Все названия главной лестницы в эрмитаже. Екатерининский дворец. Парадная лестница. Как найти Иорданскую лестницу в Эрмитаже

Осмотр Эрмитажа начинается с прохода из вестибюля по направлению к Главной лестнице. Её называли также Посольской, а впоследствии Иорданской, но во многие путеводители она всё равно входит просто как Главная лестница. Длинная галерея, по которой мы движемся, с полукруглыми сводами потолка и ритмично повторяющимися пилонами, со стенами и потолком спокойного белого тона, должна подготовить нас к восприятию пышной, нарядной красоты роскошно оформленной парадной лестницы. Еще только приближаясь к ней, мы получаем первое яркое впечатление: на фоне ниши, в обрамлении колонн, сверкает белизной мраморная скульптура, блистают покрытые позолотой лепные узоры на стене, сверху льются потоки света. Красота этой лестницы раскрывается постепенно. Находясь еще на нижних ступенях, неожиданно ощущаешь огромные ее размеры. Высоко над головой (где-то на уровне шестого этажа огромный плафон (картина на потолке работы художника Ф. Градицци) с изображением богов на горе Олимп.

Здесь сразу ощущаешь простор, обилие воздуха н света. Кажется, что он проникает отовсюду - не только из больших окон, но и со стороны глухих стен, где зеркала отражают его лучи, создавая иллюзию большей освещенности. Поднимаясь по боковым маршам, любуешься скульптурами возле окон и зеркал, стройными пилястрами, затейливыми завитками позолоченных узоров лепки. И, наконец, с боковых площадок, подобно заключительному аккорду, открывается взору еще более величественное зрелище: гигантская колоннада из десяти монолитных серых колонн сердобольского гранита поддерживает полукруглые своды потолка, украшенные лепкой, позолотой и изображениями скульптур-кариатид.

В 1771 - 1787 годах рядом с «Ламотовым павильоном» на набережной Невы архитектором Ю. М. Фельтеном (1730 - 1801) было построено здание, получившее в дальнейшем название «Старого Эрмитажа». А в середине XIX века для размещения разросшихся коллекций создается специальное помещение музея - «Новый Эрмитаж», законченный в 1850 году архитектором Н. E. Ефимовым (1799 - 1851) под руководством В. П. Стасова, по проекту Л. Кленце (1784 - 1864).

Эта лестница являлась главным входом в здание Нового Эрмитажа. Ее подъезд со стороны улицы украшен гранитными скульптурами десяти атлантов, созданными академиком А. И. Теребеневым (1815 - 1859). Оформление лестницы выдержано в духе позднего классицизма - с использованием элементов классического искусства, с характерными для него ясностью, симметрией, преобладанием четких и прямых линий.


Широкая лестница из шестидесяти девяти мраморных белых ступеней с обеих сторон ограничена гладкими, без каких-либо украшений, плоскостями стен, покрытых ровным блестящим слоем желтого стукко. Его теплый тон эффектно контрастирует с холодным серым тоном порфировых монолитных колонн, возвышающихся двумя параллельными рядами высоко над стенами лестницы. Дневной свет, проникая из окон слева и справа, сверкает бликами на глади колонн и, скрадывая часть. их объема, создает иллюзию еще большей стройности, легкости и изящества. С нижней площадки особенно ощутимы масштабы лестницы. Через широкие двери второго этажа видны залы и выставленные в них картины (познакомиться с ними следует несколько позднее).

По Главной лестнице Нового Эрмитажа поднимались первые посетители музея, открывшегося 7 февраля 1852 года. В пятидесяти шести его выставочных залах располагались коллекции итальянского, голландского, фламандского и русского искусства. Однако публичным, рассчитанным на широкого посетителя, музей не был. Первоначально для того, чтобы пройти в музей, требовалось специальное разрешение. Выдавали его лишь избранным. Не всегда добивались такого разрешения даже известные русские художники, которым нужно было работать в залах. Надписи на этикетках картин в залах были сделаны на французском языке. Количество посетителей Эрмитажа в первое время было невелико, в дальнейшем, особенно в конце XIX - начале ХХ века, когда в музей был открыт свободный доступ, оно значительно увеличилось.

Огромный рост посещаемости музея в советское время, расширение выставочных помещений за счет залов Зимнего дворца потребовали перенесения входа в музей на более просторную и обладающую обширными вестибюлями Главную лестницу Зимнего дворца. Это улучшило и связь между выставками отдела истории культуры и искусства античного мира, расположенными по обе стороны от Главной лестницы Нового Эрмитажа.

Советская лестница, построенная в середине XIX века архитектором Штакеншнейдером, получила свое название в связи с тем, что через ее подъезд проходили члены Государственного совета, направлявшиеся на заседания, происходившие под председательством царя. Лестница связывает три здания: переходным коридорчиком она сообщается с Малым Эрмитажем, противоположной стороны - вдоль линии набережной располагается Старый Эрмитаж, двери в центре (против окон) ведут в залы Нового Эрмитажа. Плафон на лестнице - работа французского художника Ф. Дуайена (XVIII в.) - «Добродетели представляют русское юношество Минерве».


На площадке второго этажа Советской лестницы стоит большая малахитовая ваза, исполненная на Екатеринбургской фабрике в 1843 году в технике «русской мозаики» (тонкие пластинки камня, искусно составленные вместе так, что образуется красивый узор, наклеиваются на основу с помощью специальной мастики). Чудесные произведения камнерезного искусства, созданные на этой уральской фабрике, а также на Петергофской (самой старой в России, возникшей при Петре Ш) и алтайской Колыванской фабриках, украшают многие залы и лестницы Эрмитажа - крупнейшей сокровищницы русского цветного камня.

Широко использовался камень и в оформлении самих залов. Так, в Двадцатиколонном зале колонны созданы мастерами Петергофской гранильной фабрики из серого сердобольского гранита. Весь пол в этом зале выложен мозаикой, составленной из нескольких сот тысяч кусков камня.

Колыванская ваза

Одним из самых замечательных творений русских камнерезов прошлого является знаменитая Колыванская ваза. Созданная из красивого камняревневской яшмы,- она поражает своими размерами, красотой формы и совершенством обработки материала. Высота вазы более двух с половиной м, большой диаметр чаши - пять м, малый - свыше трех м. При весе в девятнадцать тонн (это самая тяжелая в мире ваза, выполненная из твердого камня), она не выглядит громоздкой. Тонкая ножка, удлиненная овальная форма чаши, расчлененной с боков и снизу радиально расходящимися „ложками", соразмерность частей придают ей изящество и легкость.

Ваза изготовлена из глыбы камня, которую в течение двух лет обрабатывали на месте находки, а затем тысяча рабочих доставила ее за пятьдесят верст на Колыванскую фабрику, прорубая для этого дороги в лесах и создавая переправы через реки. Непосредственно над выполнением самой вазы, создававшейся по проекту архитектора Мельникова, мастера Колыванской гранильной фабрики трудились в течение двенадцати лет, закончив работу к 1843 году. В Петербург ее доставили с большим трудом, в разобранном виде (ваза состоит из пяти частей, причем основная из них - чаша - монолитна). До Урала вазу везли на специальной телеге, в которую впрягали от ста двадцати до ста шестидесяти лошадей. А далее по Чусовой, Каме, Волге, Шексне и Мариинской системе переправили на барже до места выгрузки на набережной Невы. После предварительного укрепления фундамента семьсот семьдесят рабочих установили ее в зале Эрмитажа, где она находится и в настоящее время. Колыванская ваза, одно из наиболее грандиозных и удивительных по мастерству исполнения произведений русского камнерезного искусства, по праву занимает почетное место среди сокровищ Эрмитажа.

  • Название: Эрмитаж: парадная лестница Зимнего дворца
  • Описание: Парадным входом в бывшую резиденцию российских императоров – Зимний дворец – был обращенный во двор подъезд. В парадные залы дворца, ставшего теперь главным зданием Государственного Эрмитажа , ведет парадная лестница, изображенная на фото. Сейчас это одно из немногих помещений дворца, дающее представление об интерьерах, созданных Растрелли. В XVIII веке эту лестницу называли Посольской, так как с нее начинались приемы иностранных послов. Позднее у нее появилось еще одно название – Иорданская: в праздники Крещения по ней спускалась процессия к павильону Иордан на Неве, где происходило водосвятие.

    Первый лестничный марш – низкий и притемненный – являет полный контраст с основным объемом, в котором пространство будто раздвигается, прорываясь в бесконечность расписного свода. Широкие лестничные марши белого мрамора ведут наверх сквозь пронизанное светом пространство, сверкающее зеркалами и позолотой. Украшением лестницы служат статуи, часть которых была привезена из Италии еще при Петре I.

    Зимний дворец – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга, которые туристам следует обязательно посмотреть. Он расположен на

Екатерининского дворца гости попадали в Китайский зал - непременный интерьер барочного дворца Китайская комната - одно из самых красивых помещений дворца. Декораторский талант Растрелли в полной мере проявился в ее оформлении, уничтоженном при Екатерине II, когда на ее месте, в центре здания, была построена новая Парадная лестница.

При Растрелли зал освещался шестью двойными окнами. Нижние окна также выполняли функции дверей, выходивших на балконы двух парадных крылец.

Стены помещения частично были отделаны настоящими китайскими резными лаками, а частично - золоченой резьбой, изображающей китайцев под зонтиками, пагоды, корзиночки, пальмы и другие экзотические растения. Пространство над дверьми до самого потолка было занято золочеными десюдепортами, над которыми тянулся расписанный китайскими мотивами карниз. По стенам зала располагались полки-кронштейны, на которых красовались редчайшие изделия из китайского и японского фарфора.

Впечатление экзотической роскоши усиливали четыре составных зеркала, вставленные в золоченые рамы; в них отражались затейливая резьба, яркие краски фарфора, темные доски китайских лаков и мерцание свечей. Потолок Китайской комнаты украшал плафон, написанный французским художником Ж.-Л. Девельи при участии И. Вельского на сюжет роскошной «китайской свадьбы».

Китайские мотивы были в большой моде во всей Европе XVIII века. Причудливые и изящные формы, искрящийся блеск красок, удивительная тщательность отделки китайских вещей восхищали европейцев. Двор русской императрицы, питавшей слабость к ослепительной красоте и роскоши, не стал исключением. Интерес к «китайщине» стимулировался и притоком драгоценных изделий, ежегодно привозимых в Россию купцами. Эти товары были настолько востребованы при дворе Елизаветы Петровны, что во дворце устраивались специальные аукционы, на которые съезжалась вся высшая аристократия.

При Екатерине II, в 1752–1756 годах, при перестройке Большого Царскосельского дворца, расположил парадную лестницу в отдалении от въездных ворот, в со шпилем (на месте нынешнего Зубовского флигеля).

Позднее парадная лестница Растрелли была уничтожена: 16 апреля 1778 г. были ассигнованы средства на сломку Большого дворца, вместе с примыкавшим к ней со стороны двора одноэтажным флигелем, и на постройку нового флигеля по проекту .

Вместо нее по воле венценосной хозяйки Царского Села Ч. Камерон возвел (красного дерева) в центре дворца, на месте спроектированного Растрелли Китайского зала.

В 1860–1863 годах лестница вновь подверглась перестройке

С конца 1850-х годов архитектор И. А. Монигетти работает над проектом реконструкции парадной лестницы в центральной части Большого Царскосельского дворца.

В 1860 году старая деревянная лестница была разобрана, после чего под новые каменные стены подвели бутовый фундамент и возвели шесть маршей новой лестницы с резными мраморными перилами: два нижних ведут на промежуточную широкую площадку, от которой вверх расходятся еще по две пары маршей» композиционно закрепленных орнаментированными тумбами» увенчанными мраморными вазами.

Парадная лестница, созданная И. А. Монигетти в мраморе, в стилистике рококо, занимает всю высоту и ширину дворца и освещается с востока и запада окнами, расположенными в три яруса. Белые мраморные ступени поднимаются с двух сторон к средней площадке, с которой четыре марша ведут на второй этаж, к парадным залам.

На стенах интерьера, украшенных лепным орнаментом, размещены декоративные вазы и блюда китайского и японского фарфора XVII–XVIII веков - в память о располагавшемся здесь в середине XVIII века Китайском зале.

На стенах, падуге и плафоне была сделана ; четыре двери оформлены лепными украшениями из картон-пьера, десюдепортами и кариатидами; на южной и северной стенах устроены .

На стенах в лепном орнаменте вделаны колоссальные часы и календарь.

Над средней лестничной площадкой под «бра-фигурами» амуров в обрамлении гирлянд установлены в бронзовых золоченых рамах с эмалевыми циферблатами, выполненные в петербургской мастерской Г. Мозера.

Шесть верхних окон оформлены чугунными решетками с бронзовыми «золочеными через огонь» украшениями.

В нижнем этаже был устроен гладкий мозаичный пол «из венецианского тараса», под сводом лестницы - плитный, а лестничные площадки выстланы белыми мраморными плитами.

Вход на лестницу оформляли два цинковых канделябра с украшениями из позолоченной бронзы «о пяти лампах», двенадцать бронзовых ламп располагались у пилястр в бельэтаже. Десюдепорты и оконные решетки были дополнены .

Все работы были выполнены из лучшего белого каррарского мрамора, отпущенного из казны.

Согласно контракту, П. Т. Дылев должен был «написать на плафоне три картины аллегорического изображения а фреско», но при поднесении на Высочайшее утверждение эскиза живописи для плафона Александр II поручил вице-президенту Императорской Академии художеств князю Г. Г. Гагарину вместе с Ф. А. Бруни и Монигетти осмотреть картины, хранящиеся в кладовых Эрмитажа и Таврического дворца «для выбора приличных для сего плафона». В Таврическом дворце были отобраны три картины и отправлены в Царское Село: «Галатея» школы Г. Рени, «Триумф Венеры» Ж.-М. Вьена и копия с «Похищение Европы» того же Рени. 10 мая 1860 года картины были помещены на воззрение императора в Большой столовой и получили одобрение.

Лестница имеет выход в парк и на площадь, куда обращен и большой открытый балкон. С него Императрица Екатерина II смотрела на проходившие церемониальным маршем полки, возвращавшиеся с парадов или маневров. На ступеньках крытого подъезда лестницы, образуемого этим балконом, позднее устраивалась ложа, в которой присутствовал Александра Федоровна с детьми во время Высочайших смотров. Подъезд Парадной лестницы со стороны парка сохранился том виде, в котором его построил Растрелли.

В годы Великой Отечественной войны пожар уничтожил декоративное убранство Парадной лестницы: обрушилось перекрытие и кровля, были полностью уничтожены великолепные фигуры кариатид; мрамор ступеней, облицовка площадок и украшающих их ваз были разбиты.

Из письма от 27 апреля 1944 года: Парадная лестница без потолка, лепка сильно повреждена. Мраморные марши разбиты, вазы сброшены, лежат среди обгоревших балок; ходить опасно: предполагают, что заложены фугасы… За лестницей выгоревший провал на месте Серебряной столовой...

Частично сохранилась лишь коллекция фарфора, вывезенная в эвакуацию, а также фрагменты мраморных ваз и балюстрад, найденные среди руин. До 1941 года площадку, выходящую окнами в парк, украшала мраморная скульптура работы неизвестного мастера конца XVIII века, изображающая императрицу Екатерину II (сейчас - в собрании музея).

Реставрация лестницы закончилась в 1964 году. Парадная лестница, как и большинство залов парадной анфилады, полностью восстановлена. Лепной декор стен и были отреставрованы лепщиками специальных научно-реставрационных мастерских (бригады А. В. Вагина), и скульпторами Э. П. Масленниковым и Г. А. Михайловой.

Ныне на площадках лестницы установлены значительно отреставрированные мраморные и , исполненные В. П. Бродзским в 1860 году.

В XIX веке потолок Парадной лестницы украшали живописный плафон Ж.-М. Вьена «Триумф Венеры» и две картины Г. Рени - «Похищение Европы» и «Галатея», погибшие в годы войны вместе с рухнувшими перекрытиями. Для воссоздания отделки лестницы были подобраны полотна, соответствующие довоенным композициям по стилю и размерам. Центральная картина «Суд Париса», написанная итальянским живописцем К. Маратти, и картина «Юпитер и Каллисто» кисти П. Либери были получены из коллекции Государственного Эрмитажа. Композицию «Эней и Венера» неизвестного итальянского художника XVIII века, расположенную с западной стороны, подарил дворцу-музею житель Ленинграда А. Тихомиров.

+1 Голосов: 1 18282 просмотра

Посольская лестница Эрмитажа - это главная парадная лестница Зимнего Дворца. По ней послы иностранных государств поднимались во дворец. Название "Иорданская" лестница получила из-за того, что царская семья в праздник Крещения Господня спускалась по ней к Иордани – специальной проруби в замершей Неве, где и проходил обряд.
Лестница выполнена Франческо Бартоломео Растрелли в стиле барокко. Парадная лестница была восстановлена после пожара 1837 г. В.П. Стасовым, сохранившим в общих чертах замысел Ф.Б. Растрелли.

2 Белый мрамор скульптур и балюстрады, серый мрамор колонн, роскошная позолота гипсовой лепнины - всё вызывает восхищение. Давайте пройдёмся по ней?

3 Беломраморная лестница разветвляется в разные стороны: вправо и влево, расходится двумя широкими торжественными маршами, которые вновь соединяются у верхней площадки. Она занимает всю высоту здания (высота 22 метра). Широкая лестница с удобными невысокими ступеньками - по ним хорошо подниматься в шикарных бальных платьях

4 Во время восстановления лестницы после пожара Стасов заменил золоченые резные балясины тяжелой мраморной балюстрадой. Балясины изготовлены из каррарского мрамора скульпторами Ф. Трискорни и Э. Модерни

5

6 Стены украшает декоративная скульптура эпохи Древнего Рима. Атлант

7 Кариатида

8

9 Скульптуры "Правосудие" и "Милосердие"

10 На верхней площадке лестницы - монолитные колонны из серого (сердобольского) гранита - петербургского камня. Десять монолитных колонн коринфского ордера украшают и поддерживают своды лестницы

11

12

13 В центральной нише установлена статуя "Владычица", привезённая из Таврического дворца

14

15

16 Центральном плафон лестницы площадью около 200 квадратных метров. На нём изображена живописная композиция "Олимп" работы итальянского художника XVIII века Гаспаро Дициани, которая покоится на падугах, декорированных фигурно-орнаментальными росписями в манере "гризайль". Выбрав в кладовых Эрмитажа плафон 18 века с изображением Олимпа, Стасов включил его в композицию потолка, а так как новый плафон оказался несколько меньше старого, оставшееся пространство художник А.И. Соловьёв расписал по эскизам Стасова

17 В 1898-1901 годах для освещения лестницы были использованы электрические осветительные приборы в виде люстр и бра из цветного металла, позолоченные гальваническим способом

18 Они были изготовлены в необарочной стилистике под руководством архитектора Л.Н. Бенуа по рисунку художника В. Эмме на петербургском заводе А. Морана



Величественная и прекрасная Главная лестница Зимнего дворца в XVIII веке играла очень важную представительскую роль, включаясь в анфиладу парадных залов, где проходили торжественные церемонии и придворные празднества. По ней послы иностранных государств поднимались в центральные залы для аудиенций, поэтому она называлась Посольской. После революции, когда дворец стал музеем, экскурсоводы дали ей имя Иорданская, поскольку на праздник Крещения по ней спускалась царская семья и другие участники крестного хода, начинавшегося от Большой церкви и выходившего к иордани - специальной проруби в замёрзшей Неве, где проводился обряд водосвятия.


Эта лестница связана со строительством Нового Эрмитажа - здания, созданного специально под музей для разросшихся коллекций предметов искусства. Оно было построено в 1850 году архитектором Н. E. Ефимовым под руководством В. П. Стасова по проекту Л. фон Кленце. Лестница стала главным входом в здание Нового Эрмитажа и была подобна той, что вела на афинский Акрополь. Её подъезд со стороны улицы украшен гранитными скульптурами десяти атлантов, созданными академиком А. И. Теребеневым, отсюда и другое название - Теребеневская лестница. Если смотреть на лестницу с площадки первого этажа вверх, то можно заметить одно любопытное архитектурное решение: в каждом следующем пролёте количество ступенек уменьшается на одну, что создаёт иллюзию бесконечной дороги ввысь.

По Главной лестнице Нового Эрмитажа поднимались первые посетители музея. Однако публичным, рассчитанным на широкого посетителя, музей не был. Первоначально для того, чтобы попасть в Эрмитаж, требовалось специальное разрешение, которое выдавали только избранным. Так, например, великий поэт А. С. Пушкин смог получить постоянный музейный пропуск только по рекомендации В. А. Жуковского, своего учителя. Даже известные русские художники, которым нужно было работать в залах, не всегда могли добиться такого разрешения.


Никакого отношения к Советскому Союзу эта лестница не имеет. Советская лестница, построенная в середине XIX века архитектором А. И. Штакеншнейдером, получила своё название в связи с тем, что через её подъезд проходили члены Государственного совета, направлявшиеся на заседания, происходившие под председательством царя. Лестница уникальна также и тем, что связывает сразу три здания музейного комплекса: переходным коридорчиком она сообщается с Малым Эрмитажем, с противоположной стороны вдоль линии набережной располагается Старый Эрмитаж, двери в центре (напротив окон) ведут в залы Нового Эрмитажа.

Октябрьская лестница


Название «Октябрьская» лестница получила в память о революционных событиях октября 1917 года, когда отряды штурмующих проникли по ней в Зимний дворец. По Октябрьской же лестнице в ночь с 25-го на 26 октября 1917 года выводили захваченных министров Временного правительства.

Ни в одном путеводителе не найти точной даты появления этого имени, и знаменитая мемориальная доска была установлена на ней уже после того, как новое название прижилось. До того лестница именовалась «ея императорского величества», поскольку примыкала непосредственно к апартаментам императриц - супруги (впоследствии вдовы) Павла I Марии Фёдоровны и супруги Александра II Марии Александровны.

Церковная лестница


Церковная лестница расположена в непосредственной близости к Малой церкви Зимнего дворца, где проходили службы с участием членов царской семьи. Несколько лет назад в Эрмитаже произошёл удивительный случай: во время проведения плановых электротехнических работ на площадке второго этажа Церковной лестницы была обнаружена гипсовая скульптура, замурованная в стену.

Скульптура изображает раба в ошейнике и носит название «Беглый раб». В процессе реставрации находки выяснилось, что создал её знаменитый скульптор Владимир Беклемишев в конце XIX века. А в 1893 году она представляла Россию на Всемирной выставке в Чикаго. Как и почему она попала в «заточение» - неизвестно, но провела она там более 60 лет. Таких открытий в музее не было больше века.