Карты генетических расстояний по Y-хромосоме. Неславянские народы Восточной Европы - Кое-что из жизни морской свинки. Панорама народов на фоне Европы. Неславянские народы Восточной Европы (серия III)

Лингвисты считают, что заселившие Европу 10 - 12 тысячелетий назад первобытные племена говорили на языках, восходящих к относительно единой языковой семье, условно называемой ностратической. Однако по мере расселения племен стало нарастать языковое отчуждение. Из ностратической семьи выделилась индоевропейская семья языков, в которую вошли предки большинства народов Восточной Европы и родственные им в языковом отношении народы Азии.

Дифференциация индоевропейской общности оказалась тесно связанной с этническими процессами. Здесь многое остается неясным. Дело в том, что проблемы происхождения народов - этногенеза - всегда принадлежат к числу наиболее сложных, редко поддающихся однозначному решению. Начало складывания этнической общности, как правило, относится к весьма отдаленным эпохам первобытнообщинного строя. Исследователь почти лишен возможности судить о языке, на котором говорили племена, оставившие археологические памятники. Язык же служит одним из наиболее существенных признаков этнической общности. Следует также иметь в виду многочисленные миграции племен и народов, процессы ассимиляции. При изучении этногенетических проблем необходимо учитывать данные ряда смежных научных дисциплин - археологии, исторической лингвистики, антропологии и т.д. Практически отсутствует материал, позволяющий судить о языковой и этнической принадлежности племен эпохи каменного века и отчасти энеолита и бронзы. Несколько шире представлены свидетельства для изучения этногенеза в эпоху железного века, однако и здесь больше вопросов, чем научно-обоснованных ответов, Потому исследователи предпочитают говорить о существовании определенных этнических групп. Ясно также, что у народов, населяющих Россию, нет единого предка - настолько сложны и разнообразны были происходившие на территории Восточной Европы этнокультурные процессы.

Какие же племена и народы жили на территории России в I тысячелетии до н.э.?

В Восточной Европе сформировались племена, говорившие на финно-угорских языках (предки современных саамов, эстонцев, коми, удмуртов, марийцев и мордвы). Считается, что расселились эти племена в Восточной Прибалтике уже в неолите, а в середине III тысячелетия до н.э. распространились по всей лесной полосе Поволжья и Волго-Окского междуречья (с финно-угорскими племенами связывают дьяковскую, городецкую, ананьевскую культуры раннего железного века). Позднее в районах расселения финно-угоров стали появляться племена, говорившие на славянских и балтских языках.

Севернее территории, занятой утро-финнами и балтославянами, а также в Западной Сибири и в бассейне Енисея обосновались предки ненцев, энцев, нганасан, селькупов, хантов и манси. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке расселились предки эвенков, ламутов, удэгейцев, нанайцев, а также чукчей, эскимосов, коряков, ительменов, алеутов и нивхов.

В лесостепных и южных таежных областях Восточной Европы и Зауралья обитали племена, принадлежавшие к иранской языковой группе индоевропейцев (племена срубной культуры). Этнологи говорят о генетической связи племен срубной культуры и древнеямной неолитической культуры. На иранских языках говорили многочисленные племена Южной Сибири. К югу от Байкала жили предки нынешних тюркоязычных и монголоязычных народов, которые позднее сыграли большую роль в этнической истории Сибири и Восточной Европы.

Остановимся несколько подробнее на этнической истории славянских народов. В середине II тысячелетия до н.э. на европейскую территорию будущей России из Малой Азии проникли народы, говорившие на древнеевропейских языках, восходящих к индоевропейской группе. По мере расселения от них отделялись большие группы племен, которые оседали на новых землях. Так, огромную территорию - южное побережье Балтийского моря, значительную часть Центральной и Восточной Европы - заселили племена, говорившие на балтославянских языках. Земли, на которых осели предки современных славян и балтов, на западе ограничивали реки Днестр и Висла, на востоке - верховья Западной Двины и Оки.

Поскольку эти племена постоянно общались между собой, их языки были очень близки. Сходными были жилища, одежда, домашняя утварь, другие предметы материальной культуры. Поэтому до сих пор не удалось точно установить, какие именно археологические памятники II - I тысячелетия до н.э. оставили предки славян, а какие - предки балтов. Помимо охоты и рыболовства, они занимались лесным скотоводством и подсечным земледелием.

Приблизительно в середине I тысячелетия до н.э. балтославяне распались на балтские и славянские племена. Завершился чрезвычайно важный для этногенеза процесс: славяне осознали свою этническую самостоятельность, дифференцировали себя в культурном и языковом отношении от других, неславянских, племен. Отныне и у славянских, и у балтских племен будут различные исторические судьбы.

Однако славянская общность не осталась единой. Вскоре она разделилась на три большие группы: южную, западную и восточную. Южные славяне осели на Балканах. Они стали предками современных болгар, словен, македонцев, сербов и хорватов. Западные славяне, двигаясь вслед за германскими племенами, достигли берегов рек Эльба, Майн и Дунай; с ними связана история чехов, словаков и поляков. И только восточная группа осталась на территориях, занятых славянами еще на начальном этапе освоения европейских земель. Восточные славяне стали предками русских, украинцев и белорусов.

Дальнейшее складывание этнической карты нашей страны оказалось связанным с расселением народов, прежде всего восточных славян, интенсивнее других племен осваивавших просторы Восточной Европы. Кроме того, этническая картина в I тысячелетии н.э. будет подвержена влиянию Великого переселения народов.

Антропологический состав восточнославянских народов можно точнее оценить, если провести его дополнительное рассмотрение на широком фоне соседних народов, говорящих на балтских, финно-угорских и тюркских языках. Начнем это рассмотрение с народов Прибалтики.
Наиболее представительные данные по эстонцам, латышам и литовцам, а также - ливам были собраны в ходе Прибалтийской антропологической экспедиции, проводившейся в 1952-54 годах под руководством московского антрополога Н.Н.Чебоксарова [Витов и др., 1959], а также в ходе параллельных работ рижского антрополога Р.Я.Денисовой . Эти обследования дали материалы по 50 группам. Все они, а также материалы по 9 группам северных белорусов и группам поляков Литвы, обследованным Р.Я.Денисовой, были подвергнуты каноническому анализу.

На графике двух первых канонических переменных (рис.II-13) можно выделить 7 небольших кластеров, включающих относительно сходные по антропологическим признакам группы населения, которые расселены на компактных территориях. В верхней части графика можно видеть два кластера, объединяющие группы эстонцев. В правой части разместилось объединение эстонцев, заселяющих прибрежную зону от Финского до Рижского залива (А), включая остров Сааремаа, а также - ливов. Левее на графике расположен кластер, объединяющий эстонцев, живущих в центральной и восточной части страны (В). К нему же относятся эстонцы-сету, особая этнографическая группа, живущая в России на западе Псковской области. При сравнении кластера прибрежных и континентальных эстонцев можно обнаружить значительные различия. Так, первые имеют в среднем на 2,5-3 см большую длину тела, несколько более удлиненную форму головы (головной указатель в среднем 80,9% против 81,2%) заметно более высокое и несколько более узкое лицо, более светлые волосы и более высокий рост* бороды. Аналогичную картину можно видеть и для двух кластеров, объединяющих группы латышей и расположенных в верхней части графика. И здесь, правый кластер (С) объединяет группы, расселенные по побережью Балтики. Второй кластер (D) включает латышей, живущих в центральной и северной зонах страны. Одновременно, прибрежные эстонцы и латыши, как это видно на графике, довольно близки друг к другу. То же можно сказать и о континентальных эстонцах и центрально-северных латышах. Поэтому можно говорить о существовании двух антропологических типов: западного - прибрежного и восточного - континентального.

Руководитель Прибалтийской антропологической экспедиции Н.Н.Чебоксаров нашел для западных эстонцев и латышей аналогии в населении, живущем в Северо-Западной Европе, в зоне расселения так называемой атланто-балтийской расы. Разумеется, на территории Прибалтики антропологические свойства этой расы выражены не столь отчетливо, как у населения Швеции или Норвегии. Этот расовый вариант, распространенный по балтийскому побережью Эстонии и Латвии, Н.Н.Чебоксаров назвал западнобалтийским. Для восточных эстонцев, центральных и северных латышей, опять-таки, следуя за Н.Н.Чебоксаровым можно применять термин - восточнобалтийский тип.

1 - эстонцы; 2 - эстонцы-сету; 3 - ливы; 4 - латыши; 5 - литовцы;
6 - белорусы; 7 - поляки

В правой стороне средней части графика читатель может видеть особый кластер (Е), объединяющий латышей, живущих в Латгалии - восточной части Латвии. Здесь по сравнению с западнобалтийским и восточнобалтийским типами наблюдается большая брахикефалия (головной указатель в среднем - 81,9%), наиболее широкое лицо среди остальных кластеров групп населения Прибалтики, наиболее темная пигментация, сильный рост бороды, повышенная встречаемость опущенного кончика носа. Эти черты свидетельствуют о присутствии у восточных латышей некоторых черт южных европеоидов. Кроме этого, по сравнению с восточнобалтийским типом, у латышей Латгалии заметно более высокое лицо, которое лишь немного ниже, чем у западнобалтийцев. Этот вариант можно назвать латгальским антропологическим типом.

Наконец, левее латгальского кластера располагается объединение групп литовцев (F), а в нижней части графика размещается кластер (G), включающий белорусов и поляков. Читатель может видеть, что в зону последнего кластера попадают несколько групп литовцев, которые живут в юго-восточной Литве. Для северных белорусов, как мы видели, проявляется валдайский антропологический тип. Поэтому можно считать, что и для юго-восточных литовцев и поляков, живущих в Литве, также свойственен этот расовый вариант. Таким образом, северная граница распространения валдайского типа проходит по территории Литвы.
Для основной массы литовцев, по сравнению с латышами и эстонцами, можно отметить усиление брахикефалии с головным указателем 82.5%, потемнение пигментации волос и глаз, увеличение встречаемости опущенного кончика носа. Последние два признака выражены у групп, принадлежащих к валдайскому типу, в еще большей степени. Для литовцев, не относящихся к валдайскому расовому варианту, по-видимому, можно говорить об особом неманском антропологическом типе.

Обратимся теперь к населению севера и северо-востока Восточной Европы. Эта территория до ее освоения славянами была заселена народами, говорившими на языках финской группы. Мирные взаимоотношения пришельцев и аборигенов привели к длительной метисации между ними. В результате сформировалось русское население, в разных группах которого соотношение расовых типов колонистов и местных жителей было различным. В северной зоне европейской России кроме русских живут также народы - потомки дославянского населения, говорящие на финнских языках: карелы, вепсы, саамы, коми, коми-пермяки.
При рассмотрении расового состава русских мы обнаружили на севере их европейской территории влияние особого антропологического варианта. Северные русские отличались увеличением брахикефалии, несколько расширенными скулами, более светлой пигментацией волос и глаз, понижением роста бороды и повышением встречаемости вогнутых спинок носа. Это явление, в целом, можно считать следствием процессов метисации славянских колонистов с коренным населением. Однако, более точное суждение на этот счет можно сделать при специальном рассмотрении антропологического состава современных северных русских по сравнению с ныне живущими там же финскими народами.

Превосходную возможность сделать это предоставляют материалы, собранные М.В.Витовым . Они включают более 80 групп, в числе которых, кроме русских, имеются данные по карелам, вепсам, коми, саамам, удмуртам, бесермянам и татарам, живущим в Удмуртии. Проводя канонический анализ, можно получить наглядное представление о расовых компонентах, проявляющихся на территории севера Восточной Европы.
Канонический анализ по материалам М.В.Витова позволил получить отчетливую картину расовой вариации для территории севера Восточной Европы. Географическое распределение значений первой канонической переменной обнаруживает (рис.Н-14) две компактные зоны, относительно однородные по комплексам антропологических признаков. Малые ее величины соответствуют сочетанию относительной длинноголовости, более прямоугольной формы лица с относительно широкими лбом и нижней челюстью, высокого носа с повышенным переносьем, усиления роста бороды. Они распространены в зоне расселения ильменско-белозерского типа, а также - среди некоторых русских групп бассейна Северной Двины. Напротив, большие значения первой канонической переменной представлены у лопарей, карел, вепсов, коми, татар, удмуртов и бесермян. Здесь наблюдается увеличение брахикефалии,
относительная низкорослость, форма лица с расширенными скулами, понижение носа и переносья, ослабление роста бороды.


Рис.II-14. Географическое распределение средних величин 1-й канонической переменной по Русскому Северу (по данным М.В.Витова).

Значения: 1 - большие, 2 - выше среднего, 3 - средние, 4 - ниже среднего, 5 - малые


Рис.II-15. Географическое распределение средних величин 2-й канонической переменной по Русскому Северу (по данным М.В.Витова).

1 - русские ильменско-белозерского типа; 2 - русские Поволжья; 3 - русские вятско-камского типа; 4 - русские северной зоны; 5-саамы; 6-карелы; 7-вепсы; в-коми; 9-удмурты; 10 - бесермяне; 11 - татары

Вторая каноническая переменная в области своих больших величин описывает сочетание относительной низкорослости, малой ширины лба по отношению к скуловому диаметру, потемнение цвета глаз, уменьшение встречаемости вогнутых спинок носа и его поднятого основания, увеличение высоты переносья. Эта комбинация встречается преимущественно на юге и юго-востоке рассматриваемой территории (рис.II-15).
Более наглядно взаимоотношения групп населения из материалов М.В.Витова видны на графике сочетания значений двух канонических переменных (рис.II-16). Здесь обособленное положение занимают саамы. Среди этого народа распространен особый расовый вариант, обычно называемый лапоноидным (по старому названию саамов - лопари). Длина тела - мала (в среднем 155-156 см у мужчин), форма головы - брахикефальная, лицо - очень низкое, пигментация глаз и волос - темная, рост бороды - ослаблен, часто встречаются носы с вогнутым профилем спинки и поднятым кончиком. Наконец, у представителей лапоноидной расы в 1-2% встречается эпикантус.

Также обособленное положение в правой части графика занимают удмурты, татары и бесермяне. Не комментируя это обстоятельство, запомним его.
Основная масса групп на графике канонического анализа образует 5 кластеров, из которых четыре - хорошо обособлены друг от друга, а пятый - своими границами соединяет три из них. Первый кластер включает преимущественно карелов и вепсов. Для них характерна умеренная брахикефалия (в среднем головной указатель - 82.1), низкое и узкое лицо, невысокий нос с очень большой (в среднем 30%) встречаемостью вогнутой спинки и поднятого кончика, очень светлая пигментация волос и глаз, ослабленный рост бороды. Примерно в 1% случаев встречается эпикантус. Антропологи эту комбинацию признаков, распространенную среди населения, живущего от северной части восточного побережья Балтики до берегов Белого моря, называют беломоро-балтийской.
Этому кластеру противостоит объединение групп русских, проживающих в зоне ильменско- белозерского типа, на графике расположенное в самой нижней зоне. Несколько выше его и правее на графике находится также отчетливо отделяющийся от других кластер, в который вошли русские, живущие южнее водораздела бассейнов Сухоны и Волги.

Области трех перечисленных кластеров на графике перекрывают границы - четвертого. Он включает группы русских, живущих в бассейнах рек Северной Двины и Онеги. Мы уже говорили о том, что это население образовано выходцами из более южных земель России. Колонизация проходила двумя крупными потоками. Первый из них и более ранний был направлен, начиная с XI-XII вв. из области Земли Новгородской - зоны, где ныне расселен ильменско-белозерский тип. Нетрудно видеть по графику, что среди современных северных русских имеются группы, попадающие в ильменско-белозерский кластер, то есть, в антропологическом отношении сохранившие свой расовый тип. Второй поток колонистов направлялся с территории Владимиро-Суздальской Руси и впоследствии - Московского княжества. На графике можно найти, что некоторая часть групп северных русских размещается в зоне кластера, объединяющего русских Поволжья и антропологически сходных с ними. Наконец, нетрудно видеть, что имеются группы северных русских, оказывающиеся в зоне кластера карелов и вепсов, Это - русские, которые по своему расовому типу очень сходны с представителями беломоро-балтийского типа.
Однако, основная масса русских бассейнов Северной Двины и Онеги размещается между тремя кластерами: беломоро-балтийским, ильменско-белозерским и поволжским. Скорее всего, это обстоятельство можно истолковать как свидетельство прошедших процессов метисации. Таким образом, антропологический состав современного русского населения севера Восточной Европы сложился в результате метисации населения ильменско-белозерского и какого-то верхневолжского типа с аборигенами, принадлежащими к беломоро- балтийскому варианту. При этом в некоторых группах сформировавшихся современных северных русских соотношение этих трех исходных компонентов оказалось различным: от сохранения одного из них до различной степени промежуточности между ними.

Полученный график позволяет сделать еще одно важное наблюдение. Справа от четырех кластеров, демонстрирующих процесс сложения антропологического состава северных русских, можно заметить еще одно объединение, включающее группы русских, живущие в вятско-камской зоне. Здесь следует вспомнить, что вятско-камский тип является одним из основных в составе русского народа. Теперь можно увидеть, что русские этого типа занимают промежуточное положение между ильменско-белозерцами и кластером удмуртов, бесермян, татар. Среди последних представлен особый расовый вариант, несущий небольшую монголоидность. Не касаясь пока обсуждения этого варианта, можно отметить, что его носители живут в той же вятско-камской зоне, что и русские одноименного антропологического типа.
Отчетливый сдвиг на графике кластера вятско-камских русских к удмуртам, бесермянам и татарам можно истолковать как возникший в процессе освоения славянами этой территории и как следствие процессов метисации выходцев из более западных областей с местным населением, несущим особый расовый тип, в котором присутствует небольшая монголоидность. Можно еще раз вспомнить, что основное число весьма редких у русских случаев слабого эпикантуса падает именно на вятско-камскую зону. Следует также заметить, что русские, населяющие Печору, сходны по своему антропологическому типу с вятско-камскими русскими, и - с местными коми. Очевидно, и в формировании антропологического состава русских Печоры процессы метисации имели определенное значение.
Для рассмотрения расового состава финских и тюркских народов Восточной Европы можно проанализировать данные, собранные в разное время Г.Ф.Дебецом , П.И.Зенкевичем , Н.Н.Чебоксаровым , Т.В.Трофимовой , Т.И.Алексеевой , К.Ю.Марк , М.С.Акимовой , В.М.Витовым и другими. Для того, чтобы сделать полученную картину более четкой, в анализ кроме этих данных можно включить также материалы собранные Т.В.Трофимовой и Г.Ф.Дебецем по хантам и манси, татарам и казахам, живущим в Зауралье и Западной Сибири.

Ханты и манси говорят на угорских языках и антропологически относятся к особой уральской расе, в которой сочетаются признаки европеоидов и монголоидов. Казахи включены в анализ по той причине, что являются характерными представителями южно-сибирской расы, о которой точно известно, что она - результат смешения европеоидов и монголоидов, живших в степной зоне. Процесс хорошо изучен, и известно, что начался он в середине I тыс.до н.э. и интенсивно продолжался до эпохи средневековья.
На графике (рис.II-17) канонического анализа представлены данные по 114 группам финского, угорского и тюркского населения. Легко можно видеть, что этот график естественно разделяется на две части. В правой из них антропологические признаки складываются в характерную комбинацию: расширение ширины скул, потемнение пигментации волос и глаз, сильное ослабление роста бороды, уплощенность горизонтальной профилировки лица и увеличение встречаемости эпикантуса. Все это говорит о том, что здесь сосредоточены группы населения, для которых свойственна вполне определенная монголоидность. Эти группы, размещенные на графике в правой его части, естественно образуют три отчетливых кластера. В первый из них входят ханты и манси - представители уральской расы. Во второй - карагаши (одна из групп астраханских татар), ногайцы, сибирские татары и казахи. Об этих народах известно, что в их антропологическом составе проявляются черты южносибирской расы. Третий кластер образуют группы восточных и южных башкир, у которых также монголоидная примесь проявляется достаточно сильно, как это известно антропологам, и их часто считают принадлежащими к южно-сибирской расе.

Левая часть графика включает основную массу групп финских и тюркских народов европейской России. Они образуют единый кластер, в котором можно видеть определенную структуру. В правой зоне этого крупного кластера располагаются группы населения до некоторой степени приближающиеся к уральской и южносибирской расам. Можно заметить, что некоторые группы коми, марийцев, чувашей, удмуртов и татар оказываются сдвинутыми на графике по направлению к кластеру уральской расы. С другой стороны, к восточным башкирам оказываются относительно близкими западные башкиры, марийцы и удмурты, живущие в Башкирии, некоторые группы татар, чувашей, мишарей. Можно сделать вывод, что финские и тюркские народы европейской России отчетливо отличаются от представителей уральской и южносибирской рас, но в их составе есть группы, у которых наблюдается уралоидная или южНосибирская примесь, которая, правда, имеет относительно небольшую величину.
Теперь можно рассмотреть антропологическую структуру того крупного кластера, который мы видели в левой части рисунка II-17. Для этого следует провести канонический анализ только для тех групп, которые вошли в его состав. По его результатам можно построить географические карты, на которых окажется наглядно представленной
территориальная вариация основных направлений расовой изменчивости среди финских и тюркских народов европейской России.

1 - карелы; 2 - вепсы; 3 - мордва-эрзя; 4 - мордва-мокша; 5 - мордва-терюхане; 6 - коми; 7 - коми-пермяки; 8-удмурты; 9-марийцы; 10-бесермяне; 11 - чуваши; 12 - татары; 13 - кряшены; 14 - мишари; 15 - башкиры;16- манси; 17- ханты; 18 - татары сибирские;19 - ногайцы; 20 - казахи; 21 - карагаши

Первая каноническая переменная дает отчетливую картину вариации своих значений (рис.Н-18). Ее малые величины сосредоточены на северо-западе рассматриваемой территории - в беломоро-балтийской зоне расселения карелов и вепсов. Большие значения этой переменной можно найти на юго-востоке территории Поволжья и Покамья у северозападных башкир, татар, южных чувашей, мишарей. По мере увеличения значений первой канонической переменной уменьшается брахикефалия, увеличивается ширина скул по отношению к ширине лба, лицо становится относительно более узким и высоким, волосы и глаза - темнее, чаще встречается опущенный кончик носа, намного реже - вогнутый профиль его спинки и чаще - выпуклый. Усиление этих антропологических особенностей соответствует нарастанию черт южных европеоидов. Максимальная их выраженность проявляется на юго-востоке.

На северо-западе в беломоро-балтийской зоне проявляется обратная комбинация антропологических черт, когда сочетаются, в целом, брахикефалия, лицо скорее прямоугольной формы с неширокими по отношению к поперечному развитию лба скулами, очень светлая пигментация глаз и волос, часто встречается вогнутый профиль спинки носа и поднятый его кончик. Здесь размещается зона расселения беломоро-балтийского антропологического варианта, который часто считается особой европеоидной малой расой.
Географическая карта значений второй канонической переменной (рис.II-19) представляет вторую закономерность расовой вариации среди финских и тюркских народов европейской России. Большие ее значения сосредоточены в Приуральи среди групп коми, а также - среди марийцев, удмуртов, северных чувашей. Здесь ослабевает рост бороды, горизонтальный профиль лица становится более уплощенным, повышается встречаемость эпикантуса. Эта комбинация антропологических признаков нам уже встречалась. Именно она соответствует отличиям уральской и южносибирской рас от европейских финских и тюркских народов. Поэтому можно считать, что группы населения, у которых проявляется этот комплекс признаков, обладают некоторым сдвигом в сторону этих рас, в первую очередь - уральской. Итак, географическое распределение второй канонической переменной демонстрирует распространение на севере рассматриваемой территории в таежной зоне некоторого антропологического субуральского компонента. Он наиболее отчетлив в восточной части таежной зоны, но его можно обнаружить, хотя выраженным и не столь сильно, даже и на беломоро-балтийской территории. На юге рассматриваемого региона субуральский компонент проявляется слабо.

Значения: 1 - малые, 2 - ниже среднего, 3 - средние, 4 - выше среднего, 5 - большие

Значения: 1 - малые, 2 - ниже среднего, 3 - средние, 4 - выше среднего, 5 - большие

1 - карелы; 2 - вепсы; 3 - мордва-эрзя; 4 - мордва-мокша; 5 - мордва-терюхане; 6 - коми; 7 - коми-пермяки; 8 - удмурты; 9 - марийцы; 10-бесермяне; 11 - чуваши; 12-татары; 13-кряшены; 14-мишари; 15-башкиры

Антропологические варианты, существующие в составе финских и тюркских народов европейской России, можно увидеть на графике, вертикальной осью которого является первая каноническая переменная, горизонтальной - вторая (рис.II-20). В его правой зоне - области больших значений второй канонической переменной - расположены группы, у которых сильно выражено уральское влияние. Эти группы можно назвать субуральскими. Они образуют два кластера.
Первый из них включает основную часть групп коми и коми-пермяков, второй - марийцев, удмуртов, северных чувашей, бесермян, татар Удмуртии. Если сравнивать эти кластеры между собой, то можно отметить, что во втором случае, в целом, относительно длиннее голова (указатель 81,7% против 82,3%), выше лицо и нос, темнее цвет волос и глаз, немного интенсивней рост бороды, чаще встречается опущенный кончик носа и реже - его вогнутый профиль. Все это говорит о присутствии в составе марийцев, удмуртов, бесермян, северных чувашей небольшого южноевропеоидного компонента, тогда как у коми этот эффект сказывается гораздо слабее.

Первый кластер, объединяющий основную массу групп коми и коми-пермяков, можно считать соответствующим особому антропологическому типу, которому можно присвоить название камского. Группы, образующие второй кластер, вслед за Т.И.Алексеевой, можно считать принадлежащими другому антропологическому типу - волжско-камскому. Оба они характеризуются присутствием некоторого заметного уралоидного компонента (и их можно называть субуральскими), но волжско-камский тип также несет в своем составе значительную южноевропеоидную примесь, которая у камского - выражена слабее.

Для групп финских и тюркских народов, не вошедших в субуральские кластеры, можно заметить упорядоченность по вертикальной оси графика, описывающей выраженность северной и южной европеоидности. В верхней зоне графика находится кластер, состоящий из групп карелов и вепсов с их очень светлой пигментацией волос и глаз. Кроме северной европеоидной основы, у них можно найти определенное субуральское расовое влияние. Оно сказывается в ослаблении роста бороды, повышении встречаемости поднятого кончика носа и вогнутого профиля его спинки, наличии 1-2% случаев эпикантуса.
В нижней части графика можно увидеть кластер, включающий группы северо-западных башкир, мишарей, южных чувашей, татар, живущих в Чувашии и Башкирии. Здесь наблюдается удлиненная форма головы (указатель 79,8%), темная пигментация волос и глаз, наибольшая частота опущенного кончика носа, и можно говорить о присутствии значительной примеси южных европеоидов. Одновременно, в этих группах имеется и заметный монголоидный компонент. Так, у групп, составляющих этот кластер, в 3% случаев встречается эпикантус. Этот расовый вариант Т.И.Алексеева назвала степным.

Между беломоро-балтийским и степным кластером можно найти целый ряд переходных вариантов. Например, в группах мордвы-эрзи, а также -для северо-западных и северных коми отмечается удлинение формы головы (указатель - 79,6% и 79,7%), увеличение относительной высоты лица и носа, усиление роста бороды, увеличение встречаемости опущенного кончика носа и уменьшение числа случаев вогнутого профиля спинки носа. Эти черты свидетельствуют о наличии черт южных европеоидов. Однако, пигментация волос и глаз в этих группах относительно светлая, хотя и темнее, чем у беломоро-балтийцев. Мордва-эрзя, северозападные и северные коми, в целом, относятся, скорее, к кругу северных европеоидов.
У мордвы-мокши по сравнению с эрзей более заметно проявляются черты южных европеоидов. Форма головы оказывается еще более удлиненной (головной указатель - 78,7%), лицо - относительно узким, пигментация глаз и волос - заметно темнее, опущенный кончик носа встречается чаще. Правда, у мокши слабее рост бороды и чаще встречаются слегка уплощенные лица. Но мы видели, что у степного антропологического типа также сочетаются именно черты южных европеоидов с небольшой монголоидностью, за счет которой можно отнести и понижение развития бороды и некоторую уплощенность лица.

Наконец, можно выделить особый кластер, в котором размещаются многие группы чувашей, казанских татар, мишарей, марийцев и удмуртов, живущих на северо-западе Башкирии. Он занимает промежуточное положение между зонами кластеров степного и волжско-камского типов. Соответственно, в нем проявляются антропологические черты южных европеоидов, выраженные, правда, в не столь отчетливом виде как у степного типа, в сочетании с некоторым сдвигом в сторону волжско-камского типа с его субуральским расовым положением. Поэтому, можно считать, что эти группы составляют особый волжско-камско-степной антропологический тип.
Если теперь вспомнить о тех результатах, которые мы получили для русских, то можно сделать вывод о том, что основные направления расовой вариации у них и среди групп финских и тюркских народов - принципиально сходны. У русских также основная закономерность антропологической вариации заключалась в нарастании с северо-запада на юго-восток черт южных европеоидов. Правда, северное выражение этой закономерности у русских - ильменско-белозерский тип - не совпадает с беломоро-балтийским, отличаясь от него рядом черт в направлении некоего усредненного западнорусского антропологического варианта. Аналогично, и "восточный великоросс" не несет в себе черт монголоидное™, в отличие степного типа. Можно также вспомнить, что на юге рассмотренной зоны расселения русских обнаруживается особая модификация их антропологического состава, которая выражается в усилении черт южных европеоидов и одновременном ослаблении роста бороды, расширении скул. Нетрудно видеть, что такая модификация, в целом, соответствует направлению, в котором отличаются полностью европеоидные русские от носителей степного типа, у которых наблюдается небольшая монголоидная примесь. Поэтому, вероятнее всего, южный вариант русских сложился при освоении в XVI-XVII вв. степной зоны носителями верхнеокского и нижнеокско-дон-сурского типов и их контактами с жившим там населением, которое имело расовый тип, по-видимому, близкий к современному степному.

Второе направление расовой вариации русских заключается в появлении на северо-востоке в вятско-камской зоне особой антропологической модификации, которая также прослеживается и западнее, вплоть до волжско-клязьминского междуречья. Рассматривая данные М.В.Витова, мы видели, что вятско-камские русские обнаруживают антропологический сдвиг в направлении удмуртов и бесермян. Но для этого населения как раз и характерен особый волжско-камский тип, характеризующийся субуралоидностью. Таким образом, при заселении русскими северо-восточной зоны они сталкивались с коренными финскими жителями - представителями камского или волжско-камского субуралоидных типов и в некоторой степени метисировались с ними. Следовательно, специфика вятско-камских русских заключается в проявлении очень небольшого антропологического субуралоидного "налета".

В настоящее время некоторые исследователи связывают с праславянами, кроме лужицких, еще одну группу племен, изученную достаточно хорошо за последние годы. Эти племена обитали в междуречье среднего Днепра и верхнего течения Буга. Они оставили после себя культуру, названную археологами чернолесской . Эта культура, как и лужицкая, относится к раннему железному веку. От предшествующей белогрудовской культуры, распространенной на той же территории, она отличается прежде всего исчезновением каменных орудий. Правда, чернолесцы еще широко пользовались костью в качестве сырья для изготовления своих орудий, которые стали значительно разнообразнее. На поселениях часто попадаются костяные и роговые мотыги для обработки земли, тупики для обработки кожи, костяные стрелы, дротики, костяные псалии от удил. Довольно часто встречаются литейные формы. Так, на Субботовском городище, относящемся к этой культуре, было найдено более двухсот обломков литейных форм, служивших для отливки браслетов, булав и кельтов. Появляются железные вещи. Материал поселений этого времени говорит о широких связях с Западом и Востоком. В этот же период возникают укрепленные поселения, что свидетельствует о накоплении богатств внутри родовых общин и о процессе распада родового строя.

С чернолесской культурой связано также большое количество курганов. Археологи находят в них одиночные и коллективные захоронения или коллективные погребения кремированных покойников в урнах. Кроме того, на этой же территории часто встречаются бескурганные грунтовые могильники, где кремированный прах умерших хранился в урнах. Эта группа погребений близка могильным памятникам лужицкой культуры, что говорит, по-видимому, об этнической близости создателей обеих культур.

Все эти памятники датируются VIII - первой половиной VII в. до н.в.

К группе праславянских племен относятся также племена милоградской культуры , распространенной на территории Южной Белоруссии по правобережью Днепра, приблизительно от Жлобина до устья Припяти. В результате работ на памятниках этой культуры выявлено два типа городищ: одни расположены на высоких береговых мысах, другие - среди болот, в низинах. На городищах были открыты слегка углубленные в почву жилища квадратной формы. Богатые и разнообразные материалы, найденные на поселениях, позволяют представить хозяйство милоградцев. Земледелие и скотоводство составляли его основу, охота и рыболовство имели подсобное значение. Население знало обработку железа и меди. Бескурганные грунтовые могильники располагались обыкновенно рядом с поселениями. Как и другие праславянские племена, милоградцы сжигали своих мертвых. Так, у городища Горошков в неглубоких ямах были обнаружены остатки трупосожжений и следы сооружения в виде углубленного в землю столбового жилища, внутри которого находились кальцинированные кости. Это - остатки своеобразного «домика мертвых».


К югу, в области Киевщины, в это же время обитали родственные милоградским племена подгорцевской культуры . К северу от милоградских племен проживали племена, известные в археологии под именем племен культуры штрихованной керамики , связываемой с балтами. А к востоку жили племена так называемой юхновской культуры , отношение которой к славянскому этногенезу неясно. По-видимому, значительно позднее, в самом конце I тысячелетия до н.э., племена юхновской культуры были славянизированы племенами зарубинецкой культуры.

Рассматривая культуру праславянского населения Центральной Европы и правобережного Приднепровья, следует отметить высокий уровень развития производительных сил и общественного строя. Перед нами общество, знающее земледелие, оседлое скотоводство, обработку металла. Характер укрепленных поселков свидетельствует о напряженных отношениях между родовыми общинами. Это - патриархальное общество.

Расселение и этноязыковая принадлежность. Территории, занятые неславянскими народами в Европейской части России, в основном располагаются в восточной и северо-западной частях региона. За редким исключением в настоящее время они нигде не образуют моноэтнических ареалов, проживая чересполосно. При этом большинство сельского населения в этих районах является неславянским, а среди городских жителей преобладают русские.

Неславянское население Европейской части России, исключая более поздних переселенцев, по лингвистической классификации относится к двум языковым семьям: алтайской и урало-юкагирской.

Представители алтайской семьи сосредоточены в районах Среднего и Нижнего Поволжья, а также Приуралья. Единственным народом, относящимся к монгольской ветви этой семьи, являются калмыки, впервые появившиеся на территории Нижнего Поволжья в 30-х гг. XVII в. из Джунгарии – одного из районов, расположенных на северо-западе Центральной Азии. К тюркской ветви алтайской языковой семьи принадлежат татары, башкиры, чуваши, кряшены и нагайбаки. Татары, кряшены и нагайбаки говорят на различных диалектах татарского языка. Языки татар и башкир относятся к кыпчакской подгруппе тюркских языков, а чувашский – к булгарской.

Народы урало-юкагирской языковой семьи проживают как на территории Среднего Поволжья и Приуралья, так и на северо-западе Европейской части страны. Крайний северо-восток Восточной Европы занят ненцами – народом, этническая территория которого включает также северные районы Сибири от Урала до п-ова Таймыр. Ненцы говорят на ненецком языке самодийской группы урало-юкагирской языковой семьи.

Остальные народы урало-юкагирской языковой семьи, проживающие на территории Европейской части России, относятся к финской группе финно-угорской ветви. В Приуралье и Прикамье проживают этносы, говорящие на языках пермской (финно-пермской) подгруппы. Коми-зырянский язык является родным для двух народов – коми-зырян и коми-ижемцев. Большинство коми-пермяков употребляют коми-пермяцкий язык. Лишь у небольшой их этнографической группы – коми-язвинцев, проживающей обособленно на северо-востоке Пермского края, сформировался самостоятельный язык. Самым южным народом пермской (финнопермской) подгруппы являются удмурты, проживающие в междуречье р. Вятки и Камы. На северо-западе Удмуртии расселились бесермяне, говорящие на одном из диалектов удмуртского языка.

В Среднем Поволжье проживают два народа волжско-финской подгруппы финской группы. К ним относятся марийцы, большая часть которых говорит на луговом (лугово-восточном) марийском языке, а западная группа, занимающая в основном правобережье Волги, – на горномарийском языке. У мордвы также сформировались два самостоятельных языка: мокшанский и эрзянский.

На северо-западе Европейской части России проживают этносы, говорящие на прибалтийско-финских языках финской группы: финны-ингерманландцы, водь, ижора, сету, вепсы, карелы. Карельский язык представлен тремя существенно отличающимися диалектами – собственно карельским, ливвиковским и людиковским, которые правильнее считать самостоятельными языками. Сету говорят на одном из диалектов эстонского языка. Особое положение в рамках прибалтийско-финской подгруппы занимает саамский язык, в котором имеется около трети оригинальной, дофинской лексики.

Среди других неславянских этносов, которые стали активно расселяться в Европейской части России с XVIII в., наиболее значительными по численности являются немцы, евреи и цыгане. Для немцев и евреев родными являются языки германской группы индоевропейской языковой семьи – немецкий и идиш, хотя большинство использует в повседневной жизни русский язык. Цыганский язык относится к индоарийской ветви индоевропейских языков.

Среди восточноевропейских цыган распространены русско-ромский (севернорусский), ловарский (карпато-цыганский) и котлярский (кэлдэрарский) диалекты этого языка.

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 г. татары являются крупнейшим после русских этносом России. Из общей численности в 5,3 млн чел. в Республике Татарстан их проживает 2 млн чел., в Республике Башкортостан – около 1 млн чел. и более 1,2 млн чел. в других областях и республиках Поволжья и Приуралья. Вторым по численности тюркским народом являются башкиры – 1,6 млн чел. Они составляют существенную часть населения Башкортостана – около 1,2 млн чел. Численность чувашей превышает 1,4 млн чел. Более половины их – свыше 0,8 млн чел. сосредоточено в пределах Чувашской Республики. 30 тыс. кряшсн из общей численности 35 тыс. чел. являются жителями Республики Татарстан. Из 8,1 тыс. нагайбаков около 7,7 тыс. чел. проживают в Челябинской области. Подавляющая часть калмыков – 163 тыс. из 183 тыс. чел. – являются жителями Республики Калмыкия.

Коми-зыряне преимущественно расселены в Республике Коми. Здесь зафиксировано более 202 тыс. коми-зырян из общей численности 228 тыс. чел. Тут же проживает и большинство коми-ижемцев – 13 тыс. из 16 тыс. чел. Численность коми-пермяков составляет 94 тыс. чел., из которых 81 тыс. чел. – население Пермского края. Из 552 тыс. удмуртов 411 тыс. чел. – жители одноименной республики. Значительные группы удмуртского населения расселены и в соседних регионах. Общая численность марийцев достигает 548 тыс. чел., из которых более половины – 291 тыс. чел. сосредоточено в пределах Республики Марий Эл. Мордва является самым крупным финноязычным народом Российской Федерации, составляя 744 тыс. чел. В Республике Мордовия проживает менее половины всей мордвы – 333 тыс. чел.

Из прибалтийско-финских этносов самым крупным по численности являются карелы – около 61 тыс. чел. Бо́льшая их часть – около 46 тыс. чел. – проживает в Республике Карелия. Из 20,3 тыс. финнов-ингерманландцев в Карелии сосредоточено 8,6 тыс. чел., в Ленинградской области и Санкт-Петербурге – 6,9 тыс. чел. Численность вепсского населения составляет более 5,9 тыс. чел., из которых свыше 3,4 тыс. – жители Карелии, около 1,4 тыс. чел. проживает в Ленинградской области. Сету преимущественно проживают в Псковской области (123 из 214 чел.). Из 266 ижорцев в Ленинградской области и Санкт-Петербурге зафиксировано 206 чел. Всего 64 чел. назвали себя водью, 59 из них – жители Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Саамы – коренное население Кольского п-ова. В Мурманской области живет 1,6 тыс. саамов из общей численности в 1,8 тыс. чел.

Немецкое население РФ составляет 394 тыс. чел., но в европейской части страны его численность меньше, чем в Сибири. Численность евреев в России составляет 157 тыс. чел. Около половины еврейского населения являются жителями двух крупнейших городов – Москвы (53 тыс. чел.) и Санкт-Петербурга (24 тыс. чел.). Численность цыганского населения России составляет 205 тыс. чел., при этом треть их (около 69 тыс. чел.) проживает в четырех южных регионах страны: Ставропольском, Краснодарском краях, Ростовской и Волгоградской областях.

В антропологическом отношении неславянские народы Европейской части России относятся как к европеоидной, так и монголоидной большим расам. У некоторых групп этносов финской группы финно-угорской ветви урало-юкагирской языковой семьи, проживающих преимущественно в восточных и северных районах Европейской части России, имеются признаки монголоидной расы, что выделяет их в особые переходные субарктическую (по В. В. Бунаку) и уральскую расы. К субарктической расе относятся саамы. Среди финиоязычиых этносов Приуралья и Поволжья распространены группы, относящиеся к субуральскому типу уральской расы (коми-зыряне, коми-ижемцы, коми-пермяки, удмурты, марийцы, мордва-мокша).

Мордва-эрзя, северные и западные группы коми-зырян, прибалтийско-финские этносы (ингерманландские финны, водь, ижорцы, карелы и вепсы) более европеоидны, обладая лишь незначительной монголоидной примесью и относятся к беломоро-балтийской малой расе, внутри которой выделяются восточнобалтийский и беломорский типы. Среди них наиболее распространен восточнобалтийский тип, а беломорский характерен для северных групп карел, коми-зырян и коми-ижемцев.

Сложность формирования тюркоязычных народов Европейской части страны отразилась в их антропологическом облике. Большинство чувашей, татар, кряшен, нагайбаков, северо-западные группы башкир относятся к субуральскому типу уральской расы. У юго-восточных групп башкир преобладают черты южносибирской расы. К этой же расе относятся астраханские татары, проживающие в Нижнем Поволжье. Типичными монголоидами представителями центральноазиатской расы являются калмыки.

Цыгане принадлежат к североиндийскому типу индопамирской малой расы большой европеоидной семьи. Большинство евреев принадлежат к арменоидной (перед-нсазиатской) расе. Но в результате смешения с другими европеоидами среди них встречаются представители различных вариантов большой европеоидной расы.

Среди неславянских пародов Европейской части России имеются приверженцы разных конфессий. Единственным этносом, для которого традиционной религией является буддизм в форме ламаизма, являются калмыки. Суннитского направления ислама придерживаются башкиры, а также большая часть татар. Национальная религия евреев – иудаизм. Христианство представлено всеми тремя основными деноминациями. Финны-ингерманландцы являются лютеранами. Среди немцев имеются как лютеране, так и католики. Большинство же этнических общностей региона считается православными. Среди них выделяются старообрядцы, к которым относится часть карел, коми-зырян и коми-пермяков. Часть марийцев сохраняет языческие верования. Элементы язычества в различной степени прослеживаются у большинства этносов, исповедующих православие, но в наибольшей степени выражены они у саамов, удмуртов и чувашей.

Установите безопасный браузер

Предпросмотр документа

Тема «СЛАВЯНСКИЕ НАРОДЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ»

1.Введение 3 1.1 История Славян 4-5 1.2.Этногенез Славян 5-6 2.Языки 6 2.1. Ремесло 6-7 3. Религия 8 4. Эпос Марка Кралевича 9 5. Кто занимался лечением заболеваний? 10

Введение

СЛАВЯНЕ – крупнейшая группа европейских народов, объединенная общностью происхождения и языковой близостью в системе индоевропейских языков. Славяне, как и все современные народы, возникли в результате сложных этнических процессов и являются смесью предшествующих разнородных этнических групп. История славян неразрывно связана с историей возникновения и расселения индоевропейских племен. Четыре тысячи лет назад единая индоевропейская общность начинает распадаться. Формирование славянских племен происходило в процессе выделения их из числа многочисленных племен крупной индоевропейской семьи. В Центральной и Восточной Европе отделяется языковая группа, в которую, как показали данные генетики, входили предки германцев, балтов и славян. Они занимали обширную территорию: от Вислы до Днепра, отдельные племена доходили и до Волги, тесня финно-угров. Во 2-м тысячелетии до н.э. германо-балто-славянская языковая группа также переживала процессы дробления: германские племена уходят на Запад, за Эльбу, а балты и славяне остаются в Восточной Европе. Слова «славяне» в те древнейшие времена не было. Народ был, но по-разному именованный. Одно из имён – венеды, происходит от кельтского vindos, что означает "белый. Это слово и поныне сохранилось в эстонском языке. Птолемей и Иордан считают, что венеды это древнейшее собирательное имя всех славян, обитавших в то время между Эльбой и Доном. Представителей ее делят на три подгруппы: южную (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы), восточную (русские, украинцы и белорусы) и западную (поляки, чехи, словаки, лужичане). Общая численность славян в мире – около 300 млн чел., в том числе болгар 8,5 млн., сербов около 9 млн., хорватов 5,7 млн., словенцев 2,3 млн., македонцев около 2 млн., черногорцев менее 1 млн., боснийцев около 2 млн., русских 146 млн (из них в РФ 120 млн.), украинцев 46 млн., белорусов 10,5 млн., поляков 44,5 млн., чехов 11 млн., словаков менее 6 млн., лужичан – около 60 тыс. Славяне составляют основную часть населения РФ, Республик Польши, Чехии, Хорватии, Словакии, Болгарии, Государственного сообщества Сербия и Черногория, проживают также в республиках Прибалтики, Венгрии, Греции, Германии, Австрии, Италии, в странах Америки и в Австралии. Большинство славян – христиане Данные археологии и языкознания связывают древних славян с обширной областью Центральной и Восточной Европы, ограниченной на западе Эльбой и Одером, на севере Балтийским морем, на востоке – Волгой, на юге – Адриатикой.

История Славян

Славяне занимались пашенным земледелием, скотоводством, различными ремеслами, жили соседскими общинами. Многочисленные войны и территориальные перемещения способствовала распаду к 6–7 вв. родовых связей. В 6–8 вв. многие из славянских племен объединились в племенные союзы и создали первые государственные образования: в 7 в. возникло Первое Болгарское царство и государство Само, в которое вошли земли словаков, в 8 в. – сербское государство Рашка, в 9 в. – Великоморавская держава, вобравшая в себя земли чехов, а также первое государство восточных славян – Киевская Русь, первое самостоятельно хорватское княжество и государство черногорцев Дукля. Тогда же – в 9–10 вв. – среди славян начало распространяться христианство, быстро ставшее господствующей религией.

Со второй половины 19 в. стало очевидным стремление многих славянских народов к созданию собственных, независимых государств. На славянских землях начали действовать общественно-политические организации, способствовавшие дальнейшему политическому пробуждению славянских народов, не имевших собственной государственности (сербов, хорватов, словенцев, македонцев, поляков, лужичан, чехов, украинцев, белорусов). В отличие от русских, чья государственность не была утрачена даже во время ордынского ига и насчитывала девятивековую историю, а также болгар и черногорцев, получивших независимость после победы России в войне с Турцией 1877–1878, большинство славянских народов еще только вело борьбу за независимость.

Национальный гнет и нелегкое экономическое положение славянских народов в конце 19 – начале 20 вв. вызвали несколько волн их эмиграции в более развитые европейские страны в США и Канаду, в меньшей степени – Францию, Германию. Общая численность славянских народов в мире в начале 20 в. составляла около 150 млн. человек (русских – 65 млн., украинцев – 31 млн., белорусов 7 млн.; поляков 19 млн., чехов 7 млн., словаков 2,5 млн.; сербов и хорватов 9 млн., болгар 5,5 млн., словенцев 1,5 млн.) В то время основная масса славян жила в России (107,5 млн. чел.), Австро-Венгрии (25 млн. чел.), Германии (4 млн. чел.), странах Америки (3 млн. чел.).

После Первой мировой войны 1914–1918 международные акты зафиксировали новые границы Болгарии, появление многонациональных славянских государств Югославии и Чехословакии (где, однако, одни славянские народы доминировали над другими), восстановление национальной государственности у поляков. В начале 1920-х было объявлено о создании собственных государств – социалистических республик – украинцев и белорусов, вошедших в СССР; однако тенденция к русификации культурной жизни этих восточнославянских народов – ставшая явной в период существования Российской империи – сохранялась.

На рубеже 20–21 вв. вновь стал актуальным вопрос об общности судеб всех восточных славян: украинцев, белорусов, великороссов, а также южных славян. В связи с активизацией славянского движения в России и за ее пределами в 1996–1999 было подписано несколько соглашений, являющихся ступенью к образованию союзного государства России и Белоруссии. В июне 2001 в Москве прошел съезд славянских народов Белоруссии, Украины и России; в сентябре 2002 в Москве была основана Славянская Партия России. В 2003 образовалось Государственное сообщество Сербии и Черногории, объявившее себя правопреемником Югославии. Идеи славянского единства вновь обретают свою актуальность

После Февральской революции 1917 предпринимались попытки создания украинской и белорусской государственности. В 1922 Украина и Белоруссия вместе с другими советскими республиками были учредителями СССР (в 1991 они объявили себя суверенными государствами). Утвердившиеся в славянских странах Европы во второй половине 1940-х годов тоталитарные режимы с господством административно-командной системы оказывали деформирующее воздействие на этнические процессы (нарушение прав этнических меньшинств в Болгарии, игнорирование руководством Чехословакии автономного статуса Словакии, обострение межэтнических противоречий в Югославии и т. д.). Это явилось одной из важнейших причин общенационального кризиса в славянских странах Европы, который привёл здесь, начиная с 1989-1990 гг., к существенным изменениям социально-экономической и этнополитической ситуации. Современные процессы демократизации социально-экономической, политической и духовной жизни славянских народов создают качественно новые возможности для расширения межэтнических контактов и культурного сотрудничества, имеющих прочные традиции. Территория современных славянских государств соответствует более или менее Центральной Европе, Восточной Европе и Северной Азии и состоит из следующих стран: Россия, Украина, Белоруссия, Приднестровье (непризнанное государство), Болгария, Босния и Герцеговина, Македония, Сербия, Словения, Хорватия, Черногория, Польша, Чехия и Словакия.

Этногене́з славя́н

Это- процесс формирования древнеславянской этнической общности, приведший к выделению славян из конгломерата индоевропейских племён. В настоящее время не существует общепризнанной версии формирования славянского этноса.

Один из крупных историков-славистов чешский ученыйП.И. Шафарик считал, что прародину славян следует искать в Европе, по соседству с родственными им племенами кельтов, германцев, балтов и фракийцев. Он считает, что славяне уже в глубокой древности занимали обширные пространства Средней и Восточной Европы, а в IV в. до н.э. под натиском кельтов переселились за Карпаты.

Однако и в это время они занимают весьма обширные территории - на западе - от устья Вислы к Неману, на севере – от Новгорода до истоков Волги и Днепра, на востоке – до Дона. Далее она, по его мнению, шла через нижний Днепр и Днестр вдоль Карпат до Вислы и по водоразделу Одера и Вислы к Балтийскому морю.

В конце XIX – начале ХХ вв. акад. А.А.Шахматов развил идею двух славянских прародин: района, в пределах которого сложился праславянский язык (первая прародина), и района, который праславянские племена занимали накануне расселения по Центральной и Восточной Европе (вторая прародина). Он исходит из того, что изначально из индоевропейской группы выделилась балто-славянская общность, являвшаяся автохтонной на территории Прибалтики. После распада этой общности славяне заняли территорию между нижним течением Немана и Западной Двины (первая прародина). Именно здесь сложился, по его мнению, праславянский язык, который в дальнейшем лег в основу всех славянских языков. В связи с великим переселением народов германцы в конце II в.н.э. продвигаются на юг и освобождают бассейн р. Вислы, куда и приходят славяне (вторая прародина). Здесь славяне разделяются на две ветви: западную и восточную. Западная ветвь продвигается в район р. Эльбы и становится основой для современных западнославянских народов; южная ветвь после распада империи гуннов (вторая половина V в.н.э.) разделилась на две группы: одна из них заселила Балканы и Дунай (основа современных южнославянских народов), другая – Днепр и Днестр (основа современных восточнославянских народов).

Наиболее популярной среди лингвистов гипотезой о прародине славян является висло-днепровская. По мнению таких ученых, как М.Фасмер (Германия), Ф.П.Филин, С.Б.Бернштейн (Россия), В.Георгиев (Болгария), Л.Нидерле (Чехия), К. Мошиньский(Польша) и др., прародина славян располагалась между средним течением Днепра на востоке и верховьями Западного Буга и Вислы на западе, а также от верховий Днестра и Южного Буга на юге до Припяти на севере. Таким образом, прародина славян определяется ими как современная северо-западная Украина, южная Белоруссия и юго-восточная Польша. Однако в исследованиях отдельных ученых встречаются те или иные вариации. С.Б.Бернштейн поддерживает гипотезу А.А.Шахматова о первоначальном разделении славян на две группы:западную и восточную; из последней в свое время выделились восточная и южная группы. Именно этим объясняется большая близость восточнославянских и южнославянских языков и некая обособленность, в частности фонетическая, западнославянских.

К проблеме этногенеза славян неоднократно обращалсяБ.А. Рыбаков. Его концепция также связана с висло-днепровской гипотезой и основана на единстве территорий обитания славянского этноса на протяжении двух тысячелетий: от Одера на западе до левобережья Днепра на востоке.

Славянские языки по степени их близости друг к другу принято делить на 3 группы: восточнославянскую, южнославянскую и западнославянскую. Распределение славянских языков внутри каждой группы имеет свои особенности. Каждый славянский язык включает в свой состав литературный язык со всеми его внутренними разновидностями и свои территориальные диалекты. Диалектное дробление и стилистическая структура внутри каждого славянского языка неодинаковы.

Ветви славянских языков:Восточнославянская ветвь: белорусский,древнерусский, древненовгородский диалект, западнорусский, русский украинский, русинский

Развито было у древних славян и ремесленное производство. Они изготовляли предметы быта из глины, дерева, кости, рога. Им было знакомо текстильное производство. Высоким уровнем отличалась обработка металла, из которого производились орудия земледелия и оружие. Славяне умели делать и украшения из цветных металлов. Те племена, которые жили на берегу моря и вообще на водных путях, умели строить лодки-однодревки, служившие для дальних путешествий. Славяне вели торговлю с неславянскими народами: продавали рабов-военнопленных, покупали оружие, украшения, драгоценные металлы. Для расчетов использовалась монета иностранного происхождения, но незначительное число найденных при раскопках монет свидетельствует о том, что деньги использовались нерегулярно. Жили славяне в хижинах, построенных из дерева и покрытых соломой, камышом или деревом. Жилище имело глиняные полы и каменные печи.
Славяне VI века обладали всеми типичными достоинствами и недостатками варваров. Византийские писатели признавали храбрость славян, их свободолюбие, честность, “демократический инстинкт”, гостеприимство, указывали на существование у них патриархального рабства. Но на войне славяне были жестоки. Личная храбрость в сочетании со свирепостью заменяли славянам то, чего им не хватало в военном искусстве и в вооружении при столкновении с Восточно-Римской империей.

В области семейного быта восточных славян период сложения и развития древнерусской народности характеризовался отмиранием рода и усилением моногамной семьи. Многие родовые обычаи отошли в прошлое. Русская Правда ограничивала кровную месть кругом только ближайших родственников (родители, дети, братья, племянйики), причем уже заметно стремление заменить ее денежным штрафов. На первый план выступает большая семья, в которую входят родители и"их взрослые дети с потомством. Имущество крестьянской семьи находилось, по-видимому, в распоряжении отца, после смерти которого делилось между сыновьями. Дочери не имели права наследования, но, выходя замуж, они приносили в семью будущего мужа приданое. В то же время складывается и укрепляется феодальный род, экономической основой которого было владение землей и крепостными. Сохранившиеся древние здания и материалы археологических раскопок говорят о высоком развитии деревянного и каменного зодчества. Здания, построенные из дерева, отличались богатством архитектурных форм, в особенности сложностью силуэтов домов, увенчивавшихся множеством затейливых кровель и куполов; каменные здания, преимущественно церкви* возводили сначала по византийским образцам из кирпича, но и они имели ряд самобытных древнерусских черт. Картину славянской культуры необходимо дополнить еще данными относительно их общественной организации. Еще из периода индоевропейского единства славяне вынесли выработанные семейные отношения, одномужнее супружество и виды кровного, по отцу, родства. Об этом свидетельствуют праарийские слова: отец, мать, сын, дочь, брат, сестра, стрый, свекор, деверь, ятровь (жена деверя), невестка. После того, в эпоху совместной жизни, они выработали термины для обозначения родства по матери и жене (уй, дядя по матери, и т. п.). Патриархальная праславянская семья, заселяя весь, составляла общину, соединенную узами кровного родства, иначе - род. Община-род носила общее имя от своего родоначальника (с окончанием на ичи, овичи, вцы), владела сообща имуществом и управлялась своим старшим (старостой, владыкой, господарем), который поддерживал мир и согласие в общине, разбирал недоразумения в ее среде и распоряжался трудом ее членов. Первоначально старейшиной был естественный глава семьи - отец, дед, иногда прадед, а по смерти его старший или способнейший (по выбору) сын. Род, разрастаясь в дальнейшем, распадался на несколько родов, которые, сознавая свое родство, образовывали следующую ступень общественной организации - братство (у черногорцев до сих пор сохраняются следы этой организации в виде братств, празднующих общий церковный праздник одного святого, заменившего старого предка - праотца). Братство, разрастаясь в дальнейшем, или соединяясь с другими братствами, образовывало племя, во главе которого стояли жупаны, воеводы, князья, имевшие значение родовых старейшин и предводителей на войне.

Религия: Религия древних славян представляет собой совокупность сложившихся в дохристианской славянской культуре религиозных воззрений и отношений, а также способов организации духовного опыта и поведения. Исторически религия славян восходит к религии древнейших индоевропейцев. Относительную целостность и своеобразие она приобретает в эпоху славянского единства, продолжавшуюся вплоть до второй половины I тыс. н.э. Постепенное расселение вело к появлению различий в религиозных представлениях и культах; кроме того, появлялись некоторые формы религиозной жизни, заимствованные славянами у соседних народов. Сведения о религии древних славян сохранялись в основном в устной традиции. Единственный письменный источник,«Велесова книга», вызывает у специалистов большие сомнения в своей подлинности. Славянские представления о священном были связаны с представлениями о сверхчеловеческой силе, животворящей и наполняющей сущее способностью к росту. Существовала развитая система понятий, обозначающих сверхъестественные силы. Высший разряд составляли боги. Понятие «Бог» означает - дающий долю, удел, богатство. Боги, так же как в античной религии, делились на небесных, подземных и земных. К небесным богам относился Перун - бог-покровитель княжеской власти, дружины и воинского ремесла. Он имел антропоморфный облик воина, иногда конного.Стрибог - бог атмосферных явлений, и прежде всего ветра. Даж-бог или Даждьбог - дающий бог, который соотносился с солнцем. Хоре (солнечный - сравните Хор или Гор у древних египтян) и Симаргл (мифологический образ огромного орла, соотнесенного с верхним миром). К подземным богам относится прежде всего Земля, «Мать сыра земля», «Хлебородница», которая у славян не имеет эротической окраски и впоследствии идентифицируется с Мокошью. Мокошь - это женское божество, которое наделяется только положительными качествами. Однако у славян были представления и о злых женских божествах, которым надо приносить кровавые человеческие жертвы. Мужским подземным богом считался Белее, которого называли еще скотьим богом и считали, что он дарует обильный приплод, а следовательно, и богатство. Еще одним свойством Белеса считалось ясновидение. Земные боги - это боги заселенного людьми мира. Их ответственность распространяется на культурные занятия, общественные и семейные отношения, быт и среду обитания. Это прежде всего Сварог - бог огня, поставленного на службу человеку. Преемственность поколений, берущих начало от общих предков, персонифицирована в образе Рода,рядом с которым упоминают рожаниц - дев судьбы, определяющих долю, судьбу новорожденного. Существовали представления о богах, связанных с профессиональными занятиями людей. Наряду с представлениями о высших богах, существовали верования в богов низшего уровня, духов, оборотней. Значительный отряд именовали бесами, которым приписывали злонамеренность и губительную силу. К бесам относили духов опасных для посещения мест: лесной глуши (леший), болота (зыбочник, болотник) омутов (водяной).В поле обитали полудницы. Внешне бесов представляли в человеческом, зверином или смешанном облике. К наиболее опасным относилась группа полудемонов человеческого происхождения - это люди, не избывшие свой жизненный путь, - упыри, вурдалаки, ведуньи, русалки. Они вредят человеческому роду, и их надо опасаться. Существовало также и олицетворение болезней: мимохода, лихорадка, мара, кикимора и др.У славян существовала вера в бессмертие души, в ее посмертное существование. При погребении необходимо было соблюсти все тонкости обряда, и только в этом случае душа обретает покой и впоследствии будет помогать потомкам. Славяне прибегали к различной форме захоронений, часто к кремации. Особое место в понимании мира у славян занимала вода. Они считали, что вода является стихией, связывающей живой и потусторонний мир

Эпос Марка Кралевича:

Ма́рко Кра́левич (1335 - 17 мая 1395) - последний правительПрилепского королевства в Западной Македонии (1371-1395), самозваный: самодрьжць вьсѣмь Србьлѥмь (рус: самодержец всех сербов), герой эпоса сербской народов, историческая личность. В песнях и преданиях выступает как борец против турецких поработителей, народный защитник. Древнейшие записи песен о Марко Кралевиче относятся к XVI веку. Эпический образ кралевича Марко сильно мифологизирован; на него перенесены черты Святогора. В сербском эпосе Марко-Королевич играет видную роль, везде являясь защитником сербского народа против осман, с которыми он то воюет, то ведет дружбу. Ему посвящено множество сербских былин или героических (юнацких) песен.

Народ придал своему любимцу мифический характер: дал ему в посестримы вилу, дал ему голос лучше голоса вилы, заставил его жить 300 лет и ездить на коне Шарце, который порой говорит с хозяином человеческим голосом и которого Марко-Королевич любит больше, чем брата. Смерть Марко-Королевича окружена таинственностью. По одним рассказам, Марко-Королевича убил какой-то каравлашский воевода золотой стрелой в уста, когда турки воевали с HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D1%85%D0%B8&action=edit&redlink=1" \o "Каравлахи (страница отсутствует)" каравлахами и Марко-Королевич помогал туркам. Другие рассказывают, что Шарац зашёл как-то в воду слишком глубоко, так что оба - и конь, и всадник - утонули, и до сих пор показывают место это около Неготина. По третьим рассказам, в одном бою было так много перебито людей, что в крови плавали и люди, и кони. Марко-Королевич поднял руки к небу и воскликнул: «Боже, что мне делать». Бог смилостивился и перенес его вместе с конем в одну пещеру, где Марко-Королевич и спит до сего дня. Его меч спрятан под большим камнем, но понемногу выдвигается из скалы: конь, стоя перед господином, жует понемногу пшеницу из большой торбы. Когда весь меч выйдет наружу и конь сжует всю пшеницу, тогда проснется Марко-Королевич и пойдет на защиту своего народа. Наконец, есть в сборнике В. Караджича песня про смерть Марко-Королевича, в которой рассказывается, что он убил своего Шарца, разбил меч и забросил свой буздован (боевую палицу), чтобы они не доставались другому, а сам, написав свое завещание, лег под высокое дерево и заснул. Шедшие мимо игумен с послушником исполнили его волю и похоронили.

Героем-защитником Марко-Королевич является только в эпосе и устах народа в Сербии; в тех же местах, где он, по былинам, действовал (в Старой Сербии, в окрестностях Прилепа и Косовского поля), о нём сохранилась дурная память: там его зовут Марко-насильником (Марко-зулумџија), Марко-сорви-голова (Марко-дели-баша). По мнению Гёте, Марко-Королевич. соответствует греческому Гераклу и персидскому Рустему. Можно сказать, что Марко-Королевич - такой же народный герой, как и наш Илья Муромец.

Кто занимался лечением заболеваний?

В лечении заболеваний применяли целительство, проводили обряды. Этим занимались знахари, ведуны, колдуны, ведьмы, трихи, чародеи, кудесники. Они обладали знаниями и способностями, которые помогали человеку решить его как физические заболевания так и другие проблемы

Наиболее запретное христианской церковью понятие «Волхв» тоже является одним из древнейших названий человека, обладающего сверхъестественными возможностями. Волхвы, кудесники были людьми особого ранга, влиявшими на государственный и общественный быт. Так как жрецы издревле именовались у славян волхвами, а их деятельность - волхованием, то впоследствии это слово стало синонимом волшебства и чародейства. Волхвы знали множество метеорологических примет, силу и действие разных трав и умело применяли гипноз. В некоторых случаях у славян и князья воспринимались как волхвы или были ими, являясь одновременно и воинами, и волхвами. Волхвы обладали и серьезными познаниями в нетрадиционной медицине. Они успешно лечили больных лекарствами растительного и животного происхождения, хорошо разбирались в лекарственных растениях. Лечили минералами, металлами, золами итайными средствами; знали диетотерапию и рефлексотерапию раньше и лучше китайцев; прекрасно владели акупрессурой и различными видами массажа; хиропрактикой и мануальной терапией; владели костоправством и искусством лечения суставов; умели успешно лечить раны разного происхождения и травмы; владели хирургией, в том числе энергетической; владели родовспомогательными и гинекологическими методами; умели применять физико-терапевтические средства лечения: прижигание, иглоукалывание, кровопускание, энергетический массаж, компрессы и аппликации, грязелечение, минеральные воды и аэрозоли, глинолечение, водолечение, холодолечение и др.; оригинально лечили ревматизм, радикулит, растяжение мышц и связок, зубы и зубные боли, кровяное давление, болезни глаз, болезни сердца и сосудов; эффективно лечили, даже сегодня еще неизлечимые, сложные психические заболевания и многое другое. А начиналось обучение ведающего человека с изучения основ мироздания, познав которые можно было понять суть различных лечебных приемов.