Скульптурная композиция мадонна с младенцем. Мадонна Брюгге. Уникальная композиция и уникальная история. знаковых работ Микеланджело

, скромно называвший себя «скульптором из Флоренции», был и художником, и архитектором, и поэтом, и мыслителем. Каждое его произведение - синтез всех его талантов, идеальное по форме и философское по содержанию.

Тондо Дони из галереи Уффици - тот самый шедевр Микеланджело, где живопись становится почти скульптурой, наполненной глубочайшим смыслом.

Тондо Дони (или Мадонна Дони) - единственное немонументальное живописное произведение Микеланджело, которое считается законченным, и авторство которого не подлежит сомнениям.

Тондо - произведение живописи или скульптуры круглого формата, диаметром около метра. Картины и рельефы в форме круга были чрезвычайно распространены во Флоренции во времена раннего Возрождения. На протяжении всего XV века самые заметные и яркие художники работали с тондо, традиционно изображая на них религиозные сюжеты. Богатые флорентийцы заказывали тондо и для своих палаццо, и в качестве дорогих подарков на свадьбы и праздники.

В 1504 году во Флоренции живет и работает Микеланджело Буонарроти. Его только что был установлен на площади Синьории, в самом сердце молодой республики. Весть о гигантской статуе идеально прекрасного обнаженного мужчины облетела всю Европу. И не было звезды ярче Микеланджело!

Молодой скульптор, родом из Флоренции, прославивший свой город… он стал настоящей знаменитостью и самым востребованным мастером. Скоро слухи о его гениальности дойдут до самого Папы Юлия II, который с большим почтением пригласит его в Рим. Но пока Микеланджело завален заказами от богатых флорентийцев: каждому хотелось заполучить его работы.

Не мог остаться в стороне и Аньоло Дони. Купец, богатейший торговец тканями, меценат, коллекционер античного и «современного» искусства, он был одним из самых просвещенных, известных и уважаемых людей в городе.

В 1504 году во Флоренции проходит пышная свадьба: Аньоло Дони женится на Маддалене Строцци, представительнице богатого рода флорентийских банкиров.

Вполне возможно, что именно в честь этого торжества, Дони обращается к Микеланджело и заказывает у него образ Богородицы в формате тондо, с созданием которого связана увлекательная история, дошедшая до нас в «Жизнеописаниях…» Джорджо Вазари.

Когда Микеланджело закончил тондо, то отослал его с посыльным в дом к Аньоло с сообщением получить за нее 70 дукатов. Дони, меценат и ценитель искусств, сразу понял, что произведение Микеланджело столь хорошо, что стоит намного дороже. Но, будучи расчетливым купцом, решил что довольно с художника будет и 40 дукатов, которые он и вручил посыльному. Аньоло был в полной уверенности, что спорить и торговаться с таким властным и уважаемым человеком художник не посмеет. Но Микеланджело, известный своим тяжелым характером, пришел в настоящую ярость, отослал 40 дукатов обратно, приказав посыльному возвращаться назад или с картиной, или с двойной ценой. Аньоло, уже готовый на 70, словно в поговорке про скупого, был вынужден отправить Микеланджело 140 дукатов.

Спустя год Аньоло Дони обратится к и закажет у него двойной портрет с молодой женой. И согласитесь, Рафаэль прекрасно передал характер Аньоло Дони, этого умного, но расчетливого флорентийца.

Что же так поразило Аньоло Дони, готового даже на двойную цену?

В центр композиции Микеланджело помещает интимную семейную сцену: дева Мария передает своего сына, младенца Иисуса Христа, Иосифу.

Сохранилось описание Джорджо Вазари: «Здесь Микеланджело выражает в повороте головы матери Христовой и в глазах ее, устремленных на высшую красу сына, свое чудесное удовлетворение и волнение <…> Но так как этого Микеланджело было недостаточно, чтобы показать в еще большей степени величие своего искусства, он на фоне этого произведения написал много обнаженных тел - опирающихся, стоящих прямо и сидящих, и всю эту вещь он отделал так тщательно и так чисто, что из всех его живописных работ на дереве, а их немного, она справедливо считается самой законченной и самой прекрасной».

Святое семейство отделено небольшой стеной, на заднем плане изображены обнаженные юноши, напоминающие античные статуи, столь любимые Микеланджело. А фигурка младенца Иоанна Крестителя, размещена так, что, кажется, соединяет эти сцены.

Существует несколько способов прочтения этого произведения.

Согласно одной, Тондо Дони - противопоставление старого, языческого мира, новому времени христианства и пришествия Спасителя. Возможно, эта группа обнаженных, собранная в полукруг на манер античности, - язычники в ожидании крещения, с таинством которого традиционно связана фигура Иоанна Крестителя.

А согласно еще одной версии, обнаженные мужчины символизируют гомосексуальные связи, которые нередко приписывали Микеланджело, и которые осуждала христианская церковь.

Техника, с которой Микеланджело выполнил работу, поразила и поражает всех без исключения. Необычайно цельная композиция и насыщенная цветовая гамма делают тондо выразительным, ярким и незабываемым. Невозможно поверить, что его создатель вовсе не считал себя художником. Напротив, Микеланджело не любил живопись, полагая резец и молот своими инструментами.

При этом ему удивительным образом удавалось работать этими самыми инструментами, словно кистью (достаточно лишь вспомнить Пьету). А писать картины так, как если бы он высекал их из мрамора: ведь обнаженные руки Богородицы кажутся совершенно живыми!

Живая пластика фигур - еще одно безусловное достоинство Тондо Дони. Микеланджело был тем художником и скульптором, которого необычайно влекло человеческое тело. Ему было совсем не интересно изображать бесплотные образы. Конечно, обнаженное мужское тело в движении - главное в искусстве Микеланджело. Но даже изображая одетых персонажей, Марию и Иосифа, Микеланджело добивается максимальной достоверности движений и поз. Ведь ему, увлеченному анатомией, как никакому другому художнику известны все тайны и положения человеческого тела.

Дева Мария, передающая младенца Иисуса Христа Иосифу, изображена в необычном движении. Этот поворот словно закручивает всю композицию по спирали, делая её цельной и выразительной.

Поза Богородицы, найдена Микеланджело, безусловно, во время подготовительной работы. Ведь для каждого своего проекта Микеланджело выполнял десятки рисунков с натуры. Именно это положение необычайно вдохновило и Рафаэля Санти, молодого и порывистого художника, как раз в это время приехавшего во Флоренцию, желающего учиться у Микеланджело и Леонардо.

Тондо Дони станет неисчерпаемым источником вдохновения для Рафаэля. Это закручивающее движение он использует в картине «Положение во гроб»: девушка в этой позе поддерживает Деву Марию, лишившуюся чувств от горя.

И спустя годы, в Риме, где Рафаэль достигнет необычайной славы, станет ведущим художником, главным архитектором собора Святого Петра и хранителем древностей, он не забудет Тондо Дони. В 1512 году он создаст алтарный образ «Мадонна ди Фолиньо», и его Иисус Христос будет так похож на младенца с Тондо Дони. Именно так, вдохновляясь и вступая в диалог, выразил Рафаэль свое глубокое восхищение гением Микеланджело Буонарроти, «простого скульптора из Флоренции».

Скульптурная композиция Мадонны с младенцем Христом, позже получившая название «Мадонна Брюгге», стала единственной статуей Микеланджело, которая еще при его жизни покинула Италию.

Изначально эта мраморная статуя, созданная итальянским гением в самом начале XVI столетия, вскоре после завершения ватиканской «Пьеты» , предназначалась для ниши над главным алтарем в сиенской часовне кардинала Франческо Пикколомини, чем объясняется некоторая непропорциональность скульптуры и направленные вниз взгляды Богоматери и младенца. Однако в процессе работы между скульптором и заказчиком возникли разногласия - Микеланджело принципиально хотел изваять младенца Иисуса обнаженным, тогда как кардинал считал это недопустимым. В итоге, благодаря посредничеству друга Микеланджело банкира Джовани Балдуччи, владельцами статуи стали влиятельные купцы из Брюгге - Ян и Александр Мускроны (в итальянском произношении Москерони). В 1506 году, скульптурная композиция покинула пределы Италии, чтобы быть преподнесенной купцами в дар брюггской церкви Богоматери.

Небольшую статую, чья высота составляет всего 128 сантиметров, поместили в нише из черного мрамора капеллы Святого Причастия, а в 1768 году композиция была дополнена двумя боковыми скульптурами (автор - Питер Петерс), аллегорически представляющими Веру и Надежду. За несколько столетий «Мадонна Брюгге» дважды покидала столицу Западной Фландрии: после Французской революции, когда лихорадило всю Европу, и в 1944 году, когда отступавшие из города немцы смогли вывезти статую под матрасами в грузовике «Красного креста». Однако по завершении Второй мировой войны «Мадонна» вернулась на свое место. После нападения фанатика на ватиканскую «Пьету» в 1972 году (маньяк повредил скульптуру молотком) власти Брюгге в приняли решение защитить свою статую пуленепробиваемым стеклом.

«Мадонна Брюгге» по многим параметрам отступает от общепринятых церковных канонов того времени: задумчивая, словно погруженная в свои мысли Богоматерь не прижимает к себе сына, её взгляд устремлён в сторону. Классическая красота ее юного лица отмечена тонкой поэтичностью, лиризмом и глубокой скорбью, как будто матери уже открылась предначертанные сыну крестные муки. Американский писатель Ирвинг Стоун в своем известном романе «Муки и радости», посвященном жизни и творчеству Микеланджело, описывает статую так: «Вот почему она противилась, не хотела отпустить от себя этого прекрасного, сильного и проворного мальчика, ухватившегося своей ручонкой за ее ограждающую руку. И вот почему она прикрывала сына краем своего плаща. У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таилась в глазах печаль. Он был полон сил и отваги, скоро он соскочит с материнских колен и покинет это надежное убежище, но вот теперь, в эту минуту, он вцепился в руку матери одной своей рукой, а другую прижал к ее бедру. Быть может, он думает сейчас о ней, о своей матери, опечаленной неизбежной разлукой: ее сын, так доверчиво прильнувший к коленям, скоро будет странствовать в мире один».

Кажется, вот-вот дрогнут веки Марии, вздохнет ее грудь, прикрытая текучими складками одежд, сделает свой первый самостоятельный шаг младенец Иисус, во всем облике которого уже чувствуется скрытая мощь… «Мадонна Брюгге» - одна из самых правдоподобных, вдохновенных, «живых» работ великого Микеланджело.

Микеланджело Буонарроти.Мадонна Брюгге. 1501-1504г.Madonna di Bruges
Высота 128.Церковь Богоматери, Брюгге

«Мадонна Брюгге» - мраморная статуя Мадонны с младенцем Христом, высотой 128 см, выполненная Микеланджело Буонарроти в 1501-04 гг. вскоре после завершения работы над ватиканской «Пьетой». Это единственная статуя Микеланджело, которая еще при его жизни была вывезена из Италии, чтобы украсить церковь Нотр-Дам в городе Брюгге.

Композицию заказал у Микеланджело кардинал Пикколомини. Но в процессе работы возникли разногласия. Микеланджело принципиально хотел изваять младенца Иисуса обнаженным, тогда как кардинал считал это недопустимым.
Разногласия привели к тому, что кардинал, по всей видимости, отказался от скульптуры…

Скульптуру решил купить купец из Брюге Мускрон (Москерони),который однажды посетил Микеланджело в мастерской. Микеланджело не хотел,чтобы скульптура покидала Италию и назначил неимоверно высокую для тех времён цену 100 дукатов,но купец заплатил.В конце 1506 года скульптура была перевезена в Брюгге.

Статуя, вероятно, изначально предназначавшаяся для церковного алтаря, по многим параметрам отступает от церковных канонов. Мадонна не прижимает к себе сына и даже не смотрит на него, её взгляд устремлён в сторону, как если бы ей открылась предначертанная ему судьба. Христос, кажется, уже готов покинуть мать и вступить в мир людей.

В этом скромном произведении, открывающем собой в творчестве Микеланджело линию образов, отмеченных чертами своеобразного лиризма, особенно привлекательна сама Мадонна, в которой классическая красота и внутренняя сила личности сочетаются с мягкой поэтичностью и благородством. В ней ощущается рука мастера, изваявшего римскую «Пьету».

Мадонна с Младенцем из Брюгге – одна из наиболее прекрасных и одухотворенных Мадонн Микеланджело. Печальная женщина, избранная и обреченная, она предвидит крестные муки сына. Ее взгляд устремлен вдаль, на лице застыло выражение неизбывной печали. Совсем другие чувства вызывает Младенец, жизнерадостный и любознательный, с кучерявой крупной головой. Своей детской непосредственностью и безмятежностью словно подчеркивает всю безмерность будущего материнского горя.

СТОУН ИРВИНГ.

«Вот почему она противилась, не хотела отпустить от себя этого прекрасного, сильного и проворного мальчика, ухватившегося своей ручонкой за ее ограждающую руку. И вот почему она прикрывала сына краем своего плаща. У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таилась в глазах печаль.

Он был полон сил и отваги, скоро он соскочит с материнских колен и покинет это надежное убежище, но вот теперь, в эту минуту, он вцепился в руку матери одной своей рукой, а другую прижал к ее бедру. Быть может, он думает сейчас о ней, о своей матери, опечаленной неизбежной разлукой: ее сын, так доверчиво прильнувший к коленям, скоро будет странствовать в мире один» Стоун Ирвинг.

Мастер не идеализировал теперь лицо Марии, как в ранних работах. Создав римскую «Пьету» и «Давида», он ищет чувство, правдоподобность: скромные одежды текучими складками очерчивают крепкое тело молодой матери, лицо с тяжелыми веками от непролитых слез, длинный нос, густые волосы в простой прическе покрыты тяжелым капюшоном, как напоминает это произведение «Пьету».

Тело младенца, хотя детское, но производит ощущение скрытой мощи, но по-детски миловидно - пухлые щеки и подбородок, кудрявая голова. У колен матери, держась за ее руку, он чувствует себя защищенным и готов познавать мир. Положение тел скульптурной группы очень естественно – что может быть правдоподобнее Матери и Ребенка из Брюгге?

Так как Брюгге теперь – абсолютно туристический объект, то город старается всячески поддерживать этот имидж. Достопримечательности повсюду!

Но есть тут и настоящая реликвия, которую городу посчастливилось получить в далеком 1506 году. Многие люди едут сюда, чтобы увидеть именно ее!

Мадонна Брюгге, Микеланджело

…В то время Брюгге процветал. Здесь жили очень богатые люди. Один из них – купец Мускрон (итальянское Москерони) однажды посетил Микеланджело в мастерской.

Москерони имел четкое представление о том, как должна выглядеть Богородица. Повторюсь, город был богатым и на каждом шагу его украшали статуи, роскошные храмы (которые местными жителями считались небольшими, районными, церквушками), в городе жило и работало множество живописцев. Поэтому Москерони был достаточно «подкованным» в искусстве человеком.

Но когда он увидел эту мраморную статую, он был потрясен и тут же решил купить ее у Микеланджело.

Особенности скульптуры Мадонны в Брюгге

…Здесь необходимо сделать отступление.

Композицию заказал у Микеланджело кардинал Пикколомини. Но в процессе работы возникли разногласия. Микеланджело принципиально хотел изваять младенца Иисуса обнаженным, тогда как кардинал считал это недопустимым.

Разногласия привели к тому, что кардинал, по всей видимости, отказался от скульптуры…

Что же так потрясло брюггерского купца и отвратило кардинала?

Те скульптуры Богоматери, что видел в своей жизни Москерони, отвечали всем религиозным канонам. Они были скромны, задрапированы множеством складок, под которыми даже не угадывались очертания тел, печальны. Мадонна, которая поразила купца в мастерской Микеланджело, была живой! Да, ее лицо выражало грусть, но это была живая грусть! Скульптура будто дышала. В ней жила сила!

Мадонна отступала от общепринятых церковных канонов того времени: задумчивая, словно погруженная в свои мысли Богоматерь не прижимает к себе сына, ее взгляд устремлен в сторону. Классическая красота ее юного лица отмечена тонкой поэтичностью, лиризмом и глубокой скорбью.

Мадонна Брюгге, вблизи

«Вот почему она противилась, не хотела отпустить от себя этого прекрасного, сильного и проворного мальчика, ухватившегося своей ручонкой за ее ограждающую руку. И вот почему она прикрывала сына краем своего плаща. У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таилась в глазах печаль. Он был полон сил и отваги, скоро он соскочит с материнских колен и покинет это надежное убежище, но вот теперь, в эту минуту, он вцепился в руку матери одной своей рукой, а другую прижал к ее бедру. Быть может, он думает сейчас о ней, о своей матери, опечаленной неизбежной разлукой: ее сын, так доверчиво прильнувший к коленям, скоро будет странствовать в мире один». (Ирвинг Стоун, «Муки и радости»)

Первое, что бросается в глаза человеку, который впервые увидел эту работу и не знает ее истории, — ее непропорциональность. Посмотрите, какой большой младенец стоит рядом с матерью. Почему так произошло?

Неужели скульптор ошибся?

Дело в том, что статуя предназначалась для ниши над главным алтарем в часовне того самого кардинала, спорившего с мастером по поводу обнаженности Иисуса. Ниша размещалась на высоте 6 метров. Учитывая эту особенность, Микеланджело и изменил пропорции композиции. Кстати, по этой же причине, Мадонна и младенец смотрят вниз.

Как скульптура Мадонны попала в Брюгге?

Ничто это не смутило брюггерского купца. И он настойчиво просил продать ему эту работу. Микеланджело же имел свой маленький «бзик»: он не желал, чтобы его работы находились за пределами Италии.

Поэтому он назначил сумасшедшую по тем временам цену, надеясь, что купец отстанет от него – 100 дукатов.

И Москерони заплатил!

А скульптор не отступал!

В письме, датированном 13 январем 1506 года, Микеланджело просит своего отца оставить скульптуру в ящике, в семейном доме и никому не показывать.

Через полгода, 14 августа 1506 г., Джовани Балдуччи пишет из Рима во Флоренцию: “Я слышал, что Франческо дель Паглизе может отправить скульптуру в Виареджо, а оттуда во Фландрию. Если вы согласны с ценой пересылки, прошу вас отправить ее в Брюгге законным владельцам Яну и Александру Мускрон.”

В конце1506 года скульптура была перевезена в Брюгге.

“Мадонна с младенцем” стала единственной работой мастера, покинувшей пределы Италии при его жизни.

И сегодня это ее маркетинговая «фишка», которую вовсю эксплуатируют предприимчивые брюггерцы!

…Скульптура находится в правой части церкви, и отделена от всего помещения перегородкой. При входе стоит касса и всего за 3 евро вы можете пройти в отдельный зал и насладиться этим произведением искусства!

Билет, конечно же, не в церковь. Билет – в музей!

А вообще ее ценность, конечно, в другом. «Мадонна Брюгге» – одна из самых правдоподобных, вдохновенных, «живых» работ великого Микеланджело.

Источники: собственные впечатления, рассказ гида, специализированная литература

Чьи работы бесспорно оставили след в истории и повлияли на развитие и становление Западного искусства. На западе он считается величайшим скульптором, и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие труды помогли обрести ему место среди величайших художников. Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени. В этот список работ вошли как скульптуры и архитектурные проекты, так и живописные труды.

10 знаковых работ Микеланджело

10. Мадонна Дони.

Тип: Тондо.
Год написания: 1507.

Мадонна Дони

Анджело Дони в начале 1500-х годов дает мастеру заказ для того, чтобы тот изобразил «Семейство святых», чтобы в дальнейшем подарить его своей жене. Мастер использовал для картины круглую рамку (тондо).

Мадонна Дони включает в себя деву Марию, святого Иосифа, младенца Христа и Иоанна Крестителя. Позади изображены пять обнаженных мужских фигур.

9. Вакх.

Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1497.

Эта статуя была завершена скульптором в возрасте 22 лет. Знаменитая работа изображает римского бога вина Вакха, держащего в правой руке бокал вина, а в левой шкуру тигра. За ним сидит фавн, который ест гроздь винограда. «Вакх» является одной из двух сохранившихся скульптур раннего периода творчества Микеланджело в Риме.

8. Мадонна Брюгге.

Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1504.

Мадонна Брюгге

«Мадонна Брюгге» изображает Марию с младенцем Иисусом. В этой скульптуре Микеланджело не придерживается традиций изображения этой композиции. Лицо девы отстранено, она не смотрит на Христа, будто знает его будущее. В это время младенец без материнской поддержки отходит в мир.

7. Лаврентьевская библиотека.

Тип: Архитектура.
Год создания: 1559.

Лаврентьевская библиотека

Лаврентьевская библиотека спроектирована Микеланджело в 1524 году для церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (Италия). Вся конструкция, включая интерьер помещений, была разработана мастером в новаторском, на тот момент, стиле маньеризма.

Эта работа является одним из самых важных архитектурных достижений Микеланджело. Она отличается инновационностью и революционными способами использования пространства.

6. Моисей.

Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1515.

В 1505 году папа Юлий второй поручает Микеланджело работу над своей могилой. Статуя находится в Риме (церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи). Ходит легенда о том, что когда труд был закончен, Микеланджело ударил правое колено скульптуры молотком, так как та начала говорить, настолько он был реалистичен.

Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1499.

Пьета изображает Деву Марию, скорбящую над телом Иисуса после распятия, который лежит на её коленях. Статуя не основана на реальных библейских сюжетах, но все равно приобрела популярность в Северной Европе в средние века.

Буонарроти было всего 24 года на момент завершения работы, которая ныне считается одним из величайший мировых шедевров скульптуры.

4. Страшный суд.

Тип: фресковая живопись.
Год создания: 1541.

Страшный суд

В искусстве запада «Страшный суд» входит в число самых значимых работ. Окрашенная на алтарной стене капеллы, она демонстрирует второе пришествие Христа на землю. Иисус показан в центре и окружен выдающимися святыми, воскресшими из мертвых.

Тип: Архитектура.
Год выпуска: 1626.

Расположенная в Ватикане, Базилика Святого Петра - самое известное произведение архитектуры эпохи Возрождения. Над созданием работали множество известных мастеров (в том числа Антонио да Сангалло). Хотя Микеланджело не создал его с нуля, собор дошел до нашего времени в том виде, в котором был задуман именно Буонарроти.

2. Сотворение Адама.

Тип: фресковая живопись.
Год создания: 1512.

Краеугольный камень живописи эпохи Возрождения - Сотворение Адама, расположен на потолке Сикстинской капеллы, породивший ряд последователей и большое число пародий.

1. Давид.

Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1504.

Вероятно самой известной работой Микеланджело является шедевральная скульптура библейского персонажа Давида, который готов к борьбе с Голиафом. Тема Давида и Голиафа являлась достаточно популярной в искусстве того времени. У Караваджо , например, есть три работы посвященные этому сюжету.

Колоссальная статуя, высотой 5,17 метров демонстрирует исключительные технические навыки Микеланджело, а также силу символического воображения.

10 знаковых работ Микеланджело обновлено: Октябрь 2, 2017 автором: Глеб