Патриарх Антиохийский Макарий и его сын архидьякон Павел Алеппский, посетившие в XVII веке Россию, так описывали народные обычаи в Пасхальную седмицу:
"Во все дни этой недели мальчики и маленькие дети во всех приходах с большою радостью звонят в колокола беспрерывно днем и ночью, что представляет для них большую забаву и удовольствие. Да будет ведомо тебе, читатель, что Пасха у них продолжается до четверга Вознесения.
Всякий, встречаясь здесь с друзьями и знакомыми, дает им красное яйцо и целует в уста, говоря: «Христос воскресе», точно так же целуются при встрече и с тем, кто возвратился из поездки.
Винные лавки и питейные дома с самого начала поста до Нового воскресенья (Фомина) оставались запечатанными, содержателям их никоим образом не разрешается на Святой неделе открывать свои заведения, ибо в продолжение ее за этим наблюдают гораздо строже, чем во время Великого поста. Равным образом и в течение всего года питейные дома, обыкновенно, остаются закрытыми от кануна воскресенья до утра понедельника, так же делается и во время больших праздников.
На этой неделе стрельцы рыскали по городу, как огонь, и если где находили пьяного, производящего беспорядок, то тащили его в приказ и засаживали под арест на несколько дней, после нанесения многих ударов; это мы видели сплошь и рядом".
Эти обычаи нашли отражение и в пасхальной открытке конца 19 - начала 20 веков. Впервые художественные пасхальные почтовые открытки с весенними акварелями Николая Каразина были изданы "Общиной святой Евгении" в 1898 году. Попечительницей "Общины святой Евгении" была принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская (1845-1928), почетный член Императорского Православного Палестинского Общества.
В дореволюционные годы в больших количествах выпускались
открытки с оригиналов работ известных художников
Бориса Кустодиева, Николая Пимоненко, Мстислава Добужинского, Владимира
Лебедева, Михаила Гермашева и других.
Пасхальные открытки по рисункам Михаила Гермашева
В начале XX века очень популярным у российской публики разного сословия был художник Михаил Маркианович Гермашев (Бубело). Он активно сотрудничал с издателями почтовых карточек, которые выпустили большое количество открытых писем с репродукциями его картин. Некоторые из них он специально рисовал под открытки, усиливая цвета, приближая их к народному лубку. В 1904-14 гг. Михаил Маркианович тесно сотрудничал с рижским издательством художественных открыток «Ленц и Рудольф» (Lenz & Rudolff-Riga). М. Гермашев также иллюстрировал детские книжки.
Всенощная.
После заутрени.
Возвращение с заутрени.
Михаил Маркианович Гермашев (Бубелло) (1867-1930)
Вечер перед Пасхой.
Михаил Маркианович Гермашев (Бубелло) (1867-1930). 1904 г.
Приготовление к Пасхе.
М.М. Гермашев. Изд. Ленц и Рудольф, Рига
Пасхальная ночь в Московском кремле.
Михаил Маркианович Гермашев (Бубелло) (1867-1930)
Пост завершён.
М.М. Гермашев. Изд. Verlag Lenz & Rudolff
На Пасху.
Михаил Маркианович Гермашев (Бубелло) (1867-1930)
Пасхальный звон.
Михаил Маркианович Гермашев (Бубелло) (1867-1930)
Народный праздник на Пасху.
Михаил Маркианович Гермашев (Бубелло) (1867-1930). Между 1904 и 1914 гг.
Издательство "Ленц и Рудольф" (Рига)
Пасха. Утро на позиции.
М.М. Гермашев (Бубело)
Пасхальные открытки по рисункам Бориса Зворыкина
Борис Васильевич Зворыкин (1872-1942) - русский художник, график-орнаменталист. С 1898 г. Борис Зворыкин иллюстрировал и оформлял книги для лучших российских издательств - И. Н. Кнебеля, А. И. Мамонтова, И. Д. Сытина в Москве, А. А. Левинсона и А. Ф. Маркса - в Петербурге на темы русских сказок, пословиц и поговорок, видов монастырей и пр. Последовательный приверженец и творец "русского стиля", Зворыкин был высоко оценен членами императорской фамилии и привлекался для выполнения заказов Императорского двора – известны исполненные им меню торжественных обедов в честь французских сенаторов и депутатов в Москве (1910) и в честь приезда в Россию британской торговой миссии (1912). В 1909-1912 гг. художник участвовал в росписях кафедрального собора святого равноапостольного Александра Невского в Симферополе и Феодоровского Государева собора в Царском Селе, заслужив благодарность императора. Борис Зворыкин был одним из самых заметных авторов рождественских и пасхальных поздравительных карточек. cliparti.jimdo.com
Христос Воскресе!
Христос Воскресе!
Зворыкин Б.В. 1910 г. Акварель, тушь, графитный карандаш. 13x9,5.
Рисунок для пасхальной открытки
Пасхальная открытка по рисунку Бориса Васильевича Зворыкина (1872-1942). 1900 г.
Пасхальные открытки по рисункам Федота Сычкова
У церкви на Пасху
Сычков Ф.В. Открытка
Христос Воскресе! Пасха.
Сычков Ф.В.
Пасхальное утро в семье.
Ф.В. Сычков. Открытка
Игры на Пасху.
Ф.В. Сычков
Пасхальная игра в кучки.
Ф.В. Сычков. Между 1904-14 гг. Открытка изд.Ришара (СПб.)
В игре в кучки надо было отгадать под какой горкой песка спрятано яйцо
Игра в битки.
Ф.В. Сычков. Пасхальная открытка
В битках проигрывал тот, чье яйцо первым лопнет при постукивании о яйцо второго играющего
Елизавета Бём
Одним из крупных мастеров жанра пасхальной открытки была художница Елизавета Меркурьевна Бём (1843-1914), ученица выдающегося русского художника Ивана Крамского. Она создала более трехсот акварелей и мгновенно узнаваемых черных силуэтов с изображением сценок из жизни детей деревни, была точна в исторических деталях. Художница часто сопровождала изображение поучительными перифразами из известных русских пословиц и поговорок.
Весна идет, полна чудес - Христос Воскрес, Христос Воскрес!
Е.М. Бём
Курица Федорка да петух Егорка с Праздничком поздравляют, счастья желают.
Е.М. Бём. 6-е издание, №141
Дорого яичко в Христов день.
Е.М. Бём
На здоровье кушай, никого не слушай. На то и праздник.
Е.М. Бём
Наварила, напекла, не для Грицки, для Петра.
Елизавета Бём
В будни поработаем - В Праздник погуляем.
Е.М. Бём
Христово Воскресенье, всем на веселье!
Е.М. Бём
В семье друг друга все дарят
Яичком ярко-красным.
И все ликуя говорят,
Встречаясь утром красным:
Христос Воскрес, Христос Воскрес!
Пришла нам весточка с небес!
Е.М. Бём
Христос Воскрес!
Е.М. Бём
Христос Воскрес!
Е.М. Бём
Дорогой обычай в Великий день.
Е.М. Бём
Пасхальные открытки с черными силуэтами.
Е.М. Бём
Иван
Крамской писал о чёрных силуэтах Бём: “И что за совершенство были эти
силуэты! В них угадывалось даже выражение на лицах маленьких чернышей”.
Пасхальные открытки по рисункам Алексея Транковского
Поднесение сахарного яйца.
Транковский Алексей Иванович
Катание яиц.
Транковский Алексей Иванович (2-я пол. ХІХ ст. - нач. ХХ ст.).
В начале XX века картины Транковского на исторические и народные темы пользовались большой популярностью в России. Художник был очень внимателен не только к сюжету, но к деталям. Поэтому многие его живописные работы печатались в различных журналах и как иллюстрации к книгам. Но больше он прославился как автор российских дореволюционных почтовых открыток.
Пасхальные открытки по рисункам Василия Эшкичевича
Страстной четверг.
В.К. Эшкичевич. Открытка С.-Петербургского издательства «Ришаръ»
Пасха.
В.К. Эшкичевич
Пасха.
В.К. Эшкичевич
Пасха.
В.К. Эшкичевич
Неугасимый огонь.
В.К. Эшкичевич
Эшкичевич Василий Константинович (1877-...) - незаслуженно забытый русский художник. Его картины известны только по нескольким почтовым открыткам, дошедшим до наших дней.
21 апреля в Свято-Троицком соборе г.Армавира состоялось награждение победителей пасхального конкурса рисунков «Пасха Православная». Учащиеся воскресной школы Свято-Иоанно-Богословского храма Чаплыгина Анна и Петр Котов заняли призовые места на уровне Новокубанского благочиния и были награждены грамотами и памятными подарками из рук правящего архиерея. Первое место на уровне благочиния и второе место на епархиальном уровне заняла коллективная работа учащихся воскресной школы Иоанно-Богословского храма г.Новокубанска. Картина, сделаная под руководством преподавателя Майструк Дарьи Петровны, выполнена в технике мозаики из свернутых салфеток разных цветов. На ее создание ушло более двух месяцев работы.
Ведется строительство часовни
Ведется строительство часовни в честь Казанской иконы Божией Матери на пересечении улиц Парковая и Первомайская.
Реквизиты для перечисления пожертвований:
Наименование получателя: Местная религиозная организация православный Приход апостола Иоанна Богослова храма г.Новокубанска Краснодарского края Армавирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Адрес: 352240, Краснодарский край, г.Новокубанск, ул.Дзержинского, 59
ИНН 2343009235
КПП 234301001
р/счет 40703810830080000134
Банк КРАСНОДАРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №8619 ПАО СБЕРБАНК Г. КРАСНОДАР
к/счет 30101810600000000602
БИК 046015602
Центр защиты семьи, материнства и детства
По благословению Епископа Армавирского и Лабинского Игнатия при приходе храма апостола и Евангелиста Иоанна Богослова г.Новокубанска организована работа Центра защиты семьи, материнства и детства. Основное направление деятельности Центра – оказание благотворительной вещевой помощи беременным женщинам, одиноким матерям, отцам, многодетным семьям, находящимся в тяжелой жизненной ситуации. Центр расположен по адресу: г.Новокубанск, ул.Дзержинского, 59 (территория храма святаго апостола и Евангелиста Иоанна Богослова). По всем вопросам работы Центра обращаться по тел. +7918-31-34-850, Демьяненко Марина Викторовна.
Публикации раздела Традиции
С ветлое Христово Воскресение – самый почитаемый и радостный праздник церковного календаря, «праздник праздников», который символизирует обновление и спасение мира и человека, торжество жизни над смертью, добра и света над злом и тьмой.
Христианская Пасха является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, о смерти его на кресте и чудесном воскресении. Пасха отмечается по лунному календарю, поэтому не имеет постоянной даты, праздник ежегодно приходится на период между 4 апреля и 7 мая. У всех христиан большое место на Пасху занимали церковные ритуалы: торжественные богослужения, крестные ходы священнослужителей с песнопениями, прославляющими Христа, семейные молебны в домах.
В православной традиции начинается праздник в полночь с торжественной церковной службы, заутрени и крестного хода вокруг храма. В деревнях в пасхальную ночь здание церкви покрывалось огоньками фонариков, около неё разжигали костры. Угли от костров собирали и закладывали под кровлю, чтобы оградить дом от молнии и пожара, а охотники стреляли из ружей, желая обеспечить удачную охоту в течение года. Долгое время на северо-западе России сохранялся обычай коллективно встречать восход солнца на Пасху на какой-нибудь возвышенности, т.к. было распространено поверье, что солнце в этот день восходит «танцуя».
Одним из важнейших моментов праздника была утренняя трапеза, когда разговлялись после строгого Великого поста. На пасхальном столе обязательными были заранее освящённые в храме крашеные яйца, куличи и творожная пасха. По традиции во время трапезы отец семейства очищал первое пасхальное яйцо, разрезал и наделял им каждого домочадца. Всю пасхальную неделю яйцами одаривали родственников, соседей и знакомых, угощали пришедших в гости к тёще молодых, раздавали нищим на помин души. При обмене яйцами христосовались (обменивались троекратными поцелуями), произнося при этом: «Христос воскресе!», и ответ - «Воистину воскресе!». Ижорские девушки ходили по улицам и одаривали яйцами понравившихся парней, а у вепсов существовал обычай, согласно которому тёща на Пасху собирала 100 яиц и преподносила их молодому зятю. Освящённым в храме яйцам всегда приписывалась особая чудодейственная сила – целительная и плодоносящая.
На следующий день начиналось гуляние. Подростки и молодёжь, празднично одетые, выходили на улицу, пели, плясали, мужчины соревновались в спортивных играх, играли в городки, в лапту, в бабки, девушки водили хороводы. Повсеместно в России существовала традиция пасхального качания на качелях, которые ставили заранее в каждой деревне. Молодёжь качалась парами или на широкую доску усаживались до 12 человек, при этом девушки исполняли специальные «качельные» песни.
Любимой игрой мужской молодёжи была игра с использованием крашеных яиц («яйца катать»). Задачей было сбить своим яйцом яйцо соперника и собрать как можно больше яиц. Для этой игры делали специальные деревянные желоба, яйца скатывали с перевёрнутого корыта или с природных возвышенностей.
Вся пасхальная неделя – Светлая Седмица – по церковному календарю считалась праздничной. Гостили друг у друга родители молодожёнов и обручённых, молодые ходили христосоваться к тестю и тёще. Особенно весёлой считалась суббота - «хороводница». В этот же день к вечеру смолкал колокольный звон, сопровождавший всю праздничную неделю, которая завершалась Фоминым воскресеньем.