Тест по истории искусств левицкий рокотов боровиковский. Становление русской живописи: портрет XVIII века. Пейзаж в русском изобразительном искусстве

Комплектация: 20 слайдов, методическое пособие

Слайд-комплект рассказывает о творчестве первых русских портретистов Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого и В.Л. Боровиковского. Изображения портретов А.П. Струйской, Хрущевой и Хованской, П.А. Демидова, М.И. Лопухиной, Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке и другие несут объективные и точные психологические характеристики, выражают передовые воззрения на личность, ее человеческую и общественную ценность.

Изобразительный ряд пособия включает следующие слайды

Нажмите на картинку для увеличения

1. Ф. Рокотов. Портрет князя Григория Волконского. 1780
2. Ф. Рокотов. Портрет Варвары Суровцевой. 1780
3. Ф. Рокотов. Портрет неизвестной в розовом платье. 1770-е
4. Ф. Рокотов. Портрет графини Елизаветы Санти. 1785
5. Ф. Рокотов. Портрет Александры Петровны Струйской. 1772
6. Ф. Рокотов. Портрет обнаженной девочки. 1780-е
7. Д. Левицкий. Портрет Хрущевой и Хованской. 1773
8. Д. Левицкий. Портрет Екатерины Молчановой. 1776
9. Д. Левицкий. Александр Кокоринов, директор и первый ректор Академии художеств. 1769
10. Д. Левицкий. Портрет княгини Прасковьи Репниной. 1781
11. Д. Левицкий. Портрет адъютанта императрицы Александра Ланского. 1782
12. Д. Левицкий. Портрет Прокофия Акинфиевича Демидова. 1773
13. Д. Левицкий. Портрет Марии Алексеевны Дьяковой. 1778
14. В. Боровиковский. Портрет сестер княжон А.Г. и В.Г. Гагариных. 1802
15. В. Боровиковский. Портрет Екатерины Арсеньевой. 1790
16. В. Боровиковский. Портрет Скобеевой. 1790
17. В. Боровиковский. Портрет Генерал-майора Федора Боровского. 1799
18. В. Боровиковский. Графиня Анна Безбородко с дочерьми Любой и Клеопатрой 1803
19. В. Боровиковский. Портрет Марии Ивановны Лопухиной
20. В. Боровиковский. Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. 1794

Фёдор Степанович Рокотов - один из лучших русских портретистов.

В 1762 г. принят адъюнктом в новоучрежденную Санкт-Петербургскую академию художеств за представленную ей картину «Венера» и за портрет императора Петра III. Пользовался уже известностью в петербургском высшем обществе. Когда Екатерина II вступила на престол, то поручила ему, в 1763 г., написать её портрет, для которого давала ему сеансы в Петергофе: портрет этот, изображающий императрицу во весь рост, в профиль, среди красивой архитектурной обстановки, был подарен графу Г. Орлову и в настоящее время находится в Гатчинском дворце.

Другой портрет великой монархини, поясной, был написан Рокотовым также с натуры (вероятно, в Москве, в 1765 году). Екатерина осталась очень довольна им, находя, что он - «из самых похожих». Портрет был пожалован ею академии наук, в которой хранится и поныне. Существует множество повторений этого портрета, как точных, так и с незначительными изменениями в аксессуарах; большинство их приписывается самому Рокотову.

Кроме этих двух изображений Екатерины, из-под кисти талантливого живописца вышло несколько портретов Петра III (один - в московской Оружейной палате, два - в Гатчинском дворце) и цесаревича Павла Петровича (лучший - в том же дворце) и немало портретов выдающихся людей екатерининской эпохи, в том числе И. И. Шувалова, графа Г. Орлова, А. А. и Б. А. Куракиных, Л. И. Бибикова, П. Г. Демидова, Г. Н. Теплова и других.

Самой загадочной работой Рокотова, пожалуй, является портрет неизвестного в треуголке, поскольку до сих пор исследователи не установили, кто изображен на нём: либо Екатерина в мужском платье, либо внебрачный сын императрицы от графа Орлова.

Портреты графа Струйского и его жены Александры Струйской - граф изображен человеком надменным, который будучи интеллигентым и образованным, лично порол крепостных и бил жену. Жена же предстает на портрете грустной, с печальными глазами. «Ангел, сошедший на землю», - говорили о ней. Несмотря на жестокость мужа, лечила крепостных.

Портрет Майкова

Невероятно реалистичен, он великолепно отражает суть этого человека: ядовитая усмешка, хитрый взгляд. Все люди высшего света боялись этого человека, поскольку он был острословным и циничным, а его эпиграммы были настолько язвительными, что после них, люди боялись выйти в свет.

Дмитрий Григорьевич Левицкий - самый значительный мастер из славной плеяды художников XVIII века. Его творчество является кульминационной точкой развития русского портрета XVIII века. Художник как бы подвел итог тому, что было сделано за предшествующий период, и заложил основы новых достижений в области русского реалистического портрета.

В чем оказалась миссия этого человека?
В том, что он явил собой пример живописца редкого дара, главное же, что стал зеркалом, мимо которого прошли действующие лица целой эпохи.

Внешний облик Левицкого, с его чуть желчным и страстным лицом, мы можем видеть сначала, на небольшом овале автопортрета, где он в цвете молодости, в трехчетвертном экспрессивном повороте, с горделивым и устремленным слегка вверх и вдаль мечтательным взором; потом на портрете, подписанном Боровиковским: губы разомкнуты, с них вот-вот слетит слово, взгляд хоть и широк, но напряжен и страдателен, локоть оперся на толстую книгу.

История России в лицах - так можно коротко сказать о творческом наследии Д. Г. Левицкого, живописца редкого дара, чья кисть отразила на полотнах эпоху XVIII века. Цари и царедворцы, философы и светские львы, холодные красавицы и писатели, промышленники и дипломаты, аристократы и купцы, чиновники и военные, родители и дети - их портреты говорят о прошлом гораздо значимей любых слов. Сотни лиц умных и глупых, злых и добрых, чувственных и холодныx, лица так называемого галантного века. Что ни лицо - характер. Что ни лицо - биография.

Это не просто представители екатерининского века, они его олицетворение, они его созидатели. Художник выполнил сполна свою миссию живописца истории (хотя не создал ни одной исторической картины) и за это его современники вначале вознесли на пьедестал славы, а затем благополучно забыли, поглощенные своими делами, интригами и расчетами. И не известно под каким холмиком на старом Смоленском кладбище похоронен человек, сумевший обессмертить их облики.

Сравнительно поздно, в конце 1790-х, Боровиковский приобретает славу известного портретиста .

В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах В. Л. Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи. На двойном портрете «Лизынька и Дашинька» (1794 ) портретист с любовью и трепетным вниманием запечатлел горничных семьи Львовых: мягкие локоны волос, белизна лиц, легкий румянец.

Художник тонко передает внутренний мир изображаемых им людей. В камерном сентиментальном портрете, имеющем определенную ограниченность эмоционального выражения, мастер способен передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей. Примером тому может послужить выполненный в 1799 году «Портрет Е. А. Нарышкиной».

Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека (портрет Е. Н. Арсеньевой, 1796 ). В 1795 году В. Л. Боровиковский пишет «Портрет торжковской крестьянки Христиньи», отзвуки этой работы мы найдём в творчестве ученика мастера - А. Г. Венецианова.

В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. Облик его моделей делается сдержаннее, пейзажный фон сменяется изображением интерьера (портреты А. А. Долгорукова, 1811, М. И. Долгорукой, 1811, и др.).

В. Л. Боровиковский - автор ряда парадных портретов. Наиболее известными из них являются «Портрет Павла I в белом далматике», «Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера» (1801-1802). Парадные портреты Боровиковского наиболее ярко демонстрируют совершенное владение художником кистью в передаче фактуры материала: мягкость бархата, блеск золоченых и атласных одеяний, сияние драгоценных камней.

Боровиковский также является признанным мастером портретной миниатюры . В коллекции Русского музея хранятся работы, принадлежащие его кисти, - портреты А. А Менеласа, В. В. Капниста, Н. И Львовой и другие. В качестве основы для своих миниатюр художник часто использовал жесть .

Творчество В. Л. Боровиковского являет собой слияние развивавшихся в одно и то же время стилей классицизма и сентиментализма.

В свои последние годы Боровиковский вернулся к религиозной живописи, в частности написал несколько икон для строящегося Казанского собора ,иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге. Давал уроки живописи начинающему тогда художнику Алексею Венецианову .

В 18 веке происходит "европеизация" русской культуры - процесс приобщения русской культуры к европейской.

Федор Иванович Шубин

Замечательный русский скульптор Федор Ианович Шубин родился близ Холмогор, Архангельской губернии, в крестьянской семье. Его отец был связан давней дружбой с М.В. Ломоносовым.

В юности Шубин занимался старинным поморским ремеслом – резьбою на кости, а в 1759 году отправился в Петербург, где поступил в академию художеств в скульптурный класс.

Более 10 лет обучался Шубин в Академии художеств, а после окончания ее был послан пенсионером в Париж. В 1770 году переехал в Рим, где три года изучал скульптуру античности и Возрождения и работал самостоятельно, исполнив бюсты Ф.Н. Голицина, А.Г. Орлова (1771) и др.

В 1773 году Шубин возвратился в Россию со званием члена болонской Академии художеств и славой искусного мастера. Вскоре за портрет Екатерины II его избирают академиком.

В портретной галерее Шубина предстает русское общество XVIII века. Точность и многогранность характеристик, разнообразие и богатство композиционных решений придают бюстам Шубина исключительную выразительность.

Сложную человеческую личность раскрывает портрет князя Голицына А.М., созданный Шубиным сразу же после возвращения на родину. Виртуозно обработанная поверхность мрамора дает посувствовать теплоту кожи, пышность парика, тончайшее кружево жабо. Не менее интересны бюсты М.Р. Пашиной, З.Г. Чернышева, П.А. Румянцева-Задунайского, В.Г. Орлова и многие другие.

Шубин работает много и быстро, никогда не повторяясь и не впадая в шаблон. Психологическая проницательность Шубина с особенной силой раскрылась в работах последнего периода. С увлечением лепит он портрет своего великого земляка Ломоносова (1792), подчеркивая в его облике черты бесстрашного пытливого ума, энергии, душевной широты. Скульптор далек в этом произведении от какой-либо парадности и официозности. Образ Ломоносова глубоко демократичен.

Необычайно выразителен по остроте и беспощадности характеристики созданный скульптором в 1798 г. бюст А.А. Безбородко, секретаря Екатерины II, человека умного, властного, жестокого и сластолюбивого.

Напряженно работая над портретами, Шубин находил время и для монкментально-декоративной скульптуры. В 1774-1775 гг. для Чесменского дворца под Петербургом он выполнил 58 мраморных медальонов с изображениями русских князей и царей, затем создает несколько аллегорических статуй и рельефов для строившегося в Петербурге мраморного дворца. Позднее Шубин участвует в украшении Троицкого собора Александро-Невской лавры, а в 1789-1790 гг. исполняет для Таврического дворца парадную статую Екатерины II – законодательницы.


Творчество Шубина – одна из вершин русской и мировой реалистической скульптуры. Его лучшие традиции были восприняты целой плеядой крупнейших русских мастеров – Козловским, Мартосом и скульпторами XIX века.

О дин из самых загадочных и обаятельных авторов XVIII века - художник Федор Степанович Рокотов . Его тонкие по живописи, интимные, глубоко поэтические портреты проникнуты осознанием духовной и физической красоты человека. Артистизм и жизненная проникновенность произведений Рокотова восхищала его современников. Они отмечали, что живописец мог, играючи, при описании лица и взора отразить и пламенную душу, и нежность сердца.

Высокой оценки достиг написанный "Портрет А. П. Сумарокова". В 60-е годы был создан "Потрет В. И. Майкова", энергичного и насмешливого поэта, автора героико-комической поэмы "Елисей, или раздраженный Вакх" и озорных басен". Краски Рокотова в портрете Майкова неярки, но насыщенны. Лицо написано сильно, смело.

Изумительны женские портреты Рокотова. Портреты неизвестной в розовом платье, В. Е. Новосильцовой, П. Н. Ланской захватывают. На эти лица хочется смотреть еще и еще. Они освещены резким прямым светом. Темные, чуть прикрытые глаза полны бархатной глубины. Резко очерчены уголки губ, как бы готовых улыбнуться. Эти лица полны трепетного живого чувства, но они никогда не раскрывают себя до конца. "Прочесть" что-либо в них практические невозможно, проще прочитать мысли или достать читы для CSS. Автор пользуется отточенными композиционно-ритмическими средствами. Так, его поздние работы почти все заключены в форму овала. Колорит картин сложен, изыскан, но безошибочно точен. В соотношении тонов Рокотов добивается тонкого, мелодичного созвучия.

Интригующая загадочность образов Рокотова сохранилась до наших дней. Не эти ли томно-мудрые, улыбающиеся дамы снисходительно беседуют с влюбленными мальчиками-фантазерами и танцуют менуэт в полутемных старых залах.

Положительную оценку живописи Федора Рокотова в ХХ веке дал в своем стихотворении Николай Заболоцкий, увидев в "Портрете А. Струйской" "души изменчивой приметы".

Среди первых художников XVIII века, названного в российском искусстве веком портрета, Дмитрий Григорьевич Левицкий занимает почетное место . Его парадные и камерные изображения императрицы Екатерины II, ее вельмож, известных в России людей, близких художника, воспитанниц Смольного института благородных девиц способствовали европейскому признанию стремительно развивающейся русской живописи. По мастерству исполнения они едва ли уступали шедеврам западноевропейских портретистов того времени. Родившийся в семье священника Д. Левицкий с детства познакомился, как мы бы сейчас сказали, с хобби отца, который успешно совмещал свою проповедническую деятельность с занятием гравюрой - украшением рисунками церковных книг.

Судьба благоприятствовала юному Д. Левицкому. Он стал (до создания Императорской Академии художеств оставалось около десятка лет) учеником приехавшего в Киев для росписи Андреевского собора известного живописца А.П. Антропова, в «команде» которого будущий портретист проработал изрядное время. Фактическим годом рождения Д.Г. Левицкого в большой живописи стал 1770 год, когда на выставке уже действовавшей Академии художеств были представлены его первые портреты. Успех был столь впечатляющий, что художник получает звание академика и приглашение возглавить портретный класс Академии. Начались годы его творческих успехов и признания. Однако Д.Г. Левицкий не замыкается лишь в кругу живописных проблем.

Среди друзей Левицкого - передовые люди России (портреты некоторых из них, например, писателей Н.И. Новикова, Н.А. Львова, А.В. Храповицкого - гордость русской живописи XVIII века). Девятнадцатый век не был столь благосклонен к Д.Г. Левицкому, хотя после значительного перерыва он, в 1807 году, снова становится советником Академии художеств. Годы, болезни, слепота оставили его высшие достижения в веке XVIII.

Боровиковский Владимир Лукич, русский художник исторической, церковной и портретной живописи. Выходец из казачьего рода. Предполагается, что он пользовался советами прославленного портретиста Д. Г. Левицкого, который впоследствии стал его учителем. От своего учителя, Боровиковский перенял блестящую технику, легкость письма, композиционное мастерство и умение польстить портретируемому. В ранний петербургский период Боровиковский пишет миниатюрные портреты, написанные маслом, но подражающие миниатюре на эмали. Он преуспел и в парадном портрете, немало его произведений в этом жанре почиталось за образцы. Со 2-й половины 1790-х гг. Боровиковский находит яркое выражение черты сентиментализма в своих портретах. В противовес официальному сословному портрету, он разрабатывает тип изображения «частного» человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно на лоне природы. Нежный, блёклый колорит, лёгкое, прозрачное письмо, плавные, мелодичные ритмы создают лирическую атмосферу мечтательной элегичности. Наиболее ярко талант художника раскрылся в серии женских портретов: О. К Филипповой, Е. Н. Арсеньевой, Е. А. Нарышкиной, В. А. Шидловской и др. Они не столь эффектны, как мужские, небольшие по размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство. Боровиковский воспроизводит в портрете типичные особенности национального русского пейзажа - белые стволы берез, васильки и ромашки, золотые колосья ржи. Национальный дух подчеркнут и в образе Лопухиной, которому придано выражение нежной чувствительности.

Среди множества русских и иностранных художников, творивших в России, выдающимися мастерами портрета в 18 веке можно смело назвать

А.П. Антропова, И.П. Аргунова, Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского.

На своих полотнах А.П. Антропов и И.П. Аргунов стремились изобразить новый идеал человека – открытого и энергичного. Жизнерадостность, праздничность подчеркивалась яркими красками. Сановитость изображаемых, их дородность передавалась с помощью красивой одежды и торжественных статичных поз.

А.П.Антропов и его картины

Автопортрет А.П.Антропов

В творчестве А.П. Антропова еще заметна связь с иконописью. Лицо мастер пишет слитными мазками, а одежду, аксессуары, фон – свободно и широко. Художник не «лебезит» перед благородными героями своих картин. Он рисует их такими, какими они есть на самом деле, какими бы чертами, положительными или отрицательными, они не обладали (портреты М.А. Румянцевой, А.К. Воронцовой, Петра ІІІ).

Среди наиболее известных работ живописца Антропова портреты:

  • Измайлова;
  • А.И. и П.А. Количевых;
  • Елизаветы Петровны;
  • Петра І;
  • Екатерины ІІ в профиль;
  • атамана Ф.Краснощекова;
  • портрет кн. Трубецкой

И.П.Аргунов — художник портретист 18 века

И.П.Аргунов «Автопортрет»

Развивая концепцию национального портрета, И.П. Аргунов быстро и легко усвоил язык европейской живописи и отказался от старорусских традиций. Выделяются в его наследии парадные ретроспективные портреты, которые он написал с прижизненных изображений предков П.Б. Шереметева. В его творчестве предугадано и живопись следующего века. Он становится творцом камерного портрета, на котором огромное внимание уделяется высокой одухотворенности образа. Это и был интимный портрет, который стал более распространенным уже в ХІХ веке.

И.П.Аргунов «Портрет неизвестной в крестьянском костюме»

Самыми значимыми в его творчестве были изображения:

  • Екатерины Алексеевны;
  • П.Б. Шереметева в детстве;
  • четы Шереметевых;
  • Екатерины ІІ;
  • Екатерины Александровны Лобановой-Ростовской;
  • неизвестной в крестьянском костюме.

Ф.С.Рокотов — художник и картины

Новая фаза развития этого искусства связана с именем русского художника-портретиста — Ф.С. Рокотова. Игру чувств, изменчивость человеческого характера передает он в своих динамичных образах. Мир живописцу казался одухотворенным, такими выступают и его персонажи: многогранными, полными лиризма и человечности.

Ф.Рокотов «Портрет неизвестного в треуголке»

Ф.С.Рокотов работал в жанре полупарадного портрета, когда человек изображался по пояс на фоне архитектурных построек или пейзажа. Среди первых его работ — портреты Петра III и Григория Орлова, семилетнего князя Павла Петровича и княжны Е.Б. Юсуповой. Они нарядны, декоративны, красочны. Образы выписаны в манере рококо с его чувственностью и эмоциональностью. Благодаря работам Рокотова можно узнать историю его времени. Вся передовая дворянская элита стремилась быть запечатленной на полотнах кисти великого живописца.

Камерным портретам Рокотова свойственны: погрудное изображение, поворот к зрителю на ¾, создание объема сложной светотеневой лепкой, гармоничное сочетание тонов. С помощью данных выразительных средств художник создает определенный тип полотна, на котором изображались честь, достоинство, душевное изящество человека (портрет «Неизвестного в треуголке»).

Ф.С.Рокотов «Портрет А.П.Струйской»

Особенно замечательными получались у художника юношеские и женские образы, и даже сложился определенный рокотовский тип женщины (портреты А.П. Струйской, Е. Н. Зиновьевой и многих других).

Помимо уже упомянутых, славу Ф.С.Рокотову принесли работы:

  • В.И. Майкова;
  • Неизвестной в розовом;
  • В.Е. Новосильцевой;
  • П.Н. Ланской;
  • Суровцевой;
  • А.И. и И.И. Воронцовых;
  • Екатерины ІІ.

Д.Г.Левицкий

Д.Г.Левицкий Автопортрет

Говорили, будто портреты Д.Г.Левицкого отразили весь век Екатерины. Кого бы ни изображал Левицкий, он выступал тонким психологом и непременно передавал задушевность, открытость, грусть, а также и национальные особенности людей.

Самые выдающиеся его работы: портрет А.Ф. Кокоринова, цикл портретов «Смолянки», портреты Дьяковой и Маркеровского, портрет Агаши. Многие работы Левицкого считаются промежуточными между парадными и камерными портретами.

Д.Г. Левицкий «Портрет А.Ф.Кокоринова»

Левицкий соединил в своем творчестве точность и правдивость изображений Антропова и лирику Рокотова, вследствие чего и стал одним из наиболее выдающихся мастеров XVIII века. Самые известные его работы — произведения:

  • Е. И. Нелидовой
  • М. А. Львовой
  • Н. И. Новикова
  • А. В. Храповицкого
  • четы Митрофановых
  • Бакуниной

В.Л.Боровиковский — мастер сентиментального портрета

Портрет В.Л.Боровиковского, худ. Бугаевский-Благодатный

Личность отечественного мастера этого жанра В.Б. Боровиковского связана с созданием сентименталистского портрета . Его миниатюры и портреты маслом изображали людей с их переживаниями, эмоциями, передавали неповторимость их внутреннего мира (портрет М.И. Лопухиной). Женские изображения обладали определенной композицией: женщина изображалась на природном фоне, по пояс, она опиралась о что-то, держа в руках цветы или фрукты.

В.Л.Боровиковский «Портрет Павла I в костюме мальтийского ордена»

Со временем образы художника становятся типичными для всей эпохи (портрет генерала Ф. А. Боровского), а поэтому художника еще называют историографом своего времени. Перу художника принадлежат портреты:

  • В.А. Жуковского;
  • «Лизанька и Дашенька»;
  • Г.Р. Державина;
  • Павла I;
  • А.Б. Куракина;
  • «Безбородко с дочерьми».

Для развития русской живописи XVIII век стал переломным моментом. Портрет становится ведущим жанром. Художники перенимают от своих европейских коллег технику живописи и основные приемы. Но в центре внимания оказывается человек со свойственными ему переживаниями и чувствами.

Русские портретисты старались не просто передать сходство, но и отразить на своих полотнах душевность и внутренний мир своих моделей. Если Антропов и Аргунов стремились, преодолев условности, правдиво изобразить человека, то уже Рокотов, Левицкий и Боровиковский пошли дальше. С их полотен смотрят одухотворенные личности, настроение которых уловили и передали художники. Все они стремились к идеалу, в своих произведениях воспевали красоту, но красота телесная была лишь отражением человечности и духовности, свойственных русскому человеку.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Ф.С. Рокотов (1732 ил 1735/6-1808) – выдающийся портретист XVIII столетия. Начало 60-х гг. – учеба в Академии художеств. 1765 г. – присвоение звания академика. Новаторский характер творчества Рокотова (портреты великого князя Павла Петровича в детстве и юности, А.Г. Бобринского в детстве, поэта В.И. Майкова и др.). Московский период (портреты четы Струйских, «Неизвестного в треуголке», А.И. Воронцова, «Неизвестной в розовом платье» и др.). Поэтическая одухотворенность в портретах Рокотова 80-х гг. (портреты В.Е. Новосильцевой, П.Н. Ланской, Е.В. Санти и др.).

Черты рококо и классицизма в его творчестве.

Великий мастер русской портретной живописи Д.Г. Левицкий (1735-1822) – создатель образов представителей разных слоев русского общества 70-80-х годов XVIII века. Руководство портретным классом Академии художеств (1771-1787).

Портреты 60-х годов. Наиболее известный портрет того времени – портрет А.Ф. Кокоринова.

«Смолянки» - знаменитая сюита из семи портретов (Ф.С. Ржевской и Н.М. Давыдовой, Е.И. Нелидовой, Е.Н. Хрущевой и Е.Н. Хованской, А.П. Левшиной, Н.С. Борщевой, Е.И. Молчановой, Г.И. Алымовой, 1770-е гг.).

Портреты передовых людей XVIII века – Дени Дидро, П.А. Демидова, Н.А. Львова.

Женские портреты 80-х годов – княжны П.Н. Репниной, Е.А. Воронцовой, Н.Я. Левицкой, А.Д. Левицкой.

Мужские портреты 80-х годов – М.Ф. Полторацкого, А.В. Храповницкого, А.Д. Ланского.

Создание парадных портретов императрицы. «Портрет Екатерины II – законодательницы в храме богини правосудия». Программа этого портрета.

Портреты 90-х годов – В.И. Митрофанова и М.А, Митрофановой; И.И, Гауфа.

Черты классицизма в творчестве Левицкого.

Виднейший представитель нового этапа развития портретной живописи В.Л. Боровиковский (1757-1825).

Ранние работы мастера (портреты о.Ф. Филипповой, Екатерины II).

Лиричность женских портретов. Портрет М.И. Лопухиной. Роль аксессуаров в раскрытии образа личности мужского портрета (портреты Г.Р. Державина, Д.П. Трощинского, Ф.А. Боровского).

Работа над парадными портретами – Павла I, князя А.Б. Куракина, принца персидской династии Каджаров Муртазы Кули-хана.

Передача дружбы и крепости семейных отношений в групповых портретах. Портреты Лизыньки и Дашеньки, сестер А.Г. и И.Г. Гагариных.

Черты классицизма и сентиментализма в творчестве Боровиковского.

Участие Боровиковского в начале XIX века в работе над иконостасом Казанского собора.

Другие российские портретисты второй половины XVIII века. П.С. Дрождин (1745 (?) - 1805).Портрет художника А.П. Антропова с сыном перед портретом жены. Портрет императрицы Марии Федоровны.

Л.С. Миропольский (1744/5-1819). Предположительно, является учеником Д.Г. Левицкого. Портрет адьюнкт-ректора Академии художеств Г.И. Козлова.

С.С. Щукин (1762-1828) – портретист. С 1788 г. преподавал в классе портретной живописи Академии художеств. Значение портретов Павла I работы Щукина для раскрытия личности русского императора.

В.Я. Родчев (1768-1803). Исторический живописец и портретист. Преподавал рисунок в классе исторической живописи. Тщательность проработки образа портретируемого.

С. Погодин . Портрет гравера и миниатюриста Г.И. Скородумова.

М.И. Бельский (1753 (?) – 1794 (?)). Портрет учителя истории и географии Бодуэна с двумя воспитанниками Академии художеств первого и третьего возраста.

Н.И. Аргунов (1771 – не ранее 1829). Портретист, миниатюрист, декоратор. Крепостной графа Н.П. Шереметева. Писал портреты артистов крепостного театра, парадные портреты Павла I, Н.П. Шереметева и его жены, бывшей крепостной актрисы П.И. Ковалевой-Жемчуговой.

Иностранные портретисты . И.-Б. Лампи Старший (1751-1830) – австрийский живописец. Портреты императрицы Екатерины II и ее фаворитов.

В. Эриксен (1722-1782) – датский живописец. Портреты императрицы Екатерины II. «Столетняя царскосельская обывательница с семьей».

Ж.-Л. Вуаль (1744 – не ранее 1806) – французский живописец. Портреты членов императорской семьи (великого князя Павла Петровича, великого князя Александра Павловича, императрицы Марии Федоровны). Портрет И.П. Елагина.

А. Рослин (1718-1793) – шведский живописец. Писал портреты членов императорской семьи и высшей знати.

Бытовой жанр в русской живописи

Второй половины XVIII века

Интерес к человеческой личности, к быту разных слоев населения России.

Российские живописцы И. Фирсов (ок. 1730 – не ранее 1785). «Юный живописец». Влияние на это произведение французской школы живописи. М. Шибанов (? – не ранее 1789). «Крестьянский обед», «Сговор».

Иностранные живописцы , обратившиеся к бытовому жанру. И.-Я. Меттенлейтер (1750-1825) – немецкий живописец. «Деревенский обед», «Крестьяне и торговец пирогами».

Пейзаж в русском изобразительном искусстве

Второй половины XVIII века

Пейзаж в русской живописи второй половины XVIII века.

С.Ф. Щедрин (1745-1804) – основоположник русской пейзажной живописи. С 1776 – руководитель класса пейзажной живописи, с 1799 г. руководитель гравировальным ландшафтным классом Академии художеств.

Работы художника: «Полдень. (Вид в окрестностях озера Неми)», «Пейзаж с коровой», «Вид в усадьбе П.Г. Демидова Сиворицы под Петербургом» и др.

Ф.Я. Алексеев (1753/4-1824) – один из основоположников русского городского пейзажа. Учеба в российской Академии художеств, в венецианской Академии художеств. С1803 г. преподавал в Академии художеств в классе перспективной живописи.

Итальянские виды в творчестве художника. «Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции». Копии работ А. Каналя и Б. Белотто.

Российские виды в творчестве художника. Петербургские: «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости», «Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки», «Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля». Московские: «Красная площадь», «Вид Московского Кремля и Каменного моста».

Восточные виды в творчестве художника. «Вид города Бахчисарая».

М.М. Иванов (1748-1823) – пейзажист и баталист. С 1800 г. руководил классом батальной живописи, с 1804 г. – классом ландшафтной живописи.

Отчетные пенсионерские работы. Парные картины «Доение коровы» и «Пастух и пастушка, возвращающиеся с паствы».

Служба в штате наместника южных губерний России князя Г.ИА. Потемкина. Картины, созданные художником во время поездки по Украине, Крыму, Грузии, Армении. «Вид Эчмиадзина в Армении» и др.

Роль пейзажной живописи в батальных работах мастера – «Штурм Измаила», «Штурм Очакова».

Ф.М. Матвеев (1758-1826). Героический пейзаж в стиле классицизма в произведениях Матвеева. «Вид города Тиволи близ Рима», «Пейзаж с фигурами в античных одеждах».

Скульптура второй половины XVIII века.

Творчество Ф.И. Шубина

Подъем национальной школы скульптуры.

Роль античного наследия в работах русских скульпторов второй половины XVIII века . Тематика и художественный язык, характерный для классицизма.

М.И. Козловский (1753-1802). Современники в образе античных богов. Статуя Екатерины II в образе Минервы, Екатерина II в образе Фемиды. А.В. Суворов в образе Геркулеса («Геркулес на коне») и Марса (памятник А.В. Суворову). Мифологические, литературные и исторические герои античности в творчестве скульптура: «Аполлон», «Спящий Амур», «Амур со стрелой», «Гименей» «Нарцисс» («Мальчик, пьющий воду»); терракоты по мотивам «Илиады»; «Бдение Александра Македонского».

Ф.Ф. Щедрин (1751-1825). «Марсий», «Спящий Эндимион», «Суд Париса», «Венера», «Диана».

Ф.Г. Гордеев (1744-1810). «Прометей».

Монументальная скульптура . Гражданственные идеи и высокая образность скульптурных монументов второй половины XVIII века.

Э.-М. Фальконе . Памятник Петру I. (Помощь ученицы скульптора – М.-А. Калло в решение портрета императора). М.И. Козловский. Памятник А.В. Суворову.

Вторая половина XVIII века – период расцвета основных жанров скульптуры.

Мемориальная скульптура . Художественное надгробие и мемориальная тема в русском искусстве. И.П. Мартос (1754-1835). Эволюция от «многоречивости» ранних надгробий к простоте и лаконичности художественного языка классицизма. Надгробие государственного деятеля, дипломата графа Н.И. Панина, надгробие княгине Е.С. Куракиной, надгробие княгине Е.И. Гагариной. Использование опыта, полученного при их создании, в монументе гражданину Минину и князю Пожарскому.

Декоративная скульптура . Декоративная скульптура Петергофа. Ф.Г. Гордеев. Барельефы Большого Петергофского дворца и скульптуры для каскадов. Ф.Ф. Щедрин . Участие в создании скульптурного комплекса петергофских фонтанов («Нева»). И.П. Прокофьев (1758-1828). Его работы для петергофских фонтанов – «Пастушок Акид», «Волхов», «Тритоны».

Портрет . Творчество скульптора-портретиста Ф.И. Шубина (1740-1805). Учеба в Академии художеств и пенсионерство (рельефный портрет И.И. Шувалова и бюст Ф.Н. Голицына). Цикл исторических портретов – пятьдесят восемь овальных мраморных рельефов для Чесменского дворца.

Портретирование с натуры – основная линия творчества скульптора. Бюсты – вице-канцлера князя А.М. Голицына, генерал-аншефа светлейшего князя Г.Г. Орлова, генерал-фельдмаршала графа П.А. Румянцева-Задунайского, министра народного просвещения П.В. Завадовского, генерал-фельдмаршала Б.П. Шереметева, генерал-фельдмаршала светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического, генерал-фельдмаршала князя Н.В. Репнина, генерала от инфантерии П.А. Зубова, адмирала В.Я. Чичагова, статс-секретаря и обер-гофмейстера графа А.А. Безбородко.

Работа по памяти. Портрет великого земляка – М.В. Ломоносова.

Портреты и статуи императоров российских. Многочисленные портреты Екатерины II. Статуя «Екатерина II – законодательница». Близость этой работы к живописному портрету Левицкого и программе, созданной для этого произведения архитектором Львовым. Бескомпромиссность портретов Павла I.