Актуальный комментарий. О музыкальном проекте "Нейромонах Феофан". Нейромонах Феофан - кто это на самом деле и чем знаменит? Нейромонах феофан кто на самом деле

В 2009 году. Выступления коллектива стилизованы под русские народные танцы и песни с балалайкой, но в смешении с электронной ритмичной музыки в стиле drum-n-bass (драм). Изначально проект воспринимался шуткой, быстро разлетелся по Сети с хитами про «Ядрёность – это образ жизни», где Нейромонах, нарочно окая, распевает про широту русской души под бешеный тусовочный ритм.

Прошло 7 лет, и вот уже Феофан гастролирует по городам России, где собирает залы поклонников. С ним ди-джей Никодим и Медведь. Команда не открывает лиц, считая, что их образы отвлекают от главного – музыки и эмоций.

Трое приходят ко мне в редакцию шумно, что не удивительно — где вы видели, чтобы такие персонажи не обратили на себя внимания? Впереди всех идёт Медведь, с торчащими пузом, его хочется сразу потрогать. Мишка тёплый — в костюме внутри очень жарко. Косолапый практически не общается с нами, да и что нужно говорить лесному зверю? Себе на уме сидит рядом, изредка шутит и оживляется только, когда речь зашла про чикойские кедровые орехи, которыми я пообещала его угостить.

Никодим бренчит на балалайке, что ему в голову придёт. Он самый модный в коллективе — носит косоворотку, растрёпанную бороду и трендовые очки Ray Ban. Феофан — будет повыше друга, статный с басистым голосом. Лица его не видно за плотным капюшоном, только пышная борода выглядывает из-под материи. В руках монаха посох, который он сделал сам в начале музыкальной карьеры. Сказал, что он к девицам женихов приманивает, и дал мне подержать.

— Как вы познакомились с Медведем и Никодимом, как решили создать коллектив?

— Своя легенда про это есть, мы познакомились все в нашем лесу родимом. Но история попадания в лес - тайна. Оттуда и пошло творчество, там из глубин черпаем вдохновение. Природа сама даёт идеи, которые хочется передать. Никодим, вот, в лесу на балалайке научился играть.

— Почему вы в названии коллектива использовали слово, похожее на сан православного священника? Что оно означает?

— Приставка «нейро» указывает на связь с нервной системой, то есть с органами чувств. А монах, в первую очередь, есть отшельник. Я думаю понять можно, когда послушаешь наши песни, конкретно объяснять это не нужно.

— Что вы хотите донести до слушателя?

— Главное, что мы пытаемся донести до своих слушателей — ритмичную музыку и светлые эмоции в ней. Ничего больше. Поэтому и не показываем лиц — внимание не должно рассеиваться.

— Для слушателей ваш образ, скорее, шутка. Сочетается ли смех и тот светлый посыл, который вы несёте?

— Сочетается великолепно! Мы сначала всерьёз сами не воспринимали, просто делали, что хотелось. И не думали, что всё так пойдёт дальше, люди начнут отзываться, начнём гастролировать. В прошлом году доехали на автобусе до Иркутска. До Читы ещё не получилось. Добрались в первый раз.

Пока нам нравится, здесь отличные позитивные люди. Люди вообще везде радушные. Перед тем, как попасть в новый город, мы внимательно изучаем его историю, его особенности, говор. Например, уже знаем про ваш краеведческий музей, Церковь декабристов, буузы, дацан. Даже знаем, на какой высоте над морем находится Чита.

— На какой же?

— Где-то около 670 метров.

— Ибо сие есть Драм Древнерусский, из глубины веков возродившийся. Балалайка и драм вообще по энергетике очень схожи, отчего бы и не соединить.

— Вы не сразу стали выступать — сначала получили известность в интернете. Как решились давать концерты? Не было ли страшно?

— Решились легко, страшно не было! С каждым разом выступать всё интереснее, концерты наши же не просто выступление на сцене, а что-то похожее на шоу. Мы с собою везём очень много костюмов, инвентаря, предметов разных, сзади нас на сцене проецируется видео. Хотим чем больше, тем лучше. У меня есть посох с лазерными лучами — сделал из дерева, засохшего около дома, ещё в 2009 году.

— Вы знаете про битмейкера Oligarkh (читает молитвы под ритмичную мелодию — И.Х.) ? Не думали с ним совместно поработать или с кем-то ещё, кто продвигает идею широты русской души?

— Мы вообще редко думаем о таком. У нас направленность разная, так что вряд ли получится. Хотя время покажет.

— Что значит слово ядрёность, встречавшееся в названии одного из ваших первых хитов?

— Это образ жизни же! Состояние задора, когда энергия пышет через край. Во всём проявляться может, в танцах, например.

— А он закреплён надёжно.(даёт потрогать рукой, как капюшон держится на чем-то подобном шапке)

Комментирует протоиерей Игорь Фомин.

Здравствуйте! В развлекательном медиапространстве появился новый персонаж, который быстро завоевал популярность среди молодого поколения. Существует музыкальный проект, создающий авторскую музыку в направлении фолк со смешением электронной музыки, так называемый Drum and Bass . Все бы ничего, оригинальная и интересная идея, но солист коллектива одет в кощунственное подобие монашеского одеяния и называет себя «Нейромонах Феофан». «Актуальный комментарий» прямо сейчас, гость программы - протоиерей Игорь Фомин.

Батюшка, здравствуйте!

Здравствуйте!

- Как такое возможно?

В погоне за популярностью человек очень часто забывает границы дозволенного, границы своей безопасности, как физической, так и духовной. Человек, о котором Вы сейчас говорите, забыл границы своей духовной безопасности. Очень часто, когда ты за чем-то гонишься, что-то преследуешь, ты пренебрегаешь правилами и заступаешь за запретные линии. Этот музыкант заступил за запретную линию духовной безопасности.

- Причем он ведет за собой молодежь.

Молодежь ведет. Смущает это молодежь? Это возможность посмеяться и поглумиться?

Вы знаете, я скажу, что он не смущает молодежь. Аудитория, которая находится на его концертах, - это (я не побоюсь этого слова) беснующаяся толпа.

Смущает не в том плане, что молодые вдруг стали как-то стыдливо отводить глаза… Если б это было - это было бы прекрасно. Он дает им мнимую свободу от ограничений каких-то правил приличия. Нельзя высмеивать то, что дорого другому, и нельзя над этим глумиться.

- Тут человек не стал брать образ мусульманина, буддиста, это нападки именно в сторону православия.

Естественно, мы же с Вами прекрасно понимаем, что, кто бы там ни был... Одна телеведущая надела священнические одежды и провела фотосессию, кто-то станцевал в православном храме. Они хоть и кощунники, но не совсем безмозглые люди, они же прекрасно понимают, что жизнь - это единственное, что у них есть, земная жизнь - это единственное, что они могут пройти, а дальше у них нет будущего после смерти. Поэтому эту жизнь они хотят так прожить, чтобы «эх!», чтобы все кругом зазвенело. К сожалению, даже этого не получится, потому что, когда нас настигнет раскаяние, когда нас настигнут угрызения совести…

- Когда нас настигнет час смертный, никто не знает.

Ну, это же далеко. Когда к нам придет Отец, Он нам ничего не скажет, Он просто посмотрит в наши глаза, а мы увидим Его глаза. И что тогда будет твориться в душе у этого человека, этого «нейромонаха», как он сам себя называет? Господь не накажет его прямым методом, он сам себя уже наказал. Захочет Господь наказать - разум отнимает.

Мы здесь видим, что этот музыкант разрушает то, на чем, наоборот, надо было созидать. Он разрушает свою платформу безопасности, свою платформу устойчивости в этом мире. Он думает, что везде устоит? Нет, он не сможет, Россия не сможет устоять без православия, России не будет без православия. И тот, кто разрушает эту основу, должен в первую очередь об этом задуматься. Мы сформировались как православные, мы сформировались как общество, которое без Бога не мыслится быть даже русскими, как говорил Федор Михайлович Достоевский. Поэтому - только сожаления.

Давайте помолимся, чтобы Господь безболезненно вразумил, даровал человеку возможность покаяния. Кстати, очень часто бывает, что люди, которые вот так себя ведут, через какое-то время приходят на исповедь, перерождаются и потом служат делу проповеди Христа. Не будем ходить далеко и возьмем Савла, который вдруг в одночасье переродился в Павла.

Ведущий Александр Крузе

Записала Анна Солодникова

Фотография © Евгений Петрушанский

Никто не знает ни имени, ни лица этого человека, хотя он дает концерты и написал уже два альбома: «В душе драм, в сердце светлая Русь» и «Велики силы добра». Первым впечатлением от прослушивания древнерусского драма нейромонаха Феофана может быть ощущение иронии. И само название проекта - «Нейромонах Феофан», и название первого альбома («В душе драм, в сердце светлая Русь »), да и сами тексты отчасти могут располагать к такому впечатлению. Однако мы сильно ошибемся, если увидим в проекте «Нейромонах Феофан» одну лишь иронию над русской религиозностью, квасным патриотизмом и русским бытом в целом. Иронии-то тут, пожалуй, меньше всего.

Мы сильно ошибемся, если увидим в проекте «Нейромонах Феофан» одну лишь иронию над русской религиозностью, квасным патриотизмом и русским бытом в целом

А что же здесь тогда, если не ирония? - спросишь ты меня, проницательный читатель. Я полагаю, что здесь мы имеем дело с очень добротной работой с почвой, с материалом, отчего проект нейромонаха Феофана получается настолько самобытным. Действительно, подобного, если я не ошибаюсь, еще не появлялось в нашей музыке. Именно работа с почвой, с родным материалом - вот что давно уже требовалось нашей музыкальной области. Что я имею в виду под работой с почвой? Например, если я делаю, скажем, рэп, и хочу при этом, чтобы мой рэп был самобытным, не похожим на западный, аутентичным, то я должен вложить в него оригинальные смыслы, должен напитать его философией отчего края, соками родной земли. Естественно, я также должен поработать над формой. Однако ж если мы посмотрим на нашу сегодняшнюю национальную музыку, каковой является русский рэп, то мы увидим, что рэп, сделанный, скажем, в городе Чите ничем принципиально не отличается от рэпа, сделанного, например, в городе Воронеже. Почему так? Да потому что там одни и те же темы, одни и те же смыслы, сюжеты, проблемы, и даже бит сделал один и тот же битмейкер… В результате мы и имеем то, что имеем, а именно перепроизводство однотипного серого рэпа, подражательного и предельно неоригинального, однако при этом уверенного в своей невероятно оригинальности.

Совсем не то у нейромонаха Феофана, который и легенду сочинил прекрасную, и компанию себе подобрал отличнейшую (Медведь и битмейкер Никодим), и песни поет задористо. И словарь свой собственный придумал, вернее не придумал, но взял себе на вооружение кое-какие древнерусские словечки, наполнив их своими коннотациями. Актуализировал, одним словом. Например, «Ядреность» - это, по Феофану, образ жизни, который проявляется в том, что человек буквально источает позитивную энергию, пускается в пляс по поводу и без повода и вообще склонен к веселью. Ну и так далее. А еще нейромонах Феофан призывает приходить к себе на концерты в рубахах и лаптях, из-за чего у мастеров лаптеплетения прибавилось заказов перед концертами нейромонаха. Вот и складывается уже образ жизни…

Повторюсь, что воспринимать творчество нейромонаха Феофана как иронию или как стеб над русским православным укладом жизни ни в коем случае нельзя. Это именно проект (да, пусть коммерческий, да куда ж без этого нынче?), который работает с аутентичным материалом и притом работает с ним блестяще! Кто увидел здесь иронию над русским православием и патриотизмом, просто ничего не понял.

Каждое слово альбома «Велики силы добра» очень доброе, теплое, светлое, дружеское, и весь альбом выходит таким

Кого-то может покоробить словосочетание «древнерусский драм». Ну вот тут-то как раз и есть ирония. Причем ирония, скорее, над драмом как жанром. Поскольку слово «драм» нейромонах Феофан также наделяет какими-то своими дополнительными смыслами. Этот самый древнерусский драм есть ирония еще и потому, что, как уже успели заметить дотошные до определения ярлыка, ой - зачеркните! - т. е. жанра, музыкальные критики, это никакой не драм, а просто-напросто электропоп с элементами фолка. Пусть так, от этого дело не меняется.

Скажем также пару слов о последнем альбоме нейромонаха Феофана «Велики силы добра ». Не удержусь и скажу от себя, что альбом - замечательнейший! И прибавлю: зело замечательный!

« Много грязных, бесполезных слов» - поет Феофан. С уверенностью можно сказать, что ни одного такого бесполезного слова в альбоме нейромонаха нет. Каждое слово альбома очень доброе, теплое, светлое, дружеское, и весь альбом выходит таким. Альбом, по сути, по сюжетике, повествует о том, как Феофан вместе со своими друзьями Медведем и Никодимом оставляют за спиной шумный город (песня «Пойдем со мной») и отправляются в деревню, чтобы там играть древнерусский драм и веселиться. Собственно, больше им ничего и не надо, разве что только им хотелось бы, чтобы и мы веселились вместе с ними, поэтому они приглашают нас с собой.

Нейромонах видит вокруг одно добро и приглашает к веселью по такому прекрасному поводу. Вот уж и вправду, «чистому все чисто»!

Альбом о дружбе, о веселье, о добре, о любви к природе. О том, собственно, что велики силы добра! И хотя нейромонах ни разу, кажется, в альбоме не произносит ни слова Бог, ни слова Церковь, да и в интервью, как говорят, принципиально отказывается говорить о религии, тем не менее, само настроение альбома - светлое, доброе - нельзя воспринимать только лишь в светском ключе. Да и само обращение к теме русского монашества и вообще русского быта говорит само за себя. Даже если это обращение лишь на уровне атрибутики, все равно - сама атрибутика для слушателя обладает ценностью. Впрочем, нейромонашество можно воспринимать и как современное юродство, кто знает!… Юродивый же не растолковывает нам догматы и нюансы той или иной теологумены, но он иными способами говорит с нами! (сравните нейромонаха Феофана с санкт-петербургским рэп-юродивым МС Покайся, которого вы можете совершенно случайно встретить на улицах северной столицы и послушать его православный фристайл).

Во всяком случае, очевидно, что альбом силен своим светлым и добрым настроением, прежде всего, а не мыслью. Нейромонах видит вокруг одно добро и приглашает к веселью по такому прекрасному поводу. Вот уж и вправду, «чистому все чисто»! А когда вокруг нас только негатива, злобы и лжи, как важно вспомнить про свет подлинного простого человеческого добра!

Потому и благодарствуем за сей месседж нейромонаху Феофану!

Любомудр Андрей

В 2015 году по интернет-сети распространился видеоклип на песню «Притоптать». Ее исполнителем обозначен был некий Нейромонах Феофан. «Кто это на самом деле?» - спрашивали друг друга пользователи сети. Однако никакой сопровождающей информации не было. Прошло два года, а музыкальный проект до сих пор продолжает свое творчество. Кто это на самом деле Нейромонах Феофан и чем знаменит?

Состав

Известно, что за псевдонимом стоит не один, а как минимум два человека. Это солист и диджей Никодим. Первый - высокий парень с накладной бородой. На публике он всегда появляется в балахоне, напоминающем схиму, с узорами по канту и в лаптях. Лицо его скрывает капюшон, а в руках он обычно держит посох, в котором спрятана лазерная указка. Нейромонах Феофан нараспев исполняет песни с характерным оканьем и использованием славянизмов, устаревших слов. Музыкальный проект родом из Санкт-Петербурга.

История

Кто это на самом деле - Нейромонах Феофан? Группа все еще сохраняет анонимность от назойливых СМИ. Но, несмотря на это, журналу «Афиша» удалось немного приоткрыть завесу и взять интервью у диджея Никодима - второго участника группы. Он рассказал о себе и об истории создания группы. Никодим имеет высшее образование. Долгое время он занимался музыкой профессионально. А когда встретился с Феофаном (который является музыкантом-самоучкой), тот подсказал ему много интересных вещей. На почве общих интересов парни и сдружились.

Феофан еще до образования группы активно записывал песни (примерно с 2008 года). Мысль объединить усилия в оригинальный музыкальный проект возникла во время прогулки по лесу.

Стиль

Уникальность стиля новой группы заключалась не только в стилизации под русские народные гулянья, но и в сочетании балалайки с драм-бейсовыми басами (электронная музыка). Тексты песен группы «Нейромонах Феофан» рисуют жизнь Древней Руси, русскую природу и крестьянский труд, при этом они не лишены иронии. Это делает восприятие творчества легким и интересным.

Критика

Кто же это на самом деле - Нейромонах Феофан? Долго и мучительно ломали голову критики творчества группы. Но их интересовали не истинные имена участников, а то, что они хотят сказать своими песнями. Так, назвал ребят «православными атеистами» и «верующими комсомольцами». Но это была положительная оценка. Лидер группы «Ленинград» одобрил стиль и творчество в целом новоиспеченных артистов, а также их активную деятельность в социальных сетях.

Другие музыкальные критики также отметили свежесть и оригинальность соединения русских народных мотивов и танцевальной электронной музыки. Они сравнили питерский музыкальный проект с уже широко известными «МС Вспышкиным» и «Иваном Купалой». По мнению экспертов, коллектив делает акцент на визуальной составляющей, а музыкальная часть определена незатейливой, слишком простой.

Журналистка портала «Звуки.ру» Виктория Базоева посвятила группе небольшую статью, где положительно оценила уровень стилизации группы. Однако высказала сомнение по поводу смешения современных слов и историзмов и доброго восприятия этого ценителями исторической реконструкции.

В вопросе о том, кто это на самом деле - «Нейромонах Феофан», многие сошлись во мнении, что группа представляет направление концептуального постмодернизма. Хотя творчество ее во многом и противостоит деятельности апологетов современного искусства, например, Владимира Сорокина.

Альбомы

Всего на счету группы три альбома. Первый «В душе драм, а в сердце светлая Русь» был презентован в 2015 году. По словам самих музыкантов, он стал первой попыткой соединить русскую песню, балалайку, широту русской души и направление драм-н-бэйс. Эксперимент увенчался успехом. Альбом составили 17 треков, которые были положительно оценены музыкальным обозревателем Алексеем Мажаевым (InterMedia). В текстах песен часто использовалось слово «драм». Однако это не помешало критику определить стиль группы как электропоп с элементами фолка. В альбоме четко ощущается пропаганда культурного возрождения и сопутствующая ирония по этому поводу. Заскучать не дают оригинальные темы композиций о древнерусских Олимпийских играх и опен-эйрах.

Второй сборник «Велики силы добра» выпущен был в 2016 году. Его ожидал не меньший успех. За две недели альбом вошел в чарт iTunes, как один из самых часто прослушиваемых. Нейромонах Феофан не стал изменять своему звучанию. Однако некоторые критики не оценили такую преданность стилю. Так, например, Станислав Сорочинский - блогер REF News - звучание новой пластинки назвал предсказуемым, однообразным. А Алексей Мажаев в рецензии на альбом высказал мнение, что исполнитель становится заложником одного образа, у которого нет развития. Кроме того, некоторые треки (например, «Везде пляшу») по своему звучанию приближаются не к драм-н-бейсовой, а к советской музыке. Также критики отметили отсутствие четкого стиля сборника. В нем то и дело чувствуется влияние русского рока и фолка.

Во второй альбом вошло 9 композиций. Последняя из них - «Пасынок правил» - по стилю напоминает работы группы «Технология».

В начале 2017 года Нейромонах Феофан выпустил третий альбом «Плясать. Петь», который тут же был освещен Станиславом Сорочинским. По его замечанию, сборник «звучит, как одна большая песня». Хотя задачей коллектива теперь является не удивлять слушателей («велосипед ими уже изобретен»), а развлекать народ, усердно трудящийся в душных офисах.

Синглами группы стали шесть композиций. Из последнего альбома в этот список попали треки «А теперь поет медведь» и «Древнерусская душа».

Видеоклипы

Группа сняла пока только два клипа. Первый на песню «Притоптать» набрал на канале YouTube почти семь миллионов просмотров. Второй видеоклип «Изба ходит ходуном» пользуется меньшей популярностью. Сегодня он собрал лишь около двух миллионов просмотров.

В роликах музыкант традиционно, как и на сцене, предстает в своей сценической схиме. Кто это на самом деле, Нейромонах Феофан, и как зовут его в обычной жизни, понять не получается. И комментарии поклонников и просто любопытных пользователей «висят» без ответа.

Сам же музыкант на вопрос, почему он не раскрывает себя, отвечает просто. Нейромонах Феофан - это образ, с которым связан стиль и творчество группы. Принятие и одобрение его не должно быть связано с личностью истинного исполнителя.

Концерты

Начало 2015 года стало для группы знаковым. Ведь тогда вышел ее дебютный альбом. Этому событию был посвящен концертный тур. Гастроли прошли в городах России и Белоруссии. Программа носила оригинальное название «Ядрен Задор», а сборник вошел в «золотую десятку» iTunes.

Также группа «Нейромонах Феофан» принимала участие в фестивалях «Кубана», «Нашествие», VK Fest, «Дикая Мята» и «Былинный Берег».

Сегодня музыканты часто выступают в совместных концертах с другими звездами: Бастой, Марселем, Noize MC и т. д.

  • В костюме медведя в клипе «Изба ходит ходуном» танцевала жена Нейромонаха Феофана. Имя ее неизвестно.
  • В 2016 году музыкальный проект из Санкт-Петербурга получил статус популярного интернет-мема.
  • Спустя год после выпуска дебютного альбома, сервис "Яндекс. Музыка" признал Нейромонаха Феофана независимым исполнителем года.
  • На концерте в Москве один из поклонников, видимо, решил раскрыть всем, кто это такой на самом деле - Нейромонах Феофан. Во время массовой пляски и веселья он потянулся к музыканту и хотел стянуть с него капюшон. Однако его вовремя остановили.
  • 19 сентября 2017 года загадочный исполнитель группы дал интервью Юрию Дудю. Разговор получился весьма откровенным для артиста. Он рассказал о том, с чего начиналось его творчество. Как появилась идея совместить балалайку и драм-н-бэйс. Но, главное, артист ответил на терзающий всех поклонников вопрос: «Кто это такой на самом деле - Нейромонах Феофан, как его зовут»? Музыкант без всяких колебаний назвал имя «Олег». Также рассказал, что ему 30 лет, он вырос в Купчино (Санкт-Петербург) и окончил Государственный университет аэрокосмического приборостроения с отличием.

— Как в таких небольших городах, как Липецк, воспринимают вашу музыку?

Феофан : Вот лучше всего! Как раз за счет того, что город провинциальный, обычно на выступления приходят компании, в которых все друг друга знают, поэтому они более открыто и раскрепощенно себя ведут. Так что зачастую в небольших городах проходит все более энергично. Чувствуется какая-то большая общность что ли.

Липецк уже пятый город, в котором вы презентуете свой новый альбом. Что-то запомнилось на концертах в других городах?

Феофан : В каждом городе что-то свое. В Воронеже, например, были двойные хороводы. В Туле было очень плотно. Народу было много, а площадка не очень большая. Вот там был слэм очень неистовый. Там все прыгали, и смотрелось это очень эпично.

Никодим : В Брянске, например, было очень семейно. Там очень низкая сцена, и зрители фактически были прямо перед нами.

Феофан : Мы там в зал ходили.

- А не боялись, что вас раскроют?

Феофан : Да ну, все же люди адекватные. Никому это не надо.

Читала, что в Брянске концерт оказался на грани срыва из-за звонков от анонимов, которые настоятельно рекомендовали его отменить.

Феофан : Я сейчас объясню. На самом деле, там просто была небольшая проблема с организаторами, и концерт просто перенесли на другой день. А никаких подобных вещей там не было. У нас же нет никаких оскорбительных текстов, провоцирующих. Все очень по-доброму.

В своем интервью Юрию Дудю вы говорили, что уважаете творчество такого исполнителя, как Big Russian Boss. Когда он выступал у нас в Липецке, то на концерт пришли, в основном, школьники. А вы можете примерно обрисовать образ своего поклонника?

Феофан : Что касается Big Russian Boss, то мы за любое творчество. Мы за максимальное разнообразие и отсутствие рамок в творчестве. Главное, чтоб Никодим только поменьше пел (смеется).

Никодим : Пытаюсь петь, рвется из души все.

Феофан : Он как запоет, его не остановить. Ну, это я все шучу, конечно. А что касается поклонников, то очень широкий спектр. У нас была на женщина, ей 62 года, она танцевала перед сценой весь концерт. Я не знаю, откуда у нее столько сил. Они тремя поколениями приходили - внук, мама и бабушка. Нравится и маленьким детям даже, но они, правда, вряд ли придут на наши выступления. Не на колясках же их везти?!

- Ваше интервью Дудю скоро наберет три миллиона просмотров . Вы как-то смотрите за комментариями в соцсетях, следите, что пишут фанаты?

Феофан : Я иногда отвечаю во «Вконтакте», когда что-то спрашивают. У Никодима вот есть своя официальная страница «Вконтакте».

Никодим : Люди пишут, я стараюсь отвечать всем. В основном, пишут по музыкальным вопросам, много отзывов, всем нравится. Так что добавляйтесь и пишите.

- А Медведь не заведет страницу?

Феофан : Да он же косолапый.

Никодим : Он компьютер съел.

Наверняка, вы слышали такие группы, как «Невидь», «Аркона», «Butterfly Temple». Не было ли желания сделать что-то подобное, «утяжелить» вашу музыку?

Феофан : Ну, это уже есть, какой смысл делать то, что уже было. Мы идем своей дорогой, своим путем и развиваемся в этом. Мы вот, например, добавили Медведя.

Феофан : А теперь убавить Медведя.

Никодим : Добавить белок. Еще можно сделать песню рыбы. Будем добавлять зверей.

- На ваш взгляд фольклор и традиционная культура могут жить в эпоху постмодерна? И в какой форме?

Феофан : В эпоху постмодерна может жить вообще все в любой форме. Это же не изобретение чего-то нового, а комбинация старого, поэтому родиться может все, что угодно. А если двигаться в постпостмодерн, то там еще больше вариативности и каких-то вещей, созданных на разных полюсах.

Есть видео, как ваши клипы дают смотреть иностранцам. Они все в восторге, всем очень нравится. Не думаете ли вы, что ваше творчество в умах иностранцев укоренится как стереотип о русской культуре?

Феофан : У них там такое разнообразие, что вряд ли. Есть, конечно, коллективы, которые «лупят» по стереотипам. Например, Little Big. Они прекрасные ребята, мы с ними знакомы. У них как раз все с чистым стебом. Та же самая «Аркона» очень популярна за границей, например. За счет того, что есть такое разнообразие, поэтому вряд ли они будут зацикливаться на чем-то одном и строить свое мнение на основе творчества одной группы.

- Поклонники пишут, что ваш новый альбом более серьезный.

Никодим : Это все потому, что Медведь запел.

Феофан : Альбом называется «Плясать. Петь». То есть, есть более плясательная часть, а есть та, где можно много подпевать, там много слов, они очень мелодичные. Если убрать вторую часть, то получится задорный плясательный альбом, если первую, то будет спокойный альбом. Их можно было смело на два поделить.

Никодим : Главное, не перепутать части и не петь танцы и не танцевать песни (смеется).

Феофан : Мы в перспективе, возможно, выпустим утяжеленную, ужесточенную версию «Плясать», потому что в рамках одного альбома было бы странно, чтобы части сильно отличались. Они идут в общей канве. Так что, возможно, именно плясовые песни мы отдельно выпустим, но утяжелив звук. Мы сейчас работаем над этим.

Вы, наверняка, слышали про такого исполнителя, как иеромонах Фотий (победитель шоу «Голос). Он к нам через месяц, кстати, приедет с концертом. Вы часто сталкивались с тем, что вас путают?

Феофан : Не так уж часто, но больше, чем хотелось бы. Мы, конечно, совсем с ним никак не пересекаемся, абсолютно. Есть люди, которые путают, но это все из-за схожести в названиях только.

Никодим : Наверное, это просто какая-то невнимательность.

Феофан : Ну, и хорошо. Это говорит о разнообразии и о том, что столько много всех, всяких групп и исполнителей, что есть даже небольшие совпадения.

- На «Пикабу» недавно появился пост о том, как парень решил сделать приятное своим верующим родителям и купить билет на Фотия. Но ошибся и купил билет на ваш концерт. Отец был в восторге, а вот мама не очень поняла.

Феофан : Значит отец очень современный человек, он готов ко всему новому, открыт, а мама тоже молодец. Она, наверное, суп вкусно готовит.

Вы не хотите записать песню на старославянском? В комментариях на YouTube пишут, что вам такое предлагали, но вы вроде бы отказались.

Феофан : А кто пишет? Нам такие предложения не поступали. Если выйти на улицу и сказать: «Предлагайте», то люди, конечно, начнут очень активно это делать. Но мы физически не можем сделать все, что предлагают. То, что нам нравится, то мы и делаем. Если бы мы постоянно только сидели в студии, то у нас было бы столько вариантов... Но мы же не постоянно в студии сидим, сейчас вот концерт, тур. Сил уже ни на что не хватает потом.

- У вас очень плотный график, много концертов в рамках тура. Как справляетесь с этим, как отдыхаете?

Феофан : Это совсем непросто, постоянно сбои режимов, физически это тяжело. Если бы мы просто стояли на сцене, как статуи, то это одно, а мы двигаемся активно. Физически это не просто, нужно иметь подготовку. Мы постоянно восстанавливаем силы. Надо параллельно делать все.

Никодим : В течение тура все происходит.

Феофан : Надо, например, на массаж сходить, в сауну.

Никодим : Позвонки на место поставить после транспорта.

Следующий город в рамках тура это Киев. Как настрой перед этим концертом? Думаете, что там смогут спокойно и адекватно воспринять группу с такой традиционной русской направленностью?

Феофан : Я думаю, что круто будет. Все наши знакомые, кто там был, говорят, что публика там очень хорошая, все очень веселые. Конечно, если кому-то что-то захочется сделать, за деньги отчитаться, то мы тут ничего не сможем поделать. Но я думаю, что вряд ли такое будет. Все люди адекватные. В Киеве мы будем первый раз. Мы были в Минске, в Белоруссии, там было, вообще, очень круто. Еще были недалеко от Минска на фестивале. Вот там, кстати, и были украинцы, белорусы, русские. Мы выступали там абсолютно нормально, при том, что там были и украинские националисты. То есть, бывают, конечно, какие-то инциденты. Люди, которые приходят к нам на выступления, все очень адекватные и здравомыслящие, есть, конечно, те, кто ведут себя странно, но их единицы.

У вас группа связана со славянской, древнерусской культурой. Вы насколько сильно этим всем в жизни интересуетесь? Или это тоже просто образ в большей степени? Некоторые же группы, играющие в славянской тематике, они и в жизни, например, непосредственно связаны с родноверием, славянским язычеством.

Феофан : Мне эта тема интересна. Если бы я ничего об этом не знал, то откуда бы это взялось?! Интересно, как все выглядело. Мы все крепости, которые есть в Ленобласти, объезжали. Это любопытно, а углубляться в какие-то верования. Даже не знаю. Может Никодим втихаря?!

Никодим : А я инструменты люблю всякие старинные и музыку. Напевы, наигрыши. По музыкальному искусству есть очень крутые вещи, если покопаться.

Феофан : Я дико тащусь от хорового пения. Особенно «Степь широкая», но не в исполнении казачьих хоров... От этого прям мурашки, в эти моменты вот там прям хочется сидеть (показывает позу мудреца). Да и все напевы, они очень шустрые и быстрые, тоже очень круто звучат.