Инга джиоева оперная певица. Вероника Джиоева: биография российской звезды мировой оперы. — Нет ли желания выйти на эстраду

«Певица от Бога» - именно так называют российскую звезду мировой оперы Веронику Джиоеву. Среди образов, которые эта удивительная женщина воплотила на сцене - Татьяна («Евгений Онегин»), Графиня («Свадьба Фигаро»), Ярославна («Князь Игорь»), Леди Макбет («Макбет») и множество других! Именно об обладательнице божественного сопрано и пойдёт речь сегодня.

Биография Вероники Джиоевой

Вероника Романовна появилась на свет в конце января 1979 года. Родина оперной певицы – город Цхинвал Южной Осетии. В интервью Вероника рассказывала, что изначально её отец хотел, чтобы она стала гинекологом. Правда, вовремя передумал и решил – дочь должна стать оперной певицей.

Кстати, у отца Вероники Джиоевой неплохой тенор. Он неоднократно слышал, что ему следует заниматься вокалом. Однако во времена его юности занятия пением в Осетии среди мужчин считались совершенно не мужским делом. Именно поэтому Роман выбрал для себя спорт. Отец оперной певицы стал штангистом.

Начало карьеры

В 2000 году Вероника Джиоева окончила училище искусств во Владикавказе. Училась девушка вокалу в классе Н. И. Хестановой. Спустя 5 лет она завершила обучение в Санкт-Петербургской консерватории, где занималась в классе Т. Д. Новиченко. Стоит отметить, что конкурс при поступлении в консерваторию составлял более 500 человек на одно место.

Впервые на сцену девушка вышла в 1998 году. Тогда она выступала в филармонии. Дебют же в качестве оперной певицы у Вероники Джиоевой состоялся в начале 2004 года – она исполняла партию Мими в «Богеме» Пуччини.

Мировое признание

На сегодняшний день Джиоева – одна из самых востребованных оперных певиц, причём не только в Российской Федерации, но и за пределами нашей страны. Вероника выступала на сценах Литвы и Эстонии, Италии и Японии, Соединённых Штатов Америки и Испании, Великобритании и Германии. Среди образов, которые Вероника Джиоева воплотила в жизнь, следующие:

  • Таис («Таис», Массне).
  • Графиня («Свадьба Фигаро», Моцарт).
  • Елизавета («Дон Карлос», Верди).
  • Марта («Пассажирка», Вайнберг).
  • Татьяна («Евгений Онегин», Чайковский).
  • Микаэла («Кармен», Бизе).
  • Леди Макбет («Макбет», Верди).

Стоит отметить, что Вероника – ведущая солистка сразу трёх оперных театров России: она выступает на сценах Новосибирского, Мариинского и Большого театра.

Мировое признание пришло к этой оперной певице после того, как она исполнила партию Фиордилиджи в моцартовской Cosi fan tutte. На столичной сцене Вероника Джиоева исполняла партию княгини Урусовой в опере Щедрина «Боярыня Морозова». Покорила сердца зрителей и Земфира из «Алеко» Рахманинова. Ее Вероника исполнила в конце лета 2007 года.

Жителям Санкт-Петербурга Джиоева запомнилась и полюбилась благодаря многочисленным премьерам в Мариинском театре. Порадовала Вероника и любителей оперы в Сеуле. В 2009 году здесь состоялась премьера «Кармен» Бизе. Ну и, конечно же, самым настоящим триумфом стало выступление Вероники Джиоевой в «Богеме». Сейчас увидеть певицу на своей сцене рады итальянские театры в Болонье и Бари. Рукоплескала оперной диве и публика Мюнхена. Здесь Вероника исполняла партию Татьяны в опере «Евгений Онегин».

Личная жизнь Джиоевой

Особое место занимает в биографии Вероники Джиоевой семья. Певица счастлива в браке с Алимом Шахмаметьевым, который в Новосибирской филармонии занимает должность главного дирижёра Камерного оркестра, а в Санкт-Петербургской консерватории руководит Большим симфоническим оркестром.

У пары двое детей – дочь Адриана и сын Роман. Кстати, во второй раз зрители даже не заметили отсутствия Вероники на сцене: оперная певица выступала вплоть до восьмого месяца беременности, а спустя всего месяц после рождения малышки вновь вернулась к любимому занятию. Саму себя Вероника Джиоева называет неправильной осетинской женщиной. Главной причиной она считает нелюбовь к кулинарии. Зато Вероника – великолепная жена и мать: в её доме всегда царят порядок и взаимопонимание.

Участие в телепроекте «Большая опера»

В 2011 году южная красавица Вероника Джиоева стала победительницей проекта «Большая опера». На телеконкурс оперная дива попала по своему желанию, но вопреки желаниям супруга, коллег и родственников.

Спустя несколько лет после телепроекта в интервью Вероника рассказала, что всё началось с репетиции номера для новогодней программы на канале «Культура». Именно работники этого канала рассказали Джиоевой о конкурсе.

Запись программы «Большая опера» проходила по понедельникам, когда в театре был выходной день. Вероника призналась – тогда она подумала, что подобного в её жизни уже никогда не произойдёт, и согласилась на участие в проекте. Муж певицы был категорически против и утверждал, что Веронике не стоит растрачивать себя на пустяки. Отговаривали диву и практически все знакомые. Большую роль в выборе сыграл характер Вероники - назло всем она сказала «Да!».

Кстати, голос Джиоевой нередко звучит в кинолентах, в числе которых фильм «Васильевский остров» и «Монте-Кристо». Записала Вероника и альбом под названием Opera arias. А в 2010 году на экраны вышел фильм Павла Головкина «Зимнее соло волны». Посвящена эта картина творчеству Джиоевой.

Несмотря на то, что родина певицы Осетия, Вероника позиционирует себя как оперная певица из России. Именно это всегда указывают на афишах. Однако бывали и неприятные ситуации за рубежом. Например, когда несколько театральных журналов и афиш назвали Джиоеву «грузинским сопрано». Певица не на шутку рассердилась, а организаторам пришлось не только приносить извинения, но и изымать все отпечатанные экземпляры и издавать афиши и журналы заново.

Вероника объясняет это весьма просто – училась она в Питере у русских педагогов. Грузия к этому никакого отношения не имеет. Повлияли на позицию оперной дивы вооружённые конфликты Грузии и её родины.

Награды

Вероника Джиоева - не только победительница телеконкурса «Большая опера». Она лауреат самых разных конкурсов и фестивалей оперных исполнителей. Например, в 2003 году она стала лауреатом Международного конкурса имени Глинки, в 2005 стала победительницей Maria Gallas Grand Prix. В числе наград Джиоевой – театральные премии «Парадиз», «Золотой софит» и «Золотая маска». Стоит отметить, что Вероника является заслуженной артисткой двух республик – Южной и Северной Осетии.

Заслуженная артистка России
Народная артистка Республик Южная Осетия и Северная Осетия
Лауреат международных конкурсов
Дипломант Национальных театральных фестивалей «Золотая Маска»

Окончила Санкт-Петербургскую консерваторию имени Н. Римского-Корсакова по классу вокала (класс проф. Т. Д. Новиченко). В труппе Новосибирского театра оперы и балета с 2006 года.

На сцене театра исполнила около 20-ти ведущих оперных партий, в их числе: Марфа («Царская невеста» Римского-Корсакова), Земфира («Алеко» Рахманинова), Княгиня Урусова («Боярыня Морозова» Щедрина), Фьордилиджи («Так поступают все» Моцарта), Графиня («Свадьба Фигаро» Моцарта), Татьяна («Евгений Онегин» Чайковского), Елизавета («Дон Карлос» Верди), Леди Макбет («Макбет» Верди), Виолетта («Травиата» Верди), Аида («Аида» Верди), Мими и Мюзетта («Богема» Пуччини), Лиу и Турандот («Турандот» Пуччини), Микаэла («Кармен» Бизе), Тоска («Тоска» Пуччини), Амелия («Бал-маскарад» Верди), Ярославна («Князь Игорь» Бородина), а также сольные партии в «Реквиеме» Моцарта, Девятой симфонии Бетховена, Реквиеме Верди, Второй симфонии Малера, Stabat mater Россини. Имеет обширный репертуар из произведений современных композиторов, в числе которых сочинения Р. Щедрина, Б. Тищенко, М. Минкова, М. Танонова и др. С труппой Новосибирского театра оперы и балета гастролировала в Южной Корее, Таиланде.

Приглашенная солистка Большого театра России. Выступает на сценах ведущих театров и концертных залов мира, принимает участие в постановках и концертных программах в России, Китае, Южной Корее, Великобритании, Испании, Италии, Японии, США, Эстонии и Литве, Германии, Финляндии и других странах. Плодотворно сотрудничает с европейскими театрами, в числе которых Театр Петруцелли (Бари), Театр Комунале (Болонья), Театр Реал (Мадрид). В Палермо (Театр Массимо) исполнила заглавную партию в опере Доницетти «Мария Стюарт», в Гамбургской опере – партию Ярославны («Князь Игорь»). В Театре Реал с успешно прошла премьера «Сестры Анжелики» Пуччини с участием Вероники Джиоевой. В США певица дебютировала на сцене Хьюстонской оперы в партии Донны Эльвиры. В 2011 в Мюнхене и Люцерне исполнила партию Татьяны в «Евгении Онегине» с симфоническим оркестром Баварского радио под управлением Мариса Янсонса, сотрудничество с которым продолжилось исполнением сопрановой партии во 2-й симфонии Малера с Королевским оркестром Концертгебау в Амстердаме, Санкт-Петербурге и Москве. В прошедших сезонах выступала в партии Ельвиры на сцене Театро Филармонико в Вероне, затем на сцене Финской оперы исполнила партию Аиды с маэстро П. Фурнилье. На сцене Пражской оперы спела премьеру в партии Иоланты (маэстро Ян Латам Кёниг), затем премьеру оперы «Бал-маскарад». В этом же году исполнила в Праге партию сопрано в «Реквиеме» Верди под управлением маэстро Ярослава Кинзлинга. Гастролировала с Лондонским симфоническим оркестром и с маэстро Жаком ван Стином в Великобритании (Лондон, Варвик, Бедфорд). С маэстро Hartmut Heanheal исполнила партию сопрано на сцене концертного зала Бозар в Брюсселе. В Валенсии исполнила партию Мадины в опере «Брешь» в постановке известного режиссёра П. Азорина. На сцене главного концертного зала Стокгольма исполнила партию сопрано в «Реквиеме» Верди. В марте 2016 года Вероника выступила на сцене оперного театра Женевы в партии Фьордилиджи. В Ноябре 2017 спела партию Татьяны в Японии с маэстро Владимиром Федосеевым.

Постоянно участвует в музыкальных фестивалях в России и за рубежом. В 2017 году на сцене Новосибирской оперы состоялся первый фестиваль Вероники Джиоевой. Также именные фестивали певицы проходят на ее родине в Алании и Москве.

В ближайших планах певицы исполнение партии Амелии на сцене Чешской оперы, партии Аиды на сцене Цюрихской оперы, Леоноры и Турандот на сцене Финской оперы.

В мае 2018 года Вероника Джиоева удостоена почетного звания «Заслуженный артист Российской Федерации».

В Малом зале имени Глазунова Санкт-Петербургской консерватории 29 апреля состоится вокальный вечер мировой оперной звезды Вероники Джиоевой. Сопровождать выступление дивы будет Симфонический оркестр Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории, дирижер - Алим Шахмаметьев. Начало концерта в 19.00.

Яркая южная красота оперной певицы Вероники Джиоевой как будто создана для роли Кармен. И в этом образе она действительно чудо как хороша. Но самые знаменитые ее партии лирические - из "Травиаты", "Евгения Онегина", "Русалки"…

Широкому слушателю Вероника Джиоева стала известна два года назад, после того как победила во телепроекте "Большая опера". Впрочем, и без этого она была и остается одной из самых востребованных оперных певиц. На вопрос о доме Вероника только хохочет и отмахивается: она поет в Новосибирском театре оперы и балета, московском Большом театре, петербургской Мариинке, а еще - на лучших оперных сценах мира. Вся жизнь - сплошные гастроли. "И вы знаете, мне все это очень нравится, - признается Вероника. - Прописаться в каком-то одном театре нет абсолютно никакого желания".

Вы меццо или сопрано?

Вероника, вы родились и выросли в семье штангиста. Как дочку тяжелоатлета угораздило стать оперной певицей?

Вероника Джиоева: У папы, между прочим, был очень хороший голос. Тенор. Но на Кавказе быть профессиональным певцом, мягко говоря, непрестижно. Дело для настоящего мужчины - это спорт или бизнес. Поэтому папа посвятил себя спорту, а мне с детства внушал, что я должна петь. Именно чтобы порадовать родителей, я и начала учиться музыке. И не сразу, но поняла, что папа был прав (хотя поначалу он хотел видеть меня врачом-гинекологом).

Вероника Джиоева: Да, меня часто спрашивают: "Вы меццо или сопрано?" У меня лирико-драматическое сопрано, но с большим диапазоном, включая низкие ноты - грудные, "нехимические". При этом так получилось, что характер у меня не соответствует голосу.

В смысле вам приходится исполнять роли, в которые сложно вжиться?

Вероника Джиоева: Мне трудно петь Татьяну - не по голосу, а по образу. Я не такая. По жизни я Турандот, Кармен, Макбет... О, Макбет - это мечта моя! Я бы хотела спеть ту самую Макбет - прекрасную, гордую и величественную, которая толкает на убийство.

В то же время мне удаются лирические образы: Мими, Микаэла, Травиата, сестра Анжелика, Ярославна, Татьяна. Все удивляются: "Как тебе удалось создать такие тонкие, трогательные образы? Тебе, которая никогда никого не любила?.."

Как это никогда никого не любила?

Вероника Джиоева: То есть не любила трагично, безответно. Я так устроена, что не смогу страдать по человеку, который не отвечает мне взаимностью.

Русские поют

На Западе сейчас экспансия российских певцов. Вот, например, Анна Нетребко в этом году откроет сезон в Метрополитен-опера уже в третий раз. Нет ли у зарубежных певцов ревности по отношению к нашим: мол, понаехали?..

Вероника Джиоева: О да! Например, в Италии точно есть. Но здесь, знаете, какой парадокс? В России больше любят приезжих певцов. А там - своих! И в этом плане мне очень обидно за наших. Россиянам и пробиваться никто не помогает, в отличие от, скажем, корейцев, которым государство оплачивает учебу в лучших консерваториях мира. Между тем не секрет, что у русских самые роскошные "обертональные" голоса с глубочайшими тембрами. А вдобавок к этому - широта и страсть. Европейские певцы берут другим: у них голоса скудные, но зато они всегда назубок знают свои партии и поют прямо-таки математически точно и правильно.

А как насчет знания иностранных языков? Оперным певцам ведь приходится петь и по-итальянски, и по-французски…

Вероника Джиоева: Почему-то на Западе считается, что если опера русская, то можно сделать себе поблажку и петь на сложном языке как получится. Сплошь и рядом слышишь вместо "движенья глаз" - "визеня блась"… Да и в России публика не придирается к иностранным певцам, даже умиляется: "Ой, лапочка какая, старается!.." К русским же за рубежом нет никакого снисхождения - произношение должно быть безупречным. Без преувеличения могу сказать, что русские лучше всех поют на всех европейских языках.

Может, именно в этом залог нынешнего успеха российских певцов?

Вероника Джиоева: Возможно... Хотя нет. Секрет в нашей природе. Русские такие эмоции дают! Понимаете, отточенной техникой можно удивить, но тронуть, зацепить так, чтобы закрыть глаза и наслаждаться - только искренней страстью.

И еще очень важно чувство стиля. Когда я пела в Палермо, меня спрашивали: "Откуда ты так великолепно знаешь стиль Доницетти? Ты училась в Италии?" Никогда не училась! Просто я слушаю правильных старых певцов - так называемые "черно-белые записи" - и слежу за стилем. Я никогда не буду петь Чайковского как Доницетти и наоборот. Чем иногда грешат даже брендовые певцы.

Pussy Riot и "Князь Игорь"

Как вы относитесь к так называемым режиссерским операм, когда классика подается в неожиданной постановке?

Вероника Джиоева: С пониманием. Хотя перегибы не люблю. Вот осенью я работала в Гамбурге в "Князе Игоре" в постановке Дэвида Паунтни. Странный, уродливый взгляд. Князь Галицкий вместе с хором насилуют пионерку - срывают одежду, все происходит в туалете... А в конце выходили Pussy Riot - дурацкие девочки в шапках и порванных колготках. В "Князе Игоре"! Немецкой публике не понравилось, хотя нашлись и такие, кто визжал от восторга… После этого я поехала петь в Мадрид - там заодно сходила поддержать друзей, которые были заняты в "Борисе Годунове". Режиссер другой. Опера закончилась - опять Pussy Riot выпустили. Ну что это за мода?! Как будто в России ничего больше нет. Очень было неприятно.

Еще одна модная вещь - телевизионные шоу. В 2011 году вы заняли первое место во всероссийском телеконкурсе "Большая опера". Хотя, прямо скажем, достойных соперников для вас там не было. Зачем вам это было нужно?

Вероника Джиоева: Да просто проект удачно лег в мой рабочий график: съемки шли как раз в те дни, когда я была свободна. Ну, я и посчитала, что это будет интересным опытом. Хотя условия были ужасными: оркестр размещается далеко за спиной певца, репетиции по три минуты, арию до конца не спеть. Все это, безусловно, страшно далеко от профессионализма. Однако такие проекты работают на популяризацию оперы. Что само по себе хорошо - в России этого очень не хватает.

Как и следовало ожидать, после "Большой оперы" на меня отовсюду посыпались приглашения приехать с концертом: Уфа, Днепропетровск, Алма-Ата. Никогда не думала, что там меня вообще могут знать! А времени-то нет. Единственный город, в котором я нашла возможность выступить в ближайшее время, - это Петрозаводск. Говорят, в тамошнем музыкальном театре сделали роскошный ремонт, и у зала очень хорошая акустика. Выступление запланировано на 22 апреля. Главное, почему я согласились, - средства от этого концерта пойдут на восстановление храма.

Нет ли желания выйти на эстраду?

Вероника Джиоева: Есть такая идея. У меня был опыт исполнения Time to say good bye в дуэте с итальянским тенором Алессандро Сафина. Хорошо получилось, надо бы продолжить. Пока нет времени для того, чтобы заняться записью и реализовать полноценный проект. Но мне очень хочется продемонстрировать, что я умею хорошо петь не только оперные, но и эстрадные произведения. Это, знаете ли, совершенно разные вещи.

"Я не тараканистая вокалистка"

Ваш муж Алим Шахмаметьев - известный музыкант: главный дирижер Камерного оркестра Новосибирской филармонии, худрук оркестра Театра оперы и балета петербургской консерватории… Как в одной семье уживаются две звезды?

Вероника Джиоева: Звезда одна - я. Правда, Алим мне говорит: "Тебе природа слишком много дала, а ты ленивая, используешь талант всего на десять процентов".

Но если серьезно, я мужа во всем слушаюсь. Когда "улетаю", он остановит, подскажет, направит. Именно он ведет все мои дела, поэтому у меня всегда все организовано безупречно.

При этом у вас почему-то нет собственного сайта. Негде увидеть расписание гастролей, услышать записи, которые вы сами считаете удачными…

Вероника Джиоева: Ой, да ведь мне ничего не нравится! Раньше очень огорчалась, когда видела, какие записи с моих выступлений выкладывают в YouTube. И пою я там не всегда удачно, и выгляжу не очень. Однако именно благодаря видео в интернете у меня появился прекрасный агент. Значит, все не так уж плохо.

А как меня каждый раз трясет после спектакля - ужас! Всю ночь спать не могу, переживаю: ну ведь могла сделать лучше! Почему не так спела, почему не так повернулась? К утру в голове всю партию по несколько раз заново споешь. Но из разговоров с другими певцами знаю - это нормально. Ходить гоголем после спектакля и приговаривать: "О, как я был хорош сегодня", - настоящий артист не будет. Так что в сравнении с некоторыми я не "тараканистая" вокалистка.

Об Осетии

Война не обошла мою семью стороной. В начале 1990-х годов к нам в дом залетали снаряды, рикошетили пули. Приходилось жить в подвале. Потом папа вывез нас из зоны боевых действий, а мама осталась - боялась за квартиру. Как и многие после той войны, я родила очень рано - в семнадцать лет. Сын и сейчас живет в Осетии. В августе 2008-го ему тоже довелось пережить войну. А мы с Алимом тогда как раз уехали на неделю отдыхать в Африку. И вдруг такое! Дозвониться до родных нельзя, быстро вылететь домой не получается - невозможно передать этот кошмар… Слава Богу, все живы-здоровы остались.

Моя родина - Осетия, но я всегда позиционирую себя как российская певица. Не раз у меня были серьезные конфликты за рубежом, когда на афишах или в театральных журналах писали: "Вероника Джиоева, грузинское сопрано". С какой стати?!

Я прекрасно пою на грузинском, и меня не раз приглашали выступить в Грузии. Я очень уважаю грузинскую культуру и традиции. В последние годы они очень многое сделали в плане развития оперного искусства. Но как же я приеду с концертом в страну, люди которой убивали мой народ? Можно сколько угодно говорить о том, что искусство вне политики, но осетины - те, кто потерял детей, друзей, близких, - этого не поймут. Я искренне надеюсь, что в скором времени отношения между нашими народами изменятся к лучшему - и тогда с удовольствием буду выступать и в Грузии. Ведь мы близки, а все ужасные трагедии между нами - это результат циничных политических спекуляций.

Дипломант конкурса «Золотая маска», победитель конкурса «Большая опера», заслуженная артистка Южной Осетии… но эта певица предпочитает, чтобы ее объявляли просто – Вероника Джиоева, ведь ее имя прославлено достаточно, чтобы говорить публике больше, чем любые почетные звания. Будущая оперная звезда родилась в Цхинвале. Отец ее обладал прекрасным тенором, но во времена его юности музыкальная карьера не считалась престижной для мужчины, и он стал профессиональным спортсменом. Вовремя разглядев талант дочери, он желал, чтобы она стала певицей, прививал ей любовь к музыке. Красивым голосом Вероника обладала уже в детстве, вместе с сестрой Ингой выступала на конкурсах. Правда, на своем первом сольном концерте она выступила в тринадцатилетнем возрасте не как певица, а как исполнительница народных танцев.

Музыкальное образование Вероника Джиоева получала в Цхинвальском музыкальном училище, потом во Владикавказском училище искусств у Нелли Хестановой. По окончании этого учебного заведения она отправилась в Санкт-Петербург для поступления в консерваторию. Перед вступительным экзаменом возникло неожиданное затруднение – пропал голос, но сопровождавшая ее наставница сказала ей: «Выйди, порви связки, но спой!» И Вероника спела – как показалось ей самой, спела хорошо, как никогда. Она стала студенткой консерватории, где обучалась у Тамары Новиченко. Свою наставницу певица называет «педагогом с большой буквы» – не только потому, что ее выпускники поют по всему миру, но и за трепетное отношение к ученикам.

Еще до окончания консерватории – в 2004 г. – Вероника Джиоева дебютировала, исполнив в оперной студии консерватории партию Мими. По прошествии двух лет молодая исполнительница заявляет о себе в столице: на сцене Московского международного дома музыки она исполняет роль Фьордилиджи в « » . Дирижировал этим спектаклем . В том же году в российской столице состоялось премьера произведения – оперы «Боярыня Морозова», и роль княгини Урусовой исполняла Джиоева. Год спустя произведение представлялось в Италии – и вновь с ее участием.

С этого времени певица идет от успеха к успеху: выступление в роли Земфиры в « » под управлением , исполнение той же партии в Мариинском театре, в Баден-Бадене, Микаэла в « » в Сеуле. Впоследствии артистка еще не раз исполняла эту партию. Микаэла может показаться не самым интересным образом – особенно в сравнении с главной героиней – но у Вероники Джиоевой к ней отношение особое. В ее интерпретации Микаэла выглядит не «наивной блондинкой», а девушкой сильной, несмотря на свою деревенскую простоту, способной бороться за собственное счастье. В карьере певицы был случай, когда публика так аплодировала ее Микаэле, что исполнитель партии Эскамильо отказался выходить на поклон.

Каких только партий ни исполняла Джиоева, где только ни пела она: Ярославна в Гамбурге, заглавная роль в «Сестре Анжелике» в Мадриде, Мария Стюарт в Палермо, Эльвира в « » в Хьюстонской опере. В Большом театре первой ее партией стала та же роль, с которой начинался ее путь в опере – Мими, потом были Елизавета в « », Горислава в « ». Голос певицы удивительно глубок и богат, его диапазон включает даже низкие, «грудные» ноты, которые в большей степени ассоциируются с меццо-сопрано, чем с сопрано. Есть в ее голосе и страсть, и нежность. Он обладает такой силой, что на Западе иной раз затрудняются подобрать состав под такой «крупный» голос. Певица воплощает и лирические образы (Марфа в « », Татьяна), и драматические (леди Макбет). Особенно близка артистке итальянская опера – , Джакомо Пуччини, а своей любимой оперой она называет « ». В роли жестокой принцессы она себя не видит, но с удовольствием исполняет партию Лиу.

Концертный репертуар певицы не менее богат, чем оперный. Она участвовала в исполнении Реквиемов и , «Колоколов» , Людвига ван Бетховена и . Особое значение придает Джиоева исполнению романсов, рассматривая этот жанр как своеобразный «тест» на принадлежность к русскому миру. Начинала она с романсов , Булахова и Варламова, затем в ее камерном репертуаре появились произведения , причем последние она считает наиболее сложными. По словам Вероники Джиоевой, работа над романсами помогает в работе над оперными партиями.

Диктат режиссеров в оперном театре Веронике Джиоевой не по душе – и не только потому, что бывает обидно, когда имя режиссера пишется на афише крупными буквами, а имена певцов едва заметны. Артистку тревожит бездумное «новаторство», не имеющее ничего общего с искусством. Например, большое раздражение испытала певица, когда в спектакле « » в Гамбурге на сцене появились девицы в образе… Pussy Riot, а затем то же самое произошло в « » в Мадриде. Сама Джиоева предпочитает классические постановки, которые дают возможность ощутить себя человеком иной эпохи.

Музыкальные Сезоны

Все права защищены. Копирование запрещено

«Певица от Бога» - именно так называют российскую звезду мировой оперы Веронику Джиоеву. Среди образов, которые эта удивительная женщина воплотила на сцене - Татьяна («Евгений Онегин»), Графиня («Свадьба Фигаро»), Ярославна («Князь Игорь»), Леди Макбет («Макбет») и множество других! Именно об обладательнице божественного сопрано и пойдёт речь сегодня.

Биография Вероники Джиоевой

Вероника Романовна появилась на свет в конце января 1979 года. Родина оперной певицы - город Цхинвал Южной Осетии. В интервью Вероника рассказывала, что изначально её отец хотел, чтобы она стала гинекологом. Правда, вовремя передумал и решил - дочь должна стать оперной певицей.

Кстати, у отца Вероники Джиоевой неплохой тенор. Он неоднократно слышал, что ему следует заниматься вокалом. Однако во времена его юности занятия пением в Осетии среди мужчин считались совершенно не мужским делом. Именно поэтому Роман выбрал для себя спорт. Отец оперной певицы стал штангистом.

Начало карьеры

В 2000 году Вероника Джиоева окончила училище искусств во Владикавказе. Училась девушка вокалу в классе Н. И. Хестановой. Спустя 5 лет она завершила обучение в Санкт-Петербургской консерватории, где занималась в классе Т. Д. Новиченко. Стоит отметить, что конкурс при поступлении в консерваторию составлял более 500 человек на одно место.

Впервые на сцену девушка вышла в 1998 году. Тогда она выступала в филармонии. Дебют же в качестве оперной певицы у Вероники Джиоевой состоялся в начале 2004 года - она исполняла партию Мими в «Богеме» Пуччини.

Мировое признание

На сегодняшний день Джиоева - одна из самых востребованных оперных певиц, причём не только в Российской Федерации, но и за пределами нашей страны. Вероника выступала на сценах Литвы и Эстонии, Италии и Японии, Соединённых Штатов Америки и Испании, Великобритании и Германии. Среди образов, которые Вероника Джиоева воплотила в жизнь, следующие:

  • Таис («Таис», Массне).
  • Графиня («Свадьба Фигаро», Моцарт).
  • Елизавета («Дон Карлос», Верди).
  • Марта («Пассажирка», Вайнберг).
  • Татьяна («Евгений Онегин», Чайковский).
  • Микаэла («Кармен», Бизе).
  • Леди Макбет («Макбет», Верди).

Стоит отметить, что Вероника - ведущая солистка сразу трёх оперных театров России: она выступает на сценах Новосибирского, Мариинского и Большого театра.

Мировое признание пришло к этой оперной певице после того, как она исполнила партию Фиордилиджи в моцартовской Cosi fan tutte. На столичной сцене Вероника Джиоева исполняла партию княгини Урусовой в опере Щедрина «Боярыня Морозова». Покорила сердца зрителей и Земфира из «Алеко» Рахманинова. Ее Вероника исполнила в конце лета 2007 года.

Жителям Санкт-Петербурга Джиоева запомнилась и полюбилась благодаря многочисленным премьерам в Мариинском театре. Порадовала Вероника и любителей оперы в Сеуле. В 2009 году здесь состоялась премьера «Кармен» Бизе. Ну и, конечно же, самым настоящим триумфом стало выступление Вероники Джиоевой в «Богеме». Сейчас увидеть певицу на своей сцене рады итальянские театры в Болонье и Бари. Рукоплескала оперной диве и публика Мюнхена. Здесь Вероника исполняла партию Татьяны в опере «Евгений Онегин».

Личная жизнь Джиоевой

Особое место занимает в биографии Вероники Джиоевой семья. Певица счастлива в браке с Алимом Шахмаметьевым, который в Новосибирской филармонии занимает должность главного дирижёра Камерного оркестра, а в Санкт-Петербургской консерватории руководит Большим симфоническим оркестром.

У пары двое детей - дочь Адриана и сын Роман. Кстати, во второй раз зрители даже не заметили отсутствия Вероники на сцене: оперная певица выступала вплоть до восьмого месяца беременности, а спустя всего месяц после рождения малышки вновь вернулась к любимому занятию. Саму себя Вероника Джиоева называет неправильной осетинской женщиной. Главной причиной она считает нелюбовь к кулинарии. Зато Вероника - великолепная жена и мать: в её доме всегда царят порядок и взаимопонимание.

Участие в телепроекте «Большая опера»

В 2011 году южная красавица Вероника Джиоева стала победительницей проекта «Большая опера». На телеконкурс оперная дива попала по своему желанию, но вопреки желаниям супруга, коллег и родственников.

Спустя несколько лет после телепроекта в интервью Вероника рассказала, что всё началось с репетиции номера для новогодней программы на канале «Культура». Именно работники этого канала рассказали Джиоевой о конкурсе.

Запись программы «Большая опера» проходила по понедельникам, когда в театре был выходной день. Вероника призналась - тогда она подумала, что подобного в её жизни уже никогда не произойдёт, и согласилась на участие в проекте. Муж певицы был категорически против и утверждал, что Веронике не стоит растрачивать себя на пустяки. Отговаривали диву и практически все знакомые. Большую роль в выборе сыграл характер Вероники - назло всем она сказала «Да!».

Кстати, голос Джиоевой нередко звучит в кинолентах, в числе которых фильм «Васильевский остров» и «Монте-Кристо». Записала Вероника и альбом под названием Opera arias. А в 2010 году на экраны вышел фильм Павла Головкина «Зимнее соло волны». Посвящена эта картина творчеству Джиоевой.

Несмотря на то, что родина певицы Осетия, Вероника позиционирует себя как оперная певица из России. Именно это всегда указывают на афишах. Однако бывали и неприятные ситуации за рубежом. Например, когда несколько театральных журналов и афиш назвали Джиоеву «грузинским сопрано». Певица не на шутку рассердилась, а организаторам пришлось не только приносить извинения, но и изымать все отпечатанные экземпляры и издавать афиши и журналы заново.

Вероника объясняет это весьма просто - училась она в Питере у русских педагогов. Грузия к этому никакого отношения не имеет. Повлияли на позицию оперной дивы вооружённые конфликты Грузии и её родины.

Награды

Вероника Джиоева - не только победительница телеконкурса «Большая опера». Она лауреат самых разных конкурсов и фестивалей оперных исполнителей. Например, в 2003 году она стала лауреатом Международного конкурса имени Глинки, в 2005 стала победительницей Maria Gallas Grand Prix. В числе наград Джиоевой - театральные премии «Парадиз», «Золотой софит» и «Золотая маска». Стоит отметить, что Вероника является заслуженной артисткой двух республик - Южной и Северной Осетии.