Квалиметрия как наука, ее роль, методы и области практического применения. Показатели качества продукции. Этапы становления теории качества (квалиметрии)

Качество, как характеристика сущности объектов и их свойств, всегда имело для людей большое практическое значение. В настоящее время оценка качества социальных услуг и социального обслуживания населения является наиболее актуальной проблемой современного общества.

Первые известные случаи оценки качества продукции относятся к XV веку до н.э., когда гончары острова Крит маркировали свои изделия специальным знаком, свидетельствующим об изготовителях и о высоком качестве их продукции. Это была оценка качества по так называемой «шкале наименований» или по «адресной шкале». Фирменные знаки, а также другие знаки качества и сейчас служат ориентиром, оценочным признаком качества продукции. Позднее, как разновидность экспертного метода оценки качества продукции, использовался способ, основанный на обобщенном опыте потребителей, - способ «коллективной мудрости». Древнейшим примером экспертной оценки качества является дегустация вин. Всевозрастающая необходимость определения соответствия продуктов труда нуждам потребителей привела к возникновению специальной научной дисциплины – товароведение. Это было обусловлено появлением на рынке продаж большого количества разнообразных товаров, требующих классификации, а также оценки их качества и стоимости.

Впервые в России обосновал и применил аналитический метод оценки качества продукции известный кораблестроитель, академик А. М. Крылов. Он с помощью соответствующих коэффициентов, учитывающих степень выраженности каждого свойства корабля и неравнозначности их, оценивал качество предлагаемых проектов строительства кораблей. Сведение этих коэффициентов в единую систему позволяло количественно оценить качество рассматриваемых проектов.

В 20-30 года ХХ-го столетия в СССР и в других странах методы количественной оценки качества товаров успешно развивались и использовались на практике. Так, например, в 1922 г. П. Бриджмен предложил способ сведения к одному показателю нескольких количественных оценок различных параметров, характеризующих качество. В 1928 г. эту же проблему решил М. Аранович. В то же время П. Флоренским были предложены новые способы обработки данных при количественной оценке качества продукции.

Квалиметрия как самостоятельная наука об оценивании качества любых объектов сформировалась в конце 60-х годов ХХ века. Ее появление было обусловлено насущной необходимостью более эффективного и научного обоснования управления качеством производимой продукции. В годы «холодной войны» двух социальных систем особенно обострилась не только военно-политическая, но и конкурентная экономическая борьба различных стран и фирм, победа в которой зависела в значительной мере от качества производимой продукции.


В первой половине ХХ века в экономически развитых странах Запада появились различные эмпирические и в основном статистические и экспертные способы численной оценки качества различной продукции. Аналогичные способы и приемы оценок качества использовались и в СССР. Однако для решения многих практических проблем нужны были единые методики, позволяющие более достоверно и точно определять уровни качеств и на этой основе принимать адекватные управленческие, инженерно- технологические и иные решения в отношении качества продукции.

Кроме того, решение различных специальных проблем техники, например надежности, технологичности, безопасности, эстетичности и др., подводили ученых к осознанию необходимости проведения объеденных, комплексных оценок качества по всем важнейшим параметрам свойств технических систем: машин, оборудования, приборов и т.д. С другой стороны, требовались методики количественных оценок различных объектов. Все это привело к тому, что группа советских ученых в составе военного инженера-строителя Г.Г. Азгальдова, инженеров-машиностроителей З.Н. Крапивенского, Ю.П. Кураченко и Д.М. Шпекторова, экономистов в области авиастроения А.В. Гличева и В.П. Панова, а также архитектора М.В. Федорова, убедившись в методической общности существующих разнообразных способов количественных оценок разных объектов, решила осуществить теоретическое обобщение этих способов путем разработки самостоятельной научной дисциплины под названием «квалиметрия». Это по существу историческое для науки решение было принято в ноябре 1967 г. на неофициальной встрече группы энтузиастов в московском ресторане «Будапешт». Уже в январском номере 1968г. журнала «Стандарты и качество» была опубликована статья с изложением коллективной позиции «группы», где квалиметрия была представлена как наука, в рамках которой изучается проблематика измерений качеств и разрабатываются методология и методы количественной оценки качества объектов любой природы: материальных и нематериальных, одушевленных и неодушевленных, предметов и процессов, продуктов труда и природы и т.д. В статье доказывалась принципиальная возможность выражать качество объекта одним количественным показателем, несмотря на множественность его различных свойств и признаков.

В 1971 г. в России была издана первая «Методика оценки уровня качества промышленной продукции». В том же году на 15-й Международной конференции европейской организации по контролю качества (ЕОКК) одна из пяти секций была посвящена вопросам квалиметрии. В 1972г. была проведена в Таллинне первая всесоюзная научная конференция по квалиметрии. В 1979 г. – Госстандарт СССР издает Руководящий документ РД 50-149-79 под названием «Методические указания по оценке технического уровня и качества промышленной продукции».

Начиная с 1979 г. термин «квалиметрия» является стандартизованным в ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». ЕОКК на своих международных с 1971 г. регулярно обсуждает вопросы квалиметрии.

В последующие годы и до наших дней в России изданы десятки монографий, опубликованы сотни статей, проводятся научные конференции и семинары, защищено много докторских и кандидатских диссертаций, посвященных проблемам и вопросам квалиметрии. Квалиметрия преподается студентам многих технических вузов, готовящих инженеров по специальности «Метрология, стандартизация и управление качеством», а также будущим инженерам-менеджерам новой специальности «Управление качеством». Во всех вузах, где готовят менеджеров, преподается дисциплина «менеджмент качества». Есть учебники и учебные пособия по квалиметрии. Госстандарт периодически издает руководящие и методические материалы по использованию методов квалиметрии на практике.

Методы квалиметрии на практике достаточно эффективно используются там, где вопросы управления качеством продукции или услуг решаются на научной основе, а не только организационно-экономическими методами.

Квалиметрия, зародившаяся и активно развивающаяся в России, теперь признается и осваивается специалистами зарубежных стран. Так, например, в США в октябре 1997 г. состоялся международный семинар по обучению менеджеров использованию методологии и способов квалиметрии. При этом преподавались в основном российские наработки по теории квалиметрии, начиная с проведения оценивания качеств.

Большой вклад в теорию квалиметрии и практику ее использования внесли Ю.П. Адлер, Г.Г. Азгальдов, В.Г.Белик, Г.Н. Бобровников, А.В. Гличев, В.В. Кочетов, Г.Н. Солод, А.В.Субето, А.Г. Суслов, М.В. Федоров, И.Ф. Шишкин и многие другие ученые и специалисты.

Квалиметрия (от латинского quails – какой по качеству и метрия) - научная область, объединяющая методы количественной оценки качества различных объектов. Квалиметрия – наука, изучающая теоретические и прикладные проблемы оценки качества объектов.

Объектами квалиметрии могут быть любые объекты, к которым применимо понятие «качество», - изделия, услуги, процессы, системы, интеллектуальные продукты.

Предметомквалиметрии являются как количественные, так и неколичественные методы оценивания качества продукции.

Задачами квалиметрии являются:

Разработка методов определения численных значений показателей качества продукции, сбора и обработки данных для установления требований к показателям качества;

- разработка единых методов измерения и оценки показателей качества;

Разработка единичных, комплексных и интегральных показателей качества продукции;

Разработка принципов построения обобщенных показателей качества и обоснование условий их использования в задачах стандартизации и управления качеством;

- разработка принципов и методов оценки качества;

- прогнозирование и планирование потребностей, технического уровня и качества изделий;

Определение оптимальных (вариантов) показателей качества, их нормирование, разработка технических условий и стандартов на новую продукцию;

Оптимизация уровня качества объектов;

- оптимизация типоразмеров и параметрических рядов изделий;

- изучение динамики качества и конкурентоспособности продукции;

- подведение итогов деятельности организации и ее подразделений;

- выполнение отчетных и подготовка информационных материалов о качестве и конкурентоспособности продукции и др.

Квалиметрия как наука объединяет количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений по управлению качеством и по смежным с ним вопросам управленческой деятельности. Она включает взаимосвязанную систему теорий:

Общую квалиметрию, предусматривающую разработку общетео­ретических проблем понятийного аппарата, измерения, оценивания, квалиметрического шкалирования и т.п.;

Специальные квалиметрии, классифицированные по видам методов и моделей оценки качества (например, экспертная, вероятностно-статистическая, индексная, таксономическая квалиметрия и др.);

Предметные квалиметрии, дифференцированные по видам объектов оценивания (продукции; услуг; труда; процессов; проектная квалиметрия и т.п.).

В последние годы в квалиметрии появились новые направления: социологическая, педагогическая, логистическая квалиметрия и др. Это связано с ее «экспансией» и «диффузией» во многие сферы материальных и нематериальных видов человеческой деятельности.

У квалиметрии как науки имеются статусы: экономический, технический, технико-экономический, общенаучный, системный.

Экономический статус определяется экономическим содержанием качества и его взаимодействием с потребительной стоимостью. С этих позиций квалиметрия предусматривает использование методов эконометрии для измерения и дальнейшей оценки экономических свойств различных объектов.

Технический статус обусловлен взаимосвязью технического ас­пекта качества с количественными и качественными изменениями конкретных технических свойств измеряемых объектов.

Технико-экономический статус определяется направленностью квалиметрии на обобщенное комплексное измерение качества оцениваемых объектов. Следует осуществлять оценку как технических, так и экономических свойств.

Общенаучный статус отражает взаимосвязь философского аспекта категории качества со всеми другими, что обусловливает необходимость и возможность формирования и использования наряду с общей теорией и специальными видами квалиметрии предметной квалиметрии.

Системный статус квалиметрии подразумевает использование системного подхода при формировании и обеспечении качества.

Наряду с указанными статусами квалиметрия может обладать социологическим и правовым статусами. Очевидно, что перечисленные статусы определяют квалиметрию как науку, имеющую в целом меж­дисциплинарный статус.

Важнейшим вопросом квалиметрии является объективное установление уровня качества. Применительно к продукции уровень качества представляет собой относительную характеристику качества продукции, основанную на сравнении совокупности показателей ее качества с соответствующей совокупностью базовых показателей.

Интенсивное развитие квалиметрии в последние годы связано с массовостью задач по оценке качества, постоянно возникающих в практике управления. Среди них наиболее важны следующие:

Прогнозирование потребностей, технического уровня и качества;

Разработка методов определения численных значений показателей качества;

Разработка принципов и методов оценки качества;

Выбор оптимального варианта продукции для ее разработки и постановки на производство;

Определение оптимальных показателей качества, их нормирова­ние, разработка ТУ и стандартов на новую продукцию;

Определение научно-технического уровня НТД;

Расчет и принятие конкурентоспособной цены продукции;

Установление рынков сбыта и целесообразности выхода на рынок;

Планирование разработки и освоения новых видов продукции;

Определение наиболее рациональных путей повышения и обеспечения качества;

Оценка качества труда исполнителей, подразделений и т.п.;

Определение коммерческой перспективности, обоснование модернизации и/или снятия с производства продукции;

Планирование повышения качества изготовления продукции;

Планирование технического уровня и качества;

Проведение контроля и испытаний;

Установление целесообразности капитального ремонта и определение качества его проведения;

Выбор моделей сертификации продукции и СМК;

Проведение внешними организациями оценок СМК смежников и поставщиков (сырья, материалов, комплектующих деталей и т.п.);

Проведение внутренних оценок своих СМК и ее различных под­систем;

Сертификация СМК;

Аттестация производства;

Выбор продукции при ее приобретении (например, при закупке оборудования, станков, приборов, материалов);

Определение и создание оптимальных условий хранения, транс­портирования и восстановления продукции;

Изучение динамики качества и конкурентоспособности продукции;

Подведение итогов деятельности предприятия и его подразделений;

Выполнение отчетных и подготовка информационных материалов о качестве и конкурентоспособности продукции.

Очевидно, что перечисленные задачи далеко не исчерпывают всей проблематики и роли квалиметрии в управлении качеством.

Таким образом, к настоящему времени квалиметрия представляет собой относительно новую, но вполне сформировавшуюся науку и учебную дисциплину. Это – знания, которые необходимы практическим работникам, занимающихся оценкой и последующим управлением качеством различных объектов. История зарождения и развития квалиметрии охватывает довольно большой промежуток времени. Это обусловлено тем, что результат любой деятельности должен обладать совокупностью свойств и характеристик, и, как следствие, совокупностью показателей этих свойств, требования к которым закрепляются в нормативных документах.

Контрольные вопросы:

1. Что входит в понятие «квалиметрия»?

2. Опишите историю развития количественной и качественной оценки качества товаров.

3. Обозначьте объективные условия и субъективные факторы появления квалиметрии как науки.

4. Когда появилась квалиметрия как наука?

5. Как и кем развивалась квалиметрия в России? Назовите последние работы по квалиметрии и их авторов.

6. Выпишите из журналов, включенных в зарубежные базы (Scopus, Web of Science, Wiley, Oxford University Press, Taylor and Francis, Springer и др.), не менее 3-х статей по квалиметрии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

по предмету: Управление качеством

на тему: Квалиметрия

Введение

5. Концептуальные положения и задачи современной квалиметрии

Заключение

Введение

В последнее время появилось большое количество научных монографий и отдельных статей, посвященных обобщению опыта промышленных предприятий по повышению качества продукции и решению теоретических вопросов, связанных с целенаправленным улучшением качества.

Это свидетельствует о том, что в настоящее время формируется новая наука, наука о качестве продукции.

Что же составляет предмет этой науки? Предметом науки о качестве продукции являются свойства продуктов труда и их соотношения с потребностями и возможностями общественного воспроизводства.

Проблема измерения и количественной оценки качества продукции в настоящее время является узловой проблемой всей науки о качестве продукции.

Поэтому вполне естественно, что наука о количественной оценке качества квалиметрия - привлекает внимание все большего числа научных работников и специалистов, занятых в промышленности.

Квалиметрия изучает методологию и методику решения вопросов, лежащих в основе деятельности по регламентации показателей качества в нормативной документации, оценке уровня качества и контролю качества в процессе приемо-сдаточных, периодических, типовых и сертификационных испытаний.

Значительное внимание в этой области уделяется вероятностным и статистическим методам, методам оценки уровня качества, обработки и анализа результатов испытаний, методам интерпретации результатов и принятия решений. Структура квалиметрии состоит из трех частей:

1. Общая квалиметрия.

2.Специальная квалиметрия.

3. Предметные квалиметрии.

У квалиметрии, как науки, можно выделить следующие статусы: экономический, технико-экономический, общенаучный и систематический. Качество является основным и наиболее общим понятием в системе исходных понятий квалиметрии.

Основной целью данной работы является изучение основных понятий, принципов и задач квалиметрии как науки.

1. Объект, предмет и структура квалиметрии

В системе знаний о качестве можно выделить три взаимосвязанных и в то же время различимых по объектам изучения и используемым методам области: квалиметрия, управление качеством продукции и услуг, сертификация.

Квалиметрия - научная область, объединяющая проблемы, связанные с измерением и оценкой качества продукции. Квалиметрия как специальная область науки разработана голландскими учеными Дж. Ван Этингером и Дж. Ситтигом.

Объектом квалиметрии может быть все, что представляет собой нечто цельное, что может быть вычленено для изучения, исследовано и познано.

Предметом квалиметрии является оценка качества в количественном его выражении.

Структура квалиметрии состоит из трех частей:

Общая квалиметрия

Специальная квалиметрия

Предметные квалиметрии

Общая квалиметрия - в ней рассматриваются общетеоретические проблемы системы понятий, теория оценивания (законы и методы), аксиоматика квалиметрии (аксиомы и правила), теория квалиметрического шкалирования (в том числе ранжирование, весомость).

В специальной квалиметрии рассматриваются модели и алгоритмы оценки, точность и достоверность оценок: экспертная квалиметрия, вероятностно-статистическая квалиметрия, индексная квалиметрия, квалиметрическая таксономия, теория классификаций и систематизаций сложно-ориентированных объектов, имеющих обычно иерархическое строение.

Предметная квалиметрия - по предмету оценивания. Квалиметрия продукции и техники, квалиметрия труда и деятельности, квалиметрия решений и проектов, квалиметрия процессов, субъективная квалиметрия, квалиметрия спроса, квалиметрия информации и др.

Теоретическая (общая) квалиметрия. Абстрагируется от конкретных объектов (предметов или процессов) и изучает только общие закономерности и математические модели, связанные с оценкой качества. Объектом теоретической квалиметрии являются философские и методологические проблемы количественной оценки качества. Теоретические основы и методы оценок качества различных объектов и процессов, используемые в различных прикладных разделах квалиметрии, практически одинаково.

Специальная Разработка конкретных методик и математических моделей для оценки качества конкретных объектов разного вида и назначения. Здесь различают: экспертную; вероятно-статистическую; индексную; квалиметрическую таксономию.

Прикладная или предметная с учетом предмета оценивания являются квалиметрия продукции (техники), труда и деятельности, проектов, процессов (в широком смысле) и др. Прикладные разделы квалиметрии взаимосвязаны и с другими науками: техническими, социальными, медицинскими, геологическими.

Совершенствование квалиметрии явилось результатом различных представлений о ее предмете и содержании, к главным чертам которых относятся:

1. представление о квалиметрии только как о теории количественных методов оценки;

2. сужение предмета квалиметрии до области измерений и оценивания качества объектов, является продуктами труда или до проблемы построения комплексных показателей качества;

3. расширение предмета квалиметрии, распространение его на количественно-неизмеримые объекты;

4. акцент в предмете квалиметрии на внеэкономических методах оценивания.

У квалиметрии, как науки, можно выделить следующие статусы:

Э кономический;

Технико-экономический;

Общенаучный;

Систематический.

Экономический статус обусловлен политэкономическим содержанием категории качества в ее взаимодействии с потребительной стоимостью и стоимостью. С позиции экономического статуса квалиметрия включает в себя методы эконометрии, как теоретического измерения экономических свойств создаваемых объектов и процессов.

Технико-экономический статус квалиметрии отражает ее направленность на комплексные оценки экономических и технических свойств объектов и процессов, что отображается в результатно-затратных мерах эффективности, технико-экономических показателях, технико-экономических уровнях и т.д.

Общенаучный статус определяется философско-методологической и общенаучной функциями категории качества и подтверждается формированием большого числа предметных квалиметрий (продукции, техники, труда и т.д.).

Систематический статус квалиметрии определяет ее, как систематическую теорию. Это связано с тем, что категория качества имеет аспекты структурности, динамичности, определенности, упорядоченности - все основные признаки системы. Таким образом, здесь возможен системный подход и к оценке, и к анализатору, и к управлению. Количественная оценка качества необходима для принятия обоснованных решений на всех стадиях жизненного цикла продукции, от маркетинговых исследований до принятия решения о снятии с производства. Квалиметрия качества позволяет определить конкурентоспособность, установить взаимосвязь качества и цены, сделать анализ качества процессов производства, определить пути совершенствования продукции и сокращения затрат. При этом распространение квалиметрических методов и подходов на качество процессов, проектов и решений создает действенный аппарат выбора лучших вариантов многокритериальных решений во всех сферах управления качеством.

2. Принципы и задачи квалиметрии

Основные задачи квалиметрии:

a. обоснование номенклатуры показателей качества,

b. разработка методов их определения и оптимизации,

c. оптимизация типоразмеров и параметрических рядов изделий,

d. разработка принципов построения обобщенных показателей качества

e. обоснование условий их использования в задачах стандартизации и управления качеством.

Так как определение качества объектов реального мира есть, по существу, познание их важнейших свойств и по сути, то, следовательно, квалиметрия является методологией с комплексом различных методик, относящихся к гносеологии - теории познания. Квалиметрия считается прикладной теорией познания качества всевозможных объектов исследования.

Итак, у квалиметрии, как и у всякой научной дисциплины, есть свои методологические принципы, содержание которых состоит в следующем.

1. Квалиметрия обязана давать практике хозяйственной деятельности людей (т.е. экономике) общественно полезные методы достоверной квалифицированной и количественной оценки качества различных объектов исследования. квалиметрический качественный количественный продукт

В отношении оценки качества товарной продукции проблема состоит в том, что у потребителей и производителей продукции существенно разные интересы. Производитель не всегда заинтересован и часто не может создавать качественные товары, а продавать их он стремится по наиболее высокой цене. Потребитель же заинтересован в дешевой но качественной продукции. Поэтому соответствующие методы оценки качества продукции могут быть разными. Задача квалиметрии - разрабатывать такие методы, приемы и средства оценивания качества продукции, которые учитывают интересы как производителей так и потребителей.

2. Приоритет в выборе определяющих показателей для оценки качества продукции всегда на стороне потребителей. Дело в том, что количественная оценка качества, как правило, осуществляется не по всем возможным показателям, характеризующим свойства продукции, а по нескольким наиболее значимым, определяющим показателям. В силу того, что полезный эффект от продукции достигается при ее эксплуатации или потреблении, то при оценивании качества продукции преимущественно используются те показатели, которые характеризуют способность продукции «удовлетворять определенные потребности с ее назначением». Продукция создается для сферы потребления, поэтому в квалиметрии отдается предпочтение показателям потребительских свойств.

3. Квалиметрическая оценка качества продукции не может быть получена без наличия эталона для сравнения - без базовых значений показателей определяющих свойств и качества в целом.

Абсолютные значения отдельных показателей качества еще не характеризуют качество, не являются оценочными. Для количественной оценки качества необходимо знать значения аналогичных показателей качества других или другого аналогичного образца. Конечным результатом оценки качества исследуемого образца продукции, является относительная величина знаний обобщенного показателя его качества итакого е показателя базового, эталонного образца.

4. Показатель любого обобщения, кроме самого нижнего (исходного) уровня, предопределяется соответствующими показателями предшествующего иерархического уровня. Под самым низким иерархическим уровнем показателей следует принимать единичные показатели простейших свойств, формирующих качество. Показателем качества высшего иерархического уровня является интегральный показатель.

5. При использовании метода комплексной оценки качества продукции все разноразмерные показатели свойств должны быть преобразованы и приведены к одной размерности или выражены в безразмерных единицах измерения.

6. При определении комплексного показателя качества каждый показатель отдельного свойства должен быть скорректирован коэффициентом его весомости.

7. Сумма численных значений коэффициентов весомостей всех показателей качества на любых иерархических ступенях оценки имеет одинаковое значение.

8. Качество целого объекта обусловлено качеством его составных частей.

9. При количественной оценки качества, особенно по комплексному показателю, недопустимо использование взаимообусловленных и, следовательно, дублирующих показателей одного и того же свойства.

10. Обычно оценивается качество продукции, которая способна выполнять полезные функции в соответствии с ее назначением.

Выше перечисленные методологические принципы квалиметрии не исчерпывают всех концептуальных положений этой области науки. Однако они являются основополагающими при решении общих и частных вопросов, связанных с методами оценки качества объектов реальности и технической продукции в частности.

3. Исходные понятия и термины, относящиеся к оценке качества

Качество является основным и наиболее общим понятием в системе исходных понятий квалиметрии - науки о методах количественной оценки качеств различных объектов.

Наиболее распространено мнение о том, что качество есть «совокупность характеристик объекта». Однако многочисленными исследованиями доказано, что качество - это не просто совокупность свойств объекта и его характеристик, единая синергетическая система элементов, которыми являются свойства с их характеристиками. Поэтому принципиально важно определиться: качество объекта это совокупность его свойств или характеристик или это совокупная характеристика всех свойств объекта в целом. Если считать, что качество есть совокупность характеристик, то оно должно оцениваться некоторым множеством характеристик. Но если качество есть самостоятельная характеристика сущности объекта, должен быть уровень качества оцениваемого объекта или по отношению к качествам других однородных объектов, или по отношению к эталонному качеству. Фактически квалиметрическими методами качество объекта оценивается одним обобщенным показателем. Этим доказывается, что качество - это совокупная характеристика сущности объекта, обусловленная его свойствами и признаками. Итак, качество - атрибут, определенная сущность объекта, показателем которой является совокупная характеристика всех его свойств и признаков.

Некоторые основополагающие в квалиметрии термины и их определения.

Объективное свидетельство - данные, подтверждающие наличие или истинность чего-либо. Оно может быть получено путем наблюдения, измерения, испытания или другими способами.

Контроль - процедура оценивания соответствия продукции, процесса или услуги требованиям путем наблюдения, измерения, испытания или калибровкой.

Верификация - подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установленные требования выполнены.

Валидизация - подтверждение на основе объективных данных того, что требования по использованию или применению выполнены.

Квалификация - демонстрация способности выполнять установленные требования.

Требования - потребность или ожидание, которое установлено, обычно предлагается или является обязательным.

Свойство - это особенность объекта.

Размер - свойство количественной определенности объекта и его свойств. Размеры и величины бывают физическими и нефизическими. Размер выражается количеством единиц соответствующей размерности.

Величина - значение, количественная характеристикаразмера.

Измерение - определение количественного значения физического размера с помощью эталонных измерительных средств. Следовательно, измеряются с помощью какой-либо меры только физические размеры и при этом определяются их физические величины. Измеряемый размер и его численная величина объективны. Погрешность измерения регламентируема и выявляема. Измерение - это предмет метрологии - науки об измерениях физических размеров и определениях их величин, а также о методах и средствах обеспечения единства измерений и способах достижения требуемой точности результатов измерений. Оценивание бывает:

1. количественно неопределенным, т.е. по содержанию, по сути (часто такое оценивание называют «качественным»); 2.количественным или квалиметрическим. Количественное оценивание - определение численных характеристик размеров (физических и нефизических) без использования материальных средств. Погрешность оценивания не регламентируется, но она может быть рассчитана. Общность измерения и количественного оценивания состоит в том, что в обоих случаях их результатом является численное выражение ранее неизвестного размера.

Единица измерения - условная величина, по сравнению с которой определяют значение (величину) размера.

Физическая величина - количественная характеристика размера конкретного свойства материального объекта (предмета, явления или процесса), измеряемая физическими единицами измерений. Единица физической величины или физическая единица измерения - эта физическая величина фиксированного размера, условно принятая для сравнения с ней однородных величин, которой присваивается числовое значение, равное 1. Например: 1м - единица длины,1кг - единица веса и др.

Нефизическая величина - величина нематериального размера, оцениваемая неинструментальными методами, а также величина размера нематериального объекта или его особенностей. Физическими величинами являются численные значения, например, массы тела, его объема, температуры и др. Нефизическими величинами оценивают ум, знания, безопасность, привлекательность и т. д. Измеряемые величины могут быть размерными и безразмерными.Размерность - указатель рода величины в соответствующих единицах измерений.

Параметр - величина частной составляющей измеренной физической величины. Например, при измерении напряжения переменного электрического тока его амплитуду и частоту рассматривают как параметры напряжения. Другой пример. Обычно при производстве продукции измеряют ее основные параметры - величины свойств, по которым осуществляют параметрический контроль качества. Следовательно, физические величины свойств объекта можно назвать параметрами.

Показатель - это численное значение размера, по которому можно судить о состоянии, изменении или развитии чего-либо.

4. Система понятий и определений квалиметрии

Систему понятий квалиметрии в основном составляют требования, представленные в ГОСТ15467-79 “Управление качеством продукции. Основные понятия, термины и определения”, а так же в ИСО 8402.

Для раскрытия сущности категории качества, используемой в квалиметрии, необходимо рассмотреть ее во взаимосвязи с такими системными понятиями, как свойство, структурность, динамичность и др.

Свойство. Для раскрытия понятия целесообразно выделить две концепции:

Атрибутивную.

Функционально-кибернетическую.

Атрибутивная отражает взаимодействие в системе отношений субъект - объект. В ней свойства выступают как результат познания определенного признака, принадлежащего данному объекту. Синонимы свойства, в данной концепции - атрибут, особенность, черта и т.д. Само качество выступает, как сложное свойство.

Функционально - кибернетическая концепция определяет свойства через взаимодействие в системе объект - объект или объект - среда. Синонимами свойства являются: способность, возможность, функция и т.д. Здесь свойство оказывается связанным через взаимодействие с формами движения. Именно в этом аспекте физические, механические, информационные и др. типы свойств одновременно несут информацию об особенностях взаимодействиях объекта и формах движения, в которые данный объект вовлечен. Свойства в этой концепции представляют, как динамический элемент качества, как “функцию времени”. Деление взаимодействийна внутренние и внешние, по отношению к объекту, как к целому, обуславливает деление свойств на внешние и внутренние.

Внутренние - это появления новых свойств у целого, т.е. целостных элементарных свойств.

Внешние - это источник изменения свойств во времени, динамичности качества. К ним относятся:

* проектная,

* производственная

* экспериментальная среды.

Структура. Взаимодействие внутренних свойств качества частей объекта характеризует внутреннюю структуру качества, а множество внешних взаимодействий характеризует внешнюю структуру качества. Структура качества во внешнем и внутреннем плане раскрывается в двух возможных проекциях: в терминах свойств (функций) и в терминах качеств частей. Первая проекция определяет функциональную структурность качества, в соответствии с которой качество предстает, как структурно - расчлененная совокупность свойств (функций), а вторая определяет морфологическую структурность.

Структурность качества - это основа принципа функционально-кибернетической эквивалентности качества. Этот принцип утверждает, что качество по определенным свойствам и в рамках определенных условий, несмотря на различие в структурах, может рассматриваться, как эквивалентное и носит многоуровневый характер. Чем больше свойств и уровней качества включено в отношения, тем уже множество, на которое оно реализуется.

Количество. Особенность понимания взаимодействия качества и количества состоит в более дифференцированном раскрытии понятия качества, связанном с его делением на экстенсивное и интенсивное.

Интенсивное количество - позволяющее глубже осмыслить его взаимодействие с качеством.

Экстенсивное количество предстает, как внешнее количество качества, как количество однородных в определенном смысле свойств и качеств.

Интенсивное количество предстает как внутреннее количество качества, характеризующее развитость и интенсивность свойств.

Внешнее и внутреннее количество качества образует единство, раскрывая еще одну грань принципа внешне - внутренней обусловленности качества и соответственно его моментов.

Динамичность - это изменениеинтенсивности свойства и соответственного интенсивного количества во времени. Развертывание принципа динамизма качества приводит к двум взаимосвязанным принципам: отражение и жизненный цикл.

Принцип отражение фиксирует отражение (перенос) качества процесса на качество результата, формирующегося на выходе этого процесса и имеет смысл системного исследования: качество процесса продуцирует качество результата, или, что то же самое, качество результата наследует качество процесса.

Жизненный цикл объекта образует цикл его качества. Он состоит из основных этапов:

Проектирование

Изготовление

Эксплуатация

Каждый этап представляет собой комплексные процессы производства, поэтому по отношению к жизненному циклу принцип отражения раскрывается, как цепочка отражений качеств процессов в качествах соответствующих результатов.

5. Концептуальные положения и задачи современной квалиметрии.

Исходя из современных требований могут быть сформулированы следующие исходные концептуальные положения современной квалиметрии:

1. Квалиметрия позволяет получить информацию о качестве оцениваемого объекта на любой стадии его жизненного цикла (в количественной и качественной формах), пригодной для установления.

2. Квалиметрия рассматривает оценку качества объекта, как динамическую категорию, т.е. учитывает возможность изменения его качества при изменении конъюнктуры рынка, применение качества проекта с учетом опыта эксплуатации, совершенствования технических процессов и средств производства.

3. Основными методическими принципами квалиметрии являются:

Принцип измеримости свойств и оценка качества объекта как на уровне отдельно взятых свойств, так и на уровне всей совокупности свойств, образующих качество объекта в целом.

Принцип сопоставимости качества объекта и качества отдельно взятого эталонного образца или их совокупности.

Принцип сравнения качества конкурирующих вариантов различных исполнений объекта одного и того же вида.

При достоверности результатов измерения и оценки, реализуемые путем объективных измерений. Сопоставление и сравнение качества оцениваемогообразца и выбранных эталонных образцов.

4. Квалиметрия формируется и развивается в двух взаимосвязанных областях, в области теоретической квалиметрии формируются общие принципы, методы и средства оценки качества, которое является единым для оцениваемых объектов разнообразной природы; в области прикладной квалиметрии формируется с учетом положений теоретической квалиметрии рабочий инструментарий для оценки конкретных объектов, при этом методы и средства оценки качества учитывают природу этих объектов и реальные условия проявления их качеств.

5. Каждое простое или сложное свойство может быть оценено абсолютным и (или) относительным значением показателя качества и коэффициентом вязкости. Установление абсолютных значений показателей качества может производиться на основе физических экспериментов (методами метрологии), на основе психологических экспериментов, (методами экспериментальной психологии), экспертные измерения эстетических и эргономических свойств на основе построения аналитических моделей функционирования объекта (методами определения эффективности, разработанными в технических и экономических науках). Относительное значение показателя качества определяется сопоставлением значений показателя, отражающим изменяющуюся во времени уровнем общественной погрешности.

6. В квалиметрии объектами оценки являются: качество готовой продукции определенного вида или конкретного исполнения требований потребителя, определяющего спрос на продукцию определенного качества, количества и цены, требования действующего разрабатываемого или обновляемого стандарта на продукцию данного вида или конкретного исполнения, система качества, действующая на предприятии - изготовителе данной продукции.

7. С позиции квалиметрии к основным факторам, являющимися признаками классификации продукции применительно к условиям оценки ее качества относятся сферы изготовления и реализации этой продукции, способы и формы ее использования по назначению. Эти факторы определяют выбор соответствующих каждому виду продукции, состава ее свойств, оценочных показателей, задач и методов оценки качества.

Заключение

Квалиметрия как относительно новая и фундаментальная наука является, во-первых, актуальной и базисной для других сопряженных наук, направленных на решение проблем управления качеством. Во-вторых, квалиметрия все еще нуждается в развитии и использовании при принятии управленческих решений в отношении качества чего-либо.

В настоящее время квалиметрия выросла в междисциплинарную (комплексную) дисциплину, относящуюся как к технике, так и экономике.

В связи с большой сферой применения квалиметрии сегодня ее считают дисциплиной, изучающей проблему оценки качества любых объектов, предметов и процессов. При этом обеспечение качества и технологий качества различной продукции является основным направлением использования методов квалиметрии. Таким образом, квалиметрия как наука объединяет количественные методы оценки качества, используемые для обоснования управленческих решений и смежных с ними вопросов управленческой деятельности.

Квалиметрическая оценка качеств есть только основа и начальная стадия сложного процесса управления качеством объектов. Без знания об уровне свойств и качеств рассматриваемых объектов нет возможности для научно обоснованного принятия необходимого управляющего решения и последующего осуществления соответствующего превентивного или корректирующего воздействия на объект с целью изменения качества.

В данном реферате были отражены основные понятия квалиметрии как науки, её характеристики, принципы и основные задачи.

Список использованной литературы

1. Азгальдов Г. Г. «О взаимосвязи качества и потребительской стоимости. Стандарты и качество», Москва, 1998г.

2. Гличев А. В. «Прикладные вопросы квалиметрии», «Стандарт», Москва, 1992г.

3. Райхман «О квалиметрии», «Стандарты и качество», Москва, 1993г.

4. Федюкин В.К. Квалинтология: Учебное пособие. Часть 1. - СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2002.

5. Федюкин В.К.Основы квалиметрии. - М.: Изд-во «ФИЛИНЪ»,2004.

6. Фомин В.Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во «ЭКМОС»,2002.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Квалиметрия как наука, ее роль в управлении качеством. Концептуальные положения и задачи современной квалиметрии. Показатели качества продукции. Методы квалиметрии, используемые для оценки уровня качества, их особенности, условия и области применения.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2012

    Основная идеология всеобщего менеджмента качества как экономическая категория. Анализ основных свойств, показателей качества и признаков продукции. Изучение квалиметрии, науки о способах измерения и количественной оценке качества продукции и услуг.

    контрольная работа , добавлен 10.09.2014

    Объект, предмет и структура квалиметрии. Методы и подходы, применяемые в оценочных исследованиях. Понятия качества, результативности и эффективности. Виды, цели и задачи оценки результативности социального обслуживания. Проведение оценочного исследования.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2013

    Структура квалиметрии, объединяющей количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений по управлению ним. Структура основных общих показателей качества. Органолептический (сенсорный) метод определения показателей оценки качества.

    контрольная работа , добавлен 23.04.2016

    Вопрос улучшения качества продукции как средство повышения конкурентоспособности. Основные задачи квалиметрии, разработка методов и видов определения оптимальных значений показателей качества. Классификация промышленной продукции и показателей качества.

    реферат , добавлен 27.11.2009

    Методологические принципы квалиметрии, ее существенные отличия от метрологии. Формирование иерархической структуры качества продукции. Единичные, комплексные, интегральные и базовые показатели качества, их характеристики. Методы оценки уровня качества.

    реферат , добавлен 09.12.2009

    Появление и понятие квалиметрии как научной дисциплины. Основные задачи и ряд специфических терминов квалиметрии. Показатели качества продукции. Анализ ГОСТа 51331-99 Продукты молочные "Йогурты", который распространяется на йогурты из коровьего молока.

    контрольная работа , добавлен 15.03.2011

    Квалиметрия как научная дисциплина, ее сущность, отличия от метрологии, методологические принципы, правила, методы, задачи. Сущность и классификация показателей качества услуг. Особенности и значение присуждения Премии Правительства РФ в области качества.

    доклад , добавлен 10.12.2009

    Понятие и задачи квалиметрии. Классификация показателей качества продукции, ее производство с учетом международных стандартов. Количественные и качественные характеристики сельскохозяйственной продукции. Функции службы управления качеством на предприятии.

    реферат , добавлен 23.01.2012

    Пример декомпозиции процессов системы менеджмента качества. Структура процессов, ресурсы для обеспечения надлежащего функционирования, индикаторы для оценки функционирования. Состав поддерживающих процессов. Квалиметрия - наука о качестве продукции.

2 . Краткая история.

Качество, как характеристика сущности объектов и их свойств, всегда имело и имеет для людей большое практическое значение. Поэтому вопросы оценки качества всего, с чем имеет дело человек, были и остаются среди важнейших.

Первые известные случаи оценки качества продукции относятся к 15 веку до н.э. Тогда гончары острова Крит маркировали свои изделия специальным знаком, свидетельствующим об изготовителях и о высоком качестве их продукции. Это была оценка качества по так называемой «шкале наименований», или по «адресной шкале». Фирменные знаки, а также другие знаки качества и сейчас служат ориентиром, оценочным признаком качества продукции. Позднее, как разновидность экспертного метода оценки качества продукции, использовался способ, основанный на обобщенном опыте потребителей,- способ «коллективной мудрости». Древнейшим примером экспертной оценки качества является дегустация вин. Всевозрастающая необходимость определения соответствия продуктов труда нуждам потребителей привела к возникновению специальной научной дисциплины – товароведение. Это было обусловлено появлением на рынке продаж большого количества разнообразных товаров, требующих классификации, а также оценки их качества и стоимости. Первая кафедра товароведения была организована в 1549 г. в Италии при Падуанском университете.

Развитие международной торговли требовало классификации продукции по качественным категориям, а для этого надо было измерять не только отдельные свойства продукции, но количественно оценивать ее качества по совокупности всех основных потребительских свойств. В связи с этим в Европе и США в конце 19-начале 20 в. стали широко использовать методы оценки качества продукции с помощью баллов.

Впервые в России обосновал и применил аналитический метод оценки качества продукции известный кораблестроитель, академик А. М. Крылов. Он с помощью соответствующих коэффициентов, учитывающих степень выраженности каждого свойства корабля и неравнозначности их, оценивал качество предлагаемых проектов строительства кораблей. Сведение этих коэффициентов в единую систему позволяло количественно оценить качество рассматриваемых проектов.

В 20-30 года 20-го столетия в СССР и в других странах методы количественной оценки качества товаров успешно развивались и использовались на практике. Так, например, в 1922 г. П. Бриджмен предложил способ сведения к одному показателю нескольких количественных оценок различных параметров, характеризующих качество. В 1928 г. эту же проблему решил М. Аранович. В то же время П. Флоренским были предложены новые способы обработки данных при количественной оценке качества продукции.

Квалиметрия как самостоятельная наука об оценивании качества любых объектов сформировалась в конце 60-х годов 20 века. Ее появление было обусловлено насущной необходимостью более эффективного и научного обоснования управления качеством производимой продукции.

В те годы «холодной войны» двух социальных систем особенно обострилась не только военнополитическая, но и конкурентная экономическая борьба различных стран и фирм, победа в которой зависела в значительной мере от качества производимой продукции.

В первой половине прошлого века в экономически развитых странах Запада появились различные эмпирические и в основном статистические и экспертные способы численной оценки качества различной продукции. Аналогичные способы и приемы оценок качества использовались и в СССР.

Однако для решения многих практических проблем нужны были единые методики, позволяющие более достоверно и точно определять уровни качеств и на этой основе принимать адекватные управленческие, инженерно- технологические и иные решения в отношении качества продукции.

Кроме того, решение различных специальных проблем техники, например надежности, технологичности, безопасности, эстетичности и др., подводили ученых к осознанию необходимости проведения объеденных, комплексных оценок качества по всем важнейшим параметрам свойств технических систем: машин, оборудования, приборов и т. д. с другой стороны, требовались методики количественных оценок различных объектов. Все это привело к тому, тогда группа советских ученых в составе военного инженера-строителя Г.Г. Азгальдова, инженеров-машиностроителей З.Н. Крапивенского, Ю.П. Кураченко и Д.М. Шпекторова, экономистов в области авиастроения А.В. Гличева и В.П. Панова, а также архитектора М.В. Федорова, убедившись в методической общности существующих разнообразных способов количественных оценок разных объектов, решила осуществить теоретическое обобщение этих способов путем разработки самостоятельной научной дисциплины под названием «квалиметрия».

Это по существу историческое для науки решение было принято в ноябре 1967 г. на неофициальной встрече группы энтузиастов в московском ресторане «Будапешт». Уже в январском номере 1968г. журнал «Стандарты и качество» была опубликована статья с изложением коллективной позиции «группы», где квалиметрия была представлена как наука, в рамках которой изучается проблематика измерений качеств и разрабатываются методология и методы количественной оценки качества объектов любой природы: материальных и нематериальных, одушевленных и неодушевленных, предметов и процессов, продуктов труда и природы и т.д. В статье доказывалась принципиальная возможность выражать качество объекта одним количественным показателем, несмотря на множественность его различных свойств и признаков.

В 1971 г. нашей стране издана первая «Методика оценки уровня качества промышленной продукции». В том году на 15-й Международной конференции европейской организации по контролю качества (ЕОКК) одна из пяти секций была посвящена вопросам квалиметрии. С основными докладами выступали наши авторы. В 1972г. была проведена в Таллинне первая всесоюзная научная конференция по квалиметрии.

1979 г. – Госстандарт СССР издает Руководящий документ РД 50-149-79 под названием «Методические указания по оценке технического уровня и качества промышленной продукции».

Начиная с 1979 г. термин «квалиметрия» является стандартизованным в ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятие. Термины и определения». ЕОКК на своих международных с 1971 г. регулярно обсуждает вопросы квалиметрии.

В последующие годы до наших дней в стране изданы десятки монографий, опубликованы сотни статей, проводятся научные конференции и семинары, защищено много докторских и кандидатских диссертаций, посвященных проблемам и вопросам квалиметрии. Квалиметрия преподается студентам многих технических вузов, готовящих инженеров по специальности «Метрология, стандартизация и управление качеством», а также будущим инженерам-менеджерам новой специальности «Управление качеством». Есть учебники и учебные пособия по квалиметрии. Госстандарт периодически издает руководящие и методические материалы по использованию методов квалиметрии на практике. Методы квалиметрии на практике достаточно эффективно используются там, где вопросы управление качеством продукции или услуг решаются на научной основе, а не только организационно-экономическими методами.

Квалиметрия, зародившаяся и активно развивающаяся в нашей стране, теперь признается и осваивается специалистами зарубежных стран. Так, например, известно, что в США в октябре 1997 г. состоялся международный семинар по обучению менеджеров использованию методологии и способов квалиметрии. При этом преподавались в основном российские наработки по теории квалиметрии, начиная с проведения оцениваний качеств.

Итак, к настоящему времени квалиметрия представляет собой относительно новую, но вполне сформировавшуюся науку и учебную дисциплину, знания, которых необходимы практическим работникам, занимающимся оценкой и последующим управлением качеством различных объектов.

Большой вклад в теорию квалиметрии и практику ее использования внесли наши соотечественники, в частности: Ю.П. Адлер, Г.Г. Азгальдов, В.Г. Белик, Г.Н. Бобровников, А.В. Гличев, В.В. Кочетов, Г.Н. Солод, А.В. Субето, А.Г. Суслов, М.В. Федоров, И.Ф. Шишкин и многие другие ученые и специалисты.

3. Объект, предмет и структура квалиметрии.

Квалиметрия – это наука об измерении и количественной оценки качества всевозможных предметов и процессов, т.е. объектов реального мира. Квалиметрия является частью качествоведения – комплексной науки о качестве, состоящей из квалинтологии , т.е. общей теории качества, квалиметрии и учений об управлении качеством, в котором рассматриваются организационные, экономические и иные методы и средства влияния на качество объектов с целью повышения их способности удовлетворять существующие и будущие потребности людей.

Объектом квалиметрии может быть все, что представляет собой нечто цельное, что может быть вычленено для изучения, исследовано и познано.

Предметом квалиметрии является оценка качества в количественном его выражении.

Структура квалиметрии состоит из трех частей:

1 – общая квалиметрия или общая теория квалиметрии, в которой рассматриваются проблемы и вопросы, а также методы измерения и оценивания качеств;

2 - специальные квалиметрии больших группировок объектов, например, квалиметрии продукции, процессов, услуг, социального обеспечения, среды обитания и т.д. вплоть до качества жизни людей;

3- предметные квалиметрии отдельных видов продукции, процессов и услуг, такие как квалиметрия машиностроительной продукции, строительных объектов, квалиметрия нефтепродуктов, труда, образования и т.д.

Качество , в широком смысле этого понятия,- объективная и наиболее обобщенная характеристика любого объекта.

Качество объекта потребления – это совокупная характеристика его свойств, с помощью которых могут быть удовлетворены и обычно удовлетворяются соответствующие потребности людей. Такое представление о качестве носит прикладной характер и поэтому является более узким и специфичным. Существуют и ограниченные представления о качестве, когда оно оценивается не по всем, а по одному или по нескольким важнейшим для людей характеристикам объекта. Следует отметить, что понятие о качестве объекта потребления включены как объективные свойства, так и субъективные оценки полезности объекта, предназначенного для потребления или уже потребляемого людьми.

Понятие «квалиметрия»

Определение 1

Термин «квалиметрия» происходит от двух слов: латинского qualitas, или качество, и греческого melreo - измеряю. Включает в свое понятие теорию, а так же методы и средства по оценки качества создаваемого или используемого объекта человеком. В наше время квалиметрия широко используется в управлении, а свое развитие она получила в середине шестидесятых годов прошлого века, когда стали применять количественные методы для оценки качества, используя при обосновании решений по управлению качеством.

Выделяют следующие виды квалиметрии:

  • общая квалиметрия – разрабатывает понятия, измерения, шкалу квалиметрическую;
  • специальная квалиметрия, классифицируется по методам оценки качества, например: индексная, экспертная, таксономическая, вероятностно-статистическая;
  • предметная квалиметрии, дифференцируется по видам объектов оценивания. Например: продукции – изделий, технических устройств, услуг, процессов. Выделяют ее новые виды: педагогическая, социологическая, логистическая и так далее.

Статусы квалиметрии:

  1. Экономический статус, определяется экономическим содержанием качества, и его взаимодействием с потребительной стоимостью. Возможно использование методов эконометрии для оценки экономических свойств объектов.
  2. Технический статус определяется взаимосвязью технического качества с количественными, а так же качественными изменениями определенных технических свойств у измеряемых объектов.
  3. Технико-экономический: обусловлен комплексным измерением качества оцениваемых объектов: технических и экономических свойств.
  4. Общенаучный статус – это взаимодействие философского аспекта категории качества с другими аспектами.
  5. Системный статус квалиметрии предполагает системный подход при обеспечении качества.
  6. Социологический и правовой статус.

Качество и квалиметрия

Для квалиметрии важным вопросом остается объективное определение уровня качества. Например, для продукции - данная характеристика имеет относительный характер, основанная на сравнении показателей ее качества и базовых показателей. В управлении качеством квалиметрия играет важную роль, ей постоянно приходиться решать большое количество задач:

  1. прогнозирование потребностей, качества и технического уровня
  2. разработка методов, с помощью которых можно определить численные значения показателей качества
  3. разработка методов для оценки качества
  4. выбор оптимальной продукции для разработки и производства
  5. определение оптимальных параметров качества, разработка стандартов, ТУ на новую продукцию
  6. расчет конкурентоспособной цены продукции
  7. определение рынка сбыта, расчет целесообразности на него
  8. планирование разработки, освоения новой продукции
  9. определение рациональных путей повышения качества
  10. оценка качества труда подразделений, исполнителей
  11. расчет коммерческой перспективности продукции, а так же обоснование модернизации или снятия ее с производства
  12. планирование улучшения качества продукции
  13. планирование технического уровня
  14. проведение испытаний
  15. расчет целесообразности проведения капитального ремонта и определение его качества
  16. аттестация производства
  17. выбор приобретаемой продукции
  18. создание необходимых условий для хранения и транспортирования продукции
  19. подведение итогов деятельности подразделений и всего предприятия в целом.

Методология квалиметрии

Квалиметрия прикладная наука с комплексом методик и методологическими принципами:

  • Квалиметрия обязана предоставить методы достоверной количественной оценки качества. В случае товарной продукции сложность состоит в том, что производитель стремиться продавать товар сниженного качества по высокой цене, а потребитель хочет получить качественный недорогой продукт. Квалиметрия стремиться разработать такие методы, что бы учитывать интересы обоих сторон. При этом выбор наиболее значимых показателей для оценки качества на стороне потребителей.
  • При проведении квалиметрической оценки необходим эталон для сравнения. Это относительная величина.
  • Для использования метода комплексной оценки качества, все показатели свойств необходимо привести к одной размерности, или выразить в безразмерных единицах. Показатели отдельных свойств нужно скорректировать коэффициентом весомости. Сумма коэффициентов весомостей показателей качества на любых иерархических ступенях оценки имеет одинаковое значение.
  • Качество составных частей обуславливает качество объекта в целом.
  • При количественной оценки нельзя использовать дублирующие показатели одного и того же свойства.
  • Чаще оценивается качество полезной продукции.

Эти методы основополагающие при решении вопросов при оценки качества объектов.

Задачи и цели квалиметрии

К основным задачам квалиметрии можно отнести:

  • Квалиметрия позволяет оценить качественно и количественно любой объект на любой стадии производства.
  • Оценка качества – это динамическая категория, качество может меняться в зависимости от конъектуры рынка, опыта эксплуатации, совершенствования производства.
  • Квалиметрия развивает не только теоритические аспекты оценки качества, но и способы применения их на практике.
  • Объект оценки - качество готовой продукции, или исполнения требований потребителя.

Целями квалиметрии являются:

  1. Стадия маркетинговых исследований: установить соответствие качества продукции потребностям, учитывая ее рыночную новизну, систематизируя возможные области применения.
  2. Стадия разработки: определения конкурентоспособности, технического уровня, анализируя его свойства, степень использования новейших технических достижений в его производстве.
  3. Стадия производства: определение уровня качества выпускаемой продукции, с учетом ее производственной новизны.
  4. Стадия эксплуатации: эксплуатации: определение качества реализуемой продукции с учетом меняющегося рынка, меры по поддержанию показателей качества, обеспечения технического обслуживания.

Задачами оценки являются:

  • оценка производственной новизны
  • уровень безопасности продукции
  • в какой мере стабильно качество продукции
  • сохраняется ли качество обновляемой продукции
  • на сколько продукция экологична.

Замечание 1

Оценку качества необходимо производить с учетом того, что производить нужно конкурентоспособную продукцию, поддержать высокий уровень выпускаемой продукции.

Квалиметрия – наука, изучающая теоретические и прикладные проблемы оценки качества продукции.

Роль квалиметрии :1. Прогнозирование потребителей технического уровня и качества продукции;2. Разработка методов определения и оценки качества продукции; 3 . определение оптимальных вариантов показателей качества; 4. определение научно- технического уровня НТД; 5 .утсановление рынков сбыта и целесообразности выхода на рынок новой продукции; 6 .определение наиболее рациональных путей повышения и обеспечения качества продукции.

В настоящее время формируется отрасль исследовательской деятельности, имеющая широкое практическое приложение к самым разнообразным продуктам труда. Эта отрасль имеет специфический объект исследований (общие принципы и методы оценки качества), свой специфический предмет исследования (совокупность свойств продуктов человеческого труда), свой специфический математический аппарат , свои специфические проблемы, имеющие математический, физиологический и социологический характер.

В квалиметрии употребляются два термина – измерение и оценка. Если в метрологии измерение рассматривается как частный случай оценок, то в квалиметрии они характеризуют два не соподчиненных понятия. Под количественной оценкой в квалиметрии понимается некоторая функция отношения (выраженная чаще всего в процентах) показателя качества рассматриваемой продукции показателю качества продукции, принятой за эталон.

Задачи квалиметрии в н. в:

Прогнозирование потребностей, технологического уровня и качества продукции;

Разработка методов определения числа показателей качества;

Определение и разработка принципов и методов оценки качества;

Определение оптимальных вариантов показателей качества, их нормирования, разработку технологических условий, ЮСТов на новую продукцию;

Определение научно-технического уровня НТД;

Расчет и принятие конкурентоспособной цены продукции;

Уст рынков сбыта и целесообразности выхода на рынок продукции;

Планирование и разработка новых видов продукции;

Оценка качества тр исполнителей, а также всех подразделений, участвующих в выпуске продукции;

Проведение контроля и испытаний;

Выбор схемы сертификации продукции;

Проведение внутренних оценок своих систем качества;

Сертификация систем качества;

Изучение динамики качества и конкурентоспособности продукции

Квалиметрия подразделяется на:

Общую (система терминов, понятий, категорий; теория шкалирования; теория оценивания; аксиомы и следствия);

Специальную (экспертная; вероятностно статистическая; индексная квалиметрия);

Предметную (квалиметрия процессов и действий; спроса; решений и проектов; персонала; информации).

Общая квалиметрия ® Специальная квалиметрия ® Предметная квалиметрия

Методы квалиметрии :

1. Инструментальный (измерительный) (осуществляется на основе технич. средств измерений; с помощью этого метода определяются значения таких показателей качества как масса изделия, сила тока, скорость автомобиля и др.);

2. Расчетный (расчеты показателей качества на основе использования теоретич. или эмпирич. зависимостей показателей качества продукции от ее параметров; метод служит для определения значений массы изделия, показателей его производительности, мощности, прочности);

3. Статистический (основан на использовании правил математич. статистики);

4. Органолептический (осуществляется на основе анализа восприятий органов чувств; применяется для определения пок-телей качества напитков, кондитерских, табачных, парфюмерных изделий);

5. Экспертный (осуществляется на основе решения, принимаемого экспертами);

6. Социологический (осуществляется на основе сбора и анализа мнений фактических или возможных потребителей продукции посредством опросов, маркетинговых исследований, конференций, выставок, дегустаций);

7. Комбинированный (использование нескольких методов).

8. дифференцированный (сравнение единичных показателей качества оцениваемой продукции с показателями качества базового образца);

В настоящее время квалиметрия начинает объединять не только методы оценки качества различных видов продукции, но и методы оценки качества предметов, не являющихся продукцией, и также различных процессов.

При окончательно систематизации можно указать такие области науки о качестве продукции:

Исследование природы качества продукции;

Изучение комплекса вопросов, связанных с управлением качества продукции;

Разработка теоретических основ и практических методов измерения и количественной оценки качества продукции;

Изучение информационных аспектов производства и потребления продукции отдельного качества;

Исследование экономических проблем связанных с изменением качества продукции;

Изучение социологических аспектов проблемы качества продукции.

Из всех перечисленных областей в настоящее время одной из важных представляется та, которая связана с измерением и количественной оценки качества продукции. Это дает исследователю необходимый инструмент, с помощью которого можно плодотворно решать все остальные проблемы качества продукции.

Эти оценки являются неразрывным элементом любой системы управления качеством, так как для того, чтобы управлять каким-либо процессом надо, прежде всего, уметь измерять его параметры. Без количественных оценок качества нельзя обойтись и при изучении информационных аспектов проблемы качества продукции. И наконец, сама природа экономической проблематики изменения качества продукции – предопределяет необходимость использования количественных методов описания качества.

Показатели качества – это количественно или косвенно установленные требования, характером или свойствам объекта, дающие возможность их реализации и проверки.

Показатели качества:

1. единичные – относятся только к одному свойству:

1.1. базовые - показатель качества, принятый за эталон при сравнительных оценках качества.

1.2. Относительные – отношение показателя качества оцениваемого объекта к базовому показателю качества, выраженное в относительных единицах.

2. Комплексные – несколько свойств (средне арифметическое):

2.1. Интегральные – отношение суммарного полезного эффекта от использования объекта по назначению к затратам на создание и использование.

2.2. Обобщающие – оценивает качество в целом.

Номенклатура показателей качества – это совокупность показателей качества продукции по характеризуемым свойствам, нормативно принятая для оценки уровня ее качества. К классификации показателей качества можно подходить с разных точек зрения (ГОСТ 22851-77, ГОСТ 15467-79):

1. По количеству хар-мых свойств: единичные; комплексные.

2. По стадии определения: проектные; производственные; эксплуатационные.

3. По методу определения: расчетные; экспертные; экспериментальные.

4. По степени размерности (по способу выражения): размерные; безразмерные.

5. По характеру использования: базовые; относительные.

В ГОСТ 22851-77 перечислены 11 осн. групп показателей качества продукции :

1. Показатели назначения (хар-ют полезный эффект от эксплуатации и использования продукции и обслуживают область ее применения – показатели состава, структуры, функциональной и технич. эффективности);

2. Показатели транспортабельности (хар-ют возм-сти продукции к перемещению в пространстве без эксплуатации или потребления с помощью разл. видов транспорта - допустимая температура, влажность, давление при транспортировании, время транспортировки, величина затрат на единицу продукции при транспортировании, габаритные размеры изделия);

3. Показатели безопасности (хар-ют особенности продукции, связанные с обеспечением безопасных условий ее производства, обращения, потребления (эксплуатации) и восстановления (ремонта) – вероятность возникновения аварийной ситуации, время срабатывания защитных устройств, кол-во степеней защиты от подделок и т.д.);

4. Показатели технологичности (хар-ют эффективность конструкторско-технологичес- ких решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции – трудоемкость изготовления, технологич. себестоимость и т.д.);

5. Показатели надежности (хар-ют св-во продукции выполнять заданные функции, сохраняя во времени значение эксплуатационных показателей – показатели долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости);

6. Показатели стандартизации и унификации (хар-ют степень использования в конкретном изделии стандартизированных деталей, сборочных единиц, блоков и др. составных элементов, а также уровень унификации составных частей изделия – коэффициент применяемости по типоразмерам, по составным частям изделия, коэф-ты повторяемости и применяемости);

7. Эстетические показатели (хар-ют разнообразные эстетические свойства продукции: выразительность, гармоничность, целостность, соответствие среде и стилю, колористическое оформление и др. – пок-тели рациональности формы, информационной выразительности, целостной композиции, совершенства производственного исполнения);

8. Экономические показатели (отражают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию (потребление) продукции, а также экономическую эффективность ее эксплуатации – себ-сть продукции, ее цена, приведенные затраты на единицу продукции, относительный экономический показатель качества продукции);

9. Эргономические показатели (хар-ют систему «человек-изделие-среда» и учитывают комплекс гигиенических, психологических, антропометрических, физиологических, психофизиологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах – гигиенические, антропометрические, физиологические, психофизиологические, психологические показатели);

10. Патентно-правовые показатели (хар-ют степень патентной защиты изделия в РФ и за рубежом, уровень патентной чистоты изделия – патентная защита и патентная чистота);

11. Экологические показатели (хар-ют уровень вредного воздействия на окр. среду производимой и потребляемой продукции – вероятность вредных выбросов в окр. среду, концентрация вредных примесей, выбрасываемых в окр. среду, уровень радиационного излучения и т.д.).

Обязательные требования к качеству продукции включены в гос-ные стандарты РФ – стандарты на продукцию.

Показатели качества услуг можно разделить на две большие группы:

1. Количественные: - время ожидания и предоставления услуги;

Надежность оказания услуги;

Точность исполнения;

Полнота оказания услуги;

Уровень автоматизации и механизации;

Безопасность и др.

2. Качественные:

Вежливость, доступность, чуткость и компетентность персонала;

Уровень профессионального мастерства;

Эффективность контактов исполнителей и клиентов.

По итогам квалиметрических оценок производят: 1) оптимизацию показателей свойств и качества в целом;2) прогнозирование качества продукции;3) определение уровня и запаса конкурентоспособности как совокупной оценки уровней качества и цены продукции или услуги и многое другое.

Квалиметрия как относительно новая и фундаментальная наука является, во-первых, актуальной и базисной для других сопряженных наук, направленных на решение проблем управления качеством. Во-вторых, квалиметрия все еще нуждается в развитии и использовании при принятии управленческих решений в отношении качества чего-либо.

Анализ качества продукции включает:

1) Характер качества по уст показателям и планам динамики (по срочности, по категориям качества, по соответствии продукции установленным ГОСТ и ТУ, по удельному весу продукции высокого качества в общем объеме, по специфическим показателям качества для отдельных производств и отраслей).

2) Изучение основных факторов, влияющих на качество (в соответствии от конструкции продукции рыночным требованиям, уровень квалификации работников, занятых организацией и изготовлением данной продукции, качество сырья и материалов, материальное и моральное стимулирование, организация контроля за качеством продукции, специфические условия отдельных отраслей и организационной структуры).

3) Расчет влияния качества на объем продукции в денежном выражении (исходя из параметров качества, из роста уровня качества в динамике, на основании балльной оценки качества продукции на рынке).