Антон беляев интервью. Интервью с Антоном Беляевым (Therr Maitz). ELLE А пристальное внимание к личной жизни не тяготит

Было немного жутковато, потому что формат новый, люди незнакомые, главный канал страны. Я боялся оказаться на враждебной территории и столкнуться с необходимостью примерять совсем другую роль. Потому что, несмотря на все возможные бонусы, можно было вляпаться. Хотя мне кажется, что я и вляпался. (Смеется.) Я стараюсь понимать, что происходит, но при такой сумасшедшей активности это сложно.

Стратегия дальнейшего развития у тебя есть?

Главная задача — привести людей к моей группе. Показать, что за мной стоит целый коллектив музыкантов, где все талантливые, красивые, здорово поют и играют. Что у нас есть совместное творчество и жизнь помимо "Голоса". Времени не так много - 2-3 месяца. Через полгода появятся новые герои, будет новый проект. Такие правила игры.

Через две недели после вывешивания на YouTube у него было 400 тысяч просмотров. А вторая версия монтировалась уже с акцентом на Therr Maitz.
В этот промежуток нужно успеть.

В апреле выходит новый альбом вашей группы. Почему он второй по номеру, но первый по сути?

Первая пластинка Sweet Oldies (2010 год) - это поп-продукт. Понятно, что мы на каждое радио не пытаемся попасть с этим альбомом, но он ориентирован на то, чтобы восприниматься легко.

С выпуском кто-то помогает?

Мы не отдались никакому лейблу, но начали сотрудничать с большой английской издательской компанией Believe. Штука в том, что лейбл, создавая артиста, зарабатывает в том числе с концертов. А мне от этого какой толк? Если бы они ставили многомиллионное лазерное шоу, это было бы понятно, но здесь такой практики нет.

Я самостоятельно зарегистрировал аккаунт и выложил альбом на iTunes. Получал по $400–600 в месяц, но это не те деньги, которые хочется зарабатывать. С другой стороны, это и не та музыка, которую стоит покупать. Это репетиция управления компьютером, дизайнерская лаунж-музыка, аппликация из красивых картинок. Я ее собрал в 2010 году из старых треков, за которые не сильно стыдно.

Гастрольный тур по России предвидится?

На нас вышло с предложением крупное московское агентство, которое занималось, в частности, российским туром Земфиры. Сейчас речь идет о 40 городах и площадках от 2 до 5 тысяч мест. И мы к этому предложению отнеслись с радостью, хотя раньше концертами занимались сами. Но контролировать их качество сложно.

Часто нас просто обманывают. Говорят: зал будет такой, звук - такой, людей будут пускать в свободном режиме, билет продадут по такой цене. Потом приходит апдейт от фан-базы: в городе повесили афишу, где написано вместо Therr Maitz - "Антон Беляев" и еще пришлепнут логотип шоу "Голос" сверху. Мы приезжаем, и это оказывается не клуб, а ресторан, депозит столика - от 10 тысяч рублей. В итоге в зале сидят "меха", а нам что делать? Нам вроде присылали фотографии, и на них все было по-другому. Мы устали.

Гостиница не может находиться в одном здании с караоке. Должны быть темные шторы на окнах - мы спим днем. Ресторан не должен быть столовкой, после которой все мои пацаны вынуждены принимать таблетки от изжоги. Это плохо, потому что вечером надо работать, а все злые.

Стали предлагать в три раза больше концертов, чем раньше. В декабре 2013-го было 44 приглашения, и это физически невозможно. Всех денег не заработать. Я не хочу отыграть все концерты в мире за год и потом умереть. Я хочу еще пожить, поэтому два концерта, даже три, в неделю можно играть.

Хочется идеального мира. И ничего не делаешь, и куча выступлений, и все время расслабленный, отдохнувший. Хочется прийти на концерт - и как бахнуть. Но в итоге все происходит немножко на пределе.

Внутри группы у вас из-за скачка популярности поменялись отношения?

Нисколько. Может, чуть ужесточилась субординация - не в том плане, что я стал больше боссом, а в том, что ответственность возросла. Это не может быть рок-н-роллом в чистом виде. Из райдера виски убирается просто потому, что нет такого, что сейчас мы поиграли, а дальше отдыхаем. Мы не отдыхаем.

А вообще характер у вас легкий?

Поверхностно легкий, а так непростой. Я достаточно принципиален, у меня есть позиции, от которых я не отступаю. Это сложно для тех, кто меня окружает. И в работе сильно проявляется. Не все выдерживают, потому что это постоянный контроль и тирания. Ни у кого вокруг меня нет своего мнения. То есть они его высказывают, а я подавляю.

Попытки играть в семью с музыкантами в принципе обречены на провал. Если я начну намеренно устраивать консолидирующие вечеринки, это будет неправильно. Пока все происходит естественно.

В декабре вы вели хит-парад с Верой Брежневой на Первом канале. Какие-то еще намечаются телепроекты с вашим участием как ведущего?

Я не готов форматировать личность. И все, что не вынуждает меня это делать, мне подходит вполне. Я готов и кулинарное шоу вести, если это будет смешно. Пока есть договоренность о разговорном шоу про музыку на Первом канале. Я буду общаться с людьми на тему, которая мне понятна.

Постараюсь не быть критиком до конца, потому что мне важно, как я выгляжу перед музыкантами.

А если Николай Басков придет?

Я думаю, что эта передача будет в другом формате. Но даже если он придет, я задам ему те вопросы, которые меня интересуют. Почему, Коль? Я готов это спросить и хочу услышать ответ. Почему ты так делаешь все? Объясни нам. Почему ты снимаешь такие клипы? Почему такое качество музыки?

С продюсерской деятельностью вы завязали?

Я крест не ставил на этом, просто не понимаю, когда продолжать. Скажем, мы работали с Полиной Гагариной, она пишет красивые песни на английском языке. Был серьезный творческий процесс, а параллельно шлепалась какая-то попса, которая в итоге стрельнула из каждого утюга. И все, времени у нее не стало на это. Теперь она поняла, что ей хочется поработать, а уже я не могу.

Про вас говорят, что как звукорежиссер вы крутой "фирмач", - что это значит?

Наверное, имеется в виду мое отношение к работе. Мне не все равно, что я делаю. И так каждый раз - и за $500, и за существенно больше. Я и шансона записал достаточно неприятного довольно много. Это ремесло. При нынешних технологиях плохо делать музыку несложно. (Смеется.) Лишь бы не потонуть, но, кажется, пронесло.

Вам с делами помогает жена. Правда, что она ради этого ушла с работы?

Две самые сложные роли - моя и ее. Я, как пехотинец, постоянно бегу с автоматом, мне только говорят - бей вправо, и я бью. А Юля в общем-то принимает все удары. Постоянно что-то нужно контролировать. Она на равных со всеми, и спрос с нее такой же.

И как она себя чувствует?

Это напряженно для нас всех, но, наверное, было бы хуже, если бы я сидел в трусах нестираных дома за компьютером, кричал бы, что я гений, стучал бы кулаком по столу и зарабатывал 10 тысяч рублей. Жена - мой фэн № 1, как и мама. Они делят это место. И это очень бодрит. В моем нынешнем состоянии важно иметь такую психологическую гавань. Я понимаю, для кого я все это делаю. Когда ты видишь, что кому-то действительно от этого хорошо, все более оправданно.

Вы рассказывали, что при знакомстве с Юлией обещали ей спеть, стоя на столе.

Арию Магдалины из Jesus Christ Superstar. Не знаю, почему мне это пришло в голову, потому что я не пою эту песню. До сих пор должен.

Антон Беляев о планах Therr Maitz покорить Запад и своем отношении к новому "Голосу"

11 ноября в клубе Bud Arena состоится большой концерт Therr Maitz. Накануне выступления лидер группы Антон Беляев встретился с HELLO.RU и рассказал о своих наполеоновских планах.

Антон, интервью с тобой мы делаем в среднем раз в год. И каждый раз ты рассказываешь о новой невероятной идее - то с Башметом в "Крокусе" концерт планируешь, то клип 4,5 года снимаешь. Теперь вот выпустил видео на песню My Love Is Like, которому смело можно присуждать титул самого странного клипа года...

Артист должен постоянно меняться, расти, развиваться. Это базовое правило шоу-бизнеса. Есть музыканты, которые вошли в профессию на каком-то уровне и продолжают двигаться дальше, не меняя позиции, однако это уже не "торкает" зрителя. И как результат - интерес к ним падает.

My Love Is Like меньше чем за месяц собрал около 5 миллионов просмотров на YouTube. При этом клип кардинально отличается от всего, что присутствует на российском музыкальном телевидении. А ведь раньше этим "грешил " только Шнуров.

Самое смешное, что клип Шнурова "Экспонат" я не смотрел, мы же его обсуждаем? Песню слышал, а клип - не случилось, это совпадение.

Мы сняли качественное видео не из-за того, что хотели кого-то "уделать". У нас были абстрактные клипы, и у людей сложилось впечатление, что мы все такие интеллектуалы, романтики и умники. Кто побывал на концертах, знает, что это не так. (Смеется.) У нас есть разные песни - это мы и стремились показать, записав My Love Is Like, а клип хотелось сделать яркий и качественный, чтобы потом не было мыслей, что тут не докрутили, там можно было сделать лучше... Так и вышло, видео получилось.

Запуск клипа мы пережили, находясь в туре, и это было непросто. Мы вылетели в начале октября, клип вышел 7 числа, и потом я следил за его продвижением. Ведь это только кажется, что если продукт хороший, то он станет успешен сам по себе. На самом деле успех - это всегда результат грамотного менеджмента. Чтобы потребитель заметил товар, его необходимо поставить на нужную полку.

Антон, в одном из интервью HELLO! ты говорил, что в песне I"m Feeling Good Tonight ты уверен настолько, что можешь исполнить ее в любом состоянии и где угодно. Можешь ли ты теперь то же сказать о My Love Is Like?

I"m Feeling Good Tonight очень нравится поклонникам, ею всегда удобно открывать концерты, но при этом я осознаю, что эта песня - самое глупое и примитивное из всего, что я написал, и My Love Is Like такая же. Но это оправдано: чтобы оставаться с публикой, нужно порой делать что-то простое. Я обожаю медленные и сложные свои песни, которые никто не любит. (Смеется.)

При этом и песня, и клип очень "западные " в хорошем смысле этого слова.

И это тоже не просто так. Новым видео мы хотим открыться зарубежной публике. Нас часто спрашивали, не планируем ли мы начать покорение Запада, раз уж поем на английском, вот теперь могу сказать, что мы готовы к этому.

Антон, гастроли Therr Maitz проходили в разных городах России, в том числе вы побывали на Дальнем Востоке, в Сибири. Как ты отдыхаешь после недель, проведенных в дороге?

Вернувшись в этот раз домой, спал двое суток. Просыпался, включал фильм, ел бульон и снова засыпал - ни одного фильма до конца так и не досмотрел. Дорога всегда изматывает, поэтому уснуть могу где угодно: в самолете, на заднем сидении автомобиля. Сам машину не вожу - понял, что это не мое после того, как в юности купил автомобиль, который имел в собственности всего 5 дней. Теперь меня катает водитель или жена Юля, у нас Range Rover Еvoque ярко-оранжевого цвета. Юля говорит, что чувствует себя рок-звездой, когда выезжает на дорогу, все обращают на нее внимание, поскольку автомобиль довольно редкий и заметный.

Не могу не спросить про "Голос ". Новый сезон получился очень резонансным из-за того, что среди участников оказалось сразу несколько людей из музыкальной тусовки - Татьяна Шаманина, Александр Панайотов, Катя Гордон. Как ты к этому относишься?

Я лояльно отношусь к присутствию там не всех, но многих. Когда человек не предназначен для сцены, но он медийная персона и почему-то лезет в шоу, это неправильно. Без обид. Но "Голос" - шоу не про музыку, это шоу эмоций. Рейтинги основываются на том, как зритель реагирует на происходящее, и если участник вызывает позитив - это хорошо, если негатив - тоже неплохо, иначе будет пресно. Так что даже появление в шоу персонажей, не совпадающих с нашим пониманием справедливости, в данной ситуации оправдано.

Шаманина может нравиться или нет, но невозможно не признать тот факт, что она талантлива. Она давно выступает в составе группы Guru Groove Foundation, но доступа к большой аудитории у нее не было, поэтому, я думаю, прийти на шоу было логичным решением в ее случае. И Панайотов там по праву. Долгое время после "Народного артиста" его нигде не было видно, ему необходимо напомнить зрителю о себе. Мы-то знаем, что он хорош, но пусть об этом вспомнит и аудитория. Посмотрим, получится ли у него правильно выбрать материал, подать себя и закрепиться.
Марина Савельева (HELLO.RU) и Антон Беляев Это как раз самое сложное - шоу идет на продолжении нескольких сезонов, а стабильно популярными стали только Therr Maitz и Наргиз. Почему?

Потому что нужно понимать: ты можешь быть каким угодно талантливым, но если ты не предлагаешь потребителю что-то особенное, то не протянешь долго. Это маркетинг. Когда я пришел на "Голос", то занял нишу, которая на тот момент не была занята. Нешаблонное использование ресурса - вот путь к результату. Я был на кастингах 3-го и 4-го сезонов и видел, как в день приходит по пять мальчиков в очках, кедах и пиджаке, которые поют - порой даже очень хорошо поют! - Криса Айзека. Кто-то использует созданные другими образы буквально, другие, кто поумнее, используют те же схемы и механизмы. Но это бесполезно и уже никогда не сработает. Включай голову, ищи свою нишу, иначе никак. И удивляй.

В репертуаре Therr Maitz песни исключительно на английском языке. Возможно ли, что когда-нибудь группа выпустит композицию на русском и удивит нас таким образом?

Петь по-русски я пока не хочу. Я не запрещаю себе это, просто не хочу делать это из побуждения расширить аудиторию. Я не буду писать песню специально для того, чтобы ее взяли на "Русское радио". Вот если когда-нибудь я смогу придумать, как это сделать хорошо, как "Пятница", например, или "Мумий Тролль", тогда возможно.

Вы с Therr Maitz нарочно все усложняете? В прошлом году выступали с оркестром, в этом тщеславно заглядываетесь в сторону Запада.

Мы просто хотим, чтобы было интересно. Когда впервые делали концерт в "Крокусе", то понимали, что мы не совсем в сегменте привычного шоу-бизнеса. Поэтому было решено сделать что-то экспериментальное в музыкальном плане. Мы привезли оркестр, который писал музыку к фильмам "Гравитация", "Властелин колец", "Звездные войны". Смешно было - мы "пишем" нашу фигню, а вокруг валяются партитуры с пометками "Спектр", "Звездные войны". Со вчера у них осталось, понимаешь. (Смеется).

Круто услышать свою музыку из таких рук... Настоящих. Потом еще несколько раз работали с воронежским оркестром, питерским. Процесс трудоемкий, но всегда дающий результат. Мы делали акустическую программу, потом электронную.

Антон, во время нашего прошлого разговора год назад ты сказал, что принципиально готов заниматься только тем, что интересно и близко тебе, пусть даже концерты будут проходить не в огромном "Крокусе ", а в компактном клубе "16 тонн "...

Я передумал! (Смеется.)

Эту фразу уже другие артисты в интервью цитируют, а ты передумал.

На популярность и успешность подсаживаешься, глупо это отрицать. Я не отказываюсь от того, что сказал, но теперь готов признать, что смотрю на ситуацию шире.

Хочешь, чтобы твоя музыка звучала изо всех углов?

Антона Беляева называют одним из лучших музыкантов России. Последнее время он занимается не только своей группой Therr Maitz, но и представляет новое иммерсивное шоу «Безликие» 9 ноября в Петербурге, а также дал сольный концерт 3 ноября в клубе А2. Антон рассказал «СтарХиту», как себя чувствует в роли папы, а также признался, что если бы не встретил жену Юлю, то начал бы «разрушаться».

В Петербурге 9 ноября состоится премьера иммерсивного шоу «Безликие», где многие герои будут в масках. А вы сами станете его участником?

В «Безликих» я не актер, а композитор. Работа над этим проектом была сложной, мы записали порядка 11 часов музыки. Перед нами стояла интересная задача – шоу будет проходить в особняке на Дворцовой набережной, где более 50 локаций и во всех этих локациях разные источники звука – было важно найти взаимосвязи, чтобы переходя из одной локации в другую, мы не мешали музыкой, а вели зрителя дальше. Поэтому придумали форму, в которой музыка позволяет многое додумать. Естественно, есть моменты, придуманные и прописанные заранее, но основным полотном является музыка, которая создана в живом составе музыкантами.

Да, мне интересны разные жанры. То, что мы делаем для сцены – это очень понятная и ясная работа. Здесь же всегда есть какие-то сюрпризы, другие возможности, мне интересно не замыкаться в своем жанре, поэтому я заинтересован и в кино, и в театральном искусстве.

Как прошел концерт в Санкт-Петербурге?

Мы выступили с большой струнной группой, сыграли свои концертные хиты, а также фрагменты нового альбома, который выйдет 14 февраля. Честно говоря, я зарекался, что мы не будем этого делать, но это невозможно, хотелось побыстрее показать свежий материал.

В этом году у вас множество проектов, но самое важное - это то, что у вас родился сын. На кого он похож?

В данный момент - на меня! Есть мои и его детские фотографии, которые просто идентичны, на них пугающее сходство (смеется). Мамины черты тоже прослеживаются. В общем, интересный парень.

Он родился…

Получается, он Близнецы по гороскопу, верите в прогнозы?

Я думаю, что моя жена больше обращает внимание на такие вещи. Понятное дело, что генетические и космические данные повлияют на его формирование, но воспитание – это самая главная часть. Думаю, что нужно наблюдать за развитием человека.

В честь кого вы назвали сына Семеном?

Поскольку мы музыкальная семья, то искали какое-нибудь интересное имя. У нас был большой список, свой топ-лист и до последнего думали, что когда посмотрим, то выберем из него. В итоге, увидев сына, я понял, что ни одно из наших навороченных имен ему не подходит. Меня на эту мысль навела акушерка: «А как зовут?» - «А никак пока» - «Надо назвать, у человека должно быть имя!» Я сначала был с сыном, а потом отнес его в специальное место, где младенцы находятся после рождения, и пошел к жене: «Так, у нас совещание 20 минут, мы должны решить, как зовут человека». Мы посмотрели гугл, это был день Семена. Когда это прозвучало, то мы сказали друг другу: «Да, хорошо». Не было в этом какого-то глубокого смысла, серьезной подготовки, но я очень рад, что так случилось. Имя очень подходит сыну.

Многие родители стараются не показывать своих детей, а вы часто выкладываете фото сына в интернет…

Верно ли, что с рождением ребенка, мировоззрение меняется?

Знаете, не согласился бы с этим на 100%. Несмотря на то, что мой возраст перевалил за 30, а у меня еще не было ребенка, вопросы «Когда?» естественно, присутствовали. Да и в моем окружении люди рожали каждый месяц. Но я никогда не был одержим продолжением рода, я никогда не думал об этом всерьез – то есть со мной переход случился легко: моя жена забеременела, и я понял, что готов. В роли папы чувствую себя органично – мне это нравится: укачивать сына и даже менять памперсы. Просто в мою жизнь пришел новый человек, поэтому никакого диссонанса нет.

Кажется, что у вас с Юлей образцово-показательный брак...

Знаете, мы абсолютно нормальная семья, которая ругается иногда и по работе, и в быту – опять же, то, что вы видите - всего лишь картинки в интернете. Понятно, что мы всю жизнь не транслируем и не афишируем, мы радуемся, когда мы на пляже, радуемся, когда листики осенние падают, мы совершенно обычная пара, которой повезло друг с другом. От себя могу сказать, что если бы у меня не случилась такая жена, то, возможно, какое-то время назад я пошел бы по пути разрушения, потому что этот человек меня организует и превращает в работоспособную и сознательную единицу. Я, вообще, как музыкант, человек хаотичный – а встреча с Юлей меня сохранила и стабилизировала

Она ведь бывшая журналистка, так часто бывает, что звезды сходятся с работниками СМИ...

Наверное, это связано с тем, что они берут у них интервью, но Юля у меня не брала интервью. На тот момент я жил так, что это была просто очередная забавная история. После свадьбы друга, выпив несколько стопок с Лолитой Милявской, зашел к своим знакомым – голландским архитекторам, с которыми давно не виделся. Мы выпили, за соседним столом сидят приличные девушки, а я по-хамски решил сказать: «А давайте им водки пошлем?» Мы послали им водки, все посмеялись, в итоге этого общения Юля дала мне свой телефон с неправильной цифрой. Я нашел этот телефон через несколько дней, пару раз не туда попал, в итоге дозвонился и сказал: «Мне это особо не надо, но если ты хочешь, то мы можем сходить на одну джазовую вечеринку». Это было абсолютно хамское вторжение в ее жизнь, но мы встретились, отправились на вечеринку, после этого живем вместе. Через какое-то время я понял, что после этой встречи я не хотел больше никого искать.

Началась бы либо какая-то стагнация... Естественно, музыканты амбициозны, мы хотим открыться миру, чтобы нас любили, слушали музыку и понимали. Но агрессия накапливается, пока ты делаешь что-то в стол, пока это не находит выхода, человек злится. Мне кажется, я находился на каком-то Рубиконе. Мне совершенно чужды телевизионные проекты, я не принимаю систему «Фабрики звезд», когда ты пришел, из тебя что-то сделали, нарядили в красивые штаны и заставили спеть песню, которая, по мнению продюсеров, принесет тебе успех. Поэтому на меня давили все мои знакомые, жена сказала: «Чувак, хватит выделываться! Сходи, хуже не будет!» Мне удалось сохранить свое мнение в этой ситуации. В течение шоу следовал своему плану: делал, что хочу, пел те песни, которые хочу, ругался с оркестром, когда мне не нравилось, что он играет и не позволял менять свою природу.

Фотография: Ольга Тупоногова-Волкова

Проект «Голос» на Первом канале познакомил телезрителей со многими талантливыми музыкантами. Среди них - АНТОН БЕЛЯЕВ, вокалист, автор песен, клавишник, один из создателей группы Therr Maitz. И если большинство звезд подобных телепроектов быстро гаснут, то популярность Антона, похоже, с каждым днем только набирает обороты

Антон Беляев - профессиональный музыкант. Он выпускник отделения эстрады и джаза Хабаровского института культуры и искусств, музыкальный продюсер. Свою группу Therr Maitz Антон основал еще в начале 2000-х годов. «Даже не могу сказать, когда точно, - говорит он, - потому что это всё было как бы между делом. Не было никакой структуры, мы просто играли. Потом, когда нам стало тесно в рамках Хабаровска, мы поехали во Владивосток, еще какое-то время выступали в Японии, а потом всё это замкнулось и уперлось в никуда. Стало понятно, что надо валить в Москву».

В столице Антон был продюсером других исполнителей - таких как Полина Гагарина, Елка, Максим Покровский, а собственные музыкальные поиски отодвинул на второй план. Пару лет назад в группе Therr Maitz сменился состав, и коллектив вновь начал активно развиваться. Сейчас ребята готовят к выпуску новый альбом.

Несмотря на столь внушительное резюме, глобально Антон прославился лишь в тот момент, когда встал из-за рояля после исполнения песни Криса Айзека Wicked Game на «слепом» прослушивании в проекте «Голос». Тогда все члены жюри повернулись - все были готовы стать наставником Антона. А певица Пелагея, как истинная женщина, увидев симпатичного вокалиста, даже не смогла удержаться и ахнула. Когда я спросила Антона, знает ли он о силе своего обаяния и пользуется ли этим, музыкант задумался лишь на секунду, после чего улыбнулся: «Я всегда чувствовал себя способным на многое и не могу сказать, что мне пришлось использовать свое обаяние, чтобы куда-то попасть. Не помню, кто это сказал, но хочу повторить: я и до этого момента, в общем-то, был звездой, просто вы были не в курсе».

Это было новогоднее шоу и хит-парад, сейчас готовится продолжение, но пока всё находится на стадии устных договоренностей. Это мой первый опыт в качестве ведущего, и опыт непростой. Я и так не чувствую себя суперраскованно в этой роли, а мне к тому же не поставили суфлер. Дали текст на десять страниц формата А4, в котором было много всякой информации: названия групп, порядок представления, еще какие-то вещи... Позже я просмотрел «Красную звезду» и подумал, что мог бы отработать и лучше. Но в целом, наверное, мне не стыдно. Вроде ничего.

Планируешь продолжать карьеру на телевидении?
Смотря в каких проектах и в каком качестве. Мне предлагали участвовать в музыкальных проектах, к которым я не готов, потому что не хочу сильно отклоняться в жанровом плане. Я не такой гибкий, как, возможно, кому-то хочется. То есть петь «правильные» русские песни меня всё равно никто не заставит. И это вопрос не финансовый. А в качестве ведущего я могу себе позволить быть и таким и эдаким, и это не будет как бы проституцией по отношению к моей музыке. Думаю, что я продолжу развиваться в эту сторону.

А что, кто-то уже пытался заставить тебя петь «правильно»?
Конечно. Но мне не нужно, чтобы меня кто-то брал под крыло. Не нужно быть чьим-то братом, сватом, быть кому-то должным. Я делаю то, что делаю, и если это продается и радует людей - значит, всё хорошо. У меня есть свои внутренние рамки. Мне уже дважды предлагали организовать для Therr Maitz концерт в Кремле, но я счел, что это какая-то шизофрения.

Почему же? Разве это не мечта каждого российского артиста?
У нас немножко другая музыка. Дело в том, что наши люди очень быстро реагируют на запах денег. Поняв, на ком можно заработать, они берут его не глядя. Я встречаюсь с людьми, они говорят: «Концерт в Кремле. Всё получится. Мы завесим баннерами всю Москву». Я спрашиваю: «Вы вообще знаете, что мы играем?» Они: «Ну как? Вот же…» Я говорю: «Да нет, ситуация чуть-чуть другая». И даже после того, как они понимают, что для них наша музыка неформат, всё равно стоят на своем: «Да ладно, всё классно». То есть для них главное - продать сейчас. А как это будет выглядеть, насколько уместно - неважно. Возможно, мы заработаем несколько миллионов с концерта, они заработают несколько миллионов - вот и весь смысл. А то, что люди придут в «сидячий» зал и поймут, что их там подавляют дабстепом, никого не волнует. Это уже, получается, проблема наша и зрителей. Мне бы этого не хотелось.

Антон, Therr Maitz существует уже много лет. Как думаешь, что мешало группе, да и тебе самому, стать популярными раньше?
Всему свое время. Наше творчество раньше было слишком сложным, атмосферным и информативным только для музыкантов. Это был не тот жанр, который может захватывать людей так широко. Сейчас же мы играем альтернативную музыку, которая при этом остается достаточно попсовой, - наши песни даже поют под гитару во дворе. Если говорить обо мне, то «по-взрослому» я выступаю не так давно, может быть, пару лет. До этого на сцене функционально я был дополнением к своим синтезаторам. Меня больше интересовал продакшн. Для меня было ценнее время, проведенное в студии, а не на сцене. Поэтому я не мог продавать себя в качестве сценического артиста. Но со временем меня стало подташнивать от работы над чужой поп-музыкой, и приоритеты начали смещаться. Плюс в какой-то момент ушли на второй план финансовые проблемы, которые были, когда я переехал в Москву. Уже не надо было рано утром вставать и идти зарабатывать деньги, чтобы снимать квартиру.

Ты знал, чем будешь заниматься в столице, или приехал наобум?
Не было ничего внятного. Первыми приехали самые смелые парни из группы - гитарист и бас-гитарист. Через два месяца приехал я. Они тут скитались, не могли найти себе места, а со мной в спайке оказалось проще. Потому что я аранжировщик-продюсер, и, как только я получаю какой-то заказ, работа автоматически появляется у всех вокруг. Так мы существовали пару лет и расширялись от заказа к заказу, пока все наконец не были накормлены, напоены и расселены. Тогда мы и начали свое движение. Полтора года обкатывались, выступали на фестивалях, клубных концертах. Прошлой осенью мы готовили пластинку, часть которой записывали в Лондоне, - это была кропотливая работа. Но в итоге подвернулся «Голос». Весной у нас будет новый этап - выход альбома, расширение программы, более дорогое шоу.

Мне очень нравится ваша песня I’m Feeling Good Tonight, но я не смогла найти ее в Сети. А ведь еще осенью вы обещали снять на нее клип.
Да, никаких конечных вариантов из того, что мы сейчас играем и что войдет в наш новый альбом, вообще нигде нет. Есть какие-то демоверсии, но первый релиз будет в начале февраля: мы представим песню, которую еще никто не слышал. Клип I’m Feeling Good Tonight уже снят, он сейчас на этапе постпродакшн. Это история про туповатого менеджера, который провалился в кроличью нору, как Алиса в стране чудес. Там и развивается действие. Вообще, наверное, наш менеджмент с удовольствием расскажет об этом. А мне хочется увидеть, как люди отреагируют. Я немножко боюсь.

Чего? Реакции?
Да. Знаешь, бывает, тебе рассказывают про какое-то новое кино, что оно крутое и офигенное, а ты смотришь и думаешь: «Ну и что?» Хочется, чтобы люди поняли, что мы их не обманываем.

Ты сам песни пишешь?
Только на английском языке, на русском - нет. Я могу вмешаться только в процесс. В основном я работаю над конечным видом продукта: как будет звучать песня, кто будет петь, играть и так далее.

Мне всегда казалось, что для того, чтобы уверенно писать на иностранном языке - рассказы, песни, - нужно по меньшей мере пожить в стране, где на этом языке говорят.
В какой-то книге - или фильме? - был персонаж, который знал всё про Париж и в любом разговоре вставлял: «А в Париже в это время снег, и солнце на него падает вот так» или «А в Париже такие-то рассветы и закаты». А потом выяснилось, что он там ни разу и не был. То есть дело не в том, где ты был и что видел, а какое имеешь представление и к чему стремишься. Я, кстати, тоже из этой категории. Я никогда не был в Париже, но у меня есть песня Paris Line - о том, как самолет садится в районе Эйфелевой башни.

Антон, метафоричность твоей речи я отметила, еще когда читала твои интервью. Ты не пробовал что-то художественное написать?
(Смеется. ) Нет, не пробовал. Я ленивый очень. Мне друзья часто говорят: «Блин, надо про тебя мемуары написать».

Не рановато мемуары-то?
Конечно, это не всерьез. Первое и последнее, что я написал, было что-то вроде резюме. Мой приятель Игорь Григорьев, музыкант и бывший редактор журнала «ОМ», как-то презентовал меня на одном сайте и долго пытал, чтобы я дополнил его материал своей биографией. Ну я и написал - с матом, смайликами, многоточиями. Представляешь? Он это увидел и сказал: «Чувак, мы оставим всё как есть». И потом еще этот текст прокомментировал, что только такую прозу ему хотелось бы читать, что это чуть ли не Лимонов… В общем, перехвалил меня. Для музыкантов тексты - это проблема. У нас, например, до сих пор нет своего пресс-релиза, мы про себя не можем ничего написать - неловко. Почитай на современных сайтах тексты каких-нибудь бездарных диджеев - у них про себя очень много написано: я такой, сякой, мой трек поддержан тем-то… Всё это глупости.

Сочинения в школе тебе тоже неловко было писать?
С ними было легче, я помню. Мысли у меня всегда рождались нормально, а вот с орфографией до сих пор проблемы. Я всё время проверяю, правильно ли написал слово.

Читала, что тебя выгнали из всех школ: и из средней, и из музыкальной…
Нет, из музыкальной не выгоняли, там всё хорошо было. А из общеобразовательной выгнали, но не потому, что плохо учился.

Хулиганил?
Да, были всякие прецеденты. Я учился в школе, которая считалась элитной, и в какой-то момент дирекция сочла, что эта школа и я несовместимы из-за моих юношеских поступков и приводов в милицию.

Если не секрет, чем ты тогда отличился?
Преступления, в общем, были. Я никогда не был злым парнем… Ходил в музыкальную школу через парк. Получал там время от времени по голове. Просто жил в такой среде: или ходишь постоянно с разбитым глазом, или самоутверждаешься. В двенадцать-пятнадцать лет невозможно самоутвердиться за счет умения играть на фортепиано. Мозг не работает так. Поскольку у меня есть лидерские задатки, я имплантировался в эту среду и даже стал кем-то вроде вожака. Свое положение приходилось оправдывать бравыми поступками: морду набить, что-то отобрать. Всё было довольно серьезно. Когда я уезжал из родного Магадана на учебу в Хабаровск, меня провожал целый парад неприятностей. (Смеется. )

Совесть тебя не мучила?
Мучила. Мне нужно было наступить на грабли эдак раз пять, чтобы понять, что это совершенно не мой путь.

Твоя семья осталась в Магадане?
Да, там живут мама, моя сестра и ее сын - мой племянник. Еще есть бабушка. Ей на днях исполнилось 85 лет, и я умудрился сбежать с гастролей и приехал домой, где меня совсем не ожидали увидеть. (Улыбается. ) Сестра последние десять лет живет с мамой, потому что мама болеет и нужно, чтобы кто-то был с ней рядом. Она у нас бывший инженер-программист, такой серьезный специалист из серьезной организации. В Магадане были популярны всякие геологические исследовательские организации, и она работала в одной, пока в стране не начался развал. Когда всё развалилось, мама стала учительницей информатики в школе. Они и моя жена - вот моя семья.

А с будущей своей женой ты встретился уже здесь, в Москве?
Да. Помню, я шел со свадьбы нашего звукорежиссера, зашел к друзьям в кафе, и там была она… Всё довольно-таки просто. Юля у нас в Therr Maitz генеральный менеджер, она координирует всё вокруг. Буквально на днях это стало ее основной работой, она ушла с «Европы Плюс», где была журналистом, потому что совмещать стало невозможно.

Юля не пробует себя в музыке?
У нее есть желание развиваться в этом направлении. Она сейчас занимается вокалом, учится играть на фортепиано. Она очень музыкальная. Думаю, мы бы в свое время даже не стали общаться, если бы это было не так.

Скажи, а как Юля относится к твоей возросшей популярности? Вот обрати внимание, как на тебя смотрят дамы за соседним столиком.
(Улыбается. ) Юля контролирует мою социально-сетевую жизнь, для нее открыты все мои аккаунты. К этому я отношусь как к работе, и она об этом знает. Люди, конечно, разные бывают. Обычно я без проблем фотографируюсь со всеми желающими, но некоторые ведут себя странновато и излишне напористо. Это неприятно и Юле, и мне. Невозможно ведь каждому объяснить, что ты пришел просто отдохнуть, в какой-то момент хочется это все прекратить.

Злишься?
Реагирую по возможности спокойно, я не грубиян. Меня сложно разозлить. Я склонен оценивать ситуацию с разных сторон, ставить себя на чужое место и стараться понять, почему происходит так, а не иначе. Я вообще к людям не строг. Я не ненавижу тех, кто не отдает мне деньги, тех, кто опаздывает на встречу со мной. Я быстро прощаю тех, кто необязателен по отношению ко мне. Просто делаю для себя выводы. Люди, которые набрали достаточно много негативных очков, перестают для меня существовать. Но я ни с кем не ругаюсь, никого не пытаюсь вылечить или доказать, что надо жить так. Это не мои проблемы.

Наверное, с тобой тяжеловато работать: когда не ругают, трудно понять, что ты сделал что-то не так.
Нелегко, потому что, несмотря на внешнюю «няшность», в работе я тиран, никогда ни под кого не подстраиваюсь. Слава богу, люди, которые сейчас со мной, прекрасно понимают, что какие-то вещи я не приемлю, и проколов у нас почти не бывает.

В одном интервью на радио ты представлял своих ребят и начал делать это, цитирую, «с самого неважного человека» - звукорежиссера. Ребята не обижаются на такие шутки?
Если бы мой звукорежиссер после эфира мог сказать «Зачем ты меня обидел?», думаю, мы бы с ним просто не общались. Я же шучу не для того, чтобы сказать, что я в шоколаде, а остальные в... (Улыбается. ) Понятно, каждому хочется, чтобы на него кидались дамы, но все также прекрасно понимают, что плоды работы мы пожинаем вместе, пусть и в разной степени. У нас своеобразный компанейский юмор, некое отрицательное обаяние: мы все время друг другу грубим, но на самом деле за этим стоит большая любовь. Ребята хорошо меня знают, так что я абсолютно спокоен.

Какой Антон на самом деле, как пришел к славе? Некоторые ответы нас поразили.

Антон Городецкий

Тимофей Колесников

Антон, начнем с недавней поездки в Токио. Зачем поехал и почему именно в японскую столицу?

Вместе с моей группой Therr Maitz мы поехали записать акустический альбом на крыше токийского небоскреба. Токио - потому что далеко, потому что сложнее. Я бывал там в молодости - студентом и совсем без денег. А тут благодаря проекту Johnnie Walker появилась возможность вернуться уже на других условиях. С тех времен там, конечно, многое изменилось: в этот раз не так сильно впечатляет, как в конце 90-х. От Москвы все еще отличается, но уже не так сильно. В разгар дня в центре города вообще пусто, все вкалывают. Круто, что такой огромный мегаполис стоит где-то там, далеко, на острове. Вот Австралия и Новая Зеландия такие же. Хочу теперь туда - кайф от работы, от жизни и не в такие передряги заводили. У меня, понимаешь, все четко укладывается в эту идею «позитив ведет», она реально работает. Я к любым задачам отношусь с позитивом, потому что знаю: их решение двигает меня вперед. нужно с удовольствием и гармонией.

Дело говоришь. С какими сложностями столкнулись в путешествии?

Я лютый перфекционист, всегда хочу, чтобы все получилось ровно так, как задумано в голове. Чаще всего, впрочем, приходится просто радоваться тому, чтобы получилось хотя бы вполовину. На начальном этапе путешествия мы с командой вынужденно отказались от самого сложного варианта - выступить в режиме уличных музыкантов. Выяснилось, что для иностранцев это сложно юридически и затратно. В итоге решили записать пластинку на открытом пространстве, достаточно удаленном от людей. Здесь глобальных сложностей не было, скорее рутинные: в Японии провели семь дней и ни одного дня не отдыхали: каждый день подъем в пять утра и работа до позднего вечера. Не удалось даже погулять. Хорошо, что сейчас я перестал выделываться и в поездках встаю когда надо. Раньше-то у меня в райдере прямо так и было сказано: «Рано вставать не буду».

Ты родился в Магадане, верно?

Да, но в 16 или 17 лет уехал оттуда в Хабаровск. Мама практически выгнала из дома. Я парень амбициозный, и в том возрасте у меня было крайне, кхм, своеобразное видение мира. У мальчика с 12 до 16 лет такое количество гормонов выплескивается, что он становится абсолютно невыносимым. Я творил вокруг себя совершенный ад, настоящим отморозком был. От меня страдали все вокруг.

Но погоди, ты же в музыкальную школу с пяти лет ходил. Как совмещал?

Да, я с пяти лет в музыкалке, но ухитрялся жить на два фронта. Потому что идешь себе из музыкалки, а тебе раз - и по голове. Так я решил, что единственный выход - быть хуже их, злее. У меня со временем даже образовалась целая банда. Границ я, слава богу, каких-то совсем жестких не перешел, но дрались много. Впрочем, свое тогдашнее окружение я пытался как-то облагородить: собирал их дома, играл на фортепьяно - и становился на какое-то время суперзвездой для них. Представь: сидит шпана и, затаив дыхание, слушает Моцарта или, на худой конец, Роберта Майлза.

Из тех товарищей общаешься с кем-то сейчас?

Ни с кем практически, ничего не знаю об их судьбах. Что-то слышу о двух-трех, и то немного. Вообще рад, что весь тот треш, после которого либо пропадаешь, либо мозг навсегда встает на нужное место, случился со мной до двадцати лет. Помню, были моменты, когда сделаю что-то сумасшедшее - и в ту же минуту стою и думаю: какого черта ты вообще творишь?! Рад, что понял, что делать нужно, а что нет, уже тогда, а не позднее.

Как считаешь, человек рождается с пониманием того, что правильно, а что нет?

Думаю, нет. Даже уверен в этом. Только воспитание. У меня семья была модная, по тем временам очень прогрессивная. Родители - образованные, воспитанные люди. Мама - инженер-программист, а папа - геолог. С мамой каждую неделю ходили в театр. А еще она у меня занималась йогой. Это в Магадане, в восьмидесятые! Я, наверное, единственный ребенок на весь Магадан был, которого от простуды лечили позами из йоги. В общем, человека нужно воспитывать.

У тебя есть дети?

Нет, пока нет. Время придет.

А кого хочешь? Парня или девочку?

Да мне без разницы. Я такой человек, что смогу подстроить мир под них, а не их под мир. Такая моя позиция.

Какую роль Хабаровск сыграл в твоей судьбе?

Огромную. У меня там куча друзей, и я их очень люблю, но это крайне враждебное место для музыканта. Да, там сформировалось мое окончательное отношение к вещам. И какой я сейчас есть - это все из Хабаровска. Но этот город не любит музыку вообще. Это чиновничий город. Максимум - становишься локальной звездой. Что-то бесконечно делаешь, а в итоге это никому не нужно.

Но это закаляет?

О да! В Москве проще, конечно, после Хабаровска. Я, когда в Москву приехал, с деньгами, думал: вот сейчас как сяду в небоскреб, буду созерцать небо и творить. Ни хрена, конечно. В итоге оказался на Рязанском проспекте и делал аранжировки для жен всяких лесников и вообще для всех, кому, как говорится, не лень было зайти. Но надо было потерпеть. Сейчас уже все иначе. Сейчас для меня важна аудитория, количество. Мы вот только что вернулись с фестиваля Sziget, там была забавная история. Мы выступали не на самой большой сцене, но все равно достаточно здоровой. И перед нами играли довольно унылые ребята, и под них плясало три человека. Значит, до нашего выхода остается пятнадцать минут, а в зале - никого. Потому что в Будапеште всем плевать на Therr Maitz, не то что в Москве. До выступления я весь день гулял по фестивалю, и ко мне подошли сфотографироваться два человека. Ощутил себя нулем. Так вот, за одну песню нам удалось собрать примерно тысячу человек! Там многое сложилось: и менеджеры продуктивно побегали по толпе, и русский костяк подтянулся, и мы зажгли. Появилось понимание, что с позиции «никто» можем устроить крепкое выступление. Раньше такого не было.

Не боишься зазвездиться?

Самая большая ошибка - поверить в то, что ты лучший. Этого делать совсем нельзя. Поверишь - и сразу можно уходить в закат. Надо всегда совершенствоваться, стремиться вперед, не останавливаться на достигнутом. Я четко осознаю, что улучшил свои навыки, но я далеко не супер. Тут важный момент в том, что я профнепригоден в любой другой сфере, ничего больше делать не умею. Поэтому нужно выкладываться по полной именно в музыке. Вариантов нет. И мне это нравится!

Тебя когда-нибудь посещают мысли в духе «все, не хочу больше музыкой заниматься, не тяну»?

Нет, такого никогда не было. Причем нельзя сказать, что у меня все идет ровно. Даже сейчас. Но я отношусь к работе так: не говорю, что что-то сделал, если не сделал для этого все возможное. Музыку нужно делать только с верой в то, что она кому-то нужна. Иначе останешься с квартирой за МКАДом, проблемами с детским садиком, просидишь на одном месте десять лет. Нужно в работу вкладывать душу.
Из-за такого отношения у меня вечные конфронтации с социумом. Я не люблю многих коллег - из-за их посредственного отношения к работе. И раздражение скрывать могу крайне редко. Я парень вежливый, но не друг для всех и каждого, все время всех и себя анализирую. С ребятами из Therr Maitz мы уже пять лет вместе, но я все равно не оставляю попыток в них разобраться. Потому что все растет: обороты, ответственность, риски, людей приходится нагружать. Когда ситуация рискованная, когда ты последние деньги тратишь на очередной рывок, рядом нужны надежные люди.

Очередной рывок - это новый клип, например?

Например, да. Это наш первый смешной клип, на песню My Love is Like. До этого наши клипы никогда не были особо дружелюбны к зрителям: вы просто смотрите какой-то приятный видеоряд с музыкой. Новое видео - не такое. Там снимается Вика, она из нашей группы. Красотка, кстати. Мы ее очень любим. Клип - о борьбе человека, который не попадает в систему. Ему приходится выживать, жить с постоянным ощущением, что он не такой, «неправильный». Человек вырывается из системы и живет таким, какой он есть, наслаждается жизнью - вот об этом история. А в ноябре у нас будут два больших сольных концерта, аудитория увидит нас в немного новом свете. 11 ноября - в Москве, 4-го - в Питере.

Всегда хотел узнать: а что за название такое у группы - Therr Maitz?

Да уж, закрутили мы с ним! Оно ничего не значит. Просто странное и сложное. У меня была идея поменять, я советовался с коллегами, и все в один голос заявили: «Дурак, что ли? Оставь как есть!» Это такая проверка, фильтр: кто сумеет произнести и запомнить, тот наш человек.