Литературные методы и направления. Художественный метод. Литературное направление, течение, школа

Метод художественный, или творческий, - одно из важнейших понятий литературоведения. Он определяет наиболее общие особенности образного отражения жизни в искусстве, которые устойчиво повторяются в творчестве ряда писателей и тем самым образуют литературные течения (направления) в той или иной стране или ряде стран (например, реализм, романтизм, символизм и др.). Характер образного отражения жизни зависит прежде всего от того, как, на основе какого метода художник подходит к изображению действительности.

Иллюстрация Ю. Селиверстова к книге Т. Мора «Утопия».

Иллюстрация Д. Шмаринова к роману Л. Н. Толстого «Война и мир».

Метод художественный складывается в определенных исторических условиях - писателей, приверженцев данного метода, объединяет представление об идеале, о человеке, который отвечает (или не отвечает) этому идеалу, стало быть, о типе героя, выборе соответствующего сюжета. Стиль писателя всегда индивидуален, но он обязательно связан с методом художественным, которого придерживается писатель.

Многообразие исторической жизни общества порождает и многообразие проявлений метода художественного, поэтому в одно и то же время могут существовать и различные методы художественные в зависимости от взгляда художника на задачи искусства.

Реалистическим художественным методам свойственно тяготение к передаче реальных особенностей жизни (хотя возможно и обращение к условным формам, например в сатире) , в романтических резче сказывается субъективная позиция художника, придающая изображению более условный характер. Сравним с этой точки зрения две картины: Э. Делакруа «Свобода на баррикадах» и В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни». Обе они связаны с реальными историческими событиями, рисуют прежде всего массовые народные сцены. Полотно Делакруа написано под впечатлением событий июльской революции 1830 г. в Париже. Суриков изображает эпизод далекого прошлого - финал стрелецкого бунта против Петра I в 1698 г. Для Делакруа главным является стремление передать свое отношение к происходящему: изображение пронизано контрастами, как бы символизирующими смысл событий. В центре картины - полуобнаженная женская фигура со знаменем, один из цветов которого - красный - особенно контрастирует с темным фоном, где угадывается движение толпы. Крупный план на картине представлен двумя бойцами с оружием, мальчиком, стоящим рядом с женщиной, телами раненых и убитых. На заднем плане - отблески пожара, сквозь который видны выступы домов. Подчеркнуто-условный образ главной героини - женщины, под которой подразумевается сама Свобода, яркие контрасты в изображении движущейся массы людей, их страстного порыва вперед - все это отражает энтузиазм художника, ищущего исключительные обстоятельства и исключительных героев, чтобы передать пафос восстания и тем самым выразить свое отношение к миру.

В центре внимания Сурикова - народная трагедия. На Красной площади, на фоне возвышающегося в центре храма Василия Блаженного, - толпа, при этом каждый человек, а их около пятидесяти, показан как индивидуальность, у каждого свой характер, свое выражение. Справа высится фигура Петра I на коне, грозная и величественная, слева на переднем плане - гневный и перед лицом казни непокорившийся стрелец, в центре - рыдающая женщина с ребенком, в лаптях - стрельчиха, оплакивающая мужа, которого ведут на казнь. Здесь говорит о себе каждая деталь, здесь нет мелочей, которые бы не означали главного: речь идет о трагедии народа на крутом повороте истории. В этом основная историческая мысль художника. В. И. Ленин говорил, что Петр I не останавливался и перед «варварскими средствами борьбы против варварства». Вот этот противоречивый момент русской истории и раскрыт в картине с глубокой скорбью и сочувствием к народу.

В первой картине народ изображен романтиком, во второй - реалистом. Оба художника на стороне народа, но их картины различны по своему художественному методу.

Можно привести другой пример, когда два писателя изображают одно и то же событие, но разными методами. Так, например, знаменитая битва при Ватерлоо, в которой Наполеон потерпел окончательное поражение, изображена романтически в романе Гюго «Отверженные» и реалистически в романе Стендаля «Пармская обитель».

Великий исторический переворот, связанный с Октябрьской революцией (включая и период её исторической подготовки), естественно, создал новые условия для развития мирового искусства, и в частности литературы, и тем самым для формирования нового художественного метода - метода социалистического реализма.

Изучение художественного метода имеет большое значение для понимания закономерностей развития искусства и литературы и роли, которую играет в этом развитии индивидуальное творчество писателя. В критике существует ряд понятий, не расходящихся с понятием художественного метода: направление, течение, стиль, литературная школа, литературная группа. Все они в конечном счете имеют в виду общность существенных особенностей в творчестве ряда писателей (иногда в ряде стран), складывающихся в ходе литературного развития в принципе на основе того или иного сходства социальных, идейных и прочих позиций писателей. Точное разграничение этих понятий в критике еще не достигнуто. В данном словаре мы говорим об общем понятии художественного метода, о направлениях и течениях как его конкретных историко-литературных проявлениях, о школах и группах как наиболее частных его формах.

Творческий метод соответствует познавательно-оценочной деятельности (стороне искусства).

Творческий метод – этосистема основных принципов художественного познания/освоения/оценки действительности. Принципы вырабатываются под влиянием авторской концепции мира и человека, которая, в свою очередь, вырабатывается подвлиянием той или иной эпохи.

Методы бывают продуктивными (образующими художественную систему), например романтизм, и непродуктивными (образующими лишь одно литературное направление), например сентиментализм .

Категория творческого метода связана с понятием направления.Метод складывается именно в рамках направления.Направление – этоисторико-литературное явление, оно локально(есть определенные временные рамки, стадии развития (появление, расцвет, угасание)). А метод может выработаться и продолжать существовать и после спада направления.Он универсален. Например:романтический метод характерен для раннего периода творчества многих писателей(могут использоваться отдельные элементы, принципы метода).

Три основных творческих метода –классицистический, романтический и реалистический.

Общие принципы:

1) П. творческого претворения . Характеризуютсяотношения между эстетически осваиваемой действительностью и тем, как она воссоздается в художественном произведении(т.е. между первичной и вторичной реальностью). Проявления: степень правдоподобия и фантастики. (реалистический метод : максимальная степень правдоподобия,классицист. метод: максимальная степень условности (говорящие фамилии, доминантная черта характера));степень «саморазвития» худ. реальности, диктата автора над ней(реал. метод : высокая степень саморазвития, реальность может выйти из-под контроля автора;ром.: полный диктат и свободная воля автора, высокая степень самовыражения;классиц.: диктат автора, но не субъективность, не собственная мысль, а скорее идеология, гражданская позиция, которую выражает автор).

2) П. эстетической оценки .Характеризуются отношения между эстетическим идеалом и действительностью. Проявляется в тяготении эстетического идеала к одному из полюсов (к умозрительной нормативности либо к социально-исторической причинности).Классиц. : ведущей является нормативность;реал.: ведущая социально-историческая причинность, идеал рождается из самой жизни и не может быть выражен в одном персонаже; обычно воплощен в 2 почти противоположных образах;ром.: авторский идеал – образ главного героя.

3) П. художественного обобщения . Характеризуютсяотношения между образом и воплощенной в нем сущностью.Проявляется втипизации (воплощение характерных для действительности черт) либогенерализации (воплощение авторской идеи). Образ героя своего времени – типизация, ром. герой – генерализация.

Комплексная цель

знать

  • понятие художественного метода как совокупности принципов художественного изображения;
  • категорию литературного направления как ведущей идейно-эстетической тенденции творчества;
  • литературные течения и школы;
  • сведения о художественном стиле как совокупности устойчивых элементов художественной формы и содержании творчества, стилеобразующих факторах, стилистике языка и речи, историческом развитии теории стиля;

уметь

Анализировать литературу как на уровне творчества писателя в целом, так и отдельных произведений;

владеть

  • терминологией и понятийным аппаратом данной проблематики;
  • навыками определения стилевой, образной и методологической специфики творчества отдельного автора.

Художественный метод

Следует четко представлять, в каких соотношениях и взаимосвязях находятся такие категории литературного процесса, как художественный метод, литературное направление и течение, художественный стиль.

Понятие литературного процесса является наиболее общим, исходным для определения всех категорий, характеризующих разные стороны литературы, относящихся к разным ее аспектам.

Художественный метод – это способ освоения и отображения мира, совокупность основных творческих принципов образного отражения жизни. О методе можно говорить как о структуре художественного мышления писателя, определяющей его подход к действительности и ее воссозданию в свете определенного эстетического идеала.

Метод воплощается в содержании литературного произведения. Через метод мы постигаем те творческие принципы, благодаря которым писатель воспроизводит действительность: отбор, оценка, типизация (обобщение), художественное воплощение характеров, явлений жизни в историческом преломлении.

Метод проявляется в строе мыслей и чувств героев литературного произведения, в мотивировках их поведения, поступков, в соотношении характеров и событий, в соответствии жизненного пути, судеб персонажей социально-историческим обстоятельствам эпохи.

Художественный метод – система принципов отбора жизненного материала, его оценки, принципов и преобладающих форм художественного обобщения и переосмысления. Он характеризует комплекс факторов: целостное идеологическое, оценочное, индивидуально-неповторимое, социальное отношение художника к действительности, к сознательно или стихийно отраженным потребностям, идеологическим и художественным традициям. Художественный метод во многом определяет специфику художественного образа.

С понятием "художественный метод" тесно связано понятие "художественный стиль". Метод реализуется в стиле, т.е. общие свойства метода получают свою национальноисторическую конкретность в стиле писателя.

Понятием "метод" (от греч. – путь исследования) обозначается "общий принцип творческого отношения художника к познаваемой действительности, т.е. ее пересоздания". Это своего рода способы познания жизни, которые менялись в разные исторические и литературные эпохи. По мнению некоторых ученых, метод лежит в основе течений и направлений, представляет тот способ эстетического освоения действительности, который присущ произведениям некоторого направления. Метод есть категория эстетическая и глубоко содержательная. "Он получает воплощение как в идейном строе произведения, так и в принципе построения образа, сюжета, композиции, языка. Метод – это понимание и воспроизведение действительности в соответствии с особенностями художественного мышления и эстетического идеала" .

Проблема способа изображения действительности была впервые осознана в античности и получила законченное воплощение в труде Аристотеля "Поэтика" под именем "теории подражания". Подражание, но Аристотелю, составляет основу поэзии и ее цель – воссоздать мир похожим на реальный или, точнее, каким он мог бы быть. Авторитетность этой теории сохранялась вплоть до конца XVIII в., когда романтики предложили иной подход (тоже имеющий свои корни в античности, точнее в эллинизме) – пересоздание реальности в соответствии с волей автора, а не с законами "мироздания". Эти две концепции, по мнению отечественного литературоведения середины прошлого века, лежат в основе двух "типов творчества" – "реалистического" и "романтического", в рамки которых укладываются "методы" классицизм, романтизм, разные тины реализма, модернизм. Следует сказать, что понятием "метод" пользовались многие теоретики литературы и писатели: А. Ватто, Д. Дидро, Г. Э. Лессинг, И. В. Гёте, С. Т. Колридж, написавший трактат "О методе" (1818).

Теория подражания послужила базой для развития натурализма. "Работая над “Терезой Ракен”, – писал Э. Золя, – я забыл обо всем на свете, я углубился в кропотливое копирование жизни, отдаваясь целиком изучению человеческого организма..." . Нередко особенностью такого способа отражения действительности является полная зависимость создателя произведения от предмета изображения, художественное познание превращается в копирование. Другая же модель может приводить к произволу субъективности. К примеру, Ф. Шиллер утверждал, что художник, пересоздавая действительность ("материал"), "...мало останавливается перед насилием над ним... Материал, который он обрабатывает, он уважает столь же мало, сколь и механик; он только постарается обмануть кажущейся уступчивостью глаз, который оберегает свободу этого материала" . В целом ряде работ учеными предлагается дополнить понятие метода понятием типа творчества, типа художественного мышления. При этом два типа творчества – пересоздающий и воссоздающий – охватывают все богатство принципов художественного отражения.

Касаясь проблемы соотношения метода и направления, необходимо учитывать, что метод как общий принцип образного отражения жизни отличается от направления как явления исторически конкретного. Следовательно, если то или иное направление исторически неповторимо, то один и тот же метод, как широкая категория литературного процесса, может повторяться в творчестве писателей разных времен и народов, а значит разных направлений и течений. Например, элементы реалистического принципа отражения действительности мы встречаем уже в направлениях классицизма, сентиментализма, т.е. еще до возникновения собственно реалистического метода, так же как сложившийся реализм позднее проникает и в произведения модернизма.

  • Гуляев Н. А. Теория литературы. М., 1985. С. 174.
  • Литературные манифесты французских реалистов. Л., 1935. С. 98.
  • Шиллер Ф. Собрание сочинений: в 8 τ. Т. 6. М.; Л., 1950. С. 296.

Что значит понятие "художественный метод" в литературе? В чем его отличительные характеристики? Какого метода придерживались или придерживаются ваши любимые писатели? Хотите отличать символизм от акмеизма? Эта статья — для вас! В ней изложена та база, которая поможет вам уверенно чувствовать себя в огромном литературном пространстве.

Что такое художественный метод?

Это одно из самых важных понятий в искусстве. Означает совокупность общих оценок, видения мира и восприятия определенных вещей писателями. Таким образом возникли различные направления в литературе. Характер видения окружающей действительности зависит от того, какого метода придерживается творец.

Приверженцев определенного художественного (творческого) метода объединяет представление об идеалах, человеческой жизни, добре и зле, и об искусстве в целом. Они нацеливаются на разную целевую аудиторию, поэтому существование множества литературных методов чрезвычайно важно, так как они удовлетворяют духовные потребности людей с разным мышлением.

Отличительные характеристики

Главная особенность художественного метода состоит в многообразии его форм. В литературе существует огромное количество направлений и их "смесей", с помощью которых мы можем взглянуть по-разному на предмет и явление. Классицизм, романтизм, реализм, сентиментализм, натурализм, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм, импрессионизм, экспрессионизм, экзистенциализм, постмодернизм - основные направления, которые обладают своей индивидуальной силой и характером.

Какие художественные методы в литературе существуют?

У каждого писателя непременно есть свой индивидуальный стиль выражения мысли, ни на кого не похожий, но он переплетается с одним определенным направлением, которое близко ему самому.

Перейдем от общего к частному и разберемся в основных художественных методах в литературе, начиная с XVII века и заканчивая концом XX.

Классические направления XVII - XVIII веков

Классицизм — первое возникшее в XVII веке. Характеризуется воспитательной моралью, простотой изложения, четким разделением на положительных и отрицательных героев, "тремя единствами"— местом, временем и действием. В этом направлении трудились такие известные писатели, как Ж. Расин, М. Ломоносов, Г. Державин. Основные черты классицизма вы сможете найти в "Оде на взятие Хотина".

В следующем литературном направлении — сентиментализме — в XVIII веке писали Ж. Руссо, И. Гете, Н. Карамзин. В этом направлении важно изобразить состояние внутреннего мира персонажа, его душевные терзания и искренние эмоции. Ближе познакомиться с этим направлением вы сможете, прочитав "Бедную Лизу".

Романтизм появился на рубеже XVIII-XIX веков. Любовь, чувства, желания, страдания, побег от угнетающей реальности — все это невероятно красиво описывают в своих произведениях Д. Байрон, В. Гюго, М. Лермонтов. "Демон" - это яркое произведение, которое даст вам полное представление об этом направлении.

Обыденность XIX века

Реализм, возникший в XIX веке, описывает типичного героя в типичной для среднестатистического человека ситуации посредством разговорной лексики. Это направление тонко чувствовали Ч. Диккенс, О. де Бальзак, Л. Толстой, Ф. Достоевский, А. Чехов, И. Тургенев. "Отцы и дети" — показательный роман, который без фальши и притворства поведает о разнице поколений и их восприятии, в этом и есть суть реализма.

Натурализм — художественный метод, возникший в конце XIX века. отличает точное и объективное изображение судьбы, быта, повседневности, характера человека. Представители этого направления, такие как М. Салтыков-Щедрин, Н. Некрасов, считали, что не бывает недостойных тем для изложения, даже типичные человеческие переживания — настоящее искусство. "Кому на Руси жить хорошо" — поэма о реалиях крестьянской жизни и непростой судьбе — неоспоримая представительница натурализма.

Броские и необычные методы изложения мысли XIX - начала XX веков

Модернизм — общее название для таких течений, как символизм, импрессионизм, акмеизм, футуризм, экспрессионизм. Чтобы иметь представление о модернизме, охарактеризуем все вышеизложенные направления.

  • Символизм возник в 1870-е годы, от других направлений он отличается образным видением, тайным смыслом предметов и явлений, использованием слов со множественным значением. В этом интересном и необычном направлении писали, например, З. Гиппус, В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок. "Аптека, улица, фонарь" - стихотворение, которое стоит прочесть или освежить в памяти, чтобы понять суть символизма.
  • Акмеизм — художественный метод, которому следовали только наши соотечественники, например О. Мандельштам, А. Ахматова, Н. Гумилев. В этом направлении нет двусмысленности, слова имеют точное значение, а образы отчетливо видятся; с помощью силы художественного слова писатели переосмысляли жизненные процессы, в которых есть изъяны. "Сероглазый король" — в это стихотворение необходимо погрузиться, чтобы понять логику поэтов этого направления.

  • Футуризм — направление, в котором работали российские и итальянские творцы. Это броское направление появилось в начале XX века. Эпатаж, смелые решения и нестандартное построение стихотворения, например лесенкой, как у яркого представителя этого направления В. Маяковского. Кроме него, в этом направлении творили и ломали представление о классическом искусстве И. Северянин, В. Хлебников, Д. Бурлюк. "А вы могли бы?" - экстравагантное, необычное, вдохновляющее, абсолютно футуристическое стихотворение.

  • Импрессионизм в литературе появился в конце XIX века, писатели в этом направлении подробно описывали чувства, переживания и эмоции, превращали мгновения жизни в искусство. Ярчайшими представителями этого направления можно считать Г. де Мопассана, М. Пруста. "Милый друг" - эмоциональное и легкое произведение, прочитав которое, вы непременно станете поклонником импрессионизма.
  • В начале XX века в Германии получил распространение мрачный экспрессионизм. Главными темами этого направления являются гибель, разрушение, потеря, неприглядность окружающей действительности. Ф. Кафка и Е. Замятин наиболее ярко смогли передать сущность этого направления. "Мы" — сильнейшая антиутопия нашего соотечественника, которая не рождает чувство подавленности, но в полной мере раскрывает все вышеприведенные темы экспрессионизма.

Современные взгляды на литературу с середины XX века

В основе экзистенциализма, появившегося в середине XX века во Франции, лежат идеи об одиночестве и трагизме бытия, ничтожности человеческих идеалов. Ж. П. Сартр, А. Камю смогли наиболее уверенно и четко изложить это на бумаге. "Падение" — книга, в которой вы не найдете острых поворотов в сюжете, но тонкие и интеллектуальные диалоги влюбят вас в экзистенциализм.

Наиболее современное направление — постмодернизм — появилось во второй половине XX века, его отличают максимализм исполнения, ирония и сатирическое отношение к происходящему. Х. Мураками, В. Набоков, К. Воннегут видели мир сквозь сатирическую призму. Произведение "Бойня номер 5" написано в лучших традициях постмодернизма, оно погрузит вас в глубокие размышления о ценности жизни и взглядах на нее.

Значение литературных течений для современного человека

Сила слова может заставить человека по-разному смотреть на определенные вещи. Прочтение произведений писателей, придерживающихся разных художественных методов, сделает вас многогранной личностью, умеющей критически и с разных сторон взглянуть на любую ситуацию.

Как известно, слово является основной единицей любого языка, а также самым важным составным элементом его художественных средств. Правильное использование лексики во многом определяет выразительность речи.

В контексте слово - это особый мир, зеркало авторского восприятия и отношения к действительности. В имеется своя, метафорическая, точность, свои особые истины, называемые художественными откровениями, от контекста зависят функции лексики.

Индивидуальное восприятие окружающего нас мира отражается в таком тексте с помощью метафорических высказываний. Ведь искусство - это прежде всего самовыражение отдельной личности. Литературная ткань сплетается из метафор, создающих волнующий и воздействующий на эмоции образ того или иного художественного произведения. В словах появляются дополнительные значения, особая стилистическая окраска, создающая своеобразный мир, который мы открываем для себя, читая текст.

Не только в литературной, но и в устной, мы используем, не задумываясь, различные приемы художественной выразительности, чтобы придать ей эмоциональность, убедительность, образность. Давайте разберемся, какие художественные приемы бывают в русском языке.

Особенно способствует созданию выразительности использование метафор, поэтому начнем с них.

Метафора

Художественные приемы в литературе нельзя себе представить без упоминания важнейшего из них - способ создания языковой картины мира на основе уже имеющихся в самом языке значений.

Виды метафор можно выделить следующие:

  1. Окаменелая, стертая, сухая или историческая (нос лодки, игольное ушко).
  2. Фразеологизмы - устойчивые образные сочетания слов, которые обладают эмоциональностью, метафоричностью, воспроизводимостью в памяти многих носителей языка, экспрессивностью (мертвая хватка, замкнутый круг и т. д.).
  3. Одиночная метафора (например, бездомное сердце).
  4. Развернутая (сердце - "колокольчик фарфоровый в желтом Китае" - Николай Гумилев).
  5. Традиционно-поэтическая (утро жизни, огонь любви).
  6. Индивидуально-авторская (горб тротуара).

Кроме того, метафора одновременно может являться аллегорией, олицетворением, гиперболой, перифразой, мейозисом, литотой и другими тропами.

Само слово "метафора" означает в переводе с греческого "перенос". В данном случае мы имеем дело с переносом наименования с одного предмета на другой. Чтобы он стал возможным, у них непременно должно существовать какое-то сходство, они должны быть в чем-то смежными. Метафора представляет собой слово или выражение, употребляющееся в переносном значении благодаря сходству двух явлений или предметов по некоторому признаку.

В результате такого переноса создается образ. Поэтому метафора - одно из самых ярких средств выразительности художественной, поэтической речи. Однако отсутствие этого тропа не означает отсутствие выразительности произведения.

Метафора может быть как простой, так и развернутой. В двадцатом веке возрождается употребление развернутых в поэзии, а характер простых значительно меняется.

Метонимия

Метонимия - это одна из разновидностей метафоры. В переводе с греческого это слово значит "переименование", то есть это передача имени одного предмета другому. Метонимия является заменой некоторого слова другим на основании существующей смежности двух понятий, предметов и т. д. Это наложение на прямое значение переносного. Например: "Я две тарелки съел". Смешение значений, их перенос возможны потому, что предметы являются смежными, причем смежность может быть во времени, в пространстве и т. д.

Синекдоха

Синекдоха - это разновидность метонимии. В переводе с греческого это слово означает "соотнесение". Такой перенос значения имеет место, когда вместо большего называется меньшее, или наоборот; вместо части - целое, и наоборот. Например: "По сообщениям Москвы".

Эпитет

Художественные приемы в литературе, список которых мы сейчас составляем, невозможно представить без эпитета. Это фигура, троп, образное определение, словосочетание или слово, обозначающее лицо, явление, предмет или действие с субъективной

В переводе с греческого этот термин означает "приложенное, приложение", то есть в нашем случае одно слово приставлено к некоторому другому.

Эпитет от простого определения отличается своей художественной выразительностью.

Постоянные эпитеты используются в фольклоре как средство типизации, а также как одно из важнейших средств художественной выразительности. В строгом значении термина к тропам принадлежат лишь такие из них, функцию которых имеют слова в переносном значении, в отличие от так называемых точных эпитетов, которые выражаются словами в прямом значении (красная ягода, прекрасные цветы). Образные создаются при использовании слов в переносном значении. Подобные эпитеты принято называть метафорическими. Метонимический перенос названия также может лежать в основе данного тропа.

Оксюморон - это разновидность эпитета, так называемые контрастные эпитеты, образующие сочетания с определяемыми существительными противоположных им по смыслу слов (ненавидящая любовь, радостная печаль).

Сравнение

Сравнение - троп, в котором один предмет характеризуется через сопоставление с другим. То есть это сопоставление различных предметов по сходству, которое бывает как явным, так и неожиданным, отдаленным. Обычно оно выражается с помощью определенных слов: "точно", "как будто", "похоже", "словно". Также сравнения могут иметь форму творительного падежа.

Олицетворение

Описывая художественные приемы в литературе, необходимо упомянуть и олицетворение. Это разновидность метафоры, представляющая собой присвоение свойств живых существ предметам неживой природы. Часто оно создается с помощью обращений к подобным явлениям природы как к сознательным живым существам. Олицетворением также является перенос на животных человеческих свойств.

Гипербола и литота

Отметим такие приемы художественной выразительности в литературе, как гипербола и литота.

Гипербола (в переводе - "преувеличение") - одно из выразительных средств речи, представляющее собой фигуру со значением преувеличения того, о чем идет речь.

Литота (в переводе - "простота") - противоположность гиперболе - чрезмерное преуменьшение того, о чем идет речь (мальчик с пальчик, мужичок с ноготок).

Сарказм, ирония и юмор

Продолжаем описывать художественные приемы в литературе. Список наш дополнят сарказм, ирония и юмор.

  • Сарказм означает в переводе с греческого "рву мясо". Это злая ирония, язвительная насмешка, едкое замечание. При использовании сарказма создается комический эффект, однако при этом ощущается явно идейная и эмоциональная оценка.
  • Ирония в переводе означает "притворство", "насмешка". Она возникает, когда на словах говорится одно, а подразумевается совсем другое, противоположное.
  • Юмор - одно из лексических средств выразительности, в переводе означающее "настроение", "нрав". В комическом, иносказательном ключе могут быть написаны порой целые произведения, в которых ощущается насмешливо-добродушное отношение к чему-то. Например, рассказ "Хамелеон" А. П. Чехова, а также многие басни И. А. Крылова.

Виды художественных приемов в литературе на этом не заканчиваются. Представляем вашему вниманию следующий.

Гротеск

Важнейшие художественные приемы в литературе включают в себя и гротеск. Слово "гротеск" означает "затейливый", "причудливый". Данный художественный прием представляет собой нарушение пропорций явлений, предметов, событий, изображаемых в произведении. Он широко используется в творчестве, например, М. Е. Салтыкова-Щедрина ("Господа Головлевы", "История одного города", сказки). Это художественный прием, основанный на преувеличении. Однако степень его намного больше, чем у гиперболы.

Сарказм, ирония, юмор и гротеск - популярные художественные приемы в литературе. Примеры первых трех - рассказы А. П. Чехова и Н. Н. Гоголя. Гротескно творчество Дж. Свифта (например, "Путешествие Гулливера").

Какой художественный прием использует автор (Салтыков-Щедрин) для создания в романе "Господа Головлевы" образа Иудушки? Конечно, гротеск. Ирония и сарказм присутствуют в стихотворениях В. Маяковского. Юмором наполнены произведения Зощенко, Шукшина, Козьмы Пруткова. Данные художественные приемы в литературе, примеры которых мы только что привели, как вы видите, очень часто используются русскими писателями.

Каламбур

Каламбур - фигура речи, представляющая собой невольную или нарочитую двусмысленность, возникающую при употреблении в контексте двух или более значений слова или при сходстве их звучания. Его разновидности - парономазия, ложная этимологизация, зевгма и конкретизация.

В каламбурах игра слов основана на омонимии и многозначности. Из них возникают анекдоты. Эти художественные приемы в литературе можно отыскать в творчестве В. Маяковского, Омара Хайяма, Козьмы Пруткова, А. П. Чехова.

Фигура речи - что это такое?

Само слово "фигура" с латыни переводится как "внешний вид, очертание, образ". Слово это многозначно. Что же обозначает данный термин применительно к художественной речи? Синтаксические средства выразительности, относящиеся к фигурам: вопросы, обращения.

Что такое "троп"?

"Как называется художественный прием, использующий слово в переносном значении?" - спросите вы. Термином "троп" объединяются различные приемы: эпитет, метафора, метонимия, сравнение, синекдоха, литота, гипербола, олицетворение и другие. В переводе слово "троп" означает "оборот". От обычной речи художественная отличается тем, что в ней применяются особые обороты, украшающие речь, делающие ее выразительнее. В разных стилях используются разные выразительные средства. Важнейшее в понятии "выразительность" для речи художественной - способность текста, художественного произведения оказывать эстетическое, эмоциональное воздействие на читателя, создавать поэтические картины и яркие образы.

Все мы живем в мире звуков. Некоторые из них вызывают у нас положительные эмоции, другие, наоборот, волнуют, настораживают, вызывают тревогу, успокаивают или же навевают сон. Различные звуки вызывают различные образы. При помощи их комбинации можно эмоционально воздействовать на человека. Читая художественные произведения литературы и русского народного творчества, мы особенно остро воспринимаем их звучание.

Основные приемы создания звуковой выразительности

  • Аллитерация - это повтор сходных или одинаковых согласных.
  • Ассонанс - намеренный гармоничный повтор гласных.

Часто аллитерация и ассонанс употребляются в произведениях одновременно. Эти приемы направлены на то, чтобы вызвать различные ассоциации у читателя.

Прием звукописи в художественной литературе

Звукопись - это художественный прием, представляющий собой использование определенных звуков в конкретном порядке для создания определенного образа, то есть подбор слов, имитирующих звуки реального мира. Прием этот в художественной литературе используется как в поэзии, так и в прозе.

Разновидности звукописи:

  1. Ассонанс - в переводе с французского означает "созвучие". Ассонанс представляет собой повторение одинаковых или схожих гласных звуков в тексте для создания определенного звукового образа. Он способствует выразительности речи, его используют поэты в ритмике, рифме стихотворений.
  2. Аллитерация - от Этот прием является повторением согласных в художественном тексте для создания некоторого звукового образа, для того, чтобы сделать поэтическую речь более выразительной.
  3. Звукоподражание - передача особыми словами, напоминающими звуки явлений окружающего мира, слуховых впечатлений.

Эти художественные приемы в стихах очень распространены, без них поэтическая речь была бы не столь мелодичной.