Енисейский казак первопроходец 17 века. Русские землепроходцы XI - XVII веков

1623
Казак Пенда
Первооткрыватель реки Лена. Мангазейский и Туруханский казак, легендарная личность. Выступил с отрядом в 40 человек из Мангазеи (укрепленный острог и важнейшая торговая точка русских в Северо-Западной Сибири (1600-1619) на реке Таз). Этот человек совершил небывалый по своей решительности поход за тысячи верст по совершенно диким местам. Легенды о Пенде передавались из уст в уста у Мангазейских и Туруханских казаков и промысловиков, и дошли до историков в почти первозданном виде.
Пенда с единомышленниками поднялся по Енисею от Туруханска до Нижней Тунгуски, потом три года шел до ее верховьев. Добрался до Чечуйского волока, где Лена почти вплотную подходит к Нижней Тунгуске. А дальше, перешед волок, плыл он рекою Леною вниз до того места, где после построен город Якутск: откуда продолжал он свой путь сею же рекою до устья Куленги, потом Бурятскою степью к Ангаре, где, вступив на суда, чрез Енисейск прибыл паки в Туруханск».
1628-1655
Петр Бекетов
Государев служилый человек, воевода, исследователь Сибири. Основатель ряда сибирских городов, таких как Якутск, Чита, Нерчинск. В Сибирь приехал добровольно, (попросился в Енисейский острог, куда и был назначен стрелецким сотником в 1627). Уже в 1628-1629 участвовал в походах енисейских служилых людей вверх по Ангаре. Много ходил по притокам Лены, собирал ясак, приводил в подчинение Москвы местное население. Основал несколько государевых острогов на Енисее, Лене и в Забайкалье.
1639-1640
Иван Москвитин
Первым из европейцев вышел к Охотскому морю. Первым побывал на Сахалине. Москвитин начал службу в 1626 рядовым казаком Томского острога. Вероятно, участвовал в походах атамана Дмитрия Копылова на юг Сибири. Весной 1639 отправился из Якутска к Охотскому морю с отрядом из 39 служилых людей. Цель была обычной – «прииск новых землиц» и новых неясачных (то есть еще не обложенных данью) людей. Отряд Москвитина спустился по Алдану до реки Маи и по Мае вверх шли семь недель, от Маи до волока малой речкой шли шесть дней, волоком шли один день и вышли на реку Улью, по Улье шли вниз стругом восемь суток, затем сделав ладью до моря плыли пять суток.
Результаты похода: Было открыто и обследовано побережье Охотского моря на протяжении 1300 км, Удская губа, Сахалинский залив, Амурский лиман, устье Амура и остров Сахалин. Кроме того, привезли с собой в Якутск большую добычу в виде пушного ясака.
1641-1657
Иван Стадухин
Первооткрыватель реки Колыма. Основал Нижнеколымский острог. Исследовал Чукотский полуостров и первым заходил на север Камчатки. Прошел на кочах вдоль побережья и описал полторы тысячи километров северной части Охотского моря. Вел записи своего «кругового» путешествия описал и составил чертеж-карту мест Якутии и Чукотки, где побывал.
1648-49
Семён Дежнёв
Казачий атаман, землепроходец, путешественник, мореход, исследователь Северной и Восточной Сибири, а также торговец пушниной. Участвовал в открытии Колымы в составе отряда Ивана Стадухина. Из Колымы на кочах прошел по Ледовитому океану вдоль северного берега Чукотки. За 80 лет до Витуса Беринга первым из европейцев в 1648 прошел (Берингов) пролив, разделяющий Чукотку и Аляску. (Примечательно, что самому В. Берингу не удалось пройти весь пролив целиком, а пришлось ограничиться только южной его частью!
1643-1646
Василий Поярков
русский землепроходец, казак, исследователь Сибири и Дальнего Востока. Первооткрыватель Среднего и Нижнего Амура. В 1643 46 руководил отрядом, который первым из русских проник в бассейн реки Амур, открыл реку Зея, Зейскую равнину. Собрал ценные сведения о природе и населении Приамурья
1649-1653
Ерофей Хабаров
Русский промышленник и предприниматель, торговал пушниной в Мангазее, потом перебрался в верховья Лены, где с 1632 занимался скупкой пушнины. В 1639 открыл на реке Кут соляные источники и построил варницу, а затем способствовал развитию там земледелия.
В 1649-53 с отрядом охочих людей совершил поход по Амуру от впадения в него реки Урки до самых низовий. В результате его экспедиции приамурское коренное население приняло русское подданство. Часто действовал силой, чем оставил по себе худую славу у коренного населения. Хабаров составил “Чертеж по реке Амуру”. Именем Хабарова названы основанные в 1858 военный пост Хабаровка, (с 1893 - город Хабаровск) и железнодорожная станция Ерофей Павлович (1909).
1696-1697
Владимир Атласов
Казачий пятидесятник, приказчик Анадырского острога, «опытный полярник», как сказали бы сейчас. Камчатка была, можно сказать, его целью и
мечтой. О существовании этого полуострова русские уже знали, но на территорию Камчатки еще никто из них не проникал. Атласов, на заемные деньги, на свой риск организовал в начале 1697 года экспедицию по исследованию Камчатки. Взяв в отряд опытного казака Луку Морозко, который уже бывал на севере полуострова, выступил из Анадырского острога на юг. Цель похода была традиционная – пушнина и присоединение новых «неясачных» земель к русскому государству.

Россия в средние века

В период с $XI$ по $XIII$ века на территории древнерусского государства сложилась сложная политическая обстановка. Именно в этот период Русь подвергается набегам восточных кочевых народов, переживает период феодальной раздробленности. Поэтому основные сведения о природе и общественной жизни мы можем черпать из древнерусских летописей. Самым известным документом той эпохи является «Повесть временных лет» Нестора Летописца. Датируется она XII веком (примерно $1110$ год). Освоение новых территорий происходит стихийно. Основные сведения хранятся в монастырских библиотеках.

Замечание 1

Монастыри в те времена во многих странах были так же и научными центрами.

Так как на западе уже существовали государства, юг ограничивался морем, а на востоке проживали воинственные племена кочевников, жители Руси устремлялись на север. В эту эпоху идет интенсивное освоение берегов Белого и Баренцева морей. Баренцево море долгое время носило название Русского. Поморы (жители северного побережья) осваивали острова Северного Ледовитого океана. Известны случаи зимовок русских рыбаков на Шпицбергене (Груманде).

В $XIII$ веке Русь завоевали монголо-татары. Иго, длившееся почти $300$ лет, существенно затормозило развитие хозяйства и науки.

Освоение Сибири

Только в $XV$ веке московские воеводы предприняли поход через Уральские горы в Западную Сибирь. Они прошли район Тюмени, дошли до Иртыша. Были составлены «чертежи» новых земель. Русские первопроходцы шли в поисках земель, богатых пушным зверем – песцом, соболем, белкой. Но Сибирь принадлежала Сибирскому ханству, образовавшемся после распада Золотой Орды. Поэтому освоение сибирских земель правильнее будет назвать завоеванием.

Одним из самых известных завоевателей Сибири является Ермак. В средине $XVI$ века с помощью (или по заданию) купца и крупного уральского землевладельца Строганова он организовал поход в Западную Сибирь. Поход напоминал военную экспедицию. С боями русским казакам удалось потеснить сибирских татар. Был основан город Тобольск.

В одном из боев Ермак погиб. Но завоеванные им территории послужили плацдармом для последующего продвижения дальше на восток. В начале $XVII$ века русские землепроходцы вышли к Енисею. Чуть позже был основан Якутск (Якутский острог).

Открытия на Северо-Востоке

Осваивая просторы Сибири, землепроходцы и путешественники часто использовали реки как транспортные артерии. Водный путь позволял экономить силы, был чист от зарослей. Зимой можно было использовать сани. В $1648$ казаки Семён Дежнёв и Федот Попов «со товарищи» спустились по Лене до морского побережья на плоскодонных судах – кочах. Они достигли устья Колымы. Пройдя дальше, экспедиция открыла пролив между Евразией и Северной Америкой.

Замечание 2

К сожалению, сведения об этом походе затерялись в посольском приказе. Поэтому власти долго еще не знали о существовании пролива между двумя материками.

Покорение Дальнего Востока

С $1630$ года начинаются походы русских казаков к побережью Тихого океана. Первым из европейцев тихоокеанского побережья достиг Иван Москвитин. Экспедиции под руководством Василия Пояркова и Ерофея Хабарова вышли к побережью Охотского моря и к реке Амур. В $1640$ году было открыто озеро Байкал. В $1697-1699$ году состоялась экспедиция В. В. Атласова на Камчатку. В ходе этой экспедиции было составлено точное описание полуострова.

Освоение Сибири и Дальнего Востока требовало от людей немалого мужества, самоотверженности, дипломатического умения при общении с местными народами. И мы можем лишь восхищаться героическими свершениями первых русских землепроходцев.

Стр. 88

Какое значение для будущего России имели походы русских путешественников и землепроходцев, осуществленные в XVII в.?

Для будущего России походы русских путешественников и землепроходцев, осуществленные в XVII в., имели большое значение. Расширялась территория государства, присоединенные земли были богаты полезными ископаемыми, населявшие народы обогащали культуру народов России, шло взаимное развитие этих народов. Построенные первопроходцами крепости-остроги, превращались в города.

Стр. 89

Что такое острог?

1. Остро́г - фортификационное сооружение (опорный пункт), постоянный или временный населённый укреплённый пункт, обнесённый частоколом из заострённых сверху брёвен (кольев) высотой 4 - 6 метров.

Изначально острогом называлась сама ограда из острых кольев и плетня, устраиваемая во время осады неприятельских городов, на Руси.

Начиная с XIII века, острог состоял из бревенчатого тына (ряда кольев) и так называемых тарас, то есть бревенчатых венцов. Бревенчатая ограда острога помещалась на плоской местности или на вершине небольшого земляного вала и была окружена с наружной стороны рвом. Острог чаще всего имел четырёхугольную форму. По углам четырёхугольника размещались башни. Для сообщения с полем использовались проезжие башни.

2. То же, что тюрьма (устаревшее)

Стр. 93. Вопросы и задания к тексту параграфа

1. Какие экономические интересы побуждали людей осваивать Сибирь?

Осваивать Сибирь людей побуждали экономические интересы: прибыльность торговли – на один вложенный рубль получали до 30 рублей выгоды.

2. Объясни значение термина «первопроходец».

«Первопроходец» значит человек, первым прошедший неосвоенную территорию, проложивший новые пути.

3. Завершите предложение: «Первым русским, дошедшим до Тихого океана, был…».

«Первым русским, дошедшим до Тихого океана, был Семен Дежнев»

Значение составления «Чертежа реки Амура» с точки зрения экономики в том, что на основании этого чертежа планировались походы русских казаков, шло заселение земель вдоль Амура, строились населенные пункты, добывалась пушнина. Освоение и развитие новых земель приносили в казну новые доходы.

Достижения кого-то одного из этих первопроходцев нельзя выделить особо, каждый из них внес свой вклад в освоение Дальнего Востока.

Стр. 93. Работаем с картой

По карте проследите маршруты путешествий Дежнева, Пояркова, Хабарова. Какой их этих маршрутов был более протяженным? Какой из них, на ваш взгляд, был более сложным? Объясните критерии сложности, которые вы использовали при оценке маршрута.

Наиболее протяженным был маршрут С. Дежнева. Более сложным был также его поход. Критерии сложности: его маршрут пролегал не только по суше, но и по морю. Лишения, которые испытывали участники похода, были во много раз тяжелее, чем в походах, особенно Е. Хабарова.

Стр. 93. Изучаем документ

1. Кому из российских царей была направлена эта челобитная?

Эта челобитная была направлена царю первому Романову Михаилу Федоровичу

2. О каких способах передвижения путешественников говорится в отрывке?

В отрывке говорится о способах передвижения путешественников: водным, по суше – на лыжах, нартах.

Стр. 93. Думаем, сравниваем, размышляем

1. Используя дополнительные материалы (в том числе Интернет), опишите орудия для ловли рыбы, использовавшиеся первопроходцами Сибири.

Следует отметить, что к XVII-XVIII вв. способы и орудия лова у русских не так существенно изменились по сравнению с предшествующим периодом, но в Сибири появилась определенная местная специфика. Так, глиняные грузила для сетей пришли в Притомье вместе с русским населением с Европейского Севера и севера Сибири - там дно рек илисто-песчаное. Но горные реки, такие как Томь, имеют каменистое дно и быстрое течение. В таких условиях глиняные грузила быстро выходили из строя и уступили место галечным, используемым местным населением. Судя по материалам таможенных книг сибирских городов, в продаже были широко представлены сети, невода, бредники как в готовом виде, так и в виде полуфабрикатов для их изготовления.

В Кузнецке было найдено галечное грузило в берестяном кульке, подобные использовались на Руси для крупных сетей. Кроме сетей рыбу добывали удой и охотничьим луком, стреляя стрелами со специальными однотипными наконечниками.

2. Какие цели преследовали первопроходцы? Что их объединяло?

Цели, которые преследовали первопроходцы: служба Отечеству, разведка новых земель, ну и материальные выгоды. Хотя, например, С. Дежнев не получал жалованья от государства 19 лет, а служил верой и правдой России. Это объединяло всех первопроходцев.

3. Какие из современных городов Сибири основали первопроходцы?

Современные города Сибири, основанные первопроходцами: Тюмень, Березов, Сургут, Тобольск, Мангазея, Томск, Туруханск, Енисейск, Красноярск, Якутск, Чита, Улан-Уде, Нерчинск.

4. Ознакомьтесь с материалами интернет-сайта одного из краеведческих или археологических музеев Сибири (например, с интернет-сайтом Красноярского краевого краеведческого музея – http:// www.kkkm.ru). На основании информации о первопроходцах, представленной на нем, сделайте сообщение перед одноклассниками.

Родился около 1605, Великий Устюг, умер в нач. 1673, Москва) - русский путешественник, землепроходец, мореход, исследователь Северной и Восточной Сибири, казачий атаман, торговец пушниной. Первый известный мореплаватель, прошедший по Берингову проливу, соединяющему Северный Ледовитый океан с Тихим и разделяющему Азию и Северную Америку, Чукотку и Аляску, причём сделал это за 80 лет до Витуса Беринга, в 1648 году.

Примечательно, что Берингу не удалось пройти весь пролив целиком, а пришлось ограничиться плаванием только в его южной части, тогда как Дежнёв прошёл пролив с севера на юг, по всей его длине.

Родился в Великом Устюге, в каком возрасте попал в Сибирь - не установлено. В Сибири Дежнёв сначала служил рядовым казаком с 1635 года в Тобольске, а затем в Енисейске. Среди больших опасностей 1636-1646 годов «смирил» якутов. Из Енисейска он с отрядом П. И. Бекетова в 1638 году перешёл в Якутский острог, только что основанный по соседству с ещё непокорёнными племенами инородцев. Уже в 1639-1640 гг. Дежнёв приводит в покорность туземного князя Сахея. В 1639 году был послан якутским приказчиком П. Ходырёвым на Вилюй для сбора ясака, в августе 1640 года Дежнёв примирил два якутских рода на реках Татта и Амга (притоки Алдана) и склонил к уплате ясака воинственного «князца» племени кангаласов Сахея.

В 1641 году Дежнёв, с партией в 15 человек, собирает ясак на реке Яне и благополучно доставляет его в Якутск, выдержав по дороге схватку с шайкой в 40 человек. В том же году вместе с Михаилом Стадухиным, Дежнёв отправился в поход на Оймякон для сбора ясака. В апреле 1642 года в стычке с воинственными «ламутскими тунгусами», как и многие другие казаки, был ранен. Потеряв лошадей, отряд попал в тяжёлое положение. Пришлось построить судно. Когда сошёл лёд, казаки спустились вниз по Оймякону и продолжили искать «неясачных людишек» в низовьях Индигирки. Но там сборщиков ясака уже было предостаточно, поэтому отряд отправился дальше на восток и дошёл до реки Алазеи. Здесь им встретился отряд такого же землепроходца десятника Дмитрия Михайлова по прозвищу Ярило Зырян. Дежнёв вновь проявил свой дипломатический талант, уговорив Зыряна соединиться с отрядом Стадухина под его началом.

Открытие Колымы

Летом 1643 года Семён Дежнёв в составе отряда землепроходцев под командованием Михаила Стадухина открыл реку Колыму. Казаки поднялись вверх по реке и основали Колымское зимовье, позже ставшее крупным острогом Среднеколымск - опорным пунктом русской колонизации в этих местах. В 1644 году Дежнёв основал ещё один острог, названный позднее Нижнеколымском. В 1645 году Стадухин и Зырян, с ясаком и половиной людей, отправились по реке Лене в Якутск, оставив в Колымском острожке Дежнёва и ещё 13 человек. Дмитрий Михайлов (Зырян) с дороги вернулся обратно, а между тем Дежнёву пришлось отразить нападение более 500 юкагиров, хотевших уничтожить малочисленный гарнизон острожка. На Колыме Дежнёв прослужил до лета 1647 года. Летом того же года корабли вышли в плавание, но крепкие льды закрыли им путь. Федот Попов и Семён Дежнёв возвратились на Колыму и стали дожидаться более благоприятного для похода времени.

Чукотская экспедиция

20 июня 1648 года Федот Попов и Семён Дежнёв на кочах вышли в море. Три коча сразу потерялись в буре при выходе из устья Колымы в Ледовитый океан. Оставшиеся неуклонно пошли вперёд. В августе 1648 года пошёл ко дну ещё один коч. Около 20 сентября 1648 года Дежнёв и его спутники увидели тёмный и грозный "Большой Каменный Нос", окаймлённый полосой пенных бурунов. Мимо Носа прошли лишь три судна: два коча Дежнёва и Попова и один - Герасима Анкудинова. Судно Дежнёва разбилось в Олюторском заливе южнее устья реки Анадырь. Отряд Дежнёва на лыжах и нартах 10 недель через Корякское нагорье добирался до реки Анадырь, где он и зазимовал. Летом 1649 года на построенных лодках Дежнёв поднялся вверх по Анадырю на 600 км. Тут, на среднем течении реки Анадырь, было устроено зимовьё, названное потом Анадырским острогом. На верхнем течении Анадыря русские встретили кочевых анаулов - незнакомое им юкагирское племя. Только на третий год к Дежнёву пришло подкрепление. Но это была не смена. Казак Семён Мотора искал сухопутную дорогу между Колымой и Анадырем через горный проход, он-то и выручил Дежнёва. Этим путём, более удобным, нежели морской, воспользовался и Дежнёв, для отсылки в Якутск собранной им моржовой кости и пушнины.

Открытие памятника

Семёну Дежнёву и его семье - жене-якутке Абакаяде Сючю и сыну Любиму, «первому сахаляру». Якутск, сентябрь 2005 года.

Дальнейшая судьба

В 1659 году Семён Дежнёв сдал команду над Анадырским островом и служилыми людьми сменившему его К. Иванову, но оставался в крае ещё до 1662 года, когда вернулся в Якутск вместе с И. Ерастовым. Оттуда Дежнёв с государевой казной, был послан в Москву, куда и прибыл, вероятно, к середине 1664 года. Сохранилась челобитная Дежнёва о выдаче ему жалованья, заслуженного им, но не полученного, за 19 лет, что и было исполнено. В 1665 году Дежнёв выехал обратно в Якутск и там служил до 1670 года, когда снова был послан с государевой казной в Москву, куда явился в 1672 году, где и умер.

Судно типа «коч» - одно из самых загадочных в истории отечественного судостроения. По многочисленным архивным источникам XVII века мы знаем, что именно на кочах была освоена огромная территория Сибири и Дальнего Востока.

В то время, пока английские и голландские путешественники пытались пробиться на восток арктическими морями и не смогли пройти восточнее Новой Земли, русские ежегодно на кочах организовывали морские экспедиции в устье р. Оби, а в течение XVII века поэтапно прошли весь Северный морской путь, обогнули самую восточную оконечность Азии и вышли в Тихий океан (Охотское – «Ламское» море).

К сожалению, мы крайне мало знаем о том, что собой представлял коч. Не сохранилось его достоверных изображений, архивные источники дают крайне отрывочные данные о его конструкции.

Мы знаем, что коч соответствовал следующим критериям:

Судно должно было быть приспособлено для плаваний, как в море, так и по рекам, соответственно, кроме паруса, должно быть ходким на веслах.

По документам мы знаем, что кочи перетаскивали по волокам, соответственно, они должно быть достаточно легким и устойчивым при переволакивании на катках.

На кочах выходили в Студеное море (Северный Ледовитый океан), преодолевали значительные расстояния, соответственно, кочи должны были быть приспособлены к плаванию в сложных ледовых условиях.

По архивным документам мы знаем, что размеры кочей вирировались в пределах 15 – 20 м с глубиной осадки до 2-х метров, кочи имели одну мачту, которая несла прямой парус.

Важно отметить, что поморы строили свои суда практически без использования металлических связей. Для соединения досок обшивки друг с другом использовалась «вица» - распаренный корень сосны, можжевельника или ели, прутья ивы, которыми пришивали к килю и штевням и плотно стягивали друг с другом доски обшивки, и уже к готовому борту «пришивали» и прибивали деревянными нагелями шпангоуты. Подобная технология широко известна на севере Европы, но строили так преимущественно небольшие лодки. Нужно учитывать дефицит и высокую стоимость железа, малочисленность населения на громадных пространствах Русского Севера и большой навык работы с деревом россиян. Наши судостроители, достигли в деле шитья таких сложных судов верха мастерства. Нигде в мире не строили столь крупных шитых судов, как в Поморье и в Сибири.

Впечатляют археологические находки, сделанные в вечной мерзлоте первого заполярного русского города в Сибири – Мангазеи. Там были обнаружены сшитые вицей бортовые доски. Средняя толщина досок составляет 7,5 см, ширина до 30 см. Получались суда с мощной обшивкой, но при этом достаточно легкие для волоков. В период своего расцвета, в XVI–XVII вв., технология шитья в русском судостроении применялась во впечатляющих масштабах: так строился весь флот северных поморов, суда которых регулярно ходили из Архангельска с Северной Двины и с Печоры на Новую Землю и за Урал в Мангазею на Оби, а из Колы (близ современного Мурманска) – до Шпицбергена. С первой половины 17в. на этих судах осуществлялись промысловые плавания Северным Морским Путем в Сибири, между реками Хатанга, Лена, Колыма, Анадырь.

В целях реализации историко-навигационного эксперимента – экспедиции по следам отечественных первопроходцев в Арктике и Сибири был разработан специальный проект экспедиционного парусного судна. Этот проект не является копией старинных кочей, на данный момент информации для полноценной реконструкции недостаточно.

При проектировании судов для проекта «Арктика – территория открытий» Виктор Дмитриев, автор первой в истории реплики коча «Помор» аккумулировал огромный массив информации об исторических технологиях судостроения на Русском Севере, накопленный за тридцать лет и применил их на практике со специалистами клуба «Полярный Одиссей».

Построенные суда по своим теоретическим обводам, форме носа и кормы близки к соймам, поморским карбасам и кочмарам – традиционным судам Русского Севера, упоминаемым в архивных документах с середины XVI века и сохранившимся на чертежах ХIХ века.

Галео́н (исп. galeón, также галион, от фр. galion) - большое многопалубное парусное судно XVI-XVIII веков с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое. Основным толчком к его созданию было возникновение постоянных перевозок между Европой и американскими колониями. Наибольшую известность галеоны получили в качестве судов, перевозящих испанские сокровища и в сражении Непобедимой армады, произошедшем в 1588 году.

Водоизмещение галеона было порядка 500 тонн (хотя у манильских галеонов оно достигало 2 000 тонн). Более прочные и лучше вооружённые, чем каракки, галеоны были, кроме того, дешевле в постройке. Корпус галеона обычно строился из дуба и других твёрдых пород дерева, рангоут - из сосны. Парусное вооружение состояло из трех-пяти мачт, передние мачты несли прямое вооружение, задние - косое (латинское). Артиллерийское вооружение чаще всего представляло собой полукулеврины, хотя использовались орудия вплоть до полупушек. Первое упоминание о нём относится к 1535 году. В дальнейшем галеон становится основой флотов испанцев и англичан. Форштевень, сильно изогнутый и вытянутый вперед, имел украшения и по форме напоминал таковой у галер. Длинный бушприт нес парус - блинд. Носовая надстройка была отодвинута назад и не нависала над форштевнем, как у каракки. Кормовая надстройка, высокая и узкая, размещалась на срезанной корме. Надстройка имела несколько ярусов, в которых размещались жилые помещения офицеров и пассажиров. У сильно наклоненного ахтерштевня был транец выше грузовой ватерлинии. Корма украшалась резьбой и балконами.

В зависимости от водоизмещения галеоны строились с числом палуб от двух до семи. Борт судна от киля к грузовой ватерлинии имел большой развал, а к верхней палубе - завал. При этом решалось несколько задач: увеличивалась грузоподъёмность, затруднялся переход с судна на судно во время абордажа, повышалась общая прочность; смягчалась сила удара волн о борт, поскольку волна отражалась вверх, и корпус не испытывал её прямого удара.

Древнерусское государство в XI - XIII веках переживало трудный период в своей истории. Постоянные набеги восточных кочевых народов, феодальная раздробленность, нежелание удельных князей совместно решать насущные проблемы, ослабили Русь. Немногочисленные сведения о жизни, о природе, общественном укладе были почерпнуты из летописей. Самой известной является работа Нестора Летописца "Повесть временных лет", написанной в XII веке, точнее где-то в 1110 году. Из этой летописи стало известно об освоении новых земель. По утверждению автора освоение территорий носило стихийный характер. Местом хранения летописей служили монастырские библиотеки.

Монастыри в то время были научными центрами во многих средневековых странах.

К западу от границ Руси уже существовали цивилизованные государства, юг страны был ограничен морем, с востока совершали набеги кочевники, жителям ничего не оставалось, как держать путь на север. Именно в эти века шло освоение прибрежной зоны Белого, Баренцева (в те времена его величали Русским) морей. Жителей северного побережья называли поморы, они-то и занимались освоением островов Северного Ледовитого океана. В те времена русские рыбаки устраивали зимовки на Груманде, ныне всем известный Шпицберген. После завоевания монголо-татарским игом в XIII веке Руси, которое длилось около 300 лет, развитие страны резко затормозилось.

Покорение Сибири

И вот только в XV веке московскими воеводами был предпринят организованный поход за Уральские горы в Западную Сибирь. Первопроходцы шли через Тюмень до Иртыша. По новым землям были составлены чертежи. Главной целью, которую они преследовали в своих походах, было освоение этих богатых земель ради охоты на пушного зверя - белку, соболя, песца. Но регион тогда был в составе Сибирского ханства, которое образовалось на обломках Золотой Орды. Поэтому наиболее правильным вариантом следует считать не освоение, а завоевание территории.

Самый, пожалуй, известный завоеватель Сибири - Ермак. Крупный уральский купец, промышленник и землевладелец Строганов в середине XVI века оплатил казаку поход, который потом сравнивали с военной экспедицией, в Западносибирский регион. Сибирские татары были вытеснены русскими казаками из Западной Сибири. С основанием города Тобольска русские закрепили свое присутствие и в этом регионе.

В одном из кровопролитных боев Ермак погибает, но завоеванные с его участием земли стали плацдармом для освоения новых земель к востоку от Западной Сибири. В самом начале XVII века землепроходцы вышли на Енисей. Немного позднее приступили к строительству Якутского острога (ныне город Якутск).

Поход на Северо-Восток Сибири

При осваивании просторов Сибири землепроходцам часто приходилось использовать реки в качестве транспортных артерий. Путешествуя по воде, можно было экономить силы, т.к. при пеших походах часто приходилось расчищать путь от зарослей. С наступлением зимы в ход пускали сани. С помощью плоскодонок, которые называли "кочи", Семен Дежнев и Федот Попов в 1648 г. спустились по реке Лене к морскому побережью. Таким же способом они добрались до устья реки Колымы и, пройдя еще дальше на северо-запад, открыли пролив между двумя крупнейшими материками, один из которых - Евразия, другой -Северная Америка.

Но из-за затерявшихся в посольском приказе сведений об этом походе власти проморгали момент и долгое время не ведали, что существует пролив, разделяющий два материка.

Освоение дальневосточного региона

Начало первых походов к Тихоокеанскому побережью датируется 1630-м годом. Это были экспедиции русских казаков. Из европейцев первым был Иван Москвитин. К Охотскому морю и реке Амур вышли экспедиции, руководство которыми осуществлял Василий Поярков и Ерофей Хабаров. Глубоководное озер Байкал было открыто в 1640 году. В.В. Атласов в составе экспедиции в 1697-1699 г. г. побывал на Камчатке. Итогом этой экспедиции стало точное описание всего полуострова.

Немало мужества потребовало освоение земель Сибири и Дальнего востока. Землепроходцам приходилось быть даже дипломатами, чтобы налаживать отношения с народами, населявшими эту местность. Кроме восхищения героическими свершениями землепроходцев от потомков они заслуживают огромную благодарность за то, что способствовали формированию могучего, сильного и толерантного государства, которым является Россия.

Походы русских путешественников, сделанные ими географические открытия, имели огромное значение для будущего России. Расширялась территория российского государства, его культура обогащалась самобытной культурой других народов. Крепости-остроги, возведенные русскими землепроходцами, постепенно превращались в крупные города.

Освоение новых земель

Россия - самое большое государство в мире, однако не всегда ее площадь была столь внушительной. В давние времена она занимала лишь юго-западную часть нынешних своих земель. Окружающая территория вплоть до Тихого и Северного Ледовитого океанов была абсолютно неизведанной. И если юг и запад был достаточно хорошо освоен, то северные и восточные районы являли собой тайну за семью печатями.

К XI веку российские северные земли находились под контролем Великого Новгорода, который к тому времени имел хорошо налаженные торговые отношения с североевропейскими государствами. Этому городу несказанно повезло: он избежал печальной участи многих русских городов и не был разграблен монголо-татарскими захватчиками.

В течение нескольких веков поморы и новгородцы периодически совершали дальние морские путешествия, осваивая северные территории.

Рис. 1. Поморы.

Поморы - это немногочисленный народ Севера, обосновавшийся на побережьях Баренцева и Белого морей. Во время своих путешествий они достигли устья реки Таз, где организовали колонию Мангазею, которая в дальнейшем стала первым заполярным городом Сибири. Поморы торговали пушниной, строили отличные суда, прекрасно знали Северный морской путь, освоили много новых земель.

Помимо поморов, немалый вклад в покорение новых земель внесли казаки. Как правило, казаки бесстрашно продвигались вглубь неизведанных территорий по рекам, используя большие и очень прочные весельные лодки - струги.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

При обнаружении наиболее удобного места казаки возводили небольшие крепости - остроги. Построенный населенный пункт они обносили частоколом из заостренных бревен высотой не менее 4 м.

Рис. 2. Острог.

После постройки и укрепления острога землепроходцы начинали активно обследовать близлежащие территории. Они составляли карты, отмечая на них все важные географические данные, занимались разведкой месторождений природных богатств.

На месте казачьих острог разрастались крупные города, которые только укрепляли силу и могущество русского государства. Некоторые из них до сих пор стоят, как ни в чем не бывало: Тюмень, Енисейск, Якутск, Тобольск.

Рис. 3. Якутск.

К сожалению, имена многих отважных землепроходцев, живших в XI-XVI веках, до нашего времени не сохранились.

Знаменитые землепроходцы XVII века

Землепроходцами называют отважных путешественников и исследователей, которые занимались освоением неизведанных территорий Дальнего Востока, Крайнего Севера и Восточной Сибири.

Таблица “Русские землепроходцы 11-17 века”

Землепроходцы

Период

Открытия

Петр Бекетов

Исследователь Сибири, основатель таких городов как Якутск, Чита, Олекминск, Нерчинск.

Иван Ребров

Первооткрыватель земель северной Якутии (от устья Лены до Индигирки)

Иван Москвитин

Первым достиг побережья Охотского моря. Он тщательно исследовал его береговую линию, а также близлежащий Сахалинский залив.

Василий Поярков

Во главе экспедиции, состоящей из казаков, отправился из Якутска по рекам Алдан и Лена, по руслу Амура вышел к Охотскому морю.

Семен Дежнев

Стал первым мореплавателем, которому удалось обнаружить и переплыть Берингов пролив, соединяющий два материка: Евразию и Северную Америку. В его честь названа самая крайняя восточная точка континента: в Беринговом проливе возвышается крутой горный массив - мыс Дежнева

Ерофей Хабаров

Совершил морскую экспедицию в Мангазею. В устье реки Куты обнаружил соляную варницу, стал основателем Усть-Кута - одного из первых русских поселений на территории Восточной Сибири.

Иван Камчатый

Открыл новый большой полуостров. Посланный в экспедицию на поиски моржовой кости, он не смог продвинуть вглубь открытого им полуострова, который впоследствии был назван в его честь Камчаткой.

Владимир Атласов

Предпринял экспедицию на полуостров Камчатка, благодаря чему он был присоединен к России.

Благодаря отваге русских землепроходцев были не только исследованы новые земли, которые в дальнейшем присоединились к России. Составленные ими карты, научные описания территорий внесли большой вклад в понимание полной картины окружающего мира.

Что мы узнали?

При изучении темы «Русские землепроходцы 11-17 века» по программе географии 8 класса мы узнали, кем и каким образом были исследованы земли Дальнего Востока, Восточной Сибири и Крайнего Севера. Мы выяснили, какой вклад в развитие российского государства внесли русские исследователи новых земель, как они повлияли на расширение территории страны и усиление ее могущества.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 305.