Что такое семья по мнению толстого. «Что такое идеальная семья в понимании Л. Н. Толстого по роману «Война и мир»? бережное отношение к родным

МОУ СОШ №2 с. Дивное Г.А. Заварухина Тема: «Что такое идеальная семья в понимании Л.Н. Толстого (по роману «Война и мир»?»

Цель: показать, что толстовский идеал – патриархальная семья с ее святой

заботой старших о младших и младших о старших, с умением

каждого в семье больше отдавать, чем брать, с взаимоотношениями,

построенными на «добре и правде»,

развивать умение учащихся обобщать прочитанное,

воспитывать бережное отношение к родному дому, семье, ее

традициям.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, тексты, карточки – задания,
Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь…

с возможностью делать добро людям…

Л.Н. Толстой

Мой идеал – жизнь простого трудового народа,

того, который делает жизнь, и тот смысл, который

он придает ей.

Л.Н. Толстой

Ход урока


  1. Предъявление темы
Ребята! Сегодня у нас с вами интересный урок. Посмотрите, пожалуйста, какую проблему мы попробуем решить. Как вы думаете, эта проблема актуальна? Почему? Л.Н.Толстой утверждал, что «люди как реки»: у каждого свое русло, свой исток. И этот исток- родной дом, семья, ее традиции.

Семья… Какой ей быть? Это трудный вопрос, но вы справитесь с его решением.

Как же будет проходить наш с вами урок?

ПЛАН

1.Работа в группах по проблеме.

2. Афиширование результатов.

3.Работа над проектом «Идеальная семья в понимании Л.Н.Толстого».

4.Представление проектов.

5.Рефлексивный момент.

Ребята! Прочтите, пожалуйста, эпиграф, который я записала на доске. Попробуйте ответить, почему я решила вас познакомить именно с этими словами писателя?

Так каков же идеал семьи в понимании Л.Н.Толстого? Прежде чем вы начнете работать над проблемой, прочтите задание, которое вы будете выполнять. Сначала каждый подумайте над вопросом. Времени у вас 2 минуты.

МОУ СОШ №2 с. Дивное Г.А. Заварухина
Выберите, кто у вас сегодня будет «генератором» идей, обменяйтесь, пожалуйста, мнениями и представьте свои выводы в схеме.


  1. Работа в группах.

  1. В чем особенности семьи Ростовых?

  2. Чем отличается семья Болконских от семьи Ростовых?

  3. Семья Пьера и Наташи. На каких принципах строились отношения в их семье?

  4. Семейная жизнь Марьи и Николая Ростовых?

  1. Афиширование.
Ребята! Во время представления результатов работы групп, вам необходимо найти общие черты и различия.

  1. Работа над проектом.
Спасибо. Как мы видим, все четыре семьи имеют общие черты. Сейчас мы с вами поработаем над проектом: «Идеальная семья в понимании Л.Н.Толстого». Запишите, каковы отличительные черты идеальной семьи.

  1. Представление проектов.
Учитель:

Вы представили нам идеальную семью в понимании Л.Н.Толстого. Давайте теперь запишем отличительные признаки, обобщив ваши проекты.

Любовь к детям Взаимопонимание

Самопожертвование

Доброта

Честность, Патриотизм

правдивость

Открытость

души Близость к народу Естественность

Ребята, есть еще одна особенность такой семьи. Давайте вернемся к эпиграфу. О чем говорит писатель! Какое отношение он имеет к теме нашего разговора! Значит, близость к народу обязательна. Запишите.

Скажите, о семье сегодня мы можем так же сказать? Каких качеств нам не хватает? А может нашей семье это все не нужно?


  1. Рефлексия.
Ребята, у вас в будущем тоже будет семья, и от каждого из вас зависит, какой ей быть. Я буду вам очень благодарна, если вы поделитесь со мной вашими мыслями. Закончите, пожалуйста, предложение:

Размышляя над тем, что такое идеальная семья, я понял (а), что …

8. Итог урока

МОУ СОШ №2 с. Дивное Г.А. Заварухина


Вот и подошел к концу наш урок. Мы выяснили, какая она, идеальная семья в понимании Толстого. И пусть мы другие, но все равно в семье остается святая забота старших о младших и младших о старших, умение каждого в семье отдавать больше, чем брать, строить отношения на правде и добре.

Я надеюсь, что сегодняшний наш разговор поможет вам в будущем создать хорошую семью. За работу на уроке оценки я не буду ставить: жизнь поставит их сама. А чтобы наш разговор был завершен, я предлагаю вам в качестве домашней работы написать мини- сочинение

Как часто употребляет Толстой слово семья, семейство для обозначения дома Ростовых! Каким теплым светом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго всем слова! За этим словом - мир, согласие, любовь.

Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых?

(Прежде всего чувством семьи, духовным родством, патриархальным укладом (общими чувствами горя или радости охвачены не только члены семьи, но даже их слуги: «Лакеи Ростовых радостно бросились снимать с него (Пьера) плащ и принимать палку и шляпу», «Николай занимает денег у Гаврилы на извозчика»; камердинер Ростовых так же предан дому Ростовых, как и Алпатыч - дому Болконских. «Семейство Ростовых», «Болконские», «Дом Ростовых»; «усадьба Болконских» - уже в этих определениях чувство соединенности очевидно: «В Николин день, в именины князя, вся Москва была у подъезда его (Болконского) дома...». «Дом князя был не то, что называется «свет», но это был такой маленький кружок, о котором хотя и не слышно было в городе, но в котором лестнее всего было быть принятым…».)

Назовите отличительную черту домов Болконских и Ростовых.

(Гостеприимность - отличительная черта этих домов: «Даже в Отрадном собиралось до 400 гостей», в Лысых Горах - до ста гостей четыре раза в год. Наташа, Николай, Петя честны, искренни, откровенны друг с другом; открывают душу родителям, надеясь на полное взаимопонимание (Наташа - маме о любви к себе; Николай - отцу даже о проигрыше 43 тысяч; Петя - всем домашним о желании уйти на войну...); дружны Андрей и Марья (Андрей - отцу о жене). Обе семьи отличаются огромной заботой родителей о детях: Ростова - старшая колеблется между выбором - подводы для раненых или фамильные ценности (будущая материальная обеспеченность детей). Сын - воин - гордость матери. Она занимается воспитанием детей: гувернеры, балы, выезды в свет, молодежные вечера, пение Наташи, музыка, подготовка к учебе в университете Пети; планы об их будущей семье, детях. Детей Ростовы и Болконские любят больше, чем себя: Ростова - старшая не переносит смерти мужа и младшего Пети; старик Болконский любит детей страстно и трепетно, даже строгость и требовательность его идут только от желания добра детям.)

Чем интересна личность старика Болконского Толстому и нам, читателям?

(Болконский привлекает и Толстого, и современного читателя своей незаурядностью. «Старик с зоркими умными глазами», «с блеском умных и молодых глаз», «внушающий чувство почтительности и даже страха», «был резок и неизменно требователен». Друг Кутузова, он еще в молодости получил генерал-аншефа. И опальный, он не переставал интересоваться политикой. Его энергичный ум требует выхода. Николай Андреевич, почитая только две людские добродетели: «деятельность и ум», «постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками…». «Он сам занимался воспитанием своей дочери». Недаром у Андрея настоятельная требовательность общаться с отцом, ум которого он ценит и аналитическим способностям которого не перестает удивляться. Гордый и непреклонный, князь просит сына «записки... государю передать после... моей смерти». А для Академии он приготовил премию тому, кто напишет историю суворовских войн... Здесь мои ремарки, после меня читай для себя, найдешь пользу».

Он создает ополчение, вооружает людей, старается быть полезным, приложить свой воинский опыт на практике. Николай Андреевич сердцем видит священность сына и сам помогает ему в трудном разговоре об оставляемой жене и будущем ребенке.

И незаконченный старым князем год для испытания чувств Андрея и Наташи - это тоже попытка оградить от случайностей и бед чувство сына: «Был сын, которого жалко было отдавать девчонке».

Воспитанием и обучением детей старый князь занимался сам, не доверяя и не перепоручая этого никому.)

Почему Болконский требователен к дочери до деспотизма?

(Ключ к разгадке - во фразе самого Николая Андреевича: «А чтобы ты была похожа на наших глупых барышень, я не хочу». Источником людских пороков он считает праздность и суеверие. А главным условием деятельности - порядок. Отец, гордящийся умом сына, знает, что между Марьей и Андреем не только полное взаимопонимание, но и искренняя дружба, основанная на единстве взглядов. Мыслей... Он понимает, как богат духовный мир его дочери; знает, какой красивой она может быть в минуты душевного волнения. Поэтому так мучителен для него приезд и сватовство Курагиных, этой «глупой, бессердечной породы».)

Когда и как заявит о себе отцовская гордость в княжне Марье?

(Она сумеет отказаться от Анатоля Курагина, которого отец привез свататься к Болконским, она с негодованием отклонит покровительство французского генерала Рома; сумеет подавить гордость в сцене прощания с разорившимся Николаем Ростовым: «не лишайте меня вашей дружбы». Даже скажет фразой отца: «Мне будет больно».)

Как проявляется порода Болконских в князе Андрее?

(Как и его отец. Андрей разочаруется в свете и уйдет в армию. Мечту отца о совершенном воинском уставе захочет воплотить сын, но работа Андрея не будет оценена. Сына товарища по службе Кутузов определит в адъютанты и будет писать Николаю Андреевичу, что Андрей обещает быть выдающимся офицером. Мужество и личная храбрость молодого Болконского в Аустерлицком сражении не приводят героя к вершинам личной славы, а участие в Шенграбенском сражении убеждает в том, что истинный героизм скромен, а герой - внешне обычен. Поэтому так горько видеть капитана Тушина, который, по убеждению Андрея, «обязаны успехом дня», на собрании офицеров высмеянным и наказанным. Только Андрей вступится за него, сумеет пойти против общего мнения.

Деятельность Андрея так же неустанна, как и работа отца... Работа в комиссии Сперанского, попытка составить и утвердить свой план расположения войск у Шенграбена, освобождение крестьян, улучшение условий их жизни. Но во время войны сын, как и его отец, видит главный интерес в общем ходе военного дела.)

В каких сценах с особой силой проявится чувство отцовства в старике Болконском?

(Николай Андреевич не доверяет никому не только судьбу, но даже воспитание своих детей. С каким «внешним спокойствием и внутренней злобой» он дает согласие на брак Андрея с Наташей; невозможность разлучиться с княжной Марьей толкает его на отчаянные поступки, злобные, желчные: при женихе скажет дочери: «... уродовать себя нечего - и так дурна». Сватовством Курагиных он был оскорблен за свою дочь. Оскорбление самое больное, потому что оно относилось не к нему, к дочери, которую он любил больше себя».)

Перечитайте строки о том, как реагирует старик на признание сына в любви к Ростовой: кричит, потом «разыгрывает тонкого дипломата»; те же приемы, что и при сватовстве Курагиных к Марье.

Как воплотит Марья отцовский идеал семьи?

(По-отцовски требовательна она станет к своим детям, наблюдая их поведение, поощряя за добрые поступки и наказывая за злые. Мудрая жена, она сумеет воспитать в Николае потребность советоваться с собой, а заметив, что его симпатии - на стороне младшей дочери, Наташи, попеняет ему за это. Она будет укорять себя за не достаточную, как ей кажется, любовь к племяннику, но мы знаем, что слишком чиста душой и честна Марья, что никогда она не изменила памяти любимого брата, что для нее Николенька - продолжение князя Андрея. «Андрюшей» назовет она своего старшего сына.)

Как доказывает Толстой свою мысль нет нравственного стержня в родителях - не будет его и в детях?

(Василь Курагин - отец троих детей, но все его мечты сводятся к одному: пристроить их повыгоднее, сбыть с рук. Позор сватовства все Курагины переносят легко. Анатоль, нечаянно встретившийся в день сватовства Марье, держит в объятиях Бурьен. Элен спокойно и с застывшей улыбкой красавицы снисходительно относилась к затее родных и близких выдать ее замуж за Пьера. Он, Анатоль, лишь слегка раздосадован неудачной попыткой увезти Наташу. Только единожды изменит им их «выдержка»: Элен закричит от страха быть убитой Пьером, а ее брат заплачет, как женщина, потеряв ногу. Их спокойствие - от равнодушия ко всем, кроме себя: у Анатоля «была драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность». Их душевную черствость, подлость заклеймит честнейший и деликатнейший Пьер, поэтому и прозвучит обвинение из его уст, как выстрел: «Где вы, там разврат, зло».

Они чужды толстовской этике. Эгоисты замкнуты только на себе. Пустоцветы. От них ничего не родится, ибо в семье надо уметь отдавать другим тепло души и заботу. Они же умеют только брать: «Я не дура, чтобы рожать детей» (Элен), «Надо брать девушку, пока она еще цветок в бутоне» (Анатоль).)

Браки, построенные по расчету... Станут ли они семьей в толстовском понимании этого слова?

(Сбылась мечта Друбецкого, Берга: они женились удачно. В их домах все так же, как во всех богатых домах. Все, как и должно быть: комильфо. Но перерождение героев не происходит. Чувств нет. Душа молчит.)

А ведь истинное чувство любви перерождает любимых героев Толстого. Опишите его.

(Даже «умствующий» князь Андрей, влюбленный в Наташу, кажется Пьеру другим: «князь Андрей казался и был совсем другим, новым человеком».

Для Андрея любовь Наташи - все: «счастье, надежда, свет». «Это чувство сильнее меня». «Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить». «Я не могу не любить света, я не виноват в этом», «никогда не испытывал ничего подобного». «Князь Андрей с сияющим, восторженным и обновленным к жизни лицом остановился перед Пьером…»

Наташа всей душой отзывается на любовь Андрея: «Но такого, такого со мной никогда не бывало». «Я не перенесу разлуки» …

Наташа оживает после гибели Андрея под лучами любви Пьера: «Все лицо, походка, взгляд, голос - все вдруг изменилось в ней. Неожиданные для нее самой сила жизни, надежды на счастье всплыли наружу и требовали удовлетворения», «Перемена... удивила княжну Марью».

Николай «с женой сходился все ближе и ближе, с каждым днем открывая в ней новые душевные сокровища». Он счастлив душевным превосходством над ним жены и стремится быть лучше.

Неизведанно дотоле счастье любви к мужу и детям делает Марью еще внимательнее, добрее и нежнее: «никогда, никогда не поверила бы, - прошептала она сама с собой, - что можно быть такой счастливой».

А Марья переживает из-за вспыльчивости мужа, переживает болезненно, до слез: «Она никогда не плакала от боли или досады, но всегда от грусти и жалости. И когда она плакала, лучистые глаза ее при обретали неотразимую прелесть». В ее лице, «страдающем и любящем», находит теперь Николай ответы на мучающие его вопросы, гордится его и боится ее потерять.

После разлуки Наташа встречает Пьера; ее разговор с мужем идет новым путем, противным всем законам логики... Уже потому, что в одно и то же время говорилось о совершенно различных предметах... Это было вернейшим признаком того, «что они вполне понимают друг друга».)

Любовь дает зоркость их душам, силу - их чувствам.

Они могут пожертвовать всем для любимого, для счастья других. Пьер безраздельно принадлежит семье, а она - ему. Наташа оставляет все свои увлечения. У нее есть нечто более важное, самое дорогое - семья. А семье важен главный ее талант - талант заботы, понимания, любви. Они: Пьер, Наташа, Марья, Николай - воплощение мысли семейной в романе.

Но сам эпитет «семейный» у Толстого гораздо шире и глубже. Можете это доказать?

(Да, семейный кружок - батарея Раевского; отец и дети - капитан Тушин и его батарейцы; «все, как дети смотрели»; отец солдатам - Кутузов. А девочке Малашке Кутузов - дедушка. Так по-родственному она назовет полководца. Кутузов, узнав от Андрея о смерти Николая Андреевича, скажет, что теперь отец для князя - он. Солдаты переставали слова Каменский - отец на Кутузов - отец. «Сын, беспокоящийся о судьбе Родины», - Багратион, который в письме к Аракчееву выскажет сыновье беспокойство и любовь к России.

И русская армия - это тоже семья, с особым, глубинным чувством братства, объединенности перед общей бедой. Выразитель народного мироощущения в романе - Платон Каратаев. Он, со своим отцовским, отеческим отношением ко всем, стал для Пьера и для нас идеалом служения людям, идеалом доброты, совестливости, образцом жизни «нравственной» - жизни по Богу, жизни «для всех».

Поэтому вместе с Пьером мы спрашиваем Каратаева: «Что одобрил бы он?» И слышим ответ Пьера Наташе: «Одобрил бы нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всем благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас». Именно в семье Пьер приходит к выводу: «...ежели порочные люди связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто».)

Может быть, Пьер воспитанный вне семьи, именно семью поставил он в центр своей будущей жизни?

(Удивительны в нем, мужчине, детская совестливость, чуткость, умение сердцем отозваться на боль другого человека и облегчить его страдания. «Пьер улыбнулся своею доброю улыбкой», «Пьер неловко сидел посредине гостиной», «он был стеснителен». Он чувствует отчаяние матери, потерявшей ребенка в горящей Москве; сопереживает горю Марьи, потерявшей брата; считает себя обязанным усовестить Анатоля и просит его уехать, а в салоне Шерер и жены он будет отрицать слухи о побеге Наташи с Анатолем. Поэтому цель его общественного служения - добро, «деятельная добродетель».)

В каких сценах романа это свойство души Пьера проявляется особенно ярко?

(Большим ребенком, дитей называют Пьера и Николай, и Андрей. Болконский именно ему, Пьеру, доверит тайну любви к Наташе. Ему поручит Наташу - невесту. К нему, Пьеру, посоветует ей обратиться в трудную минуту. «Золотым сердцем», славным малым, настоящим другом будет Пьер в романе. Именно с ним будет советоваться тетя Наташи - Ахросимова относительно любимой племянницы. А ведь это он, Пьер, познакомит Андрея и Наташу на первом в ее жизни взрослом балу. Он заметит смятенность чувств Наташи, которую никто не пригласил танцевать, и попросит своего друга Андрея ангажировать ее.)

В чем схожесть и различия душевного устройства Пьера и Наташи?

(Строй души Наташи и Пьера во многом схож. Пьер в сокровенной беседе с Андреем признается другу: «Я чувствую, что, кроме меня, надо мной живут духи и что в этом мире есть правда», «мы жили и будем жить вечно там, во всем (он указал на небо)». Наташа «знает», что в прежней жизни все были ангелами. Эту связь первым и очень остро почувствовал Пьер (он ведь старше) и невольно переживал за судьбу Наташи: радовался и отчего-то грустил, когда слушал признание Андрея о любви к Ростовой. Он словно чего-то страшился.

Но ведь и Наташа будет страшиться за себя и за Андрея: «Как я боюсь и за него и за себя, и за все мне страшно...» И к чувству любви к ней Андрея будет примешано чувство страха и ответственности за судьбу этой девочки.

Не таким будет чувство у Пьера и Наташи. Любовь возродит их души. Места сомнения в душе не останется, все заполнит любовь.

Но проницательный Толстой видел, что еще в 13 лет Наташа своей отзывчивой на все истинно красивое и доброе душой отметила Пьера: за столом переводит взгляд с Бориса Друбецкого, которого по клялась «любить до самого конца», на Пьера; Пьер - тот первый взрослый мужчина, которого приглашает на танец, именно для Пьера девочка Наташа берет веер и разыгрывает из себя взрослую. «Я его очень люблю».

«Неизменная нравственная определенность» Наташи и Пьера прослеживается на протяжении всего романа. «Он не желал заискивать общественного благоволения», строил жизнь на внутренних личных основаниях: надеждах, устремлениях, целях, в основе которых был все тот же интерес семьи; Наташа делает то, что подсказывает ей сердце. В сущности Толстой подчеркивает, что «делать добро» у его любимых героев означает отвечать «чисто интуитивно, сердцем и душой» окружающим. Наташа и Пьер чувствуют, понимают, «свойственной им чуткостью сердца», малейшую фальшь. Наташа в 15 лет говорит брату Николаю: «Не сердись, но я знаю, что ты на ней (Соне) не женишься». «Наташа со своею чуткостью тоже заметила состояние брата», «Она умела понять то, что было... во всяком русском человеке», Наташа в науках Пьера «ничего не понимает», но приписывает им большую важность. Они никогда и никем «не пользуются» и призывают только один вид связи - душевное родство. Они истинно него дуют, переживают: плачут, кричат, смеются, делятся секретами, отчаиваются и снова ищут смысл жизни в заботе о других.)

Каково значение детей в семьях Ростовых и Безуховых?

(Дети для людей, «несемейных» - крест, обуза, тяжесть. И только для семейных они - счастье, смысл жизни, сама жизнь. Как рады Ростовы возвращению с фронта в отпуск Николая, любимца и героя! С какой любовью и бережением берет на руки детей Николая и Пьер! Помните одинаковое выражение на лице Николая и его любимицы - черноглазой Наташи? Помните, с какой любовью Наташа вглядывается в родные ей черты лица младшего сына, находя его похожим на Пьера? Марья счастлива в семье. Ни одной похожей на счастливые семейные картины мы не найдем у Курагиных, Друбецких, Бергов, Карагиных. Помните, Друбецкому было «неприятно вспоминать о детской любви к Наташе», а все Ростовы только дома абсолютно счастливы: «Все кричали, говорили, целовали Николая в одно и то же время», здесь, дома, среди родных, Николай счастлив так, как не был счастлив уже полтора года. Семейный мир для любимых героев Толстого - мир детства. В самые трудные моменты своей жизни Андрей и Николай вспоминают родных: Андрей на Аустерлицком поле вспоминает о доме, Марье; под пулями - о наказе отца. Раненный Ростов в минуты забытья видит родной дом и всех своих. Эти герои - живые, понятные нам люди. Их переживания, горе, радость не могут не трогать.)

Можно ли сказать, что у героев романа детская душа?

(У них, любимых героев автора, свой мир, высокий мир добра и красоты, детский чистый мир. В мир зимней сказки переносят себя Наташа и Николай в святочную ночь. В волшебном сне наяву проводит последнюю в своей жизни ночь на фронте 15-летний Петя Ростов. «Ну-ка, наша Матвевна», - говорил про себя Тушин. «Матвевной» представлялась в его воображении пушка (большая, крайняя, старинного литья...). И мир музыки тоже объединяет героев, возвышая, одухотворяя их. Петя Ростов во сне руководит невидимым оркестром, «княжна Марья играла на клавикордах», Наташу учит пению известный итальянец. Николай выходит из нравственного тупика (проигрыш Долохову в 43 тысячи!) под воздействием пения сестры. И книги в жизни этих героев играют важную роль. Андрей запасается в Брюнне «на поход книгами». Николай положил себе за правило не покупать новой книги, не прочитав прежде старых. Мы увидим с книгой в руках Марью, Наташу и никогда - Элен.)

IV. Итоги.

Даже чистейшее слово «детский» ассоциируется у Толстого со словом «семейный». «Ростов опять вошел в этот свой семейный детский мир»... «Ростов чувствовал, как под влиянием этих ярких лучей любви Наташи, в первый раз через полтора года. На душе его и на лице распускалась та детская и чистая улыбка, которою он ни разу не улыбался с тех пор, как выехал из дома». Детская улыбка у Пьера. Детское, восторженное лицо у юнкера Николая Ростова.

Детскость души (чистота, наивность, естественность), которую сохраняет человек, - это, по убеждению Толстого, и есть сердце - вина нравственности, суть прекрасного в человеке:

Андрей на Праценской высоте со знаменем в руках поднимает за собою солдат: «Ребята, вперед! - закричал он детским голосом».

По-детски несчастными глазами будет смотреть на Андрея Кутузов, узнав о смерти старшего Болконского, своего боевого товарища. Детским выражением крайней обиды (слезами) будет отвечать Марья на вспышки беспричинного гнева своего мужа.

У них, этих героев, даже лексика доверительная, домашняя. Слово «голубчик» произносят и Ростовы, и Болконские, и Тушин, и Кутузов. Поэтому ломаются сословные перегородки, и солдаты на батарее Раевского приняли Пьера в свою семью и прозвали его наш барин; легко в офицерскую семью входят Николай и Петя, очень дружны семьи молодых Ростовых - Наташи и Николая. Семья развивает в них лучшие чувства - любви и самоотдачи.

«Мысль народная» в романе «Война и мир». Исторический план в романе. Образы Кутузова и Наполеона. Соединение в романе личного и общего. Значение образа Платона Каратаева.

Цель: обобщить по всему роману роль народа в истории, отношение автора к народу.

Ход урока

Урок-лекция проводится по плану с записью тезисов:

I. Постепенное изменение и углубление замысла и темы романа «Война и мир».

II. «Мысль народная» - главная мысль романа.

1. Основные конфликты романа.

2. Срывание всех и всяческих масок с придворных и штабных лакеев и трутней.

3. «Русские душой» (Лучшая часть дворянского общества в романе. Кутузов как предводитель народной войны).

4. Изображение нравственного величия народа и освободительного характера народной войны 1812 года.

III. Бессмертие романа «Война и мир».

Чтобы произведение было хорошим,

надо любить в нем главную, основную мысль.

В «Войне и мире» я любил мысль народную,

вследствие войны 1812 года.

Л. Н. Толстой

Материал лекции

Л. Н. Толстой, исходя из его высказывания, считал «мысль народную» главной мыслью романа «Война и мир». Это роман о судьбах народных, о судьбе России, о народном подвиге, об отражении истории в человеке.

Основные конфликты романа - борьба России с наполеоновской агрессией и столкновение лучшей части дворянства, выражающей общенациональные интересы, с придворными лакеями и штабными трутнями, преследующими как в годы мира, так и в годы войны эгоистические, корыстные интересы, - связаны с темой народной войны.

«Я старался писать историю народа», - говорил Толстой. Главный герой романа - народ; народ, брошенный в чуждую его интересам, ненужную и непонятную войну 1805 года, народ, поднявшийся в 1812 году на защиту Родины от иноземных захватчиков и разгромивший в справедливой, освободительной войне огромную неприятельскую армию, руководимую непобедимым до тех пор полководцем, народ, объединенный великой целью - «очистить свою землю от нашествия».

В романе более сотни массовых сцен, в нем действуют свыше двухсот поименно названных людей из народа, но значение образа народа определяется, конечно, не этим, а тем, что все важные события в романе оцениваются автором с народной точки зрения. Народную оценку войны 1805 года выражает Толстой словами князя Андрея: «Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? Нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения». Народную оценку Бородинского сражения, когда на французов «была наложена рука сильнейшего духом противника», высказывает писатель в конце I ч. III т. романа: «Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, - а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородином».

«Мысль народная» всюду присутствует в романе. Мы отчетливо ощущаем ее в том беспощадном «срывании масок», к какому прибегает Толстой, рисуя Курагиных, Ростопчина, Аракчеева, Бенигсена, Друбецкого, Жюли Карагину и др. Их спокойная, роскошная петербургская жизнь шла по-старому.

Часто светская жизнь дается через призму народных взглядов. Вспомните сцену оперно-балетного представления, на котором Наташа Ростова знакомится с Элен и Анатолем Курагиными (т. II, ч. V, гл. 9-10). «После деревни... все это было дико и удивительно ей. ... -... ей становилось то совестно за актеров, то смешно за них». Представление нарисовано так, будто его смотрит наблюдательный, со здоровым чувством красоты крестьянин, удивленный тем, как нелепо забавляются господа.

Более ярко «мысль народная» ощущается там, где изображаются близкие к народу герои: Тушин и Тимохин, Наташа и княжна Марья, Пьер и князь Андрей - все они русские душой.

Именно Тушин и Тимохин показаны как подлинные герои Шенграбенского сражения, победа в Бородинском сражении, по словам князя Андрея, будет зависеть от того чувства, которое есть в нем, в Тимохине и в каждом солдате. «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» - говорит князь Андрей, и с ним соглашается Тимохин: «Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная.»

Носителями народного чувства и «мысли народной» выступают во многих сценах романа и Наташа, и Пьер, понявший «скрытую теплоту патриотизма», которая была в ополченцах и солдатах накануне и в день Бородинского сражения; Пьер, «попростевший», по словам слуг, в плену, и князь Андрей, когда он стал для солдат своего полка «нашим князем».

Человеком, воплотившим в себя дух народа, Толстой изображает Кутузова. Кутузов - подлинно народный полководец. Выражающим нужды, мысли и чувства солдат, он выступает и во время смотра под Браунау, и во время Аустерлицкого сражения, и во время освободительной войны 1812 года. «Кутузов, - пишет Толстой, - всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат...» Во время войны 1812 года все его усилия направлены к одной цели - очищению родной земли от захватчиков. От имени народа Кутузов отклоняет предложение Лористона о перемирии. Он понимает и неоднократно говорит, что Бородинское сражение есть победа; понимая, как никто, народный характер войны 1812 года, он поддерживает предложенный Денисовым план развертывания партизанских действий. Именно его понимание чувств народных заставило народ выбрать этого в немилости находящегося старика в предводители народной войны против воли царя.

Также «мысль народная» полно проявилась в изображении героизма и патриотизма русского народа и армии в дни Отечественной войны 1812 года. Толстой показывает необычайную стойкость, мужество и бесстрашие солдат и лучшей части офицерства. Он пишет, что не только Наполеон и его генералы, но все солдаты французской армии испытывали в Бородинском сражении «чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения».

Война 1812 года не была похожа на другие войны. Толстой показал, как поднялась «дубина народной войны», нарисовал многочисленные образы партизан и среди них - запоминающийся образ крестьянина Тихона Щербатого. Мы видим патриотизм мирных жителей, оставлявших Москву, бросавших и уничтожавших свое имущество. «Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли, или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя быть: это было хуже всего».

Так, читая роман, мы убеждаемся, что писатель о великих событиях прошлого, о жизни и нравах различных слоев русского общества, отдельных людях, о войне и мире судит с позиции народных интересов. А это и есть та «мысль народная», которую любил в своем романе Толстой.

1. Сложное эпическое полотно.
2. Идеальная семья и отношения.
3. Недостатки других семей.
4. Семья как высшее воплощение человеческого счастья.

Жизнь дарит человеку в лучшем случае одно-единственное неповторимое мгновение, и секрет счастья в том, чтобы это мгновение повторялось как можно чаще.
О. Уайльд

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» — это сложное эпическое полотно, в котором сочетаются яркие, живые картины частной жизни и сцены батальных сражений. Роман вызывает неподдельный интерес у читателей. Трудно найти другое произведение, которое могло бы сравниться с романом этого писателя.

Зачастую читателей в произведении привлекают не только сцены сражений и исторические реалии, а будни дворянской семьи. На самом деле невозможно не восхититься крепости семейных уз Ростовых. Мы видим, каким вниманием и заботой они окружали детей. Невозможно не восхититься Наташей, в которой писатель воплотил свой нравственный идеал женщины.

Образ Наташи не статичен. Она растет, развивается. В начале романа она — ребенок, а в конце — это взрослая женщина, вся жизнь которой сосредоточена на детях. Семья Ростовых — это исключительные люди. Они умны, образованны, интеллигентны. Жизнь их легка и безмятежна. Кажется, что так будет всегда. Однако война все меняет. И на долю Ростовых выпадает немало испытаний и горестей. Толстой пытался показать идеальную семью. И ему это удалось.

У Ростовых удивительно трогательное отношение друг к другу. Они снисходительны к слабостям близких, не требуют от родных слишком многого. И дарят друг другу неподдельную любовь, искреннюю заботу. Любые проблемы и неурядицы не влияют на семейную атмосферу, в их доме все так же царит взаимопонимание. Семья Ростовых — это исключительные люди. Они умны, образованны, интеллигентны. Жизнь их легка и безмятежна. Кажется, что так будет всегда. Однако война все меняет. И на долю Ростовых выпадает немало испытаний и горестей. В то же время невозможно не восхититься их решением отдать подводы для раненых. При этом Ростовы не могут не понимать, что будут разорены, ведь на подводах они собирались вывезти собственное имущество. Перед смертью граф, «рыдая, просил прощения у жены и заочно у сына за разорение именья — главную вину, которую он за собой чувствовал».

Заслуживает пристального внимания то, как Наташа ухаживает за матерью после гибели Пети. Смерть сына в одночасье превратила цветущую женщину в старуху. Графиня практически сошла с ума. Наташа не отходит от своей матери. «Она одна могла удерживать мать от безумного отчаяния. Три недели Наташа безвыходно жила при матери, спала в кресле в ее комнате, поила, кормила ее и не переставая говорила с ней, — говорила, потому что один нежный, ласкающий голос ее успокаивал графиню». Наташе в этот период и самой было очень тяжело. Ведь ей довелось ухаживать за умирающим Болконским, что было нелегким испытанием для молодой девушки. Гибель брата оказалась очередным ударом. Но необходимость заботиться о матери делают Наташу сильнее. «Проснулась любовь, и проснулась жизнь». Девушка с готовностью приносит себя в жертву ради помощи матери.

В финале романа Толстой показал свой идеал жены и матери семейства, воплотив его в Наташе. Она полностью погрузилась в семью, живет интересами своего мужа и детей. Пусть уже нет у Наташи внешней красоты и очарования, зато в ней есть безграничная любовь к собственной семье. Наташе чужды стремления к развлечениям, праздности, веселью. Она думает лишь о благополучии детей. «Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, — была семья, то есть муж, которого надо было держать так, чтобы он нераздельно принадлежал ей, дому, — и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать. И чем больше она вникала, не умом, а всей душой, всем существом своим, в занимавший ее предмет, тем более предмет этот разрастался под ее вниманием, и тем слабее и ничтожнее казались ей ее силы, так что она их все сосредоточивала на одно и то же, и се-таки не успевала сделать всего того, что ей казалось нужно». По мнению Толстого, истинное человеческое счастье — это любовь и взаимопонимание семьи. А все остальное кажется ненужным. Именно поэтому Наташа в финале романа «не любила общества вообще, но она тем более дорожила обществом родных — графини Марьи, брата, матери и Сони».

В романе, помимо семьи Ростовых, есть изображение и других семей. Однако отношения у них совершенно другие. Например, в семье Болконских царила строгая и холодная атмосфера, что не могло не сказаться на характере Марьи. Девушке тяжело в отчем доме, она живет сердцем, что не встречало понимания у ее отца. Старик Болконский живет «жизнью ума», в нем нет теплоты, доброты. Он очень деспотичен, что сказывается даже на отношениях к собственным детям.

В семье Курагиных соблюдаются только внешние приличия. Истинных чувств по отношению к собственным детям у князя нет. Каждый член семьи Курагиных привык к одиночеству и не чувствует потребности в поддержке близких. Отношения в семье Курагиных фальшивы, лицемерны. Истинное отношение автора к ним очевидно. Отношения в семье Курагиных не могут идти ни в какое сравнение с отношениями в семье Ростовых.

Семья Берга, по мнению писателя, далека от идеала. Толстой подчеркивает, что Берг — настоящий мещанин со всеми отрицательными качествами. Он старается использовать войну для собственных нужд, стремиться получить как можно больше выгоды. Берги стремятся соответствовать принятым в обществе канонам. Не случайно вечер Бергов очень похож «на всякий другой вечер с разговорами, чаем и зажженными свечами». Вера, воспитанная в традициях семьи, с юности кажется неприятной, потому что равнодушна, эгоистична и надменна.

К материальному благополучию всегда стремилась Анна Михайловна Друбецкая и ее сын. В семье Друбецких на первое место ставились именно финансовые интересы, ради наживы использовались любые действия. Борис не сопротивляется воле матери, перенимает ее стиль поведения. Друбецкие не способны на искренние чувства, на настоящую дружбу.

Крепость семейных уз для Толстого определяется прежде всего отношением к детям. Не случайно Марья Болконская и Наташа Ростова становятся намного счастливее после рождения детей. Образы их гармоничны в отличие от светской.красавицы Элен. Она отказывается от материнства, умирает никому не нужная. Род Курагиных на ней прекращается.

Неповторимые мгновения жизни, дарящие счастье, должны повторяться. И у некоторых людей именно так и происходит. Читая роман Толстого «Война и мир», об этом невозможно не задумываться. В финале писатель изображает по-настоящему счастливых людей. Это Пьер и Наташа, а также Николай Ростов и Марья Болконская.

Семья для Толстого - это почва для формирования человеческой души, и в то же время в “Войне и мире” введение семейной темы является одним из способов организации текста. Атмосфера дома, родового гнезда, по мнению писателя, определяет склад психологии, взглядов и даже судьбы героев. Именно поэтому в системе всех основных образов романа Л. Н. Толстой выделяет несколько семей, на примере которых ярко выражено авторское отношение к идеалу домашнего очага, - это Болконские, Ростовы и Курагины.
В то же время Болконские и Ростовы - это не просто семьи, это целый жизненный уклад, уклад, основанный на русских национальных традициях. Наверное, наиболее полно эти особенности проявляются в жизни Ростовых - благородно-наивной семьи, живущей чувствами и импульсными порывами, сочетающей в себе и серьезное отношение к семейной чести (Николай Ростов не отказывается от долгов отца), и сердечность, и теплоту внутрисемейных отношений, и хлебосольство, и гостеприимство, всегда свойственное русским людям.
Доброта и беззаботность семьи Ростовых распространяются не только на ее членов; даже посторонний для них человек, Андрей Болконский, оказавшись в Отрадном, пораженный естественностью и жизнерадостностью Наташи Ростовой, стремится изменить свою жизнь. И, наверное, самым ярким и наиболее характерным представителем ростовской породы является Наташа. В ее естественности, пылкости, наивности и некоторой поверхностности - суть семьи.
Подобная чистота отношений, высокая мораль роднят Ростовых с представителями другой дворянской семьи в романе - с Болконскими. Но у этой породы основные качества противоположны ростовским. Все подчинено разуму, чести и долгу. Именно эти принципы, вероятно, и не могут принять и понять чувственные Ростовы.
Чувство фамильного превосходства и собственно достоинства ярко выражены в Марье - ведь и она, более, чем все Болконские, склонная скрывать свои чувства, считала брак брата и Наташи Ростовой неподходящим.
Но наряду с этим нельзя не отметить и роль долга перед Отечеством в жизни этой семьи - защита интересов государства для них выше даже личного счастья. Андрей Болконский уезжает в то время, когда жена должна родить; старый князь в порыве патриотизма, забыв о своей дочери, рвется на защиту Отчизны.
И в то же время необходимо сказать, что в отношениях Болконских присутствует, пусть глубоко скрываемая, любовь естественная и искренняя, скрытая под маской холодности и высокомерия.
Прямые, гордые Болконские совсем не похожи на уютно-домашних Ростовых, и именно поэтому единение двух этих родов, в представлении Толстого, возможно лишь между наиболее нехарактерными представителями семей (брак между Николаем Ростовым и княжной Марьей), поэтому встреча Наташи Ростовой и Андрея Болконского в Мытищах служит не для того, чтобы соединить и исправить их отношения, а чтобы восполнить и прояснить их. Именно в этом и кроется причина торжественности и пафосности их отношений в последние дни жизни Андрея Болконского.
Совсем не похожа на эти две семьи низкая, “подлая” порода Курагиных; их даже с трудом можно назвать семьей: никакой любви между ними нет, есть лишь зависть матери к своей дочери, презрение князя Василия к своим сыновьям: “спокойному дураку” Ипполиту и “беспокойному дураку” Анатолю. Их близость - круговая порука эгоистичных людей, их появление, нередко в романтическом ореоле, вызывает кризисы в остальных семьях.
Анатоль, символ свободы для Наташи, свободы от ограничений патриархального мира и в то же время от границ дозволенного, от моральных рамок допустимого...
В этой “породе”, в отличие от Ростовых и Болконских, нет культа ребенка, нет трепетного к нему отношения.
Но эта семья интриганов-наполеонов исчезает в огне 1812 года, подобно неудачной мировой авантюре великого императора, исчезают и все интриги Элен - запутавшись в них, она умирает.
Но к концу романа появляются новые семьи, воплотившие в себе наилучшие черты обоих родов, - гордость Николая Ростова уступает место нуждам семьи и крепнущему чувству, а Наташа Ростова и Пьер Безухов создают тот домашний уют, ту атмосферу, которые они оба искали.
Николай и княжна Марья, вероятно, будут счастливы - ведь они именно те представители семей Болконских и Ростовых, которые способны найти что-то общее; “лед и пламень”, князь Андрей и Наташа, были не способны связать свои жизни - ведь даже любя, они не могли до конца понять друг Друга.
Интересно добавить, что условием для соединения Николая Ростова и намного более глубокой Марьи Болконской стало отсутствие отношений между Андреем Болконским и Наташей Ростовой, поэтому эта любовная линия активизируется лишь в конце эпопеи.
Но, несмотря на всю внешнюю завершенность романа, можно отметить и такую композиционную особенность, как открытость финала - ведь не случайна последняя сцена, сцена с Николенькой, вобравшим в себя все лучшее и самое чистое, что было у Болконских, у Ростовых и Безухова. Он - будущее...

Тема семьи в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого (2 вариант)

Лев Николаевич Толстой – великий писатель 19 века. В своих произведениях он сумел поставить множество важных вопросов, а также дать ответ на них. Поэтому его работы занимают одно из первых мест в мировой художественной литературе. Вершиной его творчества является роман-эпопея «Война и мир». В ней Толстой обращается к коренным вопросам человеческого бытия. В его понимании, одним из таких важных вопросов, определяющих сущность человека, является семья. Толстой почти не представляет своих героев одинокими. Наиболее ярко и многогранно эта тема отображается в тех частях произведения, которые повествуют о мире.

В романе пересекаются разные семейные линии, раскрываются истории разных семей. Свои взгляды на взаимоотношения близких людей, на семейное устройство Лев Николаевич показывает на примере Ростовых и Болконских.

В большой семье Ростовых главой является Илья Андреевич- московский барин, добрейший человек, боготворивший свою жену, обожающий детей, довольно-таки щедрый и доверчивый. Несмотря на то, что его материальные дела находятся в расстроенном состоянии, так как он совершенно не умеет вести хозяйство, Илья Андреевич не мог ограничить себя и всю свою семью в привычной роскоши. Сорок три тысячи, проигранные сыном Николаем, он заплатил, как ни тяжело ему было это сделать, ведь он очень благороден: собственная честь и честь его детей для него превыше всего.

Семья Ростовых отличается добротой, душевной отзывчивостью, искренностью, готовностью прийти на помощь, чем и привлекает к себе людей. Именно в такой семье вырастают патриоты, безрассудно идущие на смерть, как Петя Ростов. Родителям тяжело было его отпускать в действующую армию, поэтому они и хлопотали за сына, чтобы он попал в штаб, а не в действующий полк.

Семье Ростовых не присуще лицемерие и ханжество, поэтому все здесь любят друг друга, дети доверяют родителям, а те уважают их желания, мнения по различным вопросам. Поэтому Наташе все-таки удалось уговорить родителей увезти из осаженной Москвы не приданное и предметы роскоши: картины, ковры, посуду- а раненых солдат. Тем самым семья Ростовых осталась верна своим идеалам, тому ради чего стоит жить. Пусть то и окончательно разорило семью, но все же не позволило им преступить законы совести.

В такой дружной и доброжелательной семье выросла Наташа. Она похожа на мать и внешне, и по характеру – также как и мать проявляет такую же заботливость и хозяйственность. Но есть в ней и черты отца – доброта, широта натуры, желание объединить и осчастливить всех. Она – любимица отца. Очень важное качество Наташи – естественность. Она не способна играть заранее заданную роль, не зависит от мнения посторонних людей, не живет по законам света. Героиня наделена любовью к людям, талантом общения, открытостью души. Она может любить и отдаваться любви полностью, а именно в этом Толстой видел главное назначение женщины. Истоки преданности и доброты, бескорыстия и преданности он видел в семейном воспитании.

Еще один член семьи - Николай Ростов. Его не отличают ни глубина ума, ни способность глубоко мыслить и переживать боль людей. Но его душа проста, честна и порядочна.

В образе Ростовых Толстой воплотил свой идеал о крепости семьи, нерушимости родового гнезда, дома. Но не все молодое поколение этой семьи пошло по стопам родителей. В результате женитьбы Веры на Берге образовалась семья, не похожая ни на Ростовых, ни на Болконских, ни на Курагиных. В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным (умеренность, исполнительность и аккуратность). По мысли Толстого Берг не только мещанин сам по себе, но и частица вселенского мещанства (мания приобретательства в любой ситуации берет верх, заглушая проявления нормальных чувств- эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей). Берг «эксплуатирует» войну 1812 года, «выжимает» из нее максимум выгоды для себя. Берги всеми силами стараются походить на приятные в обществе образцы: вечер, который устраивают Берги- точная копия множества других вечеров со свечами и чаем. В результате влияния мужа, Вера, еще в девичестве, несмотря на свою приятную внешность и развитость, хорошие манеры, привитые ей, отталкивает от себя людей своим равнодушием к окружающим и крайним эгоизмом.

Такая семья, по мнению Толстого, не может стать основой общества, потому что «фундамент», положенный в ее основу – материальные приобретения, которые, скорее, опустошают душу, способствуют разрушению человеческих отношений, а не объединению.

Несколько иная семья Болконских – служивых дворян. Всех их характеризует особая талантливость, незаурядность, одухотворенность. Каждый из них примечателен по-своему. Глава семьи, князь Николай, со всеми окружающими людьми был резок, и поэтому, не быв жестоким, он возбуждал в себе страх и почтительность. Больше всего он ценит в людях ум и деятельность. Поэтому, воспитывая свою дочь, он пытается развить в ней эти качества. Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству своему сыну. И сын, и отец Болконские – разносторонние, образованные, одаренные люди, умеющие держать себя с окружающими. Андрей – высокомерный человек, уверенный в своем превосходстве над другими, знающий, что в этой жизни у него высокое предназначение. Он понимает, что счастье в семье, в нем самом, но это счастье оказывается не легким для Андрея.

Его сестра, княжна Марья, показана нам как совершенный, абсолютно цельный психологически, физически и нравственно человеческий тип. Она живет в постоянном бессознательном ожидании семейного счастья и любви. Княжна умна, романтична, религиозна. Она покорно переносит все издевки отца, смиряется со всем, но не перестает глубоко и сильно его любить. Мария любит всех, но любит любовью, заставляющей находящихся рядом подчиняться ее ритмам и движениям и раствориться в ней.

Брат и сестра Болконские унаследовали странность и глубину натуры отца, но без его властности и нетерпимости. Они проницательны, глубоко понимают людей, как и отец, но не для того чтобы их презирать, а для того, чтобы сострадать.

Болконским не чужды судьбы народа, они честные и порядочные люди, старающиеся жить в справедливости и в ладу с совестью.

Прямой противоположностью предыдущих семей Толстой изображает семью Курагиных. Глава семьи – князь Василий. У него есть дети: Элен, Анатоль и Ипполит. Василий Курагин – типичный представитель светского Петербурга: умен, галантен, одет по последней моде. Но за всей этой яркостью и красотой скрывается человек насквозь фальшивый, неестественный, алчный и грубый. Князь Василий живет в атмосфере лжи, светских интриг и сплетен. Самое главное в его жизни – деньги и положение в обществе.

Он готов даже на преступление ради денег. Это подтверждается его поведением в день его смерти старого графа Безухова. Князь Василий готов на все, лишь бы получить наследство. Он относится к Пьеру с презрением, граничащим с ненавистью, но стоит Безухову получить наследство, как все меняется. Пьер становится выгодной партией для Элен, потому что может оплатить долги князя Василия. Зная это, Курагин пускается на любые уловки, лишь бы приблизить к себе богатого, но неопытного наследника.

Перейдем теперь к Элен Курагиной. В свете все восхищаются ее статностью, красотой, вызывающими нарядами и богатыми украшениями. Она – одна из самых завидных невест Петербурга. Но за этой красотой и блеском бриллиантов нет души. Она пуста, черства и бессердечна. Для Элен семейное счастье состоит не в любви мужа или детей, а в трате денег супруга, в устройстве балов и салонов. Стоит лишь Пьеру завести разговор о потомстве, как она грубо смеется ему в лицо.

Анатоль и Ипполит ничем не уступают ни отцу, ни сестре. Первый проводит жизнь в гуляниях и кутежах, в карточных играх и разного рода развлечениях. Князь Василий признается, что «этот Анатоль стоит сорок тысяч в год». Второй его сын глуп и циничен. Князь Василий говорит, что он «беспокойный дурак».

Автор не скрывает своего отвращения к этой «семье». В ней нет места добрым побуждениям и стремлениям. Мир Курагиных – это мир «светской черни», грязи и разврата. Царящие там эгоизм, корысть и низменные инстинкты не позволяют называть этих людей полноценной семьей. Главные их пороки – это беззаботность, эгоизм и неуемная жажда денег.

Основы семьи по Толстому строятся на любви, труде, красоте. Когда они рушатся, семья становится несчастливой, распадается. И все же, главное, что хотел сказать Лев Николаевич о внутренней жизни семьи, связано с теплом, уютом, поэзией настоящего дома, где все тебе дороги, и ты дорог всем, где тебя ждут. Чем ближе люди к естественной жизни, тем прочнее внутрисемейный связи, тем больше счастья и радости в жизни каждого члена семьи. Именно эту точку зрения выказывает Толстой на страницах своего романа.

Тема семьи в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого (3 вариант)

Какой должна быть семья в понимании Толстого, мы узнаем лишь в самом конце романа. Начинается же роман с описания неудачного брака. Речь идет о князе Болконском и маленькой княгине. Мы встречаем их обоих в салоне Анны Павловны Шерер. На князя Андрея невозможно не обратить внимание - настолько он непохож на остальных: “Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно”. Всем остальным интересно в этой гостиной, потому что здесь, в этих разговорах, сплетнях вся их жизнь. И для жены князя Андрея, прелестной маленькой женщины, здесь - вся жизнь. А для князя Андрея? “Из всех же прискучивших ему лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее.” А когда она обратилась к нему кокетливым тоном, он даже “зажмурился и отвернулся”. Когда они вернулись домой, отношения их не стали теплее. Князь Андрей не становится ласковее, но мы уже понимаем, что дело тут не в его скверном характере. Слишком мягок и обаятелен он был в общении с Пьером, которого искренне любил. С женой же он обращается “с холодной учтивостью”. Он советует ей пораньше лечь спать, якобы беспокоясь о ее здоровье, но на самом деле желая лишь одного: чтобы она поскорее ушла и дала ему спокойно поговорить с Пьером. Перед тем как она удалилась, он встал и “учтиво, как у посторонней, поцеловал руку”. Почему же он так холоден со своей женой, ждущей от него ребенка? Он старается быть учтивым, но мы чувствуем, что он груб с ней. Жена говорит ему, что он переменился к ней, значит, раньше он был другим. В гостиной Шерер, когда все любовались “на эту полную здоровья и живости хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение”, было трудно понять, что в ней раздражает князя Андрея. Но все становится ясно, когда она дома продолжает разговаривать с мужем “тем же кокетливым тоном, каким она обращалась и к посторонним”. Князю Андрею опостылели этот кокетливый тон, эта легкая болтовня, нежелание задумываться над своими словами. Хочется даже вступиться за княгиню - ведь она не виновата, она всегда была такой, что же он раньше этого не замечал? Нет, отвечает Толстой, виновата. Виновата, потому что не чувствует. Только чуткий и понимающий человек может приблизиться к счастью, потому что счастье - это награда за неустанную работу души. Маленькая княгиня не делает усилий над собой, не заставляет себя понять, почему муж изменился к ней. А ведь все так очевидно. Ей нужно было стать всего лишь повнимательнее - присмотреться, прислушаться и понять: с князем Андреем так себя вести нельзя. Но ее сердце ей ничего не подсказало, и она продолжала страдать от учтивой холодности мужа. Однако Толстой не встает и на сторону Болконского: в отношениях с женой тот выглядит не слишком привлекательно. Толстой не дает однозначного ответа на вопрос, почему так сложилась жизнь молодой семьи Болконских, - оба виноваты, и никто не может ничего изменить. Князь Андрей говорит сестре: “Но если ты хочешь знать правду... хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю...” Можно только догадываться - отчего. Оттого, что разные, оттого, что не поняли: семейное счастье - это труд, постоянный труд двух человек.

Толстой помогает своему герою, освобождая его от этого тягостного брака. Позднее он так же “спасет” Пьера, тоже хлебнувшего невзгод в семейной жизни с Элен. Но ничего в жизни не бывает напрасно. Наверное, Пьеру нужно было получить этот страшный опыт жизни с подлой и развратной женщиной, чтобы испытать полное счастье во втором браке. Никто не знает, была бы счастлива Наташа, выйди она замуж за князя Андрея, или нет. Но Толстой чувствовал - с Пьером ей будет лучше. Спрашивается, почему он не соединил их раньше? Зачем заставил пройти через столько страданий, соблазнов и лишений? Ведь очевидно, что они созданы друг для друга. Однако Толстому было важно проследить формирование их личностей. И Наташа, и Пьер выполнили огромную духовную работу, которая подготовила их к семейному счастью. Пьер пронес любовь к Наташе через долгие годы, и за эти годы в нем накопилось столько духовного богатства, что и любовь его стала еще серьезнее и глубже. Он прошел плен, ужас смерти, страшные лишения, но душа его только окрепла и стала еще богаче. Наташа, пережившая личную трагедию - разрыв с князем Андреем, потом его смерть, а затем смерть своего младшего брата Пети и болезнь матери, - тоже выросла духовно и смогла другими глазами посмотреть на Пьера, оценить его любовь.

Когда читаешь о том, как изменилась Наташа после замужества, сначала становится обидно. “Пополнела и пошире-ла”, радуется детской пеленке “с желтым вместо зеленого пятна”, ревнивая, скупая, пение забросила - да что же это такое? Однако надо разобраться - почему: “Она чувствовала, что те очарования, которые инстинкт ее научал употреблять прежде, теперь только были бы смешны в глазах ее мужа, которому она с первой минуты отдалась вся - то есть всей душой, не оставив ни одного уголка не открытым для него. Она чувствовала, что связь ее с мужем держалась не теми поэтическими чувствами, которые привлекли его к ней, а держалась чем-то другим, неопределенным, но твердым, как связь ее собственной души с ее телом”. Ну как тут не вспомнить бедную маленькую княгиню Болконскую, которой было не дано понять то, что открылось Наташе. Та считала естественным обращаться к мужу кокетливым тоном, как к постороннему, а Наташе казалось глупым “взбивать локоны, надевать роброны и петь романсы, для того чтобы привлечь к себе своего мужа”. Наташе было гораздо важнее чувствовать душу Пьера, понимать, что его волнует, и угадывать его желания. Оставаясь с ним наедине, она разговаривала с ним так, “как только разговаривают жена с мужем, то есть с необыкновенной ясностью и быстротой познавая и сообщая мысли друг друга, путем противным всем правилам логики, без посредства суждений, умозаключений и выводов, а совершенно особенным способом”. Что же это за способ? Если проследить за их разговором, он даже может показаться забавным: иногда их реплики выглядят совершенно бессвязными. Но ведь это - со стороны. А им не нужны длинные, законченные фразы, они и так понимают друг друга, потому что вместо них говорят их души.

Чем отличается семья Марьи и Николая Ростовых от семьи Безуховых? Пожалуй тем, что она основана на постоянной духовной работе одной лишь графини Марьи. Ее “вечное душевное напряжение, имеющее целью только нравственное добро детей”, восхищает и удивляет Николая, но сам он на это не способен. Однако его восхищение и преклонение перед женой тоже делают их семью крепкой. Николай гордится женой, понимает, что она умнее его и значительнее, но не завидует, а радуется, считая жену частью себя самого. Графиня Марья же просто нежно и покорно любит своего мужа: слишком долго она ждала своего счастья и уже не верила, что оно когда-нибудь придет.

Толстой показывает жизнь этих двух семей, и мы вполне можем сделать вывод о том, на чьей стороне его симпатии. Конечно, идеальной в его представлении является семья Наташи и Пьера.

Та семья, где муж и жена - одно целое, где нет места условностям и ненужному жеманству, где сияние глаз и улыбка могут сказать гораздо больше, чем длинные, запутанные фразы. Мы не знаем, как в дальнейшем сложится их жизнь, но мы понимаем: куда бы судьба ни забросила Пьера, Наташа всегда и везде будет следовать за ним, какими бы тяготами и лишениями это ей ни грозило.

Главной мыслью в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”, наряду с мыслью народной”, является “мысль семейная”, которая выражалась в раздумьях о типах семей. Писатель считал, что семья основа всего общества, и в ней находят отражение те процессы, которые происходят в обществе." По мнению Толстого, семья – это почва для формирования человеческой души. И в то же время каждая семья – это целый мир, особый, ни на что не похожий, исполненный сложных взаимоотношений. Атмосфера родового гнезда определяет характеры, судьбы и взгляды героев произведения.

1.Каков толстовский идеал семь и? Это патриархальная семья, с ее святой добротою, с заботой младших и старших друг о друге, с умением больше отдавать, чем брать, со взаимоотношениями, построенными на добре и правде. По мнению Толстого, семью делает семьей постоянная работа души всех членов семьи.

2. Все семьи разные, но духовную общность людей писатель обозначает словом «порода» .Мать –синоним мира у Толстого,ее духовный камертон. Главное, без чего не может быть настоящей семьи-это искренность. Толстой считает: «Нет красоты там, где нет правды».

3.В романе мы видим семьи Ростовых и Болконских.

А).Семья Ростовых - идеальное гармоничное целое, где сердце преобладает над разумом.Любовь связывает всех членов семьи . Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости. У Ростовых все искренне, идет от души. В этой семье царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, сохраняются традиции и обычаи русской жизни.

Родители воспитывали своих детей, отдавая им всю свою любовь, Они могут понять, простить и помочь. Например, когда Николенька Ростов проиграл Долохову огромную сумму денег, то не услышал ни слова упрека от своего отца и смог заплатить карточный долг.

Б).Дети этой семьи вобрали в себя все лучшие качества "ростовской породы". Наташа - олицетворение сердечной чуткости, поэтичности, музыкальности и интуитивности. Она умеет по-детски радоваться жизни и людям. Жизнь сердца, честность, естественность, нравственная чистота и порядочность определяют их взаимоотношения в семье и поведение в кругу людей.

В). В отличие от Ростовых, Болконские живут разумом, а не сердцем . Это старинный аристократический род. Кроме кровных уз, членов этой семьи связывает еще и духовная близость. На первый взгляд, отношения в этой семье складываются трудно, лишены сердечности. Однако внутренне эти люди близки друг другу. Они не склонны к проявлению своих чувств.

Г).Старый князь Болконский воплощает в себе лучшие черты служилого (дворянства, преданного тому, кому "присягал". Понятие чести и долга офицера для него были на первом месте. Он служил при Екатерине II, участвовал в походах Суворова. Главными добродетелями он считал ум и деятельность, а пороками - лень и праздность. Жизнь Николая Андреевича Болконского - непрерывная деятельность . Он либо пишет мемуары о былых походах, либо управляет имением. Князь Андрей Болконский очень уважает и чтит своего отца, который смог воспитать в нем высокое понятие о чести. "Твоя дорога- дорога чести",- говорит он сыну. И князь Андрей выполняет напутствие отца и во время кампании 1806 года, в Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, и во время войны 1812 года.

Марья Болконская очень любит своего отца и брата . Она готова отдать всю себя ради родных ей людей. Княжна Марья полностью подчиняется воле отца. Его слово для нее - закон. На первый взгляд, она кажется слабой и нерешительной, но в нужную минуту она проявляет твердость воли и силу духа.

Д). Это очень разные семьи, но в них, как и в любых замечательных семьях, много общего.И Ростовы, и Болконские - патриоты, их чувства особенно ярко проявились во время Отечественной войны 1812 года. Они выражают народный дух войны. Князь Николай Андреевич умирает, потому что его сердце не выдержало позора отступления русских войск и сдачи Смоленска. Марья Болконская отвергает предложение французского генерала о покровительстве и уезжает из Богучарова. Ростовы отдают свои подводы раненным на Бородинском поле солдатам и платят самым дорогим - гибелью Пети.

4. Именно на примере этих семей Толстой рисует свой семейный идеал. Для любимых героев Толстого характерны:

-постоянная работа души;

-естественность;

-бережное отношение к родным;

-патриархальный жизненный уклад;

-гостеприимство;

-ощущение того, что именно дом, семья- опора в тяжелые минуты жизни;

-«детскость души»;

- близость к народу.

Именно по этим качествам мы узнаем идеальные, с точки зрения писателя, семьи.

5.В эпилоге романа показано еще две семьи, удивительным образом соединившие любимые семьи Толстого. Это семья Безуховых (Пьер и Наташа), которая воплотила в себе авторский идеал семьи, основанный на взаимопонимании и доверии, и семья Ростовых - Марьи и Николая. Марья внесла в семью Ростовых доброту и нежность, высокую духовность, а у Николая проявляется душевная доброта в отношениях с самыми близкими людьми.

« Все люди как реки, у каждого свой исток: родной дом, семья, ее традиции..» - так считал Толстой. Поэтому такое большое значение придавал Толстой вопросу о семье. Именно поэтому «мысль семейная» в романе «война и мир» была важна для него не менее, чем «мысль народная»

2. Тема одиночества как ведущий мотив творчества М.Ю. Лермонтова. Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося).

М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.

1.Именно поэтому одиночество - центральная тема его поэзии.

А). Лирический герой Лермонтова - это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. Он не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.

Б). Его одиночество в свете отразилось в стихотворении “Дума”. Здесь он показал, насколько современное поколение отстало в духовном развитии. Малодушие светского общества, струсившего перед разгулом деспотизма, вызывало у Лермонтова гневное презрение, но поэт не отделяет себя от этого поколения: в стихотворении постоянно встречается местоимение “мы”. Его причастность к духовно обанкротившемуся поколению позволяет ему выразить трагичность мироощущения своих современников и одновременно вынести им суровый приговор с позиции будущих поколений.

Эту же мысль Лермонтов выразил и в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен”. Здесь он чувствует себя одиноким среди “приличьем стянутых масок”, ему неприятно прикосновение “красавиц городских”. Он один противостоит этой толпе, ему хочется “дерзко бросить им в лицо железный стих, облитый горечью и злостью”.

В). Лермонтов тосковал по настоящей жизни. Он сожалеет о поколении, потерянном для этой жизни, он завидует великому прошедшему, полному славы великих дел.

В стихотворении “И скучно и грустно” вся жизнь сведена к “пустой и глупой шутке”. И действительно, она не имеет смысла, когда “некому руку пожать в минуту душевной невзгоды”. В этом стихотворении видно не только одиночество Лермонтова в обществе, но и в любви и дружбе . Явно прослеживается его неверие в любовь:

Любить... но кого же?., на время - не стоит труда,

А вечно любить невозможно .

В стихотворении “Благодарность” присутствует все тот же мотив одиночества . Лирический герой благодарит, по-видимому, свою возлюбленную “за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов, за клевету друзей”, но в этой благодарности слышится упрек в неискренности чувств, поцелуй он считает “отравой”, а друзей - лицемерами, оклеветавшими его.

Г). В стихотворении “Утес” Лермонтов иносказательно рассказывает о непрочности человеческих отношений . Утес страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, “по лазури весело играя”.

В стихотворении “На севере диком” рассказывается о сосне, стоящей “одиноко на голой вершине”. Ей снится пальма, которая “в пустыне далекой, в том крае, где солнца восход”, стоит, как и сосна, “одна и грустна”. Эта сосна мечтает о родственной душе, находящейся в далеких теплых краях.

В стихотворении “Листок” мы видим мотивы одиночества и поиска родной земли. Дубовый листок ищет себе пристанища. Он “прижался у корня чинары высокой”, но она прогнала его. И он опять один на белом свете. Лермонтов, как и этот листок, искал себе приюта, но так и не нашел.

Д). Лирический герой - изгнанник не только общества, но и своей родины, при этом его отношение к отчизне двояко: безотчётно любя свою родину, он тем не менее безраздельно одинок в ней. Так, в стихотворении «Тучи» Лермонтов сначала сопоставляет своего лирического героя с тучами («мчитесь вы, будто как я же, изгнанники...»), а потом противопоставляет его им («чужды вам страсти и чужды страданья»). Поэт показывает тучи «вечными странниками» - это вечное странничество нередко несёт в себе оттенок скитальчества, характерной чертой лермонтовского героя становится бесприютность .

Понятие родины связано у Лермонтова прежде всего с понятием народа, труда, с природой («Родина»), однако лирический герой, свободный и гордый человек, не может жить в «стране рабов, стране господ», он не приемлет Россию безропотную, покорную, в которой царят произвол и беззаконие («Прощай, немытая Россия...»).

2. Как воспринимает лирический герой Лермонтова свое одиночество?:

А) В некоторых случаях обреченность на одиночество навевает грустное, печальное настроение. Лирический герой Лермонтова и хотел бы «подать руку» кому-нибудь, кто его поймет и избавит от одиночества, да некому .В таких произведениях, как «На севере диком стоит одиноко…», «Утес», «Нет, не тебя так пылко я люблю…» и др., одиночество выступает как вечный удел всех созданий и прежде всего - человека.Э моциональный мотив таких стихотворений - тоска, осознание трагизма жизни.

Б) Однако чаще одиночество воспринимается лирическим героем Лермонтова как знак избранничества . Именно это чувство можно назвать гордым одиночеством . Лирический герой Лермонтова одинок потому, что он выше людей, которые не только не хотят, но и не могут понять его. В светской толпе, вообще в человеческом обществе нет никого, кто был бы достоин поэта. Он одинок потому, что он - необыкновенный человек, и таким одиночеством действительно можно гордиться. Эта мысль проходит через такие стихотворения, как «Нет, я не Байрон, я другой…», «Смерть поэта», «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Парус».

Завершая тему одиночества в лирике Лермонтова, надо сказать, что поэту принадлежит несколько замечательных произведений, полных энергии и благородного негодования, желания изменить существующую реальность. В его лирике отразился весь сложный духовный мир поэта.