Антокольский христос перед судом народа описание. Марк антокольский "христианская мученица". Антокольский - почетный член западноевропейских академий

«Я представляю себе, как и евреи, и христиане поднимутся против меня. Евреи скажут: «Как это он сделал Христа», а христиане скажут: «Какого это Христа он сделал». Но до всего этого мне дела нет», – так весной 1873 года своему другу, художественному критику Владимиру Стасову пишет скульптор Марк Антокольский о своей новой работе «Христос перед судом народа». Мраморный оригинал скульптуры находится в Русском музее, а ее бронзовая авторская копия хранится в фондах Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского.

Человек «другого племени»

Жизнь художника складывалась нелегко с самого детства. Он был шестым ребенком бедного трактирщика, в семье ему жилось нелегко. Однажды отец избил его за то, что Марк нарисовал на печке водовоза с лошадью. После этого случая юный художник рисовал только по ночам, за бумагу и карандаш пришлось отдавать свой завтрак и обед.

«Детство мое, – напишет Марк Антокольский, – слишком мрачно, да так мрачно, что я с содроганием вспоминаю. Я был нелюбимым ребенком, и мне доставалось от всех. Кто хотел бил меня, даже прислуга; а ласкать меня никто не ласкал. Я донашивал старые одежды, меня звали «истуканом», «оловянные руки». Я справлял в семействе должность рабочей лошади. Не унижала меня только мать моя».

О таланте Антокольского заговорили после того, как увидели сделанную им из дерева репродукцию картины Ван Дейка «Христос и Богородица». Молва дошла до губернатора, и его жена, воспользовавшись связями, помогла определить его на учебу в Академию художеств.

Через множество препятствий пришлось пройти этому скульптору. «Надо помнить, что он – еврей и, значит, раньше, чем достигнуть чего-нибудь, должен был столько намучиться и настрадаться, сколько не приходится намучиться и настрадаться у нас художнику никакого другого племени, – пишет Стасов в своей работе «Двадцать пять лет русского искусства». – Не угодно ли моему читателю только представить себе наши безобразные и безумные отношения к евреям и поставить в соприкосновение с такими отношениями юношу, почти мальчика, лишенного всяких средств, связей, покровительства и помощи и даже худо знающего русский язык? Что тут такое должно было происходить каждый час? Постыдные предрассудки, недоверие, антипатия, насмешки – вот среди какой обстановки надо было начинать Антокольскому в 60-х годах. Да еще начинать первым из всех евреев: до него никто из этого даровитого племени не смел или не мог выступить у нас с претензией на художественный талант, наравне с другими смертными».

Однако скульптор-еврей, несмотря на все перипетии, не только продолжал заниматься искусством но, более того, осмелился взяться за сюжеты русской истории: он создал такие работы, как «Иван Грозный», «Петр Великий», «Ярослав Мудрый», «Иван III». Кстати, именно эти произведения Стасов считал вершиной творчества Антокольского. После них начинается другой творческий период художника. «Сильный драматизм, кипучесть, волнение и порыв отныне не принадлежат более к числу мотивов его произведений, – пишет Стасов. – Все эти элементы он оставляет в стороне и избирает себе вместо них другие стороны душевной жизни сюжетами для изображения: отныне всего сильнее звучит в его созданиях нота элегическая, нота сожаления, тихой скорби, кроткого упрека».

Именно в этот период, в начале 1874 года, Антокольский закончил статую «Христос перед судом народа».

«Христос» и народ

В феврале 1874 года художник пишет Стасову: «Это для меня большой праздник, потому что это было для меня самое трудное, что я до сих пор сделал. Я оставил его на несколько дней открытым для здешних художников. Неловко вам передать все отзывы об этой статуе, но могу сказать, что был общий восторг. Моего намерения не посылать его покуда в Россию, я не изменю. Думаю, что таким образом сэкономлю 2-3 фунта крови, которые необходимы мне для будущей работы. Что касается того, насколько я лично сам доволен, право, не могу сказать, потому что все, что было во мне, я передал этой статуе, а теперь устал и опустел».

Первой в «судьи-ценители» новой работы Марк Антокольский пригласил свою прачку. «И когда увидел, что статуя произвела на нее впечатление, только тогда я и сам почувствовал, что работа удалась, что я выразил именно то, что хотел», – признается он.

Так скульптор объясняет созданный им образ: «Я хочу представить Христа с той стороны, где он являлся реформатором, восставшим против фарисеев и саддукеев за их аристократическую несправедливость, восставшим за правду, за братство, за свободу, за тот самый слепой народ, который с таким бешенством и неведением кричал: «Распни! Распни его!» Я его представил в тот момент, когда он стоит жертвой, и говорит: «Я им прощаю, потому что они не ведают, что творят». Я ему даю чисто еврейский тип, у него голова покрыта шапочкой; я это основал на словах молитвы: «Прости мне, что я ходил с открытой головой»; притом, как известно, в древности снималась в священных местах не покрышка головы, а обувь, и, наконец, в жарком климате нет возможности ходить с открытой головой».

В Европе по достоинству оценили талантливого художника: на Всемирной выставке в Париже 1878 года за скульптуру «Христос перед судом народа» Антокольский получил медаль и орден Почетного легиона.
А вот в России к «Христу» в еврейском полосатом хитоне и с шапочкой на голове отнеслись иначе.

Так, в 1880 в газете «Санкт-Петербургские ведомости» вышла большая статья художника Левакова, где он осмеивает скульптуру художника: «Христос Антокольского изображает еврея, связанного по рукам и представленного в таможню за контрабанду». Подобные статьи вышли и в «Новом времени».

«Против него <…> поднялись иные, но только у нас одних и нигде более в Европе. Везде он этой статуей возбудил только восторг и энтузиазм, вызвал признание великого своего таланта и громкое заявление, что подобного Христа в скульптуре еще не бывало, – пишет Стасов. – У нас одни остались равнодушны, другие делали глупые замечания насчет шапочки на голове (которой, впрочем, глядя на статую спереди, даже вовсе и не видать), насчет еврейского правдивого костюма, насчет самого даже типа, между тем как этих же самых мало рассуждающих людей никогда не смущали ни классическая римская тога на многочисленных «Христах» до сих пор являвшихся в искусстве, ни классический и академический тип, придававшийся им. Представить Христа римлянином и академической моделью – можно, евреем – ни за что!»

«Христа» Антокольского высоко оценили Репин, Тургенев. Они в один голос называли работу гениальной, а Савва Мамонтов дал деньги на мраморную и бронзовую копии скульптуры. Стасов отмечал, что подобного Христа еще не было в европейском искусстве. Однако критик все-таки отдавал предпочтение Христу Иванова «за то, что он не состоит весь из одного благодушия и всепрощения: стоя на вершине такого всемирного дела, как новая религия, христианство, нельзя дышать только одними этими, впрочем, прекрасными, чувствами. <…> Надобно преобладание над всеми не одной нравственностью, сердцем, душой, но и духом, интеллектом, силой мысли и воли».

Действительно, образ Христа, созданный Антокольским, это, прежде всего, не только богочеловек, а нравственный идеал, этический символ. Своим «Христом» он предостерегает современных «фарисеев», тех, кто и по сей день кричит «Распни! Распни его!»: «Иисус Назарей явился, когда израильская нравственность начала падать, когда религия и власть стали злоупотреблять своими правами. Но московские фарисеи, по узости ли ума, или по кривизне души, толкуют о моем произведении так, как им хочется». Иными словами, они забывают Священную Историю и не хотят думать о том, что ослепший русский народ может постичь точно та же участь, что и еврейский 2000 лет назад… Хотя, конечно, были и будут единичные исключения, которые радуют (в русской истории подобные личности встречаются больше среди духовенства, так как монастырь был единственным убежищем для честных людей). Но именно эти-то люди и есть герои людской драмы. Честность страдает, а зло торжествует».

Один из ранних обзоров русской скульптуры.

Скульптура «Христианская мученица» или «Не от мира сего» выполнена известным русским скульптором М.М. Антокольским в 1887 году по заказу П.М. Третьякова. Мраморную скульптуру сейчас можно видеть в постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галерее.

Марк Матвеевич Антокольский (1843-1902) - скульптор-реалист второй половины XIX века, участник Товарищества передвижных художественных выставок.

Антокольский Марк Матвеевич родился в городе Вильне в бедной еврейской семье. Марк был младшим, седьмым ребенком в семье. Его родители содержали в Вильне небольшой трактир, но были людьми небогатыми и очень религиозными. Ещё мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог - на столе, на стенах, хотя его никто не обучал рисованию. Вскоре он начал лепить фигурки людей и животных из глины. Ночами, вместо отдыха после изнурительной работы в трактире, где он помогал отцу, тайком от окружающих мальчик отдавался любимому занятию - лепил или вырезал небольшие фигурки из дерева. Иудаизм запрещает изображение человека и животных, поэтому родители относились резко негативно к увлечению сына.

Но в 1859 году, когда Марк подрос, его отдали в обучение к резчику по дереву. Случайно увидев репродукцию картины Ван Дейка "Христос и Богоматерь", Марк повторил ее, вырезав фигуры из дерева. Его работа стала известна в городе. О талантливом подмастерье узнала жена виленского генерал-губернатора Владимира Ивановича Назимова - А.А. Назимова, известная покровительница искусств. Ей удалось добиться согласия родителей Антокольского на переезд сына в Петербург.

Марк Антокольский. Фото.

По ходатайству А.А. Назимовой свои работы из дерева и кости юноша показал профессору Петербургской Академии художеств Н.С. Пименову. Они понравились, и с 1862 года, в 19 лет Антокольскому было дозволено посещать вольнослушателем скульптурный класс. При этом его обязали заниматься рисунком, так как художественная подготовка провинциала была крайне слабой. Сначала Марк Матвеевич поступил в класс известного скульптора, профессора Академии Н.С. Пименова, а затем - гравера и скульптора И.И. Реймерса, о котором Марк Матвеевич всегда вспоминал с большой благодарностью.

В 1864 году Антокольскому была присвоена серебряная медаль за горельеф «Еврей-портной», а в 1868 году — золотая за горельеф «Скупой».

Еврей-портной.

Скупой.

М.М. Антокольский давно болел, и после окончания Академии в конце марта 1871 года по совету врачей покинул Петербург, переехав в Италию - сначала в Неаполь, а потом в Рим, где работал над статуей Петра I, скульптурами «Христос перед судом народа», «Смерть Сократа» и другими.

Говоря о творчестве Антокольского, нужно сказать, что в большинстве своем его произведения были на исторические и религиозные темы, для которых характерны внимание к историческим деталям, обозначение философских проблем, психологизм. В работах Антокольского очень чувствуется его индивидуальность, гуманизм, сила образов, наделенных каждый своим характером. Все работы скульптора исполнены в реалистической манере и несут идею «передвижников» о правде, «реализме жизни».

Умер Марк Матвеевич Антокольский в Германии в возрасте 59 лет, а похоронен на Преображенском кладбище в Петербурге.

В первую очередь выделяют такие знаменитые скульптуры Антокольского, как «Мефистофель», «Летописец Нестор», «Иван Грозный» и «Христос перед судом народа», находящиеся в собрании Русского Музея в Санкт-Петербурге. «Христианская мученица» обычно остается вне пристального внимания и рассмотрения, несмотря на то, что она также монументальна и находится в ведущей галерее страны.

Мефистофель.

Иван Грозный.

«Не от мира сего» - яркий пример художественного «почерка» мастера. Женские образы были довольно редким явлением в творчестве Антокольского и заказ был нетипичный. Эта работа, как и другие его произведения, отличается блистательной техникой исполнения и глубоким внутренним подтекстом, в данном случае религиозным.

Сюжет, казалось бы прост и вовсе не динамичен. Одинокая девушка сидит на лавочке, будто в парке, в окружении голубей. Птицы ютятся возле нее, собирая зерна с колосьев, и лишь некоторые обращают внимание на девушку и с интересом смотрят на нее. Сама «мученица» одета в оборванную длинную рубаху в пол, возможно, сделанную из мешковины, на колене держит табличку с христианским символом, ее волосы убраны в пучок, что не отвлекает от главного - лица. Оно поднято к небу, словно подставлено под солнце, глаза закрыты. Девушка вся в своих мыслях и с неким упоением слушает внутреннюю музыку, пребывает в собственной гармонии. Рот слегка приоткрыт, но трудно представить, чтобы она произнесла хоть звук, скорее это внутренний диалог.

Ее не интересует, что происходит вокруг - она этого попросту не замечает. Но и для других девушка стала незаметной…даже голуби, пугливые птицы, абсолютно не воспринимают ее, один даже уселся на руки, другой нахохлился и прижался к ней. Но она не обращает никакого внимания. Все, что ей нужно у нее уже есть - это Бог в сердце.

Антокольский поднимает тему мученичества за веру. (Его «Христианская мученица» стала последним таким образом, который он воплотил в скульптуре). На религиозную тематику, в первую очередь, указывает христианский знак. Крест Константина - монограмма, известная как «Хи-Ро» («хи» и «ро» - первые две буквы имени Христа по-гречески). Легенда гласит, что этот крест император Константин увидел в небе по дороге в Рим, вместе с крестом он увидел надпись «Сим победиши». Согласно другой легенде, он увидел крест во сне в ночь перед битвой и услышал голос: «С этим знаком победишь». Говорят, что именно это предсказание обратило Константина в христианство. И монограмма стала первым общепринятым символом христианства - как знак победы и спасения.

Этот сакральный символ вырезан на довольно массивной табличке, которую девушка держит в поразительной легкостью, едва касаясь ее своими пальцами. Ее искренняя вера стала ее «крестом». Она не понята людьми, но зато пребывает в согласии с собой и Богом. Это ее счастье, которое никто не разделяет. Для людей - она просто странная, сама себе на уме. Девушка остается в одиночестве в земном мире, но находит свой дом в христианстве. Она как нестяжательница отказывается от всего, ради общения с Богом в своем сердце, она одета в самую дешевую, простую одежду, пренебрегает своей красотой, пряча себя. Она готова принять мучения за веру, желая оставаться в своей религии.

Скульптура соответствует натуральным размерам; скульптура круглая и предназначена для осмотра со всех сторон. В связи с такой подачей она может с легкостью вписаться в окружающий мир, стать его застывшей частью. Но, тем не менее, Антокольский не пускает зрителя в пространство скульптуры, и она действительно становится «Не от мира сего». Этому способствует не только образ девушки: произведение отделяется от нас еще и постаментом, поднимается над землей нашего мира и уносится в свой собственный. Постамент выполнен из другого мрамора (с черными прожилками), что отделяет его от ансамбля и акцентирует внимание на функциональной стороне.

Также играет роль и нейтральный цвет чистого белого мрамора в самой скульптуре: он настолько чист, что кажется просто концентрацией света, сливающимся с пространством. (Многие посетители даже не сразу замечают скульптуру, несмотря на ее относительно крупный размер.)

Скульптор очень умело обращается с материалом. Он не пытается выдать мрамор за что-то иное, но при этом камень в руках Антокольского стал мягким.Он мастерски передает фактуру вещей - холодность каменной скамьи, оперение птиц, гладкость кожи, грубость ткани. Он достигает нужных ему эффектов применяя разные техники шлифовки. Руки, лицо девушки обработаны более тщательно, чем грубая ткань ее платья или пушистые голуби. Ее кожа кажется очень гладкой; шлифовка не зеркальная, что придает большую естественность.

Скульптор работает в реалистической манере, поэтому можно рассмотреть многие детали. М.М. Антокольский воспроизводит швы на одежде, показывает пряди волос. Очень интересно обыграна площадка земли вокруг девушки: она усеяна колосьями, выполненными в технике барельефа. Их даже не сразу можно заметить, они почти слиты с плоскость.

Но несмотря на такую детальность, автор не вдается в крайние подробности, которые могут испортить впечатление и отвлечь от главного. Зритель видит все цельно, в массах. Например, у птиц не прорезано каждое перышко - они становятся мягкими за счет именно «холмиков», словно вылепленных, а не изваянных из камня.

«Христианская мученица» вызывает ощущение тишины, чистоты, гармонии. Но это согласие не с миром, оно находится внутри самой скульптуры. Несмотря на то, что с виду - это полная тишина, внутри произведения происходят свои события - в душе у девушки музыка, много эмоций и чувств, которые и дают ей эту гармонию и счастье.

М.М. Антокольскому удалось передать вроде бы морально тяжелую тему христианского мученичества с удивительной нежностью и легкостью. Он сам как верующий человек очень тонко обращается с этой темой и показывает зрителю, что искренняя вера - это всегда счастье. «Не от мира сего» является одной из лучших работ М.М. Антокольского, и несомненно занимает особое место как в его творчестве, так и во всем русском искусстве. Это невероятное сочетание тишины и музыки, воплощенное в камне.

Христос перед судом народа. 1874–1878

Антокольский М.М.
Бронза
195 x 71 x 61

Русский музей

Аннотация

Творчество Антокольского формировалось под влиянием революционно-демократических идей 1860-х годов и было непосредственно связано с искусством передвижников. Произведения Антокольского всегда волновали современников актуальностью проблематики, черпал ли он свои темы из библейских и евангельских сказаний, или из национальной русской истории. Образ Христа скульптор трактует с позиций художника-демократа. Он показал Человека, страдающего за высокую идею народного блага. В этой статуе автор представляет Христа как историческое лицо, как реформатора, который восстал против фарисеев и саддукеев. Христос изображен в спокойной позе, со связанными сзади руками. На нем полосатый хитон, восточная шапочка, сандалии. Эти бытовые детали разрушили традиционный облик Христа, сложившийся в каноническом искусстве предшествующих эпох. По словам скульптора, его Христос дан таким, каким он "представляется в XIX веке".

Биография автора

Антокольский М.М.

Антокольский Марк Матвеевич
(1842, Вильно – 1902, Бад-Гомбург, Германия)

Скульптор.Обучался в Императорской Академии художеств в качестве вольнослушателя у Н.С. Пименова и И.И. Реймерса (1862-1870). В 1871 получил звание академика за статую «Иван Грозный» (гипс, Кенсингтонский музей, Лондон). Жил в Италии (1871-1877) и Франции (1877-1902), ежегодно приезжая в Россию. На Всемирной выставке в Париже был награжден золотой медалью и орденом Почетного легиона (1878). С 1880 – профессор, с 1893 – действительный член Императорской Академии художеств, а также почетный член Парижской, Берлинской и Урбинской Академий художеств. Среди наиболее известных произведений, хранящихся в Русском музее – статуи «Иван Грозный» (1871, бронза), «Христос перед судом народа» (1878, бронза), «Спиноза» (1882, мрамор), «Мефистофель» (1883, мрамор), «Ермак» (1891, бронза); портреты С.П. Боткина (1874, мрамор), И.С. Тургенева (1880, гипс), императрицы Марии Федоровны (1887, мрамор), императора Николая II и императрицы Александры Федоровны (оба – 1896, мрамор). Созданные по его моделям монументы Петру I были установлены в Петергофе, Петербурге, Таганроге, Архангельске.

Продолжение

Владимир Соловьев: «Иудеи всегда относились к христианам по-иудейски. Но христиане редко относились к иудеям по-христиански». В этом и заключается весь еврейский вопрос, ставший главной темой Антокольского. Он резал камни, чтобы растопить каменные сердца. И главным своим врагом считал фарисейство, равнодушие людей, уверенных в своей праведности.

начало статьи

Варварский набор евреев в армию отменил только Александр II. И он же положил конец петербургским унижениям Марка Матвеевича.


М.Антокольский. Нападение испанской инквизиции на евреев во время тайного празднования ими Пасхи. Эскиз 1868-1902 г.

Сначала, как патронесса академии, к нему заглянула великая княгиня Мария Николаевна. Она три раза подала ему руку. Много раз поздравляла и заказала для себя эскиз нападения инквизиции на евреев. Некоторые люди при сильном потрясении ничего не чувствуют. На них находит столбняк. Так было и с Анткольским. Только когда он остался один, он отдался своей радости и слезы его хлынули неудержимо. А вскоре к Марку Матвеевичу пожаловал и сам государь. Осмотрев «Инквизицию» и «Великого инквизитора Грозного», он произнес: «Хорошо, очень хорошо!»


Антокольский. Иван Грозный

С этого дня народ повалил к Антокольскому толпой.

» Ты знаешь», -закричал Антокольский, вбегая к Репину и задыхаясь от волнения, — «знаешь, кто у меня сейчас был? Иван Сергеевич Тургенев!»
» Что ты!» — закричал тот в ответ. И глаза его сделались совершенно круглыми от изумления.

И.Тургенев:
«Я нахожу эту статую шедевром по историческому проникновению, психологии и прекрасному выполнению. И это сделал маленький молодой человек, бедный, как церковная крыса, болезненный, начавший работать и выучившийся чтению двадцати двух лет.»

Рим, февраль 1874 г., М.Анткольский Стасову:
«Каждый день у меня бывает что-нибудь новое: сегодня рука болит (у него был острый ревматизм), завтра - голова, после завтра - желудок, там - нарыв. В Вильне уже говорят, что я умер (поторопились). И я стал получать телеграмму за телеграммой - дескать жив ли еще? А все таки я не теряю бодрости духа. Что будет, чем кончит человек - это не трудно отгадать. И от того я не думаю о себе, а работаю и работаю на сколько могу, и настоящее посвящаю будущему. Право, так легче живется.

Вчера я кончил Христа. Это для меня большой праздник, потому что это было самое трудное из всего, что я до сих пор сделал. Я оставил его на несколько дней открытым для здешних художников. Неловко Вам передать все отзывы об этой статуе, но могу сказать, что был общий восторг! Моего намерения не посылать его покуда в Россию, я не изменю. Думаю, что таким образом, сэкономлю два-три фунта крови, которые необходимы мне для будущей работы.

Что же касается того, насколько я сам лично доволен, — право не могу сказать, потому что все, что было во мне, я передал этой статуе. А теперь устал и отупел.»

Позднее Марк Матвеевич признался: «Первой пригласил я в судьи-ценители прачку. И когда увидел, что статуя произвела на нее впечатление, только тогда я и сам почувствовал, что работа удалась, что я выразил именно то, что хотел».

М.Анткольский Стасову:
«Под судом народа я подразумеваю и теперешний суд. Я убежден, что если бы Христос воскрес теперь и увидел, до чего эксплуатировали Его, до чего доведены Его идеи отцами инквизиции и другими, то, наверное, Он восстал бы против христианства также, как восстал против фарисеев, и еще десять раз дал бы Себя распять за правду.»

Антколькольский — Елизавете Григорьевне Мамонтовой:

«Иисус Назорей явился, когда израильская нравственность начала падать, когда религия и власть стали злоупотреблять своими правами. Но московские фарисеи, по узости ли ума или по кривизне души толкуют о моем произведении так, как им хочется. Иными словами, они забывают священную историю и не хотят думать о том, что ослепший русский народ может постичь точно таже участь, что и еврейский - две тысячи лет назад.»


М.Антокольский. Мефистофель

Хотя, конечно, были и будут единичные исключения, которые радуют в русской истории. Подобные личности встречаются больше среди духовенства, т.к. монастырь был единственным убежищем для честных людей. Но именно эти люди и есть герои людской драмы. Честность страдает, а зло торжествует. Все это подкрепляет меня в моей идее изобразить мефистофеля - призрак, через который видны все пороки человека.


М.Антокольский. Мефистофель

Статуя Христос перед судом народа получилась настолько злободневной, что ее поняли и оценили не только Репин или Стасов с Тургеневым, которые в один голос назвали ее гениальной, или Савва Иванович, давший деньги на мраморную и бронзовую копию скульптуры. На международной выставке в Париже Антокольский получил главный приз - большую золотую медаль и орден почетного легиона.


М.Антокольский. Христос перед судом народа. 1876 г.

Он встал за народ, за братство и за свободу, за тот слепой народ, который с таким бешенством и незнанием кричал: «Распни, распни Его!»

М.Антокольский:
«Я Его представляю в тот момент, когда Он стоит перед судом того народа, за который Он пал жертвой. Я выбрал этот момент во-первых потому, что здесь и связался узел драмы. Его душевное движение в эту минуту является необыкновенно грандиозным. Действительно, только в эту минуту мог сказать только Он: «Я им прощаю, потому что они не ведают, что творят».

рубрика:

— Я еврей и останусь им навсегда.
— Как же это, разве это вяжется с еврейством?
— Как все христиане, вы забываете происхождение вашего Христа: ведь Он же был еврей. И может ли быть что-нибудь выше Его любви к человечеству.

Марк Матвеевич Антокольский

Марк Матве́евич Антоко́льский (Мо́рдух Ма́тысович Антоко́льский, 21 октября 1843, Вильно, Российская империя — 26 июня 1902, Франкфурт-на-Майне, Германская империя) — знаменитый скульптор-реалист, в 1871 академик, профессор скульптуры с 1880.

.
.
.
.
МАРК АНТОКОЛЬСКИЙ. ХРИСТОС перед судом народа.

Пилат говорит им: «Что же я сделаю Иисусу, называемому Христом?» Говорят ему все: «Да будет распят.» Правитель сказал: «Какое же зло сделал Он?» Но они еще сильнее кричали: «Да будет распят. » Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: «Невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.» И, отвечая, весь народ сказал: «Кровь Его на нас и на детях наших.» (Евангелие от Матфея.)

М.Антокольский. Христос перед судом народа. 1876 г.

Рим. Весна 1873 года. Марк Антокольский Стасову: «Я сделал эскиз — Христос перед судом народа. Вы удивляетесь? Представляю себе, как христиане и евреи поднимутся против меня. Евреи, наверное, скажут: «Как это он сделал Христа?» А христиане скажут: «Какого это Христа он сделал?» Но до всего этого мне дела нет. Пожалуйста, обо всем никому ни слова, только Репину.» (от редактора: Христос Антокольского был изображен в облике религиозного еврея).

«Я едва понимал его ломаный язык, — пишет Илья Ефимович, — и едва мог сдерживать улыбку от коверкаемых слов. Я спросил о нем у товарищей, — кто этот иностранец? Они переглянулись: Иностранец? Да, это еврей из Вильны. И неужели некрещеный? — удивился я. Перекрестится, конечно. Ведь их вера даже не позволяет заниматься скульптурой, неужели же ему бросать искусство. А как вы смотрите на религиозное отношение евреев к пластическим искусствам? — спросил я его однажды. Я надеюсь, что это нисколько не помешает мне заниматься моим искусством, и даже служить я могу им для блага моего народа. Он принял гордую осанку и с большою решительностью во взгляде продолжал: Я еврей и останусь им навсегда. Как же это, вы только что рассказывали, как работали над Распятием Христа. Разве это вяжется с еврейством? Как все христиане, вы забываете происхождение вашего Христа: ведь Он же был еврей. И может ли быть что-нибудь выше Его любви к человечеству. Энергичные глаза Марка блеснули слезами, и он несколько таинственно произнёс: У меня намечен целый ряд сюжетов из Его жизни.»

Марк Антокольский Стасову: «Мне кажется, что до сих пор никто Его так не трактовал, как я Его представляю. Ведь до сих пор христианство шло во имя Христа против Христа; до сих пор Он был в руках эксплуататоров, а теперь все, кто отрицает христианство, ближе приближаются к Нему. Дело ещё в том, что один почтенный человек из Москвы заказал мне работу с сюжетом по моему выбору, а он хочет посвятить для этого одну комнату в своем доме, для особенного впечатления и цельного освещения. Таким образом, я тут рассчитываю на целую обстановку в натуральную величину. А впрочем, обо всем этом я ещё недостаточно думал.»

Почтенным человеком был Савва Мамонтов. Год назад он приехал с женой подлечиться в Италию, и они так подружились с молодым скульптором, что Савва Иванович сам начал лепить и недурно, а Марк Матвеевич, наставник его, стал организатором знаменитого Мамонтовского кружка, будущей абрамцевской кампании.

«По уму он был мыслитель, — вспоминала Елизавета Мамонтова, — и во всех его разговорах было всегда много самобытных мыслей, подымавших все новые и новые вопросы. В этих беседах, в переписке и рождался сюжет, великодушно оставленный Антокольскому на выбор.»

Во-первых, ему самому не терпелось разобраться в том, как религия распяла Христа. Как могло случиться, что официальная духовная организация уничтожила цель своего существования, убила Бога? А во-вторых, он, как и всего его друзья, хотел просвещать народю. «Знаете, — говорил он Стасову, — я думаю исключительно только о русских, а также и о русских евреях, потому что никто так не нуждается в воспитании вообще, как русский еврей.»

Польские евреи нач. 20 в.

Польские евреи 1925 г.

Марк Антокольский — Стасову:
«Кто не видал и не знает тех масс бедняков, оборванных и голодных евреев, которые день и ночь проводят в синагоге, где и спят на голых досках в заразительнейшей атмосфере по 40 и по 50 человек в одной комнате, кто не видал эти экзальтированные или эксцентрические лица, когда они занимаются тёмным, запутанным, но их любимым талмудом, тот не можете себе представить той среды, из которой вышла статуя Иисус.»

Еврейские дети нач. 20 в. Краков

«Детство мое, — пишет Антокольский, — слишком мрачно, да так мрачно, что я с содроганием вспоминаю. Я был нелюбимым ребенком, и мне доставалось от всех. Кто хотел, бил меня, даже прислуга; а ласкать меня — никто не ласкал. Я донашивал старые одежды, меня звали `истуканом`, `оловянные руки`. Я справлял в семействе должность рабочей лошади. Не унижала меня только мать моя».

Кипнис. Еврейская жизнь, Люблин 1926

Марк был шестым ребёнком бедного трактирщика. Как-то он нарисовал на печке водовоза с лошадью, увидев которых, отец долго топал ногами, кричал, а потом и побил юного автора. С тех пор Марк Матвеевич творил только по ночам, тайно, а за бумагу и карандаш расплачивался завтраком и обедом.

Однажды он вырезал из дерева репродукцию картины Ван Дейка `Христос и Богородица`. О нём заговорили, дошло до губернатора, и генеральша, добрая женщина, используя петербуржские связи, сумела отправить его на учёбу в Академию художеств, где он и оказался в одной комнате с Репиным; нищий, но счастливый: «Моих глиняных еврейчиков, — говорил он другу, — я имел, было, понести к фотографу, но решил, что лучше будет раньше понести свои карманы к портному. Так как я как раз получил несколько денег, то я и хотел починить карманы, чтобы иметь, где их держать. Но портной у меня забрал деньги за починку карманов, а фотограф не желал принимать вместо денег – карманы.»

Илья Репин писал о нем: «Душа его была искренна и непосредственна. Один Стасов поддерживал Антокольского в его поруганном, униженном и оскорбленном мире еврейства. Стасова он понимал и благоговел перед ним, как перед отцом духовным. Смелый полет благородного альтруизма в Стасове и обожание им реального национального искусства окрыляли Анткольского и вдохновляли его. Живая жизнь и особенно близкая история его трагической народности, безотрадная судьба его родного племени, наполняли его душу высоким драматизмом. Его идеи в искусстве были – его сердце, его кровь.»

Менахем Кипнис. Еврейский портной

Стасов: «Надеюсь все вы хорошо видели и знаете его статуэтку из дерева – ? Какова вещица? Небольшая по размеру, но достаточно велика, чтобы увлечь на настоящую дорогу всю новую скульптуру.»

Больше всего Владимир Васильевич полюбил Антокольского за горельеф «Нападение инквизиции на евреев в Испании во время тайного празднования ими Пасхи».

(об отношении инквизиции к евреям см. Еврейкая Энц.)

Нападение испанской инквизиции на евреев во время тайного празднования ими Пасхи. Эскиз 1868-1902 г.

М.Антокольский. Нападение испанской инквизиции на евреев, фрагмент

«Я был поражен», — пишет Репин о своем первом впечатлении о «нападении инквизиции», — я начал различать фигуры, полные драматизма и таинственности. Мне становилось жутко. Я долго стоял, как окаменелый, молча. Мы все задумывались, как быть дальше, как сохранить этот невиданный опыт в скульптуре. Что делать с мокрой глиной, которая стала высыхать от движения воздуха и разваливаться. Она лепилась даже без каркаса». Решено было сфотографировать композицию. Но пятьдесят премиальных рублей, полученных за нее, как раз и ушли на починку карманов. Наверное, Стасов потом помог. Ему одному, уже работая над статуей Христа, Антокольский рассказал о событиях, побудивших его к созданию инквизиции.

Антокольский – Стасову: «Кажется, это было в пятьдесят первом году: евреи вдруг получили всемилостивейший указ – давать рекрутов. Надо было поймать такого человека, у которого нет паспорта. Трудно передать вам то отчаяние, крики стоны, которые раздались из уст бедных, беззащитных матерей, у которых отнимали их детей, да еще порой таких, каким не было и семи лет. Вот наша соседка – вдова портниха, уберегла из всего семейства только одного сына, худого и слабого мальчика с большими глазами. Как она берегла его, как тряслась над ним. Но его вырвали от нее живого. А потом она все лежала и плакала: то чуется ей, что он стоит в ночную вьюгу в поле на часах, то кажется ей, что его бьют, – ой пташечка моя, голубчик мой, его розгами, кровь льется, ой за что… Но не долго она томилась. Умерла раньше времени одинокая, без утешения, без надежд, но с верой, с любовью.»

Вишняк. Польские евреи, нач. 20 в.

Марка прятал у себя один христианин. Выйдя из убежища, когда набор прошел, он еще застал сцену проводов. Среди общей суматохи офицер скомандовал: «В поход!». Повозки тронулись и вопли, перемешанные с поцелуями еще более усилились, но вдруг кто-то закричал: «Раввин приехал!» Точно электрическая струя пробежала и из каждой груди вырвался один и тот же звук: «Спросите у наших предков, за что мы так страдаем». И ничем нельзя было удержать эти отчаянные, дикие крики, точно напор прорвал где-то клапан. Все плакали. Раввин плакал. И я плакал.

Самые ужасные, самые поражающие вещи, если они совершаются перед нами каждый день, — мы привыкаем к этому и становимся равнодушными. В самом деле, сделайте сравнение, возьмите факт убиения младенцев и тот факт, что я сейчас рассказывал. Спрашивается, что лучше для бедной и верующей матери – то, что детя ее теперь находится на небе, превратилось в ангела? Или постоянно чувствовать, что его мучат, что оно завет ее также, как она его, но между ними бездна…

см. также статью ««