Никколо паганини личная жизнь дети. Паганини, Никколо – краткая биография

27 октября 1782 года родился Никколо Паганини (Niccol Paganini), итальянский скрипач и композитор.

Итальянский скрипач виртуоз и композитор Никколо Паганини (Niccolо Paganini) родился 27 октября 1782 года в городе Генуе (Италия) в семье мелкого торговца.

Юный музыкант с большим успехом выступал в итальянских городах - Флоренции, Пизе, Ливорно, Болонье и Милане.С 1801 по 1804 год Паганини жил в Тоскане. Именно к этому периоду относится создание знаменитых каприччи для скрипки solo.

В 1805 году в расцвете исполнительской славы музыкант сменил концертную деятельность на придворную службу в Лукке камерным пианистом и дирижером оркестра, но в 1808 году вернулся к концертированию.

В 1811 году он сочинил Первый концерт ре мажор для скрипки с оркестром, в 1826 году - Второй концерт си минор для скрипки с оркестром.

Своеобразие манеры игры, легкость владения инструментом вскоре принесли ему известность в масштабах всей Италии. Паганини неоднократно выступал в театре "Ла Скала".

С 1828 по 1834 год он дал сотни концертов в крупнейших городах Европы, которые вызвали восторженную оценку композиторов Франца Шуберта, Роберта Шумана, Фредерика Шопена, Джоаккино Россини, поэта Генриха Гейне, писателей Иоганна Гете, Оноре Бальзака, Tеодора Гофмана. Феномен Паганини оказал сильнейшее воздействие на творчество композитора Ференца Листа, называвшего игру итальянского маэстро "сверхъестественным чудом".

Творческий путь Паганини был внезапно прерван в 1834 году, причинами чего стали пошатнувшееся здоровье музыканта и ряд публичных скандалов, возникших вокруг его фигуры. На родину в Геную он вернулся в 1837 году тяжело больным человеком.

В последние дни жизни Паганини мучили приступы сильного кашля, из-за которых музыкант не мог принимать пищу и говорить - писал свои просьбы на листках бумаги. Умер Паганини в Ницце 27 мая 1840 года. После смерти Паганини папская курия долго не давала разрешения на его погребение в Италии. Лишь много лет спустя, в 1876 году, прах музыканта был перевезен в Парму и захоронен там.

Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок работы Антонио Страдивари, семей Гварнери и Амати, из которых свою наиболее любимую и известную скрипку Джузеппе Гварнери завещал городу Генуе.

Имя Никколо Паганини стало символом наивысшей виртуозности в музыкальном исполнительстве, Он заложил основы современной скрипичной техники, оказал влияние на развитие пианизма и искусства инструментовки. Паганини был и крупнейшим композитором, одним из основоположников музыкального романтизма. Особенно популярны его 24 каприччи для скрипки solo, два концерта для скрипки с оркестром. Ему принадлежат также различные пьесы и вариации для скрипки, инструментальные ансамбли, многочисленные пьесы для гитары. Многие скрипичные произведения величайшего скрипача обработаны Ференцем Листом, Робертом Шуманом, Иоганнесом Брамсом, Сергеем Рахманиновым. Образ Никколо Паганини запечатлен Генрихом Гейне в повести "Флорентийские ночи".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

В первой половине XIX века газеты только и писали, что о знаменитом скрипаче Николо Паганини и его супруге певице Антонии Бьянке. Казалось, если пара одинаково блистает талантом, то и красотой наделена поровну. Однако портреты супругов обескураживают, более необычный союз трудно себе представить.


Красавица и чудовище

В тот день сошел с ума целый город: жители Турина чуть ли не дрались за билеты на совместный концерт Паганини и Бьянки. Между тем, сами артисты были знакомы друг с другом лишь понаслышке. На одной сцене они выступали впервые. Причем скрипач не любил репетиций и встретился с солисткой только на премьере. Зато какая это была встреча! Паганини онемел от восторга - благо, что играл, а не пел. Антониа Бьянки обладала неземной красотой и божественным голосом. Настоящая итальянка, страстная, колоритная, с фигурой скрипки, которую обожал маэстро. На протяжении всего выступления он не мог отвести от нее взгляд, а в мыслях образ этой женщины и музыка слились воедино. После концерта Паганини сделал певице предложение.

Он пригласил Антонию в Милан для совместной работы. Она ответила лукавой улыбкой. Перед ней стоял некрасивый мужчина, худой и нескладный, лишь чудесные агатовые глаза выдавали в нем гения. Тот огонь, что приводил в трепет публику, преображал уродца в божество. Певица в мгновение ока придумала забавную игру, дабы убедиться в намерениях новоявленного ухажера. Она согласилась на предложение.

Окрыленный удачей, скрипач отправился на гастроли. Он долго ждал весточки от любимой, проклинал медлительность почты, сгорал от страсти и нетерпения, пока наконец понял, что был обманут. В больших городах известным артистам легко встретиться: маэстро искал Антонию в Турине, Флоренции, Болонье. Он находил следы пребывания Бьянки, но не ее саму. Меняя адреса, как перчатки, коварная женщина оставляла сообщения и передавала записки с ложными посулами. Паганини пришлось купить собственную карету, отныне его жизнь проходила в дороге: «Если она бежит от себя, это будет продолжаться всю жизнь. А если от меня?..» Но знаменитый скрипач волновался напрасно. Когда Паганини добрался до Палермо, игра была окончена.

Маленький герой и любимая муза

После свадьбы артисты много гастролировали. Антониа хотела, чтобы на афишах ее партия значилась ведущей, а Николо числился аккомпаниатором. Он смеялся и убеждал жену, что в творчестве нет места ревности. Возможно, в дальнейшем эти споры привели бы к разрыву, но появилось новое обстоятельство. Бьянки была вынуждена оставить сцену.

Женщине в ее положении требовался покой, поэтому супруги переехали поближе к морю. Тетка Антонии, у которой они поселились, очень привязалась к зятю. Ворчливой старухе нравились его богатство и независимость, острый язык и особенно нетерпение, с которым он ждал ребенка. Появление сына на свет привело знаменитого скрипача в неописуемый восторг. К счастью, ребенок уродился не в папу. С голубыми глазами и золотыми кудрями мальчик походил на библейского херувима, Паганини же уже в этом возрасте обзывали дьяволом. Счастливый отец все время проводил с малышом, названным в честь древнегреческого героя Ахиллом. Вечерами они гуляли по пляжу, и местные ребятишки прибегали показывать цветных рыбешек, причудливые водоросли, морские звезды. А потом Паганини брал скрипку, выходил на песчаную косу и, окруженный сотнями рыбаков, давал концерт. День ото дня Палермо нравился маэстро все больше.

Под жарким сицилийским солнцем между ним и любимой музой вспыхнула прежняя страсть. Рождение сына преобразило обоих: они казались моложе, чувствовали себя счастливыми и не могли и представить себе, что когда-нибудь это закончится.

Потерянный рай

Паганини не заметил, когда начались перемены. Антониа стала грустить, жаловаться на пошатнувшийся голос, ревновать мужа к Ахиллино. Когда-то синьора мечтала о путешествии на север, концертах в Европе, продолжении карьеры, теперь осознала бесплодность этих надежд. Солнце Палермо все так же грело Паганини, а ее, казалось, превращало в пепел. Ахиллу шел четвертый год, когда праздная жизнь окончательно надоела располневшей Антонии. Она устраивала скандалы, настаивала на переезде, угрожала разводом. Паганини пошел ей навстречу: больше всего на свете он боялся потерять сына. Вскоре семейство, включая тетку и теткину собачку, перебралось в Неаполь.

Маэстро всегда враждовал с католиками: отказывался сочинять псалмы, а кроме того, нажил приличное состояние, которым не хотел делиться с папским двором. Невозможно передать, как это оскорбляло Церковь во времена, когда ее могущество было неоспоримо. Пока Паганини наслаждался жизнью в Палермо, вокруг его имени сгущались тучи, большинство дверей закрылись для его семьи.

Благовоспитанная католичка Бьянки не раз корила мужа:

Музыканты уверены, что ты вступил в отношения с нечистой силой, ведь только дьявольская помощь дает такое могущество над инструментом. Кстати, синьор Николо, скажите, какие струны натянуты на вашей скрипке?

Синьора, во всяком случае, они звучат лучше, чем ваш отзвучавший голос, - отвечал раздраженный маэстро...

Используя все возможные связи, певица устроила мужу выступление в Риме. К полному ее удовольствию Паганини вручили орден Золотой шпоры и дюжину рекомендательных писем. Скрипач уронил пакет с наградой и наступил на него - Антониа в ярости ударила мужа. Великий маэстро неожиданно понял, что одинок в своей гордости.

Ты – мой рыцарь Золотой шпоры, - говорил он сыну. - Его святейшество одарило трех лиц этой высокой наградой: Моцарта, Глюка и меня. О, мое сокровище, насколько ты достойнее своего отца!

Окончательный разрыв произошел между супругами во время европейского тура. На улицах Вены висели портреты Паганини за решеткой: он сидел с грустным лицом на соломе, играя перед распятием и вымаливая прощение. Афиши гласили: «Спешите! Приговоренный к смерти и спасшийся из тюрьмы великий итальянский скрипач Николо фон Паганини дает концерт. Папа простил ему многочисленные преступления и убийства». Это была вина Антонии, которая связалась с нечистым на руку импресарио.

Маэстро потребовал, чтобы жена никогда больше не вмешивалась в организацию его концертов. Бьянки вышла из себя. Столько унижений, каторжного труда, а взамен черная неблагодарность!

Мне все говорят, что вы безбожник! Вы отказались окунуть скрипку в святую воду!

Ее не для того создавал мастер, чтоб размочить в угоду попам. Я действительно связан с дьяволом, и этот дьявол - вы, синьора!

В ответ Антониа схватила бесценную скрипку и бросила на пол с такой силой, что оборвались струны. Маленький Ахилл проснулся и, закричав от испуга, упал с кровати. Испорченный инструмент Паганини простил бы жене, но вывих плеча, который получил мальчик, никогда!

Бессмертный гений и его вдова

Скоро газеты затрубили о том, что великий скрипач, одержимый бесами, выгнал из дома жену и отобрал сына. Читатели не успели оправиться от этой новости, а уже появилась другая: маэстро скончался, его вдова разыскивает Ахиллино. Бьянки помчалась в Париж, чтобы забрать свое дитя, а заодно вступить в наследство. В это время Николо, живой и здоровый, направлялся в горы отдохнуть от суеты. Спустя некоторое время пресса опять его «убила», и Бьянки снова искала могилу, деньги и сына. Публике Паганини воскресший был гораздо интереснее умершего. Газеты с опровержениями выходили двойным и даже тройным тиражом, поэтому многие сначала не поверили в настоящую кончину музыкального гения.

«27 мая 1840 года умер в Ницце знаменитый скрипач Паганини, завещав свое великое имя и состояние единственному сыну 14 лет. Забальзамированное тело было отправлено в город Геную на родину скрипача. Будем надеяться, что и это сообщение, как все предыдущие, будет счастливо опровергнуто», - писала «Музыкальная газета». Бьянки тотчас выехала в Ниццу.

Перед гостиницей, где почил в бозе скрипач, бушевала толпа. Несколько священников подогревали народный гнев. Они утверждали, что покойник знался с нечистой силой, отказался крестить сына и тем обрек его на вечные муки, убил собственную жену, чтобы использовать ее жилы в качестве струн, и теперь скрипка поет голосом Бьянки.

Он умер без покаяния, как собака, - вопила разъяренная толпа. - Где он? Покажите нам это чудовище! Его труп оскверняет наш город!

Они были готовы разнести в щепки последний приют музыканта. Ахиллино был напуган до такой степени, что бился головой об стену с пеной на губах.

Синьора Антониа тщетно умоляла священника совершить последний ритуал над покойным. Ненависть церковников была столь велика, что его отказывались похоронить. В критическую минуту, когда зазвенели разбитые камнями стекла, Антониа вышла на улицу:

Тише! Вы видите, что ваше волнение напрасно: я жива, мой покойный супруг не делал скрипичных струн из кишок своей жены. Лишь по недосмотру докторов он не смог причаститься и воссоединиться с церковью. Я прошу вас разойтись и не тревожить праха усопшего.

И толпа послушалась ее. Бьянки защитила тело мужа от поругания, исполнив свой последний долг. Она знала, что великий скрипач любил ее даже в годы разлуки, хотя так и не сказал «прости».

27 октября 1782 года родился всемирно известный композитор и скрипач Никколо Паганини. Говорили, что Никколо, обладавший не самым спокойным характером, полностью преображался во время игры на любимом инструменте. У музыканта было непростое детство и интересная жизнь. До сих пор ходят слухи, что после похорон Никколо на кладбище ещё много лет слышались звуки скрипки.

Никколо родился в небогатой генуэзской семье. Отец часто запирал сына в кладовке для того, чтобы он выучил сложное произведение. Каждый день по много часов будущий скрипач занимался музыкой, будучи лишенным нормального детства. Первый концерт Никколо сыграл в 11 лет. Он исполнил свои вариации любимых произведений композиторов.

Никколо уже в молодости выглядел очень загадочно – бледная кожа, синяки под глазами, болезненная худоба. Ходили слухи, что музыкант заключил сделку с дьяволом, и поэтому так потрясающе играет на скрипке. На самом деле, Никколо был очень суеверным человеком и сам безумно боялся дьявола. Он даже перестал посещать игорный дом, потому что решил, что ему помогает выигрывать сатана.

Каждый концерт Паганини был не просто выступлением, а целым шоу. Композитор продумывал каждый выход, показывал различные трюки вроде «случайно» лопнувшей струны или скрипки, которая внезапно расстроилась. Часто Никколо пародировал звуки деревенских животных, а также имитировал гитару, трубу, флейту и другие инструменты.

Паганини старался не записывать сочинённую музыку, чтобы никто другой не смог её исполнить. Из-за этого, к сожалению, далеко не все произведения маэстро сохранились.

Никколо являлся масоном. Имеются документы, это подтверждающие. Кроме того, музыкант написал музыку масонского гимна на слова Ланчетти.

Музыкант был коллекционером. Он собирал скрипки, и среди множества экземпляров инструмента были такие сокровища, как скрипка Страдивари, Гварнери и Амати. Он настолько любил свою скрипку работы Гварнери, что завещал её городу Генуе, чтобы ни один музыкант не играл на ней после его смерти. Эта скрипка получила название «Вдова Паганини».

Паганини был очень рассеянным человеком. Он не помнил год своего рождения, он забывал, сколько у него братьев, но всегда говорил, что его память находится в руках и всецело принадлежит музыке.

На день рождения императора Наполеона Паганини написал для него сонату для одной струны. Для Никколо лопнувшая струна во время концерта не была помехой – он умел играть одно и то же произведение и при наличии всех струн, и при отсутствии одной или двух.

Никколо занимался музыкой по 14-16 часов в день. Он забывал про еду и сон, тренируясь дни напролет.

Часто можно услышать легенду о нетленности маэстро. Спустя 56 лет после смерти тело Никколо не имело никаких признаков разложения, что подтвердили несколько людей, занимавшихся перезахоронением композитора и музыканта. А это определенно говорит о том, что Паганини – уж точно не обычный человек.


/1782-1840/

Знаменитый композитор Роберт Шуман, впервые услышав Паганини, написал: «Я думал, что он начнет с неслыханной силой звука. И вот он начал - но до чего звук его был нежным и тихим. Когда же он легко и еле заметно начал закидывать в толпу свои магнетические цепи, люди стали невольно покачиваться. И вот волшебные кольца заплетались все больше и больше; люди все теснее жались друг к другу, пока они постепенно не слились в едином порыве, как бы загипнотизированные художником. Другие волшебники пользуются в своем искусстве другими формулами».

Далеко от дворцов, в небогатом квартале Генуи, в узком переулочке с символическим названием Черная кошка, 27 октября 1782 года у Антонио Паганини и его жены Терезы Боччардо появился на свет сын Никколо. Он был вторым ребенком в семье. Мальчик родился тщедушным, болезненным. Хрупкость и чувствительность унаследовал от матери - экзальтированной и сентиментальной. Настойчивость, темперамент, бурную энергию - от отца, предприимчивого и практичного торгового агента.

Как-то во сне мать увидела ангела, который предрек ее любимому сыну карьеру великого музыканта. Отец также уверовал в это. Разочарованный тем, что его первый сын, Карло, не радовал успехами на скрипке, он заставлял заниматься второго. Поэтому у Никколо почти не было детства. Мальчик всегда помнил себя в непрерывных истощающих занятиях на скрипке. Природа наделила Никколо необыкновенным даром - слухом, необычайно чувствительным. Даже удары колокола в соседнем соборе били по нервам.

Мальчик открывал для себя этот особый, звенящий необыкновенным богатством красок мир. Он пытался воспроизвести, воссоздать эти краски на мандолине, гитаре, на своей маленькой скрипочке - любимой игрушисе и мучительнице, которой суждено было стать частью его души.

Отец рано подметил одаренность Никколо. С радостью он все больше убеждался: у Никколо редкий дар. Антонио уверился в мысли, что сон жены вещий, сын сможет завоевать славу, а значит - и принести деньги, много денег. Но для этого надо нанять учителей. Никколо следует заниматься упорно, не щадя себя. И маленького скрипача запирали для занятий в темный чулан, а отец бдительно следил, чтобы тот играл непрерывно. Карой за непослушание было лишение еды.

Усиленные занятия на инструменте, как признавал сам Паганини, во многом подорвали его и без того хрупкое здоровье. На протяжении всей жизни он много и тяжело болел.

Первым более или менее серьезным педагогом Паганини стал генуэзский поэт, скрипач и композитор Франческо Ньекко. Паганини рано стал сочинять - уже в восьмилетнем возрасте написал скрипичную сонату и ряд трудных вариаций.

Постепенно слава о юном виртуозе распространилась по всему городу, и на Паганини обратил внимание первый скрипач капеллы собора Сан-Лоренцо

Джакомо Коста. Уроки проходили раз в неделю, и более полугода Коста наблюдал развитие Паганини, старался передать ему профессиональные традиции.

После занятий с Костой Паганини смог, наконец, впервые выйти на эстраду. В 1794 году начинается его концертная жизнь. В то же время состоялись встречи, во многом определившие дальнейшую судьбу Паганини, характер его творчества. Он познакомился с искусством польского виртуоза Августа Дурановского, концертировавшего тогда в Генуе, и был потрясен необычайными выразительными средствами, им применявшимися. Другая встреча состоялась с маркизом Джанкарло ди Негро, богатым генуэзским аристократом и меломаном. Она принесла не только дружбу с умным и добрым человеком. Маркиз взял на себя заботу о будущем Никколо.

С его помощью Никколо смог продолжить образование. Новый учитель Паганини - виолончелист, прекрасный полифонист Гаспаро Гиретти, привил юноше отличную композиторскую технику.

Два выступления Паганини в Парме прошли с огромным успехом, и молодого виртуоза пожелали послушать при дворе герцога Фердинанда Бурбонского. Отец Никколо понял, что настала пора эксплуатировать талант сына. Взяв на себя роль импресарио, он предпринимает поездку по Северной Италии. Юный музыкант выступал во Флоренции, а также и Пизе, Ливорно, Болонье и Милане. И всюду огромный успех. Никколо жадно впитывал новые впечатления и под жесткой опекой отца продолжал много заниматься, совершенствуя свое искусство.

В этот период родились многие из его прославленных каприччи, в которых легко прослеживается творческое преломление принципов и технических приемов, впервые введенных Локателли.

Каприччи Паганини совершили переворот в скрипичном языке, скрипичной выразительности. Он добился предельной концентрации выразительности в сжатых построениях, спрессовывая художественный смысл и тугую пружину, что станет характерным для всего его творчества, в том числе и исполнительского стиля. Контрасты тембров, регистров, звучаний, образных сопоставлений, ошеломляющее разнообразие эффектов свидетельствовали о нахождении Паганини своего собственного языка.

Окрепший характер, бурный итальянский темперамент Никколо приводили к столкновениям в доме. Зависимость от отца становилась все невыносимей. Никколо жаждал свободы. И воспользовался первым же пред логом, чтобы уйти от жестокой родительской опеки.

Когда Паганини было предложено занять место первого скрипача и Лукке, он его с радостью принял. С энтузиазмом Паганини отдался работе. Ему было поручено руководство городским оркестром и разрешено концертировать. С небывалым успехом выступает в Пизе, Милане, Ливорно. Восторг слушателей кружит голову, пьянит ощущение свободы. Приходят и увлечения иного порядка, которым он отдается так же пылко и страстно.

В это бурное время приходит и первая любовь. И ей скрипач отдается весь, без остатка, как и всему, что он делал. Почти на три года имя Паганини исчезает с концертных афиш. Об этом периоде он позднее не говорил. В «Автобиографии» сообщил лишь, что в ту пору занимался «сельским хозяйством» и «с удовольствием щипал струны гитары». Возможно, некоторый свет на тайну проливают пометки, сделанные Паганини на рукописях гитарных сочинений, многие из которых посвящены некой «синьоре Диде».

В конце 1804 года скрипач возвращается на родину, в Геную, и несколько месяцев занимается лишь сочинением. А затем снова едет в Лукку - в герцогство, которым правил Феличе Бачокки, женатый на сестре Наполеона Элизе. Три года служил Паганини в Лукке камерным виртуозом и дирижером оркестра.

Отношения с княгиней Элизой постепенно становились все менее официальными. Паганини посвятил ей «Любовную сцену», специально написанную для двух струн («Ми» и «Ля»). Другие струны во время игры со скрипки снимались. Сочинение произвело фурор. Затем княгиня потребовала произведение только для одной струны. «Я принял вызов, - говорит Паганини, - и спустя несколько недель написал военную сонату «Наполеон» для струны «Соль», которую исполнил на придворном концерте 25 августа». Успех превзошел самые смелые ожидания.

Прошло почти три года службы, и Паганини начали тяготить отношения с Элизой, двором, ему вновь захотелось артистической и личной свободы. Воспользовавшись разрешением уехать на концерты, он не спешит вернуться в Лукку. Однако Элиза не выпускала Паганини из поля своего зрения. В 1808 году она получила во владение Тосканское герцогство со столицей Флоренцией. Праздник следовал за праздником. Снова потребовался Паганини. И он был вынужден вернуться. Во Флоренции прошло еще четыре года его придворной службы.

Поражение Наполеона в России резко осложнило обстановку во Флоренции, сделало пребывание там Паганини уже невыносимым. Он вновь жаждал освободиться от зависимости. Нужен был повод. И он его нашел, явившись в мундире капитана на придворный концерт. Элиза приказала ему немедленно переодеться. Паганини демонстративно отказался. Ему пришлось поспешно бежать с бала и ночью уехать из Флоренции во избежание ареста.

Покинув Флоренцию, Паганини переехал в Милан. Рецензия на концерт Паганини в октябре 1813 года в «Ла Скала», появившаяся во влиятельной «Лейпцигской музыкальной газете», познакомила Европу с именем Паганини. Журналист писал, что итальянский виртуоз «является, без сомнения, первым и величайшим скрипачом мира. Его игра поистине непостижима. Всякие пассажи, скачки и двойные ноты звучат у него так изумительно, как ни у одного другого скрипача. Он играет только ему свойственной аппликатурой наитруднейшие двух-, трех- и четырехголосные последовательности, имитирует звучание множества духовых инструментов; играет хроматические гаммы в самых высоких позициях почти у мой подставки так чисто, что это кажется совершенно невероятным. Он играет наиболее трудные фразы на одной струне ошеломляющим способом и одновременно как бы шутя исполняет ноты пиццикато на другой аккомпанируя басовыми звуками так, что ощущаешь, как будто игр несколько инструментов... Особенное признание получили его вариации называемые «Ведьмы».

В родной город он приезжает с концертами в конце 1814 года. Пять его выступлений триумфальны. Газеты называют его гением «независимо того, ангел он или демон». Здесь его постигла беда: он встретил девушку Анджелину Каванну, дочь портного, безмерно увлекся ею, взял ее с со бой на концерты в Парму. Вскоре оказалось, что у нее будет ребенок, тогда Паганини отправил ее тайком к знакомым в предместье Генуи.

В мае отец Анджелины нашел дочь, забрал ее к себе и подал на Паганини в суд за похищение дочери и насилие над ней. Начался двухлетний судебный процесс. У Анджелины родился ребенок, который вскоре умер. Общество было настроено против Паганини, и суд вынес постановление о выплате им потерпевшей трех тысяч лир и покрытии всех издержек процесса.

Судебное дело помешало Никколо уехать в Европу. В конце 1816 год Паганини отправился с концертами в Венецию. Во время выступления театре он познакомился с певицей хора Антонией Бьянки и взялся обучать ее пению. Несмотря на горький опыт, Паганини брал ее с собой концертные поездки по стране и все более привязывался к ней.

Среди всех городов действительно особенным в музыкальном отношении был Неаполь. Местная оперная школа - крупнейшая в Италии, славилась на всю Европу. Здесь было несколько консерваторий, четыре оперных театра.

«Авторитет, полученный в других городах, здесь надо было завоевывать сызнова, - пишет В.Ю. Григорьев. - Местные музыканты и критике не верили имеющейся оценке Паганини как лучшего скрипача Италии, после внезапной отмены концертов были настроены вдвойне предубежденно. Особенно старался наиболее влиятельный скрипач города Олорио де Вито, который пытался подражать Паганини, пробуя сыграть его каприччи, но не смог и объявил его шарлатаном. Было решено преподать урок выскочке, посмеяться над ним. Паганини рассказывал в Париже Фетису, что для этого попросили молодого композитора Джузеппе Дона сочинить квартет с невероятно трудной партией первой скрипки, с которой невозможно было бы справиться.

Паганини пригласили на собрание музыкального кружка и усадили играть квартет. Вторую скрипку исполнял де Вито, партию виолончели Гаэтано Чанделли, Паганини быстро понял, что ему подготовили ловушку. Начал играть, и вскоре у него лопнула струна «Ми» (что он сделал умышленно). Как будто ничего не случилось, он без ошибки доиграл свою партию, чем привел в замешательство присутствующих. На возгласы восхищения и просьбы сыграть еще раз повторил сочинение, украсив свою партию такими виртуозными трудностями, о которых и не подозревали неаполитанцы. Триумф был полным».

11 октября 1821 года состоялось его последнее выступление в Неаполе. Состояние его здоровья было так плохо, что он вызывал к себе мать, перебирался в Павию к известному врачу Сиро Борда. Туберкулез, лихорадка, кишечные боли, кашель, ревматизм и другие заболевания терзали Паганини. Силы его таяли. Мучительные втирания ртутной мази, строгая диета, кровопускания не помогают. Даже разнесся слух, что Паганини скончался.

Но, даже выйдя из кризиса, Паганини почти не брал скрипку - боялся своих слабых рук, неконцентрированных мыслей. Он был выбит из потока времени и должен был снова ощутить его могучее течение. В эти грудные для скрипача годы единственной отдушиной были занятия с маленьким Камилло Сивори, сыном генуэзского купца.

В апреле 1824 года Паганини неожиданно появился в Милане и объявил о концерте. Окрепнув, Паганини дал концерты в Павии, где лечился, затем в родной Генуе. Он почти выздоровел; остался - теперь уже на всю жизнь - «невыносимый кашель».

Неожиданно он вновь сближается с Антонией Бьянки. Они вместе выступают. За прошедшие годы Бьянки выросла в отличную певицу, даже имела самостоятельный успех в «Ла Скала». Их связь приносит Паганини сына - Ахилла.

В начале марта 1828 года Паганини с Бьянки и Ахиллом отправляются в далекий путь в Вену. Почти на семь лет покидает Паганини Италию. Начинается последний период его наиболее интенсивной концертной деятельности.

Вена в ту пору была одним из самых музыкальных городов Европы. До осени маэстро дал двадцать концертов подряд. С подобной интенсивностью Никколо никогда еще не играл в своей жизни. В отчете об одном из концертов скрипача «Всеобщая театральная газета» отмечала, что «во всех сферах деятельности человеческого духа время от времени появляются люди, творчество которых создает новую эпоху. Этих людей мы называем гениями... И таким человеком в самом высоком смысле этого слома является Паганини... Этот артист обращается с инструментом своим собственным методом, что помогает ему достичь такого выражения, которое недоступно даже скрипачам самого высокого ранга... Его руки оказались более подвижными, чем движения человеческого голоса, а голос его скрипки был таким прекрасным, с такой чистотой интонаций, что проникал в каждое сердце. Он производил поистине магическое впечатление, и ясным становилось, как только он начинал играть, что является самым великим инструменталистом, которых только знал мир музыки. Сенсация, которую произвели его концерты в Вене, была неслучайной»

С августа 1829 года, когда Паганини приехал во Франкфурт, по начало февраля 1831 года продолжалось турне по Германии. За 18 месяцев скрипач играл более чем в 30 городах, в концертах, различных дворах и в салонах - почти 100 раз. Паганини чувствовал себя на взлете, выступления проходили с огромнымуспехом, он почти не болел.

Весной 1830 года Паганини концертирует в городах Вестфалии. И здесь, наконец, исполняется его давнее желание - Вестфальский двор жалует ему титул барона, разумеется, за деньги. Титул передается по наследству, а именно это и надо было Паганини: он думает о будущем Ахилла.

В январе 1831 года Паганини дает последний концерт в Германии - в Карлсруэ, и в феврале он уже во Франции. Два концерта в Страсбурге вызвали такой восторг, который напомнил итальянский и венский приемы.

В конце декабря 1836 года Паганини выступает в Ницце с тремя концертами. Он уже не в очень хорошей форме.

В октябре 1839 года Паганини последний раз навещает родной город Геную. Он в чрезвычайно нервном состоянии, еле держится на ногах.

Последние пять месяцев Паганини не мог выйти из помещения, у него опухли ноги, и он оказался настолько истощен, что не мог взять в руку смычок, скрипка лежала рядом, и он перебирал ее струны пальцами.

Будущий величайший скрипач всех времён и народов родился в 1782 г. в Генуе. Никколо Паганини одновременно – выдающийся гитарист и композитор. Вершины его творчества – произведения для скрипки «24 каприса», «Вечное движение», «Венецианский карнавал», рондо «Кампанелла» из второго скрипичного концерта.

Детские годы

С раннего детства Никколо был хрупким и болезненным ребёнком. Проблемы со здоровьем были усугублены особенностями его детства.

Отец – Антонио Паганини, был музыкантом-любителем. Когда его надежды на музыкальную карьеру старшего сына Карло рухнули, он перенёс их на Никколо. Тот, в отличие от брата, с раннего возраста обнаружил уникальные музыкальные способности. Масла в огонь подлил вещий сон матери Никколо Терезы. Она увидела ангела, предрёкшего её сыну блестящую музыкальную карьеру. В результате Никколо практически был лишён обычного детства. Все его дни проходили в непрерывных упражнениях. Отец фанатично строго следил за этим, и даже лишал сына еды, пока тот не заканчивал разучивание очередного этюда.

Природа наградила Никколо тончайшим слухом. Кроме любимой скрипки, мальчик хорошо играл также на мандолине и гитаре. Уже в 8 лет он начал писать музыку, написав сонату и вариации для скрипки. С 1793 г. Никколо стал играть на богослужениях в местных церквях. Вскоре отец понял, что сыном должны заняться профессионалы. Ими стали Джованни Черветто, Франческо Ньекко и Джакомо Косто. Занятия с ними подготовили мальчика к первому концерту в 1895 г.

Первые выступления

Знаменитая скрипка Никколо Паганини «Канон»

Было запланировано два концерта – в Генуе и Флоренции. Выручка от них предназначалась на покрытие расходов на поездку к известному пармскому скрипачу Алессандро Ролла для продолжения обучения. Выступления прошли с успехом, и вскоре отец и сын постучались в дом Ролла в Парме.

Однако тот болел, и отказался слушать юное дарование. Тогда мальчик взял находящуюся в комнате скрипку, и исполнил по лежащим на столе нотам одно из новых произведений хозяина дома. Ролла был восхищён, но заявил, что ему уже нечему учить юного виртуоза. Новым наставником Никколо стал виолончелист Гаспаре Гиретти. Он обучил мальчика гармонии и композиторской технике.

После возвращения в 1796 г. в Геную, Никколо в доме своего покровителя маркиза Джанкарло ди Негро, встретился со знаменитым французским скрипачом Родольфо Крейцером. Тот попросил мальчика исполнить несколько сложных пьес. Крейцер был восхищён услышанным и предсказал Никколо всемирную славу.

Первое концертное турне по итальянским городам состоялось в 1797 г. Гастроли 15-летнего музыканта прошли с ошеломляющим успехом. На волне вдохновения им Никколо создаёт большинство из своих знаменитых каприсов. Бывшие до него техническими упражнениями, каприсы Паганини засверкали яркими музыкальными красками. В них в полной мере воплотились его художественная фантазия, виртуозность и мощная экспрессия.

Самостоятельность

В 1801 г. Никколо покинул родительский дом и переехал в Лукку. Здесь он стал руководителем и первым скрипачом местного оркестра. Но не только музыка неудержимо влекла его к себе. Освободившись от отцовской опеки, он с головой окунается в радости жизни, включая такие сомнительные, как карточная игра. А некая «сеньора Диде» на несколько лет даже отодвинула музыку на второй план.

С 1805 г. Паганини – придворный скрипач в Лукке. Правителем города был Феликс Бачокки. С его женой – сестрой Наполеона Элизой Бонапарт, у Никколо возникла любовная связь. Выполняя её желания, Паганини создаёт скрипичные пьесы для двух («любовная сцена») и одной («Наполеон») струны.

С 1808 г. Паганини возобновил гастрольную деятельность. Несколько раз его приглашали для выступлений в знаменитом миланском театре «Ла Скала». Увиденная на его сцене пляска колдуний из балета «Орех Беневенто» Вигано-Зюсмайера, вдохновила Паганини на создание вариаций для скрипки с оркестром «Ведьмы». Это произведение стало одним из наиболее заметных в его творчестве.

В 1814 г. с огромным успехом прошли его концерты в родной Генуе. Здесь у него возникает связь с дочерью портного Анджелиной Каванна, от которой родится ребёнок (вскоре умерший). Никколо подвергся судебному преследованию со стороны отца Анджелины и крупному штрафу.

К этому периоду относится дружба и увлечение музыкой Джоакино Россини. Паганини сочиняет Интродукцию и вариации на темы его опер «Моисей», «Танкред» и Золушка».

В 1821 г. обострившиеся проблемы со здоровьем вынудили Паганини прервать музыкальную карьеру. Он страдал от ревматизма, туберкулёза и желудочных болей. Никколо переезжает в Павию, где практиковал известный врач Сиро Борда. Лечение не сразу, но помогло. Остался, правда, «невыносимый кашель».

С 1824 г. Паганини возобновил концерты. Одновременно он создаёт новые произведения, в числе которых – 3 скрипичных концерта. Рондо «Кампанелла» из второго концерта – одно из самых популярных произведений музыкальной классики. Паганини возобновляет и отношения с бывшей любовницей – Антонией Бьянки, ставшей к тому времени известной певицей. У них рождается сын Ахилл.

На пике славы

Период с 1828 по 1834 г. – кульминационный в карьере Паганини. Он – желанный гость лучших концертных залов Европы. Его творчеством восхищаются не только рядовые зрители. Не жалеют лестных слов такие великие музыканты, как Шопен, Шуберт, Шуман. А Ференц Лист назвал игру на скрипке Паганини сверхъестественным чудом.

Во время гастролей в музыкальной столице Европы – Вене, Паганини начинает работу над «Венецианским карнавалом» – одним из своих главных шедевров. С огромным успехом проходят гастроли в Германии и во Франции. Заботясь о будущем сына, он покупает баронский титул для передачи по наследству.

Паганини привнёс в свои выступления много новшеств, подвластных только ему. Он часто играл на скрипке наизусть, без нот. На юбилее Наполеона виртуоз исполнил посвящённую императору сонату на одной четвёртой струне. Известны случаи его блестящих концертов в форс-мажорных обстоятельствах. Таковы были его выступления 1808 г. – с лопнувшими струнами в Ливорно и с расстроенной скрипкой во Флоренции. Концерты Паганини походили на шоу. Он устраивал трюки с имитацией других музыкальных инструментов и звуков животных.

О Паганини всегда ходило множество легенд и слухов. Внешность и поведение Никколо только способствовали их распространению. Восковая бледность кожи, крючковатый нос, горящие и запавшие глаза, удивительно длинные пальцы, худоба. Говорили, что за свой музыкальный дар он продал душу дьяволу. Паганини не опровергал этих домыслов. Он запрещал публикацию своих произведений, чтобы оставаться единственным исполнителем. Паганини говорил, что раскроет свои секреты по завершении карьеры.

Болезни и смерть

Приводящие зрителей в восторг мощные выплески таланта и энергии Паганини пагубно отражались на его здоровье. После концертов у него возникали конвульсии, замирал пульс, падала температура тела. Сам Паганини считал такое состояние следствием выхода из тела «божественно гармоничного электричества». Всё чаще ему приходилось делать перерывы в выступлениях. Слабость нарастала. Последние полгода жизни он даже не мог держать смычок. Паганини скончался 27 мая 1840 г. в Ницце, не дожив и до 58 лет.