Немецкий живописец конца 19 начала 20 века. Немецкие художники, начало XX века. «Этюд женщины в голубом»

В искусстве Германии конец 19 века ознаменовался зарождением и развитием различных течений. Стиль модерн, получивший здесь особенно широкое распространение, находит свое выражение не только в архитектуре и прикладном искусстве, но и в живописи и в графике, нередко смыкаясь с декадентским, реакционным течением символизма. По пути символизма развиваются такие немецкие художники, как Франц Штук (1863-1928), Макс Клингер (1857-1920) и живший в Германии швейцарец Арнольд Беклин (1827-1901). Сознательная изолированность от современной общественной жизни, уход в мир отвлеченных, мистических представлений, обращение к надуманным фантастическим или литературным сюжетам характерны, хотя и в разной степени, для творчества этих художников. Нервозная экспрессивность образов, усложненная форма выражения часто сочетаются в их работах с сухостью и натуралистической тщательностью выполнения. Орнаментальная декоративность и нарочитая сложность композиций и рисунка свидетельствуют о близости этих художников к стилю модерн. Условное, отмеченное чертами болезненного надлома, искусство символистов явилось в конце 19 века наиболее ярким выражением кризиса буржуазной культуры Германии.
Импрессионизм. Макс Либерман. В конце 1880-х - начале 1890-х годов значительное развитие получает в искусстве Германии импрессионизм. Наиболее крупным художником, примкнувшим к этому течению, был Макс Либерман (1847-1935). В начале своего творческого пути он развивал традиции реалистического искусства Менцеля в портретах и жанровых картинах. В последних он изображал главным образом народную жизнь, часто сцены труда. Они отличались реализмом трактовки, демократическим характером образов («Мастерская сапожника», 1881, Берлин, Национальная галерея; «Приготовление консервов», 1880, Лейпциг, Музей). Позже, с начала 1890-х годов, Либерман становится преимущественно бытописателем светского общества, особенно охотно изображая различные сцены на открытом воздухе. В трактовке их он следует решениям и приемам французских импрессионистов.
К числу наиболее известных немецких импрессионистов относится также живописец и график Ловис Коринт (1858-1925).

XIX век оставил неизгладимые отпечатки на всех видах искусства. Это время смены социальных норм и требований, колоссального прогресса в архитектуре, строительстве и промышленности. В Европе активно проводятся реформы и революции, создаются банковские и правительственные организации, и все эти изменения прямым образом сказывались на деятелях искусства. Зарубежные художники XIX века перевели живопись на новый более современный уровень, постепенно вводя такие направления, как импрессионизм и романтизм, которым пришлось пройти немало испытаний, прежде чем стать признанными обществом. Художники прошлых веков не спешили наделять своих персонажей бурными эмоциями, а изображали их более или менее сдержанными. Но импрессионизм имел в своих чертах необузданный и смелый фантастический мир, который ярко сочетался с романтичной загадочностью. В XIX веке художники стали думать нестандартно, напрочь отвергая принятые шаблоны, и эта сила духа передается в настроении их произведений. В этот период творило множество художников, имена которых мы по сей день считаем великими, а их произведения - неподражаемыми.

Франция

  • Пьер Огюст Ренуар. Успеха и признания Ренуар добился великим упорством и трудом, которым другие художники могли бы позавидовать. Он создавал новые шедевры вплоть до самой своей смерти, несмотря на то, что был очень болен, и каждый взмах кисти приносил ему страдание. За его работами по сей день гоняются коллекционеры и музейные представители, так как творчество этого великого художника является бесценным даром человечеству.

  • Поль Сезанн. Являясь человеком неординарным и своеобразным, Поль Сезанн прошел адские испытания. Но среди гонения и жестоких насмешек он неустанно трудился, развивая свой талант. Его великолепные работы имеют несколько жанров – портреты, пейзажи, натюрморты, которые смело можно считать основополагающими источниками начального развития постимпрессионизма.

  • Эжен Делакруа. Смелые поиски нового, горячий интерес к современности были свойственны работам великого художника. Он, в основном, любил изображать битвы и сражения, но даже в портретах сочетается несочетаемое - красота и борьба. Романтизм Делакруа берет начало из его такой же неординарной личности, которая одновременно сражается за свободу и блещет душевной красотой.

  • Испания

    Пиренейский полуостров также подарил нам немало известных имен, среди которых:

    Нидерланды

    Винсент Ван Гог – один из самых выдающихся голландцев. Как всем известно, Ван Гог страдал сильным психическим расстройством, но это никак не повлияло на его внутренний гений. Выполненные в необычной технике, его картины стали популярны только после смерти художника. Самые известные: «Звездная ночь», «Ирисы», «Подсолнухи» входят в список самых дорогих произведений искусства во всем мире, хотя Ван Гог не имел никакого специального художественного образования.

    Норвегия

    Эдвард Мунк – уроженец Норвегии, прославившийся своей живописью. Творчество Эдварда Мунка резко отличается меланхоличностью и неким безрассудством. Смерть матери и родной сестры еще в детстве и неблагополучные отношения с дамами очень повлияли на манеру живописи художника. Например, всем известная работа «Крик» и не менее популярная - «Больная девочка» несут в себе боль, страдание и угнетение.

    США

    Кент Рокуэлл – один из знаменитых американских пейзажистов. Его работы сочетают в себе реализм и романтизм, что очень точно передает настроение изображаемого. На его пейзажи можно смотреть часами и каждый раз трактовать символы по-разному. Немногим художникам удавалось изобразить зимнюю природу так, чтобы смотрящие на нее люди по-настоящему испытывали холод. Насыщенность цветов и контрастность – это узнаваемый почерк Рокуэлла.

    XIX век богат яркими творцами, которые внесли огромный вклад в искусство. Зарубежные художники XIX века открыли двери нескольким новым направлениям, таким как постимпрессионизм и романтизм, что, на самом деле, оказалось непростой задачей. Большинство из них неустанно доказывали обществу, что их творчество имеет право на существование, но многим это удалось, к сожалению, только после смерти. Их необузданный характер, смелость и готовность к борьбе сочетаются с исключительным талантом и легкостью восприятия, что дает им полное право занимать существенную и значимую ячейку .

    ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

    Герман (Хаим Аарон) Штрук родился в 1876 году в Берлине в ультра ортодоксальной семье и всю жизнь был глубоко религиозным евреем. Тем не менее, он выбрал не совсем принятый для его круга род занятий: стал художником.
    С юных лет Герман увлекался рисованием, посещал художественную студию, а в 19 лет стал студентом Берлинской Академии искусств.
    Закончив после пяти лет учебы в 1900 году Академию искусств в Берлине, Штрук поехал в Голландию, где стал учеником Йозефа Израэлса.
    Рано примкнул к сионистам, был одним из учредителей сионистской религиозной организации в Германии и готовил религиозную молодежь к сионистской деятельности в Палестине.
    Наиболее всего Штрука привлекала графика - в Голландии он изучал офорт и литографию. Там же, в Голландии, Штрук познакомился с известным немецким импрессионистом Максом Либерманом, вовлекшим позднее Штрука в основанное им творческое объединение "Берлинский Сецессион".
    Завершив обучение в Академии, Штрук сам начинает преподавать. Среди его учеников были будущие звезды немецкого импрессионизма: Ури Лессер, Ловис Коринт и Макс Слефогт.
    В 1909 г. берлинский издатель Поль Кассирер, издал ставшее настольной книгой художников руководство Германа Штрука «Искусство гравирования».
    В 1923 г. вышло уже пятое издание этого учебника тиражом 14 тысяч экземпляров, которое готовилось особенно тщательно.
    Штрук был широко известен как график-портретист. Среди его работ в этом жанре – портреты Герцля, Фрейда, Эйнштейна, художников Йозефа Исраэлса и Леонида Пастернака, Гейне, Стефана Цвейга, Генрика Ибсена, Фридриха Ницше и Оскара Уальда.
    Эйнштейну так понравился его портрет, что он отпечатал несколько копий и посылал на память своим друзьям. На обороте этих портретов он не забывал указать - "Художник Герман Штрук".
    Герман Штрук был гравером, обучившим в Берлине технике гравирования Марка Шагала.
    Марк Шагал пробыл в Берлине с мая 1922 по август 1923 гг. Этот период можно назвать переломным в творчестве художника. Шагал давно мечтал освоить различные графические техники, чтобы дать возможность как можно большему числу людей увидеть свои работы.
    Знаменитый издатель Поль Кассирер оказал М. Шагалу содействие в знакомстве с Германом Штруком. Благодаря Герману Штруку Шагал быстро овладел техникой офорта и всего через неделю с быстрым и ошеломляющим результатом стал создавать работы.

    Среди учеников Штрука был и Леонид Пастернак, отец поэта Бориса Пастернака. Художник Пастернак признавал, что его друг Герман Штрук не только обучал его гравюре, но и помог ему обратить внимание на еврейскую тематику в картинах Рембрандта.
    В годы первой мировой войны Штрук служил офицером штаба немецкого командования на оккупированных территориях Литвы и Белоруссии и отвечал за контакты с еврейским населением.
    В начале Первой мировой войны, перед тем, как стать солдатом, Штрук в качестве члена «Еврейского комитета помощи для Литвы и Польши» объездил территории Польши, Литвы, Латвии и Беларуси, занятые немецкими войсками. При этом у него всегда был с собой блокнот, и он делал зарисовки всех тех мест, что встречались на его пути.
    На основе этих зарисовок была создана целая серия литографий, изданная в 1915 г. в Берлине.
    Содействовал доставке гуманитарной помощи евреев США евреям Литвы; по особому разрешению немецкого командования ездил в Швейцарию с целью возобновить прекратившиеся после вступления США в войну поставки продовольствия и медикаментов евреям, что и было им достигнуто.
    По окончании войны входил в состав группы немецких специалистов, участвовавших в Парижской мирной конференции.

    До и после войны много путешествовал по миру, в 1903 и 1921 посетил Палестину, куда переселился окончательно в 1922 г. Жил в Хайфе, участвовал в культурной деятельности, был одним из инициаторов создания городского художественного музея в Тель-Авиве (открыт в 1931), широко занимался благотворительностью.
    Рисовал израильские пейзажи, Иерусалим и его окрестности. Штрук гравировал обычно с натуры прямо на доску без предварительных набросков. Выработанная им собственная техника отличалась разнообразием приемов гравирования, что расширяло его возможности.
    Во время Второй мировой войны Штрук всячески способствовал спасению евреев из захваченных нацистами стран Европы.
    Настенная доска в его доме напоминает, что в 1939 году Штрук спас 50 детей из Германии, Чехии и Австрии и привез их на Ближний Восток в сельскохозяйственную религиозную школу. Они стали третьим выпуском этой школы.
    Он умер в 1944 году в Хайфе и через 63 года после смерти удостоился ретроспективной выставки в Берлине и в Галилее. В связи с открытием выставки в Тефене (Музей немецкоязычного еврейства) канцлер Германии Ангела Меркель направила организаторам письмо, где отозвалась о Штруке, как о выдающемся немецком художнике.
    Издана 600-страничная книга о Штруке на иврите и немецком с иллюстрациями.
    Имя выдающегося представителя еврейской культуры XX века Германа Штрука почитаемо и поныне. Оно по праву занесено в энциклопедии.

    Это больше, чем красивые картинки, это отражение реальности. В произведениях великих художников можно увидеть, как менялся мир и сознание людей.

    Искусство - это еще и попытка создать альтернативную реальность, куда можно спрятаться от ужасов своего времени, или желание изменить мир. Искусство XX века по праву занимает особое место в истории. Люди, жившие и творившие в те времена, пережили социальные потрясения, войны, небывалое развитие науки; и все это нашло отпечаток на их полотнах. Художники 20-го века приняли участие в создании современного видения мира.

    Чьи-то имена до сих пор произносят с придыханием, а чьи-то несправедливо забыты. У кого-то был настолько противоречивый творческий путь, что мы до сих пор не можем дать ему однозначную оценку. Этот обзор посвящен 20 величайшим художникам 20-го века. Камиль Писарро - французский живописец. Выдающийся представитель импрессионизма. На творчество художника оказали влияние Джон Констебла, Камиль Коро, Жан Франсуа Милле.
    Родился 10 июля 1830 года в городе Сент-Томас, скончался 13 ноября 1903 года в Париже.

    Эрмитаж в Понтуазе, 1868

    Оперный проезд в Париже, 1898

    Закат в Варенжвилле, 1899

    Эдгар Дега - французскийхудожник, один из величайших импрессионистов. На творчестве Дега прослеживалось влияние японской графики Родился 19 июля 1834 года в Париже, скончался 27 сентября 1917 года в Париже.

    Абсент, 1876

    Звезда, 1877

    Причесывающаяся женщина, 1885

    Поль Сезанн - французский художник, один из величайших представителей постимпрессионизма. В своем творчестве стремился к раскрытию гармонии и уравновешенности природы. Его творчество оказало громадное влияние на мировоззрения художников XX века.
    Родился 19 января 1839 года в городе Экс-ан-Прованс, Франция, скончался 22 октября 1906 года в Экс-ан-Прованс.

    Картежники, 1893

    Современная Олимпия, 1873

    Натюрморт с черепами, 1900


    Клод Моне - выдающийся французский живописец. Один из основоположников импрессионизма. В своих работах Моне стремился передать богатство и насыщенность окружающего мира. Для его позднего периода характерны декоративизм и
    Для позднего периода творчества Моне характерны декоративизм, все большее растворение предметных форм в изощренных сочетаниях цветовых пятен.
    Родился 14 ноября 1840 года в Париже, скончался 5 декабря 1926 в Жверни.

    Утес Уелк в Пурвилле, 1882


    После ланча, 1873-1876


    Этрет, закат, 1883

    Архип Куинджи - известныйроссийский художник, мастер пейзажной живописи. Рано лишился родителей. С ранних лет стала проявляться любовь к живописи. Творчество Архипа Куинджи оказало огромное влияние на Николая Рериха.
    Родился 15 января 1841 года в Мариуполе, скончался 11 июля 1910 года в Санкт-Петербурге.

    "Волга", 1890-1895

    "Север" , 1879

    "Вид на Кремль с Замоскворечья", 1882

    Пьер Огюст Ренуар - французский художник, график, скульптор, один из выдающихся представителей импрессионизма. Также был известен как мастер светского портрета. Огюст Роден стал первым импрессионистом, ставшим популярным среди состоятельных парижан.
    Родился 25 февраля 1841 года в Лиможе Франция, скончался 2 декабря 1919 года в Париже.

    Мост искусств в Париже, 1867


    Бал в Мулен де ла Галетт, 1876

    Жанна Самари, 1877

    Поль Гоген - французский художник, скульптор-керамист, график. Наравне с Полем Сезаном и Винсентом Ван Гогом является одним из виднейших представителей постимпрессионизма. Художник жил в нищете, потому что его картины не пользовались спросом.
    Родился 7 июня 1848 года в Париже, скончался 8 мая 1903 года на острове Хива-Оа, Французская Полинезия.

    Бретонский пейзаж, 1894

    Бретонская деревня в снегу, 1888

    А ты ревнуешь? 1892

    День святых, 1894

    Василий Кандинский - русский и немецкий художник, поэт, теоретик искусства. Считается одним из лидеров авангарда 1-ой половины 20 века. Входит в число основоположников абстрактного искусства.
    Родился 22 ноября 1866 года в Москве, скончался 13 декабря 1944 года в местечке Нейи-сюр-Сен, Франция.

    Пара, едущая верхом на коне, 1918

    Пестрая жизнь, 1907

    Москва 1, 1916

    В сером, 1919

    Анри Матисс - один из величайших французских художников и скульпторов. Один из основателей течения фовистов. В своем творчестве стремился к передаче эмоций через цвет. На своем творчестве испытал воздействие исламской культуры западного Магриба. Родился 31 декабря 1869 года в городе Ле Като, скончался 3 ноября 1954 года в городке Симье.

    Площадь в Сен-Тропе, 1904

    Очертания Нотр-Дам ночью, 1902

    Женщина в шляпе, 1905

    Танец, 1909

    Итальянка,1919

    Портрет Делекторской, 1934

    Николай Рерих - русский художник, писатель, ученый, мистик. За свою жизнь написал более 7000 картин. Один из выдающихся деятелей культуры XX века, основатель движения «Мир через культуру».
    Родился 27 октября 1874 года в Санкт-Петербурге, скончался 13 декабря 1947 года в городе Кулу, штат Химачал-Прадеш, Индия.

    Заморские гости, 1901

    Великий дух Гималаев, 1923

    Весть Шамбалы, 1933

    Кузьма Петров-Водкин - российский художник, график, теоретик, писатель, педагог. Был одним из идеологов реорганизации художественного образования в СССР.
    Родился 5 ноября 1878 года в городе Хвалынск Саратовской губерни, умер 15 февраля 1939 года в Ленинграде.

    «1918 год в Петрограде», 1920

    «Играющие мальчики», 1911

    Купание красного коня, 1912

    Портрет Анны Ахматовой

    Казимир Малевич - русский художник, основоположник супрематизма— направления в абстрактном искусстве, педагог, теоретик искусства и философ
    Родился 23 февраля 1879 года в Киеве, умер 15 мая 1935 года в Москве.

    Отдых (Общество в цилиндрах), 1908

    «Крестьянки с ведрами», 1912-1913

    Черный супрематический квадрат, 1915

    Супрематическая живопись, 1916

    На бульваре,1903


    Пабло Пикассо - испанский художник, скульптор, скульптор, дизайнер керамист. Один из основоположников кубизма. Творчество Пабло Пикассо оказало существенное влияние на развитие живописи XX века. По результатам опроса читателей журнала Time
    Родился 25 октября 1881 года в городе Малага Испания, умер 8 апреля 1973 года в Мужене, Франция.

    Девочка на шаре, 1905

    Портрет Амбруаза Валлора, 1910

    Три грации

    Портрет Ольги

    Танец, 1919

    Женщина с цветком, 1930

    Амадео Модильяни - итальянский художник, скульптор. Один из ярчайших представителей экспрессионизма. При жизни имел лишь одну выставку в декабре 1917 года в Париже. Родился 12 июля 1884 года в городе Ливорно, Италия, скончался 24 января 1920 года от туберкулеза. Мировое признание получил посмертно Мировое признание получил посмертно.

    Виолончелист, 1909

    Супруги, 1917

    Жоан Эбютерн, 1918

    Средиземноморский пейзаж, 1918


    Диего Ривера - мексиканский живописец, муралист, политик. Был супругом Фриды Кало. В их доме нашел приют на короткое время Лев Троцкий.
    Родился 8 декабря 1886 года в Гуанахуато, скончался 21 декабря 1957 года в Мехико.

    Нотр-Дам де Пари в дождь, 1909

    Женщина у колодца, 1913

    Союз крестьянина и рабочего, 1924

    Промышленность Детройта, 1932

    Марк Шагал - Российский и французский живописец, график, иллюстратор, театральных художник. Один из величайших представителей авангадра.
    Родился 24 июня 1887 года в городе Лиозно, Могилевской губернии, скончался 28 марта 1985 года в Сен-Поль-де-Прованс.

    Анюта (Портрет сестры), 1910

    Невеста с веером, 1911

    Я и деревня, 1911

    Адам и Ева, 1912


    Марк Ротко (наст. Марк Роткович) - американский художник, один из основателей абстрактного экспрессионизма и основоположник живописи цветового поля.
    Первые работы художника были созданы в реалистичном духе, однако, затем к середине 40-х годов Марк Ротко обращается к сюрреализму. К 1947 году случается важнейший перелом в творчестве Марка Ротко, он создает собственный стиль - абстрактный экспрессионизм, в котором отходит от предметных элементов.
    Родился в 25 сентября 1903 года в городе Двинск (ныне Даугавпилс), скончался 25 февраля 1970 года в Нью-Йорке.

    Без названия

    Номер 7 или 11

    Оранжевый и желтый


    Сальвадор Дали - живописец, график, скульптор, писатель, дизайнер, режиссёр. Пожалуй, самый известный представитель сюрреализма и один из величайших художников XX века.
    Автор дизайна Чупа-Чупс.
    Родился 11 мая 1904 года в городе Фигерас, Испания, скончался 23 января 1989 года в Испании.

    Искушение святого Антония, 1946

    Тайная вечеря, 1955

    Женщина с головой из роз, 1935

    Моя жена Гала, обнаженная, смотрит на свое тело, 1945

    Фрида Кало - мексиканский художник и график, одна из ярчайших представителей сюрреализма.
    Фрида Кало начала рисовать после автокатастрофы, в результате которой оказалась прикованной к кровати на год.
    Была замужем за известным мексиканским художником-коммунистом Диего Риверой. У них в доме нашел не надолго убежище Лев Троцкий.
    Родилась 6 июля 1907 года в городе Койоакан, Мексика, умерла 13 июля 1954 года в Койоакане.

    Объятия вселенской любви, Земля, я, Диего и Коатль, 1949

    Моисей (Ядро Создания),1945

    Две Фриды, 1939


    Энди Уорхол (наст. Андрей Вархола) - американский художник, дизайнер, режиссёр, продюсер, издатель, писатель, коллекционер. Основатель поп-арта, яаляется одной из самых противречивых личностей в истории культуры. По жизни художника снято несколько фильмов.
    Родился в 6 августа 1928 года в Питсбурге, штат Пенсильвания, скончался в 1963 году в Нью-Йорке.

    Живопись Германии начала свое развитие в период раннего средневековья под влиянием классического искусства Древнего Рима и Византии.

    В период господства готики живопись обратилась к росписи оконных стекол, и долгое время была тесно связана с архитектурой.

    Новое направление живопись принимает в 15 веке под влиянием фландрской школы, блистательно развившейся благодаря братьям ван Эйкам.

    Первым значительным мастером Германии признан Михаэль Вольгемут. Вероятно, он обучался ремеслу на работах фламандских живописцев. В его мастерской в 1486-89 годах учился Альбрехт Дюрер, впоследствии ставший величайшим художником Германии. В его живописных полотнах проявляется настоящее величие эпохи Возрождения

    Одновременно с Дюрером работал крупнейший художник - Матис Нитхардт, прозванный Грюневальдом. Колористическое богатство его живописи тоже принадлежит к высшим достижениям национальной художественной культуры.

    На дальнейшее развитие живописи повлияло творчество выдающегося портретиста, мастера мифологических и религиозных сцен Лукаса Кранаха Старшего, обладающего виртуозным искусством декоративных решений и тонким чувством пейзажа.

    Его влияние сказалось на творчестве целой плеяды художников, в живописи и графике которых важную роль играл пейзаж и которые известны как "Дунайская школа".

    Самым выдающимся представителем дунайской школы живописи является Альбрехт Альтдорфер.

    В XVII веке немецкие художники , заимствовав от других национальных школ идеалы классицизма и пытаясь их удержать, открывают собственную Академию художеств. До ее открытия в1694 году немецкие художники, для того, чтобы получить профессиональную подготовку, должны были ехать за границу - во Фландрию, Италию, Голландию. Поэтому так заметны влияния этих национальных школ в работах немецких живописцев.

    Наиболее одаренные художники пытались отстоять свою самобытность, хотя и они не могли полностью отрешиться от чужих образцов. Немецкие художники XVII века становились своего рода пророками в чужом отечестве. В самой же Германии национальные таланты не ценили и не поддерживали, художник находился в унизительном, зависимом положении. Характерную черту немецкого искусства XVII века в целом составляет противоречивость, прежде всего она отмечается в творчестве Иоахима фон Зандрарта.

    В XVIII веке национальные стили живописи Германии начали развиваться параллельно в различных германских государствах. Одним из основных центров искусства стала Бавария. На раннем периоде развитие национальной живописи шло в рамках барокко, в дальнейшем она приблизилась к стилям рококо и классицизма Большее влияние на живопись XVIII века и последующую живопись оказал Антон Рафаэль Менгс, самый крупный немецкий живописец эпохи классицизма.

    Первым самобытным и национальным по чувству немецким художником нового времени был уроженец Данцига Даниель Ходовецкий, один из главных представителей просветительского реализма.

    Во второй половине XIX века художники, испытавшие разочарование как в реализме, так и в подражании старым мастерам, вели поиск новых тем и путей их воплощения.

    Карл Блехен стал известен как один из первых немецких «индустриальных» художников, воспевавших нарождающуюся промышленную мощь.

    Крупнейшим мастером середины XIX столетия был берлинский живописец и график Адольф фон Менцель .

    Ценится за точные и в то же время живописные городские виды XIX века Йоханн Филипп Эдуард Гертнер .

    В конце 19 – начале 20 веков проявился яркий талант знаменитого немецкого импрессиониста Лессера Ури .

    Эрнст Людвиг Кирхнер вошёл в историю живописи как основатель одного из наиболее заметных явлений художественной жизни начала ХХ века - экспрессионизма.

    Купить репродукции картин немецких художников живописцев вы можете в нашем интернет-магазине.