Роман преступление и наказание особого жанра. Жанровые особенности романа “Преступление и наказание”

Роман «Преступление и наказание» - роман об абсолютной ценности человеч. личности. Это роман соц-философский, религиозно-нравств., идеологический. Роман вышел в 1866 г. Это была эпоха, когда старые нравственные законы были отвергнуты обществом, а новые – еще не сформировались. Общество потеряло нравственные ориентиры, которые были воплощены в образе Христа. Д. смог показать весь ужас этой потери. Р-н «ПиН» обладает рядом особенных черт: 1) Идеологический р-н (Раскольников – герой-идеолог, эта идея становится его страстью и определяющей чертой его л-сти). 2) Абвивалентность сознания ГГ (в нем сочетаются противоположные начала, добра и зла; Р. – не заурядный убийца, а честный и одаренный чел. с философским складом ума, вставший на ложный путь, увлекшийся ложной теорией). 3) Диалогизм повествования . Всегда присутствует спор и защита своей позиции (Два главных героя романа - Раскольников и Соня образуют два полюса. Полюс Раскольникова представляет Наполеоновскую идею, бесчеловечную и антигуманную: Сонин полюс - Христова идея, идея прощения. Они между собой находятся в отношении двойничества-антогонизма. Оба преступники (убийца и блудница). Они оба жертвы социального зла. Именно потому Раскольников тянется к Соне, она для него символизирует иное общественное и нравственное явление. Теория Р. символиз-т духовную смерть человека. Соня Мармеладова дает возможность Р. ощутить кризис и неправомерность своей теории. Она – носитель подлинной веры в романе, явл. выразителем авторской позиции. Для нее чел-к – высшая ценность на земле. Соня считает, что Р. совершил преступление п/д Богом, п/д землей, п/д русским народом, поэтому и отправляет его искать спасения и возрождения среди людей. Р. видит, что религия, вера в Бога – единственное, что у нее осталось. Для Д. в понятии Бог слиты представления о высших началах бытия: вечной красоте, справедливости и любви. И герой приходит к выводу, что Бог – воплощение гуманности.). 4) Полифонический р-н (слияние разных голосов, точек зрения в одну полную, многообразную картину, отражающую современное общество). 5) Принцип двойничества (Двойники в романе - одновременно противники : Двойником Раскольникова является Разумихин: оба бедные студенты, борются за жизнь. Но средства борьбы разные. Разумихин занимается репетиторством. помогает Раскольникову (предлагает работу), сидит у постели больного Раскольникова, принимает на себя заботы о семье Родиона. но он резко противопоставлен Родиону, так как не приемлет идею «крови по совести». Своеобразным двойником Раскольникова является Свидригайлов. который, как это свойственно цинику, доводит идеи Раскольникова до логического конца, советуя ему бросить думать о благе человечества. Еще один персонаж, оттеняющий образ главного героя, Лужин Петр Петрович. Герой берет практическую часть теории Раскольникова о праве на преступление, но полностью выхолащивает из нее весь возвышенный смысл. Лужин отражает философию Раскольникова в кривом зеркале цинизма, и сам Раскольников с отвращением смотрит на Лужина и его теорию. Лужин олицетворяет: «возлюби самого себя». Свидригайлов – другая сторона теории Раскольникова, кот. символизирует безбожие. Лужина, Свидригайлова и Раскольникова сближает то. что они берут на себя право распоряжаться чужими жизнями для достижения своих целей. Но их главное отличие в том, что у Раскольникова - это заблуждение, вызванное социальными обстоятельствами. У Лужина и Свидригайлова - это свойство их натуры. Дублируют идею, выраженную в образе Сони, образы Лизаветы и Дуни. Лизавета воплощают кротость и любовь к Богу, жервенность. Соня и Лизавета крестные сестры и невинные жертвы. Соня и Дуня - обе добровольные жертвы. Сила характера в Дуне проявляется ярче, но через призму образа Дуни, эта сила высвечивается и в Соне.) 6) Соединение философской основы с детективом (убийство старухи-процентщицы и расследование. правовое начало представлено Порфирием Петровичем, следователем. Это антипод Раскольникова. но и в нем есть что-то раскольниковское. потому-то он быстрее и лучше всех понимает главного героя. Следователь Порфирий не чужд «идее» Раскольникова. Это человек, переживший в молодости свою полосу гордых порывов и мечтаний. Порфирий Петрович чувствует «привязанность» к убийце, ибо ему самому «эти ощущения знакомы». Как и Свидригайлов, Порфирий в Раскольникове узнает в какой-то мере свою собственную молодость. Отсюда его тайное сочувствие герою, вступающее в противоречие с его ролью блюстителя официального правосудия. Осуждая убийцу, Порфирий, как и сам автор романа, не может отделаться от восхищения смелостью бунтаря против человеческих страданий и несправедливости общества. Оттого считает его «страшным бойцом», если тот сумеет найти подлинную «веру иль бога». Он убеждает Раскольникова явиться с повинной, чтобы вновь обрести способность к жизни).7) Реалистический р-н. (Достоевский определял свой метод как «реализм в высшей степени» – т.е. чтобы показать истинную природу человека, надо изобразить его в пограничных ситуациях, на краю бездны, представляя пошатнувшееся создание, заблудшие души).

Весь роман – путь Раскольникова к самому себе. Роман посвящен преображению Раскольникова. ГГ волновали неразрешимые вопросы: почему умные, благородные люди должны влачить жалкое сущ-е, а в то время как другие – ничтожные и подлые – живут в роскоши и довольстве? Почему страдают невинные дети? Как изменить такой порядок? Кто такой человек – «тварь дрожащая» или владыка мира, «право имеющий» преступить нравственный закон? Внешние причины преступления – это причины, которые вызваны соц. положением героя. А то, что происходит в его душе, все его болезненные переживания автор раскрывает п/д читателем, описывая сны Р. Сон п/д убийством сгущает краски, появляются мрачные детали – Р. Видит себя ребенком и видит избиение загнанной лошади, которую в тупой злобе хозяин забивает насмерть. Сон героя многозначен: в нем выражен протест против убийства, бессмысленной жестокости, сочувствие чужой боли; сон – символ сущ-х порядков – жизнь несправедлива, груба и жестока; самое главное значение сна – внутреннее отношение Р. к преступлению. Ужасная сцена, пролитая кровь связаны в сознании Р. с задуманным убийством. Р. чувствует страх и сомнение – пока теория осваивалась логически, страха не было, но вот вступили в свои права чувства героя. Еще никого не убив, Р. осознает обреченность своей кровавой идеи. Р. слышит в трактире разговор студентов об убийстве старухи-процентщицы ради денег, на которые можно сделать «1000 добрых дел», 1 жизнь и сотни жизней взамен. Очень важной оказалась для Р. фраза о множестве страдающих. С этого момента смутные представления формируются в идею о делении людей на избранных и рядовых. Поэтому Р. близок Наполеон. Д. доказывает, сколь чудовищно это мировоззрение, ибо оно ведет к разобщенности м/у людьми, превращает чел-а в раба собственных страстей и тем самым разрушает его. Мир – построенный на этих принципах – мир произвола, где рушатся общечеловеческие ценности. Это путь гибели рода чел-го. После убийства произошел перелом в душе Р. Будто пропасть разверзлась м/у ним и людьми – одиночество, отчуждение, безысходная тоска. Содеянное стало непреодолимой преградой. И в этом горестном одиночестве начинается мучительное осмысление содеянного.

История создания

Первые части «Преступления и наказания» появились впервые в 1866 году в восьми номерах журнала «Русский вестник ». Роман печатается по частям в январе-декабре. Весь год Достоевский работает над романом, торопясь добавить к очередной книжке журнала написанные главы.

Вскоре после окончания публикации романа в журнале Достоевский печатает его отдельным изданием: «Роман в шести частях с эпилогом Ф. М. Достоевского. Издание исправленное». Для этого издания Достоевский сделал в тексте значительные сокращения и изменения: три части журнальной редакции были преобразованы в шесть, изменено частично и деление на главы.

Сюжет

Сюжет разворачивается вокруг главного героя, Родиона Раскольникова, в голове которого созревает теория преступления. Согласно его идее человечество делится на «избранных» и «материал». «Избранные» (классическим примером является Наполеон) имеют право совершить убийство или несколько убийств ради будущих великих свершений. Раскольников сам очень беден, он не может оплатить не только учебу в университете, но и собственное свое проживание. Мать и сестра его очень бедны, вскоре он узнает что его сестра (Авдотья Романовна) готова выйти замуж за человека, которого не любит, ради денег, ради брата. Это было последней каплей, и Раскольников совершает преднамеренное убийство старухи-процентщицы («вошь» по его определению) и вынужденное убийство её сестры, свидетельницы. Но Раскольников не может воспользоваться краденым, он прячет его. С этого времени начинается ужасная жизнь преступника, мятущегося, лихорадочного сознания, его попытки обрести опору и смысл в жизни, оправдание поступка и его оценка. Тонкий психологизм, экзистенциальное осмысление поступка и дальнейшего существования Раскольникова красочно переданы Достоевским. В действие романа вовлекаются все новые и новые лица. Судьба сталкивает его с одинокой запуганной, бедной девушкой, в которой он находит родственную душу и поддержку,Соней Мармеладовой, ставшей на путь самопродажи по причине бедности. Соня, верующая в Бога, пытается как-то продержаться в жизни, потеряв родителей. Раскольников находит также опору в университетском друге Разумихине, влюбленном в его сестру Авдотью Романовну. Появляются такие персонажи, как следователь Порфирий Петрович, понявший душу Раскольникова и остроумно выведший его на чистую воду, Свидригайлов, развратник и подлец - яркий пример «избранного» человека (по теории Раскольникова), Лужин, адвокат и хитроумный эгоист и др. В романе вскрываются социальные причины преступлений и бедствий, моральных противоречий, гнетущих обстоятельств падения, описывается жизнь петербуржской бедноты, пьянства и проституции, описаны десятки своеобразных персонажей и действующих лиц. На протяжении романа Раскольников пытается понять, достойным ли человеком он является, имеет ли он право вершить суд над другими людьми. Не выдержав бремени своего преступления, главный герой признается в совершённом убийстве, написав чистосердечное признание. Однако он видит вину не в том, что совершил убийство, а в том, что пошел на него, не оценив своей внутренней слабости и жалкого малодушия. Он отказывается от претензии на избранность. Раскольников попадает на каторгу, но Соня остаётся рядом с ним. Эти два одиноких человека обрели друг друга в очень сложный период жизни для обоих. В конце концов, герой находит опору в любви и религиозном сознании.

Место действия

Действие романа происходит летом в Санкт-Петербурге .

Персонажи

  • Родион Романович Раскольников , нищенствующий бывший студент, главный герой повествования. Считает, что имеет моральное право совершать преступления и убийство лишь первая ступенька на бескомпромиссной дороге, которая приведет его к вершине. Бессознательно выбирает в качестве жертвы самого слабого и беззащитного члена общества, оправдывая это ничтожностью жизни старухи-процентщицы, после убийства которой сталкивается с жесточайшим психологическим шоком: убийство не делает человека «избранным».
  • Пульхерия Александровна Раскольникова , мать Родиона Романовича Раскольникова, приезжает к нему в Петербург в надежде выдать дочь за Лужина и обустроить семейную жизнь. Разочарование в Лужине, боязнь за жизнь и душевное спокойствие Родиона, несчастье дочери приводят ее к болезни и смерти.
  • Авдотья Романовна Раскольникова , сестра Родиона Романовича Раскольникова. Умная, красивая, целомудренная девушка, влюбленная в своего брата до самопожертвования. Имеет привычку в моменты задумчивости ходить из угла в угол по комнате. В борьбе за его счастье готова была пойти на брак по расчету, но не смогла пойти на связь с Лужиным ради его спасения. Выходит замуж за Разумихина, найдя в нем искреннего и любящего человека, истинного товарища своего брата.
  • Пётр Петрович Лужин , жених Авдотьи Романовны Раскольниковой, адвокат, предприимчивый и эгоистичный делец. Жених Авдотьи Романовны, желавший сделать ее своей рабой, обязанной ему своим положением и благополучием. Неприязнь к Раскольникову, желание поссорить его с семьей фундируют попытку обесчестить Мармеладову, сфальсифицировать совершенную якобы ей кражу.
  • Дмитрий Прокофьевич Разумихин , бывший студент, друг Раскольникова. Сильный, веселый, смышленый малый, искренний и непосредственный. Глубокая любовь и привязанность к Раскольникову объясняют его заботу о нем. Влюбляется в Дунечку, доказывает своей помощью и поддержкой свою любовь. Женится на Дуне.
  • Семён Захарович Мармеладов , бывший титулярный советник , опустившийся пьяница, алкоголик. В нем отражены черты героев ненаписанного Достоевским романа «Пьяненькие», к которому генетически восходит написание романа. Отец Сони Мармеладовой, сам тяготится своей пристрастностью к спиртному, слабый, безвольный человек, любящий, однако, своих детей. Раздавлен лошадью.
  • Катерина Ивановна Мармеладова , жена Семёна Захаровича Мармеладова, штаб-офицерская дочь. Больная женщина, вынужденная одна воспитывать троих детей, не совсем здоровая душевно. После тяжело прошедших похорон мужа, подточенная постоянной работой, заботами и болезнью, сходит с ума и умирает.
  • Соня Семёновна Мармеладова , дочь Семёна Захаровича Мармеладова от первого брака, девушка отчаявшаяся на самопродажу. Несмотря на такой род занятий, чувствительная, робкая и застенчивая девушка, вынужденная зарабатывать таким неприглядным образом. Понимает страдания Родиона, находит в нем опору в жизни, и силы сделать из него вновь человека. Уезжает за ним в Сибирь, становится его пожизненной подругой.
  • Аркадий Иванович Свидригайлов , дворянин, бывший офицер, помещик. Развратник, подлец, шулер. Вводится в противовес Раскольникову как пример человека не останавливающегося ни перед чем для достижения своих целей и ни на секунду не задумывающихся об методах и «праве своем» (о таких людях и рассуждает Родион в своей теории). Объектом страсти Свидригайлова стала Авдотья Романовна. Попытка добиться ее расположения путем помощи Родиона не увенчалась успехом. Скатываясь в безумие и пропасть разврата, несмотря на страшную его боязнь смерти, выстреливает себе в висок.
  • Марфа Петровна Свидригайлова , его покойная жена, в убийстве которой заподозрен Аркадий Иванович, по утверждению которого являлась ему ввиде привидения. Пожертвовала Дуне три тысячи рублей, что позволило Дуне отвергнуть Лужина в качестве жениха.
  • Андрей Семёнович Лебезятников , молодой человек, служащий в министерстве. «Прогрессист», социалист-утопист, однако глупый человек, не до конца понимающий и утрирующий многие из идей построения коммун. Сосед Лужина.
  • Порфирий Петрович , пристав следственных дел. Прожженный своих дел мастер, тонкий психолог, раскусивший Раскольникова и предлагающий ему самому признаться в убийстве. Но был не способен доказать виновность Родиона, ввиду отсутствия доказательств.
  • Амалия Людвиговна (Ивановна) Липпевехзель , Сдавала квартиру Лебезятникову, Лужину, Мармеладовым. Глупая и вздорная женщина, гордящаяся своим отцом, происхождение которого вообще не известно.
  • Алёна Ивановна , коллежская секретарша, процентщица. Сухонькая и злобная старушонка, убита Раскольниковым.
  • Лизавета Ивановна , сводная сестра Алёны Ивановны, случайная свидетельница убийства, убита Раскольниковым.
  • Зосимов , доктор, друг Разумихина

Экранизации

По мотивам романа неоднократно снимались художественные и мультипликационные фильмы. Наиболее известные из них:

  • Преступление и наказание (англ. Crime and Punishment ) (1935, США с участием Peter Lorre , Edward Arnold и Marian Marsh);
  • Преступление и наказание (фр. Crime et Châtiment ) (1956, Франция режиссёра Georges Lampin, с участием Жана Габена , Марины Влади и Робера Оссейна) ;
  • Преступление и наказание (1969, СССР , с участием Георгия Тараторкина , Иннокентия Смоктуновского , Татьяны Бедовой , Виктории Фёдоровой) ;
  • Преступление и наказание (англ. Crime and Punishment ) (1979, короткометражный фильм с учатием Timothy West, Vanessa Redgrave и John Hurt);
  • Потрясение (англ. Astonished ) (1988, США с участием Лилиана Коморовска, Томми Холлис и Кен Райан);
  • Преступление и наказание Достоевского (англ. Dostoevsky"s Crime and Punishment ) (1998, США, телефильм с участием Патрика Демпси , Бена Кингсли и Жюли Дельпи);
  • Преступление и наказание (англ. Crime and Punishment ) (2002, США-Россия-Польша)
  • Преступление и наказание (2007, Россия , при участии Владимира Кошевого , Андрея Панина , Александра Балуева и Елены Яковлевой).

Театральные постановки

Роман многократно инсценировался в России и за рубежом. Первая попытка инсценировать роман А. С. Ушакова в 1867 году не состоялась из-за запрета цензуры . Первая состоявшаяся постановка в России относится к 1899 году . Первая известная зарубежная постановка состоялась в парижском театре «Одеон» () .

Переводы

Первый польский перевод (Zbrodnia i kara) вышел в 1887-88 годах.

Иллюстрации

Примечания

См. также

Ссылки

  • «Преступление и наказание» - текст в Школьной библиотеке (формат совместимый с Word, прозрачное архивирование при открытии)
  • «Преступление и наказание» Достоевский (краткое содержание, главные герои) в Школьной библиотеке
  • Elena Dryzhakov: Сегментация времени в романе Преступление и наказание
  • Мария Лосева, «Некоторые аспекты материнского и отцовского комплекса в „Преступлении и наказании“»

Wikimedia Foundation . 2010 .

“Преступление и наказание” один из самых известных и читаемых романов Ф.М. Достоевского. Роман принес ему известность. Здесь он затрагивает все ту же тему, что и в романах “Идиот” и “Братья Карамазовы “, тема греха и искупления. В большинстве своих произведений Достоевский повествует о деградации российского общества и семьи. Этот роман не стал исключением, поскольку речь идет о бедном студенте Раскольникове, который убивает старуху процентщицу Алену Ивановну и ее сестру Лизавету Ивановну, убивает ради наивысшей цели, освободить людей от ее гнета.

Поскольку в романе присутствует планирование убийства, расследование и решение судьи, можно назвать его криминальным. Но роман также содержит в себе элементы и других жанров. Он считается психологическим, поскольку внутренний мир Раскольникова до и после преступления, путь в Сибирь, где он отбывает наказание, полностью раскрыт.

Также через жизнь Раскольникова мы можем проследить за жизнью алкоголика Мармеладова и его семьи: больной жены Катерины Ивановны и дочери Сони, которая пожертвует своей жизнью ради семьи.

Кроме того, есть семья Марфы Петровны, которая вместе с другими персонажами символизирует нищету, открывая через них царство бедных. Роман можно назвать социальным, поскольку четко присутствует разделение общества на богатых и бедных. Кроме того, роман имеет философские тенденции, поскольку повествует об убийстве, совершенном из этических соображений, в которые страстно верит Раскольников.

Он сформировал представление о необыкновенных людях, которые имеют большее право нарушать законы, для достижения наивысшей цели, которая поможет человечеству. Роман состоит из 6 частей и эпилога. Убийство и убийца представлены в первой части, следствие и внутренние сражения Раскольникова в последующих частях.

Жанр: роман

Тема: Раскольников мучается идеей справедливости, и это он поймет, как только убьет Алену Ивановну старуху процентщицу, сделав бедных счастливее с их деньгами. После убийства, его совесть не позволяет ему жить в мире.

Место: Россия

Время: 19 ый век

Преступление и наказание пересказ

Промежуток времени сюжета составляет всего 9 с половиной дней, действие разворачивается в Санкт-Петербурге, России. Все происходит в 19 ом веке. История разворачивается вокруг молодого, бедного студента юридического факультета Родиона Раскольникова. Он пропускает все больше и больше лекций, и впитывает в себя все больше и больше идей Западной Европы.

Раскольников считает, что человечество делится на две части. Обычные смертные, которые должны жить в ладу с законами и исключения, такие как Наполеон, которые могут совершить любое преступление, если взамен они смогут предложить что-то более ценное для человечества.

Раскольников решает реализовать свои идеи в жизни, убивая Алену Ивановну. Она была старая, жадная процентщица, убив ее, по крайней мере более тысячи людей спасутся. С ее исчезновением, многие были бы просто счастливы, например, ее сестра Лизавета Ивановна, которая страдает от домогательств старшей сестры. Сначала, Раскольников отталкивает от себя эти мысли, хотя уже и решил для себя разработать план убийства, но не был до конца уверен что сможет провернуть этот план.

Он зависит от многих мелких деталей, которые подстрекают его на совершение преступлений, например письма его матери. Беседы с Мармеладовым, встреча с Соней. Его мать написала, что единственный способ спасти сестру от Свидригайлова, отдать ее замуж за Лужина. Деньги и положение, которые она сможет получить поможет Раскольникову окончить юридическую школу. Он не был способен принять такую жертву сестры, и печальная Соня также ввергает его в еще большую депрессию. В конце концов, он узнает что старуха процентщица остается одна примерно в 7 часов.

После внутренней борьбы он приходит на квартиру Алены. Убивает старую, жадную женщину. Но все усложняется, поскольку неожиданно появляется Лизавета. Раскольникову пришлось убить еще и ее.

У него начинается паника, поскольку он не знает, что взять с собой в этот момент. Он хватает несколько вещей и убегает. После убийства он заболевает, и проводит несколько дней в полусознательном состоянии. Разумихин его друг заботится о нем. Пока Раскольников болен, и лежит в постели, Лужин, богатый жених сестры навещает его.

На самом деле, Лужин ищет бедную и полезную женщину, которая будет благодарна ему всю оставшуюся жизнь. Он хочет найти такую, которая будет прислуживать ему и останется верной всегда. Раскольников просит его уйти, поскольку он против превосходства, которое тот демонстрирует по отношению к сестре.

Когда Раскольникову становится лучше, он встает с кровати, и решает выйти почитать газеты. Он хочет узнать описание преступления из газет. Он близок к тому, чтобы рассказать все полицейскому, и сам же делает из себя подозреваемого номер один, поскольку возвращается на место преступления.

Раскольникова окружают ужасные вещи. Он стал свидетелем смерти Мармеладова. Его сбивает повозка, когда тот пытается пересечь дорогу пьяным. Раскольников хочет помочь, дав деньги вдове.

Он находит Дуню сестру и мать в своей комнате. Они готовятся к свадьбе, но Раскольников против этого брака. Он не хочет, чтобы его сестра выходила замуж за такого жалкого и ужасного человека. Также Свидригайлов, экс-работодатель Дуни, чья жена умерла подозрительной смертью, приезжает в город.

Дуня нанялась на работу к нему в качестве няни, и Свидригайлов хотел соблазнить ее. Он просит Раскольникова устроить ему встречу с Дуней, и даже предлагает много денег, но Дуня и Раскольников приходят к выводу, что связь с таким подозрительным человеком, был бы из ряда вон выходящий.

В то время как, сюжет поворачивается в сторону влюбленных Разумихина и Дуни, Раскольников просит полицию прийти и забрать часы, которые он закладывал Алене. Его ставят в неловкое положение, поскольку Порфирий Петрович задает каверзный вопрос. Сюжет внезапно принимает неожиданный поворот, когда художник Никой сознается в преступлении.

Теперь он может быть счастливым и свободным от обвинений, но совесть Раскольникова не дает ему покоя. Он хочет признаться в убийстве.

Он приходит к дочери Мармеладова Сони. Так как ее семья теперь еще в большем бедственном положении, у нее нет другого выбора, как заняться проституцией, чтобы прокормить семью.

Несмотря на ее работу, она женщина с высокой нравственностью, и очень религиозна. Она посоветовала Раскольникову признаться, и покаяться за свои преступления. Вскоре он узнает, что Николай признался только потому, что был религиозным фанатиком, полагающим, что он мог бы загладить свои грехи, взяв на себя чужие.

История закручивается, когда Свидригайлов слышит разговор между Раскольниковым и Соней, в котором он признается в убийстве Алены. Поскольку он получает ценную информацию, решает использовать ее, для шантажа Дуни. Дуня отвергает, и стреляет в него. Пуля только царапает его, но затем он берет пистолет, и убивает себя.

Все деньги Свидригайлов оставляет Дуне, Соне и детям Мармеладова. Таким образом, он решил сделать одну хорошую вещь, перечеркнув свою плохую жизнь.

В конце концов, Раскольников признается в содеянном. Его приговаривают к восьми годам в Сибири. Соня решает присоединится к нему и рядом с ней он проходит через духовное обновление.

Персонажи: Родион Раскольников, Мармеладов, Катерина Ивановна, Алена Ивановна, Лизавета, Соня, Дуня, Порфирий, Свидригайлов, Пульхерия Александровна Раскольникова, Разумихин, Лужин…

Анализ персонажей

Родион Раскольников – главный герой романа. Он высокий, имеет темные глаза. Вынужден жить в маленькой комнате, в Петербурге, что напоминает ему гроб, где улицы грязные от отходов. Он описан как студент юридического факультета с чувствительным характером, представляющий собой и преступника и праведника.

Одна из отправных точек криминального романа мотив преступления

(месть, страсть, психическая неуравновешенность…) Герой наслаждается моментами, когда чувствует контроль над ситуацией. Раскольников является более сложным персонажем, чем обычный преступник. Он хочет доказать свою точку зрения, совершив убийство, и для него преступление ничто иное, как моральное решение, поскольку убивает он страху процентщицу, которая изматывает других людей. Таким образом, он испытал свою моральную и психическую силу.

Главный герой думает, что если он в состоянии убить гадину, которая была причиной боли в обществе, то он явно принадлежит к избранным, движущей силе, которая будет восприниматься как творение истории.

Человек может взять чью-то жизнь только для высшей цели. Главный герой хочет помочь семье Мармеладова. Он не думает о прибыли от убийства.
Он заболел в Сибири, и эго его было также больно. Он не мучился, принимая жизнь широко, но не будучи в состоянии достичь высшей цели. И только любовь смогла вылечить его, Соня заставляет его читать Евангелие. Христианский образ мышления побеждает его ум, и он становится другим человеком

Алена Ивановна – старая, жадная процентщица, которую убивает Раскольников. Он хотел ее убить в благих намереньях для человечества.

Мармеладов – алкоголик, чья семья живет в нищете. Он является истинным примером жизни, становится несчастным из-за печальных событий, и становится жертвой своего порока

Соня – дочь Мармеладова становится проституткой, чтобы прокормить семью. Она помогает Раскольникову измениться.

Дуня – сестра Раскольникова, описывается как человек, способный сделать что-то для своей семьи. Она была даже готова выйти замуж из-за денег.

Федор Достоевский биография

Федор Михайлович Достоевский (1821 – 1881) русский романист, бок о бок с Толстым, один из лучших писателей русского реализма. Он прожил трудную жизнь в нищете, был болен эпилепсией. Его постиг смертный приговор, сибирская тюрьма и смерть близких людей.

Чтобы угодить отцу поступил в военную академию в январе 1838 года, когда ему было 16 лет. Ему никогда не нравилось там учиться. Начал писать в 20 лет, в мае 1845 года написал свой первый роман Бедные Люди.

Большой поворот в жизни участие – в утопической идеи социалистического общества, из-за чего был приговорен к смерти в 1849 году. Но был спасен каторгой в Сибири, где провел 10 лет.

В начале своей карьеры он следовал по стопам Гоголя, и представлял некоторые идеи социальной политики. После отбывания наказания, описанное в работе “Записки из подполья” в 1861 год, он не только оставил путь революции, но и осудил эту идею (роман “Бесы” от 1871 – 1872) и глубоко погрузился в мир мистики и православной церкви.

Достоевский работал журналистом. Начал путешествовать по Западной Европе, где стал азартным игроком, что привело к финансовым трудностям. Какое-то время занимал деньги, но в конце концов, стал одним из самых читаемых российских писателей.

Его книги были переведены на более чем 170 языков. Его основные романы: “Преступление и наказание”, “Бедные люди”, “Записки из подполья”, “Идиот” и “Братья Карамазовы”.

Умер в январе 1881 года от легочного кровотечения.

Жанр «Преступление и наказание» - роман , главное место в котором занимают социальные и философские проблемы современной писателю русской жизни.

«Преступление и наказание» жанр

Жанр: философский и психологический роман

«Преступление и наказание» является психологическим романом, так как в нём главное место занимает описание душевных мук человека, совершившего убийство. Углублённый психологизм - характерная черта творчества . Самому преступлению посвящена одна часть романа, а душевным переживаниям убийцы остальные пять частей. Следовательно, для писателя важнее всего изобразить муки совести Раскольникова и его решение покаяться.

Философская тема романа - рассуждение о «праве на кровь», то есть рассмотрение «вечного» морального вопроса: оправдывает ли высокая цель преступные средства? Философская идея романа формулируется так: никакая благородная цель не оправдывает убийство, не человеческое дело решать, достоин ли какой-либо человек жить или недостоин.

Раскольников убивает ростовщицу Алёну Ивановну, которую сам писатель рисует чрезвычайно непривлекательной: «Это была крошечная, сухая старушка лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом. На её тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпьё…» (1, I). Алёна Ивановна вызывает отвращение, начиная с приведённого портрета и деспотического отношения к сестре Лизавете и заканчивая её ростовщической деятельностью, это она похожа на вошь (5, IV), сосущую человеческую кровь. Однако, по мнению Достоевского, даже такую противную старушонку убивать нельзя: любая личность священна и неприкосновенна, в этом отношении все люди равны. По христианской философии, жизнь и смерть человека в руках Божиих, а людям этого решать не дано (поэтому убийство и самоубийство - смертные грехи). Достоевский с самого начала усугубляет убийство зловредной процентщицы убийством кроткой, безответной Лизаветы. Итак, желая проверить свои возможности сверхчеловека и готовясь стать благодетелем всех бедных и униженных, Раскольников начинает свою благородную деятельность с того, что убивает (!) старуху и юродивую, похожую на большого ребёнка Лизавету.

Отношение писателя к «праву на кровь» проясняется, помимо прочего, в монологе Мармеладова. Рассуждая о Страшном суде, Мармеладов уверен, что Бог в конце концов примет не только праведников, но и опустившихся пьяниц, ничтожных людей, подобных Мармеладову: «И скажет нам: «Свиньи вы! образа звериного и печати его; но приидите и вы!». (…) И прострёт к нам руце свои, и мы припадём… и заплачем… и всё поймём! Тогда всё поймём!..» (1, II).

Теперь вы знаете особенности жанра «Преступление и наказание», какие вопросы и проблемы общества хотел показать Достоевский.

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» – самое известное произведение писателя, вошедшее в золотой фонд мировой литературы. Написанное в тяжелый период жизненных испытаний автора, оно затрагивает многие серьезные проблемы, которые остаются актуальными и по сей день. Роман достаточно сложный и глубокий, однако подробный анализ произведения поможет лучше понять основную мысль и проблематику романа, поступки главных героев. «Преступление и наказание» анализ требует наиболее полный, и особенно полезным он будет для учеников 10 класса при подготовке к ЕГЭ по литературе.

Краткий анализ

Год написания – 1866 г.

История создания – Замысел «Преступления и наказания» Достоевский вынашивал во время своего пребывания на каторге, во период сильнейших душевных переживаний.

Тема - Отображение нечеловеческих условий жизни беднейших слоев населения, безнадежности их существования и озлобленности на весь мир.

Композиция - Роман состоит из шести частей и эпилога. Каждая часть разбита на 6-7 глав. В первой части описывается образ жизни главного героя и совершенное им преступление, в последующих частях - последовавшее за ним наказание, в эпилоге - раскаяние главного героя.

Жанр – Роман.

Направление - Реализм.

История создания

Во время своего пребывания на каторге Федор Михайлович вынужден был общаться не только с политическими преступниками, но и с опасными уголовниками - убийцами и ворами. Наблюдая за этими человеческими типажами, писатель пришел к выводу, что в подавляющем большинстве преступления были совершены этими людьми на почве страшного отчаяния. После отмены крепостного права многие крестьяне, не имевшие средств к существованию, отправлялись в большие города, где пьянствовали, грабили и убивали.

Именно тогда у писателя впервые возникла идея написать роман, полный драм и внутренних конфликтов. По плану произведение задумывалось как исповедь Раскольникова, в котором раскрывался духовный опыт главного героя. Однако во время написания романа автор стал понимать, что не в состоянии ограничиться переживаниями одного Раскольникова - сюжет требовал большей глубины и наполненности. Отнесшись с большой долей критики к написанному материалу, Достоевский сжег практически завершенный роман и написал его заново - таким, каким знает его весь литературный мир.

Проблема у писателя возникла и с названием произведения. Было несколько рабочих версий, среди которых «Рассказ преступника», «Под судом». В результате он остановился на варианте «Преступление и наказание». Суть и смысл названия романа заключается не только в уголовном наказании за совершение преступления, но, прежде всего, в душевных муках преступника. Любое злодеяние влечет за собой неизбежное наказание, и скрыться от него невозможно.

Над романом Федор Михайлович трудился в 1865-1866 годах, и сразу после завершения он был опубликован в популярном журнале «Русский вестник». Реакция на произведение была весьма неоднозначной, от резкого неприятия до бурного восхищения.

В 80-х годах 19 столетия роман был переведен на многие европейские языки. Влияние его на мировой литературный процесс оказался огромным: писатели стали развивать тему, затронутую Достоевским и, порой, откровенно подражать классику, в разных городах мира были поставлены театральные постановки, позже нетленное произведение было многократно экранизировано.

Тема

Главная тема произведения - угнетенность и ужасающая бедность большей части общества, печальное положение которого мало кого интересует. Также красной линией проходит тема заблуждений личности и вынужденного бунта вследствие удушающей нищеты, социального неравенства и безысходности.

Проблема ложных убеждений, затронутая в романе, является актуальной во все времена. Теория, которой был подвержен Раскольников, о вседозволенности и возможности совершения преступления ради благих целей, является разрушительной. Именно она является причиной произвола, насилия и террора.

В своем романе Достоевский хотел донести свои христианские представления о жизни, согласно которым нужно стараться жить нравственно, не поддаваясь гордыне, похоти, эгоизму. Жить ради ближних, творить добро, жертвовать собственными интересами на благо общества - вот чему учит писатель. Именно по этой причине в конце эпилога Родион Раскольников приходит к вере, которая является спасением его измученной души, и обретает надежду на спасение.

Композиция

Структурная композиция «Преступления и наказания» довольно проста: роман состоит их 6 частей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из 6-7 глав.

Роман делится на две составляющие: в первой описаны мытарства главного героя, его рассуждения и, в итоге, совершенное им преступление. Затем следует наказание и саморазоблачение Раскольникова, и этому посвящены оставшиеся 5 частей произведения.

Характерной особенностью романа является некоторая непоследовательность в хронологии поступков Раскольникова. Этим автор хотел подчеркнуть нестабильность внутреннего состояния главного героя, его потерянность. Прекрасным дополнением к настроению Раскольникова являются темные, серые улицы Петербурга, описанию которых Достоевский выделил немало места в произведении.

В заключительной части романа - эпилоге - писатель указал на возможное исцеление Раскольникова благодаря искреннему раскаянию и вере в Бога. Нравственное возрождение героя стало возможным только благодаря его полному переосмыслению своей жизни, поступков, ценностей.

Большое внимание Достоевский уделил не только бедному студенту, но и другим центральным персонажам: Разумихину, Дуне Раскольниковой, Пульхерии Александровне, Соне Мармеладовой, Свидригайлову. Характер каждого из них описан ярко, красочно, взаимодействие этих героев прекрасно дополняют общую картину, показанную автором. Несмотря на хитросплетение сюжетных линий, все они, так или иначе, связаны с Раскольниковым. Примечательно, что многих описанных героев ожидает трагическая судьба, и к концу романа лишь немногие останутся в живых.

Главные герои

Жанр

«Преступление и наказание» относится к психологическому и философскому роману . Сам Федор Михайлович называл свое детище «психологическим отчетом одного преступления». Это уникальное литературное произведение, в котором искусно переплетены детективная, криминальная, социальная, психологическая, философская и любовная составляющие. В нем гармонично сочетаются пугающая реальность обыденной жизни и фантастика, представленная снами Раскольникова.

Если говорить о литературном направлении романа, то он полностью соответствует «реализму».