В древней руси пытки были социальной рекламой. Самые ужасные пытки в истории человечества (21 фото)

Как вы думаете, как пытки были самые страшные во времена Средневековья? Отсутствие зубной пасты, хорошего мыла или шампуня? То, что средневековые дискотеки проводились под нудную музыку мандолин? А, может быть, то, что медицина еще не знала прививок и антибиотиков? Или бесконечные войны?

Да, наши предки не посещали кинотеатры и не посылали друг другу электронные письма. Но они тоже были изобретателями. И самое страшное, что они изобрели — это инструменты для пыток, инструменты, с помощью которых творилась система христианского правосудия — инквизиция. И для тех, кто жил в Средние века, «Айрон Мейдн» — не название хэви-металл-группы, а один из самых отвратительных гаджетов того времени.

Это не «три девицы под окном». Это огромный саркофаг в виде открытой пустой женской фигуры, внутри которой укреплены многочисленные лезвия и острые шипы. Они расположены таким образом, чтобы жизненно важные органы заключенной в саркофаг жертвы не были задеты, поэтому агония приговоренного к казни была долгой и мучительной. Впервые «Деву» использовали в 1515 году. Приговоренный умирал три дня.

Это приспособление вставлялось в отверстия тела – понятно, что не в рот или уши – и раскрывалось так, чтобы причинять жертве немыслимую боль, разрывая эти отверстия.

Эта пытка была разработана в Греции, Афины. Эта была форма быка из метала (латунь) и полая внутри, с дверью сбоку. Осужденного помещали внутрь «быка». Зажигали огонь и нагревали до такой степени, что латунь становилась желтой, что в итоге приводило к медленному поджариванию. Бык был так устроен, что при крике и воплях изнутри - слышался рев бешеного быка.

Пытка крысами была очень популярна в древнем Китае. Тем не менее, мы рассмотрим технику крысиного наказания, разработанную лидером Нидерландской революции 16-го века Дидриком Соноем.

Как это работает?

  1. Раздетого догола мученика кладут на стол и привязывают;
  2. Большие, тяжелые клетки с голодными крысами кладутся арестанту на живот и грудь. Дно клеток открывается с помощью специальной задвижки;
  3. На клетки сверху кладутся раскаленные угли, чтобы растормошить крыс;
  4. Пытаясь убежать от жара горячих углей, крысы прогрызают себе путь через плоть жертвы.

Ноу-хау принадлежит Ипполит Марсили. В свое время это орудие пытки посчитали лояльным – кости оно не ломало, связки не рвало. Сначала грешника поднимали на веревке, а потом усаживался на Колыбель, причем вершина треугольника вставлялась в те же отверстия, что и Груша. Было больно до такой степени, что грешник терял сознание. Его приподнимали, «откачивали» и снова насаживали на Колыбель. Не думаю, что в минуты просветления грешники благодарили Ипполита за его изобретение.

В течении нескольких веков эта казнь практиковалась в Индии и Индокитае. Слон очень легко поддается тренировке и научить его затаптывать своими громадными ногами провинившуюся жертву дело нескольких дней

Как это работает?

  1. Жертву привязывают к полу;
  2. В зал заводят дрессированного слона, чтобы тот раздавил мученику голову;
  3. Иногда перед «контрольным в голову» животные отдавливают жертвам руки и ноги, дабы повеселить публику.

Это устройство представляет собой продолговатый прямоугольник с деревянной рамой.Снизу и сверху крепко фиксировались руки.По мере допроса\пытки палач крутил рычаг, с каждым оборотом человека растягивало и наступала адская боль.Обычно по завершению пытки человек либо просто умирал от болевого шока, тк все его суставы были выдернуты.

Пытку «кровать мертвеца» китайская компартия применяет в основном к тем заключенным, которые пытаются протестовать против незаконного заключения с помощью голодовки. В большинстве случаев это узники совести, попавшие в тюрьму за свои убеждения.

Как это работает?

  1. Руки и ноги раздетого догола заключённого привязываются к углам кровати, на которой вместо матраца деревянная доска с вырезанным отверстием. Под отверстие подставляется ведро для испражнений. Зачастую верёвками туго привязывают к кровати и тело человека так, чтобы он вообще не мог шевелиться. В таком положении человек находится непрерывно от нескольких дней до недель.
  2. В некоторых тюрьмах, например тюрьме № 2 города Шеньян и тюрьме города Цзилинь, полицейские под спину жертвы ещё подкладывают твёрдый предмет, чтобы усилить страдание.
  3. Бывает также, что кровать ставят вертикально и 3-4 дня человек висит, растянутый за конечности.
  4. К этим мучениям добавляется ещё и насильственное кормление, которое осуществляют с помощью трубки, вставленной через нос в пищевод, в которую заливают жидкую пищу.
  5. Проделывают эту процедуру в основном заключённые по приказу охраны, а не медработники. Они делают это очень грубо и не профессионально, зачастую нанося серьезнее повреждения внутренним органам человека.
  6. Прошедшие через эту пытку рассказывают, что при ней происходит смещение позвонков, суставов рук и ног, а также онемение и почернение конечностей, что часто приводит к инвалидности.

Одной из средневековых пыток, применяемых в современных китайских тюрьмах, является ношение деревянного хомута. Его надевают на заключённого, отчего он не может нормально ни ходить, ни стоять.

Хомут представляет из себя доску от 50 до 80 см. в длину, от 30 до 50 см. в ширину и 10 – 15 см. в толщину. В середине хомута сделаны два отверстия для ног.

Жертва, на которую надет хомут, с трудом перемещается, должна заползать в кровать и обычно должна сидеть или лежать, так как вертикальное положение вызывает боль и приводит к травмированию ног. Без посторонней помощи человек с хомутом не может пойти поесть или сходить в туалет. Когда человек встаёт с кровати, хомут не только давит на ноги и на пятки, вызывая боль, но край его цепляется за кровать и не даёт человеку вернуться в неё. Ночью заключённый не в состоянии повернуться, а в зимнее время короткое одеяло не укрывает ноги.

Еще худшая форма этой пытки называется «ползание с деревянным хомутом». Охранники надевают хомут на человека и приказывают, чтобы он ползал по бетонированному полу. Если он останавливается, его бьют по спине полицейской дубинкой. Через час пальцы, ногти на ногах и колени сильно кровоточат, в то время, как спина покрыта ранами от ударов.

Ужасная дикая казнь пришедшая с Востока.

Суть этой казни состояла в том, что человека клали на живот, один садился на него, чтобы не дать ему пошевелиться, другой держал его за шею. Человеку вставляли в задний проход кол, который затем вбивали колотушкой; затем вколачивали кол в землю. Тяжесть тела заставляла войти кол все глубже и наконец он выходил под мышкой или же между ребер.

Человека усаживали в очень холодной комнате, привязывали его, так, что он не мог пошевелить головой, и в полной темноте ему на лоб очень медленно капали холодной водой. Через несколько дней человек замерзал либо сходил с ума.

Этот инструмент пытки широко использовался палачами испанской инквизиции и представлял собой изготовленное из железа кресло, на которое узника усаживали, а ноги заключали в колодки приделанные к ножкам кресла. Когда он оказывался в таком совершенно беспомощном положении, под ноги его ставили жаровню; с раскаленными углями, так, что ноги начинали медленно поджариваться, а для того, чтобы продлить страдания бедняги, ноги время от времени поливали маслом.

Часто использовался и другой вариант испанского кресла, представляющий собой металлический трон, к которому привязывали жертву и разводили под сиденьем огонь, поджаривая ягодицы. Пытке на таком кресле была подвергнута известная отравительница Ла Вуазен во время знаменитого Дела об отравлениях во Франции.

Пытка святого Лаврентия на гридироне.

Этот вид пытки часто упоминается в житиях святых – реальных и выдуманных, однако нет никаких свидетельств того, что гридирон «дожил» до средних веков и имел хотя бы малое хождение в Европе. Обычно он описывается как обыкновенная металлическая решетка 6 футов в длину и двух с половиной – в ширину, установленная горизонтально на ножках, чтобы иметь возможность развести под ней костер. Иногда гридирон делался в виде дыбы, чтобы иметь возможность прибегнуть к комбинированной пытке.

На подобной решетке был замучен святой Лаврентий.

К этой пытке прибегали очень редко. Во-первых, было достаточно легко убить допрашиваемого, во-вторых, существовала масса более простых, но не менее жестоких истязаний.

Пекторалью в древности называли нагрудное женское украшение в виде парной резной золотой или серебряной чаши, зачастую осыпанной драгоценными каменьями. Она надевалась, как современный лифчик, и крепилась цепочками. По издевательской аналогии с этим украшением было названо изуверское орудие пытки, применявшееся венецианской инквизицией.

В 1985 году пектораль раскаляли докрасна и, взяв ее щипцами, надевали на грудь истязуемой и держали до тех пор, пока та не сознавалась. Если обвиняемая упорствовала, палачи накаляли вновь остуженную живым телом пектораль и продолжали допрос.

Очень часто после этой варварской пытки на месте грудей женщины оставались обугленные рваные дыры.

Это кажущееся безобидным воздействие было страшной пыткой. При длительном щекотании у человека настолько повышалась нервная проводимость, что даже самое легкое прикосновение вызывало поначалу дерганье, смех, а потом переходило в жуткую боль. Если подобную пытку продолжали довольно долго, то через некоторое время возникали спазмы дыхательных мышц и, в конце концов, истязуемый погибал от удушья.

При наиболее простом варианте пытки допрашиваемому щекотали чувствительные места либо просто руками, либо волосяными щетками, кистями. Популярностью пользовались жесткие птичьи перья. Обычно щекотали под мышками, пятки, соски, паховые складки, половые органы, женщин еще и под грудями.

Кроме этого часто примялась пытка с использованием животных, слизывавших какое-либо лакомое вещество с пяток допрашиваемого. Очень часто использовали козу, поскольку ее очень жесткий язык, приспособленный для поедания трав, вызывал очень сильное раздражение.

Существовала и разновидность пытки щекоткой при помощи жука, наиболее распространенная в Индии. При ней маленького жучка сажали на головку полового члена мужчине или на сосок женщине и накрывали половинкой скорлупы ореха. Через некоторое время щекотание, вызванное движением ножек насекомого по живому телу становилось настолько непереносимым, что допрашиваемый признавался в чем угодно…

Эти трубчатые металлические клещи «Крокодил» раскалялись докрасна и использовались для того, чтобы рвать половой член истязаемого. Вначале несколькими ласкающими движениями (нередко производимыми женщинами), либо тугой перевязкой добивались стойкой твердой эрекции и затем начиналась пытка

Этими зубчатыми железными щипцами медленно раздавливали яички допрашиваемого. Нечто похожее широко применялось в Сталинских и фашистских тюрьмах.

Вообще-то это не пытка, а африканский обряд, но, на мой взгляд, это очень жестоко. Девочкам от 3-6 лет без анестезии просто выскабливали наружные половые органы. Таким образом, девушка не теряла способность иметь детей, но навсегда лишалась возможности испытать сексуальное желание и наслаждение. Этот обряд делается «во благо» женщинам, чтобы у них никогда не было соблазна изменить мужу…

Часть изображения, выгравированного на камне Стора Хаммерс. На иллюстрации изображен человек, лежащая на животе, над ним стоит экзекутор, распарывающий спину мужчины необычным оружием.

Одна из самых древних пыток, во время которой жертву привязывали лицом вниз и вскрывали спину, ребра обламывали у позвоночника и раздвигали наподобие крыльев. В скандинавских легендах утверждается, что во время такой экзекуции раны жертвы посыпали солью.

Многие историки утверждают, что данная пытка применялась язычниками по отношению к христианам, другие уверены, что таким способом наказывались супруги, уличенные в измене, а третьи утверждают, что кровавый орел – это просто страшная легенда.

Для того, чтобы наилучшим образом выполнить процедуру этой пытки, обвиняемого располагали на одной из разновидностей дыбы или на специальном большом столе с поднимающейся средней частью. После того, как руки и ноги жертвы были привязаны к краям стола, палач приступал к работе одним из нескольких способов. Один из этих методов заключался в том, что жертву заставляли при помощи воронки проглотить большое количество воды, затем били по надутому и выгнутому животу. Другая форма предусматривала помещение в горло жертвы тряпичной трубки, по которой медленно вливали воду, что приводило к раздуванию и удушению жертвы.

Если этого было недостаточно, трубку вытаскивали, вызывая внутренние повреждения, а затем вставляли опять и процесс повторялся. Иногда применяли пытку холодной водой. В этом случае обвиняемый часами лежал на столе обнаженный под струей ледяной воды. Интересно заметить, что эта разновидность мучения рассматривалась как легкая, и признания, полученные таком способом, суд принимал, как добровольные и данные подсудимым без применения пыток. Чаще всего эти пытка применялась испанской инквизицией дабы выбить признания из еретиков и ведьм.

ТАК ДОБИВАЛИСЬ ПРАВДЫ

Первое упоминание о пытках на Руси содержится в Судебнике Ивана III (конец XV века).

205 лет назад Александр I издал указ об уничтожении Тайной канцелярии - российской политической полиции.

ПОСКОЛЬКУ основным методом дознания в этой организации были пытки, вскоре пришлось запретить и их. Это был не первый, но самый радикальный шаг в сторону гуманизации отечественного судопроизводства.
Казнь простая и…
Так пытали Наталью Лопухину, участницу заговора против императрицы Елизаветы Петровны.

ДЕЛО в том, что пытали на Руси всегда. Причём происходило это не по патологической прихоти отдельных садистов, а на государственном уровне. Так, по Уложению царя Алексея Михайловича 1649 года смертная казнь могла быть простой - повешение, обезглавливание, а могла быть и «квалифицированной» - сожжение, четвертование, колесование, посажение на кол, закапывание заживо в землю…

Закапыванием в землю казнили за мужеубийство. Этот вид казни в XVIII веке почти не применялся, в отличие от четвертования, колесования, посажения на кол. Известно, что некоторые участники восстания Пугачёва были четвертованы. Им поочерёдно отсекали руки и ноги, а в последнюю очередь - голову. На колу умер майор Глебов, когда стал любовником заточённой в монастырь бывшей жены Петра I Евдокии Лопухиной. Пётр приказал посадить его на кол, где тот мучился 18 часов, а чтобы Глебов не замёрз раньше времени на морозе, император «заботливо» набросил ему на плечи полушубок.

В первой половине XVIII века пытки и казни были поставлены на «конвейер». Своеобразным следственным учреждением, принимавшим доносы и проводившим расследования, стал Преображенский приказ, который с 1698 года занимался делами стрельцов. Через двадцать лет возникло новое учреждение политического сыска - Тайная канцелярия. Пётр I создал её для ведения следствия по делу собственного сына - царевича Алексея. Методы работы этой организации («кнутом без пряника») царю-реформатору пришлись по душе, и Тайная канцелярия надолго вписалась в российскую систему судопроизводства.
Учебник палача

В XVIII ВЕКЕ признание под пыткой считалось высшим и бесспорным доказательством вины. К каким способам прибегали в Тайной канцелярии, чтобы получить показания, видно из официального документа - «Обряд како обвинённый пытается», который был составлен между 1735 и 1754 гг.

«Для пытки обвиняемых в преступлениях отводится особое место, называемое застенком, - повествовало это наставление по пыточному делу. - …В застенке для пытки устроена дыба (или виска), состоящая из трёх столбов, из которых два врыты в землю, а третий положен наверху поперёк.

По приходе в застенок судей на кратком совещании устанавливается, о чём нужно спрашивать обвиняемого, которого конвой передаёт палачу. Палач перекидывает длинную верёвку через поперечный столб дыбы, потом закручивает пытаемому руки за спину, заправляет их в хомут и вместе со своими помощниками тянет верёвку до тех пор, пока человек не повиснет в воздухе. После этого палач связывает ноги пытаемого ремнём, а другой конец последнего прикручивается к столбу, врытому в землю перед дыбой. Растянув таким образом человека, палач бьёт его кнутом, а секретарь подробно записывает каждое слово, сказанное под пыткой.

Пытать по закону положено 3 раза, через 10 или более дней, чтобы злодей оправился, но если он на пытках будет говорить по-разному, то его следует пытать до тех пор, пока на трёх пытках подряд не покажет одно и то же, слово в слово».

Пытка разрешалась гражданским процессуальным правом на протяжении всего «просвещённого» XVIII века, хотя нравы несколько смягчились. Елизавета Петровна, к примеру, приостановила исполнение смертных приговоров, а при Екатерине от пыток были освобождены дворяне, служащие высших рангов, священники, люди старше 70 лет, подростки и беременные женщины. Впрочем, в политических делах эти правила не соблюдались, так что в Тайной канцелярии пытали всех без разбору. В 1738 году «допрашивали с пристрастием» 13-летнюю чревовещательницу Ирину Иванову. Её поднимали на дыбу и секли розгами.

«Пытки в прошлые времена были отличной социальной рекламой для властей. Взяли одного, запытали при всём честном народе - таким образом в страхе людей и держали», - уверен Валерий Переверзев, владелец недавно открывшегося в Москве Музея истории телесных наказаний .

Худой кувшин

Кстати

Мало кто знает, но в Москве множество необычных музеев. Вот только некоторые из них:

1. Музей истории водки - куда же без него на Руси и особенно в Москве, ведь именно столица в XV веке стала родиной знаменитого напитка. Расположен в стенах Измайловского кремля.

2. Музей упаковки разместился недалеко от ст. м. «Лубянка».

3. В Музее автоугона имени Юрия Деточкина недалеко от ст. м. «Войковская» собрано более 200 экспонатов, которые так или иначе имеют отношение к угону машин: липовые номера, права, даже простреленная при угоне дверь автомобиля

4. В музее «Подпольная типография» , что рядом со ст. м. «Белорусская», можно, спустившись в подвал, заглянуть в замаскированный лаз. И неудивительно, ведь типография, работавшая в начале прошлого века, была действительно подпольной.

5. А Музей русских сказок у ст. м. «Партизанская» всегда встречает посетителей театрализованными представлениями.

В насилии в Средние века была необходимость: не сущест-вовало судебно-медицинской экспертизы, люди не умели отличить каплю крови от капли вина, женщина не могла написать жалобу, что её изнасиловали без наличия трёх свидетелей, поэтому властям ничего не оставалось делать, как оказывать влияние на своих граждан при помощи страха, - рассказывает В. Переверзев. - Поэтому самая первая пытка - это демонстрация самой пытки. Тебе рассказывают, что будет с тобой происходить: «Сейчас мы возьмём эти клещи, засунем твой палец вот сюда и сломаем кость». И человек уже начинал «сотрудничать со следствием». Пытки на Руси регламентировались законом. Пытали у нас и в 1990-х утюгами и паяльниками, пытают и сегодня - не надо расслабляться. Свидетельств этому много. Но делают это незаконно. А в стародавние времена в России подозреваемый по закону должен был выдержать три раза по три пытки: дыба, кнут и«худой кувшин».

Дыбой называли всё то, на чём можно было пытать. Подвесили, например, к бревну, второе бревно между ног продели, ноги завязали, палач идёт по бревну, растягивает тело. У в записях встречается: «Садить вора в дыбу». Мужика просто приковывали к тяжёлой колоде (железная «рубашка», руки, ноги и шея в которой закреплялись так, чтобы узники не могли двигаться). Прежде чем подвесить на дыбу, палач выламывал человеку плечевые суставы. Отсюда и палача иногда называли заплечных дел мастером. Почему эта пытка была популярна? Да потому что её последствия имели обратимый характер - хоть это и чудовищно больно, руки потом можно вправить и не лишиться трудоспособной рабочей силы. Также при допросах били батогами (палками): один палач садился на голову несчастного, чтобы не попасть по ней, в-торой - на ноги, чтобы важные для работоспособности органы не задеть.

«Рабочая зона» - только спина. По ней и лупили со всей силы. Популярна была и пытка водой под названием «худой кувшин». Капля за каплей падала на обритое темечко привязанного к столбу, и в итоге через пару часов он лишался рассудка. Кстати, в законе к этой пытке приписана потрясающая ф-ормулировка: «Усадить, к столбу привязать. Голова крепится кляпом через рот, от чего он в изумление и приходит».

Кстати, многие наши пытки были заимствованы. Например, англичане так глумились над своими пьяницами: надевали им бочки вместо рубахи, а потом водили на цепи по городам. В России тоже была бочка для пьяниц. Но она больше походила на купель. Заливали туда брагу, сажали пьяницу, закрывали так, чтобы выбраться не мог. Вокруг бочки девки в венках хороводы водили, приговаривая: «Ешь вино, пей вино». Но, когда человек находится в спиртовом растворе, у него происходит отслоение мяса от кости, он невероятно страдает. И, как правило, вся эта «веселуха» заканчивалась тем, что из бочки доставали труп.

Была распространена пытка огненным (горящим) веником. В России парились в бане, лечились от простуды. Поэтому банный веник у всех в избе был. Когда на площади кого-то били огненным веником, все остальные, придя домой, посмотрев на свой веник, задумывались, нарушать ли им закон.

Жабьи лапки

Во все времена пыток и телесных наказаний вырывались языки. Пока Пётр I не ввёл моду на табак, человеку, который смолил и у которого шёл дым изо рта, тоже язык рвали. Картёжникам помимо языков отрезали и носы. При Алексее Михайловиче все были уверены, что четыре символа, убившие Иисуса Христа, заложены в картах. Пики - копьё, проткнувшее его, крести - крест, буби - ромбовидные гвозди, которыми прибивали его к кресту, черви - губка, которую подносили к его устам.

Не любили в России и петрушечников - первых . Их наказывали жесточайшим образом. У Ивана Грозного по этому поводу всё чётко прописано: «Зажимать петрушечникам пальцы в жим и выдавливать кость. Кость из пальца должна выйти так, как выходит косточка из вишни». После этого палец можно было лишь отрезать. Поэтому многие петрушечники ходили с «коротенькими ручками», и все говорили: «Вон с жабьими лапками идёт».

Одно из самых позорных телесных наказаний - избиение. В Риме били плетью из полового органа быка - она оставляла характерную отметину в виде косы. У нас - кнутом, которым бьют скотину пастухи. Секли на каком-либо предмете. Чаще всего на «кобыле» - сооружении из двух досок и полена. Человек должен был оказаться в непристойной позе на коленях с прогнутой спиной. А палач кнутом мог творить невероятное. Например, была такая известная княгиня Лопухина, невероятно красивая особа. С Елизаветой всё соревновалась в количестве женихов да платьев. Елизавета и обвинила её в государственной измене. А Лопухина во время допросов оговорила и свою подругу Бестужеву. Приговор был суров: вырвать язык, избить кнутом и на каторгу отправить. Лопухину секли так: раздели догола при всём честном народе, помощник взял жертву и закинул себе за спину. Палач ударил всего три раза - два положил параллельно друг другу, а один горизонтально. Кожа со спины Лопухиной отошла и, как юбка, закрыла ей ягодицы. А Бестужева «побраталась» с палачом, подарила ему крест - этот момент показан в фильме про гардемаринов. И палач ударил её так, что на спине не осталось ни одного шрама, а язык только чуть-чуть прихватил. В итоге после нескольких лет каторги женщин снова приняли ко двору. И была Лопухина совершенным инвалидом, а Бестужева так же «хороша собой».

Пытки применялись во всем мире с незапамятных времен. Причинение физических мучений помогало в получении информации, устрашении и наказании. Официально запрет пыток был закреплен Генеральной Ассамблеей ООН в 1984 году. Поддержали это решение далеко не все государства.

За многие тысячелетия было придумано и усовершенствовано множество способов в причинении боли, страданий, унижений. Одним из них была дыба. Орудие пыток получило популярность во многих крупных государствах, включая Россию.

Применение

За время существования орудия оно видоизменялось. Использовали два основных вида: ложе и подвешивание. Суть их была схожей.

Дыба (орудие пыток) использовалась для растягивания человеческого тела, что приводило к разрыванию мягких тканей, выпадению конечностей из суставов. Жертва ощущал сильнейшую боль. Большинство людей признавались во всех преступлениях, если не умирали раньше от болевого шока.

Римские истоки

В античные времена дыба (орудие пыток) имела довольно широкое распространение. Римляне использовали ее в качестве инструмента наказания преступников и рабов. С появлением христианства, ее стали применять на них.

Со временем именно христиане широко использовали дыбу. Во времена средневековья орудие стало самым популярным у инквизиторов.

Распространение в Европе

Дыба как орудие пыток очень быстро распространилась по всей Европе. Существовало два основных вида описываемого инструмента:

  • Ложе - конструкция состояла из досок и валиков. На валики наматывались веревки, которые удерживали человека за запястья и лодыжки. Валики вращались и натягивали веревки в противоположных направлениях. Тело жертвы тянулась, причиняя сильную боль.
  • Подвешивание - конструкция состояла из двух столбов, соединенных перекладиной. Человеку связывали за спиной руки и подвешивали на веревке. К ногам могли дополнительно подвесить груз. Руки жертвы выворачивались, выходили из суставов. Жертва висела на сломанных руках долгое время.

Оба варианта применялись в разных странах до семнадцатого, местами восемнадцатого века.

Английский вариант орудия

На остров дыба как орудие пыток (фото представлено ниже) попала в 1447 году. По преданию ее стал использовать Джон Холланд, герцог Эксетерский, занимая высшую должность в Лондонском Тауэре. Инструмент стали называть «дочерью герцога».

По описанию английская дыба имела следующие характеристики:

  • материал для основы - дуб;
  • рама большая, установленная горизонтально;
  • рама поднята на высоту 3 фута над полом;
  • цилиндрические ворота установлены по краям рамы;
  • веревки привязывались к запястьям и лодыжкам.

Вращение рычагов затягивало веревки, тело жертвы растягивалось и подымалось на высоту рамы. В это время человеку задавались вопросы. Если ответов не было либо они не удовлетворяли тюремщиков, пытку продолжали пока суставы не выскакивали из своих мест. Жертва слышала, как рвутся сухожилия в ее теле.

Немецкий вариант

Немецким палачам так же приглянулась пытка дыбой. Наибольшую известность получила конструкция, которую применяли в городе Нюрнберге. Она была усовершенствована по сравнению с ранними вариантами.

Описание:

  • дыба сделана из дерева;
  • имела длину десять футов;
  • с одной стороны была приспособлена мощная лебедка;
  • лебедку вращали рычаги
  • мог применяться «заяц с шипами».

Перед пыткой жертву раздевали догола, укладывали лицом вниз, руки крепили к перекладине, ноги привязывали к лебедке. Палачи начинали крутить лебедку в полной тишине. Вскоре тело жертвы растягивалось, и тишину прерывал стон. С растягиванием первых сухожилий жертва начинала кричать. После этого палачи вращали лебедку медленно, поскольку малейшее движение приносило нестерпимую боль. Чиновник время от времени прекращал процедуру, задавая свои вопросы. Не получив на них ответ он продолжал пытку.

Если чиновник не получал ответа, по телу жертвы прокатывали цилиндр с дюймовыми шипами. Чтобы убить человека, палач мог поместить «зайца с шипами» под живот и продолжать крутить лебедку, пока тело не разорвется от проколов.

Для причинения еще больших мучений человека на дыбе пытали водой, затягивали на его теле шнур, который натягивали так, что он глубоко впивался в тело. Иногда человек признавался во всем только от вида конструкции.

Русская дыба

Применялась дыба как орудие пыток и на Руси. Ей предшествовали колодки, в которых заковывали преступников. Как вид наказания орудие использовали с тринадцатого века. Особое распространение намеренное причинение страданий обвиняемым получило при Иване Грозном. Связано это было с появлением опричнины, которая выполняла роль тайной полиции с 1565 года. Для дознания стала применяться пытка на дыбе. Сохранился метод получения информации и при Петре Первом.

Расспрос под дыбой "по-русски"

По описанию Григория Котошихина (написал сочинение по истории России) в семнадцатом веке наказание применялось для воров.

С человека снимали рубаху, руки связывали сзади на кистях, ноги скрепляли ремнем. Конструкция напоминала виселицу. На нее подвешивали жертву. Один палач наступал на ремень, а второй поднимал человека, так что тот оставался висеть на дыбе с вывихнутыми руками.

Наказание иногда дополнялось ударами кнутом по спине. На месте каждого удара оставался глубокий след. Удары наносились с промежутками во времени, чтобы продлить пытку как можно дольше. При необходимости жертву приводили в чувство. Если виновник не признавался, его подвешивали еще раз и пытали повторно, но уже с применением огня. Палач раскаливал железные клещи и ломал ребра. Также разжигали костер под жертвой и привязывали к его ногам бревно. Пыткам подвергались не только мужчины, но и женщины.

Известные люди, которые «познакомились» с дыбой

Дыба как орудие для наказания применялась чаще на рабах и преступниках. Через пытки прошло множество людей, о большей части которых ничего не известно.

Список известных жертв дыбы:

  • Святая Джульетта - о женщине известно, что она была христианкой. За это ее вместе с ребенком привели к Александру, который правил городом Таре. Она призналась ему, что состоит в секте христиан и а это была приговорена к пытке. В конце истязаний ей вылили на ноги горячую смолу и изуродовали плоть железными крюками. В конце жертву лишили головы. Ребенка женщины правитель убил за то, что тот все время повторял, что он христианин. Он расшиб мальчику голову о каменный пол. Через время Джульетту назвали святой.
  • Ян Саркандера - был католическим священником, провозглашен мучеником. Жил в шестнадцатом-семнадцатом веке. Его обвинили в лояльности к Польше и подвергли пыткам. Он должен был нарушить тайну исповеди, но не сделал этого и умер в заточении в 1620 году.
  • Вильям Лигтоу - был арестован в Малаге за шпионаж в 1620 году. Он был протестантом и отказался перейти в католицизм. Он прошел пытки инквизиции и остался жив. На то время разрешалось использовать истязания, если вина арестанта была доказана на половину. При этом нельзя было применять один и тот же способ для одного человека, поэтому мучение растягивали на продолжительное время. Для начала человека запугивали информацией о предстоящем допросе, затем показывали инвентарь. Если человек не хотел сознаваться его начинали готовить к допросу. Пытка дыбой продолжалась в течение многих часов. У жертвы рвались сухожилия, ломались кости, конечности выпадали из суставов. Лигтоу провел в тюрьме несколько месяцев, его одиннадцать раз подвергали пыткам. Спасся он благодаря слуге, который рассказал о пленном английскому послу.
  • Гай Фокс - английский дворянин, который стал католиком. Жил в конце шестандацотого-начале семнадцатого века. Известен участием в заговоре против Якова Первого 1605 года. Из-за продолжительных пыток на дыбе он выдал своих собратьев. Мужчин приговорили к повешению с последующим потрошением и четвертованием. Фокс смог спрыгнуть с эшафота так, чтобы сломать себе шею и не допустить продолжения казни.

Благодаря спавшимся узникам и их свидетельства миру стало известно о методах испанской инквизиции не только по отношению к своим подданным, но и к гостям. Многие допросы представители инквизиции записывали самостоятельно. Они доказывают о бесчеловечности со стороны некоторых служителей церкви. Не менее жестокими были и правители, которые ради своих интересов готовы были подвергнуть дыбе даже своих близких людей.

Пытки в кинематографе

До наших дней дошли только описания и изображения, как мог выглядеть человек на дыбе. Реконструкцию пытки можно увидеть в музеях стран Европы, а также в кинематографе.

Фильмы, в которых показана пытка с помощью дыбы:

  • «Тюдоры» - телевизионный сериал, выходивший в 2008-2010 году. Исторический проект был снят Майклом Херстом. Он повествует о событиях в Англии в шестнадцатом веке при правлении Генриха Восьмого. Именно в это время дыба являлась популярным орудием для допросов.
  • «Царь» - кинокартина 2009 года. В историческом представлено много пыток и казней, которые приписывают эпохе Ивана Грозного. Картина описывает два года из жизни царя в момент его борьбы с оппозицией.

Конечно искусство не может передать того ужаса, который происходил с людьми, подверженными истязанию на дыбе. Сама конструкция сохранилась в Лондонском Тауэре. Ее можно увидеть, посетив экскурсию.

В Средние века подозреваемый, согласно закону, должен был выдержать три раза: дыбу, кнут и "худой кувшин "

ХУДОЙ КУВШИН

В насилии в Средние века была необходимость: не сущест-вовало судебно-медицинской экспертизы, люди не умели отличить каплю крови от капли вина, женщина не могла написать жалобу, что её изнасиловали без наличия трёх свидетелей, поэтому властям ничего не оставалось делать, как оказывать влияние на своих граждан при помощи страха, - рассказывает В. Переверзев. - Поэтому самая первая пытка - это демонстрация самой пытки. Тебе рассказывают, что будет с тобой происходить: «Сейчас мы возьмём эти клещи, засунем твой палец вот сюда и сломаем кость». И человек уже начинал «сотрудничать со следствием». Пытки на Руси регламентировались законом. Пытали у нас и в 1990-х утюгами и паяльниками, пытают и сегодня - не надо расслабляться. Свидетельств этому много. Но делают это незаконно. А в стародавние времена в России подозреваемый по закону должен был выдержать три раза по три пытки: дыба, кнут и«худой кувшин».

Дыбой называли всё то, на чём можно было пытать. Подвесили, например, к бревну, второе бревно между ног продели, ноги завязали, палач идёт по бревну, растягивает тело. У Алексея Михайловича в записях встречается: «Садить вора в дыбу». Мужика просто приковывали к тяжёлой колоде (железная «рубашка», руки, ноги и шея в которой закреплялись так, чтобы узники не могли двигаться). Прежде чем подвесить на дыбу, палач выламывал человеку плечевые суставы. Отсюда и палача иногда называли заплечных дел мастером. Почему эта пытка была популярна? Да потому что её последствия имели обратимый характер - хоть это и чудовищно больно, руки потом можно вправить и не лишиться трудоспособной рабочей силы. Также при допросах били батогами (палками): один палач садился на голову несчастного, чтобы не попасть по ней, в-торой - на ноги, чтобы важные для работоспособности органы не задеть.

«Рабочая зона» - только спина. По ней и лупили со всей силы. Популярна была и пытка водой под названием «худой кувшин». Капля за каплей падала на обритое темечко привязанного к столбу, и в итоге через пару часов он лишался рассудка. Кстати, в законе к этой пытке приписана потрясающая ф-ормулировка: «Усадить, к столбу привязать. Голова крепится кляпом через рот, от чего он в изумление и приходит».

Кстати, многие наши пытки были заимствованы. Например, англичане так глумились над своими пьяницами: надевали им бочки вместо рубахи, а потом водили на цепи по городам. В России тоже была бочка для пьяниц. Но она больше походила на купель. Заливали туда брагу, сажали пьяницу, закрывали так, чтобы выбраться не мог. Вокруг бочки девки в венках хороводы водили, приговаривая: «Ешь вино, пей вино». Но, когда человек находится в спиртовом растворе, у него происходит отслоение мяса от кости, он невероятно страдает. И, как правило, вся эта «веселуха» заканчивалась тем, что из бочки доставали труп.

Была при Иване Грозном распространена пытка огненным (горящим) веником. В России парились в бане, лечились от простуды. Поэтому банный веник у всех в избе был. Когда на площади кого-то били огненным веником, все остальные, придя домой, посмотрев на свой веник, задумывались, нарушать ли им закон.

ЖАБЬИ ЛАПКИ

Во все времена пыток и телесных наказаний вырывались языки. Пока Пётр I не ввёл моду на табак, человеку, который смолил и у которого шёл дым изо рта, тоже язык рвали. Картёжникам помимо языков отрезали и носы. При Алексее Михайловиче все были уверены, что четыре символа, убившие Иисуса Христа, заложены в картах. Пики - копьё, проткнувшее его, крести - крест, буби - ромбовидные гвозди, которыми прибивали его к кресту, черви - губка, которую подносили к его устам.

Не любили в России и петрушечников - первых наших «комедиклабовцев». Их наказывали жесточайшим образом. У Ивана Грозного по этому поводу всё чётко прописано: «Зажимать петрушечникам пальцы в жим и выдавливать кость. Кость из пальца должна выйти так, как выходит косточка из вишни». После этого палец можно было лишь отрезать. Поэтому многие петрушечники ходили с «коротенькими ручками», и все говорили: «Вон с жабьими лапками идёт».

Одно из самых позорных телесных наказаний - избиение. В Риме били плетью из полового органа быка - она оставляла характерную отметину в виде косы. У нас - кнутом, которым бьют скотину пастухи. Секли на каком-либо предмете. Чаще всего на «кобыле» - сооружении из двух досок и полена. Человек должен был оказаться в непристойной позе на коленях с прогнутой спиной. А палач кнутом мог творить невероятное. Например, была такая известная княгиня Лопухина, невероятно красивая особа. С Елизаветой всё соревновалась в количестве женихов да платьев. Елизавета и обвинила её в государственной измене. А Лопухина во время допросов оговорила и свою подругу Бестужеву. Приговор был суров: вырвать язык, избить кнутом и на каторгу отправить. Лопухину секли так: раздели догола при всём честном народе, помощник взял жертву и закинул себе за спину. Палач ударил всего три раза - два положил параллельно друг другу, а один горизонтально. Кожа со спины Лопухиной отошла и, как юбка, закрыла ей ягодицы. А Бестужева «побраталась» с палачом, подарила ему крест - этот момент показан в фильме про гардемаринов. И палач ударил её так, что на спине не осталось ни одного шрама, а язык только чуть-чуть прихватил. В итоге после нескольких лет каторги женщин снова приняли ко двору. И была Лопухина совершенным инвалидом, а Бестужева так же «хороша собой».