Русские земли и княжества в XII - первой половине XIII в. Русские земли в середине XII – начале XIII вв

Ярослав Мудрый попытался предотвратить междоусобицы после своей смерти и установил между своими детьми порядок наследования Киевского престола по старшинству: от брата к брату и от дяди к старшему племяннику . Но и это не помогло избежать между братьями борьбы за власть. В 1097 году Ярославичи съехались в городе Любич (Любический съезд князей ) и запретили князьям переходить на княжение из княжества в княжество . Так были созданы предпосылки для феодальной раздробленности. Но и это решение не прекратило междоусобных войн. Теперь князья заботились о расширении территорий своих княжеств.

На короткое время мир удалось восстановить внуку Ярослава Владимиру Мономаху (1113-1125). Но после его смерти войны вспыхнули с новой силой. Киев, ослабленный постоянной борьбой с половцами и внутренними усобицами, постепенно утрачивает свое ведущее значение. Население ищет спасения от постоянного разграбленная и переселяется в более спокойные княжества: Галицко-Волынское (Верховье Днепра) и в Ростово-Суздальское (междуречье Волги и Оки). Во многом на захват новых земель князей толкало боярство, заинтересованное в расширении своих вотчинных земель. Из-за того, что в своих княжествах князья устанавливали киевский порядок наследования, то и в них начались процессы дробления: если в начале XII века было 15 княжеств, то к концу XIII века уже 250 княжеств.

Феодальная раздробленность была закономерным процессом развития государственности. Она сопровождалась оживлением экономики, подъемом культуры и формировании местных культурных центров. Вместе с тем в период раздробленности не было утрачено осознание национального единства.

Причины раздробленности : 1) отсутствие твердых экономических связей между отдельными княжествами – каждое княжество производило все необходимое внутри себя, то есть жило натуральным хозяйством; 2) возникновение и укрепление на местах собственных княжеских династий; 3) ослабление центральной власти Киевского князя; 4) упадок торгового пути по Днепру «из варяг в греки» и усиление значение Волги как торгового пути.

Галицко-Волынское княжество находиться в предгорьях Карпат. Через княжество проходили торговые пути из Византии в Европу. В княжестве возникла борьба между князем и крупными боярами – землевладельцами. В борьбу часто вмешивались Польша и Венгрия.

Галицкое княжество особенно усилилось при Ярославе Владимировиче Осмомысле (1157–1182). После его смерти галицкое княжество было присоединено к Волыни князем Романом Мстиславовичем (1199–1205). Роман сумел захватить Киев, объявил себя Великим князем, отбросить половцев от южных границ. Политику Романа продолжил его сын Даниил Романович (1205–1264). На его время пришлось нашествие татаро-монголов и князю пришлось признать над собой власть хана. После смерти Даниила в княжестве вспыхнула борьба между боярскими семьями, в результате которой Волынь была захвачена Литвой, а Галиция – Польшей.

Новгородские княжество простиралось по всему Русскому Северу от Прибалтики до Урала. Через Новгород шла оживленная торговля с Европой по Балтийскому морю. В эту торговлю было втянуто и новгородское боярство. После восстания 1136 года князь Всеволод был изгнан и Новгородцы стали приглашать к себе князей, то есть установилась феодальная республика. Княжеская власть была значительно ограничена городским вече (собранием) и Советом господ . Функция князя сводилась к организации обороны города и внешнему представительству. Реально управлял городом избранный на вече посадник и Совет господ. Вече имело право изгнать князя из города. В вече принимали участие делегаты от городских концов (кончанские вече ). Участвовать в кончанском вече могли все свободные горожане данного конца.

Республиканская организация власти в Новгороде носила сословный характер. Новгород стал центром борьбы с немецкой и шведской агрессией.

Владимиро-Суздальское княжество находилось в междуречье Волги и Оки и было защищено от степняков лесами. Привлекая население на пустынные земли, князья основывают новые города, не дают сформироваться городскому самоуправлению (вече) и крупному боярскому землевладению. Вместе с тем, поселяясь на княжеских землях, свободные общинники попадали в зависимость от землевладельца, то есть развитие крепостного права продолжилось и усилилось .

Начало местной династии положил сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий (1125–1157). Он основал ряд городов: Дмитров, Звенигород, Москву. Но Юрий стремился попасть на великое княжение в Киев. Настоящим хозяином княжества стал Андрей Юрьевич Боголюбский (1157–1174). Он основал город Владимир-на-Клязьме и перенес туда из Ростова столицу княжества. Желая расширить границы своего княжества Андрей много воевал с соседями. Отстраненные от власти бояре организовали заговор и убили Андрея Боголюбского. Политику Андрея продолжил его брат Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1176–1212) и сын Всеволода Юрий (1218–1238). В 1221 году Юрий Всеволодович основал Нижний Новгород . Развитие Руси было замедленно татаро-монгольским нашествием 1237–1241 годов .

В условиях господства натурального хозяйства у каждого княжества была возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества. К середине 12в. на основе Киевской Руси сложилось 15 самостоятельных княжеств, а к началу 13в. – 50 княжеств. Феодальная раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях развития феодального способа производства, которая стала закономерным этапом развития Древней Руси. Титулов великого князя в 12в. назвали не только Киевских, но и других князей. Процесс дробления привел к тому, что княжества делились на более мелкие уделы. В результате этого процесса самостоятельными княжествами стали: Киевская, Черниговская, Муромская и т.д. В каждой из земель правила своя династия – одна из ветвей Рюриковичей. Наиболее крупными были княжества: Галицко-волынское, Владимиро-Суздальское и Новгородская боярская республика. Владимиро-Суздальское княжество сложилось в начале 12в., как крупное феодально-боярское земледелие. На его территории было много городов: Дмитров, Звенигород, Ростов, Суздаль – территория была защищена от врагов лесами, реками. Выгодные торговые пути способствовали отделению от Киевской державы. Это княжество укрепилось при князе Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбенном, при Всевладе Большое гнездо. На юго-западе Руси важную роль играло Галицко-волынское княжество. Здесь были плодородные земли, богатые города, значительные запасы каменной соли. Князья Ярослав I и Роман Мстиславович успешно вели борьбу с польскими феодалами половцами. Крупнейшим политическим центром была Новгородская боярская республика. Высшим органом республики было вече, где избирали посадника и епископа. Основу экономики власти составляло сельское хозяйство. Русские земли в 12-13 вв. были самостоятельными имели различные формы управления, а экономическую основу составляло сельское хозяйство.

Вариант 3

Русские земли во времена феодальной раздробленности. Русь удельная

Начиная с 30х годов 12в Русь уже необратимо встала в полосу феодальной раздробленности, которая стала закономерным этапом развития всех крупных государств Европы в период средневековья. К середине 12в Русь раскололась на 15 княжеств, которые были лишь в формальной зависимости от Киева. Одной из причин такого состояния государственности на Руси были постоянные разделы земель между Рюриковичами. Местное боярство не было заинтересованно в существовании единого, сильного политического центра. Во-вторых, постепенный рост городов и хозяйственное развитие отдельных земель привели к тому, что наряду с Киевом появились новые центры ремесла и торговли, всё более независимые от столицы русского государства. Ярослав Мудрый незадолго до своей смерти (1054) разделил земли между 5 сыновьями. Но сделал он это так, что владения сыновей взаимно разделяли друг друга; управлять ими самостоятельно было практически невозможно. Каждый из сыновей получал земли, которые должны были обеспечить его существование. И Ярослав надеялся, что его дети будут защищать общерусские интересы. Поначалу детям Ярослава удавалось править подобным образом, однако с 1068г, когда объединённая дружина Ярославичей в битве на реке Альте потерпела поражение от кочевых половецких племён, между князьями начались непрекращающиеся усобицы. Они ещё больше усилились, когда подросли внуки и правнуки Ярослава. В 1097г, по инициативе внука Ярослава – Владимира Всеволодовича Мономаха в городе Любече собрался съезд князей. Оценив гибельные последствия усобиц, князя установили новый вид правления: “каждый да держит отчину свою”. Это решение закрепляло феодальную раздробленность. Добиться же сплоченности князьям в результате съезда не удалось. Только позже, когда князем стал Владимир мономах (1113-1125), а также при его сыне Мстиславе (1126-1132) государственное единство было на времо восстановлено. Половцам был нанесён ряд поражений, что заставило их прекратить набеги. Но после смерти Мстислава раздробленность на Руси окончательно возобладала. Феодальная раздробленность ослабляла Русь. Однако это был закономерный процесс, который имел и свои положительные стороны – культурное и хоз. развитие различных земель, появления в них множества новых городов, заметный рост ремесла и торговли.

Культура Древней Руси (Х–ХIII вв.). Значение принятия христианства. (Билет 3)

Вариант 1

Культура Древней Руси - явление уникальное. По словам исследователя, «древнерусское искусство - это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы». Ученые отмечают открытость и синтетичность (от слова «синтез» - сведение в единое целое) древнерусской культуры. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими и, следовательно, античными традициями создало самобытный духовный мир. Время его формирования и первого расцвета - X - первая половина XIII в. (домонгольский период).

Отметим прежде всего влияние крещения Руси на историко-культурный процесс. Христианство стало государственной религией Киевской Руси в 988г., в княжение Владимира I Святого (980-1015). Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору - духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание - важный элемент единства древнерусской народности.

Христианство с его единобожием, признанием Бога источником власти и порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных отношений.
Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое положение в тогдашнем мире.
Наконец, о духовном и культурном значении принятия христианства. Оно огромно. На Русь из Болгарии и Византии.пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования. Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.

Языческая древность сохранилась прежде всего в устном народном творчестве - фольклоре (загадки, заговоры, заклинания, пословицы, сказки, песни). Особое место в исторической памяти народа занимали былины - героические сказания о защитниках родной земли от врагов. Народные сказители воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Вольги, Микулы Селяниновича и других былинных богатырей (всего в былинах действуют более 50 главных героев). К ним обращают они свой призыв: «Вы постойте-тко за веру, за отечество, вы постойтетко за славный стольный Киев-град!» Интересно, что в былинах мотив защиты отечества дополнен мотивом защиты христианской веры. Крещение Руси было важнейшим событием в истории древнерусской культуры.

С принятием христианства началось быстрое развитие письменности. Письменность была известна на Руси в дохристианские времена (упоминание о «чертах и резах», середина I тыс.; сведения о договорах с Византией, составленных на русском языке; находка под Смоленском глиняного сосуда с надписью, сделанной кириллицей - азбукой, созданной просветителями славянства Кириллом и Мефодием на рубеже X-XI вв.). Православие принесло на Русь богослужебные книги, религиозную и светскую переводную литературу. До нас дошли древнейшие рукописные книги - «Остромирово Евангелие» (1057) и два «Изборника» (сборника текстов) князя Святослава (1073 и 1076). Утверждают, что в XI-XIII вв. в обращении находилось 130-140 тыс. книг нескольких сот названий: уровень грамотности в Древней Руси был по меркам средневековья весьма высок. Есть и другие доказательства: берестяные грамоты (их археологи обнаружили в середине XX в. в Великом Новгороде), надписи на стенах соборов и ремесленных изделиях, деятельность монастырских школ, богатейшие книжные собрания Киево-Печерской лавры и Софийского собора в Новгороде и др.
Бытовало мнение, что древнерусская культура была «немой» - она, как полагали, не имела самобытной литературы. Это не так. Древнерусская литература представлена различными жанрами (летописание, жития святых, публицистика, поучения и путевые заметки, замечательное «Слово о полку Игореве», не принадлежащее ни к одному из известных жанров), она отличается богатством образов, стилей и направлений.
Древнейшая из дошедших до нас летописей - «Повесть временных лет» - создана около 1113г. монахом Киево-Печерской лавры Нестором. Знаменитые вопросы, которыми открывается «Повесть временных лет»: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть», - уже говорят о масштабе личности создателя летописи, его литературных способностях. После распада Киевской Руси возникли самостоятельные летописные школы в обособившихся землях, но все они, как к образцу, обращались к «Повести временных лет».

Из произведений ораторско-публицистического жанра выделяется «Слово о Законе и Благодати», созданное Иларионом, первым русским по происхождению митрополитом, в середине XI в. Это размышления о власти, о месте Руси в Европе. Замечательно «Поучение» Владимира Мономаха, написанное для сыновей. Князь должен быть мудр, милосерден, справедлив, образован, снисходителен и тверд в защите слабых. Силы и доблести, верного служения стране требовал от князя Даниил Заточник, автор блестящего по языку и литературной форме «Моления».

К согласию и примирению князей призывал и неизвестный автор величайшего произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Реальное событие - поражение северского князя Игоря от половцев (1185-1187) - стало лишь поводом к созданию «Слова», изумляющего богатством языка, стройностью композиции, силой образного строя. Автор видит Русскую землю с огромной высоты, охватывает мысленным взором огромные пространства, как бы «летит умом под облаками», «рыщет через поля на горы» (Д. С. Лихачев). Опасность угрожает Руси, и князья должны забыть распри, чтобы спасти ее от погибели.
Искусство Древней Руси - это в первую очередь архитектура и живопись. Византийские традиции каменного зодчества пришли с христианством. Величайшие постройки XI-XII вв. (погибшая в 1240 г. Десятинная церковь, соборы, посвященные Святой Софии, в Киеве, Новгороде, Чернигове, Полоцке) следовали византийским традициям. На четырех массивных столбах в центре здания, соединенных арками, покоится цилиндрический барабан. На нем прочно стоит полусфера купола. Следуя четырем ветвям креста, к ним примыкают остальные части храма, завершающиеся сводами, иногда - куполами. В алтарной части - полукруглые выступы, апсиды. Это и есть разработанная византийцами крестово-купольная композиция церковного здания. Внутренние, нередко и внешние стены храма расписаны фресками (живопись по сырой штукатурке) или покрыты мозаикой. Особое место занимают иконы - живописные образы Христа, Богоматери, святых. Первые иконы пришли на Русь из Византии, но русские мастера быстро овладели строгими законами иконописи. Почитая традиции и старательно учась у византийских учителей, русские зодчие и живописцы проявляли удивительную творческую свободу: древнерусская архитектура и иконопись более открыты миру, жизнерадостны, декоративны, чем византийские. К середине XII в. стали очевидны и различия художественных школ Владимиро-Суздальской, Новгородской, южнорусских земель. Радостные, легкие, пышно украшенные владимирские храмы (Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли и др.) контрастируют с приземистыми, основательными, массивными церквями Новгорода (церкви Спаса на Нередице, Параскевы Пятницы на Торгу и др.). Новгородские иконы «Ангел Златые Власы», «Знамение» отличаются от написанных владимиро-суздальскими мастерами икон «Дмитрий Солунский» или «Боголюбская Божья Матерь».
К числу величайших достижений древнерусской культуры относится и художественное ремесло, или узорочье, как его называли на Руси. Золотые украшения, покрытые эмалью, изделия из серебра, выполненные в техниках скани, зерни или черни, узорчатый декор оружия - все это свидетельствует о высоком мастерстве и вкусе древнерусских ремесленников.

К середине 12 в. Древнерусское государство распалось на несколько княжеств. Феодальная раздробленность была подготовлена происходившим со второй половины 11 в. усилением самостоятельности волостей, постепенно закреплявшихся за определенными ветвями разросшегося княжеского рода Рюриковичей, развитием феодального землевладения, сепаратистскими устремлениями боярства, тяготившегося зависимостью от Киева. Владимиру Мономаху (1113 - 1125) и его сыну Мстиславу (1125 - 1132) удавалось еще сохранять государственное единство Руси, но после смерти Мстислава Владимировича процесс дробления принял необратимый характер. Крупные самостоятельные княжества стали именоваться землями; волостями - более мелкие княжества, сформировавшиеся внутри земель.

Левобережье Днепра в бассейнах рек Десны и Сейма и верхнее течение Оки занимала Черниговская земля. Она сложилась на бывших территориях северян, вятичей, частично радимичей. Княжили на Черниговщине потомки внука Ярослава Мудрого - Олега Святославича (ум. 1115). В Верхнем Подне- провье сформировалась Смоленская земля (бывшие территории части кривичей, радимичей и вятичей). Здесь правили Ростиславичи - потомки внука Владимира Мономаха - Ростислава Мстиславича (ум. 1167).

В Волго-Окском междуречье (область, колонизованная в 10 - 11 вв. словенами, кривичами и вятичами) возникла Ростово-Суздальская земля, где княжили потомки сына Мономаха - Юрия Долгорукого (ум. 1157). В Муромской и Рязанской землях (бывшие территории муромы и части вятичей) правили две разные линии брата Олега Святославича - Ярослава (ум. 1129). В верховьях Западной Двины (на бывших территориях части кривичей и дреговичей) раскинулась Полоцкая земля. Здесь еще с начала 11 в. укрепились потомки одного из сыновей Владимира Святославича - Изяслава.

Торг в стране восточных славян. Картина художника С. В. Иванова.

Южнее, в бассейне Припяти, на бывшей дреговичской территории, располагалось Турово-Пинское княжество, ставшее во второй половине 12 в. владением потомков внука Ярослава Мудрого - Святополка Изяславича (ум. 1113). На запад от него лежала Волынская земля (в основе бывшая территория волынян). Здесь княжили потомки внука Мономаха - Изяслава Мстиславича (ум. 1154). По соседству с Волынью, на крайнем юго-западе Руси (бывшая территория хорватов) расположилась Галицкая земля, где правили потомки старшего внука Ярослава Мудрого - Ростислава Владимировича (ум. 1066). После прекращения этой княжеской ветви в 1199 г. Галицкое княжество стало предметом борьбы между Волынскими, черниговскими и смоленскими князьями. К середине 13 в. победу одержали представители волынских Изяславичей: Даниил и Василько Романовичи.

Три земли в 12 в. не закрепились за какой- либо княжеской ветвью. Киевское княжество стало объектом коллективного суверенитета княжеской династии, все сильнейшие князья имели право на владение частью его территории. Номинально киевский стол продолжал считаться старейшим, а Киев - столицей всей Руси. В середине 12 - первой трети 13 в. он много раз переходил из рук в руки в ходе борьбы между влиятельными княжескими ветвями.

В Новгородской земле в 12 в. произошла консолидация местной знати в свою особую корпорацию, обособившуюся от княжеской дружинной организации. В результате новгородское боярство стало оказывать решающее влияние на выбор князей, и ни одной из княжеских ветвей не удавалось закрепиться в Новгороде (см. Новгородская феодальная республика).

Не стало владением определенной ветви и Переяславское княжество (к югу от Черниговского). Здесь на протяжении 12 в. княжили потомки Мономаха, но представлявшие разные ветви.

В начале 13 в. сильнейшими княжествами на Руси были Черниговское, Смоленское, Суздальское (столицей его со второй половины 12 в. стал Владимир-на-Клязьме) и Во- лынское.

В социально-экономическом развитии 12 - начало 13 в. были временем роста городов, развития ремесленного производства и вотчинной формы земельной собственности (княжеской, боярской, церковной). Но ведущую роль продолжала играть сложившаяся ранее государственная форма собственности. Отдельные земли с 12 в. начинают проводить самостоятельную внешнюю политику.

Дмитриевский собор во Владимире - замечательный памятник архитектуры конца 12 в.

Сохранились тексты нескольких международных договоров - Новгорода с Готским берегом (о. Готланд в Балтийском море) и немецкими городами (1191 - П92), Смоленска с Ригой и Готским берегом (1229 - 1230-е гг.). Широко была распространена практика военных союзов княжеств с иноземцами (половцами, поляками, венграми) против своих соперников на Руси.

В начале 13 в. на северо-западных границах Руси появился новый опасный противник - немецкие крестоносцы. Они овладели территориями эстонских и латышских племен в Восточной Прибалтике и начали беспокоить пределы Новгородской земли. Одновременно к русским границам приблизились шведы, захватившие юго-западную Финляндию. Усиление шведского и немецкого натиска пришлось на начало 40-х гг. 13 в., время сразу после монгольского нашествия на Русь. Новгородский князь Александр Ярославич нанес в 1240 г. поражение шведам на Неве (за что позднее получил прозвище Невский), а в 1242 г. - немецким крестоносцам на льду Чудского озера (см. Борьба Руси с немецкими и шведскими феодалами в 13 в.). 30-е годы 13 в. были временем ожесточенной междоусобной войны в южнорусских землях. Борьба велась главным образом за галицкое и киевское княжения. В ходе войны русские князья (особенно черниговские Ольговичи и смоленские Ростиславичи) истощили свои силы. Наряду с усилившейся в результате усобицы разобщенностью князей это сыграло свою негативную роль перед лицом монгольского нашествия.

Для русской культуры 12 - начала 13 в. характерно становление «полицентризма» - появление в разных регионах самобытных культурных центров. Получает дальнейшее развитие летописание: если в 11 - начале 12 в. центрами летописной работы были Киев и Новгород, то в последующий период летописание ведется в большинстве центров земель - Киеве, Чернигове, Переяславле, Владимире, Галиче, Новгороде, вероятно, также в Смоленске и Полоцке. В конце 12 в. было создано одно из наиболее выдающихся по своим художественным достоинствам произведений мировой средневековой литературы - «Слово о полку Игореве». Основная идея этого памятника, повествующего о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 г., - необходимость прекращения княжеских усобиц и единения сил в борьбе с внешними врагами. К числу наиболее выдающихся произведений русской литературы относятся также «Слово» Даниила Заточника и «Слово о погибели Русской земли».

В архитектуре наблюдается сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля. Из сохранившихся памят- ников зодчества этой эпохи выделяются церковь Спаса на Нередице под Новгородом, а в Северо-Восточной Руси - Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (см. также ст. «Средневековая русская культура»).

План работы.

I .Введение.

II .Русские земли и княжества в XII-XIII веках.

1. Причины и сущность государственной раздробленности. Социально-политическая и культурная характеристика русских земель периода раздробленности.

§ 1. Феодальная раздробленность Руси - закономерный этап развития русского общества и государства.

§ 2. Экономические и социально-политические причины раздробленности русских земель.

§ 3. Владимиро-Суздальское княжество как один из типов феодальных государственных образований на Руси XII-XIII вв.

§ 4 Особенности географического положения, природно-климатических условий Владимиро-Суздальской земли.

§ 5. Особенности социально-политического и культурного развития Владимиро-Суздальского княжества.

2. Монголо-татарское нашествие на Русь и его последствия. Русь и Золотая Орда.

§ 1. Своеобразие исторического развития и образа жизни кочевых народов Центральной Азии.

§ 2. Батыево нашествие и образование Золотой Орды.

§ 3. Монголо-татарское иго и его влияние на древнерусскую историю.

3. Борьба Руси против агрессии немецких и шведских завоевателей. Александр Невский.

§ 1. Экспансия на Восток западноевропейских стран и религиозно-политических организаций в начале XIII века.

§ 2. Историческое значение военных побед князя Александра Невского (Невская битва, Ледовое побоище).

III . Заключение

I . ВВЕДЕНИЕ

XII-XIII века, о которых пойдёт речь в данной контрольной работе, едва различимы в тумане прошлого. Для того, чтобы понять и разобраться в событиях этой труднейшей в истории средневековой Руси эпохи, необходимо познакомиться с памятниками древнерусской литературы, изучить фрагменты средневековых хроник и летописей, прочитать сочинения историков, относящиеся к этому периоду. Именно исторические документы помогают увидеть в истории не простую совокупность сухих фактов, а сложнейшую науку, достижения которой играют важную роль в дальнейшем развитии общества, позволяют глубже понять важнейшие события отечественной истории.

Рассмотреть причины, обусловившие феодальную раздробленность – политическую и экономическую децентрализацию государства, создание на территории Древней Руси практически независимых друг от друга, самостоятельных государственных образований; разобраться, почему стало возможным татаро-монгольское иго на русской земле, и в чём проявлялось господство завоевателей на протяжении более двух столетий в области экономической, политической и культурной жизни, и какие последствия оно имело для будущего исторического развития Руси – вот основная задача данной работы.

XIII век, богатый трагическими событиями, и по сей день волнует и привлекает к себе взоры историков и писателей. Ведь этот век называют «тёмным периодом» русской истории.

Однако начало его было светлым и спокойным. Громадная страна, превосходившая по размерам любое европейское государство, была полна молодой созидательной силы. Населявшие её гордые и сильные люди ещё не знали гнетущей тяжести иноземного ига, не ведали унизительной бесчеловечности крепостного права.

Мир в их глазах был простым и цельным. Они ещё не знали разрушительной силы пороха. Расстояние измеряли размахом рук или полётом стрелы, а время – сменой зимы и лета. Ритм их жизни был неторопливым и размеренным.

В начале XII века по всей Руси стучали топоры, росли новые города и сёла. Русь была страной мастеров. Здесь умели плести тончайшее кружево и возводить устремленные ввысь соборы, ковать надежные, острые мечи и рисовать небесной красоты ангелов.

Русь была перекрёстком народов. На площадях русских городов можно было встретить немцев и венгров, поляков и чехов, итальянцев и греков, половцев и шведов… Многие удивлялись, как быстро усваивали «русичи» достижения соседних народов, применяли их к своим нуждам, обогащали свою собственную древнюю и своеобразную культуру.

В начале XIII века Русь была одним из виднейших государств Европы. Могущество и богатство русских князей были известны по всей Европе.

Но внезапно на русскую землю надвинулась гроза – неведомый доселе страшный враг. Тяжким бременем легло на плечи русского народа монголо-татарское иго. Эксплуатация покорённых народов монгольскими ханами была безжалостной и всесторонней. Одновременно с нашествием с Востока, Русь столкнулась и с ещё одной страшной бедой – экспансией Ливонского Ордена, его попыткой навязать русскому народу католицизм. В эту тяжёлую историческую эпоху с особой силой проявился героизм, свободолюбие нашего народа, возвысились люди, имена которых навсегда сохранились в памяти потомков.

II . РУССКИЕ ЗЕМЛИ И КНЯЖЕСТВА В XII-XIII ВВ.

1. ПРИЧИНЫ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ

ПЕРИОДА РАЗДРОБЛЕННОСТИ.

§ 1. ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ РУСИ – ЗАКОНОМЕРНЫЙ ЭТАП

РАЗВИТИЯ РУССКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

С 30-х годов XII века на Руси начинается процесс феодальной раздробленности. Феодальная раздробленность – это неизбежная ступень эволюции феодального общества, основой которого служит натуральное хозяйство с его замкнутостью и обособленностью.

Сложившаяся к этому времени система натурального хозяйства способствовала изоляции друг от друга всех отдельных хозяйственных единиц (семья, община, удел, земля, княжество), каждая из которых становилась самообеспечиваемой, потребляющей весь производимый ею продукт. Товарный обмен в этой ситуации практически отсутствовал.

В рамках единого русского государства за три века сложились самостоятельные экономические районы, выросли новые города, зародились и развились крупные вотчинные хозяйства, владения многих монастырей и церквей. Выросли и сплотились феодальные кланы – боярство со своими вассалами, богатая верхушка городов, церковные иерархи. Зарождалось дворянство, в основу жизнедеятельности которого была положена служба сюзерену в обмен на земельное пожалование на время этой службы. Огромная Киевская Русь с её поверхностным политическим сцеплением, необходимым, прежде всего, для обороны от внешнего врага, для организации дальних завоевательных походов, теперь уже не соответствовала нуждам крупных городов с их разветвлённой феодальной иерархией, развитыми торгово-ремесленными слоями, нуждами вотчинников.

Необходимость объединения всех сил против половецкой опасности и могучая воля великих князей – Владимира Мономаха и его сына Мстислава – на время замедлили неизбежный процесс дробления Киевской Руси, но потом он возобновился с новой силой. «Раздрашася вся Русская земля», как сказано в летописи.

С точки зрения общеисторического развития политическое дробление Руси – это закономерный этап на пути к будущей централизации страны, будущему экономическому и политическому взлёту на новой цивилизационной основе.

Европа также не избежала распада раннесредневековых государств, раздробленности и локальных войн. Затем здесь получил развитие процесс образования национальных государств светского типа, существующих и до сих пор. Древняя Русь, пройдя полосу распада, могла прийти к аналогичному результату. Однако монголо-татарское нашествие нарушило это естественное развитие политической жизни на Руси и отбросило его назад.

§ 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ

РАЗДРОБЛЕННОСТИ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ

Можно выделить экономические и социально-политические причины феодальной раздробленности на Руси:

1.Экономические причины:

Рост и развитие феодального боярского землевладения, расширение вотчин путём захвата земель смердов-общинников, покупки земли и т.д. Всё это вело к усилению экономической мощи и самостоятельности бояр и, в конечном итоге, к обострению противоречий между боярами и великим князем киевским. Бояре были заинтересованы в такой княжеской власти, которая могла бы обеспечить им военную и правовую защиту, в частности в связи с ростом сопротивления горожан, смердов, способствовать захвату их земель и усилению эксплуатации.

Господство натурального хозяйства и отсутствие экономических связей способствовало созданию сравнительно небольших боярских мирков и сепаратизму местных боярских союзов.

В XII веке торговые пути стали обходить Киев, «путь из варяг в греки», объединявший некогда вокруг себя славянские племена, постепенно терял своё прежнее значение, т.к. европейских купцов, а также новгородцев всё более привлекали Германия, Италия, Ближний Восток.

2. Социально-политические причины :

Усиление могущества отдельных князей;

Ослабление влияние великого киевского князя;

Княжеские усобицы; в основе их лежала сама ярославова удельная система, которая не могла уже удовлетворять разросшийся род Рюриковичей. Не было ясного, чёткого порядка ни в распределении уделов, ни в их наследовании. После смерти великого киевского князя «стол» по существующему праву доставался не его сыну, а старшему в роду князю. При этом принцип старшинства приходил в столкновение с принципом «отчины»: при перемещении князей-братьев с одного «стола» на другой одни из них не желали менять насиженные места, другие же рвались к киевскому «столу» через головы старших братьев. Таким образом, сохранявшийся порядок наследования «столов» создавал предпосылки для междоусобных конфликтов. В середине XII века междоусобицы достигли невиданной остроты, и число их участников многократно возросло вследствие дробления княжеских владений. В то время на Руси было 15 княжеств и отдельных земель. В следующем столетии, накануне нашествия Батыя, - уже 50.

Рост и укрепление городов как новых политических и культурных центров также можно считать причиной дальнейшего дробления Руси, хотя некоторые историки, напротив, расценивают развитие городов как следствие этого процесса.

Борьба с кочевниками также ослабляла Киевское княжество, замедляла его прогресс; в Новгороде и Суздале было гораздо спокойнее.

Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте.

Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.

Русские земли в середине XIII - XIV в.

Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (т.н. «ордынское иго»).

Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей.

Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Каменные соборы Кремля.

Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв.

Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.

Распад Золотой орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком

Культурное пространство

Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Формирование единого Русского государства в XV веке

Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.

Культурное пространство

Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.

Понятия и термины: Присваивающее и производящее хозяйство. Славяне. Балты. Финно-угры. Русь. Подсечно-огневая система земледелия. Город. Село. Дань, полюдье, гривна. Князь, вече, посадник. Дружина. Купцы. Вотчина. Поместье. Крестьяне. Люди, смерды, закупы, холопы. Традиционные верования, христианство, православие, ислам, иудаизм. Монастырь. Митрополит. Автокефалия (церковная). Десятина.

Граффити. Базилика. Крестово-купольный храм. Плинфа. Фреска. Мозаика. Летопись. Жития. Берестяные грамоты. Былины.

Орда. Курултай, баскак, ярлык. Десятник. Военные монашеские Ордена. Крестоносцы. Централизация. Кормление. Царь. Герб.

Персоналии:

Государственные и военные деятели: Александр Невский, Андрей Боголюбский, Аскольд и Дир, Батый (Бату), Василий I, Василий Тёмный, Витовт, Владимир Мономах, Владимир Святой, Всеволод Большое Гнездо, Гедимин, Даниил Галицкий, Даниил Московский, Дмитрий Донской, Иван Калита, Иван III, Игорь, Игорь Святославич, Мамай, Михаил Ярославич Тверской, Олег, Ольга, Ольгерд, Рюрик, Святополк Окаянный, Святослав Игоревич, София (Зоя) Палеолог, Софья Витовтовна, Тимур, Тохтамыш, Узбек, Чингисхан, Юрий Данилович, Юрий Долгорукий, Ягайло, Ярослав Мудрый.

Общественные и религиозные деятели, деятели культуры, науки и образования : митрополит Алексий, Борис и Глеб, Даниил Заточник, Дионисий, Епифаний Премудрый, митрополит Иларион, митрополит Иона, Кирилл и Мефодий, Нестор, Афанасий Никитин, Пахомий Серб, митрополит Пётр, Андрей Рублев, Сергий Радонежский, Стефан Пермский, Феофан Грек, Аристотель Фиораванти.

Источники: Договоры Руси с Византией. Русская правда. Повесть временных лет. Поучение Владимира Мономаха. Новгородская первая летопись. Слово о полку Игореве. Галицко-Волынская летопись. Житие Александра Невского. Житие Михаила Ярославича Тверского. Задонщина. Летописные повести о Куликовской битве. Житие Сергия Радонежского. Новгородская псалтырь. Берестяные грамоты. Княжеские духовные и договорные грамоты. Псковская судная грамота. Судебник1497 г.

События/даты:

860 – поход Руси на Константинополь

862 – «призвание» Рюрика

882 – захват Олегом Киева

907 – поход Олега на Константинополь

911 – договор Руси с Византией

941, 944 – походы Игоря на Константинополь, договоры Руси с Византией

964-972 – походы Святослава

978/980-1015 – княжение Владимира Святославича в Киеве

988 – крещение Руси

1016-1018 и 1019-1054 – княжение Ярослава Мудрого

XI в. – Правда Русская (Краткая редакция)

1097 – Любечский съезд

1113-1125 – княжение в Киеве Владимира Мономаха

1125-1132 – княжение в Киеве Мстислава Великого

Начало XII в. – «Повесть временных лет»

XII в. – Правда Русская (Пространная редакция)

1147 – первое упоминание Москвы в летописях

1185 – поход Игоря Святославича на половцев

1223 – битва на р. Калке

1237-1241 – завоевание Руси ханом Батыем

1242-1243 – образование Улуса Джучи (Золотой орды)

1325-1340 – княжение Ивана Калиты.

1327 – антиордынское восстание в Твери

1359-1389 – княжение Дмитрия Донского

1382 – разорение Москвы Тохтамышем

1389 – 1425 – княжение Василия I