Врубель михаил александрович. ​Какую пушкинскую героиню изобразил на картине Михаил Врубель (варианты)

Немногие знают Врубеля как разностороннего художника, проявившего мастерство в разных жанрах изобразительного искусства. Его жизнь была короткой, но сложной и плодотворной. Он изучал работы старых мастеров, разрабатывал свои приемы работы, экспериментировал, стремясь к красоте и совершенству. Это был гений, создавший новую веху в искусстве России. Он шел впереди времени как живописец, скульптор, декоратор, архитектор, реставратор, исследователь, экспериментатор…

Благодаря его талантам и упорному труду многие виды искусства перешли на новую ступень развития.

Знакомство с фантастическими и сказочными картинами гениального художника нужно начинать с младшего школьного возраста. Однако постигать искусство мастера нужно постепенно, так как большая часть его творений доступна для понимания детей старшего возраста.

При знакомстве с творчеством Врубеля педагогам и родителям важно обращать внимание детей на его гениальную разносторонность (графические, скульптурные, реставрационные работы, архитектурные проекты…)

Обратите внимание!!!

Благодаря этой хитрости Ваш компьютер после каждой перезагрузки будет в идеальном состоянии. Если компьютер настроен в соответствии с нашими рекомендациями, что бы не произошло с вашей операционной системой и файлами, его достаточно перезагрузить и он снова будет работать, как и раньше.

Биография

Художник родился в 1856 году в Омске, в семье старшего штабного адъютанта А. М. Врубеля.В 1859 году от чахотки умирает мать Анна Григорьевна. В 1863 году А. М. Врубель женился на актрисе Е. Х. Вессель, которая посвятила себя мужу и детям. Семья Врубеля находилась в постоянных переездах по месту службы отца. В 5 лет Михаил начал рисовать. В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии). На следующий год Врубели переехали в Саратов и Михаилу наняли учителя рисования из Саратовской гимназии А. С. Година. Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика. После осмотра Врубель воспроизвел фреску во всех ее типичных деталях.

В десятилетнем возрасте он увлекся театром и музыкой.

В 1870 году по новому назначению отца семья переехала в Одессу. Михаила зачислили в Ришельевскую гимназию. Он преуспевал в литературе,в истории, в естествоведении, в иностранных языках.

В письме сестре Анне Михаил жаловался на то, что собирался на каникулах прочесть «Фауста» и пройти по учебнику 50 уроков английского, но вместо этого писал маслом копию картины Айвазовского «Закат на море».

После успешного окончания гимназии (получения золотой медали), Врубель поступает в Петербургский университет. В годы учебы в университете он писал иллюстрации к классическим и современным литературным произведениям. Сохранилась графическая работа того времени — «Свидание Анны Карениной с сыном».

В 1880 году Врубель, не окончив университета, отбывает недолгую воинскую повинность и становится вольнослушателем Академии художеств.

С 1880 по 1884 год он одновременно занимается в мастерской П. П. Чистякова, где учились , В. Д. Поленов, В. И. Суриков, И. Е. Репин, В. А. Серов. Здесь художник работает без устали, изучает законы искусства старых мастеров. Среди академистов он слыл мастером акварели и потрясающим композитором массовых сцен. В этот ранний период творчества Врубель создает правдивые портреты, в которых точно передается душевное состояние человека.

Весной 1883 году композиция Врубеля «Обручение Марии с Иосифом» была удостоена серебряной медали Академии. Осенью 1883 года профессор А. В. Прахов приглашает Врубеля по рекомендации П. П. Чистякова в Киев для реставрации Кирилловской церкви. За 5 лет (с 1884 по 1889) художник выполнил грандиозный объем работ: роспись Кирилловской церкви, прорисовка 150 реставрационных фигур и реставрация купола Софийского собора. Он не только восстанавливал фрески, но и создавал новые произведения взамен утраченных.

Вот что пишет известный искусствовед Н. А. Дмитриева об этом важнейшем этапе художественной биографии Рубеля:

Такое «соавторство» с мастерами XII века было неведомо никому из больших художников XIX века. Шли только 1880-е годы, только начинались первые поиски национальной старины, которая никого ещё, кроме специалистов, не интересовала, да и специалистов занимала с точки зрения более исторической, чем художественной. <…> Врубель в Киеве первым перекидывал мост от археологических изысканий и реставраций к живому современному творчеству. При этом не помышлял о стилизации. Он просто чувствовал себя соучастником истового труда старинных мастеров и старался быть их достойным.

В 1889 году Врубель переезжает в Москву, где ему заказывают декоративные панно. Появляются панно «Венеция», «Испания», «Принцесса Греза», «Микула Селянинович»…

В Москве он работает в одной мастерской вместе с К. Коровиным и В. Серовым, помогает С. И. Мамонтову в создании художественного кружка. В 1890-е годы художник обращается к теме Демона и зла.

С 1890 года Врубель работает в театре, создает декорации для частной оперы С. И. Мамонтова.

В 1891 году М. А. Врубель совершает поездку по Европе, посещает Италию, Францию, Германию (1892), Грецию и Константинополь. В эти годы художник пишет станковые картины, акварели, декоративные панно для Московских особняков, иллюстрации к произведениям М. Ю. Лермонтова. Именно Лермонтовские иллюстрации являются вершиной графического мастерства Врубеля.

В начале 1896 года художник приехал из Москвы в Петербург на русскую премьеру оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Врубелю были заказаны декорации и костюмы для постановки оперы. На одной из репетиций Михаил Александрович услышал великолепный голос Надежды Ивановны Забелы, исполнявшей роль Гретель. В тот же день художник сделал ей предложение. Свадьба состоялась в Швейцарии.

С осени 1896 года Н. И. Забела ангажировала в Харьковской опере, а у Михаила Александровича в то время не было заказов, и он увлекся театральной живописью и дизайном костюмов. Врубель с детства любил музыку, театр. Оперу «Садко», где партию царевны Волховы пела Н. И. Забела, он прослушал 90 раз. Свой интерес к музыке он объяснял жене так:

«Я могу без конца слушать оркестр, в особенности море. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона».

В 1896-1898 годы Врубель обратился к сказочно-мифологическим сюжетам. К самым известным картинам этого периода относятся «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь».

С 1899 по 1900 г. Врубель руководит Абрамцевской майоликовой мастерской.

Врубель выполняет заказы на печные композиции, создает майоликовую часовню над могилой А. Мамонтова, разрабатывает проект пристройки к дому Мамонтовых в «римско-византийском стиле». Искусствовед Н. А. Дмитриева восхищается разносторонностью художника:

«Врубель… оказался незаменим, так как действительно мог с лёгкостью делать всё, только не сочинял текстов. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Скульптура, мозаика, витраж, майолика, архитектурные маски, архитектурные проекты, театральные декорации, костюмы - везде он оказывался в своей стихии. Как из рога изобилия лились декоративно-изобразительные мотивы - птицы-сирины, русалки, морские дивы, рыцари, эльфы, цветы, стрекозы, и все делалось „стильно“, с пониманием особенностей материала и окружения. Вот в это-то время, в поисках „чисто и стильно прекрасного“, одновременно прилагающего дорогу в бытовой обиход, а тем самым - к сердцу публики, Врубель и становился одним из творцов русского модерна - того „нового стиля“, который наслаивался на неорусский романтизм мамонтовского кружка, частично из него вырастая».

Именно Абрамцевская гончарня сыграла важнейшую роль в возрождении искусства майолики в России. Керамика дала возможность Врубелю свободно экспериментировать с пластическими и живописными возможностями материала, а отсутствие ремесленной выучки с её шаблонами позволяло свободно реализовать фантазии.

Это интересно

Декоративные работы Врубеля соединяли живопись с архитектурой, скульптурой и прикладным искусством. В этом была универсальность талантов художника.

Самой значимой его скульптурной работой является «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова.

О скульптурах Врубеля художник А. Матвеев писал: «без Врубеля не было бы никакого Коненкова…».

В архитектурной литературе подчёркивается выдающаяся роль Врубеля в формировании художественного облика произведений московского модерна. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (дом Васнецова, Ярославский вокзал, особняк Якунчиковой…).

На Всемирной Парижской выставке в 1900 году он получает медаль по отделу прикладного искусства за произведения, созданные в Абрамцевской гончарной мастерской.

В 1903-1906 годы у художника возникают серьезные психические проблемы со здоровьем. В 1906 году к душевной болезни добавилась слепота.

У Врубеля не было учеников и последователей. Он жил творчеством и работал не ради вознаграждения… К нему пришел успех тогда, когда он был безнадежно болен.

В. А. Врубель умер на 54 году жизни 14 апреля 1910 года. Над могилой Александр Блок произнес речь, в которой назвал художника «вестником иных миров»:

«Врубель пришел к нам как вестник, что в лиловую ночь вкраплено золото ясного вечера. Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».

Детям младшего и старшего школьного возраста можно предложить посмотреть видеоролик о жизни и творчестве Врубеля.

Знакомство с творчеством художника необходимо начинать с младшего школьного возраста. На примерах картин сказочно-былинного жанра родители прививают ребенку художественный вкус, формируют общую культуру.

«Пан» 1899

На картине представлен мифический герой Пан. Согласно античной легенде, козлоногий бог лесов и полей полюбивший прекрасную нимфу, бросается за ней в погоню. От страха нимфа превращается в тростник. Пан делает из этого тростника свирель и с тех пор наигрывает на ней нежную мелодию.

Картина Врубеля как бы передает содержание этой красивой сказки. Пан подобен лукавому лешему. Его вид совсем не вызывает страха. Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено. Загнутые черные рога на лысине, седые кудрявые волосы, длинная борода, белые брови и усы, козлиные ноги с шлейфом из пуха… Он подобен старому пню, заросшему мхом. Пан согнулся от старости и устал от жизни. Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной. Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья. Врубелю удалось воплотить в своем сказочном герое дух природы, сделать его ее неотъемлемой частью.

Расскажите ребенку древнегреческую историю о рождении первой флейты.

Однажды лесной бог Пан полюбил прекрасную нимфу Сирингу. Деве не нравился козлоногий бог с веселым нравом и страшным ликом. Она решила от него бежать, но Пан почти настиг ее, и Сиринга попросила реку спрятать ее. Река превратила прекрасную деву в тростник. Несчастный Пан от обиды срезал стебель тростника и смастерил из него многоствольную флейту. До сих пор в лесах Греции слышен печальный звук этой флейты, похожий на плач ребенка.

Обратите внимание ребенка на то, что в Греции флейта названа именем нимфы — Сирингой, в России этот музыкальный инструмент называется свирелью.

Познакомив сына (дочь) с судьбой героя античного мира, попросите ребенка описать картину.

«Царевна-Лебедь» 1900

Сюжет картины взят из произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

«…Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава…»

Перед нами сценический портрет Н. И. Забелы в роли Царевны-Лебедь в опере Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Роскошная корона, нанизанная жемчугом, блестит, словно серебряное кружево, на пальцах сверкают перстни, накидка, брошенная на плечи, окаймлена драгоценными камнями. Перламутровые переливы красок оживляют картину: царевна-лебедь слово плывет по сумрачному морю, бросая тревожный взгляд.

Долгое время картина вызывала споры - не все критики признавали её шедевром.

Искусствовед Н. А. Дмитриева охарактеризовала картину так:

«в ней звучит что-то тревожное, - недаром это была любимая картина Блока. В сгущающихся сумерках с багряной полосой заката царевна уплывает во тьму и только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный предостерегающий жест. Эта птица с ликом девы едва ли станет послушной женой Гвидона, и благополучия не обещает её грустный прощальный взор. Она не похожа на Надежду Ивановну Забелу - совсем другое лицо, хотя Забела и исполняла эту роль в „Сказке о царе Салтане“».

Прочитайте ребенку сказку А. С. Пушкина. Расскажите о том, что в древние времена у всех сказок были длинные названия. Попросите повторить название этой сказки («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне-Лебеди»).

Предложите сыну (дочери) рассмотреть картину «Царевна-Лебедь» и попросите найти ее описание в сказке А. С. Пушкина.

(Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты.
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась.)

Обратите внимание ребенка на то, что в картине показан момент превращения Царевны в Лебедя. (Правое крыло поднимается из морской жемчужной пены, левое покрывается оперением. Художнику удалось изобразить слияние образа Лебеди и Царевны. Здесь два существа. Рука Царевны, украшенная перстнями, походит на вытянутую лебединую шею, драгоценные камни перстней напоминают глаза лебедя.Происходит волшебство — Царевна, обернувшись к зрителю, превращается в Лебедя).

Предложите прослушать оперу «Сказка о царе Салтане». Помогите ребенку прочувствовать оживление картины под музыку Н. Римского-Корсакова. Это будет подтверждением большой любви художника к музыке и литературе.

«Богатырь» 1898-1899

Изначально картина называлась «Илья Муромец»

Герой былинного эпоса представлен на картине как воплощение русской богатырской силы. Илья Муромец напоминает каменную скалу. Его тяжелые доспехи сияют как драгоценные кристаллы. Он верой и правдой служит Отчизне. Вокруг богатыря растут маленькие сосны. Врубель выразил в своей картине слова былины:

«Чуть выше лесу стоячего, Чуть пониже облака ходячего».

Могучий конь как бы «врос» в землю, прислушиваясь к таинственным звукам леса. На землю опустилась ночь. Тревожно полыхает зарево заката. Илья Муромец олицетворяет собой лучшие черты защитников Земли Русской — непоколебимость, непобедимость и бесстрашие.

Расскажите ребенку о герое народных сказок и былин Илье Муромце. Согласно былинам, это был самый могучий и сильный русский богатырь. Он защищал землю русскую от врагов.

Попросите сына (дочь) рассказать о своих чувствах к защитнику Руси.

Интерес ребенка к былинному герою могут привлечь современные исследования. Исследователи считают, что Илья Муромец – не вымышленный герой, а историческая личность. Он победил Соловья разбойника, который промышлял по лесной дороге к Киеву и свистом извещал свою банду о нападении.

Детям будет интересно узнать историю о чуде, которое произошло в жизни Ильи Муромца.

Дед Ильи был язычником (не признавал христианство) и однажды он уничтожил икону, после чего на его род пало проклятие – мальчики рождались калеками. Илья Муромец 33 года находился в неподвижности, и вдруг неожиданно произошло исцеление. К нему в дом зашли нищие странники и попросили у него воды. Илья встал на ноги и подал воду старцам.

Этот случай для многих исследователей остается необъяснимой загадкой.

Следующие картины Врубеля сложные и необычные и начинать знакомство с ними нужно в среднем и старшем школьном возрасте.

Картина «Принцесса Греза»


Сюжет картины взят из драмы французского писателя Эдмона Ростана. Согласно легенде, трубадур Жоффруа Рюдель, очарованный рассказами видевших ее пилигримов, влюбляется в принцессу Мелиссинду и живет мечтой о встрече с ней… Перед смертью поэт отправляется в далекое плавание, чтобы наяву увидеть свою грезу. Рыцарь умирает счастливым, так как его мечта сбылась — он увидел свою прекрасную Мелиссинду.

Трубадур Рюдель показан в драме как рыцарь духа. Рыцарство Рюделя сродни одержимости высокой мечтой, стремлению к идеалу. Всегда считалось, что рыцарь должен быть воином, обладающим необыкновенной силой. Писатель Ростан представляет своего героя сильным духом, не телом. Рюдель обессилен, но его любовь жива и реальна.

М. Горький в одной из своих статей написал о пьесе Ростана:

«Эта пьеса - иллюстрация силы идеи и картина стремления к идеалу».

В России премьера пьесы «Принцесса Греза» состоялась в 1896 году. В том же году С. И. Мамонтов сделал заказ декоративных панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде. Врубель создает сказочные панно: «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза». Эти работы были отвергнуты Академией художеств и приобретены С. И. Мамонтовым. Вскоре Мамонтов выставляет панно в построенном для них новом павильоне. Высота полотна «Принцесса Греза» -7,5 метра, длина - 14 метров.

На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель, играющий на арфе. Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента. В безжизненном взгляде героя видна надежда на встречу с принцессой его Мечты, Мелисиндой. Мелисинда прилетает к нему как видение божественной Красоты в прозрачном жемчужно-розовом платье, с распушенными длинными волосами. Принцесса смотрит с небес на мечтающего Рюделя, держа в руке лилию, как знак чистой возвышенной любви. В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную.

Художник трактует сюжет легенды о любви в духе символизма. Для умирающего принца Рюделя жизнь на земле является временным пристанищем и встреча с Мелисиндой невозможна, но их сердца соединяются благодаря волшебной музыке любви.

  • Почему Рюдель отправился на поиски принцессы?
  • Что с ним случилось во время путешествия?
  • Как призывал Рюдель свою возлюбленную? (Он перебирал струны арфы, играя нежную музыку)
  • Каким образом явилась к нему Мелисинда? (Она прилетела к нему как видение).
  • Какой цветок держала в руке Греза? Что он означает?
  • Почему Рюделя назвали рыцарем?

Не забудьте сделать вывод: Врубель изобразил в картине свое представление о чистой и возвышенной любви. У этой истории любви нет счастливого продолжения. «Принцесса Греза» — сказка для взрослых, а такие сказки часто имеют печальный конец.

«Гадалка»1895

Картина была написана за один день. Этот остропсихологический сюжет заимствован художником из оперы «Кармен». Моделью картины была сибирская казачка, возлюбленная художника. Женщина сидит на фоне лилово-розового ковра, раскинув перед собой карты. Ее каменный взгляд отведен в сторону. Лицо непроницаемо. Гадалка узнала страшную тайну будущего художника в выпавшем тузе-пик. Ее горящие глаза предвосхищают печальную участь.

Познакомьте ребенка с биографией художника. Попросите его угадать, что предвещает в жизни и творчестве Врубеля взгляд гадалки. Задайте вопросы, касающиеся биографии художника:

  • Каким будет дальнейший жизненный путь Врубеля?
  • Что он предчувствует?
  • Верил ли художник предсказаниям?

Обратите внимание ребенка на фактуру картины. (Картина похожа на мозаику. Краски нанесены мастихином (ножом для соскабливания красок). Гадалка выступает из холста как скульптура).

«Демон сидящий» 1890

На горе сидит печальный великан среди тревожного мерцающего пространства. Вокруг него необыкновенная космическая красота: распускаются разноцветные цветы в виде огромных сияющих кристаллов.

Однако его колени согнуты, руки вывернуты, голова опущена, взгляд отречен. По щеке скатывается слеза скорби.

Вот что об этой картине Врубель писал своей сестре Анне 22. 05. 1890 года:

…Я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу ещё со временем, а «демоническое» - полуобнажённая, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами.

По мнению Врубеля,

«Демон значит «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находившего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе».

В этой картине Врубель показал мастерство монументалиста. Он пишет широкими мазками, которые, превратившись в цветовые пятна, напоминают мозаичные камни. Выбор красок (лиловые, синие, черные, серые…) соответствует душевному состоянию художника, подчеркивают его меланхолию.

Картина является своеобразным автопортретом Врубеля, обладающего уникальными способностями, но сомневающегося в истине и непризнанного. Это центральное произведение художника. Врубелевский герой сложен и символичен. В нем представлен особый демонизм с изображением всеобщего страдания людей, причастных к великой русской культуре XIX века.

Рассмотрите с ребенком героя картины и опишите его. Задайте несколько наводящих вопросов:

  • Каким представил художник своего героя?
  • Что чувствует Демон, сидя на вершине горы?
  • Какие краски использовал Врубель в картине: теплые или холодные?
  • Почему фигура Демона срезана сверху и снизу? (Таким образом, художник представил одиночество героя).

Объясните значение слов Врубеля «Демон – дух властный и величавый». Обратите внимание на то, что в Демоне нет дьявольских и злобных мыслей. Он будто вырубленная скульптура из драгоценного камня. В нем Врубель изобразил себя, свою душу, свои переживания. Художника не понимали, не ценили.

«Демон поверженный» 1902


Это одно из самых трагических произведений художника. В ней раскрыта его биография. Демон, низвергнутый с высот и распростертый на горных кряжах, еще жив. Его руки сломаны, заостренные пальцы впиваются в тело, в гневных глазах горит огонь протеста.

Горы, покрытые вечным льдом, освещены последними остывающими лучами заката.

Темная красочная гамма передает душевное истощение героя. В этом образе воплощена трагедия сломленной личности. Разочарованный художник, не растративший до конца свой огромный творческий потенциал, от предчувствия близкой трагической гибели впадает в агонию. Ему трудно осознать свою страшную судьбу, так как он не исполнил до конца своих грандиозных замыслов.

Расскажите ребенку о последних годах жизни художника. У художника умер сын. Эта трагедия стала причиной душевной болезни Врубеля. Гений потерял покой в борьбе с безумием и непрерывно работал.

Мнения исследователей о значении творчества Врубеля в русском и мировом искусстве расходятся. По словам Н. А. Дмитриевой, место художника в истории искусства «исключительно и обособленно».

Врубель создал более 200 различных произведений: картины, портреты, иллюстрации, декоративные панно, эскизы театральных занавесей… Он делал витражи, писал фрески, создавал книжные знаки, театральную декорацию, занимался прикладным искусством, архитектурой…
Благодаря разносторонности Врубеля в русском искусстве впервые утвердилось новое понятие — художник-универсал.

Познакомиться подробнее с биографией и творчеством Михаила Александровича Врубеля, самого фантастического художника конца ХIХ — начала ХХ века, можно прочитав увлекательную книгу Веры Михайловны Домитеевой «Врубель» из серии «Жизнь замечательных людей».

Уважаемые родители! Учите детей понимать, сопоставлять, оценивать, анализировать, высказывать свою точку зрения и эмоционально воспринимать настоящее искусство.

Ему принадлежит целая эпоха в искусстве, поиски Врубеля сравнивают с методом Леонардо. Первый символист, его манера письма была самобытна и оказалась пророческой для новых направлений в живописи XX века.

Отец художника Александр Михайлович Врубель был военным юристом, в прошлом строевой офицер, участвовал в Крымской кампании и боевых действиях на Кавказе. Мать художника, Анна Григорьевна Басаргина, родственница известного декабриста, родила четырёх детей и умерла, когда Мише было четыре года. Из-за службы отца семья часто переезжала. А.М. Врубель жениться на Е.Х. Вессель. Отношения Врубеля младшего с мачехой сложились хорошо и благодаря её призванию (она была пианисткой) художник вырос на классической музыке.

В 1874 году М. Врубель окончил одесскую знаменитую Ришелевскую гимназию с золотой медалью.

Уже в пяти летнем возрасте мальчик увлечённо рисовал и, прибывая в Петербурге, отец определил его в школу Общества поощрения художников. В Одессе мальчик учиться рисованию в школе Общества изящных искусств. В свои девять лет М. Врубель по памяти копировал Микеланджело. Однако художественное воспитание отец прививал сыну лишь для общего развития. Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете. Но мечтой М. Врубеля остаётся живопись, он посещает выставки, изучает, участвует в спорах о назначении искусства, посещает вечерние классы Академии художеств.

Окончив Петербургский университет и пройдя военную службу М.А. Врубель, в 1880 году становится студентом Академии художеств. У Врубеля сложились близкие отношения с другим русским художником в Академии – В. Серовым. А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным. Его преподавателями были П. Чистяков и И. Репин. Он критически относился к современному искусству. К примеру, говорил учителю Репину, в глаза, что тот не умеет рисовать. За свои высказывания Врубель получил славу высокомерного человека, хотя выглядел скромным и стеснительным. Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах. То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами, итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин).

В 1884 году Врубель уходит из Академии. Он отправляется по рекомендации Чистякова в Киев к А. Прахову для реставрации древних росписей Кирилловской церкви. В Киеве русский художник провёл шесть лет, изучая под руководством Прахова византийскую иконопись, трудится также во Владимирском соборе. Иконописные дерзания Врубеля вызвали недоумение, из-за чего 1889 году он был отстранён от этой работы. Тогда он переехал в Москву. Здесь его жизнь и искания связаны с московским домом и подмосковным имением в Абрамцевом, принадлежащими, известному любителю искусств, меценату и вдохновителю знаменитого художественного кружка, Саве Мамонтову. Помимо живописи в это время Врубель берётся за скульптуру, занимается керамикой, дизайном, оформлением театральных постановок, декоративными панно. В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий». Эта картина была задумана ещё в Киеве. Картина, в последствии, стала символом наступающей эпохи – эпохи символизма, религиозного реформаторства, которым искусилась тогдашняя светская культура.

В 1896 году состоялась первая выставка Врубеля, явившаяся результатом скандала. Заказанные картины Мамантовым были отвергнуты Академией художеств, обозначенные как «не художественные». Это были две работы: «Принцесса Греза» и «Микула Селянович». В качестве протеста Мамонтовым была устроена выставка «Панно Врубеля».

Сразу же после выставки Врубель женится на певице Надежде Забеле, молодые обвенчались летом в Женеве. По приглашению Мамонтова Забеле становится ведущей артисткой его частной оперы.

В последующие пять лет русским художником созданы все его самые известные произведения – это был плодотворный период его жизни. Много выставлялся – на выставках «Мира искусства», венского Сецессиона, «36-ти»… Хотя тот же А. Бенуа всегда весьма критически относился к его живописным новациям.

В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», - что произвело на художника тягостное впечатление. В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета. Так Врубель превращается в постоянного обитателя психиатрических клиник. Незадолго до этого он написал страшную в своей обречённости картину – «Демон поверженный». Художник в периоды помрачения впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение.

До 1906 года были периоды просветления, когда художник начинал интенсивно работать. В 1905 году его избрали академиком живописи. Это было последнее воспринятое его рассудком событие. В 1906 году он ослеп.

Жизнь знаменитого русского художника М.А. Врубеля окончилась в стенах петербургской клиники доктора Бари. На похоронах А. Блок назвал художника автором «чертежей, похищенных у вечности» и «вестником иных миров».

Врубель был одинок и вызывал недоумение как человек, а его картины были не поняты и не приняты людьми. Лишь в конце жизни, когда оказался в психиатрической больнице, его картины стали известными.

Известные картины М.А. Врубеля

Картина «Пан» (1899) открывает серию «ноктюрнов» русского художника. Продолжением стали картины «Царевна-Лебедь», «Сирень». Н. Забела приходилась племянницей Н. Ге, который оказал влияние на ночные сюжеты Врубеля. Ге считался мастером ночного колорита.

Пан персонаж греческой мифологии, изображённый, правда, Врубелем под влиянием русского фольклора который он тогда так любил. Пан божество лесов и полей выступает символом ночи, являющейся окном в другие миры, недоступные дневному сознанию.

Фон картины – русский пейзаж. Бог как будто вырастает из замшелого пня, а вокруг него поля, реки, и берёзы, уснувшие в ночной тишине. Глаза Бога, голубые, светящиеся, поражают своей бездонностью. Из греческой мифологии в картине участвует лишь свирель. Пан по сюжетам мифологии был судьёй в пастушеских состязаниях на свирели. Полурог луны заполняет пространство картины фантастическим светом, одновременно перекликаясь с рожками божества.

Картина «Летящий демон» (1899) – неоконченная работа. Тема демона волновала Врубеля всю его жизнь и в этой работе он вновь к ней возвращается. Эта картина – гимн свободы и красоты. В это время Врубель читал труды Ницше. Возможно, что картина не закончена художником потому, что стремясь показать свободу он изобразил образ обречённости.

Лицо демона передаёт предчувствие трагедии. Огромные глаза, смертельная бледность, решимость, грубая лепка самого лица создаёт образ «мировой скорби». Вытянутая фигура демона передаёт ощущение стремительного полёта. Отличительными чертами живописи Врубеля являются фиолетовые и лиловые тона, декоративный фон.

Картина Врубеля «Царевна-Лебедь» (1900) посвящена Н. Забеле, сыгравшей роль Царевны-Лебедь в спектакле «Сказка о царе Салтане». Композитором спектакля был Римский-Корсаков. Эта картина стала результатом дружбы художника с композитором, признавшим Н. Забеле. Художник в этом произведение передал проникновенный музыкальный образ хрупкого и нездешнего существа, заброшенного в наш мир.

На заднем плане отображена театральная декорация - горящие оранжевые окна. Пышный декоративный кокошник из сценического костюма Забелы на голове Царевны-Лебедь. Виртуозность владения кистью видна в изображении оперения, на нём играют лучи заходящего солнца. Переливающиеся краски, тончайшие переходы серого и розового делают это произведение почти реально «звучащим» неземной музыкой. Эта картина есть тот прорыв в нездешнее, к которому призывали символисты.

Картина «Сирень» (1900) связана с хутором Н. Ге Черниговской губернии, там Врубель увидел заросли цветущей сирени. «Сирень» явила собой оформление живописного языка символизма. Это одно из самых сложных произведений Врубеля, он отображал ещё и философский смысл, а именно преодоление пропасти между формой-видимостью и сутью смыслом. Картина «Сирень» примирила Врубеля с А. Бенуа, признавшимся, что стоя у картины, почувствовал запах весенних цветов.

Героиню картины Врубель называет Наташей, связывая её с Пушкинским миром. Девушка воплощает душу сирени.

Шедевр Врубеля М.А. – картина «Демон сидящий»

Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Данный образ был задуман русским художником во время работы в Киеве, он навеян поэмой Лермонтова и созвучен с эпохой символизма. Работал над картиной Врубель уже в Москве, в доме Мамонтова, в предоставленной студии. О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый». В картину был влюблён А. Блок, назвавший её «символом нашего времени». Сестре художник писал так: «Поиски мои – исключительно в области техники. Остальное сделано уже до меня, только выбирай». В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе. В. Васнецов так же чутко изображал литературные произведения в своих картинах.

Когда художник писал демона, в начале работы, тот вполне умещался на холсте. К концу работы демон настолько вырос, что художнику пришлось надстраивать холст, в конечном варианте Демон изображён со срезанной головой. Фон только на этой картине реалистичен. В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный. Он перекликается с опустошённостью души. Сам художник не однократно упоминал, что демон с греческого переводится как «душа». Колорит картины – это контраст цветов: преобладающий лиловый цвет борется с эпизодическим оранжево-золотистым. Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников. Художник смело расчленяет единую форму на отдельные грани, превращая созданный им мир в мозаику искусно отгранённых драгоценных камней. Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук). Блок видел в «демоне» - «Юношу в забытье “Скуки”». Всё тело Демона составлено из металлических мускулов.

  • Богоматерь с младенцем

  • Тамара в гробу

  • Тамара и демон

» Двенадц
» Тринадц
» Четырнад
» Пятнадц
» Шестнад
» Семнадц
» Восемна
» Девятнад
» Двадцать
» Дв.первая
» Дв.вторая
» Дв.третья
» Дв.четверт
» Дв.пятая
» Дв.шестая
» Дв.седьма
» Дв.восьма
» Дв.девять
» Тридцать
» Тр.первая
» Тр.вторая
» Тр.третья
» Тр.четвер
» Тр.пятая
» Тр.шестая
» Тр.седьмая Историк искусства А.М.Эфрос однажды сказал о Врубеле, что он словно просидел всю жизнь без выхода в волшебной опере, созерцая театрально-необычные существа. Замечание несправедливое (потому что всю жизнь Врубель созерцал живую природу и живых людей), но и не лишенное меткости: что-то от «волшебной оперы» действительно есть в его картинах. Но разве от этого они менее прекрасны? Искусства не разобщены между собой, и влияние музыки и театра на живопись так же возможно, как и всякое другое. Вот Морская Царевна - при восходе месяца она тихо стоит среди зарослей камыша, в короне из жемчугов. Длинные рыже-каштановые волосы мягко обливают ее плечи и руки и потоком струятся вниз - они родственны водной стихии, так же как льющееся одеяние царевны неуловимых нежных оттенков, каким трудно и подобрать название: такие переливы бывают на спокойной глади озера в ясный вечер. Что же это - морская царевна из русских сказок, или образ, навеянный музыкой «Садко», или портрет Забелы в роли Волховы? Вернее всего, это привидевшийся художнику образ, где слились воедино впечатления и от сказок, и от музыки, и от облика Забелы, а больше всего все-таки от созерцания речных заводей в тихие вечерние часы, от вглядывания в удивительные формы и цвета растений, раковин, морских звезд и водяных лилий. Конечно, это не портрет жены художника в роли Морской Царевны, а Морская Царевна в облике его жены - нужно почувствовать эту разницу. В концепции картины есть затаенная антитеза «Демону сидящему». Здесь, как и там,- фантастическое человекоподобное существо представлено один на один с таинственно-сумеречным пейзажем, и в обоих случаях внутренний смысл, подтекст картины определяется отношениями между этим существом и природой. Но Демон от природы отторгнут, она для него окаменела, вся его фигура и лицо выражают тоску и томление. Царевна же находится в гармонии с природой. Смотрите, какое спокойствие в ее позе, в чуть заметной полуулыбке. Руки опущены, и пальцы переплетены почти так же, как у Демона, но в этом движении нет томительной напряженности - руки падают легко, как опускаются крылья. Царевна готова исчезнуть, разлиться рекой, и это не страшно ей: она сама - река, она сама - природа. Собственно, и вся русская сказочная и былинная тема у Врубеля противостоит теме Демона, как противоположный полюс. В Демоне все на пределе напряжения, все драматично, а здесь мягко звучит кантилена, здесь ласково-дремотно улыбается Снегурочка, осыпанная снежными звездами, томно отмахивается от пичужек Весна-красна, в алмазном сиянии утра выходят из моря тридцать три богатыря.

Трагедия врубелевского Демона - трагедия интеллекта, потерявшего почву, ту самую мать сырую землю, на которой крепко стоит Микула Селянинович. Демона терзают неразрешимые вопросы о смысле бытия; персонажи народного эпоса ими не задаются. Они - стихийные существа, их бытие погружено в бытие всего космического целого, от которого они себя не отчленяют: вот она - «музыка цельного человека».
Не будем опять-таки рассуждать о том, насколько такое понимание или такое ощущение русской легендарной старины исторически верно. Может быть, оно и не верно, но Врубель творил свои сказки, так же как своего Демона. Это, впрочем, не значит, что он не вникал в первоисточники. Создавая, например, «Богатыря», он искренне вживался в мир былинных сказаний. Его полотно написано почти одновременно с «Богатырями» Васнецова, произведшими фурор на выставке в 1899 году. Римский-Корсаков, как и многие, был в восторге от произведения Васнецова. На этой картине три богатыря показаны, однако, без гиперболизма, свойственного былинам и вне их величавого напевного лада. Врубель жестремился ближе подойти к стилистике фольклора. Он сделал своего богатыря - Илью Муромца - кряжистым, огромным, восседающим на коне-битюге. Такой «мужичище деревенщина» может сражаться палицей «в девяносто пуд», выпить чару вина в полтора ведра, как повествуется в былине; ему «грузно от силушки, как от тяжелого бремени», но едет он «чуть повыше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего» - на картине верхушки елей виднеются у ног коня. Лес первозданно дремуч, в его густой вязи притаились два ястреба. Широкоплечий, приземистый, как медведь, богатырь глядит зорко и остро, вслушивается чутко, одежда и доспехи у него узорчаты, нарядны - тоже в согласии с былиной, где говорится о щегольстве «старого казака» Ильи:

Обул Илья лапотки шелковые,
Подсумок одел он черна бархата,
На головушку надел шляпку земли Греческой.

После врубелевского витязя васнецовские богатыри, пожалуй, покажутся и легковесными, и несколько прозаическими. Но все же Врубель, если можно так сказать, переборщил в изображении земляной мощи героя. Есть какая-то искусственная раздутость в фигуре витязя и, особенно, его лошади. (Сестра Забелы записала в дневнике: «Лошадь у него больше в ширину, чем в длину».) Силу богатырского эпоса Врубель чувствовал, но, вероятно, ему ближе были образы более хрупкие и лирические, «тающие и ускользающие», подобные тем, что создавала на сцене его жена. Большая вереница сказочных произведений венчается двумя знаменитыми картинами, которые непременно вспоминаются каждому, кто хоть сколько-нибудь знает живопись Врубеля,- «Царевна-Лебедь» и «Пан». Обе написаны на переломе веков - «Пан» в 1899-м, «Царевна-Лебедь» в 1900 году.

О достоинствах «Царевны-Лебеди» высказываются разные суждения - не все согласны считать ее шедевром, но «Пан» единодушно признается вершиной если не всего творчества Врубеля, то его сказочной сюиты. Результат художественного труда часто непредсказуем и неожидан. Бывает, что художник месяцы, даже годы отдает взлелеянному замыслу, тщательно готовится, обдумывает, пишет и переписывает, но вещь так и не получается. А иногда великие произведения создаются внезапно, как бы экспромтом. «Пана» Врубель написал за два-три дня, взяв, со свойственной ему нетерпеливостью, холст с начатым портретом жены. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А.Франса «Святой Сатир». И свою картину художник назвал сначала «Сатир». Эллинский козлоногий бог и русский леший соединились на ней в одно лицо. Но больше в ней от лешего - и пейзаж русский, и облик Пана. Откуда этот облик, откуда взял художник эту примечательную лысую голову, круглое, бровастое, голубоглазое лицо, заросшее дикими кудрями? Обычно у героев картин Врубеля сквозит портретное сходство с кем-нибудь из знакомых ему людей, и современники без труда угадывали, кто послужил прототипом. Но «Пана», кажется, не опознали; во всяком случае, никто не позировал для него художнику и не было никаких поисков типажа. Подсмотрел ли Врубель такого старика где-то в украинском селе или он просто вообразился ему лунной ночью при виде старого замшелого пня - неизвестно. Зато зрители разных поколений находят в «Пане» сходство с кем-то, кого они встречали и кого Врубель встретить никак не мог,- доказательство того, насколько этот сказочный дед жизнен и живуч.

А вместе с тем он совершенно фантастичен, он лесная нежить, олицетворение того, что мерещится и мнится заблудившемуся ночью. Начинает шевелиться седой пень, под косматым мхом завиваются бараньи рожки, корявая рука отделяется, сжимая многоствольную свирель, и внезапно открываются круглые голубые глаза, как фосфорические светлячки. Как будто откликаясь на беззвучный зов лесного хозяина, медленно выползает из-за горизонта месяц, голубым сиянием вспыхивает поверхность речки и маленький голубой цветок. Леший - и душа, и тело этих перелесков и топкой равнины; завитки его шерсти подобны встающему полумесяцу, изгиб руки вторит изгибу кривой березки, и весь он узловатый, бурый, из земли, мха, древесной коры и корней. Колдовская пустота его глаз говорит о какой-то звериной или растительной мудрости, чуждой сознанию: это существо вполне стихийное, бесконечно далекое от той мучительной рефлексии, которая сводит судорогой могучие мускулы Демона.
«Царевна-Лебедь» иная. В ней нет безмятежности «Морской Царевны» - в сказочный мир вкрадывается тревога, вещие предчувствия. А.П.Иванов говорил об этой картине: «Не сама ли то Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, «плещет лебедиными крылами на синем море» перед днями великих бедствий?»

Врубель М.А. Автопортрет. 1904 — 1905. Бумага, угольный карандаш, сангина. Государственная Третьяковская галерея

Михаил Александрович Врубель (5 марта 1856, Омск, Область Сибирских Киргизов, Российская империя — 1 апреля 1910, Санкт-Петербург) — русский художник рубежа XIX—XX веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве.

Особое место в творчестве М.А. Врубеля занимает поэзия М.Ю. Лермонтова, многими своими устремлениями близкая мироощущению художника. Романтический пафос, могучие мятежные образы (прежде всего трагический образ Демона), гуманизм, протест против подавления личности, убежденность в высоком назначении искусства (тема Пророка) — все это находило отклик в произведениях М.А. Врубеля. Лермонтовская тема появляется у него в 1884 — 1885 годах и проходит через всю жизнь.

Первым был рисунок «Голова пророка» (карандаш). Возникновение темы Пророка у Врубеля обычно связывают с А.С. Пушкиным. В действительности как пушкинский, так и лермонтовский «Пророк» дали художественный стимул для появления этого образа. Над иллюстрациями к стихотворениям Пушкина художник начал работать позже (в 1898 — 1899 годах), и все картины на эту тему отражают момент встречи будущего пророка с шестикрылым серафимом. От лермонтовского стихотворения идет образ одинокого Пророка, совершающего предначертанный ему подвиг.


Врубель М.А. Пророк. 1898. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

К 1884 — 1885 годам относится и замысел неосуществленной картины «По небу полуночи ангел летел» на стихотворение М.Ю. Лермонтова «Ангел» (карандашный эскиз).

Тема Демона имеет исключительное значение для Врубеля. Первый вариант «Демона» (1885 — 1886 годов) не сохранился. В 1887 — 1888 годах художник создает первые варианты скульптурного Демона. В его представлении, это — «...дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный... величавый».


Врубель М.А. Голова Демона. 1889. Бумага, прессованный уголь, сангина. Государственная Третьяковская галерея


Врубель М.А. Голова Демона. 1890 — 1891. Бумага, смешанная техника

В 1890 году появляется картина «Демон сидящий», впервые представленная в 1903 году на выставке «Мира искусства» (масло). Известен и эскиз к этой картине (акварель, белила, карандаш). Но это еще не тот «монументальный» Демон, какого Врубель мечтает написать, а, по его словам, лишь «демоническое».


Врубель М.А. Демон сидящий. Эскиз. 1890


Врубель М.А. Демон сидящий. 1890. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

«Сидящий Демон», по справедливому наблюдению С. Дурылина, связан с первыми появлениями этого образа у Лермонтова — его юношеским стих. «Мой демон» (1829; «...средь ве́тров онемевших, / Сидит уныл и мрачен он») и одной из ранних редакций поэмы «Демон» (1833 — 1834): «Как часто на вершине льдистой / Один меж небом и землей / Под кровом радуги огнистой / Сидел он мрачный и немой».

В 1889 году внимание художника привлекла «Песня про... купца Калашникова». Известна только одна иллюстрация М.А. Врубеля к этому произведению — «Кирибеевич на царском пиру» (цветная акварель; частное собрание).

В том же 1889 году, по предложению П.П. Кончаловского, редактора юбилейного Собрания сочинений М.Ю. Лермонтова, Врубель начинает серию иллюстраций для этого издания (1891, издание И.Н. Кушнерев). В первом томе были помещены 3 иллюстрации к лирике поэта — «Русалка» (черная акварель), «Еврейская мелодия» (черная акварель; частное собрание) и «Журналист, читатель и писатель» (черная акварель). В последней иллюстрации Врубель придал трем безымянным персонажам конкретные черты В.Г. Белинского, И.И. Панаева и самого М.Ю. Лермонтова, создав один из интереснейших посмертных портретов поэта. Во втором томе издания были помещены иллюстрации к поэмам «Демон», «Измаил-Бей» и роману «Герой нашего времени».


Врубель М.А. Русалка


Врубель М.А. Еврейская мелодия. 1890


Врубель М.А. Журналист, читатель и писатель

К «Демону» Врубель выполнил более 20 рисунков (считая варианты), но помещено было только 11: «Летящий Демон» — заставка (черная акварель), «Верблюды с ужасом глядели» (черная акварель), «Несется конь быстрее лани» (черная акварель, белила; карандаш, первоначальный эскиз; Домик Лермонтова), «Демон и Тамара» («Не плачь, дитя»; черная акварель, белила), «Летящий Демон» — заставка (черная акварель; местонахождение оригинала неизвестно), «Демон у стен монастыря» (черная акварель), «Демон и Тамара» («Люби меня!»; черная акварель, белила), «Тамара в гробу» (черная акварель, белила), «Ангел с душой Тамары и Демон» (черная акварель), «Голова Демона на фоне гор» (черная акварель, белила), «Монастырь на Казбеке» (черная акварель). Не вошли в издание Кушнерева следующие иллюстрации: «Демон, смотрящий на долину», «Пляска Тамары», «Несется конь быстрее лани», «Демон у стен монастыря», «Люби меня!» (второй и третий варианты), «Тамара в гробу» (второй вариант), «Голова Демона» (второй вариант), «Голова Тамары», «Летящий Демон».


Врубель М.А. Тамара и Демон. 1890 — 1891. Бумага, черная акварель, белила. Государственная Третьяковская галерея

Глубокое проникновение в поэзию М.Ю. Лермонтова позволило художнику создать серию иллюстраций, передающих пафос поэмы; мощь и трагичность Демона Врубеля соответствуют лермонтовскому образу. Однако в некоторых вариантах есть черты неврастеничности, чуждые герою поэмы. Несомненно, созвучен лермонтовскому образ Тамары: радость жизни, отчаяние, непобедимая страсть, покой смерти — все эти противоречивые состояния прекрасно выражены художником. Работая над иллюстрациями в основном черной акварелью, скупо вводя белила, тушь, сепию, Врубель добивается удивительной живописности; богатство оттенков создает впечатление многоцветности. Иллюстрации М.А. Врубеля к «Демону» по их философской глубине и новаторству техники не имеют аналогий среди иллюстраций, создававшихся его предшественниками, современниками и художниками более позднего времени.


Врубель М.А. Летящий Демон. 1899

К поэме «Измаил-Бей» М.А. Врубель выполнил сюиту из трех иллюстраций (все воспроизведены во втором томе Кушнерева): «Старик-чеченец» (черная акварель), «Прощание Зары с Измаил-Беем» (черная акварель, белила, сепия), «Труп Измаил-Бея» (черная акварель). В центре этой сюиты — сцена прощания, трагизм разлуки. С этим настроением гармонирует суровость горного пейзажа. Художником была задумана иллюстрация и к поэме «Беглец» — «Гарун бежал быстрее лани» (местонахождение оригинала неизвестно; не воспроизводилась).


Врубель М.А. Прощание Зары с Измаил-Беем. 1891


Врубель М.А. Старик-чеченец

К «Герою нашего времени» М.А. Врубель выполнил 4 иллюстрации (вошли во второй том Кушнерева): к «Бэле» — «Казбич и Азамат» (два варианта: первый — черная акварель, белила; второй — черная акварель), к «Княжне Мери» — «Печорин» (черная акварель), существовал также более ранний вариант (черная акварель), «Княжна Мери и Грушницкий у источника» (черная акварель, белила), «Дуэль Печорина с Грушницким» (черная акварель, белила).


Врубель М.А. Казбич и Азамат. 1890 — 1891


Врубель М.А. Княжна Мэри и Грушницкий. 1890 — 1891

Лучшая иллюстрация Врубеля к роману — сцена дуэли. Построенная как мизансцена сложного драматургического произведения (расстановка фигур, позы, жесты), она помогает понять смысл трагического финала. В образе Печорина Врубель раскрывает контрастные черты: мужественность и гордость, одиночество и слабость, жестокость и постоянная рефлексия.


Врубель М.А. Дуэль между Печориным и Грушницким. 1890 — 1891

Иллюстрации Врубеля не были оценены и поняты современниками и подверглись безжалостной критике (Пепо, С. Васильев). Редактору П.П. Кончаловскому при поддержке немногих художников (прежде всего К.А. Коровина, Л.О. Пастернака и В.А. Серова) с трудом удалось добиться включения врубелевских иллюстраций в издание Кушнерева.

К 1894 году относится полихромная скульптура Врубеля «Голова Демона» — экспонировалась в 1898 году на «Выставке русско-финляндских художников» в Петербурге. В 90-е гг. создан декоративный барельеф «Голова Демона» (полихромная майолика). Лицо с заострившимися чертами, с напряженным, ожесточенным выражением, — ближе всего этот Демон образу последней редакции поэмы: «И вновь остался он, надменный, / Один, как прежде, во вселенной / Без упованья и любви!..».


Врубель М.А. Голова Демона. 1890. Раскрашенный гипс. Государственный Русский музей

С конца 1899 и в 1900 годах Врубель работает над большим полотном «Демон летящий» (масло). Это последний «лермонтовский» Демон Врубеля — отверженный, бесцельно век за веком блуждающий в пустыне мира. Картина в целом не была закончена; завершена, видимо, только голова.

В 1901 — 1902 годах художник создает монументальное полотно «Демон поверженный» (масло), для которого он выполняется ряд предварительных эскизов. Поиски продолжались и на завершенном полотне: много раз менялось лицо Демона. В последнем варианте Демон — воплощение страдания, ненависти, отчаяния и гордыни. «Демон поверженный» — гневный, но обессиленный, с переломанными крыльями, на которых он уже не может взлететь, — не лермонтовский образ. У М.Ю. Лермонтова нет поверженного Демона: побежденный, познавший тщетность безумных мечтаний, он у него по-прежнему могуч...


Врубель М.А. Демон поверженный. 1902

Весной 1902 года картина была представлена на 4-й выставке «Мира искусства». И это произведение художника не было понято публикой. В прессе появились враждебные отзывы. Положительный отзыв принадлежал М. Судковскому. Высокая оценка картины была дана и Ал. Бенуа.

Через всю жизнь пронес художник и другой лермонтовский образ — Пророка. Вновь вернувшись к нему в 1904 году, он создает станковое произведение, поражающее глубиной и силой (уголь, карандаш, белила, акварель; второй вариант — уголь, карандаш, белила). Именно этот трагический образ Пророка, уже познавшего горечь отвержения, наиболее автобиографичен в творчестве Врубеля. Не случайно он имеет сходство с автопортретом, написанным также в 1904 году (итальянский карандаш, уголь, мел; другой вариант — уголь, сангина).


Врубель М.А. Голова Пророка. 1904 — 1905. Бумага на картоне, уголь, графитный карандаш, акварель. Государственная Третьяковская галерея

Произведения Врубеля на лермонтовские темы воспроизводятся в изданиях сочинений поэта, монографиях о художнике, альбомах. Лучшие из них факсимильно воспроизведены в альбоме «Врубель. Рисунки к произв. М.Ю. Лермонтова» (1964).

Лермонтовская энциклопедия. М., 1980. С. 94 — 95.


Михаил Александрович Врубель (1856 - 1910) проявил себя во многих жанрах искусства. В живописии он стал родоначальником русского символического направления стиля модерн. Столь нашумевшую "Сирень" Врубель написал именно в этом стиле, но в расцвете творческой деятельности он не имел значительного признания публики, не был принят художественным сообществом и был осуждаем критикой.

Официальное признание пришло к художнику только к концу жизни: в 1905 году он стал академиком живописи.

Врубель принадлежал к кружку «мирискуссников», то есть к объединению творческих личностей вокруг журнала «Мир искусства». Вместе с ними, он, будучи охвачен идеями славянофильства, искал проявления красоты русской души, черпая вдохновение в природе. Созданная в 1900 г. М. А. Врубелем "Сирень" экспонировалась именно благодаря этому творческому объединению.

Его манеру письма принято относить к символическому направлению модерна. Но произведения мастера не похожи на другие этого стиля, у него своя неповторимая узнаваемость, с характерной яркостью, нестандартным, самобытным видением изображаемых персонажей.

Сюжет картины "Сирень" Врубель насытил философски осмысленным содержанием. Эта и другие его работы подобны снам. Отсюда и фантастичность, и символизм персонажей и сюжетных образов его живописных произведений, поскольку только в снах так органично переплетаются с реальностью фантастические образы, созданные нашими мечтами и желаниями.

Известно, что Михаил Александрович Врубель обладал синестезией - видением музыки в цвете. Считается, что созданную в 1900 г. «Сирень» Врубель задумывал под влиянием романса Рахманинова, который в своих концертах исполняла его жена.

Художник различал десятки оттенков белого цвета, в то время, как глаз обычного человека - только семь. И главное, он обладал настолько неподражаемым стилем написания картин, что это до сих пор защищает их от подделок.

Обстоятельства написания картины

В 1898 году женой М. А. Врубеля стала Н. И. Забела, на сестре которой уже был женат сын знаменитого живописца Николая Николаевича Ге (1831-1894). Тесные родственные связи двух семей позволили в мае 1900 года Михаилу Александровичу оказаться в гостях у семейства Ге на хуторе в Черниговской губернии, расположенном недалеко от станции железной дороги Плиски. Здесь росло много сирени, которую и увидел Врубель. Картина "Сирень" была написана сразу же, непосредственно в мастерской Н. Н. Ге, а сам цветок стал лейтмотивом многих его творений.

Творение было написано на пике творческой активности. Тогда же стали проявляться и первые симптомы ухудшения психического здоровья художника. Отсюда и мрачная колористика его живописи, мистика и тревожность образов, обреченность настроения.

«Сирень» Врубеля: описание

На полотне картины мастер демонстрирует нам уголок сада ночью. Среди темноты и неясных очертаний яркими пятнами бросаются в глаза соцветия кустов сирени во всех своих оттенках синего и фиолетового.

Сирень Врубель изобразил практически на всей поверхности полотна картины, и, кажется, это продолжается и за ее пределами. Сирени так много, что она заполоняет собой все пространство вокруг зрителя. Мы даже начинаем чувствовать ее тонкий аромат.

Сотканный из ночного сумрака женский силуэт выплывает в это буйство красок тревожной тенью прямо на передний план изображения. Нам видны черные длинные волосы, густой волной ниспадающие по плечам и смешивающиеся с темным цветом одеяния. Фигура безмятежно и медленно движется по картине. Лунный свет тусклыми лучами избирательно освещает девичий образ: тонкие и бледные, словно безжизненные, руки, прикасающиеся к полным красками цветкам сирени, мимо которых тихо и печально шествует девушка, строгое и задумчивое ее лицо, полуприкрытое ночными тенями.

Границы образа размыты, создавая иллюзию общности двоих - сиреневого куста и девушки. Настроение картины - тоска и одиночество, предощущение смерти.

Символизм в картине

Давая описание «Сирени» Врубеля, мы задаемся вопросом о том, кто же изображен на холсте в виде девушки в черном.

Художник видел в ней душу сирени и дал ей имя - Татьяна, сравнивая с пушкинской героиней, в которой, как казалось художнику, запечатлелась душа поэта. Искусствоведы находят в этой девушке черты жены Врубеля, которую тот часто изображал на своих полотнах.

Считается, что эта картина перекликается с другой - «Паном» из серии ноктюрнов «Сказочного цикла», к которому принадлежит и «Сирень». В этой аллитерации, подтвержденной самим мастером, в девичьем силуэте мы узнаем нимфу Сирингу, в которую влюблен сатир в «Пане».

Как много неоднозначных, сложных, глубоких образов собрала в себе "Сирень"! Врубель, возможно, этим и пугал своих современников, которые желали видеть в картинах что-то более понятное, более привычное.

Созвучно этой работе, было задумано, но так и незавершено, другое полотно - «Цветение сирени» 1901 г., которое сам живописец называл более серьезным и продуманным произведением, где собирался более полно отразить свой художественный замысел, реализованный в описываемом произведении.

Однако, именно ему и суждено было стать поворотным в судьбе живописца. Свою "Сирень" Врубель показал на выставке мирискуссников в 1900 г., в Академии Художеств. Там ее заметил государь Николай Александрович - известный консерватор в искусстве. Он заинтересовался ею и оставил благожелательный отзыв, что сразу изменило отношение критиков к Михаилу Александровичу, дало ему известность и славу.

Итоги

О произведениях Врубеля и о нем самом бытуют полярные мнения. Сторонникам одного из них импонирует загадочная мистичность его картин, которые признаются шедеврами живописи. Другие почитали его гений за бездарность, которая укрывается за нестандартными сюжетами и техниками рисования. Так, А. Н. Бенуа в "Истории русской живописи в XIX веке" писал, что "многие годы Врубель был всеобщим посмешищем, и лишь крошечная кучка лиц относилась к нему серьезно и любовалась его громадным живописным талантом".

Сегодня в России работы мастера можно увидеть в Государственном Русском музее в С.-Петербурге, в Государственной Третьяковской галерее и в Музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля в Омске.