Конспект занятия «Пальчиковый театр. Пальчиковый театр своими руками

Рукан Наталья Валерьевна,

воспитатель

второй квалификационной категории

МАДОУ детский сад №73 города Тюмени

Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок.Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик, и поиграть. Очень важно, играя, обращаться к ребенку, включая его в игру.Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогают развивать словарный запас и активизируют речевые функции.

Пальчиковый театр предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Цель: развивать мелкую моторику рукв сочетании с речью; развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе пальчикового театра.

Задачи: Учить детей разыгрывать небольшие постановки, сценки, сказки с помощью пальчикового театра;

Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас;

Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к театру;

Описание : вязаные, сшитые куклы-герои на пальчики рук, декорации.

Подготовка: Установить декорации, распределить роли.

Вариативность использования:

Разучивание потешек;

Куклы можно использовать для знакомства и изучения счета (например, в сказке «Теремок» стали жить мышка, лягушка, заяц втроем, потом пришла лиса – их стало четверо); для знакомства с героями и сюжетом сказки, для знакомства с понятиями «справа – слева», «рядом», «друг за другом»;

Разыгрывание сказок: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба»…;

Придумай свою сказку;

Угадай героя;

-«Кто как говорит» (звукоподражание);

-«Мир эмоций» (грусть, радость, гнев, удивление);

-«Назови какого цвета герой?» (колобок-жёлтый, лиса-оранжевая, мышка-серая).

Пальчиковый театр и игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Уважаемые педагоги и родители — участники выставки!

2 июня 2015 г. в информационно-выставочном комплексе Тюменской областной Думы состоялась торжественная церемония награждения победителей региональной методической выставки «Современная образовательная среда детского сада и семьи».

Юлия Каленик

Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик . Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок.

1. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет сыграть роль любого героя.

2. Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук , помогают освоить речь персонажей, помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции.

Как играть в пальчиковый театр

Варианты игры в пальчиковый театр зависят от возраста ребенка.

Годовички и двухлетки готовы к простейшим сценариям, разыгрывать которые лучше одной рукой.

С трех лет можно вводить вторую руку и усложнять сценарий.

В 4-5 лет дети способны проигрывать несколько действий, последовательно сменяющих друг друга.

Сначала можно просто познакомить малыша с куколками, дайте ребенку потрогать и рассмотреть всех героев сказки. Затем надевайте поочередно персонажей себе на пальчики и общайтесь с ребенком от их имени. Затем предложите ребенку одеть куколку на пальчик и попробуйте пообщаться друг с другом. Далее можно разыграть перед ребенком сказку. Дети лучше воспринимают всем известные русские народные сказки : «Репка» , «Колобок» , «Теремок» . Причем лучше перед этим прочесть сказку, рассмотреть картинки, обсудить с малышом героев, развитие сюжета.

Сначала занятия с пальчиковым театром проходят чисто как театральные представления .

Как только малыш усвоит, как играть в куколки, можно приступать к совместным постановкам. Для начала научите ребенка играть одной рукой, по мере его взросления нужно выбирать более сложные сказки, стихи и песенки, состоящие из нескольких действий, с большим количеством героев.

Во время театральных действий обязательно делайте акцент на интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит писклявым голосом, медведь – басом и т. д.) . Развивайте у ребенка интонацию голоса и звукоподражательные навыки.

От сюжетной игры нужно переходить за любое добавление к сюжету. Это способствует развитию воображения, речь становиться образной и выразительной.

Виды пальчикого театра

Еще один вариант пальчиковых кукол , кукла из картона. Вырежьте из картона фигурку, в нижней части которой проделайте ножницами два круглых отверстия для пальчиков (указательного и среднего) . Пальчики будут ножками куколки. Двигая пальцами , вы создадите ощущение того, что ваша кукла живая.

Для игры в пальчиковый театр можно использовать детали зубных щеток. Это головы разных животных, которые закрывают щетку

Вырежьте из бумаги квадрат со сторонами 5 см, перегните его пополам по диагонали (рис. 1, поверните квадрат так, чтобы линия сгиба находилась внизу – получился треугольник. Верхний угол треугольника отогните к основанию, согнув пополам сначала левый, а затем правый углы и разогните назад (рис. 2,3) . Наметьте точки 1 и 2 (пересечения биссектрис нижних углов с боковыми сторонами треугольника. Возьмите левый угол и перегните его к правой стороне треугольника к точке 1 (рис. 4) . Возьмите правый угол и перегните его к правой стороне треугольника, к точке 2 (рис. 5) . Наружный слой верхнего уголка полученной фигурки отогните на себя, вставив его между слоями бумаги. (рис. 6) . Внутренний слой уголка отогните внутрь полученной шапочки (рис. 7) . Приклейте бусинки вместо глаз, нарисуйте улыбку, сделайте волосы из ниток. Куколка готова!

Пальчиковый театр – это небольшие фигурки, которые надеваются на пальцы рук взрослых и детей и используются для инсценировки сказок, историй.

При игре важно работать разными пальцами , парами пальцев , одной и двумя руками, несколькими пальцами одновременно . Все это помогает с развитием координацией движений, мозга.

Преимущества пальчикового театра

Пальчиковый театр является одним из видов кукольного театра и обладает следующими преимуществами перед остальными его видами :

Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. Благодаря действиям с куклами формируются тонкие дифференцированные движения пальцев рук ;

Использование пальчикового театра не предполагает наличия у ребенка специальных технических умений, которые могут понадобится при использовании перчаточных кукол, марионеток и пр.

Пальчиковый театр знаком детям с младшего дошкольного возраста, так как воспитатели широко используют его на различных занятиях в процессе обучения ;

В инсценировках пальчиковый театр позволяет ребенку показать сразу несколько персонажей;

Куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных затрат. Существуют разнообразные виды пальчикового театра

В пальчиковом театре используется режиссерская игра, как вид театрализованных игр . В ней ребенок не сам исполняет роль какого либо персонажа, а управляет артистами – куклами. В данном виде театрализованной игры ребенок «озвучивает» своих героев и комментирует сюжет, как автор, тем самым развивается его монологическая речь.

Существуют разнообразные виды пальчикового театра , изготовленные по различным технологиям, учитывающим физиологические возможности детей.

В рабочей программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры дошкольного образования. Театральная деятельность помогает развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

кружка театрализованной деятельности

«Малышок»

(по развитию социально-коммуникативных

качеств детей дошкольного возраста

через театральную деятельность)


I -младшая группа

Пояснительная записка

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей в соответствии с определением ФГОС – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

В качестве одного из средств, помогающих сохранить эмоциональное благополучие ребенка в детском саду может служить интересная и доступная для него театрально-игровая деятельность.

Развитие творческой активности ребенка, его эмоций и чувств, раскрепощение поведения дошкольника, создание максимально комфортной ситуации общения детей друг с другом и воспитателем – актуальные проблемы современной педагогической науки и практики.

Детское творчество особенно проявляется в играх – драматизациях, в основе которых лежит народный фольклор: это сказки, потешки. Как правило, сюжет и игровые действия здесь определены самим содержанием произведения и обыгрывая сюжет, ребенок закрепляет, уточняет и расширяет знания об окружающем. Но чтобы дети могли передать соответствующий образ, у них надо развивать воображение, учить их ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями. П.Блонский считал, что все виды игр по существу являются искусством ребенка, его творчеством, значит и игры – драматизации можно назвать творческой игрой.

Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.

Такие игры возникают в том случае, если ребенок освоил сказку или потешку как художественное произведение, а взрослый обеспечил творческий, импровизационный характер этого освоения. Для сохранения игровой сущности потешки важно обеспечивать активную позицию ребенка в этом освоении. Партнерский стиль общения позволяет детям проявлять творческое начало не под руководством воспитателя, а вместе с ним. Результатом педагогического влияния становится появление у дошкольников творческой активности, мотивов творческой деятельности, потребности в самовыражении.

Цель

  • Создание условий для эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
  • Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
  • Развитие творческой активности детей младшего возраста.
  • Воспитание любви к театру и театральной деятельности.

Задачи

1. Создать необходимые условия для проведения театрально–игровой деятельности. Организовать в группе соответствующую развивающую предметно-пространственную среду.

2. Закреплять представления об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развивать у детей интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам.

3. Воспитывать умение следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.

4. Развивать речь детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.

5. Формировать умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.

6. Знакомить детей с приемами кукловождения настольных кукол.

7. Формировать умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.

8. Поощрять желание участвовать в танцевальных импровизациях.

9. Развивать инициативу и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.

11. Развивать желания выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

Рабочая программа предназначена для детей 2-3лет (первая младшая группа) и рассчитана на 14 недель.

Срок реализации программы: 2015-2016 г.г.

Формы и режим кружковой работы:

Работа с детьми включает в себя творческую деятельность детей, как совместную, так и самостоятельную:

  • игровое творчество
  • песенное творчество
  • сочинение сказок, модификация сказок,
  • сопровождение движений кукол словами, песенкой,
  • импровизация,
  • подведение итогов,
  • обработка информации, диагностика.

В рабочей программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры дошкольного образования.

Кружковая работа проводится 2 раза в месяц по 8-10минут, 14 раз в год.

Одна из главных задач современного педагога – научить детей культуре здорового и безопасного образа жизни. Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов и болезней. Эмоциональную сферу можно рассматривать как один из главных факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду – это его положительные эмоции, чувство эмоционального комфорта, защищенности и доверия, важное условие сохранения его психического здоровья.

Театральная деятельность помогает развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.

Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Условия, благоприятные для развития театрализованных игр:

  • Заботиться об оснащении игр.
  • Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для игр-драматизаций.
  • Педагогическое руководство. Основная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше творчества, изобретательности проявляли сами дети.
  • Это создание театрального уголка в группе, включающего в себя:
  1. Настольный театр
  2. Театр «Варежка»
  3. Пальчиковый театр
  4. Декорации.
  5. Театр на железных крышках
  6. Театр на фланелеграфе

Календарно – тематическое планирование

Дата

Тема

Цель

Работа с детьми

Работа с родителя-ми

Литература

Сентябрь

«Игрушки»

Познакомить детей с приемами кукловождения настольной игрушки.

Создать радостное настроение от общения с ней, вызвать желание подержать игрушку в руках, внимательно рассмотреть.

Воспитатель показывает детям мягкую собачку. Далее следует песенная импровизация с одновременным выполнением действий согласно тексту.

Гладишь – ласкается. Педагог гладит собачку

Дразнишь – кусается. Грозит пальцем.

На цепи сидит Указывает на цепь

Дом сторожит

«В дом чужого не пущу. Покачивает собачку- ее мордочка обращена к детям.

Без хозяина грущу».

Дети повторяют эти действия 3-4 раза
Кукольный спектакль «Игрушки»

Имитационные этюды:

Медведь

Кот

козлик

4. Музыкально – ритмичные упражнения «Мы идем» с игрушками.

Материал: Игрушка мягкая Собачка. Игрушки Медведь, Козлик, Котик.

Знакомство
родителей
с рабочей программ-мой.

Н. Сорокина, Л. Миланович «Кукольный театр для самых маленьких». стр 36-37

Октябрь

«Курочка ряба»

Стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней;

развивать двигательную активность детей.

Этюды на выражение основных эмоций. «Мышка, мышка, что не спишь».

Игра «Зайчики и мишки».

Восп – ль надевает на девочек шапочки-маски зайчиков, на мальчиков – шапочки мишек. Предлагает послушать музыку, подходящую для зайчиков или мишек. Изображает прыжки зайчика и тяжелую походку мишки.

Кукольный спектакль (деревянный) «Курочка ряба».

Рисование:Курочки рябы (отпечаток ладошки)

Привлечь

родителей к изготов- лению масок.

Ноябрь

«Теремок»

Вызвать желание детей подпевать отдельные слова песни, наблюдая за действиями педагога с игрушкой.

Побуждать их внимательно следить за развитием действия в сказке, отвечать на вопросы педагога

Имитационные упражнения под музыку (Мышка, Лягушка, Зайчик, Лисичка, Волк, Медведь)

Кукольный спектакль (фланелеграф) «Теремок»

Игра «Серый котик»

Рассказывание русской народной сказки «Теремок» детьми с помощью воспитателя.

Материал:

Перчаточный театр «Теремок», шапочки – маски кота, мышат (по количеству детей)

Н. Сорокина, Л. Миланович «Кукольный театр для самых маленьких»

Стр. 201-203.

Декабрь

«Заюшкина избушка»

Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки; обеспечивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о видах театра.

Помочь найти средства выражения образа в движениях, мимике, жестах.

Этюды на выразительность движений, основных эмоций. «Гости»

Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу».

(Заяц, Медведь, Лиса, Петух, Собака)

Театр игрушки «Заюшкина избушка».

Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» детьми с помощью воспитателя.

Рисование Лисы (краски).

Участие родителей в ледяной постройке «Избушка»

Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» стр. 67

Январь

«Заяц-Хваста»

Поддерживать интерес к театрально – игровой деятельности.

Совершен-ствовать двигательную активность детей в играх со стихотворным сопровождением формировать желание перевоплощаться в изображаемый образ.

Чтение стихотворений про зайца.

Народная игра «Прыг да скок».

Музыкально – ритмические упражнение «Заинька».

Спектакль театра картинок.

Н. Сорокина, Л. Миланович «Кукольный театр для самых маленьких стр. 179-183

Февраль

«Колобок»

Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности; познакомить с театром рук; воспитывать партнерские отношения между детьми; учить детей интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу

Пальчиковые игры: «Солнечные зайчики», «Как вчера у бабушки».

Этюды на воспроизведение отдельных черт характера «Тень- тень».

Пальчиковый театр «колобок».

Рассказывание русской народной сказки «Колобок» детьми с помощью воспитателя.

Аппликация: «Колобок».

Родитель- ское собра-ние "Театраль-ная деятель-ность как средство формирования речи и эмоционального развития ребенка".

«Пальчиковые игры для детей» Ермакова О. Е стр: 152-153, 184-185.

Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» стр. 67-68

Март

«Под грибом»

Развивать речь детей средствами кукольного театра. Расширять словарный запас, формировать артикуляцию. развивать умение следить за развитием действия; продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей

Рассматривание иллюстраций к сказке «Под грибом», беседа по ним.

Игра-имитация «Угадай, кто просился под грибок»

Театр на прищепках «Под грибом»

Рассказывание сказки В. Сутеева «Под грибом». Аппликация «Грибок» из бросового материала.

Инди-видуальные

беседы о социально-психоло-гических особен-ностях детей.

Апрель

«Волк и семеро козлят».

Развивать мелкую моторику рук, в сочетании с речью;

Развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности;

Вызвать желание участвовать в играх – драматизациях;

Подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движение

Этюд на выразительность эмоции «Мышка, мышка, что не спишь? »

Пальчиковые игры

Импровизация на детских муз. инструментах.

Свободная пляска козы и козлят».

Настольный деревянный театр: «Волк и семеро козлят».

Изготов-ление атрибутов к сказке «Волк и семеро козлят».

Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» стр. 67

Ермакова С. О. «Пальчиковые игры для детей» стр. 188

Май

«Экскурсия в весенний лес»

Прививать любовь к театральному искусству.

Вызвать у детей желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

Поощрять стремление детей участвовать в играх – драматизациях.

Исполнение песни «Веселые путешественники».

Танцевальная импровизация «Вальс цветов», «Бабочки».

Игра «Зайцы и волк».

Игра «Скворцы и кошка».

Драматизация «Под грибом».

Исполнение песни « Веселые путешественники».

Привлече- ние роди- телей к сов- вместной экскурсии.

Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» стр. 81-84

Педагогическая диагностика

Список детей

Умение следить за развитием действия в играх драматизациях

Имитация характерных действий персонажей

Приёмы вождения настольных кукол

Желание действовать с элементами костюмов

Импровизация на несложные сюжеты песен

Формы подведения итогов

Диагностика,

Участие в утренниках,

Показ сказок в других группах детского сада.

Литература:

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
  2. Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000 г.
  3. М.Д.Маханева “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003 г.
  4. Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко “Кукольный театр – дошкольникам” Москва “Просвещение”, 1982 г.
  5. И.В.Штанько “Воспитание искусством в д/с” Москва, Творческий центр “сфера”, 2007 г.
  6. Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г.

Развитие мелкой моторики пальцев , обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух - основные методы формирования правильной речи ребенка как в детском саду, так и дома.

Скованность движений пальцев у плохо говорящих детей свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике. Результаты исследований Н.С. Жуковой, М.М. Кольцовой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.

Наглядно-образный характер мышления детей дошкольного возраста позволяет превратить обучение в игру. С этой целью можно использовать такую традиционную форму работы, как пальчиковый театр, особенно с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения (ОНР, заикание), ярко выраженные общую, мелкую и артикуляционную недостаточность.

Детский п альчиковый театр :

  • развивает внимание, мышление, память, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка, т.е. стимулирует речевое развитие;
  • помогает убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимает умственную усталость;
  • развивает кисти рук, они становятся более подвижными и гибкими, что поможет в дальнейшем овладеть навыками письма. Прежде всего следует порекомендовать родителям сводить своего ребенка в настоящий театр на различные детские представления или организовать просмотр детских спектаклей в домашнем кинозале.

Для организации пальчикового театра в группе сначала нужно сделать вместе с детьми сцену, занавес из любого бросового материала и объяснить им, что театр ваш необычный - пальчиковый: «Пальчики - актеры, а мы с вами - режиссеры». Декорации, шапочки для пальчиков можно сделать из бумаги, ткани или другого безопасного материала, включив в эту работу и родителей.

Как в настоящем театре, проводится подготовка к спектаклю: оформляется сцена, распределяются роли, изготовляются костюмы, проводятся репетиции. Когда будет все готово, можно приступать к обучению - игре. Старайтесь больше уделять внимания своим детям, не забывайте хвалить их, и они порадуют вас своими достижениями. Успехов вам!

Пальчиковый театр в системе коррекции дефектов речи у дошкольников

Подготовка актеров. Развитие движений

На столе стоит настольный театр - ширма.

Логопед. Что это? (Театр.)

Кто играет в театре? (Актеры.)

Отгадайте загадку и назовите, кто в нашем театре будет актером.

Пять братьев,

Годами равные,

По росту разные.

Актерами в нашем театре будут пальцы, а мы, режиссеры, научим их правильно двигаться. Займемся их подготовкой.

Логопед встает за ширму и демонстрирует движения ребенку, тот их повторяет. Количество предлагаемых ребенку игр зависит от его индивидуальных особенностей и возможностей.

Дружно встали пальцы в ряд.

Дети ставят руки перед лицом, ладони поворачивают тыльной стороной.

Наклонились и опять

Сжимают и разжимают пальцы.

Потянулись вверх, размялись,

Шевелят кончиками пальцев.

Ровными стоять остались.

Очень весело играем,

Пальчики мы упражняем.

Соприкасаются подушечками одноименных пальцев.

Каждый пальчик, как крючок,

Зацепился за бочок.

Захватывают, начиная с правого мизинца, мизинцем левой руки, как крючком, каждый палец правой руки, затем те же движения мизинцем правой руки.

Мы продолжим тренировку,

Мы шагаем очень ловко.

Твердый шаг - успех во всем,

Очень бойко мы идем.

Шагают всеми пальцами.

Мы катались на качелях,

Пальцы вверх и вниз летели.

Сжимают руки в «замок»; прижимают пальцы правой руки к тыльной стороне левой ладони, выпрямляют пальцы левой руки; поочередно меняют положение пальцев обеих рук.

Вот такой аттракцион!

Был веселым очень он!

Пальцы в домике сидят,

Выглянуть они хотят.

Сжимают правой ладонью левую ладонь.

Мы поможем им немножко -

И получится окошко.

Соединяют и округляют большие и указательные пальцы обеих рук, затем большие и средние и т.д.

Дети, загляните в каждое окошко.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха, отрицательно влияющие на речевое развитие, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, обусловленная добором воздуха на середине фразы. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

К основным задачам в работе над развитием речевого дыхания следует отнести:

  • выработку свободного, плавного, удлиненного выдоха специальными игровыми упражнениями;
  • воспитание умения произносить небольшие фразы

или смысловые отрезки на одном выдохе путем подражания речи взрослого. Выработке правильного речевого дыхания могут помочь приведенные ниже забавные игры-сценки. Для их использования нужно подготовить вместе с детьми декорации, персонажи, которые одеваются на пальчики, познакомить детей с текстом, распределить роли, провести репетиции. Можно брать несколько сценок, в которых участвуют разные дети. Ребята с удовольствием смотрят мини-спектакли, а еще больше желают участвовать в них.

На солнечной лесной полянке расцвел красивый большой цветок. Он тянул свой стебелек и листочки к солнцу. Ветер ласково трепал его лепестки. Но ему было очень одиноко. Однажды цветок услышал вдалеке: ж-ж-ж… Звук все усиливался: ж-ж-ж… Это был огромный шмель. Он долго летел и устал. Цветок предложил ему отдохнуть и угостил вкусным цветочным соком. Шмель был очень ему благодарен и предложил свою дружбу. Цветок больше не скучал. Шмель часто прилетал к нему в гости и развлекал своей любимой песенкой.

В лесу жила зайчиха с зайчонком. Мама-зайчиха каждое утро отправлялась на поиски еды, а маленький зайчонок оставался дома один. Чтобы он не потерялся, мама надела ему на шею звонкий колокольчик. Куда бы зайчонок не поскакал, раздавался веселый звук колокольчика: дзынь-дзынь-дзынь… Скачет зайчик по до­рожке: дзынь-дзынь-дзынь… Запутался в высокой траве: дзынь дзынь-дзынь… Застрял в густых кустах: дзынь-дзынь-дзынь… Мама, возвращаясь домой, без труда находит своего сыночка по звону колокольчика.

Попугай Гоша очень любит кокосы. Однажды, прогуливаясь по солнечному острову, он заметил на высокой пальме кокосовые орехи. Так как Гоша не умел летать высоко, он подошел и стал стучать клювом по стволу пальмы: т-т-т… Кокосы висели неподвижно. Он снова стал барабанить: т-т-т… Кокосы даже и не собирались падать. Что же делать? Мимо шел длинношеий жираф. Он без труда достал кокосы. Гоша расколол их своим крепким клювом: д-д-д… и друзья вместе насладились кокосовой мякотью.

Теплый день. На небе яркое лучистое солнышко. Решило оно повеселиться и отправило солнечных зайчиков на землю. Прыгнул один солнечный зайчик на цветок: скок… - стал цветок ярче. Прыгнул другой зайчик: скок-скок… на лужу - и полетели по воде солнечные брызги. Третий зайчик прыгнул на котенка, который спал на траве возле дома. Приятно было солнечному зайчику скакать по мягкой пушистой шерсти: скок-скок-скок… Котенок про­снулся и хотел поймать его, но не сумел. Зайчик быстро прыгнул на траву, с травы на куст, на дерево. Только его и видели: скок-скок-скок…

Дождевые капли жили в тучке. Вместе с ней они путешествовали по всему белому свету. Проплывали над морями, лесами, садами, домами, реками. Капельки никогда не выходили из своего домика - тучки и наблюдали за всей этой красотой из окошка. Но однажды тучка сказала: «Пора вам, доченьки-капельки, на землю - напоить живительной влагой цветы, деревья, растения и все живое. Очень плохо всем без воды». Первыми прыгнули из тучки самые смелые капельки: кап кап… Затем все остальные поторопились принести радость и добро на землю: кап-кап-кап…

Работал на железной дороге веселый паровозик. Он перевозил пассажиров из одного пункта в другой. Все его очень любили и ждали. Если где-то вдалеке начинает раздаваться: ту-у, ту-у… (Дети делают вдох через нос и на выдохе через рот произносят тихо.) Значит, наш друг паровозик уже в пути. Вскоре он появится и известит нас о своем прибытии звонким гудком: ту-ту-ту… (На выдохе произносят громким голосом.) Все радостно встречают его. Пассажиры рассаживаются в вагоны, и паровозик продолжает свой путь: ту ту ту… (На выдохе, с уменьшением громкости голоса.) Немного грустно, но он обязательно вернется и порадует звонкой песней: ту-ту-ту… (Произносят громко.)

Дует ветер на волны. Они ударяются о берег и шумят: ш-ш-ш… Мелкие камешки трутся друг о друга: ш-ш-ш… Мелкие песчинки пытаются выбраться на берег, но волны их возвращают в море: ш-ш-ш… А вот море выбросило на берег красивые ракушки. Если их приложить к уху, можно услышать шум волн: ш-ш-ш…

Над морем белые чайки машут огромными крыльями, сопротивляясь сильному ветру: ш-ш-ш… И все эти звуки сливаются в волшебную музыку моря.

У Саши и Маши в доме на стене висят часы с кукушкой. Кукушка своей песней сообщает, который час. Когда дети приходят из школы, кукушка кричит им один раз: ку-ку (1 час дня); когда дети обедают: ку-ку, ку-ку (2 часа дня); когда учат уроки: ку-ку, ку- ку, ку-ку (3 часа дня); когда идут на прогулку: ку-ку, ку- ку, ку-ку, ку-ку (4 часа дня). Ребята всегда знают время и везде успевают.

Развитие диалогической речи

Диалог - первая ступень развития связной монологической речи. На современном этапе развития психологии и педагогики в общеметодических работах накоплен определенный экспериментально-исследовательский материал, позволяющий подойти к созданию научно обоснованной базы для формирования диалогической речи у нормально развивающихся детей.

Работы Л.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, Ю.Н. Лотмана, С.Л. Рубинштейна, О.М. Соколова, Л.П. Якубинского посвящены исследованию психических механизмов и закономерностей диалогической речи, ее взаимодействию с мышлением. Диалог как контакт субъектов, осуществляющих не только языковую коммуникацию, но и взаимодействие присущих им смысловых позиций, изучался Б.Г. Ананьевым, Н.И. Жинкиным, И.А. Зимней, А.А. Леонтьевым, Е.И. Пассовым, Л.В. Щербой и др. Диалогическую речь как первичную естественную форму речевого общения рассматривали в своих исследованиях Л.И. Арюпина, А.С. Зимульдинова, А.П. Коваль, С.А. Леонов, М.Р. Львов. В работах И.А. Ляшкевич, М.И. Пентилюк, Н.Ф. Скрипченко разработаны система заданий, направленных на развитие у детей различных видов и форм диалогической речи, критерии оценивания умений и навыков учащихся младших классов.

К сожалению, в специальной педагогике и психологии еще недостаточно разработаны и научно обоснованы методы и содержание работы по формированию диалогической речи у дошкольников с нарушениями речевого развития. Логопеды обращаются к обще-дидактическим рекомендациям и опираются подчас на приемы, рассчитанные на нормально развивающихся детей.

Это не всегда эффективно. Недостаточная разработанность этой проблемы вызвала необходимость создания пособия, способствующего формированию диалогической речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями.

К основным задачам по обучению дошкольников диалогической речи относятся.

  • Обогащение речевого опыта детей различными видами диалогических реплик.
  • Обучение пониманию разнообразных инициативных обращений (сообщения, вопросы, побуждения) и правильному реагированию на них.
  • Вступление в речевое общение с использованием простых форм диалога: вопросы ответы.
  • Развитие умения использовать соответствующие интонации, жесты и мимику.

Подражательные способности детей дошкольного возраста помогают осваивать речевые образцы диалогических реплик: речь окружающих, литературные произведения, различные театрализованные представления, спектакли, беседы после их просмотра.

В работе целесообразно использовать игры с диалогическим содержанием, разработанные для обучения детей диалогическим репликам повыполняемым функциям, вступления в диалог по очереди, придерживаясь темы разговора и других правил ведения диалога и речевого этикета.

Обучение диалогическим репликам

Взрослый знакомит детей с персонажами Машей и Сашей. Предлагает подружиться и обыграть различные ситуации, происходящие с ними. Сообщает содержание сценки, распределяет роли, изготавливает вместе с детьми декорации, репетирует. Обращает внимание на четкость проговаривания реплик с учетом соответствующих интонаций. Сценки можно показывать отдельно или сразу несколько. Во время подготовки к другой сценке для зрителей можно провести различные игры.

Сценка 1. Заяц и поросенок

Заяц сорвал на огороде морковку.

Встретил поросенка.

Поросенок. Здравствуй, зайчик.

Заяц. Здравствуй, поросенок.

Поросенок. Дай морковку, зайчик.

Заяц. У меня она одна.

Поросенок. Дай, пожалуйста.

Заяц. Хорошо, я поделюсь.

Заяц разгрыз морковку пополам, одну часть оставил себе, вторую отдал поросенку.

Сценка 2. Телефонный разговор

Звонит телефон. Саша звонит Маше.

Маша. Алло.

Саша. Привет, это я.

Маша. Привет. Что ты хотел?

Саша. Пойдем в магазин.

Маша. Зачем?

Саша. Купим торт и пойдем пить чай.

Дети встретились, сходили в магазин за тортом. Потом пили чай и рассказывали друг другу веселые истории.

Сценка 3. Строим город

Саша строит из кубиков дом.

Маша. Что ты делаешь?

Саша. Я строю дом.

Маша. Можно построить город.

Саша. Иди ко мне, будем строить вместе.

Маша. Я построю магазин и детсад.

Саша. А я еще несколько домов.

Дети построили из кубиков замечательный город. Они заселили его игрушками и стали дружно играть

Сценка 4. Мамины помощники

Мама на работе. Маша и Саша решили приготовить обед.

Маша. Возьми кастрюлю, набери воды, пожалуйста.

Саша. Хорошо. Что мы будем готовить?

Маша. Борщ. Принеси овощи.

Саша. Посмотри, все ли я принес?

Маша. Нет, капусту забыл.

Саша. Я быстро. На, Маша, капусту.

Дети почистили, нарезали овощи. положили их в кастрюлю. Вода закипела и борщ сварился. Уставшая мама вернулась с работы, и дети накормили ее вкусным обедом. Мама похвалила детей.

Сценка 5. Большая стирка

Решила Маша поиграть со своими куклами, но увидела, что одежда у них грязная. Сняла ее и начала стирать.

Саша. Маша, что ты делаешь?

Маша. Я стираю.

Саша. А я испачкал рубашку. Можешь ее постирать?

Маша. Ну что с тобой поделаешь? Снимай.

Маша постирала Саше рубашку, а он помог ей вылить воду и повесить белье.

Сценка 6. Подарок маме

У мамы скоро день рождения. Саша и Маша решили нарисовать ей картину. Взяли большой лист бумаги и стали рисовать.

Маша. Что ты будешь рисовать?

Саша. Солнце. А ты что?

Маша. А я облака.

Саша. Что еще нарисуем?

Маша. Лес, цветы и речку.

Саша. А я нарисую на реке пароход.

Маме очень понравилась картина. Она вставила ее в рамочку и повесила в гостиной.

Сценка 7. Друг не бросает в беде

Маша сидела на берегу озера и плакала.

Саша. Маша, что случилось?

Маша. Мой мяч укатился в озеро.

Саша. Где он?

Маша. Вон там, далеко.

Саша. Не плачь, я возьму лодку и достану твой мячик.

Мальчик добрался до мячика на лодке, взял его и вернул Маше. Девочка была ему очень благодарна.

Сценка 8. За грибами

Отправились Маша и Саша в лес за грибами.

Саша. Маша, ты видишь грибы? Маша. Пока нет.

Саша. А ты смотри под кустами, под листьями.

Маша. Ура! Я нашла!

Саша. Гриб не ядовитый?

Маша. Нет. У него большая шляпка и толстая ножка.

Дети набрали полные корзинки грибов и вернулись домой. А мама испекла им пироги с грибами.

Заучивание и инсценировка готовых диалогов

Для формирования этой стороны речи разработаны сценки-диалоги для пальчикового театра по лексическим темам. Их можно показывать как отдельно, так и включать в структуру занятия. Желание дошкольников участвовать в играх-инсценировках усиливается, если пригласить на спектакли детей младших групп, устроить театральные фестивали.

Составленные стихотворные диалоги учат детей умению общаться, вести беседу, отвечать на вопросы, использовать в речи различные интонации, подбирать правильный темп, изменять силу голоса, отрабатывать правильное речевое дыхание.

Перед показом сценок-диалогов проводится такая же подготовительная работа, как и в разделе «Формирование речевого дыхания ». Слова автора произносит взрослый, дети - слова персонажей диалогов.

Диалоги на грядке

Сладкий перец повстречал

Горького братишку:

— Что-то очень тонок стал,

Похудел ты слишком.

Горький перец отвечал:

— От того я тонок стал,

Что диету соблюдал,

Сладости совсем не ел,

От того и похудел.

Капуста и лук

Говорит капуста луку:

«Раздеваться мне не мука,

У меня ведь сто одежек

И они все без застежек».

Отвечал капусте лук:

«Я тебе, конечно, друг.

Ну а кто меня разденет.

Тот об этом пожалеет».

Морковь и свекла

На грядке, в темнице,

Сидят две сестрицы.

Свои косы заплетают.

Разговоры затевают.

Праздник урожая

Скоро к нам придет.

И наряд оранжевый

Очень мне пойдет.

Свекла Я тебе открою

Свой большой секрет:

У меня бордовый

Вязаный жилет.

Диалоги на ягодных кустах

Красная и черная смородина

В саду кустики растут,

На них ягодки живут:

На смородиновых ветках

Красные и черные детки.

Черные ягоды

Мы сверху черномазики,

Черны мы и внутри.

Полезным черным соком

До краев полны.

Красные ягоды

Рубиновые бусинки

На солнышке горят.

Ягоды смородиновые -

Витаминов клад.

Малина и виноград

Лето. Полдень. Солнце.

Вот малина, виноград.

Виноград

Угощать люблю друзей

Вкусной ягодой своей.

Я малина сладкая.

Очень ароматная.

Ягоды бывают разные -

Черные, зеленые, красные,

Маленькие и большие,

И полезные такие.

Вот смородина - мала,

Ну а дыня - велика.

А арбуз и дыня -

Ягоды отныне.

Ты, арбуз, похож на мяч:

Круглый, полосатый.

Только хвостик ты свой спрячь

Очень длинноватый.

Дождик очень долго лил

И водой меня поил.

Раздались мои бока,

И теперь я так кругла.

Не сердись, я не со зла.

Ты мне очень уж мила.

Мы подружимся с тобой,

Будем братом и сестрой.

Виктория Здвижкова

«Ум ребенка - на кончиках пальцев»

В. А. Сухомлинский

Пальчиковый театр очень любят дети нашей группы, особенно девочки. Не для кого не секрет, что кроме эстетического удовольствия игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка воображение,любознательность, коммуникабельность, интерес к творчеству, способствуют развитию речи, памяти, внимания, мышления, усидчивости, расширению кругозора, помогают справиться с застенчивостью и многое другое.

В связи с этим, на одном из родительских собраний мы решили пополнить наш театр персонажами сделанными своими руками.

Родители постарались и сшили сказку "Теремок"

Оказалось все не так сложно.


Некоторые родители впервые "взялись за крючок". И получилось довольно не плохо, на наш взгляд.




Одна семья представила потешку "Сорока-ворона" из фетра.


Некоторых животных мы сделали сами с детьми из пластилина.


Благодаря пальчиковому театру у ребенка появляется возможность фантазировать, придумывать свои сказки, истории. Родителям огромное спасибо за активное участие в жизни детского сада.

Публикации по теме:

Все игрушки сшила из жесткого корейского фетра. Они яркие, привлекают внимание детей. Кукольный пальчиковый театр помогает воспитателю.

Создать пальчиковый театр можно своими руками. Для этого нужно проявить немного творчества и воображения. Дети очень любят играть пальчиковым.

Пальчиковый театр «Курочка ряба» выполнен из фетра с учетом размеров детской руки. Простой текст и сюжет сказки позволяют играть даже с.

Берём 200 грамм муки и 150 грамм соли,добавляем 1/3 стакана воды, перемешиваем. добавляем 1 столовую ложку клея ПВА, или обойного клея.

Дорогие маамовцы все мы знаем какую огромную роль играет в жизни детей театральная деятельность - дети любят сказки слушать, смотреть и.

Игра – наиболее естественный вид деятельности ребенка. Именно она дает возможность приобрести новые знания об окружающем мире, расширить.

Весь учебный год мы с ребятами работали над проектом"Домашние животные".Ребята узнали очень много: как и где живут, чем питаются, какую.