Братья уродцы. Чанг и Энг Банкеры - сросшиеся сиамские близнецы. Исаак Спрэг, Живой Скелет

Артисты цирка всегда привлекали к себе внимание, особенно в то время когда появился цирк уродов, который стал источником развлечений для большинства людей. Легендарный американский шоумен Финеас Тейлор Барнум объединил и превратил так называемых "уродов" в одну самую известную достопримечательность. Артисты этого цирка были несчастными жертвами жестокого мира, который отказывался принимать их и признавать "нормальными".

1. Франческо Лентини - человек с тремя ногами

Рожденный в Сицилии в 1889 году, Франческо Лентини был широко известен как "Король уродов". Франческо родился с третьей ногой (и, как сообщается, полностью функционирующими гениталиями). Состояние Лентини было результатом частично сформированного близнеца, который не смог отделиться должным образом от его тела. Родители отказались от сына. Он жил сначала у тети, а потом она сдала его в приют для детей-инвалидов. Франческо первое время стыдился себя, но потом понял, что в мире есть и другие необычные дети. В возрасте 8 лет он эмигрировал в США, где и стал уважаемым артистом цирка.

2. Стефан Бибровский - "Человек-лев"


Родившийся в 1891 году в современной Польше, Стефан Бибровский был обычным мальчиком, за исключением одного поразительного факта: он страдал гипертрихозом, расстройством, вызвавшее рост волос по всему телу и лицу. Его мать была убеждена в том, что ребенок проклят. Однажды она стала свидетельницей того, как на ее мужа, отца Стефана напал лев. Подумав, что ее сын станет бесчеловечным, мать Стефана отдала его немецкому артисту. Оказывается, Стефан вовсе не был "монстром". Он был добрым, нежным и умным человеком, который говорил на пяти языках. Он провел часть своих выступлений, просто разговаривая со своей аудиторией. Стефан был настолько успешным цирковым артистом, что смог уйти на пенсию в свои 30 лет и вернуться в Европу. К сожалению, он умер от сердечного приступа в возрасте 41 года.

3. Исаак Спрэг - "Живой скелет"


Исаак Спрэг был совершенно нормальным мальчиком до 12 лет, когда он начал страдать от таинственной болезни. Он потерял вес с невероятной скоростью, пока, наконец, его мышечная масса совсем не испарилась. В свои взрослые годы он весил не более 43 фунтов (около 19 кг). Это состояние сделало его неспособным выполнять обычную работу, поэтому, чтобы оплачивать счета, Исаак стал выступать в цирке. Спрэг провел большую часть своей карьеры, работая со знаменитым шоуменом П.Т. Барнумом, гастролировал с ним, а также выступал в музее. Исаак умер в возрасте 46 лет.

4. Элла Харпер - "Девочка-верблюд"


Элла Харпер родилась с необычным ортопедическим состоянием - рекурвация коленных суставов, что позволило ей полностью согнуть колени в обратную сорону. Она предпочитала ходить на четвереньках. В 1880-х годах Элла стала звездой крупного шоу Harris" Nickel Plate, где и получила прозвище "Девочка-верблюд". Газеты рекламировали Эллу, но сама она была скромной и не очень заинтересованной в славе. Через некоторое время она покинула сцену, вышла замуж и начала новую жизнь в Нэшвилле, штат Теннесси. В 1921 году она умерла от рака.

5. Чанг и Энг Банкеры - сросшиеся сиамские близнецы


Чанг и Энг Банкеры, пожалуй, самые известные артисты цирка в истории. Братья родились сросшимися в грудной клетке в Сиаме (ныне Таиланд). В то время врачи не знали, как безопасно разделять близнецов. Когда они были молоды, известный шоумен убедил их родителей отправить их в мировое турне, которое принесло им славу и удачу. После окончания контракта Чанг и Энг купили большую плантацию в Северной Каролине. Чанг и Энг, преисполненные решимости жить нормальной жизнью, женились на местных женщинах, тоже сестрах. В общей сложности у них родилось 21 ребенок.

6. Шлитци Сёртис


Шлитци Сёртис прославился, кога он снялся в классическом фильме "Уродцы" Тода Броунинга в 1932 году. Шлитци родился с микроцефалией, расстройством развития, из-за которого обладал очень маленьким мозгом и черепом, и сам был маленького роста. Из-за болезни он не мог выполнять обычную работу и мог говорить только короткие слова или фразы. Его иногда одевали как женщину в платья, поскольку он страдал недержанием и носил подгузники. Хотя это предположение так и не стало достоверным. В 1965 году Шлитци определили в окружную больницу в Лос-Анджелесе. Но ему там было плохо и он смог вернуться к своей привычной жизни. Он умер в 1971 году.

7. Джозеф Меррик - "Человек - слон"


Жизнь Джозефа Меррика изменила взгляд общественности на физические недостатки. Меррик родился в Лестере. Его странное состояние, которое медицинская наука все еще не в состоянии полностью объяснить, началось в первые несколько лет его жизни, став причиной деформации его лица и тела. Когда Джозефу было 11 лет, его мать умерла от бронхопневмонии, а его отец и новая мачеха жестоко обращались с ним. Не имея возможности выполнять обычную работу, Меррик связался с шоуменом по имени Сэм Торр и согласился продемонстрировать себя в роли "Человека-слона". В то время в Лондоне его посетил хирург по имени Фредерик Тревз, который взял его и стал его благодетелем. Тревз посещал его ежедневно, и у них сложилась довольно тесная дружба. Меррик также посещал богатых дам и джентльменов лондонского общества. Джозеф Меррик умер 11 апреля 1890 года в возрасте 27 лет.

8. Принц Рандиан - "Человек-змея", "Живой торс", "Человек-гусеница"


Принц Рандиан родился с синдромом тетраамелии, расстройством, из-за которого человек рождается без конечностей. Согласно легенде, его привез сам П.Т. Барнум в Америку в возрасте 18 лет. Рандиан стал известным, после того как сыграл "человека-змею" (он надел цельный наряд и ползал по сцене). Он умел писать своим ртом, скручивать сигареты и бриться. Рандиан был очень способным без конечностей. Фактически, он сделал все свои цирковые реквизиты и номера сам. Он был очень умным и мог разговаривать на многих языках.

9. Джеймс Моррис - "Резиновый человек"


Джеймс Моррис родился с синдромом Элерса-Данлоса, расстройством, которое позволило ему растягивать кожу до невероятной длины. Моррис воспользовался своим состоянием и стал выступать в цирке в роли "Резинового человека". Кожа Морриса была настолько эластичной, что он мог взять кожу с шеи и натянуть ее на глаза. Естественно это сказывалось на его здоровье. Растягивать кожу вскоре стало невероятно болезненно, и стали появляться рубцы и шрамы. Джеймс Моррис был вынужден покинуть цирк. Он открыл свою собственную парикмахерскую.

10. Грейди Стайлс - "Человек-краб"


Грейди Стайлс был цирковым исполнителем, который прославился своими деформированными руками и ногами. Стайлс страдал от состояния, известного как эктродактилия, из-за которого у него вместо рук и ног были клешни. Это расстройство передается по наследству. Отец Стайлса был также артистом цирка. Двое из четырех детей Стайлса страдали от эктродактилии. Вскоре Стайлс начал много пить. В 1978 году Стайлс убил жениха своей старшей дочери накануне их свадьбы. Он был осужден за убийство третьей степени и приговорен к пятнадцатилетнему условному сроку. Его первая жена, Мария Тереза заплатила одному из работников цирка, чтобы тот убил Грейди. Как оказалось, никто не любил Грейди и все его друзья и знакомые отказались нести его гроб.

11. Чарльз Шервуд Страттон - "Генерал Том-Там"


Чарльз Шервуд Страттон был маленьким человеком, который загадочно перестал расти, как только ему исполнилось шесть месяцев. Рост Страттона в течение всего раннего детства был около 63 см, хотя позже он вырос еще немного и достиг 99 см. Чарльз начал выступать в цирке П.Т. Барнума с 5 лет. Страттон пел, танцевал, шутил и даже пародировал знаменитостей. Он стал международной знаменитостью, так как гастролировал по Европе и встречал королеву Викторию, президента Авраама Линкольна и короля Эдуарда VII. В 1863 году Страттон женился на Лавинии Уоррен (которая тоже была маленького роста). Он умер в возрасте 45 лет.

12. Энни Джонс - американская бородатая женщина


Энни Джонс начала гастролировать вместе с цирком в возрасте 9 месяцев. Ее мать заключила трехлетний контракт с шоуменом П.Т. Барнумом. К пятилетнему возрасту у Энни появились бакенбарды и усы и она стала знаменитой "бородатой девочкой". Энни Джонс была также знаменита своими музыкальными способностями. Она была два раза замужем. В 1902 году Энни умерла от туберкулёза.

Многие еще с детских лет любят ходить в цирк: полюбоваться выступлениями дрессированных животных, посмеяться над проделками озорных клоунов или затаить дыхание, глядя на сложные акробатические номера. Но за великолепно сыгранными номерами стоят не только годы труда и репетиций, но и настоящие человеческие трагедии, причиной которых становится чья-то оплошность, нелепая случайность или животные инстинкты.

Смерть под копытами

30 августа 2015 года цирковая наездница Анастасия Максимова с группой участвовала в представлении в спорткомплексе поселка Абрау-Дюрсо под Новороссийском.

Выполняя акробатический трюк, 24-летняя девушка выпала из седла, зацепившись ногой за стремя, после чего конь несколько раз протащил ее по арене. Затем лошадь выскочила на трибуну.

Остановить перепуганное животное смогли только через пару минут, но за это время Максимова получила несколько сильнейших ударов копытами и по голове. От полученных травм она скончалась в машине «скорой помощи».

В ходе расследования выяснилось, что в конном спорте Максимова была далеко не новичком: она занималась им шесть лет и имела многочисленные награды за спортивную джигитовку. На чемпионате мира 2012 года по этой дисциплине она получила серебряную медаль. Некоторые эксперты тогда выдвинули версию, что причиной случившегося стало нарушение техники безопасности при джигитовке: вторая нога девушки, вопреки всем правилам, была жестко закреплена в брезентовой петле. Сделано это было, вероятно, для того, чтобы было легче выполнить трюк. Но именно из-за фиксации ноги спортсмен не может вовремя соскочить с лошади.

Последняя «Капля»

Весной 2013 года в цирке на проспекте Вернадского проходил номер «Капля». По сценарию группа акробатов должна была спрыгнуть с 30 метров (что соответствует восьмому этажу здания) прямо на манеж вниз головой. В полете они успевали выполнить сложные акробатические фигуры. Номер выполняла группа спортсменов из Кении. Согласно авторской задумке, первым приземлиться должен был 23-летний Каро-Кристофер Казунгу. Все шло хорошо, зрители, включая многочисленных родственников акробата, специально приехавших из Африки, были в восторге. Но падающего кенийца не задержала страховочная сетка или трос, как должны были, и он рухнул на манеж. Акробата срочно доставили в ближайшую Первую градскую больницу, врачи диагностировали у него сотрясение мозга, оскольчатый перелом первого позвоночника и ряд других травм. Казунгу чудом остался жив.

Государственная инспекция труда выяснила, что, во-первых, пострадавший не был профессиональным акробатом, а у себя на родине вместе с группой коллег занимался танцами. Во-вторых, он прыгал без страховочного троса.

В самом цирке случившееся с низкой квалификацией гимнаста не связывают: якобы лучше Казунгу «Каплю» не выполнял никто. С сеткой якобы тоже все было в порядке до выступления кенийца, а смысл номера, по словам руководителя номера воздушных акробатов в цирке на проспекте Вернадского Владимира Довейко, как раз и был в том, чтобы прыгать без страховки. В итоге официальной причиной ЧП признали бракованную сетку, а руководство цирка оплатило артисту последующее лечение.

Падение на лед

Несчастным случаем закончилось выступление Юлии и Александра Волковых, выступавших в цирке на Цветном бульваре в Москве. В 2009 году они репетировали номер «Воздушные гимнасты на полотнах», он длится 5,5 минут и исполняется без страховки. Юлия сидела в шпагате, ноги были закреплены кольцами полотен, руками она держалась за ткань, а на ее талии были закреплены ремни, за которые держался Александр. Но в какой-то момент нога артистки выскользнула из кольца, и акробаты упали на искусственный лед (в цирке тогда проводилось и ледовое представление): Александр с шести метров, Юлия — с восьми. Пара осталась жива, но получила многочисленные травмы. После продолжительной реабилитации артисты вернулись на манеж.

«Полет» закончен

В том же 2009 году в Хабаровске разбился гимнаст московского цирка «Морские звезды». 26-летний акробат репетировал номер «Полет».

Его коллеги по какой-то причине не успели поймать летящего под куполом гимнаста и он, работавший без страховочного лонжа, упал на сетку.

Упал так неудачно, что получил вывих шейного позвонка и повреждение спинного мозга — но остался жив.

Тигр-тигр, жгучий страх

В 2006 году во время номера в цирке на Цветном бульваре дрессировщик Артур Багдасаров хотел подтолкнуть палкой одного из тигров к остальным животным, но подошел к нему слишком быстро. В итоге, когда мужчина поднял руку, тигр поднял на него лапу, а потом подмял Артура под себя и сжал его голову зубами. Отогнать хищника попытались хлыстами, но отреагировал он только на несколько выстрелов из пистолета в воздух. Только на голову дрессировщика врачи наложили около сотни швов. Тигра, кстати, который от стресса даже отказался от еды на некоторое время, наказывать не стали: решили, что Багдасаров сам нарушил технику безопасности.

Львы на охоте

На дрессировщика Александра Шатирова во время выступления в уфимском цирке в 2005 году напали два льва. Один из зверей разодрал мужчине ногу, второй повалил его на манеж. Ассистенты пытались отогнать хищников холодной водой из брандспойта, однако удалось это сделать не сразу.

Примечательно, что Шатиров принципиально не давал своим питомцам специальные успокоительные средства, хотя эта практика часто используется во многих цирках: он считал, что это плохо отражается на способностях львов.

Пришел, увидел, укусил

8 марта 2004 года в московском цирке на проспекте Вернадского тигр Цезарь, которого все считали безобидным (по хищным меркам, конечно) внезапно напал на беременную дрессировщицу Светлану Собенко. Женщину доставили в реанимацию с серьезными ранами и переломами, была даже угроза выкидыша, но ребенок, к счастью, родился здоровым.

Додон атакует

В декабре 2003 года медведь по кличке Додон напал на трех человек. Трагедия произошла в «Уголке Дурова», в помещении, где содержатся звери, когда ассистент дрессировщика Умар Закиров собирался покормить питомца. Каким-то образом Додон выбрался из клетки, загрыз Закирова, а потом напал на двух дрессировщиков — Тимура Щедова и Владимира Сошина, которые попытались остановить медведя и спасти коллегу. Закиров скончался на месте, Щедов был тяжело ранен, Сошин получил ранение кисти правой руки.

Растоптан слонами

Один из самых трагичных случаев произошел 22 февраля 2001 года, в том же «Уголке Дурова». Дрессировщик Александр Терехов репетировал с двумя слонихами — Дашей и Машей. Когда он пытался надеть на Дашу шлейку, для чего, видимо, встал на некую приступку. До сих пор неизвестно, сам ли он упал с нее, потеряв равновесие, или слониха случайно скинула его хоботом, но вдобавок Даша еще несколько раз наступила на Терехова. «Скорая» не смогла спасти артиста.

«Старушка на абажуре»

Трагедии случались и в советское время. Страшным происшествием стала гибель клоунессы Ирины Асмус, известной по роли Ириски в телевизионной передаче «АБВГДейка». Асмус родилась в апреле 1941 года, она чудом пережила блокаду Ленинграда. Некоторое время после окончания школы она была акробатом, но после травмы перешла в Театр имени В. Ф. Комиссаржевской, где играла Золушку, Джульетту и другие роли. Затем Ирина Асмус вернулась в цирк, но уже в качестве клоунессы: она выступала в сольных номерах под сценическим псевдонимом Ириска.

Трагедия, оборвавшая жизнь Ириски, произошла в 1986 году в цирке белорусского Гомеля. У 44-летней Асмус был эффектный трюк «Старушка на абажуре»: она вращалась вокруг своей оси под самым куполом.

Но когда клоунесса закружилась вниз головой, продев ногу в петлю и отстегнув страховку, чтобы трос не мешал движениям, она сорвалась. Тело камнем упало с 12-метровой высоты. Артистка скончалась от многочисленных переломов и внутреннего кровоизлияния. Позже выяснилось, что в машинка для вращения сломалась: после гибели циркачки данных тип механизмов был запрещен.

Фрик-шоу - довольно интересная, хоть и мрачноватая тема. Этот вид циркового искусства, если его можно так назвать, зародился в Европе в 16 веке и просуществовал до середины 20 века. А в Америке такие шоу можно встретить и до сих пор! Вот 15 старых фотографий, которые расскажут о фрик-шоу почти всё.


“Настоящая” русалка


Русалки - мифологические существа, в реальность существования которых люди верили на протяжении многих веков. Мы-то знаем, что никаких русалок не бывает, но от этого знания фотография мумии “настоящей русалки” не делается менее ужасной. Да даже сегодня можно найти каких-нибудь темных, необразованных людей, которые поверят, что это останки русалки. Ушлые владельцы развлекательных шоу изготавливали такие фейки из тела рыбы и головы обезьяны, сшивая или склеивая их вместе. И вперед - пугать доверчивую публику, попутно делая на ней большие деньги.

Живая принцесса-лягушка


Афиши для фрик-шоу - это отдельная тема. Они были яркими, завлекающими и очень интригующими. Реальность обычно оказывалась гораздо скромнее, чем эти шокирующие плакаты, но дело было уже сделано - люди купили билет и пришли на шоу. Поэтому понятно, что “женщина-лягушка”, нарисованная на рекламной афише, на самом деле лягушкой, конечно, не была. У нее, видимо, имелась какая-то врожденная деформация нижних конечностей и выглядело все это наверняка отвратительно.

Живая безголовая женщина


“Женщина без головы” - популярная оптическая иллюзия, которую часто вводили в свой репертуар различные фрик-шоу. Зрителю внушалось, что женщина на самом деле лишается головы и продолжает жить благодаря системе проводов и каких-то трубок, подсоединенных к телу. Для проведения фокуса использовалась система зеркал, женщина в какой-то момент отворачивала голову - складывалось ощущение, что ее нет вообще. Но как бы там ни было - сама идея отвратительна.

Некоторые артисты оригинального жанра также работали во фрик-шоу


Между прочим, в цирке уродов выступали не только люди с физическими недостатками. Были и другие - артисты с оригинальными номерами, которые присоединялись к фрик-шоу, так как в викторианские времена, например, это было единственное доступное для таких артистов место для самовыражения. Если они отличались от общепринятых норм и стандартов, спокойнее и безопаснее было пойти работать во фрик-шоу. Это в полной мере касалось танцовщиц, певиц и бурлеск-артистов. Таких, как эта дама в немного пугающем костюме лошади.

Злые клоуны - гвоздь программы


Неудивительно, что клоуны в культуре фрик-шоу заняли свое, особое место. Клоуны умеют и смешить, и загадывать загадки, и показывать фокусы; у них экстравагантные костюмы и раскраска на лице. В общем, они по сути своей все фрики, что уж там. Но посмотрите на этого клоуна - ведь он не смешной. Особенно с холодным оружием в руках.

Артисты-“близнецы” - залог успеха


Опять же, даже если у вас не было физического недостатка, но было что-то, что отличает вас от остальных - скажем, у вас был брат-близнец и вы были акробатами - этого уже было достаточно, чтобы работать в цирке уродов и собирать толпы на своих представлениях. Более того - можно было даже не иметь брата-близнеца, а сделать вид, будто ваш напарник - это ваша копия, и дело в шляпе. Вот как эти двое на фотографии.

Девочка-верблюд


“Девочка-верблюд” Элла Харпер родилась с очень редкой аномалией - рекурвацией колен. Ее колени были вывернуты в другую сторону и передвигаться она могла только на четвереньках. В 12 лет Элла стала звездой фрик-шоу и вела безбедную жизнь вплоть до смерти в 51 год. А “верблюдом” ее называли потому, что в своём номере Элла выходила на сцену одновременно с верблюдом и повторяла все его повадки и движения.

Чревовещатели были страшнее всего


Искусный чревовещатель может изрядно напугать, а уж если подобрать для него жуткую куклу - и подавно. Обычно артисты, владевшие этим искусством, проводили собственные шоу, но некоторые вливались в коллектив цирка уродов и выступали в составе фрик-шоу. Они служили хорошей приманкой для публики - так же, как и клоуны, они могли быть смешными, а могли быть и пугающими.

Винтажный пирсинг


В те времена это еще казалось недопустимым уродством и люди приходили поглазеть на то, как кто-то сознательно себя увечит, втыкая в лицо гвозди и острые спицы.

Мужчина-альбинос


Альбинизм - врожденное отсутствие пигмента меланина, придающего окраску коже, волосам, радужной и пигментной оболочкам глаза. В наше время альбинизм очень моден в модельной индустрии, а вот раньше на альбиносов смотрели как на диковинку, которой прямая дорога в цирк уродов.

Безголовый петух Майк


Артистами фрик-шоу могли стать не только люди, но и животные. Например, этот петух с отрубленной головой - известный случай. Фермер решил сварить суп, поймал петуха и отрубил ему голову - почти полностью, голова держалась на честном слове. Но чудо-петух вскочил и побежал - и бегал вот так, без головы, еще 18 месяцев! Фермер резонно решил, что на ужин он придумает что-нибудь еще, а этого безголового красавца срочно нужно показывать людям за деньги.

Эластичный человек


Этот человек, Феликс Верле, страдал от редкого заболевания - синдрома Элерса-Данло, при котором кожа человека делается суперэластичной. Он умел растягивать свою кожу с любой части тела так, что дамы в зрительном зале падали в обморок от ужаса.

Предсказание будущего - обязательная тема


В любом уважающем себя фрик-шоу обязательно были цыганки-гадалки или еще какие-нибудь предсказатели будущего. Они гадали на картах Таро, задумчиво смотрели в магические хрустальные шары и вообще дурачили людей по-всякому. Но кроме предсказателей в человеческом обличьи некоторые фрик-шоу могли похвастать вот такими машинами, предсказывающими будущее - как на этом снимке. Выглядит не очень вдохновляюще, по правде сказать.

Обезьянки, одетые как люди


Да, животные частенько были частью представления - как и в обычном цирке. И не только безголовые петухи или телята с двумя головами. Нет, вполне нормальные обезьянки, наряженные так, будто им предстоит выход в светское общество, также призваны развлечь публику. Хотя сами выглядят очень грустными.

Физические недостатки были предметом шуток и веселья


Основной претензией к фрик-шоу, конечно, является тот факт, что там, по сути, нужно было смеяться над физически неполноценными людьми, которые родились с недостатками. У этих людей не было иной возможности заработать и они шли работать в цирк уродов, выставляя себя на потеху публике. Зарабатывали там они, кстати, очень хорошо, и часто их собратья-актеры становились для них настоящей семьей. Но неприятный осадочек все равно есть.

Цирк уродов – жанр цирковых выступлений, актёрами в которых выступают искалеченные и просто странные люди. Наибольшую популярность жанр имел в 19-м веке в США, ныне он запрещён в большинстве стран, как унижающий инвалидов и калек.
Зарождение жанра началось приблизительно в 16-м веке, когда цирковое и балаганное дело стало оформляться в прибыльный бизнес, цирковые труппы при этом начали состоять из множества людей, разных талантов и достоинств. При этом, в цирковой репертуар стали входить номера с демонстрацией людей, обладающих различными физическими уродствами и недостатками, однако данные номера никогда не становились «изюминкой» цирка.
В начале 18-го века, жанр «уродов» практически полностью отвалился от обычного цирка: предприимчивые дельцы начали подбирать на улице различных уродливых и убогих людей, дабы демонстрировать их на специализированных представлениях. Первым выступлением официального «Шоу уродов», считается показ в Европе, вывезенной из Гвинеи женщины, якобы обладающей обезьяньей головой.
В Европейских странах «Цирк уродов» так и не смог завоевать популярность в людских сердцах, оставаясь уделом эксцентричных ценителей подобных зрелищ. Настоящий «бум» в жанре произошёл в 19-м веке, когда идея «Цирка уродов» доползла до США и попала в руки бизнесмена Финеаса Тейлора Барнума, ищущего любой способ заработка. В 1835 году Барнум купил старую рыбыню-негритянку Джойс Хет и начал возить её по городам, рассказывая небылицы о том, что ей 161 год и она была няней будущего президента США - Джорджа Вашингтона. Звучит, как невероятные бредни, однако американцы табунами шли поглазеть на старую негритянку. Что интересно, среди зрителей ходили бурные слухи, что старушка ненастоящая, а является невероятным роботом-куклой.
Старуха умерла от старости спустя семь месяцев после начала гастролей, но даже на этом Барнум сумел заработать, устроив из вскрытия умершей шоу, на которое мог за 50 центов придти любой желающий и убедиться, что негритянка была настоящей – из плоти и крови. Также, во время вскрытия выяснилось, что Джойс было не более 80 лет на момент смерти, но, несмотря на это, среди зрителей пошли слухи, что Барнум подменил куклу-робота на тело реального человека.
Несмотря на смерть Джойс, Барнум нашёл своё признание. С 1841 года он начал заниматься организованной демонстрацией различных диковинок и уродцев - как настоящих, так и мастерски загримированных. Одним из наиболее популярных экспонатов Барнума можно назвать – дикую смесь из останков небольшой обезьяны и крупной рыбы.
Кроме того, каждому своему актёру Барнум придумывал подробную легенду и образ, которым актёр должен был неустанно следовать на сцене. При всём этом, Барнум щедро платил своим актёрам – самые популярные получали до 500 долларов за одно выступление, в то время это были бешеные деньги.
Широко известен был родившийся в Санкт-Петербурге Фёдор Евтищев, так называемый «человек-волк», полностью покрытый волосами. Согласно придуманной Барнумом истории, Фёдор был диким человеком, выращенным волками. Соответственно, что на сцене Фёдор лишь лаял и рычал.
Закат «Цирка уродов» пришёлся на 1930-е годы, после проявления тенденции к защите прав всех и вся, а после выхода фильма «Уродцы» (1932), показавшего жизнь цирка уродов изнутри, общественность и вовсе потребовала запрета подобных цирков. Многие актёры «уродского» жанра оказались на улице без средств к существованию, а до этого они были звёздами, имевшим колоссальные заработки.