Образ екатерины в произведении островского "гроза". Cочинение «сила характера катерины и трагическая острота ее конфликта с "темным царством" в драме а. н. островского "гроза". образ катерины в оценке н. а. добролюбова

2. Образ Катерины в пьесе «Гроза»

Катерина – одинокая молодая женщина, которой не хватает человеческого участия, сочувствия, любви. Потребность в этом и влечет ее к Борису. Она видит, что внешне он не похож на других жителей города Калинова, и, не имея возможности узнать его внутреннюю суть, считает его человеком другого мира. В ее воображении Борис представляется прекрасным принцем, который увезет ее из “темного царства” в сказочный мир, существующий в ее снах.

По складу характера и интересам Катерина резко выделяется из окружающей ее среды. Судьба Катерины, к сожалению, является ярким и типичным примером судеб тысяч русских женщин той поры. Катерина - молодая женщина, жена купеческого сына Тихона Кабанова. Она недавно оставила свой родной дом и переселилась в дом к мужу, где она живет вместе со своей свекровью Кабановой, являющейся полновластной хозяйкой. В семье Катерина не имеет никаких прав, она не вольна даже распоряжаться собой. С теплотой и любовью она вспоминает родительский дом, свою девичью жизнь. Там она жила вольготно, окруженная лаской и заботой матери.. Религиозное воспитание, которое она получила в семье, развило в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и возмездие человеку за грехи.

В совершенно иные условия попала Катерина в доме мужа.. На каждом шагу она чувствовала зависимость от свекрови, терпела унижения и оскорбления. Со стороны Тихона она не встречает никакой поддержки, а тем более понимания, так как он сам находится под властью Кабанихи. По своей доброте Катерина готова относиться к Кабанихе, как к родной матери. ". Но искренние чувства Катерины не встречают поддержки ни у Кабанихи, ни у Тихона.

Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины. Искренность и правдивость Катерины сталкиваются в доме Кабанихи с ложью, лицемерием, ханжеством, грубостью. Когда в Катерине рождается любовь к Борису, это ей кажется преступлением, и она борется с нахлынувшим на нее чувством. Правдивость и искренность Катерины заставляют ее страдать так, что ей приходится, наконец, покаяться перед мужем. Искренность Катерины, ее правдивость несовместимы с бытом "темного царства". Все это и явилось причиной трагедии Катерины.

".Публичное покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственного величия, решимости. Но после покаяния ее положение стало невыносимым. Муж не понимает ее, Борис безволен и не идет ей на помощь. Положение стало безвыходным - Катерина гибнет. В гибели Катерины виновата не одна конкретная личность. Ее гибель - результат несовместимости нравственности и уклада той жизни, в которой она вынуждена была существовать. Образ Катерины имел для современников Островского и для последующих поколений огромное воспитательное значение. Он звал на борьбу со всеми формами деспотизма и угнетения человеческой личности. Это выражение растущего протеста масс против всех видов рабства.

Катерина, грустная и веселая, уступчивая и строптивая, мечтательная, подавленная и гордая. Такие различные душевные состояния объясняются естественностью каждого душевного движения этой одновременно сдержанной и порывистой натуры, сила которой состоит в способности всегда быть самой собою. Катерина и осталась верна самой себе, то есть изменить саму сущность своего характера так и не смогла.

Я думаю, что самая важная черта характера Катерины – честность перед собой, мужем, окружающим ее миром; это ее нежелание жить во лжи. Она не хочет и не может хитрить, притворяться, врать, таиться. Это подтверждает сцена признания Катерины в измене. Не гроза, не пугающее пророчество сумасшедшей старухи, не страх перед геенной огненной побудили героиню сказать правду. “Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!” – так начала она свое признание. Для ее честной и цельной натуры невыносимо то ложное положение, в котором она оказалась. Жить лишь бы жить – не для нее. Жить – это значит быть самой собою. Ее самая дорогая ценность – это личная свобода, свобода души.

С таким характером не могла Катерина после измены мужу оставаться в его доме, вернуться к однообразно-тоскливой жизни, выносить постоянные упреки и “нравоучения” Кабанихи, потерять свободу. Но любому терпению приходит конец. Катерине трудно находиться там, где ее не понимают, унижают и оскорбляют ее человеческое достоинство, игнорируют ее чувства и желания. Перед смертью она говорит: “Что домой, что в могилу – все равно... В могиле лучше...” Ей не смерть желанна, а жизнь невыносима.

Катерина – человек глубоко религиозный и богобоязненный. Так как согласно христианской религии самоубийство является большим грехом, то сознательно совершив его, она показала не слабость, а силу характера. Ее смерть – вызов “темной силе”, желание жить в “светлом царстве” любви, радости и счастья.

Гибель Катерины - это результат столкновения двух исторических эпох.Своей смертью Катерина протестует против деспотизма и самодурства, ее смерть свидетельствует о приближении конца "темного царства".Образ Катерины принадлежит к лучшим образам русской художественной литературы. Катерина - новый тип людей русской действительности 60-х годов XIX века.

В драме "Гроза" Островский создал очень сложный в психологическом отношении образ - образ Катерины Кабановой. Эта молодая женщина располагает зрителя своей огромной, чистой душой, детской искренностью и добротой. Но живет она в затхлой атмосфере "темного царства" купеческих нравов. Островскому удалось создать светлый и поэтичный образ русской женщины из народа. Основная сюжетная линия пьесы - это трагический конфликт живой, чувствующей души Катерины и мертвого уклада жизни "темного царства". Честная и трогательная Катерина оказалась бесправной жертвой жестоких порядков купеческой среды. Недаром Добролюбов назвал Катерину "лучом света в темном царстве". Катерина не смирилась с деспотизмом и самодурством; доведенная до отчаяния, она бросает вызов "темному царству" и гибнет. Только так она может сохранить от грубого давления свой внутренний мир. По мнению критики, для Катерины "не смерть желанна, а жизнь невыносима. Жить для нее - значит быть самой собой. Не быть самой собой - значит для нее не жить".

Образ Катерины построен на народно-поэтической основе. Ее чистая душа слита с природой. Себя она представляет как птицу, образ которой в фольклоре тесно связан с понятием воли. "Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле". Катерине, попавшей в Кабановой, как в страшную тюрьму, часто вспоминается родительский дом, где к ней относились с любовью и пониманием. Разговаривая с Варварой, героиня спрашивает: "…Отчего люди не летают, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица". Катерина рвется на волю из клетки, где вынуждена оставаться до конца дней.

Высокие чувства, прилив радости и благоговения вызывала в ней религия. Красота и полнота души героини выражались в молитвах к Богу. "В солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало… ночью встану… да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колени, молюсь и плачу".

Свои мысли и чувства Катерина выражает поэтичным народным языком. Напевная речь героини окрашена любовью к миру, употребление множества уменьшительно-ласкательных форм характеризует ее душу. Она говорит "солнышко", "водица", "могилушка", часто прибегает к повторам, как в песнях: "на тройке на хорошей", "и люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны". Пытаясь выплеснуть кипящие в ней чувства, Катерина восклицает: "Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!"

Трагедия Катерины в том, что она не умеет и не хочет лгать. А в "темном царстве" ложь - основа жизни и взаимоотношений. Борис говорит ей: "Никто не узнает про нашу любовь…", на что Катерина отвечает: "Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!" В этих словах проявляется мужественная, цельная натура этой женщины, рискующей бросить вызов обывательской морали, в одиночку противостоять обществу.

Но, полюбив Бориса, Катерина вступает в борьбу с собой, со своими убеждениями. Она, замужняя женщина, чувствует себя великой грешницей. Ее вера в Бога - это не ханжество Кабанихи, которая прикрывает Богом свою злобу и человеконенавистничество. Осознание собственной греховности, муки совести преследуют Катерину. Она жалуется Варе: "Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?" Катерина не задумывается над тем, что это над ней совершили насилие, отдав замуж за нелюбимого. Ее муж, Тихон, рад уехать из дому и не хочет защитить жену от свекрови. Сердце подсказывает ей, что ее любовь - величайшее счастье, в котором нет ничего плохого, но мораль общества и церкви не прощает свободного проявления чувств. Катерина бьется среди неразрешимых вопросов.

Напряжение в пьесе нарастает, Катерина страшится грозы, слышит страшные пророчества сумасшедшей барыни, видит на стене картину, изображающую страшный суд. В помрачении рассудка она кается в своем грехе. Покаяние от чистого сердца по религиозным законам обязательно требует прощения. Но люди забыли доброго, прощающего и любящего Бога, у них остался Бог карающий и наказывающий. Катерина не получает прощения. Жить и мучиться она не хочет, ей некуда идти, любимый человек оказался таким же слабым и зависимым, как и ее муж. Все предали ее. Самоубийство церковь считает страшным грехом, но для Катерины это акт отчаяния. Лучше оказаться в аду, чем жить в "темном царстве". Героиня не может причинить никому вреда, поэтому она решает сама уйти из жизни. Бросаясь с обрыва в Волгу, Катерина в последний миг думает не о своем грехе, а о любви, которая осветила ее жизнь великим счастьем. Последние слова Катерины обращены к Борису: "Друг мой! Радость моя! Прощай!" Можно только надеяться, что Бог окажется милосерднее к Катерине, чем люди.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; уже в твоих закладках.
> Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины Кабановой (по пьесе «Гроза» А. Н. Островского)
Дополнительные сочинения по данной теме

    В пьесе А. Н. Островского «Гроза» Катерину можно отнести к первому, а Варвару – ко второму типу. Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы. «Встану я, бывало, рано утром, лето, так схожу ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много» - рассказывает Катерина о своем детстве. Она постоянно тянется к красоте, сны ее наполнены чудесами. Катерина часто видит себя
    Начинается пьеса "Гроза" раздольной песней, которую поет Кулигин - человек, глубоко чувствующий красоту и умеющий выразить свои чувства: Среди долины ровныя,На гладкой высотеЦветет, растет высокий дубВ могучей красоте. Вряд ли автор случайно выбрал именно эту песню, стихи которой написаны в начале века. На ее фоне сильнее звучат темы, которые получат развитие в "Грозе": красота и уродства жизни, самодурство, возникающее на почве неограниченной власти, всевластие домостроя, протест против унижения человека, подмены нравственных
    Своеобразие "Грозы" состоит в том, что в ней далеко не все действующие лица связаны друг с другом в сюжетном отношении. Так, например, Дикой никакого видимого отношения к Катерине не имеет, подробные рассказы о его самодурстве по старым эстетическим нормам могли бы показаться липшими. Но и он, и другие внесюжетные персонажи (как Феклуша, например) были совершенно необходимы для драматурга, ибо они позволяли понять истоки и характер трагедии Катерины. В системе образов Катерина
    А уже коли очень мне здесь опостынет, Так не удержат меня никакой силой. А. Островский На фоне все еще грозного, но уже шаткого самодурства Островский показал самобытный, цельный, сильный, самоотверженный характер русской женщины, которая решительностью своего протеста явилась страшным вызовом "самодурной" Силе и предвещала наступление конца "темного царства". Добролюбов назвал Катерину, главную героиню драмы "Гроза", характером народным, национальным, "светлым лучом в темном царстве". Светлой, но глубоко страдающей предстает перед нами Катерина. Счастливым и безоблачным
    Старине приходит конец! А. Островский В основе драмы "Гроза" лежит протест Катерины против вековых традиций и старозаветного уклада жизни "темного царства". Автор показывает глубокую внутреннюю драму Катерины: страстный порыв к свободе и счастью сталкивается с ее собственными представлениями о нравственности, которые сложились под воздействием того же "темного царства", против которого она "восстала". Действие пьесы происходит в очень красивом месте на берегу Волги. Пейзаж создает определенный настрой, который позволяет по контрасту острее почувствовать душную
    Это произведение было напечатано в 1860 году, в период общественного подъема, когда начали рушиться крепостнические устои, и в душной, тревожной атмосфере действительно собиралась гроза. В русской литературе гроза издавна была олицетворением борьбы за свободу, и у Островского это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. В пьесе отразились впечатления от путешествия по Волге, которое автор предпринял в составе экспедиции, изучавшей быт жителей Поволжья. Н. А. Добролюбов, говоря о новаторстве Островского-драматурга, считал, что
    Где и когда происходит действие драмы "Гроза"? Какие явления русской жизни в ней отражены? Назовите главных действующих лиц пьесы. Кто кому противопоставлен? Речь идет о борьбе поколений "отцов" и "детей" или о противопоставлении психологии, взглядов, убеждений? Главные действующие лица пьесы противопоставлены в какой-то степени как люди разных поколений, "отцы" (Дикой, Кабаниха) и "дети" (Катерина, Варвара, Борис, Тихон). Но главное в другом: противопоставляется отношение к жизни, психология охранителей старины, боящихся всего нового,

В драме «Гроза» Островский создал очень сложный в психологическом отношении образ - образ Катерины Кабановой. Эта молодая женщина располагает зрителя своей огромной, чистой душой, детской искренностью и добротой. Но живет она в затхлой атмосфере «темного царства» купеческих нравов. Островскому удалось создать светлый и поэтичный образ русской женщины из народа. Основная сюжетная линия пьесы - это трагический конфликт живой, чувствующей души Катерины и мертвого уклада жизни «темного царства». Честная и трогательная Катерина оказалась бесправной жертвой жестоких порядков купеческой среды. Недаром Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве». Катерина не смирилась с деспотизмом и самодурством; доведенная до отчаяния, она бросает вызов «темному царству» и гибнет. Только так она может сохранить от грубого давления свой внутренний мир. По мнению критики, для Катерины «не смерть желанна, а жизнь невыносима. Жить для нее - значит быть самой собой. Не быть самой собой - значит для нее не жить».
Образ Катерины построен на народно-поэтической основе. Ее чистая душа слита с природой. Себя она представляет как птицу, образ которой в фольклоре тесно связан с понятием воли. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле». Катерине, попавшей в дом Кабановой, как в страшную тюрьму, часто вспоминается родительский дом, где к ней относились с любовью и пониманием. Разговаривая с Варварой, героиня спрашивает: «...Отчего люди не летают, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Катерина рвется на волю из клетки, где вынуждена оставаться до конца дней.
Высокие чувства, прилив радости и благоговения вызывала в ней религия. Красота и полнота души героини выражались в молитвах к Богу. «В солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало... ночью встану... да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колени, молюсь и плачу».
Свои мысли и чувства Катерина выражает поэтичным народным языком. Напевная речь героини окрашена любовью к миру, употребление множества уменьшительно-ласкательных форм характеризует ее душу. Она говорит «солнышко», «водица», «могилушка», часто прибегает к повторам, как в песнях: «на тройке на хорошей», «и люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны». Пытаясь выплеснуть кипящие в ней чувства, Катерина восклицает: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!»
Трагедия Катерины в том, что она не умеет и не хочет лгать. А в «темном царстве» ложь - основа жизни и взаимоотношений. Борис говорит ей: «Никто не узнает про нашу любовь...», на что Катерина отвечает: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» В этих словах проявляется мужественная, цельная натура этой женщины, рискующей бросить вызов обывательской морали, в одиночку противостоять обществу.
Но, полюбив Бориса, Катерина вступает в борьбу с собой, со своими убеждениями. Она, замужняя женщина, чувствует себя великой грешницей. Ее вера в Бога - это не ханжество Кабанихи, которая прикрывает Богом свою злобу и человеконенавистничество. Осознание собственной греховности, муки совести преследуют Катерину. Она жалуется Варе: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?» Катерина не задумывается над тем, что это над ней совершили насилие, отдав замуж за нелюбимого. Ее муж, Тихон, рад уехать из дому и не хочет защитить жену от свекрови. Сердце подсказывает ей, что ее любовь - величайшее счастье, в котором нет ничего плохого, но мораль общества и церкви не прощает свободного проявления чувств. Катерина бьется среди неразрешимых вопросов.
Напряжение в пьесе нарастает, Катерина страшится грозы, слышит страшные пророчества сумасшедшей барыни, видит на стене картину, изображающую страшный суд. В помрачении рассудка она кается в своем грехе. Покаяние от чистого сердца по религиозным законам обязательно требует прощения. Но люди забыли доброго, прощающего и любящего Бога, у них остался Бог карающий и наказывающий. Катерина не получает прощения. Жить и мучиться она не хочет, ей некуда идти, любимый человек оказался таким же слабым и зависимым, как и ее муж. Все предали ее. Самоубийство церковь считает страшным грехом, но для Катерины это акт отчаяния. Лучше оказаться в аду, чем жить в «темном царстве». Героиня не может причинить никому вреда, поэтому она решает сама уйти из жизни. Бросаясь с обрыва в Волгу, Катерина в последний миг думает не о своем грехе, а о любви, которая осветила ее жизнь великим счастьем. Последние слова Катерины обращены к Борису: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Можно только надеяться, что Бог окажется милосерднее к Катерине, чем люди.

ОБРАЗ КАТЕРИНЫ

(ПО ПЬЕСЕ А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»)

«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского…»
– писал Н.А.Добролюбов в своей статье «Луч света в темном царстве», и
он бы прав. А.Н.Островский, как очень чуткий драматург, сумел с
необыкновенной четкостью раскрыть конфликт самодурства с безгласностью и
показать, насколько близок конец торжества ложных положений. Катерина,
главная героиня пьесы «Гроза», сильно отличается от остальных
действующих лиц драмы. По мнению Н.А.Добролюбова, «…характер Катерины
соответствует новой фазе нашей народной жизни, он давно требовал своего
осуществления в литературе…», в ней «…сознание правды и права, здравый
смысл…». В ее образе «решительный цельный русский характер». Катерина –
это воплощение всей живой русской натуры, в ее протесте – «…самый
сильный протест, который поднимается их груди самых слабых и
терпеливых». На ее примере А.Н.Островский показывает тяжелое положение
женщины в обществе девятнадцатого века. В то время представительницы
слабого пола не имели никакого права высказывать свои мысли свободно,
открыто выражать протест против такого к себе отношения. Все, что есть
на душе, нужно было держать при себе или заслужить всеобщее неодобрение
и постоянные, пусть даже и немые, упреки.

В такие условия попала и Катерина, выйдя замуж за Тихона Кабанова. Но
она не отступила, не сдалась. Почему? Потому что не таков был ее
характер, сформировавшийся задолго до замужества. Катерина-девушка и
Катерина-замужняя женщина отличаются, хотя это все одна и та же
свободолюбивая, открытая, независимая натура.

До замужества жизнь Катерины была похожа на жизнь вольной птички: «Я
жила, ни об чем не тужила…» – говорит она. Условия, в которых
воспитывалась Катерина, и сделали ее характер таким своеобразным, полным
жизненной силы, а ее натуру – удивительно целостной и многосторонней.

Юность Катерины – это утро природы, торжественная красота солнечного
восхода, светлые надежды и радостные молитвы. Она поэтична, постоянно
сравнивает себя то с птицей, то с бабочкой, мечтает улететь от земных
забот вместе с ангелами, ей постоянно снятся чудесные сны. Религиозность
Катерины вбирает в себя всю красоту природы: и ширь волги, и росистые
травы на цветущих заволжских лугах, и порхание бабочек с цветка на
цветок. Радость жизни переживает Катерина в храме. «Точно, бывало, в рай
войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба
кончится», - вспоминает она. А как она молится! «Какая у ней на лице
улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».

Вольнолюбивость Катерины, ее независимость и решительность начали
проявляться рано. Доказательством этому – рассказ Варваре о случае
детства: «Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не
больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру,
уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от
берега. На другое утро уж нашли верст за десять!» Но этот поступок
Катерины вполне соответствует ее душе, душе русского человека. В этом
вольнолюбивом порыве – уход от неправды и зла в страну света и добра,
попытка найти защиту у великой Волги-матушки.

Мечтательность, религиозность, доброта и свободолюбие – вот особенности
характера незамужней Катерины. Но вот она вышла замуж. Как же она
изменилась?

Попав в семью Кабановых, настоящее «темное царство», Катерина «завяла
совсем», но осталась прежней ее непокорная душа. Все, вроде бы, осталось
то же, но «…как будто из-под неволи…» Не снятся больше Катерине
прекрасные сны, какие снились в девичестве, не испытывает она такого
безграничного счастья, входя в храм. Куда бы она ни пошла, что бы ни
сделала, всегда она чувствует над собой неусыпно следящий за ней, ничего
не упускающий взгляд Кабанихи. «Такая ли я была!» – вздыхает Катерина, с
грустью вспоминая беспечные дни своего девичества. Но она не сдается,
не соглашается подавить в себе неугодные Кабанихе мысли. Сначала
протест ее звучит лишь в разговорах, в ее ответах свекрови: «За что же
ты меня обижаешь?», «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!» Но уже
теперь ясно, что долго так продолжаться не может. И, действительно,
вскоре протест Катерины перерастает в открытое столкновение с
представителями «темного царства» и их «домостроем». В этом царстве, где
вянет и иссыхает все живое, героиню одолевает тоска по утраченной
гармонии. Полюбив Бориса, она, пусть даже и неосознанно, доказало, что
ее нельзя запереть, нельзя запретить что-либо сделать. Ее любовь сродни
желанию поднять руки и полететь. Она пыталась обратить это чувство на
своего муха Тихона, но он оттолкнул ее, не понимая испытываемых ею
страданий. Особенно ясно это видно в сцене их прощания. «Ну, бери меня с
собой, бери!» – просит Катерина. «Куда как весело с тобой ехать! Вы меня
уж заездили здесь совсем. Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще
навязываешься со мной», отвечает Тихон. К Борису влечет Катерину
потребность любви, оскорбленное чувство жены и женщины, смертельная
тоска ее однообразной жизни, наконец. Но Борис не пара Катерине – судьба
свела друг с другом людей, несоизмеримых по глубине нравственной
чуткости. Борис живет лишь нынешним днем и не задумывается о
последствиях своих поступков. Уже после того, как их с Катериной любовь
перестала быть тайной, ему и в голову не приходит как-то помочь
Катерине, хотя бы увезти ее с собой. «Кто ж это знал, что нам за любовь
нашу так мучиться с тобой!» – говорит он, забывая о том, что о расплате
за эту любовь говорил ему и Кудряш, и сама Катерина, которая даже при
прощании с Борисом не думает о себе, а только просит у него прощения за
причиненные ему тревоги. Поразителен контраст полноты свободной любви
Катерины и душевной дряблости Бориса.

Но какова же причина, побудившая Катерину прилюдно признаться мужу в
совершенном грехе? Боялась ли она грозы также, как и другие жители
Калинова, вследствие суеверия? Нет, подлинный источник ее покаяния в ее
чуткой совестливости. Она боится не самой грозы. Умереть неприкаянной,
предстать перед Богом со всеми своими грехами – вот что пугает ее. Страх
Катерины – это внутренний голос ее совести. Она не смогла бы жить с
таким грехом, притворяясь добропорядочной и верной женой.

Но и после покаяния Катерина не успокаивается. Она знает, что жизнь ее
станет теперь ужасней прежней: «Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо!
И люди мне противны, и дом противен, и стены противны!» Она не может
покориться бездушной Кабанихе и другим жителям «темного царства» – не
таков ее характер. Единственным выходом для нее остается смерть. Но
Катерина умирает нравственно очищенной, пройдя через грозовые испытания,
она покидает этот мир спокойной. Ее смерть – это последняя вспышка
одухотворенной любви к Божьему миру.

Так была ли Катерина «лучом света в темном царстве», как назвал ее
Н.А.Добролюбов? Нет, она была свечой, согревающей окружающих ее людей
ровным живым светом. Это не свет луча, холодный, беспощадный, никогда не
гаснущий – это именно свеча, которую затушили своим дыханием
потянувшиеся к ней со всех сторон жители «темного царства».

Так зачем же А.Н.Островский ввел в пьесу образ Катерины? Я думаю, на
примере этой героини он хотел показать, что решительный протест народа,
воплощением которого стала Катерина, неизбежен. Пока еще мало таких, как
она, у них нет поддержки, их не понимают. Но со временем этих людей
будет больше, их будет большинство, и они победят «темное царства».
Продолжив дело Катерины, они доведут его до конца. И вместо «темного
царства» будет «светлое царство», где все люди будут добрыми,
чистосердечными и отзывчивыми – словом, такими, какой была Катерина.

Я восхищаюсь чистотой Катерины, незаурядностью ее характера,
свободолюбием, добротой, мечтательностью – всеми присущими ей
качествами. Остается только пожалеть о том, что даже в нашем современном
обществе редко встречаются такие целостные натуры, такие «свечи», как
Катерина. Удивительно, но пьеса А.Н.Островского «Гроза» и сегодня,
спустя почти полтора века, все также актуальна, как и в момент ее
написания.

Пьеса Островского «Гроза» была написана за год до отмены крепостного права, в 1859 году. Это произведение выделяется среди остальных пьес драматурга благодаря характеру главной героини. В «Грозе» Катерина выступает основным персонажем через которого показан конфликт пьесы. Катерина не похожа на других жителей Калинова, её отличает особенное восприятие жизни, сила характера и чувство собственного достоинства. Образ Катерины из пьесы «Гроза» складывается благодаря совокупности многих факторов. Например, слов, мыслей, окружения, поступков.

Детство

Кате около 19 лет, её рано выдали замуж. Из монолога Катерины в первом действии мы узнаём о детстве Кати. Маменька в ней «души не чаяла». Вместе с родителями девочка ходила в церковь, гуляла, а после занималась какой-нибудь работой. Обо всём этом Катерина Кабанова вспоминает со светлой грустью. Интересна фраза Варвары о том, что «у нас то же самое». Вот только теперь у Кати нет ощущения лёгкости, теперь «всё делается по принуждению». По сути жизнь до замужества практически не отличалась от жизни после: те же действия, те же события. Но теперь Катя относится ко всему иначе. Тогда она чувствовала поддержку, чувствовала себя живой, ей снились удивительные сны о полётах. «И сейчас снятся», да только намного реже. До замужества Катерина ощущала движение жизни, присутствие неких высших сил в этом мире, она была набожной: «страсть как любила в церковь ходить!» С самого раннего детства у Катерины было всё, что ей нужно: любовь матери и свобода. Теперь же, волею обстоятельств, она оторвана от родного человека и лишена свободы.

Окружение

Катерина живёт в одном доме с мужем, сестрой мужа и свекровью. Одно это обстоятельство уже не способствует счастливой семейной жизни. Однако положение ухудшает тот факт, что Кабаниха, свекровь Кати, жестокий и алчный человек. Алчность тут стоит понимать как страстное, граничащее с сумасшествием, желание чего-либо. Кабаниха желает подчинить всех и всё своей воле. Один опыт с Тихоном у неё прошёл удачно, следующая жертва - Катерина. Несмотря на то что Марфа Игнатьевна ждала свадьбы своего сына, невесткой она недовольна. Кабаниха не ожидала, что Катерина будет настолько сильна характером, что сможет безмолвно противостоять её влиянию. Старуха понимает, что Катя может настроить Тихона против матери, она боится этого, поэтому всячески пытается сломить Катю, чтобы избежать подобного развития событий. Кабаниха говорит, что жена давно стала Тихону милее матери.

«Кабаниха: Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.
Кабанов: Да нет, маменька! Что вы, помилуйте!
Катерина: Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
Кабанова: Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь?

Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.
Катерина: Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю»

Ответ Катерины достаточно интересен по нескольким причинам. Она, в отличие от Тихона, обращается к Марфе Игнатьевне на ты, как бы ставя себя вровень с ней. Катя обращает внимание Кабанихи на то, что не притворствует и не пытается показаться той, кем не является. Несмотря на то что Катя выполняет унизительную просьбу стать перед Тихоном на колени, это не говорит о её смирении. Катерину оскорбляют ложные слова: «напраслину-то терпеть кому приятно?» - таким ответом Катя не только защищает себя, но и упрекает Кабаниху во лжи и злословии.

Муж Катерины в «Грозе» представляется серым человеком. Тихон похож на великовозрастного ребёнка, который устал от опеки матери, но при этом не пытается изменить ситуацию, а лишь жалуется на жизнь. Даже его сестра, Варвара, попрекает Тихона тем, что тот не может оградить Катю от нападок Марфы Игнатьевны. Варвара единственный человек, который хоть немного интересуется Катей, но всё же и она склоняет девушку к тому, что ей придётся врать и извиваться, чтобы выжить в этой семье.

Отношения с Борисом

В «Грозе» образ Катерины раскрывается и через любовную линию. Борис приехал из Москвы по делам, которые касаются получения наследства. Чувства к Кате вспыхивают внезапно, как и ответные чувства девушки. Это любовь с первого взгляда. Бориса беспокоит то, что Катя замужем, однако он продолжает искать встреч с ней. Катя же, осознавая свои чувства, пытается отказаться от них. Измена противоречит законам христианской морали и общества. Варвара помогает влюблённым встретиться. Целых десять дней Катя тайно встречается с Борисом (пока Тихон был в отъезде). Узнав о приезде Тихона, Борис отказывается от встреч с Катей, он просит Варвару уговорить Катю молчать об их тайных свиданиях. Вот только Катерина не такой человек: ей нужно быть честной перед другими и самой собой. Она боится божьей кары за свой грех, поэтому расценивает разбушевавшуюся грозу как знак свыше и рассказывает об измене. После этого Катя решает поговорить с Борисом. Оказывается тот собирается уезжать в Сибирь на несколько дней, но не может взять девушку с собой. Очевидно, что Борису на самом деле не нужна Катя, что он не любил её. Но и Катя не любила Бориса. Точнее, она любила, но не Бориса. В «Грозе» Островский образ Катерины наделил свойством видеть во всём хорошее, наделил девушку удивительно сильным воображением. Катя додумала образ Бориса, она видела в нём одну из его черт - непринятие действительности Калинова - и сделала её основной, отказываясь видеть другие стороны. Ведь Борис приехал просить денег у Дикого, так же, как это делали другие калиновцы. Борис был для Кати человеком из другого мира, из мира свободы, той, о которой мечтала девушка. Поэтому и сам Борис становится неким воплощением свободы для Кати. Она влюбляется не в него, а в свои представления о нём.

Драма «Гроза» завершается трагически. Катя бросается в Волгу, осознав, что не сможет жить в таком мире. А другого мира не существует. Девушка, вопреки своей религиозности, совершает один из самых страшных грехов христианской парадигмы. Чтобы решиться на такой поступок нужна огромная сила воли. К сожалению, другого выбора в тех обстоятельствах у девушки не было. Удивительно, но Катя сохраняет внутреннюю чистоту даже совершив самоубийство.

Подробное раскрытие образа главной героини и описание её отношений с другими действующими лицами пьесы пригодится 10 классам при подготовке к сочинению на тему «Образ Катерины в пьесе «Гроза»».

Тест по произведению