Лил уэйн. Биография Lil Wayne

Удивительно, как сильно на хип-хоп влияет мода. И дело тут не только в популярности всяческих направлений и их поклонниках, дело в любви к "нелюбови". Как в старенькой песне: "I love to hate you".

Совсем не секрет, что самую большую ненависть русский народный рэппер испытывает к южному рэпу и всяческим исполнителям с приставкой "Lil", потому что они "мелкие". Хотя эти ненавидимые рэперы зачастую много взрослее товарищей ненавистников.

К чему я веду? К страшному врагу всех противников "не рэпа, а южной жопотряски", потенциальной жертве всех любителей облить грязью и без того "грязный" юг – Lil Wayne, так же известный как Birdman Jr., Young Tune, Weezy F. Baby, Weezy Fuckin Baby и еще много как.

Всем хейтерам советую закрыть страницу и пойти написать на каком-нибудь форуме (желательно чтоб это был не форум сайт) нечто вроде "блин, какая же херня этот Lil’ Wayne!" и успокоиться, а мы начнем…

27 сентября 1982 года в каком-то грязном роддоме, а может и вовсе на дому, в отвратительно преступном и невероятно жарком районе Нового Орлеана 17 ward на свет появился младенец, которому дали имя Dwayne Michael. Он был единственным и совершенно нежеланным ребенком в и без того шаткой семье. Очевидно, младенец стал последней каплей для настоящего отца будущей рэп-звезды и папаша бросил семью, когда Дуэйну еще не было и года. Типичное начало для истории о невероятном успехе, не правда ли? Что поделаешь, как сказал Louis Logic: "All those Cinderella stories are true, because it happens".

Несмотря ни на что, некто Reginald Carter по кличке Rabbit на протяжении всего детства Дуэйна пытался кое-как поднять семью, он-то и заменил будущему рэперу отца, а заодно и передал ему президентскую фамилию "Carter".

Учился Виззи из рук вон плохо: конечно, ведь тяжело одновременно учиться и торчать на улице, в криминальном Орлеане, с друзьями, слушая рэп. А слушали тогда на улицах этого, не побоюсь такого слова, экзотического города совершенно удивительных и неповторимых исполнителей. Тут стоило бы немного углубиться в историю музыки Нью-Орлианс: тот совершенно некомпетентный ярлык "баунс", который в наши дни так любят вешать ненавистники южного рэпа, на самом деле стиль хип-хопа, корни которого в Miami Bass Music, а душа навеки в New Orleans. Так вот, вместо привычного нам "на меня повлиял Big Daddy Kane и Rakim!", Дуэйн вспоминает: "на меня повлияли Pimp Daddy и U.N.L.V. (Uptown Niggas Livin Violent)". Остается только удивиться сколь хорошо Wayne был осведомлен, ведь на тот момент ни Pimp Daddy ни U.N.L.V. не были подписаны на какой-нибудь лейбл, хотя уже и были звездами андерграунда (а чуть позже были подписаны на Cash Money, но это другая история).

В 93, в возрасте десяти лет, Виззи знакомится с подписанным на молодой лейбл Cash Money Records артистом по имени Lil Slim. Как это часто бывает, он поражает его своим рэпом. Нам остается только догадываться, как десятилетний ребенок смог впечатлить взрослого мужика, но Slim обещает познакомить с руководством собственного лейбла - Brian "Baby" Williams и Ronald "Slim" Williams. Происходит это через полгода.

БУДУЩИЕ ПАПЫ

Стоит заметить, что политика лейбла Cash Money радикально отличалась: они пытались брать качеством, собрать под одним флагом лучших рэперов Нового Орлеана, потому впечатлить сразу CEO лейбла не удалось. В качестве утешительного приза Baby оставляет Дуэйну свою визитку, мол "позвони, когда подрастешь".

Виззи не стал терять времени и насел на телефон Cash Money, после чего глава лейбла великодушно, аля Тайлер Дёрден, сказал: "Теперь я вижу, что ты действительно хочешь быть рэпером". И присоединил его, ко второму ребенку на лейбле – Gangsta D aka Lil Doogie. Так появилась группа B.G.’z (Baby Gangstaz), которая, правда, просуществовала всего пару месяцев. Тем не менее, они успели выпустить дебютный промо EP "True Story" в том же 93 году.

С ним произошла интересная история: Lil’ Doogie читал на этом EP на порядок больше, в силу того, что был постарше Wayne’a и так уж получилось, что имя B.G. закрепилось за ним, а Baby D (так на тот момент называл себя Дуэйн) был приписан, как гость в нескольких треках, когда вышел уже полный альбом "True story".

На тот момент у Cash Money был активный биф с другим ново-орлеанским лейблом – Big Boy (известным, разве что тем, что из их рядов вышел Mystikal). Однажды Мать Виззи услышала дисс своего ненаглядного единственного сыночка на вражескую контору и… запретила ему общаться с Cash Money и носить милитари одежду (не забываем, что парню было всего 11 лет).

Но ее запрет продлился не долго… Вскоре отчима Дуэйна убивают и единственным близким человеком, который оказался поблизости оказался Baby. "Я помню как я позвонил ему и спокойно сказал всего пару слов, что-то типа: "Ок, да он умер…", - будет много позже вспоминать Wayne - Baby забрал меня, посадил в свою машину, и я плакал там на заднем сидении, я был в шоке… Тогда он посмотрел мне в глаза и сказал: "Эй, ниггер, ты плачешь, как будто потерял отца, что за херня" и с этого дня единственным моим отцом стал Baby, и мы с ним друг друга не потеряем".

ЛУЧШИЙ ИЗ НЫНЕ ЖИВУЩИХ

Время шло, Lil’ Wayne уже под более привычным для нас именем время от времени появлялся на альбомах артистов Cash Money, но активных проектов с его участием не было. Все изменилось, когда в 97 было принято поворотное для лейбла решение – была сформирована группа в составе B.G., Juvenile, Young Turk и Lil’ Wayne – Hot Boys, all-star group, как их называли. А вообще-то "Hot Boys" это название новоорлеанской банды первой половины ХХ века. По легенде, когда они, наконец, были пойманы, уровень преступности в городе резко упал.

Первый альбом группы взорвал Луизиану, хотя разлет осколков не превысил границ штата. Было продано около 400 тысяч копий, что для независимого лейбла было невероятно много, благодаря чему на Cash Money Records обратил внимание мейджор Universal. Был подписан контракт на 30 миллионов, по которому Cash Money Records переходил под крыло этого гиганта.

За это время Виззи значительно изменил свой стиль. Его новым кумиром стал однофамилец Jay-Z, отсюда и особенности читки. На его альбомах, начиная с 2000 года, это некое подражание Джиге слышится отчетливее, что Уэйн и не отрицает.

Следующий альбом Hot Boys сорвал банк: платиновый сертификат плюс бешеная популярность, но по законам жанра сказка своевременно закончилась. Один за другим участники группы покидали Cash Money, но сравнение с крысами, бегущими с утопающего корабля, было здесь неуместно.

Держал на плаву этот корабль несовершеннолетний Lil’ Wayne. Начало его сольной карьеры ознаменовано 1999 годом, когда ему еще не исполнилось 18-ти лет. Специфическая читка Уэйна + биты Mannie Fresh отлично сочетались, первый сингл "The Block Is Hot" взорвал как положено, и альбом разошелся миллионным тиражом. Затем в 2000 команда Wayne + Fresh закрепила успех с золотым "Lights Out".

Когда настало тяжелое для Кэш Мани время и артисты начали уходить, CEO лейбла принял решение назвать следующий альбом Виззи "500 Degreez", как якобы сиквел к самому успешному альбому Cash Money - Juvenile "400 Degreez". Как того и следовало ожидать, покинувший лейбл Juve обиделся. Да не на шутку!

В гневе он на скрую руку состряпал то ли бутлег, то ли микстейп сомнительного качества под названием "600 Degreez", на котором и представил миру свой дисс на Lil’Wayne под названием "A hoe". Претензии стандартные: "Ты никого не убил, а у тебя набита слеза, я тебя не видел на районе, ты не ниггер, ты дыра", и все в таком же духе. Виззи откоментировал этот выпад спокойно: "Я понятия не имею что там за дисс, я его не слышал. Может там и было что-то, для меня не имеет значения. Я не забываю своих и, если что, я за любого из нашей бывшей команды отдам жизнь, будь то B.G., мой нигер Turk или тот же Juve".

Конечно, это немало удивило хип-хоп общественность, особенно тех, кто помнил, как бойко Wizzy опускал Big Boy Records, которые лично его и не задевали никогда.
Более того, на его следующем альбоме The Carter оказалась песня "I Miss My Dawgs", посвящавшаяся убежавшим Juvenile, Turk и B.G., и отнюдь не угрозы звучали в этом треке.

Кстати, этот альбом ("The Carter") интересен хотя бы тем, что это первый альбом совершеннолетнего Уэйна, его тексты стали глубже, темы обширнее… да и самолюбия прибавилось: в первом же сингле он заявляет "I’m cash money Makaveli, ya ain’t ready… The best rapper alive since the best rapper retired (Я Макиавелли из Cash Money… (намек на Тупака) Я лучший рэпер из оставшихся в живых, после того как лучший ушел в отставку (намек на Jay-Z))".

ПРЕЗИДЕНТ КАРТЕР-3

Время, как мы уже отмечали, шло, на Cash Money приходили и уходили исполнители, одно оставалось неизменным – Lil’ Wayne и Baby, называвшие друг друга родственниками. Поэтому, опять же, как снег на голову свалилось заявление, сделанное самим Уэйном в 2005, о том, что он покидает лейбл, на котором провел больше половины жизни, и переходит на Def Jam к ненаглядному Джиге. Правда, в конце концов, заявление себя не оправдало и Виззи остался на Cash Money, но сам он откоментировал: "На самом деле я и правда собирался к Jay-Z. Но положение дел на Cash Money изменилось в лучшую сторону, и я остался", что совсем не исключало возможности ухода. Baby же сказал: "Уэйн был частью лейбла, ей он навсегда и останется. Мы семья!".

Много слухов ходит по поводу того, что Уэйн находится под неким влиянием Baby и делает все, что ему "приказывает хозяин", но авторитетные издания предпочитают относить это к параноидальной фантастике, значит так же поступим и мы с вами.

Да и вообще вокруг Wizzy вечно крутится поразительное количество слухов. Например, когда Young Jeezy покинул Boyz N Da Hood, и группа искала четвертого участника, все наперебой сватали туда то Trick Daddy, то Уэйна.

Несмотря на то, что у Виззи есть 6-ти летняя дочь от собственной стилистки, мужчина он до сих пор холостой, но при девушке, да еще и какой! Девушкой Уэйна является ни кто иная, как the baddest bitch Trina из Майами. Их союз тоже долгое время был всего лишь слухом и в интервью заявляли, что они "просто друзья", но после совместной песни "Don’t Trip" в интервью журналу Sister 2 Sister Трина призналась, что у них роман и долго глупо хихикала. Позже в интервью журналу VIBE она же сказала, что они "оба невероятно счастливы и больше нам, читателям, ничего знать и не надо". Wizzy же ограничился скупым "мы друг друга охрененно понимаем, потому что мы оба рэпперы". Вот так вот.

К середине 2005 года B.G. и Juve окончательно разругались с Lil’ Wayne’ом, тем не менее, все, что можно услышать в их адрес от Картера это короткое "Fuck" в очередном интервью. Ни диссов, ни каких либо акций на подобии G-Unot он не устраивал. К fuck-списку со временем присоединился Mannie Fresh, бывший битмейкер Cash Money, в свою очередь "покинувший лодку". После его ухода с лейбла Виззи возвели в чин "президента Cash Money Records".

Что дает это звание, и по сей день загадка, ибо владельцами лейбла все еще являются братья Williams. Сам Уэйн на вопрос что же это за должность отвечает так: "Креативней работаю. Отвечаю на тысячи вопросов "Уэйн, что ты об этом думаешь? Уэйн, как мы должны поступить?".

Его последний альбом "The Carter II"» разошелся миллионным тиражом и получил от критиков звание "Best Cash Money album ever", а сам Уэйн был назван одним из лучших лириков юга.

В данный момент он по уши в делах: помимо нового сольного альбома "The Carter III" намеченного на 2007 год, Виззи работает еще и над совместным альбомом с Baby рабочее название которого "Like Father, Like Son" опять же подчеркивает их "родство". Кроме того, готовится еще один интересный проект - альбом "I Can’t Feel My Face" с "дипломатом" Juelz Santana, который сначала задумывался как микстейп, но теперь видимо выйдет, как полноценный альбом.

Кроме того, много слухов ходило (и продолжает ходить) о возрождении Hot Boyz: якобы B.G., Juvenile и Mannie Fresh готовы записывать новый альбом, но при условии, что на нем не будет ненавистного Baby. Уэйн стоит горой за "отца" и отказывается.

Ураган Катрина вынудил звезду Нового Орлеана вместе с "папочкой" Baby переехать к любимой Триночке в Майами, и как поет сам Виззи в треке для альбома DJ Khaled, "Until the rebuild New Orleans that’s where I stay (пока не перестроят Новый Орлеан, я останусь здесь, в Майами)".

Вот такая вот история мальчика из гетто, которому мама не разрешала в детстве ругаться матом и носить военизированную одежду… настоящая american dream! А ведь это только начало!

Дискография

Tha Block Is Hot / 1999 / Cash Money
Lights Out / 2000 / Cash Money
500 Degreez / 2002 / Cash Money
Carter / 2004 / Cash Money/Universal
Carter II / 2005 / Cash Money


, Drake , Chris Brown , ASAP Rocky , Tyga , Juelz Santana , Nicki Minaj , Rick Ross , T.I. , T-Pain , The Game , Young Jeezy , Pitbull

Лейблы

Дуэйн Майкл Картер-младший (англ. Dwayne Michael Carter, Jr. ; 27 сентября 1982 года), более известный как Лил Уэйн (англ. Lil Wayne ) - американский рэпер . Будучи в составе группы Hot Boys , входит в коллектив звукозаписывающей компании Cash Money Records . Работал с рэпером B.G. над альбомом True Story , после чего был подписан на лейбл. Выпущенный в 1997 году альбом Get It How U Live , стал первым релизом Уэйна с Hot Boys; сольный дебют состоялся в 1999 году с выходом альбома Tha Block is Hot . Альбом дебютировал в верхних десяти строчках чарта Billboard 200 , сам Уэйн был номинирован на «Лучшего молодого исполнителя года» по версии журнала The Source . Вскоре после пришедшего к нему успеха, Уэйн принимает участие в записи совместных синглов с такими рэперами, как B.G. (Bling Bling ) и Big Tymers (#1 Stunna ) в 2000 году.

После сравнительно небольшой шумихи вокруг двух первых альбомов, наибольшая популярность пришла к Уэйну с выходом альбома Tha Carter в 2004 году, и следующих за ним Tha Carter II (2005) и Tha Carter 3 (2008). В течение этого периода он появлялся на многочисленных синглах и микстейпах других рэп-исполнителей.

В 2009 году записан совместный с Мадонной сингл Revolver, вошедший в альбом-сборник Celebration .

В 2010 году записан совместный сингл No Love с известным рэпером Эминемом . В августе 2011 года выпустил свой новый альбом Tha Carter IV , продав 964,000 копий в первую неделю в США. 27 сентября 2012 года Lil Wayne обогнал Элвиса Пресли по числу синглов попавших в Billboard Hot 100 с 109 песней. Одиннадцатый студийный альбом Лил Уэйна, Tha Carter V был отложен несколько раз и не имеет запланированной даты релиза.

Биография

Дуэйн Майкл Картер-младший родился в Холлигроув, пригороде Нового Орлеана , штат Луизиана . Учился по программе для одарённых детей в начальной школе Лафейетт и был членом театрального кружка в средней школе. В одиннадцать лет он поступает под опеку Брайана Уильямса, рэпера, более известного как Birdman и владельца компании Cash Money Records. Дуэйн записывал фристайлы на автоответчик Вильямса. Однажды Вильямс услышал начинающего исполнителя и, взяв его под свою опеку, начал включать голос Дуэйна в различные композиции, которые на тот момент выпускала компания. Дуэйн бросил школу в возрасте 14 лет, но позднее всё-таки сдал экзамены по программе средней школы. В 12 лет Дуэйн сыграл роль Железного дровосека в школьном мюзикле «Волшебник из страны Оз». Однажды Дуэйн нечаянно выстрелил в себя из пистолета 44-го калибра. В интервью журналу Blender Лил Уэйн признался, что в детстве одной из его самых любимых групп была Nirvana

2 марта 2010 года артист попал в тюрьму сроком на один год за незаконное ношение оружия, но 4 ноября 2010 года за хорошее поведение его освободили.

Hot Boys

В 1997 году Лил Уэйн основал группу Hot Boys вместе с Juvenile, Turk и B.G., где был самым младшим участником. Релиз дебютного альбома Get It How You Live состоялся в тот же год. Дебют на более крупном лейбле был в 1998 году с выходом Guerrilla Warfare . Последний альбом Let Em Burn был выпущен в 2003 году. Также на своем твитере Лил Уэйн написал, что новый альбом группы выйдет в 2011-2012 году.

Личная жизнь

Разведён, имеет четырёх детей. Был женат с 2004 по 2006 год на своей школьной подруге Антонии Джонсон, от которой у него в 1998 году родилась дочь Реджина. В дальнейшем в результате различных отношений родились сыновья Дуэйн (2008), Кэмерон (2009) и Нил (2009).

Дискография

В составе Hot Boys

  • - Get It How You Live
  • - Guerrilla Warfare
  • - Let Em Burn

Сольно

Совместные

  • - Like Father, Like Son (с Birdman)
  • - ColleGrove (с 2 Chainz)

Компиляции

  • - We Are Young Money (с Young Money)
  • - Rich Gang (с Rich Gang)
  • - Rise Of An Empire (с Young Money)

Микстейпы

  • - Da Drought
  • - SQ1-SQ7 (с The Sqad)
  • - Da Drought 2
  • - The Prefix
  • - The Suffix
  • - Dedication
  • - Blow (с Juelz Santana)
  • - Dedication 2
  • - Da Drought 3
  • - Dedication 3
  • - No Ceilings
  • - Sorry 4 The Wait
  • - Dedication 4
  • - Dedication 5
  • - Sorry 4 The Wait 2
  • - No Ceilings 2

Фильмография

Фильмы
Год Фильм Роль Примечания
2000 Baller Blockin" Iceberg Shorty Главная роль
2007 Who"s Your Caddy? Камео Небольшая роль
2009 The Carter Камео Документальный DVD, Главная роль
2010 Hurricane Season Lamont Johnson Небольшая роль
Телевидение
Год Название Роль Примечания
2007 Access Granted Камео
The Boondocks
2009 Nike Zoom VI LeBron James "Chalk" Камео Небольшое появление
Gatorade Камео Рассказчик
1st and 10
Around the Horn
Behind The Music Камео
All Access With Katie Couric Камео
The Mo"Nique Show Камео
2010 Freaknik: The Musical Trap Jesus
2010 Saturday Night Live Камео Выступление вместе с Eminem, исполнение "Drop the World" и "No Love"
2015 My Little Pony: Friendship Is Magic Burchell Специальный гость

Награды и номинации


  • Billboard Music Awards
    • 2012: Лучший певец (Победитель)
    • 2012: Артист года (Номинирован)
    • 2012: Лучший артист чарта Billboard 200 (Номинирован)
    • 2012: Лучший рэп-исполнитель (Победитель)
    • 2012: Лучший потоковый артист (Номинирован)
    • 2012: Лучший артист цифровых масс-медиа (Номинирован)
    • 2012: Billboard 200 Album: «Tha Carter IV» (Номинирован)
    • 2012: Top Rap Album: «Tha Carter IV» (Победитель)
  • BET Awards
    • 2008: Лучший исполнитель (муж.) (Номинирован)
    • 2008: Лучшая совместная композиция «I’m So hood (remix)» с DJ Khaled, Young Jeezy, Ludacris, Busta Rhymes: Big Boi, Birdman, Fat Joe, и Rick Ross (Номинирован)
    • : Приз зрительских симпатий «Lollipop» с Static Major (Победитель)
    • 2007: Лучший хип-хоп взлёт (муж.) (Номинирован)
    • : Приз зрительских симпатий «Stuntin" Like My Daddy» с Birdman (Победитель)
    • 2005: Лучшая совместная композиция «Soldier» с Destiny"s Child и T.I. (Номинирован)
  • BET Hip Hop Awards
    • 2007: Поэт-песенник года (Номинирован)
    • 2007: Приз зрительских симпатий Attel «Stuntin" Like My Daddy» с Birdman (Победитель)
    • 2007: Приз зрительских симпатий Attel «We Takin" Over» с DJ Khaled, Akon, T.I., Rick Ross, Fat Joe, и Birdman (Номинирован)
    • 2007: Лучшая совместная хип-хоп композиция «Stuntin" Like My Daddy» с Birdman (Номинирован)
    • 2007: Лучшая совместная хип-хоп композиция «We Takin" Over» с DJ Khaled, Akon, T.I., Rick Ross, Fat Joe, и Birdman (Номинирован)
    • 2007: Лучшее живое выступление (Номинирован)
  • Grammy Awards
    • 2008: Альбом года: Graduation (Номинирован как совместный исполнитель)
    • 2008: Лучший рэп выступление дуэтом или группой «Make It Rain» с Fat Joe (Номинирован)
    • 2006: Лучшее совместная рэп/вокальная композиция «Soldier» с Destiny’s Child и T.I. (Номинирован)
  • Ozone Awards
    • : Лучший рэп исполнитель (Номинирован)
    • 2008: Лучшая рэп команда, с Birdman (Номинирован)
    • 2008: Лучший поэт-песенник (Nominated)
    • 2008: Клубный хит года, «Lollipop
    • 2008: Приз Trillest (Номинирован)
    • 2008: Приз TJ’s DJ’s Hustler (Номинирован)
    • 2008: Лучшее видео, «Lollipop » со Static Major (Номинирован)
    • 2008: Микстейп гигант
  • MTV Video Music Awards
    • 2008: Лучшее видео (муж.) «Lollipop», со Static Major (Номинирован)
    • 2006: Приз MTV2 «Fireman» (Номинирован)
    • 2006: Лучшее групповое видео «Soldier» с Destiny’s Child и T.I. (Номинирован)
  • Source Awards
    • 2000: Лучший новый исполнитель (Номинирован)
  • Teen Choice Awards
    • 2008: Лучший рэп исполнитель (Номинирован)
  • Vibe Music Awards
    • 2007: Лучший микстейп года Da Drought III (Номинирован)
    • 2007: Самая классная совместная композиция «We Takin" Over» с DJ Khaled, T.I., Akon, Rick Ross, Fat Joe, и Birdman(Номинирован)
    • : Лучший рэпер (Победитель)
    • 2005: Лучшая совместная композиция «Soldier» с Destiny’s Child и T.I. (Номинирован)

Напишите отзыв о статье "Лил Уэйн"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Лил Уэйн

– C"est un roturier, vous aurez beau dire, [Это проходимец, что бы вы ни говорили,] – сказал князь Ипполит.
Мсье Пьер не знал, кому отвечать, оглянул всех и улыбнулся. Улыбка у него была не такая, какая у других людей, сливающаяся с неулыбкой. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое – детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения.
Виконту, который видел его в первый раз, стало ясно, что этот якобинец совсем не так страшен, как его слова. Все замолчали.
– Как вы хотите, чтобы он всем отвечал вдруг? – сказал князь Андрей. – Притом надо в поступках государственного человека различать поступки частного лица, полководца или императора. Мне так кажется.
– Да, да, разумеется, – подхватил Пьер, обрадованный выступавшею ему подмогой.
– Нельзя не сознаться, – продолжал князь Андрей, – Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но… но есть другие поступки, которые трудно оправдать.
Князь Андрей, видимо желавший смягчить неловкость речи Пьера, приподнялся, сбираясь ехать и подавая знак жене.

Вдруг князь Ипполит поднялся и, знаками рук останавливая всех и прося присесть, заговорил:
– Ah! aujourd"hui on m"a raconte une anecdote moscovite, charmante: il faut que je vous en regale. Vous m"excusez, vicomte, il faut que je raconte en russe. Autrement on ne sentira pas le sel de l"histoire. [Сегодня мне рассказали прелестный московский анекдот; надо вас им поподчивать. Извините, виконт, я буду рассказывать по русски, иначе пропадет вся соль анекдота.]
И князь Ипполит начал говорить по русски таким выговором, каким говорят французы, пробывшие с год в России. Все приостановились: так оживленно, настоятельно требовал князь Ипполит внимания к своей истории.
– В Moscou есть одна барыня, une dame. И она очень скупа. Ей нужно было иметь два valets de pied [лакея] за карета. И очень большой ростом. Это было ее вкусу. И она имела une femme de chambre [горничную], еще большой росту. Она сказала…
Тут князь Ипполит задумался, видимо с трудом соображая.
– Она сказала… да, она сказала: «девушка (a la femme de chambre), надень livree [ливрею] и поедем со мной, за карета, faire des visites». [делать визиты.]
Тут князь Ипполит фыркнул и захохотал гораздо прежде своих слушателей, что произвело невыгодное для рассказчика впечатление. Однако многие, и в том числе пожилая дама и Анна Павловна, улыбнулись.
– Она поехала. Незапно сделался сильный ветер. Девушка потеряла шляпа, и длинны волоса расчесались…
Тут он не мог уже более держаться и стал отрывисто смеяться и сквозь этот смех проговорил:
– И весь свет узнал…
Тем анекдот и кончился. Хотя и непонятно было, для чего он его рассказывает и для чего его надо было рассказать непременно по русски, однако Анна Павловна и другие оценили светскую любезность князя Ипполита, так приятно закончившего неприятную и нелюбезную выходку мсье Пьера. Разговор после анекдота рассыпался на мелкие, незначительные толки о будущем и прошедшем бале, спектакле, о том, когда и где кто увидится.

Поблагодарив Анну Павловну за ее charmante soiree, [очаровательный вечер,] гости стали расходиться.
Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил трехугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности. Анна Павловна повернулась к нему и, с христианскою кротостью выражая прощение за его выходку, кивнула ему и сказала:
– Надеюсь увидать вас еще, но надеюсь тоже, что вы перемените свои мнения, мой милый мсье Пьер, – сказала она.
Когда она сказала ему это, он ничего не ответил, только наклонился и показал всем еще раз свою улыбку, которая ничего не говорила, разве только вот что: «Мнения мнениями, а вы видите, какой я добрый и славный малый». И все, и Анна Павловна невольно почувствовали это.
Князь Андрей вышел в переднюю и, подставив плечи лакею, накидывавшему ему плащ, равнодушно прислушивался к болтовне своей жены с князем Ипполитом, вышедшим тоже в переднюю. Князь Ипполит стоял возле хорошенькой беременной княгини и упорно смотрел прямо на нее в лорнет.
– Идите, Annette, вы простудитесь, – говорила маленькая княгиня, прощаясь с Анной Павловной. – C"est arrete, [Решено,] – прибавила она тихо.
Анна Павловна уже успела переговорить с Лизой о сватовстве, которое она затевала между Анатолем и золовкой маленькой княгини.
– Я надеюсь на вас, милый друг, – сказала Анна Павловна тоже тихо, – вы напишете к ней и скажете мне, comment le pere envisagera la chose. Au revoir, [Как отец посмотрит на дело. До свидания,] – и она ушла из передней.
Князь Ипполит подошел к маленькой княгине и, близко наклоняя к ней свое лицо, стал полушопотом что то говорить ей.
Два лакея, один княгинин, другой его, дожидаясь, когда они кончат говорить, стояли с шалью и рединготом и слушали их, непонятный им, французский говор с такими лицами, как будто они понимали, что говорится, но не хотели показывать этого. Княгиня, как всегда, говорила улыбаясь и слушала смеясь.
– Я очень рад, что не поехал к посланнику, – говорил князь Ипполит: – скука… Прекрасный вечер, не правда ли, прекрасный?
– Говорят, что бал будет очень хорош, – отвечала княгиня, вздергивая с усиками губку. – Все красивые женщины общества будут там.
– Не все, потому что вас там не будет; не все, – сказал князь Ипполит, радостно смеясь, и, схватив шаль у лакея, даже толкнул его и стал надевать ее на княгиню.
От неловкости или умышленно (никто бы не мог разобрать этого) он долго не опускал рук, когда шаль уже была надета, и как будто обнимал молодую женщину.
Она грациозно, но всё улыбаясь, отстранилась, повернулась и взглянула на мужа. У князя Андрея глаза были закрыты: так он казался усталым и сонным.
– Вы готовы? – спросил он жену, обходя ее взглядом.
Князь Ипполит торопливо надел свой редингот, который у него, по новому, был длиннее пяток, и, путаясь в нем, побежал на крыльцо за княгиней, которую лакей подсаживал в карету.
– Рrincesse, au revoir, [Княгиня, до свиданья,] – кричал он, путаясь языком так же, как и ногами.
Княгиня, подбирая платье, садилась в темноте кареты; муж ее оправлял саблю; князь Ипполит, под предлогом прислуживания, мешал всем.
– Па звольте, сударь, – сухо неприятно обратился князь Андрей по русски к князю Ипполиту, мешавшему ему пройти.
– Я тебя жду, Пьер, – ласково и нежно проговорил тот же голос князя Андрея.
Форейтор тронулся, и карета загремела колесами. Князь Ипполит смеялся отрывисто, стоя на крыльце и дожидаясь виконта, которого он обещал довезти до дому.

– Eh bien, mon cher, votre petite princesse est tres bien, tres bien, – сказал виконт, усевшись в карету с Ипполитом. – Mais tres bien. – Он поцеловал кончики своих пальцев. – Et tout a fait francaise. [Ну, мой дорогой, ваша маленькая княгиня очень мила! Очень мила и совершенная француженка.]
Ипполит, фыркнув, засмеялся.
– Et savez vous que vous etes terrible avec votre petit air innocent, – продолжал виконт. – Je plains le pauvre Mariei, ce petit officier, qui se donne des airs de prince regnant.. [А знаете ли, вы ужасный человек, несмотря на ваш невинный вид. Мне жаль бедного мужа, этого офицерика, который корчит из себя владетельную особу.]
Ипполит фыркнул еще и сквозь смех проговорил:
– Et vous disiez, que les dames russes ne valaient pas les dames francaises. Il faut savoir s"y prendre. [А вы говорили, что русские дамы хуже французских. Надо уметь взяться.]
Пьер, приехав вперед, как домашний человек, прошел в кабинет князя Андрея и тотчас же, по привычке, лег на диван, взял первую попавшуюся с полки книгу (это были Записки Цезаря) и принялся, облокотившись, читать ее из середины.
– Что ты сделал с m lle Шерер? Она теперь совсем заболеет, – сказал, входя в кабинет, князь Андрей и потирая маленькие, белые ручки.
Пьер поворотился всем телом, так что диван заскрипел, обернул оживленное лицо к князю Андрею, улыбнулся и махнул рукой.
– Нет, этот аббат очень интересен, но только не так понимает дело… По моему, вечный мир возможен, но я не умею, как это сказать… Но только не политическим равновесием…
Князь Андрей не интересовался, видимо, этими отвлеченными разговорами.
– Нельзя, mon cher, [мой милый,] везде всё говорить, что только думаешь. Ну, что ж, ты решился, наконец, на что нибудь? Кавалергард ты будешь или дипломат? – спросил князь Андрей после минутного молчания.
Пьер сел на диван, поджав под себя ноги.
– Можете себе представить, я всё еще не знаю. Ни то, ни другое мне не нравится.

27 сентября 1982 года в каком-то грязном роддоме, а может и вовсе на дому, в отвратительно преступном и невероятно жарком районе Нового Орлеана 17 ward на свет появился младенец, которому дали имя Dwayne Michael. Он был единственным и совершенно нежеланным ребенком в и без того шаткой семье. Очевидно, младенец стал последней каплей для настоящего отца будущей рэп-звезды и папаша бросил семью, когда Дуэйну еще не было и года. Типичное начало для истории о невероятном успехе, не правда ли? Что поделаешь, как сказал Louis Logic:

«All those Cinderella stories are true, because it happens».

Несмотря ни на что, некто Reginald Carter по кличке Rabbit на протяжении всего детства Дуэйна пытался кое-как поднять семью, он-то и заменил будущему рэперу отца, а заодно и передал ему президентскую фамилию «Carter».

Учился Виззи из рук вон плохо: конечно, ведь тяжело одновременно учиться и торчать на улице, в криминальном Орлеане, с друзьями, слушая рэп. А слушали тогда на улицах этого, другого слова не подобрать, экзотического города совершенно удивительных и неповторимых исполнителей. Тут стоило бы немного углубиться в историю музыки Нью-Орлеана: тот совершенно некомпетентный ярлык «баунс», который в наши дни так любят вешать ненавистники южного рэпа, на самом деле стиль хип-хопа, корни которого в Miami Bass Music, а душа навеки в Нью-Орлеане. Так вот, вместо привычного нам «на меня повлиял Big Daddy Kane и Rakim!», Дуэйн вспоминает: «на меня повлияли Pimp Daddy и U.N.L.V. (Uptown Niggas Livin Violent)». Остается только удивиться сколь хорошо Wayne был осведомлен, ведь на тот момент ни Pimp Daddy, ни U.N.L.V. не были подписаны на какой-нибудь лейбл, хотя уже и были звездами андерграунда (а чуть позже были подписаны на Cash Money, но это другая история.

Новый папа

В 93, в возрасте десяти лет, Виззи знакомится с подписанным на молодой лейбл Cash Money Records артистом по имени Lil Slim. Как это часто бывает, он поражает его своим рэпом. Нам остается только догадываться, как десятилетний ребенок смог впечатлить взрослого мужика, но Slim обещает познакомить с руководством собственного лейбла — Brian «Baby» Williams и Ronald «Slim» Williams. Происходит это через полгода.

Стоит заметить, что политика лейбла Cash Money радикально отличалась: они пытались брать качеством, собрать под одним флагом лучших рэперов Нью-Орлеана, потому впечатлить сразу CEO лейбла не удалось. В качестве утешительного приза Baby оставляет Дуэйну свою визитку, мол «позвони, когда подрастешь».

Виззи не стал терять времени и насел на телефон Cash Money, после чего глава лейбла великодушно, аля Тайлер Дёрден, сказал:

«Теперь я вижу, что ты действительно хочешь быть рэпером».

И присоединил его, ко второму ребенку на лейбле — Gangsta D aka Lil Doogie. Так появилась группа B.G.’z (Baby Gangstaz), которая, правда, просуществовала всего пару месяцев. Тем не менее, они успели выпустить дебютный промо EP «True Story» в том же 93 году.

С ним произошла интересная история: Lil’ Doogie читал на этом EP на порядок больше, в силу того, что был постарше Wayne’a и так уж получилось, что имя B.G. закрепилось за ним, а Baby D (так на тот момент называл себя Дуэйн) был приписан, как гость в нескольких треках, когда вышел уже полный альбом «True Story».

На тот момент у Cash Money был активный биф с другим нью-орлеанским лейблом — Big Boy (известным, разве что тем, что из их рядов вышел Mystikal). Однажды мать Виззи услышала дисс своего ненаглядного единственного сыночка на вражескую контору и... запретила ему общаться с Cash Money и носить милитари одежду (не забываем, что парню было всего 11 лет).

Но ее запрет продлился не долго... Вскоре отчима Дуэйна убивают, и единственным человеком, который оказался поблизости был Baby.

«Я помню как я позвонил ему и спокойно сказал всего пару слов, что-то типа: „Ок, да он умер“, — будет много позже вспоминать Wayne, — Baby забрал меня, посадил в свою машину, и я плакал там на заднем сидении, я был в шоке... Тогда он посмотрел мне в глаза и сказал: „Эй, нигер, ты плачешь, как будто потерял отца, что за херня“, и с этого дня единственным моим отцом стал Baby, и мы с ним друг друга не потеряем».

Лучший из ныне живущих

Время шло, Виззи (уже под более привычным для нас именем Lil’ Wayne) время от времени появлялся на альбомах артистов Cash Money, но активных проектов с его участием не было. Все изменилось, когда в 97 было принято поворотное для лейбла решение — была сформирована группа в составе B.G., Juvenile, Young Turk и Lil’ Wayne — Hot Boys, all-star group, как их называли. А вообще-то «Hot Boys» — это название новоорлеанской банды первой половины ХХ века. По легенде, когда они, наконец, были пойманы, уровень преступности в городе резко упал.

Первый альбом группы взорвал Луизиану, хотя разлет осколков не превысил границ штата. Было продано около 400 тысяч копий, что для независимого лейбла было невероятно много, благодаря чему на Cash Money Records обратил внимание мейджор Universal. Был подписан контракт на 30 миллионов, по которому Cash Money Records переходил под крыло этого гиганта.

За это время Виззи значительно изменил свой стиль. Его новым кумиром стал однофамилец Jay-Z, отсюда и особенности читки. На его альбомах, начиная с 2000 года, это некое подражание Джигге слышится отчетливее, что Уэйн и не отрицает.

Следующий альбом Hot Boys сорвал банк: платиновый сертификат плюс бешеная популярность, но по законам жанра сказка своевременно закончилась. Один за другим участники группы покидали Cash Money, но сравнение с крысами, бегущими с утопающего корабля, было здесь неуместно.

Держал на плаву этот корабль несовершеннолетний Lil’ Wayne. Начало его сольной карьеры ознаменовано 1999 годом, когда ему еще не исполнилось 18-ти лет. Специфическая читка Уэйна + биты Mannie Fresh отлично сочетались, первый сингл «Tha Block Is Hot» взорвал как положено, и альбом разошелся миллионным тиражом. Затем в 2000 команда Wayne + Fresh закрепила успех с золотым «Lights Out».

Когда настало тяжелое для Cash Money время, а артисты начали уходить, CEO лейбла принял решение назвать следующий альбом Виззи «500 Degreez», как якобы сиквел к самому успешному альбому Cash Money — Juvenile «400 Degreez». Как того и следовало ожидать, покинувший лейбл Juve обиделся. Да не на шутку!

В гневе он на скрую руку состряпал то ли бутлег, то ли микстейп сомнительного качества под названием «600 Degreez», на котором и представил миру свой дисс на Lil’Wayne под названием «A hoe». Претензии стандартные: «Ты никого не убил, а у тебя набита слеза, я тебя не видел на районе, ты не ниггер, ты дыра», и все в таком же духе. Виззи откоментировал этот выпад спокойно:

«Я понятия не имею что там за дисс, я его не слышал. Может там и было что-то, для меня не имеет значения. Я не забываю своих и, если что, я за любого из нашей бывшей команды отдам жизнь, будь то B.G., мой нигер Turk или тот же Juve».

Конечно, это немало удивило хип-хоп общественность, особенно тех, кто помнил, как бойко Wizzy опускал Big Boy Records, которые лично его и не задевали никогда.

Более того, на его следующем альбоме Tha Carter оказалась песня «I Miss My Dawgs», посвящавшаяся убежавшим Juvenile, Turk и B.G., и отнюдь не угрозы звучали в этом треке.

Кстати, этот альбом («The Carter») интересен хотя бы тем, что это первый альбом совершеннолетнего Уэйна, его тексты стали глубже, темы обширнее... да и самолюбия прибавилось: в первом же сингле он заявляет «I’m cash money Makaveli, ya ain’t ready... The best rapper alive since the best rapper retired (Я Макиавелли из Cash Money... (намек на Тупака) Я лучший рэпер из оставшихся в живых, после того как лучший ушел в отставку (намек на Jay-Z))».

Президент Картер 3

Время, как мы уже отмечали, шло, на Cash Money приходили и уходили исполнители, одно оставалось неизменным — Lil’ Wayne и Baby, называвшие друг друга родственниками. Поэтому, опять же, как снег на голову свалилось заявление, сделанное самим Уэйном в 2005, о том, что он покидает лейбл, на котором провел больше половины жизни, и переходит на Def Jam к ненаглядному Джигге. Правда, в конце концов, заявление себя не оправдало и Виззи остался на Cash Money, но сам он откоментировал: «На самом деле я и правда собирался к Jay-Z. Но положение дел на Cash Money изменилось в лучшую сторону, и я остался», что совсем не исключало возможности ухода. Baby же сказал:

«Уэйн был частью лейбла, ей он навсегда и останется. Мы семья!».

Много слухов ходит по поводу того, что Уэйн находится под неким влиянием Baby и делает все, что ему «приказывает хозяин», но авторитетные издания предпочитают относить это к параноидальной фантастике, значит так же поступим и мы с вами.

Да и вообще вокруг Виззи вечно крутится поразительное количество слухов. Например, когда Young Jeezy покинул Boyz N Da Hood, и группа искала четвертого участника, все наперебой сватали туда то Trick Daddy, то Уэйна.

Несмотря на то, что у Виззи есть 6-ти летняя дочь от собственной стилистки, мужчина он до сих пор холостой, но при девушке, да еще и какой! Девушкой Уэйна является ни кто иная, как da baddest bitch, Trina из Майами. Их союз тоже долгое время был всего лишь слухом и в интервью заявляли, что они «просто друзья», но после совместной песни «Don’t Trip» в интервью журналу Sister 2 Sister Трина призналась, что у них роман и долго глупо хихикала. Позже в интервью журналу Vibe она же сказала, что они «оба невероятно счастливы и больше нам, читателям, ничего знать и не надо». Weezy же ограничился скупым «мы друг друга охрененно понимаем, потому что мы оба рэпперы». Вот так вот.

К середине 2005 года B.G. и Juve окончательно разругались с Lil’ Wayne’ом, тем не менее, все, что можно услышать в их адрес от Картера это короткое «F**k» в очередном интервью. Ни диссов, ни каких либо акций на подобии G-Unot он не устраивал. К f**k-списку со временем присоединился Mannie Fresh, бывший битмейкер Cash Money, в свою очередь «покинувший лодку». После его ухода с лейбла Виззи возвели в чин «президента Cash Money Records».

Что дает это звание, и по сей день загадка, ибо владельцами лейбла все еще являются братья Williams. Сам Уэйн на вопрос что же это за должность отвечает так:

«Креативней работаю. Отвечаю на тысячи вопросов: Уэйн, что ты об этом думаешь? Уэйн, как мы должны поступить?».

Его предпоследний альбом «Tha Carter II» разошелся миллионным тиражом и получил от критиков звание «Best Cash Money album ever», а сам Уэйн был назван одним из лучших лириков юга.

В 2006 он также по уши в делах: сначала Виззи работает над совместным альбомом с Baby aka Birdman, название которого «Like Father, Like Son» опять же подчеркивает их «родство». Кроме того, на рынок был выпущен еще один интересный проект — альбом «I Can’t Feel My Face» с «дипломатом» Juelz Santana, который сначала задумывался как микстейп, но вышел, как полноценный альбом.

Кроме того, много слухов ходило (и продолжает ходить) о возрождении Hot Boyz: якобы B.G., Juvenile и Mannie Fresh готовы записывать новый альбом, но при условии, что на нем не будет ненавистного Baby. Уэйн стоит горой за «отца» и отказывается.

Ураган Катрина, сокрушивший Новый Орлеан в 2005 г., вынудил звезду вместе с «папочкой» Baby переехать к любимой Триночке в Майами, и как сам Виззи говорит в одном треке для альбома DJ Khaled, «Until the rebuild New Orleans that’s where I stay (пока не перестроят Новый Орлеан, я останусь здесь, в Майами)».

На лето 2008 года запланирован релиз «Tha Carter III». Судьба этого горемычного альбома поражает. В течение почти всего 2007 года он переносился с одной даты на другую. Наконец, фанаты вздохнули свободно: Cash Money объявил, что установлен окончательный релиз — начало лета 2008. И тут, новый скандал: за несколько дней до премьеры готовый альбом был слит в интернет. И всему виной «невинная» фраза Уэйна в интервью журналу «Foundation»: «F*ck all mixtape deejays». Разгневанные DJ’и тут же и отомстили рэперу. Но серьезных потерь в продажах это действо не понесло, и все благодаря верным фанатам, которые за первую неделю одарили-таки своего кумира первым миллионом проданных копий. Эта планка не покорялась ни одному рэперу с тех пор, как 50 Cent в марте 2005 г. зарядил своим мегауспешным «The Massacre». И ведь продажи растут, так что, возможно, новые рекорды не за горами.

В «благодарственном» видео к своим фанатам Weezy поблагодарил их за свои кровные доллары, и то ли в шутку, то ли всерьез объявил, что скоро начнет работу над «The Carter IV».

Вот такая вот история мальчика из гетто, которому мама не разрешала в детстве ругаться матом и носить военизированную одежду: настоящая american dream!

Новоорлеанский исполнитель с горячей “свежей” кровью начал свой длинный путь в компании лейбла Cash Money, став частью проекта Hot Boys – популярной супергруппы конца 90-х, в которую помимо него входили тогда Juvenile, Turk и B.G., также готовившие почву для сольных проектов. Juvenile и B.G. впервые дебютировали сольно в 1999 году с парой хитов "Back That Azz Up" и "Bling Bling", соответственно. Lil Wayne взялся за сольную карьеру чуть позже в том же году с мощным хитом, давшим название его дебютному альбому “Tha Block Is Hot”.


27 сентября 1982 года в каком-то грязном роддоме, а может и вовсе на дому, в отвратительно преступном и невероятно жарком районе Нового Орлеана 17 ward на свет появился младенец, которому дали имя Dwayne Michael. Он был единственным и совершенно нежеланным ребенком в и без того шаткой семье. Очевидно, младенец стал последней каплей для настоящего отца будущей рэп-звезды и папаша бросил семью, когда Дуэйну еще не было и года. Типичное начало для истории о невероятном успехе, не правда ли? Что поделаешь, как сказал Louis Logic: "All those Cinderella stories are true, because it happens".

Несмотря ни на что, некто Reginald Carter по кличке Rabbit на протяжении всего детства Дуэйна пытался кое-как поднять семью, он-то и заменил будущему рэперу отца, а заодно и передал ему президентскую фамилию "Carter".

Учился Виззи из рук вон плохо: конечно, ведь тяжело одновременно учиться и торчать на улице, в криминальном Орлеане, с друзьями, слушая рэп. А слушали тогда на улицах этого, не побоюсь такого слова, экзотического города совершенно удивительных и неповторимых исполнителей. Тут стоило бы немного углубиться в историю музыки Нью-Орлианс: тот совершенно некомпетентный ярлык "баунс", который в наши дни так любят вешать ненавистники южного рэпа, на самом деле стиль хип-хопа, корни которого в Miami Bass Music, а душа навеки в New Orleans. Так вот, вместо привычного нам "на меня повлиял Big Daddy Kane и Rakim!", Дуэйн вспоминает: "на меня повлияли Pimp Daddy и U.N.L.V. (Uptown Niggas Livin Violent)". Остается только удивиться сколь хорошо Wayne был осведомлен, ведь на тот момент ни Pimp Daddy ни U.N.L.V. не были подписаны на какой-нибудь лейбл, хотя уже и были звездами андерграунда (а чуть позже были подписаны на Cash Money, но это другая история).

В 93, в возрасте десяти лет, Виззи знакомится с подписанным на молодой лейбл Cash Money Records артистом по имени Lil Slim. Как это часто бывает, он поражает его своим рэпом. Нам остается только догадываться, как десятилетний ребенок смог впечатлить взрослого мужика, но Slim обещает познакомить с руководством собственного лейбла - Brian "Baby" Williams и Ronald "Slim" Williams. Происходит это через полгода.

БУДУЩИЕ ПАПЫ

Стоит заметить, что политика лейбла Cash Money радикально отличалась: они пытались брать качеством, собрать под одним флагом лучших рэперов Нового Орлеана, потому впечатлить сразу CEO лейбла не удалось. В качестве утешительного приза Baby оставляет Дуэйну свою визитку, мол "позвони, когда подрастешь".

Виззи не стал терять времени и насел на телефон Cash Money, после чего глава лейбла великодушно, аля Тайлер Дёрден, сказал: "Теперь я вижу, что ты действительно хочешь быть рэпером". И присоединил его, ко второму ребенку на лейбле – Gangsta D aka Lil Doogie. Так появилась группа B.G.’z (Baby Gangstaz), которая, правда, просуществовала всего пару месяцев. Тем не менее, они успели выпустить дебютный промо EP "True Story" в том же 93 году.

С ним произошла интересная история: Lil’ Doogie читал на этом EP на порядок больше, в силу того, что был постарше Wayne’a и так уж получилось, что имя B.G. закрепилось за ним, а Baby D (так на тот момент называл себя Дуэйн) был приписан, как гость в нескольких треках, когда вышел уже полный альбом "True story".

На тот момент у Cash Money был активный биф с другим ново-орлеанским лейблом – Big Boy (известным, разве что тем, что из их рядов вышел Mystikal). Однажды Мать Виззи услышала дисс своего ненаглядного единственного сыночка на вражескую контору и… запретила ему общаться с Cash Money и носить милитари одежду (не забываем, что парню было всего 11 лет).

Но ее запрет продлился не долго… Вскоре отчима Дуэйна убивают и единственным близким человеком, который оказался поблизости оказался Baby. "Я помню как я позвонил ему и спокойно сказал всего пару слов, что-то типа: "Ок, да он умер…", - будет много позже вспоминать Wayne - Baby забрал меня, посадил в свою машину, и я плакал там на заднем сидении, я был в шоке… Тогда он посмотрел мне в глаза и сказал: "Эй, ниггер, ты плачешь, как будто потерял отца, что за херня" и с этого дня единственным моим отцом стал Baby, и мы с ним друг друга не потеряем".


ЛУЧШИЙ ИЗ НЫНЕ ЖИВУЩИХ

Время шло, Lil’ Wayne уже под более привычным для нас именем время от времени появлялся на альбомах артистов Cash Money, но активных проектов с его участием не было. Все изменилось, когда в 97 было принято поворотное для лейбла решение – была сформирована группа в составе B.G., Juvenile, Young Turk и Lil’ Wayne – Hot Boys, all-star group, как их называли. А вообще-то "Hot Boys" это название новоорлеанской банды первой половины ХХ века. По легенде, когда они, наконец, были пойманы, уровень преступности в городе резко упал.

Первый альбом группы взорвал Луизиану, хотя разлет осколков не превысил границ штата. Было продано около 400 тысяч копий, что для независимого лейбла было невероятно много, благодаря чему на Cash Money Records обратил внимание мейджор Universal. Был подписан контракт на 30 миллионов, по которому Cash Money Records переходил под крыло этого гиганта.

За это время Виззи значительно изменил свой стиль. Его новым кумиром стал однофамилец Jay-Z, отсюда и особенности читки. На его альбомах, начиная с 2000 года, это некое подражание Джиге слышится отчетливее, что Уэйн и не отрицает.

Следующий альбом Hot Boys сорвал банк: платиновый сертификат плюс бешеная популярность, но по законам жанра сказка своевременно закончилась. Один за другим участники группы покидали Cash Money, но сравнение с крысами, бегущими с утопающего корабля, было здесь неуместно.

Держал на плаву этот корабль несовершеннолетний Lil’ Wayne. Начало его сольной карьеры ознаменовано 1999 годом, когда ему еще не исполнилось 18-ти лет. Специфическая читка Уэйна + биты Mannie Fresh отлично сочетались, первый сингл "The Block Is Hot" взорвал как положено, и альбом разошелся миллионным тиражом. Затем в 2000 команда Wayne + Fresh закрепила успех с золотым "Lights Out".

Когда настало тяжелое для Кэш Мани время и артисты начали уходить, CEO лейбла принял решение назвать следующий альбом Виззи "500 Degreez", как якобы сиквел к самому успешному альбому Cash Money - Juvenile "400 Degreez". Как того и следовало ожидать, покинувший лейбл Juve обиделся. Да не на шутку!

В гневе он на скрую руку состряпал то ли бутлег, то ли микстейп сомнительного качества под названием "600 Degreez", на котором и представил миру свой дисс на Lil’Wayne под названием "A hoe". Претензии стандартные: "Ты никого не убил, а у тебя набита слеза, я тебя не видел на районе, ты не ниггер, ты дыра", и все в таком же духе. Виззи откоментировал этот выпад спокойно: "Я понятия не имею что там за дисс, я его не слышал. Может там и было что-то, для меня не имеет значения. Я не забываю своих и, если что, я за любого из нашей бывшей команды отдам жизнь, будь то B.G., мой нигер Turk или тот же Juve".

Конечно, это немало удивило хип-хоп общественность, особенно тех, кто помнил, как бойко Wizzy опускал Big Boy Records, которые лично его и не задевали никогда.

Более того, на его следующем альбоме The Carter оказалась песня "I Miss My Dawgs", посвящавшаяся убежавшим Juvenile, Turk и B.G., и отнюдь не угрозы звучали в этом треке.

Кстати, этот альбом ("The Carter") интересен хотя бы тем, что это первый альбом совершеннолетнего Уэйна, его тексты стали глубже, темы обширнее… да и самолюбия прибавилось: в первом же сингле он заявляет "I’m cash money Makaveli, ya ain’t ready… The best rapper alive since the best rapper retired (Я Макиавелли из Cash Money… (намек на Тупака) Я лучший рэпер из оставшихся в живых, после того как лучший ушел в отставку (намек на Jay-Z))".

ПРЕЗИДЕНТ КАРТЕР-3

Время, как мы уже отмечали, шло, на Cash Money приходили и уходили исполнители, одно оставалось неизменным – Lil’ Wayne и Baby, называвшие друг друга родственниками. Поэтому, опять же, как снег на голову свалилось заявление, сделанное самим Уэйном в 2005, о том, что он покидает лейбл, на котором провел больше половины жизни, и переходит на Def Jam к ненаглядному Джиге. Правда, в конце концов, заявление себя не оправдало и Виззи остался на Cash Money, но сам он откоментировал: "На самом деле я и правда собирался к Jay-Z. Но положение дел на Cash Money изменилось в лучшую сторону, и я остался", что совсем не исключало возможности ухода. Baby же сказал: "Уэйн был частью лейбла, ей он навсегда и останется. Мы семья!".

Много слухов ходит по поводу того, что Уэйн находится под неким влиянием Baby и делает все, что ему "приказывает хозяин", но авторитетные издания предпочитают относить это к параноидальной фантастике, значит так же поступим и мы с вами.

Да и вообще вокруг Wizzy вечно крутится поразительное количество слухов. Например, когда Young Jeezy покинул Boyz N Da Hood, и группа искала четвертого участника, все наперебой сватали туда то Trick Daddy , то Уэйна.

Несмотря на то, что у Виззи есть 6-ти летняя дочь от собственной стилистки, мужчина он до сих пор холостой, но при девушке, да еще и какой! Девушкой Уэйна является ни кто иная, как the baddest bitch Trina из Майами. Их союз тоже долгое время был всего лишь слухом и в интервью заявляли, что они "просто друзья", но после совместной песни "Don’t Trip" в интервью журналу Sister 2 Sister Трина призналась, что у них роман и долго глупо хихикала. Позже в интервью журналу VIBE она же сказала, что они "оба невероятно счастливы и больше нам, читателям, ничего знать и не надо". Wizzy же ограничился скупым "мы друг друга охрененно понимаем, потому что мы оба рэпперы". Вот так вот.

К середине 2005 года B.G. и Juve окончательно разругались с Lil’ Wayne’ом, тем не менее, все, что можно услышать в их адрес от Картера это короткое "Fuck" в очередном интервью. Ни диссов, ни каких либо акций на подобии G-Unot он не устраивал. К fuck-списку со временем присоединился Mannie Fresh, бывший битмейкер Cash Money, в свою очередь "покинувший лодку". После его ухода с лейбла Виззи возвели в чин "президента Cash Money Records".

Что дает это звание, и по сей день загадка, ибо владельцами лейбла все еще являются братья Williams. Сам Уэйн на вопрос что же это за должность отвечает так: "Креативней работаю. Отвечаю на тысячи вопросов "Уэйн, что ты об этом думаешь? Уэйн, как мы должны поступить?".

Его последний альбом "The Carter II"» разошелся миллионным тиражом и получил от критиков звание "Best Cash Money album ever", а сам Уэйн был назван одним из лучших лириков юга.

В данный момент он по уши в делах: помимо нового сольного альбома "The Carter III" намеченного на 2007 год, Виззи работает еще и над совместным альбомом с Baby рабочее название которого "Like Father, Like Son" опять же подчеркивает их "родство". Кроме того, готовится еще один интересный проект - альбом "I Can’t Feel My Face" с "дипломатом" Juelz Santana , который сначала задумывался как микстейп, но теперь видимо выйдет, как полноценный альбом.

Кроме того, много слухов ходило (и продолжает ходить) о возрождении Hot Boyz: якобы B.G., Juvenile и Mannie Fresh готовы записывать новый альбом, но при условии, что на нем не будет ненавистного Baby. Уэйн стоит горой за "отца" и отказывается.

Ураган Катрина вынудил звезду Нового Орлеана вместе с "папочкой" Baby переехать к любимой Триночке в Майами, и как поет сам Виззи в треке для альбома DJ Khaled, "Until the rebuild New Orleans that’s where I stay (пока не перестроят Новый Орлеан, я останусь здесь, в Майами)".

Вот такая вот история мальчика из гетто, которому мама не разрешала в детстве ругаться матом и носить военизированную одежду… настоящая american dream! А ведь это только начало!

5 подборов аккордов

Биография

27 сентября 1982 года в каком-то грязном роддоме, а может и вовсе на дому, в отвратительно преступном и невероятно жарком районе Нового Орлеана «17 ward» на свет появился младенец, которому дали имя Dwayne Michael Carter (Дуэйн Майкл Картер). Он был единственным и совершенно нежеланным ребенком в и без того шаткой семье. Очевидно, младенец стал последней каплей для настоящего отца будущей рэп-звезды и папаша бросил семью, когда Дуэйну еще не было и года. Типичное начало для истории о невероятном успехе, не правда ли? Что поделаешь, как сказал louis logic: «All those Cinderella stories are true, because it happens».

Несмотря ни на что, некто Reginald Carter по кличке Rabbit на протяжении всего детства Дуэйна пытался кое-как поднять семью, он-то и заменил будущему рэперу отца, а заодно и передал ему президентскую фамилию «Carter».

Учился Виззи из рук вон плохо: конечно, ведь тяжело одновременно учиться и торчать на улице, в криминальном Орлеане, с друзьями, слушая рэп. А слушали тогда на улицах этого, другого слова не подобрать, экзотического города совершенно удивительных и неповторимых исполнителей. Тут стоило бы немного углубиться в историю музыки Нью-Орлеана: тот совершенно некомпетентный ярлык «баунс», который в наши дни так любят вешать ненавистники южного рэпа, на самом деле стиль хип-хопа, корни которого в Miami Bass Music, а душа навеки в Нью-Орлеане. Так вот, вместо привычного нам «на меня повлиял Big Daddy Kane и Rakim!», Дуэйн вспоминает: «на меня повлияли Pimp Daddy и U.N.L.V. (Uptown Niggas Livin Violent)». Остается только удивиться сколь хорошо Wayne был осведомлен, ведь на тот момент ни Pimp Daddy, ни U.N.L.V. не были подписаны на какой-нибудь лейбл, хотя уже и были звездами андерграунда (а чуть позже были подписаны на Cash Money, но это другая история.

НОВЫЙ ПАПА

В 93, в возрасте десяти лет, Виззи знакомится с подписанным на молодой лейбл Cash Money Records артистом по имени Lil Slim. Как это часто бывает, он поражает его своим рэпом. Нам остается только догадываться, как десятилетний ребенок смог впечатлить взрослого мужика, но Slim обещает познакомить с руководством собственного лейбла - Brian «Baby» Williams и Ronald «Slim» Williams. Происходит это через полгода.

Стоит заметить, что политика лейбла Cash Money радикально отличалась: они пытались брать качеством, собрать под одним флагом лучших рэперов Нью-Орлеана, потому впечатлить сразу CEO лейбла не удалось. В качестве утешительного приза Baby оставляет Дуэйну свою визитку, мол «позвони, когда подрастешь».

Виззи не стал терять времени и насел на телефон Cash Money, после чего глава лейбла великодушно, аля Тайлер Дёрден, сказал: «Теперь я вижу, что ты действительно хочешь быть рэпером». И присоединил его, ко второму ребенку на лейбле – Gangsta D aka Lil Doogie. Так появилась группа B.G.’z (Baby Gangstaz), которая, правда, просуществовала всего пару месяцев. Тем не менее, они успели выпустить дебютный промо EP «True Story» в том же 93 году.

С ним произошла интересная история: Lil’ Doogie читал на этом EP на порядок больше, в силу того, что был постарше Wayne’a и так уж получилось, что имя B.G. закрепилось за ним, а Baby D (так на тот момент называл себя Дуэйн) был приписан, как гость в нескольких треках, когда вышел уже полный альбом «True Story».

На тот момент у Cash Money был активный биф с другим нью-орлеанским лейблом – Big Boy (известным разве что тем, что из их рядов вышел Mystikal). Однажды мать Виззи услышала дисс своего ненаглядного единственного сыночка на вражескую контору и… запретила ему общаться с Cash Money и носить милитари одежду (не забываем, что парню было всего 11 лет).

Но ее запрет продлился не долго… Вскоре отчима Дуэйна убивают, и единственным человеком, который оказался поблизости был Baby. «Я помню как я позвонил ему и спокойно сказал всего пару слов, что-то типа: «Ок, да он умер…», - будет много позже вспоминать Wayne, - Baby забрал меня, посадил в свою машину, и я плакал там на заднем сидении, я был в шоке… Тогда он посмотрел мне в глаза и сказал: «Эй, ниггер, ты плачешь, как будто потерял отца, что за херня», и с этого дня единственным моим отцом стал Baby, и мы с ним друг друга не потеряем».

ЛУЧШИЙ ИЗ НЫНЕ ЖИВУЩИХ

Время шло, Виззи (уже под более привычным для нас именем Lil’ Wayne) время от времени появлялся на альбомах артистов Cash Money, но активных проектов с его участием не было. Все изменилось, когда в 97 было принято поворотное для лейбла решение – была сформирована группа в составе B.G., Juvenile, Young Turk и Lil’ Wayne – Hot Boys, all-star group, как их называли. А вообще-то «Hot Boys» - это название новоорлеанской банды первой половины ХХ века. По легенде, когда они, наконец, были пойманы, уровень преступности в городе резко упал.

Первый альбом группы взорвал Луизиану, хотя разлет осколков не превысил границ штата. Было продано около 400 тысяч копий, что для независимого лейбла было невероятно много, благодаря чему на Cash Money Records обратил внимание мейджор Universal. Был подписан контракт на 30 миллионов, по которому Cash Money Records переходил под крыло этого гиганта.

За это время Виззи значительно изменил свой стиль. Его новым кумиром стал однофамилец Jay-Z, отсюда и особенности читки. На его альбомах, начиная с 2000 года, это некое подражание Джигге слышится отчетливее, что Уэйн и не отрицает.

Следующий альбом Hot Boys сорвал банк: платиновый сертификат плюс бешеная популярность, но по законам жанра сказка своевременно закончилась. Один за другим участники группы покидали Cash Money, но сравнение с крысами, бегущими с утопающего корабля, было здесь неуместно.

Держал на плаву этот корабль несовершеннолетний Lil’ Wayne. Начало его сольной карьеры ознаменовано 1999 годом, когда ему еще не исполнилось 18-ти лет. Специфическая читка Уэйна + биты Mannie Fresh отлично сочетались, первый сингл «Tha Block Is Hot» взорвал как положено, и альбом разошелся миллионным тиражом. Затем в 2000 команда Wayne + Fresh закрепила успех с золотым «Lights Out».

Когда настало тяжелое для Cash Money время, а артисты начали уходить, CEO лейбла принял решение назвать следующий альбом Виззи «500 Degreez», как якобы сиквел к самому успешному альбому Cash Money - Juvenile «400 Degreez». Как того и следовало ожидать, покинувший лейбл Juve обиделся. Да не на шутку!

В гневе он на скорую руку состряпал то ли бутлег, то ли микстейп сомнительного качества под названием «600 Degreez», на котором и представил миру свой дисс на Lil’Wayne под названием «A Hoe». Претензии стандартные: «Ты никого не убил, а у тебя набита слеза, я тебя не видел на районе, ты не ниггер, ты дыра», и все в таком же духе. Виззи откоментировал этот выпад спокойно: «Я понятия не имею что там за дисс, я его не слышал. Может там и было что-то, для меня не имеет значения. Я не забываю своих и, если что, я за любого из нашей бывшей команды отдам жизнь, будь то B.G., мой нигер Turk или тот же Juve».

Конечно, это немало удивило хип-хоп общественность, особенно тех, кто помнил, как бойко Weezy опускал Big Boy Records, которые лично его и не задевали никогда. Более того, на его следующем альбоме Tha Carter оказалась песня «I Miss My Dawgs», посвящавшаяся убежавшим Juvenile, Turk и B.G., и отнюдь не угрозы звучали в этом треке.

Кстати, этот альбом («The Carter») интересен хотя бы тем, что это первый альбом совершеннолетнего Уэйна, его тексты стали глубже, темы обширнее… да и самолюбия прибавилось: в первом же сингле он заявляет «I’m cash money Makaveli, ya ain’t ready… The best rapper alive since the best rapper retired (Я Макиавелли из Cash Money… (намек на Тупака) Я лучший рэпер из оставшихся в живых, после того как лучший ушел в отставку (намек на Jay-Z))».

ПРЕЗИДЕНТ КАРТЕР # 3

Время, как мы уже отмечали, шло, на Cash Money приходили и уходили исполнители, одно оставалось неизменным – Lil’ Wayne и Baby, называвшие друг друга родственниками. Поэтому, опять же, как снег на голову свалилось заявление, сделанное самим Уэйном в 2005, о том, что он покидает лейбл, на котором провел больше половины жизни, и переходит на Def Jam к ненаглядному Джигге. Правда, в конце концов, заявление себя не оправдало и Виззи остался на Cash Money, но сам он откоментировал: «На самом деле я и правда собирался к Jay-Z. Но положение дел на Cash Money изменилось в лучшую сторону, и я остался», что совсем не исключало возможности ухода. Baby же сказал: «Уэйн был частью лейбла, ей он навсегда и останется. Мы семья!».

Много слухов ходит по поводу того, что Уэйн находится под неким влиянием Baby и делает все, что ему «приказывает хозяин», но авторитетные издания предпочитают относить это к параноидальной фантастике, значит так же поступим и мы с вами.

Несмотря на то, что у Виззи есть 6-ти летняя дочь от собственной стилистки, мужчина он до сих пор холостой, но авторитета ему добавляет тот факт, что он постоянно крутит романы с самыми красивыми девушками, да еще какими! Девушкой Уэйна являлась когда-то ни кто иная, как da baddest bitch, Трина из Майами. Их союз тоже долгое время был всего лишь слухом и в интервью заявляли, что они «просто друзья», но после совместной песни «Don’t Trip» в интервью журналу Sister 2 Sister Трина призналась, что у них роман и долго глупо хихикала. Позже в интервью журналу Vibe она же сказала, что они «оба невероятно счастливы и больше нам, читателям, ничего знать и не надо». Weezy же ограничился скупым «мы друг друга охрененно понимаем, потому что мы оба рэпперы». Правда, Эдем продолжался не так долго, и вскоре в коварные сети Виззи, который уже отрастил ставшие знаменитые дреды, попалась Лорен Лондон, известная модель и куртизанка. Наркоман с вечным стаканчиком в руке настолько очаровал девушку, что она вмиг залетела. В сентябре 2009 года она дала жизнь новому, теперь третьему, отпрыску Картера. А вскоре подоспел и четвертый, матерью которого является певица Нивеа. Вот таким ловеласом оказался наш герой, Дуэйн Майкл Картер.

Кстати, о имени рэпера. В интервью артист часто признавался, что просит людей называть его Уэйн, без «д» в начале. «Я выкинул «д», так как мой отец еще жив, и я не хочу быть джуниором. Я предпочитаю имя Уэйн.»

К середине 2005 года B.G. и Juve окончательно разругались с Lil’ Wayne’ом, тем не менее, все, что можно услышать в их адрес от Картера это короткое «F**k» в очередном интервью. Ни диссов, ни каких-либо акций на подобии G-Unot он не устраивал. К f**k-списку со временем присоединился Mannie Fresh, бывший битмейкер Cash Money, в свою очередь «покинувший лодку». После его ухода с лейбла Виззи возвели в чин «президента Cash Money Records».

Что дает это звание, и по сей день загадка, ибо владельцами лейбла все еще являются братья Williams. Но все проясняется, когда Уэйна Картера объявляют президентом нового подразделения Cash Money, Young Money Records. «Наконец-то я получил полную свободу, и мне ничто нахрен теперь не мешает», скаля рифленые зубы от радости, говорит Виззи.

Его альбом 2005 года «Tha Carter II» разошелся миллионным тиражом и получил от критиков звание «Best Cash Money album ever», а сам Уэйн был назван одним из лучших лириков юга.

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ, НОВЫЕ ЗАБОТЫ

В 2006 он также по уши в делах: сначала Виззи работает над совместным альбомом с Baby aka Birdman, название которого «Like Father, Like Son» опять же подчеркивает их «родство». Кроме того, в разработку пошел еще один интересный проект - альбом «I Can’t Feel My Face» с «дипломатом» Juelz Santana, который сначала задумывался как микстейп, но должен выйти как полноценный альбом.

Кроме того, много слухов ходило о возрождении Hot Boyz: якобы B.G., Juvenile и Mannie Fresh готовы записывать новый альбом, но при условии, что на нем не будет ненавистного Baby. Уэйн вроде бы как стоит за отчима горой. Но пожара без дыма не бывает. Старая ватага кажется доползла до студии и записывает новый альбом. Релиз намечен на 2010.

На 2008 год же был запланирован релиз «Tha Carter III». Судьба этого горемычного альбома поражает. В течение почти всего 2007 года он переносился с одной даты на другую. Наконец, фанаты вздохнули свободно: Cash Money объявил, что установлен окончательный релиз - начало лета 2008. И тут, новый скандал: за несколько дней до премьеры готовый альбом был слит в интернет. И всему виной «невинная» фраза Уэйна в интервью журналу «Foundation»: «F*ck all mixtape deejays». Разгневанные DJ’и тут же и отомстили рэперу. Но серьезных потерь в продажах это действо не понесло, и все благодаря верным фанатам, которые за первую неделю одарили-таки своего кумира первым миллионом проданных копий. Эта планка не покорялась ни одному рэперу с тех пор, как 50 Cent в марте 2005 г. зарядил своим мегауспешным «The Massacre». В итоге - 3Х платина и бешеный успех турне.

2009 год Виззи считает самым счастливым и плодотворным для лейбла. «Мы подписали много новых артистов, от Bow Wow до brand new entertainer Drake. Я знать не хочу, что там случилось между Bow Wow и Jermaine, но он теперь мой чувак. А Drake - его мы нашли в Канаде, и поверьте, у него большое будущее! Сейчас идет работа над сразу несколькими альбомами. Baby, Jay Sean и Kevin Rudolf уже выстрелили новинками. На подгоне я и Дрэйк. Плюс компиляция от моего лейбла. Все ОК.»

Но теперь, обозревая новостные блоги, можно разочаровать Виззи: суд приговорил рэпера к году заключения за незаконное хранение оружия. И хотя дата релиза седьмого альбома уже назначена - 1 февраля 2010 - не исключено, что придется подождать. Но наш герой надеется, что обойдется без крайностей, надо же и в студии поработать.