Пять великих испанских художников – пять мировых шедевров живописи, которые стоит увидеть в Испании. Испанские художники – яркие, как солнце их Родины

21.03.2013 16:17

Королева Изабелла (1451-1504)

Королева Изабелла Кастильская в истории Испании – это все равно что Екатерина II вместе с Петром I для России.

Трудно представить себе монарха, более почитаемого испанцами, чем Изабелла по прозвищу Католичка. Она объединила испанские земли, завершила процесс Реконкисты (отвоевания земель Пиренейского полуострова у мавров), выделила средства на экспедицию Христофора Колумба, в ходе которой знаменитый мореплаватель из Генуи открыл Америку.

Летописи пишут, что Изабелла была «хороша собой, умна, энергична и благочестива». Выйдя в 1469 году за арагонского принца Фердинанда, она объединила земли двух королевств – Кастилии и Арагона. Правление Изабеллы испанские историки называют «суровым, но справедливым». В 1485 году по ее инициативе был введен новый уголовный кодекс, крайне жесткий по сравнению с предыдущим. Любые восстания и беспорядки Изабелла подавляла огнем и мечом. Одновременно была объявлена война инакомыслию – великий инквизитор Томас Торквемада был личным духовником Изабеллы. За годы правления королевы доминиканцы сожгли только в Кастилии более десяти тысяч «неверных– мусульман, иудеев и прочих инакомыслящих. Сотни тысяч человек, спасаясь от костров инквизиции, спешно покидали Испанию.

В последней войне с арабами 1487-1492 годов. Изабелла, одетая в латы, лично руководила наступлением испанских войск, которые с помощью швейцарских наемников все же смогли взять Гранаду, последний бастион мусульман. Не принявшие крещения побежденные были либо высланы из страны, либо казнены. Испанский епископат уже давно добивается от Ватикана канонизации Изабеллы, но, судя по всему, вопрос этот будет решен еще не скоро. Не все служители Святого престола могут закрыть глаза на поддержку кастильской королевой Инквизиции и ее политику в отношении мусульман и евреев.

Эрнандо Кортес (1485-1547)

На банкноте в тысячу песет, еще совсем недавно имевшей хождение в Испании, изображены двое суровых бородатых мужчин. Это Эрнандо Кортес и Франсиско Писарро – самые известные в истории и одновременно самые кровавые завоеватели.

Один уничтожил цивилизацию ацтеков, другой сровнял с землей империю инков. Сделав множество важнейших географических открытий и став в Испании национальными героями, во всемирную историю они вошли прежде всего как люди бесконечно алчные и невероятно жестокие. Через десять лет после знаменательного открытия Христофора Колумба молодой представитель бедного дворянского рода Эрнандо Кортес отплыл в Америку с единственной целью – поправить свое материальное положение. В чем и преуспел. Прослышав о несметном богатстве ацтеков, самого могущественного в то время народа Мексики, Кортес с отрядом в четыреста человек отправился в поход на столицу государства – трехсоттысячный Теночтитлан. Используя методы подкупа и обмана, испанец захватил в плен вождя ацтеков Монтесуму, а затем начал опустошать сокровищницы города и за три дня переплавил в слитки все найденные золотые украшения. С пленными индейцами испанцы поступали очень просто – обвязывали соломой и поджигали...

Уничтожив империю ацтеков и сделавшись наместником новой страны, названной Мексикой, Кортес не стал почивать на лаврах, он опять отправился в экспедицию – в Гондурас и Калифорнию. Он был готов без устали искать золото и убивать ради него до самого последнего дня своей жизни. При этом Кортесу безумно везло. Переболев в Америке смертельной тогда малярией, он вернулся в Испанию, где король пожаловал завоевателю титул маркиза. Уже будучи пожилым, Кортес командовал карательной экспедицией в Алжире. Умер он состоятельным и уважаемым человеком в своем поместье в Испании. Для наводнивших новые земли конкистадоров такая мирная кончина была большой редкостью.

Сервантес (1547–1616)

Бессмертный роман Мигеля де Сервантеса Сааведры «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский занимает второе место в мире после Библии по количеству переизданий.

В прошлом году четырехсотлетие со дня первой публикации прославившей Сервантеса книги широко отмечалось во всем мире. На родине писателя и его героев в честь юбилея «Дон Кихота было организовано около двух тысяч выставок, спектаклей и других мероприятий. Самым преданным почитателям романа предлагалось совершить тур по местам боевой славы рыцаря и его слуги – маршрут пролегал через сто пять деревень, в которых и происходило действие книги.

Между тем жизнь самого Сервантеса была ничуть не менее интересной, чем странствия его героя. Он родился в 1547 году в городке Алькала-де-Энарес в семье врача-хирурга, с детства тянулся к книгам и уже в юном возрасте сочинял стихи. В двадцать лет Мигель отправился в Италию. В 1570 году он оказывается на военной службе в королевском флоте и спустя год принимает участие в знаменитой битве при Лепанто, положившей конец турецкому господству на Средиземном море.

Сервантес в том сражении был серьезно ранен выстрелом из аркебузы, в результате чего его левая рука осталась парализованной. Но службу он не покинул и в дальнейшем воевал на Корфу и в Тунисе. Получив наконец разрешение поехать на родину, в Испанию, по дороге Сервантес попал в плен к алжирским пиратам и провел в рабстве долгих пять лет. Он неоднократно пытался бежать, но каждый раз его ловили. В итоге из плена его выкупили монахи братства Святой Троицы.

Вернувшись после всех скитаний в Мадрид, он женился и принялся писать свой первый роман – «Галатея». Но вскоре нужда заставила его перебраться в Севилью и занять должность сборщика налогов. В 1597 году за финансовую недостачу он попадает в тюрьму. Именно там ему и пришла в голову мысль написать роман о Дон Кихоте. В 1605 году книга была опубликована. Грандиозным успехом, обрушившимся на него, великий писатель наслаждался последние десять лет своей жизни, за которые успел написать вторую часть «Дон Кихота и роман «Странствия Персилеса и Сихизмунды». Последнюю книгу Сервантес завершил за три дня до кончины.

Сальвадор Дали (1904–1989)

В шесть лет он хотел стать поваром. В семь – Наполеоном. В результате стал одним из величайших художников в истории человечества.

О Сальвадоре Дали, его завораживающих картинах и любовной истории длиною в жизнь написаны сотни исследований и статей, и, вероятно, будет написано еще столько же. Слишком уж необычной была его жизнь и его граничащая с безумием гениальность. О гениальности этой сам Дали очень любил и говорить, и писать без всякой тени смущения. Он был абсолютно невосприимчив к какой"либо критике. И всегда был на сто процентов уверен в своей правоте.

«Меня совершенно не трогает, что пишут критики. Я"то знаю, что в глубине души они любят мои работы, но боятся признаться», – написал Дали в одной из своих статей. Когда в начале 30-х Андре Бретон и компания исключили его из кружка сюрреалистов за симпатии к Адольфу Гитлеру, Дали лишь рассмеялся в ответ, произнеся знаменитую фразу: «Сюрреализм – это я». Впрочем, политические пристрастия великого мистификатора никогда не были серьезными. Он лишь не хотел быть таким, как все, всегда противопоставлял себя окружающим, даже если это были его друзья. Когда вся творческая интеллигенция Испании поддержала Республику, Дали неожиданно для всех встал на сторону Франко.

Причины эксцентричного поведения и непростого характера художника следует искать в детстве. Мать страшно баловала своего единственного ребенка (старший брат Дали умер еще до рождения Сальвадора), прощая ему все капризы и истерики. Выходец из богатой семьи, Дали мог позволить себе эти капризы и в дальнейшем. В пятнадцать лет за «недостойное поведение его выгнали из монашеской школы, в девятнадцать – из академии художеств. Привычка "пошалить" не оставляла художника в течение всей его восьмидесятипятилетней жизни.

Одну из таких историй рассказал в эссе "Танец с саблям" иписатель Михаил Веллер. Известный советский композитор Арам Хачатурян, будучи в Испании, решил посетить великого художника. Прислуга Дали радушно приняла гостя, сообщив, что «маэстро работает, но скоро спустится». Хачатуряну были предложены фрукты, вино и сигары . Утолив жажду, он принялся ждать. Один час, два, три – Дали все не появляется. Проверил двери – они оказались запертыми. А композитору очень хотелось в туалет. И тогда он, почтенный гость из СССР, поступившись принципами и проклиная про себя сумасшедшего старика, был вынужден воспользоваться старинной мавританской вазой. И в тот самый момент из динамиков загремел знаменитый «Танец с саблями», двери распахнулись, и в комнату ворвался Дали – совершенно голый, верхом на швабре и с кривой саблей в руке. Бедный Арам Хачатурян, краснея от стыда, спасался от сюрреалиста бегством...

Свою последнюю выходку Дали проделал уже после смерти, наступившей 23 января 1989 года. Согласно завещанию, тело художника забальзамировали и на протяжении недели демонстрировали в доме-музее в Фигейрасе. Проститься с гением приехали десятки тысяч человек.

Гарсия Лорка (1898-1936)

Образ его уже давно героизировали и романтизировали. Оды и поэмы испанскому «невольнику честипосвящали его советские «коллегиЕвтушенко и Вознесенский. Из него пытались слепить певца революции. Но был ли Лорка им на самом деле? Большинство свидетельств указывает: с Че Геварой Лорку объединяло лишь то, что оба были любимы простым народом и расстреляны без суда и следствия. Федерико Гарсия Лорка родился в Андалузии, в крае, где замечательным образом сплелись цыганская и испанская культуры. Его мать прекрасно играла на пианино, а отец пел под гитару старинные андалузские «канте хондо». Стихи Лорка начал сочинять во время учебы в Гранадском университете, а в 1921 году в Мадриде вышел его первый поэтический сборник. Он писал много, рассказывая обо всем, что видит и чувствует, в поэмах, драмах, стихах, пьесах для кукольного театра. Он дружил с Сальвадором Дали и пробовал силы в живописи. Два года путешествовал по США и Кубе, а затем триумфально вернулся в Испанию, где в 1931 году провозглашается республика...

К тридцати пяти годам Лорка стал всемирно известным поэтом и драматургом. Он действительно поддерживал республиканское правительство, но быть политиком не стремился, оставаясь только художником. В самые первые месяцы гражданской войны он не внял советам друзей уехать на время в США, а отправился в родную Гранаду, где и был расстрелян фалангистами. Когда после убийства Гарсия Лорки стал создаваться образ мученика, отдавшего жизнь за идеи Республики, многие друзья поэта выразили «левымсвой протест. «Лорка, поэт до мозга костей, остается самым аполитичным существом из всех, кого мне довелось знать. Просто он оказался искупительной жертвой личных, сверхличных, местных страстей, а главное – пал безвинной добычей того всемогущего, судорожного, вселенского хаоса, который назывался гражданской войной в Испании», – писал о гибели Лорки Сальвадор Дали.

Со дня расстрела Лорки прошло семьдесят лет, а тело его до сих пор не найдено. Недавно правительство Андалузской автономии разработало грандиозную программу, целью которой является опознание тела поэта. Для этого власти попытаются идентифицировать останки четырех тысяч жертв франкистских репрессий, обнаруженных в братской могиле близ Гранады. Таких могил в Испании около пятидесяти тысяч.

Франсиско Франко (1892-1975)

17 марта 2005 года в Мадриде был убран последний памятник военному диктатору Испании генералу Франко. Гарцующий на лошади бронзовый генерал был снят с постамента на площади Сан Хуан де ла Круз и на грузовике доставлен на склад.

По официальной версии, Франко убрали потому, что памятник «мешал строительным работам». По данным опросов общественного мнения, бронзовый всадник не нравился большинству горожан. Однако вскоре после демонтажа на площади начался массовый митинг франкистов. Они несли в руках портреты генерала, распевали гимн прежнего режима, а затем возложили на осиротевший постамент букеты цветов с венками – за «спасение Испании от коммунизма»...

Генерал Франко лежит в могиле уже больше тридцати лет, а единодушия относительно его персоны в испанском обществе как не было, так и нет. Для одних он жестокий диктатор и «испанский Гитлер», для других – сильный политик и отец нации. Одни называют тридцать шесть лет диктатуры Франко эпохой застоя и безвременья, другие – самым стабильным периодом в испанской истории. Одни предпочитают помнить шестьсот тысяч человеческих жизней, унесенных гражданской войной в Испании, другие говорят, что без этой войны и без жестоких репрессий режима Франко Испания потеряла бы свою целостность и попросту перестала бы существовать. Франсиско Паулино Эрменхильдо Теодуло Франко Баамонде родился в 1892 году в Галисии. Он ходил в колледж Священного Сердца и неплохо рисовал – биографы пишут, что у юного Франко были большие способности. Но художником он не стал – в двенадцать лет мечтавший о военной карьере, Франсиско поступил в Морскую подготовительную школу. Закончив учебу в восемнадцать лет, он оправился воевать в Марокко.

Говорят, Франко очень комплексовал из-за своего невысокого роста (164 сантиметра) и готов был на все ради успешной карьеры. И она получилась не просто успешной – блестящей. В двадцать три года он стал майором, в тридцать три – генералом. В тридцать восемь, когда он возглавил военный мятеж против Республики, Франко произвел самого себя в генералиссимусы. В трехлетней гражданской войне фалангистам помогали итальянские и немецкие фашисты, а республиканцам – Советский Союз и сформированные из иностранных добровольцев интербригады. Свою войну с "призраком коммунизма" Франко называл второй Реконкистой, а себя приказал величать "каудильо" – как средневековых королей, сражавшихся с маврами.

Победа сторонников Франко в апреле 1939 года ознаменовала собой новый период в жизни Испании – эпоху военной диктатуры и тотальной власти каудильо. Впрочем, хитрому «пекеньо-коротышке», как окрестили Франко недоброжелатели, удалось сделать многое для блага своей страны. Убедив Гитлера в полной лояльности, Франко сумел при этом сохранить независимость Испании от Рейха, равно как и ее нейтралитет во Второй мировой войне. Это позволило диктатору восстановить разоренную долгой гражданской войной страну. В 1945-м на конференции в Потсдаме Испания не была признана страной_интервентом, что дало ей хорошую фору в послевоенное время.

Будучи «тираном и диктатором», именно Франко вернул Испании монархию, назначив своим преемником молодого принца Хуана Карлоса – человека, с именем которого в стране связывают осуществление реформ и наступление новой эры.

Пабло Пикассо (1881–1973)

Недавно российские экономисты подсчитали, что суммарная стоимость картин Пабло Пикассо превышает стоимость «Газпрома». И вряд ли это преувеличение.

За свою долгую девяностодвухлетнюю жизнь великий испанец создал сотни шедевров, которые оцениваются сегодня в десятки миллионов долларов. Именно картине Пикассо принадлежит рекорд как наиболее дорогому предмету искусства, проданному на аукционе. В 2004 году на "Сотбис" за сто четыре миллиона долларов ушла одна из ранних работ маэстро – «Мальчик с трубкой»...

Сам же Пикассо никогда в жизни не думал ни о больших деньгах, ни о наживе, ни даже о славе. Хотя с самого детства жил небогато, так как происходил из знатного, но обедневшего рода. Любовь к живописи маленькому Пабло привил его отец, Хосе Руис Бланко, преподававший рисование в университете галисийской Ла Коруньи. Однажды отец увидел карандашные наброски, сделанные Пабло, и был поражен мастерством мальчика. Тогда он вручил ему свою палитру и кисти и сказал: «Больше я ничему не смогу научить тебя, сын мой».

Первый творческий период юного Пикассо принято называть «голубым– из-за преобладания в его полотнах голубой тональности. В это время он жил в Париже и Барселоне и создавал один шедевр за другим – «Странствующие гимнасты», «Девочка на шаре», «Портрет Воллара». Он долго не мог продать ни одну из своих работ и с трудом сводил концы с концами. Положение Пикассо улучшилось лишь после знакомства с русским коллекционером Сергеем Щукиным, который был поражен картинами Пабло и приобрел пятьдесят его работ.

Пикассо часто называют основоположником кубизма, но сам он никогда не считал себя приверженцем какого-то одного жанра искусства. Он всегда экспериментировал – и в живописи, и в скульптуре, и в создании декораций для театра. В 1946 году, живя во Франции, он увлекся искусством керамики, а год спустя разработал особую технику литографии.

Одним из главных шедевров Пикассо считается "Герника" – грандиозное антивоенное полотно, написанное в ответ на бомбардировку немецкими союзниками генерала Франко города Герники в Стране басков в 1937 году. Городок сровняли с землей, за несколько часов погибли больше тысячи человек. И уже через два месяца после события панно появилось на Международной выставке в Париже. О преступлениях фашизма узнали все. "Герника" вернулась в Испанию, в музей Прадо в Мадриде в 1981 году. Ее создатель не дожил до окончания диктатуры Франко всего два года.

Хуан Антонио Самаранч (1920-2010)

Теперь уже бывший, а некогда казавшийся вечным президент Международного олимпийского комитета маркиз Хуан Антонио Самаранч больше всего на свете не любил, когда его критиковали и когда вспоминали его прошлое – очень непростое и неодно значное.

И поэтому когда британский репортер Эндрю Дженнингс разыскал в архиве и опубликовал фотографии, на которых будущий глава олимпийского движения, стоя на коленях, приветствует генерала Франко, реакция Самаранча была крайне жесткой. Когда журналист прибыл по редакционным делам в столицу олимпийского движения Лозанну, его тут же схватили и отправили за решетку по обвинению в распространении клеветы об испанском маркизе.

Отсидев в тюрьме пять дней, Дженнингс с удвоенным усердием продолжил подкоп под трон олимпийского императора. В вышедших в конце 90-х годов книгах "Властелины колец" и "Большое олимпийское надувательство" почтенный маркиз, вытащивший олимпийское движение из долговой ямы и превративший его в доходный бизнес, представлен «отъявленным конформистом, фашистом и коррупционером». Заслуги Самаранча в деле финансирования Олимпиад из таких доходных источников, как отчисления от рекламы и телетрансляций, автор мгновенно ставших бестселлерами книг назвал сомнительными, отметив, что вместе с большими деньгами в спорт пришли коррупция, допинг и скандалы.

Попутно читатель узнал много нелицеприятных фактов из биографии маркиза. Так, в молодости Самаранч, к полной неожиданности своей вполне демократической семьи, примкнул к франкистам. Позже он бросил любимую, но отнюдь не богатую девушку ради женитьбы на представительнице дворянского рода. В 60-е он был единственным каталонцем, входившим в составе франкистского правительства и, будучи наместником каудильо в родной Барселоне, жестко расправлялся с оппозицией...

Весной 1977 года разъяренная толпа оцепила резиденцию Самаранча в Барселоне, требуя крови «приспешника диктатора». Спецназ чудом успел эвакуировать каталонского премьера – сложно представить, что стало бы с историей олимпийского движения, если бы полицейские опоздали. Отправившись «в дипломатическое изгнаниев СССР, Хуан Антонио понял, что с большой политикой пора заканчивать – и занялся большим спортом.

В Испании его заслуги признают – многие согласились закрыть глаза на прошлое Самаранча, ведь Олимпиаду 1992 года выхлопотал для Барселоны именно он. Однако любить – не любят. Недавно в каталонской Альметии прошла акция протеста против решения властей назвать одну из улиц именем Самаранча.

Луис Бунюэль (1900–1983)

«Он снимал кино так, словно писал роман. А камерой пользовался, как ручкой. Он никогда не переснимал сцены. Если ты плохо сыграл, то переиграть уже не было никакой возможности. Он тут же переписывал сцену, иначе ему становилось скучно», – таким запомнился Луис Бунюэль звезде французского кино Кароль Буке – представительнице целой плеяды актеров и актрис, чей талант был открыт великим режиссером.

Луис Бунюэль, как и генерал Франко, свое первое образование получил в строгом иезуитском колледже. Только один из них стал реакционером и диктатором, а другой – преданным поборником свободы и демократии. Жизнь величайшего кинорежиссера, как и жизни десятков других представителей поколения золотой испанской интеллигенции начала XX века, можно разделить на две части. Первая – это счастливая и беззаботная пора молодости и дерзких экспериментов в искусстве и кинематографе, длившаяся до гражданской войны и установления режима каудильо Франко. Вторая – время, проведенное в эмиграции в США, Мексике, Франции и других странах мира. Главные вехи довоенной жизни Бунюэля – переезд в Мадрид в 1917 году, знакомство с Ортегой-и-Гассетом, Унамуно, Лоркой, Дали, участие в парижском движении «Авангард», режиссерские опыты в кино.

В 1928-м он снимает свой первый фильм «Андалузский пес», на который сразу же обрушивается с критикой католическая церковь. Запрещают к показу в стране и второй фильм Бунюэля «Золотой век», и документальную ленту «Земля без хлеба», рассказывающую об ужасных условиях крестьянского труда. Во время гражданской войны Бунюэль сразу же принял сторону республиканцев, и в 1939 году после победы хунты был вынужден уехать в США...

Удивительно, но вернулся он в Испанию двадцать два года спустя по приглашению того самого человека, который его из страны выгнал, – Франсиско Франко. Правда, роман режиссера и диктатора длился недолго. Снятая в 1961 году «Виридиана», восторженно встреченная европейской критикой и получившая Гран!при на фестивале в Каннах, в Испании была запрещена цензурой из-за обвинения в оскорблении церкви...

Бунюэля можно сравнить с хорошим испанским коллекционным вином. Чем старше становился режиссер, тем более изящные, красивые, продуманные картины выходили у него. Свои лучшие фильмы Луис Бунюэль снял уже в пожилом возрасте. Это и самые интересные работы с француженкой Катрин Денев в главной роли – "Дневная красавица" и «Тристана». И великолепное сюрреалистическое кинополотно «Скромное обаяние буржуазии», награжденное премией "Оскар" в 1972 году.

Кстати, вино маэстро, как настоящий испанец, очень любил. Но еще больше он любил вермут . В автобиографической книге "Бунюэль" о Бунюэле он подробно рассказывает, как готовится его любимый коктейль из Нуайи-Прата – самого сухого французского вермута. Главное условие – лед должен быть очень твердым и холодным – не меньше двадцати градусов ниже нуля. «Когда собираются друзья, я беру все нужное и сначала выливаю на очень твердый лед несколько капель Нуайи-Прата и пол-ложечки ангостурского кофейного ликера. Встряхиваю и опорожняю, оставляя только лед, сохранивший запах. Этот лед я и заливаю чистым джином, немного помешиваю и подаю на стол. Вот и все, но лучше не придумаешь».

Хулио Иглесиас (р. 1943)

Если бы маленькому Хулио Иглесиасу сказали, что он станет популярнейшим певцом Испании и продаст альбомов больше всех в мире, то он бы назвал такого предсказателя лжецом. Потому что с самых юных лет уроженец Мадрида готовился к карьере профессионального футболиста. Он и стал футболистом, и в восемнадцать лет защищал ворота главной команды страны – мадридского «Реала».

Однако спортивная карьера Иглесиаса завершилась, не успев толком начаться. Хулио попал в тяжелейшую аварию, два года провел в больнице. С амбициозными планами сыграть на чемпионате мира пришлось распрощаться. Зато он открыл в себе новый талант – к сочинению и исполнению песен. «Когда я понял, что буду жить, я начал думать, как жить дальше. Мне не хватало человеческого тепла, общения, и я стал искать их, сочиняя песни и подыгрывая себе на гитаре», – вспоминает Иглесиас. Уже первое выступление на конкурсе в Бенидорме принесло ему известность. В отличие от шумных и горячих певцов того времени Хулио Иглесиас выходил на сцену в неизменном костюме и галстуке, был спокоен и сдержан. Сначала его для приличия покритиковали. А потом все дружно принялись ему поклоняться. Песни Gwendoline, Paloma и Canto A Galicia стали национальными хитами.

Для того чтобы превратиться в певца Испании номер один, Иглесиасу хватило всего нескольких лет. И он до сих пор сохраняет пальму первенства, выпуская по альбому в год и беспрестанно гастролируя. По числу данных концертов – что-то около пяти тысяч – он лишь ненамного отстает от Джеймса Брауна. По количеству выпущенных номерных альбомов – почти восемьдесят – опережает Rolling Stones. Наконец, в Книге рекордов Гиннесса Хулио Иглесиас фигурирует как единственный в истории музыки обладатель «бриллиантового диска– он получил его за то, что в мире было продано свыше двухста пятидесяти миллионов копий его альбомов.

Испанские художники известны всем любителям живописи. Их картины находятся во многих музеях мира. Испания подарила нам большое количество удивляющих своим талантом людей во всех областях искусства. Мы же расскажем о нескольких выдающихся живописцах, потому что полный список составить трудно.

Музей Прадо

Коллекция этого королевского собрания удивительна тем, что в ней собраны практически все выдающиеся испанские художники, и нет иностранных. Это можно объяснить тем, что, начиная с XVI и до XIX столетия, все они служили при дворе королей. Другим очень крупным заказчиком являлась Церковь. Поэтому на картинах мы часто видим религиозные сюжеты. Частные заказы были достаточно редкими, и живопись являлась достоянием узкого круга ее ценителей. А теперь обратим свой взгляд на отдельных выдающихся представителей этой школы.

Эпоха Ренессанса

Великих, блестящих живописцев подарило нам время позднего Ренессанса. Испанские художники эпохи Возрождения - это, несомненно, Эль Греко, де Рибера, Сурбаран и Веласкес. На краткой биографии последнего мы остановимся. Он родился в Севилье и быстро стал в родных краях известным живописцем. Он отправился в Мадрид, но попасть к королевскому двору сразу не получилось. Довольно скоро он стал придворным живописцем.

Это произошло в 1623 году, когда художник написал портрет короля Филиппа IV. Чтобы усовершенствоваться, Диего Веласкес поехал в Италию, посетил Геную, Милан, Венецию и Рим. После этого его палитра заиграла яркими красками. Только после 1630 года его творчество можно назвать зрелым. Он много пишет портретов шутов и карликов, глубоко проникая в сокровенный внутренний мир людей, обиженных природой. После второй поездки в Италию, с 1651 года начинается поздний, наиболее совершенный период этого мастера. Он применяет новые техники, и из-под его кисти выходят портреты инфант, дам королевской семьи, глубоко психологический портрет Филиппа IV, а также масштабные полотна «Пряхи» и «Менины». Он скончался в 1660 году. Ему исполнился 61 год. Д. Веласкес оказал огромное влияние на развитие мировой живописи, и многие, не только испанские, художники учились на его работах.

Живописец, рисовальщик и гравер

Мы начинаем краткий разговор о Ф. Гойе. Его творчество не поддается какому-то одному определению. Оно свободно от условностей, наполнено страстью, безудержной фантазией. Мы представим полотно, которое выполнено в легком изящном стиле рококо.

Для нас это непривычный Гойя. Картина называется «Осень. Сбор винограда». Она очаровывает своей жизнерадостностью. Эта работа полностью декоративна и услаждает взгляд. В целом испанские художники учились у живописца другому, более сатирическому отображению жизни.

Другой жанр

Натюрморты писались в подражание фламандцам в XVII столетии, когда испанцы открыли их для себя. Фон эти полотна обычно имеют темный. Картины испанских художников характеризуются тщательно выверенной композицией, тонкой прорисовкой каждого цветка и лепестка, жучка или бабочки. Они также изображают моменты приготовления пищи. Работы настолько правдоподобны, что, глядя на них, хочется плотно поесть.

Здесь представлен натюрморт Луиса Мелендеса. Это был выдающийся мастер, который умел показать аппетитную еду. Все продукты подготовлены. Мы ждем только повара, который превратит их во вкусные блюда.

Известный испанский художник

В XX столетии трудно выбрать, кто более известен широкой публике - П. Пикассо или С. Дали. Пикассо создал более двадцати тысяч работ. Его довоенные полотна делят обычно на четыре периода, когда он проводил эксперименты с цветом и формой. Позже он ощутил, что живопись обладает бóльшим спектром воздействия на зрителя, и это отразилось в его полотнах. Его работы наиболее дорого оцениваются на аукционах. Сам же творец говорил, что хочет жить как бедный человек, но при этом быть богатым. Эксцентричный С. Дали поражал современников не только своими усами и фантастическими полотнами, пришедшими к нему из снов, но и выходками, которые активно работали на рекламу.

Коммерческая деятельность, благодаря жене, была очень успешной, и его работы могли покупать только очень состоятельные люди.

Далеко не все перечисленные испанские живописцы здесь представляют свою родину. Современные испанские художники работают по большей части в реалистическом или романтическом стиле. Находится место и фантастике, но она занимает малую часть. В их живописи представлены пейзажи, портреты, анималистические работы, натюрморты.

Это больше, чем красивые картинки, это отражение реальности. В произведениях великих художников можно увидеть, как менялся мир и сознание людей.

Искусство - это еще и попытка создать альтернативную реальность, куда можно спрятаться от ужасов своего времени, или желание изменить мир. Искусство XX века по праву занимает особое место в истории. Люди, жившие и творившие в те времена, пережили социальные потрясения, войны, небывалое развитие науки; и все это нашло отпечаток на их полотнах. Художники 20-го века приняли участие в создании современного видения мира.

Чьи-то имена до сих пор произносят с придыханием, а чьи-то несправедливо забыты. У кого-то был настолько противоречивый творческий путь, что мы до сих пор не можем дать ему однозначную оценку. Этот обзор посвящен 20 величайшим художникам 20-го века. Камиль Писарро - французский живописец. Выдающийся представитель импрессионизма. На творчество художника оказали влияние Джон Констебла, Камиль Коро, Жан Франсуа Милле.
Родился 10 июля 1830 года в городе Сент-Томас, скончался 13 ноября 1903 года в Париже.

Эрмитаж в Понтуазе, 1868

Оперный проезд в Париже, 1898

Закат в Варенжвилле, 1899

Эдгар Дега - французскийхудожник, один из величайших импрессионистов. На творчестве Дега прослеживалось влияние японской графики Родился 19 июля 1834 года в Париже, скончался 27 сентября 1917 года в Париже.

Абсент, 1876

Звезда, 1877

Причесывающаяся женщина, 1885

Поль Сезанн - французский художник, один из величайших представителей постимпрессионизма. В своем творчестве стремился к раскрытию гармонии и уравновешенности природы. Его творчество оказало громадное влияние на мировоззрения художников XX века.
Родился 19 января 1839 года в городе Экс-ан-Прованс, Франция, скончался 22 октября 1906 года в Экс-ан-Прованс.

Картежники, 1893

Современная Олимпия, 1873

Натюрморт с черепами, 1900


Клод Моне - выдающийся французский живописец. Один из основоположников импрессионизма. В своих работах Моне стремился передать богатство и насыщенность окружающего мира. Для его позднего периода характерны декоративизм и
Для позднего периода творчества Моне характерны декоративизм, все большее растворение предметных форм в изощренных сочетаниях цветовых пятен.
Родился 14 ноября 1840 года в Париже, скончался 5 декабря 1926 в Жверни.

Утес Уелк в Пурвилле, 1882


После ланча, 1873-1876


Этрет, закат, 1883

Архип Куинджи - известныйроссийский художник, мастер пейзажной живописи. Рано лишился родителей. С ранних лет стала проявляться любовь к живописи. Творчество Архипа Куинджи оказало огромное влияние на Николая Рериха.
Родился 15 января 1841 года в Мариуполе, скончался 11 июля 1910 года в Санкт-Петербурге.

"Волга", 1890-1895

"Север" , 1879

"Вид на Кремль с Замоскворечья", 1882

Пьер Огюст Ренуар - французский художник, график, скульптор, один из выдающихся представителей импрессионизма. Также был известен как мастер светского портрета. Огюст Роден стал первым импрессионистом, ставшим популярным среди состоятельных парижан.
Родился 25 февраля 1841 года в Лиможе Франция, скончался 2 декабря 1919 года в Париже.

Мост искусств в Париже, 1867


Бал в Мулен де ла Галетт, 1876

Жанна Самари, 1877

Поль Гоген - французский художник, скульптор-керамист, график. Наравне с Полем Сезаном и Винсентом Ван Гогом является одним из виднейших представителей постимпрессионизма. Художник жил в нищете, потому что его картины не пользовались спросом.
Родился 7 июня 1848 года в Париже, скончался 8 мая 1903 года на острове Хива-Оа, Французская Полинезия.

Бретонский пейзаж, 1894

Бретонская деревня в снегу, 1888

А ты ревнуешь? 1892

День святых, 1894

Василий Кандинский - русский и немецкий художник, поэт, теоретик искусства. Считается одним из лидеров авангарда 1-ой половины 20 века. Входит в число основоположников абстрактного искусства.
Родился 22 ноября 1866 года в Москве, скончался 13 декабря 1944 года в местечке Нейи-сюр-Сен, Франция.

Пара, едущая верхом на коне, 1918

Пестрая жизнь, 1907

Москва 1, 1916

В сером, 1919

Анри Матисс - один из величайших французских художников и скульпторов. Один из основателей течения фовистов. В своем творчестве стремился к передаче эмоций через цвет. На своем творчестве испытал воздействие исламской культуры западного Магриба. Родился 31 декабря 1869 года в городе Ле Като, скончался 3 ноября 1954 года в городке Симье.

Площадь в Сен-Тропе, 1904

Очертания Нотр-Дам ночью, 1902

Женщина в шляпе, 1905

Танец, 1909

Итальянка,1919

Портрет Делекторской, 1934

Николай Рерих - русский художник, писатель, ученый, мистик. За свою жизнь написал более 7000 картин. Один из выдающихся деятелей культуры XX века, основатель движения «Мир через культуру».
Родился 27 октября 1874 года в Санкт-Петербурге, скончался 13 декабря 1947 года в городе Кулу, штат Химачал-Прадеш, Индия.

Заморские гости, 1901

Великий дух Гималаев, 1923

Весть Шамбалы, 1933

Кузьма Петров-Водкин - российский художник, график, теоретик, писатель, педагог. Был одним из идеологов реорганизации художественного образования в СССР.
Родился 5 ноября 1878 года в городе Хвалынск Саратовской губерни, умер 15 февраля 1939 года в Ленинграде.

«1918 год в Петрограде», 1920

«Играющие мальчики», 1911

Купание красного коня, 1912

Портрет Анны Ахматовой

Казимир Малевич - русский художник, основоположник супрематизма— направления в абстрактном искусстве, педагог, теоретик искусства и философ
Родился 23 февраля 1879 года в Киеве, умер 15 мая 1935 года в Москве.

Отдых (Общество в цилиндрах), 1908

«Крестьянки с ведрами», 1912-1913

Черный супрематический квадрат, 1915

Супрематическая живопись, 1916

На бульваре,1903


Пабло Пикассо - испанский художник, скульптор, скульптор, дизайнер керамист. Один из основоположников кубизма. Творчество Пабло Пикассо оказало существенное влияние на развитие живописи XX века. По результатам опроса читателей журнала Time
Родился 25 октября 1881 года в городе Малага Испания, умер 8 апреля 1973 года в Мужене, Франция.

Девочка на шаре, 1905

Портрет Амбруаза Валлора, 1910

Три грации

Портрет Ольги

Танец, 1919

Женщина с цветком, 1930

Амадео Модильяни - итальянский художник, скульптор. Один из ярчайших представителей экспрессионизма. При жизни имел лишь одну выставку в декабре 1917 года в Париже. Родился 12 июля 1884 года в городе Ливорно, Италия, скончался 24 января 1920 года от туберкулеза. Мировое признание получил посмертно Мировое признание получил посмертно.

Виолончелист, 1909

Супруги, 1917

Жоан Эбютерн, 1918

Средиземноморский пейзаж, 1918


Диего Ривера - мексиканский живописец, муралист, политик. Был супругом Фриды Кало. В их доме нашел приют на короткое время Лев Троцкий.
Родился 8 декабря 1886 года в Гуанахуато, скончался 21 декабря 1957 года в Мехико.

Нотр-Дам де Пари в дождь, 1909

Женщина у колодца, 1913

Союз крестьянина и рабочего, 1924

Промышленность Детройта, 1932

Марк Шагал - Российский и французский живописец, график, иллюстратор, театральных художник. Один из величайших представителей авангадра.
Родился 24 июня 1887 года в городе Лиозно, Могилевской губернии, скончался 28 марта 1985 года в Сен-Поль-де-Прованс.

Анюта (Портрет сестры), 1910

Невеста с веером, 1911

Я и деревня, 1911

Адам и Ева, 1912


Марк Ротко (наст. Марк Роткович) - американский художник, один из основателей абстрактного экспрессионизма и основоположник живописи цветового поля.
Первые работы художника были созданы в реалистичном духе, однако, затем к середине 40-х годов Марк Ротко обращается к сюрреализму. К 1947 году случается важнейший перелом в творчестве Марка Ротко, он создает собственный стиль - абстрактный экспрессионизм, в котором отходит от предметных элементов.
Родился в 25 сентября 1903 года в городе Двинск (ныне Даугавпилс), скончался 25 февраля 1970 года в Нью-Йорке.

Без названия

Номер 7 или 11

Оранжевый и желтый


Сальвадор Дали - живописец, график, скульптор, писатель, дизайнер, режиссёр. Пожалуй, самый известный представитель сюрреализма и один из величайших художников XX века.
Автор дизайна Чупа-Чупс.
Родился 11 мая 1904 года в городе Фигерас, Испания, скончался 23 января 1989 года в Испании.

Искушение святого Антония, 1946

Тайная вечеря, 1955

Женщина с головой из роз, 1935

Моя жена Гала, обнаженная, смотрит на свое тело, 1945

Фрида Кало - мексиканский художник и график, одна из ярчайших представителей сюрреализма.
Фрида Кало начала рисовать после автокатастрофы, в результате которой оказалась прикованной к кровати на год.
Была замужем за известным мексиканским художником-коммунистом Диего Риверой. У них в доме нашел не надолго убежище Лев Троцкий.
Родилась 6 июля 1907 года в городе Койоакан, Мексика, умерла 13 июля 1954 года в Койоакане.

Объятия вселенской любви, Земля, я, Диего и Коатль, 1949

Моисей (Ядро Создания),1945

Две Фриды, 1939


Энди Уорхол (наст. Андрей Вархола) - американский художник, дизайнер, режиссёр, продюсер, издатель, писатель, коллекционер. Основатель поп-арта, яаляется одной из самых противречивых личностей в истории культуры. По жизни художника снято несколько фильмов.
Родился в 6 августа 1928 года в Питсбурге, штат Пенсильвания, скончался в 1963 году в Нью-Йорке.

Великие испанские художники в своих работах затрагивали темы, которые волнуют каждого человека, поэтому их имена остались в веках. Начиная с Эль Греко, можно выделить девять таких мастеров, живших с XVI по XX век. Наивысшим расцветом является XVII век. Иначе его еще называют Золотым. Это период барокко.

Шестнадцатый век

Первым, кто прославил испанскую школу, был грек Доменико Теотокопулос (1541-1614), которого прозвали в Испании Эль Греко. В те времена часто пылали костры над еретиками. Поэтому светские темы практически не затрагивались. Станковая и фресковая живопись - это разновидности иллюстраций к Святому писанию. Но и тут следовало проявлять большую осторожность. Требовались традиционные трактовки.

Эль Греко сочетает религиозные темы с изумительным по красоте и пышности цветовым решением, которое предваряет появление барокко. Один из его шедевров, «Апостолы Петр и Павел» (1582-592), хранится в России. На нем изображен простой неграмотный рыбак Петр и создатель всей христианской доктрины высокообразованный Павел, естественно, с Библией. Христианство в первые века завоевало все сердца своей любовью к людям, милосердием и простотой - достаточно было только поверить, и любой человек, образованный и нет, бедный или богатый, становился христианином. Испанские художники многому научились у живописца, обладавшего неповторимым стилем, связанным с болезнью глаз. Однако на долгий период его живопись была забыта и вновь открыта через три столетия.

Барокко - Золотой век

Как нигде, католицизм по-прежнему силен, более того, он представляет мощную и грозную силу, которая требует от человека умерщвления плотских желаний и радостей и полного погружения в религиозную обрядность. Испанские художники, такие, как Хосе Рибера (1591-1652), (1598-1664), Диего Веласкес (1599-1660) и Бартоломео Мурильо (1617-1682) являются ярчайшими представителями этого периода. Они знакомы с работами Караваджо, который оказывает на них большое влияние, не своими натюрмортами, а своим осмыслением того, что есть смерть и как близко она соприкасается с жизнью.

Испанские художники Рибера и Сурбаран

Это объединение несколько условно. Живопись Хосе Риберы (1591-1652) отличает тематика, связанная с мученичеством и натурализмом в изображении страданий святых и героев из мифологии, а также резкая контрастность света и тени. Франсиско Сурбаран (1598-1664) свои лучшие картины, окрашенные лиризмом, создает в 30-годы XVI века. В 1662 году он с умилением напишет «Мадонну с младенцем и Иоанном Крестителем».

Светлый образ младенца, находящегося в центре простой и естественной композиции, сразу привлекает внимание, как и нежный лик Мадонны, и золотистые одежды преклонившего колени Иоанна, у ног которого расположилась символичная белая овечка. Выросший Христос будет пастырем огромного стада уверовавших в него. Сурбаран пишет только с натуры - это его принцип, используя контраст глубоких теней и сильного света. Сурбаран был дружен с гениальным художником Диего Веласкесом, который помогал ему с заказами. Испанские художники стремились поддержать друг друга.

Веласкес (1599-1660)

Первоначально испанский художник Диего Веласкес, живя в Севилье, много работает над жанровыми сценками, а также над аллегорическими картинами. Но знакомство с итальянской живописью из королевской коллекции очень изменило его эстетические взгляды. Он меняет колорит на нежно-серебристый и переходит к прозрачным тонам. С большим трудом ему удается получить место придворного живописца. Но король Филипп IV сразу оценил дар молодого художника, и тот в дальнейшем создавал портреты членов королевской семьи. Вершиной в его творчестве явились две картины, неразгаданные до сих пор, до того много смыслов заложил в них художник. Это «Менины» (1656), то есть свита придворных при наследниках королевского престола, и «Пряхи» (1658).

В «Менинах» на первый взгляд кажется все просто. В большой комнате находятся молодая инфанта, окруженная фрейлинами, телохранитель, два карлика, собака и художник. Но за спиной живописца на стене висит зеркало, в котором отражаются король с королевой. Есть королевская чета в комнате или нет - это одна из загадок. Их много больше, на огромную статью. И ни на одну загадку не дается однозначного ответа.

От Франсиско Гойи до Сальвадора Дали

Родившись в Сарагосе, Гойя (1746-1828) становится официальным придворным художником, но потом теряет это место и получает должность вице-директора Академии художеств. В любом качестве Гойя работает много и быстро, создавая картоны для шпалер, портреты, расписывает церкви, пишет картины для кафедрального собора в Валенсии. Он работает всю жизнь упорно и много, меняясь как мастер, переходя от светлых праздничных композиций с насыщенными цветами к стремительной и резкой графике, а если это живопись, то темная и мрачная.

Школа рисования в Испании не умирает, но следующий художник испанской живописи, большой мастер, появится в 1881 году. Это Пикассо. Чем только не отмечено его творчество. Это и «голубой» и «розовый» периоды, и кубизм, и сюрреализм, и пацифизм. За всеми его работами стоит тонкая ирония и желание продаваться. А рисовать он умел. Создавая в кубистический период портреты своей возлюбленной, которые продавались, как горячие пирожки, для себя он пишет ее в стиле реализма. И только став обеспеченным человеком, он стал позволяет себе рисовать, как он хочет.

Лаконична его работа «Дон Кихот» (1955). Изображены сам рыцарь, его оруженосец, конь, ослик и несколько Дон Кихот легок, невесом, а Росинант - почти мешок с костями. В противоположность ему Санчо слева - черная тяжелая масса. И хотя обе фигуры стоят на месте, рисунок полон движения. Линии энергичные, броские, полны юмора.

Эксцентричен известный испанский художник Сальвадор Дали. У этого человека все шло на продажу. И картины, и дневники, и книги. Состояние он себе сделал благодаря энергичной помощи жены более известной как Гала. Она была и его музой, и менеджером. Их союз был очень успешен в коммерческом плане.

Завершая на этом статью на тему об известных испанских художниках, нужно сказать, что они все обладали яркой, как солнце Испании, индивидуальностью.