Лесков направление в литературе. Лесков – краткая биография

Николай Лесков прожил интересную и непростую жизнь. Писательский путь Лескова был тернистым, однако же, он сумел пробиться к звездам. Многие произведения Лескова в силу разных причин, с трудом оказывались у читателя. Многим коллегам по амплуа, Лесков был неприятен, не нравилась его творчество «критикам» и матерым литераторам. Люди, увлекающиеся литературой описывая муки Лескова в хождениях по издательствам, с надеждой, что его хоть кто-то опубликует, сравнивают их с походом по равнодушным врачам болезненного человека. Скрываясь под различными псевдонимами, Лесков печатался в некоторых изданиях, получая за это средства к существованию.

Писатель Николай Лесков родился в феврале 1831 года, в селе Горохово, что было в Орловской губернии . Семья, в которой родился Лесков, была многодетной и небогатой. Отец Николая, был следователем по уголовным делам. Лесков воспитывался у богатых родственников матери. Когда мальчику стукнуло 10-ть лет, его определили в Орловскую гимназию. В гимназии Николай Семенович учился в течении пяти лет. Учился будущий писатель спустя рукава, и в итоге гимназию бросил. Пошел работать, устроился писцом в Палату уголовного суда.

Через два года умрет отец Лескова, юноше было 17 лет. Семья оказалась в тяжелом финансовом положении. Дядя Николая, по маминой линии, профессор Алферьев приглашает юношу к себе в Киев. Приехав на Украину, Николай Семенович Лесков устраивается на работу в казенную палату. Работая секретарем рекрутского присутствия, Лесков много путешествует по Российской Империи. В и весях, Николай общается с разными людьми - паломники, старообрядцы. Общение с ними производит на Лескова определенное впечатление. В свободную минутку Николай занимается самообразованием, читает, посещает лекции в университете.

В 1857 году Лесков оставляет государственную службу и идет на работу в фирму «Шкотт и Вилькенс». В течение трех лет, по делам фирмы, Николай Семенович колесит по все стране. Настало время вернуться в Киев. Здесь он опять поступает на государственную службу, только на этот раз в канцелярию Киевского генерал-губернатора. Работу совмещал с занятием журналистикой. Статьи Лескова публикуются в газетах Киева и . В 1861 году Николай Семенович Лесков переезжает в столицу Российской Империи. Здесь он занимается журналистикой, пишет во многих газетах и журналах. Больше всего творческий союз задался у Лескова с журналом «Отечественные записки».

В «Северной пчеле» публикуется статья Лескова. Статья посвящена серии пожаров в Санкт-Петербурге. Николай призывает власти разобраться в причинах: что это? Случайность или деятельность студентов-революционеров? После выхода статьи на Лескова обрушился шквал критики, его назвали пособником царизма и душителем свободы. Николаю пришлось уехать в командировку заграницу, корреспондентом «Северной Пчелы». В Европе Лескову удалось посетить Польшу, Францию, Австрию. Вернувшись в Россию, Лесков публикует повести: «Житие одной бабы», «Три рассказа Стебницкого», «Овцебык» и роман «Никуда». Роман «Никуда» вызвал в либеральных кругах небывалый шквал критики, которая обрушилась на Лескова как холодный душ.

К счастью, не все общество разделяло либеральные идеи, и были журналы и газеты иных политических оттенков. «Злая» монархия соблюдала основы политического плюрализма. Лесков публикуется в «Русском вестнике» и других консервативных журналах. В последующие годы Лесков пишет еще несколько произведений: «Леди Макбет мценского уезда», «Воительница», «На ножах». Последний роман стал еще одним поводом для критики Лескова у либералов.

В последующие годы своей жизни Николай Семенович Лесков будет заниматься вопросами морали и религиозности. Напишет ряд потрясающих произведений» Соборяне», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник». Николай Лесков автор многих замечательных произведений, самым известным из которых является повесть «Левша». Повесть настолько понравилась народу, что слово «левша» стало нарицательным, и означает выходца из народа, мастера своего дела. Умер Николай Семенович Лесков в феврале 1895 года. Похоронен Николай на Волковском кладбище, в Санкт-Петербурге.

С полотна работы одного из великих портретистов конца XIX — начала ХХ века Валентина Серова смотрит на нас уже совсем седой человек — Николай Семёнович Лесков. Время — 1894 год. Всё написано, всё сказано, но таинственно-насмешлив, а быть может, сострадателен его взгляд — живой, тёмный на светлом лице.

Род Лесковых идёт из самых глубин Орловского полесья: в селе Лески́ на речке Гостомля́ священником был прадед писателя. Глубоко религиозен был отец, «дворянин по выслуге», надворный советник. Мать — из семьи московской, купеческой, церковной и глубоко верующей. Детство Николая прошло в Орле, в малых сёлах и на хуторе Орловщины. Там ребёнком видел он страшный голод крестьян, впечатления которого уже не изгладятся из памяти (чудесный рассказ «Несмертельный Голован» и др.).

Не получив последовательного образования, Лесков отличался начитанностью, изумлявшей других литераторов. В 1847 году поступил в Орле в палату уголовного суда — материал для будущего писательства получал он там в изобилии. В 1849 году перевёлся в Киев. Там ждала совершенно другая жизнь — просвещённое общество, Киевский университет, где Лесков вольнослушателем посещал курсы по государственному праву, криминалистике, анатомии, агрономии. Главное — Киев, «мать городов русских», изобиловал древними памятниками архитектуры и культуры Руси.

Лесков стал говорить по-украински и по-польски, познакомился с великим поэтом Украины Тарасом Шевченко. Очень важны были и те впечатления, которые Лесков получил, сопровождая партию крестьян-переселенцев из родной ему Орловщины в Саратовскую губернию. Картины «навечной разлуки» близких, распродажи крестьянских хозяйств, тяжести путешествия на барке — всё это и ещё многое вошло в очерки-отчёты, которые он писал своему нанимателю, родственнику матери, обрусевшему англичанину Шкотту. Очерки привлекли внимание литераторов.

С 1860 года Лесков печатается в столичных журналах, в 1861 году полностью посвящает себя литературной работе и переезжает в Петербург. Писатель сближается с литераторами «Отечественных записок» и противопоставляет себя «Современнику» Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова.

В самом начале деятельность его была омрачена досадным случаем, сыгравшим роковую роль в литературной судьбе. Речь идет о пожарах в Торговых рядах Петербурга. Вероятнее всего, это была провокация полиции против студентов, которые и обвинялись в происшедшем. Н.С. Лесков выступил со статьёй в «Северной пчеле». В ней он требовал от полиции либо найти и наказать виновных, либо опровергнуть слухи, взбудоражившие общество. Статья была воспринята как «донос» полиции на студенчество, вызвала резкую отповедь публициста Д.И. Писарева, возмущение молодёжи. С тех пор «пятно» на репутации писателя мешало критикам по достоинству оценивать его произведения. Так накалена была общественная атмосфера, так резко и непримиримо боролись «все против всех», так рьяно наступали на государство и самодержавие нигилисты, что за Лесковым навсегда закрепилось прозвище «антинигилист».

За границей Лесков пишет действительно «антинигилистический» роман «Некуда » (1864). Первый роман писателя посвящён молодёжи 1860-х годов, её поискам и заблуждениям. Название романа — «Некуда» — обозначает обречённость революционного пути. «Надо испытать все мирные средства, а не подводить народ под страдания»; «Никакими форсированными маршами идти некуда…» — пояснял писатель смысл своего романа. Это была обдуманная и справедливая позиция, но роман вызвал такую реакцию революционно настроенных общественных кругов, что, по словам М. Е. Салтыкова-Щедрина, имел в литературной судьбе Лескова «роковое и почти трагическое значение».

Однако Николай Семёнович Лесков занял своё место в русской классической литературе — особое, до сих пор прочное, значительное. В середине 1860-х годов Лесков создаёт особый жанр — «русскую новеллу», в которой быт уездной, глухой Руси изображается ярко и сильно. Замысел состоял в том, чтобы создать двенадцать очерков «типических женских характеров». Появляются «Житие одной бабы » (1863), через годы переработанное и названное «Амур в лапоточках », знаменитая «Леди Макбет Мценского уезда » (1865), «Воительница » (1866).

«Леди Макбет Мценского уезда» высоко оценил Ф.М. Достоевский и напечатал в журнале «Эпоха». По очерку «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрий Шостакович написал оперу «Катерина Измайлова» (впервые представлена в 1934 году в Ленинграде). Название дано опере по имени главной героини. Знаменитый художник Борис Кустодиев создал к тексту иллюстрации. «Иной раз в наших местах, — начинает новеллу Лесков, — задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета. К числу таких характеров принадлежит купеческая жена Катерина Львовна Измайлова, разыгравшая некогда страшную драму, после которой наши дворяне, с чьего-то лёгкого слова, стали звать её “Леди Макбет Мценского уезда”». Ряд страшных преступлений, порождённых жаждой власти и страстью, приводит лесковскую Катерину к волжским волнам.

Н. С. Лесков написал ещё несколько романов, в числе которых — «Обойдённые » (1865), в котором содержится резкая полемика с романом «Что делать?» Н.Г. Чернышевского; «На ножах » (1870—1871), который также сатирически изображал революционно настроенных шестидесятников. Критика осудила роман безоговорочно, и Лесков был отвергнут прогрессивной общественностью и печатью.

Лучшие произведения принадлежат перу зрелого Лескова. В них он и разрабатывает литературную форму сказа, в них создаёт героический, былинный, вызывающий у русского человека гордость и изумление образ народного богатыря — бунтаря-праведника: внутренне свободного, но терпеливо превозмогающего любые испытания судьбы, щедро одарённого внутренней силой.

Начал писатель свой подлинный путь с романа «Соборяне » (1872). Форма сказа кристаллизуется в повестях «Очарованный странник » (1873), «Запечатленный ангел » (1873).«Запечатленный ангел» — поразительный по языку и силе сказ, в котором народный живописец из артели каменщиков-староверов повествует о русской иконописи, творениях Андрея Рублёва и Симона Ушакова, о мастерах Палеха и Мстёры, о фресках Софии Новгородской и Киевской, о древних иконописных школах. Всякому, кто интересуется историей древнего и народного русского искусства, нужно прочитать этот шедевр Лескова, по праву называемый жемчужиной русской литературы.

Самые значительные и яркие произведения Н.С. Лескова 1880-х годов — рассказ «Несмертельный Голован » (1880), «Сказ о косом Левше и о стальной блохе » (1881), «Тупейный художник » (1883). Лучшие художники Серебряного века и первой половины ХХ века иллюстрировали эти произведения: М. В. Добужинский («Тупейный художник»), Д. И. Митрохин («Заячий ремиз»), Б. М. Кустодиев («Леди Макбет Мценского уезда», «Штопальщик»).

Источник (в сокращении): Михальская, А.К. Литература: Базовый уровень: 10 класс. В 2 ч. Ч. 1: уч. пособие / А.К. Михальская, О.Н. Зайцева. - М.: Дрофа, 2018

Русский писатель-этнограф. Николай Семенович Лесков родился 16 февраля (по старому стилю — 4 февраля) 1831 года в селе Горохово Орловской губернии, где у богатых родственников гостила его мать, там же жила и его бабушка по материнской линии. Род Лесковых по отцовской линии происходил из духовенства: дед Николая Лескова (Дмитрий Лесков), его отец, дед и прадед были священниками в селе Леска Орловской губернии. От названия села Лески и была образована родовая фамилия Лесковых. Отец Николая Лескова, Семен Дмитриевич (1789-1848), служил дворянским заседателем орловской палаты уголовного суда, где и получил дворянство. Мать, Марья Петровна Алферьева (1813-1886), принадлежала к дворянскому роду Орловской губернии. У Николая было шестеро двоюродных братьев и сестер.

Детские годы Николая Лескова прошли в Орле и в принадлежащих родителям имениях Орловской губернии. Несколько лет Лесков проводит в доме Страховых, богатых родственников со стороны матери, куда отдан из-за нехватки у родителей средств на домашнее обучение сына. У Страховых для воспитания детей наняты русский, немецкий учителя, француженка. Лесков учится вместе в двоюродными братьями и сестрами, причем намного превосходит их в способностях. Это стало причиной отправки его обратно к родителям.

В 1841 он поступил в орловскую гимназию, но учился неровно и в 1846, не выдержав переводных экзаменов, начал службу писцом в Орловской палате уголовного суда. В те годы он много читал, вращался в кругу орловской интеллигенции. Внезапная смерть отца и "бедственное разорение" семьи изменили судьбу Лескова. Он переехал в Киев, под опеку дяди, профессора университета, и стал служить в Киевской казенной палате. Влияние университетской среды, знакомство с польской и украинской культурами, чтение А. И. Герцена, Л. Фейербаха, Л. Бюхнера, Г. Бабефа, дружба с иконописцами Киевско-Печерской лавры заложили фундамент разносторонним знаниям писателя.

1850 год — Лесков женится на дочери киевского коммерсанта. Женитьба была скоропалительной, родственники ее не одобряли. Тем не менее, свадьба состоялась.

В 1857 Лесков стал служить в частной компании дальнего родственника, англичанина А. Я. Шкотта. Коммерческая служба требовала беспрестанных разъездов, жизни "в самых глухих захолустьях", что давало "обилие впечатлений и запас бытовых сведений", нашедших отражение в ряде статей, фельетонов, заметок, с которыми писатель выступал в киевской газете "Современная медицина", в петербургских журналах "Отечественные записки" и "Указатель экономический" (здесь в 1860 состоялся его печатный дебют). Статьи Лескова касались практических вопросов и носили по преимуществу разоблачительный характер, что создавало ему немало врагов. В этот же период – первенец Лесковых, названный Митей, умирает во младенчестве. Это надламывает отношения и так не очень близких друг другу супругов.

В 1860 году «Шкотт и Вилькенс» разорились, и Лескову пришлось вернуться в Киев. Во время коммерческих поездок у Лескова скопилось огромное количество материала, дающее возможность заниматься публицистикой. Этот проект он и начал осуществлять в Киеве, но амбиции подтолкнули к более широкому полю деятельности, и Лесков отправился в Петербург.

1862 год – поездка за границу в качестве корреспондента газеты «Северная пчела». Лесков посещает Запанную Украину, Польшу, Чехию, Францию.

В 1863 г. в журнале «Библиотека для чтения» была напечатана повесть Николая Лескова «Житие одной бабы», затем «Леди Макбет Мценского уезда» (1864) и «Воительница» (1866). Чуть позже Лесков дебютировал и в качестве драматурга. В 1867 г. Александринский театр поставил его пьесу «Расточитель».

В 1864 году под именем М. Стебницкий в популярном журнале Петербурга «Библиотека для чтения» вышел роман Лескова «Некуда». В романе великолепно были прописаны нигилисты, прикрывающие свое прогнившее нутро революционными идеями и желающие на самом деле лишь жить за чужой счет и бездельничать. Нигилизм был тогда весьма модной темой, писали о нем многие и по-разному, однако столь зло и точно ни один писатель даже не пытался посягнуть на святыни разночинцев. Естественно, что авторство Лескова быстро стало известным, и его причислили к реакционерам и агентам Третьего отделения.

1866 год – рождение сына Андрея. В 1930 – 1940-х годах именно он впервые составит жизнеописание отца.

В 1874 году Николай Семенович Лесков был назначен членом учебного отдела Ученого комитета Министерства народного просвещения; основной функцией отдела было «рассмотрение книг, издаваемых для народа». В 1877 году, благодаря положительному отзыву императрицы Марии Александровны о романе «Соборяне», он был назначен членом учебного отдела министерства государственных имуществ.

С 70-х годов тема нигилизма становится для Лескова неактуальной. Если она еще сильно звучит в «Соборянах» , то в следующих вещах - «Запечатленный ангел» , «Очарованный странник» , «На краю света» и других - интерес Лескова направляется почти всецело в сторону церковно-религиозных и моральных вопросов.

В 1880 году Лесков оставил министерство государственных имуществ, а в 1883 он был уволен без прошения из Министерства народного просвещения. Отставку, дававшую ему независимость, принял с радостью.

В 1881 г. Николай Лесков выпустил в свет свой известнейший «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе», который был сочтен критикой за простую запись старинной легенды.

Постепенно Лесков по собственным словам «порывает с церковью». При этом его мировоззрение продолжало оставаться глубоко религиозным. Симпатии Лескова к нецерковной религиозности, к протестантской этике и сектантским движениям особенно усилились во второй половине 1880-х и уже не оставляли его до самой смерти. На этом фоне Лесков сближается с Л.Н Толстым . В результате публикации целого ряда художественных и публицистических антицерковных произведений Лесков попадает в окончательную немилость у цензуры.

Вскоре на материале сюжетов, извлеченных из "Пролога" (древнерусского сборника житий и сказаний), Лесков написал серию "легенд" из жизни первохристиан ("Повесть о богоугодном дровоколе", 1886; "Скоморох Памфалон", 1887; "Зенон-златокузнец", 1890), превратив их в художественную проповедь "хорошо прочитанного Евангелия". Эти произведения, наряду со множеством поздних повестей и рассказов, пронизанных неприятием "церковной набожности, узкой национальности и государственности", упрочили за Лесковым репутацию писателя широких гуманистических взглядов.

Немалую долю в биографии Николая Лескова занимает вегетарианство. После знакомства с Л. Толстым Лесков стал убежденным вегетарианцем, печатал заметки о вегетарианстве. Николай Лесков является создателем первого в русской литературе персонажа-вегетарианца (рассказ «Фигура» 1889 г.), позднее вводя их и в другие свои произведения.

5 марта (21 февраля) 1895 года – Николай Семенович Лесков умирает в Петербурге. Причиной смерти становится приступ астмы, которая мучает писателя последние 5 лет его жизни. Похоронен на Волковском кладбище.

Родился 4 февраля (16 февраля) 1831 года в селе Горохове Орловской губернии в семье следователя и дочери обедневшего дворянина. У них было пятеро детей, Николай был старшим ребенком. Детство писателя прошло в городе Ореле. После ухода отца с должности, семья переезжает из Орла в село Панино. Здесь и началось изучение и познание Лесковым народа.

Образование и карьера

В 1841 году в возрасте 10 лет Лесков поступил в Орловскую гимназию. С учебой у будущего писателя не складывалось – за 5 лет учебы он окончил всего 2 класса. В 1847 году Лесков благодаря помощи друзей отца устроился на работу в Орловскую уголовную палату суда канцелярским служащим. В шестнадцатилетнем возрасте произошли трагические события, о которых стоит упомянуть даже в краткой биографии Лескова – от холеры умер отец, а все имущество сгорело при пожаре.

В 1849 Лесков при помощи дяди-профессора перевелся в Киев чиновником казенной палаты, где позже получил должность столоначальника. В Киеве у Лескова появился интерес к украинской культуре и великим писателям, живописи и архитектуре старого города.

В 1857 Лесков ушел с работы и поступил на коммерческую службу в большую сельскохозяйственную компанию своего дяди-англичанина, по делам которой за три года объездил большую часть России. После закрытия фирмы, в 1860 году вернулся в Киев.

Творческая жизнь

1860 год считают началом творческого Лескова-писателя, в это время он пишет и публикует статьи в различные журналы. Через полгода он переезжает в Санкт-Петербург, где планирует заниматься литературной и журналистской деятельностью.

В 1862 году Лесков стал постоянным сотрудником газеты “Северная пчела”. Работая в ней корреспондентом, посетил Западную Украину, Чехию и Польшу. Ему была близка и симпатична жизнь западных народов-побратимов, потому он углубился в изучение их искусства и быта. В 1863 году Лесков вернулся в Россию.

Долго изучая и наблюдая за жизнью русского народа, сочувствуя его горестям и нуждам, из-под пера Лескова выходят рассказы “Погасшее дело” (1862), повести “Житие одной бабы”, “Овцебык” (1863), “Леди Макбет Мценского уезда” (1865).

В романах “Некуда” (1864), “Обойденные” (1865), “На ножах” (1870) писатель раскрыл тему неготовности России к революции. Максим Горький сказал «…после злого романа „На ножах“ литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, - он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников».

Имея разногласия с революционными демократами, Лескова отказывались публиковать многие журналы. Единственным, кто печатал его работы, был Михаил Катков, редактор журнала “Русский вестник”. Лескову с ним было невероятно сложно работать, редактор правил практически все произведения писателя, а некоторые и вовсе отказывался печатать.

В 1870 - 1880 он написал романы “Соборяне” (1872), “Захудалый род” (1874), где раскрыл национальную и историческую проблематику. Роман “Захудалый род” не был дописан Лесковым из-за разногласий с издателем Катковым. Также в это время он написал несколько повестей: “Островитяне”(1866), «Очарованный странник» (1873), “Запечатленный ангел”(1873). К счастью, “Запечатленного ангела” не коснулась редакторская правка Михаила Каткова.

В 1881 году Лесков написал рассказ “Левша” (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе) – старинной легенде о мастерах оружейного дела.

Повесть “Заячий ремиз”(1894) была последним большим произведением писателя. В нем он критиковал политическую систему России того времени. Повесть была опубликована лишь в 1917 году после Революции.

Лев Толстой говорил о Николае Семеновиче Лескове как о «самом русском из наших писателей», Антон Чехов , наряду с Иваном Тургеневым , считал его одним из своих главных наставников.

Личная жизнь писателя

Личная жизнь в биографии Николая Лескова складывалась не очень удачно. Первой женой писателя в 1853 году стала дочь киевского коммерсанта Ольга Смирнова. У них было двое детей – первенец, сын Митя, который умер в младенчестве, и дочь Вера. Жена заболела психическим расстройством и лечилась в Петербурге. Брак распался.

В 1865 году Лесков жил с вдовой Екатериной Бубновой. У пары появился сын Андрей (1866-1953). Со второй женой он разошелся в 1877 году.

Последние годы

Последние пять лет жизни Лескова мучали приступы астмы, от которой впоследствии он и скончался. Умер Николай Семенович 21 февраля (5 марта) 1895 года в Санкт-Петербурге. Похоронили писателя на Волковском кладбище.

Хронологическая таблица

  • В биографии Лескова интересных фактов из жизнисобрано немало. К примеру, он был идейным вегетарианцем. Он верил в то, что убивать животных нельзя. И даже одним из первых предложил создать специальную книгу с рецептами для вегетарианцев.
  • посмотреть все

Сочинение

1. Истоки народности творчества Лескова.
2. Дебют в литературе.
3. История в произведениях писателя.

Я не изучал народ... я вырос в народе на гостомельском выгоне с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного под теплым овчинным тулупом да на замашной панинской толчее. Я с народом был свой человек.
Н. С. Лесков

Н. С. Лесков родился в 1831 году в семье небогатого судейского служащего, в селе Горохове на Орловщине. Жила семья в богатом имении М. Страхова - его жена была родной теткой Николая. До восьми лет он путешествовал с бабушкой на богомолья по монастырям, под ее присмотром шло воспитание мальчика. С двоюродными братьями Николай получил образование и светское воспитание. Из имения Лесковы переехали в дом в Орле, рядом с монастырской слободкой - Николай интересовался «духовенными», встречался с ними. В 1839 году его отец ушел в отставку, и семья, продав дом, переселилась на хутор Панино. С детства мальчик был очарован родной природой, русской стариной, народные поверья будили в нем воображение. В деревне он жил, пользуясь абсолютной свободой, знал народный быт во всех его проявлениях. Народное творчество, общение с крестьянами дало будущему писателю понимание духовности народа.

После пятилетнего обучения в Орловской гимназии он отказался в 1846 году от переэкзаменовки и был уволен, о чем впоследствии жалел. Отец отдал его писцом в уголовную палату, где перед его глазами прошли тысячи людских судеб. В 1848 году отец Николая умер от холеры. Семью приютил в Киеве дядя по матери, профессор медицины С. П. Алферьев. Николай был зачислен помощником столоначальника по рекрутскому столу Киевской казенной палаты. В 1857 году Лесков уезжает из Киева на службу к другому дядьке в Пензенскую губернию - англичанину А. Я. Шкотту, управляющему графов Перовских и Нарышкиных, Николай должен был сопровождать переселяемых на новые земли крестьян. Как доверенный от фирмы за три года Лесков объехал всю Россию! Его письменные отчеты обратили на себя внимание и вскоре Лескова публиковали в киевских газетах. В литературу он вошел довольно поздно, в тридцать лет. Его приглашают в московскую газету «Русская речь», где он приобретает репутацию талантливого публициста.

Живя в Петербурге, он пишет очерки, фельетоны, литературно-критические обозрения, публицистические статьи, такие как «О рабочем классе», «О найме рабочих людей», «Сводные браки в России», «Русские женщины и эмансипация». Полиция считает его «крайним социалистом и нигилистом», а он, напротив, пишет серию антинигилистических романов и заслуживает у революционеров-демократов репутацию шпиона. Это и разгромное выступление Д. И. Писарева осложняет писательскую судьбу Лескова - журналы не хотят с ним сотрудничать. Писатель тщетно пытался оправдаться, затем уехал за границу, создал исторический памфлет - роман «Некуда». Роман демократы объявили враждебным. Но Лесков продолжал - в 1866 году он пишет роман «Обойденные», где противопоставляет новых людей и обыкновенных. Антинигилистические мотивы прослеживаются также в его романе «На ножах» (1870), где говорится о «мошенниках от нигилизма». Так, в пылу Споров, многие произведения тех лет остались незамеченными - «Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница», «Старые годы в селе Плодомасове», «Захудалый род».

В его ранних статьях и фельетонах есть характерные приметы времени, национальной истории. Жизненный опыт и «запас бытовых сведений» Лескова постоянно рос, он изучил все религии до тонкостей, в гостях у него можно было встретить представителя любой из них. Он выражает свое мнение о крепостничестве, о героическом характере народа в «Житии одной бабы», «Тупейном художнике», «Юдоли». Чудаки и праведники из народа становятся его героями в «Однодуме», «Кадетском монастыре», «Несмертельном Головане». В повести «Очарованный странник» Лесков описывает героев, открывая в них черты русского национального характера.

Лесков живописует «русскую ширь», ее красоту и многообразие метким колоритным языком. Он предпочитает форму сказа, которая освобождает его от соблюдения литературных канонов, позволяет свободно обращаться с сюжетом. Его рассказчик - русский православный человек, ценящий красоту жизни. В сказовой манере написаны «Запечатленный Ангел» (1872), «Очарованный странник» (1873). «Левша» (1881), «Тупейный художник» (1883).

Герои Лескова - русские православные люди-праведники, с бескорыстно- созерцательным отношением к жизни. Составляющие русского характера для писателя - это мудрость, вера в Бога и добро, чувство красоты, эмоциональная открытость, нравственная интуиция, любовь к жизни и живым существам, забота о ближних, способность на духовный подвиг. Праведники не ждут признания, они ищут идеалы справедливости. Эти люди, по убеждению автора, и творят историю. История и современная действительность переплелись в произведениях писателя. Поворотным этапом в творчестве стала хроника «Соборяне» об «обитателях старгородской поповки», по сути, обобщенная картина русского национального бытия, показанная через частную жизнь людей. После этого произведения отношение к Лескову меняется в лучшую сторону.

В 1874 году он получил возможность служить и устроился в особый отдел Ученого комитета министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа, где работает до 1883 года. Писатель жил до самой смерти в Петербурге, почти не выезжая. Его похоронили в 1895 году в полном молчании, как он и завещал.