Объединение тимуровцев и трудовиков. История тимуровского движения. Под крылом власти

Тимуровское движение

массовое патриотическое движение пионеров и школьников, содержанием которого является гражданская забота о нуждающихся в помощи людях. Возникло в СССР в начале 40-х гг. под влиянием повести А. П. Гайдар а «Тимур и его команда» как движение по оказанию помощи семьям военнослужащих. Т. д. - действенная (с элементами игры) форма общественно полезной деятельности детей, способствующая их нравственному воспитанию, развитию инициативы и самодеятельности.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и др. внешкольных учреждениях, по месту жительства; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 млн. тимуровцев. Тимуровцы шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны; в послевоенный период они оказывают помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым; ухаживают за могилами погибших воинов. В 60-е гг. поисковая работа тимуровцев по изучению жизни Гайдара во многом способствовала открытию мемориальных музеев писателя в Арзамасе, Льгове. На средства, собранные тимуровцами, в Каневе (УССР) организована библиотека-музей им. Гайдара. В начале 70-х гг. для практического руководства тимуровскими объединениями Центральным Советом Всесоюзной пионерской организации (См. Всесоюзная пионерская организация) им. В. И. Ленина создан Всесоюзный штаб Тимура при редакции журнала «Пионер», на местах - республиканские, областные, районные и городские штабы. Регулярно проходят традиционные сборы тимуровцев. В 1973 в Артек е состоялся 1-й Всесоюзный слёт тимуровцев (около 3,5 тысяч делегатов), принявший программу развития Т. д.

Традиции Т. д. нашли своё выражение и развитие в добровольном участии детей и подростков в благоустройстве городов и сёл, охране природы, помощи трудовым коллективам взрослых и др.

Тимуровские команды и отряды созданы в пионерских организациях ГДР, НРБ, ПНР, СРВ, ЧССР.

Лит.: Ухъянкин С. П., Пионеры-тимуровцы, М., 1961; Камов Б. К., Обыкновенная биография (Аркадий Гайдар), М., 1971; Фурин С. А., Симонова Л. С., Юным тимуровцам, М., 1975.

С. А. Фурин.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Тимуровское движение" в других словарях:

    Возникло в СССР среди пионеров и школьников в нач. 1940 х гг. под влиянием повести А. П. Гайдара Тимур и его команда. Оказывали помощь семьям военнослужащих и ветеранам, а также престарелым, детсадам, ухаживали за могилами погибших воинов и т. п … Большой Энциклопедический словарь

    Возникло в СССР среди пионеров и школьников в начале 1940 х гг. под влиянием повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда». Оказывали помощь семьям военнослужащих и ветеранам, а также престарелым, детсадам, ухаживали за могилами погибших воинов и т … Энциклопедический словарь

    Тимуровское движение - ТИМУ́РОВСКОЕ ДВИЖÉНИЕ, массовое патриотич. движение пионеров и школьников, цель к рого – забота о нуждающихся в помощи людях. В конце 1930 х гг. в нек рых пионерских отрядах возникла инициатива шефства над семьями военнослужащих, выражавшая… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    движение - , ия, ср. 1. Перемещение в пространстве в каком л. направлении. == Поступательное движение к коммунизму. патет. Титаренко, 6. 2. Общественная деятельность, преследующая определенные цели. * Революционное движение. МАС, т. 1, 368. ◘ Я … Толковый словарь языка Совдепии

    Эмблема пионерской организации СССР Пионерское движение движение детских коммунистических организаций в СССР и в других странах. Созданное по образцу скаутского движения, пионерское движение отличалось от … Википедия

    Детское движение - детское общественное движение, совокупность деятельности различных детских общественных организаций и детских общественных объединений; одна из форм социально значимой деятельности детей и молодёжи. Употребляется также термин детское и… … Педагогический терминологический словарь

    Тимуровец понятие из советских времён, обозначающее образцового пионера, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо социалистического общества. Происходит от книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», герой которой, Тимур,… … Википедия

    Тимуровцы - участники обществ. движения в рамках Всес. пионерской орг ции им. В. И. Ленина, в первую очередь в 1940 е гг. В 1940 была опубл. пов. А. П. Гайдара Тимур и его команда, в к рой был подан пример самоорг ции дет. коллектива без контроля и… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Тимуровская улица проходит от улицы Демьяна Бедного до улицы Ушинского. 2 октября 1970 года новая улица в Калининском районе была наименована Тимуровской. «В честь патриотического воспитания пионеров», – указывалось в решении. В … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    ВСЕСОЮЗНАЯ ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, массовая самодеятельная коммунистическая организация детей и подростков Советского Союза, образована 19 мая 1922, носила имя В. И. Ленина с 1924; как единая организация прекратила деятельность в начале 1990 х гг … Энциклопедический словарь

Книги

  • Тимур и его команда , Гайдар А.. Повесть «Тимур и его команда» была написана в 1940 году и сразу же стала любимой книгой миллионов юных читателей, а тимуровское движение - бескорыстно помогать тем, кто нуждается, - буквально…

1. Общие положения и термины

«Тимуровец» – это участник детского общественного движения по оказанию помощи семьям воинов, инвалидам, больным (по имени Тимура, героя повести А.Гайдара «Тимур и его команда» - С.И.Ожегов «Толковый словарь», с.798).

Детская общественная организация «Тимуровцы» МОУ Дмитровской средней общеобразовательной школы № 9 создана в январе 2014 года как добровольное объединение учащихся 6 «в» класса, ориентированное на общечеловеческие ценности и мотивированное желанием совершить добрые поступки на благо общества, развитие социальной активности школьников, развитие ответственности перед другими, развитие коммуникативных навыков.

В своей деятельности участники ДОО «Тимуровцы» руководствуются Законодательством РФ, Конвенцией по правам человека, Конвенцией по правам ребенка.

    «Дом без одиночества» (помощь одиноким пожилым людям) .

    «Герои живут рядом» (общение с ветеранами войн и труда).

    «Мы – твои старшие друзья!» (помощь учащимся 1-2 классов).

    «В кругу друзей» (проведение бесед, информационных минуток, игр, соревнований для учащихся младших классов).

3. Цели тимуровской организации

    формирование у детей культуры социального служения как важного фактора развития современного общества;

    создание условий для реализации творческого потенциала личности в организации безвозмездной помощи ветеранам войн, пожилым людям, детям, нуждающимся в помощи и соучастии.

4. Задачи тимуровской организации

    формирование гражданских чувств младших школьников;

    поддержка социальных инициатив, направленных на распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;

    развитие социальной активности детей, самостоятельности и ответственности, коммуникативных умений и навыков;

    предоставление возможности для самореализации развития организаторских качеств учащихся посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;

    возрождение тимуровского движения, как средства помощи нуждающимся во внимании.

5. Участники ДОО «Тимуровцы»

Участниками ДОО «Тимуровцы» могут быть учащиеся, добровольно принявшие идеи тимуровского движения, согласные реализовывать их в своей жизнедеятельности.

Член ДОО «Тимуровцы» обязан:

    Выполнять Устав ДОО «Тимуровцы»;

    Быть образцом для других учащихся, делать людям добро, становиться на защиту пожилых, младших по возрасту, слабых и обиженных, всегда быть готовым прийти на помощь;

    Нести ответственность за свое поведение и поступки, признавать равноправие всех людей, трудиться с целью улучшения общества, в котором живет.

    Беречь свое доброе имя и достоинство организации «Тимуровцы».

6. Принципы деятельности членов ДОО «Тимуровцы»

    Законность

    Добровольность

    Осознание членами организации личностной и социальной значимости своей деятельности

    Непрерывность и систематичность

    Гласность

    Самоуправление

7. Отряд имеет свою символику и атрибутику (девиз, эмблему, законы).

Законы тимуровского отряда:

    Закон точности (закон «ноль-ноль»): все дела начинать вовремя, не опаздывать.

    Закон поднятой руки: если человек поднял руку, значит, ему есть что сказать.

    Закон правды: запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям.

    Закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе.

    Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям; помни об их интересах, потребностях, нуждах.

    Закон милосердия: тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай об этом, помоги им.

    Закон памяти: народ должен знать свою историю и помнить о своём народе.

    Закон уважения: хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других людей.

    Закон старости: помни, старость уважаема у всех народов.

    Закон чести: вспоминай о физической силе только наедине с собой; помни о духовной силе, благородстве, долге, достоинстве.

Символика отряда – эмблема с изображением штурвала. На штурвале – девиз отряда «Сердцем людей согрей». Там же – пятиконечная звезда, символ тимуровского движения.

“Вот так и среди нас есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные, но с огромной душой. Они - то и украшают жизнь, вмещая в себя все, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие”, - писал Г. Троепольский.

Милосердие и доброта… в последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке буквы алфавита обозначались самым близкими человеку словами: З – “земля”, Л – “люди”, М – “мысль”, Д – “добро”. Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро!

В каждом из нас есть солнце. Это солнце – доброта. Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека – Человеком.

Да, приучать человека делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем выпускники нашей школы юристами, инженерами, педагогами, но уверены в одном: они всегда будут делать добро, потому что растут неравнодушными людьми. Суть нашего движения - помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда и пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду. Не следует забывать, что мир состоит не только из радости: в ней, увы, муки, и страдания старости и одиночества.

Тимуровцы должны помогать тем, кто в этом нуждается. Не все современные молодые люди знают, кто такие тимуровцы. Книгу про них Гайдар написал давно, и это уже не модно. Но всё же, правильно говорят, что “новое - это хорошо забытое старое”.

Тимуровская работа очень нужна, ведь престарелым людям иногда требуется не только помощь, но и просто внимание. Кроме того, общаясь с пожилыми односельчанами, ребята могут узнать много нового о своем селе, традициях и обычаях, а также выслушать их воспоминания о событиях давно минувших дней.

В нашей школе тимуровская работа ведется уже много лет. Ведется систематически, а главное - с желанием. Задействованы в ней учащиеся 5 - 9-х классов.

Тимуровцы участвовали различных в операциях “Снег”, “Ветеран живет рядом”, “Салют ветеранам” и “Обелиск”. Ребята ходили к своим подшефным и оказывали им посильную помощь: пилили и кололи дрова, складывали их в сарай, расчищали дорожки от снега, сбрасывали снег с крыши, убирали в комнате, мыли пол, носили воду.

Выражение чуткого отношения ребят к людям проявлялось не только в помощи пенсионерам в домашнем хозяйстве. Наряду с этим тимуровцы оказывали им моральную поддержку: поздравляли по случаю праздника, организовывали встречи с ветеранами войны. А разве не забьется взволнованно сердце бывшего воина, когда в День Победы ребята поздравят его и преподнесут подарок, изготовленный своими руками.

Также провели рейды к младшим школьникам: “Учитесь, работайте, веселитесь, как мы”

Кириллова Анастасия командир отряда “Забота” рассказывает: “Нам нравится помогать таким пожилым людям, беспомощным. Это приятно и себе, и другому. Как говорится, жизнь – это зеркало, сделаешь хорошее другому и тебе в будущем или в скором времени это вернется сторицей”.

Проведенная работа позволила убедиться в том, что внешкольные коллективы в лице тимуровских отрядов значительно влияют на степень роста требовательности друг к другу.

В процессе выполнения тимуровской работы дети входят в контакт с людьми, имеющими большой жизненный опыт, достойными и уважаемыми в обществе. Они оказывают огромное воспитательное влияние на поведение юных тимуровцев.

Выполняемые тимуровцами дела – это обретение гражданственности, приобщение к делам взрослых. Тимуровцы придерживаются заповедей:

  • Не навреди, не разрушай, а помогай и улучшай окружающую жизнь;
  • Живи для улыбки товарища;
  • Лучше трудно, чем нудно;
  • Красота, но без прикрас
    И добро не напоказ –
    Вот что дорого для нас.
  • Помогай и защищай нуждающегося в помощи;
  • Думать коллективно,
    Работать оперативно,
    Спорить доказательно –
    Для всех обязательно.

Совершенно особую роль играет песня. Она вызывает чувства, которые трудно передать словами. Главное в песне то, что она сближает, роднит людей. Наша традиционная коллективная песня:

Дорога добра

Слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова

1. Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда
Иди дорогою добра.

2. Забудь свои заботы,
падения и взлеты.
Не хнычь, когда судьба
Себя ведет не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо.
Спеши к нему, всегда
Иди дорогою добра.

3. Ах, сколько будет разных
сомнений и соблазнов.
Не забывай, что жизнь -
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный.
Иди, мой друг, всегда
Иди дорогою добра.

Программа “Милосердие”

Задачи:

  1. Воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, терпимости и доброжелательности.
  2. Возрождение лучших отечественных традиций и благотворительности.
  3. Развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании престарелым и одиноким людям, ветеранам и инвалидам войны и детям – инвалидам.
  4. Создание условий, благоприятствующих формированию личности, способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты.

Направление деятельности

Срок реализации

Ожидаемые результаты

Выявление при сотрудничестве с местной администрацией нуждающихся в помощи престарелых, одиноких, ветеранов войны и инвалидов. Оказать посильную помощь в быту.

Оказать моральную и посильную материальную помощь

Сотрудничество с детским садом “Шaнкaрав” Провести концертно – театральную работу, оказать посильную и материальную помощь нуждающимся детям Воспитание гражданственности и нравственности у учащихся. Сформированное чувство сострадания и милосердия.
Шефская работа с начальными классами школы Помощь маленьким в организации досуга и познавательной деятельности Воспитание гражданственности и нравственности у учащихся. Сформированное чувство сострадания и милосердия.

Основные направления деятельности

Дом без одиночества

Постоянное общение с ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны, с теми, кто находится практически только в стенах своего дома

1. Окружение заботой и вниманием, оказание конкретной помощи одиноким престарелым людям.

2. Организация и проведение:

  • “огоньков”, встреч, концертных программ
  • дня пожилых людей “Согреем ладони, разгладим морщинки”
  • операций “Ветеран живет рядом”, “Подарок ветерану”, “Примите наши поздравления”.

“Шаг навстречу”

1. Окружение заботой и вниманием детей-сирот, находящихся на опеке.

2. Организация и проведение:

“Ты знаешь – я рядом!”

1. Создание кружков по интересам, клубов и других детских объединений, куда входят больные дети и их здоровые сверстники, степень социального благополучия которых различна: здесь и дети из полных и опекаемых, малообеспеченных и неблагополучных семей и другие.

2. Организация совместной деятельности, помогающей вхождению детей с ограниченными физическими возможностями и социально незащищенных подростков в социум.

З. Проведение совместных экскурсий, поездок, походов и т.п.

“Мы - твои старшие друзья”

Забота о младших, стремление сделать их жизнь увлекательной и интересной, “Заветная шкатулка”, “4 + З”, “Волшебная карусель”, “Наша школьная планета”, “Солнечные лучики”, “Республика ребячья”, “Цветик-семицветик”, “Теремок чудес”, “Сказочные домики”, “Динь-дон” и др.

Забота о младших, стремление сделать их жизнь увлекательной и интересной через реализацию программ “Сотвори добро”, “Заветная шкатулка”. Игры, праздники для воспитанников детских садов.

В кругу друзей

Организация и проведение для своих сверстников:

  • уроков добра “Кто, если не ты”, “Жизнь дана на добрые дела”, “Забота и внимание”, “Доброта приносит людям радость”, “Волшебное могущество добра”.
  • Коллективно- творческих дел “Человек человеку нужен”, “Мы нужны друг другу”, “Добру – дорогу”, “Лучше добрым на свете быть, злого в мире и так довольно”, “Колокольчики добра”

Если для вас имя Тимур Гараев что-то значит, то в детстве вы тоже любили читать истории о приключениях ответственных ребят, которые старались сделать мир лучше. Повесть «Тимур и его команда», выпущенная в 1940 году Аркадием Гайдаром, стала культовой и передавалась из поколения в поколение. Есть ли такие тимуровцы сейчас?

Волонтерство в наши дни становится все более популярным среди молодежи не только страны, области, но и нашего Кардымовского района. Волонтеры, добровольцы — это те люди, которые по зову сердца делают добро. Их зовут, когда нужна помощь.

27 ноября Президент России Владимир Путин подписал Указ об учреждении Дня добровольца (волонтера) в России. Новый праздник будут отмечать ежегодно 5 декабря. Установление соответствующей даты приурочено к «Международному Дню добровольцев во имя экономического и социального развития», который был установлен в 1985 году резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН.

В последние годы в нашей стране начало активно возрождаться волонтерское движение, появившееся в еще 80-х годах. Хотя, если заглянуть в историю, нужно отметить, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, пионерского движения, всевозможных обществ охраны природы и памятников.

Как рассказала ведущий специалист по делам молодежи районного Отдела образования, куратор ДОО Дина Столярова, на территории муниципального образования «Кардымовский район» сегодня активно трудятся и оказывают посильную помощь населению несколько волонтерских движений – около 600 школьников со всего района.

Это детские общественные объединения: «Ровесник» под руководством В.И. Великопольской (д. Тюшино), «Гагаринцы» и РДШ под руководством Е.Ф. Нестеровой (п. Кардымово), «Друзья природы» под руководством А.Г. Ковалевой (д. Шокино), «Содружество» под руководством О.А. Якуненковой (д. Рыжково), «Родные просторы» под руководством Е.Ю. Фроленковой (д. Соловьево), «Рубеж» под руководством Н.М. Дербиловой (д. Тиря), «Радуга» под руководством С.И. Головиной (д. Каменка), «Дружба» под руководством А.Ш. Киронова (д. Шестаково). Они сплотили совершенно разных (по возрасту, социальному статусу и многим другим показателям) ребят, которых объединяет желание помогать нуждающимся, быть полезными людям. Кардымовские тимуровцы — это ребята от 9 до 18 лет. Их увлек опыт советских предшественников, помогавших пожилым людям, ветеранам и тем, кто по разным причинам нуждается в помощи.

На базе Кардымовской средней школы на сегодняшний день личные книжки волонтера получили 35 молодых людей, это учащиеся 8, 9, 10 и 11-х классов. Прежние участники выросли, закончили школу, покинули волонтерское движение, поступив в высшие учебные заведения. Нынешний состав сформировался год назад, придя на смену предыдущему. Совсем недавно, в ноябре 2017 года, ряды волонтеров пополнили 25 активных ребят Кардымовской средней школы.

«Стать волонтером может любой желающий, независимо от возраста, — говорит Дина Михайловна, – Наши волонтеры задействованы в уборке памятников, придомовых территорий участников ВОВ и ветеранов труда, в организации и проведении различных мероприятий. Главное, иметь желание, стремление помогать и четко понимать, что это не работа, приносящая доход, а внутреннее состояние. Увлеченные волонтерской деятельностью ребята объединяются вместе, чтобы сделать нашу жизнь добрее. В такие группы молодежи входят активные кардымовские старшеклассники, которые трудятся на благо общества, не прося ничего взамен. Впереди у них много полезных дел. Сейчас основной вопрос на повестке дня – организация новогодних мероприятий».

Накануне Дня добровольца, член волонтерского движения, секретарь общественного молодежного движения Арина Лавренова рассказала нам, каково это — всегда быть там, где нужна помощь.

— Как вы стали волонтерами?

— Нам предложили вступить в волонтерское общество, и мы согласились. Ведь стать волонтером – это собственный выбор человека. За это время мы стали более активными, организованными, ответственными, а главное — отзывчивыми!

— Кто направляет вас, откуда вы берете информацию о том, где нужна ваша помощь?

— В своей работе мы тесно сотрудничаем с администрацией Кардымовского района, в частности, со специалистом Отдела образования по делам молодежи Диной Михайловной Столяровой, директором ФОКа Сергеем Сергеевичем Ануфриевым и специалистами Центра культуры.

— Какую помощь вы оказываете?

— Помощь волонтеров требуется в самых разных случаях. Это помощь в проведении мероприятий районного и областного масштабов, уборка территорий, проведение акций, различных культурных, патриотических, развлекательных мероприятий, а также мы помогаем пожилым людям. Каждое мероприятие для нас важно и значимо. Но есть особенные и запоминающиеся, к примеру, трехдневный фестиваль «Соловьева переправа» — это наиболее яркое, масштабное событие. Из недавних ­ Спартакиада инвалидов, где в наши обязанности входило: встречать и провожать до места спортсменов, участвовать в открытии Спартакиады. А еще поздравление с Днем матери, вручение цветов ручной работы, возложение цветов на Братской могиле п. Кардымово ко Дню неизвестного солдата.

Сейчас у нас идет подготовка к встрече Нового года. Пока не решили, какие именно мероприятия будут проведены – главное сделать больше добрых дел и постараться быть полезными для тех, кто нуждается в помощи.

— Кому можно вступить в ваши ряды?

— Мы всегда рады новым ребятам. Чтобы вступить в отряд, нужно быть активным и действительно желать делать добрые дела. Сейчас на волонтеров обращают больше внимания – начали выдавать удостоверения, его наличие – это определенные привилегии при поступлении в учебные заведения. И многие вступают в наши ряды именно по этой причине, а когда нужна помощь, и мы обращаемся к ним – идут постоянные отказы с различными отговорками. Мы хотим, чтобы людей у нас было больше, но нам они нужны не просто для «галочки» или количества. «Мертвые души» нам ни к чему.

— А что вам дало волонтерство?

— Это в первую очередь полезность для общества, для нашего родного поселка. Мы не слоняемся без дела по улицам, каждый день у нас расписан. Участвуя в различных мероприятиях, мы узнаем всегда что-то новое, а потом делимся полученной информацией с другими. И это тоже одна из сфер нашей деятельности.

— Спасибо кардымовским волонтерам и удачи в их добрых делах!

Волонтеры трудятся на благо общества, не прося ничего взамен, что является еще одной причиной того, почему они удостоились собственного праздника. Бескорыстные поступки в современном мире – редкость, но они так необходимы. Так что 5 декабря следует поблагодарить всех тех людей, которые безвозмездно трудятся и помогают людям.

Последователи дела Тимура Гараева в нашей стране были, есть и будут! И если вы в детстве, читая повесть Аркадия Гайдара, научились сострадать, оказывать помощь нуждающимся, то у вас есть все возможности стать современными тимуровцами — волонтерами!

№ 48 от 8.12.17

Тимуровское движение зародилось в самом начале 40-х годов ХХ века, сразу после выхода в свет повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Вначале это были стихийно возникшие «команды» (отряды, дружины), помогавшие взрослым так, как это было описано в повести. Наибольшего расцвета это движение достигло в годы войны, когда дети получили после ухода отцов на фронт бoльшую самостоятельность и начали помогать воюющей стране. В послевоенные голодные, 40-50-е, помогали по хозяйству инвалидам и семьям погибших, выращивали домашнюю птицу и кроликов.

В 60-70-е годы тимуровские дружины были в каждой школе страны. В принципе функции их не изменились, но усилилась внешняя сторона, очень напоминавшая ту, против которой выступал Аркадий Гайдар в «Клятве Тимура»: в каждом городе были «главный Тимур», городской штаб, регулярно проводились торжественные линейки с победными отчетами. По сути дела, тимуровские штабы превратились в дополнительные школы лидеров, причем во многих случаях более эффективные, чем пионерские дружины и школьные комсомольские организации, так как лидерство в тимуровских дружинах было все же нацелено на практические дела.

К концу 80-х годов тимуровское движение, как и пионерское, и комсомольское, окончательно заформализовалось и фактически выродилось. Годы кризиса 90-х годов и начала XXI века прошли уже почти без тимуровского движения.

Сегодня ставится задача возрождения и развития тимуровского движения в России. Возможно ли это и нужно ли?

По многим причинам социально-экономического и политического характера мы надолго были лишены организации, призванной воспитывать детей и организовывать их разумный досуг. Это не могло не вызвать всплеск многих негативных явлений, которые начали серьезно беспокоить общество: усиление криминогенности среди подростков и, в частности, движение так называемых скинхедов, фанатов спортивных клубов, алкоголизм и наркомания, праздное времяпрепровождение с бутылкой пива в руке, крайний индивидуализм и агрессивность одних и уход от действительности в компьютерные игры других. Для избежания углубления и расширения этих негативных процессов необходимо возрождение и развитие тимуровского движения. Оно поможет организовать разумный и созидательный досуг детей и будет способствовать воспитанию детей в духе национальных морально-нравственных ценностей: патриотизма, чувства милосердия, сострадания и взаимопомощи, стремления трудиться на благо ближних. И начинать это воспитание нужно, как можно раньше. Возможно, что со старшего дошкольного возраста.

С другой стороны, тимуровское движение нужно обществу. Как это ни покажется странным, но без помощи детей мы уже не сможем обойтись. А возможно ли тимуровское движение, то есть добровольная и безвозмездная помощь детей взрослым в наш меркантильный век? Разумеется, в той форме, в которой оно описано в повести «Тимур и его команда», возрождение тимуровского движения практически невозможно. Дело в том, что в те годы, когда повесть Аркадия Гайдара изучалась в школе, почему-то обходили вниманием то обстоятельство, что дети организовали свою команду в каникулы, в дачном поселке, будучи там не вместе с родителями, а под присмотром, причем не очень жестким, бабушки (Нюрка), дедушки (Коля Колокольчиков), дяди (Тимур), старшей сестры (Женя). Досуг, не ограниченный повседневными учебными обязанностями, отсутствие мелочного надзора и позволили детям самостоятельно создать свою самоуправляющуюся маленькую организацию (команду). Такого неограниченного досуга у современных школьников нет.

Второе, что делает затруднительным возрождение тимуровского движения в той форме, как это было в повести «Тимур и его команда», - это как раз то, что и считал наиболее действенным сам писатель - атмосфера игры, тайны. В современной криминогенной обстановке подобная игра воспринималась бы с еще большей опаской, тем более что в настоящее время попасть под влияние отрицательного лидера, а то и вовсе криминального «авторитета», гораздо более вероятно, чем под влияние положительного. Для того чтобы играть в такие игры и избежать влияния криминала, надо сначала найти и подготовить тысячи деятельных подростков, способных возглавить тимуровские команды. Помочь в этой подготовке могут деловые игры, специализированные смены в лагерях «Я - лидер», опыт проведения которых имеется во многих городах, в том числе и в Арзамасе. Помочь в работе новым Тимурам могут, в том числе и так называемые уличные психологи, которые достаточно давно работают с подростками на Западе, а теперь эту должность пытаются ввести и в наших крупных городах.

Школа также не должна стоять в стороне от организации тимуровского движения. Но при этом есть опасность того, что классные руководители, в 80-е годы имевшие опыт работы в этом направлении, не смогут избежать искушения использовать «старые, проверенные» методы работы, которые в свое время и привели тимуровское движение к вырождению в обычную обязаловку, «отработку», не вызывающую у детей ничего, кроме скуки и ощущения потерянного времени. Перед школой стоит задача найти новые формы организации тимуровской работы, которые могут заинтересовать современных детей.

Замена командно-административных форм партнерскими отношениями взрослых и детей - вот одна из центральных задач при организации тимуровского движения на современном этапе.

И еще одна проблема, требующая решения, - работа с родителями. Родители нынешних 10-12-летних ребят, пережившие все экономические и политические потрясения и испытавшие массированное давление средств массовой информации, пропагандировавших западные ценности индивидуализма и личного преуспеяния любой ценой, вряд ли благосклонно отнесутся к тому, что их дети тратят время на «чужого дядю». Классным руководителям нужно предусмотреть соответствующую работу с родителями.

На Западе в последние десятилетия существует волонтерское движение молодежи (старшеклассников, студентов) по помощи тем, кто в ней нуждается. Начинает развиваться это движение и у нас в России. Есть оно и в родном городе Аркадия Гайдара Арзамасе. Например, молодежная организация «Казачий Спас» шефствует над детьми группы риска, причем совершенно добровольно, по велению сердца, безвозмездно. В то же время в организации волонтерского движения еще много проблем, возникающих из-за непонимания сущности этого движения, из-за «обязаловки», из-за попыток получить какие-то льготы.

Наталья БЕЛЯНКОВА, директор научно-методического центра Арзамасского государственного педагогического института имени А.П.Гайдара, кандидат педагогических наук