Проблема воздействия сильных людей на слабых аргументы. Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Добро


Российский педагог Б.М.Бим-Бад в своей статье рассуждает о проблеме противостояния человеческого благородства и жестокости.

Чтобы привлечь внимание читателя, автор размышляет о том, что благородный человек никогда не погибнет в борьбе против зла, ведь "никому из людей недалёких, корыстолюбивых, жестоких, хитрых и скрытных в силу душевной ущербности никогда ещё не удавалось добиться успехов". Напротив, "чтобы побеждать в жизни, побеждать красиво и прочно, надёжно, надобно иметь высокую душу". Так, только человек добрый, придерживающийся моральных принципов может "рассчитывать на быстрый прогресс и достижение совершенства в мастерстве". Без чистоты души нет благополучия. Лицемеря, своевольничая и будучи злым ничего нельзя добиться.

Позиция автора ясна и выражена в предложениях:" Благородный человек погибнет в окружении конкуренции и злобы? Нет! Именно он и победит". Действительно, благородный человек никогда не падет перед злом, "поскольку благородство зиждется на силе духа". Благородный человек всегда сильный, а значит победа останется за ним.

Трудно не согласиться с точкой зрения Бориса Михайловича, ведь, вступая в борьбу с человеком безнравственным и жестоким, человек с высокой душой, вероятнее всего, победит.

Чтобы быть человеком, способным противостоять жестокости, нужно всегда помнить о таких понятиях, как благородство, доброта, гуманизм.

Задумываясь над данной проблемой, нетрудно вспомнить роман А. С. Пушкина "Капитанская дочка". Пётр Гринёв не раз предстает перед выбором: благородство или жестокость и равнодушие? Он выбирает первое, неотступно следует своим принципам, не изменяя им даже перед лицом смерти. За это Пётр награждён: например, за бескорыстно отданный заячий тулуп, Пугачёв пощадил его на казни. Гринёв силён духом и смел, благороден, поэтому никакая жестокость в схватке с ним не в силах победить.

В "Письмах о добром и прекрасном" Д. С. Лихачев говорит о том, что самое главное в жизни человека должно быть добрым, благородным.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.


Как различить слабость от силы? В чём они проявляются? Эту проблему поднимает автор в своём тексте.

Во все времена были как сильные поступки, за которые людей любили и уважали, за которые их имена навсегда записаны в историю, так и низкие, продиктованные слабостью, поэтому эту проблему можно отнести к "вечным".

Автор считает, что сила выражается в благородных поступках, а слабость - в злобе и агрессии. Я согласен с точкой зрения автора. Духовная слабость действительно способна подтолкнуть на низкие поступки. Таким был Швабрин, из произведения А.Пушкина "Капитанская дочка", который оскорблял Марью Миронову за её спиной, чтобы не конкурировать в битве за любовь последней с Петром Гринёвым. Когда крепость пала, он стал служить Пугачёву, пытался голодом склонить Машу на свадьбу.

Даже после того, как он был под арестом, он решил испортить жизнь Гринёву, рассказав о его связи с Пугачёвым. Абсолютно каждому Швабрин показался слабовольным, озлобленным героем, который не создаёт приятного впечатления о себе.

Сильные люди выделяются от всех остальных, их уважают за их поступки. Таким был Иван Флягин из произведения Лескова "Очарованный странник". На пароходе рассказчик отличал его от других, называл "богатырём"-добрым и сильным.Такая характеристика полностью подходит этому персонажу. Простодушный, но сильный и мудрый Иван Флягин заставляет сопереживать ему в его приключениях.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Сочинение написано учеником общеобразовательной школы. Могут быть ошибки.

Текст Борис Михайлович Бим-Бада:

(1)Только слабые люди, постоянно нуждаясь в компенсации своей
недостаточности, обычно плетут интриги, строят козни, исподтишка наносят удары.
(2)Большая сила всегда великодушна.
(3)Я знал сверхсилача, который за всю свою долгую богатырскую жизнь никого не тронул пальцем, никому не желая зла. (4)Душевная сила и благородство идут рука об руку, и это объясняет, почему в наше время благородство стало снова востребованным, ценимым и настолько широко практикуемым, что подчас превращается чуть ли не в массовую профессию.
(5)В армиях спасения умный риск и истинное благородство неотделимы.
(6)Ремесло спасения естественным образом фильтрует людей по их душевным качествам. (7)В результате долго в спасателях задерживаются только сильные люди, способные защитить слабого, попавшего в беду. (8)Так, желающим попасть на работу в отряд «Центроспас» недостаточно иметь за плечами безукоризненное военное или спортивное прошлое и владеть необходимым набором специальностей.
(9)«Добро» медкомиссии ещё не является залогом успеха. (10)Почти тысяча правильно выбранных ответов психологического тестирования тоже не гарантирует кандидату места в штате элитного подразделения. (И)Новичку необходимо доказать будущим коллегам в процессе стажировки, что на него в любой ситуации можно положиться, что он проявляет доброту и терпимость, необходимые в их ежедневных миссиях.
(12)Чтобы справляться со своими обязанностями, человек должен обладать благородной душой, полной лучших качеств. (13)Но почему, даже обладая добродетельными качествами, человек совершает безнравственные поступки? (14)На подобный вопрос Конфуций ответил: «Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания. (15)Человек может утрачивать благородные качества под влиянием дурного общения. (16)Поэтому, чтобы все члены общества выполняли свои гражданские обязанности и человеческие
нормы, необходимо воспитывать человека в духе добродетели».
(17)Воспитание культуры, избавление от дурных манер и наклонностей нацелено против надменности, высокомерия, своеволия, злобы, зависти, чувства собственной неполноценности, недисциплинированности, излишней подозрительности, вероломства, лицемерия, двуличия, коварства, подлости и корысти. (18)Только избавившись от дурных манер и наклонностей, очистив собственную душу, изгнав
из неё всё плохое, можно рассчитывать на быстрый прогресс и достижение совершенства в мастерстве. (19)Никому из людей недалёких, корыстолюбивых, жестоких, хитрых и скрытных в силу душевной ущербности никогда ещё не удавалось добиться сколь-нибудь значительных успехов, а если и удавалось, то торжество их длилось недолго. (20)В конце концов всё кончалось плачевно как для
них самих, так и для окружающих.
(21)Благородный человек погибнет в окружении конкуренции и злобы? (22)Нет! (23)Именно он и победит. (24)Поскольку благородство зиждется на силе духа. (25)Чтобы побеждать в жизни, побеждать красиво и долговечно, прочно, основательно, надобно иметь высокую душу. (26)Хороший характер. (27)Самое надёжное в нашем мире — это благородство духа. (28)Не по рождению, не по крови, а по уму и чести.

(По Б. Бим-Баду*)

* Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник НИИ общей педагогики.

Сочинение по тексту:

Б орис Михайлович Бим-Бад - педагог, член Российской академии образования, а также доктор педагогических наук и профессор. Он рассуждает о проблеме человеческой силы и слабости.
А втор пишет, что благородство идет вместе с душевной силой, поэтому оно стало востребовано в современном мире. Благодарный человек никогда не погибнет в окружении конкуренции и злобы. Он говорит, что знал силача, который ни разу никого не обидел, никому не желал зла.
Б орис Михайлович считает, человеческая слабость проявляется в стремлении к разрушению, то есть в агрессии, а сила в благородстве и великодушии.
Я не могу не согласиться с автором и считаю, что данная проблема актуальна в наше время. Люди перестают понимать понятие благородства. Кто-то способен обидеть меньшего, для показания своей силы, а кто-то на самом деле хочет сделать добрый благородный поступок, но у него не получается и выходит все наоборот, так как идет он не от души и понимания действительности, а ради получения статуса благородного человека.
О братимся к произведению Н. С. Лескова «Очарованный странник». Главный герой, Иван Флягин, берет себе имя молодого крестьянина и уходит за него в армию, освобождая его от тяжелой солдатской службы.
Я не раз видел, как люди для того чтобы выглядеть сильнее унижают себе подобных, но мы то понимаем, что в реальности такие они очень слабы. Сильными по праву считаться те, кто совершают правильные, добрые и благородные поступки.
В заключение хочу сказать, что не стоит делать благородные поступки, для того чтобы все знали что вы благородный, их стоит делать искренне, а не для собственной славы.

Сочинение по тексту:

Борис Михайлович Бим-Бад – педагог, член Российской академии образования, а также доктор педагогических наук и профессор. Он рассуждает о проблеме человеческой силы и слабости.
Автор пишет, что благородство идет вместе с душевной силой, поэтому оно стало востребовано в современном мире. Благодарный человек никогда не погибнет в окружении конкуренции и злобы. Он говорит, что знал силача, который ни разу никого не обидел, никому не желал зла.
Борис Михайлович считает, человеческая слабость проявляется в стремлении к разрушению, то есть в агрессии, а сила в благородстве и великодушии.
Я не могу не согласиться с автором и считаю, что данная проблема актуальна в наше время. Люди перестают понимать понятие благородства. Кто-то способен обидеть меньшего, для показания своей силы, а кто-то на самом деле хочет сделать добрый благородный поступок, но у него не получается и выходит все наоборот, так как идет он не от души и понимания действительности, а ради получения статуса благородного человека.
Обратимся к произведению Н. С. Лескова «Очарованный странник». Главный герой, Иван Флягин, берет себе имя молодого крестьянина и уходит за него в армию, освобождая его от тяжелой солдатской службы.
Я не раз видел, как люди для того чтобы выглядеть сильнее унижают себе подобных, но мы то понимаем, что в реальности такие они очень слабы. Сильными по праву считаться те, кто совершают правильные, добрые и благородные поступки.
В заключение хочу сказать, что не стоит делать благородные поступки, для того чтобы все знали что вы благородный, их стоит делать искренне, а не для собственной славы.

Текст Борис Михайлович Бим-Бада:

(1)Только слабые люди, постоянно нуждаясь в компенсации своей
недостаточности, обычно плетут интриги, строят козни, исподтишка наносят удары.
(2)Большая сила всегда великодушна.
(3)Я знал сверхсилача, который за всю свою долгую богатырскую жизнь никого не тронул пальцем, никому не желая зла. (4)Душевная сила и благородство идут рука об руку, и это объясняет, почему в наше время благородство стало снова востребованным, ценимым и настолько широко практикуемым, что подчас превращается чуть ли не в массовую профессию.
(5)В армиях спасения умный риск и истинное благородство неотделимы.
(6)Ремесло спасения естественным образом фильтрует людей по их душевным качествам. (7)В результате долго в спасателях задерживаются только сильные люди, способные защитить слабого, попавшего в беду. (8)Так, желающим попасть на работу в отряд «Центроспас» недостаточно иметь за плечами безукоризненное военное или спортивное прошлое и владеть необходимым набором специальностей.
(9)«Добро» медкомиссии ещё не является залогом успеха. (10)Почти тысяча правильно выбранных ответов психологического тестирования тоже не гарантирует кандидату места в штате элитного подразделения. (И)Новичку необходимо доказать будущим коллегам в процессе стажировки, что на него в любой ситуации можно положиться, что он проявляет доброту и терпимость, необходимые в их ежедневных миссиях.
(12)Чтобы справляться со своими обязанностями, человек должен обладать благородной душой, полной лучших качеств. (13)Но почему, даже обладая добродетельными качествами, человек совершает безнравственные поступки? (14)На подобный вопрос Конфуций ответил: «Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания. (15)Человек может утрачивать благородные качества под влиянием дурного общения. (16)Поэтому, чтобы все члены общества выполняли свои гражданские обязанности и человеческие
нормы, необходимо воспитывать человека в духе добродетели».
(17)Воспитание культуры, избавление от дурных манер и наклонностей нацелено против надменности, высокомерия, своеволия, злобы, зависти, чувства собственной неполноценности, недисциплинированности, излишней подозрительности, вероломства, лицемерия, двуличия, коварства, подлости и корысти. (18)Только избавившись от дурных манер и наклонностей, очистив собственную душу, изгнав
из неё всё плохое, можно рассчитывать на быстрый прогресс и достижение совершенства в мастерстве. (19)Никому из людей недалёких, корыстолюбивых, жестоких, хитрых и скрытных в силу душевной ущербности никогда ещё не удавалось добиться сколь-нибудь значительных успехов, а если и удавалось, то торжество их длилось недолго. (20)В конце концов всё кончалось плачевно как для
них самих, так и для окружающих.
(21)Благородный человек погибнет в окружении конкуренции и злобы? (22)Нет! (23)Именно он и победит. (24)Поскольку благородство зиждется на силе духа. (25)Чтобы побеждать в жизни, побеждать красиво и долговечно, прочно, основательно, надобно иметь высокую душу. (26)Хороший характер. (27)Самое надёжное в нашем мире - это благородство духа. (28)Не по рождению, не по крови, а по уму и чести.

(По Б. Бим-Баду*)

* Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник НИИ общей педагогики.

Писатели рассуждают о доброте и ее отсутствии очень часто, почти в каждом произведении. Не являются исключениями и тексты, отобранные для ЕГЭ по русскому языку. Поэтому мы отобрали наиболее актуальные проблемы из этой сферы и раскрыли каждую из с помощью аргументов.

  1. Княжна Марья Болконская, героиня романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» , всегда помогала нищим и больным, воспитывала племянника Николеньку, ухаживала за умирающим отцом, выполняя все его капризы. Девушка готова была положить свою жизнь и забыть о себе ради счастья других. Прекрасная душа Марьи выражается в ее лучистых глазах, которые делают ее красивой. Доброта княжны была вознаграждена: она обрела семейное счастье, муж Николай полюбил в ней добрую душу.
  2. Собиратель сказок Эгль, герой повести А. Грина «Алые паруса» , рассказал маленькой Ассоль сказку о корабле с алыми парусами, который ее заберет из страшного общества жителей Каперны, постоянно обижающих девочку и ее отца. Эта сказка и доброе отношение Эгля воодушевили Ассоль, и она смогла пережить все жизненные коллизии. Когда героиня выросла, то сказка стала явью, и ее забрал из Каперны капитан Грей, приплыв на корабле из ее грез.

Столкновение добра и зла

  1. В книге М. Булгакова «Мастер и Маргарита» столкновение добра и зла особенно ярко проявляется в романе Мастера об Иешуа. Он, как абсолютное добро, сталкивается со злом, которое его хочет уничтожить. Однако Иешуа не бунтует, не злится, он смиренно ждет своей участи, веря в доброту людей. Герой уверен: «Злых людей нет, есть только люди несчастливые». Несмотря на то, что Иешуа был казнен, он победил в этой битве. Пилат признал свою ошибку и раскаялся в ней, в его душе добро возобладало над злом. Именно поэтому он был прощен.
  2. Философия добра в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» представлена в образе Платона Каратаева. Этот герой любит весь мир, относится по-доброму к каждому живому существу. Он не знает слова «пацифист», но, по сути, им является. В мировоззрении мужчины отголоски христианских заповедей. Он считает, что надо терпеть все страдания безропотно. Столкнувшись со злом в виде войны и плена, Платон покоряется судьбе и снова терпит, не жалуясь на нее. В столкновении со злом на стороне героя его внутренняя сила, которая помогает не сдаваться и ценить каждое прожитое мгновение.

Необходимость доброты

  1. Андрея Соколова, героя рассказа М. Шолохова «Судьба человека» , жизнь не баловала: война, концлагерь, плен, потеря близких. Соколову незачем было жить, он махнул рукой на себя. Однако мужчине повстречался мальчик-сирота Ванюшка, который потерял родителей. Андрей представился отцом ребенка, усыновил его и дал им обоим шанс на спасение от тоски (а Ванюшке даже и от голодной смерти на улице). Добрый поступок героя помог не только мальчику, но и ему самому, вместе выживать в жестоком и сложном мире гораздо легче.
  2. Доброта Петра Гринева из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» спасла ему жизнь. Отдав полушубок неизвестному бродяге, который помог ему найти дорогу в метель, герой оказал услугу Емельяну Пугачеву, восставшему против власти. Бунтовщик позже наводил страх на крепости и укрепления и казнил всех офицеров в них. Но Пугачев вспомнил доброту Гринева, отпустил его, а позже даже помог выручить любимую женщину.

Проявления истинной доброты

  1. Соня Мармеладова, героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» , — поистине добрый человек. Ради того, чтоб накормить детей мачехи, она стала продавать свое тело, «пошла по желтому билету». Жена отца толкнула на это поприще Соню, но девушка не затаила обиду, потому что думала о голодных детях. Мармеладова осталась светлым, верующим человеком, несмотря на свои занятия. Когда Соня поехала за Раскольниковым на каторгу, ее за доброту сразу полюбили заключенные. И она своей сердечностью привела главного героя к раскаянию и очищению.
  2. Елена, героиня романа И.С. Тургенева «Накануне» , с детства желала «деятельного добра»: всегда помогала нищим и больным, например, в десять лет преклонялась перед нищей девочкой Катей. Доброта осталась с Еленой на всю жизнь. Ради любимого болгарского революционера Инсарова она оставила все в России и отправилась в Болгарию. Когда ее новоиспеченный муж заболел, она оставалась с ним до самого конца, а после его смерти решила продолжить дело любимого.

Воспитание доброты с детства

  1. Илья Ильич Обломов из одноименного романа И.А. Гончарова вырос в атмосфере любви и ласки. Его особенно не развивали и не обучали, однако, по мнению современных психологов, дали самое важное – родительскую любовь. Благодаря ей герой видел в Обломовке идеал, а сам он никому не желал зла. Да, Илья Ильич — инертный и безынициативный, но совершенно беззлобный мужчина. К сожалению, без пробивных качеств доброта не особо помогает в жизни, поэтому воспитание должно быть гармоничным.
  2. Катерину, героиню драмы А.Н. Островского «Гроза», рано выдали замуж. И сразу из теплого своего дома она попала в тоталитарную атмосферу дома мужа. Женщине тяжело жить во лжи и лицемерии под началом свекрови Кабанихи, которая давит на всех домочадцев, навязывая им старые порядки. Дома в Катерине не чаяли души, она с родителями гуляла, молилась, занималась творчеством. Но все это было без нажима, не из-под палки, поэтому легко. Героиня выросла доброй, с чувством внутренней свободы. Тем тяжелее ей было в доме свекрови. Зато именно доброта, усвоенная с детства, помогла Катерине не превращать дом в полигон и до последнего относиться к мучительнице с уважением и почтением. Так, она пощадила Варвару и Тихона, которые относились к ней хорошо.