Театральные здания — памятники архитектуры. Здание александринского театра Кто построил александрийский театр

Название : Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина (Александринский) (ru), Alexandrinsky Theatre / Russian State Pushkin Academy Drama Theater (en)

Другие названия : Александринский театр / Театр им. Пушкина в Санкт-Петербурге / Александринка

Местонахождение : Санкт-Петербург (Россия)

Создание : 1827 - 1832 гг.

Стиль : Классицизм

Архитектор(ы) : Карл Росси



Архитектура Александрийского театра

Источник:
Г. Б. Бархин “Театры”
Издательство Академии Архитектуры СССР
Москва, 1947 г.

В 1827-1832 гг. в Петербурге был сооружен по проекту Росси один из самых замечательных для своего времени по архитектуре театров Европы - Александрннский - ныне театр имени Пушкина. На месте нынешнего сквера Александрийского театра в 1801 г. существовал построенный Бренна небольшой деревянный театр, обращенный фасадом на Невский проспект. В 1811 году Тома-де-Томон запроектировал на этом месте театр значительно больших размеров. Проект этого театра сохранился. Здание прямоугольной формы с десятитиколонным портиком главного фасада и с огромным украшенным скульптурой фронтоном. Площадь, на которой запроектирован театр у Томона. имеет такое же раскрытие со стороны Невского проспекта, как и у Росси. но здание театра поставлено Томоном со значительно меньшим нежели у Росси заглублением от Невского. Никакого замыкающего сзади театра фона на проекте Томона нет. Кроме того, площадь театра у Томона значительно проигрывает из-за наличия на ней с правой стороны глубокого закругленного кармана. Проект Тома-де-Томона не был осуществлен. Попытку запроектировать на этом месте театр делает в 1817 году и архитектор Модюи. Наконец в 1818 году последовало утверждение проекта театра, составленного Росси. Исключительное значение этого сооружения для Санкт-Петербурга не ограничивается лишь прекрасной архитектурой самого здания, но заключается и в том удивительном архитектурном окружении, какое Росси сумел здесь образовать в связи с постройкой своего театра.

Основное значение театра Росси в истории театральной архитектуры заключается главным образом в превосходной внешней архитектуре здания. Что касается общей планировки Александрийского театра и решения зрительного зала, то в этом отношении Росси не дал ничего особенно нового в сравнении с лучшими европейскими театрами его времени.

В плане Александрийского театра не уделено сколько-нибудь значительного места помещениям общего пользования; все удобства и вся роскошь отделки сосредоточены исключительно на парадных помещениях. Небольшой вестибюль со сдвинутыми с оси двумя лестницами, заключенными в глухие клетки и решенными без особой парадности. Марши этих лестниц запроектированы шириной в 2,13 м лишь на высоту одного этажа, на уровень царской ложи, после чего марши сужаются до 1,4 м. Над вестибюлем перед царской ложен парадное фойе, высотой 6,4 м; фойе, обслуживающие остальные ярусы, при той же площади имеют высоту лишь 4 м. Фойе для публики тесны, буфеты и уборные неудобны для пользования. Заслуживает внимания зрительный зал этого театра.

Зал вмещает 1 800 зрителей, в плане подковообразный, по очертанию кривой близок к французской: половина круга, соединенная с широким порталом прямолинейными отрезками. Так же, как во французских театрах, решены партер, расположенный впереди, и полукруглый амфитеатр в задней части зала. Кроме бенуара 5 ярусов лож. Ложи, в целях лучшей видимости, наклонены в направлении к сцене. В свое время этот прием рекомендовал Сегецци, но это привело лишь к неудобству пользования ложами из-за наклона пола и к крайне невыгодному для зрительного восприятия падению барьеров. Довольно плоское перекрытие зала, а также и архитектура портала мало интересны. Очень хорошо исполнены отдельные рисунки барьеров лож и обработка центральной ложи.

Главный же интерес и значение театра в его внешней архитектуре. Александрийский театр - одно из наиболее совершенных произведении Росси и по своей архитектуре бесспорно лучший театр в Европе. В центре переднего фасада лоджия и восьмиколонный портик. Задний фасад решен так же, но вместо колонн убран пилястрами. Боковые фасады с выступающими восьмиколонными фронтонными портиками, здание богато отделано скульптурой. Передний и задний фасады заканчиваются характерными для Росси аттиками. Передний аттик увенчен квадригой с четверкой лошадей. Зрительный зал и сцена выступают над общим объемом театра в виде параллелепипеда. Над выступающими обрамлениями лоджии установлены скульптурные группы. Нижняя часть здания обработана в виде цокольного рустованного этажа с очень просто решенными входными дверями. Боковые портики образуют два крытых подъезда. Под антаблементом, перекрывающим все здание, проходит широкий скульптурный фриз из гирлянд и масок.

В целом архитектура театра, при исключительном ее единстве и цельности, очень богата и разнообразна в деталях.

    Источники:

  • История искусств. Том пятый. Искусство 19 века: искусство народов России, Франции, Англии, Испании, США, Германии, Италии, Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии, Бельгии, Голландии, Австрии, Чехии, Польши, Румынии, Венгрии, Болгарии, Сербии и Хорватии, Латинской Америки, Индии, Китая и других стран. “ИСКУССТВО”, Москва
  • Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции Искусство, М. 1971
  • "История русской архитектуры" под редакцией С.В. Безсонова Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре 1951 г.
  • Г. Б. Бархин “Театры” Издательство Академии Архитектуры СССР Москва, 1947 г.
  • Е.Б. Новикова "Интерьер общественных зданий (художественные проблемы)" . - М.: Стройиздат, 1984. - 272 с., ил.

Здание Александринского театра в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле классицизма, входящее в архитектурный ансамбль площади Островского. Оно было построено по проекту К. И. Росси в 1828-1832 годах. Здесь размещается один из старейших в стране театров — Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина.

На месте нынешнего Александринского театра изначально находился обширный сад Аничкова дворца, на территории которого располагался, в том числе, и деревянный театральный павильон — в нем выступала итальянская оперная группа. В 1801 году павильон перестроили, создав на его основе Малый театр. Со временем, растущие культурные потребности Санкт-Петербурга потребовали возведения нового, более обширного и удобного каменного театрального здания. Поэтому в 1818 году территорию, отрезанную от парка Аничкова дворца, передали в ведение театральной дирекции.

Александринский театр получил название в честь жены императора Николая I — Александры, которая покровительствовала этому виду искусства. Проектирование здания театра было напрямую увязано с планировкой архитектурного ансамбля современной площади Островского (после открытия театра она также стала называться Александринской). К. И. Росси сделал театр главным элементом всей площади. Массивное здание в стиле классического ампира главным фасадом было обращено на Невский проспект, а задней стороной — на улицу Зодчего Росси.

Спереди Александринский театр был украшен многоколонной лоджией коринфского ордера, боковые фасады — декорированы в виде восьмиколонных портиков. Весь периметр верхней части здания занимает скульптурный фриз с античными театральными масками и лавровыми гирляндами. По торцам театра в специальных нишах установлены статуи муз — Терпсихоры, Мельпомены, Клио и Талии, а аттик главного фасада венчает знаменитая квадрига Аполлона (повозка, запряженная четверкой лошадей) — работа С. С. Пименова.

Внутренняя отделка театрального здания также поражает своим великолепием. Зрительный зал был выполнен по современной многоярусной системе с ложами, амфитеатром и партером. Вместительность зала была рассчитана на 1700 человек. Интерьеры были отделаны бархатом, золоченной резьбой и настенной живописью.

Интересную конструкцию представляла кровля Александринского театра — новаторская идея использования металлических арочных ферм с чугунными упорами была впервые применена в строительном деле. Причем, автором такого устройства крыши был сам К. И. Росси. Другим технологическим новшеством строения стало устройство в театре парового отопления.

В знак признательности архитектору за создание такого шедевра, после открытия театра К. И. Росси получил в пожизненное пользование ложу в Александринском театре, билеты в которую он потом часто продавал денежным горожанам.

Здание Александринского театра включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Осмотр здания будет интересен любителям театра, желающим посетить спектакль , всем остальным туристам, интересующимся архитектурой первой половины XIX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями —

Здание Александринского театра в Санкт-Петербурге на площади Островского было построено в 1832 году по проекту Карла Росси.


Территория, где был сооружён Александринский театр, в XVIII веке принадлежала полковнику Аничкову , строителю моста, названного его именем, и была куплена у него казной. На этой территории находился сад, простиравшийся до нынешней Садовой улицы.

Аничковы (Оничковы) — род русского столбового дворянства. В течение последних трёх столетий был тесно связан с городом Санкт-Петербургом, дав своё имя нескольким ключевым объектам городской инфраструктуры.

Герб рода Ани́чковых (в старину Они́чковых).

Род известен c XVI века. По позднейшей родословной сказке, в 1301 г. некий татарский хан Берка (Беркай), царевич Большой Орды, поступил на службу к Ивану Калите. После крещения Берка якобы принял имя Оникий, женился на дочери знатного человека Викулы Воронцова и его потомки стали зваться Ани́чковыми .

В 1801 году архитектор Бренна перестроил стоявший на месте теперешнего сквера большой деревянный павильон в театр, в котором итальянский антрепренёр Антонио Казасси организовал итальянскую оперную труппу.

Винченцо Бренна
Винченцо (Викентий Францевич) Бренна (20 августа 1747, Флоренция — 17 мая 1820, Дрезден) — художник-декоратор и архитектор, по происхождению итальянец. Придворный архитектор императора Павла I.

Гравюра С. Карделли по оригиналу А. Ритта. 1790-е

Казасси, Антонио

Антонио Казасси — итальянский импресарио, работавший в Санкт-Петербурге. В 1780 году поступил на службу в дирекцию петербургских императорских театров. О самом Антонио Казасси сведения сохранились крайне скудные. В 1801 году по его заказу В. Бренна построил в Санкт-Петербурге, на месте нынешнего Александринского театра деревянный театр, в котором содержал итальянскую оперную труппу. Труппа и сам театр, под названием «Малого», поступили в 1803 году в ведение казенной дирекции.

Это помещение со временем перестало удовлетворять растущие потребности города, и было решено соорудить новый, каменный театр. Однако осуществление идеи отодвинулось из-за нестабильной ситуации при Александре I — военные конфликты с Турцией, война с Наполеоном 1812 года.

В 1818 году границы сада были сужены, а площадь, образовавшаяся между Публичной библиотекой и садом Аничкова дворца, была передана театральной дирекции.

Здание Росси

Карл Росси в период с 1816 по 1827 год разработал ряд проектов реконструкции и застройки этой площади. Все эти варианты предусматривали сооружение на площади городского театра. Окончательный вариант проекта был утверждён 5 апреля 1828 года, в том же году началось строительство здания театра.

Четыре года спустя, 31 августа (12 сентября) 1832 года, в центре Петербурга, на Александринской площади (ныне площади Островского), на месте деревянного «Малого» театра, состоялось торжественное открытие нового величественного ампирного здания театра.

Александринский театр. 1903

Государственный академический театр драмы имени А.С.Пушкина. 1957

Основной фасад театра — со стороны Невского проспекта оформлен глубокой многоколонной лоджией, пространство которой как бы является частью Площади Островского.




Александрийский театр, XIX век


Александрийский театр, XIX век


Боковые фасады здания выполнены в виде восьмиколонных портиков.

С другой стороны к театру ведёт спроектированная Росси и составляющая общий ансамбль с театром улица (Зодчего Росси), перспективу которой замыкает на всю ширину задний, почти плоский, но богато декорированный фасад театра.

Здание окаймляет выразительный скульптурный фриз с античными театральными масками и гирляндами лавровых ветвей. В нишах на торцевых фасадах — статуи муз, на аттике главного фасада — квадрига Аполлона. Работы вёл один из выдающихся скульпторов своего времени — В. И. Демут-Малиновский.

Муза с арфой (правая ниша)

Муза с маской (левая ниша)

Интерьер

Лоджия с мощной коринфской колоннадой, увенчанная аттиком с лепными рельефами Славы и колесницей Аполлона, богатая разработка карнизов, фризы, барельефы, ритмические линии окон, арок, балюстрад — всё это составляет торжественный ансамбль, своеобразную архитектурную симфонию; замечательна и внутренняя отделка театра.


Места для зрителей создавались по самой совершенной для своего времени многоярусной системе лож с амфитеатром и просторным партером. Пятиярусный зрительный зал отличается удачными пропорциями и прекрасной акустикой. На 1841 год здесь было 107 лож (10 в бенуаре, 26 лож первого яруса, 28 — второго, 27 — третьего и 16 — четвёртого), балкон на 36 человек, галерея четвётрого яруса на 151 место, 390 мест в пятом ярусе, 231 кресло в партере (9 рядов) и 183 места за ними. В общей сложности театр мог вместить в себя до 1 700 человек.

Александрийский театр сегодня


Убранство зрительного зала торжественно и нарядно, интерьеры театра практически сохранили первоначальную отделку. Изначально была использована голубая обивка, она была заменена в 1849 году на пунцовую: театр, в котором освещение производилось посредством масляных ламп, закоптился изнутри. По этой же причине со временем была обновлена вся стенная и плафонная живопись, кроме того позже полностью была переделана сцена. Кроме бархатной отделки, ложи богато украшены золочёной резьбой: резьба центральной («Царской») ложи и лож у сцены выполнена по рисункам Росси, а орнамент на барьерах ярусов был создан во второй половине XIX века.

Отделка зрительного зала дополнялась замечательным перспективным живописным плафоном, который изображал Олимп и Парнас (художник А. К. Виги), позднее заменённым.

Оригинальная инженерная конструкция

В основе конструкции кровли театра — оригинальные системы металлических конструкций, изобретённые К. И. Росси в содружестве с инженером М. Е. Кларком. Эта конструкция явилась новаторской, и была предложена впервые в истории строительной техники. Кровля покоится на 27 железных с чугунными деталями арочных фермах пролётом 29,8 м. Внутренние продольные стены являются опорами для 18 нижних дугообразных ферм, несущих чердачное перекрытие и подвесной плафон над зрительным залом. Ярусы лож поддерживают чугунные кронштейны. Перекрытие над сценой представляет собой систему треугольных ферм пролётом 10,76 м, опирающихся на чугунные консоли и подкосы.


К. И. Росси, отстаивал свою конструкцию перед косными официальными кругами, что было нелегко. Уверенность в прочности предложенной им металлической конструкции иллюстрирует один из рапортов
« …в случае, когда бы… …от устройства металлических крыш произошло какое-нибудь несчастье, то в пример для других пусть тот же час меня повесят на одной из стропил театра.

Директором Елизавета назначает русского драматурга Александра Сумарокова, а во главу труппы ставит создателя первого постоянного русского театра Федора Волкова. В репертуаре того времени присутствуют пьесы Дениса Фонвизина, Якова Княжнина, Владимира Лукина, Жана Расина, Вольтера, Жана Батиста Мольера и Пьера Бомарше.

Благосклонность, которую императорский двор оказывал искусству, сложно было недооценить, однако по факту дела театра находились в бедственном состоянии: в 1759 году на содержание было прибавлено две тысячи рублей, и денег по-прежнему не хватало. Помимо этого, возникали проблемы и другого сорта. Например, накануне спектакля директор мог получить письмо, в котором его уведомляли, что «музыки от Двора не будет, потому что музыканты накануне играли в маскараде и устали». Сумароков бушевал, злился, гневно потрясал руками и… бежал искать других музыкантов.

Императорский театр

В то время, когда императрица решила учредить театр, в городе не было помещения, в котором труппа могла выступать постоянно, и потому спектакли показывали то в одном, то в другом месте. Проблема была решена в 1801 году, когда архитектор Винченцо Бренна взялся за перестройку деревянного павильона, (стоявшего на месте нынешнего сквера) в котором итальянский антрепренёр Антонио Казасси организовал итальянскую оперную труппу.


До 1801 года территория, где сейчас стоит Александринский театр, была частью имущества полковника Аничкова, строителя одноимённого моста в Петербурге. Однако впоследствии власти выкупили этот участок земли и отдали его под постройку театра. Помещение, которое спроектировал архитектор Бренна, конечно, не могло надолго удовлетворить растущие потребности молодого театра, но нестабильная политическая ситуация, конфликты с Турцией и война с Наполеоном 1812 года, отодвинули строительство здания на неизвестный срок.


Когда после войны Александр I возвращается в Петербург, основным расходом царской казны становится строительство здания Главного Штаба. Однако архитектор Карл Росси, невзирая на отказ от строительства театра, словно, шутя, создаёт свой проект, попутно занимаясь переделкой интерьеров Аничкова дворца.
Проект Росси было решено претворить в жизнь в 1825 году, когда на трон взошёл Николай I. Сначала для императора придумали план перестройки площади перед великокняжеским дворцом, который был утверждён 5 апреля 1828 года, а на следующий день создали Комиссию «для построения каменного театра и позади оного двух корпусов».


Александринский театр и памятник Екатерине II.Фото н. XX века.

Секрет голубой обивки зала

Несмотря на то, что Александринский театр был и остаётся одним из самых величественных зданий города, полноценный проект оформления зала так и не был до конца воплощён. Росси хотел, чтобы залы были более нарядными, а резьбу по дереву и художественную роспись заменили элементами из бронзы и меди. Увы, шаткое финансовое положение государства, обескровленного войной и нехваткой средств, которые шли на нужды армии, не позволило фантазии великого архитектора развернуться в полную ширь своего таланта.

Петербург. Александринский театр.
Фрагмент литографии П. Иванова по рис. В. С. Садовникова. 1830—1835

Когда приступали к обивке зрительного зала, Николай I объявил, что желает, чтобы использовался только красный цвет. Однако хитроумный Росси, видевший перед собой иные образы и цвета, объявил императору, что такой ткани в наличии нет, и если ждать её закупки, то открыть театр в срок не удастся. Так Росси не боем, а хитростью отвоевал своё право на использование голубого цвета.


Зрительный зал театра насчитывает 1378 мест. До наших дней в нем сохранилась резьба царской ложи и некоторых лож у стены. Отличительной особенностью Александринского театра является его великолепная акустика: с любого места в зрительном зале отчетливо слышен каждый шепот, произнесенный актером со сцены, что значительно усиливает впечатление от спектакля.

Торжественное открытие театра состоялось 12 сентября 1832 года. В тот день представление открылось трагедией «Пожарский, или Освобождение Москвы» и «испанским дивертисментом, то есть разными испанскими танцами», как писали в столичной и московской прессе.

Александринский театр. Фото конец XIX века.

Театр же назвали в честь жены императора Николая I Александры Фёдоровны, которая участвовала в разработке дизайна лож и ротонд. Хоть название и было благозвучным, услышать его от петербуржцев удавалось редко. Слово «Александринка», стало своеобразным знаком причастности к миру искусства, которое петербуржцы употребляли в разговорах, подчёркивая этим словом свою значимость и тем самым будто становясь ближе к театру.

При строительстве Александринского театра архитектор К. Росси использовал чугунные перекрытия, что было новшеством для театральной архитектуры. Император, узнав об этом, приказал приостановить работы и пригласил архитектора к себе. В разговоре с Росси он усомнился в прочности подобных чугунных конструкций. Архитектор, уверенный в своем проекте, якобы поклялся императору, что он головой ручается за успех строительства: если вдруг свод театра обрушится, пусть его прилюдно повесят на стропилах здания! Такой ответ удовлетворил императора, и он позволил продолжать строительство.

Александринский театр. Фотограф Э.Юар. 1856 г.

Конфуз Карла Росси

Когда театр был готов, царь и его поданные были весьма довольны результатом. В знак признательности Росси даровали в пожизненное пользование ложу №14 второго яруса. в Александринском театре.

Однако 14 января 1837 года директор императорских театров Александр Гедеонов просит доложить о своём приходе к министру двора и, несколько смущаясь, произносит: «Господин Росси предложил дирекции, не желает ли она отобрать от него сию ложу, а ему заплатить за неё деньгами. По неизвестности в праве ли ещё г. Росси делать без особого дозволения подобного рода передачи ложи... я не решился принять его предложения». Также Гедеонов доложил, что ложа никогда не бывает пустующей: почти на всех представлениях появляются «разные лица из публики» и, конечно, их пускают, так как у них при себе есть билет, выданный Росси. Позже путём наблюдений стало известно, что в театр в день спектакля присылается специальный человек, который, стоя в коридоре, продаёт билет в ложу. Человеку этому неоднократно делали предупреждения и даже один раз поймали во время совершения «сделки» и предупредили, что в следующий раз препроводят его в полицию. Несмотря на это, на вечернем спектакле в ложу было впущено семь человек, между которыми вспыхнула ссора и драка. При разбирательстве в полиции оказалось, что в числе сидевших в той ложе были дворяне, чиновники, а также крепостные люди.

Портрет Карла Ивановича Росси.

Нечего и говорить, что предприимчивый архитектор решил немного подзаработать на изящных искусствах, а прибыль положить в карман. После этого инцидента Росси было объявлено, что ещё один такой случай повлечёт за собой лишение билета. 62-летний архитектор согласился с разумностью довода и продажей билетов более не промышлял.

Разъезд из Александринского театра. Литография Р. К. Жуковского. 1843

Золотой век театра

На стыке XIX и XX веков театр стал главным развлечением знати и предметом особенного внимания со стороны императора. В репертуаре преобладали пьесы официального или развлекательного характера. На сцене разворачивалось действие с элементами внешнего блеска, парадности и пышных эффектов. Этот период театра характерен обращением к серьёзным социальным темам, к жанру водевиля и привлечением в театр выдающихся русских актёров: Николая Дюра, Варвары Асенковой, Андрея Каратыгина, Ивана Сосницкого.


Сцена из спектакля "Светит, да не греет" Гравюры по рисункам К. Брожа. 1880

Во второй половине XIX века в театре формируется труппа, связанная с именами Владимира Давыдова, Марии Савиной, Петра Свободина, Варвары Стрельской, Василия Далматова, Полины Стрепетовой, а затем и самой Веры Фёдоровны Комиссаржевской. Тогда в театре впервые ставят пьесы «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя и «Грозу» Островского.


Закат старой школы

Кризис старой школы в театре обнаружился в 1896 году, когда было решено поставить пьесу «Чайка» Антона Чехова. На репетициях, а позже и на самой премьере, стали очевидны устаревшие постановочные принципы, отсутствие современной режиссуры и гибкости у артистов, усмотревших в пьесе всего лишь самобытную комедию и только-то. Спектакль, невзирая на талантливое и трепетное исполнение роли Нины молодой Комиссаржевской, провалился, а сама актриса вскоре покинула Александринку, чтобы открыть собственный Драматический театр на Итальянской улице.


В. Ф. Комиссаржевская - Варя. "Дикарка" А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева. 1898

Переломным моментом в жизни театра становится приход в 1908 году режиссёра Всеволода Мейерхольда, который попытался обобщить лучшие традиции театра и добиться единства всех элементов сценического действия. Так на сцене появляются спектакли «Дон Жуан», «Гроза» и «Маскарад». Пьеса «Маскарад», поставленная в дни, предшествовавшие революции, стала восприниматься как «предчувствие гибели самодержавия».

Переломным моментов в жизни театра становится приход в 1908 году режиссёра Всеволода Мейерхольда. Фото: Commons.wikimedia.org / Florstein

Государственный театр драмы имени А. С. Пушкина

После февраля 1917 года театр, как и многие другие государственные учреждения, подвергся сначала разгромной критике, в которой слова «ликвидация старого мира буржуазного искусства» были самыми дипломатическими и умеренными, а после, в 1920 году, был переформирован и стал именоваться «Петроградским государственным академическим театром драмы». Репертуар в театре, как и следовало ожидать, был «классово правильный» — жизнь крестьян, красный цвет революции, лозунги и вожди стали непременными атрибутами нового театра.



В первые годы Советской власти на сцене играли пьесы Максима Горького «Мещане» и «На дне», ставили спектакли по произведениям Фридриха Шиллера, Александра Островского, Оскара Уайльда, Уильяма Шекспира, Бернарда Шоу, Алексея Толстого и Дмитрия Мережковского. В 1920 поставили философскую пьесу будущего наркома просвещения РСФСР Анатолия Луначарского «Фауст и город».

В 1922 по 1928 год заведующим художественной частью театра был Юрий Юрьев, по мере сил сумевший оградить театр от проникновения в него обывательского репертуара. В труппе театра в этот период, наряду со старыми мастерами — Екатериной Корчагиной-Александровской, Верой Мичуриной-Самойловой, работали артисты нового поколения — Наталья Рашевская, Елена Карякина, Леонид Вивьен, Яков Малютин и другие.

C 1920 года театр стал именоваться «Государственный театр драмы» (или «Ак-драма» — от «академический»), а в 1937 году театру было присвоено имя А. С. Пушкина.



Сцены из спектакля "Маскарад" М. Ю. Лермонтова. 1926

Во время Великой Отечественной войны театр работал в Новосибирске и в эти годы на сцене появились спектакли «Фронт», «Русские люди», «Нашествие». С осени 1944 театр возобновил работу в Ленинграде.

В конце 40-х - начале 50-х годов развитию театра мешали популярные в то время принципы нивелирования и идеализация исторических личностей, однако и в эти годы на сцене ставят значительные спектакли: «Победители» Бориса Чирскова и «Жизнь в цвету» Александра Довженко.

Название «Александринский» вернули театру лишь в 1990 году. Сейчас художественным руководителем театра вот уже 11 лет является Валерий Фокин.

Безусловно, как и любой театр таких масштабов, Александринка - место загадочное. Возведен был на месте Зайчих болот и бывшего итальянского театра. Раньше соединялся подземными ходами с соседними зданиями. Внутри больше напоминает лабиринт - известен случай, когда один из актеров, который до этого уже проработал в Александринке 30 лет, несколько часов не мог выйти из театра.

Театр, расположенный в самом сердце Санкт-Петербурга, театр, где впервые были поставлены «Горе от ума» Грибоедова и «Гроза» Островского, театр, который называли «режиссерской Меккой» — в нем работали режиссеры от Мейерхольда до Товстоногова..

Рождение первого русского публичного театра

Указ о создании «Русского для представлений трагедий и комедий театра» был подписан императрицей Елизаветой Петровной 30 августа 1756 года. Первый публичный театр в России, он заслужил право называться отцом русского театра. При «рождении» труппу возглавил Федор Волков, а директором театра стал сам Александр Сумароков! Уже тогда стало ясно, что театр станет знаменитым и соберет на своей сцене целую плеяду звезд театрального мира.

Александринский театр называли «режиссерской Меккой"

От павильона до дворца

В середине XVIII века в Аничковом саду располагался Оперный дом, предназначенный для маскарадов и спектаклей. Первое здание театра на площади Островского появилось в 1801 году. На месте деревянного павильона архитектор Винченцо Бренна возвел театр, в котором давала представления итальянская труппа антрепренера Казасси. После печально известного пожара в Большом театре в 1811 году зодчий де Томон выдвинул предложение перестроить здание, но этому помешала война с Наполеоном.


Первым директором Александринки был Александр Сумароков

Театр Казасси

Однако театру было просто необходимо большое помещение. Над созданием проекта прославленный архитектор Карл Росси трудился 11 лет. Окончательный вариант утвердили лишь в 1828 году, на следующий же день создали комиссию «для построения каменного театра и позади оного двух корпусов» и сразу приступили к постройке. В 1832 на месте старого «Малого» открылся новый театр, прекрасный образец стиля ампир, царившего в те времена в архитектуре. Именно тогда театр получил название Александринского в честь супруги Николая I Александры Федоровны.


Александринский театр назван в честь супруги Николая I




Александринский театр, 1830-е годы

Под сенью муз

Особенностью здания являются металлические перекрытия, на которых настоял лично Росси. У императора Николая I возникали сомнения по поводу прочности таких конструкций, но архитектору удалось доказать свою правоту. Фасад театра украшен многоколонной лоджией, боковые фасады — восьмиколонными портиками. В нишах установлены гипсовые скульптуры муз Талии (покровительница комедии), Мельпомены (покровительница трагедии), Клио (покровительница истории) и Терпсихоры (покровительница танца). Где музы — там и Аполлон, без него не обошлось и в этот раз. Венчает фасад здания квадрига бога Аполлона (работы Василия Демута-Малиновского), что роднит Александринский с Большим театром в Москве.



Александринский театр сейчас

Блеск и роскошь

Внутреннее убранство театра отличается от того, что планировал Росси — архитектор мечтал о большем количестве украшений. Тем не менее зал и так выглядел пышно: резьба, позолота, роспись, цветная обивка кресел (изначально голубого цвета, но из-за масляных ламп зал закоптился, и обивку пришлось сменить на пунцовую). Места для зрителей располагались по современной тогда системе лож в множество ярусов с амфитеатром и просторным партером. Всего театр мог вместить почти 1700 человек!


По задумке России в Александринке должно быль еще больше украшений


Зал Александринского театра

Учебник русской театральной жизни

По истории Александринского театра можно писать учебник русской театральной жизни. В этом театре состоялись премьеры почти всех знаменитых драматургических произведений русских классиков. Это и «Горе от ума», и «Ревизор», и «Гроза» (всего было поставлено 49 пьес Островского на сцене Александринского), и даже печально известная первая постановка «Чайки» Чехова. В начале XIX века на сцене с успехом шли ранние комедии Грибоедова «Молодые супруги» и «Притворная неверность».


В Александринке состоялись премьеры почти всех русских классиков


Акцент во время спектаклей ставился на пластику актеров, их внешнюю технику, сочетание пения и движения. Именно это и привело к различию петербургской и московской театральных школ. На сцене театра выступали знаменитые актеры: Давыдов, Варламов, Дальский, Стрепетова, затем сама Комиссаржевская! Работали они под руководством самых талантливых режиссеров своего времени, например, Всеволода Мейерхольда, Игоря Терентьева, Николая Акимова, Григория Козинцева, Георгия Товстоногова. С театром сотрудничали также выдающиеся художники Бенуа, Коровин, Головин, Альтман и композиторы Глазунов, Шостакович, Щедрин.

Что в имени тебе моем?

С 1920 года театр получил название «Государственный театр драмы», а затем, в 1937, к столетию со дня гибели Пушкина, театр получил имя солнца русской поэзии. Именно поэтому Александринский театр нередко называют Пушкинским. Официальное же название вернулось лишь в 1990-е. Во время Великой Отечественной войны театр работал в Новосибирске, в Ленинград вернулся лишь в 1944.




Труппа Александринского театра в Петрозаводске

В 2006 году в дни празднования 250-летия состоялось торжественное открытие реконструированного Александринского театра. А с 2010 по 2013 велись работы по созданию второй сцены театра, которая была открыла спектаклем-лабораторией по мотивам «Преступления и наказания» Достоевского. Сегодня театром руководит режиссер Валерий Фокин.