Воспитание наследника павла петровича. Павел Петрович Кирсанов: характеристика персонажа

Павел Петрович Кирсанов воспитывался сперва дома, так же как и младший брат его Николай, потом в пажеском корпусе. Он с детства отличался замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен — он не мог не нравиться. Он начал появляться всюду, как только вышел в офицеры. Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался; но и это к нему шло. Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему. Он жил, как уже сказано, на одной квартире с братом, которого любил искренно, хотя нисколько на него не походил. Николай Петрович прихрамывал, черты имел маленькие, приятные, но несколько грустные, небольшие черные глаза и мягкие жидкие волосы; он охотно ленился, но и читал охотно, и боялся общества. Павел Петрович ни одного вечера не проводил дома, славился смелостию и ловкостию (он ввел было гимнастику в моду между светскою молодежью) и прочел всего пять, шесть французских книг. На двадцать восьмом году от роду он уже был капитаном; блестящая карьера ожидала его. Вдруг все изменилось. В то время в петербургском свете изредка появлялась женщина, которую не забыли до сих пор, княгиня Р. У ней был благовоспитанный и приличный, но глуповатый муж и не было детей. Она внезапно уезжала за границу, внезапно возвращалась в Россию, вообще вела странную жизнь. Она слыла за легкомысленную кокетку, с увлечением предавалась всякого рода удовольствиям, танцевала до упаду, хохотала и шутила с молодыми людьми, которых принимала перед обедом в полумраке гостиной, а по ночам плакала и молилась, не находила нигде покою и часто до самого утра металась по комнате, тоскливо ломая руки, или сидела, вся бледная и холодная, над псалтырем. День наставал, и она снова превращалась в светскую даму, снова выезжала, смеялась, болтала и точно бросалась навстречу всему, что могло доставить ей малейшее развлечение. Она была удивительно сложена; ее коса золотого цвета и тяжелая, как золото, падала ниже колен, но красавицей ее никто бы не назвал; во всем ее лице только и было хорошего, что глаза, и даже не самые глаза — они были невелики и серы, — но взгляд их, быстрый, глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния, — загадочный взгляд. Что-то необычайное светилось в нем даже тогда, когда язык ее лепетал самые пустые речи. Одевалась она изысканно. Павел Петрович встретил ее на одном бале, протанцевал с ней мазурку, в течение которой она не сказала ни одного путного слова, и влюбился в нее страстно. Привыкший к победам, он и тут скоро достиг своей цели; но легкость торжества не охладила его. Напротив: он еще мучительнее, еще крепче привязался к этой женщине, в которой даже тогда, когда она отдавалась безвозвратно, все еще как будто оставалось что-то заветное и недоступное, куда никто не мог проникнуть. Что гнездилось в этой душе — Бог весть! Казалось, она находилась во власти каких-то тайных, для нее самой неведомых сил; они играли ею, как хотели; ее небольшой ум не мог сладить с их прихотью. Все ее поведение представляло ряд несообразностей; единственные письма, которые могли бы возбудить справедливые подозрения ее мужа, она написала к человеку почти ей чужому, а любовь ее отзывалась печалью; она уже не смеялась и не шутила с тем, кого избирала, и слушала его и глядела на него с недоумением. Иногда, большею частью внезапно, это недоумение переходило в холодный ужас; лицо ее принимало выражение мертвенное и дикое; она запиралась у себя в спальне, и горничная ее могла слышать, припав ухом к замку, ее глухие рыдания. Не раз, возвращаясь к себе домой после нежного свидания, Кирсанов чувствовал на сердце ту разрывающую и горькую досаду, которая поднимается в сердце после окончательной неудачи. «Чего же хочу я еще?» — спрашивал он себя, а сердце все ныло. Он однажды подарил ей кольцо с вырезанным на камне сфинксом. — Что это? — спросила она, — сфинкс? — Да, — ответил он, — и этот сфинкс — вы. — Я? — спросила она и медленно подняла на него свой загадочный взгляд. — Знаете ли, что это очень лестно? — прибавила она с незначительною усмешкой, а глаза глядели все так же странно. Тяжело было Павлу Петровичу даже тогда, когда княгиня Р. его любила; но когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он терзался и ревновал, не давал ей покою, таскался за ней повсюду; ей надоело его неотвязное преследование, и она уехала за границу. Он вышел в отставку, несмотря на просьбы приятелей, на увещания начальников, и отправился вслед за княгиней; года четыре провел он в чужих краях, то гоняясь за нею, то с намерением теряя ее из виду; он стыдился самого себя, он негодовал на свое малодушие... но ничто не помогало. Ее образ, этот непонятный, почти бессмысленный, но обаятельный образ слишком глубоко внедрился в его душу. В Бадене он как-то опять сошелся с нею по-прежнему; казалось, никогда еще она так страстно его не любила... но через месяц все уже было кончено: огонь вспыхнул в последний раз и угас навсегда. Предчувствуя неизбежную разлуку, он хотел, по крайней мере, остаться ее другом, как будто дружба с такою женщиной была возможна... Она тихонько выехала из Бадена и с тех пор постоянно избегала Кирсанова. Он вернулся в Россию, попытался зажить старою жизнью, но уже не мог попасть в прежнюю колею. Как отравленный, бродил он с места на место; он еще выезжал, он сохранил все привычки светского человека; он мог похвастаться двумя, тремя новыми победами; но он уже не ждал ничего особенного ни от себя, ни от других и ничего не предпринимал. Он состарился, поседел; сидеть по вечерам в клубе, желчно скучать, равнодушно поспорить в холостом обществе стало для него потребностию, — знак, как известно, плохой. О женитьбе он, разумеется, и не думал. Десять лет прошло таким образом, бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро. Нигде время так не бежит, как в России; в тюрьме, говорят, оно бежит еще скорей. Однажды, за обедом, в клубе, Павел Петрович узнал о смерти княгини Р. Она скончалась в Париже, в состоянии близком к помешательству. Он встал из-за стола и долго ходил по комнатам клуба, останавливаясь как вкопанный близ карточных игроков, но не вернулся домой раньше обыкновенного. Через несколько времени он получил пакет, адресованный на его имя: в нем находилось данное им княгине кольцо. Она провела по сфинксу крестообразную черту и велела ему сказать, что крест — вот разгадка. Это случилось в начале 48-го года, в то самое время, когда Николай Петрович, лишившись жены, приезжал в Петербург. Павел Петрович почти не видался с братом с тех пор, как тот поселился в деревне: свадьба Николая Петровича совпала с самыми первыми днями знакомства Павла Петровича с княгиней. Вернувшись из-за границы, он отправился к нему с намерением погостить у него месяца два, полюбоваться его счастием, но выжил у него одну только неделю. Различие в положении обоих братьев было слишком велико. В 48-м году это различие уменьшилось: Николай Петрович потерял жену, Павел Петрович потерял свои воспоминания; после смерти княгини он старался не думать о ней. Но у Николая оставалось чувство правильно проведенной жизни, сын вырастал на его глазах; Павел, напротив, одинокий холостяк, вступал в то смутное, сумеречное время, время сожалений, похожих на надежды, надежд, похожих на сожаления, когда молодость прошла, а старость еще не настала. Это время было труднее для Павла Петровича, чем для всякого другого: потеряв свое прошедшее, он все потерял. — Я не зову теперь тебя в Марьино, — сказал ему однажды Николай Петрович (он назвал свою деревню этим именем в честь жены), — ты и при покойнице там соскучился, а теперь ты, я думаю, там с тоски пропадешь. — Я был еще глуп и суетлив тогда, — отвечал Павел Петрович, — с тех пор я угомонился, если не поумнел. Теперь, напротив, если ты позволишь, я готов навсегда у тебя поселиться. Вместо ответа Николай Петрович обнял его; но полтора года прошло после этого разговора, прежде чем Павел Петрович решился осуществить свое намерение. Зато, поселившись однажды в деревне, он уже не покидал ее даже и в те три зимы, которые Николай Петрович провел в Петербурге с сыном. Он стал читать, все больше по-английски; он вообще всю жизнь свою устроил на английский вкус, редко видался с соседями и выезжал только на выборы, где он большею частию помалчивал, лишь изредка дразня и пугая помещиков старого покроя либеральными выходками и не сближаясь с представителями нового поколения. И те и другие считали его гордецом; и те и другие его уважали за его отличные, аристократические манеры, за слухи о его победах; за то, что он прекрасно одевался и всегда останавливался в лучшем номере лучшей гостиницы; за то, что он вообще хорошо обедал, а однажды даже пообедал с Веллингтоном у Людовика-Филиппа; за то, что он всюду возил с собою настоящий серебряный несессер и походную ванну; за то, что от него пахло какими-то необыкновенными, удивительно «благородными» духами; за то, что он мастерски играл в вист и всегда проигрывал; наконец, его уважали также за его безукоризненную честность. Дамы находили его очаровательным меланхоликом, но он не знался с дамами... — Вот видишь ли, Евгений, — промолвил Аркадий, оканчивая свой рассказ, — как несправедливо ты судишь о дяде! Я уже не говорю о том, что он не раз выручал отца из беды, отдавал ему все свои деньги, — имение, ты, может быть, не знаешь, у них не разделено, — но он всякому рад помочь и, между прочим, всегда вступается за крестьян; правда, говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон... — Известное дело: нервы, — перебил Базаров. — Может быть, только у него сердце предоброе. И он далеко не глуп. Какие он мне давал полезные советы... особенно... особенно насчет отношений к женщинам. — Ага! На своем молоке обжегся, на чужую воду дует. Знаем мы это! — Ну, словом, — продолжал Аркадий, — он глубоко несчастлив, поверь мне; презирать его — грешно. — Да кто его презирает? — возразил Базаров. — А я все-таки скажу, что человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не самец. Ты говоришь, что он несчастлив: тебе лучше знать; но дурь из него не вся вышла. Я уверен, что он не шутя воображает себя дельным человеком, потому что читает Галиньяшку и раз в месяц избавит мужика от экзекуции. — Да вспомни его воспитание, время, в которое он жил, — заметил Аркадий. — Воспитание? — подхватил Базаров. — Всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я, например... А что касается до времени — отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня. Нет, брат, это все распущенность, пустота! И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество. Пойдем лучше смотреть жука. И оба приятеля отправились в комнату Базарова, в которой уже успел установиться какой-то медицинско-хирургический запах, смешанный с запахом дешевого табаку.

Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов (по роману И. Тургенева «Отцы и дети»)

Вромане «Отцы и дети» И. С. Тургенев изображает 50-е годы девятнадцатого столетия, когда яростно противостояли друг другу два лагеря: дворяне и раз-ночинцы. Это противостояние нашло в романе отра-жение в образах Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова.

Жизнь в доме Кирсановых текла по привычному руслу, но мирное существование дворянского гнезда всерьез всколыхнул приезд Базарова, которого при-вез туда его приятель Аркадий Кирсанов. Базаров -сын простого уездного лекаря, он занимается естест-венными науками, планирует получить степень док-тора. Это личность яркая, незаурядная.

Аристократам неприятен и непривычен внешний вид Базарова и его поведение.ТОдет Евгений в балахон с кистями, он не носит перчаток и при встрече смело протягивает обнаженную красную руку. По всем пра-вилам этикета отец Аркадия Николай Петрович ду-шевно приветствует гостя, но тот ведет себя несколько развязно, на участие отвечает ленью в повадках и раз-говоре. Расшаркивание хозяев вызывает у Базарова иронию. Лицо его при встрече выражает самоуверен-ность и ум. Аркадий умоляет отца «приласкать» дру-га, но тот и так не знает, как угодить ему.

Евгению во всем противопоставлен Павел Петро-вич — бывший офицер, живет со своим братом в де-ревне и вся жизнь его проходит в раздумьях и воспо-минаниях о прошлом. Во внешнем виде его не развяз-ность, как у Базарова, а лоск и щегольство: «темный английский сьют, модный низенький галстух и лако-вые полусапожки». Облик Павла Петровича, как под-черкивает автор, «изящный и породистый». Контраст между ним и Базаровым сразу бросается в глаза, но еще более заметен он, когда Павел Петрович вынима-ет из кармана панталон свою красивую руку с длин-ными розовыми ногтями.

Важной для раскрытия образов героев романа яв-ляется их речевая характеристика. Павел Петрович постоянно употребляет в разговоре французские вы-ражения, речь его строго изысканна. Евгений же го-ворит просто и бесхитростно, не задумываясь о прида-нии своей речи стройности и изящества.

Безрадостно приветствует Павел Петрович прияте-ля племянника. «Кто сей?» — неприязненно спраши-вает он и удивляется, услышав о том, что в гости к ним нагрянул друг Аркадия. «Этот волосатый?» — пре-зрительно вопрошает он. Не лучшего мнения о Павле Петровиче и Евгений. Иронично отзывается он о нем, говоря с Аркадием.

На следующий день после приезда Базаров берется за дело: он легко сводит знакомство с дворовыми мальчишками и принимается резать лягушек. Ему непривычно бездействие, процветающее в доме ари-стократов Кирсановых.

Аркадий тем временем разъясняет отцу, что База-ров — нигилист, то есть человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, все отрицает.

Постепенно Павел Петрович начинает чувствовать по отношению к Базарову все большее раздражение. «Его аристократическую натуру возмущала совер-шенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохот-но, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерз-кое». Конфликт между героями нарастает, когда Ба-заров принимается высказывать свои нигилистиче-ские суждения. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»,— заявляет он Павлу Петро-вичу, знающему и любящему литературу. В разговоре Евгения то и дело звучит презрительная усмешка, он нисколько не пасует перед своим собеседником и даже нападает на него.

Рознит героев и их воспитание, отношение к любви. Павел Петрович Кирсанов воспитывался как все дети аристократических семей. Сначала основы знаний ему давали дома, потом определили в пажеский корпус. Он всегда пользовался успехом у женщин, ему завидовали мужчины. Он вел активный образ жизни, но все вмиг изменилось, когда в его жизни появилась княгиня Р., которую Кирсанов повстречал на балу и в которую влюбился страстно. Княгиня довольно скоро охладела к нему, и он чуть с ума не сошел, стал гоняться за ней по всему свету, проявляя малодушие. Измученный этими отношениями, Павел Петрович состарился, по-седел и потерял интерес к жизни.

Базаров же к любви относится весьма холодно. «Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, эта-кой человек — не мужчина»,— замечает он, услышав историю жизни Павла Петровича. Базаров не согла-сен объяснять его поведение воспитанием. «Всякий человек сам себя воспитать должен»,— уверенно гово-рит он. «Для Павла Петровича любовная драма может стать источником самоуважения: воспоминания о ней поддерживают сознание незаурядности и значитель-ности прожитой им жизни. Для Базарова подобная же драма означает унижение: она воспринимается как проявление позорной слабости, которую герой может извинить себе только на пороге смерти»,— утвержда-ет литературовед В. М. Маркович.

Павел Петрович и Базаров по-разному относятся к народу. Кирсанов идеализирует народ. «Он свято чтит предания, он — патриархальный, он не может жить без веры»,— утверждает он. А Базаров говорит о тем-ноте, неразвитости народа, о его суеверии. Презирая народ, Евгений тем не менее свободно и с удовольстви-ем общается с ним. Как подчеркивал критик Д. И. Пи-сарев, «в отношениях Базарова к простому народу надо заметить прежде всего отсутствие всякой вычур-ности и всякой сладости. Народу это нравится, и пото-му Базарова любит прислуга, любят ребятишки...». А вот Павел Петрович, говоря с мужиком, отворачива-ется и нюхает надушенный платок.

Пушкина читать, по Базарову,— ерунда, боготво-рить природу — глупость, «Рафаэль гроша медного не стоит». Евгений цинично относится и к женщинам. Выслушивая базаровские суждения, Павел Петрович начинает просто ненавидеть его. Он считает его горде-цом, нахалом, циником и плебеем. Для Кирсанова возмутительно презрение к нему со стороны такого человека, как Базаров. Павел Петрович, негодуя все больше и больше, выходит на встречи с Евгением за-ранее раздраженный и решительный.

Кульминационным моментом в развитии их отно-шений является произошедшая между героями схватка. Слово «аристократишко», брезгливо бро-шенное Базаровым в адрес соседнего помещика, окончательно выводит из себя Павла Петровича, с горячим нетерпением ждавшего схватки с Евгением. В начавшемся споре Павел Петрович пытается наголову разбить соперника, справедливо упрекая его в том, что, разрушая, надо задываться и о строительстве. Базарова же это не беспокоит. Он намерен только "место расчистить".

"Мы друг друга понять не можем; я, по крайней мере, не имею чести вас понимать", - заявляет Павел Петрович. Несколько позже он вызывает Евгения на дуэль.

В противостоянии героев раскрываются их характеры, обнажаются самые потаенные уголки души,. Несмотря на видимую развязность, которая оказывается лишь маской, в Базарове угадывается характер энергичный, волевой, мужественный. В то же время он оказывается искренним и добрым человеком. Кирсановы же - типичные аристократы, они ведут бездеятельный образ жизни. Евгений отличается от них любовью к труду и упорством в достижении намеченной цели.

Критик Писарев о Базарове писал: "Теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самых увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум без всяких посторонних пособий и влияний выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни".

Внешним конфликтом романа «Отцы и дети» является конфликт социальный, противостояние «отцов-аристократов» и молодой разночинной интеллигенции. Однако за внешним конфликтом стоит внутренний, раскрывающий глубинный, философский смысл произведения: отношение человека к жизни, к судьбе. Соответственно, каждый из персонажей в романе предстает в различных «ипостасях», имеет несколько различных «обликов» — социальный, психологический и философски-символический.

Проанализируем в данных аспектах образ Павла Петровича Кирсанова. Павел Петрович представляет собой тип блестящего аристократа, утонченного и рафинированного. Так, уже сама холеная внешность выдает в нем былого светского льва и щеголя: «вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький гал-стух и лаковые полусапожки», «его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной».

Между тем судьба была к Кирсанову не слишком благосклонной. Павел Петрович воспитывался в пажеском корпусе. Став офицером, он пользовался большим успехом в свете: Кирсанов был самоуверен, насмешлив и «забавно желчен». Он нравился женщинам, легко заводил романы, вызывая зависть мужчин. В двадцать семь он был уже капитаном, его ожидала блестящая карьера. И вдруг все изменилось. В петербургском свете появилась женщина, ставшая для Кирсанова роковой.

Павел Петрович страстно влюбился в княгиню Р., слывшую в свете легкомысленной кокеткой. Однако любовь не принесла Кирсанову счастья: ответив вначале на его чувство взаимностью, княгиня Р. вскоре охладела к нему. Однако это препятствие не остановило героя. Много лет он пытался сохранить эти отношения, много лет длилась эта иссушающая и изнуряющая страсть.

Мучительно привязавшись к княгине Р., Кирсанов никогда не мог понять ее, его поражала ее странность, неуравновешенность, что-то «заветное и недоступное» в ее душе, куда никто не мог проникнуть. После нежных свиданий он чувствовал на сердце лишь «разрывающую и горькую досаду». Расставшись с княгиней Р., Кирсанов пытался зажить старой, привычной жизнью, но уже не мог попасть в прежнюю колею. Он состарился, поседел, о романах уже не помышлял. Вскоре Павел Петрович вместе с братом поселился в Марьине и больше уже никуда не выезжал.

Павел Петрович — главный противник Базарова в романе, основной оппонент его в идейных спорах. Кирсанов обладает рядом достоинств: он интеллектуален, проницателен, благороден, обладает волевым характером. По силе своего характера он действительно достойный соперник Базарова. Вместе с тем, Кирсанов консервативен и «в своей оценке человека держится на поверхности, не идет дальше взглядов, слов, случайных проявлений личности». Именно по этим факторам герой формирует свое мнение о человеке или явлении, мнение зачастую однозначное, безапелляционное.

Само же это мнение складывается у Кирсанова под влиянием его принципов, принятых в обществе правил, законов, догм, авторитетных мнений. И в этом слабость позиции героя. Если в Базарове Тургенев подчеркивает независимость мышления, тяготение героя к абсолютной внутренней свободе, творчеству, то в Павле Петровиче, наоборот, — умственную негибкость, духовную ограниченность, зависимость от стереотипов. В жизни Кирсанов придерживается строгих правил, от которых никогда не отступает.

С точки зрения усвоенных стереотипов Павел Петрович оценивает и Базарова. Базаров сразу же не понравился ему — как уважающий себя аристократ, он имеет предубеждение против «лекарского сына». При первом знакомстве с ним Кирсанов не подал руки «и даже положил ее обратно в карман». И в дальнейшем при разговорах с гостем Павел Петрович чувствует «тайное раздражение». Его «аристократическую натуру» возмущает уверенность Базарова, она воспринимается им не иначе, как дерзость, развязность.

Павел Петрович достаточно сдержан, однако в столкновениях с «упрямым нигилистом» выдержка и самообладание часто изменяют ему. Авторские ремарки многократно подчеркивают это: «весь побледнел», «возопил», «горел нетерпением». Мы открываем в Кирсанове и сословную спесь, и заносчивость, и определенную умственную неподвижность.

В описании героя часто проскальзывают иронические нотки, сам Тургенев писал, что в «фигуре Павла Кирсанова» он «погрешил против художественной правды и пересолил». Постоянная смена туалетов смешна и нелепа в условиях деревенской жизни, а Павел Петрович вышел на завтрак в «изящном утреннем костюме», с «маленькой феской» на голове. Уважали его за то, что от него «пахло какими-то необыкновенными, удивительно „благородными" духами».

Кирсанов далек от всего русского, национального. В имении он живет англоманом, уехав затем за границу, он общается больше с англичанами, не читает русских книг. Тургенев часто подчеркивает сухость, рационализм Кирсанова, его строгую приверженность принципам, постоянный контроль над своими чувствами и эмоциями. Глаза — зеркало человеческой души, но в «прекрасных темных глазах» Павла Петровича, поднятых к небу, не отражается «ничего, кроме света звезд». И далее писатель замечает: «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски-сухая и страстная на французский лад мизантропическая душа...».

Однако и эта душа у Тургенева имеет право на существование. Кирсанов вовсе не так черств, как это кажется на первый взгляд. Несмотря на прагматичность его натуры, Павлу Петровичу, видимо, все-таки тоскливо и одиноко в Марьине. Лучшие годы его прошли безвозвратно, безвозвратно ушла любовь... Взор его обращается на Фенечку, и она напоминает ему княгиню Р. У Кирсанова возникает неясное чувство к молодой женщине, не вполне осознаваемое им самим, чувство, в котором он боится себе признаться.

Павел Петрович оказывается способен и на безумство: заметив флирт Базарова с Фенечкой, он вызывает Евгения Васильевича на дуэль. Сама дуэль эта описана, казалось бы, несколько иронически: Базаров ранит Павла Петровича, и последний теряет сознание. Однако обморок его непродолжителен, и вскоре «раненый джентльмен», открыв глаза, начинает обсуждать вид своего «усовершенствованного слуги».

Вместе с тем дуэль эта выявляет в Кирсанове его лучшие человеческие качества: рыцарство, понимание другого человека, способность устыдиться собственной заносчивости, признать достоинства противника. Убедившись в невиновности Фенечки, со слезами на глазах, эмоционально и вдохновенно, Кирсанов просит ее никогда не покидать Николая: «Фенечка! — сказал он каким-то чудным шепотом. — Любите, любите моего брата! Он такой добрый, хороший человек! Не изменяйте ему ни для кого на свете, не слушайте ничьих речей! Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым! Не покидайте никогда моего бедного Николая!»

Павел Петрович здесь в первый раз не скрывает своих чувств: «...глаза его блистали, и, что было всего удивительнее, тяжелая одинокая слеза катилась по его щеке». Фенечка изумлена, она не понимает, что происходит с Кирсановым. «„Господи, — подумала она, — уж не припадок ли с ним?.." А в это мгновение целая погибшая жизнь в нем трепетала».

Характерно, что именно Павел Петрович затем просит брата жениться на Фенечке. Кирсанов оказывается даже способным признать собственную неправоту, несостоятельность своего аристократизма. «Я начинаю думать, что Базаров был прав, когда упрекал меня в аристократизме. Нет, милый брат, полно нам ломаться и думать о свете: мы люди уже старые и смирные; пора нам отложить в сторону всякую суету. Именно, как ты говоришь, станем исполнять свой долг, и посмотри, мы еще и счастье получим в придачу», — говорит он Николаю Петровичу.

Есть «рациональное зерно» и в самой «идейной позиции» героя. Кирсанов прав в своей критике универсальности базаровского отрицания. Быстрое течение обновляющейся жизни предполагает преемственность к культуре прошлого, к лучшим традициям его. И герой демонстрирует «практическое применение» этих культурных ценностей, позитивный, даже «утилитарный» смысл их.

Так, судьба жестока к Павлу Петровичу: вся жизнь его прошла под знаком «несостоявшегося счастья». Однако он и не думает сопротивляться: по отношению к жизни Кирсанов демонстрирует нам пассивность, «отчаяние пессимизма». Но герой способен как будто подняться над собственной трагедией. Как замечает В. М. Маркович, «драматизм человеческого существования» для него — «не только источник страданий, но и в такой же мере источник самоуважения. Павел Петрович... явно дорожит воспоминаниями о любовной драме... Традиционные критерии гуманистической культуры освящают это самоощущение и служат для него опорой».

Таким образом, характер Кирсанова неоднозначен. С одной стороны, мы видим в нем сухого, бездушного формалиста, слепо следующего всем нормам и правилам, принятым в аристократическом обществе, с другой стороны — смешного, нелепого, одинокого рыцаря, Дон-Кихота, до конца защищающего однажды усвоенные принципы.

Опубликованный в 1862 году. Годом ранее царь Александр Второй принимает указ, отменивший крепостное право в России. В этот период энергично развивается промышленность и прогрессируют естественные науки. Крепнут экономические и культурные связи с Европой. Русское общество разделяется на «славянофилов» и западников. Поколение молодых людей приветствует нововведения, приходящие с запада, и отвергает старинный уклад жизни. Павел Петрович Кирсанов, один из главных героев романа, относится к лагерю отцов.

Биография Кирсанова

Карьера военного

Павел Кирсанов родился в семье отставного генерала, человека грубого и полуграмотного. Мать мальчика принадлежала к категории «матушек-командирш», любила носить нарядные чепцы и красивые шелковые наряды. До четырнадцати лет юного барина воспитывали дешёвые гувернёры.

Будучи сыном боевого генерала, Павел Петрович Кирсанов имел право обучаться в Пажеском корпусе. Зачисление в престижное военное училище производилось по высочайшему указу царствующего монарха. В программу обучения входили следующие дисциплины :

  1. Русский и иностранные языки.
  2. Точные науки - математика, физика, география.
  3. Военное дело, геральдика, генеалогия.
  4. Гуманитарные дисциплины - история, философия, мораль, право.

Кроме того, пажей обучали танцам и придворному этикету. Занятия проводили профессора и преподаватели санкт-петербургского университета. Павел Петрович Кирсанов, характеристика которого после окончания училища была блестящей, начинает службу в гвардии.

Такое право предоставлялось лучшим выпускникам элитного учебного заведения . В полку Кирсанов проявил себя как смелый и ловкий офицер. К 28 годам он дослужился до чина капитана. Стремительное продвижение по служебной лестнице предвещает блестящее будущее.

Молодой военный не прочь был и поразвлечься. Галантность, аристократичные манеры и изысканная речь, рыцарское отношение к женщинам привлекают к Кирсанову внимание светских красавиц. Элегантный романтик, постоянно следящий за последними веяниями европейской моды, Кирсанов пользовался неизменным успехом в высшем свете. Неожиданно светской жизни и военной карьере приходит конец.

Роковая любовь

На одном из балов происходит встреча Петровича с княгиней Р. На светских раутах изящная Нелли, так звали княгиню, кокетничает с молодыми повесами и танцует до упаду. Она не считается красавицей, но загадочный взгляд серых глаз обаятельной женщины пленил сердце Кирсанова. Капитан, влюблённый в таинственную княгиню, оставляет военную службу. Вслед за Нелли Павел отправляется за границу, но в Бадене происходит окончательный разрыв.

Возвратившись на родину, отвергнутый любовник пытается вернуться к прежней праздной жизни, однако образ любимой женщины постоянно присутствует в мыслях Кирсанова. Светский лев может похвастать новыми победами, но во взоре рафинированного аристократа таится скучающее равнодушие. Через десять лет Кирсанов узнаёт, что возлюбленная скончалась. В эти дни Санкт-Петербург посещает Николай Петрович Кирсанов и предлагает брату переехать в деревню.

Жизнь в деревне

Поселившись в Марьино, Павел Петрович отдался чтению иностранных книг . Свою деревенскую жизнь отставной капитан обустроил на английский манер. Не заводя близких знакомств с помещиками старого уклада, Кирсанов не сходится и с представителями нового поколения. Окружающие люди уважали его за манеры, за слухи о любовных победах, за умение играть в карты, за безупречную честность, но гордый аристократ держал всех на расстоянии.

Павел Петрович прилюдно восхищается русским народом, защищает крестьян, готов помочь им. Однако разговаривая с мужиками, не забывает нюхать платок, надушенный благородным одеколоном. Закоренелый холостяк высоко ценит семейные ценности, уважает брата и заботится о благополучии родственников. Тем не менее, при встрече племянника Аркадия, приехавшего в деревню с приятелем Базаровым, ведёт себя манерно.

Дуэль

В романе Тургенева происходит не только дуэль на пистолетах. На протяжении всего повествования происходит поединок между разными мировоззрениями. Павел Кирсанов и Евгений Базаров различаются и внешним обликом, и поведением, и мыслями:

  1. Седые волосы пожилого человека коротко пострижены и аккуратно причёсаны. Длинные волосы Базарова раздражают Кирсанова.
  2. В отличие от изысканно и модно одетого аристократа, нигилист носит скромную и староватую одежду.
  3. Речь Базарова проста и незамысловата, а образованный помещик употребляет витиеватые и напыщенные фразы, подчёркивая расстояние, разделяющее простолюдина и дворянина.
  4. Кирсанов боготворит женщин и относится к ним по-рыцарски. Базаров рассматривает женский пол только с физиологической точки зрения.

Кирсанов считает, что такие люди как Базаров несут с собой разрушение. Павел Петрович отвергает достижения современной науки, считает новейшие технологии угрозой устоям общества. Базаров ратует за прогресс, за созидательное изменение существующего миропорядка.

Диаметрально противоположные политические взгляды приводят к спорам между представителями старого и молодого поколения . Дуэль между отцами и детьми не даёт ответа на вопросы - кто прав и что делать, чтобы жизнь стала лучше.

Современники И. С. Тургенева бурно реагировали на издание романа «Отцы и дети» . Консервативно настроенная печать критиковала писателя в заискивании перед молодым поколением. Приверженцы западничества обвиняли в клевете на прогрессивные течения.

Но писательское мастерство и чуткое отношение к процессам, происходящим в русском обществе середины девятнадцатого века, поднимают произведение Тургенева на небывалую высоту. Даже прочитав роман однажды в школе, будет не лишним снова обратиться к этому шедевру русской литературы. Общение с великим русским языком принесёт неизъяснимое наслаждение неравнодушному читателю. Книга, написанная полторы сотни лет назад, созвучна процессам, происходящим в сегодняшнем мире.

РЕФЕРАТ

«Образ Павла Петровича Кирсанова»

тургенев кирсанов роман произведение

Казаков В.С. 10 «Э»

ПРЕДИСЛОВИЕ

И.С.Тургенев является одним из самых уважаемых и почитаемых авторов. Его классические литературные произведения являют собой живой пример отношений между людьми, жившими в девятнадцатом веке, но проблемы всесторонне описанные в его произведениях и по сей день являются актуальными. Произведения И.С.Тургенева отражают не только черты присущие аристократии, но и со всей глубиной литературного стиля показывают простое крестьянское население нашей страны в девятнадцатом веке. Его глубочайшие познания быта тех времён и стилистики современной ему речи показываю многослойность и веяния того общества.

Если заострять вопрос о крестьянах и их общении, то всё это легко прочитать из цикла «Записки охотника». Страсть И.С.Тургенева к охоте дала нам возможность насладиться в полной мере атмосферой и глубиной этого способа забавы. Читая произведения И.С.Тургенева появляется представление о долгой и упорной работе автора перед написанием произведения. Невозможно так точно описывать события и быт без предварительной подготовки.

Классическая Российская литература всегда славилась глубиной и многосложностью слога, но при этом не давила на читателя. «Отцы и дети», которые будут обсуждаться ниже, прекрасно показывают множество психологических и философских течений. Иногда для большего понимания приходится перечитывать подобные произведения не один раз. И при каждом новом прочтении открывается всё более ясная и чёткая картина.

Я не стал заострять внимание на биографии автора, поскольку его книги и являются его биографией и в полной мере отражают личность И.С.Тургенева…

Я хочу объяснить свой выбор. П.П.Кирсанов являет для меня образ человека образованного и по-своему несчастно. В книге ему уделено не слишком большое место, но это и является для меня стимулятором к раскрытию его личности. Я не хочу рассматривая его по ходу произведения, а хочу рассмотреть эту личность с точки зрения психологии и философии. Поэтому у меня есть предложение рассмотреть это как задачу, вроде задач, что решаются в науке логистике. Но также не хочу показаться сухим и техничным в своих измышлениях


ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВ

Любая задача начинается с данного для неё материала. Итак, дано:

Павел Петрович Кирсанов – капитан запаса, человек с красивой внешностью и высокими, аристократическими манерами.

Здесь, после более чем скоромной характеристики начинается характеристика более полная. Из той малой, что уместилась всего на трёх книжных страницах биографии можно делать выводы об этой далеко не заурядной личности…

Итак, этот человек образованный, собранный и прекрасно знающий законы и правила светского общества. Из книги мы узнаём, что П.П.Кирсанов любил светские рауты и общение. В общении с женщинами он чувствовал себя комфортно и уверено. Недаром он слыл светским львом и денди. Во время своей молодости он был красиво сложенным, опрятно одетым и аристократичным молодым офицером. И в нехватки женского внимания его не обвинишь.

Говоря о его личной жизни нельзя не сказать и о его отношении к семье, которая тоже, несомненно, является большой её частью. Хотя он часто был на балах, но о семье, которая в Москве была представлена его младшим братом Н.П.Кирсановым он не забывал. Да и вообще из книги становится ясно, что при всей своей замкнутости и порою даже излишне аристократичности он не мог не проявлять заботу ос своих родных. Примером тому может служить ситуация в которой он одалживает деньги своему брату, да и хотя бы в том факте, что он не остался в городе, а вернулся и поселился у своего брату. Хотя переезд в деревню нельзя рассматривать только, как проявления братских чувств. Свою заботу он также проявляет в тот момент, когда навещает Фенечку и своего племянника. И это нельзя рассматривать, как простая любезность. В те времена, когда рождение ребёнка вне брака являлось отступлением от закона Божьего, для человека его манер и воспитания, приход к ней мог являться знаком плохого тона и любой другой человек врятли бы на такое отважился. Наверняка зная, что его брат Николай придёт к своей избраннице, Павел намеренно его подождал. Этим он показал своё одобрение Николаю и тем самым выразил свои братские чувства.

Это всё показывает его как человека чтящего догматы семьи. Для общества того времени его поступок казался, как минимум дерзким. Но Павел показал, что может отступить от законов общества ради блага своей семьи.

Но более детальный разбор его личности в семье можно оставить на потом.

Как известно, в жизни Павла есть место долгой и несчастной любви, пронесённой им через всю жизнь. Возможно он и женился бы, но одна встреча не дала ему такой возможности на протяжении всей его жизни. Княгиня Р, которая стала предметом его обожания и своим загадочным взглядом навсегда оставила печать на его сердце. Он любил играть с судьбой, в которую скорей всего не верил. Он не мог в неё верить, потому что Павел получал от жизни всё желаемое и не придавал этому особого значения. Его безумное увлечение, его любовь показывает внутренние противоречия в герои и пренебрежительное отношение к обществу. Это пренебрежение и противоречия выражаются в его поступках. Когда он молодой и устремлённый офицер заводит роман с замужней женщиной, притом с репутацией довольно скверной, то становится понятно, что весь жизненный уклад и свои законы он принижает по сравнению со слепым чувством. Он знал, что может себя преодолеть, но стал бороться. Конечно я не праве рассматривать основы и причины его любви к ней, но разобрать задатки к этому чувству могу. Итак, можно рассмотреть её и его, как две личности и найти грани соприкосновения. Она человек скрытный, но при всём это довольно общительный. Её скрытность выражается в поведении, ведь в книге довольно ясно прописан стиль её общения – глупые, совершенно пустые фразы, легкомысленное отношение к браку, ведь на балах она появлялась без своего мужа. Общительность же объясняется конечно же положением в семье. Как бы это глупо это не звучало, но если здраво смотреть на вещи, то становится ясна её заинтересованность. Да, большей частью из-за выгоды она раз за разом посещала светские вечера. У неё с мужем не было детей, а по законам того времени церковь могла спокойно дать разрешение на развод, чего конечно она не желала. Хотя она и была княгине, не могу думать, что у неё имелись достаточные капиталы. Она уже привыкла к красивой жизнь и расставаться с ней не имела никакого желания. Хочу пояснить своё мнение, насчёт того, что она не была финансово независима. Бедность её рода проявляется в её поведении конечно. Во-первых для женщин её положения она противоречила образу богатой помещицы. Она дерзко себя вела и выражалось это в её непринуждённости поведения. Она спокойно шла с кавалером и не пропускала не одного танца. В этой самоотдачи читался немного крестьянский и немного невежественный тон. Обычно именно крестьяне выбирали такую модель поведения. А поскольку это имела место, то означает, что она имела возможность впитать это в детстве, живя в небогатом поместье своих родителей. А точнее отца. Мать её скорее всего умерла когда княжне было мало лет. Не угадывается в её поведении женской руки. Видимо в детстве она не гнушалась играть с крестьянскими детьми. Во-вторых в те времена во время бала женщины отходили на некоторое время в сторону для общении, это было знаком хорошего тона. Княгиня Р же напротив это время общалась с молодыми людьми, что представляло её легкомысленно, чего не могла допустить добропорядочная и хорошо образованная княгиня. А насчёт выгоды скажу открыто, княгиня хотела забеременеть и сохранить своё положение. Можно ещё долго рассуждать о её характере, но это отвлечёт от основного героя. Я сравнивал их личности. Павел тоже был довольно замкнутым, поскольку он не всё время находился на балах. Он старался каждый вечер возвращаться домой в одно и тоже время. В книге не сказано, что он оставался ночевать у знакомых, может лишь когда покорит очередное сердце. Значит почти каждый поздний вечер его мысли оставались скрыты от остальных. Да и из общения братом не видно, что бы он чем-то сильно делился. Значит он имел некоторую внутреннюю скрытность, что несомненно роднило его с княгиней. Вторая точка соприкосновения это упомянутая выше выгода. Павлу было нужно признание и удовлетворение собственных желаний. Это тоже связующая нить с княгиней. Можно приводить ещё множество примеров их связей, но я остановлюсь на главном. А главное здесь это увлечённость княгини им, и его любовь к ей. Я заостряю внимание именно на увлечении княгини, поскольку твёрдо уверен, что она всё равно оставалась со своим мужем. Возможно было посодействовать разводу с ним и быстро выйти замуж за другого, да хоть именно за Павла. Но что-то её удерживало. И скорее именно это было причиной её слёз, которые она проливала по ночам.

Вернёмся к главному. Павел полностью уверенный в своих силах и в её любви к нему, будто парил в облаках. Скорое расставание послужило для него катализатором, это был удар по самолюбию. Павел не мог этого принять, да и любовь всё ещё грела его душу. Он не испугался и не остановился когда это тепло переросло в адский жар. Она стала обжигающим светом, а он глупым мотыльком. Говорят, что на равнее с силой любви, на одном уровне стоит сила мечты. В Павле оба эти два чувства находились в избытке. Оба эти чувства боролись друг с другом и не замечали, как губили человека в котором находились. Жизнь подарила Павлу ещё один месяц с ней в Бадене, но потом он в полной мере ощутил боль разлуки и силу беспощадного желания. Он переживал эту разлуку, но всё же оставлял для себя шанс. Кажется я перешёл к пересказу, но нельзя было этого не сказать.

После этой истории с княгиней Павел ушёл в себя и ощутил слабость. Что-то в нём сломалось и обломки упали в бездну его мыслей. Последней каплей стало известие о её смерти. Уничтоженный, Павел потерял нить связующую его со старой жизнью. Тогда он уже приблизился к образу дяди, которого мы увидели по приезду Аркадия в родительский дом. Возможно глупо прозвучит, но я считаю, что этот образ он носил в себе с самого начала и где-то внутри всегда готовил себя к происшедшим событиям и мукам. Но сын генерала не мог себе позволить показывать чувства и уныние перед обществом, хотя это общество для него уже ничего не значило. Он смог воспитать в себе человека строгого, но либерального. Думаю, что самосовершенствование и стало основной целью существования. Этот английский стиль и лживая чопорность стали неотъемлемой частью Павла, как и его скрытая глубоко боль.