Что происходит с вашим мозгом, когда вы танцуете. Что чувствует человек когда танцует Что значит когда человек плохо танцует

Бывало вам видеть в общественном месте кого-то с «бананами в ушах» (ну, в наушниках), отбивающего такт ногой, покачивающего головой? Все стоят мрачные, едут на работу, думают о проблемах, а рядом стоит человек и пританцовывает. «Псих», – подумает большинство. «Счастливый», – подумаю я и такие как я.

Танец – часть культуры человека, без которой не обходились ни древние люди, ни современники. Просто раньше это было больше культом или прелюдией, а теперь развлечением и – точно вторая функция осталась! – прелюдией.

Пляски запрещали, танцы ограничивали, за вертёж под звуки маракасов осуждали, злобные картинки в Интернете на танцующих выкладывали, а мужчины и женщины все равно танцевали, танцуют и будут танцевать.

Я убеждена, что танцевать любят все, только одни себе разрешают, а другие – нет. Почему же люди любят двигаться под музыку? Есть ли этому объяснение? Наука говорит, что есть.

Ученые пишут, что в нашем организме происходит целый ряд процессов, которые служат качественным стимулом для так называемой «системы поощрения» мозга. То есть активируются в нервной системе те самые структуры, которые регулируют поведение человека с помощью положительных реакций. И среди этих процессов – ура, товарищи! – координированные движения. Это и есть танцы!

Новость отличная, но, к сожалению, ученые так и не могут найти хотя бы одну объективную причину, почему танцы вызывает выброс гормона счастья – серотонин. Но факт: танец под любимую музыку может даже стать двойным счастьем. Прослушивание приятной музыки плюс ритмичные движения под нее, и вот вам – две дозы серотонина за раз.

Ученые не сдаются. Они еще обнаружили связь между двумя областями головного мозга – слуховой зоной и той частью, которая отвечает за планирование движений и сами движения. Обучение танцу – это самый наглядный пример. Ученик под музыку повторяет за учителем движения – имитирует, старается подражать инструктору. Слышит ритм – видит пример – повторяет – мозг работает. Нам только кажется, что во время тренировок мы просто отрабатываем фигуры, шаги, повороты, а мозг продолжает работать…

Доктора наук и тут не успокоились. Они спросили друг друга: а человек это единственное животное, которые способно двигаться в такт музыке? За ответом они пошли к ближайшим родственникам человека – к шимпанзе. И тут пришло разочарование – шимпанзе не танцуют!!! Они как Арнольд Шварценеггер, который не танцует и даже ходит с трудом.

Но как же многочисленные видеоролики на Интернете о чудесных попугаях какаду, которые подпевают и пританцовывают лучше некоторых завсегдатаев ночных клубов? Попугаев все видели. Ученые говорят, этот феномен связан с тем, что шимпанзе не умеют имитировать звуки, а попугаи – способны. Получается, что дар ритмично двигаться под музыку связан с умением подражать услышанным звукам. Именно это мы, как попугаи, делаем каждый раз, когда тихо или во весь голос подпеваем любимому певцу.

Кстати, эти научные открытия приводят к выводу, что мы с вами вовсе не танцуем под музыку, а подсознательно имитируем своими движениями ее ритм, мелодичность, темп… Мы громче топает на сильной доле, мы взмахиваем руками на целой ноте, зависаем на паузе… Мы танцуем музыку!

Ответ на вопрос, почему мы танцуем - и даже почему некоторые люди делают это лучше других - можно найти в теории эволюции. Исследование, опубликованное в 2006 году, показало, что способность танцевать фактически связана с механизмом выживания. Для наших доисторических предков танцы были способом связываться и общаться, особенно в трудные времена. Более того, ученые считают, что те люди, которые обладали хорошей координацией и чувством ритма, могли иметь эволюционное преимущество.

По словам Стивена Дж. Митена, археолога из британского университета Рединга, наши предки научились использовать танец, чтобы привлечь к себе союзника или помощника, аж полтора миллиона лет назад.

Также, судя по недавним исследованиям , антропологи и эволюционные биологи сходятся во мнении, что природа танца кроется в механизме имитации. Подражая, маленькие дети, например, учатся говорить и выполнять те же действия, что и взрослые. В то же время опыт повторения укрепляет связь между восприятием себя и другими людьми, совершающими одно и то же. По аналогичной модели мы учимся танцевать, то есть не столько интуитивно сокращаем мышцы в такт музыки, сколько воспроизводим двигательные траектории, которые наблюдаем.

Некоторые исследователи полагают, что имитация поведения объясняется особыми нейронными структурами, в то время как другие эксперты утверждают, что разгадку стоит искать в когнитивных механизмах общего обучения и двигательного контроля организма. К слову, анализ мозговой активности, проведенный методом магнитно-эмиссионной томографии, выявил интересную связь.

Во время танца и во время подражания чьим-то действиям работают одни и те же нейронные схемы, происходящие в одних и тех же областях мозга - в первичной моторной коре, затылочной и височной долях.

Это наблюдение продолжает подкрепляться исследованиями особых клеток - зеркальных нейронов, расположенных в коре больших полушарий. Зеркальные нейроны были открыты лишь в 90-е годы, и многое о их функциональной роли еще предстоит выяснить. Но совершенно точно известно, что эти клетки активизируются при совершении конкретного действия и наблюдении за тем, как кто-то выполняет это же самое действие. Помимо этого, зеркальные нейроны особенно сильно возбуждаются, когда человек чему-то учится или проявляет эмпатию. Поэтому обнаружение повышенной работы этих клеток у профессиональных танцоров удивления не вызывает.

Тут стоит добавить, что биология танца куда более сложна. В комплексном исследовании, опубликованном в Scientific American , отмечается, что скоординированные движения, выполняемые под музыку, стимулируют центр удовольствия в мозге. Причем активизация этого участка мозга и повышенная выработка гормона дофамина происходят во многом именно из-за музыки, а не движений. То есть приятные ощущения, возникающие при прослушивании мелодии и ее ритма, усиливаются, если не просто слушать музыку, а двигаться в такт с ней. Взять, к примеру, бразильское традиционное искусство - капоэйру. Это и танец, и боевое искусство. Мастера капоэйры объясняют, что превращение боевых приемов в танцевальные движения под музыку неслучайно - именно удовольствие, получаемое от музыки и хореографии, позволяет искусно осуществлять боевые практики.

Кстати, помимо физиологии, в деле о танцевальной сущности замешаны и генетические закономерности. Любопытные данные получили израильские ученые, исследовавшие ДНК группы танцоров и людей, не знакомых с хореографией. В итоге генетики обнаружили интересный факт. У танцоров отчетливо выделяются два гена, связанные с предрасположенностью к тому, чтобы быть хорошими социальными коммуникаторами - во многом это связано с выработкой гормона вазопрессина. Кроме того, было обнаружено, что у танцовщиков более высокий уровень и другого гормона - серотонина, который, как известно, влияет на чувство радости и счастья.

Привет! В студии Татьяна Лямзина. Если человек хорошо танцует и двигается в такт, то ему проще усвоить речь, чем менее ритмичному человеку, выявили американские специалисты. Как сообщает РИА «Новости», во время танца зоны мозга, отвечающие за слух и движения, прекрасно синхронизируются. Этот факт был известен ученым. Теперь же ученые из Северо- Западного университета проанализировали способность придерживаться ритма и реакцию мозга на звуки. Для этого был проведен эксперимент с подростками. Их просили слушать метроном и нажимать на кнопку в такт ритму. При этом оценивалась точность попадания. А с помощью электро- энцефалограммы записывали, как реагирует мозг подростков. Оказалось, если подросток нажимал на кнопку четко в соответствии метроному, реакция мозга была устойчивой в ответ на прослушивание слога. Специалистам уже известно, что способность к чтению и умение держать ритм в движении связаны. А умение читать, в свою очередь, сопряжено с характером реакции мозга на звук. Получается, что в основе оказывается именно слух.

А вот восстановить сердечный ритм поможет пение в хоре. У поющих вместе людей происходит синхронизация сердцебиения, то нарастая, то снижаясь в зависимости от того, как они дышат в едином режиме. Кроме того, происходит нормализация работы блуждающего нерва, который отвечает за эмоции и общение с другими людьми. Ученые из Университета Гетеборга проверили, как различные мелодии с разным темпом и тональностью влияют на самочувствие хористов. Выяснилось, что мелодия и структура музыкального произведения напрямую влияли на сердцебиение, которое у всех изменялось одновременно. Наибольшая синхронизация достигалась при пении мантр, песни с длинными фразами действовали так же, как дыхательные упражнения йогов. Размеренное и спокойное дыхание положительным образом сказывалось на психическом состоянии и работе сердца.

Конечно, музыка не заменит лекарства. Но врачи в больнице Royal Brompton в Лондоне начали программу пения для людей с хронической обструктивной болезнью легких. Таких пациентов ограничивает то, сколько воздуха они могут вдыхать и выдыхать. Некоторые люди начинают дышать очень быстро, что еще больше усугубляет проблему. Они делают много быстрых, неглубоких вдохов, и это делает их дыхание еще более трудным. Занятия пением учат их управлять скоростью дыхания. Дыхательные техники, которые используются для пения, более полезны для людей с легкими проблемами. Если у человека есть тяжелые заболевания, то будет довольно трудно петь. Конечно, песни должны быть довольно простыми.

А вот женщинам нужно обязательно успеть родитель ребенка до 35 лет, говорят репродуктологи Университета Ньюкасла. По их словам, женщины не должны прикрываться карьерой, откладывая материнство, ведь с годами и работа не становится проще. Тем не менее, все больше современных семей затягивают с детьми. Почти 50% детей сейчас появляются у женщин 30 лет и старше. Количество детей, рожденных в таких семьях, за последние годы утроилось. После 35 лет шансы зачать ребенка значительно сокращаются. И ЭКО не гарантирует рождение ребенка. Если женщине не удается завести ребенка до 40-50 лет, ее ждет психологическая травма, отмечают психологи. И даже если зачатие все-таки произошло, женщины старшей возрастной группы сталкиваются с большим числом осложнений в течение самой беременности. В частности, повышается риск выкидышей, рождения детей раньше срока или детей с недостаточным весом. Мертворождение более чем в два раза чаще встречается в группе матерей старше 35 лет. А вот деградация яйцеклеток, происходящая со временем, повышает риск рождения ребенка с синдромом Дауна и прочими генетическими отклонениями. Сами женщины впоследствии нередко сталкиваются с артритом, депрессией, раком, сердечными приступами. Поэтому планирование семьи должно включать не только вопросы контрацепции, но и вопросы рождения ребенка, подчеркивают врачи. Будьте здоровы!

Что может помочь человеку, отдохнуть, развеяться и приятно провести время? Ответом на это вопрос станет – танец. Лишь поддавшись ритмичным движениям под звуки музыки, мы отдыхаем не только умственно, но и физически, снимая с себя тягостный груз обыденной жизни, имеющиеся стрессы и переживания.

Многие известные учёные, танцоры склонны утверждать, что танец по пользе для человека сравним с длительным полезным физическим упражнениям в спортивном зале, а также умеренному употреблению витаминов. И с этим сложно поспорить, поскольку в процессе танца мы задействуем чуть ли не все группы мышц, и в процессе движения, от радостных и приятных ощущений получаем жизненно необходимый эндорфин, позволяющий нам получить моральное удовольствие и значительно поднять себе настроение.

Немного истории

С появлением на планете, человека разумного, всё изменилось, появлялись технологии, мир стремительно развивался, нужны были коммуникационные средства, дабы общаться между собой, демонстрировать свои эмоции и ощущения. На помощь пришел танец, первобытные люди, а после и более прогрессивные племена, при помощи танца общались не только с миром живых, но и с миром мёртвых. В танце крылось общение, в танце человек мог донести до зрителя то, что его сейчас беспокоит и, то на чём он хотел бы заострить внимание. За время эволюции человека, менялось многое, но роль танца оставалась прежней и это одна из главных его достоинств, передать свои эмоции, чувства.


Полезные качества от танца

Первое, что стоит понять, это то, что танец, не просто необдуманные движения, это целая история, которая описывается языком тела. Благодаря плавности движений, точности исполнения удаётся развивать не только гибкость, улучшать равновесия и координацию, но и повысить уверенность в себе. Во многих лечебных программах, курсах, танцы неотъемлемая часть любого восстановительного процесса от пережитой душевной, моральной травмы. Польза танца, была подмечена в трудах именитых учёных, хореографов, врачей своего времени. Лучшей на своё время известной танцовщицей - Айседорой Дункан было сделано заключение, что танец лучшее лекарство от душевных недугов, неуверенности в себе. Такой же идеи придерживались и терапевт Мериан Чейз, доктор А. В. Штор, а также другие велики люди, чей, несомненно, великий вклад, сделал танец, одним из лучших средств для лечения физиологических и душевных заболеваний.


Что показывают исследования

С начала 19-го века, приводилось множество всевозможных тестов, чтобы оценить перспективность, важность танца в жизни и здоровье человека. Были как положительные результаты, так и отрицательные, поскольку брались различные возрастные группы респондентов, тяжесть эмоциональных недугов. Но если подводить итоги, просматривается чёткая и неоспоримая закономерность: танец, какого бы он стиля не был тот же Бачата, Хастл, Кизомба или Боди Балет, играет немаловажную роль в плане достижения внутренней гармонии, спокойствия и уравновешенного состояния.



Многие процессы стимулируют систему поощрения в нашем мозге, среди них - координированные движения. Из-за этого мы любим танцевать, по этой причине нас (если не всех, то хотя бы некоторых) завораживают хорошо поставленные бои в кино , марширующие люди или «машины Руба Голдберга ». Учёные не могут найти однозначной причины этого феномена. Но движения под музыку (которая сама по себе ) - в ​​сущности, танец - представляют для человека двойное удовольствие.

Желание двигаться в ритм издревле поселилось в нашей нервной системе. Существует определённая связь между слуховой зоной мозговой коры, которая обрабатывает звук, и областью мозга, которая участвует в планировании и производстве движений. Эта связь особенно хорошо налажена, если человек учится петь. Для того чтобы подражать преподавателю по вокалу, прилежный ученик должен научиться представлять, как связывать слышимый эталон с возможностью его воспроизведения.

Клип OK Go - This Too Shall Pass

Мы не единственные животные, которые могут двигаться в такт, но другие виды фауны, с которыми мы разделяем эти умения, немного удивляют. Например, наши ближайшие родственники - шимпанзе - не двигаются под музыку, но они и не умеют подражать звукам. Однако попугаи и какаду, которые отлично имитируют голоса, также хорошо двигаются в ритм. В доказательство этому можно найти множество роликов на YouTube . То есть, по сути, желание танцевать напрямую связано с возможностью подражать звукам. Из этого можно сделать вывод, что, когда мы слушаем музыку, мы подсознательно пытаемся её сымитировать, например, притопнуть в такт сильной доле или изобразить соло . Отсюда же возникает желание подпеть любимой песне.

Научное исследование, опубликованное в журнале Science в 2006 году, предположило, что в древности умение танцевать было связано с выживанием. Танцы для наших доисторических предков были одним из способов общения, особенно в трудные времена. Поэтому, как считают учёные, первые люди, которые имели лучшее чувство ритма, возможно, имели эволюционное преимущество.

Исследователи изучили ДНК групп танцоров и людей, никогда не проявлявших склонностей к танцам, и обнаружили, что танцоры имеют гены, связанные с предрасположенностью к лучшей коммуникации в социуме. Кроме того, было установлено, что танцоры имеют более высокий уровень серотонина, который, как известно, влияет на позитивный настрой. Эти два фактора говорят о том, что танцоры являются (потенциально) более социальными личностями.

Отнюдь не сенсация, что люди также танцуют ради привлечения противоположного пола. Британский археолог Стивен Дж. Митен, изучающий культуру неандертальцев, доказал, что наши предки занимались этим ещё 1,5 млн лет назад. То есть на доисторических танцполах происходило примерно то же самое, что и . «Во многих обществах сегодня танцы используются в качестве презентации себя для привлечения партнёра, - указывает Митен. - Танцы являются средством, чтобы показать свои физические данные и координацию - качества, которые были важны для выживания в доисторическом обществе охотников-собирателей».


Система поощрения в мозге, заставившая нас полюбить танцы, напрямую связана с двигательными функциями. Историки считают, что сама музыка была создана благодаря ритмическим движениям, а первые «треки» представляли собой простой синхронный топот. Кроме того, мы очень чувствительны к движениям тел других людей.

Установлено, что у наблюдающих за танцами других, активизируются отдельные участки мозга, ответственные за движения. Связано это с наличием зеркальных нейронов, ответственных за подражание. Эти клетки в коре головного мозга возбуждаются как при выполнении определённого действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другим существом. Такие нейроны были обнаружены у приматов, утверждается их наличие и у людей, и у некоторых птиц.

Удовольствие другого рода, которое получает наш мозг от наблюдения за танцами, связано с нашей любовью предугадывать события. Наблюдатель в момент, когда танцор ещё не довел па до конца, благодаря подсказкам музыки может прогнозировать его дальнейшие движения, и, когда он угадывает их, срабатывает поощрительная система в мозге. Получается, что люди получают удовольствие как от наблюдений за танцами, так и от участия в них. Отсюда произрастает любовь человека к коллективным танцам, которые, помимо прочего, дают ощущение единения.