когда пятидесятилетний отец Аксиньи насилует свою дочь, за что жена и сын избивают его до смерти. Это и когда Степан Астахов «обдуманно и страшно» бьет молодую жену на следующий день после свадьбы, а затем вновь, возвратившись с военных сборов, «охаживает» ее сапогами на глазах у безучастно усмехающегося Алешки Шамиля.

Характер Григория Мелехова и его долг перед семьей ярко раскрывается в отношениях с Аксиньей и Натальей в сценах первой книги. Неподдельно и сильно любя Аксинью, он не переживает за любимую. Когда за девять дней до возвращения Степана из лагерей Аксинья, с трепетом чувствуя неотвратимость нависшей над ней опасности, в отчаянии обращается к своему возлюбленному: «Что я, Гриша, буду делать?» - тот отвечает: «Я почем знаю». Если в отношениях с Аксиньей Григорий подчиняется только безрассудной страсти, то, женившись на Наталье, он, напротив, исполняет свой долг перед семьей, не прислушиваясь к голосу своего сердца. Он думает о том, на какие муки обрекает и себя, и близких, хотя уже в минуту венчания «безразличие оковало Григория» и уста жены показались ему «безвкусными».

Романа охватывает период в десять лет. Герои переживают самые трагичные и значительные события первой половины ХХ века: революции, гражданскую войну, мятежи и восстания – события, определившие судьбы казачества, судьбу Григория Мелехова и его семьи, его дома, бывшего на протяжении всего этого времени его оплотом, ведь именно о семье, о родном курене думал он на поле боя. Но разгром белоказачьего движения неизбежно приводит к краху и семьи Григория, это падение логически закономерно. В третьей книге автор вновь обращается к теме семьи и дома, однако образы их – темны и печальны. Шолохов изображает разрушение мелеховского семейства.

Смерть Петра, навсегда оставшаяся незаживающей раной в душе близких. Потеря Пантелеем Прокофьевичем главенствующего положения в доме. Трагедия и смерть Дарьи, бесстыжей и распутной, ломающей цинизмом своего поведения столетиями формировавшиеся устои казачьей семьи и лишь перед гибелью с горечью осмыслившей всю безотрадность своей «красивой» жизни. Смерть Натальи, после которой старик Мелехов со вздохом говорит: «Прилюбила смерть наш курень». Отдаление Дуняшки от семьи, ее отчуждение, переходящее в явный бунт против родительской власти. Разрушение хозяйства во время обстрела, когда «война, от которой бегал Пантелей Прокофьевич, сама пришла к нему во двор». Смерть хозяина дома «в отступе», на чужой ставропольской земле. Смерть Ильиничны, оставшейся в одиночестве, так и не дождавшейся любимого сына. Приход в дом Мишки Кошевого, который вряд ли можно назвать началом новой жизни мелеховского куреня, хотя бы потому, что уже с первых дней семейной жизни Мишка теряет интерес к хозяйству, полагая, что еще не настало время складывать оружие. Смерть Полюшки, о которой читатель узнает на последней странице. Все это ступени постепенного краха того, что в начале романа казалось непоколебимым. Примечательны слова, произнесенные как-то Пантелеем Прокофьевичем Григорию: «У всех одинаково все рухнулось». И хотя речь идет всего лишь о сваленных плетнях, есть у этих слов и более широкий смысл: разрушение Дома, Семьи задело не только Мелеховых - это общая участь, общая драма всего казачества.

Повествование в «Тихом Доне» строится как изображение жизни семейных гнезд. Роман этот часто сравнивают с «Войной и Миром» Толстого, но, несмотря на их композиционное подобие, отчетлива и принципиальная разница: если толстовские герои, пройдя через суровые испытания, приходят к созданию Семьи, то герои «Тихого Дона» переживают ее распад, что с особенной силой подчеркивает драматический характер времени, изображенного Шолоховым.

Известны слова Л. Н. Толстого о том, что в «Войне и мире» выражена «мысль народная», а в «Анне Карениной» — «мысль семейная». Но вы, безусловно, понимаете всю условность подобного «разделения»: «мысль народная» и «мысль семейная» нашли единое воплощение в обоих романах Толстого. Роман М. Шолохова «Тихий Дон» также соединяет эти темы.

Как вы помните, отношение Л. Н. Толстого к войне было сложным. Он одним из первых в мировой литературе (одновременно с французским писателем Стендалем) показал истинное, негероическое лицо войны в «Севастопольских рассказах», разоблачил театрализованность наполеоновских сражений в романе «Война и мир». Однако во взглядах на причины войны писатель был фаталистом, считая, что объективный ход истории непостижим для человека. Более того, справедливая, освободительная война для писателя имеет высокое значение, так как способна сплачивать нацию, разрушать условные социальные и культурные перегородки между людьми. Единым «миром» выступает русский народ против Наполеона, в одном строю оказываются мужик Тихон Щербатый и князь Андрей Болконский, «графинечка» Наташа Ростова, сбрасывающая свое приданое с подвод, чтобы уложить больше раненых, и полководец Кутузов, мудро выжидающий, когда сила народного гнева превысит мощь и профессионализм захватчиков.

В отличие от Толстого, М. А. Шолохов категорически и однозначно не приемлет войны — ни Первой мировой, ни тем более Гражданской, братоубийственной. Главное его обвинение войне состоит в том, что она разрушительна для основы основ человеческой жизни — для семьи. Вспомним, что повторное сближение Григория и Аксиньи произошло после того, как герой вновь вынужден был оторваться от семьи и детей, чтобы сражаться со своими же кровными братьями. Война отняла у Дарьи ее мужа, и покатилась она по наклонной, все более теряя чувство ответственности перед семьей и домом. Война провела границы через курени и хутора казаков. Мишка Кошевой убивает деда Гришаку, палит курень Коршуновых; озверевший Митька Коршунов, растерявший остатки души в карательных операциях, в отместку вырезает семью Кошевого (после этого случая автор теряет интерес к Митьке: мы не знаем, как сложилась его дальнейшая судьба). Сколько зарождающихся семейных пар погубила война! Большевик Илья Бунчук и Анна Погудко, дворянин Евгений Листницкий и вдова его друга Ольга Николаевна, овдовевший Григорий Мелехов и Аксинья. Война по Шолохову — губительна для народа, поскольку заставляет брата идти на брата, опустошает человеческие души, рушит семьи.

Но несмотря на это, именно в семенных, кровных узах видит писатель спасение от разрушительной стихии братоубийства. Любовь соединяет Дуняшу Мелехову и некогда друга, а ныне заклятого врага Григория — Мишку Кошевого. Причем Дуняша, любя своего мужа, предупреждает брата о грозящей ему смертельной опасности, а затем, а отсутствие Григория, воспитывает его детей. Да и Мишка не переносит свою ненависть к Григорию на его сына, может быть, не случайно названного автором Мишаткой. Ильинична, когда-то проклявшая убийцу своего сына Петра, жалеет Кошевого после того, как он остается круглым сиротой. Она принимает его в своем доме. Вообще, именно женщине выпадает в романе Шолохова невыносимо тяжелая, но достойная доля — соединять распавшиеся звенья кровных связей, спасать мужчин, душевно искалеченных войной, примирять противников.

«Мысль семейная», как она выражена в эпопее Шолохова, отвечает и на один из самых тяжелых вопросов, заданных его произведением: какова будет судьба русского казачества после Гражданской войны? Исчезнет ли оно как часть нации или сохранит свои уникальные традиции, нравственные принципы, уклад? Конечно, многое в укладе казачества теперь будет иначе, немало казачьих родов пресеклось, выродилось, однако само казачество выстояло — и выстояло прежде всего благодаря своей семейственности, уважению к родственным связям и любви к детям.

Донская красавица Наталья Коршунова (в девичестве) – один из главных персонажей шолоховской эпопеи.

Образ и характеристика Натальи Мелеховой понимается читателем неоднозначно. Мнение читателей меняется с возрастом. Особое отношение к женщине у тех, кто пережил измену и предательство мужа, сохранял семью ради детей.

Внешность девушки

Казачка появляется на страницах романа в возрасте 18 лет. Девушка красивая, славная,

«дюже красивая».

Умеет нарядно одеться, чтобы выглядеть в толпе, привлекая к себе восторженные взгляды.

  • глаза: смелые серые;
  • щека: упругая, с розовеющими ямками, с родинкой;
  • улыбка: сдержанная;
  • руки: большие, крепкие, работящие, шершавые;
  • грудь: девически каменная;
  • ноги: высокие красивые;
  • взгляд: бесхитростный, открытый, смущенный;
  • губы; верхняя - пухлая, нижняя – поджатая;
  • волосы: черные.

Красота остается у женщины после попытки самоубийства. С покривленной шеей ее щеки, рот остаются свежими и молодыми.

Достоинства характера

Наталья одарена множеством достоинств. Девушка из самой богатой семьи хутора могла выбрать жениха из любой фамилии, но она остановилась на Григории Мелехове. Красивая, скромная, немногословная, трудолюбивая женщина обидно ошибается, возможно, это пример любви с первого взгляда.

Черты характера казачки:

Послушание. Девушка уважает отца и сестер. В семье три дочери, Наталья – старшая. Она слушается отца, воспитана в казачьих традициях послушания старшим. Не грубит и не говорит, не обдумав свои мысли.

Трудолюбивая. Семья – одна из богатых, но отец приучал детей к труду, понимая, что в жизни может произойти разное. Умение трудиться у богатого казака – основа достатка.

Хозяйственность. Наталья умеет вязать, шить. Она не гнушается кропотливой работы: чинит казачьи шаровары и рубахи.

Доброта. Девушка заботится о своем деде – Гришаке. Она потихоньку подсовывала ему хорошие куски еды за столом, стирала и кропала одежду.

Скрытность. Женщина горюет потихоньку. Ни с кем не делится своими переживаниями, можно только догадываться о том, что происходит в ее голове. Девушка решается покончить жизнь самоубийством. Способ страшит – острая коса. О такой смерти страшно даже думать.

Серьезность. Наталье не подходит поведение распутных красавиц, гулящих с чужими мужиками. Она строго блюдет себя, ждет возвращения мужа. На любые приглашения Дарьи, пойти с ней погулять, отвечает брезгливостью и отказом. Она жалеет Дарью, относится к ней с сочувствием.

Женские качества

В книге Наталья и Аксинья – два противоположных типа женственности и чувствительности. Понять, почему так расставил образы автор, сложно. Здесь придется искать причины в подтексте. Наталья живет без матери, может, поэтому в ней не развились черты, нужные девушки в браке. Возможно, в этом виноват и Григорий. Сравнивая двух женщин, он не помогает Наталье раскрыться, а сразу отказывается от жены в пользу другой. В романе есть строчка, которая предлагает другое объяснение, -

«при рождении мать наделила девушку равнодушной и медлительной кровью».

Григорий говорит о жене, что она «леденистая». Отсутствие страстности, медлительность чувств стали одной из причин измен Григория и несчастий казачки.

Судьба женщины

Наталье сразу понравился Григорий. Она, воспитанная в семье старого казака, надеется на крепкую семью и надежные отношения. На деле все получается по-другому. Муж стал изменять, и открыто заявил, что жена ему «не люба». Не выдержав такого положения в чужой семье, она возвращается к отцу. По хутору пошли слухи о порче на Наталью, парни говорят гадости почти в спину женщины. Брошенная жена решается на самоубийство. Попытка покончить собой завершилась неудачей. Шея становится кривой, внешность меняется, но Наталья все равно хороша собой. Отец не простил дочь, он горд и не понимает унижения перед Григорием. Невестка возвращается в дом Мелеховых. Решение о переходе обратно в семью мужа пришло к Наталье не сразу. Мирон Григорьевич стыдит дочь, покрикивает на нее. Девушка и дома начинает чувствовать себя чужой. Надежды женщины оправдываются: Григорий приходит в семью. У Мелеховых рождается двойня – мальчик и девочка. Женщина благодарит судьбу за такой подарок и всю себя посвящает детям. Наталья становится еще краше, даже Григорий замечает, как диковинно расцвела и похорошела жена. Но отношение к ней он не меняет, любви и ласки казак ей не подарил. Он стал добрее, внимательнее, причиной были дети. Измена привела женщину к гибели, она идет на аборт и умирает. Удивляет сила любви и крепость души Натальи. Перед смертью она просит передать мужу свое прощение. Последняя ее просьба, чтобы Григорий пожалел детей. Такие слова запали в сердце казака, он корил себя за совершенные поступки, но ничего не мог сделать со своей любовью к Аксинье.

«Мысль семейная» в романе Шолохова
«Тихий Дон». Женщина как хранительница
семейного тепла

Цели: провести работу над отдельными эпизодами первой части романа Шолохова, раскрывающими тему семьи; выявить значение женских образов в раскрытии данной темы.

Ход урока

В этом мире (« Тихий Дон») – история донских казаков,

русского крестьянства… вековые традиции нравственных принципов и трудовых навыков, которые сформировали национальный характер, особенности целой страны.

Е.А.Костин

I.Определение целей урока.

Посмотрите на тему урока. Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Слайд- 2 (цели)

Слайд – 3 (эпиграф)

II . Вступительная беседа.

Слайд- 4

Герои, живущие на страницах романа, – донские казаки.

Что вы знаете об этом сословии?

Индивидуальное сообщение учащегося о казачестве.

Слайд- 5 (справка)

Слайд- 6 (курень)

Слайд- 7 (Хутор Татарский)

Слайд- 8 (река Дон)

Казачество – сословие на Руси особенное, но есть в жизни любого народа незыблемые ценности, во многом схожие: семья, земля, нравственность. Предлагаю затронуть именно эту грань романа Шолохова.

Давайте вспомним чьи семьи находятся в центре повествования?

(В центре шолоховского повествования находится несколько семей: Мелеховых, Коршуновых, Моховых, Кошевых, Астаховых).

Это не случайно: закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, семейных отношениях.

II. «Мысль семейная» в романе Шолохова.

    Работа с текстом .

Начнём с истории этой семьи .

Слайд № 9.

Выразительное чтение или художественный пересказ отрывка из первой части I тома «История семьи Мелеховых».

Начать с семьи было новой гениальной находкой молодого писателя.

Как вы думаете почему?

Семья – носительница того, что мы называем культурой. Поэтому в центре внимания Шолохова разные поколения семьи Мелеховых.

С первых страниц появляются гордые, с независимым характером, способные на большое чувство люди.

2. Патриархальность и традиции в семье Мелеховых.

Индивидуальное сообщение учащегося.

Слайд- 10 (патриархальность и традиции семьи)

Семья – основа основ народного быта в мире «Тихого Дона». Жизненные обстоятельства казачьей среды изображены с такой основательностью, что позволяют воссоздать общее строение семьи начала ХХ века. А век ХХ грозился быть кровавым. Потому все более ценным становилось вечно незыблемое: семья, земля, дети.

Для героев «Тихого Дона» семейное начало буквально пронизывает всю частную жизнь. Каждая отдельная личность воспринималась непременно как часть общего – семьи, рода. Эти отношения были важной частью народного быта. Родственное становилось выше товарищества, влюбленности, деловых отношений, соседства. Причем родственные отношения учитывались с очень большой точностью: «троюродный брат», «двоюродная тетка», – некоторые слова существуют в нынешнем быту без особого «смысла». Но во времена «Тихого Дона» родственная близость почиталась весьма серьезно. В семье Мелеховых велика патриархальная сила – всевластие отца в доме.

Слайд - 11

Пусть поступки круты, тон старших решителен и непреклонен (младшие сносят это терпеливо и сдержанно, даже горячий и порывистый Григорий), однако всегда ли злоупотребляет Пантелей Прокофьевич своей властью, всегда ли излишне рукоприкладство?

Пантелей Прокофьевич женит Григория, и тот не спорит не только от сыновней покорности: Гришка опозорил семью своим бесстыдным романом с замужней соседкой. Кстати, Гришка покорился не только отцу, но и матери – именно Ильинична решила женить Григория на Наталье и уговорила мужа: «…точила его, как ржавь железо, и под конец сломила его упрямство». Словом, приказного тона, грубости было немало – но насилия в патриархальной семье не было никогда.

Грубость же во многом объяснялась влиянием казарменных армейских нравов, но никак не патриархальностью. Особенно любил «крепкое словцо» Пантелей Прокофьевич. Так, родную жену не раз ласкал словами: «карга старая», «замолчи, дура», ну и жена, любящая, преданная, «полоскала свою половину»: «Ты чего ж это, крючок старый! Сроду безобразник, а под старость дюжей свихнулся». Кипела в Прокофьевиче «турецкая кровь», но именно он был одним из центров, сплачивающих семью.

Другим центром патриархальной семьи была религия, великая христианская вера, семейный образ – икона в красном углу.

Слайд – 12.

Хранительницей веры выступает в романе казачья семья, особенно в лице старших её представителей. Пришла черная весть о гибели Григория, в те траурные дни, когда «он старел день ото дня», когда «слабела память и мутился рассудок», только разговор с отцом Виссарионом вразумил старика: «С этого дня переломил себя и духовно оправился».

Особо хочется сказать о разводе. Само понятие даже не существовало в казачьем лексиконе. Семья благословлялась Богом! Брак был нерасторжим, но, как все земное, не являлся незыблемым. Встретив Григория недалеко от Ягодного, куда сын ушел с Аксиньей, Пантелей Прокофьевич спрашивает: «А Бог?» Григорий, не так свято веривший, в подсознании все же вспоминает о Нем. Не случайно «мысли об Аксинье и о жене» неожиданно вспыхивают в его голове во время присяги, когда «подходил под крест».

Кризис веры имел губительное значение для всей России, особенно для семьи: перестает действовать «двойной закон самосохранения», когда семья хранила веру, а вера защищала единство семьи.

    Основы единства семьи Мелеховых.

Слайд – 13 (вопросы)

Какова семья в начале романа?

( В начале романа семья Мелеховых целая, дружная ).

В чём сила этой семьи?

(Сила этой семьи была в единстве, когда все важные вопросы решались открыто, выносились на семейный суд, прямо и основательно обсуждались).

Слайд – 14 (вывод).

Все важные дела, которые касались семьи решались на совете.

Сколько было таких советов? (Четыре)

1.Жизнь Григория и Натальи не заладилась.

Кто выступает на совете?

(Начало положил совету Пантелей Прокофьевич. Выступают все; даже Дуняша, подросток. Допущена к совету, внимательно слушает).

Что делает Григорий? (Григорию стыдно, он грубит).

Но чем бы ни заканчивались собрания, ни одно важное событие не проходит незамеченным.

Какие еще были советы?

(Приход красных: отступать или сдаться? Сердечные дела Дуняши. 1919 год – деньги Дарьи.)

Слайд- 15 (Вывод).

В семье Мелеховых – всех казаков – ответственные и сложные дела решались открыто, в прямом, порой нелицеприятном обсуждении. Крайности сглаживались и выравнивались, резкие страсти утишались. То не было ни раем, ни идиллией, а лишь сплоченным миром родственных людей, для которых выше личных устремлений и прихотей была семья.

б) Шептаться по углам считалось предосудительным, ибо вековой опыт подсказывал: где начинаются тайны – тут начинаются распад и раскол.

Если вдруг внутрь семьи все же проникало нечто злое и враждебное, как решали эту проблему Мелеховы? Были ли в семье тайны?

(В семье Мелеховых тоже были свои секреты, их в романе три.)

Слайд – 16( план работы )

Проверка домашнего задания (работа велась в группах – составить развёрнутый ответ « Тайны семьи» по предложенному плану):

1. Тема секрета.

2. Где происходит беседа.

3. Итоги «разговора по душам».

1-я группа – секрет Григория;

2-я группа – секрет Дарьи;

3-я группа – секрет Натальи.

Все эти тайны касаются семьи.

1.Пантелей Прокофьевич сразу догадался о связи Григория и Аксиньи: сын связался с женой близкого им человека – соседа. Старик понимает, что от беседы не уйти, и рано утром на рыбалке с Григорием начинает разговор.

Слайд - 17

2.О Дарьиной болезни секретничают Дарья и Наталья. Дарья просит предупредить мать: «пущай она отцу не говорит про это, а то старик взбесится и выгонит меня из дому».

Слайд - 18

3.Об аборте Наталья рассказала только Ильиничне: «Буду ли я жить с Гришкой али нет… но детей я от него больше рожать не желаю».

Слайд - 19

Результат наблюдения.

- Где ведутся эти разговоры?

(Все три разговора ведутся вне дома, двора: на реке, в огороде, на степной дороге).

Как вы думаете почему?

(Это признак нежелания запачкать семью, что естественно для всякого живого и здорового организма).

Из романа Шолохова мы узнали, как заботились казаки о целостности, здоровье своей семьи.

Хранительницей семейного очага является женщина. Поэтому и перейдём к следующему этапу нашего урока.

4. Женские образы в романе Шолохова «Тихий Дон».

1) Работа с текстом .

Одним из приемов Шолохова в характеристике героев является сопоставительный анализ. Через отношение к детям раскрываются многие главные герои романа. Так как носительницей домашнего, семейного тепла является женщина, особо интересны характеристики главных героинь.

Слайд – 20 (Дарья, Аксинья, Ильинична).

С опорой на текст учащиеся дают характеристику женских образов романа «Тихий Дон».

Слайд – 21 (Дарья).

Ничего не известно о её родителях, происхождении. Сама героиня в конце романа говорит: «У меня ни сзади, ни спереди никого нет». У Дарьи родился ребенок. Но что же мы о нем узнаем – просто «дитя». Или, раздражаясь, на своего младенца, мать говорит: «Цыц ты, поганое дите! Ни сну тебе, ни покою». Много в романе грубых слов, но никто так не обращается к детям. Ребенок умер, когда ему не исполнился и год.

Слайд – 22 (Аксинья).

Родила дитя от Степана, но и здесь примечательно кратко: «…ребенок умер, не дожив и до года». От Григория родила Танюшку, стала счастлива и обрела какую-то особенно счастливую осанку. Но любовь к ребенку лишь была продолжением любви к Григорию. Как бы то ни было, ребенок тоже умирает около полутора лет от роду. Детей Григория взяла после смерти Натальи к себе. «Они охотно называли её мамой», она их оставляет и уезжает с Григорием.

Слайд – 23 (Ильинична).

С особой силой материнская любовь проявляется в образе Ильиничны. Именно она воспитала своих детей такими, какими мы видим их в романе; она не только заботилась о них, но и передала им свое мирочувствование. Отсюда глубокое сродство молодых Мелеховых именно с матерью, а не с отцом. Сам Шолохов, преклоняясь перед собственной матерью, не раз отмечал сходство её и Ильиничны.

Она умеет бороться за семью, и Наталья становится продолжательницей этого предназначения .

2) Индивидуальное сообщение «Спасение семейного гнезда – идея жизни Натальи Мелеховой».

Слайд – 24 (Слайды о Наталье).

Наталья Мелехова в романе М. Шолохова «Тихий Дон» – волей обстоятельства втянутая в мучительное соперничество с Аксиньей, вынужденная даже оскорблять её, называя «гулящей», – это поистине просветленно-стыдливое, вероятно, самое ангельское существо в романе.

Наталья возникает в романе как бы случайно: как объект грядущего сватовства, венчания. «Наталья… – девка красивая… Дюже красивая. Надысь видела её в церкви», – говорит Аксинья. Похвала двойная, даже преувеличенная, но говорит эти хвалебные слова Аксинья с сухими глазами, и от сарая падает тяжелая тень. А в окне, куда она смотрит, – желтая ночная стынь.

Шолоховский мир и многоцветен, и многозвучен, и предельно полон сложных психологических движений. Шолохов – величайший мастер характерной детали – подобрал почти символические эпитеты, говорящие об опасности для Натальи: сухие, без слез глаза… Эти сухие глаза наводят на мысль, что кому-то в этой неизбежной борьбе не уцелеть.

Григорий в Наталье обрел чуткую носительницу великой ответственности, обрел человека, для которого любовь не знает, не хочет знать конца, боится даже временной подмены, измены, любой ненадежности. Для неё нет разлада между сознанием и чувством, нет опустошения от любви, даже радостного. Оттого она кажется Григорию холодной, трудной. Нет игры чувств, нет любви-поглощения.

Для Натальи разрушительны все, даже невольные измены Григория. Вместе с тем в ней нет злости, нет наслаждения от чужой муки. Есть жалость… Распутную Дарью, в конце концов нанесшую ей главный оскорбительный удар, недобрую сводницу, она даже не презирает, а отстраняется от неё, прощает.

Старики Мелеховы и Коршуновы первыми почувствовали стыдливую нежность кроткой души Натальи. Старый Коршунов только что не произносит слово «издеваться» («Разве можно так над живым человеком?.. Сердце-то, сердце-то… аль у него волчиное?») А Пантелей Прокофьевич – и он весь в этих словах, как строитель дома! – буквально кричит от боли и стыда: «Она нам лучше родной!»

И вот этап строительства гнезда. Возвращение Натальи в дом Пантелея Прокофьевича, в дом, где нет мужа! Наивная, неопытная, верящая в силу венчания, клятвы перед святыми, Наталья с изумлением осознает, что именно ей предстоит пройти через горестное унижение, что её ждет любовь-мученичество. Шолохов с эпическим любованием рисует весь путь возвращения Натальи, её трудные решения, её обращение к свекру.

Возвращение в дом Мелеховых – это осознание своей главной силы и высоты: силы верности, благородства, силы смирения. Вскоре она стала неотделима от Дома, от родных людей, тем более от детей! Все пребывание её в семье Мелеховых – это скрытое распрямление и восхождение души, движение не просто к победе над Аксиньей, рождение истинной дружбы с Дуняшкой и Ильничной. Её молитвы спасли Григория от выстрелов Степана Астахова в спину. И как высшая награда – двое чудесных детей.

Но борьба за дом, за семью ещё впереди. Этим показателен диалог Натальи с Аксиньей (сцена в Ягодном). Аксинья откровенно обвиняет Наталью: «Ты у дитя отца хочешь взять. Кроме Гришки, нету у меня мужа». Вся беседа построена на резком различии лютующей Аксиньи и кроткой Натальи, признающейся: «Тоска меня пихнула»… Аксинья сделала ребенка аргументом претензий на Григория, «распорядилась» тем, что Бог дал не для торга… Последовал совсем иной разворот событий – болезнь и смерть девочки, связь с Листницким, уход Григория.

Материнство не стало залогом счастья и для Натальи. Она так и осталась нелюбимой женой… Тем больше силы в чудесной сцене 8 главы! Это элегия с какой-то робостью и нерешительностью в жестах, с безмолвием, элегия прощания.

Подготовленный ученик читает наизусть: «Она была рядом с ним, его жена и мать Мишатки и Полюшки. Для него она принарядилась и вымыла лицо… Сидела она такая жалкая, некрасивая и все же прекрасная, сияющая какой-то чистой внутренней красотой. Могучая волна нежности залила сердце Григория… Он хотел сказать ей что-то теплое, ласковое, но не нашел слов и, молча притянув её к себе, поцеловал белый покатый лоб и скорбные глаза».

Уход из жизни Натальи, даже после относительно мирного последнего объяснения с Аксиньей, не случайно наложил мрачнейшую тень и на судьбу Григория и на весь мелеховский дом. Герои Шолохова (и особенно Наталья) творят порой не суд, а некий свехсуд над временем, над искалеченными им людьми.

И Наталья, и Ильинична проходят перед читателем «Тихого Дона» как героини, до конца верные материнскому призванию, долгу хранительницы семьи. Наталья погибает в тот момент, когда она не просто отказалась от идеи материнства, но неестественно для неё злым, мстительным образом растоптала, разрушила свою же идею, стержень характера. Гениально выбран собеседник Натальи, свидетель её душевного кризиса: им стала Ильинична, человек, глубоко родственный ей, мать Григория, впервые не нашедшая слов для оправдания сына, для опровержения правоты Натальи. Ильинична смогла лишь убедить невестку не проклинать Григория, не желать ему смерти. После смерти Натальи всех в доме обступила горькая тоска от запоздалого понимания друг друга, от понимания, что рушится семья.

3) Вывод.

В романе прослеживается интересная параллель: дети становятся мерилом жизненности самих героинь. Не имея, в сущности, детей, Дарья очень быстро умирает и как женщина. Отсутствие детей становится для героинь «господним наказанием».

Как заканчивает жизнь Дарья?

(Испокон веков женщина-казачка ассоциировалась с понятиями «жизнь», «продолжательница рода». Дарья – единственная из русских героинь берет в руки боевое оружие, а потом убивает безоружного. Потому и смерть Дарьи в Дону очистительная и ужасная.)

Что в этом плане можно сказать о других героинях?

(Аксинья гибнет от пули, не оставив после себя никого)

(Наталья уходит из семьи, режет себя, проклинает Григория, вытравливает плод и в конце концов гибнет.)

К какому выводу приводит нас Шолохов?

(Смерть женщины – это всегда зло, беда, это смерть семьи.)

А насколько же сильна материнская любовь Ильиничны! Мать примиряется даже с тем, что Мишка Кошевой входит в их дом хозяином. Она видит, как Дуняшка тянется к этому человеку, как Кошевой нежно относится к внуку её, Мишатке.

Дети не должны быть сиротами! Это для Ильиничны становится главным условием и для новой жизни.

III. Итог урока.

Слайд – 25 (вопрос)

Что, по-вашему, является главным в звучании темы семьи в романе Шолохова «Тихий Дон»?

Семья – оплот державы. Рушится семья – рушится мирная жизнь в стране. Женщина – хранительница единства семьи.

Дети – символ будущего.

Слайд – 26 (ответ)

Об этом и последние страницы романа.

О чем мечтает бессонными ночами Григорий вдали от дома?

Чем заканчивается роман? (Встречей Григория с сыном).

Слайд – 27 Просмотр эпизода фильма встречи Григория с сыном.

Заключительное слово учителя:

Все вернулось на круги своя. Мы снова перед домом – казачьим куренем Мелеховых. И Григорий стоит у ворот родного дома, держа на руках сына. Это все, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднит его с землей и со всем этим огромным сияющим под холодным солнцем миром.

Семья Мелеховых распалась, но Григорий сможет создать очаг, где всегда будет гореть огонёк любви, тепла и взаимопонимания, который не погаснет никогда.

Рассказывая о распаде семьи Мелеховых, какую задачу Шолохов ставит для нас, потомков?

(Задачу возрождения семьи и убеждает, что всегда есть с чего начинать).

В измученной душе Григория многие жизненные ценности утратили свой смысл, и лишь чувство семьи и Родины осталось неистребимым.

    Подведение итогов урока.

Слайд – 28

(вопрос – Что значит для тебя слова « Крыша дома твоего»?)

Ответы учащихся.

Выставление отметок.

2. Домашнее задание:

Устный анализ батальных сцен романа по группам.