Строй гитары по нотам. Какие струны лучше подойдут под определенный строй? Название струн на гитаре: классический вариант

Интересная тема. Мне показалось, что в Интернете она освещена как-то не с той стороны, с какой хотелось бы мне (но, может, не только мне?). Повышенное внимание уделяется фактической высоте: в вики вычитал, что стандартный строй опускают на 0.5, 1, 1.5, 2, и 2.5 тона, поднимают на 0.5 и 1 тон и т.д. Мне же интересна не фактическая высота звучания, а именно строй, т.е. отношения настройки струн друг к другу, и главное - что из этого можно извлечь, в контексте классической (или "около-классической") гитары.

Итак, обычный строй: E-A-D-G-B-E (струны 6 => 1). Позволяет худо-бедно сыграть в тональностях: до-мажор, ре-мажор, ми-мажор, соль-мажор, ля-мажор, ре-минор, ми-минор, ля-минор, си-минор. Особенно удобны:


  • ля-минор и ля-мажор (открытые басы всех главных гармонических функций I, IV, V);

  • ми-минор, соль-мажор, до-мажор, ре-мажор, ре-минор (просто много открытых струн и басов).

Тональности ми-мажор и си-минор - используются чуть реже, чем остальные из перечисленных, т.к. несколько менее удобны.

Строй с опущенной шестой: D-A-D-G-B-E (струны 6 => 1). Используется почти исключительно, чтобы сыграть в ре-мажоре и ре-миноре, т.к. появляется открытый мощный тонический бас.

Строй OPEN-G: D-G-D-G-B-D (струны 6 => 1). Используется, насколько я понимаю, в основном, для удобства аккомпанемента. Строй OPEN-G соответствует фактически такой форме мажорного трезвучия (обычного строя):

На этом популярные строи заканчиваются...

У Маттео Каркасси, в самом конце его Школы, имеем пять пьес с "ми-мажорным" строем E-B-E- -B-E (струны 6 => 1), который соответствует фактически такой форме мажорного трезвучия (обычного строя):

Новый строй вдохновляет на новые музыкальные мысли. Смена строя позволит вам использовать такое голосоведение и переходы между аккордовыми формами, которые обычно были бы невозможны. Новый строй сделает доступными нестандартные открытые струны. Игра знакомой аппликатуры на незнакомом грифе захватывает - вы никогда не знаете точно, чего ожидать. Использование знакомых риффов на незнакомом грифе часто наталкивает на новые шаблоны звучания и вариации. Эта книга поможет вам найти альтернативные способы сделать музыку.

Почему стандартная настройка гитары - стандартная? Откуда взялась эта странная комбинация мажорной терции и четырёх чистых кварт? Это - отчасти история (посмотрите на гитару как на потомка лютни), отчасти технология (струны, которые слишком высоки и тонки, имеют тенденцию рваться, а те, которые слишком низки, имеют тенденцию быть слишком мягкими) и отчасти - случай. Однако, стандарт - это стандарт, и почти все, кто играет на гитаре, знает строй EBGDAE. Получается, различные строи используют лишь некоторые народные музыканты, которые делают это только потому, что играют недостаточно хорошо?

Ну, возможно Leo Kottke знает, что делает, и возможно Wm. Ackerman и Michael Hedges хороши, и возможно, что Adrian Belew талантлив... Но игра с заменой строя невозможна на сцене, перенастройка - кошмар... струны рвутся, плывут и расстраиваются, гриф деформируется. И альтернатива - транспортировка пяти специальных гитар для пяти строёв - является крайне неудобной. Назад к EBGDAE.

Но все эти "практические" причины бледнеют на фоне психологической инерции. "Я потратил годы, чтобы овладеть одной настройкой, зачем я должен пробовать другие?" Потому что есть целые музыкальные миры, ждущие, чтобы их использовали. Как только вы перестроились и исследовали единственный дополнительный строй, вы будете захвачены неожиданной аппликатурой, простыми басами, "новыми" аккордами с открытыми струнами. Новые строи - это способ возвратить удивление, которое вы испытывали, когда-то находя свои дороги на грифе - но теперь вы можете стать опытными в течение дней, а не лет!

И "практические" причины становятся менее убедительными с введением гитарных MIDI контроллеров, которые в действительности позволяют гитаристам намного более, чем только играть как на синтезаторе. Нажатием кнопки вы можете изменить настройку всех шести струн - никаких грязно звучащих и порванных струн, никаких дополнительных гитар. И замена самого строя больше не ограничена механикой толщины струн и нагрузки на гриф. Как насчёт настройки с шестью басовыми струнами? Настройки, которая охватывает шесть октав? Конфигурации струн, которые были невозможны с деревом и жилой, теперь могут быть реализованы волшебством MIDI.

Книга покажет вам, как окунуть вашу гитару во все популярные альтернативные строи, как взять в них аккорды с барре и открытыми струнами, содержит схемы гамм и изображения нот на грифе. Каждая настройка кратко обсуждается, с исследованием её преимуществ и ограничений, помогая вам в ваших музыкальных исследованиях. Книга разделена на четыре больших раздела, соответствующие четырём главным типам альтернативных строёв: открытые, инструментальные, систематические, и "специальные" строи.

В открытом строе все шесть струн настроены так, что составляют простой аккорд. Это облегчает использование необычных переходов и интересных созвучий с использованием резонансов и "выдержанных" струн. В открытом строе замечательны приёмы слайд-гитары и флажолеты, потому что можно играть полные шестизвучные аккорды. И вы можете играть аккорды с барре одним пальцем!

Инструментальные строи основаны на строях современных и исторических инструментов, таких как мандолина (расширенная для шести струн), чаранго, цитра, уд и многие другие. Для исполнителей на этих инструментах могут оказаться полезными настроечные и аккордовые диаграммы, а гитаристы найдут некоторые действительно замечательные способы изменить звучание своего инструмента.

В систематическом строе струны настроены однородно. Это позволяет перемещать аккордовые формы вверх и вниз по струнам, подобно обычному аккорду с барре, который перемещается вдоль грифа. Изучите горстку аккордовых форм в систематической настройке, и вы будете знать сотни аккордов!

Специальные строи - коллекция разных строёв, большинство которых было создано и/или популяризировано в последние годы различными певцами и авторами песен.

Исследуйте эти альтернативные музыкальные вселенные с данным пособием, содержащим удобные аккордовые диаграммы и схемы гамм. Не ждите... перестройте гитару прямо сейчас.

Открытые строи в целом

Когда открытые струны составляют простой аккорд, настройку называют открытой (open); настройка "open C" выстраивает до-мажорный аккорд, настройка "open G" - соль-мажорный аккорд и т.д. Безусловно, это облегчает игру в "естественной" тональности настройки. Но ограничить игру только несколькими тональностями было бы ошибкой, так как большинство открытых строёв достаточно универсальны, чтобы играть во многих тональностях.

Один из самых общих способов использования открытого строя - звучание открытых струн в качестве фона или остинато. Это простой способ создать необычные связки аккордов и интересные продолжительные созвучия. Когда гармоническое движение находится в дискантах, более низкие струны имеют тенденцию использоваться как остинато, и наоборот.

Открытые строи идеальны для того, чтобы использовать приёмы слайд-гитары, так как вы можете поместить слайд на любой лад и сыграть полный шестизвучный аккорд. Точно так же в открытом строе замечательны флажолеты. Вы можете сыграть сразу все шесть флажолетов на 12-м, 7-м и 5-м ладах.

Многие из открытых строёв сильно связаны - они могут отличаться только одной ступенью на одной струне. Например, "Modal D" - "Open D" - "D Minor" или "Modal G" - "Open G" - "G Minor". Упомянутые настройки "G" отличаются только второй струной. Следовательно, аппликатуры аккордов могут часто "пересекаться", например, до-мажорный аккорд будет браться одними и теми же пальцами во всех трёх настройках (хоть и не будет полностью идентичен).

Open C - C G C G C E (струны 6 => 1)

"Open C" - глубокая, богатая настройка, которая позволит играть во многих стилях и тональностях. "Townsend Shuffle" William Ackerman и "Requiem for Mississippi John Hurt" John Fahey дают общее представление о многосторонности и вместительности настройки "Open C".

Три струны "До" и две струны "Соль" могут эксплуатироваться, чтобы обеспечить многочисленные варианты аккордов с этими нотами.

Open D - D A D A D (струны 6 => 1)

Три басовых струны могут использоваться для мощных аккордов, а также как устойчивые остинатные звуки на фоне ниже (на более тонких струнах) меняющейся гармонии. Почти у каждого аккордового типа есть простой вариант с барре: мажор, минор, доминантсептаккорд (7), sus4, 7sus4, мажор и минор с секстой (6). Это делает "Open D" многогранной и позволяет играть во множестве стилей и тональностей. Две известных мелодии в "Open D": "Big Yellow Taxi" Joni Mitchel и "Little Martha" Allman Brother"s.

Употребительными вариантами "Open D" являются настройки на тон выше и ниже:
E B E B E (струны 6 => 1) (это настройка Каркасси, упомянутая выше)
C G C E G D (струны 6 => 1)

Как и во многих открытых строях, в "Open D" многочисленные струны "Ре" и "Ля" могут использоваться, чтобы составить множество вариантов аккордов с этими нотами.

Modal D - D A D G A D (струны 6 => 1)

Открытые стуны настройки "Modal D" составляют замечательный аккорд Dsus4, который не является ни мажорным, ни минорным из-за отсутсвия терции. Конечно, при этом возможно играть и в мажорных, и в минорных тональностях.

Эта настройка очень близка к "Open D" и отличается от неё только третьей струной. Следовательно, аккорды "Open D" могут использоваться с минимальными изменениями в настройке "Modal D", и наоборот.

Open D Minor - D A D F A D (струны 6 => 1)

У настройки "Open D Minor" пять струн являются общими с "Open D", "Modal D", и "Pelican" (D A D E A D), отличия только в третьей струне. Как и во всех этих настройках, в "Open D Minor" есть три струны "Ре" и две "Ля", что приводит к широкому разнообразию простых аккордов с этими нотами.

Open G - D G D G B D (струны 6 => 1)

В настройке "Open G" струны настроены как соль-мажорный аккорд, облегчая игру в тональности G и родственных тональностях. Хотя эта настройка часто используется в "народной" музыке, "Bron-Y-Aur Stomp" Jimmy Page показывает, что это больше вопрос традиции, чем необходимости.

Четыре толстые струны совпадают с одноимённым строем для банджо, таким образом, игроки на банджо сочтут, что это облегчает жизнь. Аналогично, если вам нравится "Open G", почему бы вам не попробовать банджо?

Вторая, третья и четвёртая струны настроены точно так же, как в стандартной настройке E A D G B E (струны 6 => 1). Все аккорды на этих трех струнах остаются такими же, делая "Open G" одной из самых простых альтернативных настроек, в которой можно играть.

Как и с любой открытой настройкой, множественные струны "Ре" и "Соль" могут использоваться, чтобы составить новые способы взять простые аккорды. Заметьте, что настройка "Open G" похожа на настройки "Open G Minor" и "Modal G", а значит, аккордовые формы этих настроек могут взаимно использоваться с незначительными модификациями.

Настройка "Open G" очень близка к русской семиструнной гитаре. Фактически, это русская семиструнная гитара без пятой струны.

Modal G - D G D G C D (струны 6 => 1)

Открытые струны гитары в "Modal G" составляют аккорд Gsus4, который не является ни мажором, ни минором. Две пары кварт в струнах 3-6 дают мощь в звучании, в то время как маленькая разница двух самых высоких струн делает жизнеспособными и интересными множество sus-аккордов.

Как и другие открытые настройки, эта настройка позволяет достаточно просто составить различные варианты аккордов с использованием трёх струн "Ре" и двух струн "Соль". Кроме того, "Modal G" близко связана с "Open G" (отличаются только вторые струны, и только одним ладом).

Open G Minor - D G D G bB D (струны 6 => 1)

Использованная в "Orphan" и "Mist-Covered Mountains of Home" John Renbourn, настройка "Open G Minor" является, вероятно, потомком соль-минорного банджо, настраиваемого D G bB D, где две самые низкие струны удвоены на октаву вниз. Эта настройка отличается от "Open G" только второй струной, таким образом, их аккорды легко переносятся.

Настройка "Open G Minor" очень близка к минорному цыганскому строю D G bB D G bB D (струны 7 => 1) русской семиструнной гитары. Фактически, это та же семиструнная гитара, но без пятой струны.

Open A - E A E A E (струны 6 => 1)

Larry Sandberg говорит, что настройка "Open A" особенно полезна для звучания Дельта Блюза, и это - отличная настройка для слайд-гитары, так как позволяет просто скользить от минора к мажору на четвертой струне.

Как и во всех открытых строях, здесь просто найти дополнительный вариант какого-либо аккорда, используя в своих интересах струны, которые настроены в октаву.

Инструментальные строи в целом

Инструментальные строи основаны на настройке таких инструментов, как балалайка, чаранго, добро и другие. Они адаптированы для использования на шести струнах путём дополнения настройки инструментов, которые имеют меньше, чем шесть струн, практичным, хотя и не единственно возможным, способом. Например, настройка Цитра (2) расширяет настройку цитры "C G C G C" до шести струн, превращаясь в итоге в "C G C G C G". Настройка балалайки соединяет настройки балалаек баса (E A D) и примы (E E A), чтобы получить шесть струн, настроенных как "E A D E E A".

Балалайка - E A D E E A (струны 6 => 1)

Три толстые струны настраиваются точно так же, как в обычном гитарном строе. Третья и вторая струны настраиваются в унисон, на тон выше четвёртой струны. Первая струна настраивается как третья струна в обычном гитарном строе, прижатая на втором ладу.

Балалайка - трёхструнный русский народный инструмент с характерной треугольной формой. Семья балалаек простирается от большого баса (настройка EAD), включает тенор, альт, и заканчивается балалайкой прима (настройка EEA). Балалаечная настройка гитары соединяет настройки балалаек баса и примы на одном грифе для интересного, почти подлинного строя.

Преимущество настройки заключается в натуральных тонах E и A, и гипнотическом эффекте двух струн E, настроенных в унисон. Если вы используете обычные струны, вторая струна будет очень слабо натянута, что даст эффект звучания ситара.

Чаранго - X G C E A E (струны 6 => 1, шестая струна не используется)

Вот так строй выглядит на нотном стане:

Это, как мне показалось, довольно чудовищная настройка. На обычных струнах её использовать нельзя - слишком низко. Видимо, натягивают вместо верхних струн тоже басы...

Чаранго - десятиструнный инструмент из области Анд Перу и Боливии, для которого часто используют панцирь броненосца как резонатор. Инструмент обычно держится высоко на груди, а струны спарены, как на мандолине или 12-струнной гитаре. Третья пара обычно настраивается в октаву, в то время как другие четыре пары находятся в унисоне. Возможно, основная особенность настройки - это то, что струны не идут однородно от низких к высоким. Они формируют аккорд Am7 (с басом E), и все находятся в пределах одной октавы. Это создаёт очень интересные шаблоны аппликатуры для правой руки, так как бас (на 3 стуне) имеет тенденцию синкопироваться.

В музыкальной традиции Андов чаранго играет три роли. При исполнении мелодии его двойные струны дают звук, подобный мандолине. В пальцевом стиле чаранго имеет тенденцию казаться "очень быстрым", играя роль, аналогичную банджо в американской народной традиции. Наконец, исполнители на чаранго усовершенствовали быстрое бренчание, в котором первый палец правой руки быстро молотит взад и вперед по струнам. Свободное запястье в этом стиле напоминает расгеадо в "испанском" стиле, хотя более высокое звучание чаранго придает этому уникальность.

Цитра (1) - C F C G C D (струны 6 => 1)

Цитра - как мандолина с дополнительной парой струн. Цитры могут быть настроены во множестве открытых строёв, таких, как CFCGC, DGDAD или GCGDG, любой из которых можно использовать практически с одной и той же аппликатурой (в нашем гитарном строе - это аппликатура для струн 2-6). Например, чтобы играть в DGDAD, достаточно переместить существующие аккордовые формы вниз на два лада.

Цитра (2) - C G C G C G (струны 6 => 1)

Три пары квинт охватывают три октавы и создают более "широкую" настройку, чем обычно. Бас более глубок, а дисканты выше. Аккорды имеют тенденцию оказываться очень "широкими", с большими интервалами между смежными тонами, а гаммы неизменно требуют скольжения вверх и вниз по грифу. Растяжки слишком велики, чтобы было удобно играть в единственной позиции.

Барре на всех шести струнах - аккорд, который не является ни мажором, ни минором, и эти три квинты удобны для пьес, которые тонально неопределённы.

Перемещение риффа или шаблона аппликатуры на октаву является просто вопросом перемещения на две струны. Новая аппликатура для каких-либо аккордов может быть найдена просто изменением струн. С помощью этой уловки вы можете сформировать сотни аккордов из нескольких типовых. Удвоение некоторых нот дает ещё больше возможностей.

Dobro - G B D G B D (струны 6 => 1)

Добро - тип гитары с металлическим резонатором. Она обычно держится горизонтально на коленях и используется аналогично слайд-гитаре. Она типично настраивается в соль-мажорном аккорде, который отличается от соль-мажорного аккорда "Open G" (D G D G B D), хотя три высоких струны идентичны. Следовательно, на высоких струнах обоих настроек аппликатурно можно играть одни и те же аккорды.

Два "триплета" струн добро отличаются ровно на октаву, что облегчает визуализировать аккордовые формы и перемещать их вверх и вниз на октаву. Например, какой-либо аккорд можно сыграть высоко или низко, или же объединить эти две октавы, чтобы получить более "законченную" версию.

Lefty - E B G D A E (струны 6 => 1)

Это настройка как бы для левшей - струны просто натягиваются в обратном порядке, в обычном строе. Автор книги утверждает, что на ней можно играть и в обычном положении.

Интересно, что стать весьма опытным в "левой" гитаре не занимает много времени (предполагая, что вы достаточно опытны в обычной гитаре для правой руки), потому что левая/правая симметрия упрощает запоминание многих аккордов. Вообще, гаммы являются более запутывающими, чем аккорды - звук часто повышается, когда вы ожидаете, что он должен понижаться, и наоборот. Различные виды бренчания приобретают интересный характер, потому что "альтернативный бас" превращается "альтернативный дискант".

Overtone - C E G C D (струны 6 => 1)

Эта настройка сильно "сжата" - все шесть струн находятся в пределах немногим больше, чем единственной октавы. Это иногда создаёт очень "плотные" аккорды и созвучия. У многих мажорных, минорных и септаккордов получаются повторяющиеся тоны, которые создают интересное звучание.

Pentatonic - A C D E G A (струны 6 => 1)

Шесть струн этой настройки находятся в пределах единственной октавы пентатонической гаммы. Настройка сильно "сжата", так как все шесть струн охватывают только одну октаву. Аккорды имеют тенденцию содержать множественные копии тонов, что создаёт впечатление хорового пения и глубины.

Систематические строи в целом

В систематическом строе все шесть струн расположены в одинаковом интервале друг от друга. Это означает, что любой аппликатурный шаблон может быть перемещен вверх и вниз по грифу точно так же, как обычный аккорд с барре может быть перемещён вдоль грифа. Систематические строи очень упрощают изучение аккордов, так как каждый аппликатурный шаблон будет полезен для очень многих аккордов.

Минорные терции - C A C (струны 6 => 1)

Струны, настроенные по малым терциям, формируют уменьшенный аккорд. Это очень "сжатая" настройка, так как все шесть струн настроены в пределах одной децимы. Это расстояние, на которое большинство взрослых может растянуть свои пальцы на клавиатуре, и аккорды имеют тенденцию оказываться в тесном расположении, как на клавиатуре.

В отличие от фортепиано, однако, аккорды в этой настройке часто содержат несколько копий единственной ноты. Это не обязательно плохо. Звук двух нот неизменно отличается, и удвоенные ноты "укрепляют" друг друга, как удвоенные струны двенадцатиструнной гитары добавляют "хоральность" и глубину. При защипывании или перебирании аккорда удвоенные ноты могут создать уникальный эффект, похожий на звучание мандолины со сдвоенными струнами.

Мажорные терции - C E C E (струны 6 => 1)

Такую настройку можно было бы назвать "Open C Augmented", так как она содержит две октавы увеличенного трезвучия "До". Таким образом, она обладает вышеописанными свойствами открытых настроек. В то же время, она обладает и вышеописанными свойствами систематических настроек.

All Fourths - E A D G C F (струны 6 => 1)

Все кварты - самая близкая к стандартному строю систематическая настройка. Глядя на непринужденность запоминания аккордовых форм в систематическом строе, возникает вопрос: почему же традиционная настройка опускает две самые высокие струны на полтона вниз?

Одной из причин может быть нехватка мажорных и минорных трезвучий на полных шести струнах, даже в открытой позиции. Есть, однако, многочисленные простые в аппликатуре четырёх- и пятизвучные аккорды, которые могут легко перемещаться вдоль грифа.

Все аккорды и гаммы на низких четырёх струнах стандартной настройки могут использоваться буквально, и они могут быть непосредственно перемещены на верхние две струны. Исполнители на электрогитаре (бас) часто находят, что это - очень простой и хороший способ расширить настройку четырех басовых струн до шести.

Aug Fourths - C C C (струны 6 => 1)

Увеличенная кварта - единственный интервал, обращение которого равно ему самому. Настройка увеличенных кварт - единственная настройка, в которой все формы аккордов останутся неизменными, когда струны идут в обратном порядке (как для левшей). Таким образом эта настройка - свой собственный "левша". Если бы мы жили в мире с равным числом лево- и праворуких гитаристов, то возможно, что эта настройка была бы стандартом!

Mandoguitar - C G D A E B (струны 6 => 1)

Четыре струны мандолины (как и скрипки) настроены в последовательности чистых квинт. Настройка mandoguitar разворачивает это до шести струн, с одной квинтой ниже скрипки и другой квинтой выше. Это обеспечивает более глубокий бас, чем на гитаре, и одновременно - более высокие дисканты.

Однако, первая открытая струна настраивается как первая струна в стандартной настройке, прижатая на седьмом ладу. Пожалуй, это высоковато - обычные струны использовать уже будет нельзя.

Minor Sixth - C E C E (струны 6 => 1)

Первая струна настроена так же, как в стандартной настройке, а остальные струны идут по секстам вниз. Пятая и шестая струны получаются при этом столь низкими, что использовать стандартные струны уже нельзя.

Как и настройку "Мажорные терции", эту настройку можно было бы также назвать "Open C Augmented", хотя струны упорядочены по-другому (C E вместо C E ), со всеми вытекающими последствиями.

Несмотря на это формальное подобие, эти две настройки являются весьма различными. Настройка "Minor Sixth" очень широка и охватывает более чем три октавы, в то время как настройка "Мажорные терции" охватывает только полторы октавы. Аккорды в настройке "Minor Sixth" имеют тенденцию быть в широком расположении, с большими интервалами между нотами, имеют низкие басы и высокие дисканты одновременно. Аккорды же в настройке "Мажорные терции", напротив, имеют тенденцию "сжиматься", часто с несколькими копиями одной и той же ноты в той же самой октаве.

Major Sixth - C A C A (струны 6 => 1)

Первая струна настроена так же, как первая струна в стандартной настройке, прижатая на пятом ладу, а остальные струны идут по секстам вниз. Использовать стандартные струны уже нельзя.

Как и в настройке "Минорные терции", струны составляют уменьшенный септаккорд "До". Обе настройки содержат ноты C A , хотя струны находятся в разном порядке и удваивают различные тоны.

Несмотря на это поверхностное подобие, эти две настройки являются весьма различными, прежде всего потому, что шесть струн настройки "Минорные терции" охватывают немного более, чем октаву, в то время как настройка "Major Sixth" охватывает более чем три с половиной октавы. В результате аккорды в настройке "Major Sixth" имеют тенденцию казаться разрежёнными, с большими интервалами между соседними нотами. Гаммы будут неуклюжими, потому что их нельзя сыграть в единственной позиции. С другой стороны, диапазон настройки огромен, так как есть пять октав от самого низкого "До" до самого высокого "До". Это столь же большой интервал, как и на большинстве клавиатур среднего размера!

В предыдущей статье совсем коротко был затронут вопрос о пониженном строе гитары . В данной статье хотелось бы обсудить его более подробно.
Напомню, что стандартный строй шестиструнной электрогитары такой: Ми[E]-Ля[A]-Ре[D]-Соль[G]-Си[H]-Ми[E], начиная с шестой струны. Рассмотрим предпосылки для перехода к другому строю гитары. Пониженный строй применяют в экстремальной музыке, чтобы создать более плотный, тяжёлый и мощный звук. Также можно привести пример того, когда музыканты, играющие в рок группах , решают использовать более низкий строй, чтобы было удобнее петь вокалисту. То есть подстраиваются под определённого человека и определённый стиль музыки. Кстати говоря, можно и повышать строй гитары, подстраиваясь под вокальные данные певца. Также использование низкого строя гитары обусловлено другой аппликатурой аккордов. То есть строй гитары подбирают для удобства постановки аккордов.

При использовании пониженного строя электрогитары, естественно, будет уменьшаться натяжение струн и тонкие струны могут попросту висеть. Поэтому нужно подбирать более толстые комплекты струн.
Могу сказать, что вариантов настройки гитары достаточно много. Мы рассмотрим несколько распространённых. На их примерах Вы сможете выбрать для себя оптимальный строй или же придумать свой.

  1. Понижение на пол тона. При этом строй становится следующий: Ре#-Соль#-До#-Фа#-Ля#-Ре#.
  2. Понижение на тон. Строй гитары: Ре[D]-Соль[G]-До[C]-Фа[F]-Ля[A]-Ре[D].
  3. Строй, называемый «Drop D». При этом понижается на тон только шестая струна: Ре[D]-Ля[A]-Ре[D]-Соль[G]-Си[H]-Ми[E]. В таком случае между шестой и пятой струной оказывается квинта и можно играть различные рифы, зажимая эти две струны одним пальцем.
  4. Гитарный строй Drop D

  5. Строй под названием «Drop C». Шестая струна понижается на два тона. Остальные струны – на один тон. Тогда строй гитары выглядит так: До[C]-Соль[G]-До[C]-Фа[F]-Ля[A]-Ре[D]. Строй ниже вышеописанного, но аналогично можно играть аккорды на двух низких струнах одним пальцем.
  6. Гитарный строй Drop C

  7. И в заключении рассмотрим ещё один строй. Он запомнился мне по песне Kashmir группы Led Zeppelin. Выглядит он так: Ре[D]-Ля[A]-Ре[D]-Соль[G]-Ля[A]-Ре[D].
  8. Led Zeppelin — Kashmir

И даже выкладывал , правда на английском.
В общем, сегодня решил снова коснуться этой темы и рассмотреть наиболее распространенные из них.


Не лишним будет напомнить простые вещи. Если вы решили настроиться пониже, то для этого лучше взять потолще, а то в каком-нибудь Dropped обычная девятка будет просто болтаться и звенеть об лады. Если же вы решили сделать строй своей гитары повыше, то в этом случае можно взять струны потоньше, т.к. струны больших калибров, в это случае, могут быть очень тугими. Ну, и избыточную нагрузку на гриф тоже никто не отменял.

Так же, при кардинальной смене строя, будьте готовы к тому, чтобы заново , хотя может быть этого делать и не придется.

Итак, поехали.

Стандартный строй: E-A-D-g-b-e

В стандартном гитарном строе всем интервалы между струнами – это чистые кварты (пять полутонов), за исключением интервала между третьей струной (g) и второй струной (b), который является мажорной терцией (четыре полутона).

На полтона вниз: Eb-Ab-Db-gb-bb-eb

Этот гитарный строй также называют «Eb» - по ноте, на которую настроена самая толстая струна. Настройка гитары происходит точно так же, как в стандартном строе. Звуковые интервалы между струнами остается ровно такими же, но настройка каждой струны происходит ровно на один полутон ниже относительно стандартного строя. Строй Eb может использоваться по многим причинам, например, потому что струны становятся мягче, и делать бэнды становится легче или, для того, чтобы лучше соответствовать вокальному диапазону певца. Причин может быть много. Этот строй использовали Jimi Hendrix и Stevie Ray Vaughan.

На целый тон вниз: D-G-C-f-a-d

Этот строй так же называет «Строй D» - по ноте, на которую настроена самая толстая струна. Все тоже самое, как в предыдущем случае, за исключением того, что каждая струна настроена на тон ниже относительно стандартного строя. Этот строй используется по тем же причинам, как и «E?», струны при этом провисают еще больше, а делать бэнды еще легче. Тут я бы уже задумался об использовании струн более толстого калибра.
Если и этого для вас недостаточно, то можно продолжать и дальше. Т.е. опускать или каждую струну на равный интервал относительно стандартного строя. Алгоритм прост, главное – это подобрать струны соответствующего размера.

Drop-D: D-A-d-g-b-e

Дроп-D – это, наверно, один из самых популярных строев в хард-роке, алтернативе и прочей мазафаке. Кстати, не брезгуют им и фолковые гитаристы. Хотя они, вообще, большие любители альтернативных и нестандартных гитарных строев.
Опуская низкую струну E на один тон к D, мы добиваемся легкости игры поуэр-аккордами (power chords). Теперь их можно играть одним пальцем, просто зажав три толстых струны, 4-ю, 5-ю и 6-ю, соответственно. Строй Drop-D дает более «мясной» звук и расширяет к низу общий диапазон гитары относительно стандартного строя.
Кстати, этот строй не требует большой и долгой перестройки, что позволяет менять строй прямо «на ходу», при должной сноровке, конечно.
Для облегчения этой процедуры даже был придуман и сделан специальный девайс – D Tuner, который позволят буквально за секунду перестраивать шестую струну.

Двойной Drop-D: D-A-d-g-b-d

Двойной дроп-D – это любимый строй Нила Янга (Neil Young). Он идентичен обычному Drop-D, за исключением того, что высокая e тоже понижена на один тон относительно стандартного строя – до d. При таком раскладе получается, что 4-е высоких струны образуют аккорд соль-мажор, и это может быть удобно при игре слайдом. Этот строй, так же довольно быстро и легко получить из стандартного.

Drop-C: C-G-c-f-a-d

Этот строй поможет сделать звук вашей гитары более низким и «мясным» на перегрузе. Этот строй получается, если сначала перестроить гитару на тон ниже стандартного, а затем спустить 6-ю струну еще на тон.
Довольно низко, не находите? При таком строе явно нужны струны потолще. Тонкие явно будут болтаться, как сопли.
В общем, методика проста. Мы уже поняли, что такое Drop. А опускать ли на один тон, 2 или больше – это уж, как вам захочется. Всё будет упираться в калибр струн и ваше желание.

Строй D5: D-A-d-d-d-d

Этот строй относят к категории открытых строев, т.к. если все струны открыты то звучит аккорд D5. Такой строй довольно часто используется при игре слайдом. Чтобы получить такой строй нужно 3-ю струну опустить на 5 полутонов, 2-ю поднять на 3 полутона и 1-ю опустить на тон.
Встречаются вариации этого строя, в которых 3-ю струну поднимают до A, вместо того, чтобы опустить до D. Это дает две пятых ступени в различных октавах, что дает звуку некоторую глубину.

Строй Страуса: D-D-d-d-d-d

В этом строе все струны настроены на одну ноту. Говорят, что этот строй придумал Лу Рид (Lou Reed), пока был с Velvet Underground. Важное замечание: при таком строе вам определенно нужно собирать собственный комплект струн.

На сегодня, пожалуй, остановлюсь. Этим конечно, все альтернативные и нестандартные гитарные строи не исчерпываются.
Думаю, в скором времени подкину еще с десяток.

Возникает закономерный вопрос:"как настроить гитару 6 струнную новичку?" . Если у вас большие планы и вы хотите стать гитаристом от бога, как минимум вам нужно уметь правильно настраивать гитару . Но даже если таких планов нет, то настраивать гитару всё равно придётся).

"Не могу настроить гитару" - такую фразу можно часто услышать от начинающего гитариста, но для начала давайте разберёмся, как должны быть настроены струны. Струны на гитаре нумеруются снизу вверх, от самой тонкой струны до самой толстой .

10 советов: как играть на гитаре с хорошей техникой

При классическом строе гитары 6-я струна настраивается на , часто используют латинское обозначение "E". Обычно сначала настраивают шестую струну, а от неё все остальные, но об этом чуть позже. Вот как должны быть настроены струны при классическом строе:

  • e (первая, самая тонкая струна - нота "ми")
  • B (вторая струна, нота "си")
  • G (третья струна, нота "соль")
  • D (четвёртая струна, нота "ре")
  • A (пятая струна, нота "ля")
  • E (шестая, самая толстая струна - нота "ми")

Теперь, зная как должны быть настроены струны, давайте попробуем их настроить. Кстати, вы знаете ? Для этого будем использовать колки или как некоторые новички их называют "крутилки"). можно поворачивать как в одну, так и в другую сторону.

Поворачивая колок по часовой стрелке мы натягиваем струну, придавая ей более высокое звучание и соответственно поворачивая против часовой мы ослабляем струну и она звучит более низко.

При настройке 6 струнной гитары крутить нужно аккуратно, дабы не порвать струну, особенно это касается начинающих гитаристов. С опытом вы будете гораздо точнее чувствовать натяжение струны, ну а пока будьте внимательнее и крутите "крутилки" аккуратно.

Настраиваем 6-ую струну

Первым делом настраиваем шестую струну на гитаре . Для этого нам понадобиться так называемое эталонное звучание, конкретно нота "ми". Где её взять? можно послушать у нас на сайте, взять на другом настроенном музыкальном инструменте, можно использовать камертон, либо зайти на YouTube и написать в поиске "нота ми для настройки гитары " или что-то вроде этого.

Некоторые люди обладают абсолютным слухом и могут определить высоту ноты , не используя вышеперечисленные способы. Это качество слуха можно развить, но как правило оно является врождённым. Однако даже далеко не у всех профессионалов есть подобные навыки, поэтому предложенным ниже способом пользуются как опытные гитаристы, так и новички.

И так, "образец" ноты мы нашли, приступаем к настройке. Настройка 6 струнной гитары, как впрочем и игра на любом другом музыкальном инструменте подразумевает наличие хоть какого-то мало-мальского слуха. Наличие слуха у новичка определяется очень просто , если вы в состоянии отличить какая из двух нот звучит выше, а какая ниже, то слух у вас определённо присутствует. Вот он то нам сейчас и понадобится.

Как научиться играть на гитаре с нуля в домашних условиях?

Включите на воспроизведение эталонную ноту "ми" и одновременно начинайте дёргать шестую струну своей гитары. Чувствуете разницу? Струна вашей гитары звучит ниже эталонной ноты? Значит нужно немного её подтянуть, плавно крутим и продолжаем настраивать 6-ю струну пока наша струна и эталонная нота не зазвучат . Пробуйте немного подтягивать и ослаблять струну пока не добъётесь необходимого звучания.

Настройка остальных струн

можно настроить аналогично, использую эталонные ноты, но как правило "в быту" их настраивают относительно 6-ой струны. Порядок действий следующий:

Будем использовать 6-ю струну зажатую на 5-ом ладу и 5-ю струну открытую(то есть не зажатую ни на каком ладе). Поочерёдно дёргаем пятую и шестую струны и корректируем звучание пятой струны до получения унисона.

Оставшиеся струны настраиваются по аналогичной схеме , но с не большой поправкой(обратите внимание на настройку второй струны). Опишу всю схему настройки струн целиком:

  • Шестая струна - настраиваем либо по эталонной ноте, либо на слух.

Гитара - один самых известных и в то же время непредсказуемых инструментов, способных затронуть самые чувственные струны души. Но и у самой гитары они имеются.

Мало кто обращает внимание на название струн на гитаре, считая это совершенно ненужным. А ведь зачастую исполнение любой композиции зависит именно от настройки. Любой диссонанс вызывает ассоциативное неприятие композиции в целом. Но в данном материале основное внимание будет уделено настройке инструмента и его использованию для начинающих музыкантов.

Название струн на гитаре: классический вариант

Вообще, классикой считается Однако можно вспомнить достаточно много примеров великих композиторов, которые предпочитали шести струнам семь (хотя бы Высоцкий).

Однако, согласно музыкальной теории и сольфеджио, названия струн не различаются вообще. Исходя из правил, установленных общей теорией музыки, ноты, по которым строится любой инструмент имеют свои названия и аббревиатуры в виде латинских символов и языковых интерпретаций. В нашем случае это:

  • C - до.
  • D - ре.
  • E - ми.
  • F - фа.
  • G - соль.
  • A - ля.
  • H - си (отдельно указывается B - си-бемоль).

(диезы, бемоли, бекары или их дубль-версии) применяются соответственно. Но струн всего 6.

Струна на гитаре вверху грифа совпадает по звучанию с первой внизу через три октавы. Поэтому и первая, и шестая являются как бы главенствующими, но только применительно к 6-струнному инструменту (основной строй производится именно в ми-миноре).

Ми-си-соль-ре-ля-ми: правильная ли последовательность в настройке

Достаточно часто многие начинающие гитаристы, пытающиеся постичь азы техники, сразу же сталкиваются с проблемой настройки, не зная, какая струна соответствует тому или ному символу в обозначении или звуку.

Если пройти перебором, последовательно от шестой струны до первой, выглядеть она будет как «ми-ля-ре-соль-си-ми». А вышеуказанная последовательность является обратной.

На бемольную последовательность такая секвенция не тянет, поскольку она должна выглядеть как «си-ми-ля-ре-соль-до-фа». Однако же, мы отвлеклись от темы.

Основной тон и настройка

Название струн, как уже понятно, является стандартным для любого инструмента. Что касается (6-струнной) делается это достаточно просто.

Есть несколько способов, из которых начинающему музыканту подойдет унисон открытой струны ниже по грифу, с той, что зажата на пятом ладу выше. Все струны, кроме третьей, строятся по этому правилу. Можно использовать эффект флажолетов на разных ладах (между собой струны вибрируют) или включить дисторшн-эффект, который добавит драйва и усилит вибрацию. То есть, перестраивать струны придется до полного совпадения в звучании. У профессиональных электрогитар для этого есть специальное устройство микроподстройки на деке).

Главные аккорды для начинающих

Нота «ля» у многих начинающих гитаристов, как правило, ассоциируется с аккордом, который является вторым по простоте применительно к гитарной технике.

Он состоит всего лишь из трех пальцев: два на втором ладу (четвертая и третья струна) и один на второй струне на первом ладу. Нота «ля» в данном случае выступает тоникой.

Но самым простым аккордом все-таки является ми-минорный аккорд. Всего две струны - пятая и четвертая на втором ладу. Мажорный аккорд в постановке от «ми» подразумевает зажатие третьей струны на втором ладу, а мажорный аккорд с тоникой «ля» и того проще - три пальца на втором ладу (вторая, третья и четвертая струна).

Прием баррэ

Хотя название струн на гитаре уже не вызывает непонимания, отдельно стоит отметить прием, называемый баррэ (зажатие указательным пальцем всего лада).

Любой стандартный аккорд можно построить именно с помощью этой техники. По сути, те же простейшие аппликации, указанные выше, можно применить к этому случаю, но только в роли баррэ выступает порожек возле колкового механизма на головке грифа.

Разновидности техники игры

Название струн на гитаре часто подчеркивается некими символами, хотя напрямую и не афишируется. К примеру, в стандартном варианте обозначаются третий, пятый, седьмой и двенадцатый лад (иногда девятый). У многих известных гитаристов можно встретить разного рода знаки, включая черепа или что-то еще. Такие гитары делаются на заказ.

И играть на любом инструменте достаточно сложно, будь то перебор, бой, тэппинг, слайдинг и т. д. С возникновением «примочек» техника вышла на новый уровень. Один только чего стоит… А современные гитаристы вообще демонстрируют такие чудеса техники, что просто в голове не укладывается.

Тот же Стив Вай, Марти Фридманн или Кирк Хэммэт - это же уникумы нашего времени. И они, кстати, хоть и знают классическую школу, далеко не всегда используют ее в своих импровизациях. Например, Фридман склонен играть квинтолями или по девять нот за проход. И техника у всех разнится. Но если задаться целью, нет ничего невозможного. Может, и современный читатель в будущем станет великим гитаристом, как знать?