Савва Ямщиков: вечная память. Савва Ямщиков (Россия): Если Россия это Жванецкий, то это не моя Россия

Родился 8 октября 1938 года в Москве. Окончил искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ. После неудачной попытки устроиться в музеи Кремля, получил предложение от Филатова Виктора Васильевича начать свою трудовую деятельность во Всероссийском реставрационном центре в отделе реставрации иконописи. Так, с двадцати лет Савва Васильевич начал работать во Всероссийском реставрационном центре в отделе реставрации иконописи. (Центр находился в Марфо-Мариинской обители, основанной святой Елизаветой (великой княгиней Елизаветой Фёдоровной), построенной А. В. Щусевым и расписанной М. В. Нестеровым).

Большую часть своей жизни С. В. Ямщиков провёл в русской провинции, сначала занимаясь профилактическими реставрационными работами на произведениях иконописи, а затем, обследуя музейные запасники, составляя реставрационную «Опись произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР» и отбирая иконы для восстановления в Москве.

За сорок с лишним лет Савве Ямщикову удалось возродить сотни произведений иконописи, уникальные собрания русских портретов XVIII-XIX вв. из различных музеев России, вернуть многие забытые имена замечательных художников. Организованные Ямщиковым выставки, на которых показывались новые открытия реставраторов, стали неотъемлемой частью отечественной культуры. На них воспитывались молодые художники, историки искусства, писатели и все те, кому дорого художественное наследие России.

Кроме реставрационных выставок Ямщиков сумел в советское время познакомить современников с сокровищами частных коллекций Москвы и Ленинграда - от икон до лучших образцов авангардного искусства. Владельцы личных собраний избрали его председателем Клуба коллекционеров Советского фонда культуры. Издав десятки книг, альбомов, каталогов, опубликовав сотни статей и интервью в периодической печати, Савва Ямщиков много лет вёл постоянные рубрики на Центральном телевидении, снимал редкие сюжеты в различных городах России и за рубежом.

Искусствовед, историк, писатель, публицист, С. В. Ямщиков - автор многочисленных научных трудов, книг, альбомов, каталогов о русском искусстве. Савва Ямщиков - устроитель выставок, один из тех людей, чьё имя вот уже несколько десятилетий ассоциируется в обществе с борьбой за сохранение культурного наследия России.

Скончался 19 июля 2009 года в Пскове . Савва Ямщиков похоронен 22 июля 2009 года в Пушкинских Горах на городище Воронич , на кладбище у храма Георгия Победоносца, рядом с могилой хранителя Пушкинского музея-заповедника Семёна Степановича Гейченко и около родового некрополя Осиповых-Вульф

Семья

Был женат вторым браком на звезде Кировского балета Валентине Ганибаловой . Дочь - Марфа Ямщикова.

Память

  • Савва Ямщиков был не только постоянным автором, но и рыцарственным защитником Радио «Радонеж». Благодаря его помощи были отбиты попытки отобрать часы вещания радиостанции. Савва Ямщиков тесно сотрудничал с «Народным радио» (Москва).
  • В 90-х годах Савва Ямщиков страдал от клинически выраженной депрессии, в связи с чем около 10 лет не выходил из дома и практически ни с кем не общался

Реставратор, историк искусства, страстный публицист и защитник отечественной культуры. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Союза писателей России, вице-президент Российского международного Фонда культуры, член Комиссии по рассмотрению вопросов о возвращении культурных ценностей, Академик Российской академии естественных наук, председатель Ассоциации реставраторов России, лауреат первой Всероссийской премии «Хранители наследия».

На протяжении многих лет он был членом Президиума ЦС ВООПИиК. С именем Ямщикова связаны многие инициативы и действия Общества, направленные на сохранение и популяризацию культурного наследия Отечества. Он был профессионалом своего дела, человеком чести и высокой духовной культуры. На церемонии вручения первой Всероссийской премии «Хранители наследия» лауреатом которой он стал, Савва Ямщиков сказал, что «обрушившийся на нас кризис, это не кризис экономики - это кризис душ». У него самого всегда болела душа за все то, что составляет национальное достояние страны. Это был человек воистину русской души - широкой, непримиримой и ранимой.

Он вырос в бараке на Павелецкой набережной, по соседству с Андреем Тарковским. Позже Ямщиков станет его консультантом на съемках "Андрея Рублева". А в знаменитой мастерской у него побывают самые известные люди - от Дмитрия Шостаковича до Василия Шукшина.

Окончил искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ.

С двадцати лет начал работать во Всероссийском реставрационном центре в отделе иконописи. (Центр находился в Марфо-Мариинской обители, основанной святой Елизаветой - великой княгиней Елизаветой Федоровной). В Марфо-Мариинской обители он проработал двадцать лет. Одним из итогов многолетнего труда стала грандиозная выставка "Реставрация и исследование музейных ценностей", ставшая в конце 1980-х событием для всей страны. Именно на этой выставке были открыты миру удивительные провинциальные русские мастера прошлого Ефим Честняков, Николай Мыльников, Федор Тулов, Григорий Островский и другие.

Большую часть своей жизни С. В. Ямщиков провел в русской провинции, реставрируя произведения иконописи, а затем, обследуя музейные запасники, составляя реставрационную «Опись произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР» и отбирая иконы для дальнейшей реставрации в Москве.

За сорок с лишним лет Савве Ямщикову удалось возродить сотни произведений иконописи, уникальные собрания русских портретов XVIII—XIX вв. из различных музеев России, вернуть многие забытые имена замечательных художников. Организованные Ямщиковым выставки, на которых показывались новые открытия реставраторов, стали неотъемлемой частью отечественной культуры. На них воспитывались молодые художники, историки искусства, писатели и все те, кому дорого художественное наследие России. Вологда, Суздаль, Псков, Кострома, Кижи, Плёс - нет такого старинного города, где бы Ямщиков не реставрировал фрески. И не было, по его словам, такой иконы в России, которую бы он не держал в руках. «Я сделал реставрацию популярной, как балет» - шутил он.

Кроме реставрационных выставок Ямщиков сумел в советское время познакомить современников с сокровищами частных коллекций Москвы и Ленинграда — от икон до лучших образцов авангардного искусства. Владельцы личных собраний избрали его председателем Клуба коллекционеров Советского фонда культуры. В 60-е он устроил первую выставку икон. Прямо под носом КГБ - на Кузнецком мосту. С размахом и помпой. Очередь тянулась чуть ли не от Кремля. Ямщиков всегда был "неудобным" - "прикладывал" за Военторг, Детский мир, Абрамцево, гостиницу "Москва" любого, кто разрушал историю древних городов.

Одним из первых в СССР Савва Ямщиков стал заниматься вопросами реституции культурных ценностей, которые во время Второй мировой войны были вывезены из государств, воевавших против Советского союза. Во многом благодаря его усилиям возвращена в Псков из Германии православная святыня икона Богородица Псковско-Покровская.

Издав десятки книг, альбомов, каталогов, опубликовав сотни статей и интервью в периодической печати, Савва Ямщиков много лет вёл постоянные рубрики на Центральном телевидении, снимал редкие сюжеты в различных городах России и за рубежом.

Искусствовед, историк, писатель, С. В. Ямщиков — автор многочисленных научных трудов, книг, альбомов, каталогов о русском искусстве. Савва Ямщиков — устроитель редкостных выставок, один из тех людей, чьё имя ассоциировалось в обществе с борьбой за сохранение культурного наследия России.

В последние годы жизни Савва Ямщиков вел активную борьбу за сохранение «исчезающей Москвы», исторического облика древнего города Пскова, заповедника "Пушкинские горы". Про Псков, где Ямщиков провел полжизни, он говорил: «Немцы в 44- м его оставили в лучшем состоянии, чем он сейчас». Мечтал превратить этот город во вторую Флоренцию. Псковская земля как будто в благодарность приняла его - там он скончался на 71 году жизни и был похоронен по собственной воле на погосте древне-псковского городища Воронич, что как раз на полпути от Михайловского в Тригорскому, рядом с могилой легендарного директора Пушкинского заповедника С. Гейченко.


«Я никогда не рискну после ухода Саввы Васильевича назвать его Саввой по причине столь всеобъемлющего уважения разных аудиторий к этой личности. После смерти всегда возникает огромное количество друзей, которые отчасти способствовали и уходу человека из жизни. Так было с Шукшиным и с Высоцким. Так, наверняка, будет и с Саввой Васильевичем. Но то, что он мне был друг по душе, по убеждениям, по тому, что делалось вместе, - это очевидно. Я признателен судьбе за то, что она подарила мне его с первых шагов в Министерстве, когда он пикетировал его в связи с тем, что не возвращаются иконы Кирилло-Белозерского Монастыря из музея Рублева. Я признателен ему за те отчаянные шаги, которые он делал против власти, в том числе и меня в то время. И я особенно признателен ему за то, что мы с ним вместе боролись за культурные ценности, которые были вывезены из Германии в компенсацию за наши потери во время Второй Мировой Войны. То, что этот человек сделал для сохранения культурного наследия страны, не измерить ни словами, ни цифрами. Савва Васильевич – это огромнейшей души человек, боль которой и унесла его от нас так рано».

Николай Губенко. Режиссер, Депутат Московской городской Думы

«Очень важный момент – возврат ценностей, перемещенных в период войны. Савва Васильевич был фактически «мотором» комиссии, которая этим занималась. И Николай Губенко и Савва Ямщиков не дали вывезти «Балдинскую коллекцию». Савва тогда сказал: «Вы разрушили Новгород и Псков. Восстановите их, и мы отдадим вашу коллекцию». Пока он был жив, не было шанса вернуть коллекцию. Сейчас его нет. Комиссия лишилась такого человека. Его невозможно было ни купить, ни совратить, ни уговорить. Он стоял как стена. Я не знаю, кого Министерство поставит на это место, но если там не будет человека, которого нельзя купить ни за малые, ни за большие деньги, то нас ожидают еще разного рода сенсации по утрате наших музейных коллекций, части нашего культурного наследия».

Павел Пожигайло. Председатель Попечительского совета ВООПИиК

19-го утром умер Ямщиков. И хотя все уже знали, что он в Пскове "загремел" в больницу, этого никто не ожидал, оттого осознать событие не получалось. Писала о нем в номер и, уже сдав текст, подумала, что надо бы позвонить Валентину Распутину, нежнейшему его другу.


Телефона Валентина Григорьевича под рукой не было, и я решила позвонить Савве, спросить. И сама же себе поразилась - что это я, Савва-то умер. Никогда ему уже не позвонить. Он никогда больше не позвонит. До сего дня каждый день по нескольку раз созванивались, и вот все закончилось. Не будет уже его вечернего: "Ну ладно, милый, отдыхай"... Кто утром рассыплется с благодарностями за заметку в защиту Пскова?..

Вы единственный, кто всегда благодарит, - сказала ему недавно.

Он засмеялся довольный:

У меня хорошее барачное воспитание.

Поздно вечером пошла на канал. Захотелось к воде, к прохладе, и чтоб последний солнечный луч скользнул по изумрудной голове селезня прежде, чем он ее спрячет в теплых пушистых боках. Стояла и вспоминала, как впервые увидела Савву. В другой совсем жизни. В совершенно иной стране. Выставка "Шедевры реставрации. Ефим Честняков". Здоровый дядька, стриженный под ежик. Зеленый свитер-самовязка, потертые вельветовые брюки. Голос сильный, взгляд цепкий. "Идемте, я вас с Ямщиковым познакомлю, - говорит Александр Романов , мой начальник и редактор отдела культуры журнала "Наука и религия". - Толковый искусствовед и реставратор от Бога. Но он такой..." - "Какой?" - "Резкий".

Недавно с Саввой мы вспоминали некоторые эпизоды. Он вдруг сказал:

И зачем тебе Египет, поехали лучше в Тригорское к Василевичу. - Потом вздохнул. - Завидую. Мечтаю посмотреть пирамиды. Но это мечта несбыточная.

Почему же, говорю, несбыточная?

С моими-то ногами?! Ну, ты понимаешь... А то поехали в августе в Кижи, я август всегда там у друзей провожу. В Кижах я много работал. Они мне в прошлом году к семидесятилетию устроили вечер, показали слайды сделанных работ. Я был поражен: мы столько гуляли, пили - когда же все это сделали?! А там белые ночи, не спится. Встал, распахнул окно. И глянул на икону, над которой работал, потом в окно - те же краски: синее небо, желтые листья, вода блестит. Я много жил и в Суздале, наблюдал за людьми в компаниях, на базаре, в пивных - они все похожи на святых со своих икон. Там же равнина кругом - и речь у них плавная, характер ровный. И доску они левкасят как стекло, так зашлифуют, что смотреться можно. И пишут послойно - оттого и говорят "будто дымом писано". Или вот Новгород и Псков - вроде совсем рядом, всего 200 км между ними. Новгород - богатый, основательный, храмы - с ровными стенами. А у псковских церквей стены - что куличи: здесь неровно, тут просело, там вздулось... А отойдешь - все там живет и клубится, это же чистой воды импрессионизм.

Сейчас вот думаю: какой был хрупкий в общем-то человек, даже столь мощный с виду. Ходил с трудом, с палочкой, все больше опираясь на кого-то. Давление шкалило, страшно болели ноги, он без конца их лечил. Когда спрашивала, что с ним, усмехался: "Пить надо было меньше". Десять лет практически был выключен из жизни, потом "воспрял подобно Илье Муромцу" - кто-то так о нем сказал. И заторопился, заспешил жить. Хитрил даже в этой своей ненасытности: не успеем что-то обговорить, он уж удочку на следующий "проект" закидывает - мол, хорошо бы вот это еще сделать, а потом вот это, а уж после... "Ямщиков, не гони лошадей!" - говорила я ему про себя.

Любил знакомить со своими друзьями. Редкое, между прочим, качество в наше время. Обычно люди тяжело колются, когда просишь их даже о такой мелочи, как сообщить чей-то мобильный для дела. Как бы и не уверены, входишь ли ты в число тех, кому можно его шепнуть. Господи! Савва сам предлагал: "Давай я тебя с Георгием Василевичем познакомлю, директором Пушкинского заповедника. Вы друг другу понравитесь". Или: "Позвони Володьке Сарабьянову, сыну академика. Я тебе сейчас телефон дам. Он чудный реставратор и симпатичный человек". А сколько я слышала о Гаврюшкине, "моторе" питерских карнавалов? Я его еще ни разу не видела, но относилась к нему чуть ли не как к родственнику - Савва как молитву и заклинание повторял его имя. "Гаврюшкин сказал", "Игорь обещал"... А другой Игорь? Игорь Петрович Золотусский? "Порядочнейший, деликатнейший человек"... А Валя Курбатов? А Валя Лазуткин? Нанизывал нас всех как жемчуг на нитку, считал, что себя нужно окружить надежными людьми, близкими по крови. И пусть они меж собой общаются.

Жду его звонка. Какое неприятное слово "никогда". Вычеркнуть бы его из лексикона.

Высокопарных слов не надо опасаться

Георгий Василевич, директор Пушкинского заповедника:

Савелий Ямщиков и Норберт Кухинке (иностранец из фильма Казалось, смерть и Ямщиков - вещи несопоставимые.

Но он ушел. На той земле, которую любил, славил, защищал, воспевал. И умер он так и там, где, наверное, и хотел бы. И, даст Бог, упокоится в одном из красивейших мест России - возле Георгиевской церкви на городище Воронич близ Тригорского. Именно здесь он хотел быть похороненным и говорил об этом стесняясь, как о величайшей награде за все труды, что связаны с Псковской землей.

Он был человеком XIX и XX веков. В веке XXI что-то серьезное происходит с нами, потому что основополагающие понятия, для Ямщикова абсолютно ясные, превращаются в вещи для дискуссионных передач.

В пору советскую он успел спасти "факультет ненужных вещей" - те же иконы уникальные, памятники, за которые надо было биться, подставляться под неудобные ситуации, под выговоры, под неприятие. И то же самое он делал в наше время, когда подлинная культура все чаще становится объектом продажи.

В этом смысле жизнь его, несмотря на все сложности, была счастливой. Он сам ее так воспринимал - как возможность выполнить работу, сверху данную ему, которую, кроме него, выполнить некому. Поэтому это огромная потеря даже для тех, кто его не любил, порою даже ненавидел, потому что с уходом такого противника жизнь становится беднее. Настоящая жизнь состоит из таких вот настоящих людей.

Игорь Золотусский, писатель:

Савва Васильевич Ямщиков шефствовал над огромным российским пространством: начиная от восстановления монастырей и реставрации икон до сохранения Абрамцева, Суздаля, Пскова... Его усилия во время гоголевского юбилея были огромны. Если бы не он, может, вообще бы ничего не было, не было бы нашего фильма о Гоголе, который был сделан только благодаря тому, что Ямщиков познакомил меня с Добродеевым, привел к нему, и Добродеев нашел деньги на фильм. В Плесе, куда мы ездили недавно, устраивал судьбу священника, который вынужден покинуть свой приход не по своей воле. Устраивал его в монастырь неподалеку от Плеса. Мы с Саввой колесили по Волге, чтобы забрать его с берега и свести с настоятелем. Там большая обитель, 400 детей-сирот спасаются и учатся. Вот Савва, которого заменить нельзя. Это зияющая рана на сердце России. Я считаю, что это всероссийская национальная утрата.

Валентин Курбатов, писатель:

Смерть не дает осмотреться в словах. Савва всегда жил минутой, господним сейчас, и от нас требовал того же.

Он всегда летел, легко наживая врагов и теряя друзей, он был по сложению Санчо Панса, но душою и сердцем Дон Кихот. Духовно он был всегда верен в камертоне и не потакал времени, как умеем это делать сегодня мы. Подлинное дитя добра и света. По нему и было видно, какая то обуза - свобода, и как она много требует от человека. Хотя всего-то и требует искренности во всякий час жизни, но это и есть много. И оказалось, что такая отвлеченность, как реставрация, где все далеко, все в прошедшем, все в истории - и требует особенной искренности и всего сердца. Он умел читать историю как сегодня и сегодня как историю. Если мы научимся у него этому, мы будем всесильны и непобедимы. Спасибо, Савва.

Ирина Антонова, директор ГМИИ имени Пушкина:

Моя скорбь по Савве Васильевичу искренна. Он принадлежал к людям, которых, к сожалению, сейчас мало осталось в моем поле зрения. Те, кто отдавал бы себя, свою энергию, сердце свое, свою душу, всю свою жизнь сохранению художественного наследия, что в конечном счете и составляет самое существенное в жизни. Он был настоящий. Сейчас многие так себя берегут, сохраняют, боятся сказать слово. Ведь ему всего-то 70 лет было! Смею сказать "всего-то", поскольку мне много больше.

Он был сложный человек, вы знаете. С ним можно было не соглашаться и даже где-то яростно противостоять некоторым его взглядам, которые, скажем, не совместимы с моими взглядами, но вот его самобытность и его безусловная честность по отношению к тому, что он считал правдой и неправдой, заслуживают уважения. Я его любила и знаю, он меня тоже любил.

Страница:

Ямщиков Савва Васильевич — советский и российский реставратор, историк искусства, публицист. Открыл жанр русского провинциального портрета XVIII века—XIX веков, возродил к жизни имена забытых русских художников и иконописцев. Был консультантом А. Тарковского на съёмках фильма «Андрей Рублёв». Член РАЕН.

Родился 8 октября 1938 года в Москве. Окончил искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ. После неудачной попытки устроиться в музеи Кремля, получил предложение от Филатова Виктора Васильевича начать свою трудовую деятельность во Всероссийском реставрационном центре в отделе реставрации иконописи. Так, с двадцати лет Савва Васильевич начал работать во Всероссийском реставрационном центре в отделе реставрации иконописи. (Центр находился в Марфо-Мариинской обители, основанной святой Елизаветой (великой княгиней Елизаветой Фёдоровной), построенной А. В. Щусевым и расписанной М. В. Нестеровым).

Свободой слова, нежданно нагрянувшей в нашу строго регламентированную жизнь, поспешили воспользоваться все кому не лень, оставив за бортом всесильного корабля массовой информации тех, кто действительно мог сказать людям глубинную правду, чье проникновенное слово способно было помочь слушателям вернее сориентироваться в сложных лабиринтах и опасных рифах, обильно понастроенных псевдопеерстройщиками и доморощенными либералами.

Ямщиков Савва Васильевич

Большую часть своей жизни С. В. Ямщиков провёл в русской провинции, сначала занимаясь профилактическими реставрационными работами на произведениях иконописи, а затем, обследуя музейные запасники, составляя реставрационную «Опись произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР» и отбирая иконы для восстановления в Москве.

За сорок с лишним лет Савве Ямщикову удалось возродить сотни произведений иконописи, уникальные собрания русских портретов XVIII—XIX вв. из различных музеев России, вернуть многие забытые имена замечательных художников. Организованные Ямщиковым выставки, на которых показывались новые открытия реставраторов, стали неотъемлемой частью отечественной культуры. На них воспитывались молодые художники, историки искусства, писатели и все те, кому дорого художественное наследие России.

Кроме реставрационных выставок Ямщиков сумел в советское время познакомить современников с сокровищами частных коллекций Москвы и Ленинграда — от икон до лучших образцов авангардного искусства. Владельцы личных собраний избрали его председателем Клуба коллекционеров Советского фонда культуры. Издав десятки книг, альбомов, каталогов, опубликовав сотни статей и интервью в периодической печати, Савва Ямщиков много лет вёл постоянные рубрики на Центральном телевидении, в частности «Служенье муз не терпит суеты», снимал редкие сюжеты в различных городах России и за рубежом.

Со святыми упокой, Господи, душу раба Божьего Саввы. Россия простилась с «реставратором всея Руси» - этим званием наградила С. В. Ямщикова народная молва. Вот и я прощаюсь со своим близким другом.

Мы познакомились с Савелием Ямщиковым в 1963 году, на съемках фильма «Метель». Случилось это в Суздале, куда С. Ямщиков прибыл по своим реставраторским делам. Мы проживали в одной гостинице. Савелий сам подошел ко мне и сказал, что у нас с ним есть общий друг - Андрей Тарковский. Я снимался у Тарковского в «Ивановом детстве», а Савелий начинал сотрудничество с ним в качестве научного консультанта фильма «Андрей Рублев». Имя Тарковского стало для нас духовным паролем, сигналом к единению. Савве тогда было - 25, мне - 17 лет, разница небольшая. Мы сблизились с Савелием мгновенно и вскоре стали близкими друзьями, как говорится «водой не разлить».

На первых же шагах нашей дружбы Савелий оказал мне неоценимую услугу: помог уговорить Андрея Тарковского попробовать меня на роль колокольных дел мастера Бориски в грядущем фильме «Андрей Рублев». Этот образ ошеломил меня при прочтении сценария. Я загорелся желанием сыграть Бориску. Но как этого добиться, когда Тарковский и Кончаловский специально для меня написали роль ученика Андрея Рублева, Фомы, а литейщик Бориска писался с прицелом тридцатилетнего московского поэта Чудакова. Тарковский отмахнулся от моей просьбы сделать мне кинопробу на роль Бориски, сказал, что я для этой роли мал. Не помогло и ходатайство оператора Вадима Ивановича Юсова. Тогда, как последний шанс, я использовал пособничество Саввы. Он избрал неординарный способ: сказал Тарковскому, что лучшего, чем я, Бориски не найти, и поспорил с Андреем на ящик шампанского, что тот все равно меня утвердит. Так и произошло. Я всегда буду благодарен Савелию за его дружескую поддержку.

Многие годы мы встречались с Саввой буквально ежедневно. Совершали ежевечерние рейды по ресторанам творческих домов: Дом кино, ВТО, Дом журналистов, Дом писателей, Дом архитекторов... А глубокой ночью, когда все «дома» прекращали работать, инерция богемных посиделок частенько заносила нас в гости к Савве. Он любил быть в компании, не переносил одиночества. В холостяцких паузах: после его расставания с первой женой, болгаркой Велиной и второй - латышкой, манекенщицей Сармой, мне приходилось жить неделями, скрашивая одиночество друга, в его однокомнатной квартирке на Симферопольском бульваре. Мы проводили вместе летние отпуска: ездили на Черное море, в Кижи, в Болгарию... Колесили на допотопном служебном фургоне по музейно-реставраторским делам Савелия, по просторам Святой Руси: Псков, Рязань, Печоры, Владимир, Суздаль, Новгород, Ярославль, Кострома... Я видел, с каким уважением принимают моего друга Савелия музейные работники по всей России.

Разгульная жизнь утомляла меня, но я следовал за Саввой, как за своим Вергилием, по кругам богемного ада. Как-то я прочитал своему другу стихи, навеянные нашей тогдашней жизнью:

Пустое время провожденье
С элитой в дымных кабаках:
До тошноты ночные бденья,
Застолья в творческих домах.
Компаний праздное веселье,
Постель чужая, боль похмелья,
Но обожали пикники
Советских классиков сынки.

Савва соглашался со мной в оценке пустоты данного «элитарного» существования, но молодость брала свое...

Впрочем, бóльшую часть своей жизни Савелий Ямщиков посвящал совсем иным духовным занятиям.

Именно Савва начал распахивать передо мной новый, неведомый и прекрасный мир: древние русские города... провинциальные музеи... монастыри... храмы... иконы... Мир русской, православной культуры. Ночевали в заштатных гостиницах, сельских постоялых домах, в древних звонницах, монастырях, в избе его друга, деревенского плотника-реставратора на Онежском озере, а иногда просто на сеновале... Пересекались с замечательными людьми Земли Русской, друзьями Савелия, которые становились и моими друзьями: ученый Лев Гумилев, писатели Валентин Распутин и Валентин Курбатов, великие артисты балета Владимир Васильев и Екатерина Васильева, дирижер Максим Шостакович, скульптор Вячеслав Клыков, псковский кузнец-реставратор Всеволод Кузнецов, кижский плотник-реставратор Борис Елупов, гениальный кинорежиссер Андрей Тарковский и кинооператор Вадим Юсов, выдающиеся актеры Иван Лапиков и Анатолий Солоницын, прославленный фигурист Алексей Уланов, легендарный хоккеист Вячеслав Старшинов... Кто-то нашептывал о Савелии Ямщикове, что он коллекционирует именитых друзей. Однако, какая замечательная коллекция... Пожелал бы каждому пожить в таком духовном цветнике...

Совместная работа над фильмом «Андрей Рублев» еще прочнее соединила нас. Савва впервые привез меня в Псково-Печерский монастырь и познакомил с настоятелем, архимандритом Алипием, с которым мы подружились, и который фактически стал моим первым духовником. Навсегда останутся в памяти дни, проведенные с Саввой в Псково-Печерском монастыре. Задушевные беседы, щедрые трапезы в доме настоятеля, бывшего рядового солдата Великой Отечественной войны, художника-иконописца, члена Союза художников СССР, возродившего из небытия сказочный Печерский монастырь. Его «Третьяковка»: удивительная русская живопись, украшавшая стены длинной, восходящей лестницы, куда мы с Саввой уединялись на тайный перекур. Благодатные ночи под иконами с лампадкой в монастырской келье, погруженной в глубокую, словно вечность, тишину. Бархатный гул колокола, помогающий душе уноситься в горние выси.

Во второй половине нашей жизни Савва по-детски обижался на меня за то, что я в своих интервью говорю все больше о Тарковском и очень редко о нем. Да, Андрей Тарковский был и остается для меня человеком моей судьбы, определившим мой творческий путь и мировоззрение. Именно он на съемках «Андрея Рублева повесил мне на шею первый в моей жизни православный крестик. Он был и остается для меня недосягаемой вершиной творческого величия. Однако сегодня, когда Саввы не стало, я, положа на сердце руку, признаюсь в том, что дружба с Саввой и его духовное водительство оказали не менее значительное влияние на мое духовное становление. Андрей появлялся в моей жизни периодически, как солнце в оконце, а мой близкий друг Савва был рядом постоянно. Именно он выводил меня на просторы Святой Руси, помогал делать первые шаги по новой для меня дороге, ведущей к Храму, ненавязчиво руководил моим духовным, православным восхождением.

Именно Савва Ямщиков, по промыслу Божьему, стал первым в атеистической России организатором масштабных выставок икон. Представить невозможно, но это было тогда, в шестидесятые годы советской богоборческой действительности. Именно тогда в самых престижных выставочных залах Москвы Савелий Ямщиков знакомил столицу с шедеврами древнерусской живописи, издавал монографии и альбомы. На этих выставках встречались и соединялись в единый духовный поток лучшие представители советской культуры второй половины XX века.

В молодости Савелий был похож на русского Фальстафа: был плотен фигурой, скрывал от окружающих свои телесные страдания. В детстве он заболел полиартритом. Всю жизнь ему было трудно передвигаться, болели ноги, но угнаться за ним было сложно даже мне, более молодому и здоровому человеку. Савелий был по-русски щедр. Денег не считал, платил за всех. Он любил сытно, вкусно поесть, выпить, ценил женскую красоту, дружеские застолья, анекдоты, песни. И в каждом застолье - страстные разговоры о мировой живописи, искусстве, литературе, поэзии, кинематографе, театре, архитектуре, политике... Он был фундаментально образован и непримиримо бескомпромиссен в отстаивании своих убеждений. Спорить с ним было невозможно: он сметал противника, как бульдозер, и с шумом двигался вперед. В своих суждениях об искусстве и о людях был строг и категоричен. Непримирим по отношению к врагам русской культуры и любимой им России: бросался в бой с любой нечистой силой, не соизмеряя свои возможности с административно-весовыми категориями своих противников. И всегда побеждал.

Савелий Васильевич Ямщиков всю жизнь совершал свое неукротимое, русское восхождение, свой духовный подвиг: работа реставратора и искусствоведа, выставки икон, книги и статьи, консультации художественных и документальных фильмов, ведение телевизионных программ о культуре и искусстве, соратничество с Н. С. Михалковым на поле боя Российского фонда культуры. Академик РАЕН, член Союза журналистов, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Президент ассоциации реставраторов России...

Истинный, бесстрашный патриот своей Родины, о котором можно сказать: «и один в поле воин». Савелий Васильевич Ямщиков был подлинным апостолом Русской культуры второй половины XX начала XXI века. Своим подвижническим служением он навсегда завоевал свое почетное место в пантеоне культуры Святой Руси и благодарную память потомков.