Образ татьяны лариной

Где весь роман просто пронизан темой любви. Эта тема близка каждому, поэтому и произведение читается с легкостью и удовольствием. Знакомит же работа Пушкина с такими героями, как Евгений Онегин и Татьяна Ларина. Именно их история любви показана читателям и мы с удовольствием следим за этими сложными отношениями. Но сегодня давайте поговорим не о любви героев, а дадим краткую характеристику этой замечательной девушке, главной героини, которую автор назвал Татьяной.

Татьяна Ларина — милая, добрая девушка из провинции, которая хоть и росла в достаточно просторном поместье, не зазналась и не имела чувства самодовольства. Татьяна очень привязана к няне, той самой женщине, которая рассказывала разные истории и сказки.

Чтобы дать полную характеристику Татьяне, давайте обратимся к тем цитатам, которые используются в романе. Они и раскроют нам образ девушки, что была влюблена в Онегина.

Татьяна Ларина характеристика героя с цитатами

Итак, Таня немного дикая, чаще печальная и молчаливая, нежели веселая. Старается быть вдали от общества людей, замкнута и предпочитает оставаться в одиночестве. Татьяне нравится пребывать на природе в лесу, где с деревьями она, как с друзьями, любит беседовать. Если и дальше говорить о Лариной и характеризовать ее образ, то стоит сказать что Татьяна девушка с истинно русской натурой. У нее русская душа, она любит русскую зиму, хотя при этом, как и многие представители дворянского сословия, Татьяна плохо знает русский, но хорошо владеет французским языком. Она верит в гадания и предания, ее тревожат приметы.

В детстве девушка не играет, как остальные дети, в куклы и игры, зато она начитанная, образованная и умная. При этом ей очень нравится читать именно любовные романы, где герои постигают пламенную любовь. Вот как раз такого героя из своего романа увидела Татьяна в Онегине. Девушка влюбляется в Евгения и даже решается написать письмо. Но здесь мы не видим легкомысленности в поступке, напротив, мы видим простоту ее души и смелость девушки.

Как мы уже говорили, это милая девушка. Автор не дает ей образ красавицы, в котором нам показана ее сестра Ольга. Тем не менее Татьяна, со своей искренностью, добротой души, своими качествами намного интереснее своей сестры. Вот только Евгений сразу не смог по достоинству оценить Татьяну, ранив ее своим отказом.

Проходит время. Теперь мы видим Татьяну не робкой девушкой, а замужней женщиной, которая уже в сказки не верит, умеет себя вести в обществе, она держится величественно и недоступно. Вот здесь Татьяну и влюбляется, однако сама Татьяна, несмотря на все еще живущую в ней любовь к Онегину, остается верной мужу. Это говорит о ее благородстве и честности перед семьей.

июля 17 2014

Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою. А. Пушкин В своем непревзойденном Алл С о ч. Р У романе “Евгений Онегин” А. С. Пушкин сумел создать образы насколько типичные -4 для своего времени, настолько и своеобразные. В романе два главных - Евгений Онегин и Татьяна Ларина. Именно Татьяна стала “милым идеалом” Пушкина, именно с помощью ее убеждает нас, что человеку всегда доступно понимание возвышенных целей, всегда есть возможность подняться над бездуховной средой. Так кто же она, Татьяна Ларина?

Татьяна росла и воспитывалась в деревне, в традиционной семье провинциальных дворян: “Они хранили в жизни мирной привычки милой старины…” Русская природа, атмосфера народных традиций и обычаев, “преданья простонародной старины”, рассказы няни родили и укрепили в сердце девушки любовь, чувство близости к своему наро- Общение с природой, близкие доверительные отношения с няней научили Татьяну естественному проявлению чувств, и с самого первого мига знакомства с героиней мы зопадаем во власть обаяния и душевной красоты “девы лесов”. С детства Татьяна зачитывалась сентиментальными эоманами Ричардсона и Руссо, которые “ей заменяли все”. 1тение книг пробуждало мысль и развивало воображение впечатлительной и мечтательной девушки, однако не мог-ю заглушить в ней те черты личности, которые корнями ходили в народную почву.

Будучи маленькой девочкой, эна страшные рассказы няни предпочитала обычным детским забавам и играм. , печальна, молчалива, Как лань лесная, боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Живущая в своем мире искренности и чистоты чувств, Татьяна всегда была замкнута и одинока: “Я здесь одна, никто меня не понимает”, - однако эта погруженность в себя, задумчивость лишь обогащают ее внутренний мир, делают его более цельным.

Мечты и нерастраченные впустую душевные силы, образы прочитанных романов и бурная личная сестры Ольги подготовили нежное и искреннее сердце Татьяны к большой и красивЪй любви. Душа ждала… кого-нибудь, И дождалась…

Открылись очи; Она сказала: это он! Евгений Онегин выгодно отличался от окружения Та-’тьяны своей неординарностью, умом, образованностью, знанием света, поэтому все герои прочитанных девушкой романов …в единый облик облеклись, В одном Евгении слились. Татьяне чуждо притворство, поэтому письмо, которое она пишет Онегину, наполнено искренностью, непосредственностью, чистотой.

Это письмо просто и естественно вылилось из ее полюбившего сердца, хотя на самом деле подобное объяснение в любви бросило вызов пошленькому миру пустяковых, скотининых, буяновых. Доверяясь Онегину, Татьяна ожидала, что он поймет ее, оценит, полюбит, однако для Евгения время любви еще не настало, он отнесся к глубокому чувству девушки как к легкому увлечению. Но в то же время сумел оценить достоинства Татьяны и даже постарался предостеречь ее от дальнейших ошибок: Учитесь властвовать собою; Не всякий вас, как я, поймет; К беде неопытность ведет.

Отвергнутая любимым, Татьяна не только продолжает любить его, но и стремится понять его внутренний мир, стремления и надежды. Она посещает дом Онегина, читает его книги. Верная своим чувствам и принципам, Татьяна не изменяет клятве, данной Онегину: “Нет, никому на свете не отдала бы сердца я!” - даже когда волей обстоятельств выходит замуж за нелюбимого князя. Но Татьяна умеет |жертвовать собой, своим счастьем, поскольку видит свой Iнравственный долг в нерушимой супружеской верности, в Iсобственной внутренней чистоте. Она оказалась хорошей ученицей и научилась “властвовать собой”.

Став светской дамой, она, конечно же, не приобрела ни , ни притворства, ни жеманства, а осталась простой и естественной, милой сердцу автора Таней. Но, теперь уже княгиня, Татьяна умеет скрывать свои чувства, поскольку она прошла науку “высшего света” и не может уже безоглядно доверять людям: Княгиня смотрит на него… И что ей душу не смутило, Как сильно ни была она Удивлена, поражена, Но ей ничто не изменило: В ней сохранился тот же тон, Был так же тих ее поклон. Теперь между Онегиным и Татьяной лежит настоящая бездна, потому что они любят, но не понимают друг друга. Они не могут быть вместе, поскольку Татьяна замужем, а нравственная чистота, долг и честь для нее важнее личного - таково ее воспитание, принципы жизни.

Но я другому отдана, Я буду век ему верна. Пушкина заканчивается очень грустно, потому Что очень хочется, чтобы люди, по-настоящему близкие Друг другу, были счастливы. Но в трагичной концовке Ьболыые правды и знания жизни, которая далеко не всегда быстро и точно удовлетворяет наши желания. Наблюдение за судьбой и взаимоотношениями героев очищает нас, обогащает наши чувства и душу, поскольку в образе Евгения Онегина Пушкин отобразил хоть и типичного, но совсем не заурядного своего современника, а Татьяны Лариной на долгие десятилетия останется идеалом русской женщины.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” . Литературные сочинения!

Детство Татьяны. Воспитание. Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей; Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела, И часто целый день одна Сидела молча у окна


Татьяна не играла с другими детьми Не занималась рукоделием Не умела лгать и притворяться Татьяна – одухотворённая, романтическая натура Ее изнеженные пальцы Не знали игл; склонясь на пяльцы, Узором шелковым она Не оживляла полотна Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; Она в горелки не играла


Отец Татьяны, добрый малый, но в прошлом веке запоздалый, вел простой обывательский образ жизни, какой вели его родители и деды: в халате ел и пил; покойно жизнь его катилась; под вечер иногда сходилась соседей добрая семья, нецеремонные друзья, и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем. Он искренне любил жену, был снисходителен к ее капризам, никогда не читал книг, но не препятствовал увлечению дочери, в общем, был простой и добрый барин, необремененный интеллектом и образованием, и Ленский, полный искренней печалью, с теплотой вспоминает о нем. Мать Татьяны в юности испытала страстную любовь, но по старинному обычаю, не спросясь ее совета, девицу повезли к венцу. Она рвалась и. плакала сначала, но потом хозяйством занялась, привыкла и довольна стала. Ее образ жизни типичен для деревенской помещицы: Она езжала по работам, Сушила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам, Служанок била осердясь Все это мужа не спросясь. Это были милые, гостеприимные люди, вполне удовлетворенные своим положением, не пытающиеся осмыслить устройство мироздания, но искренне привязанные друг к другу, ценящие порядочность, простоту, доброту. Такие деревенские жители, как и прекрасные картины природы, привлекают поэта гармоничностью и свободой. Под обаяние природы и простоты человеческих отношений попадают и главные герои романа, но поэтичности, умения найти прекрасное в простом им не всегда хватает.








«…характер положительный – пушкинская Ольга Один – безусловное, пассивное выражение эпохи, тип, отливающийся, как воск, в готовую господствующую форму. Другой – с инстинктом самосознания, самобытности, самодеятельности. Оттого первый ясен, открыт, понятен сразу… Другой, напротив, своеобразен, ищет сам своего выражения и формы и оттого кажется капризным, таинственным, малоуловимым».


Как строфы объясняют читателю смелый поступок Татьяны – решение писать Онегину, открыть свою душу? Чем проникнуто письмо Татьяны? Как отнёсся Онегин к письму Татьяны?Татьяны


« Здесь не книга родила страсть, но страсть всё-таки не могла не проявиться немножко по-книжному. Зачем было воображать Онегина Вольмаром, Малек-Аделем, де- Линаром и Вертером?.. Затем, что для Татьяны не существовал настоящий Онегин,Онегин которого она не могла ни понимать, ни знать…»


Знакомя читателя с Татьяной Лариной во второй главе романа (строфы XX-XXIX), Пушкин очень подробно характеризует ту бытовую и духовную культуру, на почве которой взросла героиня, рассказывает, как прошло её детство. Поместный, деревенский быт вполне патриархален. В нём сохранились «привычки милой старины» и стародавние обычаи. Это русская культура. На её фоне вырисовывается необычная натура Татьяны, её исключительность, её «нетипичность», те черты, которые составляли индивидуальность её «необщего лица»:

Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью её румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
При всей естественности, «природности», детской чистоте Татьяны-девочки и Татьяны-девушки, при всех общих чертах с другими детьми пушкинская героиня уже в детстве отличалась необычностью характера и поведения:
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей …
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.

Итак, интимное общение с природой, молчаливость, задумчивость, мечтательность, сдержанность чувств, свидетельствующие о глубокой натуре, об интеллектуальной сосредоточенности, о погружении в свой внутренний мир — такова пушкинская обрисовка Татьяны, которой не нужен пёстрый и ослепительный внешний быт. Её привлекает простая обстановка, скромный сельский досуг. Ей не скучно наедине с собой: достаточное удовлетворение и развлечение дают пленяющие воображение страшные рассказы.

В девичестве характер Татьяны при всех его индивидуальных особенностях складывался под воздействием русского быта, русской патриархальной культуры и европейской книжности, недооценивать которую тоже нельзя. И хотя Татьяна резко отличалась от своих сверстниц, есть законы природы, одинаковые для всех. Наступает время, когда девушка задумывается о своей судьбе, о своём суженом. Так и Татьяна, однажды увидев Онегина,

С неизъяснимою отрадой
Невольно думала о том;
И в сердце дума заронилась;
Пора пришла, она влюбилась.
Так в землю падшее зерно
Весны огнём оживлено.
Давно её воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала кого-нибудь,
И дождалась Открылись очи;
Она сказала: это он!
Увы! теперь и дни и ночи,
И жаркий одинокий сон,
Всё полно им; всё деве милой
Без умолку волшебной силой
Твердит о нём.

И тут Пушкин снова погружает нас в круг чтения девушки, давая понять, какие же книги читала Татьяна Ларина и которые наполняли её духовный мир в пору влюблённости. Их набор традиционен и очень интересен тем, что они, во-первых, к тому времени, когда писался роман «Евгений Онегин», изрядно устарели — все они принадлежали к сентиментализму (Ричардсон, Руссо, Вертер, Грандисон) XVIII века, за исключением романов баронессы Юлии Крюднер «Валерия, или Письма Густава де Линара к Эрнесту де Г.» (1803) и Софи Коттен «Матильда, или Крестовые походы» (1805), но и те по духу своему должны быть отнесены к предшествующему веку — и, во-вторых, среди героев названы только положительные лица. Через книги Пушкин проникает в душу Татьяны, приоткрывая для нас чистоту, свежесть чувств, наивность, объясняемую малым жизненным опытом и исключительной доверчивостью благородного сердца, ещё не встречавшегося с земным злом, не знавшего ни несчастий, ни страданий.

Образ Татьяны Лариной. В своем непревзойденном романе “Евгений Онегин” А. С. Пушкин сумел создать образы насколько типичные для своего времени, настолько и своеобразные. В романе два главных героя - Евгений Онегин и Татьяна Ларина.

Именно Татьяна стала “милым идеалом” Пушкина, именно с помощью ее образа поэт убеждает нас, что человеку всегда доступно понимание возвышенных целей, всегда есть возможность подняться над бездуховной средой.
Так кто же она, Татьяна Ларина?
Татьяна росла и воспитывалась в деревне, в традиционной семье провинциальных дворян: “Они хранили в жизни мирной привычки милой старины…” Русская природа, атмосфера народных традиций и обычаев, “преданья простонародной старины”, рассказы няни родили и укрепили в сердце девушки любовь, чувство близости к своему народу. Общение с природой, близкие доверительные отношения с няней научили Татьяну естественному проявлению чувств, и с самого первого мига знакомства с героиней мы попадаем во власть обаяния и душевной красоты “девы лесов”.
С детства Татьяна зачитывалась сентиментальными романами Ричардсона и Руссо, которые “ей заменяли все”.
Чтение книг пробуждало мысль и развивало воображение впечатлительной и мечтательной девушки, однако не могло заглушить в ней те черты личности, которые корнями уходили в народную почву. Будучи маленькой девочкой, она страшные рассказы няни предпочитала обычным детским забавам и играм.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
ч Казалась девочкой чужой.
Живущая в своем мире искренности и чистоты чувств, Татьяна всегда была замкнута и одинока: “Я здесь одна, никто меня не понимает”, - однако эта погруженность в себя, задумчивость лишь обогащают ее внутренний мир, делают его более цельным.
Мечты и нерастраченные впустую душевные силы, образы прочитанных романов и бурная личная жизнь сестры Ольги подготовили нежное и искреннее сердце Татьяны к большой и красивой любви.
Душа ждала… кого-нибудь,
И дождалась… Открылись очи;
Она сказала: это он!
Евгений Онегин выгодно отличался от окружения Татьяны своей неординарностью, умом, образованностью, знанием света, поэтому все герои прочитанных девушкой романов
…в единый облик облеклись,
В одном Евгении слились.
Татьяне чуждо притворство, поэтому письмо, которое она пишет Онегину, наполнено искренностью, непосредственностью, чистотой. Это письмо просто и естественно вылилось из ее полюбившего сердца, хотя на самом деле подобное объяснение в любви бросило вызов пошленькому миру Пустяковых, Скотининых, Буяновых. Доверяясь Онегину, Татьяна ожидала, что он поймет ее, оценит, полюбит, однако для Евгения время любви еще не настало, он отнесся к глубокому чувству девушки как к легкому увлечению. Но в то же время сумел оценить достоинства Татьяны и даже постарался предостеречь ее от дальнейших ошибок:
Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет.
Отвергнутая любимым, Татьяна не только продолжает любить его, но и стремится понять его внутренний мир, стремления и надежды. Она посещает дом Онегина, читает его книги.
Верная своим чувствам и принципам, Татьяна не изменяет клятве, данной Онегину: “Нет, никому на свете не отдала бы сердца я!” - даже когда волей обстоятельств выходит замуж за нелюбимого князя. Но Татьяна умеет жертвовать собой, своим счастьем, поскольку видит свой нравственный долг в нерушимой супружеской верности, в собственной внутренней чистоте. Она оказалась хорошей ученицей и научилась “властвовать собой”. Став светской дамой, она конечно же, не приобрела ни пошлости, ни притворства, ни жеманства, а осталась простой и естественной, милой сердцу автора Таней. Но, теперь уже княгиня, Татьяна умеет скрывать свои чувства, поскольку она прошла науку “высшего света” и не может уже безоглядно доверять людям:
Княгиня смотрит на него…
И что ей душу не смутило,
Как сильно ни была она
Удивлена, поражена,
Но ей ничто не изменило:
В ней сохранился тот же тон.
Был так же тих ее поклон.
Теперь между Онегиным и Татьяной лежит настоящая бездна, потому что они любят, но не понимают друг друга. Они не могут быть вместе, поскольку Татьяна замужем, а нравственная чистота, долг и честь для нее важнее личного счастья - таково ее воспитание, принципы жизни.
Но я другому отдана,
Я буду век ему верна.
Роман Пушкина заканчивается очень грустно, потому что очень хочется, чтобы люди, по-настоящему близкие друг другу, были счастливы. Но в трагичной концовке больше правды и знания жизни, которая далеко не всегда быстро и точно удовлетворяет наши желания. Наблюдение за судьбой и взаимоотношениями героев очищает нас, обогащает наши чувства и душу, поскольку в образе Евгения Онегина Пушкин отобразил хоть и типичного, но совсем не заурядного своего современника, а образ Татьяны Лариной на долгие десятилетия останется идеалом русской женщины.