Пейзаж в рассказе Тургенева «Бежин луг. Ночной пейзаж в рассказе «Бежин луг

Титаев Иван

Цель данной работы: определить художественное своеобразие тургеневского пейзажа, определить роль пейзажа в произведении И.С.Тургенева «Бежин луг», проследить развитие центрального образа – света в рассказе. Задачи работы: изучить изобразительно-выразительные средства языка; определить роль тропов в создании картин природы; выявить функцию пейзажа в произведении И.С. Тургенева «Бежин луг»; осмыслить проблему взаимоотношения человека и природы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 105

Автозаводского района г. Нижнего Новгорода

Научное общество учащихся

Художественное своеобразие пейзажа в рассказе
И.С.Тургенева «Бежин луг»

Выполнил: Титаев Иван,

ученик 5 б класса

Научный руководитель:

Матросова И. А.,

учитель русского языка и литературы

Нижний Новгород

2014

Стр.

Введение

Глава 1 Понятие «Пейзаж».

Глава 2 Художественное своеобразие тургеневского пейзажа в рассказе «Бежин луг»

2.1 Картина раннего летнего утра

2.2 Картина ясного летнего дня

2.3 Картина ночи

2.4 Образ света

Глава 3 Значение природы в рассказе «Бежин луг»

Список используемой литературы

Введение

«Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных нитей; он сын ее».

И.С. Тургенев

И. С. Тургенев выступает необыкновенным мастером изображения картин русской природы. С громадной художественной силой и глубиной отразил писатель всю неяркую и неброскую красоту родной природы.

«Прекрасное – единственная бессмертная вещь… Прекрасное разлито повсюду», - напишет Тургенев в 1850 году. Благоговение перед тайной жизнью природы распространил писатель и на отношение к человеческой душе. Природа дает человеку чистоту, спокойствие, но она же заставляет его чувствовать себя совершенно беспомощным и слабым пред ее непостижимой силой и таинственностью. Природа в его произведениях являет собой живой и всеобъемлющий образ, это как бы еще один герой в системе персонажей

Цель работы:

Определить художественное своеобразие тургеневского пейзажа, определить роль пейзажа в произведении И.С.Тургенева «Бежин луг», проследить развитие центрального образа – света в рассказе.

Задачи:

  1. Изучить изобразительно-выразительные средства языка;
  2. Определить роль тропов в создании картин природы;
  3. Выявить функцию пейзажа в произведении И.С. Тургенева «Бежин луг»;
  4. Осмыслить проблему взаимоотношения человека и природы.

Методы исследования:

1) анализ текста,

2) поисковый метод,

Объект исследования:

Произведение И.С. Тургенева «Бежин луг».

Предмет исследования:

Изображение пейзажных зарисовок.

Для решения поставленных целей и задач мне необходимо изучить следующую литературу:

1. .Валагин, А. П. И. С. Тургенев «Записки охотника»: Опыт анализирующего чтения/ А. П. Валагин//Литература в школе. – 1992. - №3-4. – С. 28-36.

2. И.С. Тургенев Бежин луг - М.: 2005г..

3. Николина, Н. А. Композиционно стилистическое своеобразие рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»/Н. А. Николина//Рус.яз. в школе. – 1983. - №4. – С. 53-59.

4. Кикина, Е. А. Человек между светом и тьмой: материалы к урокам по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг» /Е. А. Кикина// Лит-ра: Приложение к газете «Первое сентября». – 2005. - №21. - С. 3-4.

I. Понятие «Пейзаж»

Пейзаж (от франц. paysage, от pays – страна, местность) – описание, картина природы часть реальной обстановки, в которой разворачивается действие. Пейзаж может подчеркивать или передавать душевное состояние персонажей; при этом внутреннее состояние человека уподобляется или противопоставляется жизни природы. В зависимости от предмета изображение пейзажа бывает сельский, городской, индустриальный, морской, речной, исторический (картины давнего прошлого), фантастический (облик будущего мира), астральный (предполагаемое, мыслимое, небесное), лирический.

Лирический пейзаж чаще встречается в произведениях лирической прозы (лирической повести, рассказе, миниатюре), отличающейся выраженностью чувственно-эмоционального начала и пафосом возвышения жизни. Дан глазами лирического (нередко автобиографического) героя: является выражением состояния его внутреннего мира, прежде всего, чувственно-эмоционального. Лирический герой переживает чувство единения, согласия, гармонии с природой, поэтому в пейзаже рисуется умиротворенная природа, матерински расположенная к человеку; она одухотворена, опоэтизирована. Лирический пейзаж, как правило, создается на соединении созерцания природной картины (непосредственно в данный момент или в образах памяти) и скрытой или явной медитативности (эмоционального раздумья, размышления). Последнее связано с темами родного дома, любви, родины, иногда – бога, пронизано ощущением мировой гармонии, таинства и глубокого смысла жизни. В описаниях много тропов, выражен ритм. Лирические пейзажи особенно развиты в литературе Х1Х-ХХ веков (И.Тургенев, М.Пришвин).

II. Основная часть. Художественное своеобразие пейзажа в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»

1. Картина раннего летнего утра.

Рассказ открывается пейзажем летнего утра. Писатель обращается к описанию неба, зари, солнца, облаков. Использованные для описания природы автором цвета поражают своей утончённостью и разнообразием: приветно-лучезарный, лиловый, блеск кованого серебра, золотисто-серый, бледно-лиловый. Природа царственна и благосклонна… От нее исходит ощущение хрупкости и гармоничности. Человека в пейзаже нет, он не властен управлять этой мощью и красотой, а лишь с восторгом взирает на Божие творение. Все описание утреннего пейзажа замкнуто у писателя на изображении высокого неба. В результате возникает ощущение какой-то возвышенности.

Показывая пробуждение раннего летнего утра, писатель привлекает в изобилии олицетворения и глагольные метафоры, куда включает также изобразительные, зрительные эпитеты.

При этом количество эмоциональных эпитетов превышает количество изобразительных.

Центральные образы раннего утра: утренняя заря «не пылает…, разливается», солнце «мирно всплывает, просияет и погрузится», тучка, облачко - слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, которые указывают на хрупкость картины. Цель художника- показать кротость раннего утра, его хрупкость. Эмоциональные эпитеты преобладают, потому что образ природы, картина пробуждения природы переданы через восприятие автора-рассказчика. Нежная цветовая гамма доносит до нас мысль самого автора о том, что красота окружающего мира сопряжена с такими понятиями, как тишина, покой, кротость.

2. Картина ясного летнего дня.

Обратимся к описанию картины ясного летнего дня. В этой картине у Тургенева явно преобладает изобразительный эпитет в сочетании с метафорой, выделим эпитет вместе с существительным и глаголом, которые он определяет.

«… хлынули играющие лучи и весело и величаво… поднимается могучее светило».

При существительных

При глаголах

«Прекрасный июльский день»; «небо ясно»; «солнце светлое, приветно лучезарное»; «могучее светило»

«весело и величаво поднимается»

Эпитеты в картине летнего дня

Эмоциональные эпитеты

Изобразительные эпитеты

«прекрасный… день», «небо ясно», «солнце – не огнистое, не раскаленное… не тускло-багровое, … но светлое и приветно лучезарное…», «могучее светило», «Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый…», «облака … неопределенные».

«лиловый…туман», «…появляется множество…облаков, золотисто-серых…», «…лазурны…» (об облаках), «голубоватые полосы», «розовыми клубами», «алое сиянье», «краски светлы, но не ярки», «белыми столбами».

Основным художественным средством для создания образа летнего дня становятся эпитеты, которые помогают читателю увидеть картину прекрасного, теплого, сверкающего дня, дарующего человеку ощущение спокойствия и чистоты. Глагол совершенного вида отделяет робкое тихое утро, которое по преимуществу описывается при помощи глаголов несовершенного вида «не пылает, разливается, всплывает» от динамического дня: «Хлынули играющие лучи…» Вот оно полное пробуждение природы, торжествует свет, которым буквально пронизано все вокруг.

3.Картина ночи.

Ночной пейзаж у Тургенева также очень эмоционален. Для его создания автор использует олицетворения, метафоры, яркие выразительные и эмоциональные эпитеты, сравнения. Ночью все кажется ожившим.

метафоры

олицетворения

эпитеты

сравнения

Отовсюду поднимались и даже с вышины лилась темнота»; «с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак»; «сердце у меня сжалось»

«На дне ее (лощины) торчало стоймя несколько больших белых камней, - казалось, одни сползались туда для тайного совещания

«Ночная птица пугливо нырнула в сторону»; «вздымался угрюмый мрак»; «глухо отдавались мои шаги»; «я отчаянно устремился вперед»; в лощине «было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо»; «какой-то зверек слабо и жалобно пискнул»

«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча»; «кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом»

Тургенев пользуется эмоциональным, выразительным эпитетом. Эти художественные средства необходимы автору, для того, чтобы передать состояние героя. Через призму его чувств мы видим ночной пейзаж. Эмоциональный эпитет «пугливо нырнула … птица» передает и состояние, в котором находится герой: чувство страха, тревоги и беспокойства. «Ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота… каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе». Вместе с тем, как растет ночь, растет и тревога охотника. Картина надвигающейся ночи раскрывается через восприятие обеспокоенного, встревоженного человека, который окончательно удостоверился в том, что он заблудился. Сначала его охватывает «неприятное чувство, потом ему становится «как-то жутко», и, наконец, страх перерастает в ужас перед «страшной бездной». Обеспокоенному воображению все представляется в мрачном свете. Такова психологическая подоснова картины ночи в ее первоначальной стадии.

Тревожный ночной пейзаж заменяется высокоторжественными и спокойно-величавыми картинами природы, когда автор вышел, наконец на дорогу, увидел крестьянских ребятишек, сидевших у двух костров, и присел вместе с детьми у весело потрескивавших огоньков. Успокоенный художник увидел во всем великолепии высокое звездное небо и даже почувствовал особый приятный аромат русской летней ночи.

«Темное, чистое небо торжественно и необъятно - высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах – запах русской летней ночи. Кругом не слышалось почти никакого шума…».

Тургеневскую ночь мы видим, слышим, обоняем. Автор восхищается величественной красотой русской летней ночи, очарованы ею и его герои.

4. Образ света.

Центральный образ в рассказе – образ света. Чтобы это понять, достаточно проследить, сколько слов в описании утра и дня содержат значение (семантику) света. Образ света появляется постепенно, сначала его значение мы находим в словах «ясно, заря, не пылает, светлое», затем свет нарастает: «блеск подобен блеску… серебра, хлынули лучи», и вот уже появляется «светило». Это солнце. Но неслучайно автор называет его светилом. Это уже не просто небесное тело, это уже какое-то языческое божество, которое дарует жизнь всему на Земле. Оно распространяет свет на все вокруг. Оно величественно. На какой-то момент кажется, что это незыблемо. Цвет небосклона весь день одинаков. Ближе к вечеру света становится меньше. Вот появляются тучки, облака, меняется цветовая гамма дня: «черноватые и неопределенные» облака. Слов со значением света становится меньше: «солнце заходящее», « алое сияние над потемневшей землей», и, наконец, «бережно несомая свечка», « вечерняя звезда».

Метафора «бережно несомая свечка» очень точно отражает мысль Тургенева о хрупкости этого мира.

С этого момента свет начинает бороться с мраком. Вот еще свет есть: «небо смутно-ясное», но чем ближе ночь, тем его становится меньше, сначала «лилась темнота», затем «угрюмый мрак», и вот уже «страшная бездна». Казалось, что может быть ужаснее, свет исчез полностью.

Вся эта борьба в природе происходит и в душе героя. Чем меньше становится света, тем сильнее его охватывает паника. Человек и природа едины. Свет и тьма - это вечные соперники и за душу человека. Кажется, что мрак совсем победил, но вдруг охотник видит огонь от костра. Это снова свет. На протяжении всех рассказов мальчиков мотив борьбы мрака и света будет присутствовать. И, наконец, в самом конце рассказа произойдет окончательная победа света: «полились алые потоки… горячего света… всюду алмазами зардели капли росы».

При помощи метафор и олицетворений, эмоциональных, выразительных эпитетов Тургенев доносит до нас мысль о том, что в природе все гармонично, каким бы безнадежным не казался ночной мир, нужно всегда помнить, что свет обязательно победит. В природе все находится в равновесии.

III. Значение природы в рассказе «Бежин луг».

Итак, в рассказе Тургенева «Бежин луг» русская природа показана с большой выразительностью. Пейзаж Тургенева лиричен, он согрет глубоким чувством любви. Природа у Тургенева дана в богатстве ее красок, звуков и запахов, изображение пейзажа насыщено тропами.

Показывая пробуждение раннего летнего утра, писатель больше использует олицетворения, отглагольные метафоры и эмоциональные эпитеты. Это оправдано целью художника – показать сам процесс пробуждения и оживления природы.

В описании картин летнего дня преобладают эпитеты в сочетании с метафорой, что помогает выразить свое впечатление и отметить наиболее яркие признаки природы, богатство красок в один из летних дней.

При изображении же ночи характер и значение изобразительных средств уже иные, так как автор хочет показать не только картины природы, но и нарастание ночной таинственности и чувство возрастающей тревоги, следовательно, нет необходимости использовать яркие изобразительные эпитеты. Тургенев для передачи тревожных чувств пользуется целым комплексом языковых средств: эмоциональными эпитетами, сравнениями, метафорами и олицетворениями.

Таким образом, сам отбор изобразительных средств у Тургенева, как мы убедились, внутренне обоснован и играет огромную роль в описании природы.

Для чего, с какой целью Тургенев ввел в свой рассказ обширные описания картин природы? Жизнь крестьянских детей, в отличие от городских, всегда связана с природой, и в рассказе Тургенева природа показана, прежде всего, как условие жизни крестьянских мальчиков, рано приобщающихся к сельскохозяйственному труду. Было бы фальшиво, да и невозможно, изображая детей в ночном, не показывать природу. Но она дана не только как фон или условие жизни крестьянских детей.

Картины наступающей ночи вызвали у художника чувство беспокойства и тревоги, а картины летнего дня – чувство радости жизни. Таким образам, картины природы вызывают те или иные настроения автора.

Рассказ начинается с изображения «прекрасного летнего дня», а заканчивается изображением ясного летнего утра. Пейзаж служит зачином и концовкой произведения.

Итак, функция пейзажа у Тургенева необычайно разнообразна: она служит фоном жизни героев, определяя построение произведения, образуя его зачин и концовку; воздействует на воображение героев; оттеняет душевное состояние героя, раскрывая движение души; несет социальную функцию; пронизывается философскими размышлениями о вечной борьбе добра и зла.

Таким образом, природа показана Тургеневым как сила, воздействующая и на рассказчика, и на мальчишек. Природа живёт, изменяется, это действующее лицо в рассказе. Она вмешивается в жизнь человека. Когда ребята рассказывают свои истории, слышится всплеск щуки, покатилась звезда; слышится «протяжный, звенящий, почти стенящий звук», появляется белый голубь, который «налетел прямо в это отражение, пугливо повертелся на одном месте, весь обливаясь горячим блеском, и исчез, звеня крылами». И в этом своеобразие восприятия природы И.С.Тургеневым.

Список используемых источников в литературе

1. А.П. Валагин, И.С. Тургенев «Записки охотника»: Опыт анализирующего чтения /А.П. Валагин // Литература в школе. – 1992. - № 3-4. – С. 28-36.

2. И.С. Тургенев Бежин луг - М.: Просвещение, 2005.

3. Н.А. Николина, Композиционно стилистическое своеобразие рассказа
И. С. Тургенева «Бежин луг» / Н. А. Николина // Рус. яз. в школе. – 1983.
- № 4. – С. 53-59.

4. Е.А. Кикина, Человек между светом и тьмой: материалы к урокам по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг» / Е. А. Кикина // Лит-ра: Приложение к газете «Первое сентября». – 2005. - № 21. – С. 3-4.

5. С.П. Белокурова, Словарь литературоведческих терминов, - СПб.: Паритет, 2007.

«Пейзаж и его роль в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Цель урока: дать учащимся возможность почувствовать мастерство писателя в описании природы, увидеть богатство выразительных средств языка.

Задачи:

    установить взаимосвязь человека и природы в рассказе;

    определить роль пейзажа в рассказе;

    продолжить формировать навыки анализа художественного текста, выразительного чтения; развивать воображение;

    воспитывать трепетное отношение к природе.

Тип урока: урок изучения нового материала (анализ художественного текста).

Формы работы уч-ся: индивидуальная, фронтальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.

1. Организационный момент.

Давайтемы тоже улыбнемся друг другу, чтобы искорки добра загорелись в каждом из нас.

2. Введение в тему, постановка целей урока.

Учитель : Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с произведением И. С. Тургенева « Бежин луг». Скажите, пожалуйста, с каким местом в среднерусской полосе связано имя И. С. Тургенева? (Спасское-Лутовиново ).

Учитель: Спасское – одно из самых привлекательных мест во всей средней России. Оно лежит среди обширной черноземной равнины, изрытой глубокими оврагами, с холмами, изредка покрытыми лиственными лесами. Окрестности живописны и величавы…. Особенно красива сама усадьба. Память о родовом имении, тайной красоте Спасского запечатлелась в поэтических произведениях Ивана Сергеевича (учитель читает на фоне слайдов природы):

Гуляют тучи золотые

Над отдыхающей землей;

Поля просторные, немые

Блестят, облитые росой…

Молчит и млеет лес высокий,

Зеленый, темный лес молчит.

Лишь иногда в тени глубокой

Бессонный лист прошелестит.

Звезда дрожит в огнях заката,

Любви прекрасная звезда,

А на душе легко и свято,

Легко, как в детские года.

Ребята, скажите, пожалуйста, как соотносится увиденное и услышанное вами? (Мы увидели картины природы и услышали стихотворение, в котором автор тоже описывает природу.)

Предположите, какова будет тема нашего урока. (Природа в рассказе « Бежин луг»)

А как называется картина природы в художественном произведении? (Пейзаж).

Тема нашего урока: «Пейзаж и его роль в рассказе И. С. Тургенева « Бежин луг».

А эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку будут слова самого И. С. Тургенева:

« Природа – единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек – таков он и есть… Чем была бы природа без нас, - чем были бы мы без природы? И то и другое немыслимо! … как бесконечно сладостна – и горька – и радостна и в то же время тяжела жизнь!..»

Как вы понимаете слова писателя?

Опираясь на слова И. С. Тургенева, поставьте цели урока. В чем мы должны будем сегодня разобраться, что открыть для себя, чему научиться?

(Установить взаимосвязь человека и природы в рассказе, определить роль пейзажа в рассказе, научиться выразительно читать и анализировать текст).

3. Изучение нового материала.

(Работа с текстом)

– Какой пейзаж предстает пред охотником в самом начале рассказа? Найдите это место в тексте, прочитайте выразительно, чтобы легче представить июльский день. (Рассказ «Бежин луг» начинается лирическим пейзажем, проникнутым чувством радости жизни, - описанием «прекрасного июльского дня»).

Дайте название этому пейзажу. (« Прекрасный июльский день»)

Какие же они, краски июльского дня? (Небо ясное; румянец, солнце не огнистое, не тускло-багровое, приветно-лучезарное, лиловое).

Найдите в рассказе, чем пахнет день в июле? (Полынью, сжатой рожью, гречихой. )

Каково настроение пейзажа, открывающего рассказ? (М ажорное сообщение о наступившем новом дне, радость встречи с природой ).

Вывод: Июльский день создает впечатление радостное и спокойное. Пейзаж «Бежина луга» намечает тему рассказа – тему красоты природы – и создает светлое настроение.Эта первая часть рассказа создает живой образ русской летней природы.

Развитие пейзажа .

- В такой именно день рассказчик удачно поохотился и с полным тяжелым ягдташем собирается в обратный путь. Взбирается на холм, ожидая увидеть знакомый пейзаж, но не увидел. Идет в сторону, где, казалось, вот-вот должен был подтвердить догадку о месте своего пребывания, но несколько раз ошибается, пока, наконец, не понимает, что заблудился. Давайте последим, как меняется окружающая обстановка и ее восприятие.

(Чтение уч-ся отрывка).

Итак, на смену дня приходит ночь. Как меняются краски рассказа, его интонация?

(Из июльского кроткого дня повествователь погружается в неприятную, неподвижную подземную сырость природного нутра. Мертво белеет густая высокая трава на дне оврага, куда попадает странник.)

Какие звуки мы слышим?

Что чувствует наш охотник? (Тревогу, растерянность)

Найдите слова и выражения, которые передают чувства человека?

(«Да как же это я сюда зашел? Так далеко? Странно!» - недоумевает охотник. Ощущение странности происходящего не покидает героя. Здесь все не менее таинственно, чем в историях мальчиков: большие белые камни в лощине, «казалось,… сползлись туда для тайного совещания, и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце… сжалось». Странник оказывается на грани катастрофы – ночь Природы ставит его «над страшной бездной».)

Внутренний монолог героя, риторические вопросы, лексика, символизирующая что-то жуткое, темное, зловещее, тревожное, подчеркивают растерянность героя.

Учитель: В рассказе «Бежин луг» звучат слова автора: «Мрак боролся со светом». Как вы их понимаете?

(В описание природы входит светлая часть дня и темная – вечер и ночь.)

Составление таблицы:

Светлая часть дня.

Вечер и ночь .

Яркий свет, ясность

Угрюмый мрак, темнота

Покой и кротость души

Тревога, страх, замирание перед бездной

Светлая часть – это яркий свет; ясность, покой и кротость души. Вечер и ночь – это таинственность, все большая тревога, страх, блуждание в незнакомой местности и, наконец, замирание перед бездной; непонятное, таинственное и страшное, что может быть не только в природе, но и в человеческой душе.

Возникает вопрос: «Кто же победит в рассказе? Ночной мрак или свет утра?». Ответить на этот вопрос я попрошу вас в конце урока.

Учитель: А сейчас давайте посмотрим, б удет ли другое описание ночи в рассказе? П опытаемся представить себе тихую росистую ночь; неподалеку горит костер, рядом река, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Ребят незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные небылицы. Они для нас необычны. Они другие.

П онаблюдаем, что же они видят ночью, что видит автор рассказа?

Прочитайте и озаглавьте эпизод описания глубокой ночи. (Уч-ся читают эпизод .)

- Каким мы видим пейзаж здесь? Какие звуки слышим?

(Пейзаж меняется, когда автор переходит к характеристике мальчиков и к их «страшным историям». Тургенев, с одной стороны, любуется природой, красотой ночи, с большим интересом слушает их таинственные рассказы, а с другой – как бы вместе с ними переживает непонятные явления природы «Торжественно и царственно стояла ночь…» и «… странный, резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и, спустя несколько мгновений, повторился уже далее…»).

Ребята, вы ведь тоже, наверное, замечали, что днем вы себя чувствуете по-другому, не так, как ночью? А как?

- Действительно, под влиянием темноты в рассказе нарастает настроение таинственности и неопределенной тревоги, подготавливающее читателя к основной части рассказа – к беседе мальчиков о домовых и леших.

Ребята, у вас было домашнее задание - подготовить художественный пересказ былички от лица одного из героев рассказа. Попробуйте передать голосом то настроение таинственности, которое присутствует в рассказе.

(Дети рассказывают.)

Физкультминутка.

Работа по картине В. Е. Маковского « В ночном»

Полностью ли картина отражает текст рассказа?

Кого из мальчиков "Бежина луга" напоминают фигурки детей, изображённые В.Е. Маковским?" (В мальчике, лежащем на первом плане, учащиеся узнают Федю. Мальчик, стоящий в правом углу картины, - это Павлуша. Увлечённо что-то рассказывает Илюша, а рядом с ним находится Костя.)

Совпадает ли время суток, изображенное на картине, со временем в рассказе?

( П ейзаж И.С. Тургенева описывает более раннюю картину рассвета, а на картине В.Е. Маковского утро уже полностью вступило в свои права. Изображённому на картине больше соответствует заключительный пейзаж, показанный в рассказе: "… полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света".

Для сопоставления пейзажа на картине и в тексте учитель читает фрагмент рассказа – описание рассвета.

Вопросы к тексту:

    В чём различие изображения природы на картине и в тексте рассказа?

    Какое изображение природы полнее: словесное или изобразительное? (На картине художник показал один момент пейзажа, а писатель в рассказе представил картину восхода солнца в движении.)

Посмотрите на составленный вами план. Что вы можете сказать о композиции рассказа? Как чередуются в рассказе описания природы? Как вы ответите на вопрос: «П обедил ли свет утра в рассказе?»

По словам В. Г. Белинского, Тургенев «любит природу не как дилетант, а как артист, и потому никогда не старается изображать её только в поэтических видах, но берет ёё, как она ему представляется». Его пейзаж подвижен: он живет, изменяется. Тургенев обнаруживает себя тонким наблюдателем различных оттенков красок, звуков, запахов поля и леса при переходе от дня к ночи, от ночи к утру.

Определите, какими художественными приёмами пользуются автор при описании картин природы.

Задание по рядам:

1 ряд: Найти тропы в описании неба, солнца, облаков, ветра.

2 ряд: Найти тропы в описании леса, растений.

3 ряд: Найти тропы в описании животных.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: А сейчас подведем итог урока и для этого проведем маленький эксперимент. Представьте себе, что Тургенев убрал из рассказа все картины природы. Что получится? Что теряется при этом? Нужны ли описания природы?

(Б ез картин природы, без этих пейзажных зарисовок исчезнет обаяние и вся прелесть этого коротенького, но такого красивого рассказа. Картины природы помогли нам глубже понять и характеры действующих лиц рассказа).

    Чем является природа для мальчиков? (Для мальчиков, которых встретил охотник у ночного костра, природа, с одной стороны их жизнь, даже праздник: « Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков». С другой стороны, природа для них полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил в историях о домовом в рольне, о Гавриле и русалке, о Ермиле и барашке, о бучиле, о лешем, о водяном.)

- Помогло ли описание природы раскрыть характеры крестьянских детей?

( Н а фоне прекрасной природы деревенские ребятишки кажутся еще привлекательнее, т.е. усиливается внутренняя красота крестьянских детей. Самый отважный из мальчиков, Павлуша, не боится опасностей, которыми полна природа: « Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка». В то же время Павлуша полностью доверяется судьбе: « Своей судьбы не минуешь»).

Учитель: А сейчас проверьте себя, правильно ли вы установили связь между человеком и окружающей его природой в рассказе Тургенева ? Для этого выполните следующее задание:

Задание: Выберите соответствующий комментарий к картинам природы:

1.Описание июльского дня.

П рирода живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба.

2.Ночь приближалась и росла, как грозовая туча.

П рирода пугает охотника, враждебна ему.

3.Торжественно и царственно стояла ночь.

Человек чувствует себя частью природы. Описание природы создает атмосферу таинственности, показывает, что неизбежно должно произойти нечто фантастическое .

Да, природа таинственна, а если не разгадать ее тайны, она устрашающе действует на умы людей. Но в этом противостоянии человека и природы верх берет человек. К ак сказал В.Г. Белинский: «Природа – вечный образец искусства, а величайший и благороднейший предмет в природе – человек».

- Ребята, обратите внимание ещё на одно высказывание И. С. Тургенева:

«…Природа не справляется с логикой, с нашей человеческой логикой; у нее есть своя, которую мы не понимаем и не признаем до тех пор, пока она нас, как колесом, не переедет».

А что значит «пока она нас, как колесом, не переедет»? (Может быть, накажет? Ведь человек часто обижает природу, мусорит в лесу, неосторожно обращается с огнем. И она наказывает: горят не только леса, но и дома.)

Сопоставьте это высказывание И. С. Тургенева с высказыванием, которое мы взяли эпиграфом к нашему уроку. Какой вывод для себя вы можете сделать?

- Выразите свое отношение к уроку:

Мне было интересно, когда…

Мне было трудно, когда…

Мне понравилось…

Мне не понравилось…

Оценки за урок.

Домашнее задание.

Н аписать небольшое сочинение-размышление на тему: «Человек и природа».

Ночной пейзаж в рассказе «Бежин луг»

Рассказ И. О." Тургенева «Бежин луг» занимает особое место в композиции «Записок охотника», однако именно он «наиболее подвергался искажению в критике». Интерпретации этого рассказа различны и часто противопоставлены друг другу. По мнению современных исследователей, -- это произведение, в котором «русский крестьянский мир - крестьянские дети - показан не только в его обездоленности, но также в его одаренности духовной красоте». Но также следует отметить и великую роль природы в этом рассказе. Природа под пером И. С. Тургенева встает как живая во всей своей зрительной наглядности; писатель чутко замечает и тонко отмечает разнообразные оттенки зрительных, слуховых ощущений, воспринимаемых от явлений природы в разные моменты дня и ночи; природа в изображении Тургенева органически соединена с переживаниями человека, настраивает ночью на ощущения какой-то таинственности соединенной с некоторой боязнью и страхом перед непонятными ночными звуками, шорохами, темнотой, мигающими звездочками, пробуждает творческую фантазию в подростках, которые только еще входят в жизнь и все интересуются. Но они, как и писатель, не только тонко замечают, но и любят природу.

Рассказ открывается пейзажем летнего дня. Использованные для описания природы автором цвета поражают своей утончённостью и разнообразием: приветно-лучезарный, лиловый, блеск кованого серебра, золотисто-серый, бледно-лиловый. Природа царственна и благосклонна… Человека в пейзаже нет, он не властен управлять этой мощью и красотой, а лишь с восторгом взирает на Божие творение. . Обилие света является как противостояние тьме. Свет градирует, усиливается от утра к полудню и снижается к вечеру. Присутствует обилие растительности (кусты, густая, высокая трава, гречиха, полынь, сжатая рожь), птиц и животных (кулички, собаки, лошади, ястребок, перепела, голубь, цапля), знакомых звуков и запахов, которые ассоциируются с живым миром (голоса, живые звуки, кричали перепела, звуки колокола, запело, зашумело, заговорило, пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой). .

Также здесь есть обильное количество антитез (день-ночь, свет-мрак, жизнь-смерть, покой-тревога). В семантической композиции произведения ему противопоставлены «мрак», «темнота» («мрак боролся со светом»). Именно ночной пейзаж играет особую роль в создании образно-символического плана произведения. Система речевых средств, передающих наступление темноты, динамична. Первые сравнения носят бытовой характер:

«Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошел в погреб; густая высокая, белела ровной скатертью ».

Постепенно увеличивается роль средств, передающих эмоциональную напряженность рассказчика и загадочность окружающей природы (как-то жутко, таинственно кружась, оксюморон смутно-ясное небо и т. п.).

Метафорическое словоупотребление выступает как ведущий принцип лексико-семантической организации данного фрагмента текста:

«Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота».

Метафоры и сравнения создают определенный эмоционально-экспрессивный ореол и вокруг нейтральных единиц контекста. Ночной пейзаж в рассказе «Бежин луг» характеризуется особым изображением реалий, которые носят абстрактный, отчасти гиперболический характер. Это не столько описание леса средней полосы России, сколько обобщенная передача наиболее характерных природных элементов расширяющегося пространства:

«Я быстро отдернул занесенную ногу и, сквозь едва прозрачный сумрак ночи, увидел далеко под собою огромную равнину. Широкая река огибала ее уходящим от меня полукругом… Холм, на котором я находился, спускался вдруг почти отвесным обрывом; его громадные очертания отделялись, чернея, от синеватой воздушной пустоты…»

Одновременно углубляется двойственность повествователя: с одной стороны, подчёркивается его объективность, с другой стороны, более эмоциональными и субъективными становятся его оценки:

  • А) … с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе.
  • Б) так высоко, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось.

Регулярно повторяются, в данном описании слова одной лексико-семантической группы мрак, темнота, мгла, сумрак, которые характеризуются устойчивым символическим ореолом. Описание завершается образом «страшной бездны».

Такое движение речевых средств не случайно - в данном фрагменте текста это форма выражения образно-символического плана: внешний, дневной, мир скрывает «безымянную бездну» ночи, перед которой оказывается повествователь. Человеческое «я» в данной композиционной части противопоставлено природе - вечной Изиде.

И на самом деле, ночная природа в рассказе играет очень важную роль. Она не даёт пытливой мысли человека полного удовлетворения, поддерживает ощущение неразрешённости загадок земного бытия. Тургеневская ночь не только жутка и таинственна, она ещё и царственно прекрасна своим «тёмным и чистым небом, которое «торжественно и необъятно высоко» стоит над людьми, «томительными запахами», звучными всплесками больших рыб в реке.

Она духовно раскрепощает человека, очищает его душу от мелких повседневных забот, тревожит его мировоззрение бесконечными загадками мироздания: «Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь… Бесчисленные золотые звёзды, казалось, тихо текли всё, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…»

Совершающейся во мраке ночной своей жизнью природа наталкивает детишек у костра на красивые, фантастические сюжеты легенд, диктует их смену, предлагает детям одну загадку за другой и сама же нередко подсказывает возможность их разрешения. Рассказ о русалке предваряется шуршанием камышей и загадочными всплесками на реке, а также полётом падающей звезды - души человеческой, по крестьянским поверьям. Образ мифической русалки удивительно чист и как бы соткан из самых различных природных стихий. Она светленькая и беленькая, как облачко, серебряная, как свет месяца лил блеск рыбки в воде. И «голосок… у неё такой тоненький и жалобный», как голос того загадочного «зверка», который «слабо и жалобно пискнул среди камней».

Так вслед за кратковременными страхами летняя ночь приносит охотнику и крестьянским ребятишкам проблески надежд, а затем мирный сон и успокоение. Всесильная по отношению к человеку ночь сама по себе лишь миг в живом дыхании космических сил природы, восстанавливающих в мире свет и гармонию: «Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось… Не успел я отойти двух вёрст, как уже полились кругом меня… сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света… Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже умытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня промчался отдохнувший табун…». .

Мир мальчиков в рассказе «Бежин луг» -- мир поэтический и во многом привлекательный для повествователя. Отношение детей к природе существенно отличается от позиции охотника в начале рассказа. Для крестьянских мальчиков природа представляет единое целое, каждая точечка которого соединена с остальными. Взгляды героев комментируются, осмысливаются и в ряде случаев опровергаются как повествователем, так и самими персонажами, преломляются в разных субъектных сферах и предстают в двойном освещении. Принцип соответствия двух планов -- реального и фантастического -- выступает как ведущий композиционный принцип данной части произведения. Описательные контексты, обрамляющие рассказы детей, создают впечатление неисчерпанности объяснения, приблизительности мотивировок, которое усиливается за счет употребления атрибутивных рядов типа непонятный ночной звук, странный, резкий, болезненный звук и т. д. «Мир, надвигающийся со всех сторон на слабый огонёк ночного костра, не теряет своей поэтической таинственности, глубины, неисчерпаемости... Ночная природа не дает пытливой мысли человека самоудовлетворения, поддерживает ощущение нёразрешенности загадок земного бытия». В то же время Образ ночи связан я с мотивом откровения, иррационального приближения к истине: не случайно именно в ночных рассказах мальчиков содержатся элементы проспекций -- трагические упоминания о судьбе других героев «Записок охотника» (Акулины, Акима-лесника), таким образом, «Бежин луг» действительно выступает «средоточием поэтической линии» цикла. .

Восходом могучего светила и открывается и закрывается «Бежин луг» - один из лучших рассказов о русской природе и о её детях. В «Записках охотника» Тургенев создавал живой поэтический образ России, увенчивала который жизнеутверждающая солнечная природа. В крестьянских детях, живущих в тесном союзе с нею, он прозревал «зародыш будущих великих дел, великого народного развития, дающие картине природы яркую поэтическую образность, согласную с духом тех народных легенд, которые рассказывают крестьянские ребятишки в таинственную ночь у костра.

Мы видим наступление вечера, закат солнца. Сгущаются ночные тени, призрачной становится местность, истомленные охотник и собака сбиваются с дороги, теряют самообладание, испытывая острое чувство одиночества и потерянности. Властно вступает в свои права таинственная и загадочная жизнь ночной природы, перед которой отнюдь не всесилен человек. Напоминает ему об этом бесшумный полёт испуганных птиц, угрюмый, клубящийся мраком, слабый и жалобный писк какого-то зверка между камней.

Вряд ли в этом рассказе мы обнаружим того, кого принято называть «главным героем». Потому что сами люди, взрослые и дети, о которых рассказывается в произведении, не являются «главными» по отношению ко всему, что их окружает. «Главнее» их -- ночь, огонь костра, звезды на небе, само небо в его непредставимой и тревожащей беспредельности. Наконец, планета Земля, несущаяся в космической пустоте по своему неизбывному кругу,-- смутное ощущение этого движения испытывает рассказчик. А если уж говорить о главенствующем положении представителей не человеческого, но космологического ряда, то следует признать, что подлинным главным героем рассказа является Солнце. Описание восходящего солнца «обрамляет» рассказ, хотя всё его ночных событий и происшествий.

Действие рассказа начинается вечером, после захода солнца («уже вечерняя заря погасла»), но во вступительной части автор дает описание уходящего дня, отчетливо фиксируя его доли: «С самого раннего утра... Около полудня... К вечеру.. .» Важнейшим элементом этого описания является восход солнца: «Солнце -- не огнистое, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо лучезарное -- мирно всплывает над узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман... Но вот опять хлынули играющие лучи,-- и весело я величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило». . В финале рассказа охотник, уходя от костра, находится, судя по всему, спиной к восходящему солнцу. Но эффект «солнечного присутствия» от этого не слабеет, просто взгляд наблюдателя направлен не вверх, но «вокруг». Невидимую часть заливаемого солнцем пространства земли рассказчик дополняет воображением: «Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня по широкому мокрому лугу, и спереди, по зазеленевшимся холмам, от лесу до лесу, и сзади по длинной пыльной дороге, по сверкающим, обагренным кустам, и по реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана, -- полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света». .

Возбуждая суеверные чувства сначала в душе охотника, а потом в сознании крестьянских ребят, тургеневская ночь даёт лишь намёки на возможность реалистического объяснения её загадок и таинств. Она всесильна и всевластна, окончательное слово разгадки она бережёт от человека в тёмной своей глубине.

Основным этапам развития художественной идеи соответствует в семантической композиции произведения противопоставление «свет» - «мрак» -- «свет», а во внешней композиции - его трехчастное строение. В первой части рассказа, как уже отмечалось, доминирующим является образ света, лексические средства, используемые в ней, характеризуются общими семантическими признаками «кроткий», «мирный» (кроткий румянец, приветливо лучезарное солнце, ровная синева, мирно всплывает, спокойно закатилось, трогательная кротость). Эти «обертоны смысла» (Б. А. Ларин) взаимодействуют во вступлении с другими, порожденными единицами «знойная засуха», «пожар», «буря», «гроза» -- образ безмятежно-светлой природы оказывается внутренне противоречивым, что подготавливает систему образов центральной части рассказа. В ней господствуют образы Тьмы, мрака, ночи, противопоставленные образу света. Фантастичность рассказа вносит тёмные черты в природу, которые обычно отпугивают людей, вселяют чувство страха, которое присуще тогда, когда приходит мрак. Рассказы мальчишек далеки от действительности, но, тем не менее, они впечатляют и навевают страшные мысли. И страх приходит лишь потому, что всё происходит ночью, в самое таинственное время дня, которое само по себе не влечёт людей, а, наоборот, отпугивает. Поэтому легенды, которые мальчики рассказывают друг другу, выглядят ещё более впечатлительными и запоминающимися. Но в последней части произведения «мрак» отступает, побеждает «свет»:

... полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света. Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило . .

Описания ночного и утреннего пейзажа обнаруживают при этом систему перекличек и соответствий (неподвижное, темное зеркало реки, река, стыдливо синевшая из-под редеющего тумана ), а звукообозначения дополняются цветообозначениями, которые соотносятся со вступлением. .

Также удивительную картину ночи мы наблюдаем в рассказе «Лес и степь». Читая первые строки рассказа, мы погружаемся в то ночное спокойствие, о котором говорит нам автор. Особенности ночи описаны очень подробно. Тургенев не хотел упускать даже мелкие детали. В изображении природы отсутствует простота, которую мы привыкли видеть, автор открывает перед нами новую картину природы, даёт возможность её ощутить и насладиться ею. Всего несколько строк в начале рассказа, и мы уже ощущаем то необыкновенное спокойствие, которое бывает только летом, и видим чистое «тёмно-серое» небо, на котором «кое-где мигают звёзды ». Лёгкая прохлада, шум деревьев, серые тени - всё это успокаивает нас, помогая забыть о проблемах приближающегося утра. Мы привыкли соотносить ночь со спокойствием, тишиной, беззаботностью, также с романтикой, красотой, таинственностью - это то, какой мы видим ночь, и автор не противоречит нашим представлениям, а, напротив, изображает их более яркими и насыщенными. Мы слушаем «сдержанный, неясный шёпот ночи», пытаясь его понять, сливаемся воедино с ночной тишиной и полностью погружаемся в мир, созданный И. С. Тургеневым.

Природа в "Бежине луге" дана в богатстве ее красок, звуков и запахов. Вот какое богатство цвета дает Тургенев в картине раннего утра: «Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня... сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света... Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы...»

Вот какими звуками пронизана величавая тургеневская мочь: «Кругом не слышалось почти никакого шума... Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной... Одни огоньки тихонько потрескивали». Или: «Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук, один из тех непонятных ночных звуков, которые возникают иногда среди глубокой тишины, поднимаются, стоят в воздухе и медленно разносятся, наконец, как бы замирая. Прислушаешься -- и как будто нет ничего, а звенит. Казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом. и слабый, шипящий свист промчался по реке».

А вот как весело и шумно пробуждается у Тургенева ясное летнее утро: «Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило... мне навстречу, чистые и ясные, словно... обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола».

Любит Тургенев говорить и о запахах изображаемой им природы. К запахам природы писатель вообще не равнодушен. Так, в своем очерке «Лес и степь» он говорит о теплом запахе ночи», о том, что «воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом гречихи и кашки». Так же, описывая летний день в «Бежином луге», он замечает:

«В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости».

Изображая ночь, писатель говорит и о ее особом запахе:

«Темное, чистое небо торжественно и необъятно-высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный томительный и свежий запах--запах русской летней ночи».

Природа у Тургенева изображается в движении: в сменах и переходах от утра к дню, ото дня к вечеру, от вечера к ночи, с постепенным изменением красок и звуков, запахов и ветров, неба и солнца. Изображая природу, Тургенев показывает постоянные проявления ее полнокровной жизни.

Как писатель-реалист, Тургенев изображает природу глубоко правдиво. Его описание пейзажа психологически обосновано. Так, для описания ясного летнего дня Тургенев предпочтительно пользуется зрительным эпитетом, потому что автор ставит себе цель показать богатство красок озаренной солнцем природы и выразить свои самые сильные впечатления от нее. При изображении наступающей ночи характер и значение изобразительных средств уже совершенно иные. Оно и понятно. Здесь автор ставит цель показать не только картины ночи, но и нарастание ночной таинственности и чувство возрастающей тревоги, которое возникло в нем в связи с наступлением темноты и потерей дороги. Поэтому отпадает надобность в ярком изобразительном эпитете. Вдумчивый художник, Тургенев пользуется в данном случае эмоциональным, выразительным эпитетом, хорошо передающим тревожные чувства рассказчика. Но и им он не ограничивается. Чувство страха, тревоги и беспокойства автору удается передать лишь сложным комплексом языковых средств: и эмоционально-выразительным эпитетом, и сравнением, и метафорой, и олицетворением:

«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота... с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе... Я отчаянно устремился вперед... и очутился в неглубокой. кругом распаханной лощине. Странное чувство тотчас овладело мною. Лощина имела вид почти правильного котла с пологими боками; на дне ее торчало стоймя несколько больших белых камней,-- казалось, они сползлись туда для тайного совещания,-- и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось. Какой-то зверек слабо и жалобно пискнул между камней».

Писатель в данном случае не столько озабочен изобразить природу, сколько выразить свои беспокойные чувства, которые она у него вызывает.

Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка

Сравнение

Метафора

Олицетворение

«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча»; «кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом»; «громадными клубами вздымался угрюмый мрак»

«Отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темно та»; «с каждым мгновением на двигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак»; «сердце у меня сжалось»

«На дне ее (лощины) торчало стоймя несколько больших белых камней,-- казалось, они сползлись туда для тайного совещания»

«Ночная птица пугливо нырнула в сторону»; «вздымался угрюмый мрак»; «глухо от давались мои шаги»; «я отчаянно устремился вперед»; в лощине «было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо»; «какой-то зверек слабо и жалобно пискнул»

Приведенных примеров вполне достаточно, чтобы окончательно убедить учащихся в том, как вдумчиво отбирал Тургенев изобразительные средства языка. Следует при этом особо подчеркнуть, что картина надвигающейся ночи раскрывается через восприятие обеспокоенного, встревоженного человека, который окончательно удостоверился в том, что он заблудился. Отсюда и помрачнение красок в описании природы: обеспокоенному воображению все представляется в мрачном свете. Такова психологическая подоснова картины ночи в ее первоначальной стадии.

Тревожный ночной пейзаж заменяется высокоторжественными и спокойно-величавыми картинами природы, когда автор вышел наконец на дорогу, увидел крестьянских ребятишек, сидевших у двух костров, и присел вместе с детьми у весело потрескивавших огоньков. Успокоенный художник увидел во всем великолепии высокое звездное небо и даже почувствовал особый приятный аромат русской летней ночи.

Летняя ночь у Тургенева

Признаки ночи

Картины ночи

Зрительные образы

Таинственные звуки

«Темное, чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием»; «я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь»; «бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по на правлению Млечного Пути...»

«Кругом не слышалось почти никакого шума... Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной... Одни огоньки тихонько потрескивали»

«Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук...»; «казалось... кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке»; «странный, резкий, болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и спустя несколько мгновений повторился уже далее»

«Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах -- запах русской летней ночи»; под утро «в воздухе уже не так сильно пахло, -- в нем снова как будто разливалась сырость»

«Картина была чудесная!»

«Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки,-- раздался вдруг детский голос Вани, -- гляньте на божьи звездочки, -- что пчелки роятся»

«Глаза всех мальчиков поднялись к небу и не скоро опустились»

«Мальчики переглянулись, вздрогнули»; «Костя вздрогнул. -- Что это? -- Это цапля кричит.--спокойно возразил Павел»

Полная загадочных звуков, ночная природа наводит на мальчиков чувство безотчетного страха и вместе с тем усиливает обостренное, почти болезненное любопытство их к рассказам о таинственном и страшном.

Таким образом, природа показана Тургеневым как сила, активно воздействующая и на автора, и на его героев. И на читателя, добавим мы от себя.

И. С. Тургенев – проницательный и прозорливый художник, чуткий ко всему, умеющий подмечать и описывать самые незначительные, мелкие детали. Тургенев в совершенстве владел мастерством описания. Все его картины живы, ясно предоставлены, наполнены звуками. Тургеневский пейзаж психологичен, связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом.

Несомненно, пейзаж в рассказе «Бежин луг» играет важную роль. Можно сказать, что весь рассказ пронизан художественными зарисовками, которые определяют состояние героя, подчеркивают его настроение, чувства, определяют внутреннее напряжение. «Бежин луг», собственно, и начинается с пейзажных зарисовок. Автор описывает прекрасный июльский день, когда «все краски смягчены, светлы, но не ярки», когда чувствуется «трогательная кротость» природы, воздух сух и чист. Предстают перед глазами эти картины и чувствуются запахи полыни, сжатой ржи, гречихи, о которых упоминает автор.

День чудесен! Герой доволен охотой за тетеревами. Однако чувство спокойствия и гармонии длилось недолго. Наступил вечер, начало смеркаться. Герой сбился с пути, заблудился, им овладело внутреннее беспокойство. С помощью описания природы автору удается показать его смятение. Героя сразу охватила неприятная, неподвижная сырость, отчего сделалось жутко. Уже «носились» летучие мыши, и запоздалые птицы торопились в свои гнезда. По мере того как охотник понимал, что заблудился серьезно и по темноте сегодня из леса уже не выберется, «ночь приближалась и росла, как грозовая туча», отовсюду «лилась темнота». И вот когда надежда добраться до дома окончательно оставила героя, он вышел на Бежин луг, где деревенские ребята сидели у костра. Они пасли табун лошадей. В этой романтической обстановке они рассказывали друг другу разные истории. Охотник присоединился к ним. Постепенно чувство тревоги ушло и сменилось новыми чувствами: спокойствием, умиротворением. Он стал любоваться небом, рекой, потрескивающим племенем костра, наслаждаться особенным, томительным и свежим «запахом русской летней ночи».

С любопытством рассказчик слушал истории ребят. В самые напряженные моменты рассказов природа, будто прислушиваясь к ним, посылала небольшие сюрпризы. Всякий раз в самый страшный момент что‑то происходило. После рассказа Кости о встрече плотника Гаврилы с русалкой ребята слышат «протяжный, звенящий, почти стенящий звук», который неожиданно возник из тишины и медленно разнесся в воздухе. История, рассказанная Ильюшей о том, как псарь Ермил повстречал нечистую силу в образе барашка, пугает детей еще больше потому, что вдруг неожиданно собаки поднялись и с судорожным лаем бросились прочь от огня и исчезли во мраке. Рассказ о покойниках и предвидении смерти вводит ребят в задумчивость. Появившийся белый голубок, откуда ни возьмись подлетевший к костру, покружившийся на одном месте и растворившийся в ночной мгле, наводит их на мысль о том, не праведная ли это душа, летящая на небо. «Странный, резкий, болезненный крик цапли», раздавшийся в тишине, служит переходом к разговору о загадочных и страшных звуках: так может душа «жалобиться» или кричать леший. Все эти картины передают тревогу, страх, напряжение ребят, подчеркивают их настроение. «Божьи звездочки», внимание к которым привлекает маленький Ваня, помогает всем детям увидеть красоту ночного неба.

Тургеневский пейзаж психологичен, связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом.

Заканчивается рассказ тоже описанием природы. «Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило», новый день, необыкновенно красивый, солнечный и яркий, соединенный со звуками колокола и бодрящей свежестью, служит финальным аккордом этого замечательного произведения.

Мастерство И. С. Тургенева помогает читателям почувствовать красоту родной природы, обратить внимание на то, что происходит в ней ежеминутно, ежечасно.

    • «Записки охотника» – это книга о русском народе, крепостном крестьянстве. Однако рассказы и очерки Тургенева описывают и многие другие стороны русской жизни того времени. С первых очерков своего «охотничьего» цикла Тургенев прославился как художник, обладающий удивительным даром видеть и рисовать картины природы. Тургеневский пейзаж психологичен, он связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом. Свои мимолетные, случайные «охотничьи» встречи и наблюдения писатель сумел воплотить в типические […]
    • Иван Сергеевич Тургенев – замечательный русский писатель XIX в., снискавший уже при жизни читательское призвание и мировую известность. Его творчество служило делу отмены крепостного права, вдохновляло на борьбу с самодержавием. В произведениях Тургенева поэтически запечатлены картины русской природы, красота подлинных человеческих чувств. Автор умел глубоко и тонко постигать современную жизнь, правдиво и поэтично воспроизводя ее в своих произведениях. Подлинный интерес жизни он видел не в остроте ее внешних […]
    • В 1852 году И.С.Тургенев написал повесть «Муму». Главный персонаж повести - Герасим. Он предстает перед нами человеком с доброй отзывчивой душой – простой и понятной. Такие персонажи встречаются в русских народных сказках и отличаются своей силой, рассудительностью и душевностью. Для меня Герасим - это яркий и точный образ русского народа. С первых строк повести я отношусь к этому персонажу с уважением и состраданием, а значит, я с уважением и состраданием отношусь ко всему русскому народу той эпохи. Всматриваясь […]
    • В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» главным героем выступает Евгений Базаров. Он с гордостью говорит о том, что он – нигилист. Понятие нигилизм означает такой вид убеждений, в основе которого – отрицание всего накопленного на протяжении долгих веков культурного и научного опыта, всех традиций и представлений о социальных нормах. История этого общественного движения в России связана с 60 -70 –ми гг. XIX века, когда в обществе наметился перелом в традиционных общественных взглядах и научных […]
    • Роман «Отцы и дети» был создан в крайне сложный и конфликтный период. На шестидесятые годы девятнадцатого века пришлось сразу несколько революций: распространение материалистических взглядов, демократизация общества. Невозможность вернуться к прошлому и неопределённость будущего стали причиной и идейного, ценностного кризиса. Позиционирование этого романа как на «остросоциального», свойственное советскому литературоведению, влияет и на сегодняшних читателей. Разумеется, этот аспект необходимо […]
    • Внутренний мир Базарова и его внешние проявления. Тургенев рисует развернутый портрет героя при первом появлении. Но странное дело! Читатель почти сразу забывает отдельные черты лица и вряд ли готов их описать через две страницы. В памяти остается общий абрис – автор представляет лицо героя отталкивающе-некрасивым, бесцветным по краскам и вызывающе-неправильным по скульптурной лепке. Но тут же отделяет черты лица от их подкупающего выражения («Оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и […]
    • Возможны два взаимоисключающих утверждения: “Несмотря на внешнюю чёрствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их” (Г.Бялый) и “Разве не проявляется в отношении Базарова к родителям та душевная чёрствость, которая не может быть оправдана”. Однако в диалоге Базарова и Аркадия точки над i расставлены: “- Так видишь, какие у меня родители. Народ не строгий. - Ты их любишь, Евгений? - Люблю, Аркадий!” Здесь стоит вспомнить и сцену смерти Базарова, и его последний разговор с […]
    • Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из‑за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. […]
    • В февральской книжке «Русского вестника» появляется роман Tургенева «Отцы и дети». Роман этот, очевидно, составляет вопрос... обращается к молодому поколению и громко задает ему вопрос: «Что вы за люди?» Таков настоящий смысл романа. Д. И. Писарев, Реалисты Евгений Базаров, по свидетельствам писем И. С. Тургенева к друзьям, «самая симпатичная из моих фигур», «это мое любимое детище... на которого я потратил все находящиеся в моем расположении краски». «Этот умница, этот герой» предстает перед читателем натурой […]
    • Повесть И. С. Тургенева «Ася» иногда называют элегией несбывшегося, упущенного, но такого близкого счастья. Сюжет произведения прост, потому что автору важны не внешние события, а душевный мир героев, в каждом из которых есть своя тайна. В раскрытии глубин духовного состояний любящего человека автору помогает и пейзаж, который в повести становится «пейзажем души». Вот перед нами первая картина природы, знакомящая нас с местом действия, немецким городком на берегу Рейна, данная через восприятие главного героя. […]
    • Аркадий и Базаров очень непохожие люди, и дружба, возникшая между ними, тем удивительней. Несмотря на принадлежность молодых людей к одной эпохе, они очень разные. Необходимо учесть, что они изначально принадлежат к разным кругам общества. Аркадий – сын дворянина, он с раннего детства впитал то, что Базаров презирает и отрицает в своем нигилизме. Отец и дядя Кирсановы интеллигентные люди, ценящие эстетику, красоту и поэзию. С точки зрения Базарова, Аркадий – мягкосердечный «барич», размазня. Базаров не хочет […]
    • Свою статью «Русский человек на rendez vous» Н. Г. Чернышевский начинает с описания впечатления, произведенного на него повестью И. С. Тургенева «Ася». Он говорит, что на фоне преобладающих в то время рассказов делового, изобличительного рода, оставляющих в читателе тяжелое впечатление, эта повесть – единственно хорошая вещь. «Действие – за границей, вдали от всей дурной обстановке нашего домашнего быта. Все лица повести – люди из лучших между нами, очень образованные, чрезвычайно гуманные, проникнутые […]
    • Тургеневские девушки – героини, у которых ум, богато одаренные натуры не испорчены светом, они сохранили чистоту чувств, простоту и сердечную искренность; это мечтательные, непосредственные натуры без какой‑либо фальши, лицемерия, сильные духом и способные к трудным свершениям. Т. Виныникова Свою повесть И. С. Тургенев называет по имени героини. Однако настоящее имя девушки – Анна. Вдумаемся в значения имен: Анна – «грация, миловидность», а Анастасия (Ася) – «рожденная заново». Почему же автор […]
    • Повесть И. С. Тургенева «Ася» рассказывает о том, как знакомство главного героя господина Н. Н. с Гагиными перерастает в историю любви, которая оказалась для героя источником как сладостных романтических томлений, так и горьких терзаний, потом, с годами, утративших свою остроту, но обрекших героя на судьбу бобыля. Интересным является тот факт, что автор отказал герою в имени, нет и его портрета. Объяснения этому можно дать разные, но одно несомненно: акцент с внешнего И. С. Тургенев переносит на внутреннее, […]
    • Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь Наташа Ростова является любимой героиней писателя. Кто такая Наташа Ростова, когда Марья Болконская попросила Пьера Безухова рассказать о Наташе, он ответил: «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос. Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, […]
    • Споры Базарова и Павла Петровича представляют социальную сторону конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети». Здесь сталкиваются не просто разные взгляды представителей двух поколений, но и две принципиально разные политические точки зрения. Базаров и Павел Петрович оказываются по разные стороны баррикад в соответствии со всеми параметрами. Базаров – разночинец, выходец из бедной семьи, вынужденный самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни. Павел Петрович – потомственный дворянин, хранитель семейных уз и […]
    • Иван Сергеевич Тургений – известный русский писатель, подаривший русской литературе произведения, которые стали классикой. Повесть «Вешние воды» относится к позднему периоду творчества автора. Мастерство писателя проявляется главным образом в раскрытии психологических переживаний героев, их сомнений и поисков. В основу сюжеты положены отношения русского интеллигента, Дмитрия Санина, и юной красавицы-итальянки, Джеммы Розелли. Раскрывая на протяжении повествования характеры своих героев, Тургенев подводит […]
    • Испытание дуэлью. Базаров и его друг снова проезжает по тому же кругу: Марьино – Никольское – родительский дом. Ситуация внешне почти буквально воспроизводит ту, что в первый приезд. Аркадий наслаждается летним отдыхом и, едва найдя предлог, возвращается в Никольское, к Кате. Базаров продолжает естественнонаучные опыты. Правда, на этот раз автор выражается по-другому: «на него нашла лихорадка работы». Новый Базаров отказался от напряженных идеологических споров с Павлом Петровичем. Лишь изредка бросает достаточно […]
    • Кирсанов Н. П. Кирсанов П. П. Внешний вид Невысокий мужчина чуть за сорок. После давнего перелома ноги прихрамывает. Черты лица приятные, выражение грустное. Красивый ухоженный мужчина средних лет. Одевается щеголевато, на английский манер. Легкость в движениях выдает человека спортивного. Семейное положение Вдовец более 10 лет, был очень счастлив в браке. Есть молодая любовница Фенечка. Двое сыновей: Аркадий и шестимесячный Митя. Холостяк. В прошлом пользовался успехом у женщин. После […]
    • Самыми выдающимися женскими фигурами в романе Тургенева «Отцы и дети» являются Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти три образа до крайности непохожи друг на друга, но тем не менее мы попытаемся их сравнить. Тургенев очень уважительно относился к женщинам, возможно, поэтому их образы подробно и ярко описаны в романе. Этих дам объединяет знакомство с Базаровым. Каждая из их внесла свою лепту в изменение его мировоззрения. Самую значительную роль сыграла Анна Сергеевна Одинцова. Именно ей было суждено […]